Звуки С-Ш – конспекты для ФФНР

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]- [ш]

Содержимое публикации

Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]

Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш

– закрепление знаний о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях;

– установление отличительных признаков в механизме организации звуков и их акустических особенностей.

– закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на заменяемый звук ;

– уточнение артикуляционных и акустических особенностей заменяемого звука ;

– закрепление отличительных дифференцировок артикуляционных и акустических признаков этих звуков ;

– развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;

– формирование навыков звукового анализа ;

– закрепление дифференцированного произношения звуков [С] и [Ш] в самостоятельном произношении ребенка.

3. Воспитательные : формирование целеустремленности, аккуратности, желания красиво и правильно говорить.

Оборудование : ПК, зеркало, пособия для развития воздушной струи, схема-таблица артикуляции звуков [С]–[Ш] , буквы, картинки, слова-домики для графического анализа предложений.

1. Организационный момент

1) Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

– С какого звука начинается слово сова? (Со звука [С])

2) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)

– Назовите первый звук в слове шарф .

– Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш] . Но сначала выполним зарядку для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).

1. «Улыбка»«Бублик»

3. «Вкусное варенье»

4. «Почистим зубки»

3. Упражнение для развития воздушной струи : подуть в колпачок.

4. Проговаривание изолированного звука

– Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем еще насосом : с-с-с. (Дети, имитируя накачивание насоса,длительно произносят: ссс) .

– Хорошо накачали шины, только слышишь, воздух шипит. Оказалось, что в шине есть маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Слышишь? ш-ш-ш. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. Вот теперь можно кататься на велосипедах.

– Помните, как воздух шипел, когда выходил из шины? (картинку с изображением шины

– А как воздух свистел, когда выходил из насоса? (картинка с изображением насоса)

– А теперь будь внимательными, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны посвистеть «ссс» , а если с изображением шины – пошипеть «шшш» .

5. Анализ артикуляции Вывешиваются схемы-таблицы :

– Я нарисовала таблицу, но запуталась какая из них относится к звуку [С] , а какая к звуку [Ш] .

6. Характеристика звуков

– Как ты думаешь : звук [С] гласный или согласный? Почему согласный? А звук [Ш] ? Скажи, звук [С] глухой или звонкий? А звук [Ш] ?

7. Связь звуков и букв :

– На что похожа буква С; Раскрась букву С

– На что похожа буква Ш; Раскрась букву Ш

8. Развитие фонематического слуха:

Посмотри сколько у меня есть разных картинок. Вот тебе 2 корзинки, в первую выбирай картинки в которых есть звук [ c ], а во вторую, звук [ш].

9. Дифференциация в слогах – Посмотри , сколько цветов выросло на поляне.

Предлагается прочитать слоги, написанные на цветках, вначале слоги со звуками , которые не получились :

Затем со звуком , на который заменялся :

Теперь с сопоставлением : са-ша, су-шу, со-шо.

10.Физминутка

кто у нас живет в квартире?

(Дети топают на месте)

их могу я посчитать.

(ритмично хлопают в ладоши)

Мама, папа, брат, сестренка,

(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)

кошка Мурка, три котенка,

(наклоняются вправо – влево)

мой щенок, хомяк и я —

Читайте также:
Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

(делают повороты туловища в стороны)

это вся моя семья.

(широко расставляют руки).

11. Дифференциация звука в словах

– А теперь посмотри на эти картинки с изображением мишки и миски.

– Положи красную фишку, где мишка, а синюю – где миска. Назови первую картинку, а теперь вторую картинку.

– Скажи, чем слова мишка, миска, похожи друг на друга? Чем они отличаются?

– Давай попробуем составить составить предложения с этими словами?

(По лесу идет. (мишка) . Кашу едят из. (миски) . На столе стоит. (миска) . В берлоге спит. (мишка) .

12. Звуко-слоговой анализ

– Сколько частей в слове миска? (2) .

– Определи место звука [С] в слове .

– Сколько частей в слове мишка? (2).

– Определи место звука [Ш] в слове.

13. Домашнее задание

1. Придумать по 5 слов со звуком [С] и со звуком [Ш] .

2. Выучить стихотворение :

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

14. Итог занятия

– Какие звуки мы учились различать?

– Расскажи все, что ты знает о звуке [С] ?

– А о звуке [Ш] ?

– Какие слова ты запомнил со звуком [С] ? А со звуком [Ш] ?

– Что больше всего понравилось на занятии ?

Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР

Конспект № 1 логопедического подгруппового занятия для детей ФФНР (6-7 лет)

Тема: Звуки С-Ш

Лексическая тема: «Одежда, обувь»

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Выполнение, развитие артикуляционных движений

2. Развитие речевого дыхания

3. Вырабатывать четкое произношение слогов, слов, словосочетаний;

4. Работать над эмоциональной выразительностью речи;

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Развитие связной речи.

Коррекционно — воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей бережное отношение к одежде, обуви;

Материал к занятию: картинки с изображением предметов одежды со звуками (с), (ш); игрушки котенок, мышонок; вертушки на дыхание; скрепки, пуговицы;

Ход занятия:

I. Организационный момент.

– Ребята, встаньте в круг. Поиграем в игру «Хорошее настроение»

Покажите свое настроение соседу слева, соседу справа.

– Хорошее у вас настроение?

Мы веселые ребята.
Будем весело шагать (шагаем на месте, высоко поднимая ноги)
Подниматься на носочки (подняться на носочки)
И на пяточках стоять (встать на пятки)
Повернемся влево, вправо (руки на пояс, повернуть туловище влево, вправо)
Покиваем головой (сделать кивок головой влево, вправо)
И похлопаем в ладоши (встать прямо)
Раз, два, три, четыре, пять (проговорить 1 -2- 3- 4 — 5)

Упражнение настроения

Покажем «тучку» — нахмурим бровки и «Веселое солнышко» — улыбнулись.

– Ребята, когда показываем тучку, что делаем?

Дети. Нахмуриваем бровки.

– Ребята, а когда показываем солнышко?

Дети выполняют упражнение перед зеркалом.

– Ребята, покажем ветерок – слабый ветерок, сильный ветерок. Подуем на вертушку.

– Надуем шарик, сдулся шарик (вдох носом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом)

II. Тема занятия звуки (с), (ш)

– Возьмемся, ребята, за руки, встанем в круг, поиграем

Присели, произносим звук (с — с – с)

Встали, руки вверх: длительно проговорим – (Ш – Ш – Ш)

1. Упражнения с колечками

– Ребята, проговорим слоги с колечками:

Дети одевают поочередно колечки на пальцы, начиная с большого пальца, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Проговариваем: са – са – са – са – са

Снимаем поочередно колечки: обратные слоги – ас – ас – ас – ас — ас

Колечки поочередно одеваем и проговариваем: ша – ша – ша – ша – ша

Читайте также:
Конспект НОД по теме Предлоги

Затем снимаем, называем обратные слоги: аш – аш – аш – аш – ащ

2. В гостях у нас сегодня мышонок Тишка и котенок Киска.

Мышонок любит слова со звуком (ш), котенок Киска – со звуком (с).

Детям даются предметные картинки «Одежда и обувь».

Дети подбирают картинки со звуком (Ш) – шапка, шарф, штанишки, шубка, рубашка, шнурки.

Котенку картинки со звуком (с) – сарафан, носочки, свитер, кроссовки, сапоги, сандалии.

3. — Ребята, проговорите звуки (с), (ш) в словах

– Поиграем со словами: придумаем слова к словам мышонок, киска.

Шустрый мышонок, шумный мышонок, смелый мышонок;

Пушистая киска, пушистая шерстка, серая шерстка, быстрая кошка.

4. Пальчиковая гимнастика.

– Ребята, поиграем с пальчиками: выполним упражнения:

У кошки – царапки

Мягкие лапки (показ «царапки», «мягкие лапки»)

У мышонка Тишки – острые зубки «показ – пальцами одновременно стучим по столу пальцами»

5. «Угостим Тишку» Развеселим Тишку и Киску.

– Послушайте чистоговорку, затем проговорите.

Мышонок Тишка любит сушки.

В каких словах вы слышите звуки (с), (ш)

Дети. В слове сушки звуки (с), (ш)

– Еще послушаем чистоговорку:

Кошка Киска любит есть из миски и греться на солнышке.

– Назовите слова со звуками (с).

– Чем мы угощали Тишку?

– Что любит Киска?

Дети. Киска любит есть из миски.

Дети проговаривают чистоговорки: кто лучше проговорит?

6. Сегодня, ребята, мы будем делать шерстку кошке из скрепок.

Детям даются скрепки и они их прикрепляют к трафарету.

III. Ребята, что вы узнали на занятии?

Конспект №2 подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ФФНР

Тема: Звуки «с — ш»

Лексическая тема: «Ткани»

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Формирование фонематического слуха

2. Развитие артикуляционных движений

3. Развитие сенсорики.

4. Развитие мелкой моторики

5. Развитие речевого выдоха

  • воспитывать бережное отношение к вещам

Предварительная работа: нарисовать, написать скороговорки со звуками «с», «ш»

Материал: различная ткань, воздушные шарики; тетради, ручки;

Ход занятия:

I. Круг приветствия:

– Ребята, давайте посмотрим, кто –то прислал нам корзиночку.

Давайте посмотрим что же в корзиночке?

– Давайте надуем шарики!

– Вот какие чудесные шары!

– Как мы надували шарики?

– Как сдулся шарик?

– Проговорим вместе: с — с – с — ш – ш – ш

– Какое у вас настроение?

Дети: — Веселое, радостное!

– Ребята, назовите цвета шариков!

Дети. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий

– Давайте скажем цвета настроения:

II. Одежда

1. Посмотрим, что же еще в корзиночке?

– Посмотрим что это за ткань? Потрогаем ручками.

– Легкая, тонкая, прозрачная, цветная, полосатая, однотонная, ворсистая

Дети трогают ткань руками.

– Для чего нужна ткань?

Дети. Из ткани делают одежду.

«Назовите действие» Что делают с одеждой?

Дети. — Стирают, сушат, гладят, складывают, вешают, зашивают, одевают, носят;

2. «Скажи наоборот»

3. — Посмотрите, ребята, какое письмо прислал нам почтальон?

– Что – то здесь написано.

– Кто сможет прочитать?

– Давайте будем учиться читать слоги

– Пойди Саша, найди букву занятия «песенку водички» звук «С»

– Звук «С» — согласный, твердый, глухой

– А, О, У, Ы – гласные

Читаем слоги: СА СО СУ СЫ

4. Работа в тетради: запишите слоги:

Дети записывают в тетрадь: са со су сы ас ос ус ыс

Читайте также:
Комплекс занятий Система работы с неговорящими детьми

Назовите букву: показ буквы (Ш)

– звук (Ш) – твердый согласный, глухой;

– Составьте слоги с гласными: А У О Ы

– Чтение слогов: ША ШУ ШО ШИ

– Запишите в тетрадь слоги: ша шу шо ши аш ош уш ыш

5. К вам пришел Петрушка. Будем заучивать скороговорки:

У Саньки новые сапоги.

– Какой звук спрятался в скороговорке?

– Давайте проговорим. Какой звук я проговариваю длительно?

– Все вместе проговорим, выделяя звук (С)

– Кто проговорит четко, громко, тот и молодец!

– О чем говорится в скороговорке?

Дети. О Саньке. Что у Саньки новые сапоги.

– Еще одна скороговорка.

Логопед. Достает из конверта скороговорку.

Шила шубку, сшила юбку

Шила шапку, сшила шлепку!

Хороша швея Наташа!

– Проговорим, ребята, скороговорку.

– Какие звуки мы проговаривали длительно?

Логопед. Говорим медленно, четко проговариваем звуки (С — Ш)

Логопед. Сейчас проговорим быстро. Затем еще быстрее.

Логопед. Кто, ребята, расскажет Петрушке скороговорку?

Петрушка – веселый сказочный герой. Как мы будем проговаривать скороговорку?

Дети. Будем говорить весело.

III. Коврик из кусочков ткани.

Посмотрите, ребята, какой коврик.

Сегодня мы с вами будем делать коврик из кусочков ткани.

Будем вырезать геометрические фигуры.

Затем выкладывать узор. Приклеивать ткань.

Дети называют виды ткани и вырезывают нужные фигуры.

IV. Оценка работ учеников.

– Что делали на занятии?

Верхозина Валентина Ивановна,
учитель-логопед

Конспект занятия по дифференциации звуков [С] — [Ш] во фразовой речи для детей с ФФНР «Разноцветное путешествие»

Татьяна Петрова
Конспект занятия по дифференциации звуков [С] — [Ш] во фразовой речи для детей с ФФНР «Разноцветное путешествие»

Цель: дифференциация звуков [С] – [Ш] во фразовой речи.

1) упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде;

2) совершенствовать зрительно-пространственное восприятие, закреплять понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;

3) упражнять в звуковом анализе;

1) развивать навык самоконтроля за правильным произношением;

2) развивать фонематический слух;

3) развивать связную речь.

1) продолжать отрабатывать правильное произношение звуков [С], [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, фразовой речи;

2) закреплять умение дифференцировать звуки [С], [Ш].

Оборудование: мнемотаблицы «Звук [С]», «Звук [Ш]», мнемосхема к рассказу «Шарик и Барбос», дидактические игры «Нарядим ёлку», «Разноцветное путешествие», «Дождик», кусочек меха, «Чудесный мешочек», лист с изображением наложенных друг на друга контуров ёлки, собаки, облака, приглашение.

Ход занятия:

1 Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте ребята. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А «чудесный мешочек» поможет нам узнать, к кому мы сегодня пойдем в гости.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Логопед. Во время путешествия вам нужно будет правильно и четко произносить звуки [С] и [Ш], давайте вспомним о них.

2. Автоматизация звука [С]:

а) характеристика звука [С]: согласный, твердый, обозначаем синим кружком;

б) анализ артикуляции по мнемотаблице

Дети. Зубы «заборчиком со щелочкой», губы улыбаются, язык упирается в нижние зубы, воздух холодный, свистит.

Дети. Выполняют упражнение «Насос»:

Наш насос, наш насос

Надувает колесо: С-С-С-С-С

Логопед называет гласный, дети составляют слоги сначала открытые, затем закрытые.

3. Автоматизация звука [Ш]:

а) характеристика звука [Ш]: согласный, твердый, обозначаем синим кружком;

б)анализ артикуляции по мнемотаблице:

Дети. Зубы «заборчиком», губы круглые, язык вверх, воздух теплый, шипит.

Дети выполняют упражнение «Змейка»:

Логопед называет гласный звук, дети составляют слоги сначала открытые, затем закрытые.

4. Дифференциация [С] – [Ш]:

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия для заикающихся детей 5-7 лет ‘Все профессии важны!’

Дети произносят по-одному отраженно за логопедом:

Логопед. А теперь пора узнать, к кому мы пойдем в гости.

Дети достают из мешочка кусочек меха, трогают, подбирают признаки, какой на ощупь.

Логопед. Рассмотрите кусочек меха. Придумайте одно слово-признак, со звуками [С], [Ш], какой мех. (Пушистый).

г) в словосочетаниях

Детям предлагается картинка с наложенными контурами предметов.

Логопед. Здесь спрятались предметы, о которых можно сказать «пушистый», назовите их. (Пушистая ёлка, пушистый пёс, пушистое облако).

Логопед. К ним мы и пойдем в гости. Сейчас мы отправимся в путешествие с помощью карты (игра «Разноцветное путешествие» – квадрат 99, каждый квадрат которого окрашен в определенный цвет)

Покажите левый верхний угол. Какой цветом квадрат? Поставьте палец на этот цвет. Сделайте два шага вправо, один шаг вниз, один шаг влево. На каком квадрате мы оказались?

Логопед. Значит, к какому предмету мы пришли в гости?

Дети. К белому облаку.

Логопед. Сегодня белое облако загрустило, и пошел дождь. В каждой капельке спряталось слово. Если капля упадет вниз, вы придумаете слово со звуком [С], если капля упадет выше, вы придумаете слово со звуком [Ш].

Дети подходят по очереди к облаку, достают из прорези капельки на коротких и длинных нитках, опускают вниз, придумывают слово.

Логопед. Какой сильный дождь прошел, все капельки упали на землю.

Дети выполняют массаж спины с произнесением стихотворения:

Дождик бегает по крыше –

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга).

По веселой звонкой крыше –

(Постукивают пальчиками).

– Дома, дома посидите,–

(Поколачивают кулачками).

Никуда не выходите,–

Растирают рёбрами ладоней.

(Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями).

А уйду – тогда гуляйте…

(Поглаживают ладонями)

Затем поворачиваются на 180 и повторяют массаж, садятся на стульчики

Логопед. Скажем белому облаку «до свидания» и продолжим наше путешествие. Вернемся к нашей карте.

Дети двигают пальчиком по клеткам по указанию логопеда.

Логопед. На какой клетке вы остановились?

Дети. На зелёной.

Логопед. К какому предмету мы пришли в гости?

Дети. К зеленой елке.

Проводится игра «Нарядим елку». К ёлке прикреплены 3 ряда ниточек (гирлянды).

У каждого ребенка набор картинок со звуком [С] или [Ш] в названии.

Логопед. На нижнюю гирлянду повешаем картинки со звуком [С] в последовательности звук [С] в начале [С] в середине[С] в конце.

Дети отбирают картинки со звуком [С] в названии, определяют, где находится звук [С], подходят к ёлке и вешают картинки.

Аналогично выполняют действия с картинками на звук [Ш].

Логопед. Расскажите стихотворение «Елка».

6. Логоритмическое упражнение «Елка».

На ёлочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи и смешные лягушки,

Смешные медведи, смешные олени,

Смешные моржи и сметные тюлени!

На каждое слово дети изображают соответствующее движение. Садятся на место.

Логопед. Продолжаем путешествие.

Дети шагают по клеткам по указанию логопеда, приходят к коричневому цвету.

Логопед. К кому пришли в гости?

Дети. К коричневому псу.

д) во фразовой речи

Логопед. Я знаю историю о коричневом псе, которого зовут Шарик и его друге Барбосе. Послушайте её.

На доску выставляется мнемосхема

Логопед читает рассказ.

В нашем доме живут собаки Шарик и Барбос. Шарик похож на медвежонка – большой, мохнатый. Барбос поменьше. Зимой собаки катают детей на санках. Однажды, когда собаки везли Костю и Сашу, из-за дома выбежали две кошки. Собаки понеслись за ними. Санки упали в снег, а кошки убежали.

Читайте также:
Автоматизация звука (З) в слогах, словах, предложениях - конспект урока

Логопед. Какие слова со звуком [С] вы запомнили? Со звуком [Ш]?

Дети по цепочке пересказывают рассказ, опираясь на мнемосхему.

7. Итог. Оценка деятельности детей.

Логопед. Вам понравилось путешествие? У кого в гостях мы сегодня были? Какое задание понравилось выполнять?

Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

НОД «Закрепление знаний о звуках [Р], [Р’], [Л], [Л’] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л.» Цель:Закрепить знания детей о звуках [Р],[Рь][Л],[Ль] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л. Закрепить умение правильно произносить.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе для обучающихся с нарушением интеллекта по теме:

«Дифференциация звуков С – Ш в слогах, в словах»

Цель: Умение различать звуки С-Ш в слогах, в словах.

1.Закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш].

2. Дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.

3. Определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса обучающихся.

Стимулирование обучающихся к полным речевым высказываниям посредством различных упражнений.

Воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.

Формирование контроля обучающихся за собственной речью.

Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: проектор, тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, цветные карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент:

– Здравствуйте! Внимание! Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок.

Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы.

Чтобы четко произносить звуки, надо потренировать свой язычок. Выполним артикуляционную гимнастику: ( Слайд 2)

Зубы ровно мы смыкаем,

И заборчик получаем…..

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

«Горка». «Киска сердится»

Превратился в кошку

Выгнул круто спинку –

И в постельку лёг.

Язык широкий положи,

А края приподними,

Чашку в рот мы занесём,

Её бока к зубам прижмём.

Красить потолок пора

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Наш маляр работе рад.

«Чистим зубки»

Не темнели чтоб они.

«Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Как лошадка пробегает,

язычок наш тоже знает.

Цок, цок, цок да цок –

Скачет, скачет язычок.

Дыхательная гимнастика:

А теперь мы не спеша

Будем правильно дышать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

(упражнение глубокого вдоха через нос, а выдоха через рот).

Подготовка к введению в тему:

– Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он просит вашей помощи, помогите ему отгадать загадки и назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на занятии.

Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт
(сосулька)

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Выделение первого звука из слов – отгадок (слайд 3).

Определение темы занятия:

Сегодня на занятии мы будем различать «Звуки С-Ш», слышать и проговаривать эти звуки в слогах, в словах. (слайд 4).

Читайте также:
Сказки о Веселом Язычке

Основная часть.

1.Возьмите зеркала и попробуем уточнить правильную артикуляцию звука С.

Давайте посмотрим, профиль звука «С» (слайд 5)

– Какое положение принимают губы при произнесении звука «С»? (губы в улыбке).

– При произнесении звука, где находится язык? (у нижних зубов).

– Если поднести ладони ко рту и произносить звук «С», мы ощущаем?

(холодную воздушную струю).

А теперь про звук «Ш». (слайд 6). Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

2.- Давайте дадим им характеристику: согласный или гласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий (используя сигнальные карточки).

– Предлагаю прослушать звуки, которые издаются в окружающем мире: шуршат на дереве листы, насос свистит. Какие звуки они издают?

3. Игра «Шифровальщик». Незнайка принес телеграмму и просит вас, ребята, ее расшифровать. (слайд 7)

Стрелочка указывает вверх, что нужно произносить звук «ш», а вниз звук «с».

IV. Дифференциация звуков на уровне слога и слова. «Повторяй за мной». Чтение слоговых таблиц (слайд 8)

Проговариваем чистоговорки хором:

СА-СА-СА – под сосной идёт лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем не спеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лисы.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку.

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

VI. Игра на развитие фонематического слуха. Игра «Не ошибись». Перед вами картинки, Обведите зеленым карандашом те картинки, в которых слышится звук «С».

А синим, в котором слышится звук «Ш».

Картинки: сани, мешок, парус, носок, шуба, колесо, машина, цыпленок, труба, мышь, подушка, сосна.

– Какие картинки лишние? (цыпленок, труба)

VII. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: (слайд 9)

VIII. Игра «Посчитаем». (слайд 10)

Незнайка предлагает посчитать предметы от 1 до 5.

1 шапка, 2 шапки и т.д.

1 карандаш, 2 карандаша и т.д.

1 мышь, 2 мыши и т.д.

IX. «Исправь ошибку». Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

X. Итог занятия. Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали?

-Что вам понравилось на занятии?

-Как ты оценишь свою работу? С помощью смайликов. Если ты доволен работой подними – радостного, не совсем справился с заданиями – грустного.

Конспект логопедического занятия для ребёнка 6 – 7 лет с ФФН. Тема:«Поможем звукам [C] и [ Ш ] (дифференциация [С] – [Ш] в словах)»

В разработке представлен авторский конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш с словах. Конспект предназхначен для ребёнка старшего дошкольного возраста с ФФН

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для ребёнка 6 – 7 лет с ФФН. Тема:«Поможем звукам [C] и [ Ш ] (дифференциация [С] – [Ш] в словах)»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад «Солнышко»

индивидуального логопедического занятия

для ребёнка старшего дошкольного возраста с ФФН

Тема: «Поможем звукам [C] и [ Ш ]» (дифференциация [С] – [Ш] в словах)

Тамбовская область, р. п. Мордово

Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С] – [Ш] в словах.

– коррекционно – образовательная: закрепить знания о звуках [С] – [Ш], их правильной артикуляции;

Читайте также:
Зимующие птицы - конспект индивидуального лексико-грамматического занятия

– коррекционно – развивающие: развивать фонематического слуха, мелкую моторику, внимания и мышления; развивать умение заменять существительные местоимениями, указывающими на род предметов;

– коррекционно – воспитательная: формировать контроля за собственной речью.

Оборудование: 6 разрезных картинок (свеча, стул, скакалка, шапка, шарф, шарик), палочка с кругом; счётные палочки; плоскостная фигура поезда, картинки с пассажирами, в названиях которых звуки С и Ш; игра «Он – она – оно – они»; магнитная доска с изображением двух домов (на крыше одного картинка – суслик, а на крыше другого картинка – змея), картинки на магнитах с изображением жильцов, в названиях которых есть звуки С и Ш; три домика из блочного конструктора; раскраски с изображением букв С и Ш.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Учитель – логопед и ребёнок располагаются за столом.

– В стране звуков сегодня что – то произошло. В беду попали два звука. Ты хочешь узнать, каким звукам нужно помочь? (ответ ребёнка) Для того чтобы это узнать нужно выполнить задание.

Игра «Найди половинку». Ребёнок складывает картинки, называет получившиеся предметы (шапка, шарф, шарик, свеча, стул, скакалка)

2. Введение в тему занятия.

– Молодец, назови какие первые звуки в этих словах (С и Ш). Да, верно, как ты уже догадался в беду попали звуки С и Ш. Я предлагаю отправится на помощь этим звукам, согласен? (ответ ребёнка). Но для того чтобы помочь этим звукам, сначала надо вспомнить, что ты о них знаешь.

3. Анализ артикуляции звуков [С] – [Ш].

– Твой ротик – это домик где живут разные звуки. В нём два этажа, первый этаж – это нижние зубы, второй этаж – верхние зубы. Скажи, за какими зубками, на каком этаже живёт звук [C] (ответ ребёнка). За какими зубками живёт звук [ Ш] ? (За верхними). Значит звук [Ш] живёт на каком этаже?(На втором этаже).

4. Основная часть

– Давай, мы потренируем твой язычок. Смотри, какая у меня палочка, как дирижер управляет с помощью палочки оркестром, так и я с помощью этой палочки буду управлять твоим язычком. Как только я покажу палочку кружочком вверх, ты будешь произносить, какой звук? (Звук Ш). Если я опушу кружок вниз, то ты произносишь, какой звук? (Звук С). Итак, будь внимательным. Игра проводится 20 – 30 секунд.

– Твой язычок стал послушным? (Ответ ребёнка). Внимательно меня послушай и повтори: чок – чок – чок, стал послушным язычок (ребёнок повторяет чистоговорку). Вот теперь мы смело можем отправиться на помощь попавшим в беду звукам.

Учитель – логопед и ребёнок встают из – за стола.

– Страна звуков волшебная и попасть в неё нам тоже поможет волшебство. Давай закроём глаза. Вокруг себя ты повернись и в стране звуков окажись.

Логопед и ребёнок подходят к столу.

– В стране звуков от одной станции к другой движется волшебный поезд. Едет он по железной дороге. Но посмотри, что, же здесь произошло? (Сломаны рельсы). Давай отремонтируем испорченный участок железной дороги.

Ребёнок из счётных палочек выкладывает железную дорогу.

Молодец, теперь дорога в порядке. Только, смотри, вагоны поезда пусты, а пассажиры стоят на станции и не знают, в какой вагон им нужно сесть. Помоги им выбрать нужный вагон. В первом и во втором вагонах поедут пассажиры, в названиях которых есть звук [C], а в третьем и четвёртом, те, в названиях которых слышится звук [Ш] (ребёнок выполняет задание, логопед контролирует и при необходимости помогает).

Читайте также:
Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с ОНР

– Пассажиры разместились по местам, на станции остался, только один медведь, его зовут Саша. В его имени слышится и звук [С] и звук [Ш] Как, ты думаешь, куда его нужно поместить, кем он будет? (Он будет машинистом). Мы помогли пассажиром на этом станции, отправимся на следующую, там тоже нужна помощь. Поезд увёз пассажиров, а мы отправимся пешком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело шагать,

Будем весело шагать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Руки вверх, руки вниз,

И станции мы добрались.

Движения в соответствии с текстом.

Логопед обращает внимание ребёнка на вторую станцию.

– Пассажиры на этой станции просят помочь им разместиться по домикам. В первом домике должны быть те жильцы и предметы, про которые мы можем сказать «она», во втором – те, которые можем назвать словом «он», в третьем, те о чём можем сказать – «они», а в последнем домике размести, то о чём можно сказать «оно». Ребёнок размещает картинки по домикам.

– Молодец. Смотри, эти пассажиры вышли на своей станции, но тоже не могут понять, кто в каком из этих домов будет жить. Смотри на крыше этого домика кто? (Змея). Что она умеет делать? (Змея умеет шипеть). Да, змея шипит, [Ш] её любимый звук, значит в этом домике будут жить те жильцы, в названиях которых есть звук [Ш]. На крыше этого дома изображён кто? (Cуслик). Какой любимый звук у него? (Ответ ребёнка). Суслик у нас дружит со звуком [С], значит, кого мы поселим в его домик? (Жильцов в названиях, которых есть звук [С]). Ребёнок называет жильцов, определяет, какой звук есть в название, и помещает картинки в нужный домик.

– Молодец, вот мы и помогли навести порядок в стране звуков. Нам пора возвращаться в детский сад. Давай закроем глаза. Вокруг себя мы повернулись, и в детский садик свой вернулись.

5. Итог занятия.

– Мы сегодня с тобой в стране звуков побывали, скажи каким же звукам мы помогали? (ответы ребенка) Что тебе больше всего понравилось делать? (ответы ребёнка) Ты сегодня большой молодец, помог звукам [С] – [Ш] и по настоящему с ними подружился. Звуки благодарят тебя за помощь и приготовили для тебя сюрприз – свои портреты. (Раскраски с изображением букв С и Ш).

Звуки С-Ш – конспекты для ФФНР

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения с детьми старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопункта

Тема: Дифференциация звуков С и Ш

Автор: Жук Марина Константиновна,

учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Цель :

  • Учить различать звуки С и Ш на слух, выделять в слогах, словах, фразе; правильно характеризовать звуки.
  • Развивать фонематический слух, продолжать формировать навыки звукового анализа. Развивать связную речь, логическое мышление, графические навыки.
  • Воспитывать навыки самоконтроля за произносительной стороной речи.

Оборудование : кукла Бяка Задавака, веера с символами артикуляционных упражнений, характеристики артикуляции звуков на магнитах, картинки предметов на звуки С и Ш, 2 собаки игрушки, фишки для звукового анализа, экраны для письма, кубики с символами артикуляционных упражнений.

Читайте также:
Организация ранней помощи детям с ТНР в ДОУ
Ход занятия:

1​ Артикуляционная разминка.

– Ребята, наша Бяка Задавака хочет проверить, помните ли вы её упражнения. Кукла Бяка Задавака показывает артикуляционные упражнения, дети повторяют, произносят названия упражнений, находят их на веерах.

2​ Постановка цели занятия.

– Ребята, к нам сегодня пришли в гости 2 собаки. Дети читают клички собак (Салли и Шарик), определяют 1-ый звук в кличке собак (С и Ш). Логопед подводит к теме занятия: – Сегодня мы с вами будем говорить о звуках С и Ш

3​ Уточнение артикуляции. Логопед совместно с детьми определяет положение органов артикуляционного аппарата. Дети выставляют картинки символы на магнитах на доску (губы, язык, ветерок, голосок). Определяют, сходство и различие звуков.

4​ Игра «Будь внимателен». На С – присесть, на Ш – подняться на носочки.

5​ Игра «Эхо».Дети повторяют за логопедом слоги с оппозиционными звуками:

СА- СА- ША СЫ – ШЫ – СЫ ШУ –СУ- ШУ ША – ША – СА

ША – СА – СА СА – ША – СА СО – ШО –СО СУ – ШУ – ШУ

6​ Игра «Подари картинки Салли и Шарику». Дети произносят названия предметов на картинках, определяя в них звук С или Ш.

7​ Динамическая пауза. Речь с движениями.

Шли по крыше три кота, (идут по кругу)

Смотрят в небо три хвоста. ( руки вверх)

Сели киски на карниз, (присесть на корточках)

Посмотрели вверх и вниз ( движения головой вверх – вниз)

И сказали три кота: (руки поочередно приставлять ко лбу)

«Красота, красота !» (ритмичные хлопки в ладоши)

8​ Звуковой анализ.

– Ребята, отгадайте: Что защищает от пуль голову солдата? (Каска)А что обычно дети кушают на завтрак в детском саду? (Кашка) Давайте выложим эти слова на доске фишками, а затем, напишем на экранах буквами. – Чем отличаются слова?

9​ Составление предложений со словами.

– А теперь мы придумаем предложения со словами КАШКА и КАСКА и тоже подарим их Салли и Шарику.

10​ Придумывание сказки о язычке.

– Что-то загрустили наши гости. Чем их можно развеселить? (ответы детей). А давайте придумаем нашим друзьям сказочку о язычке и покажем. ( Составление сказки на кубиках, 3- 5 упражнений)

11​ Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

12​ Сюрпризный момент. Подарки от Салли и Шарика.

Методика работы по составлению схемы слова

Методика работы по составлению схемы слова. Статья может быть полезна родителям и начинающим логопедам.

После того, как ребенок научился слышать гласный на фоне односложных слов, упражняемся в составлении схемы слова.

Использую методику Гребенкиной, заменив цвет символов.

Слоговая структура и звуконаполяемость слов для полного анализа очень важны.

Начинаем работу с анализа слов типа «мак», «дом», «лис».

На примере слова «ЛИС»:

– Произнеси слово медленно, по частям (складам) ЛИ С.

– На сколько частей «распалось» слово?

– Сколько звуков в первой части? Во второй?

– «Напиши», нарисуй в воздухе.

Слияние – дуга. Звук вне слияния – точка.

– Нарисуй в тетради (на фронтальном занятии – на доске).

– Наметь точки внутри дуги (2 звука – 2 точки).

– Можем уже сказать, сколько всего звуков в слове? (3 точки – 3 звука).

– Послушай и скажи, какой гласный звук «живет» в слове «И»? На котором по счету месте? (На втором) Раскрась его «домик» красным цветом (красный кружок).

Читайте также:
Совершенствование связной речи старших дошкольников с ОНР средствами сюжетной видеозаписи

– Послушай и скажи, есть ли в слове «ЛИС» мягкие согласные звуки? (-ЛЬ). Расскажи о нем. (согласный, мягкий, звонкий). Объясни, почему мы называем его звонким? (есть голос). Проверка: ладонь на горлышко или ушки закрыть.

Примечание: Для выбора гласной буквы обозначение звонкости-глухости на схеме не нужно, так как дети ориентируются только на мягкость-твердость согласного (на схеме зеленый и синий цвет). А вот для обучения полному фонематическому анализу это обязательно.

В речевой группе мы делаем схему слова в первую очередь, чтобы научить хорошо говорить:

– Найди и обозначь «домик» звука «ЛЬ» — зеленый, не закрашенный кружок.

(Звонкие звуки – не закрашенные кружки-колечки)

– Какой твердый согласный звук «живет» в слове? (-С) Расскажи о нем: согласный, твердый, глухой. Объясни, почему ты думаешь, что он согласный? (Во рту есть преграда для воздуха). Объясни, почему ты думаешь, что он звонкий? (Голосовые связки работают, есть голос)

– Назови по порядку все звуки в слове «ЛИС». (-ЛЬ -И -С) Подпиши буквы.

На примере слова «ЖУКИ».

– Произнеси слово медленно, по частям: ЖУ КИ.

– «Напиши» в воздухе. (Две дуги)

– Напиши в тетради.

– Наметь точки внутри дуги. Можешь уже сказать сколько всего звуков в слове? (четыре)

– Послушай и скажи, какие гласные звуки «живут» в этом слове. (-У, -И). Найди на схеме и раскрась их «домики» красным цветом.

– «Позови» жуков (слово) издалека: жукИ. Какой гласный звук сильнее выделили голосом? По какому звуку «Ударили» голосом? (-И) Поставь ударение на схеме.

– Раздели слово на слоги: говори и хлопай на гласный звук. Сколько получилось слогов? Какой первый? Какой второй? Отдели вертикальной чертой на схеме первый слог от второго.

– Есть ли в слове мягкие согласные звуки? (-КЬ). Расскажи об этом звуке. Найди и обозначь его «домик» (зеленый закрашенный кружок).

– Какой твердый согласный «живет» в слове «ЖУКИ»? Расскажи о нем, найди его «домик» и раскрась (синий не закрашенный кружок)

– Назови звуки по порядку. (-Ж -У -КЬ -И). Подпиши буквы.

Примечание: Во время деления на слоги надо помнить, что слог – это толчок воздуха и разделить на слоги можно только произнесенное слово.

В русском языке все слоги стремятся к открытости. Слоги: МАР-КА, МАЙ-КА, БЕЛ-КА (сонорный присоединяется к первому слогу), но ВЕ-ТКА, МА-СКА дети обычно отхлопывают правильно.

Иногда деток учат составлять схему слова как бы «нанизывая» звуки одни за другим: называют звук и обозначают символом последовательно. Опыт работы показывает, что потом дети пишут, диктуя побуквенно, а это ведет к нарушениям письма. Перед тем, как писать, ребенок должен «охватить», проанализировать все слово и диктовать по частям:

С – Т – РО – Й – КА

При диктовке по слогам речевые дети часто «теряют» буквы при стечении согласных, пропуск гласных, обычный для всех детей в начале обучения, тоже затягивается.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: