Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

Использование игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики

Использование игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика является одним из важнейших элементов логопедического занятия. Благодаря ей укрепляются мышцы губ, щёк, языка, подъязычной связки. Органы артикуляции — это инструменты, которые делают нашу речь правильной, четкой и понятной окружающим. Если у ребенка слабо развиты органы артикуляции, то ему будет трудно произносить звуки речи, сама речь будет невнятной, с множественными заменами и пропусками звуков. Именно поэтому логопедические занятия по постановке звуков начинаются с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений. Упражнения подбираются логопедом с учетом того, над какой группой звуков ведется работа.

В начале работы с ребенком логопед показывает, как правильно выполнять каждое артикуляционное упражнение. Ребенок, глядя в зеркало, пробует повторить упражнение за логопедом. Постепенно дети начинают делать гимнастику все лучше и лучше, и со временем им становится не так интересно делать упражнения просто глядя в зеркало. Дети начинают скучать во время выполнения гимнастики, спрашивать, когда перейдем к следующему упражнению. И тут на помощь логопеду приходят игровые приемы, которые делают гимнастику более интересной и совершенно не скучной.

Первый игровой приём — это использование логопедической лягушки. Игрушка-лягушка приходит к детям на занятие и просит научить ее выполнять гимнастику для язычка. Дети показывают, как нужно правильно выполнять упражнения, а лягушка повторяет движения за ребенком. Сначала лягушкой управляет логопед, а затем можно дать поиграть с ней и ребенку. Лягушку сделать достаточно просто: можно сшить из остатков тряпочек или даже из старого носка или связать из ниток.

Второй вариант — это использование печатных пособий. Например, просим ребенка помочь нарядить ёлочку к Новому году. У ребенка — заламинированный лист с изображением ёлочки. А у логопеда — шарики, на которых изображены артикуляционные упражнения. Логопед дает ребенку шарик, ребенок выполняет упражнение, изображенное на шаре и затем прикрепляет шарик на ёлочку. В этом случае детям очень нравится, если шарики еще и на липучках.


Можно придумать и другие истории: например, просим ребенка украсить дерево листочками или помочь лошадке собрать яблочки в корзину.

Третий вариант игры — морской бой. Понадобится поле для игры и карточки с изображением артикуляционных упражнений. Карточки раскрадываем по игровому полю «рубашкой» вверх. Ребенок называет «адрес» любой карточки (например, А3), затем эту карточку переворачивает и выполняет попавшееся упражнение.

Еще один вариант — это игры с прищепками. Даем ребенку круг, разделенный на секторы. В каждом секторе изображение артикуляционного упражнения. Ребенок выполняет упражнения и на выполненные секторы прикрепляет прищепку. Можно подбирать прищепки еще и по цвету сектора.

​​​​​​​

Следующий вариант проведения артикуляционной гимнастики — использование презентаций на компьютере, ноутбуке или планшете. В презентации можно включить анимацию, тогда детям будет еще интереснее выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика может быть одним из самых увлекательных моментов логопедического занятия. Достаточно лишь немного фантазии и желания — тогда дети будут с удовольствием выполнять даже уже хорошо знакомые упражнения и не будут скучать и лениться.

Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

Каждый родитель мечтает о том, чтобы речь его ребёнка была чёткая, чистая, грамотная. Правильное произношение звуков возможно лишь при хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от ребенка усидчивости, сосредоточенности, фиксации внимания. Дети по-разному относятся к выполнению упражнений. У одних детей артикуляционные упражнения вызывают интерес, они с удовольствием «играют» с язычком, радуются новым видам деятельности. У других упражнения не получаются сразу, поэтому интерес к занятиям снижен. Задача специалиста – поддержать интерес одних и привлечь внимание других. Поиск приемов, пособий и игр, поддерживающих детский интерес при выполнении артикуляционных упражнений, становится актуальной проблемой в коррекции звукопроизношения.

1. Весёлые книжки для язычка.

В каждой книжке содержится комплекс артикуляционных упражнений для определённого звука. Изображение Звуковичка, который дружит с тем или иным звуком, на обложке книжки помогает ребёнку самостоятельно выбрать необходимый комплекс.

В 1 варианте книг последовательно располагаются только картинки, отображающие артикуляционные упражнения. Ребёнок, глядя на картинку, соотносит её с упражнением для язычка (артикуляционным упражнением) и самостоятельно выполняет.

Во 2 варианте книг на верхней страничке располагается картинка, на нижней-забавные стихотворения, которые будут сопровождать ребёнка при выполнении артикуляционных упражнений. Стихотворения произносит взрослый, помогающий ребёнку при выполнении артикуляционных упражнений.

2. Волшебные странички язычка (странички-помощницы для язычка).

На каждой странице-помощнице изображены Звуковички, которые дружат с тем или иным звуком, буква, в которой «живут» данные звуки и комплекс упражнений, необходимый для того, чтобы научиться красиво произносить данные звуки. Весёлые Звуковички наблюдают за тем, как ребёнок выполняет артикуляционные упражнения

3. Сказочная полянка для язычка.

В центре листа располагается Волшебная полянка, на которой размещены сказочные герои.

Каждый сказочный герой отображает определённое артикуляционное упражнение. Например, Карлсон с банкой варенья – упражнение «Вкусное варенье», Гена Крокодил, играющий на гармошке – упражнение «Гармошка».

Название каждого упражнения, и какой сказочный герой его просит показать, оговариваются с ребёнком заранее.

На этом же листе около Волшебной полянки располагаются пустые прямоугольники.

Читайте также:
Звук и буква В - конспект

Также отдельно прилагается комплект (набор) картинок, на которых изображены сказочные герои с Волшебной полянки.

Данное пособие можно использовать в разных вариантах:

  • выполняются упражнения с Волшебной полянки в центре листа в той последовательности, которую указывает логопед (называет или показывает указкой);
  • ребёнок подбирает картинки с упражнениями на маленьких карточках, соотнося их с картинками с Волшебной полянки, и раскладывает вокруг в пустые прямоугольники; после этого приступает к выполнению данных артикуляционных упражнений;
  • маленькие карточки с изображением сказочных героев могут располагаться вокруг основного листа или внизу в ряд (может быть использовано для отработки понятия «ряд», начало, середина, конец ряда).

4. Волшебная гусеница (гусеница-помощница).

«Гусеница поможет тебе научиться произносить нужный звук, если ты будешь выполнять упражнения для язычка, которые она приготовила». На тельце гусеницы находятся карточки-картинки с изображением артикуляционных упражнений, ребёнок последовательно переворачивает каждую карточку и выполняет упражнение.

Предложенные пособия и игры прошли успешную апробацию в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Эффективность их использования подтверждается детским интересом к проведению такого непростого вида деятельности, как артикуляционная гимнастика.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 01.02.2016

Статья просмотрена: 2266 раз

Библиографическое описание:

Свиридова, Н. И. Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9631/ (дата обращения: 18.01.2022).

Одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование у детей правильной речи, т.е. проведение работы над дикцией.

Дикция — степень отчетливости произношения слов, слогов и звуков в разговоре, чтении и т. д. [1, с. 30]. Дикция имеет большую эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей культуры устной речи каждого человека.

Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, внятности, отчетливости является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми.

Весь дошкольный возраст-время энергичного развития речи, в частности овладения правильным звукопроизношением. В настоящее время показатели речевого развития детей ухудшаются. Одним из распространенных нарушений являются нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения выражаются в отсутствии звуков, искажениях звуков, заменах одного звука другим. При этом могут страдать отдельные звуки, группа звуков или несколько групп звуков. Взрослые не всегда улавливают на слух искаженное произношение звуков или не придают этому особого значения, надеясь, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся. К сожалению, практика показывает, что дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом. [4, с 3]. Таким образом, очевидно, что недостатки звукопроизношения могут стать причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, в дальнейшем привести к дисграфии и дислексии. Нарушения звукопроизношения ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, возможно формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы и личности ребенка в целом.

Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является проведение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. [4, с 52].

Задачи артикуляционной гимнастики:

 укрепление мышц артикуляционного аппарата;

 развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

 объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

 развитие слухового и зрительного восприятия;

Метод воспитания звукопроизношения путем проведения артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева и др.) [4, с 52]. К решению проблемы развития артикуляционной моторики подходили такие авторы, как В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т.Гризик, Л.Тимощук и др. Работы перечисленных авторов содержат цели проведения, описание комплексов и отдельных артикуляционных упражнений.

Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений утомляет детей, снижает интерес к гимнастике, а значит, эффективность упражнений уменьшается. [2, с 2].

Вот почему логопеду важно обеспечить на занятиях положительный эмоциональный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям. Для этого необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме, т.к как игра- основной вид деятельности дошкольников. К сожалению, этот факт не всегда учитывается взрослыми при проведении работы с детьми. На сегодняшний день игровые формы проведения артикуляционной гимнастики активно разрабатываются. Такие авторы, как Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук опираются на индивидуальные особенности детей (ориентация на слуховое восприятие или зрительный образ) и предлагают артикуляционные упражнения сопровождать рисунками и стихотворениями. В работах М. А. Поваляевой, Т. А. Куликовской, В. Н. Костыгиной раскрывается методика проведения артикуляционной гимнастики, объединенной единым сюжетом и изложенной в виде «Сказок о веселом язычке».

В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится с применением различных игровых приемов.

К каждому упражнению подобраны картинки-образы. Например, изображение часов при выполнении упражнения «Часики», рисунок чашки для упражнения «Чашечка» и т. д. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям. Картинки могут быть размещены на грибе (игра «Гусеница-обжорка»), часах, гранях кубика, в вагончиках паровозика. Можно предложить пройти лабиринт или выполнить упражнения, предложенные клоуном Федей. Используя мелкие игрушки, как символы артикуляционных упражнений, разыгрываем сказки-приключения для главного героя — сшитой игрушки язычка. С помощью дидактической куклы лягушки можно показать некоторые артикуляционные упражнения- «Качели», «Чашечка», «Маляр» и др.

Читайте также:
Дифференциация звуков Щ — Ш

Одной из интересных форм проведения артикуляционной гимнастики является использование биоэнергопластики.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 2]. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы. Педагог подбирает комплекс артикуляционных упражнений и объединяет их сказочным сюжетом. Ребенок, слушая сказку, выполняет синхронно движения кистями рук и органами артикуляции.

Для проведения артикуляционной гимнастики создана развивающая среда: картинки-символы артикуляционных упражнений; картотека артикуляционных упражнений; картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции (биоэнергопластика); картотека артикуляционных стихотворений и сказок; картотека биосказок; перчаточные куклы; дидактическая кукла «Лягушка»; дидактическая игрушка- «Язычок»; игры «Волшебный куб», «Веселый паровоз», «Лабиринт», «Клоун Федя» оснащены прозрачными окошками для размещения карточек-символов артикуляционных упражнений.

Игровые приемы делают занятия интересными, увлекательными, эмоциональными.

Результаты применения игровых методов проведения артикуляционной гимнастики:

 повышение мотивации, работоспособности и интереса ребенка;

 положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики,

 обеспечение успешности ребенка;

Таким образом, применение игровых приемов проведения артикуляционной гимнастики способствует более успешной работе по подготовке органов речи к постановке звуков.

  1. Бондаренко А. А. работа над дикцией в начальных классах.//Начальная школа.-1987.- № 1.
  2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство- Пресс, 2011.
  3. О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru//
  4. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом Язычке.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Похожие статьи

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

Задачи артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

Практика проведения артикуляционной гимнастики. артикуляционная гимнастика, упражнение, тонкая тканая салфетка, ребенок

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для

Рекомендации логопеда родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает силу, подвижность и дифференцированность движений органов, участвующих в речевом процессе.

Использование биоэнергопластики в коррекции.

Цель артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата;  развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции

Особенности формирования звукопроизношения у детей.

Практика проведения артикуляционной гимнастики. Преодоление нарушений речи, а в частности нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.

Взаимосвязь нарушений звукопроизношения с аномалиями.

нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди

4. Нарушение осанки. Важным условием нормального развития зубочелюстной системы

2.Коррекционная работа логопеда по формированию правильного звукопроизношения у.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни.

упражнение, ребенок, родитель, артикуляционная гимнастика, описание упражнения, слово, нижняя челюсть, мелкая моторика, артикуляционный аппарат, фонематический слух.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

Задачи артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

Практика проведения артикуляционной гимнастики. артикуляционная гимнастика, упражнение, тонкая тканая салфетка, ребенок

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для

Рекомендации логопеда родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает силу, подвижность и дифференцированность движений органов, участвующих в речевом процессе.

Использование биоэнергопластики в коррекции.

Цель артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата;  развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции

Особенности формирования звукопроизношения у детей.

Практика проведения артикуляционной гимнастики. Преодоление нарушений речи, а в частности нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.

Взаимосвязь нарушений звукопроизношения с аномалиями.

нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди

4. Нарушение осанки. Важным условием нормального развития зубочелюстной системы

2.Коррекционная работа логопеда по формированию правильного звукопроизношения у.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни.

упражнение, ребенок, родитель, артикуляционная гимнастика, описание упражнения, слово, нижняя челюсть, мелкая моторика, артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме Ударение

Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с использованием игровых приемов

Наталия Вагина
Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с использованием игровых приемов

Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений.

1. Представить педагогический опыт по внедрению элементов

нетрадиционных технологий коррекционно-развивающего обучения.

2. Обучить педагогов основным подходам использования

нетрадиционных игровых приемов в практике работы по формированию звукопроизношения у детей.

Необходимое оборудование: сказка о «Веселом язычке»,игрушки Маша и Миша, герои из мультфильма «Смешарики», зеркальца, картинка ротовой полости, игрушки, ведерко с фасолью, картинки с изображением предметов по названиям артикуляционных упражнений, «Волшебный куб», перчатки – «Язычки»,ноутбук, проектор.

Формирование правильного звукопроизношения как одно из основных

направлений логопедической помощи старшим дошкольникам и работа

воспитателя в данном направлении. Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная

Нарушения звукопроизношения – наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников.

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов, основным из которых является артикуляционная гимнастика

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В связи с этим в процессе работы по коррекции нарушений звукопроизношения очень часто возникает проблема – недостаток интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики, трудности в удержании их внимания во время занятий, в формировании желания добиваться необходимых результатов.

Исходя из данной проблемы целью коррекционной работы в данном направлении является – воспитание игровой мотивации, интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения путём использования игровых упражнений.

Крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении, что особенно актуально в рамках федеральных государственных требований. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивает её доступность и высокое качество для детей.

Предполагаемый результат данной работы:

использование в работе новых игровых методов и приёмов позволило сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и значительно повысило результат коррекционной работы в формировании правильного звукопроизношения у детей.

Игровые приемы, используемые на различных стадиях работы над формированием правильного звукопроизношения.

Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников и помогает поддерживать интерес к выполнению упражнений длительное время. Упражнения, которые

представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровые задания помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений. Такая гимнастика помогает длительно

удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

1. На начальном этапе логопедической работы с детьми возможно применение элементов пассивной артикуляционной гимнастики.

Пассивная гимнастикапредполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с

обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд. Пассивные движения выполняются медленно, ритмично; каждое движение повторяется 3-4 раза.

2. Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения организационного момента или динамической паузы на занятиях. Рекомендуется использоватьследующие упражнения:

«непослушный язычок» -пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя»;

«покусывание» -легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад;

«поглаживание языка губами» – просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

3. Сказка о веселом язычке. Логопед рассказывает сказку, а дети выполняют движения по тексту и по показу логопеда.

4. Очень заинтересовывает детей использование метода биоэнергопластики

при выполнении артикуляционной гимнастики. Для работы над развитием подвижности артикуляционных органов наиболее значимым является

соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык. Целесообразно

использовать «Волшебные перчатки», используя данный метод: на выполняющую движения руку взрослого надевается перчатка с глазками, ребёнку надевается такая же.

Руки «превращаются» в сказочных человечков, повторяющих движения друг за другом. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

5. Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия.

Например, положение острого языка «Иголочка» можно сравнить с

жалом, морковкой, ножницами, ракетой, острым карандашом, клювом птицы. При изучении темы «Дикие животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежа и др. Упражнение «Маятник»можно представить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка шевелит хвостиком», «качаются ветви деревьев». Для формирования артикуляционных позиций –широкая и узкая «трубочка»используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки, обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми –колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка. Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки подосиновики, сыроежки, маслята собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки. Упражнение «Надувание обеих щёк» преподносится как «сердитый индюк», «хомячок», «овощи» «толстячки», «колобок», «спрячем яблочки за щёчки», «щёчки – мячики».

Читайте также:
Дикие и домашние животные - конспект урока развития речи во 2 классе школы V вида

6. С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений.Например: жила был Маша (выставляется картинка или игрушка Маша). Была она очень веселой и любила играть. Однажды Маша Познакомилась с Веселым Язычком (картинка Язычка, и они стали дружить. Веселый Язычок научил Машу своим играм вот по этим картинкам. Что это за игры? (Выполняются

артикуляционные упражнения “Лопатка”, “Заборчик”, “Улыбка”, “Ветерок”, “Почисти зубки”, “Птенчики”, “Накажи непослушный язык”.

Для обыгрывания артикуляционных упражнений «Качели», «Вкусное варенье», «Иголочка», «Лопаточка» применяется наглядное пособие «Солнышко» («солнышко» изготавливается из картона, в прорезь для рта вставляется «язычок»):

7. Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло Солнышко. Солнышко просыпается зарядкой занимается. Зарядка для язычка очень трудна и для Саши, и для Маши, а для Наташи? Давайте и мы вместе с Солнышком выполним зарядку для язычка.

8. С помощью пособия «Волшебный куб» можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков. Куб изготавливается из картона, в окошечки, изготовленные из плёнки, вставляются сменные карточки с изображением символов – картинок артикуляционных упражнений. Ребёнок самостоятельно выбирает любую сторону куба и выполняет то упражнение, символ которого изображён на ней.

9. Кроме того, возможно использование различных предметов для выполнения упражнений. Например в ведерко насыпается фасоль, туда же кладут игрушки (соответствующие артикуляционным упражнениям, ребенок достает игрушку и выполняет упражнение.

Успешное использование нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволило мне достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.

Как выполняется артикуляционная гимнастика для детей 3—7 лет

Существует комплекс упражнений, которые позволяют повысить подвижность детских органов артикуляции, выработать точность положения языка и губ для произнесения звуков, увеличить силу и объем их движений. Подобные упражнения — это артикуляционная гимнастика для детей, благодаря которой малыши начинают говорить правильно и чисто самостоятельно, без помощи дефектологов и логопедов.

Что такое артикуляционная гимнастика, какие проблемы помогает решать

Зачастую малыши не в состоянии произносить некоторые звуки из-за слабости мышц губ и щек, но положение можно исправить, натренировав их. Основная мышца речи — язык, его тренировка в дошкольном возрасте обеспечит своевременное и правильное произнесение звуков.

Артикуляционная гимнастика для детей представляет собой специально подобранные упражнения, способствующие укреплению артикуляционных органов, развитию их ловкости.

Польза занятий:

  1. Улучшается нервная проводимость, подвижность и кровообращение артикуляционных органов.
  2. Укрепляется мышечная ткань губ, щек, языка.
  3. Приобретаются навыки удерживания в правильном положении органов артикуляции.
  4. Увеличивается амплитуда движений при произнесении звуков.
  5. Артикуляционные органы становятся менее напряженными.
  6. Происходит постановка верного произношения звуков.

Совет
Желательно чтобы малыш выполнял гимнастику перед зеркалом, это позволит ему видеть, что делает язычок.

Своевременно проведенные упражнения способствуют развитию речевого слуха, благодаря чему малыши начинают говорить правильно, необходимость в занятиях с логопедом отпадает.

В сложных случаях нарушения произношения речевая гимнастика помогает быстрее устранить дефекты и подготовить мышечную систему к занятиям со специалистом.

Упражнения, предназначенные для развития органов речи, бывают:

  1. Статические — во время их выполнения малыш делает определенный уклад языка, губ, щек, и правильная поза удерживается на протяжении 7—10 секунд. Это упражнения «Заборчик», «Грибочек», «Чашечка», «Дудочка».
  2. Динамические предполагают верное движение язычка, губ и щечек малыша. Упражнения также выполняются под счет, но при этом положение артикуляционных органов меняется вместе с каждым счетом. Примеры динамических упражнений: «Лошадка», «Чистим зубки», «Меси тесто», «Маляр», «Окошко».

Совет
Чтобы сделать статические упражнения интересней, привнесите элемент соревнования. Скажите ребенку, что будете считать, как долго он сможет удерживать нужное положение губ, языка и т.д.

Двух-, четырехлетним детям артикуляционная гимнастика помогает быстро сделать звукопроизношение верным. Пяти-, шестилетки с помощью речевой гимнастики преодолевают сформировавшиеся дефекты произношения.

Когда по возрасту необходимо заниматься постановкой звуков

Упражнения для развития артикуляционного аппарата у малышей следует начинать как можно раньше, это позволит избежать проблем со звукопроизношением в будущем.

Не нужно дожидаться определенного возраста, чтобы приступить к занятиям. С трех-четырех месяцев мама должна общаться с ребенком. Рассказывая сказки или стихи, произносить звуки четко и не искажать их.

С пяти-шести месяцев можно поиграть, имитируя гудение парохода или игру на дудочке.

Совет
Учите малыша выражать на лице различные эмоции, например, испуганного зайчика, удивленную лисичку. Поиграйте в кита: наберите в рот воды, а потом вытолкните струей. Будет подходящей любая физическая нагрузка на мышцы лица, языка, губ.

Приблизительное время усвоения звуков детьми:

  • у самых маленьких в возрасте 1—2 года — А, Э, О, М, Б, П;
  • в 2—3 — У, Ы, И, Х, К, Г, Н, Д, Т, Й, Ф, В;
  • в 4 — Щ, Ж, Ш, Ч, Ц, З, С;
  • в 5 лет — Р, Л.

После того, как малышу исполнится год, в норме он должен говорить от одного до десяти слов и понимать от тридцати до шестидесяти. Произношение звуков у дошкольников полностью формируется к пяти годам. Если имеются дефекты произношения, то некоторые специалисты рекомендуют подождать, пока малышу исполнится пять лет, и лишь потом приниматься за их исправление. Но тянуть с коррекцией речи нельзя, так как патологии бывают разные, и их не всегда удается устранить до школы, поэтому первую консультацию логопеда следует запланировать в три года.

Читайте также:
Деревья, кустарники леса - конспект НОД

Допускается подождать с исправлением дефектов речи до пяти лет в следующих случаях:

  1. Малыш не выговаривает какие-то звуки, пропускает их. К примеру, «Л» и «Р» пропускаются или дошкольник выговаривает их как подобие «Ы».
  2. Произнесение одного и того же звука каждый раз по-разному.
  3. «Л» и «Р» звучат как «Й».
  4. Нечеткое произношение, и сложно определить, на какой звук оно похоже.
  5. Замена на губные аналоги. Например, шипящие и свистящие больше походят на нечеткие «В» и «Ф».

Нельзя откладывать коррекцию произношения, если:

  1. «Р» произносится на «французский» манер.
  2. Звук все время заменяется другим, к примеру, «С» на «Ш». Это служит свидетельством недостаточности фонематического слуха.
  3. Свистящие, шипящие, «Л» и «Р» малыш выговаривает с «Х» либо заменяет их на «Х». Подобное говорит о том, что у ребенка речевой выдох нарушен.
  4. Если во время произношения свистящих дошкольник помещает язычок между зубками, то это говорит об имеющейся патологии подвижности органов артикуляции.

Когда нужна консультация специалиста

В каких случаях обращаться к логопеду:

  1. Если у малыша до 1 года нет лепета и гуления («кххх», «агы», «агу»), а позже — повторяющихся слогов «тата», «бубу», «диди». Потребуется также консультация невролога.
  2. Когда двухлетка не говорит вообще, не произносит фразы или в его лексиконе очень мало слов.
  3. Ребенок заменяет один звук другим (вместо «К» — «Т»), не выговаривает простые звуки.
  4. Малыш двух-трех лет активно и много говорит, но простых и понятных слов практически нет (разговаривает на «своем языке»).
  5. Общая картина такова — все понимает, но не хочет заговорить.
  6. В трехлетнем возрасте речь малыша настораживает, с ней что-то не так, по сравнению со сверстниками.
  7. У 4—5-летнего малыша нечеткая, смазанная, невнятная речь, он не произносит несколько звуков, многие из них выговаривает мягко («кися», «лямпотька», «тяйник»).
  8. К 6 годам у детей полностью формируется фонетическая система, поэтому неправильное произношение каких-либо звуков должно насторожить.
  9. Заикание, запинки, повторение звуков, слов, слогов.
  10. Малыш старше шести лет с трудом заучивает стихи, не в состоянии запомнить и пересказать историю, в длинных словах пропускает или переставляет слоги.
  11. Проблемы с письмом.

Нельзя допустить наслоения школьных проблем на уже имеющиеся. Поэтому необходимо скорее поговорить с логопедом и исправить положение.

Методика для дошкольников разного возраста

Методика проведения артикуляционной гимнастики зависит от возраста дошкольника. Так, до года тренировка сводится к игре в зеркало (когда сначала мама повторяет за малышом, потом малыш за мамой).

В 2—3 года можно начинать полноценные занятия, но ставить звуки еще рано, основная цель — развитие слуховой внимательности, контроль выдоха ртом, ознакомление с высотой и силой голоса, тренировка точности произнесения звукоподражательных сочетаний («ко-ко», «мяу-мяу»).

Рекомендуемые упражнения:

  • «Шарик» — надуть и сдуть щеки одновременно и по очереди;
  • «Ворота» — на 5—7 секунд широко открыть рот;
  • «Домик» — открыть ротик, показать и спрятать язык;
  • «Угадай-ка» — опускайте чайную ложечку то в горячую (но не обжигающую), то в холодную воду и дотрагивайтесь ей до язычка ребенка, он с закрытыми глазками должен угадать в какой воде была ложечка.

В 4—5 лет занятия проводятся с целью закрепления старых понятий и введения новых, например, верхние и нижние зубки, узкий и широкий язычок, бугорки за зубками. Рекомендуемые упражнения:

  • «Почистим зубки» — ротик широко открыт, губки сложены в улыбку, двигая язычком влево-вправо, малыш как бы чистит зубки изнутри (остальные органы остаются неподвижными, работает исключительно язык);
  • «Иголка» — открывая ротик, ребенок выдвигает язычок вперед, делая его как можно более узким;
  • «Парус» — губки сложены в улыбку, ротик широко открыт, кончик язычка упирается в бугорок за зубами, дошкольник должен удержать такое положение.

В 6—7 лет выполнение упражнений становится автоматическим. К такому возрасту патологии произношения хорошо заметны и понятно, что необходимо исправить. Упражнения подбираются для каждого дошкольника в индивидуальном порядке. Особое значение приобретает развитие фонематического слуха, так как ребенок, плохо различающий звуки на слух, не сможет их правильно писать.

Рекомендуемые упражнения:

  • «Замени звук» — взрослый произносит слово, а дошкольник меняет в нем одну букву, к примеру, «писк—риск», «лес—вес», «лак—бак»;
  • «Хлопни в ладошки» — когда ребенок слышит определенный звук (оговоренный со взрослым заранее), он хлопает в ладошки.

Примеры упражнений и самомассажа в игровой форме

Самомассаж губ и языка активизирует кровообращение артикуляционных органов, улучшает их работу. Делать самомассаж могут дети, начиная с двухлетнего возраста.

Примеры самомассажа:

  1. «Смешная песенка». Скажите малышу: «Смешную песенку я знаю, на губах сейчас ее сыграю». Продемонстрируйте как, двигая сверху вниз по губам указательным пальчиком, проговаривать: «Б—Б—Б».
  2. «Спрячь губки». Подогните и втяните губы, «чтобы дождиком не замочило», удержите такое положение немного прижав губы зубами. Теперь ребенок прячет губки.
  3. «Расческа». Расскажите ребенку, что во рту есть расческа, которой можно причесать губки. Закусите нижнюю губу и «причешите» (потрите) ее верхними зубами, затем верхнюю и «причешите» ее нижними зубами.
  4. «Любопытный язычок». Расскажите ребенку о том, что язычок очень любопытный и не хочет сидеть во рту. Сложите губы в улыбку, а зубы сомкните не очень плотно и покажите, как язычок протискивается между зубками. Верхние резцы должны скоблить по верхней части языка. Попросите ребенка повторить упражнение.
  5. «Непослушный язычок». Объясните малышу, что язычок провинился — вышел на улицу без спроса, один и его следует наказать. Высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине, затем засовывайте обратно, также покусывая по всей длине. Выполняя движения, повторяйте «та-та-та-та». Попросите малыша повторить.
  6. «Пожалеем язычок». Высовывайте и засовывайте язык, одновременно похлопывая его губами и приговаривая «пя-пя-пя». Кусать не надо. Предложите ребенку повторить.
Читайте также:
Родственные слова - конспект

Какие материалы можно использовать для упражнений

Актуальная проблема при исправлении дефектов произношения — приемы, игры и пособия, которые способны поддержать детский интерес к выполнению артикуляционных упражнений.

Подойдут веселые книги для языка. Например, в серии книг «Звуковичок» каждая книга посвящена определенному звуку (который нарисован на обложке) и содержит необходимый комплекс упражнений для отработки этого звука.

Первый вариант пособий содержит последовательно расположенные изображения артикуляционных упражнений. Малыш, видя перед собой картинку, сопоставляет ее с упражнением для язычка и самостоятельно делает его.

Второй вариант книг содержит на первой страничке изображение, а на второй — веселый стишок, который будет сопровождать выполнение артикуляционного упражнения. Стишок читает взрослый, помогающий малышу делать гимнастику.

Если вы умеете рисовать, смастерите Волшебную полянку. На большом листе, в его центральной части, нарисуйте лужайку и волшебных героев, каждый из которых отображает речевое упражнение. К примеру, крокодил Гена, играющий на гармошке — «Гармошка», Карлсон с баночкой варенья — «Вкусное варенье».

Совет
Название упражнения и герой, который просит показать его, обсуждаются с малышом заранее. Картинки можно вырезать из журнала или распечатать из интернета.

Вокруг изображенной полянки начертите пустые квадратики. Отдельно нарисуйте сказочных героев с полянки.

Варианты применения пособия:

  • ребенок делает упражнения с полянки в последовательности, указываемой логопедом;
  • малыш подбирает изображения с упражнениями на карточках из набора, и, сопоставляя их с картинками в центре листа, раскладывает в пустые квадратики вокруг Сказочной полянки, после чего выполняет эти упражнения (на карточках).

Еще один интересный прием — Волшебная гусеница. Нужно сказать малышу: «Гусеничка поможет научиться выговаривать звуки, если ты сделаешь волшебные упражнения для язычка, приготовленные ею». Тельце гусеницы состоит из изображений-карточек, на которых нарисованы речевые упражнения. Малыш одну за другой переворачивает карточки и делает упражнения.

Вышеперечисленные материалы и пособия эффективно помогают исправить тяжелые дефекты речи у дошкольников, так как способны вызвать интерес у детей и сделать гимнастику увлекательным занятием. Они успешно используются специалистами при работе с детьми в детском саду.

Рекомендации специалистов

Для того, чтобы гимнастика была эффективной, необходимо выполнять упражнения регулярно, по 7—10 минут ежедневно, в противном случае приобретенные умения просто не закрепятся.

Оптимальный вариант — заниматься через час после еды два раза в день. При выполнении упражнений необходим постоянный контроль за правильностью движений. Упражнения нужно выполнять точно, плавно и не спеша, иначе в них не будет смысла.

Доводить малыша до переутомления недопустимо.

Рекомендации специалистов по проведению занятий:

  1. Упражнения необходимо делать перед зеркалом, лучше, если оно будет большим, где будут отражаться малыш и взрослый. Но маленькое зеркальце тоже подойдет.
  2. Гимнастика должна проводиться в игровой форме, принуждать ребенка к выполнению артикуляционных упражнений ни в коем случае нельзя, следует заинтересовать его, сказав, например, «давай будем играть с язычком».
  3. Первоначально гимнастику нужно делать медленно, в день по четыре-пять упражнений. Позже, когда малыш немного привыкнет, необходимо ежедневно добавлять в комплекс по одному упражнению.
  4. Делая тренировки язычка, имитируйте его движения своей ладонью или ладошкой ребенка.

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.
Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия: Звук (Л), этап автоматизации

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.






















Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью а ртикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.
Читайте также:
Открытое занятие по развитию речи 'Мы идем весну искать'

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Артикуляционная гимнастика для детей

Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение.

Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.

В этой статье мы описываем виды артикуляционных упражнений и требования к их проведению. Рассказываем о том, как подобрать для ребенка комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от задач (например, научить произносить звук Р или увеличить подвижность губ и языка) и возраста (от 2 до 7 лет) и поясняем, как сделать занятия увлекательными и интересными.

Что такое артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.

Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу быстрее освоить звукопроизношение, родители могут заниматься с ним дома самостоятельно.

При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. И, конечно, нужно подбирать артикуляционный комплекс соответственно возрасту и возможностям малыша.

Обычно детям в 1, 5 — 2 года рекомендуют посетить логопеда. Специалист уточнит, соответствует ли норме речевое развитие малыша, присутствуют ли нарушения речи. Он может посоветовать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, по которому родители смогут сами проводить занятия с ребенком.

Логопеды работают и в детском саду. На занятиях они исправляют нарушенное звукопроизношение у ребенка и улучшают артикуляцию. Родителям стоит тренироваться с ребенком дома, закрепляя эффект от занятий со специалистом.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении огромную роль играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и правильно произносить звуки.

Комплекс для развития мышц губ

  • «Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.
  • «Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик» улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не перекрывая ее.
  • «Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.
  • «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
  • «Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой. Получится «шторм».
  • «Художник». Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.
Читайте также:
Гласные и согласные звуки: Урок-сказка Путешествие ёжика

Комплекс для развития мышц языка

  • «Чашечка». Нужно широко раскрыть рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов.
  • «Лопата». Полностью расслабленный язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  • «Жало». Напряженный язык резко выдвигается вперед, как жало пчелы.
  • «Футбол». С закрытым ртом надо упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высунуть язык и водить напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  • «Чистим зубы». С закрытым ртом надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадка». Изобразить языком, как цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомячок». Набирается полный рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать попеременно правую и левую щеки.
  • «Голодный хомячок». Нужно втянуть щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  • «Лопнувший шарик». Губы плотно сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
  • «Буря».
  • Выдувать мыльные пузыри

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)

  1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы было видно, как верхние зубы стоят на нижних, как будто это заборчик. Про себя говорить звук «И».
  2. «Бублик». Улыбнуться, как при выполнении упражнения «Заборчик». Затем округлить губы и вытянуть их вперед, как бы произнося звук «О».
  3. «Непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить: «Пя-пя-пя». Прикусывая зубами, говорить: «Тя-тя-тя».
  4. «Блинчик». Улыбнуться и держать широкий язык неподвижно, так, чтобы он касался уголков рта, а верхние зубы были видны.
  5. «Остуди блинчик». Исходное положение — как в упражнении «Блинчик». Нужно дуть на “блинчик”, произнося звук «Ф». Щеки при этом не надувать.
  6. «Чистим нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка двигается вправо-влево, «чистя» нижние зубы снаружи и внутри. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  7. «Горка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята горкой, а боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Держать 10 счетов, затем покусать спинку языка и «скатиться» зубами по языку вниз.
  8. «Волшебная палочка». Улыбнувшись, открыть рот. Напряженный язык кончиком упирается в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, кладется спичка или счетная палочка. Сомкнуть зубы и с силой выдохнуть воздух, чтобы получился длинный звук «С».
  9. «Футбол». Нужно заранее приготовить кусок ваты и 2 кубика. Пусть ребенок вытянет губы трубочкой и начнет дуть на ватку сильной струей так, чтобы загнать вату между кубиками. Воздушная струя должна быть сильной, не прерывистой. Не нужно надувать щеки.
  10. «Кто дальше загонит мяч?». Надо улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и сдувать кусочек ваты на противоположный конец стола. При этом можно произносить звук «Ф». Важно, чтобы ребенок во время выполнения задания не надувал щеки и не произносил звук «Х» вместо звука «Ф».

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

  • «Варенье». Рот немного приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).
  • «Фокус». Приготовить кусочек ваты. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Боковые края языка при этом прижаты к верхней губе, а по центру языка образован желобок. Нужно сдуть ватку, положенную на кончик носа. Важно следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на зубы, а нижняя челюсть была неподвижной.
  • «Приклей конфетку». Широкий язык лежит на нижней губе. На кончик языка кладется тонкий кусочек мармелада или ириски. Нужно приклеить кусочек к нёбу за верхними резцами.
  • «Чашечка».
  • «Парус». Сделать «Чашечку», завести ее за верхние зубы и подуть в нее, на верхние зубы, как бы остужая чай или раздувая парус корабля.
  • «Грибочек». Нужно улыбнуться, приоткрыв рот и показав зубы. Затем прижать широкий язык полностью к поверхности нёба и широко открыть рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а боковые стороны языка не опускались. Натянутая подъязычная связка будет напоминать ножку грибочка.
  • «Маляр». Открыть рот и показать зубы. Кончиком языка водить вперед и назад по нёбу от бугорков у верхних зубов — как будто маляр красит кисточкой.

Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)

  • «Непослушный язычок».
  • «Пароход». Надо приоткрыть рот и произносить звук «Ы», как будто гудит пароход. Кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а спинка языка при этом — подниматься к нёбу.
  • «Индюк». Рот приоткрыт, язык лежит на нижней губе и двигается широким передним краем по верхней губе, как бы поглаживая ее. Делать сперва медленно, затем убыстрять темп , добавив голос (должен получиться звук «бл-бл», как будто говорит индюк). Надо следить, чтобы язык был широким, а его движения были четко вперед-назад
  • «Лошадка».
  • «Качели». Нужно улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык с внутренней стороны за нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Затем поднять широкий язык за верхние зубы и также удерживать. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  • «Чистим зубы».
  • «Маляр».
  • «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом звук «Д-д-д». Сперва произносить медленно, постепенно наращивая темп. В этом упражнении подвижным должен быть только язык. Он не должен быть подвернут. Звук «Д» четкий и сильный, при произнесении нужно ощущать воздушную струю.
  • «Автомат». Открыть рот, улыбнуться. Напряженным языком постучать в бугорки за верхними зубами, произнося при этом звук «Т-т-т» — сперва медленно, затем быстрее. Губы и нижняя челюсть при этом неподвижны. Кончик языка не подворачивается, а при произнесении ощущается выдыхаемая воздушная струя.
Читайте также:
Автоматизация звука (Щ) - конспект

Артикуляционная гимнастика по возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать самые простые артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.

Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение.

Можно попробовать такие задания.

  • «Прятки». Надо показать язык (высунуть как можно дальше), затем спрятать. Повторить несколько раз.
  • «Маятник».
  • «Буря».
  • «Варенье».
  • «Заборчик».
  • «Лошадка».
  • «Воздушный шарик».
  • «Сытый хомячок».
  • «Дом». Ротик малыша — это «дом». Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый говорит «Пока-пока», и ротик закрывается.
  • «Воображули». Взрослый и малыш перед зеркалом начинают гримасничать — широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губы, показывать язык и т.д.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений можно немного усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно чередовать статические и динамические упражнения.

  • «Змейка». Вытянуть напряженный и узкий язык как можно дальше, как будто змейка выползает из норки.
  • «Блинчик».
  • «Маятник».
  • «Чистим зубы».
  • «Качели».
  • «Сытый хомячок».
  • «Голодный хомячок».
  • «Бегемотик». Надо широко раскрыть рот и держать в таком положении 10-15 счетов.
  • «Улыбка».
  • «Трубочка»

Артикуляционная гимнастика в 5-7 лет

К этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями.

  • «Заборчик»;
  • «Чашечка»;
  • «Парус»;
  • «Маляр»;
  • «Индюк».

Рекомендуем:

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.

Это пособие считается одним из самых востребованных у логопедов и родителей. Здесь представлены артикуляционные упражнения с подробным описанием действий, наглядное изображение положений губ и языка, а также стихотворения и иллюстрации по теме упражнения. Детям наверняка понравится выполнять артикуляционную гимнастику в компании книжных щенка, слоненка или бегемотика.

«Веселая артикуляционная гимнастика» Веселый бегемотик Веселый щенок

Артикуляционная гимнастика в стихах

Существуют стихотворения для занятий артикуляционной гимнастикой. Они помогают разнообразить артикуляционные комплексы и привлекают внимание ребенка. Например:

К упражнению «Маятник»:

Тик-так, тик-так.
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!

К упражнению «Варенье»:

Нашей Маше очень смело
На губу варенье село.
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

К упражнению «Чистим зубки»:

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

К упражнению «Пароход»:

Вывожу язык вперед.
Закушу его — и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Также стоит найти историю о Язычке, с которым происходят приключения. Например, один из вариантов есть в книге Анищенковой Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов». Малышам будет интересно «помогать» Язычку скакать на лошадке или стучать молоточком по заборчику.

Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Книжки для родителей с артикуляционной гимнастикой

  • Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для дошкольников: пособие для родителей и педагогов», АСТ.
  • Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для девочек», Детство-Пресс.
  • Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», Детство-Пресс.
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках», Гном.
  • Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс.
  • Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика 2», Детство-Пресс.
  • Романова М. «Угадай, кто жужжит». Мозаика-Синтез.

Чтобы научить ребенка правильно и четко произносить звуки, очень полезнос ним заниматься артикуляционной гимнастикой.

Для того, чтобы занятия дали максимальный эффект, нужно соблюдать ряд вышеуказанных правил и требований при выполнении упражнений.

Важно подобрать артикуляционный комплекс, учитывающий возраст ребенка и задачи, которые необходимо решить (укрепить мышцы языка или научить произносить шипящие звуки и т.д.).

Огромное значение имеет интерес малыша к занятиям и ощущение успеха.

Выполняя советы и упражнения, которые мы привели в этой статье, ребенок обязательно научится выговаривать звуки четко и правильно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: