Циклограмма деятельности учителя-дефектолога

Циклограмма деятельности учителя-дефектолога на 2017-2018 учебный год

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.

период подгрупповой НОД

дети 1 подгруппы

подготовка ко 2-му периоду НОД

период подгрупповой НОД

дети 2 подгруппы

подготовка к индивидуальной работе с детьми.

совместно с детьми

индивидуальное занятие № 1 (с ребенком 4-5 лет).

1 ребенок: Лютиков Роман

индивидуальное занятие № 2

(со сходными проблемами)

индивидуальное занятие № 3

(со сходными проблемами)

индивидуальное занятие № 4

(со сходными проблемами)

индивидуальное занятие № 5

групп общеразвивающей направленности ДОУ

(по запросам педагогов и родителей)

сопровождение НОД «Тропинка в мир движения»

дети групп общеразвивающей направленности ДОУ

все дети группы

Сопровождение режимных моментов (переодевание после прогулки и НОД): обогащение словаря, развитие связной речи.

11.50 – 12.05 – Лютиков Рома,

12.05-12.15 – остальные дети.

индивидуальное занятие № 6

(со сходными проблемами)

сопровождение приема пищи

(формирование навыков еды, ориентировки в ситуации, обогащение представлений детей)

все дети группы

период подгрупповой НОД

дети 1 подгруппы

подготовка ко 2-му периоду НОД

период подгрупповой НОД

дети 2 подгруппы

подготовка к индивидуальной работе с детьми.

совместно с детьми

НОД с ребенком 4-5 лет (согласно УП)

индивидуальное занятие № 1

индивидуальное занятие № 2

индивидуальное занятие № 3

индивидуальное занятие № 4

индивидуальное занятие № 5

индивидуальное занятие № 6

(со сходными проблемами)

индивидуальное занятие № 7

Сопровождение режимных моментов (переодевание после прогулки): развитие математических навыков и моторной координации.

все дети группы

сопровождение приема пищи

(формирование навыков еды, ориентировки в ситуации, обогащение представлений детей)

все дети группы

сопровождение режимных моментов

(формирование понимания речевой инструкции,

навыков ориентировки в ситуации, подготовка к НОД)

все дети группы

все дети группы

период подгрупповой НОД

дети 1 подгруппы

период подгрупповой НОД

дети 2 подгруппы

подготовка к индивидуальной работе

совместно с ребенком

индивидуальное занятие № 1(с ребенком 4-5 лет).

1 ребенок: Лютиков Роман

сопровождение приема пищи

(формирование навыков еды, ориентировки в ситуации), подготовка к беговелоспорту.

все дети группы

17.30 – 18.00 18.00 – 18.30

Сопровождение занятий беговелоспортом

(совместно с тренером), индивидуальная коррекция навыков ориентировки в пространстве.

Дети, занимающиеся беговелоспортом

(по желанию родителей)

сопровождение игровой деятельности детей

(коррекция речевого общения друг с другом);

консультативно-методическая работа с родителями детей и педагогами ДОУ (по потребности)

все дети группы

период подгрупповой НОД

дети 1 подгруппы

подготовка ко 2-му периоду НОД

период подгрупповой НОД

дети 2 подгруппы

подготовка к индивидуальной работе с детьми.

совместно с детьми

НОД с ребенком 4-5 лет (согласно УП)

индивидуальное занятие № 1

индивидуальное занятие № 2

индивидуальное занятие № 3

индивидуальное занятие № 4

индивидуальное занятие № 5

индивидуальное занятие № 6

индивидуальное занятие № 7

игра по развитию психических процессов

все дети группы

сопровождение приема пищи

(уточнение понятий, формирование навыков еды)

все дети группы.

период подгрупповой НОД

дети 1 подгруппы

подготовка ко 2-му периоду НОД

период подгрупповой НОД

дети 2 подгруппы

подготовка к индивидуальной работе с детьми.

совместно с детьми

индивидуальное занятие № 1(с ребенком 4-5 лет).

1 ребенок: Лютиков Роман

индивидуальное занятие № 2

индивидуальное занятие № 3

(со сходными проблемами)

индивидуальное занятие № 4

индивидуальное занятие № 5

(со сходными проблемами)

индивидуальное занятие № 6

индивидуальное занятие № 7

индивидуальное занятие № 8

игра по развитию психических процессов

все дети группы

сопровождение приема пищи

(уточнение понятий, формирование навыков еды)

МДОУ детский сад компенсирующего вида№11

354065, город Сочи Центральный район , ул. Гагарина дом 17

Учитель-дефектолог

Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?

Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.

Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих, работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического основы для полноценного развития его личности.

Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

Читайте также:
Зачем лисе хвост - конспект и презентация

Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.

Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.

Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
— ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
— развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории).

Ознакомление с окружающим миром
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; дети знакомятся с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Развитие элементарных математических представлений
Математическое развитие является мощным инструментом:
— для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
— для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
— развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
— подготовки к школьному обучению.

На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
— развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
— стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации ;
— совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки;
— производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
— закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.

Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалистасовместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!

Рабочая программа учителя-дефектолога (с детьми 3- 6 лет)

автор: Сенина Людмила Васильевна

МКДОУ детский сад «Солнышко»

Рабочая программа учителя-дефектолога (с детьми 3- 6 лет)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кыштовского района детский сад «Солнышко»

Рабочая программа

учителя-дефектолога

(с детьми 3- 6 лет)

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Составитель: учитель-дефектолог

Сенина Людмила Васильевна

1-я квалификационная категория

2021 год.

№ п/п Содержание Стр.
I. Пояснительная записка 3-5
1.1. Цель и задачи 5-6
1.2. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики 6
1.3. Планируемые результаты освоения программы 6-8
1.4 Планируемые результаты освоения Программы 24
II. Содержание образовательного процесса 9-18
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 18-20
2.2. Описание вариативных форм и способов, методов и средств реализации программы 20-22
2.3. Педагогические технологии используемые при реализации программы. 22
2.4 Взаимодействие учителя-дефектолога с педагогами ДОУ в ходе коррекционно-развивающего процесса 23-24
2.5 Особенности взаимодействия учителя –дефектолога с семьями воспитанников 25
III. Организация образовательного процесса 25-33
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 25
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 25-30
3.3. Средства обучения и воспитания 30-32
3.4. Материально – техническое обеспечение программы 32
3.5 Циклограмма рабочего времени учителя дефектолога 33
  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО. Содержание данной программы направлено на проведения психо-речевого обследования детей, начиная с трёхлетнего возраста. Его цель — помочь заинтересованным родителям, специалистам разобраться, нет ли отклонений в речевом и психическом развитии малыша, правильно ли развивается речь ребёнка и психические процессы. Просто общаясь и играя с ребёнком, при проведении обследования можно определить его отставание в речевом и психическом развитии уже в раннем возрасте или, напротив, убедиться, что малыш развивается совершенно нормально или даже с опережением нормы. Ведь чем раньше удастся выявить отклонения развития ребёнка от нормы, тем легче будет избежать более серьёзных проблем в будущем.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно — правовыми документами:

  • Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013

№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013
  • 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
    • Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Читайте также:
Задания логопеда по лексической теме Грибы

— Уставом МКДОУ д/с «Солнышко», утвержденный 23.04.2015г.

— Основной образовательной программой ДОУ дс «Солнышко»,

утвержденной 31. 08.2016г.

Программой предусмотрено специальное обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью, которое обеспечивает максимально возможный уровень физического, умственного и нравственного развития. Тенденции развития детей с интеллектуальной недостаточностью те же, что и нормально развивающихся сверстников. Многое в их развитии – отставание в овладении предметными действиями, развитие речи и познавательных процессов – в значительной мере носит вторичный характер. При более раннем включении специального обучения и воспитания многие дефекты развития могут быть скорректированы и предупреждены.

В этой программе представлен подход, который, поможет каждому ребёнку найти прикладное применение своим знаниям через игру исследовательскую и творческую деятельность. Игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребёнка по ориентации в мире действий, отношений, задач и мотивов человеческой деятельности. Игра раскрывает большие перспективы в развитии ребёнка не только потому, что реально раздвигает границы его возможностей (например, повышает остроту зрения, увеличивает длительность произвольного сосредоточения и т.д.) У ребёнка появляется возможность выполнять учебную задачу, включая игровые моменты. В игре повышается эффективность познавательных процессов и лучше происходит понимание и усвоение, увеличивается объём памяти.

  • Цель и задачи:

Цель: Выявление и обеспечение коррекции нарушений ребенка, оказание ему квалифицированной помощи с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей.

  • создание условий для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в целях обогащения его социального опыта;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в психофизическом развитии ребенка (формирование и коррекция высших психологических функций в процессе коррекционно-развивающих занятий );
  • формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
  • включение родителей воспитанников (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семьи.

1.2.Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Значимыми характеристиками для разработки и реализации рабочей программы являются:

∙ возрастной и типологический состав воспитанников;

∙ особенности семей воспитанников.

При разработке и реализации рабочей программы учитывается необходимость обеспечения целостности образовательного процесса и преемственности разных возрастных этапов психического развития ребенка, использование программ и технологий .

Этнический состав воспитанников ДОУ: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях села.

Комплектование групп на 2021-2022 учебный год

Возрастная категория Направленность групп Количество групп Количество детей
От 3 до 4 лет общеразвивающая 1 2
От 4 до 5 лет общеразвивающая 1 2
От 5 до 6 лет общеразвивающая 1 2
От 6 до 7 лет общеразвивающая 1 4

Состояние здоровья воспитанников

Группа здоровья Количество детей
1 10
2
3
4
Дети инвалиды 1
Итого 10

1.3. Особенности семей воспитанников

Социальный статус родителей

Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

Количество детей 10
Всего семей 10
Особенности семьи Полные семьи 10
Не полные
Семьи где одна мать
Семьи где один отец
Многодетные
Малообеспеченные
Образование Высшее
н/высшее
среднее
с/спец.
н/среднее
Социальный состав
рабочие
служащие
домохозяйки
предприниматели

1.4.Планируемые результаты освоения Программы

  • Целевые ориентиры в раннем возрасте.
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

В раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Читайте также:
Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков

На этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с ОВЗ от 2.6 мес. до 4 лет на 2019-2020 уч.год

Государственное казенное учреждение Здравоохранения

Краевой Специализированный Дом ребенка №2

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей

с ОВЗ от 2.6 мес. до 4 лет

Содержание: Стр.

Раздел 1. Целевой 3

1.1. Пояснительная записка: цели, задачи и направления работы по реализации образовательной программы 3

1.2 Основные принципы образовательной программы дошкольного образования 3

1.3 Возрастные особенности детей с ОВЗ 7

1.4 . Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) 9

Раздел 2. Содержательный 11

2.1. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога 11

2.1.1 Диагностическое направление. 11

2.1.2 Коррекционное направление 12

2.1.3 Участие в методической работе 14

2.1.4 Организационно-педагогические условия коррекционной работы 14

2.2. Виды и формы организации коррекционной работы учителя-дефектолога 17

2.3. Тематическое планирование учителя-дефектолога 19

2.4. Перспективное планирование учителя-дефектолога прилож

Раздел 3. Организационный 19

3.1. Режим дня в группе 19

3.2. Расписание ООД учителя-дефектолога 19

3.3. Программно – методическое обеспечение коррекционно-педагогического

Приложения: перспективный план

Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка : (цели, задачи и направления работы по реализации образовательной программы)

Рабочая программа составлена на основе примерной образовательной программы «Дошкольного образования ГКУЗ «КСДР №2» от 03.09.2019, разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой 2015г. в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.

Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения Содержание программы предусматривает обучение и воспитание детей с ОВЗ от 2.6 мес. – 4 лет в Доме ребенка, реализацию коррекционных задач в разнообразных специфических для детей видах деятельности

1.2 Основные принципы образовательной программы дошкольного образования

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы, сформулированных на основе требований ФГОС дошкольного образования:

Читайте также:
Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования;

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество учреждения с семьей;

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

10. Учет интеграции образовательных областей;

11.Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Среди подходов к формированию программы можно выделить:

– личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

– деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, физическая и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;

– ценностный подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья, что в системе образования позволяет говорить о создании и реализации моделей сохранения и укрепления здоровья воспитанников), этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т.д.;

– компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:

– решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;

– диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект- субъектных отношений;

– системный подход – как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

– средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник;

– проблемный подход позволяет сформировать видение Программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития; – культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.

Цель: создать систему помощи детям с ОВЗ для успешного освоения образовательной программы на основе компенсации первичных и пропедевтики вторичных нарушений.

-выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития

-осуществить индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь

детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей

Основные направления работы по реализации адаптированной образовательной программы

1. социально-коммуникативное развитие;

2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. сенсорное развитие

5. изобразительное искусство

1. Социально-коммуникативное развитие

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Читайте также:
70 упражнений для развития мелкой моторики

2. Познавательное развитие

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о

себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

об особенностях природы

3. Речевое развитие

Включает владение речью как средством общения и культуры;

воспитание плавности речи; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие

звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной

культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы; обогащение словаря ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель), растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, частей и деталей предметов (рукава и воротник у рубашки, колеса и кузов у машины); обогащать словарь глаголами, побуждая детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек; инициировать непроизвольную речь; побуждать ребенка активно использовать названия предметов и игрушек, стремясь к обладанию ими.

4. Сенсорное развитие

Предполагает развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Включает выделение предметов по цвету, форме и величине, как особый признак предмета; представление об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине; закрепление в речи представлений о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами; обследование предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов; последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий; умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

5. Изобразительное искусство

Направлено на эмоциональные реакции на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы, игрушки, на цвета красок

Включает знакомство детей с разными видами изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация; обучение детей простейшим способам изображения, создание простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм; освоение приемам лепки, раскатывание комка глины в ладонях, видоизменение комка с помощью пальцев, соединение частей; приемы наклеивания готовых форм; ориентировку в пространстве («солнышко на небе», «домик стоит на земле, рядом растет елочка» и т. д.).

1.3 Возрастные особенности детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

Читайте также:
70 упражнений для развития мелкой моторики

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

1.4 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

– Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности в игре,

общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

– Ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

– Проявляет умение слышать других и быть понятым другими, зрительно воспринимать

– Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает

условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

– Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

– Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, как с взрослым, так и со сверстниками, хорошо пересказывает небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке

– У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

– Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность).

– Обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире, в котором он живёт; имеет первичные представления о семье.

– Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные

представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо;

проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Рабочая программа учителядефектолога мбдоу Детский сад 131

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-дефектолога с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Одним из важных условий реализации основной образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники образовательных отношений. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

 единый подход к процессу воспитания ребёнка, создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;

 открытость дошкольного учреждения для родителей, дифференцированный подход к каждой семье;

 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей, уважение и доброжелательность друг к другу;

 равно ответственность родителей и педагогов.

Задачи работы учителя-дефектолога и воспитателей по взаимодействию с родителями:

 Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

 Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

 Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

 Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

 Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Для эффективного решения данных задач педагогам ДОУ необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребёнка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку. Родители предъявляют разные требования к ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестёр.

Читайте также:
Задания логопеда по лексической теме Грибы

III Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие

развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми , предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении

новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности , то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
3.2 Режим жизнедеятельности в ДОУ

Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель

В 9.00 начинаются занятия по учебному плану детского сада. Практика показывает, что наиболее эффективной формой организации детей

с ЗПР на занятиях – является подгрупповая форма. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и сформирован

ности запаса знаний и представлений. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно.

Например, если учитель-дефектолог проводит НОД с первой подгруппой по формированию элементарных математических представле

ний (ФЭМП), воспитатель проводит НОД со второй подгруппой по изобразительной деятельности (ИЗО).

После первого занятия и десятиминутного перерыва подгруппы меняются. Детей, слабо усваивающих программу, отлича

ющихся особенностями поведения, т. е. «не вписывающихся» в общегрупповые занятия, можно временно не включать в подгруппы

и на начальных этапах обучения работать с ними индивидуально.

Перед проведением НОД учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия по индивидуальному плану

(10-15 минут с каждым ребенком).
Циклограмма деятельности учителя – дефектолога

Абилитация младенцев – путь к успешному развитию детей

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы проведения абилитации детей раннего возраста, показана ее необходимость и актуальность. На основе изложенного материала автором предлагается структура абилитационной программы, ее задачи, содержание и пути реализации. Статья адресована широкому кругу читателей. Она будет интересна, в первую очередь, родителям детей раннего возраста с отклонениями в развитии и детям, относящимся к группе риска, а также врачам, педагогам, психологам, учителям-дефектологам, логопедам, инструкторам по лечебной и адаптивной гимнастике.

Важным условием сохранения детского здоровья является повышение качества абилитационной помощи с первых месяцев жизни ребенка. Эта задача должна быть решена путем раннего выявления детей с нарушениями развития, современной диагностики характера повреждений, а также с помощью мониторинга развития ребенка в первые месяцы его жизни для определения темпов и особенностей развития, индивидуальных компенсаторных возможностей организма, разработки абилитационного маршрута.

Многие ученые обращают внимание, что у детей в раннем периоде даже небольшие отклонения в развитии оказывают не только существенное влияние на общее состояние здоровья, но и могут существенно затруднять социализацию ребенка.

Актуальность проблемы раннего сопровождения детей с психомоторными нарушениями развития связана с малочисленностью Центров помощи в регионах, необходимостью подготовки специалистов высокого уровня в смежных областях специальной педагогики, психологии и медицины, а также недостаточной информированностью родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

Нередко можно наблюдать, что матери не могут принять ребенка с нарушением таким, какой он есть, адекватно способствовать его развитию. Зачастую родители не готовы слышать информацию от врачей об отставании в развитии ребенка, не следуют рекомендациям обратиться за дальнейшей диагностической и консультативной помощью к специалистам. Сохраняется ситуация, когда помощь детям раннего возраста с психомоторными нарушениями ограничивается только медицинскими мероприятиями.

Большой процент врачей не направляет родителей к дефектологу, предполагая, что в раннем возрасте коррекционная работа не проводится или является неэффективной.

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития навыков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации.

Читайте также:
Интеграция в сфере образования

Рассмотрим значение термина «абилитация», который часто применяется в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста физическими или психическими дефектами.

В переводе с английского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей».

Понятие абилитации является близким по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации.

Абилитация – (термин «абилитация» происходит от латинского habilis — удобный, ловкий, приспособительный) это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Об абилитации в целом следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Такой ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

Термин «абилитация младенцев» применяется к детям в возрасте до трех лет. В отношении детей более старшего возраста и взрослых, которые уже имели опыт жизни в обществе, принято употреблять термин «реабилитация».

О необходимости проведения лечебно-педагогической коррекции психической, двигательной, речевой сферы речь заходит тогда, когда у грудничков выявляются поражения нервной системы — внутриутробные, травматические, воспалительные и ряд других, а также черепно-мозговые травмы, полученные во время родов.

В возрасте от года до трех к вышеперечисленным факторам присоединяются травмы спинного и головного мозга, дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем, осложнения после энцефалита, менингита, полиомиелита, арахноидита. В большинстве случаев у детей раннего возраста самой частой причиной необходимости проведения абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича.

Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным.

Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.

Например, в случае, если дети с церебральным параличом и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет.

Чрезвычайно важно начинать комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий уже на первом году жизни.

Итак, из определения понятия «абилитация» абилитационную работу можно обозначить как систему медико-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста, еще не адаптированных к социальной среде.

Основной задачей, стоящей перед службой ранней помощи, является:

  1. максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка;
  2. максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения;
  3. обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовка.

В рамках решения этой задачи и исходя из личного опыта работы в отделении раннего вмешательства, абилитацию детей возможно проводить в следующей последовательности:

  • Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех параметров ребенка в паспорте новорожденного. Выявление детей группы риска.
  • Подробное изложение в истории болезни диагностических и коррекционных мероприятий в отношении к ребенку с особенностями развития в период младенчества (до 1 года). Отмечаются показания психолога, педагога-дефектолога, логопеда, инструктора по лечебной гимнастике и т.д. Индивидуальный маршрут ребенка.
  • Дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы с детьми от 0 до 3 лет в условиях соответствующего детского учреждения.

Итогом успешной абилитации станет осуществление комплексного взаимодействия специалистов: медиков, педагогов, юристов, социальных работников. Причем самыми важными и определяющими для успешного развития ребенка будут являться первые два-три года жизни.

Абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь. Задача врача – подобрать медикаментозное лечение, позу, если речь идет о детях с ДЦП, выполнять массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд и т.д.

Основной целью работы педагога-дефектолога является формирование личности ребенка, а также развитие восприятия, тренировка памяти и внимания, совершенствование речевой функции. Общая цель врачей, педагогов и родителей – максимально развить у ребенка интеллект, речь и другие психические процессы.

В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида раннего возраста, а так же детям , относящимся к группе риска по здоровью (часто болеющие, недоношенные дети и т.д. )

Читайте также:
Составление рассказов об осени - конспект

На сегодняшний день рождаемость и процент детей с ограниченными возможностями здоровья и развития остается достаточно большим. Соответственно многие специалисты проявляют интерес к различным аспектам абилитационной деятельности. Хочется верить, что вопросы оказания ранней комплексной помощи детям раннего возраста не останутся без внимания и будут решаться. И в итоге абилитация младенцев займет достойное место в реализации всего комплекса лечебно-педагогических мер, применимых к детям раннего возраста.

Мокеева И.Г.
Учитель-дефектолог/ логопед

Абилитация младенцев

Термин «абилитация» происходит от латинского habilis – удобный, ловкий, приспособительный и обозначает он «систему лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества» (Л. О. Бадалян). То есть и абилитация, и абилитация младенцев – это одно и то же, так как в любом случае речь идет о маленьких детях до трех лет. В отношении детей более старшего возраста и взрослых, которые уже имели опыт жизни в обществе, принято употреблять термин «реабилитация».

Кто нуждается в абилитации?

О необходимости проведения лечебно-педагогической коррекции психической, двигательной, речевой сферы речь заходит тогда, когда у грудничков выявляются поражения нервной системы – внутриутробные, травматические, воспалительные и ряд других, а также черепно-мозговые травмы, полученные во время родов. В возрасте от года до трех к вышеперечисленным факторам присоединяются травмы спинного и головного мозга, дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем, осложнения после энцефалита, менингита, полиомиелита, арахноидита.

Абилитация младенцев чаще всего касается детей с диагнозом «ДЦП» – детский церебральный паралич. И здесь очень важно не упустить время и начинать лечение уже в родильном доме, а затем по мере роста ребенка подключать и коррекционную педагогику. Комплексный подход в абилитации при ДЦП подразумевает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, массаж, лечебную физкультуру, ортопедические процедуры, коррекционно-воспитательную работу, логопедическую помощь. Чем позднее начинается абилитация, тем меньший эффект она дает. При раннем же вмешательстве и кропотливой работе врачей, педагогов и, конечно, родителей, инвалид по ДЦП в дальнейшем вполне может стать полноценным трудоспособным членом общества.

Абилитация также требуется и другим детям-инвалидам – слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим, с речевой патологией и в частности с задержкой речевого развития, заиканием.

Резервные возможности мозга

Резервные возможности мозга человека – главный козырь при абилитации. Наш мозг устроен таким образом, что нейроны коры головного мозга не имеют узкой специализации, а потому могут брать на себя функции пораженных клеток. Вот в этом и кроется секрет способности к обучению детей-инвалидов. К тому же не стоит забывать и о том, что мозг ребенка в отличии от мозга взрослого обладает более высокими потенциальными возможностями, и в первую очередь к обучению. К тому же такой механизм позволяет использовать принцип замещения: слепой ребенок может максимально использовать слух и, наоборот, глухой – зрение, вибрации и т.д.

Абилитация младенцев с ДЦП

Абилитацию детей, больных ДЦП, начинают с подавления лабиринтных и шейных тонических рефлексов. В норме это происходит естественным путем к трем месяцем, но у больных детей такие рефлексы подавляют искусственно, а взамен развивают задержанные, которые позволяют ребенку держать туловище вертикально и развивать моторную активность. Для этих целей используется лечебная физкультура, массаж, физио- и ортопедические процедуры, лекарственные препараты, а также ряд специальных укладок.

Комплекс укладок индивидуально для вашего малыша должен подобрать врач-невропатолог совместно с педагогом-дефектологом. В этих позах влияние патологических рефлексов будет минимально, поэтому все другие занятия, например с логопедом, следует проводить именно в таких положениях. Такие укладки должны быть подобраны для всех положений – сидя, лежа, стоя, при этом правильное положение тела и отдельных конечностей фиксируют специальными приспособлениями. Самая известная поза – «поза эмбриона». Выполняя упражнения-укладки, сначала взрослый укладывает ребенка сам, а потом учит малыша выполнять их самостоятельно. В результате такой гимнастики ребенок учится поначалу держать голову, затем все туловище, позднее разгибать руки и ноги.

Для поднятия и удержания головы, а также для отработки способности опираться на руки очень полезны упражнения на мяче. Ребенка кладут на живот на мяч и перекатывают его, пока руки малыша не коснутся пола.

Отработка движений пальцев и кистей рук – еще одно важное направлении абилитации младенцев с ДЦП. Принцип здесь тот же, что при упражнениях-укладках: сначала пассивно, затем активно. В ходе активных упражнений используются кубики, другие игрушки, специальные игры. Надо отметить, что в группе такие занятия для детей гораздо эффективнее, чем в одиночку.

Читайте также:
Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста

С помощью настольных и подвижных игр, картинок стимулируется развитие зрительно-моторных связей, а также предпосылок интеллектуальной деятельности. Специальные игры формируют навыки самообслуживания. Очень полезны музыкальные занятия, так как они развивают двигательную и речевую активность, способствуют хорошему дыханию и правильному голосообразованию. При этом важно часто менять виды деятельности, чтобы ребенок не утомлялся. Ребенку такие занятия в первую очередь должны быть интересны, ведь они эффективны, если только затрагивается его интеллект.

Абилитация слепых и слабовидящих детей

Если речь идет о слепом ребенке, то абилитация сводится к тренировке его слуха и кожного восприятия. При этом если выполнять такие упражнения ежедневно, то в конечном итоге у ребенка вырабатываются особые формы условно-рефлекторной деятельности, которые недоступны видящим людям. Важно тактильные ощущения ребенка, с помощью осязания формирующие у него понятия о форме, количестве, размерах предметов, сопровождать речью родителя и педагога. В этом случае расширяется познавательная деятельность малыша.

Для слабовидящих детей очень важно задействовать остаточное зрение. Важную роль играет здесь развитие оптического внимания. Для его тренировки рекомендуется вводить новые предметы в окружение ребенка, например в его комнате. Еще один момент – оптический контроль за выполняемым движением: выполняйте движение, сопровождая его название словом. Со временем ребенок научится точно воспроизводить движения по памяти и выполнять их в заданной последовательности.

При выполнении упражнений важно постепенно наращивать их количество во избежание риска перегрузки нервной системы.

Абилитация глухих и слабослышащих детей

Познавательная деятельность глухого ребенка происходит в основном за счет зрения, осязания и вибрационных ощущений. Довольно долго мышление глухого ребенка остается на уровне конкретных образов, поскольку отсутствие нормального становления речи замедляет развитие ребенка. В начале контакт взрослого с ребенком осуществляется с помощью мимико-жестикуляторной речи и только поздне, когда он начинает заниматься с сурдопедагогом у ребенка формируется произношение, а специальные методики позволяют ему научиться считывать слова с губ другого человека. Параллельно с этим ребенка учат дактильной (пальцевой) речи. Процесс обучения глухого ребенка длительный и сложный, поэтому надо терпеливо относиться ко всем рекомендациям педагогов.

Для слабослышащих детей основная задача – развивать у них оставшийся слух. В этом случае врачи часто рекомендуют использовать звукоусиливающую аппаратуру.

Начинать учить глухих детей нужно как можно раньше, поскольку в 3-4 года они уже утрачивают способность развивать свои способности.

Абилитация детей с задержкой речевого развития

Речевая патология в большинстве своем отмечается на фоне неврологических нарушений и особенно часто она фоне ДЦП. Известно, что формирование речи и манипулятивная деятельность рук, особенно кистей и большого пальца, – процесс параллельный. В связи с этим очень важно включать в занятия упражнения, развивающие моторику рук.

Для детей с ДЦП необходимы также тренировки, направленные на регуляцию дыхания и голосообразования, на развитие слухового внимания. В ходе логопедической работы при ДЦП с ребенком первых двух лет жизни необходимо начинать формировать сначала доречевую, а только затем речевую деятельность, для того чтобы планомерно подавлять патологическую активность речевой мускулатуры. К доречевой функции относятся кусание, жевание, отделение голосовых реакций от мышечной активности, гуление.

Во время занятий нужно внимательно следить за соотношением моторного и речевого развития малыша и вовремя корректировать их при необходимости.

Абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь. Задача врача – подобрать медикаментозное лечение, позу, если речь идет о детях с ДЦП, выполнять массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд и т.д. Основной целью работы педагога-дефектолога является формирование личности ребенка, а также развитие восприятия, тренировка памяти и внимания, совершенствование речевой функции. Общая цель врачей, педагогов и родителей – максимально развить у ребенка интеллект, речь и другие психические процессы. В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида. Главное, не опускать руки и тогда у вас все получится!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: