Ребенок говорит неразборчиво

Задержка речевого развития у детей в 4 года

Время чтения – 13 минут

Опубликовано 22 июн. 2020 г.

Речевые отклонения — частая патология в детском возрасте. Встречаются в различных вариантах. В статье разберем задержку речевого развития у детей 4 лет. Вы узнаете причины возникновения дефекта и методы коррекции.

Когда следует обращаться к врачу

К 4 годам дети знают до 2000 слов, разговаривают понятно, произнося слова четко. В речи используют развернутые фразы из нескольких слов. Умеют склонять слова и правильно их используют в предложении. Проявляют интерес к новым словам, понимают сюжет сказки или короткого рассказа. Трудности могут вызвать сложные слова, шипящие и сонорные звуки. Но это физиологические нормы, которые не требует вмешательства специалиста.

Задержку речевого развития у детей 4 лет можно заподозрить, когда у них появляются отклонения: в темпе речи, произношении звуков. Из-за проблем малыш предпочитает молчать или говорит обрывочно.

ЗРР в 4 года повышает вероятность неврологических и даже психических отклонений. Постепенно формируется комплекс неполноценности, малыш стесняется или боится общаться с ровесниками, ведет себя обособленно. В дальнейшем это повлияет на процесс обучения, успеваемость и усвоение школьной программы. Особенно в затруднительном положении находятся детки, родители которых игнорируют проблему малыша и не занимаются его развитием.

Поэтому при первых признаках расстройства речи следует обратиться к врачу и начать лечение.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.

  • затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
  • скудный словарный запас — обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
  • неправильное произношение сложных слов;
  • пропуск слогов и звуков;
  • отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
  • замена слов, схожих по звучанию;
  • в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
  • замена звуков более простыми для произношения;
  • отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

К ЗРР 4 года приводят различные причины. Некоторые из них воздействуют на плод в утробе матери, некоторые — во время родов и после рождения.

  • осложнения беременности, угроза выкидыша, токсикоз, гестозы;
  • болезни будущей мамы — обострение хронических заболеваний, инфекционно-воспалительные, травмы, интоксикации, вредные привычки;
  • состояния, которые привели к гипоксии плода — патология плаценты (аномалии, отслойка), обвитие пуповиной.
  • преждевременные роды;
  • стремительные роды;
  • травмы во время родов;
  • неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов.

После родов к задержке речевого развития у детей 4 лет могут привести:

  • травмы, особенно для развития речи опасны черепно-мозговые;
  • болезни — неврологические, к примеру, ДЦП, энцефалопатии;
  • неблагоприятная обстановка в семье — конфликты, родители не занимаются ребенком;
  • противоположная ситуация — гиперопека, чрезмерное давление и требовательность родителей;
  • чрезмерные нагрузки — физические (спорт), умственные (перегруженность занятиями).

Предрасполагающими факторами являются наследственная предрасположенность к ЗРР в 4 года. Это могут быть генные нарушения, врожденные аномалии нервной системы,

Способы лечения ЗРР в 4 года

Коррекция задержки речевого развития у детей 4 лет проходит с участием логопеда, невролога, психолога, ЛОР-врача. Сначала проводится диагностика, во время которой специалисты выявляют причину дефекта, выясняют особенности течения антенатального, интранатального (период родов) и послеродового периода. Изучают амбулаторную карту, перенесенные заболевания, характер физического и нервно-психического развития до года и в более старшем возрасте.

Далее следует этап аппаратных методов обследования для уточнения диагноза и исключения органической патологии уха, головного мозга, органов артикуляции. Проводятся электроэнцефалография, рентген, МРТ или КТ головного мозга, аудиометрия. После выставления точного диагноза приступают к лечению ЗРР в 4 года: оно должно быть комплексным, с использованием различных методов.

  1. Медикаментозное лечение — ноотропы, седативные препараты, витамины, а также фитопрепараты;
  2. Логопедическая коррекция — логопедический массаж языка, губ, мимических мышц, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения;
  3. Физиотерапевтические процедуры, включая магнитотерапию, иглорефлексотерапию;
  4. Общий массаж;
  5. Лечебная физкультура.

Все лечебные процедуры назначает специалист. Он знает особенности ЗРР в 4 года у вашего ребенка, причину, и исходя из этого подбирает индивидуальную схему лечения. Недопустимо самостоятельно назначать препарат, даже если он растительный, менять дозу назначенного врачом лекарства или отменять его.

Читайте также:
Конспект занятия на тему Транспорт + Презентация

Важной составляющей успешного лечения является устранение причины дефекта. Следует избегать конфликтов, ссор, умственного и физического перенапряжения.

При своевременном начале коррекционной программы, отсутствии грубой неврологической и психической патологии, активном участии ребенка и родителей в лечебном процессе прогноз благоприятный. У деток исчезают патологическое произношение звуков, они начинают говорить правильно, четко и выразительно. Грамотно задают вопросы и отвечают на них. Постепенно пополняется словарный запас.

Ребенок с диагнозом ЗРР 4 года находится на диспансерном учете. Специалисты наблюдают за ним, следят за дальнейшим развитием речевых навыков. Это нужно, чтобы предотвратить рецидив болезни. Если такое случится — важно вовремя начать терапию.

Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года

Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет — дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.

К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.

Следующий момент — наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно. Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки. Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова — это правило должны соблюдать все члены семьи.

Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.

Советы родителям

Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.

Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:

  • пальчиковая гимнастика — в форме игры, с потешками или под музыку;
  • творчество — лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
  • массаж — общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
  • развивающие игры по возрасту — можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
  • логоритмика — нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.

Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.

Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.

Помните, чем раньше начнете лечение — тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи — не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.

Ребенок непонятно говорит или Что такое “дизартрия?”

В практике логопедической работы часто встречаются дети, у которых недостатки произношения по своему внешнему проявлению напоминают дислалию (нарушение звукопроизношения), но имеют сложную и длительную динамику устранения. Тогда логопеды и дефектологи, неврологи ставят диагноз «дизартрия». Что же это такое?

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия для заикающихся детей 5-7 лет ‘Все профессии важны!’

Причинами возникновения дизартрии являются различные неблагоприятные факторы, которые могут воздействовать во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. К внутриутробной патологии приводят заболевания матери во время беременности (особенно обострения хронических заболеваний); инфекционные заболевания; токсикозы беременности; алкоголизм, наркомания. В момент рождения: затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод (если ребенок находится без воды более 10 часов), обвитие пуповиной и т.д; асфиксии (недостаток кислорода), родовые травмы, внутричерепное кровоизлияние и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, энцефалит и др.), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: «стертая» форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя.

Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает, таким образом, игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Читайте также:
Проект для старшей группы: Улицы нашего города

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом – спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

У детей – дизартриков, кроме двигательных нарушений, проявляются нарушения и в эмоционально-волевой сфере в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни дети очень беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к частым срыгиванием и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они реагируют на изменения метеорологичеких условий.

В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, часто проявляют непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие дети пугливы, заторможены в новой обстановке и трудно приспосабливаются к ее изменению, избегают трудностей. Многие ранимы. Имея трудности с адаптацией в коллективе, часто страдают от низкой самооценки.
В психическом плане выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формирование оптико-пространственного гнозиса, пространственно-временных представлений, фонетического анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи (темпа, ритма, модуляции, интонации), вызванные органической недостаточностью мышц речевого аппарата (органические поражения головного мозга). Т.е. в результате действия комплекса причин, о которых мы говорили выше, происходит поражение коры головного мозга на разных уровнях, это приводит к нарушению передачи нервных импульсов из коры г.м. по всем уровням к мышцам арт. аппарата. Следовательно – нарушение функционирования.

Симптомы:

Речевые:
– нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком). – нарушение просодики – темпа, ритма, модуляции, интонации. – нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука. – нарушение грамматического строя речи.

Неречевые: – нарушения двигательного аппарата (например, дизартрия при ДЦП). – нарушение эмоционально-волевой сферы. – нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление). – нарушение познавательной деятельности. – своеобразное формирование личности.

Классификация типов дизартрии очень сложная и объемная. Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.
Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия. У взрослых больных в ряде случаев корковую дизартрию иногда смешивают с проявлением моторной афазии. Спорный вопрос о корковой дизартрии в значительной степени связан с терминологической неточностью и отсутствием одной точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии – у невропатологов и логопедов разные подходы.

В ряде случаев при сложных случаях при тесной взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога могут быть выделены особые типы дизартрии. Например: осложненная форма псевдобульбарной дизартрии; спастико-гиперкинетический или спастико-атактический синдром и т. д.

Детям в речевых садах чаще всего ставят стертую форму дизартрии, она относительно простая по сравнению с остальными, встречается чаще всех остальных форм. Корректируется все в комплексе: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение, грамматика.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика в стихах

Помните, что легкие формы дизартрии, не всегда могут сопровождаться неречевыми нарушениями!

Консультация для родителей «Как распознать речевые проблемы у ребенка»

Капуста Ирина
Консультация для родителей «Как распознать речевые проблемы у ребенка»

Признаки неправильного развития речи у ребенка 3-х лет

Ребенок не обращается к взрослым с вопросами или за помощью, не пользуется речью и в результате «все делает сам»

• Словарный запас ограничен, не может назвать известные ему предметы.

• У ребенка отсутствует желание повторять за взрослыми слова и фразы или он делает это неохотно.

Ребенок одинаково общается со знакомыми и не знакомыми людьми.

• Речь ребенка не понятна для окружающих, и он старается дополнять ее жестами, либо проявляет безразличие к тому, понимают ли его другие люди.

• В речи отсутствуют простые предложения «подлежащие, сказуемое, дополнение»; не понимает простых рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Ребенок недостаточно внимателен к ошибкам своей речи или не замечает их. Просьбы к ребенку правильно повторить сказанное не дают результата.

Не отвечает на простые вопросы: «кто?», «что?», «где?», не может выполнить простые просьбы и инструкции.

• Речь ребенка существенно отстает от уровня развития речи его сверстников и возрастных нормативов.

Для того, чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей.

Постоянный контакт со специалистами (психологом, неврологом, педиатром, логопедом, проведение их консультаций в динамике – необходимое условие успешности осуществляемого лечения.

Речевые проблемы у детей 3.5—4.5 лет

Для ребенка этого возраста определенные речевые недостатки естественны. Например, маленькие дети не обязательно должны правильно произносить абсолютно все звуки языка. У них нет достаточного жизненного опыта, поэтому их словарный запас не особенно велик. Мышление таких детей еще не приобрело систематичности и последовательности, поэтому у них не может сформироваться и сложная фразовая речь. Но тем не менее 3.5-4.5-летний ребенок уже должен уметь общаться простыми фразами и хорошо понимать речь окружающих его людей.

По состоянию своей речи ваш ребенокможет относиться к одной из трех групп:

1. Неговорящие или поздно начавшие говорить дети. Когда ребенок недавно начал говорить, он говорит очень непонятно – короткими, состоящими из двух-трех слов, неполноценными фразами (то есть пропускает слова в предложении, которые может заменять жестами). У такого ребенка также очень бедный (фактически несколько слов) словарный запас.

2. Неразборчиво говорящие дети. Речь таких детей производит более благоприятное впечатление, чем в предыдущем случае. Ребенок пользуется фразой и имеет довольно приличный словарный запас, но тем не менее его речь непонятна окружающим. За недостатками произношения бывает трудно разобрать, насколько грамотно говорит ребенок.

3. Разборчиво говорящие дети. У таких детей речь развивалась своевременно, они говорят грамотно, правильно построенными фразами, развернутыми предложениями. В их речи могут встречаться различные нарушения звукопроизношения, которые не делают ее непонятной. Если ребенок начал говорить недавно, но его речь вполне понятна, развернута и грамотно оформлена, его можно отнести к этой групп.

Речевые проблемы детей старше 4.5—5 лет

Чтобы понять, какие речевые проблемы есть у ребенка данного возраста,нужно проверить у него:

Речевой выдох;

Речевой слух;

Речевое развитие ребенка в целом;

• Подвижность речевых мышц;

• Строение речевых органов.

Речь ребенкаможет быть понятной и непонятной:

Понятная речь. Ваш ребенок говорит разборчиво, его легко можно понять. Он строит нормальные, развернутые предложения. Его речь звучит грамотно, он знает много слов. На слух можно определить, что он не выговаривает какие-то звуки.

Непонятная речь. Ребенок говорит неразборчиво. Посторонние люди не всегда понимают. Из-за невнятности его речи на слух трудно определить, грамотно ли он говорит (правильно ли он использует окончания слов, предлоги и т. д.). У ребенка может быть маленький словарный запас. Он говорит короткими, неполными предложениями, а также не выговаривает большое число звуков. У ребенка могут быть все названные речевые недостатки или только некоторые из них.

Читайте также:
Шипящие звуки - Картотека индивидуальных логопедических занятий

Консультация для родителей «Как определить темперамент ребенка» Ребенок рождается с унаследованным темпераментом. Выяснив, какой темперамент у Вашего ребенка, Вы сможете общаться с ним без конфликтов.

Как распознать у ребенка дизартрический компонент Основные жалобы родителей при дизартрическом компоненте у ребенка: 1) невнятная невыразительная речь 2) плохая дикция 3) искажение звуков.

Консультация для родителей «Как не срываться на ребенка, как не кричать на него?» Почему родители кричат на своих детей?Как этого избежать?Крик считается самым малоэффективным методом воспитания из всех возможных. Но.

Как подготовить ребенка к школе. Консультация для родителей Как подготовить ребенка к школе Ваш ребенок скоро пойдет в первый класс. Вы полны надежд и сомнений, радости и неуверенности, а сможет ли.

Консультация для родителей «Не такой как все! Как принять своего ребенка?» Консультация для родителей: «Не такой как все!» Как принять своего ребенка Цель – формирование адекватной родительской установки. Как принять.

Консультация для родителей «Речевые игры» Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания ребенка- дошкольника.

Консультация для родителей «Как утихомирить ребенка» Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами.

Консультация для родителей «Воздействовать на ребенка. Как?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад компенсирующего вида №10 «Золотая рыбка» Консультация.

Речевые игры для детей и их родителей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей Каждая мамочка, бабушка, папа мечтают, чтобы их ребёнок как можно раньше овладел необходимым для человечества дарам – это речью. Очень важно,.

Консультация для родителей «Взаимоотношение родителей в семье. Как они влияют на ребенка» Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного.

В 3 года речь ребенка не разборчива

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и при необходимости подключать специалистов.

  • Нормы развития речи в 3 года
  • Возможные проблемы
  • Причины задержки речевого развития
  • Что делать и к кому обращаться
  • Как научить ребёнка разговаривать

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са. )
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается. )

Таблица необходимого словарного запаса

Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки .

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка; несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Неразборчивая речь или стертая дизартрия? Советы логопеда

19 июня 2020 года

Бывает, родители и учителя ругают ребенка за невнимательность, снижают оценки за пропущенные буквы и за невнятные ответы на уроках. Но проблема — не лень и не невнимательность, а функциональные нарушения нервной системы. О стертой дизартрии — неразборчивости речи, вызванной органическими причинами — на онлайн-площадке Института дополнительного профобразования работников социальной сферы рассказала доктор педагогических наук, профессор, логопед Елена Архипова.

Дизартрия — не чисто детская проблема, нарушение речи может встречаться и у взрослых. И в этом случае также необходима помощь логопеда. Давайте разберемся в том, что же такое дизартрия, каковы ее причины и как с ней работать.

Точное определение будет звучать так: дизартрия — это нарушение звукопроизношения и просодии вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата. И сразу еще два незнакомых слова! Будем разбираться дальше

Просодия — интонационная выразительность речи. Она выражается в темпе речи, голосовых модуляциях, интонации, логическом ударении и др.

Иннервация — неврологический термин, означающий проведение нервного импульса от мозга к мышцам.

Получается, что дизартрия имеет органические причины, то есть, связана с нарушениями в развитии нервной системы. А это значит, что и работу с ней надо начинать не на логопедическом, а на неврологическом уровне. Собственно, дизартрия — это только симптом, сигнализирующий о поражении нервной системы.

Причины дизартрии у детей:

  • внутриутробная патология;
  • родовые травмы;
  • резус-конфликт ребенка и матери;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Причины дизартрии у взрослых:

  • нарушение мозгового кровообращения;
  • черепно-мозговая травма;
  • опухоли мозга.

С чего начинается работа с дизартирей?

Первый этап — медицинский. Его проводит врач-невролог. В арсенале медиков — необходимые медицинские препараты, физиотерапия, лечебный массаж, рефлексотерапия, словом, средства, направленные на укрепление ЦНС и устранение патологической симптоматики.

Второй этап — психолого-педагогический. В нем участвует целая команда специалистов: воспитатели, дефектологи, психологи, логопеды. Важно подключать и родителей. Цель этого этапа — развитие сенсорных функций, пространственных представлений, крупной моторики, тонкой моторики.

Третий этап — собственно логопедический. Логопед устраняет дизартрию на индивидуальных занятиях.

Стертая дизартрия — самое распространенное нарушение у дошкольников и младших школьников. К сожалению, диагноз ставят далеко не всегда. Родители и учителя ругают ребенка за невнимательность, снижают оценки за пропущенные буквы и за невнятные ответы на уроках. Но часто оказывается, что ученик старательно выполняет домашние задания, учит правила и не делает грамматических ошибок, зато пропускает буквы на письме, говорит односложно. Его проблема — не лень и не невнимательность, а функциональные нарушения ЦНС. И простым усилием воли он с этим не справится.

Прежде чем начинать работу с таким ребенком, логопеду необходимо тщательно разобраться в причинах проблемы, и только после этого выбирать методы коррекции.

Тесты на выявление стертой дизартрии.

  1. На статическую координацию движений. Попросите ребенка несколько секунд постоять на одной ноге. Затем на другой.
  2. На динамическую координацию движений. Надо попасть небольшим мячом в цель. Например, в другой мяч.
  3. Еще одно динамическое задание: перепрыгнуть через натянутую резинку.
  4. На исследование скорости движений. Ребенок должен по вашей команде сесть на пол и встать без помощи рук.
  5. На двигательную память. Повторить показанный вами ряд простых движений именно в той последовательности и с той скоростью, которые вы задали.
  6. На одновременность движений. Намотать нитку на катушку, шагая на месте.

Исследования показывают, что у детей со стертой дизартрией по всем этим показателям есть отклонения от нормативов.

Обратите внимание, что эти тесты направлены не на диагностику речевого развития, а на моторику. Дело в том, что развитие психомоторики значительно опережает развитие речи и мышления. Двигательное развитие — это базис для становления высших психических функций. Вот почему коррекционная работа с дизартрией начинается с формирования моторики — общей, ручной, пальцевой, мимической. Здесь в помощь специалистам целый набор упражнений: пальцевые игры, «волшебный мешочек», выполнение привычных бытовых действий с закрытыми глазами, оригами, аппликация, адаптивная физкультура и многое другое. Главное — помнить: чем раньше выявить и начать работать со стертой дизартрией, тем меньше трудностей будет у ребенка в школе, а затем и во взрослой жизни. Ведь неразборчивая речь очень осложняет общение, а иногда даже мешает выбору профессии.

Еще больше вебинаров Института дополнительного профобразования смотрите на портале «Я дома» в разделе «Онлайн-мастерские»

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Проект “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников”
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Долгосрочный проект “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников”. Цель проекта: комплексное речевое развитие детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Скачать:

Вложение Размер
Проект “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников” 19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников”

Необходимость комплексного подхода назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного-двух методов логопедического воздействия даёт слишком медленную положительную динамику. Практика показывает, что необходимо подключать комплекс приемов и методов для успешной коррекции.

Мною разработан долгосрочный проект “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников”.

Цель проекта: комплексное речевое развитие детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Проект состоит из нескольких направлений коррекционной работы:

I. “Логопедический массаж” . В настоящее время нарушения произношения у дошкольников так осложнены, что редко когда можно обойтись без логопедического массажа. Для эффективной коррекции тяжелых речевых нарушений использую уже существующие приемы классического массажа. К ним относятся: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и пассивные движения. В зависимости от методики применения приема и его дозировки массаж может оказывать расслабляющее или активизирующее действие. Логопедический массаж сочетаю с дыхательной и артикуляционной гимнастиками. Комплексы составляю индивидуально для каждого ребенка с учетом характера нарушений произношения.

II. “Дыхательная гимнастика” . Так как физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями существенно ниже возрастной нормы, соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания отмечаю у них задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. В тех случаях, когда речевое дыхание ребенка нарушено незначительно, применяю одно-два упражнения дыхательной гимнастики, которые выполняем обычно перед артикуляционной гимнастикой. Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков русского языка.

Для сохранения интереса детей к дыхательным упражнениям использую вертушки, султанчики, разноцветные мячики из синтепона, пластмассы, соломинки для сока, бабочки, снежинки, листья из цветной бумаги.

Для выработки фонационного дыхания использую следующие упражнения и игры: “Веселые звуки”, “Сдуй шарик”, “Змейка”, “Жуки”, “Насос”, “Веселая песенка”, “Волшебные слоги”, “Волшебные слова”, “Паровозик”.

III. ” Артикуляционная гимнастика” . Для укрепления мышц артикуляционного аппарата дошкольников, развития силы, подвижности и дифференцированности органов, участвующих в речевом процессе, мною подобраны комплексы артикуляционной гимнастики при различных нарушениях звукопроизношения:

– Основной комплекс артикуляционной гимнастики;

– Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии;

– Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-Сь-З-Зь-Ц;

– Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч;

– Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х;

– Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-Ль;

– Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-Рь;

– Комплекс артикуляционной гимнастики для развития подъязычной уздечки.

Широко использую картинный материал. К каждому упражнению подобрала картинку-образ. Картинки демонстрирую ребенку во время проведения гимнастики. Упражнения сопровождаю также и стихотворением. Любят дети и сказки про приключения язычка. Использование игровых приемов и моментов помогает отрабатыванию артикуляционных движений, а также повышает мотивацию ребенка к выполнению данных упражнений.

IV. “Пальчиковая гимнастика” . Уровень развития детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На логопедических занятиях обязательно провожу одно-два упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику сочетаю с речевым сопровождением. Выполняя пальчиковую гимнастику, дети достигают хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. По мере совершенствования мелкой моторики улучшается и развивается речь ребенка. Пальчиковую гимнастику подразделяю на пассивную и активную. Пассивная гимнастика – это массаж кистей рук путем поглаживания, легкого растирания и вибрации и пассивные упражнения для пальцев рук. Активная гимнастика – это упражнения, сопровождаемые стихами и потешками и без речевого сопровождения. Применяю следующие упражнения:

Обзор составляющих комплексного подхода в коррекции звукопроизношения

Екатерина Косухина
Обзор составляющих комплексного подхода в коррекции звукопроизношения

Коррекция звукопроизношения – одна из важнейших задач работы логопеда. Необходимость именно комплексного подхода к коррекции звукопроизношения назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного-двух методов логопедического воз-действия дает слишком медленную положительную динамику. Практика показывает, что необходимо подключать комплекс приемов и методов для успешной коррекции.

Звукопроизношение – самая видимая сторона нарушения речи. Нарушенный грамматический строй, несформированные фонематический слух и связная речь ребенка не бросаются в глаза среднестатистическому обывателю, не тревожат родителей, пока это не мешает процессу обучения.

Наша задача – объяснить важность своевременной сформированности всех сторон речи у ребенка, и, если это необходимо, начать коррекцию.

В настоящее время очень редко встречаются неосложненные нарушения речи.

Обычно нарушения речи сочетаются с:

• Неврологической симптоматикой (гипертонус, гипотонус, мышечная дистония.

Наиболее встречаемое нарушение – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).Выделяют три варианта течения этого синдрома в зависимости от преобладающих признаков:

1) синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2) синдром дефицита внимания без гиперактивности;

3) синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (на практике это наиболее распространенный вариант).

• Нарушениями в строении и функционировании артикуляционного аппарата.

Дети с неправильным прикусом, укороченной подъязычной уздечкой, артикуляторной диспраксией или апраксией как вследствие вышепере-численных нарушений, так и без них.

В коррекционнойработе с такими детьми логопед встречается со следующими трудностями:

• Сложности вызывания звука.

Ребенок не в состоянии уловить правильную артикуляционную позу, удержать органы артикуляции в нужном положении. Как бы ни старался специалист по подражанию или с помощью инструментария выстроить нужное положение артикуляционных органов, результата можно добиться только с очень большим трудом, на достижение поставленной цели уходит значительное количество времени.

• Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы.

Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы. Ребенок не запоминает артикуляцию звука. Алгоритм правильного произнесения не остается в памяти ребенка, успешное произнесение звука не сохраняется до следующего занятия.

• Трудности автоматизации вызванного звука в речи.

Звук вызван, но ребенок не употребляет его в речи. Многократные повторения слов, стихов и скороговорок не оказываются эффективными. Существует понятие «кабинетная речь»: войдя в кабинет логопеда и видя специалиста, ребенок старается правильно произносить в речи все вызванные звуки. Выходя за пределы кабинета и теряя из вида логопеда, ребенок возвращается к дефектному произношению звуков.

Отсюда следует вывод: традиционные упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики недостаточны для коррекции звукопроизношения. Здесь необходим комплексный подход.

Составляющие комплексного подхода

Что же входит в понятие «комплексный подход к коррекции звуко-произношения»? (Слайд 4)

• Развитие фонематического восприятия.

• Нейропсихологическая коррекция.

Логопедический массаж. (Слайд 5)

В настоящее время нарушения произношения так осложнены, что редко когда можно обойтись без логопедического массажа. К логопедическому массажу можно отнести специальные приемы массажа языка, лица, массаж рук, самомассаж.

Дыхательная гимнастика. (Слайд 6)

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. На каждом занятии рекомендуется выполнять одно-два дыхательных упражнения. Упражнения выполняются обычно перед комплексом артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика. (Слайд 8)

Несомненно, традиционно базовым приемом коррекции звукопроизношения была и остается артикуляционная гимнастика.

Существуют активная и пассивная артикуляционные гимнастики, традиционная и нетрадиционная. Для каждого ребенка создается индивидуальный комплекс упражнений, которые подбираются соответственно нарушению звукопроизношения.

Упражнения необходимо располагать в определенном порядке:

– от простого к сложному;

– от статики к динамике.

Традиционно, упражнения выполняются перед зеркалом. Но не всем детям необходимо выполнять гимнастику перед зеркалом. Для начала это может быть хорошей опорой для детей с нарушением соматогнозиса, но если от этой опоры вовремя не уйти, то она превращается в «костыль», который не дает развиваться дальше артикуляционному праксису. Ребенку необходимо научиться чувствовать свои органы артикуляции и опираться на собственные ощущения, а не на визуальный образ.

Пальчиковая гимнастика. (Слайд 9)

Пальчиковая гимнастика, так же как и артикуляционная, бывает активная и пассивная. Упражнения сопровождаются стихами и потешками. Сначала следует выполнять упражнения без речевого сопровождения. Затем рекомендуются пальчиковые игры, синхронизированные с речью.

У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

В коррекционной работе с современными детьми с ограниченными речевыми возможностями пальчиковая гимнастика, а также и массаж рук, незаменимы и необходимы.

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Фонематический слух (Слайд 10)– умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).

Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции,характерные для фонематического восприятия:

• умение определять наличие или отсутствие звука в слове;

• умение определять позицию звука в слове;

• умение определять последовательность звуков и их количество.

Развитие фонематического слуха – неотъемлемая часть коррекции звукопроизношения. Конечно, в процессе вызывания и автоматизации звука происходит развитие фонематического слуха.

В своей практике дополнительно развиваю это умение у детей в процессе всей коррекционной работы.

Нейропсихологическая коррекция. (Слайд 11)

Современная логопедическая работа неразрывно связана с нейропсихологической коррекцией. Идеально, если у логопеда есть возможность работать с ребенком совместно с нейропсихологом. Если такой возможности нет, можно использовать элементы нейропсихологических программ в своих занятиях.

Речедвигательная ритмика (Слайд 12, 13)

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Эта ритмика рассматривается, как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией.

Характеристика основных звеньев речедвигательной ритмики:

Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительность выдоха, развитие орального праксиса, просодики речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения.

Средствами речедвигательной ритмики являются:

• Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

• Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.

• Упражнения на развитие дыхания.

Таким образом, осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода при коррекции звукопроизношения, где логопед будет грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: