Автоматизация звуков по методике Фомичёвой

Учим выговаривать шипящие звуки по методикам Фомичевой и Богомоловой

  • Особенности книги Фомичевой М. Ф.
  • Как научить ребенка говорить звук [Ж]
  • Техники постановки звука [Ш]
  • Подготовка к обучению грамоте
  • Постановка звука [Ч]
  • Логопедическое пособие для детей

Коррекция речевых нарушений требует от логопеда серьезной подготовки. Книгу «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева написала в качестве помощи специалистам. В ней содержится информация о всех этапах обучения.

Особенности книги Фомичевой М. Ф.

В логопедии выделяют разные речевые дефекты. Дислалия ставится тем детям, которые не выговаривают один или несколько звуков. Для исправления такого нарушения требуется поэтапная работа.

Только последовательная и методичная работа позволит помочь ребенку справиться с нарушением

В книге Фомичевой М. Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» рассматриваются все составляющие коррекционного процесса. В первой части дается краткая информация о том, как развивается детская речь в норме и с помощью каких упражнений выявить отклонения.

В следующей части дается краткая характеристика речевых дефектов – сигматизмов, ротацизмов, каппацизмов, ламбацизмов. Есть сведения и о других детских нарушениях – алалии, заикании, дизартрии, задержке речевого развития.

Важно! Правильная постановка диагноза позволяет эффективно выстраивать работу с ребенком.

Чтобы дети смогли выговаривать определенный звук, они должны пройти соответствующую подготовку. Фомичева в своей книге указала комплексы упражнений, которые помогут подготовить их артикуляционный аппарат.

Этот этап доступен и воспитателям, и родителям. Логопед предварительно проводит обследование, которое позволит представить полную характеристику нарушения.

Следующий этап – это постановка звука. К нему переходят только после хорошего выполнения артикуляционной гимнастики. Специалист использует специальные методики, которые позволяют вызвать изолированное звучание. Третий этап – это автоматизация звука в слогах, словах и предложениях.

Четвертый этап – это введение в самостоятельную речь.

Необходимо соблюдать последовательность этапов, так как иначе не удастся добиться результатов

В книге подобраны занятия для каждой возрастной группы – первой и второй младшей, средней, старшей и подготовительной. Работа воспитателей, логопедов и родителей поможет воспитывать у малышей правильное звукопроизношение.

Как научить ребенка говорить звук [Ж]

В случае дислалии родители могут попробовать самостоятельно исправить нарушение у ребенка. Для этого им достаточно следовать рекомендациям логопеда.

Занятия проводят каждый день по 10–15 минут. Отсутствие шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] до четырех лет считается нормой, так как у дошкольника не до конца развиты мышцы артикуляционного аппарата.

Обратите внимание! Для того, чтобы понять, как научить ребенка говорить букву Ж, нужно представлять особенности произношения.

Для этого звука губы слегка округляются, выдвигаются вперед, язык принимает форму «чашечки» и находится за зубами. Голосовые связки активно работают и получается звук [Ж].

Ставить звук [Ж] лучше от правильного [Ш], так как вся разница между этими двумя звуками – в работе голоса.

Примерная артикуляционная гимнастика для детей на звук [Ш]:

  1. Язычок кладется на нижнюю губу и слегка прикусывается губами.
  2. Широко открывая рот, поднять кончик языка на альвеолы верхних зубов. Для облегчения выполнения можно использовать небольшую конфетку.
  3. Широкой частью языка прижаться к нёбу и удерживать 5 секунд.
  4. Кончиком языка облизать верхнюю губу.

Малыш должен выполнять каждое упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Родитель контролирует неподвижность челюсти. На выработку правильных движений может уйти год, поэтому взрослый человек заинтересован в частых занятиях – это сократит время на подготовку.

Техники постановки звука [Ш]

Простой способ вызывания изолированного звука – механический. Шпателем поднимают язык к альвеолам верхних зубов. В это время ребенок произносит «СА-СА-СА». После того, как язык был поднят, послышится «ША-ША-ША».

Важно! Манипуляции не должны вызывать неприятных ощущений.

Постепенно механическую помощь убирают и отрабатывают правильное звучание.

Процесс обучения можно совместить с играми

Учить ребенок правильно выговаривать звук придется долго. В качестве материала используют только прямые слоги: ША, ШО, ШИ, ШЕ, ШУ. Как только он научится произносить их правильно, переходят к обратным слогам, после к словам.

Подготовка к обучению грамоте

В подготовительной группе детей учат читать и писать печатными буквами. Это поможет им лучше учиться в начальной школе. В детском саду обучение грамоте «Звук Ш» в старшей группе проводят редко. Обычно это оставляют до последнего года нахождения в дошкольных образовательных учреждениях.

Артикуляционная гимнастика для звука [Ш] стандартная и заключается в выработке правильного верхнего подъема языка. Быстрого способа это сделать нет, поэтому родителям нужно каждый день заниматься с ребенком.

Автоматизация идет по стандартной схеме – прямые слоги, обратные слоги, слова, предложения. Добавляется чтение стихов и скороговорок. Например, «шесть мышей в шалаше шуршат».

Примерные стихи для автоматизации звука [Ш]

Постановка звука [Ч]

Родителям важно знать не только, как научить ребенка правильно говорить букву Ж в домашних условиях, но и как справиться с другими шипящими звуками.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия на тему 'Продукты'

Формирование правильного произношения займет время. Для того, чтобы ребенок смог сказать [Ч], достаточно простого упражнения: ребенок произносит «ть-ть-ть», постепенно убирая кончик языка выше к альвеолам. Получится «Ч-Ч-Ч-Ч».

Важно! В случае затруднений взрослый собирает губы ребенка и округляет их.

После того, как малыш смог правильно произнести звук, переходят к его автоматизации в прямых и обратных слогах.

Чистоговорки легче воспринимаются ребенком, и он произносит слоги, а взрослый заканчивает фразу

Еще один компонент работы — это дифференциация звуков [Ч], [Щ] – старшая группа детского сада хорошо подходит для этого этапа. Воспитатели проводят разные игры. Каждому звуку присваивают символ, и дети должны на слух определить, какой звук назвал взрослый, после чего поднять картинку с нужным знаком.

Слоговые дорожки со звуками [Ч] и [Щ] помогают развивать внимание: ЧА-ЧА-ЩА, ЩА-ЩА-ЧА, ЧА-ЩА-ЧА.

Логопедическое пособие для детей

Выработка звуковой культуры – сложное дело. Дети быстро привыкают говорить неправильно и их тяжело переучить. Для учебного процесса выпускается множество книг.

Логопедическое пособие для детей под редакцией Богомоловой содержит весь нужный материал для автоматизации всех звуков речи. Кратко описаны способы постановки и важные моменты работы. Подобная информация пригодится не только логопедам, но и родителям.

Ребенка нужно с детства учить правильно разговаривать. Иначе у него возникнут сложности с письмом, чтением и счетом. Дефектное произношение может стать причиной для комплексов.

Звуковая культура является залогом уверенности во взрослой жизни. Поэтому ей нужно уделять большое внимание.

Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР (Фомичёва М.Ф)
учебно-методический материал по логопедии

Алгоритм работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР по этапам.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologiya_korrektsii_zvukopr.docx 40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Позднякова О.И.

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

  1. Введение………………………………………………………………………………3
  2. Цель и задачи работы по коррекции звукопроизношения………………………. 4
  3. Этапы коррекции звукопроизношения…………………………………………….. 5
  1. Подготовительный этап……………………………………………. 5
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков………………6
  3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков………………..15
  1. Список использованной литературы и источников………………………………..16

Правильное произношение звуков родного языка – одно из важнейших условий для полноценного развития дошкольников.

Многие отечественные исследователи в области дефектологии и логопедии А.Н.Гвоздев, Г.А. Каше, Р.Е.Левина, М.Ф. Фомичёва и другие подчёркивали актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей с ОНР. Это определялось ключевой ролью речевой функции в психическом развитии ребёнка и готовности его к обучению в школе.

Чем речь ребёнка богаче и правильнее, тем легче ему высказывать свои мысли, его возможности в познании окружающей действительности становятся более широкими, общение со сверстниками и взрослыми становится более содержательным и полноценным. Активнее происходит его психическое развитие.

Цель и задачи работы по коррекции звукопроизношения

Цель – это п овышение результативности работы по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и дальнейшее развитие коммуникативных умений и навыков.

  1. Подготовить речедвигательный и речеслуховой анализатор к правильному восприятию и произнесению звуков.
  2. Развивать речевое дыхание.
  3. Формировать фонематические процессы.
  4. Формировать первичные произносительные умения и навыки.
  5. Формировать у дошкольников с ОНР навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Этапы коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф. Ф. Рау выделяет 2 этапа, О. В. Правдина и О. А. Токарева – 3 этапа, М. Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

1. Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка,

лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).

4. Развитие фонематических процессов.

5. Отработка опорных звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

2.1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.

2) Создание артикуляционной базы данного звука.

3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.

4) Отработка произнесения изолированного звука.

2.2. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

Технология постановки разных групп звуков

Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах

Ф. Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. При этом логопед словесно поясняет, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука

артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспомнить. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.

Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.

Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи. Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог – это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предусмотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [а], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласным [и].

В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, т.к. перед ними многие согласные претерпевают существенные артикуляционные изменения.

Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

Использование игровых методов при автоматизации поставленных звуков у детей с проблемами в развитии

Разделы: Логопедия

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР), я сталкивалась с тем, что стандартные методы в работе по автоматизации звуков не приносят желаемых результатов.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

  • Развитие моторики речевого аппарата;
  • Отработка правильного произношения звуков;
  • Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Мы часто задаем себе вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровой комплекс по автоматизации звуков именно для них.

Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и “сломать” старый речевой стереотип бывает очень трудно. Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”.

Для автоматизации произношения звуков в свободной речи я рекомендую родителям использовать данный игровой комплекс (Приложение №1).

Лото-бродилка”

Цель игрового комплекса: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данным комплексом:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование правильного произнесения звука в слове и в предложении;
  • формирование грамматического строя речи.
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие произвольного внимания, памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.
  • 21 игровая карта.
  • Фишки.
  • Инструкция.
  • Ход игры

    Вариант №1: “Бродилка”

    В игре участвуют 1-2 игрока. Устанавливают порядок хода, между участниками Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Где живет сова?” “Помоги сове добраться до дупла. Передвигайся по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [С], в начале слова, (сапоги, собака, сумка, сом, совок, сундук)”. Игроки передвигаются по очереди проговаривая изображение на картинке, если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

    Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до дупла).

    В игре участвуют 1-2 игрока. Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Помоги катеру добраться до причала”. Устанавливают порядок хода между участниками. Игроки по очереди передвигаются по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [Р], в конце слова (сыр, шар, топор, помидор, мухомор, забор) проговаривая изображение на картинке и закрывая его фишкой. Таким образом, получается дорожка и ребенок наглядно видит достижение цели. Если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

    Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до причала).

    Желаем Вам приятного обучения в компании наших игр!

    Система работы логопеда по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Гунжина Лариса Евгеньевна

    Система работы логопеда по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

    ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушенного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

    1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе……………………… …с.5-7

    1.2 Особенности усвоения системы звукопроизношения детьми с общим недоразвитием речи ……………………………………………………. с.7-9

    1.3 Методика коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи …с.9-12

    1.4 Коррекционно-логопедическая работа на этапе автоматизации звуков…………………………………………………………………… с.12-17

    ГЛАВА 2 Система коррекционно – логопедической работы по автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

    2.1 . Особенности этапа автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………………………………… с.18

    2.2. Принципы эффективной автоматизации звуков…………………… с.19

    2.3 Эффективные приёмы коррекционно – логопедической работы на этапе автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………. с.28

    Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние дошкольника, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

    Практика работы логопедов показывает: для большинства дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны нарушения звукопроизношения.

    Дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без использования эффективных приёмов логопедического воздействия. Логопеды на практике сталкиваются с проблемой длительного периода автоматизации звуков, искажением звуков в речевом потоке, при наличии правильного произношения звуков изолированно , трудностями в соотнесении звука и буквы. Встречаются дети с ОНР, имеющие трудности в запоминании графического образа букв, у некоторых отмечается отсутствие интереса и к процессу чтения и письма, что в будущем может стать причиной специфических нарушений – дислексии и дисграфии.

    Цели работы : разработка коррекционно-логопедических игровых методов, направленных на формирование стойких навыков звукопроизношения и повышение эффективности процесса автоматизации звуков у дошкольников с ОНР.

    Объектом являются дети старшей логопедической группы МБДОУ №9, в возрасте 5-6 лет.

    Предмет исследования : звуковая сторона речи детей дошкольного возраста с ОНР.

    В соответствии с проблемой, предметом исследования, объектом, целью поставлены следующие задачи:

    -изучить состояние проблемы автоматизации звуков у дошкольников с ОНР, методику коррекционно-логопедического воздействия в теории и на практике логопедической работы,

    -определить наиболее эффективные и оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия на речь дошкольников с ОНР, на этапе автоматизации звуков,

    -разработать и описать содержание системы игр, упражнений, способствующих повышению эффективности коррекционного воздействия на речь дошкольников с ОНР на разных этапах автоматизации звуков.

    Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушенного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

    1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе

    Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы. Проблемой становления звукопроизношения детей дошкольного возраста занимались многие ученые, в том числе М.М. Алексеева, Л.Н. Ефименкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина и многие другие, которые отмечают, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения.

    Речь ребенка не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

    Онтогенез (от греч. оntos – сущее, – genesis – происхождение, развитие) определяется как индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни. В литературе вопросам становления речи в онтогенезе при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития.

    Описание поэтапного развития речи ребенка дает А.А. Леонтьев, выделяя следующие этапы: подготовительный этап – до одного год; преддошкольный этап – до 3 лет; дошкольный этап – от 3 до 7 лет; 4-й – школьный – от 7 до 17 лет. При этом, он указывает, что выделенные им временные рамки последовательных периодов или «стадий» крайне вариативны (особенно к 3 годам).

    Подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления А.Н. Гвоздев. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию овладения звуками речи, который происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, при этом твердые губные – раньше мягких губных, а мягкие зубные – раньше твердых; взрывные – раньше, чем щелевые, свистящие – раньше шипящих; затем осваиваются аффрикаты и сонорные. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй.

    К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. А.Н. Гвоздев характеризует это время как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

    Известно, что трудными для произношения являются свистящие, шипящие и сонорные звуки (Р, Л). Начинают их осваивать дети на третьем году, а на четвертом их произношение в словах существенно (с 38% до 80%) улучшается, если ребенок повторяет за взрослым правильный образец слова. В этот период, в качестве основного момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков Н, Д, Т, С, З, Л. Механизм вибрации, необходимый для звуков Р, Р’ и работа по поднятию передней части языка Ш, Ж, Щ, Ч также сложны для всех детей.

    Процесс звукопроизношения ребенка при нормальном речевом развитии можно кратко охарактеризовать следующим образом: в 3-4 года ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение звуков речи – звуки С, З, Ш, Ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками Т, Д, В, Ф, а звуки Ч, Щ на ТЬ, Ц, СЬ, звуки Р, Л могут пропускаться или заменяться на ЛЬ.

    В 4-5 лет исчезает смягченное произношение звуков, допускается замена свистящих и шипящих на звуки Т, Д, шипящие могут произноситься недостаточно четко. Еще не у всех детей формируется звук Р.

    В 5-6 лет уже правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированы сонорные звуки.

    В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

    Как отмечал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения.

    Таблица 1. Норма усвоения звуков ребенком (по годам)

    Постановка звука «М»

    Твёрдый звук «М» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.

    Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «М». Оглавление

    1. Виды нарушений
    2. Артикуляционная гимнастика
    3. Фонематический слух
    4. Постановка звука
    5. Автоматизация звука

    Виды и причины нарушения произношения

    Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «М»:

    • отсутствие звука — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «ак» и «артышка», вместо «мак» и «мартышка».

    Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

    • особенность строения артикуляционного аппарата;
    • неразвитый фонематических слух;
    • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
    • плохая речь окружающих.

    Артикуляционная гимнастика

    Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

    Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «М»:

    • сомкнуть и разомкнуть губы;
    • сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос;
    • втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой;
    • вытянуть губы «хоботком», покрутить «хоботком», вправо — влево;
    • закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами — верхнюю;
    • кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу.

    Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

    Развитие фонематического слуха

    Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

    Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

    • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «М». Пример цепочки звуков: М, П, Б, М, Ф, Н, М, Т, М, К, М…
    • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «М». Пример цепочки звуков: МА, МО, РФ, СУ, МА, ТО, МУ, ЛЫ, МЫ, НО, МА…
    • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «М». Пример цепочки слов: часы, майка, мох, кочка, мультик, шлем, банка, мочалка, книжка, дом…

    Больше игр на развитие фонематического слуха у детей ищите здесь

    Постановка звука

    Чаще всего выделяют твёрдый звук «М» ставят по подражанию: логопед или мама прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Малыш ощущает вибрацию на щеке взрослого и воспроизводит её путём тактильного контроля через свою ладошку.

    При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «М»:

    • губы плотно сомкнуты и в момент смычки напряжены;
    • положение языка зависит от следующего звука;
    • мягкое нёбо опущено, и воздушная струя проходит в носовую полость, воздух изо рта не выходит;
    • голосовые связки разомкнуты, и ладонь, приложенная к шее, ощущает вибрацию гортани.

    Автоматизация звука

    Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

    Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «М».

    Автоматизация твёрдого звука «М» в прямых слогах:

    • ма — мо — ма
    • мо — му — мы
    • мэ — ма — мы
    • му — мы — ма
    • мо — му — мэ
    • ма — му — мо

    Автоматизация твёрдого звука «М» в обратных слогах:

    • ам — ом — ум
    • ым — ум — ом
    • ум — ым — ам
    • ом — ам — ум
    • ым — ам — ум
    • эм — ом — ам

    Автоматизация твёрдого звука «М» в интервокальной позиции:

    • ама — омо — уму
    • ымы — омо — ама
    • уму — эмэ — омо
    • омо — уму — эмэ
    • эмэ — омо — ымы
    • ама — омо — эмэ

    Автоматизация твёрдого звука «М» в слогах со стечением согласных:

    • мба — мбо — мбу
    • мбы — мбэ — мбо
    • мбу — мба — мбы
    • сма — смо — сму
    • смы — смэ — сма
    • смо — сму — смэ

    Автоматизация твёрдого звука «М» в словах:

    Малыш, молния, холм, шлем, помада, комната, сумка, солома, матрёшка, молоко, мох, крем, дом, мама, мультик, муха, молоток, гром, лампа.

    Автоматизация твёрдого звука «М» в словосочетаниях:

    Мама моет, мы слушали, молока мало, макет моста, шумные малыши, смотрим мультик, сломанный мост, молоть муку, молочное мороженое, мокрая майка, маленький дом.

    Автоматизация твёрдого звука «М» в чистоговорках:

    • Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — снежная зима.
    • Мо–мо–мо, Мо–мо–мо — все мы любим эскимо.
    • Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — новые дома.
    • Ом–ом–ом, Ом–ом–ом — шуму на весь дом.
    • Ам–ам–ам, Ам–ам–ам — мы гуляли там.
    • Ым–ым–ым, Ым–ым–ым — из трубы шел дым.

    Автоматизация твёрдого звука «М» в предложениях:

    Мальчик машет флажком. Мама моет раму. Мышонок пьёт молоко. Маша в маске на маскараде. В сумке лежат мандарины. Комары и мухи летают над вареньем.

    Автоматизация твёрдого звука «М» в стихах:

    Можно мне? — Спросила мышка?
    Что ты? Ты еще малышка.
    (Г. Сатир)

    Автоматизация твёрдого звука «М» в рассказах:

    «Мурка»
    У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
    На, Мурка молоко.
    Мур-мур-мур, — благодарит кошка. Какая Мурка умная!

    Источники:

    • «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
    • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
    • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
    • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

    Программа внеурочной деятельности «Говори правильно»

    Программа внеурочной деятельности «Говори правильно» (общеинтеллектуальное направление) предназначена для обучающихся 2 класса, у которых недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Этот материал будет интересен для логопедов школ.

    Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности «Говори правильно» для 2 класса на 2016 -2017 г.г. составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.

    На основании диагностических фактов у учащихся недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

    Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

    • развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

    Для достижения указанной цели решаются следующие задачи :

    1. Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
    2. формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
    3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
    4. Формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
    5. Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
    6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.
    7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.
    8. Воспитание и уважение к нравственным нормам.

    Формы организации внеурочной деятельности:

    • игры, беседы, просмотр видеофильмов, ролевое моделирование типовых ситуаций, конкурсы рисунков, стихов, заочные экскурсии.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

    Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

    Ценность общения -понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

    Ценность добра и истины -осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными и связями , основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий ( например: поступай так , как ты хотел чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

    Ценность семьи — понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

    Ценность труда и творчества — признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

    Ценность социальной солидарности–обладание чувствами справедливости , милосердия, чести , достоинства по отношению к себе и к другим людям.

    Ценность гражданства и патриотизма — осознание себя как члена общества; желание служить Родине , своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.

    Планируемые результаты

    Личностные результаты:

    • учебно-познавательные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
    • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ
    • ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности
    • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
    • заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию
    • на достижение личностных результатов направлены задания:

    1) на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;

    2) на анализ характеров и поступков героев;

    3) на формулирование концептуальной информации текста

    Младшие школьники получают возможность для формирования:

    • устойчивого познавательного интереса к речевой деятельности
    • возможности реализовывать речевой потенциал , осуществлять самореализацию и самоопределение личности на социальном уровне

    Метапредметные результаты

    Регулятивные

    • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
    • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
    • оставлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
    • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    • соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
    • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
    • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

    Познавательные

    • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания,.

    Выполнять универсальные логические действия:

    • выполнять анализ (выделение признаков),
    • производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
    • выбирать основания для сравнения, , классификации объектов,
    • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
    • выстраивать логическую цепь рассуждений,
    • относить объекты к известным понятиям.
    • преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
    • составлять простой и сложный план текста.
    • уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

    Коммуникативные

    • доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
    • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
    • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
    • учиться критично относиться к собственному мнению.
    • понять другие позиции (взгляды, интересы)
    • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

    • вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
    • договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
    • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

    Личностные результаты:

    • учебно-познавательные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
    • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ
    • ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности
    • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
    • заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

    Содержание программы

    Основным принципом коррекционно-развивающего обучения на первом этапе является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических процессов, формированию звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

    Работа по формированию связной речи проводится методом устного опережения, так как учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания.

    Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление — основная часть — заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.

    Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению.

    Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:

    1. целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);
    2. овладение содержанием;
    3. овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

    На втором этапе обучения так же включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме.

    Одновременно развивать инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

    Работа на заключительном этапе: « Письменная связная речь. Изложение. Сочинение» сформирует у учащегося необходимые умения для создания высказывания, и умения, необходимые для восприятия готового текста .При работе над изложением отработаются умения, связанные с восприятием и подачей содержания текста, при работе над сочинением -умения, связанные с созданием собственных текстов.

    Программа рассчитана на 68 ч в год (2 часа в неделю).

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Говорим и пишем правильно» (кружок)

    «Говорим и пишем правильно»

    Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений.

    Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

    Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.

    Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

    Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

    Цель:

    • развить кругозор и мышление учащихся.

    Задачи:

    • вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
    • закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;
    • способствовать развитию творческих способностей школьников.

    Просмотр содержимого документа
    «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Говорим и пишем правильно» (кружок) »

    Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

    Средняя образовательная школа № 13

    «Говорим и пишем правильно»

    Разработал учитель
    русского языка и литературы ГБОУ СОШ №13:

    г.о. Жигулёвск 2015

    Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений.

    Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

    Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.

    Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

    Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

    развить кругозор и мышление учащихся.

    вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

    закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;

    способствовать развитию творческих способностей школьников.

    В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

    определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

    особенности ударения в русском языке;

    основные правила орфоэпии;

    основные способы образования слов;

    основные способы определения лексического значения слова;

    тематические группы слов;

    правила русской орфографии;

    морфологические признаки частей речи;

    нормы употребления в речи языковых единиц;

    основные группы пунктуационных правил;

    адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

    выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

    сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

    анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

    рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

    проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

    правильно произносить широко употребляемые слова;

    по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

    определять способы образования разных частей речи;

    соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

    толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

    различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

    владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

    составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

    определять синтаксическую роль всех частей речи;

    объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

    строить пунктуационные схемы предложений.

    Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

    На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.

    Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

    Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

    Формы проведения занятий:

    практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

    анализ и просмотр текстов;

    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

    В каждом занятии прослеживаются три части:

    Основные методы и технологии:

    технология разноуровневого обучения;

    технология обучения в сотрудничестве;

    Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

    Планируемые результаты.

    Личностные результаты:

    умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

    эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,

    сочувствовать другим людям, сопереживать;

    чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    интерес к изучению языка;

    осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    пользоваться словарями, справочниками;

    осуществлять анализ и синтез;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    владеть монологической и диалогической формами речи;

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы.

    Содержание программы

    1 год обучения (34 ч.)

    Организационное занятие.

    Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

    Секреты устной речи.

    (Фонетика. Интонация).

    Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

    Для чего используют звуковые повторы в речи.

    Какова роль интонации в устной речи.

    Обобщающее занятие по теме «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

    В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

    Загадки русского словообразования.

    ( Морфемика. Словообразование. Этимология).

    О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

    Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

    Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

    Этимология слов. Работа со словарями.

    Презентация творческой работы.

    Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

    Секреты письменной речи.

    (Графика. Орфография. Пунктуация)

    Зачем нужно знать алфавит.

    В чём секрет правописания морфем.

    Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

    Не пером пишут – умом. Тайны письма.

    Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

    Тайны русского слова.

    (Лексика. Фразеология)

    На какие группы делится словарный состав русского языка.

    В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

    О чём рассказывают фразеологизмы.

    Фразеология в художественных произведениях.

    Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

    Секреты морфологии и синтаксиса.

    (Морфология. Синтаксис)

    Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

    В чём секрет глагола и его форм.

    Как отличать грамматические омонимы.

    Какими бывают предложения.

    Грамматике учиться всегда пригодится.

    Мониторинг проверки знаний.

    Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

    Речевой этикет.

    Правила речевого этикета.

    Формулы речевого этикета.

    Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

    Обобщающее занятие.

    Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: