Биоэнергопластика – нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

В предлагаемом материале рассмотрены основные подходы к проведению артикуляторной гимнастики, её значение для формирования правильных артикуляторных укладов звуков. Описаны упражнения биоэнергопластики, разработанные Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И., а также предложены авторские игровые варианты проведения биоэнергопластики на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
bioenergoplastika_kak_netraditsionnaya_forma_provedeniya_artikulyatornoi_gimnastiki.docx 33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за его отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже в младенчестве ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения отдельными звуками или их сочетаниями (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Условия, обеспечивающие эффективность артикуляторной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  3. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. После прочного усвоения необходимых упражнений артикуляторную гимнастику можно проводить без зеркала, обеспечивая тем самым развитие кинестетических ощущений от органов артикуляторного аппарата.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

К сожалению, процесс формирования правильных артикуляторных укладов достаточно длителен, и каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка: создаются сказки для Весёлого Язычка, различные игровые ситуации, упражнениям придумываются новые названия и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на относительно новый подход в проведении артикуляторной гимнастики, предложенный Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. – биоэнергопластика. Суть его в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. На начальном этапе педагог, демонстрируя артикуляционное упражнение (на первом занятии проводятся 2-3 артикуляторных упражнения) сочетает его с движением кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает внимание детей к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти рук. На последующих занятиях постепенно подключается кисть второй руки. Особое внимание необходимо обращать на четкость выполнения каждого движения.

Тренировка нижней челюсти.

Упражнение № 1. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажены. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет три рот закрыт. Показ кистью руки; 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Тренировка губных мышц.

Упражнение № 2. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, на обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно больше тренировать их в движении вперед). упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, на «два» – пальцы врозь.

Упражнение № 3. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо, на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед, на счет «четыре» «пятачок» двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются 3-4 раза. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

Упражнение № 4. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх. Повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева на право. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

Упражнение № 5. нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают её, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы. Ладонь вниз, двигаются только пальцы.

Тренировка мышц языка.

Упражнение № 6. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение. Упражнение повторяется 4-6 раз. Кисть руки – движения ладонью вверх, вниз.

Упражнение № 7. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» – внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные собраны в кулак.

Упражнение № 8. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза. Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельно столу.

Упражнение № 9. Исходное положение6 рот приот5крыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается. Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.

Это упражнение для тренировки нёбной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик – у нижних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть до максимально глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц нёбной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Кисть руки – ладонью вниз параллельно столу. Когда опускается нижняя челюсть – пальцы собираются в бинокль.

Предлагаю также несколько авторских игровых вариантов проведения биоэнергопластики. Движения артикуляторных органов и кистей рук иллюстрируют произносимое педагогом стихотворение. Все предлагаемые комплексы упражнений можно проводить в рамках лексических тем, изучаемых в логопедической группе. Сначала все упражнения осваиваются, как и положено, перед зеркалом. Когда этап «зеркала» заканчивается, а удержание статических поз ещё необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процесс развития сюжета. Упражнения вводятся постепенно. Логопед произносит текст, а ребенок делает упражнения.

Биоэнергопластика — как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Галиахметова Гульнара
Биоэнергопластика — как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

«Чем больше уверенности в движении

детской руки, тем ярче речь ребенка!”

В. А. Сухомлинский

Исходя из результатов диагностики в последнее время основную массу детей логопедической группы составляют дети с дизартрическими расстройствами. Как правило, дети моторно неловки, тонкая моторика рук изначально формируется с нарушениями, ограничена артикуляционная моторика, переключаемость движений, звукопроизношение. Коррекция всех этих нарушений занимает много времени и сил. Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата детей к постановке звуков в логопедической практике актуально использовать метод биоэнергопластики в сочетании с артикуляционной гимнастикой.

Биоэнергопластика – это одновременные движения рук с нижней челюстью, губами или языком.

Термин “биоэнергопластикасостоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Всю работу по проведению такой гимнастики можно разделить на 5 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, т. е. насколько быстро и точно ребенок освоит артикуляционные упражнения.

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции. Особенно важно исследование двигательной функции артикуляционного аппарата ребенка. Обследование проводится по словесной инструкции с предварительным показом.

1. Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы, как при произношении звука [И], удержать позу.

2. Вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука [У], и удержать позу. 3. Округлить губы, зубы при этом сомкнуты и обнажены, удержать позу.

4. Широко раскрыть рот, как при произнесении звука [А] и закрыть.

5. Рот открыть, положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу, удержать позу под счет до пяти.

6. Двигать кончиком языка поочередно из правого угла рта в левый угол, рот при этом открыт, под счет до восьми.

7. Поочередно язык поднимать к верхней губе и опускать к нижней губе, рот при этом открыт, под счет до восьми.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений (нижней челюсти вместе с языком); чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор (дрожание языка, саливации (слюнотечение); движение не удается.

На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнок знакомится с органами артикуляции, выполняет артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, челюсти). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями своей ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения на этом этапе не вовлекается.

Артикуляционная гимнастика

1. «Окошко» Рот открыть (как для пропевания звука [А], подержать рот открытым под счет до пяти, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка лежит у передних зубов. Удерживать в таком положении под счет до пяти.

2. «Заборчик» Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до пяти. Следить, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребенком пропеть звук [И], и губы растянутся в улыбке.

3. «Трубочка» Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет до пяти. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, можно вместе с ребенком пропеть звук [У], и губы примут положение «трубочки». Удерживать в таком положении под счет до пяти.

4. «Бублик» Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет до пяти.

5. «Блинчик» Открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Следить, чтобы верхние зубы не касались языка. Удерживать в таком положении под счет до пяти.

6. «Горка» Рот открыть, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет до пяти.

7. «Иголочка» Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до пяти. Язык не должен касаться нижней губы.

8. «Чашечка» Открыть рот, передний и боковые края языка поднять вверх в форме «чашечки». Я зык не касается зубов. Удерживать в таком положение под счет до пяти.

9. «Часики» Улыбнуться. Приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 6-8 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна.

10. «Качели» Открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны). Так поочередно менять положение языка под счет до 10. Нижняя челюсть неподвижна.

11. «Маляр» Открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперед – назад, поглаживая нёбо. Следить за тем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности зубов, но не высовывался изо рта.

Все упражнения выполняются в медленном темпе по 6 – 8 повторений каждое.

На третьем (основном) этапе ко всем вышеперечисленным артикуляционным упражнениям подключаем движение ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой кистью.

Комплекс артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

(артикуляционные упражнения выполняются с одновременным

На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Артикуляционные упражнения выполняются с одновременным движением обеих рук. Учитель – логопед также сопровождает выполнения упражнений движениями рук, следит за четкостью выполнения движений.

На пятом (основном) этапе артикуляционные упражнения выполняются с функциональной нагрузкой (серии нескольких упражнений выполняемые за один прием, с сопровождением движений обеих рук. Это все способствует плавному переключению с одного вида движения на другое и позволяет экономить время при проведении артикуляционной гимнастики. Сначала выполняется серия из 2 упражнений, затем постепенно усложняется до серии из 3, 4 упражнений за один прием.Например: «Заборчик»«Трубочка», «Заборчик»«Трубочка»«Бублик»; «Блинчик»«Чашечка»; «Иголочка»«Горочка»; «Блинчик»«Чашечка»«Иголочка»«Горочка». Ребёнок выполняет артикуляционные упражнение и с одновременным движением обеих рук имитирует, повторяя движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук. В дальнейшем ребенок может самостоятельно выполнять упражнения по словесной инструкции логопеда.

Биоэнергопластика и артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

1. Буденная. Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие.СанктПетербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

2. Крупенчук О. И., Воробь ва Т. А.Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом “Литера”, 2004.

3. Сиротюк. А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2002.

4. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. : Сфера, 2001.

5. Загорская Е. А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №4.

6. Калягин В. А.Когда ребенок плохо говорит: Советы психолога. – СПб., 2004.

7. Йога–данс или биоэнергопластика [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.bioenergoplastika.ru// – 2009.

8. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.Санкт Петербург: Детство-пресс, 2011

9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная гимнастика и дыхательноголосовые упражнения. – М. : «Издательство Гном и Д», 2001.

10. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 1999

Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастики ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут.

Фотоотчет «Нетрадиционная форма родительского собрания» «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, время, труда. Но, и мы счастливы.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики на постановку звуков.

Автор: Романова Елена Юрьевна

Учитель-логопед ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» структурное подразделение детский сад «Радуга» с. Сергиевск

Комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики на постановку звуков.

Комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики на постановку звуков

Упражнения на постановку звуков с, з, ц

Название Описание артикуляционного упражнения Упражнение биоэнергопластики
«Лягушка» Улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении. Затем вернуть губы в исходное состояние. Повторить 4-5 раз Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать в таком положении , а затем вернуть в исходное положение.
«Блинчик» Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10 К исть руки находится горизонтально, ладонью вверх. Пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Заборчик » Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И», включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 10. Повторять 4-5 раз. Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10.
«Слоник» Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10. Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
«Почистим зубки» Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами и за верхними влево — вправо, нижняя челюсть не двигается, включая движения руки. Выполнять 5-10 секунд. Кисть руки опустить вниз и выполнять движения из стороны в сторону. Затем кисть поднять вверхи также выполнять движения из стороны в сторону, счет от 1 до 5. Выполнять 5 -10 секунд.
«Месим тесто» Немножко приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять по 5-10 секунд Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять 5-10 секунд
«Горка» Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам, включая движения руки. Удержать под счет от 1 до 5-10. Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Упражнения на постановку звуков ш, ж, щ, ч

Название Описание артикуляционного упражнения Упражнение биоэнергопластики
«Заборчик » Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И», включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 10. Повторять 4-5 раз. Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10.
«Слоник» Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10. Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
«Месим тесто» Немножко приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять по 5-10 секунд Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять 5-10 секунд
«Грибок» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот, подключая движение руки. Имитация «грибка». Удерживать под счет от 1 до 5-10. К исть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» кисть руки согнуть в области нижних фаланг и удерживать под счет, затем вернуть в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
«Чашечка» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу с подключением движения руки. Удержать от 1 до 5-10. К исть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг. Удерживать ладонь в форме чашечки под счет от 1 до 5-10.
«Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Выполнять от 1 до5-10 раз К исть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони, вслед за движением язычка. Выполнять круговые движения. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Упражнения на постановку звуков л,ль

Название Описание артикуляционного упражнения Упражнение биоэнергопластики
«Месим тесто» Немножко приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять по 5-10 секунд Кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять 5-10 секунд
«Пароход гудит» Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). Включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.Выполнять 5-6 раз. Кисть руки находится горизонтально ладонью вниз, пальцы выпрямлены и сомкнуты, На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть. Удерживать под счет от 1 до 5-10.
«Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп, пока не послышится бл-бл. Подключая движения руки. Выполнять 5-10 сек Кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика вверх, вслед за движением язычка. Выполнять от 5-10 секунд.
«Блинчик» Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10 К исть руки находится горизонтально, ладонью вверх. Пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Иголочка» Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Подключая движения руки. К исть руки находится горизонтально, ладонью вниз, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Выполнять под счет от 1 до 10.
«Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка, подключая движения руки. Выполнять от 1 до 5-10 раз. К исть руки находится горизонтально, ладонью вниз, пальцы выпрямлены и сомкнуты. По команде поднимать пальчики вверх и опускать вниз «вверх-вниз». Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Упражнения на постановку звуков р, рь

Альманах педагога

Автор: Алтунина Елена Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ-детский сад № 27 “Матрешка”
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: “Биоэнергопластика,как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики”
Раздел: дошкольное образование

Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения

артикуляционной гимнастики.

Автор: учитель-логопед Алтунина Е.В.

Основным методом формирования артикуляционной моторики является

гимнастика. Артикуляционная гимнастика

совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом

хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей

готовности ребёнка к школе!

Произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и

дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать

чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только

разнообразные нетрадиционные формы. Рассмотрим нетрадиционные формы

проведения артикуляционной гимнастики.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного

аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и

как биоэнергопластика

взаимодействие руки и языка.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и

пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются

основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы логопедов наиболее

значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с

артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении

находится язык, нижняя челюсть или губы.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка,

положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении

Изученная литература позволяет говорить о том, что совместные

благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей,

развивает координацию движений и мелкую моторику.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление

усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

классическим

артикуляционным

упражнениям

движение кисти руки.

результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-активизируется речевая функция

На первом занятии дети знакомятся с упражнениями для губ, языка

челюсти по

стандартной

выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается.

При этом педагог упражнение сопровождает показом движением кисти одной

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции

движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой

движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного

аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный

год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью

применяются

стихотворные

руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец

Требования к проведению биоэнергопластики

Для развития и совершенствования чувства ритма и размеренности

отстукивание ритма, стихотворные строки или метроном.

При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо

следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в

игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку, можно на

ведущей руке ребёнка нарисовать глазки и ротик воображаемого человечка.

интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой.

Начинаем с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить

ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на

темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном

удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык

лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму,

зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к

четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем

движение кисти

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под

счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5

сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Блинчик” – широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.

“Иголочка”- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца,

собраны в кулак. Указательный

палец выставляется вперед в момент высовывания “иголочки”. “Иголочка”

убирается – указательный палец убирается в кулак.

“Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под

счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

«Часики”– движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный

палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки

с выставленным пальцем качается вправо – влево

“Качели” – движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – “качели”

вниз; ладонь поднимается – ‘качели” вверх.

Круговые движения языком.

Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.

“Лошадки” – щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

“Грибок” – широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые

края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

“Чашечка” – широкий язык в форме “чашечки” поднят кверху, края языка

прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме “чашечки”. “Чашечка” смотрит вверх

“Накажем непослушный язык” – покусывать широкий кончик языка.

Постукивание ладошкой по столу

“Змейка” – пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое

артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок,

а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к

одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти;

их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Комплекс включает в себя пять упражнений: два упражнения

статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В

течение недели комплекс не менялся. Каждый понедельник одно хорошо

усвоенное упражнение заменялось новым, незнакомым.

В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные

упражнения. Сначала в комплекс входило одно такое упражнение. По мере

овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений

комплекса выполнялись с движением рук. Система применялась в занятиях с

детьми любых возрастных групп.

В зависимости от возраста менялась только мотивация упражнений,

игровые приемы, атрибуты.

Биоэнергопластика улучшает моторные возможности ребенка по всем

работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не

только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет

упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни

дети не видят свою артикуляцию.

Все учителя-логопеды в своей работе с успехом применяю

артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают

Поэтому моё обращение к нестандартному выполнению артикуляционной

гимнастики с использованием биоэнергопластики вполне закономерно.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о целесообразности

применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.:

«Издательство Детство-Пресс», 2011.

артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением

речи. //Дефектология. 1999. N4.

4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

5. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях:

Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт,

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.:

7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

9. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.:

речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет.

Статья «Биоэнергопластика – нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики»

Биоэнергопластика – нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

А.Г.Манушина, учитель-логопед, МБДОУ “Детский сад “Солнышко”, г.Онега

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. На современном этапе совершен переход на новый уровень образования. С появлением нового федерального государственного образовательного стандарта поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей стал одним из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае, эффективным средством коррекции звукопроизношения у дошкольников служит биоэнергопластика, как один из методов здоровьесберегающих технологий.

Звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы речевого аппарата. С этой целью в своей работе учителя–логопеды с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции. Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для пра­вильного звукопроизношения, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады звуков совместно с движениями кистей рук. Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Чтобы повысить мотивационную готовность и длительно удерживать интерес ребёнка при выполнении гимнастики используем нестандартный методу выполнения упражнений – артикуляционной гимнастике с биоэнергопластикой.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики . «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога на протяжении всего занятия. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Б лаготворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений мелкую моторику. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонема тических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки:

Оптимизирует психологическую базу речи.

Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.

Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствало привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличило эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивали и укрепляли мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчило постановку и введение звуков в речь.

Применение бионергопластики способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Применение биоэнергопластики создаёт предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания памяти и других психических процессов.

Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопласгикой на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http :// festival .

Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.Краузе, Е. Н.

Лазаренко О. И. Тренируем артикуляционный аппарат и пальчики // Вос­питание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2006. № 2. С. 28.

Биоэнергопластика – нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Человек правильно произносит различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Уже в младенчестве ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения отдельными звуками или их сочетаниями (бормотание, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Для четкой артикуляции звуков речи нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Одни и те же упражнения быстро надоедают детям. И каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики:

Артикуляционная гимнастика в форме стихотворений и считалок.
Артикуляционная гимнастика в форме загадок.
Видеофильмы, презентации.
Сказкотерапия (сказки о весёлом язычке и другие сказки).
Биоэнергопластика, предложенный Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И.
Артикуляционная гимнастика под музыку.
Одна из нетрадиционных технологий, используемая мною на индивидуальных логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой также преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, формированию пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ, развитию памяти, внимания, мышления.

Рекомендую педагогам дошкольных учреждений включать артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой на занятия по развитию речи.

Комплекс упражнений с биоэнергопластикой

(подготовка артикуляционная аппарата для постановки звука [ р])

1. «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «погладить» небо вперед – назад (как кисточкой).

Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

5. «Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение влево – вправо.

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

9. «Дятел – барабанщик»

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

Аннотация: Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у детей ОВЗ обуславливает проблемы освоения детьми основной образовательной программы. Овладение речью как средством общения данных категорий детей возможно только в систематических, специально организованных условиях, при создании специальных обучающих ситуаций, в которых дети овладевают необходимыми умениями и навыкам. У детей ОВЗ с недостатками познавательного и речевого развития вызывает большие сложности усвоение лексико-грамматических категорий. С особыми трудностями сталкиваются дети при словоизменении и словообразовании глаголов.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

(с недостатками познавательного и речевого развития)

Усвоение родного языка связано с процессом построения грамматически оформленных предложений. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Усвоение глаголов играет важную роль в речевом и умственном развитии ребенка. Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Умение выделять действия и обозначать их соответствующим словом влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций, способствует появлению и развитию понятийного мышления.

Количественный и качественный анализ употребления глаголов детьми свидетельствует об уровне развития их познавательной деятельности.

Глаголы являются самой динамичной частью речи русского языка и второй по частоте употребления. Русский глагол отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм.

В сравнении с остальными частями речи глагол имеет самый богатый набор грамматических категорий: лицо, число, категория времени, вид, наклонение и др. Это в свою очередь обусловливает разветвленную систему грамматических форм глагола.

Формирование системы словоизменения глагола

Работа по формированию системы словоизменения глагола у дошкольников с ОВЗ проводится в следующей последовательности:

1) формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;

2) закрепление системы словоизменения на уровне предложения;

3) закрепление системы словоизменения в связной речи.

На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени единственного и множественного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе.

На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существительных в роде. Эти формы появляются в процессе онтогенеза на более поздних этапах и вызывают большие сложности при усвоении их детьми с задержкой психического и речевого развития.

1. Согласование в числе глаголов настоящего времени и существительных.

На начальных этапах логопедической работы закрепляются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят; говорит — говорят; молчит — молчат.

В дальнейшем большое внимание уделяется глагольным формам с чередованием звуков в основе, например, бежит — бегут; печет — пекут; течет — текут и т.д.

С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи педагог называет глагол, например, читает — читают, стоят — стоит, лежит — лежат и т.д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о нескольких (например, стоит —… (ваза), стоят —… (вазы)).

Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления глаголов в самостоятельной речи

а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;

б) составление словосочетаний и предложений по картинкам (Девочка читает. Девочки читают и т.д.);

в) добавление слова (существительного или глагола) в словосочетание или предложение (Бежит …(мальчик). Бегут …(мальчики). Птицы …(летят). Птица …(летит) и т.д.);

г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет первый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле…(жит). Карандаши ле…(жат) и т.д.).

2. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам

Дифференциация глаголов проводится с учетом появления грамматических форм глаголов в онтогенезе в следующем порядке:

а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа;

б) формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа;

в) формы глаголов 1 и 2 лица множественного числа.

Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам

а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа. Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т.д.). Педагог предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово и подставить к нему слова я или ты.

б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа. Оборудование — картинки с изображением одного или двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют, рисует и т.д.). Педагог предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.

в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множественного числа. Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечите, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т.д.). Педагог просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово «Мы» или «Вы».

3. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе

На каждом этапе работа над глагольными формами осуществляется в следующей последовательности:

а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени;

б) формы женского рода глаголов прошедшего времени;

в) формы среднего рода глаголов прошедшего времени;

г) дифференциация глагольных форм прошедшего времени.

В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, которые вызывают значительные трудности у дошкольников с ОВЗ.

Для закрепления понимания глагольных форм прошедшего времени в импрессивной речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит педагог (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т.д.).

Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи

а) Добавление существительного или глагола в предложение с опорой на картинки. (Разбилась. Разбился. Разбилось. Разбились. Девочка. Мальчик. Облако и т.д.).

б) Добавление последнего слога слова (глагола). Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку и закончить начатое им слово (например, стул упа…; дерево упа…; кукла упа ).

в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соответствуют названной глагольной форме, например, лежало — …(дерево, яйцо, яблоко); висело — …(пальто, платье, зеркало); сидел — …(щенок, папа, мальчик); плыла — …(лодка, утка, девочка).

г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы. Педагог предлагает внимательно послушать предложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз. и т.д.).

Формирование словообразования глагола

Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников.

При формировании словообразования глагола главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

1. Образование возвратных глаголов

Работа над возвратными глаголами начинается с закрепления их понимания в импрессивной речи.

С этой целью используется игра «Чем отличаются слова?.

Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умывается; кто прячет, а кто прячется (обувает — обувается; купает — купается; качает — качается; вытирает — вытирается и т.д.).

После завершения игры педагог делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, прячется, вытирается и т.д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

После уточнения понимания возвратных глаголов в импрессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения.

2. Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить два этапа:

I этап — образование глаголов с помощью приставок;

II этап — образование глаголов с помощью суффиксов. Для закрепления понимания данных глаголов предлагается показать картинку, которую называет педагог; выбрать картинку по заданию логопеда.

Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью приставок). Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем педагог задает вопрос, а ребенок отвечает. Например, Что делает мальчик? — Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет. и т.д. Примерный речевой материал: пишет — напишет, красит — закрасит; ставит — поставит; несет — принесет; видит — увидит; думает — придумает и т.д.

б) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суффиксов). Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал мальчик? — Мальчик писал. Что сделал мальчик? — Мальчик написал. и т.д.

Примерный речевой материал:

умывается — умылся; одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыгнул и т.д.

3. Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-)

Последовательность работы над приставками определяется временем их появления в онтогенезе. Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:

1) усвоение значения приставки (выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями (например, влетел, внес, вбежал));

2) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел — вылетел);

3) усвоение соотношения приставки и соответствующего предлога (например, вылетает из клетки [вы—из], влетает в клетку [в—в]);

4) дифференциация приставок с разным значением. С целью уточнения понимания приставок в импрессивной речи рекомендуются задания: показ картинки по заданию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола).

Для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи используются следующие виды упражнений:

а) Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на картинки), например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образовать однокоренные слова от глагола нести и т.д.

б) Исправить словосочетание с неправильным приставочным глаголом, например, улетел к клетке; пришла в магазина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает от дерева и т.д.

в) Составить предложение с приставочным глаголом.

Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи.

Примерный лексический материал:

Ходить — переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить. Лить — наливать, выливать, переливать, доливать, подливать. Писать — записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать. Плыть — переплыть, доплыть, отплыть, подплыть. Шел — вы- шел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел. Летать — прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать. Пилить — отпилить, перепилить, спилить, подпилить.

Фрагменты занятий

а) Педагог демонстрирует два действия — наливать воду и выливать воду. Обращаясь к ребятам, спрашивает: одинаковые или разные действия выполнены?

Передает интонационно звучание приставок на-, вы- в словах наливает — выливает, которые обозначают противоположные действия.

Далее педагог спрашивает: «Что можно наливать и выливать?»

Дети составляют предложения типа: «Таня наливает молоко, кефир, сок. Повар наливает суп, борщ, компот, кисель и т. д. Мама выливает воду».

Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки), наливать куда-то (в стакан, бочку), полить что-то (землю, клумбу, грядку).

Педагог учит ребенка слышать близкие слова и различать на слух их значение в зависимости от приставок.

б) Педагог вызывает к себе одного ребенка — помощника и предлагает ему выполнить ряд действий (например, завязать бант мишке, развязать узел, повязать кукле косынку и т.д.).

Дети внимательно наблюдают за ним и говорят, что он делает, т.е. составляют предложения по демонстрируемому действию.

Затем ребенок садится на место, а педагог, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия он выполнял.

Выигрывает тот, кто составит больше предложений.

Например: «Вова завязывал узел. Вова развязывал узел. Вова перевязывал палец. Вова связывал ленты. Вова привязывал шар к стулу». И.т.д.

Можно провести игру «Как сказать правильно?».

Педагог называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку.

Например: «Девочка подбежала из дома. — Девочка выбежала из дома».

в) Игра «Скажи наоборот».

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: наливает — выливает, входит — выходит, влетает — вылетает, вносит — выносит, закрывает — открывает, приплывает — отплывает, запирает — отпирает, сгибает — разгибает, собирает — разбирает, приклеивает — отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.

Роменская Ирина Михайловна,
учитель-логопед

Читайте также:
Индивидуальная коррекционная программа работы с ребенком с РАС
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: