Звукобуквенный анализ и синтез слов – конспект занятия

Конспект логопедического занятия “Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез”
план-конспект по теме

Конспект занятия с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико-фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи (ФФНР, НОНР).

Скачать:

Вложение Размер
_konspekt_1_klass.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико-фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи (ФФНР, НОНР).

Тема: Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез.

– дифференцировать понятие « звук», « буква», « слог»,

-совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза;

-развивать фонематический слух, внимание, оперативную и слуховую память;

– воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям;

Оборудование: Компьютер, проектор, модели звуковых схем, карточки со

смайликами, раздаточный материал для составления звуковых моделей слов, интерактивный тест-игра «Теремок», составленный учителем ГБОУ СОШ №680 г.Москвы Матюшкиной А.В., демонстрационные слоги слов «колобок», «теремок», картинки героев сказки «Колобок».

– Сядет тот, кто назовет 2-й (3-й, 4-й) звук своего полного имени, у кого второй звук находится между звуками А ,Э. у кого последний звук имени твёрдый согласный.

– Сколько слогов в твоем имени?

I. Основная часть.

1. – Чем отличаются звуки речи от букв ?(Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем).

-На какие 2 группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные).

-Чем гласные звуки отличаются от согласных? ( Гласные звуки произносятся голосом, воздух во рту не встречает преграду и гласные звуки могут образовывать слог: у-ши, о-сы, Ира).

Согласные звуки произносятся или с голосом, или с шумом, и воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

2. -Тему нашего занятия вы узнаете, когда прочтёте слова из букв русского алфавита.

– W S З R В У D U K F I И – «звуки», Q Z Б L У N К В R Ы – «буквы»,

С I Л Y W O S Г И – «слоги».

3 . Игровой момент «Поймай звук».

– Если я произнесу звук, то вы «ловите» его в ладони, если назову букву, вы «отодвинете» ладони от себя .

– С , эС , Ш , эМ, М , Ша, эЛь, Л, ЛЬ и т.д.

4. – Что вы знаете о слоге? Что такое слог? ( Слог – это часть слова).

(В таблице из 3-х строчек написаны слоги и буквосочетания:

– Посмотрите на экран и назовите только слоги .

Вывод: -Слог без гласного не бывает. В словах слоги бывают ударные и безударные.

5. – Добрую сказку помню я с детства.

Хочу, чтобы в сказку попали и вы.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародит в нём зерно доброты.

– С раннего детства все дети любят слушать и читать сказки. Читая их мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются невероятные чудеса. И сегодня нас ожидает путешествие в мир сказки.

– Сначала мы поможем Смешарикам покататься на каруселе. Для этого нужно назвать ударный слог в имени сказочного героя. (Восемь картинок

героев любимого мультфильма на доске. Учащиеся называют, делят на слоги и определяют ударный слог).

– Мы справились, Смешарики попали на карусели, теперь отправляемся дальше.

– Прочитайте предложение, определите ударные слоги в словах. А затем вам

нужно составить из них слово .

6 . Слайд № 3. На экране кошка с клубком и надпись : «Кошечка ловит клубок».

Дети называют ударные слоги, которые выставляются на магнитную доску. (Колобок).

Физминутка. «Черепаха», «Ленивый кот».

– В этой сказке колобок встретился с несколькими сказочными животными. Определите, какая звуковая модель относится к зайцу, лисе, волку , но одна модель лишняя. ( На магнитной доске картинки героев сказки и 4 готовые модели звуковых схем слов).

Учащиеся выкладывают под картинками звуковые схемы, находят ударный гласный, делят на слоги и подписывают каждую модель: волк, лиса, зайчик.

– А теперь, выложите самостоятельно на столах звуковую модель слова мишка . (После выкладывания схемы проверка у доски ).

– Дайте характеристику каждому звуку слова.

– Сколько всего звуков? Сколько букв? Назовите соседей звука <Ш>.

7 .- Молодцы! И снова, ребята, нам предстоит выполнить необычное задание. Вы должны будете прочитать пословицу, которая относится к самоуверенному и хвастливому колобку, но слова нужно составлять из слогов по определённой схеме.

Схема построения предложения:

*

Кто нут ма об дет бу

все му ве рит, час то

«Кто всему верит, часто будет обманут». Как был обманут лисой колобок.

8. – Переходим к следующей сказке, а название её вы прочитаете в следующих фразах, выделяя ударный слог.

Потеха! Реки промокли! ( Теремок ).

Словарная работа : потеха – забава, веселье, развлечение.

Интерактивная игра «Теремок». Учащиеся определяют звуки, буквы, их количество, мягкие, твёрдые, звонкие, глухие согласные.

– Сколько звуков в слове МЫШКА? (5).

– Сколько звуков в слове МЫШЬ? (3).

– Какой звук мягкий в слове БОЧКА? (Ч).

– Какой слог ударный в слове ЛОЖКА? (1-й).

– Сколько букв в слове ПЕНЬ? (4).

– Сколько звуков в слове ПЕНЬ? (3).

– Сколько согласных звуков в слове ЗАЙКА? (3).

– Сколько звонких согласных в слове ЗАЙКА? (2).

– Какой согласный звук всегда твёрдый в слове КУРИЦА? (Ц).

– Какой звук всегда мягкий в слове КУРОЧКА? (Ч).

– В слове ГРИБ второй звук мягкий или твёрдый? (мягкий).

– В слове ГРИБ последний звук звонкий или глухой? (глухой).

9. Итог занятия . Награждение медалями «За хорошую учёбу».

10. Рефлексия деятельности .

– Оцените свою работу на занятии. Дорисуйте улыбку, если всё у вас получилось, прямую линию, если что-то не понятно и не всё получилось. А печального смайлика, если вы ничего не поняли.

Конспект логопедического занятия с презентацией для младших школьников 1-2 класа с тяжёлыми нарушениями речи

Автор: Шитова Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №14 г. Апатиты, Мурманской области
Конспект урока (логопедического занятия) на тему: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»
Описание. Предлагаю конспект логопедического занятия для младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи (1-2 классы). Конспект может быть полезен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов.
Цель занятия: совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Задачи:
– закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в словах;
– учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;
– закреплять знания о гласных и согласных звуках;
– закреплять знания детей о парных согласных;
– учить дифференцировать согласные звуки;
– развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: деревянные буквы алфавита, мультимедийная презентация.

Ход занятия.
I. Организационный момент.
Проводится работа с «Деревянной азбукой», припоминание гласных и согласных звуков, их признаков. Формулировка темы занятия.
II. Основная часть.
1. Закрепление знаний о звуках и буквах.
Логопед: Дети, сегодня мы с вами будем создавать город! Мы будем расселять наши деревянные буквы! А для начала давайте подумаем, как мы его назовём, и какие две главных улицы будут у нас в городе? (Улица гласных звуков и улица согласных звуков). А какая третья маленькая улочка в нём будет? (Улица, где живут твёрдый и мягкий знаки).
Давайте посчитаем, сколько домиков у нас будет на улице гласных звуков? А сколько на улице согласных?
2. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Гласные звуки очень довольны, что теперь у них есть свои домики, и поют счастливые песенки. А давайте попробуем отгадать, про что они поют?
Логопед называет только гласные звуки, дети отгадывают слова по картинкам.
Картинки: кошка (о – а), мыло (ы – о), якорь (я – о), ёлка (ё – а), телефон (е – е – о), собака (о – а – а).
3. Закрепление знания о гласных звуках.
Логопед: Настолько запелись гласные звуки, что совсем позабыли о своих соседях. Давайте напомним им, почему они так нужны! А для этого вернём их в слова.
Слова: д_м (дом,дым), к_м (ком), л_с (лес, лис), р_к (рак), т_нк (танк), хв_ст (хвост), см_х (смех), н_тк_ (нитка, нитки).
4. Физминутка
Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы».
На моей руке пять пальцев (показать пальчики),
Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки),
Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)
5. Закрепление знания о парных согласных.
Логопед: В нашем городе царит весёлое настроение. Все радуются и шалят. Вот и согласные звуки решили немного с нами поиграть. А играть звуки к нам прибежали парами. Как вы думаете, почему? (Это парные согласные). Назовите все пары согласных по звонкости и глухости.
Логопед: А правила игры таковы: нужно правильно вставить в слова парные согласные.
Слова: ло_ка (д-т, ж-ш), ру_ка (б-п), но_ки (д-т, ж-ш), про_ка (б-п), де_ка (д-т).
6. Развитие буквенного синтеза.
Логопед: Совсем «распроказничались» наши буквы. И теперь они решили перемешаться. Буквы очень хотят посмотреть, смогут ли ребята вернуть их на место. Давайте попробуем? Переставим буквы так, чтобы получились слова.
Слова: рокт (крот), тбар (брат), зако (коза), ашак (каша), олст (стол), авза (ваза).
7. Дифференциация звуков и букв в словах.
Логопед: Вы молодцы, и показали, что уже много всего знаете и умеете. А теперь звуки и буквы хотят узнать, умеете ли вы их различать и определять их количество в словах. Докажем им? Напишите, сколько букв и звуков в названии каждой картинки.
Картинки: лиса (4 буквы, 4 звука), ёлка (4 буквы, 5 звуков), конь (4 буквы, 3 звука), улитка (6 букв, 6 звуков), юла (3 буквы, 4 звука), морковь (7 букв, 6 звуков).
III. Итог занятия.
Логопед: В нашем городе царит радость и веселье. Все буквы счастливы своим новым домикам. А вы довольны, ребята? Чему мы учились на занятии?
Ребята, очень хорошо работали на занятии, и каждый про себя может сказать, что он – (отгадать слово по первым буквам).
Слова: Малина, осина, лось, окно, день, ель, цапля. (Молодец).

Конспект логопедического занятия «Звукобуквенный анализ и синтез слов»

Виктория Сафронова
Конспект логопедического занятия «Звукобуквенный анализ и синтез слов»

Тема: Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Цель: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, синтеза односложных и двусложных слов.

• знают характеристику гласных, согласных звуков, их отличия;

• умеют читать слова справа налево;

• умеют читать слова по разгаданным ребусам;

• умеют составлять слова, добавляя гласные звуки к согласным.

• совершенствовать знания о гласных и согласных звуках;

• совершенствовать фонематическое представление;

• совершенствовать умение разгадывать ребусы и читать по отгадкам слова;

• совершенствовать умение читать слова наоборот, получая новое слово.

Оборудование: раздаточный материал, ребусы.

Ход занятия

– Ребята, добрый день.

– Скажите, для того чтобы правильно писать, что нужно уметь? (правильно, писать буквы, четко произносить звуки, проговаривать слова по слогам)

– Сегодня мы с вами будем писать слова из 2,3,4,5 слогов, четко произносить звуки.

– Ребята, какие бывают звуки?

– На какие группы делятся согласные?

– Чем мы обозначаем звуки на письме?

– Чем отличаются звуки от букв?

– Подпиши под каждой картинкой подпиши количество букв и звуков.

– Прочитай слова. Запиши их парами так, чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой

коса-коза крыса – крыша удочка –уточка

рак-мак сом-дом маска-каска

– Верните гласные буквы А, О, У, И в слова. Запишите получившиеся слова.

КШ___ РБЗ___ КРБК___

КВШН___ ВЛН___ КНГ___

– Составьте из букв слова. Запишите.

ВАОНРО (ворона) ЕЬНД (день)

ЬСПЕНАЛИ (апельсин) ОЫКТР (кроты)

РИКОМАК (комарик) ГИНКА (книга)

ЗЫВЁДЗ (звёзды) ЧЕКЛВОЕ (человек)

ЮПАШНОК (капюшон) СДОАК (доска)

– Прочитай слова справа налево. Запиши их.

икра (арки) нос (сон) город (дорог)

ишак (каши) рад (дар) мираж (жарим)

сорт (трос) лес (сел)

шрам (марш) год (дог)

– Прочитай слова по первым буквам слов – названий картинок (на доске)

– Раскрасьте схемы слов соответствующими цветами

Телефон, ночь, ёлочка, карета, конь, цветочек.

– Какое задание вам больше всего понравилось?

– Какое задание оказалось трудным для вас?

Конспект занятия «Супернубы спешат на помощь. Звуковой анализ слов» «Супернубы спешат на помощь» Задачи: Образовательные Стимулировать детей к умению понимать поставленную задачу, выполнять её.

Конспект занятия «Анализ сказки «Лиса и козел» Анализ сказки «Лиса и козел Цель: научить анализировать литературные тексты- сказку «Лиса и козел» исходя из способов решения проблем героями.

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слов в старшей группе «Игрушки» Тема: «ИГРУШКИ». Цель: Формировать слоговую структуру слов. Задачи: Обогащать и расширить словарь детей по теме..

Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.

«Книга про котят — подарок для ребят». Конспект открытого занятия с использованием технологии «Синтез искусств» Тема: «Книга про котят в подарок для ребят» Цель: Мотивировать детей к совместному творчеству – изготовлению книги своими руками Задачи:.

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Страна вежливых слов» Конспект занятия по нравственному воспитанию «Страна вежливых слов» Цель: учить детей вежливо общаться со взрослыми и детьми, здороваться.

Конспект занятия «Путешествие в Волшебную страну слов» в подготовительной группе. Конспект занятия «Путешествие в Волшебную страну слов» в подготовительной группе. Воспитатель : Преснякова Н. А. Цель: совершенствовать знания,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В стране родственных слов» Цель: Учить детей образовывать родственные слова, упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных. Обогащать словарный.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов Русский язык – 2 класс. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов. Цели: формировать умение проверять написание парных.

Звукобуквенный анализ и синтез слов – конспект занятия

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
Логопедия
Автор: Баранова Лидия Викторовна
06.11.2014 20:40

Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов».
Цель: закрепить навыки звукового анализа и синтеза у учащегося.
Задачи:
Коррекционные:
1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
2. Определять место звуков и букв в слогах, словах.
3. Закреплять знания о гласных и согласных звуках.
4. Формировать фонематический анализ, синтез, представления.
Развивающие:
1. Развивать логического мышления;
2. Развивать внимание, зрительное восприятие.
Воспитательные:
1. Воспитывать самоконтроль.
2. Воспитывать желание активно работать на занятии.

Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметные картинки; карточки с заданиями, тетрадь, ручка, карандаш.

Ход занятия.
• Организационный момент.
1. Развитие логического мышления:
Логопед: «Послушай загадки, отгадай их».
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый . (Мухомор).
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник).
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом . (Картошка).
Логопед: «Запиши отгадки, построив из них цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с той буквы, на которую заканчивается предыдущее» (подсказка: начни со слова «чайник») (чайник – картошка – аквариум – мухомор).

2. Звуковой анализ записанных по цепочке слов.
Логопед: «На доске звуковая схема одного из слов. Посмотри внимательно и скажи, к какому слову эта схема подходит? ( ) – аквариум. Объясни.

3. Сформулировать тему занятия.

• Основная часть.
1. Знакомство с героем занятия.
Логопед: «Отгадай, имя героя занятие по первым буквам слов – названий картинок. Картинки: собака, облако, ветер, арбуз» (СОВА).
(На столе картинка совы). Логопед: «Из какой сказки, мультфильма эта учёная СОВА?» (Винни-Пух).

2. Закрепление знаний о гласных звуках и буквах.
Логопед: «Пока сова летела к нам в гости, из слов, которые она несла, выпали гласные буквы А. О. У. И., помоги вернуть их на место» (работа по карточке № 1).
К…ШК… КН… ПЛ…Т…
К…Н… Л…Н… П… . К
СТ… Л С…Х…Р Б…Р. Б…Н

3. Дифференциация звуков и букв в словах.
Логопед: «Теперь учёная СОВА хочет проверить, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах (уточнить разницу между звуком и буквой). Подпиши под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии. (Работа по карточке № 2. Картинки: дождь, улитка, ёж, орехи, фасоль, юла, пень, морковь).

4. Развитие фонематических представлений.
Логопед: «Соедини слово с его схемой.
Лиса –
Конь –
Ёлка –

5. Развитие буквенного синтеза.
Логопед: «Сове нравится играть со словами. Она придумала игру «Волшебные домики» и предлагает поиграть. Переставь буквы в домиках так, чтобы получились слова. Назови и запиши спрятавшиеся в домиках слова. (Слова: зубр, рыбак, сказка, репка). В каком домике живут несколько слов? Какие это слова? (рыбка, рыбак, крабы). (Работа по карточке №3).

6. Физминутка.
Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы»
На моей руке пять пальцев (показать пальчики),
Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки),
Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)

7. Работа по преобразованию слов.
Логопед: «СОВА так увлеклась, что не заметила, как время занятия подошло к концу и пришла пора прощаться. Но на последок СОВА решила показать фокусы со словами. Прочитай слова левого и правого столбиков. Запиши их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.
СЛОВА БУСЫ
КОТЫ ТОЛЯ
УСЫ КРОТЫ
ОЛЯ ЛАМПА
ЛАПА СОВА
Образец: слова-сова, коты – кроты и т.д. Букву, которой эти слова отличаются, подчеркни» (работа по карточке № 4).

• Итог занятия.
Логопед: «Скажи, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была? А чем отличаются звуки от букв? Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?».

Задание: Вставь гласные буквы А. О. У. И
К…ШК… КН… ПЛ…Т…
К. Н… Л…Н… П… . К
СТ… Л С…Х…Р Б…Р…Б…Н

Карточка № 2
Задание: Подпиши под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии.

Карточка № 4.
Задание: Прочитай слова левого и правого столбиков. Запиши их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.
СЛОВА БУСЫ
КОТЫ ТОЛЯ
УСЫ КРОТЫ
ОЛЯ ЛАМПА
ЛАПА СОВА

Конспект открытого занятия для учащихся 1 класса с ОНР: «Звукобуквенный анализ и синтез слов»

Аннотация: Конспект открытого занятия разработан для учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи. Представленный конспект является авторской разработкой.

Конспект открытого занятия для учащихся 1 класса с ОНР

Тема: «Звукобуквенный анализ и синтез слов»

Цель: Совершенствование навыка владения звукобуквенным анализом и синтезом слов.

Задачи: Систематизация знаний о звуках и буквах, развитие фонематического слуха, показ смыслоразличительной роли звука и буквы в слове, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие внимания, памяти, зрительного восприятия, наблюдательности к языковым явлениям.

1. Музыкальная аудиозапись (цирковой марш из к/ф «Советский цирк» И. Дунаевского)
2. Картинки дрессированных животных: льва, собачки, кота и др.; картинки-тумбы со звуковыми схемами.
3. Билеты с игрой «Шифровальщик»
4. Карточки: ЗВУКИ, БУКВЫ, ГЛАСНЫЕ звуки, СОГЛАСНЫЕ звуки, ТВЁРДЫЕ и МЯГКИЕ, ЗВОНКИЕ и ГЛУХИЕ , ?, АОУЫЭИ, 6, 10
5. Карточки для самостоятельной работы с буквами и для задания по командам.
6. Карточки для составления предложений.
7. Разноцветные конверты с дифференцированными заданиями
8. Фотографии цирковых артистов.
9. Шляпа фокусника, волшебная палочка.
10. Набор цифр, маркеры, звёздочки.
11. Призы .

Ход занятия:

I. Организационный момент, мотивационный этап.

Дети входят в кабинет под цирковой марш из к/ф «Советский цирк» И. Дунаевского.

Внимание, внимание. Уважаемые зрители! Ждет вас представление – всем на удивление!

Ребята, как вы думаете, на какое представление я вас сегодня пригласила? (На цирковое представление)

А как вы догадались? (по музыке, билетам, слайду).

Вы верно отметили, но сначала прошу вас поздороваться с нашими гостями.

Каждый получил билет. Только вы его не теряйте, до конца занятия сохраняйте!

Здесь мужества и силы праздник,
Здесь клоун — мастер и проказник,
Здесь каждый зверь – большой артист:
Прыгун, танцор, эквилибрист.
Веселье, радость, звонкий смех-
Всё это цирк! И он для всех!

А вы, ребята, знаете, когда появился цирк?

Цирк ведёт своё начало ещё из Древнего Рима. Правда, тот цирк совсем не был похож на наш, теперешний. Самым главным зрелищем были гонки колесниц по огромной круглой арене — “циркусу”. От тех далёких времён пошло и само название – цирк. “Циркус” – не правда ли, похоже на циркуль, которым вычерчивают круги?

– Посмотрите на доску, кажется мы попали не туда: Р Ц К И. (Надо расставить буквы в нужном порядке) Дети на доске меняют порядок букв.

Назовите второй звук в слове «ЦИРК» (ы). А какую букву мы пишем? (и).

Часто в словах мы произносим один звук, а пишем другой, приведите примеры таких слов (молоко, дуб).

II. Актуализация ранее полученных знаний

(Систематизация знаний о звуках и буквах)

Посмотрите на доску: нас приветствуют цирковые артисты они приглашают нас поучаствовать в представлении, а тему представления вы сможете узнать, расшифровав числовую надпись на билетах (Игра «Шифровальщик».

Отгадывают слова: ЗВУКИ, БУКВЫ).

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М ы О У
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 11 12 13 14 15

8 3 15 10 9 -________________________________

2 15 10 3 13 -_________________________________

Посмотрите на билет и скажите, какое число там написано. (2 декабря — Это как раз сегодняшний день). Число у вас записано, напечатайте в тетрадях тему. Итак, тема представления – ЗВУКИ и БУКВЫ. Логопед ставит вопросительный знак между словами — ЗВУКИ, БУКВЫ. Вспомним, что мы знаем о звуках и буквах и зададим друг другу вопросы.

Какой вопрос можно задать? (Что такое звуки и что такое буквы?)

  • (На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные)
  • Что такое гласные звуки? или Чем гл. зв. отличаются от согл. зв.? (Гласные звуки – тянутся, поются, и нет преграды для воздуха)
  • Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие)
  • Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Какие гласные звуки ты знаешь? (АОУыЭИ)
  • Какие бывают буквы? ( Заглавные и строчные, печатные и письменные)

Что за звуки, словно песни,
Нет преграды на пути.
Голосисты как артисты:
Ты их в имени найди.

(Гласные, с объяснением, как догадались)

– Назовите гласные звуки ваших полных имен? (Максим, Дарина, Ольга, Алексей).

III. Работа по теме

1. Вы знаете, какие артисты выступают в цирке? (ответы детей)

Рассматривание иллюстраций на доске.

Я буду говорить вам, что делает артист, а вы должны угадать о ком идёт речь. (После выполнения всех заданий упражнение на развитие внимание и памяти: расставьте артистов в порядке их выступления).

– Первым выходит на арену… Артист, выполняющий цирковые номера на натянутом канате. (Канатоходец) Мы с вами тоже пойдём по натянутому канату вверх и вниз, читая цепочки слогов.

Чтение слоговых цепочек:

му
мы ут
ма ша ус
мо ро ко ур
Посмотрите на слоги «мо, ма, мы, му» , чем они похожи и чем отличаются?

(Согласная буква «эм» одинаковая, а гласные буквы — разные).

(Аналогичные вопросы о слогах «му, ут, ус, ур» и «мо, ро, ко, ур»)

Теперь мы прочитаем слова с пропущенными буквами сверху вниз в каждом столбике, а какие буквы добавить, догадайтесь по первому слову в столбце. После чтения каждого столбика вопрос: —-Какие буквы одинаковые в словах, а какими буквами слова отличаются?

Чтение слов по аналогии:

кот Саша сок гол
р.. М… ..м ..д
кр.. Д… ..р ..ра

Сейчас мы прочитаем предложения со словами, в которых буквы-озорницы немного пошалили. Чтение отрывков из книги Александра Шибаева «Озорные буквы» (индивидуальные картинки с текстами).

После прочтения каждого отрывка вопрос:

– В каком слове «пошалили» буквы?

– Какие буквы поменялись местами?

2. Следующим номером нашей программы — артист, показывающий фокусы. (Фокусник). Девочки, по разложенным цифрам посчитайте, сколько звуков в слове Фокусник (8).? Сколько гласных? (3) Какие? (О, У, И)

Задание фокусника (показ смыслоразличительной роли звука и буквы в слове):

Преврати одно слово в другое, добавив одну букву в слово (или убрав одну букву) (работа в парах на время).

1пара Добавь букву: рыба, точка, роза, лещ, сук, ком

Убери букву: бусы, полк, мрак, банка, седло, крошка

2пара Добавь букву: вол, пар, роза, игры, кот, стол

Убери букву: щель, зубр, укол, ветер, парта, спорт

Сделаем вывод, что произойдёт, если к слову добавить букву (звук) или убрать? (Изменится значение слова)

– Назовите слова, в которых 1 гласная и 2 согласных буква, 2 согласных и 2 гласных буквы)

Вы можете принести своей команде ещё несколько очков, если вспомните ещё слова, в которых 2 согласных и 2 гласных звука.

Фокусник предлагает вам ещё одно задание.

Задание с буквами + на внимание: — Вы знаете много букв. Как называется дом, где живут буквы? (Алфавит).

Давайте посмотрим на экран. Какие буквы записаны? (Гласные и согласные, печатные и письменные, заглавные и строчные). На индивидуальной карточке зачеркните повторяющиеся буквы в такой же таблице, из оставшихся букв сложите слово (ПРИЗ). Ребята, вы любите призы? Я думаю, фокусник нас ещё чем-то удивит, а сейчас…

3. А сейчас на арену выходит укротитель животных. ( ? ) (Дрессировщик)

– Ребята, как вы думаете, что такое тумба и для выступления каких артистов она нужна в цирке? (Подставка для выступления дрессированных животных)

Нам надо помочь дрессировщику посадить каждого зверя на свою тумбу (в соответствии со звуковой схемой). Сначала выполните задание в тетради (вклеены картинки зверей, необходимо раскрасить звуковую схему), затем проверка у доски с объяснением выбора схемы.

4. Антракт (физкультминутка)

– Гаснет свет. Окончен бал…
Человек ботинки снял.
И улыбку до ушей
Спрятал в ящик от мышей.
Снял копну густых волос.
Положил на полку нос.
И, вздыхая, лёг в кровать…
Завтра снова надевать!

О ком я прочитала? ( О Клоуне)

Клоун предлагает нам поиграть в весёлую игру — прятки (Игра на развитие фонематического слуха).

В цирке много животных, которые могут быть опасны. Если вы услышите название животного, в котором есть звук [С], вы прячетесь (приседаете).

Если не услышите [С] в слове, то оставайтесь в исходном положении.

Слова: слон, лиса, змея, барсук, лошадь, соболь, енот, крыса, волк, бегемот, мангуст, обезьяна, свинья, крот, собака, кошка, суслик, коза, лев, зебра, рысь, гусь, опоссум, росомаха, ласка, горностай.

Весёлая зарядка с клоуном:

Цирковое представленье,
Мы устроим здесь, сейчас.
И сегодня на занятии
будет весело у нас.
Вот жонглёры выступают.
Весело мячи кидают.
(поднимать вверх правую, левую руку)
Вот и фокусник. Ура!
Он покажет чудеса.
(поднимание плеч)
Громко музыка играет,
Силач спину наклоняет.
(наклоны туловища в правую (левую) сторону, руку в сторону, кисть сжать в кулак)
Силач мышцы все размял,
Штангу без труда поднял.
(наклон туловища вперед, руками коснуться пола)
Выступает грозный лев,
Ему сопутствует успех.
(Приседания)
Долго клоун нас смешил,
С ним попрыгать пригласил.
(Прыжки.)
В цирк немного поиграли.
Ох, устали так устали.
(Ходьба на месте)
Вот закончилась игра, (Вдох)
заниматься нам пора (Выдох).

5. Следующим номером нашей программы — цирковой актёр, который ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. (Жонглёр).

Мальчики, по разложенным цифрам посчитайте, сколько звуков в слове жонглёр (7).? Сколько гласных? (2) Сколько согласных? (5)

На шарах жонглёра написаны буквы, подбрасывая их, он складывает слова. Выбирайте, из какой группы букв вы поможете жонглёру составить слова:

1. б, у, с, ы, р, ь (ус, усы, бусы, сыр, рысь, бур)
2. к, т, о, л, я (Оля, Толя, кто, ток, кот, кол, Коля, я)

6. На арене – Цирковые гимнасты. (Акробаты) Посмотрите, какую пирамиду построили акробаты, встав друг на друга. Мы тоже будем строить, но не пирамиды, а словосочетания и предложения.

Составление словосочетаний и предложений:

– Прочитайте слова на доске. Подберите к словам-предметам слова-признаки: (Смешной, Ловкий, Загадочный, Смелый)

______ __ клоун_ ______
_______ жонглёр__ _______
_______ фокусник___ _______
_______ дрессировщик__ ______

То, что у нас получилось, это предложение? (Нет) Почему? ( Мысль не закончена). Добавим слова-действия (дрессирует, веселит, удивляет, подбрасывает). Теперь наша мысль закончена. Получилось предложение? (Да)

Сколько слов в каждом предложении? (3).

Каждый уч-ся начертит схему составленного предложения в тетрадь. Как покажем начало предложения и конец? (Уголком, точкой).

Далее — составление предложений по картинкам и вопросам индивидуально.

IV. Итог занятия (дифференцированные задания + рефлексия)

Наше представление заканчивается.

– Если вы считаете, что вам было легко составлять из букв слова, различать гласные и согласные звуки, подбирать схему к слову, определять порядок звуков в слове, их количество…, то выбирайте оранжевую карточку,

-Если вы чувствовали себя не очень уверенно при выполнении таких заданий, выбирайте — жёлтую,

– Если при выполнении таких заданий вы ещё допускаете ошибки, то — фиолетовую карточку.

(Карточки см. в приложении)

Проверка выполненных заданий.

– Дорогие ребята, добрый фокусник доверил мне показать вам свой удивительный фокус. Он оставил мне свою волшебную шляпу (показ пустой шляпы).

– «Эни-бени -раба» Ни чего не получилось. Ребята, вы поможете мне сделать фокус? Все дети говорят слова: —«Эни-бени- раба» (из шляпы достаются призы для детей).

Пример заданий для оранжевой карточки:

1. Составь слово:

к, л, у, о, н ____________________
ф,о,у,к,с ____________________

2.Посчитай, сколько звуков в слове-картинке:

3.Соедини картинку со схемой:

Никулина Светлана Владимировна,
учитель-логопед,
г.о. Подольск

Конспект группового логопедического занятия на тему “Звукобуквенный анализ и синтез. Количество букв равно количеству звуков” (2 класс)

В работе представлен конспект группового логопедического занятия на тему “Звукобуквенный анализ и синтез. Количество букв равно количеству звуков”. Занятие проведено с группой учащихся 2 классов, имеющих акустическую дисграфию, обусловленную ФФН. Конспект сопровождается презентацией для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Звукобуквенный анализ и синтез. Количество букв равно количеству звуков.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Ветлужская средняя общеобразовательная школа № 2»

города Ветлуги Нижегородской области

Конспект группового логопедического занятия по теме:

«Звукобуквенный анализ и синтез.

Количество букв равно количеству звуков».

Занятие разработано и проведено с группой обучающихся 2 класса,

имеющих логопедическое заключение: акустическая дисграфия, обусловленная ФФН

Возраст детей – 7-8 лет

Занятие разработала и провела:

Ягилева Светлана Леонидовна,

МОУ Ветлужская СОШ № 2

Образовательная система

УМК «Школа XXI века»

Форма занятия

Педагогическая цель занятия

Создать условия для систематизации знаний детей о звуках русского языка, для формирования умения классифицировать звуки.

Задачи занятия

Коррекционные:

активизировать знания обучающихся о классификации звуков русского языка, о различии между понятиями «звук» и «буква»;

совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

развивать фонематическое восприятие;

формировать навык связного высказывания;

совершенствование умения определять количество слов в предложении;

Развивающие:

развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;

способствовать развитию координации речи с движением;

способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Воспитательные:

формировать навыки самоконтроля;

формировать умение принимать учебную задачу.

Планируемые результаты

Предметные УУД: различают понятия «звук» и «буква», гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки,

определяют количество и порядок звуков в слове.

Метапредметные УУД:

регулятивные: с помощью учителя ставят цель, осуществляют самоконтроль, проводят коррекцию знаний.

познавательные: с помощью учителя структурируют знания.

коммуникативные: сотрудничают с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД: проявляют учебную и коммуникативную активность.

Оборудование

презентация к занятию, мультимедиапроектор, карточки с домиками звуков (раздаточные), цветные карандаши, фишки для составления схем, карточки для звукового анализа и составления слова и предложения.

Организационная структура занятия:

I. Организационный момент

-Садитесь на свои места. Положите, пожалуйста, руки на стол. (Игра «Кулак, ребро, ладонь»)

– Молодцы! Мы готовы к работе. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату.

Садятся на места, кладут руки на парту, стараются выполнить задание учителя без ошибок, разминают пальчики, готовят руку к письму.

Записывают в тетради дату.

Регулятивные УУД: проявляют волевую саморегуляцию, отличают верно выполненное задание от неверного

Коммуникативные УУД: умеют слушать

Личностные УУД: создают положительный эмоциональный настрой.

II . Постановка учебной задачи

Посмотрите на доску. Я несла вам буквы, из которых было составлено два слова. Но слова рассыпались. Давайте их составим. Слайд 2

– Составьте слово из букв синего цвета. Какое слово получилось? (ЗВУК)

– Составьте слово из букв красного цвета. Какое слово получилось? (БУКВА)

– Давайте вспомним, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим)

-Что такое буквы? (Буквы мы читаем и пишем)

Дети составляют слово. На слайде появляется слово ЗВУК

Дети составляют слово. На слайде появляется слово БУКВА

Дети отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД: развивают волевую саморегуляцию, составляют последовательность действий, осознают то, что уже усвоено

Познавательные УУД: осуществляют звуковой синтез, строят речевые высказывания, находят и выделяют необходимую информацию, усваивают понятия «звук» и «буква»

Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении, умеют выслушивать мнение других

Личностные УУД: формируют мотивацию к обучению и познанию, развивают способность к саморазвитию.

III . Активизация знаний детей о звуках русского языка

– Я начну вам рассказывать сказку, а вы послушайте и помогите мне, пожалуйста.

(По ходу ответов детей все демонстрируется на слайде 4)

– Жили в одном волшебном доме ЗВУКИ. Дом был большой и красивый. На самом верхнем этаже жили самые голосистые звуки. Они очень любили петь. Я сейчас вам покажу, какие звуки там живут, а вы постарайтесь угадать их. (Артикулирую по порядку гласные звуки А, О, У, Э, Ы, И. Буквы появляются на слайде)

– Молодцы! Как мы называем звуки. которые легко поются, воздух выходит свободно, не встречая преград? (Открывается слово на слайде)

-На этом же этаже жили 4 гласные буквы. Со звуком А дружила буква….(Я) Со звуком О дружила буква ….(Ё) Со звуком У дружила буква ….(Ю) Со звуком Э дружила буква ….(Е) (Буквы появляются на слайде)

– Каким цветом обозначаются гласные звуки при составлении схемы слова? (Закрашивается красная краска на слайде)

– На этом же этаже жили буквы Ъ и Ь. Они обозначают звук? (Нет) На следующих занятиях вы узнаете, почему они живут на том же этаже, что и гласные буквы.

– А внизу жили звуки, которые петь не умели, но очень хотели научиться. И тогда гласные предложили им петь вместе с ними. «Согласны!», – сказали звуки. И с тех пор их называют согласными. (Открывается слово на слайде) – Согласные звуки пели толстыми и тонкими голосами. Те согласные звуки, которые пели толстыми голосами, на схеме обозначаем синим цветом (закрашивается синяя краска на слайде).

– Как мы называем такие согласные звуки? (Твердые согласные)

– Приведите примеры твердых согласных звуков.

-Какие звуки всегда твердые, не имеют мягкой пары? (Буквы Ш, Ж, Ц появляются на слайде)

-Те согласные звуки, которые пели тонкими голосами, на схеме обозначаем зеленым цветом (закрашивается зеленая краска на слайде).

– Как мы называем такие согласные звуки? (Мягкие согласные)

– Приведите примеры мягких согласных звуков.

-Какие звуки всегда мягкие, не имеют твердой пары? (Буквы Ч, Щ, Й появляются на слайде)

– Все остальные согласные имеют пару по твердости-мягкости (Все остальные буквы появляются на слайде)

– Некоторые согласные пели звучно, громко. Их называли звонкими звуками. (Открываются звоночки на слайде)

-Как называются звуки, которые поют тихо, почти шепотом? (Глухие согласные)

– Для того, чтобы вам было легче работать на занятии, я приготовила домики звуков для каждого из вас. (Раздаю домики звуков)

Отгадывают звук по артикуляции, произносят угаданные звуки вслух.

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с нарушением чтения и письма по теме “Звукобуквенный анализ и синтез слов”

Разделы: Логопедия

Цель: Упражнять детей в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.

Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, ручки, тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Я говорю слова. Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?

ШУТКИ ГРОЗА СУРОК СУШКИ ЭКРАН КНИГА

Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв в словах. (…иначе слово может потерять значение или изменить его).

– Сегодня на занятии мы будем упражняться в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.

2. “Найди отличие”.

– Я говорю слова. Чем эти слова отличаются по звучанию?

СОР – СПОР
КОМ – КОРМ
ЩЕКА – ЩЕПКА
КРЮКИ – КРЮЧКИ
ВЕКИ – ВЕТКИ
СТОЙКА – СТРОЙКА

– Запишите пары слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара.

3. Составь слово.

– Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв. (Слова предъявляются последовательно.)

О, Н, С О, М, Х Т, О, Н, З Н, И, Т, Б Г, А, Р, Д

– Запишите получившиеся слова.

4. Подбор слова к схеме.

– Прочитайте слова, которые вы записали. Посмотрите на доску. Какое слово подходит к данной схеме? Почему?

(БИНТ)

– Посмотрите на картинку. Назовите ее. Скажите звуки в слове по порядку. Разгадайте ребус.

– Запишите новые слова в два столбика:

1 – слова, где 4 буквы;

2 – слова, где 5 букв.

– Какое слово вы не записали? Почему?

– Запишите слово ЛОГИКА с новой строки. Начертите схему.

6. Вставь пропущенную букву.

– Возьмите карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.

ПО…УШКА СТ…АНА ГАЛ…ШИ КО…ЛЕНОК БОРО…А

– Запишите слова. Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.

Прочитайте буквы в кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД)

Кто такой дрозд?

7. Физкультминутка.

– А сейчас представьте, что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга, вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.

В понедельник за калитку
Бодро выползла улитка,
Чтоб сказать во вторник: “Да,
Навещу-ка я дрозда. ”
В среду солнце припекало –
Под березой подремала,
Но настал четверг, и вот –
В ручеек спустила плот.

Пятницу переправлялась.
Вновь на берег поднималась,
И уже в субботу, днем,
Встретилась с дружком – дроздом,
Потому что в воскресенье
Был у друга день рожденья.
(Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)

7. Добавь звук.

– Я говорю слова. Правильно я сказала? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите слово правильно.

ЗУАСТЫЙ
СТОГИЙ
ХЛОДНЫЙ
СОНЕЧНЫЙ
ВКУНЫЙ
МОРОЗАЯ

– Запишите слова в столбик.

(При записи слов обращается внимание на орфограммы.)

8. Найди ошибку.

– Возьмите карточки. Прочитайте слова. Найдите ошибки.

ЗЙЧИК УЧИЕЛЬ ПОГОДА КРОКОИЛ БОЩР ВЕТЕР

– Запишите слова правильно, к подходящему по смыслу слову из предыдущего задания. Подчеркните, исправленные буквы.

ЗУБАСТЫЙ КРОКОДИЛ
СТРОГИЙ УЧИТЕЛЬ
ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
ВКУСНЫЙ БОРЩ
МОРОЗНАЯ ПОГОДА

9. Итог занятия.

– Что мы сегодня делали на занятии?

– Почему важно в правильной последовательности читать и писать буквы?

– Что изменится, если мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?

Читайте также:
Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: