Звуковой анализ и синтез

Звуковой анализ и синтез

В статье освещено значение звукового анализа и синтеза для успешного овладения письменной речью. Приведены игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза и предупреждение дислексии.

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем их причины?

Чтобы писать грамотно, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по​следовательности.

  • М-А-Ш-А, первый звук – М
  • второй звук – А МАША
  • третий звук – Ш
  • четвёртый звук – А

Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Например, РУКА. Р-У-К-А – РУ-КА – РУКА (мысленный образ).

Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии. А так как процесс обучения в начальной школе построен, в основном, на письменной речи – дети читают стихи, рассказы и задачи, пишут упражнения, короткие диктанты и пр. – стойкие нарушения письма и чтения неизбежно окажут отрицательное влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, могут возникнуть личностные изменения.

Таким образом, чтобы ребенок быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок, начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.

Играем со звуками!

Игры на звуковой анализ и синтез.

Слова рассыпались.

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?

Раз словечко, два словечко.

Бросайте кубик и выбирайте из разложенных на столе картинок лото ту, в названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.

Лесенка.

Нарисуйте дом и предложите малышу заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.

Отгадай, как их зовут?

Отгадайте вместе с ребёнком имена девочки и мальчика. Для этого нужно правильно назвать первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных на картинках.

Инструкция: назови первый звук в каждом слове и отгадай имя девочки.

Впоследствии можно предлагать детям выкладывать имена из букв разрезной азбуки.

Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о, э) находились под у дарением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.

Необыкновенные превращения.

Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).

Какой звук пропущен?

Взрослый произносит слова, пропуская первый звук. Дети должны отгадать слово и назвать звук, который не произнесли, например: (с)лон, (в)олк, (к)от, (с)тол, (с)тул, (з)аяц, (л)иса.

Один звук, марш!

Научите детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.

2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.

РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)

3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.

НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)

Приготовим подарки для Сони и Шуры.

Расскажите малышу, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?

Читайте также:
Использование нейрогимнастики на логопедических занятиях

В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре.

«Дарить подарки» можно, используя любые оппозиционные звуки: С-Сь, С-З, С-Ш, Ж-Ш, З-С, Р-Л и т.д.

Игра проводится с картинным материалом и без него.

Дом, замок, избушка.

Предложите ребёнку поселить односложные слова в дом, двусложные слова – в замок, трехсложные – в избушку.

На один звук.

Предложите малышу оглядеться (дома, на улице, в парке) и назвать все предметы, названия, которых начинаются на звук К (или любой другой).

Гусеница.

Предложите малышу от заданного взрослым слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: клевер – рыба – аист – тыква – апельсин – носки и т.д.

Жураковская Я.В.,
учитель-логопед высшей категории

Звуковой анализ слов для дошкольников

Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.

Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.

Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Читайте также:
Новые подходы к обучению чтению детей с нарушением речи

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

Важно уделять внимание следующих моментам:

  • Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
  • Регулировка силы голоса.
  • Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове.
  • Правильность постановки ударения в слове.
  • Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги.
  • Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова.
  • Определение последовательного звучания слогов в слове.
  • Важно уделять внимание правильной дикции.
  • Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений.
  • Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников

  • Дети с ОВЗ (1)
  • Развитие речи детей (3)
  • Игры для развития речи дошкольников (3)
  • Развивающие технологии в работе логопеда (7)

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников

Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности.

Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: – Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

– выделение в словах первого гласного звука;

– анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

– определение последнего гласного звука в словах;

– определение первого и последнего гласного звука в словах;

– определение наличия либо отсутствия в словах звука;

– определение первого согласного звука в словах;

– определение последнего согласного звука в словах;

– определение гласного звука в середине односложных слов;

– синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

– определение позиции согласного звука в словах;

– определение количества слогов в словах;

– синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Упражнения для развития звукового анализа и синтеза:

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «дом»? Какой 1,2, 3?),
  2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
  6. Отобрать картинки, в названии которых 3-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).
  8. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков
  9. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.
  10. Подобрать слова на каждый звук.
  11. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.
  12. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
Читайте также:
Из опыта логопедической работы в детском психоневрологическом реабилитационном центре

Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. – М.: А.П.О., 1994.

Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. – М.: « Гном – пресс », « Новая школа », 1998.

Максаков А.И., Тумакова Г.А., Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: Детство-Пресс, 2000.-

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: ЭГСН, 1999. –

Ткаченко Т.А Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М.: « Издательство ГНОМ и Д », 2000.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988.

Консультация «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Ненашева Марина
Консультация «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Анализ – это разделение целого на составные части.

Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т. е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК,а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»

Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т. к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.

Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия “Гласные и согласные звуки” использую в своей работе сказку “домик звуков“. Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Для этого рассказываю детям вот такую сказку.

В одном Волшебном звуковом городе есть два замка, в которых живут Звуки. В одном замке живут девочки. Они любят голосисто петь, поэтому их назвали гласными. В этом замке ворота всегда открыты. Когда мы их произносим во рту ничего не мешает. Гласных звуков у нас всего 6. Их можно петь, долго тянуть голосом, их мы обозначаем красными фишками. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот.

Читайте также:
Нетрадиционные приёмы развития устной речи

А в другом замке живут мальчики. Много. Они согласны играть, петь и дружить с девочками, поэтому их называют согласными. На их воротах всегда есть решеточка. В образовании согласных звуков участвуют губы, зубы, язык- т. Е. это естественные преграды на пути воздушной струи. Эти звуки нельзя пропеть, при их произнесении воздух встречает преграды. Давайте произнесем некоторые согласные звуки и назовем препятствия. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия. (С-зубы, Л-язык, П-губы, К-корень языка и неба смыкаются.) Посмотрите, если девочки были в красных сарафанчиках, то мальчики у нас в цветных рубашках (в синих и зеленых). Мальчики, у которых синие рубашки, они могут жить только в синей части замка, а у кого зеленые только в зеленой части замка. Давайте найдем на нашей дорожке звуки, которые живут только в синей части (ш, ж, ц, в зеленой части (ч, щ, й). Синими мы отмечаем твердые согласные, а зеленым мягкие. А остальные могут быть и твердыми и мягкими. Звуки бывают звонкими и глухими. Звонкость звуков мы проверяем, приложив ладонь к горлу, если горло звенит, то звук звонкий, т. е. в образовании звонких согласных участвует голос, а если нет вибрации, то они глухие.

Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать.

Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками, при помощи мелких пуговиц, киндер игрушек, прищепок, счетных палочек, карандашей,магнитиков,заколок, пробок, скрепок и разные другие предметы соответствующих цветов.

Перед обучением детей звуковому анализу нужно обыграть сказку «Репка» с целью закрепления представления об образовании порядкового ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим. Кто стоит первым, кто вторым и т. д.отработать с детьми синонимы: «первый»«в начале», «последний – в конце», «середина».

Развиваем звуковой анализ играя. Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.

Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи фишек, карточек, а и при помощи мелких пуговиц, киндер игрушек, прищепок, магнитиков, заколок, пробок, скрепок соответствующих цветов, звуковой линейки, что способствует развитию мышц пальцев.

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Чтобы развить это восприятие,мы можем поиграть с ребенком в такие игры:

«Назови первый (последний) звук в слове». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове. Игру можно использовать и с помощью картинок «Определи 1 звук» (заколки и картинки)

«Назови слово на заданный звук». Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

«Найди место звука в слове». Чтобы ребенку было интересно, можно сделать дорожку из бумаги и прикрепить фишки, соответствующих цветов, или выбрать небольшую игрушку, которую будем передвигать вместе с ребенком по дорожке. Н-р, найди место звука Р. Если звук слышится в начале, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, то фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там. Игру можно использовать в качестве физминутки. Если звук в начале слова-хлопают, в середине-топают, в конце-приседают. (можно еще картинки и найти к ним соответствующую схему.

Читайте также:
Возможности использования техники теневого театра в развитии мелкой моторики руки детей с ЗПР

«Ребус». Ребенку предлагается карточка с несколькими картинками. Выделив первый звук в названии каждой картинки, и объединив вместе,обучения пройден: ребенок легко определяет звук в слове, подбирает слова на заданный звук. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове. Для выделения звуков можно использовать различные материалы.

Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.

Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.

– Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

– Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])

Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).

– Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).

– Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])

Звук [О ] какой? (Звук [О] гласный).

– Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

– Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

– Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).

– Сколько гласных звуков в слове? (Один).

– Сколько согласных звуков в слове? (Два).

«Кто внимательный» (наоборот – убери звук д и т. д.)

Не надо переходить к звуковому анализу сложных слов. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками,например: вместо страна – сана, тана или др.

Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру,на вопрос взрослого: – Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т. е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве).Дети читают: ам – аме, вы – веы и т. д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т. е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т. к. у них нарушения нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза.Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения,характерны:

-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);

-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула

-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям,

-побуквенное чтение (К,А,Ш,А,

-нарушение понимания прочитанного,

-слишком медленный темп чтения,

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по логопедии: Автоматизация звука (Ж) в словах и предложениях

«угадывающее чтение».

Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось,характерны:

-замены – звуков: свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр. ;

– искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;

– грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Подготовка к обучению грамоте – это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

Формирование навыков звукового анализа и синтезаосуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

выделение в словах первого гласного звука;

анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

определение последнего гласного звука в словах;

определение первого и последнего гласного звука в словах;

определение наличия либо отсутствия в словах звука;

определение первого согласного звука в словах;

определение последнего согласного звука в словах;

определение гласного звука в середине односложных слов;

синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

определение позиции согласного звука в словах;

определение количества слогов в словах;

синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;

2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: – учить определять первый звук в слове; – развивать буквенный гнозис – упражнять в узнавании.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер – класс: “Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий” Проблемой развития.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования – как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Звуковой анализ и синтез

Упражнения по развитию звукобуквенного анализа и синтеза

(рекомендации для родителей учащихся 1-2 классов)

Существует группа специфических ошибок письма, связанная с анализом ребенком речевого потока. Этот анализ необходим в процессе записи слов и предложений. С этой проблемой ребенок сталкивается в начале школьного обучения.

В процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко­слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства «целиком», то есть как нечто неделимое. К тому же все слова в потоке устной речи произносятся как бы «заодно, без интервалов между ними, что затрудняет определение границ между отдельными словами. Это можно хорошо понять при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи – она звучит для нас как бы сплошным потоком, и мы не можем уловить границ между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится и ребенок, начинающий обучаться грамоте.

Обучение письму на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звук о-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ребенку недоступен, то это приводит к ошибкам звукового и слогового анализа.

Читайте также:
Мы идем в театр' - конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ОНР

Ошибки могут проявляться в следующем:

· пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);

· вставка лишних букв («стлол» вместо «стол);

· перестановка букв («вебра» вместо «верба»;

· пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»;

· вставка лишних слогов («гололова» );

· перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»);

· слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»);

· разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

У каждого ребенка преобладает свой тип ошибок: либо затруднения в определении звукового состава слова, либо определении слогового состава слова, либо затруднения в определении количества и порядка слов в предложении. В зависимости от этого и выбирать тип и количество рекомендуемых упражнений.

Ребенок, который не владеет анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова в этом случае часто искажаются до полной неузнаваемости («деи игал в яч» вместо «Дети играли в мяч»

Часто такие дети не могут определить количество слов в переложении, путают понятия «слог» и «слово», «звук», не выделяют предлоги в самостоятельное слово. Ребенок затрудняется определении количества слогов в слове и порядка слогов.

Как же можно при таких условиях правильно записать это слово, сохранив в нем нужное количество соответствующих звукам букв и их последовательность? Ведь для записи, к примеру, слова «стол» ребенок должен отчетливо себе представлять, что на первом месте здесь стоит звук С, на втором – Т, далее – О и, наконец, Л. Именно в такой последовательности нужно записывать и соответствующие буквы. Поэтому вполне естественно, что ребенок, не владеющий навыком звукового анализа слов, чаще всего записывает буквы в случайном порядке, меняя их местами, опуская некоторые из них или добавляя лишние.

Приемам анализа речевого потока детей специально учат в школе в период обучения грамоте. Однако некоторые из них оказываются не в состоянии овладеть этим навыком в отведенные школьной программой сроки. Такие дети нуждаются в дополнительной, однотипной по содержанию, но гораздо более углубленной работе по анализу речевого потока. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и повторных упражнений, с более широким использованием наглядных пособий и в течение более продолжительного времени.

С такой задачей часто удается справиться самому педагогу при помощи родителей, которые обеспечивают ома необходимое количество тренировочных упражнений. Если же ребенок и при этих условиях окажется не в состоянии овладеть анализом речевого потока, то нужно безотлагательно обратиться за помощью к школьному логопеду.

Для работы в домашних условиях можно рекомендовать следующие виды упражнений в анализе и синтезе речевого потока, проведение которых доступно каждому из родителей.

Упражнения в анализе предложения на слова

1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Мама мыла раму?» Какое первое слово? Второе? Третье? А в предложении «Птица сидит на дереве»? Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?).

2. Придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов. (придумать предложение, состоящее из трех, четырех, пяти слов).

з. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова «потеряли» свое место, нужно помочь им найти его: «дети, мяч, в, играли»; «высокие, растут, лесу, сосны, в»).

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог первый? Второй? Третий?)

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. (Придумать слово, состоящее из одного, двух, трех 11 более слогов).

З. Составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги «потеряли» свое место, надо «помочь» им его найти: на-ро-во ; ток-ло-ма, ка-сум – во­рона, молоток, сумка и т.д.).

Читайте также:
Развитие фонематических процессов посредством игровых образов

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из этих слогов: «го-ло-ва»?).

5.. Образование новых слов путем добавления («наращивания») ребенком слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово ?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами):

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов в одно место, а названия которых состоят двухсложных или трех-, четырехсложных слов – в другое).

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?)

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков. (Придумать слово, состоящее из трех, четырех, пяти звуков).

З. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а”).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? – Звук К (крот) или Г (грот). А к слову «пар»? – Звук К (парк). А какие новые имена можно получить), если добавить один звук к имени «Оля»? (Толя, Коля, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нем первый звук? – Сом, лом, ком, Том, ром).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества Новых слов. (Какие новые слова можно образовать из звуков, составляющих слово «трактор»?), Примерные ответы:

Требования к логопедическому кабинету и оснащение

I. Оснащение кабинета:

  1. Настенное зеркало (не менее 1,5 – 0,5 м).
  2. Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей.
  3. Детские столы и стулья для занятий.
  4. Стол для логопеда.
  5. Два стула для взрослых.
  6. Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа).
  7. Настольные часы.
  8. Шкафы и полки для методической литературы.
  9. Навесная школьная доска.
  10. Наборное полотно.
  11. Фланелеграф.
  12. Чистое полотенце.
  13. Картотека на имеющиеся пособия.
  14. Коробки или папки одинакового размера и цвета для хранения пособий.

II. Оснащение зоны индивидуальной работы с ребёнком:

  1. Набор логопедических зондов (содержащихся в чистом стеклянном или специальном медицинском стакане). Возможно вы найдете необходимое оборудование на сайте fortis-med.ru.
  2. Лоточек.
  3. Спирт медицинский.
  4. Шпатели металлические.
  5. Вата стерильная.

III. Документация:

  1. Перспективный план работы с детьми на год.
  2. Календарный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребёнка с необходимой документацией:
    а) направление от логопеда детской поликлиники на медико-педагогическую комиссию;
    б) выписка из истории болезни, выданная педиатром поликлиники;
    в) справки от лора, окулиста, невропатолога, врача-психиатра;
    г) характеристика на ребёнка, составленная воспитателем я/с, из которого поступает ребёнок.
    Запись в речевой карте о продвижении ребёнка производить не реже 1раза в 3 месяца.
  4. Тетради для индивидуальной работы с детьми.
  5. График логопедических занятий с детьми (хронометраж рабочего времени на все дни недели).
  6. Перспективный план по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию на текущий год.

VI. Литература:

1. Картотека на имеющуюся методическую литературу.
2. Список рекомендованной литературы.

V. Пособия:

1. По обследованию речевого и общего развития детей.

а) материал на обследование интеллекта:

  • счетный материал;
  • разрезные картинки из 2-4-6 частей;
  • пирамидки разной степени сложности;
  • исключение 4-го лишнего предмета;
  • картинки и тексты со скрытым смыслом;
  • картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);
  • предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
  • почтовый ящик с геометрическими фигурами;
  • мелкий строитель, мозаика;

б) материал на обследование всех компонентов речи:

  • фонетики (самодельные альбомы или предметные картинки на все звуковые фонемы);
  • лексики (по всем темам, см. «словарь»);
  • грамматики (сюжетные картинки’- на падежные и предложные конструкции и на связь слов в предложении или самодельные альбомы);
  • связной речи (2-3 простых текста для пересказа детьми, серии сюжетных картинок для определения логической последовательности и составление рассказа по ним).
Читайте также:
Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.

а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.
б) на развитие слухового внимания (например, «Что ты слышишь?», «Дождь или солнце» и ДР-)
в) на развитие зрительного внимания (например, «Найди пару», «Что спрятал Петрушка» и ДР-)
г) на развитие речевого внимания (например, «Повтори, не ошибись!», «Кто тебя позвал?» и др.)
д) на развитие логического мышления (например, «Возьми свой предмет», «Подбери картинку к слову» и др.)

3. Формирование звукопроизношения:

а) артикуляционные упражнения (карточки, ширма или стенд);
б) набор пособий для работы над речевым дыханием (летающие предметы, надувные игрушки и др.);
в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;
г) альбомы на автоматизацию поставленных звуков (по типу Соколенко и др.);
д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков;
е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.

4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:

  • символы звуков (по желанию);
  • сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
  • схемы на звуко-слоговой анализ слов;
  • предметные картинки на дифференциацию звуков;
  • пособия для определения позиции звука в слове (карточка с тремя окошками и фишки на каждого ребёнка;
  • тексты на дифференциацию звуков.

5. Грамота:

  • подвижная азбука;
  • азбука в картинках;
  • кассы букв или магнитные азбуки на каждого ребёнка;
  • схемы для анализа предложений;
  • наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

6. Работа над словарём:

а) предметные картинки по темам:

«Овощи» «Грибы» «Фрукты»
«Ягоды» «Одежда» «Обувь»
«Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части»
«Мебель» «Посуда» «Продукты питания»
«Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши»
«Птицы» «Насекомые» «Транспорт»
«Семья» «Профессии» «Инструменты»
«Предметы туалета» «Предметы быта» «Времена года»
«Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности»
Методические рекомендации ко всем темам (в группах с ФФН эти темы используются на
обобщение предметов).

б) пособия на словообразование:

  • суффиксальное (существительное и прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
  • префиксальное (приставочные глаголы);
  • относительных (деревянный стол) и притяжательных (лисий хвост) прилагательных от существительных;
  • однокоренных слов типа: кот – котик – котенька – котище.

в) предметные картинки на подбор антонимов (большой – маленький).
г) предметные и сюжетные картинки на подбор синонимов (маленький – небольшой).

7. Формирование грамматического строя речи.

Для групп с ОНР:
а) пособия на все падежные формы существительного единственного и множественного числа (в том числе несклоняемых существительных);

б) пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за, из-под);

в) пособия на все согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с существительными);

г) пособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).

Для групп с ФФН: а) пособия на форму существительного единственного и множественного числа; б)пособия на форму существительного единственного и множественного числа родительного падежа;

в) пособия на предложные конструкции (со сложными предлогами);

г) пособия на все согласования (см. выше).

8. Развитие связной речи.

Для группы с ОНР и логоневрозом:

серия сюжетных картинок;

наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;

наборы текстов для пересказывания и пособия облегчающие этот процесс (например, опорные картинки для восстановления текстов, продуманные планы и др.)

9. Настольно-печатные игры:

(с уточнением программных задач на коррекционную работу с детьми).

10. Методический материал:

Оснащение логопедического кабинета в ДОУ

Лариса Боглачева
Оснащение логопедического кабинета в ДОУ

Оснащение логопедического кабинета в ДОУ

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 11 г. Донецка

Боглачева Лариса Леонидовна

Здравствуйте, уважаемы коллеги не так давно я вступила в ваши ряды.

Первой трудностью, с которой я столкнулась, это была подготовка и организация логопедического кабинета для работы по назначению.

Перечитав большое количество специализированной литературы, статей, советов других специалистов, которые делятся своим опытом, я сделала свои выводы и приступила к работе.

Читайте также:
Логопедическая работа над восклицательным предложением

Основным назначение логопедического кабинета в ДОУ как мы знаем, является коррекция речевых нарушений речи у детей.

Во-первых, логопедический кабинет должен быть оснащен:

логопедическим зеркалом (50*100 см);

• индивидуальным зеркалом для работы с детьми;

логопедическими зондами и шпателями, спиртом медицинским, ватой

стерильной, чистым полотенце;

• рабочим местом учителя-логопеда для работы с документацией и

проведения индивидуальных консультаций родителей;

• столами и детскими стульями (5-6 шт) для детей, которые можно

регулировать в зависимости от роста ребенка;

шкафы, стеллажи для хранения развивающих игр, пособий для развития мелкой моторики, дыхания, психических функций, для хранения методической и наглядно-дидактической литературы;

Во-вторых любой логопедический кабинет,визуально нужно поделить на основные зоны:

1.артикуляционная зона: большое настенное зеркало,

индивидуальное зеркало, фотоальбомы, плакаты с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звука;

2.зона дыхания: содержит материалы, игры, упражнения для

развитие речевого дыхания;

3. зона фонального восприятия (интонационная): игрушки,

музыкальные инструменты, картинки с эмоциями;

4.зона развития общей моторики : пособия, игры, игрушки,

природный материал, пальчиковые игры на развитие тонкой моторики работы рук;

5.методическая зона: планы, конспекты, библиотека

6.зоны развития грамматики и лексики: наглядно-

дидактические пособия и игрушки; предметные, сюжетные и

серии наглядных картинок для развития связной речи; картотеки (скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, пальчиковые игры, словесные игры и упражнения); герои кукольного и настольного театра; настенная азбука, фишки, магнитная касса букв и слогов;

И еще одной зоной 7-ой,можно добавить мотивационную зону: в нее входят предметы для поощрения – символы (медальки, наклейки или что-то другое) за хорошую работу и успехи ребенка.

В кабинете учителя – логопеда должно быть чисто, уютно, комфортно. Созданная вами среда, позволяет развивать психические функции ребенка (память, мышление, восприятие, внимание, формировать представления об окружающем мире.

Логопедический кабинет в детском саду, не должен быть офисным и академическим.

Весь материал (игры, игрушки, пособия, должны быть доступны для использования детьми по мере прохождения лексических тем и постоянно обновляться. У ребенка должно появится, желание и стремление идти в кабинет учителя-логопеда, ведь там интересно, необычно и скучать не придется!

Желаю Вам удачи, по созданию своего логопедического кабинета!

Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ «Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ» 1. «Музыка в детском саду» В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке,.

Оформление логопедического кабинета к Новому году. В предверии каждого нового года я стараюсь создать неповторимую сказочную атмосферу в логопедическом кабинете. Для этого разрабатываю вместе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ (учитель-логопед Трашенкова Л. В.) Современные.

Оснащение предметно-пространственной среды. Самоанализ Цель: Эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов и уровня развития. Задачи: Обогащать познавательный.

Оснащение театрального уголка в нашей группе В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей, в этом особая роль принадлежит театру и театрализованной.

Паспорт логопедического кабинета Паспорт логопедического кабинета Учителя-логопеда Назаровой Елены Владимировны МБОУ «ОСОШ №1» СП «Детский сад «Ладушки» П. Октябрьский.

Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОМ 1. Влажная уборка кабинета проводится два раза в неделю. 2. Ежедневное проветривание кабинета (при отсутствии.

Паспорт логопедического кабинета ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА учителя – логопеда: О. В. Бычковой ЗАДАЧА работы кабинета учителя – логопеда:.

Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета .

Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета Составители: учителя-логопеды МБДОУ №104 Токарчук Е. В, Матвеева У. А. Логопедический кабинет – специально организованная пространственно-речевая.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: