Абилитация младенцев

Своевременная абилитация – шанс ребенка с особенностями развития

25 мая 2020 года

Качественная помощь с первых месяцев жизни ребенка — неотъемлемое условие сохранения его здоровья. Любое отклонение в развитии от нормы влечет за собой более серьезные последствия для общего состояния здоровья, дальнейшего развития и для социализации в целом. Руководитель службы сопровождения семей, Школы приемных родителей ЦССВ «Центральный», психолог Елена Корсакова рассказала, как специалисты помогают особым детям.

Обнаружить проблему и наметить пути решения

Предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезными членами общества, называется абилитацией. Об абилитации следует говорить, когда инвалидизирующее патологическое состояние возникло в раннем детстве. Такой ребенок еще не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

Служба ранней помощи призвана как можно раньше выявить особые образовательные потребности малыша и начать целенаправленное обучение. «В нашем Центре абилитация детей начинается с детального обследования новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком, с регистрацией всех параметров ребенка в паспорте новорожденного. Для этого дети от рождения до 9 месяцев планово направляются в Научно-практический центр детской психоневрологии, где определяют группы риска, описывают в истории болезни все диагностические и коррекционные мероприятия, дают рекомендации по дальнейшему комплексному сопровождению специалистами в условиях ЦССВ, в том числе психологом, педагогом-дефектологом, логопедом, инструктором по лечебной гимнастике и так далее», — рассказывает Елена Корсакова.

Специалисты разрабатывают индивидуальный маршрут с дифференциальной диагностикой, дают прогноз развития ребенка и планируют коррекционную работу. Абилитация — процесс сложный и долгий, поэтому так важен тесный контакт профессионалов — специалистов всех направлений, осуществляющих сопровождение детей раннего возраста. У каждого специалиста своя задача: врачу необходимо подобрать медикаментозное лечение, назначить массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд. Педагог-дефектолог, психолог, воспитатель работают над формированием личности ребенка, а также развитием восприятия, тренировкой памяти и внимания, совершенствованием речи.

Чем раньше, тем больше шансов на успех

Чаще всего абилитация нужна малышам с поражением нервной системы, симптомами детского церебрального паралича (ДЦП). Важно эффективно организовать весь комплекс лечебно-педагогических и социальных средств, сделать так, чтобы все этапы восстановления шли своевременно и непрерывно. Поздно начатая абилитация, как правило, малоэффективна, особенно если дети с ДЦП или грубыми задержками речевого развития начинают получать помощь только в 8-11 лет. В идеале абилитация должна начинаться на первом году жизни.

Чтобы ребенок вырос адаптированным к обществу, важна не только абилитация, но и его знакомство с жизнью вне учреждения.

«У нас накопился большой опыт работы с детьми раннего возраста с различной степенью задержки развития. Наши воспитанники активно участвуют в мероприятиях вне стен Центра — гуляют на обычных городских детских площадках, бывают на экскурсиях, посещают магазины, парикмахерские, аптеки и другие общественные места вместе с сопровождающими. Все это помогает социализации», — отмечает Елена Корсакова.

Общая цель команды специалистов Центра, а потом и родственников или приемных родителей ребенка, максимально развить у него движение, подключить речь и другие коммуникативные навыки. Чем раньше начать, тем больше возможностей, что в будущем такой ребенок сможет жить самостоятельной, полной и интересной жизнью.

Одним из примеров слаженной работы команды может послужить история одной из многих маленьких воспитанниц «Центрального». «В девятимесячном возрасте к нам поступила Мария О., девочка имела проблемы со здоровьем, родители самоустранились от воспитания. Ребенок нуждался в сопровождении и более тесном контакте нескольких служб. Девочка прошла диагностику в неонатальном Центре. Было рекомендовано провести операцию, но малышка должна была набрать определенный вес, более трех-шести месяцев не болеть простудными заболеваниями», — вспоминает Елена Корсакова.

Так начался непростой период подготовки ребенка к операции. Индивидуальное сопровождение, специализированное питание, уход, работа команды, — через пять месяцев девочке была выполнена операция на сердце, а далее — все сначала, теперь уже по маршруту реабилитации. К большому сожалению, кровные родители не смогли стать ребенку полноценной семьей, но малышка смогла найти маму и папу в замещающей семье, и недавно ее удочерили.

«Вот так быстрая, своевременная помощь внесла свою ясность: вначале это была абилитация, затем — реабилитация и, как итог, — ребенок в семье, за будущее Марии мы спокойны. Как и за будущее многих наших воспитанников: ведь по статистике прошлого года и начала этого большая часть наших малышей возвращается в кровную, либо находит новую семью. Каждый ребенок должен воспитываться в семье, и наша первоочередная задача как специалистов организации для детей-сирот дать ему эту возможность», — считает Елена Корсакова.

Читайте также:
Создание рукописной книги с детьми с ЗПР

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Абилитация детей

Абилитация – первоначальное формирование способности или компенсация отсутствующего навыка, в отличие от реабилитации, целью которой является восстановление утраченных способностей или навыков в результате болезни, травм и т.п. Обычно термин «абилитация» применяется к детям раннего возраста, имеющим физические или умственные отклонения в развитии. Цель абилитации – реализовать социальный, трудовой и образовательный потенциал детей, максимально приблизить условия их жизни к нормальным, а также компенсировать недостающие функции.

Наиболее эффективной является абилитация, начатая в раннем возрасте. Именно поэтому столь важно осуществить раннюю диагностику и вмешательство, которые позволяют начать применять многие методы абилитации уже на первом году жизни. Для детей с нейрофиброматозом это особенно актуально, учитывая, что нарушения могут быть множественными и затрагивать различные сферы развития, включая память, внимание, координацию и т.п.

Стоит помнить, что абилитация – не только результат, но и процесс, и его эффективность во многом зависит от регулярности и частоты занятий с ребенком. Важно помнить следующее:

— наиболее эффективно применение совокупности нескольких методов абилитации, направленных на всестороннее воздействие на развитие ребенка;

— большинство видов абилитации доступно в игровой и интересной для детей форме, что значительно упрощает их использование;

— не стоит ждать результата сразу – необходимо запастись терпением, и результаты непременно будут положительными;

— родительский и педагогический оптимизм, а также вера в успехи ребенка – важный аспект процесса абилитации;

— следует помнить, что ребенок устает не меньше, чем взрослые – не стоит заниматься с ребенком «посменно» всей семьей, залог успеха – не сверхинтенсивность, а регулярность и правильный подбор занятий.

Ниже приведено описание нескольких видов абилитации, не относящихся к медикаментозному лечению.

ВАЖНО: перед тем, как приступить к любому из видов абилитации, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом во избежание осложнений, а также для уточнения возможных противопоказаний.

ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) – прикладной анализ поведения, чаще всего применяемый в качестве методики по коррекции аутизма. Терапия была разработана в 1987 г. доктором И. Ловаасом и применяется для формирования поведенческих навыков, развития навыков коммуникации и способностей к обучению.

Суть терапии состоит в том, что ребенку даются задания, за правильное выполнение которых он получает вознаграждение, в то время как нежелательное поведение пресекается. У терапии есть свои сторонники и противники.

Что отмечают сторонники АВА-терапии в качестве ее плюсов: возможность формирования навыков самообслуживания, отработка и закрепление желательной модели поведения, выработка устойчивых форм поведения в обществе, во многих рассматриваемых случаях терапия доказала свою практическую эффективность.

Дискуссионные моменты АВА-терапии: в раннем возрасте могут возникнуть сложности с поиском действенных методов поощрения и наказания, у ребенка может отсутствовать необходимая концентрация внимания для участия в терапии, может происходить механическое усвоение материала без его осмысления.

Бесплатный курс обучения АВА-терапии доступен на YouTube по ссылке.

Краткое введение в теорию можно посмотреть тут .

Иппотерапия — лечебная верховая езда, часто применяемая для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, а также аутизма, различных видов задержки или нарушений в развитии. В ходе иппотерапии пациент не только проходит тренировку, оказывающую благоприятное воздействие на его физическое состояние, но также получает заряд положительных эмоций при достаточно щадящем режиме упражнений. В ходе занятий ребенок также приучается к дисциплине и ответственности.

Следует иметь в виду, что для занятий лечебной верховой ездой имеются противопоказания (многие из которых характерны для нейрофиброматоза), среди них: эпилептические припадки, остеопороз, аллергия на шерсть лошади и т.д. Консультация с лечащим врачом обязательна!

Из минусов данного вида терапии можно назвать достаточно высокую стоимость занятий, а также дополнительные временные затраты, так как такие занятия провести на дому не получится. Вместе с тем, некоторые благотворительные центры в России предоставляют подобные услуги для инвалидов бесплатно.

Подробнее узнать об иппотерапии и почитать статьи о ней можно на сайте Региональной благотворительной общественной организации «Московский конноспортивный клуб инвалидов»

Канистерапия (лечебная кинология) – нетрадиционная методика лечения и (ре)абилитации лиц с неврологическими, психологическими и эмоциональными нарушениями с помощью специально обученных собак. Канистерапия является частью так называемой пет-терапии (от английского pet – животное), которая реализуется с участием различных животных (лошадей, дельфинов и т.д.). Понятие пет-терапии было разработано американским специалистом в области детской психиатрии Б. Левинсоном, однако подобная методика практиковалась с древних времен.

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Зимующие птицы

Канистерапия проводится в пассивной (наблюдение) и активной (поглаживание, уход, кормление) формах и зарекомендовала себя как эффективная методика для коррекции нарушений при ДЦП, аутизме, эмоциональных расстройствах, гиперактивности. Она способствует формированию положительных (развитие отзывчивости, коммуникации) и избавлению от отрицательных эмоций (страха, недоверия).

Для данного вида терапии используют различные породы собак, однако наиболее часто встречаются ездовые собаки (маламуты, хаски), овчарки, пастушьи собаки (шелти, колли), пудели.

Для данной терапии, как и любой другой, могут иметься противопоказания.

Сайт о канистерапии в Москве (Ирина Эдуардовна Гришина).

Сенсорная интеграция представляет собой процесс обработки нервной системой различных импульсов, получаемых от рецепторов (осязание, слух, обоняние, вкус, проприоцептивная система и т.д.). При наличии гипо- или гиперчувствительности, то есть, недостаточной или чрезмерной обработке сенсорных сигналов могут возникать различные нарушения. Например, расстройства, вызванные проблемами сенсорного характера, могут включать непереносимость звуков или яркого света, проблемы с равновесием и координацией, неловкость движений и неумение манипулировать предметами и многие другие.

Метод сенсорной интеграции заключается в том, чтобы подобрать способы эффективной замены нарушенных сенсорных стимулов или восстановить их нормальное функционирование. Большое преимущество данного метода заключается в том, что большинство упражнений представлено в игровой форме, и соответственно, дети могут развиваться без дополнительного стресса, обычно связанного с занятиями по развитию.

Существует множество упражнений на развитие обработки сенсорных стимулов, конкретный выбор которых зависит от того, какие именно рецепторы получают информацию извне в искаженном виде (слух, зрение, вестибулярный аппарат и т.п.). Так, например, для развития мелкой моторики применяются игры с лепкой из пластилина, рисованием, перебиранием круп или песка. Для борьбы с нарушениями зрительного восприятия могут использоваться упражнения с зеркальным отражением движений, обведение контура или копирование рисунка. Для развития слуха могут применяться игры на распознавание ритма.

Ссылки на некоторые центры, предлагающие занятия по сенсорной интеграции:

Метод Анат Баниэль

Доктор Анат Баниэль — автор собственной телесно ориентированной методики, которую можно перевести как «метод нейродвижения» (neuromovement). Данный метод практикуется при наличии поражений центральной нервной системы, аутизме, проблем с координацией движений, гиперактивности и многих других проблемах.

Суть этого метода заключается в том, что специалист помогает ребенку осознать свое тело через движение, задействуя при этом его нейронные связи. Иными словами, он ищет недостающее звено между работой мозга пациента и его неразвитой функцией, опираясь на знание нейропсихологии и физиологии.

Более подробно о методе можно почитать по следующим ссылкам:

В настоящее время в России практически нет специалистов, прошедших обучение по данному методу, а потому занятия по нему могут быть труднодоступными в некоторых регионах России. Вместе с тем, некоторые наши соотечественники (подробнее о них можно прочесть по ссылкам выше) прошли курс обучения и проводят тренинги в различных городах.

Логопедический массаж включает в себя массаж таких областей лица как нос, подбородок, шея, языка и т.п. Эта процедура позволяет улучшить тонус мышц речевого аппарата, воздействовать на нервные окончания, улучшить функцию сосудов, преодолеть ослабленность мышечных волокон или, наоборот, стимулировать их. Логопедический массаж применяется для корректирования произношения звуков, нормализации артикуляции или функции речи, коррекции различных форм речевых патологий (дизартрия, алалия и т.п.).

Различные виды и приемы массажа направлены на решение различных проблем. Так, например, у одних детей наблюдается вялость, ослабленность мышц (гипотонус), в то время как у других — повышенный тонус и избыточное напряжение в мышцах (гипертонус). Соответственно, специалисты помогут подобрать подходящий вид логопедического массажа в каждом индивидуальном случае.

В настоящее время услуги по проведению логопедических процедур оказываются множеством центром и самозанятых логопедов. Стоимость занятий существенно отличается в различных центрах и может сильно зависеть от места нахождения/популярности центра или конкретного специалиста. Ниже приведены ссылки на некоторые логопедические центры, однако всегда можно найти специалиста рядом с вами и в соответствии с вашим бюджетом:

Логопедический центр Voice (Москва) (работа с детьми и взрослыми)

Детский нейропсихолог исследует работу высших функций головного мозга и формирование психических процессов. Занятия с нейропсихологом позволяют осуществлять коррекцию тех зон развития ребенка, которые не сформировались или сформировались ненадлежащим образом. Чаще всего такие специалисты работают с детьми, которые подвержены повышенной утомляемости, раздражительности, отвлекаемости, испытывают трудности с обучением, вниманием, памятью, являются излишне эмоциональными, вспыльчивыми, ранимыми.

Читайте также:
Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с родителями

По результатам обследования нейропсихолог выявляет нарушения функций психики и их локализацию поражения (то есть, определяет, в какой из структур головного мозга оно расположено). Подобный анализ позволяет подобрать индивидуальную программу коррекционных занятий, чтобы использовать компенсаторные возможности мозга для восполнения недостающих или недоразвитых функций. Иными словами, нейропсихолог может помочь определить, какие развитые функции и сильные стороны эмоционально-волевого развития ребенка могут быть использованы для того, чтобы компенсировать недостающие функции.

Чтобы более наглядно представить работу нейропсихолога, предлагаем ознакомиться со статьей Л.Л. Редькиной.

Дефектолог – общее определение целого класса специалистов, осуществляющих коррекционную работу с детьми, имеющими задержки психического или речевого развития, поражения центральной нервной системы и т.д. В зависимости от типа нарушения развития выделяют следующие категории специалистов-дефектологов: логопед (нарушения речи), сурдопедагог (проблемы слуха), тифлопедагог (проблемы зрения), олигофренопедагог (проблемы умственного развития).

Важным направлением работы дефектолога, в отличие от других специалистов, является то, что в его задачи входит трудовая и социальная адаптация лиц с отклонениями в развитии. Дефектологи не являются медицинскими специалистами и реализуют непосредственно программы обучения или коррекции, помогая детям осваивать учебную программу, выбирать профессиональный путь, адаптироваться к жизни в обществе.

Стоимость занятий с дефектологом может существенно отличаться в различных центрах. Многие кабинеты используют современные информационные технологии и передовой опыт зарубежных специалистов для организации занятий.

Информационная справка о разработке и внедрении в Санкт-Петербурге технологий раннего вмешательства

Информационная справка

о разработке и внедрении в Санкт-Петербурге
технологий раннего вмешательства

Раннее вмешательство – система различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений,
и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей.

Современные научные исследования показывают критическое значение первых трех лет жизни в развитии ребенка, которое не отделимо
от отношений с матерью и другими близкими, роли семьи в формировании личности ребенка и развитии его мозга.

Санкт-Петербург был первым регионом в России и странах СНГ,
где по инициативе городского Правительства в тесном сотрудничестве между российскими и международными научно-исследовательскими
и практическими государственными и негосударственными организациями с начала 90-х годов стали развиваться программы раннего вмешательства.

16.06.1992 года решением Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов была утверждена программа «Абилитация младенцев» в составе комплекса приоритетных социальных программ «Защита семьи и детства». Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга -р были утверждены порядок и объемы финансирования указанной программы.

При непосредственной поддержке Правительства Санкт-Петербурга
в 1992 году был создан Санкт-Петербургский негосударственный Институт раннего вмешательства, ставший методическим центром по формированию городской системы служб раннего вмешательства (далее – службы), осуществивший подготовку кадров и отработку зарубежных инновационных технологий с учетом российских особенностей.

Реализация программы «Абилитация младенцев» и создание служб
раннего вмешательства в период с 1992 по 2003 годы осуществлялись в основном за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

В настоящее время благодаря совместным усилиям органов государственной власти и некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге создана и функционирует уникальная для России система служб раннего вмешательства для детей в возрасте от 0 до 3 лет, входящих в группу биологического и социального риска, и детей-инвалидов.

Деятельность служб направлена на развитие максимально возможных функциональных способностей ребенка, а также на обеспечение его психического и физического благополучия при непосредственном участии
в реабилитационном процессе его родителей.

Программы раннего вмешательства – одно из эффективных направлений профилактики детской инвалидности и социального сиротства, получившее широкое распространение в других регионах России и странах СНГ.

Программы раннего вмешательства (абилитации) начинаются
с момента обнаружения у ребенка нарушения или задержки в развитии,
а также наличия факторов социального риска, приводящих к задержке
в развитии или трудностям в социализации и дальнейшей жизни ребенка,
и осуществляется путем скоординированных действий различных служб, включающих в себя:

– раннее выявление отставания либо отклонения в развитии у детей
в возрасте от рождения до 3 лет;

– междисциплинарную оценку, определяющую уровень развития ребенка в различных областях (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной и др.);

– разработку программ индивидуального сопровождения ребенка
и семьи;

– сопровождение ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой, а также социальный патронаж и домашнее сопровождение;

– обучение членов семьи умениям и навыкам проведения абилитационных программ в домашних условиях;

– отслеживание эффективности ранней помощи, при необходимости внесение дополнений и изменений в разработанную программу и др.

Читайте также:
Пиктограммы для детей с ОНР

Отработанная в городе модель показала свою состоятельность
и является наиболее эффективной формой профилактики детской инвалидности и социального сиротства.

1. Концепцией развития системы социальной защиты населения
Санкт-Петербурга на годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга , в структуре Центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов предусмотрены отделения раннего вмешательства для детей в возрасте до трех лет (абилитация младенцев).

В настоящее время в 13 районах города созданы и работают такие отделения. В 2012 году ими обслужено 1 069 детей (с учетом родителей –
1 381 человек).

2. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга -10
«О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга» дети раннего возраста, имеющие проблемы
в развитии, выделены в отдельную социальную группу
.

3. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.01.2001
№ 000 «Об отдельных мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга
«О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга» утверждены стандарт социальных услуг для этой категории детей и норматив обеспеченности стандарта, включающий
в себя предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг (48 различных услуг).

4. В целях повышения эффективности взаимодействия служб раннего вмешательства города при Комитете по социальной политике
Санкт-Петербурга распоряжением -р создана межотраслевая рабочая группа по вопросам развития служб раннего вмешательства в Санкт-Петербурге (далее – рабочая группа).

В состав рабочей группы вошли представители трех отраслевых комитетов города (Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, Комитета по образованию и Комитета по здравоохранению), представители Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга, специалисты государственных учреждений системы здравоохранения, образования
и социальной защиты населения, представители некоммерческих организаций и высших учебных заведений Санкт-Петербурга, а также
и родители детей-инвалидов.

Задачами рабочей группы являются:

– организация работы по анализу действующего федерального
и регионального законодательства, регламентирующего работу учреждений (специалистов) системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения в области раннего вмешательства;

– определение правового и организационного положения служб раннего вмешательства (элементов служб) в структуре указанных учреждений;

– установление степени и уровня существующего взаимодействия служб раннего вмешательства в Санкт-Петербурге.

Результатом деятельности рабочей группы должен стать проект нормативного правового акта Санкт-Петербурга, устанавливающего правовое регулирование в области раннего вмешательства (абилитации младенцев), перспективы развития служб раннего вмешательства
в Санкт-Петербурге.

Одновременно одной из задач указанной рабочей группы является выработка предложений в адрес федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации о необходимости внесения изменений
в федеральные нормативные правовые акты в целях организации деятельности служб раннего вмешательства.

Помещения под ИРАВ предоставлялись городом по льготным условиям аренды первоначально на ул. Чайковского, д. 73, затем
на ул. Чехова, д. 5.

С 1992 по 2003 годы финансирование деятельности ИРАВ осуществлялось за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и привлеченных источников.

(сначала – в рамках реализации городской приоритетной программы «Абилитация младенцев»;

затем – в рамках Целевой медико-социальной программы
Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды» (на годы

в 2010 году – субсидии на реабилитацию детей и обучение
специалистов).

Абилитация детей в раннем возрасте – залог успеха

Автор: Захарова Валерия Сергеевна

Страна, город: Россия, Екатеринбург

Должность, учёная степень, учёное звание: Профессиональной педагогики и психологии

Место работы/учебы: Российский государственный профессионально педагогический университет

В.С.Захарова

V.S.Zakharova

ФГАОУВО «Российский государственный профессионально педагогический университет» г.Екатеринбург

Russian state professional-pedagogical University, Ekaterinburg

АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА

HABILITATION OF CHILDREN AT AN EARLY AGE IS THE KEY TO SUCCESS

Аннотация: В статье рассматривается необходимость и актуальность проведения абилитации детей с комплексной патологией и задержкой в развитии с раннего возраста. Статья обращена к широкому кругу читателей, особенно к родителям детей раннего возраста с отклонениями в развитии, а также будет интересна родителям детям, относящимся к группе риска.

Abstract: the article considers the need and relevance of habilitation of children with complex pathology and developmental delay from an early age. The article is addressed to a wide range of readers, especially to parents of young children with developmental disabilities, and will also be of interest to parents of children belonging to the risk group.

Ключевые слова: дети раннего возраста, абилитация, социальная адаптация.

Keywords: young children, rehabilitation, social adaptation.

Несмотря на проведение мероприятий по профилактике детской инвалидности в России сохраняется тенденция к увеличению числа детей с врожденными аномалиями развития как отмечается в ежегодном государственном докладе “Положение детей в Российской Федерации”. Для решения этой проблемы необходимо разработать и применять на практике меры по раннему выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и оказанию им квалифицированной медицинской и социальной помощи, в том числе по реабилитации и абилитации таких детей. Общество и государство должны выступить гарантом социальной защиты детей с нарушением здоровья, обеспечить им условия для нормальной жизни, развития, образования, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде.

Читайте также:
Конспект занятия по формированию произносительных навыков

В раннем возрасте даже небольшие отклонения в развитии могут оказать на общее состояние здоровья ребенка существенное влияние, поэтому абилитацию детям с нарушением развития необходимо проводить с первых месяцев жизни.

Абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Об абилитации следует говорить применительно к детям раннего возраста с нарушениями в развитии, так как у них еще не сформированы речевые и гностико-практические функции, нормальный двигательный стереотип. Поэтому в отношении таких детей можно говорить о первоначальном формировании способностей и навыков человека, о развитии у ребенка функций и способностей, формирующихся без специальных усилий у детей с нормальным развитием, а у ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут сформироваться только в результате абилитационной помощи.

Абилитация детей с нарушениями развития охватывает все аспекты развития, социальной адаптации, поведения, способствует их подготовке к успешному общению с окружающими, посещению детских садов, получению образования в школе, осуществляет комплексную информационно-методическую и психолого-педагогическую поддержку семьи. Основным направлением социальной абилитации является взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

При проведении абилитационных мероприятий умения и навыки формируются под влиянием медиков, педагогов, психологов.

По сути абилитация – многоступенчатый и многосторонний процесс, призванный дать пациенту возможность вести жизнь, максимально приближенную к нормальной в ее общечеловеческом понимании, то есть такую жизнь, которая была бы у ребенка или взрослого, не имеющего тех или иных отклонений и функциональных ограничений.

Таким образом, об абилитации чаще всего говорят, имея в виду деток в возрасте до 1 года, родившихся с какими-либо отклонениями.

С целью выявления детей группы риска необходимо детально обследовать новорожденного медиками (неонатологом, генетиком, неврологом) с формированием паспорта ребенка, в котором фиксируются все параметры новорожденного.

Далее медики подробно излагают в истории болезни диагностические и коррекционные мероприятия в отношении ребенка с отклонениями в развитии необходимые в период младенчества (до 1 года). Отмечаются показания психолога, педагога-дефектолога, логопеда, инструктора по лечебной гимнастике и т.д. Разрабатывается индивидуальный маршрут ребенка.

Следующим этапом в абилитации является дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы в условиях соответствующего учреждения с детьми от 0 до 3 лет.

Успешная абилитация возможна при осуществлении комплексного взаимодействия специалистов: медиков, педагогов, социальных работников. Для успешного развития ребенка важными и определенными являются первые два-три года жизни.

Залогом успешной абилитации детей раннего возраста является:

  1. Жизнь ребенка в семье, так как семья является максимально благоприятной средой для ребенка.
  2. Раннее выявление и раннее начало. Раннее выявление нарушений развития – важное условие для проведения программ ранней помощи, предупреждающих появление вторичных осложнений.
  3. Междисциплинарный подход. Междисциплинарная командная работа является наиболее эффективной моделью, позволяющей удовлетворять специфические потребности детей и семей во всех областях жизни.
  4. Родитель как член команды. Родители выступают активными участниками в реализации программы абилитации (формулировка запроса и участие в повседневной оценке, реализация программы в повседневную жизнь дома, участие в оценке эффективности программы и в решении об ее изменении).

Итак, абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь.

В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида раннего возраста, а также детям, относящимся к группе риска по здоровью (часто болеющие, недоношенные дети и т.д.). Проблема раннего сопровождения детей с психомоторными нарушениями развития связана с малочисленностью центров помощи в регионах, необходимостью подготовки специалистов высокого уровня в смежных областях специальной педагогики, психологии и медицины, а также недостаточной информированностью родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. Поэтому к одной из острых проблем профилактической педиатрии ведущие ученые России относят недостаточное развитие системы оказания комплексной реабилитационно-абилитационной помощи, в чем особенно нуждаются дети с хронической патологией, ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. Многие исследователи отмечают, что существенным резервом укрепления здоровья детей следует считать методы медико-социальной помощи на этапе раннего вмешательства на базе медицинских учреждений, оказывающих детям первых лет жизни абилитационную помощь. Технология раннего вмешательства создает реальные предпосылки решения важной медико-социальной проблемы – профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия в старшей группе ОНР

Многие исследователи подчеркивают, что целенаправленная абилитационная деятельность должна начинаться сразу после выявления особых потребностей ребенка и предусматривать лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей. Как показывают результаты исследований, ранняя помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичное отклонение. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Абилитацию детей с проблемами в развитии необходимо начинать с первых дней жизни, так как:

  • у детей раннего возраста существует наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития, поэтому любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям;
  • у каждого ребенка индивидуальные темпы развития, так как в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро;
  • высокая восприимчивость детей раннего возраста к обучению, так как в этом возрасте легко образуются условные связи.

К сожалению, на сегодняшний день процент новорожденных детей с ограниченными возможностями здоровья и развития остается достаточно большим, поэтому многие специалисты проявляют интерес к различным аспектам абилитационной деятельности. Хочется верить, что вопросы оказания ранней комплексной помощи детям раннего возраста не останутся без внимания. В итоге абилитация младенцев займет достойное место в реализации всего комплекса лечебно-педагогических мер, применимых к детям раннего возраста.

Ребенок с отклонениями развития такой же член общества, как и все мы. Поэтому необходимо создать все условия для его развития и социальной адаптации в обществе. В процессе абилитации ребенку оказывается, как биологическая, так и социальная поддержка. Чем раньше ребенку с отклонениями в развитии оказывается абилитационная помощь, тем больше вероятность развития у него функций, необходимых для нормальной жизни. Возможно функиональность такого ребенка не будет развита как у сверстников без отклонений в развитии, в процессе абилитации ребенок научится достигать функциональные цели альтернативными путями (если привычные пути блокированы), адаптироваться в окружающую среду. Однако поздно начатая абилитация трудновыполнима и малоэффективна, ведь младенец очень восприимчив к любому воздействию из вне с целью формирования и приобретения навыков, необходимых для адаптации в обществе.

Абилитация младенцев

Новая парадигма абилитации недоношенных детей с перинатальной патологией

В современных перинатальных центрах подавляющее большинство крайне незрелых недоношенных младенцев (гестационный возраст менее 28 нед), в т. ч. имеющих сочетанную перинатальную патологию (чаще всего тяжелые дыхательные и церебральные нарушения), выживают. Так, даже у младенцев, родившихся на 24-й нед гестации, выживаемость (по достижении «возраста доношенности») может достигать 70%. Как известно, у выживших недоношенных младенцев сохраняется высокий риск развития отсроченных нарушений здоровья, прежде всего, разнообразных неврологических расстройств. В частности, частота развития детского церебрального паралича у двухлетних детей, родившихся с экстремально низкой массой тела, достигает 13-17%; частота формирования поведенческих и когнитивных нарушений к достижению пятилетнего возраста — почти 70%.

Таким образом, выписанные недоношенные дети нуждаются в современном восстановительном лечении (ре- или абилитации), для повышения эффективности которого необходима комплексная диаг-ностико-прогностическая оценка реабилитационного потенциала каждого пациента, что у недоношенных детей существенно затруднено. Именно поэтому этапная абилитация недоношенных младенцев становится приоритетной задачей педиатров и смежных специалистов — неврологов, врачей лечебной физической культуры, физиотерапевтов, а также коррекционных педагогов и психологов.

Целью исследования было определение персонализированных временных сенситивных этапов онтогенеза — «окон абилитации» — для недоношенных детей с различной перинатальной патологией, а также наиболее эффективных для каждого этапа методик восстановительного лечения в зависимости от степени зрелости ребенка и характера нейросоматического дефицита.

а) В когорту пациентов, данные о которых были подвергнуты ретроспективному анализу, включено 115 детей, родители которых обратились в консультативно-диагностический центр федеральной медицинской организации для проведения комплексного этапного обследования пациентов (первое обращение в возрасте 13-18 мес). Все дети родились преждевременно и имели необходимые критерии соответствия для включения в исследование; 35 (30,4%) пациентов ранее находились на выхаживании в отделении патологии новорожденных детей указанной федеральной медицинской организации, из них 13 наблюдались в консультативно-диагностическом центре данного учреждения до 5-6-месячного возраста. Прочих пациентов в периоде новорожденности выхаживали в перинатальных центрах Москвы и Московской обл. На протяжении первого года жизни все дети получали восстановительное лечение: эпизодические курсы лечебной физической культуры, различные нейропро-текторы (абилитацию осуществляли у большинства детей — 98 (85,2%) амбулаторно, в единичных случаях — в неврологических стационарах). Объектами исследования в этой когорте явились медицинские документы (выписки из историй болезни и амбулаторных карт, копии вышеуказанных документов, а также врачебных заключений и бланков регистрации результатов обследований).

Читайте также:
Конспект НОД: Дифференциация звуков (Щ) - (СЬ)

В когорту проспективного наблюдения были включены 109 недоношенных младенцев (в соответствии с критериями включения). Все пациенты после рождения были госпитализированы в отделение патологии новорожденных детей федеральной медицинской организации, после выписки из стационара непрерывно наблюдались в консультативно-диагностическом центре и получали восстановительное лечение в соответствии с индивидуальной программой. Анализ результатов проводили после заключительного осмотра в корригированном возрасте пациентов 18 мес. Источники информации для анализа — подробные карты выкопировки данных из медицинских документов при каждом осмотре (обследовании). б) Исходные характеристики участников исследования Гендерное распределение пациентов в обеих когортах было сходным: в ретроспективной — 60 мальчиков и 55 девочек; в проспективной — 59 мальчиков и 50 девочек.

По представленным выше социально-экономическим характеристикам значимых различий между когортами также не выявлено, в каждой из них подавляющее большинство семей отнесено к I группе (удовлетворительный социальный статус): в ретроспективной группе таковых семей было 83 (72,2%), в проспективной — 78 (71,6%).

По степени тяжести основной перинатальной патологии обе когорты также были сравнимы. По наличию коморбидной неонатальной патологии существенных различий между пациентами не выявлено: при основном диагнозе, фиксирующем перинатальное поражение ЦНС (внутрижелудочковые кровоизлияния или церебральную ишемию), 80% пациентов имели в качестве сопутствующих заболеваний синдром дыхательных расстройств, около 15% — пневмонию; у 25% был установлен диагноз формирующейся бронхолегочной дисплазии.

Основные результаты исследования

Концепция настоящего исследования включала в себя как определение наиболее информативных предикторов исходов перинатальной патологии у новорожденных, так и апробацию таргетных (с учетом предполагаемых исходов) схем абилитации (восстановительного лечения). В обеих сравниваемых когортах пациентов оценены информативные стартовые признаки степени тяжести поражения ЦНС в сопоставлении с исходом патологии.

Таким образом, общепризнанные предикторы тяжелых исходов перинатальной патологии в сравниваемых когортах отмечались с одинаковой частотой, зафиксировано некоторое преобладание частоты использования сурфактанта у младенцев с более благоприятными исходами.

На следующем этапе анализа была проведена оценка факторов абилитации в сравниваемых когортах. В когорте ретроспективного анализа осуществлена предварительная оценка временных сроков применения стимулирующих методов абилитации (сравнивали два индивидуальных для каждого из пациентов онтогенетических этапа, при которых назначали ноотропы и кине-зиотерапию — 32-33 и 34-37 нед ПМВ). При анализе взаимосвязей между диагнозом у ребенка в возрасте 18 мес и сроком начала «активной» абилитации установлено, что при более отсроченном начале (34-37 нед индивидуального ПМВ) имеется слабая, но статистически значимая корреляция ^ = 0,48 при р

Дисграфия

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

МКБ-10

  • Причины дисграфии
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы дисграфии
    • Артикуляторно-акустическая дисграфия
    • Акустическая дисграфия
    • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
    • Аграмматическая дисграфия
    • Оптическая дисграфия
  • Диагностика
  • Коррекция дисграфии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

  1. Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
  2. Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.
Читайте также:
Игры с песком и водой

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Патогенез

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

  • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
  • Морфологические дизорфографии.
  • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих – шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат – их компонентами).

Читайте также:
Открытое занятие по развитию речи

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, – о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (“л” вместо “м”; “х” вместо “ж” и наоборот), зеркальное написание букв.

Диагностика

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • проводится изучение и анализ письменных работ;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторно – акустическая дисграфия представляет собой отражение в письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах овладения письмом ребенок пишет проговаривая. Опираясь при этом на дефектное произношение звуков, он отражает свое неправильное произношение на письме. Следовательно, первоначально необходимо устранить дефекты звукопроизношения.

На начальных этапах работы рекомендуется исключить проговаривание, т.к. оно может вызвать ошибки на письме. Иногда замены букв на письме остаются и после их устранения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка нет еще достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.

Читайте также:
Конспект занятия по формированию произносительных навыков

Главное что необходимо преодолеть при данном виде дисграфии это – не правильное произношение всех звуков речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату. Родителям необходимо совместно работать со специалистом, выполняя рекомендации по автоматизации звуков.

Можно использовать игровые упражнения на подражания звуков, например:

произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Так же применяются упражнения на выработку выделения дефектного звука в речевом потоке. Для развития фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, школу, на прогулке, в магазине :

Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши или поднять руку, когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

  • Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду, в школе), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
  • Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
  • Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).
  • Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон); в середине слова (малина, коляска, корабль, варенный, косилка, косынка).
  • Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

Итак, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Следующая форма дисграфии
Акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания) в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме. Т. е. как слышит звуки речи в слове, так их и пишет.

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, особенно смычные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – т, ч –щ, ц – т, ц – с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховой дифференциации твердых и мягких звуков, а также сложности их обозначения («писмо» – письмо, «поут» поют, «лижи» лыжи). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о – у, е – и: туча «точа», лес – «лис»).

При акустической дисграфии внимание будет уделяться, прежде всего, развитию слуховой дифференциации звуков речи.

Выделение звука на фоне слога и слова. Так, взрослый называет слоги, включающие, например, звук С. Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук С.

Взрослый называет слово. Ребенок определяют, какой звук в слове (С или Ш), его место (начало, середина, конец слова).

Так же работа может проводиться письменно (записать в две колонки) слова с буквой жэ или ша:

кружил, груши, жаба, ждать, галоши, шуба, слушать …

Можно предложить детям, слушая слова, которые диктует взрослый определить и правильно назвать звук, которым эти слова отличаются

Таким образом, своевременное выявление детей, комплексная и системная работа с ними логопеда, учителя и родителей, позволяет повысить успеваемость детей по русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении письма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: