Проект ‘Любимые стихи’

Тема проекта: «Мои любимые стихи»

Тема проекта: «Мои любимые стихи»

Автор проекта: , воспитатель Новосибирская область г. Новосибирск МК ДОУ д/с 21

Тема проекта:

«Мои любимые стихи»

2014 год

Тема проекта: « Мои любимые стихи».

Тип проекта:

-по доминирующему методу: информационно-проблемно-ориентированный;

-по содержанию: открытый, детско-взрослый.

Сроки реализации: долгосрочный (масштаб 1 год).

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-5 лет, родители детей, воспитатель группы № 1

Актуальность темы проекта:

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик.

Сегодня редко встретишь ребенка, который знает много стихов. В программе детского сада предусматривается заучивание стихов – одно произведение в месяц. Я считаю, что этого недостаточно. Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом. Большинство родителей и педагогов знают, как важно учить стихи, ведь это наиболее действенный способ развития детей. Заучивание стихов расширяет кругозор маленького человечка, учит восприятию поэзии, улучшает речь и способствует формированию культуры. А самое главное – развивает память, а значит, и в целом улучшают обучаемость ребенка. Хорошая память пригодится малышам в школе, чтобы лучше усваивать материал. Чем раньше ребенок начнет учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках.

Цель проекта: развивать память у детей 4-5-ти лет, в процессе заучивания стихотворений.

Задачи проекта:

– воспитывать любовь к поэзии;

– способствовать формированию общего уровня культуры человека;

– учить детей различным видам запоминания;

– знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей;

– создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;

– развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;

– формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.

Этапы реализации проекта:

1 этап

Организационный:

-подбор стихотворного материала. В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем. В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты;

-первичная диагностика детей (память, внимание);

-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;

-подбор дидактического и методического оснащения проекта;

-консультации со специалистами ДОУ.

2 этап

Практический:

– цикл мероприятий по реализации проекта (составлено пять разделов);

-утренняя гимнастика, конкурсы, открытые занятия, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-забавы, викторины, беседы, рассказы, инсценировки, чтение по ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов, прослушивание музыкальных произведений, театрализация, лепка из соленого теста кораблика, разукрашивание картинок овощей;

-мероприятия с родителями (совместный вечер развлечений, спортивный досуг, изобразительная деятельность, кулинарный марафон, мастер-класс).

3 этап

Заключительный:

-итоговая диагностика познавательных процессов. Сравнительный анализ;

-отчет о реализации проекта;

-сбор полученного материала по проекту, монтаж;

-конкурс чтецов, выдача грамот, благодарностей;

– стихотворный праздник «Мои любимые стихи».

Реализация проекта:

Весь материал для заучивания был разделен на «разделы». Стихи в «разделах» подобраны по теме, по смысловой направленности, либо это стихи одного автора.

· Из большого по содержанию стихотворения для заучивания берется только отрывок, с учетом возрастных особенностей детей;

· Существует другой вариант. Когда из стихотворения создается «стихотворная нарезка» (начало, конец, середина). «Нарезка» не искажает смысловую нагрузку и эмоциональный фон стихотворения. Таким образом, стихотворение адаптируется для заучивания наизусть;

· Стихи в проект выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» стихи с характерными героями;

· В проект включены стихи поэтов разных эпох, народов и культур.

Стратегия и механизмы реализации проекта:

Творчество Корнея Ивановича Чуковского

· Познакомить детей с творчеством ;

· Подготовить детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);

· Познакомить с отрывками из литературных произведений («Айболит», «Тараканище», «Телефон», «Мойдодыр»). Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем;

· Провести предварительную словарную работу;

· Способствовать заучиванию наизусть;

· Закреплять выученный материал;

· Пополнить книжный уголок книгами .

· Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов;

· Выставка предметов из стихов ;

· Дидактическая игра «Узнай героя»

· Дидактическая игра «У кого зазвонил телефон?».

Самостоятельная деятельность детей

· Рассматривание выставки предметов;

· Слушание музыкальных произведений «Айболит», «Телефон»;

· Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям.

· Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям);

Читайте также:
Автоматизация звука (з) в словах - конспект логопедического занятия

· Сюжетно-ролевая игра «Айболит»;

· «стихотворные минутки» – каждый день;

· Открытое занятие по творчеству ;

· Творческая работа. Коллективная аппликация «Любимые герои»;

· Игра «Испорченный телефон»;

Работа с родителями

Совместный вечер развлечений «Путешествие в сказочную страну дедушки Корнея»:

*Игры «Угадай, к какому стихотворению иллюстрация», «Узнай героя стихотворения по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети».

*Игра-викторина «Из какого стихотворения отрывок»

*Лепка героев по произведениям К. Чуковского

*Создание книги стихов К. Чуковского

*Разучивание частушек о стихах.

* Создание настольной игры по произведениям

•Рисование на тему «Кто под деревом сидит?»

•Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя К. Чуковского;

•Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;

•Совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразительность, умение анализировать и обобщать;

•Формировать умения составлять распространенные предложения, подбирать персонажей;

•Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, внимание и память;

•Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений;

•Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности;

•Обогощать родительско-детские отношения.

Творчество Самуила Яковлевича Маршака

· Познакомить детей с творчеством и его переводами;

· Познакомить с отрывками из литературных произведений («Перчатки», «Кораблик», «Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке», «Вот какой рассеянный»);

· Провести беседу с детьми о стихотворении (задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;

· Повторно прочитать все произведение с установкой на запоминание;

· Закреплять выученный материал.

· Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов;

· Выставка предметов из стихов ;

· Создание альбома рисунков по произведениям ;

· Игра с водой «Кораблики»;

· Игра-забава «Умный мышонок».

Самостоятельная деятельность детей

· Рассматривание иллюстраций к стихам;

· Рассматривание выставки книг и предметов;

· Рисование героев произведения «Сказка об умном мышонке»;

· Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям.

· Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям);

· Игры на основе сюжетов стихов. Сюжетно-ролевая игра « Детки в клетке»;

· «стихотворные минутки» – каждый день;

· Открытое занятие по творчеству ;

· Творческая работа «Кораблик» – лепим из соленого теста;

· Конкурс рисунков по творчеству .

Работа с родителями

Спортивный досуг «Подвижные игры по произведению «Сказка об умном мышонке»:

• Создавать радостную атмосферу;

• Пропагандировать здоровый образ жизни в семье;

• Активно применять ранее приобретенные умения и навыки;

•Воспитывать командный дух, создавать условия для активного сотрудничества ДОУ и семьи в области физического и социально-личностного развития детей.

Творчество поэтов России

· Познакомить детей с творчеством:

· Андрея Алексеевича Усачева

· Эдуарда Николаевича Успенского

· Михаила Спартаковича Пляцковского;

· Познакомить с отрывками из литературных произведений («Паповоз», «Разгром», Улыбка»);

· Провести предварительную словарную работу;

· Способствовать заучиванию наизусть;

· Закреплять выученный материал.

· Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов;

· Просмотр мультфильма «Крошка Енот».

· Дидактическая игра « Наведем порядок»

Самостоятельная деятельность детей

· Рассматривание иллюстраций к стихам;

· Рассматривание выставки книг и предметов;

· Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям.

· Физкультурный досуг «Путешествие в страну стихов»;

· «стихотворные минутки» – каждый день;

· Беседа о прочитанном произведении;

· Слушание песни «Улыбка».

Работа с родителями

1. Информационные папки для родителей ( 2 апреля – Международный день детской книги);

2. Изобразительная деятельность «Мамина улыбка» (рисование портрета мамы).

· Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме;

· Развивать творческие способности детей и родителей;

· создавать условия для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой;

· Донести до сознания родителей, что при совместной работе ребенок приобретает все самое лучшее, поэтому участие в жизни детского сада очень важно;

· Укреплять семейные связи.

Творчество поэтов и писателей разных стран

· Познакомить детей с творчеством:

· Романа Семеновича Сева

· Познакомить с отрывками из литературных произведений («Сказка о длинненьких и кругленьких человечках», «Овощи»);

· Провести предварительную словарную работу;

· Способствовать заучиванию наизусть;

· Закреплять выученный материал.

· Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов;

· Создание альбома рисунков по произведениям , Ю. Тувима;

· Сюжетно-ролевая игра « Овощной магазин».

Самостоятельная деятельность детей

· Рассматривание иллюстраций к стихам;

· Рассматривание выставки книг и предметов;

· Раскрашивание картинок овощей цветными карандашами;

· Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям.

Читайте также:
Развивающие игры Никитиных в работе с детьми с нарушениями речи

· Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям);

· «стихотворные минутки» – каждый день;

· Творческая работа «Конкурс поделок из природного материала».

Работа с родителями

Кулинарный марафон «Овощи – полезные продукты» (приготовление салата).

· Развивать у детей интерес к своему здоровью и окружающих;

· Развивать у детей потребности в новых знаниях о свойствах полезных овощей;

· Закреплять понятия «овощи»;

· учить резать овощи, развивая при этом мелкую моторику рук;

· учить родителей действовать совместно с детьми, делить обязанности.

(сентябрь2015 г. – октябрь 2015 г.)

Русские народные песенки, потешки, считалки, скороговорки

· Познакомить детей с творчеством русского народа;

· Провести предварительную словарную работу;

· Способствовать заучиванию наизусть;

· Закреплять выученный материал.

· Беседа о складе жизни русского человека, предметы быта, досуг;

· Рассматривание иллюстраций русского народного костюма;

· Изготовление и размещение в уголке ряжения атрибутов русского народного костюма (платок, кокошник, пояс и т. д.).

Самостоятельная деятельность детей

· Рассматривание иллюстраций из жизни русских людей;

· Рассматривание выставки книг и предметов;

· Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям.

· Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям);

· Изготовление «Книжек-малышек со стихами»;

· «стихотворные минутки» – каждый день;

· Инсценировка стихов, песенок, потешек;

· Творческая работа « Русская народная игрушка своими руками».

Работа с родителями

Мастер – класс. Творческая мастерская «Кукла-кормилица».

•Продолжать знакомить родителей с традиционной народной игрушкой;

•Дать представление об особенностях изготовления традиционных народных кукол;

• Учить работать с тканью, развивать мышцы рук, пальцев;

•Прививать любовь к традициям русского народа и его культуре, интерес к народной игрушке;

• Развивать чувство патриотизма, желание творить, создавать народную игрушку;

• Смастерить игровую куклу «Кормилица» вместе с детьми.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие речи (психологическая диагностика познавательных процессов – начальная, итоговая);

2. Владение детьми различными видами запоминания стихов (участниками проекта выполнены схемы, рисунки – «подсказки», конспекты итоговых занятий по блокам, открытые занятия для педагогов и родителей, музыкальные подборки);

3. Повышение уровня знаний о детской художественной литературе, расширение кругозора, знания о писателях и поэтах, их произведений, повышение интереса к заучиванию стихов наизусть (опрос детей по стихотворному материалу до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ, выставки детских работ, конкурсы и викторины по содержанию изученных стихов, отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту);

4. Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать

характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в

стихотворении (конкурс чтецов, награды, грамоты, чтение стихов по

ролям, отзывы родителей и коллег);

5. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений;

6. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка;

7. Позитивные изменения в речи детей.

Риски:

· Родители не заинтересуются темой проекта, недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей, приобщении детей к заучиванию стихов.

· Пути преодоления:

Преподносить «стихотворный материал проекта» на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия, совместные вечера. Грамоты, благодарности, призы, результаты, удовлетворение от работы. Создать папку для родителей «Мои любимые стихи».

· Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие

Пути преодоления:

Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Источники информации:

1. И, , « Проекты в работе с семьей»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.-128 с.

2. «Проектирование в образовании»: Учебное пособие.- Новосибирск: НИПКиПРО, 2009 г.-104 с.

3. Семейный и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации /Под ред. .- М.: ТЦ Сфера,2012 г.-128 с.

Проект по развитию речи в подготовительной группе «Мои любимые стихи»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении через произведения детских писателей.

Задачи:

– расширять знания о творчестве поэтов России, познакомить с творчеством А.С. Пушкина, А. Усачева, Э. Успенского, М. Пляцковского;

– формировать у детей устойчивы интерес к чтению;

– развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание;

– развивать память, художественно-речевые и исполнительские умения;

– воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;

-. воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.

Просмотр содержимого документа
«Проект по развитию речи в подготовительной группе «Мои любимые стихи»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48»

Проект по развитию речи в подготовительной группе

Читайте также:
Речевая карта при отсутствии речи

Тема «Мои любимые стихи»

Паньшина Н.Н., 1 к.к.

Белоусова А.Д., 1 к.к

Верхняя Пышма, 2019

Цель: формирование интереса и потребности в чтении через произведения детских писателей.

– расширять знания о творчестве поэтов России, познакомить с творчеством А.С. Пушкина, А. Усачева, Э. Успенского, М. Пляцковского;

– формировать у детей устойчивы интерес к чтению;

– развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание;

– развивать память, художественно-речевые и исполнительские умения;

– воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;

-. воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.

Актуальность:

Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга – это средство всестороннего развития ребёнка. Она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, родному языку, развивает и обогащает детское воображение. Мы смотрим в книгу, как в зеркало и находим в ней отражение того, что происходит с нами, как бы со стороны видим поступки и их последствия. Всё это оказывает большое влияние на развитие ребёнка как личности. Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привития любви к книге – это проблема нашего времени. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг. Данный проект даёт возможность глубже познакомиться с творчеством детских писателей, таких как Александр Пушкин и Самуил Маршак.

Многие родители прекрасно знают, что учить стихи с детьми нужно, это один из важных способов и действенных методов развития наших детей. Заучивание рифмованных строчек расширяет детский кругозор, развивает речь ребенка, ставит голос, способствует формированию восприятия культуры и поэзии. В детском возрасте заучивание наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. И самое главное –стихи позволяют развивать память у детей. Если родители хотят, чтобы у ребенка была хорошая память, то необходимо разучивать стишки, не смотря на свою занятость и усталость. Это необходимо ребенку.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Вид проекта: среднесрочный (март –апрель 2019 года)

Ожидаемые результаты:

– глубже познакомились с творчеством поэтов России, познакомились с творчеством А.С. Пушкина, А. Усачева, Э. Успенского;

– умеют понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание, способны сопереживать героям произведений;

– стараются выразительно рассказывать стихи, улучшилась память;

– любят слушать книги, бережно относятся к книге.

Этапы проекта:

– определение темы проекта

– подбор литературы, пособий, материала

Тема: По сказкам А.С. Пушкина

Беседы: «Рассказ воспитателя об А.С. Пушкине», «Рассматривание портрета А.С. Пушкина», «Няня маленького Саши», «Откуда брались сказки»

Чтение: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Идет волшебница-зима», отрывок из произведения «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Игры-инсценировки: «У самого синего моря», «Свет мой, зеркальце».

Д/и «Вспомни сказку», «Угадай из какой сказки персонаж»

Заучивание «У лукоморья дуб зеленый», «Уж небо осенью дышало».

Продуктивная деятельность: лепка «По сказкам Пушкина», рисование «У Лукоморья».

Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

Слушание музыка: «Бой с коршуном» П.И. Чайковский, «Во саду ли в огороде» русская народная.

Выставка книг и оформление книжного уголка «По сказкам Пушкина»

Взаимодействие с родителями: выставка «По сказкам Пушкина», консультация «Как правильно учить стихи»

1. Беседы: «Что такое доброта» «Любишь ли ты книги?», «Что ты знаешь о кукольном театре?»

2. Чтение: «Приключения Котобоя», «Приключения маленького человечка», «Когда сова ложится спать?», «Баллада о конфете», «История про два воздушных шарика»

3. Просмотр мультфильмов по произведениям А. Усачева, прослушивание в аудиозаписи радиопередач «Веселая радиоквампания» и «Летающий диван».

4. Продуктивная деятельность: аппликация «Кораблик» (по мотивам «Путешествия Котобоя»)

5. Дидактические игры: «Обведи и заштрихуй», «Нарисуй недостающего».

6. Сюжетно-ролевые игры: «Мы пригласили гостей», «Библиотека».

7. Консультация для родителей: «Какие книги нужно читать детям».

2. Э. Успенский

1. Беседы: Знакомство с биографией Э.Н. Успенского, музей Чебурашки Э.Н. Успенского в Москве, «Любимая книга Э. Успенского»

2. Чтение: «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья»

3. Рисование по прочитанным произведениям Э.Н. Успенского

4. Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

5. Знакомство с песнями из мультфильмов Э.Н. Успенского

6. Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Библиотека»

7. Консультация для родителей: «Если ребенок не хочет и не любит читать»

1. Творческая выставка «По мотивам сказок А.С. Пушкина»

Читайте также:
Речевая карта от 0 до 8 мес (логопедическое обследование в Доме ребенка)

2. Выставка рисунков «У Лукоморья», аппликаций «Кораблик», рисунков «Любимый герой из произведений Э. Успенского»

3. Участие в конкурсе чтецов в ДОУ.

4. Участие в конкурсе чтецов на портале «Читающая страна».

Проект ‘Любимые стихи’

Хорошая книга-мой спутник и друг.

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем.

Чтение расширяет кругозор, развивает воображение. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо развитыми речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять ту или иную идею произведения, чтение развивает память, улучшает концентрацию внимания, увеличивает словарный запас и помогает отдохнуть от напряженной современной жизни[1].

Наше исследование связано с чтением поэзии.

Цель работы: выявить любимые стихи обучающихся 3-в класса МОУ «СОШ №55» города Магнитогорска и их родителей посредством изучения содержания поэтических сборников.

Объект исследования: содержание поэтических сборников

Предмет исследования: особенности читательских предпочтений обучающихся 3-в класса МОУ «СОШ №55» города Магнитогорска и их родителей, выявленные на основе содержания поэтических сборников.

Задачи исследования:

Провести анализ литературы по проблеме чтения.

Изучить сборники детской и взрослой поэзии.

Выяснить отношение к поэзии обучающихся и их родителей.

Составить сборник стихотворений писателей о детях и любимых стихов наших семей.

Сочинить собственные стихи.

Методы исследования: анкетирование, анализ, беседа.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей и родителей читательские предпочтения отличаются.

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЛЬЗЫ ЧТЕНИЯ

1.1 Обоснование проблемы о пользе чтения детьми литературы

Польза чтения несомненна. И в этом нам помогут убедиться следующие доказательства [12]:

Чтение расширяет кругозор. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Саморазвитие и самосовершенствование, история и фантастика, фэнтези и приключения, детективы и юмористические рассказы — друзья, жанров книг огромное количество, и практически в каждом из этих жанров можно найти что-то полезное для себя.

Чтение развивает воображение. Книги позволяют нам оказаться в другом мире или задуматься о том, о чём раньше не думали. Мы заполняем наше воображение тем, о чём пишет автор, визуализируя происходящее в книге. Благодаря регулярному чтению у нас развивается весьма богатое воображение: представить можно что угодно и как угодно. И такая возможность весьма кстати, ведь это значительно повышает уровень креативности и развивает нестандартное мышление.

Чтение помогает общаться с людьми. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо прокаченными речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Читая книги, вы становитесь интересным собеседником .

Чтение делает нас умнее . Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Именно поэтому при регулярном напряжении мозга чтением книг мы становимся умнее и образованнее.

Чтение развивает память . Слежение за ключевыми мыслями и (или) сюжетной линией книги приводит к улучшению памяти. Опять всё просто: память используется — память прокачивается.

Чтение увеличивает словарный запас . Читая, вы зачастую сталкиваетесь со словами, которые не используете в повседневной речи. Тем самым, вы пополняете свой словарный запас.

Чтение делает нас увереннее . Теперь в общении мы можем продемонстрировать глубокое знание предмета, свою образованность, эрудицию в самых разных областях. Благодаря этому мы невольно начинаем вести себя более уверенно и собранно. Кроме того, признание окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.

Чтение помогает отдохнуть . Техносфера загоняет людей в постоянный стресс, когда даже дома, после работы, человек остаётся напряжён. Чтение книг — это отличный способ расслабиться и хорошо провести время . Более того, чтение книг является замечательным отдыхом.

1.2 Особенности поэтических произведений

Поэзия от греческого— означает творчество, сотворение.

Русская поэзия для детей развивалась на протяжении всей истории человечества. Особенный подъем в развитии детской поэзии наблюдается на рубеже 19-20 веков. Настоящими открывателями детской поэзии становятся К. Чуковский, С. Маршак, которые считали, что детский писатель должен мыслить рисунками. Школу Чуковского и Маршака прошли А.Барто, С.Михалков, Е. Благинина, В. Берестов. Их лучшие традиции продолжили Б. Заходер, Я. Аким, И. Токмакова.

В статье о влиянии литературных произведений на детское восприятие и развитие раскрыта взаимосвязь речи и чтения. К. Чуковский и С. Маршак всегда подчеркивали необыкновенное и неповторимое влияние детской литературы на ребенка: «Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми» [15].

Термин «живое слово» используется также детскими российскими писателями, педагогами: «Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков, в то время как у слова-термина есть только один смысл и никаких оттенков» [С.Я. Маршак, 15]. Органическое единство поэтического содержания и поэтической формы непременное условие художественности произведения и речевой культуры. Благодаря богатству средств выразительности поэзии содержание поэтического произведения воспринимается ярко и образно.

Читайте также:
Конспект занятия Деление слов на слоги, Перенос слов

Художественное слово обогащает словарь ребенка, помогает усвоить грамматический строй языка, активизирует воображение детей, учит воспроизводить их образы, события, видеть невидимые предметы и явления. Художественное слово главное средство развития художественной речи детей.

Несомненна роль чтения в умственном развитии детей и их речевых способностей.

Помогает детям ознакомиться с различными жанрами художественной литературы, развить выразительность речи детей, научить пересказу, умению слушать литературные произведения, воспринимать содержание произведения и эмоционально отзываться на них.

Очень важным моментом в чтении является сотрудничество детей с родителями. Ясное понимание того, что чтение способствует духовно-нравственной связи ребенка со взрослым, преодоление дефицита внимания, общения детей и родителей. Это совместная работа души и ума.

Существует понятие ритма и рифмы в стихосложении.

Слово ритм в греческом языке, из которого оно пришло к нам, означает «стройность, соразмерность». Как возникает эта соразмерность? Какое условие необходимо для возникновения ритма? Что общего между биением нашего сердца и движущимся маятником часов; мерным шумом прибоя и стуком колес движущегося поезда?

Ритм – это повторение чего-либо через равные промежутки времени. Именно это повторяемость и создает случайность и соразмерность.

Рифма. Гармония стиха создается совпадением окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. Перечитайте еще раз вслух стихотворение А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…». Найдите рифмующиеся строки.

Рифма – это повтор звуков, связывающих окончание двух или более строк.

Например: радость-малость, маленький – удаленький.

ГЛАВА 2 . ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

2.1Методы исследования

Мы работали в группе. Для лучшей организации работы мы разделились на две группы: одни ребята отвечали за теоретическую часть, другие – за практическую. Все вместе мы обработали результаты исследований и сформулировали выводы.

В работе были использованы методы: беседы, анкетирования, количественный анализ, опрос.

В исследовании приняли участие обучающиеся 3-в класса МОУ «СОШ №55» и их родители. Итого получилось 30 человек. Результаты мы оформили в виде круговых диаграмм для наглядности, которые приведены ниже.

В Приложении 1 размещена анкета, по которой проводился опрос. Также, в Приложении 2 мы представили обложку нашего сборника любимых стихотворений наших семей. Сборник, в котором собраны любимые стихи писателей о детях, любимые стихи наших семей и стихотворения собственного сочинения.

В Приложении 3 мы представили стихотворение собственного сочинения, в Приложении 4 разместили фото авторов, нашу команду.

Работа была интересная, сложностей не вызвала, в результате мы получили интересный итоговый продукт. Это наш сборник произведений «Большая книга самых лучших стихов»

2.2 Количественный анализ результатов исследования

Наша группа провела анкетирование среди одноклассников и наших родителей.

В Приложении 1 приводится анкета с вопросами для изучения отношения людей к чтению, об их мнении о пользе чтения, есть ли любимые книги, стихи и так далее.

Диаграмма ответов на вопрос «Любите ли вы читать?»

Результаты анкетирования по данному вопросу показали: 27 человек читать любят, оставшиеся 3 человека ответили, что нет.

Диаграмма результатов на вопрос анкеты о том, когда вы читаете, продемонстрировала следующие данные:

Читают для удовольствия, потому что нравится читать – 27 человек из опрошенных. Далее 2 человека ответили, что читать не любят. И 7 человек ответили, что читают, когда есть время. На диаграмме это отмечено цветом.

На вопрос о том, что вы чувствуете от чтения, ответы были самые разнообразные. Мы объединили ответы в шесть групп и получили следующую диаграмму.

Таким образом, в диаграмме мы видим, что радость при чтении испытывают 10 человек, удовольствие – 5 человек, спокойствие – 5 человек, интерес и увлеченность – 4 человека, ничего не испытывают 3 человека, рост IQ и работу мозга 3 человека. Большинство опрошенных человек ответили положительно.

Вывод: чтение развивает кругозор, объединяет людей, помогает им скрасить досуг и испытать положительные эмоции.

Таким образом, подводя итог нашей работы, мы хотим в заключении привести список самых любимых стихотворений и произведений наших респондентов (участников исследования).

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», письмо Онегина к Татьяне.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

М.Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной»

С.Есенин «Отговорила роща золотая»

И.Крылов «Ворона и лисица»

С.Маршак «Кот и лодыри»

А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане..», «У Лукоморья…»

П. Ершов «Конек-горбунек»

Стихи Анны Кулик

Читайте также:
Скороговорка как фонетическое средство развития подвижности артикуляционного аппарата при дизартрии

А.Блок «Стихи о прекрасной даме»

Произведения У. Шекспира

А. Барто «Сонечка

В.Брюсов «Первый снег»

Мы также составили свой список любимых стихотворений, стихов писателей о детях и попробовали сочинить сами. В итоге продуктом нашей работы стал «Сборник самых лучших стихов».

В Сборник наших любимых стихотворений (наших мам и пап) вошли стихи русских и зарубежных поэтов, писателей, классиков: А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Барто, В.Берестова, У.Шекспира, А.Блока, С.Есенина и другие.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей и родителей читательские предпочтения не отличаются. Есть такие стихи, которые интересны нам и нашим родителям. Мы опровергли свою гипотезу. Поэзия помогает нам в трудную минуту, отражает наше настроение, эмоции, переживания. На языке стихов можно красиво выразить свои чувства, описать свое внутренне состояние, помочь другу.

Итак, в заключении хотим привести слова Ф.Бэкона, которые отвечают на вопрос, поставленный в начале нашей работы: а стоит ли читать?

«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать»[3].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

100 лучших стихов и сказок. – М.: Росмэн, 2015. – 240 c.

100 самых известных стихов и рассказов о любви и дружбе. Хрестоматия. – М.: АСТ, 2016. – 416 c.

Белов, Н. В. Хрестоматия по литературе. 5-7 класс. Книга 1 / Н.В. Белов. – М.: Харвест, 2008. – 512 c.

Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева. – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008. – 496 c.

Дмитриева, В.Г. Стихи и песенки для самых умных малышей / В.Г. Дмитриева. – М.: Астрель, 2009. – 821 с.

Журавель, И. А. Представь невозможное, или Путешествие в сказку. 1 класс. Книга 4 / И.А. Журавель. – М.: Ранок, 2012. – 24 c.

История Рождества. Стихи, открытки, поздравления. Альбом для семейного чтения. – М.: Рипол Классик, 2014. – 40 c.

Лесные забавы. – М.: Адонис, ЯБЛОКО, 2010. – 299 c.

Любимые стихи и песни о Родине / С.В. Михалков и др. – М.: АСТ, 2016. – 80 c.

Моя первая книга стихов. – М.: Стольный град, 2015. – 114 c.

Мы из Игарки. – М.: Красноярское книжное издательство, 1988. – 224с.

Новогодние чудеса. – М.: Machaon, 2008. – 80 c.

https :// cyberleninka . ru / article / n / vliyanie – literaturnyh – proizvedeniy – na – razvitie – hudozhestvennoy – rechi – doshkolnika

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Любите ли вы читать?

2. Когда вы читаете?

а) когда есть время и нечем заняться;

в) для удовольствия, потому что нравится.

3. Что вы чувствуете от чтения?

4.Самое любимое ваше стихотворение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обложка сборника

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Стихи собственного сочинения

Стихи собственного сочинения

Трубицин Клим

Я с утра сижу один, делаю уроки.

Мне бы в мячик поиграть,

Лень кругом и скука.

Скоро все закончится.

Встречу я друзей.

Жизнь у всех наладится

И станет веселей.

Бусыгин Иван

Мои любимые друзья!

Передаю привет вам я!

Жду нашей с вами встречи.

Дома заняться нечем.

Хоть делаю уроки я

По вам скучаю все же.

Увидеть вас мечтаю.

Ох, кто же нам поможет!?

Шуралева Лиза

-Ваня, потерпи немножко.

Посмотри скорей в окошко!

Там уже весна пришла,

Солнце, радость принесла.

Лорман Вероника

У меня расцвел цветок,

На деревьях за окном.

Скоро уж денечки

И пойдем гулять мы дружно

Лишь сигнал дадут.

Санцакова Вероника

Да, карантин закончится.

Встретимся все вновь.

Все у нас получится!

Верьте в дружбу и любовь!

Сусликов Юрий

Мы стихи вам сочинили.

Хорошо ли, плохо ли.

Вы нас строго не судите,

Лучше нам похлопайте!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Авторы стихов сборника «Большая книга самых лучших стихов»

Фото детей с последней страницы сборника

Положение о реализации краткосрочного проекта «Любимые стихотворения»

МБДОУ ДС КВ № 28

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность проекта «Любимые стихотворения» для детей старшего дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем ООП, и разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, другими законодательными актами Министерства образования Российской Федерации и администрации Краснодарского края.

1.2. Проект «Любимые стихотворения» создаётся на базе образовательного учреждения в целях обобщения и расширения знаний и способностей дошкольников.

2. Основные задачи.

2.1. Основными задачами проекта являются:

– Учить детей заучивать стихотворения, понимать их смысл, выразительно читать.

– обобщать представления детей о значимости чтения стихотворений с эмоциональной окраской.

– Формировать познавательные и творческие способности.

Читайте также:
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами - конспект и презентация

– Воспитывать чувство патриотизма и бережное отношение к книге.

3. Комплектование.

3.1. По количеству участников – коллективный

3.2. По приоритетному методу – практический

3.3. По контингенту участников – дети подготовительной группы

3.4. По продолжительности – краткосрочный (2 месяца)

4. Организация образовательного проекта.

4.1. Проект «Любимые стихотворения» открывается решением совета педагогов при наличии необходимых условий в образовательном учреждении.

4.2. Групповое помещение должно соответствовать требованиям Сан ПиН.

4.3. Занятия с детьми в группе проводятся по графику, согласованному с администрацией ОУ.

4.4. Образовательный процесс направлен на развитие познавательных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

4.5. Основная форма работы – фронтальные занятия.

4.6. Работа с родителями строится с использованием разнообразных форм и методов.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы.

Дидактическая игра «Разложи одежду»

Дидактическая игра «Разложи одежду» Аннотация: Дидактическая игра «Разложи одежду» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной деятельности.

Парад шахматных фигур

Парад шахматных фигур «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые.

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия: «Эмоциональная кукла»

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия: «Эмоциональная кукла»

Комментарии

  • Ирина

В блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования – тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать.

Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младшей группы

Содержания Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3 1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4 1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4 1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4 Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5 2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5 2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8 Глава 3. Организационный.

ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.

Тема «Компот из ягод» Нетрадиционная техника рисования : рисование пальчиком. Цель: Закреплять знание названий ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды»; Закреплять умение различать и называть цвета; Продолжать учить детей образовывать прилагательное от существительного; согласовывать существительное с прилагательным в роде; Закреплять.

ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну”

Тема: Игровая ситуация «Оденем куклу Инну» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности (д/и «Оденем куклу») Задачи: Обеспечить условия для: развития речевого слуха; выражения детьми своих мыслей, чувств, мнения, побуждения детей к речевой активности; упражнения в правильном произношении.

Проект ” Любимые поэты”

«Любимые стихотворения детских поэтов А.Барто и С. Михалкова»

Проект для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Вид проекта: творческий, краткосрочный.

Руководитель: воспитатель Минченко Л.М.

Участники : дети младшей группы №6 и средней группы №11, родители.

Цель: вспомнить с детьми произведения детских поэтов; способствовать более углубленному восприятию творчества А.Барто, С. Михалкова.

Задачи: формировать интерес детей и родителей к творчеству поэтов,;

расширять представления о детской литературе;

приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

совершенствовать умение выразительно декламировать стихи;

формировать умение обыгрывать сюжеты произведений.

развивать память, внимание.

поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать доброжелательные отношения между сверстниками; воспитывать у детей радость от совместной деятельности с родителями.

1.Развитие речи, памяти, внимания через активизацию словаря.

2. Заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.

• Выставка творческих работ «Любимые герои».

• Литературный праздник «День поэзии»

Предшествующая работа: Чтение стихотворений авторов Барто, Михалкова вне занятий; раскрашивание сюжетных картинок с героями произведений, проведение выставки книг.

Оборудование: портреты поэтов; выставка книг; фонограммы, атрибуты для инсценировок стихотворений.

План проведения мероприятий

1.Беседа «Моё любимое стихотворение А. Барто»

Беседа «Моё любимое стихотворение С. Михалкова»

Воспитатель. дети младшей группы

Воспитатель. и дети средней группы

2. Чтение стихов А. Барто и С. Михалкова наизусть.

3.Выставка книг поэтов А.Барто и С. Михалкова

4. Показ настольного театра по сказке «Три поросёнка»

Читайте также:
Материал для обследования лексико-грамматического строя речи у школьников

5. Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа» С. В. Михалкова

Воспитатели и дети

6. Дидактические игры «Что нужно для супа?», «Из какого стихотворения картинка?»

7. Кроссворд для детей «Любимые строки детских поэтов»

Воспитатели ,дети, родители

8.Выставка детских рисунков.

Воспитатели., дети и родители

9. Литературный праздник «День поэзии»

Воспитатели , дети и родители

1.Беседа «Моё любимое стихотворение А. Барто»

2.Беседа «Моё любимое стихотворение С. Михалкова»

2. Чтение стихов А. Барто и С. Михалкова наизусть.

3.Выставка книг поэтов А.Барто и С. Михалкова

4. Показ настольного театра по сказке «Три поросёнка»

6.Дидактические игры «Что нужно для супа?», «Из какого стихотворения картинка?»

Уважаемые родители! В целях реализации проекта «Любимые строки детских поэтов» просим вас заполнить данный кроссворд.

Благодарим за сотрудничество!

1.Конкурс на лучшее знание чего-либо. 2. Детский поэт, автор «Дяди Стёпы».

3. Вспомните малый литературный жанр, который любят дети младшего дошкольного возраста. 4. Кто автор строк

« Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине…»

5. «Зайку… хозяйка, под дождём остался зайка» А. Барто.

ОТВЕТЫ: 1. Викторина 2. Михалков 3. Потешки 4. Барто . 5. Бросила

Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет.
материал (логопедия, старшая группа) по теме

Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет.

Скачать:

Вложение Размер
rechevaya_karta_dlya_5_let.doc 101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол обследования речи

Как тебя зовут?____________________________________

С кем ты живешь?__________________________________________________

Кто из вас старше (младше) брат (сестра)?_____________________________

Кто старше бабушка или мама?_______________________________________

Какие у тебя есть игрушки ?__________________________________________

Обследование состояния звукопроизношения

Отметить характер нарушения звукопроизношения: в норме, мономорфное нарушение, полиморфное нарушение: антропофонический эффект (вид искажения), фонологический (отсутствие звука, замена звука, смешение звуков).

Обследование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-па -ба_________________________ па-ба-па_____________________

Состояние навыков фонематического анализа и синтеза:

Выделение начального ударного гласного из слов:

астра____арка____осень____озеро____ улей___ уши___иглы____искры_____

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): с.19

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): с.20

Обследование фонетической стороны речи

Исследование звукослоговой структуры слов ( повторить за логопедом с опорой на наглядность ): с.32

Сестренка развешивает простыни.___________________________________

В универмаге продают продукты._____________________________________

Мотоциклист мчится на мотоцикле.____________________________________

Обследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь

понимание существительных ( показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов): по картине «Наш детский сад» (Мы строим дом)

мальчик____ девочка_____голова мальчика_____голова девочки______

руки мальчика____ руки девочки______ ноги мальчика_____

ноги девочки_____дом_____ крыша дома______машина_____

колеса машины_____собака_____ уши собаки______глаза собаки_______

живот_____ шея мальчика______ живот____ и шея девочки______

окна дома____ дверь дома______ балкон______ труба на крыше дома______

стул____ ножки стула_____ кабина____ кузов грузовика_____

туловище собаки_______ голова собаки_______

мишка___ машинка___ чашка___ тарелка___ ложка____шапка_____куртка__

платье___ сапоги____ ботинки____ туфли____ кресло___ диван____

шкаф___ капуста_____ помидор_____ репка_____ яблоко_____ груша____

апельсин____ петух____ гусь____утка____

Подобрать обобщающие слова:

показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию): с.9,22

понимание действий (показать по предложенным картинкам): покажи, с.10

кто летит________ плывет________ идет___________ прыгает_______

понимание признаков (показать по предложенным картинкам): с.12

круглое печенье_____________ квадратное печенье__________________

треугольное печенье_________ овальное печенье____________________

Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация единственного и множественного числа существительных ( показать по картинкам): с.13

глаз__________ глаза__________ стул__________ стулья___________

лист__________лист__________ листья________ окно_____ окна_______

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (В, НА, У, ЗА, ПО, ПОД): с.14

цыпленок гонится за бабочкой_______ цыпленок спрятался под крыльцом_____ цыпленок ходит по крыльцу____ цыпленок стоит в корытце ______ цыпленок прыгает со ступеньки______ цыпленок стоит на корытце_______ цыпленок стоит у корытца_____________

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: ( показывает ребенок) Покажи, где: с.15

носок-носочек_________ чашка- чашечка_______окно- окошечко________

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов ( показать по предложенным картинкам): с. 16

птица летит_____птицы летят______ слон идет_____слоны идут______

кошка сидит____ кошки сидят_______

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): покажи с.16

птица, которая вылетает из клетки_____

птица, которая влетает в клетку_______

Понимание отдельных предложений и связной речи

Понимание предложений: покажи, где с.17

собака бежит за мальчиком_____ мальчик бежит за собакой________

Понимание текста: сказка «Колобок» (если сказка не знакома, то логопед сначала рассказывает ее с опорой на картинки) с.18

Кто попросил бабку испечь колобок?_______Покажи.

куда бабка положила колобок? Покажи_________

Кого встретил колобок сначала ? Покажи__________________

Кого встретил колобок потом? Покажи___________

Кто съел колобка? Покажи___________________

Обследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи: (однословная, фразовая, связная)

1. Активный словарь

Вспомнить и назвать несколько существительных по предложенным темам:

Назвать части тела и части предметов (по картинкам): с.21

шея ______________________ пуговица_________________

живот ____________________ кабина машины____________

грудь____________________ руль машины(23)______________

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке: с.9

Глаголы (скажи, что делают те, кто изображен на картинках):

Перечисли, что делают животные на картинках: с.10

птицы летают_____ змея ползает______рыбка плавает________

лягушка прыгает_____ слон ходит_______

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки): с.23

солнце какое ? (Круглое)_____________Косынка какая?(треугольная)____

Печенье какое? (Квадратное)_________ Огурец какой? (овальный)_________

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного числа и множественного числа (образовать по аналогии): с.24

Употребление имен существительных в косвенных падежах: ответь на вопрос: много чего? с.25

много шаров_________много ключей_________много берез___________

много ложек_________ много окон___________

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): с. 26

оранжевый апельсин_________ _____ голубая бабочка ________ _________

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам): с.26

Где сидит снегирь? (На дереве)___________

Где стоит машина? (В гараже)_____________

У кого кукла? (У девочки)________________

Где стоит коза? (за забором)______________

Где едет машина? (по дороге)_____________

Употребление числительных 2 и 5 с существительными: (ответить на вопрос «сколько») с.27

Два мяча___________ пять мячей_______

две розы_________ пять роз__________

два окна_______ _ пять окон_________

Образование существительных- с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( по картинкам): (назвать большой и маленький предмет) с.28

Большая кукла, а маленькая куколка

забор-заборчик ___________носок-носочек ________________

лента-ленточка__________ окно-окошечко _______________

Образование названий детенышей животных:с.30

У лосихи –лосенок. А у медведицы кто?________________

У бобрихи________ ___ У барсучихи______________ У собаки____________

Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

(Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?)

Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама).

Результаты логопедической работы:__________________________________

Обследование поведения и эмоциональной сферы

1. особенности коммуникативной сферы ( сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)_________________________________

Обследование неречевых психических функций

1. иссследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)_____________________________________

Определение направления звука______________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма__________________________________

_____ ______ •• ______ ________ ____________________

______ •• _______ _______ _____________________

_____ ______•• • ______________________

2. исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета ( показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующего по цвету блюдца, к шапочкам – соответствующие по цвету шарики)

красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, оранжевый, розовый__________________________________________________________

восприятие формы ( показать по просьбе заданные геометрические фигуры и формы)

круг____ квадрат____ овал____ треугольник____ прямоугольник_____

3. исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Ориентировка в пространстве:

покажи предметы, которые находятся вверху_____________, внизу_______,

впереди__________, сзади_________ слева_______ справа_________

Ориентировка в схеме собственного тела:

покажи правый глаз_______________ левый глаз____________

правое ухо_________________ левое ухо_________________

Складывание картинок из частей: (4-6 частей, вертикальный , горизонталь-

ный и диагональный разрезы)_______________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу: из 6 палочек

из 7 палочек «Лесенка»_______________________

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений –заполняется после проведения тестовых упр.)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

попрыгать на 2 ногах________________________________________________
__________________________________________________________________

на левой ноге______________________________________________________

на правой ноге_____________________________________________________

прыгнуть в длину с места____________________________________________

потопать ногами и похлопать руками одновременно______________________

бросить мяч от груди________________________________________________

перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии –заполняется после тестовых упр.)

Кинестетическая основа движений:

одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки _______________________________________________, на левой руке_________________________________обеих рук_____________________

Кинетическая основа движений:

упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой____________________________

«кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой________________________________

Навыки работы с карандашом

умение рисовать прямые____________________________________

рисование ломаных линий______________ замкнутые линии____________

Манипуляции с предметами:

застегнуть пуговицы______________ расстегнуть пуговицы______________

завязывать шнурки________________развязывать шнурки_______________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок –заполняется после проведения тестовых упражнений)

закрыть правый глаз______________левый глаз__________________

поднять брови___________________ нахмурить брови____________________

наморщить нос__________________ надуть щеки________________________

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка – заполняется после проведения тестовых упр.)

Движения нижней челюсти:

открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков______________

растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой» (чередовать)

«лопата» -«жало» (чередовать)_______________________________________

положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю губу «качели» ______

Движения мягкого неба (широко открыть рот и четко произнести звук «А»- в этот момент в норме мягкое небо поднимается)_________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

0тметить наличие и характер аномалий в строении :

(толстые, тонкие, расщелина, послеоперационные шрамы, загубные уздечки ( укорочены, короткая уздечка верхней губы) );

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, кариозные, наличие диастем);

(прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус, физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двусторонний );

(высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, субмукозная щель, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, естественной высоты, куполообразное,);

(укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, отсутствие);

(массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой, короткий, длинный).

З) Маленький язычок

(отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма)

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_______________________

Продолжительность речевого выдоха _________________________________

Особенности динамической стороны речи

темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________

ритм (нормальный, дисритмия)_______________________________________

паузация (правильность растановки пауз в речевом потоке)_______________

употребление основных видов интонации_______________________________

Протокол логопедического обследования

Светлана Яроцкая
Протокол логопедического обследования

Протокол обследования речевого развития

Устная речь: Общее звучание речи

Выразительность: невыразительная, маловыразительная, норма ___

Голос: тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, сипловатый, с назальным оттенком, затухающий

Дыхание: верхнегрудное, диафрагмальное, смешанное

Темп,ритм: замедленный, с замедлениями, быстрый,

Запинки: клонические, тонические, клоно-тонические

Дикция: чёткая, смазанная, ___

Понимание речи: полное; достаточное; понимание на уровне слова; полное понимание простых инструкций и предложений из 3-4 слов; недостаточное многоступенчатых инструкций, длинных фраз, возрастной терминологии; недостаточное понимание вопросов падежей, вопросов по контексту предложения.

Обследование связной речи:

1.Исследование состояния словаря:

1.Исследование состояния номинативного словаря:

• Предмет и его части

носик крышка ручка донышко

стеночки кабина кузов фары колёса

капот дверцы руль

яблоко, груша, банан, слива берёза, дуб, осина, ель

олень, волк, барсук, медведь ручка, ластик, тетрадь, книга

• назвать предметы, относящиеся к

2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам)

• кто как голос подаёт

собака лошадь утка

петух кошка корова

• кто как передвигается

собака червяк лошадь

ворона рыба человек

3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам по 5-6 слов)

осень (какая)

друзья (какие)

вечер (какой)

ведро (какое)

день длинный ходить темно

зима низкий говорить далеко

холод широкий ссориться быстро

врач Печаль(-ный)

4. Исследование грамматического строя речи

1.исследование навыков словообразования:

• образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

книга гриб хлеб

стул воробей топор

ведро ковёр кот

• Образование названий детёнышей

у лисы у козы у лошади

у коровы у собаки у медведя

у свиньи у курицы у волка

образование глаголов префиксальным способом:

вышел перешёл прошёл подошёл вошёл нашёл

налил перелил вылил долил разлил полил

• образование относительных прилагательных

шкаф из дерева – кукла из резины –

тетрадь из бумаги – шуба из меха –

сапоги из кожи – сок из яблок –

• образование притяжательных прилагательных (Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова):

у зайца – у козы –

у свиньи – у лошади –

у коровы – у медведя –

2.Исследование навыков словоизменения:

образование существительных множественного числа:

• употребление предлогов:

С ПОД ИЗ-ЗА рядом

В ИЗ-ПОД НАД слева/справа

В. п. – вижу Р. п. – нет Д. п. – дам Т. п. – любуюсь П. п. – думаю о

согласование существительных с числительными:

• согласование существительных с местоимениями «мой, моя, моё»

солнце очки окно

мишка дом ложка

пирамидка брюки яблоко

ба – па – ба та – да – та

ка – кя – ка Уточка – удочка

• Исследование фонематических представлений

Подбор слов на заданный звук:

исследование возможности фонематического анализа

6. Слоговая структура

• Исследование возможности воспроизведения слов

• Исследование навыка слогового анализа.

кит вишня виноград

• Придумывание слов из слогов в количестве:

Один слог Два слога Три слога

Исследование возможности воспроизведения предложений:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: