Звукопроизношение у детей с расщелинами нёба

Методы и принципы логопедического исследования и обучения детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и неба.
статья по логопедии на тему

Методы и принципы логопедического исследования и обучения детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и неба.

Скачать:

Вложение Размер
metody_i_printsipy_logopedicheskogo_issledovaniya_i_obucheniya_detey_stradayushchih_rinolaliey_na_pochve_vrozhdennyh_rasshchelin_guby_i_nyoba.docx 23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и принципы логопедического исследования и обучения детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба .

Стабильный процент детей, появляющихся на свет с дефектами челюстно-лицевой области, обуславливает актуальность проблем, связанных с их лечением (1:600 – 1:700). В зависимости от возраста ребенка, его соматического состояния, вида дефекта и других обстоятельств, на каждом из этапов лечения главенствующая роль может принадлежать хирургу, ортодонту, логопеду. Именно своевременное и квалифицированное участие в лечении каждого из специалистов определяет успех ранней социальной и медицинской реабилитации таких больных.

Исследование детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин нёба, губы базируется на следующих принципах:

  • принцип комплексности обследования предполагает, что каждый ребенок с небной патологией должен быть обследован разными специалистами: врачами, педагогами, психологами.

Исходя из природы нарушения, можно считать, что у детей с небными нарушениями имеется нарушение не только структуры, но и функции аппарата речи. Это нарушение выражается в наличии расщелины губы, неба, укорочении неба, наличии подслизистого дефекта неба, в нарушении зубного ряда, прикуса, в заторможенности небных и глоточных рефлексов и т.д. Для выявления этих отклонений и осуществления дальнейшего лечения, а также для решения вопроса о сроках логопедического воздействия и его характере ребенок должен быть обследован хирургом – стоматологом и ортодонтом.

Врожденные небные расщелины нередко приводят к снижению слуховой функции, соответственно, к затруднениям слухового восприятия речи, что необходимо знать при правильной организации логотерапии. Кроме того, при небной патологии часто наблюдается искривление носовой перегородки, сужение носовых ходов. Следовательно, ребенок с расщеплением неба должен быть обследован врачом – отоларингологом.

Врожденные расщелины губы, нёба, лица и косметические дефекты после уранопластических операций часто оказывают отрицательное влияние на формирование психики ребенка, на его личность в целом.

В комплексном обследовании ребенка должен участвовать врач – психоневролог.

Дети с данной патологией нередко растут слабыми, болезненными, и для их лечения и решения вопроса о возможности логотерапии необходима консультация с врачом – педиатром. Речь детей с врожденными расщелинами, как правило, нарушена и поэтому в обследовании ребенка с данной патологией принимает участие логопед.

Таким образом, в обследовании детей с небной патологией принимают участие специалисты разных профессий (профилей). Такое комплексное обследование позволяет в дальнейшем реализовать эффективное лечение и нормализацию речевой функции.

С принципом комплексности тесно связан второй принцип:

  • принцип многоплановости предполагает, что обследование данной категории должно быть всесторонним. Ребенка необходимо обследовать в разных аспектах: и с точки зрения исследования строения и с точки зрения функции речевого аппарата, интеллекта, речи, систем, обслуживающих реализацию речевого акта, и с точки зрения всей психической функции. Речевая деятельность формируется и реализуется в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Многоплановость обследования предполагает не только изучение самой речевой патологии, но и раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, выяснение компенсаторных возможностей ребенка и т. д.

В процессе психолого – педагогического обследования выясняется, как проходило раннее общее и речевое развитие ребенка, отношение его самого к своему дефекту, обследуется состояние таких процессов, как внимание, память и т.д.

Применение системного подхода предполагает выяснение не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и то, какова его взаимосвязь с другими компонентами речи, что является причиной нарушения, а что – следствием.

Такой многоплановый подход к изучению патологии дает возможность более точно выявить компенсаторные возможности ребенка и более эффективно дифференцировать методы логопедического воздействия.

  • Принцип направленности (воздействия) обследования предусматривает, с одной стороны, анализ процесса возникновения дефекта, с другой – взаимосвязь первичных дефектов и вторичных наслоений. В процессе обследования логопед выявляет причины появления нарушения речи, особенности его проявления.

При обследовании ребенка, страдающего ринолалией, необходимо выявить и проанализировать первичные дефекты, а именно: нарушение артикуляционной моторики, дыхания, голоса и т.д., проанализировать связь между нарушением артикуляционной моторики, дыхания и нарушениями звукопроизношения, нарушением фонематического слуха и фонематическим восприятием и т.д., проанализировать многоступенчатость той или иной функции (нарушения).

Таким образом, при ринолалии, в результате направленного обследования и анализа полученных данных, выявляются первичные, вторичные дефекты. Принцип направленности обследования предполагает анализ первичных и вторичных дефектов, выявление их взаимосвязи и взаимозависимости.

  • Принцип индивидуального подхода и дозировки нагрузки при обследовании предполагает необходимость выяснения в первую очередь компенсаторных возможностей данного ребенка, определение зоны его ближайшего развития. Обследование детей с врожденными расщелинами губы и неба проводится только в форме индивидуального обследования.

Нарушение речи тесно связано с личностью конкретного ребенка. Индивидуальный подход в обследовании помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования психических процессов у ребенка, выяснить, какую роль играют недостатки речи в судьбе данного ребенка, как они отражаются на его взаимоотношениях со взрослыми и детьми. Это особенно важно при обследовании ребенка, страдающего ринолалией на почве врожденных расщелин.

  • Принцип наглядности и эмоциональности обследования.
    Обследование ребенка, страдающего ринолалией, должно проходить интересно, эмоционально, живо, вызывать у него положительные эмоции.

Одним из основных функциональных нарушений при врожденных несращениях неба является расстройство звукопроизношения. Речь таких детей развивается позже, чем в норме. Она искажена, недоступна пониманию. Нарушение ее может вести к задержке умственного психического развития, формированию социальной неполноценности, а также к ряду психических заболеваний.

В связи с этим, логопедическая позиция должна быть однозначна: ликвидация несращения в наиболее возможно ранние сроки. Чем раньше проведена эффективная хирургическая реабилитация (восстановление функции мягкого и ликвидация дефекта твердого неба), тем раньше и быстрее восстанавливается речь. Однако раннее хирургическое вмешательство ставит ортодонта в сложные условия, требующие применения ортодонистического лечения в том возрасте, когда фиксация внутри- и внеротовых аппаратов затруднена. Чем же обусловлены дефекты речи ребенка с врожденным несращением неба? Прежде всего отсутствием анатомических условий для осуществления небно- глоточного замыкания, изменением положения и активности языка, нарушениями взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами.

Опыт работы с детьми, страдающими ринолалией, доказывает целесообразность и необходимость раннего (до 2-х лет) комплексного лечения детей.

Целью послеоперационных занятий является :

  • активизация небной занавески,
  • развитие звукопроизношения речи,
  • обогащение словарного запаса.

Из артикуляционных упражнений наиболее доступными детям этого возраста (1,5 – 2,5 г.) представляются следующие: «питье по-птичьи», «пожевывание», «позевывание», «поплевывание», «лакание», «дутье».

Особое внимание уделяется необходимости включения зрительного анализатора: ребенок должен не только слышать, но и видеть рот говорящего. Элементы подражания являются в этом возрасте ведущими. С детьми, начиная с 3-х лет, которые не прооперированы, проводится дооперационное логопедическое обучение, целью которого является не допустить образование компенсаторных патологических навыков, подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции, укрепить мышечную ткань глотки, неба.

В этот же период ведется работа над развитием фонематического слуха, восприятием звуков в речи. Занятия проводятся ежедневно перед зеркалом в течение 10 – 25 минут , в зависимости от возраста ребенка.

  • Для активизации мягкого неба целесообразно упражняться в произношении звуков А и Э, для чего следует широко открыть рот, а кончик языка опустить к нижним резцам. Для увеличения объема двигательной активности мышц глотки используют имитацию глоточного рефлекса и позевывания.
  • В этот период готовится артикуляционный аппарат к правильному звукообразованию . Общепринятые артикуляционные упражнения разъясняются, уточняется положение губ, языка, зубов.
  • Работа над речевым, диафрагмальным дыханием включает получение пусть слабой, но направленной воздушной струи. Овладение навыками легкого дутья позволяет перейти к дыхательным упражнениям (постановкой диафрагмально- реберного выдоха начинается работа над гласными звуками, предлагаются вокальные упражнения).
  • После отработанных с помощью артикуляционных упражнений гласных А и Э, ставятся звуки О, У, И, Ы.

Содержанием послеоперационного логопедического обучения являются дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на усиление небно-глоточного смыкания, постановка сбалансированного резонанса, выработка навыка правильного голосообразования, расширение диапазона голоса, увеличение его силы. Все это в комплексе с другими мероприятиями направлено на исправление фонетической стороны речи. В первый же день после снятия швов проводятся логопедические занятия с целью приспособления старых навыков к новым, анатомически верным функциональным условиям в полости рта. Это упражнения для активизации вновь сформированной небной занавески, развития речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, постановки звуков, автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях, самостоятельной речи.

В послеоперационный период из-за длительного молчания и охранительного торможения речь больных ухудшается. Мягкое небо малоподвижно, назальный оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание небной занавески, выработка полноценного небно-глоточного смыкания. Особое значение в восстановлении подвижности мягкого неба имеет массаж, который выполняет логопед или ребенок по инструкции и показу логопеда.

Восстановленные навыки используются в речи, ставятся согласные звуки. Начиная с фрикативных. Введение новых навыков в устную речь начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит между двумя гласными: АФО, УФО и т.д.

Аналогичные упражнения выполняются со всеми поставленными звуками по ходку работы над ними. Затем, после отработки открытых, закрытых слогов, их вводят в слова, предложения.

Развитие фонематического слуха в послеоперационном периоде направлено на дифференциацию звукопроизношения. Ребенок должен уметь слышать, правильно ли он произносит тот или иной звук. После того, как ребенок научится правильно произносить новые звуки в словах и предложениях, начинают автоматизацию звуков в спонтанно речи. Параллельно закрепляют и дифференцируют фонемы в стихах, поговорках, скороговорках. Быстрота и степень нормализации речи зависит от возраста больных, тяжести дефекта неба, полноценности операции и от степени деформаций, а также длительности пред- и послеоперационного обучения.

Результаты логопедического обучения детей с врожденными несращениями неба во многом определяются своевременно оказанной хирургической помощью и ортодонтической коррекцией деформаций верхней челюсти.

Эффективность логопедического обучения прямо зависит от сроков и вида оперативного вмешательства, что и определяет логопедическую тактику и условия ее проведения.

Перспективный план логопедических занятий с детьми с врожденными

несращениями неба и верхней губы.

1. Обследование речи и речевых органов.

2. Активизация небной занавески.

3. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

4. Восстановление речевого дыхания.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Развитие слухового внимания, восприятия звуков.

7. Постановка гласных звуков.

8. Введение гласных звуков в слоги в сочетании с согласными, не нарушенными в произношении.

1. Активизация небной занавески.

2. Развитие речевого аппарата.

3. Артикуляционные упражнения.

4. Постановка согласных звуков.

5. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.

6. Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах. Продолжается работа по развитию фонематического слуха, слухового внимания, восприятия, словарного запаса речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».

Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать .

Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине

Согласно ФГОС ДО “речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры . “Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать з.

Особенности письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с расщелинами губы и неба

Нарушения письма у детей с ринолалией изучаются давно, но до настоящего времени этот вопрос остаётся одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное определение.

Воспитание и развитие речи у детей раннего возраста с врожденными расщелинами губы и нёба

Уважаемые родители, представляю вашему вниманию рекомендации по развитию речи детей раннего возраста с врожденными расщелинами губы и нёба.

Занятие в старшей логопедической группе по обучению детей творческому рассказыванию.

Учим детей составлять творческие рассказы, сказки по серии предметных картинок (3-5 шт.), по одному выбранному объекту, по цветовым моделям.

Цели, задачи, методы и содержание методик исследования уровня адаптированности детей раннего возраста в период адаптации их к дошкольному учреждению.

Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: ч.

АВА-терапия: метод мотивационных стимулов как инструмент эффективного обучения детей с РАС

Презентация на тему: “АВА-терапия: метод мотивационных стимулов как инструмент эффективного обучения детей с РАС&quot.

Заячья губа и волчья пасть: причины, лечение и влияние на ребенка

Заячья губа это аномальный зазор в верхней губе или в верхней части рта (небо). Заячья губа происходит, когда некоторые части рта не могут соединиться во время ранней беременности. Губа и небо развиваются раздельно, что означает, что ребенок может родиться только с расщелиной губы, только расщелиной неба или комбинацией обоих.

Расщелины, возникающие только на одной стороне, называются односторонними расщелинами. Когда расщелина затрагивает обе стороны, это состояние называется двусторонней расщелиной.

Заячья губа и волчья пасть могут возникать сами по себе или в некоторых случаях вместе с другими проблемами. В большинстве случаев во время рутинного сканирования при беременности выявляются расщелины губы или нёба.

Причины

Часто причина расщелины губы и неба неизвестна. Иногда это может произойти, потому что есть семейная история этого состояния. Тем не менее, иногда ребенок рождается с заболеванием, когда нет семейной истории и явной причины заболевания.

Лечение

Лечение, необходимое для ребенка с заячьей губой или заячьим небом, зависит от того, насколько серьезным является состояние при рождении. При маленькой заячьей губе может потребоваться только одна операция в первые несколько месяцев жизни. Ребенку с большой расщелиной, затрагивающей губу и небо, понадобится несколько операций. Хирург вашего ребенка объяснит вам хирургический план лечения.

Вашему ребенку обычно нужно оставаться в больнице от одного до трех дней для проведения хирургических процедур.

В зависимости от потребностей, вашему ребенку может потребоваться постоянная помощь от медицинской команды. В эту команду могут входить:

  • медсестра;
  • аудиолог;
  • стоматолог;
  • ЛОР;
  • челюстно-лицевой хирург;
  • педиатр;
  • пластический хирург;
  • логопед.

Ваш ребенок будет видеться со своей медицинской командой от рождения до тех пор, пока его лицо не вырастет (обычно до позднего подросткового возраста).

Как расщелина губы и / или неба влияет на детей

Расщелина губы и / или неба может по-разному повлиять на вашего ребенка, и есть ряд важных моментов, которые следует учитывать.

Дети с расщелиной неба, чаще страдают проблемами со слухом и чаще имеют жидкость в среднем ухе.

Каждый ребенок с расщелиной неба должен внимательно следить за слухом у аудиолога. Оценку слуха следует проводить, когда вашему ребенку около четырех недель, и повторять еще раз около 12 недель.

Ежегодные слуховые тесты рекомендуются в раннем детстве для детей с историей расщелины неба.

Небо очень важно в речи. У детей с расщелиной неба могут возникнуть проблемы с произношением согласных, особенно «ш» и «щ», и у них может быть так называемый «носовой голос».

Ребенок может издавать незнакомые звуки, которые затрудняют понимание того, что он говорит. Это очень расстраивает ребенка.

После операции логопедия обычно помогает устранить эти дефекты и развить речь.

У многих детей с расщелиной губы и неба будут отсутствующие зубы, особенно в линии расщелины.

У них также могут быть лишние зубы или деформированные зубы. Из-за этого их зубы могут быть наклонены или повернуты.

Дети с расщелиной должны осматриваться стоматологом вскоре после того, как у них прорезаются первые зубы. Важно видеть стоматолога, имеющего опыт ухода за людьми с расщелиной.

Важно, чтобы о зубах вашего ребенка тщательно заботились. Ваш ребенок может захотеть (или ему придется) в будущем носить брекеты или другое стоматологическое оборудование, чтобы улучшить внешний вид, и для этого необходимы здоровые зубы.

Питание

Нередки проблемы с сосанием у детей с расщелиной.

Ключевые моменты для запоминания

  1. Расщелина губы и неба — это ненормальный зазор в верхней губе или в верхней части рта.
  2. Заячья губа и волчья пасть влияют на кормление, слух, речь и зубы ребенка.
  3. Вашему ребенку понадобятся проверки слуха и наблюдение у стоматолога и логопеда.
  4. Ребенок, родившийся с заячьей губой и заячьим небом, потребует нескольких операций для излечения.

Распространенные вопросы и ответы на них

  1. Насколько вероятно, что мой ребенок будет выглядеть нормально после пластической операции?

Это зависит от того, насколько серьезна расщелина и влияет ли она на губу, небо или на то и другое. Расщелина неба мало повлияет на внешний вид вашего ребенка. В настоящее время хирургия достигла отличных результатов с детской внешностью и зубами. Восстановление расщелины губы всегда связано со шрамом.

  1. Сможет ли мой ребенок говорить после операции правильно?

Логопед поможет вашему ребенку создать все звуки, необходимые для речи. В большинстве случаев речь является нормальной у детей после такого рода операций.

Ринолалия (гнусавость) – симптомы и лечение

Что такое ринолалия (гнусавость)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Мисюриной Юлии Викторовны, ЛОРа со стажем в 21 год.

Определение болезни. Причины заболевания

Ринолалия (с греч. “носовая речь”) — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.

Ринолалию, или гнусавость, часто путают с ринофонией. Их нужно отличать, чтобы правильно спланировать лечение. При ринофонии нарушается формирование голосовых звуков и возникает “коверкание слов”. При ринолалии, напротив, слова понятны, но страдает их произношение [1] [2] [10] .

Причины ринолалии

Ринолалия бывает органической и функциональной [7] [8] [9] [10] .

К причинам органической ринолалии относятся:

1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:

  • расщелины мягкого и/или твёрдого нёба;
  • паралича мягкого нёба при миастении — мышечной слабости, вызванной аутоиммунным заболеванием;
  • детского псевдобульбарного паралича — обездвиживания мышц из-за прерванной передачи сигналов от коры головного мозга к нервам;
  • дифтерии;
  • врождённого укорочения мягкого нёба;
  • пареза мягкого нёба, то есть снижения силы его мышц.

2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:

  • увеличение аденоидов;
  • атрезия хоан (частичное или полное заращение внутренних носовых отверстий) и другие редкие врождённые аномалии развития;
  • рубцовая деформация мягкого нёба в результате воспаления при сифилисе, туберкулёзе и склероме — инфекционном воспалительном заболевании дыхательных путей с образованием узелков;
  • травмы, опухоли и полипы носоглотки.

3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.

Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:

  • закрытая может развиваться при воспалительном отёке во время ОРЗ и сезонного аллергического ринита;
  • открытая — после удаления увеличенных нёбных миндалин и хирургического лечения храпа.

Открытая гнусавость, как и закрытая, характерна для речи глухого человека. Он не слышит звуки и имитирует их, “читая по губам”, но повторить слаженный механизм работы речевого аппарата не может [11] .

Симптомы ринолалии

Ринолалия — это не заболевание, а симптом, который возникает при врождённых аномалиях развития и патологиях носа и глотки [9] . Она может быть следствием как безобидного разрастания глоточной миндалины, так и поражения центральной нервной системы. Эти болезни сопровождаются самыми разнообразными симптомами. При этом к характерным признакам ринолалии относят только гнусавый тембр голоса и невнятную речь [1] [2] .

Патогенез ринолалии

Механизм появления ринолалии связан с работой нёбно-глоточного клапана, объединяющего дыхательные и пищеварительные пути. Этот аппарат представлен мышцами мягкого нёба и стенками глотки, которые управляют и глотанием, и формированием речи.

При глотании мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки. Чтобы пищевой комок мог устремиться вниз к пищеводу, носоглотка отделяется от ротовой полости. Такой же механизм используется и при речи.

Устройство речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из трёх отделов:

  • дыхательного — диафрагма, мышцы брюшного пресса и грудная клетка с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами;
  • голосового — гортань с голосовыми связками; сюда же относятся резонаторы, усиливающие звук в гортани, а именно носовая, ротовая и гайморовые полости;
  • артикуляционного — язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо.

Воздушная волна из лёгких направляется в трахею, где встречает первое препятствие — голосовые связки. Проходя сквозь них, воздух вызывает ритмичные колебания, и создаётся звук, называемый тоном. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются, в этом случае возникает шум.

Струя воздуха, состоящая из чистого тона, проходит ротовую полость свободно — так появляются гласные. Воздушный поток из тона и шума или одного шума встречает на своём пути препятствия: губы, язык и нёбо. Из сочетаний тона и шума с преградами на пути создаются различные звонкие и глухие согласные.

Открытая ринолалия (гиперназальная речь)

При открытой ринолалии струя воздуха проходит через рот и нос одновременно. Нарушение чаще всего возникает при расщелинах нёба, когда полости рта и носа полностью или частично соединены. В результате этого воздух движется неправильно и возникает специфиче­ский назальный акустический эффект, или гнусавость [13] .

Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)

Это состояние вызвано органическими причинами, нарушающими ток воздуха в полости носа или носоглотке. Непроходимость носа затрудняет образование согласных “м”, “н”, “р”, “к”, “х”, которые слышатся как “б”, “д” или “л” [8] .

Если нос закупорен спереди, то речь приобретает носовой тембр. Препятствие в заднем отделе делает её глухой и отрывистой [12] .

Смешанная ринолалия

При смешанной ринолалии, возникающей при полипах и опухолях, присутствуют оба типа нарушений. Мягкое нёбо оттесняется новообразованием вперёд, что приводит к расширению носоглоточного пространства. Нёбная занавеска при этом временно обездвижена и дрябло свисает на расстоянии от задней стенки глотки [7] .

Классификация и стадии развития ринолалии

  • органическая;
  • функциональная.

Обе формы могут быть открытыми и закрытыми.

Стадии ринолалии не выделяют. Встречается только описание степеней нарушений:

  • Первая степень. Гнусавость и дефекты в речи не заметны.
  • Вторая степень. Речь понятна, но в произношении появляются гнусавость и ошибки.
  • Третья степень. Гнусавость и ошибки становятся более слышны.
  • Четвёртая степень. Возникает выраженная гнусавость и невнятная речь с сопутствующими мимическими движениями [1] .

Осложнения ринолалии

Будучи симптомом, ринолалия не вызывает каких-либо осложнений. Нарушения речи могут стать причиной трудностей при общении и социальной адаптации, но называть это осложнениями некорректно.

Также нельзя сказать, что ринолалия приводит к задержке психического развития. И то, и другое — симптомы поражения центральной нервной системы, а не осложнения друг друга.

Диагностика ринолалии

Диагностика начинается с консультации врача, прежде всего ЛОРа, а также специалиста челюстно-лицевой хирургии, стоматолога, невролога и логопеда. В некоторых случаях может понадобиться помощь генетика, онколога и рентгенолога.

На консультации оториноларинголог:

  1. Выяснит, есть ли проблемы с дыханием и глотанием, когда они появились и как часто возникают.
  2. Проведёт: фарингоскопию — визуальный осмотр зева, нёбных миндалин и задней стенки глотки с помощью шпателя при прямом освещении или с лобным рефлектором и зеркалами; переднюю и заднюю риноскопию — осмотр переднего отдела носа с помощью носового зеркала и заднего отдела со шпателем и носоглоточным зеркалом.

Инструментальные методы обследования

  1. Видеоназофарингоэндоскопия. Во время процедуры эндоскоп вводят через ноздрю, и с его помощью осматривают носовую полость, носоглотку и хоану — костную арку между ними. Метод позволит оценить подвижность мягкого нёба при произношении “ротовых” звуков”, то есть образуемых в полости рта. К ним относятся все гласные и часть согласных, например “п”, “б”, “т”, “ф”, “с”, “ш”.
  2. Компьютерная томография полости носа и рентгенография шеи в боковой проекции.
  3. Назометрия — объективная оценка речи при открытой ринолалии. Позволяет определить повышенное давление воздуха в носу при произношении звуков [9] . Для этого в нём устанавливаются датчики, которые активизируются при прохождении воздушной струи. Они не фиксируют нормальные перепады давления и определяют их только при открытой ринолалии.
  4. Флуороскопия основана на ионизирующем излучении. Метод показывает движения мягкого нёба, но из-за вредного воздействия его редко назначают детям.

Дополнительные методы применяются для уточнения диагноза. При ринолалии они помогут определить расположение причинного дефекта. Стандартный осмотр и дополнительное обследование позволяют выявить анатомические особенности и патологию полости носа, а также аномалии строения нёбно-глоточного клапана.

Пробы для определения типа ринолалии

Определить тип ринолалии помогут специальные пробы:

  • Проба с зеркалом. Холодное зеркало или пластинку Чермака держат перед носом пациента, когда он произносит гласные звуки. Запотевание зеркала указывает на утечку воздуха через нос, что характерно для открытой гнусавости. У пластинки Чермака есть кольца, которые показывают степень запотевания и позволяют оценить утечку воздуха через нос.
  • Тест с последовательным произношением гласных звуков “АА-ЭЭ”. При гиперназальной речи изменяется звучание гласных букв — появляется характерное носовое произношение, не свойственное гипоназальной речи.
  • Тест “надувания щеки” с высунутым языком позволяет выявить органическую причину гиперназальной речи. Если мягкое нёбо укорочено из-за неполной расщелины, то пациент не сможет одновременно высунуть язык и надуть воздухом щёки.
  • Симптом “занавески” наблюдается при параличе мягкого нёба. В этом случае из возможных причин ринолалии важно исключить неврологические заболевания.

Лечение ринолалии

Лечение пациентов с ринолалией состоит из устранения причин гнусавости и последующей логопедической реабилитации.

Лечение закрытой ринолалии

Направлено на восстановление нормальной проходимости полости носа и носоглотки. Для лечения закрытой ринолалии применяются:

  • аденотомия и полипотомия — удаление аденоидов и полипов;
  • септопластика — хирургическая коррекция искривлённой носовой перегородки;
  • конхотомия — частичное удаление носовой раковины.

После операции необходима реабилитация. Она проводится совместно с логопедом, он же определяет её длительность. Реабилитация заключается в выполнении упражнений, например таких:

  • произношение с придыханием протяжных носовых звуков: хМ—-хН——хНГ;
  • произношение комбинации носовых и смычных звуков с ударением на носовые: а́ мпа—– а́ нта—- а́ нка и т. д. [7]

Лечение функциональной закрытой гнусавости направлено на устранение причин расстройства дыхания: насморка и аллергии. После терапии могут понадобиться логопедические занятия [11] .

Лечение открытой ринолалии

Лечение органической открытой ринолалии, вызванной расщелиной нёба, проводится совместно с устранением основного заболевания.

Ортопедическое лечение. При открытой ринолалии используются мягкие и жёсткие обтураторы — приспособления для временного закрытия дефекта нёба, напоминающие зубной протез. Резиновый обтуратор применяется с самого рождения, он важен при кормлении ребёнка. Впоследствии его заменяют жёстким обтуратором, который носится до проведения хирургического лечения.

Хирургическое лечение включает:

  • операции по закрытию дефекта дна полости носа;
  • коррекцию нёбно-глоточной недостаточности и сращений мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Операция по закрытию дефекта дна полости носа проводится в первый год жизни, после появления молочных зубов. Беззубый рот новорождённого приспособлен для активного грудного вскармливания — у ребёнка есть десневая мембрана и выраженные складки эпителия твёрдого нёба. Они помогают малышу удерживать сосок матери при кормлении.

Кроме того, ребёнок может одновременно сосать и дышать. Такое возможно благодаря соединению высоко расположеной гортани непосредственно с носом. Сосательный рефлекс, утрачиваемый с появлением зубов, способствует развитию мышц языка и дна полости рта, челюстей, жевательных и мимических мышц.

Операция по пластике расщелины верхней губы называется хейлопластикой.

К методам хирургической коррекции расщелины нёба относятся двухлоскутная уранопластика V-Y лоскутами и операция по Furlow [9] . Разница между ними заключается в способе и месте формирования лоскутов, которые впоследствии сшиваются и увеличивают длину мягкого нёба. При двухлоскутной пластике формируется прямой шов, при пластике по Furlow — Z-образный [14] .

Операция при нёбно-глоточной недостаточности проводится тремя способами: уранопластика по Furlow, фиксация к мягкому нёбу глоточного слизисто-мышечного лоскута и фарингопластика [9] .

Операция при сращениях мягкого нёба с задней стенкой глотки состоит в рассечении, отделении, а самое главное — в удержании разъединённых тканей в нужном положении, пока сохраняется риск повторного сращения [6] .

До и после хирургического лечения и при ношении обтуратора для тренировки мышц нёбно-глоточного клапана проводятся логопедические упражнения. Их цель — мобилизовать мягкое нёбо для нормального разделения носовой и ротовой полостей [7] [11] .

  • при произношении гласных, например а – А, второй слог говорят громче и выше, чем первый: А——а а———о а——е а———-и а———у; постепенно гласные становятся чище и теряют свой носовой оттенок.
  • произношение отдельных звуков, начиная с “б”, “п”, “д”, “т”, “г”, “к”, с последующим их сочетанием с гласными: аТ——–а аТ—————о аТ————–у.

Также для лечения применяют механические приспособления: фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова.

Фонендоскопом М. Зеемана тренируется ротовое речевое дыхание. При неправильном токе воздуха, возникающем при его прохождении через нос, воздушная струя ударяет по барабанной перепонке и вызывает небольшую боль или неприятные ощущения.

Артикуляторы Пискунова — съёмные приспособления, которые закрепляют на зубах пациента. С их помощью формируют нужный артикуляционный уклад.

Осложнения после операции

Кровотечение — это частое осложнение любой операции. Другим негативным последствием хирургического вмешательства может стать стеноз, или сужение дыхательных путей. Оно возникает из-за отёка языка при длительном сдавлении роторасширителем во время операции.

К осложнениям позднего периода относятся закрытие просвета глотки тканями нёба, изменение анатомии ротоглотки и формирование фистулы — патологического хода [9] .

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.

Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.

У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.

Профилактика ринолалии заключается в периодических медицинских осмотрах для раннего выявления патологии носа и глотки. Также следует проводить санацию очагов хронического воспаления верхних дыхательных путей, а при первых признаках нарушения речи посетить логопеда [9] .

Отделение челюстно-лицевой хирургии Морозовская детская городская клиническая больница

Чтобы записаться на прием,

позвоните +7 (499) 237 66 56​

Автор раздела – Васильева Евгения Петровна, кандидат педагогических наук, логопед

Мне, как логопеду, работающему с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами, на этой странице хотелось бы рассказать Вам о том, какие вопросы о речи чаще всего волнуют родителей детей с врожденной расщелиной губы и неба. Этих вопросов бесконечное множество, ведь дети приходят на консультации разные: по возрасту, по уровню речевого и интеллектуального развития, они воспитываются в семьях с разными укладами, у них разные правила поведения и так далее. Но их всех объединяет ОДНО – врожденная патология челюстно-лицевой области.

Поэтому мы попробовали определить наиболее частные вопросы к логопеду и постарались дать на них максимально исчерпывающие ответы.

В конце страницы вы найдете упражнения для активизации мышц мягкого неба.

Вопрос хирургической коррекции уздечки выделен в отдельную статью.

Логопедия //

Примерная схема процесса логопедической работы

Как часто и как долго нужно заниматься с логопедом?

Сроки обучения индивидуальны и зависят от степени выраженности имеющихся нарушений, от анатомических возможностей ребенка, от него самого, от качества слаженной работы всех специалистов и РОДИТЕЛЕЙ!

Чаще всего дети занимаются весь дошкольный возраст (до поступления в школу) и 1-3 класс начальной школы. Но все сроки, повторимся, индивидуальны.

Почему при расщелине неба нарушается речь?

При врожденной расщелине губы и неба нарушается механизм небно-глоточного смыкания, когда мягкое небо не может во время речи прижаться назад к задней стенке глотки. А для речи это важно, потому что такое смыкание не дает возможности воздуху уходить через нос во время речи. Во рту тогда создается необходимое давление для образования звуков. Если же у ребенка нарушены к тому же артикуляционные движения (губ, языка), это также дает дополнительные причины для нарушения речи.

Когда логопед говорит о характерном нарушении речи при врожденной расщелине губы и неба, то чаще имеет в виду нарушение звукопроизношения и тембра голоса: ринолалию.

Может встречаться и ринофония – нарушение тембра голоса без специфического нарушения звукопроизношения, когда речь носит назальный оттенок. Родители чаще всего такой тембр голоса называют «гнусавым». Но правильно называть такой тембр «носовой» или «назальный» оттенок голоса.

Когда надо начинать заниматься с логопедом?

Сроки начала занятий зависят от сроков хирургического лечения, от возраста ребенка и от его готовности к занятиям.

Если пластика неба сделана в срок до 1 года – 1 года и 13 месяцев, то вам надо:

а) наблюдать речь ребенка;

б) подойти на консультацию к логопеду при достижении ребенком возраста трех лет;

в) рекомендуются общие упражнения для развития направленного выдоха, подвижности органов артикуляции, словарного запаса.

Если пластика неба сделана после 13 мес. до 3 лет, вам необходимо:

а) получить у логопеда комплекс упражнений, которые вы сможете делать в домашних условиях;

б) в три года подойти на консультацию.

Если пластика неба произведена после 3 лет, то необходимо подойти на консультацию к логопеду и определить сроки начала занятий.

Если пластика неба произведена после 4 лет, когда речь изначально сформировалась в неправильных условиях, то рекомендуется начинать занятия через 1,5 месяца после операции.

Если ваш ребенок продолжительное время занимался с логопедом, его речь близка к норме, то желательно все же наблюдаться у логопеда или проходить курс поддерживающих занятий.

В ряде случаев при нормальном звукопроизношении у ребенка может появиться носовой оттенок голоса, тогда необходимо СРАЗУ обратиться к логопеду, чтобы установить причину этого явления. Лучше не оттягивать консультацию специалиста!

«Нужно ли нам подрезать уздечку языка?»

– это один из популярных вопросов, который задают родители логопеду при любых речевых нарушениях. Некоторые считают, что эта операция поможет ребенку сразу заговорить, если ребенку больше 3 лет и до сих пор не говорит. Другие думают, что малыш сразу начнет говорить правильно.

Что нужно делать, чтобы ребенок говорил правильно?

Формирование правильной речи можно условно разделить на несколько этапов:

а) хирургическое лечение (создает условия для правильной речи);

б) постановка рационального типа дыхания;

в) формирование ротового направленного выдоха;

г) активизация механизма небно-глоточного смыкания;

д) устранение неправильного звукопроизношения;

е) развитие фонематического слуха и восприятия;

ж) устранение назального оттенка голоса (параллельно с коррекцией звукопроизношения);

з) преодоление других нарушений речи;

и) предупреждение вторичных нарушений (например, нарушения письменной речи).

Будет ли ребенок с расщелиной вообще говорить/ говорить правильно?

Когда родители задают подобный вопрос, то хочется уточнить, что они понимают под словом «говорить»: разговарить или «правильно говорить»? Если Вас интересует, будет ли ребенок говорить, то будет. Ведь речь с нарушениями – это тоже речь. Но она неправильная, непонятная, дающая в будущем проблемы социального и

психологического характера, ведь дети, которые отличаются от других детей по разным параметрам, в том числе и речью, могут стать объектом насмешек, их не будут принимать в совместные игры, не разрешат дружить с другими детьми (к глубокому сожалению, такие случаи нередки!)

В большинстве случаев при врожденной расщелине ребенок сможет правильно говорить,

НО ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЯДА УСЛОВИЙ:

1. Своевременного хирургического лечения.

2. Наблюдения или занятий с логопедом.

3. Выполнения ДОМАШНИХ УПРАЖНЕНИЙ с родителями!

Согласитесь, к логопеду ребенок ходит 2-3 раза в день по 45 минут или 1 часу. А сколько времени он дома? А ведь малышу необходимо постоянно закреплять навык правильной речи, формировать привычку говорить ясно, четко, понятно, правильно. В этом случае образцом речи может стать не только речь логопеда, но и Ваша, дорогие родители! Не забывайте об этом.

Важно своевременно обратиться к логопеду.

Если вашего малыша прооперировали до 1 года, когда он еще и не умеет говорить, можно дома делать:

а) упражнения для стимулирования речевой функции;

б) упражнения для профилактики возможных отклонений.

Если ребенка прооперировали после 1.5 лет, то следует начинать делать:

а) общий комплекс упражнений для развития подвижности органов артикуляционного аппарата;

б) упражнения для формирования навыков правильного дыхания;

в) тренировать направленный ротовой выдох;

г) остальные направления работы определяются индивидуально.

Правильная грамотная речь – это не только речь без нарушений звукопроизношения и тембра голоса, а речь правильная с точки зрения внутренних правил языка: фонетики, словообразования, лексики,

грамматики. Уровень развития этих навыков также изучает логопед и проводит занятия по их коррекции.

Дети, прооперированные после 2,5 лет, нуждаются в реабилитационных логопедических мероприятиях. Программа составляется индивидуально.

Расщелина губы и нёба: исправить порок можно

Расщелина губы и нёба — один из наиболее распространенных врожденных пороков развития верхней челюсти: он встречается у трети пациентов, имеющих врожденные аномалии развития. В Москве с этим пороком развития рождается 1 на 800 малышей.

Выявляется аномалия, как правило, на УЗИ в 1-2 триместре беременности. Такое известие — огромнейший стресс для будущих родителей. Но в большинстве случаев благодаря своевременному и квалифицированному лечению косметические и функциональные дефекты у малыша удается устранить.

В каком возрасте хирургическое лечение наиболее эффективно и как лечится сложная аномалия рассказала врач-челюстно-лицевой хирург, врач-пластический хирург Морозовской детской больницы Эльвира Сергеевна Мкртумян.

Что влияет на формирование порока?

Дефект формируется в первые два месяца внутриутробного развития ребенка, когда происходит закладка лицевого скелета. Причиной развития патологии является аномалия хромосом.

На развитие порока влияют как наследственные факторы (7%), так и внешние (40%). К внешним можно отнести инфекционные и вирусные заболевания, курение, наркотики, алкоголизм, применение некоторых лекарственных веществ, недостаток витамина фолиевой кислоты, плохую экологию и так далее.

Какие виды расщелин бывают?

Расщелины могут быть как губы, так и нёба. Они в свою очередь бывают изолированными (только губы или только нёба) и сквозными, когда дефект распространяется на верхнюю губу, альвиолярный отросток и нёбо. Каждый из видов имеет различные степени тяжести. Кроме того, дефект бывает как односторонним (чаще слева), так и двусторонним.

При изолированной расщелине губы, как правило, деформация может быть незначительной, а может сопровождаться деформацией перегородки носа, крыльных хрящей и расщелиной альвеолярного отростка, что в дальнейшем влечет проблемы со стороны зубов.

При расщелинах нёба (от незначительного расщепления только мягкого нёба до тяжелых двусторонних поражений мягкого и твердого нёба) у детей могут возникать проблемы с приёмом пищи, дыханием, сосанием, а в дальнейшем и со звукопроизношением. Благодаря своевременному оперативному вмешательству удается получить идеальный результат лечения.

Самая тяжелая форма — двусторонняя сквозная расщелина губы и нёба. Но даже в таком случае своевременное лечение и реабилитация дают малышу шанс на выздоровление.

Если при проведении внутриутробной диагностики у малыша обнаружена расщелина, что делать родителям?

Самое главное, что хотелось бы сказать родителям, столкнувшимся с этой проблемой, — не нужно беспокоиться. Важно сразу обратиться на консультацию к челюстно-лицевым хирургам, занимающимся лечением патологии.

Мы консультируем будущих родителей еще до рождения малыша. Рассказываем, как правильно кормить ребенка — лучше ложечкой или бутылочкой со специальными сосками, чтобы сохранить глотательные рефлексы, ведь при длительном зондовом кормлении они могут угасать.

Часто данный порок может сопровождаться патологией костной и сердечно-сосудистой систем, почек. Поэтому важно сразу после рождения пройти исследования и исключить данные заболевания. При отсутствии у малыша других тяжелых сопутствующих заболеваний, мы назначаем плановое хирургическое лечение по устранению дефекта.

По требованию родителей после роддома ребенка могут перевести в неонатологическое отделение нашей больницы, где маму обучат кормлению ребенка, обследуют и дадут рекомендации по ведению до плановой операции.

В каком возрасте хирургическое лечение наиболее эффективно?

Оптимальный возраст для проведения операции по коррекции расщелины губы и устранения деформации носа, если нет грубой патологии среди других систем, — 3 месяца. Более ранние пластические операции не дают возможности получить наилучший эстетический результат.

Если у ребенка тяжелая форма расщелины, коррекция может проводиться в два этапа. В шесть месяцев, если это касается нёба, — мягкое нёбо, от года до двух лет — твердое нёбо. Если хирургическое лечение проводится одним этапом, то оно выполняется в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет. В этом есть ряд преимуществ: ребенок переносит один, а не два наркоза, ткани — более созревшие, а значит, результат лечения будет более эффективным. Мы советуем делать пластику нёба детям до двух лет, пока в головном мозге — центре речи — у ребенка не сформировалась неправильная речь.

Если у ребенка тяжелая форма расщелины, коррекция может проводиться в два этапа. В шесть месяцев, если это касается нёба, — мягкое нёбо, от года до двух лет — твердое нёбо. Если хирургическое лечение проводится одним этапом, то оно выполняется в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет. В этом есть ряд преимуществ: ребенок переносит один, а не два наркоза, ткани — более созревшие, а значит, результат лечения будет более эффективным. Мы советуем делать пластику нёба детям до двух лет, пока в головном мозге — центре речи — у ребенка не сформировалась неправильная речь.

Какие операции проводятся при расщелине губы и нёба?

Коррекция врожденной аномалии требует комплексного подхода. Она направлена не только на устранение косметического дефекта, но и на реконструкцию функциональных нарушений, устранение проблем с глотанием, дыханием и звукопроизношением. Объем и вид оперативного пособия зависит от особенностей каждого ребенка и подбирается индивидуально.

Если расщелина имеет вид изолированной губы или нёба, хирургическое лечение выполнятся в один этап. В наиболее сложных случаях коррекция проводится в несколько этапов.

При изолированной расщелине губы без выраженной деформации носа выполняется хейлопластика. Создается преддверие полости рта (пространство, расположенное под верхней губой), восстанавливается целостность круговой мышцы верхней губы, формируется красная кайма. Если дефект верхней губы более тяжелый, то проводится одномоментная хейлоринопластика (пластика губы и носа). Мы выполняем пластику губы и ставим крыльные хрящи носа в симметричное положение. На 7 сутки снимаются послеоперационные швы и дети выписываются из стационара с рекомендациями дальнейшего ведения ребенка.

Изолированная расщелина нёба проявляется как анатомическое повреждение мягкого нёба (подвижной небной занавески) или мягкого и твердого нёба. Патология сопровождается нарушением глотания, дыхания и звукопроизношения. Пластика нёба включает восстановление твердого нёба и мягких тканей нёбной занавески, закрытие альвеолярного отростка. После операции по достижению детьми 3-х лет рекомендованы занятия с логопедом для профилактики речевых нарушений, проявляющихся гнусавостью и неразборчивостью речи.

Если одними усилиями логопедов речевые нарушения не устраняются, то существует хирургическая коррекция — устранение нёбно-глоточной недостаточности. Операция заключается в пересадке лоскутов на питающей ножке в области глоточного кольца.

С 5-летнего возраста ребенок направляется на лечение к ортодонту для устранения дефектов зубо-челюстной системы. По окончании ортодонтического лечения выполняется следующий этап хирургического лечения — костная пластика расщелины альвеолярного отростка для устранения костного дефекта альвеолярного отростка.

В Морозовской детской больнице накоплен большой опыт эффективного лечения расщелин губы и нёба. Ежегодно врачи выполняют до 200 операций коррекции данных врожденных пороков развития.

Дислексики, кто это: гении или больные люди?

Они пытались похоронить нас,
но они не знали, что мы семена…

Кто такие дислексики? Почему таких детей незаслуженно называют больными и часто умственно отсталыми? Почему многие считают, что их обязательно нужно лечить, а о высшем образовании они даже могут не мечтать?

Самое время рассказать, кто такие дислексики на самом деле! Ведь в октябре вот уже на протяжении 70 лет во многих странах мира традиционно проводится месячник информирования о дислексии. В это время организуются различные тематические мероприятия, где рассказывается о дислексии, объясняется, чем дислексики отличаются от других людей, как на самом деле устроен их мозг.

И один в поле воин

Учитель-дефектолог Гогуадзе Татьяны Валерьевна посвятила более 20 лет своей жизни изучению данного аспекта в коррекционной педагогике. Даже написала диссертацию на эту тему, но защищать отказалась. Почему? Об этом можно узнать из большого интервью, которое было опубликовано в журнале “Огни Большого Сочи” в 2019 г.

Сегодня Татьяна Гогуадзе благодаря своей практике является единственным специалистом, способным помочь семье вывести ребёнка из кризиса обучения и справиться с дислексией, дисграфией и СДВГ всего за 14 дней! Кто такое ещё делает? Правильно, никто – она единственная такая учительница!

Кто такие дислексики?

И сегодня мы делимся знаниями, которые были получены учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе и подтверждены реальными историями преодоления дислексии. Вот наш ответ на вопрос, который интересует очень многих: кто же такие дислексики – больные люди или гении?

На этот вопрос учёные пытаются ответить уже более 100 лет, однако до сих пор нет единого мнения, кто такие дислексики на самом деле.

В связи с тем, что дислексию у нас приравнивают к болезни, то, соответственно, дислексиков считают больными детьми, детьми с ОВЗ, которых нужно лечить. Почему дислексия нуждается в коррекции, а не в лечении, подробно изложено в этой статье.

Другие называют дислексию болезнью гениев и считают, что дислексики – это новое поколение людей с яркими и выдающимися творческими способностями, которые надо только правильно раскрыть.

Мы расскажем простыми словами, кто эти люди – дислексики, в чём их особенность и как с ними нужно правильно взаимодействовать.

Главное заблуждение о дислексии

Самое страшное и несправедливое, что может услышать дислексик в свой адрес, – признание его больным, а ещё хуже – умственно отсталым.

Да, дислексия – это расстройство неврологического характера, которое заложено в человеке генетически. Это врождённая особенность работы мозга, которая при дислексии проявляется в нарушении синхронности функционирования его полушарий. И когда мозг получает неправильную стимуляцию, то естественным образом в его работе происходят нарушения, что и проявляется как неврологическое расстройство.

Это означает, что мозг дислексика устроен по-другому, чем у большинства людей. Кстати, это проявляется даже в его анатомическом строении. Именно из-за доминации правого полушария и возникают проблемы с освоением навыков чтения и письма, различные психоэмоциональные трудности и неадекватная реакция на учебную монотонную нагрузку.

Другими словами, дислексик – это человек, который нуждается в коррекции работы полушарий мозга, но никак не в лечении! И ученики Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе это неоднократно доказывают своим личным примером, ведь на курсе коррекции «Успешный Старт» они справляются со своими дислексическими трудностями всего за 14 дней.

Как помочь дислексику?

Первое и самое главное, что должны сделать родители, – пройти биометрическое исследование в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, чтобы выявить причины проблем с обучением у ребёнка и в случае подтверждения дислексии, понять как можно помочь ему раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

Следует принять именно родителям, что дислексия как особенность в работе мозга будет с человеком всю его жизнь, поэтому нужно менять к ней отношение и рассматривать её как интеллектуальное преимущество своего ребёнка и искать для него пути реальной помощи.

Учитывая новейшие научные знания в области мозга и инновационные технологии в педагогике, в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе постоянно совершенствуют программы коррекции ребёнку с дислексией, дисграфией и СДВГ.

Именно в таком ключе строится работа с дислексиками в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Мы не рассматриваем дислексию как патологию. Мы смотрим на неё как на интеллектуальный ресурс мозга, который можно раскрыть за 14 дней в профессионально организованных социально-педагогических условиях.

Как помочь ребёнку-дислексику раскрыть свой потенциал?

Основная задача курса коррекции дислексии по методу Татьяны Гогуадзе заключается в том, чтобы обеспечить согласованную работу полушарий мозга при обязательной доминации левого полушария.

Это достигается за счёт специальных упражнений для дислексиков, направленных на:

  • активизацию и стимуляцию работы левого полушария мозга и формирование новых нейронных связей;
  • преодоление моторных трудностей;
  • формирование выносливости к монотонному труду;
  • развитие правильного речевого дыхания;
  • привитие ребёнку самодисциплины и личной ответственности за свои поступки и действия;
  • преодоление гиперактивности;
  • решение психоэмоциональных проблем.

И первый шаг на пути к успешному обучению дислексика – биометрическое исследование, которое позволяет выявить сильные/слабые стороны человека, генетически заложенные его личностные характеристики, определить тип помощи, который нужен ребёнку и семье.

Что значит быть дислексиком?

Конечно, мы не утверждаем, что все дислексики – гении. Но на основании многочисленных данных биометрических исследований мы можем заявить с полной ответственностью, что по своему интеллектуальному потенциалу дети с дислексией во многом превосходят обычных детей. Иначе как можно было бы вывести ребенка с дислексией, дисграфией на совершенно новый навык письма и чтения всего за 14 дней?

Снижение нормы

Вот почему сегодня люди, которые не знают как научить ребёнка справляться с трудностями, предлагают семьям снизить уровень требований к нему и выбрать адаптированную программу или даже пройти ПМПК. Адаптированную под что? Под свою неспособность научить ребёнка вслух читать, да и грамотно писать? Но суть проблемы не в том, что вам предложат, а в том, что вы выберете для своего ребёнка.

В любом случае между дислексиком и обычным человеком нет и не может быть однотипного понимания даже самых простых фундаментальных ценностей человечества. У них всегда и на всё есть собственное мнение, и с этим необходимо считаться.

Поэтому воспитание и обучение ребёнка с дислексией должно отвечать особенностям его индивидуальной организации мозга: только так можно добиться максимального успеха в короткие сроки.

Подробнее об этом можно узнать из книги учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе “Дислексия мозга. За гранью известного”.

Ценность методик и нового понимания проблемы дислексии, которое даёт нам Татьяна Валерьевна Гогуадзе заключается в том, что на занятиях дети возвращают себе утраченную способность верить в себя и овладевают навыками интеллектуального труда. На программах в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе дети, взрослые и родители учатся анализировать качество своих занятий, ставить себе цели и достигать более высокого исполнительского мастерства в упражнениях, а после уже в чтении и письме.

И самое важное: научившись один раз читать вслух и быстро разборчиво писать, ребёнок с дислексией будет c радостью писать и читать всю жизнь, а значит, он научится пользоваться преимуществами дислексии.

Эти возможности открываются перед каждым, кто проходит биометрическое исследование в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.

Дислексия

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

МКБ-10

  • Причины дислексии
    • Биологические факторы
    • Социальные факторы
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы дислексии
    • Фонематическая дислексия
    • Семантическая дислексия
    • Аграмматическая дислексия
    • Мнестическая дислексия
    • Оптическая дислексия
    • Тактильная дислексия
  • Диагностика
  • Коррекция дислексии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Причины дислексии

Биологические факторы

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
  4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

  • черепно-мозговая травма;
  • нейроинфекции;
  • цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.);
  • истощающие заболевания.

Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи – ФФН или ОНР.

Патогенез

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

  • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
  • соотнесение их с соответствующими звуками;
  • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
  • понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию(вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
  2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
  3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
  4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Читайте также:
Особенности общения детей с общим недоразвитием речи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: