Протокол обследования речи
В наш Центр ежедневно приходят дети с запросом диагностики, исходящим из различных детских учреждений, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностические исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Поэтому логопеды в своей работе используют комплексную диагностику, разработанную на основе:
-
дидактического материала по обследованию речи детей Т.П. Бессоновой и О.Е Грибовой
технологии организации логопедического обследования О.Е.Грибовой
компьютерной обучающей диагностической нейропсихологической программы Е.Д. Дмитровой.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:
- Устной и письменной речи
- Особенностей процессов восприятия
- Внимания
- Памяти
- Мышления
- Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
- «Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
- «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Что входит в логопедическое обследование?
- Диагностика (около 1 часа)
- Консультация родителей
- Оформление логопедического заключения
- Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
Как проходит логопедическая диагностика?
Какие документы необходимо принести с собой на обследование?
- Направление из школы.
- Характеристика на ребёнка от классного руководителя.
- Справки от специалистов: психоневролог (обязательно), окулист, лор.
- Тетради с большим объёмом письменных работ школьника (по русскому языку, природоведению, математике, пению и пр.)
Протокол логопедического обследования включает следующие пункты:
- Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес, школа, класс.
- Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
- Жалобы родителей, характеристика воспитателей или учителя.
- Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
- Строение органов артикуляции, подвижность их.
- Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
- Состояние вербального интеллекта.
- Навыки чтения и письма.
Примерные виды заданий логопедического обследования
- понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
- какими речевыми средствами пользуется он в общении;
- подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
- использует ли мимику, жесты.
Обследование номинативного словаря
- Предметный словарь:
- покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
- покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
- покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
- покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
- Предикативный словарь:
- покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
- покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит) См. рис. 4.
- Классификация предметов:
- назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
- узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
Обследование грамматических категорий
- Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
- единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
- настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
- формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
- нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
- предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет? См. рис. 5)
Обследование связной речи
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Кто еще живет с тобой дома?
- Какая твоя любимая игрушка?
- С кем ты подружился в детском саду?
Составление рассказа по сюжетной картинке, или серии картинок.
Обследование чтения и письма
- Чтение текста в соответствии с возрастными нормами.
- Пересказ прочитанного, понимание скрытого смысла (чему учит басня).
- Письмо под диктовку.
- Списывание небольшого текста с открытым концом и завершение его 2-3 предложениями (с 3 класса).
Учитель-логопед высшей категории
Калинская Элина Витальевна
Рис. 1 Дифференциация величины предметов и рядообразование
Рис. 2 Словарный запас. Времена года.
Рис. 3 Словарный запас. Существительные. Обобщение. Что лишнее?
Рис. 4 Словарный запас. Глаголы
Рис. 5 Где находится предмет?
Протокол логопедического обследования ребенка. Универсальная схема для всех видов речевых нарушений 1065
Климонтович Е.Ю.
учитель-логопед, Центр лечебной педагогики, Москва, Россия
e-mail: cpmsdip@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Протокол – документ с записью всего происходящего…
С.И. Ожегов. Словарь русского языка
Для всех детских коррекционных учреждений актуален вопрос, как максимально эффективно проводить логопедическое обследование, получать исчерпывающие данные, четко и компактно регистрировать эти данные в карте ребенка. Как максимально объективно проводить и фиксировать результаты динамических исследований. Какой должна быть форма записи полученных результатов, чтобы составление перспективного плана работы с ребенком естественно и наглядно вытекало из материалов исследования. Как, наконец, визуализировать результаты обследования ребенка, сделав их понятными не только для специалистов – логопедов, но и для всех заинтересованных лиц (родителей, администраторов, специалистов других профилей). Специалистами психолого–логопедического отдела Центра психолого-медико–социального сопровождения детей и подростков была разработана схема регистрации результатов обследования речи детей (протокол) в условиях амбулаторного приема, которая, на наш взгляд, может представлять интерес и для сотрудников других учреждений.
Предлагаемый нами протокол обследования речи состоит из трех частей: 1) краткое первичное обследование, 2) полное обследование устной речи и 3) обследование письменной речи. Целью первичного обследования является определение предварительного речевого диагноза, необходимости в консультациях других специалистов центра, принятие решения о постановке в очередь на логопедические занятия или о направлении в другие учреждения. Результаты заносятся в стандартную речевую карту (бланк № 1).
Полное логопедическое обследование проводится в тех случаях, когда ребенок зачисляется на логопедические занятия.
Схема обследования разбита на диагностически значимые подразделы: обследование звукопроизношения, фонематического слуха и т. д., в соответствии с принятыми в логопедии принципами выделения диагностически значимых элементов. Внутри каждого подраздела перечислены патологические признаки, которые могут возникнуть в этой части речевой системы ребенка. Оценка проводится следующим образом: 0 – отсутствие патологического признака, то есть норма. 1 – наличие патологического признака. На основании полученных результатов заполняются бланки-схемы (бланк № 2 – для устной и № 3 – для письменной речи), составленные таким образом, что с их помощью можно получить цифровые данные для последующего составления диаграммы (профиля) речевого состояния ребенка, которая фиксируется в специальной сводной таблице результатов речевого обследования.
Поскольку каждый диагностически значимый подраздел имеет разное количество пунктов, для составления диаграммы сумма всех пунктов каждого подраздела условно принимается за 100%. «Цена» каждого балла составляет ту часть от 100%, которая соответствует количеству пунктов в подразделе. Например, если в подразделе 12 пунктов, то «цена» каждой единицы равна приблизительно 8 . Таким образом, легко посчитать, на какой приблизительно процент повреждена функция. Если из 12 пунктов единицей отмечено 5, то получается, что функция повреждена приблизительно на 40 % . Сводная таблица результатов речевого обследования составлена таким образом, чтобы специалист, просто занеся в нее полученные данные, мог увидеть результат, не вычисляя его. Например, если при исследовании звукопроизношения 21 пункт был оценен единицей, то в соответствующей графе сводной таблицы следует отсчитать и заштриховать 21 клетку. С левой стороны таблицы помещена шкала процентов, с помощью которой легко увидеть, какой процент данной функции пострадал.
С помощью сводной таблицы также можно понять и приблизительный процент повреждения речевой функции в целом. Каждый столбик таблицы является элементом общей картины речевого состояния ребенка. Соответственно, если всю картину речевого состояния принять за 100%, а выделенных компонентов у нас 12, то каждый компонент – столбик в сводной таблице бланка № 2 равен 8 %. Соответствующая шкала процентов расположена с правой стороны таблицы.
Таким образом, 21 единица повреждения звукопроизношения составляет, с одной стороны, 44 % повреждения с точки зрения сформированности этой функции, а с другой стороны, 3% от сформированности речевой функции в целом. Внизу сводной таблицы находится шкала общего речевого состояния. Из суммы показателей каждого столбика и сложится процент повреждения речевой функции.
Таблица дает наглядное, достаточно объективное представление о состоянии речи ребенка и позволяет легко и достоверно отслеживать динамику коррекционного процесса. При последующих динамических обследованиях данные заносятся в тот же бланк, и составляется вторая диаграмма, а в конце курса – третья. Это позволяет легко оценить изменения, происшедшие в речевом состоянии ребенка за истекший период. Обследование проводится с периодичностью один раз в 24 занятия, т.е. ориентировочно 3 раза за курс логопедических занятий: в начале, середине и конце учебного года или определенного назначенного курса.
Протокол обследования письменной речи рекомендуется использовать при обследовании детей старше 8 лет. До этого возраста мы пользуемся бланком № 2, отмечая особенности начального овладения письменной речью в разделе «Учебные навыки».
На основании данных, полученных в ходе обследования, составляется подробный план работы. Один раз в 12 занятий отмечается динамика выполнения программы, уточняются причины невыполнения или отставания в выполнении программы (частые пропуски, невыполнение домашних заданий, крайняя возбудимость, заторможенность и т.д.). На основании результатов усвоения программы и динамического обследования программа может быть скорректирована. Ребенок может быть направлен на дополнительные обследования специалистов или представлен на консилиум для определения дальнейшей наиболее оптимальной системы коррекционного воздействия. Весь пакет документов вклеивается в карту ребенка.
Ф.И.О. специалиста ________________________________________________________
1. Имя, фамилия ребенка ______________________________ возраст _______________
2. Жалобы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Краткий речевой анамнез ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Поведение на приеме _____________________________________________________________________
5. Общее развитие ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Звучание речи:
Темп____________ голос ____________ разборчивость________________
9. Состояние артикуляционного аппарата:
прикус _______________________ небо ________________________ зубы __________________________
подвижность губ _______________ языка ________________ подъязычная связка ____________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. Фамилия, имя, отчество
2. Дата рождения
3. Домашний адрес
4. Заключение психиатра (психоневролога)
5. Диагноз невропатолога
6. Состояние органов слуха и носоглотки
7. Данные окулиста
8. Посещал ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)
9. Посещает (посещал ли) школу (специальную или нет), указать класс
10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему речевому дефекту)
11. Жалобы родственников
12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье родителей, профессия, их социальные условия)
13. Общий анамнез
а) от какой беременности ребенок
б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, место работы, употребление алкоголя, курение)
в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)
г) вес и рост при рождении
д) на какие сутки был выписан из роддома
е) вскармливание (грудное, искусственное)
ё) особенности вскармливания (сосал активно, вяло; не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободнее, при каком затруднено, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое; как жует и глотает твердую и жидкую пищу)
ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации
14. Ранее психомоторное развитие
а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками
б) когда стал держать голову
в) когда стал самостоятельно садиться, ходить
г) когда появились зубы
д) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)
е) появление навыков самообслуживания
15. Речевой анамнез
а) гуление (время появления, характеристика)
б) лепет (время появления и его характер)
в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)
г) как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно, причины и время отклонения в развитии)
д) с какого времени замечено нарушение речи.
е) речевая среда
ё) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько времени, результаты занятий)
ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)
ВЫВОДЫ : анамнез нормальный; отягощенный.
II . Обследование состояния общей моторики
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб
а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения
Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое
2. Исследование произвольного торможения движений
Маршировать и остановиться внезапно по сигналу
Отметить : плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу
3. Исследование статической координации движений
а) стоять с открытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги;
б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд
Отметить : свободно удерживает позы или с напряжением, раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу
4. Исследование динамической координации движений
а) маршировать, чередую шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;
б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках
Отметить : выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается
Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню
5. Исследование пространственной организации (по подражанию)
а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;
б) то же самое слева;
в) по словесной инструкции проделать эти же задания
Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения
6. Исследование темпа
а) в течение определенного времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в сторону в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе
Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный
Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный
7. Исследование ритмического чувства
а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок (III II, II III, II, III I III II, I III II III);
б) музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном темпе по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное
Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном или замедленном, по сравнению с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке
ВЫВОДЫ: Характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики.
III . Исследование произвольной моторики пальцев рук
Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции
1.Выполнить по счет:
а) пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);
б) держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);
в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);
г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно
Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); нарушение переключаемости от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.
2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз)
3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз)
4. Те же задания выполнить по словесной инструкции
ВЫВОДЫ : характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук.
IV. Обследование артикуляционного аппарата.
Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.
1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата
начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.
Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.
Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)
Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)
Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)
Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)
Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)
Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)
Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону
Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)
ВЫВОДЫ : строение артикуляционного аппарата нормальное; с отклонениями.
2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.
Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата
Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу
а) сомкнуть губы;
б) округлить губы как при произношении звука «О» – удержать позу;
в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;
г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;
з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается
2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции
а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед
Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается
3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции
а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
д) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
ж) движения языком вперед-назад
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается
4. Исследование двигательной функции мягкого неба
а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи
Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается
5. Исследование продолжительности и силы выдоха
а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);
б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.
Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)
ВЫВОДЫ : движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот
Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой
2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу
3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот
4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку
5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его
6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется)
А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА
ВЫВОДЫ : движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность.
3. Обследование мимической мускулатуры
1.Исследование объема и качества движений мышц лба
а) нахмурить брови;
б) поднять брови;
в) наморщить лоб
Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается
2. Исследование объема и качества движений глаз
а) легко сомкнуть веки;
б) плотно сомкнуть веки;
в) закрыть правый глаз, затем левый;
г) подмигнуть
Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения
3.Исследование объема и качества движений мышц щек
а) надуть левую щеку;
б) надуть правую щеку;
в) надуть обе щеки одновременно
Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
Выразить мимикой лица:
а) удивление;
б) радость;
в) испуг;
г) грусть;
д) сердитое лицо
Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции
а) свист;
б) поцелуй;
в) улыбка;
г) оскал;
д) плевок;
е) цоканье
Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается
Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции.
ВЫВОДЫ : поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует; отмечается поражение черепно-мозговых нервов.
V . Обследование фонетической стороны речи
1. Обследование произношения звуков
При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.
У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука в речи часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в-третьих, произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится неправильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.
В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.
Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметы и сюжетные картинки, в названии которых должны быть такие слова, где исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков:
а) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;
б) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч;
в) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;
г) глухие и звонкие парные: П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В в твердом и мягком звучании (п’-б’, т’-д’, к’-г’, ф’-в’).
При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как используется он в самостоятельной связной речи.
На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:
а) отсутствие звуков (рама – ама);
б) искажение звуков (с – межзубный);
в) замена звуков (ж – заменяется межзубным с; звук ч заменяется ть);
г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы – тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования произношения.
Протокол обследования звукопроизношения
Оптический раздражитель (картинка)
Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)
Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху)
Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.)
Протоколы первичного логопедического обследования детей, поступающих в дом ребенка.
автор: Морозова Людмила Александровна
учитель-логопед КУЗ Орловской области «Специализированный дом ребенка»
Протоколы первичного логопедического обследования детей, поступающих в дом ребенка.
Протокол обследования ребенка учителем-логопедом (дефектологом) (3-4года)
(речевое развитие – Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова , другие психические функции- Борисенко Н.Г., Лукина Н.А., Стребелева Е.А.)
Фамилия, имя ребенка, возраст__________________________________________________
Дата обследования _______________________группа_______________________________
Дата рождения_________________, поступил в дом ребёнка_________________________
Внимание : норма, слабость концентрации, повышенная отвлекаемость, ригидность внимания.
Психомоторика : норма, общая двигательная заторможенность; феномен сохранения позы; общие нарушения моторной координации (моторная неловкость); нарушения мелкой моторики; общая двигательная расторможенность; импульсивность; гиперкинезы; гипомимия; тики; навязчивые действия; патологические привычные действия (патологическое привыкание к соске (после 2 лет), сосание пальца, языка, других предметов.
Коммуникабельность: норма, малая выраженность или отсутствие зрительного контакта; малая выраженность или отсутствие эмоционального контакта; повышенная привязанность («прилипчивость») к какому-либо лицу; недифференцированное отношение к новым людям; уходы в себя, отсутствие или малая дистанция в общении со взрослыми; отгороженность от взрослых; негативизм в общении со взрослыми; уменьшение или отсутствие интереса к общению с детьми; застенчивость в общении с детьми; неразборчивая общительность с детьми;
Деятельность: норма,
-общие нарушения: замедленный темп; импульсивность; инертность;
— быстрая пресыщаемость; быстрая утомляемость; трудности обучаемости;
— нарушения познавательной деятельности и игры: снижение или отсутствие познавательной активности; интерес к неигровым предметам в игровых ситуациях; склонность к стереотипизации игры; склонность к вычурным играм; разрушительный характер игр.
Характеристика общего развития
- Понимание инструкции, обращенной речи:
— вербальная инструкция; | ДА/НЕТ |
— невербальная инструкция; | ДА/НЕТ |
— на бытовом уровне; | ДА/НЕТ |
— использование жестов. | ДА/НЕТ |
3.Состояние общей и мелкой моторики:
— ведущая рука: правая, левая, не определена | |
— скоординированность действий; | ДА/НЕТ |
— ловкость движений; | ДА/НЕТ |
— правильно держит ручку/карандаш. | ДА/НЕТ |
Общая моторика: |
- Характер деятельности:
— стойкий интерес к заданиям; | ДА/НЕТ |
— избирательный интерес к заданиям; | ДА/НЕТ |
— усидчивость при выполнении заданий (ребенок выполняет задания не отвлекаясь длительный период времени – более 5 минут); | ДА/НЕТ |
— при выполнении заданий использует помощь взрослого. | ДА/НЕТ |
- Бытовая ориентировка:
— ребенок свое имя: знает, называет, не знает, не называет
— ребенок свою фамилию: знает, называет, не знает, не называет
— ребенок свой возраст: знает, показывает на пальцах, называет
- Исследование зрительно-пространственного праксиса:
— понятия: право-лево, вверху-внизу, спереди-сзади- сформированы, в процессе формирования.
— понимает значение предлогов: «в», «на», «под», «за», «перед», не понимает значение предлогов
— складывает разрезные картинки из: 2-х частей, 3-х частей, их 4-х частей, не складывает, не понимает задания.
— складывает фигуры из палочек по образцу (2-4 палочек), не складывает
- Зрительное восприятие:
— восприятие основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)- соотносит, выделяет по цвету, называет. Оттенков (оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый)- соотносит,
выделяет по слову, называет.
— восприятие основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция)- соотносит, выделяет по слову, называет
— восприятие величины: «большой», «маленький»- выделяет по слову, называет; «большой», «средний», маленький» — выделяет по слову, называет , «длинный-короткий», «высокий- низкий» — выделяет по слову, называет.
- Слуховое восприятие:
— реагирует на громкие и тихие звуки; | ДА/НЕТ |
— дифференцирует звучащие игрушки; | ДА/НЕТ |
— определяет направление звучания. | ДА/НЕТ |
— дифференцирует звукоподражания | ДА/НЕТ |
- Математические представления : считает до 3-х, до 5-ти, до 10-ти, понятия «один», «много», «ни одного»: сформированы, в процессе формирования.
- Ознакомление с окружающим миром : _____сформированы обобщающие понятия: «игрушки», «посуда», «одежда», «мебель», «домашние животные», «Дикие животные».
____ориентируется во времени года: лето, осень, зима, весна. ____ориентируется в частях суток: утро, день, вечер, ночь.
-манипулирует предметами, использует предметы в соответствии с их функциональным назначением (предметные действия),
-сам выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.), воспроизводит в игре разученные действия,
-процессуальные действия, отображает в игре отдельные действия,
-производит ряд последовательных действий .
- Культурно-гигиенические навыки:
— ребенок к горшку приучен; | ДА/НЕТ |
— ест и пьет самостоятельно; | ДА/НЕТ |
— одевается, раздевается самостоятельно | ДА/НЕТ |
— просится в туалет | ДА/НЕТ |
Характеристика речевого развития.
Состояние артикуляционной моторики (по подражанию логопеду)
Движения нижней челюсти (открыть – закрыть рот) , губ («улыбка», «хоботок»), языка (показать широкий, узкий язычок, движения влево-вправо, вверх-вниз)_________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (тонкие, толстые, расщелина), норма. Зубы (редкие, мелкие, отсутствие, двойной ряд), в пределах нормы.
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой), норма.
Твердое небо (высокое, готическое, плоское, расщелина), норма.
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный), норма.
Подъязычная связка (короткая, укороченная), норма.
Слоговая структура слова
Воспроизведение: звукоподражаний, односложных слов, двусложных слов, трехсложных слов, слов со стечением согласных.
Фонетическая сторона речи____________________________________________________
(замены звуков, искажения в речевом потоке)
Состояние дыхательной и голосовой функции
Носовое дыхание: норма, неровное, прерывистое.
Ротовая воздушная струя: сформирована (на 1 выдох 3-4 слова), слабая, короткая, достаточной длины, не сформирована.
Координация вдоха и выдоха: скоординированы, не скоординированы.
Состояние голосовой функции: громкость голоса (нормальный, тихий, громкий).
Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, сдавленный, глухой, напряженный, дрожащий, гиперназализованный)
Модуляция голоса (норма, маломодулированный, немодулированный)
Просодическая сторона речи (при наличии фразовой речи)
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия) , паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
Употребление повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации, не употребляет ни один из видов интонации.
Фонематические функции, различение речевых и неречевых звуков.
Находит невидимый источник звука, меняет положение тела в пространстве(с 1г),
Различает звучание 2 музыкальных инструментов :колокольчик-барабан, -(с1г 6м)
Различает звучание 3 музыкальных инструмертов:+ бубен (с 1г 9 м)
Различает 2-3 звукоподражания -угадай, кто тебя позвал (с 1г 9м)
Различает звучание 4 музыкальных инструментов, находит источник звука близко-далеко, различает силу голоса (тихо-громко), выделяет слова из речевого потока (2г- 2г 6 мес.).
Воспроизводит звучание в заданной последовательности (да, нет), различает длительность звучания (да, нет)-(с 3 лет)
Слухопроизносительная дифференциация звуков- с 3 лет (стол-стул, трава-дрова)
Выделение 1-го ударного гласного, согласного, последнего гласного – с 3 лет.
Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук «р» в слове)-да, нет.
Импрессивная речь
- 1 . Нулевой уровень : реагирует на свое имя, реагирует на интонацию поощрения или запрещения
- Ситуативный уровень : понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром, знает имена своих близких, знает названия своих игрушек, может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек.
3 .Номинативный уровень: хорошо ориентируется в названиях предметов, хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках.
4. Предикативный уровень : знает много названий действий, ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия, различает значение некоторых первообразных предлогов.
- 5 . Расчлененный уровень : различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)
Пассивный словарь (практически в полном объеме, значительно ограничен, резко ограничен )
Понимание существительных (показывает по просьбе отдельные предметы, части тела)
Выполнение двухсложных поручений по словесной инструкции: да, нет.
Понимание различных грамматических форм словоизменения (ед.-мн. числ. сущ.; предложно-падежные конструкции; уменьшительно-ласкат. суфф. сущ.)
Экспрессивная речь
Пользуется слогами, лепетными словами, звукоподражаниями, общеупотребительными словами, предложениями из двух, трех, слов, четырех и более слов, задает вопросы.
Общая характеристика речи (при наличии фразовой речи ): выразительная, маловыразительная; голос модулированный, слабо-модулированный, тихий, громкий; дыхание свободное (нет), темп и ритм речи в пределах нормы, замедленный, ускоренный, речь спонтанная, отраженная, шепотная.
Активный словарь: пользуется существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, местоимениями, числительными, предлогами, союзами.
Навыки словоизменения: с 2 лет:
Употребление существительных в винительном падеже: дай (что?) куклу
Употребление существительных в предложном падеже: на елку, на стул
Употребление существительных с суффиксом уменьшительности : ножка, носик
Употребление именительного падежа множественного числа существительного с окончаниями: ы, и: куклы, мишки, санки
с 2лет 6 мес.:
Употребление существительных в родительном падеже: нет мишки, в дательном падеже: дай зайке, в творительном падеже: ем ложкой.
Употребление единственного и множественного числа существительного: мишка-мишки, возвратных глаголов : одевает-одевается, единственного и множественного числа глагола: бегает-бегают . с 3 лет: Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (вижу дом, куклу и др.)
Употребление прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского родов (красный мяч, красная шапка)
Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (на, в)
Заключение:______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Учитель-логопед (дефектолог)__________________________________________
Логопедическое обследование дошкольника
Разделы: Логопедия
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:
- Устной и письменной речи
- Особенностей процессов восприятия
- Внимания
- Памяти
- Мышления
- Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
- “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
- “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
- произносительная сторона
- фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
- словарь
- грамматический строй речи
- связная речь
- артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
- мелкая моторика рук
Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
- на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
- умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
- состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
- знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
- умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
- понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
- какими речевыми средствами пользуется он в общении;
- подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
- использует ли мимику, жесты.
ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ
- покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
- покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
- покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
- покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
- покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
- покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
- назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
- узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.
Литература:
- Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.
Трудности в обучении чтению на этапе освоения букв. Нейропсихологические основы.
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ БУКВ. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Трудности в освоении чтения могут быть на разных этапах. На диагностике моя задача обнаружить, на каком этапе происходит поломка процесса качественного освоения чтения. Сегодня поговорим о первом из них. Речь пойдет об этапе освоения букв.
Незнание букв. Если ребенок плохо запомнил буквы, то ни о каком качественном сливании в слоги речи быть не может. Часть жалоб родителей при обращении на то, что ребенок читает слоги по буквам, нет слитного прочтения слога, ребёнок не хочет читать. На диагностике выясняю, что трудность была не в овладении способом сливания букв в слоги, а в незнании некоторых или большинства букв.
Неверное звуковое обозначение букв. Тот случай, когда ребенок запоминает буквы так как они называются, а не произносятся одним звуком, например: «ГЭ», «ДЭ», РЭ» и т.д. Обозначение букв одним звуком необходимо для хорошего сливания звуков в слоги, иначе вместо НОС ребенок прочтёт НЭОСЭ. Не нужно бояться, что буквы алфавита будут произносится не в соответствии с названием букв. Лучше к этому приступить после того, как ребенок будет хорошо сливать звуки в слоги и качественно читать слова по слогам.
На этапе запоминания букв хорошо запоминать не картинки в алфавите, а образы, то есть на что похожа буква для того, чтобы элементы букв и названия звуков, их обозначающих всплывали в памяти в соответствии с образами-ассоциациями, которые были придуманы для запоминания. Например, запоминая букву Д, можно подрисовать окно, трубу и дым, превратив букву Д в дом. Букве Ц можно подрисовать голову с клювом и лапку, превратив в цыплёнка. В этом случае, услышав букву Ц, ребенок легко узнает её среди других букв, потому что Ц – похожа на цыплёнка (в памяти всплывает образ цыпленка, наложенный на букву). «Ц – цыплёнок!», вскрикнет он и покажет на соответствующую букву. Образы могут быть не только нарисованные, но и с использованием тела. Для запоминания буквы Ф я объясняю детям: «Буква Ф – это буква, которая всегда недовольна. Ставим руки на пояс. Теперь мы похожи на букву Ф? А теперь громко возмущаемся: ФФФФ!» Для запоминания буквы Е, я рассказываю, что горизонтальные элементы букв похожи на лапку ЕНОТА, который делает вот так: легонько царапаю всеми пальцами макушку ребенка, затем то же повторяет ребенок. Дети всегда эмоционально реагируют на этот способ запоминания. При способах ассоциативного запоминания букв с образами зрительными или телесными легко узнать букву среди других и воспроизвести её на письме.
Ещё важный момент – при произнесении слова-образа к букве – важно научить выделять первый звук в этом слове, а также и в других словах, начинающихся на эту букву. Если же происходит сцепление в памяти только с одной с картинкой в алфавите, например, Г — это гриб не потому, что образ гриба встроен в букву Г, а потому, что просто рядом с буквой Г нарисован гриб, то в словах ГАЗ, ГУСЬ, ГОСТЬ – первый звук выделяется на слух, но как выглядит буква ребенок понять не может, потому что Г – это только гриб. В памяти не простроена связь между звуковым кодом буквы и её графическим изображением. В этом случае нам понадобиться несколько разных картинок со словами на букву Г, чтобы ребёнок понял, что Г – встречается в разных словах и не привязывается к картинке на плакате с алфавитом.
Что касается выделения буквы из слова, например, буквы К, то важно научить выделять звук в слове в начале в сочетании с гласной буквой (КАСКА, КОНИ, КУРИЦА), в сочетании с согласной буквой (КЛАД, КНОПКА), научиться «ловить слово за хвостик» – в конце (МАК, ЛУК, СОВОК).
Чтобы хорошо запомнить букву, мы пишем её печатный вариант. Осваиваем моторную программу написания буквы в тетради в крупную клетку. Стороны и углы клетки помогают запомнить соотношение элементов буквы, моторная программа написания буквы в соответствие с границами клетки способствуют запоминанию графического образа буквы.
Итак, сделаем вывод: чтобы буква хорошо запомнилась, мы объединяем несколько ощущений (модальностей): слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, подключаем моторные и премоторные зоны коры головного мозга, а также эмоции – информация, которая была представлена эмоционально запоминается намного быстрее. И не забываем: повторение – мать учения! Чтобы ребенку было интересно учить буквы, используем игры. Даже самые простые:
– разбросали по ковру буквы и пошли собирать грибы – назвали букву, положили в корзинку.
-прыгаем от буквы к букве и называем их.
-перевернули буквы вниз к крышке стола, мешаем-мешаем-мешаем, вытягиваем букву и называем и т.д.
-игра «гусеница»: ребенок гусеница, взрослый – лист. Гусенице нужно дойти до листика и съесть его. Взрослый показывает букву, если ребенок правильно называет- делает шаг вперед, неправильно – шаг назад.
После того, как хорошо усвоены зрительные образы букв в соответствии с их твёрдым звучанием, можно приступать к запоминанию мягкого звучания буквы. Ребенок должен научиться перекодировать мягкое произнесение звуков в твёрдое звучание с его графическим изображением.
Итак, чтобы избежать ошибок в школьном периоде, в дошкольный период необходимо отработать:
-хорошее зрительное узнавание буквы среди других букв
-узнавание и вычленение звука, обозначающего букву из слова, хотя бы вначале и в конце слова, причём, как в мягком, так и твёрдом звучании
– умение перекодировать произнесенный звук в графическое изображение и наоборот.
Чтение, письмо и счет в нейропсихологии – это не просто навыки, а ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, так как состоят из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой вклад в функционирование всей системы. Сбой в работе одного из компонентов может существенно повлиять на успешность в освоении чтения и письма.
Так, если у ребенка есть нарушения в работе первого блока мозга, обеспечивающего активацию коры, то можем наблюдать у ребенка колебание внимания, полевое поведение, быструю утомляемость, отсюда и низкие способности к запоминанию букв и другой информации, сниженная мотивация.
Если у ребенка есть нарушение в работе второго блока мозга, который обеспечивает приём, переработку и хранение экстероцептивной информации, то имеем следующие трудности:
-при нарушении зрительного гнозиса возникают трудности в освоении зрительного образа буквы, ее узнавания
-при нарушении в обработке зрительно-пространственной информации, можем наблюдать как низкие способности к запоминанию элементов графического изображения буквы, так и её написания, ребенок может путать буквы, схожие по написанию, потому что пространственные ориентиры у ребенка могут быть искажены.
-при нарушении слухового восприятия, можно наблюдать трудности с вычленением буквы из слова, слога
-при трудностях в обработке кинестетической информации, например, нарушении произношения буквы, также трудно выделить ее из слова, если ребенок сам его произносит. Например, ребенок звук М произносит как Б. Поэтому, когда он сам произносит слово, увиденное на картинке, и пытается записать первый звук или выбрать подходящую букву, то у него это не получается. Увидев на картинке МАМУ, ребенок произносит БАБА и записывает букву Б вместо М. В этом случае необходима параллельная работа с логопедом над произношением.
При нарушениях в работе третьего блока мозга – блока программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, можем видеть проблемы с неудержанием моторной программы при написании букв, нарушение волевой сферы, ребенок быстро бросает то, что у него не получается с первого раза, не делает над собой усилий, не добивается результата. Слабость контроля может проявляться также и в том, что ребенок отвечает не подумав, по инерции называет предыдущую букву или может пропускать буквы.
Чтобы разобраться с причинами трудностей при чтении, необходима тщательная диагностика с последующей коррекцией. Понимая механизм нарушения чтения, ошибки при усвоении одного из этапов обучения чтению, можно избежать неправильного формирования чтения, направить коррекцию в нужном русле и сделать процесс обучения чтению более успешным и продуктивным.
Психология усвоения чтения
Статья ‘Психология усвоения чтения’ написана мной в процессе работы в аспирантуре при кафедре теории языка РГПУ им. А.И.Герццена (направление психолингвистика). Будет интересна специалистам, обучающим детей чтению.
Чтение как вид деятельности можно определить двояко: как вид декорирования графической /буквенной/ модели слова в устноязыковую форму и как процесс понимания письменных сообщений (Эльконин Д.Б. 1976, 1989). Наибольший интерес в трактовке процесса чтения представляет адаптивный и коммуникативный аспект этого навыка, чему в большинстве разработок не уделяется должного внимания.
Процесс декодирования при обучении чтению аналитико-синтетическим методом на начальном этапе обучения включает в себя несколько этапов: определение букво-звуковых соответствий, слогослияние, воссоздание звукового облика целого слова. При этом основные трудности связаны со вторым и третьим этапами. И успешная реализация второго этапа обеспечивает осуществление третьего.
На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного текста. При обучении по современной методике это в значительной степени связано с тем, что в соответствии с программой в букварный период материал для чтения подобран в расчете на формирование техники чтения и в смысловом отношении чрезвычайно беден. Предлагаемые фразы и короткие тексты не содержат для ребенка никакой новой или в какой-то степени интересной информации.
Возможен и другой подход. При нем, с первых шагов обучения дети читают фразы, а позже и короткие тексты, содержащие какую-либо логическую задачу или вопрос, требующие осмысления и последующего ответа. Или в тексте /предложении/ есть некоторое логическое несоответствие, которое необходимо обнаружить. /напр. У И.Э.Постоловского, М.И.Оморокова/.
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию.
Егоров Т.Г. выделял следующие ступени овладения чтением:
- овладение звуко-буквенными обозначениями;
- послоговое чтение;
- ступень становления синтетических приемов чтения;
- ступень синтетического чтения.
Зарубежные исследователи выделяют некоторую модель чтения:
- логографическое чтение;
- альфабетическое чтение;
- ортографическое чтение.
Логографическое чтение – на определенном, начальном этапе обучения чтению, от методики обучения. Характерно запоминание слов в виде целостного образа, глобальное, прямое соотнесение этого образа с предметом или картинкой.
На втором этапе: альфабетическое чтение – дети кодируют графическое слово на основе букво-звуковых соответствий, т.е. побуквенно. Иногда внешне оно может выглядеть как слоговое, но детальный анализ обнаруживает, что первично опознаются отдельные звуки, а затем происходит процесс слогослияния. Основным психологическим содержанием этого этапа является усвоение звуко-буквенной символики.
Этап ортографического чтения характеризуется переходом от побуквенной декодировки к опознанию сразу группы букв. Он имеет ключевое значение в процессе овладения чтением. Основные трудности у детей также возникают на этом этапе.
Центральное место здесь занимает слогослияние. В чтении оптимальной единицей анализа является «оперативная единица», т.е. то максимально количество знаков, которое опознается при чтении одномоментно и, т.о. является минимальной информационной единицей в процессе хранения /в оперативной памяти/ и обработки информации.
Слогослияние – единица и операция прежде всего гностическая, а затем артикуляционная, его сущность двойственная. С одной стороны это языковая операция перехода от изолированного звучания фонемы к оппозиционному ее произнесению с учетом стоящих рядом звуков. С другой стороны – это операция сукцессивно-симультанной трансформации ряда дискретных единиц /букв. Это означает, что два или несколько знаков опознаются как одна значащая единица /слог, морфема, слово, группа слов/. Именно поэтому ребенку сложно перестроится на слитное/позиционное/произношение, если опознание произошло побуквенно. В таких случаях нередко наблюдается так называемое «двойное чтение»: про себя ребенок прошептывает слово побуквенно , вслух читает по слогам или целым словом.
А.Н.Корнев разработал некоторую теорию, основанную на учении Н.А.Бернштейна /1947/ об уровневом принципе формирования навыков. Мы не прводим теоретическое обоснование теории, рассмотрим только схему отработки навыка чтения:
- буквы (сначала гласные, потом соглсные);
- слоги типа СГ т ГС (напр. «ма», «ам»);
- слоги типа СГС (напр. «лат», «мак»);
- слоги/слова типа ССГ и ГСС (напр. «сто», «арк»);
- двусложные слова типа СГСГ и ГССГ (напр. «рука», «ямка»);
- слоги/слова типа ССГС и СГСС («стук», «верх»);
- двухсложные слова типа СГСГ и СГССГ («топор», «корка»);
- слоги/слова типа ГССС («омск»);
- трехсложные слова типа СГСГСГ и СГСГСГС («молоко», «молоток»);
- трехсложные слова СГССГССГ («перчатки») и ССГССГСГ («простыня»).
Основным признаком того, что чтение данной модели /типа слогов, слов автоматизировано, является их опознание с одного взгляда, одномоментно (симультанно), а не последовательно (сукцессивно). Зафиксировать это проще всего по времени затраченному на опознание слов.
Процесс понимания прочитанного изучен гораздо хуже, чем процесс декодирования. По наблюдениям исследователей качество понимания прочитанного не всегда коррелирует с техникой чтения. Иногда дети читающие быстро, допускают много ошибок, но хорошо понимают содержание прочитанного. И наоборот, дети, читающие медленнее, допускают меньше ошибок, но плохо понимают содержание прочитанного текста.