Звуки (л’) – (й) – конспект занятия

Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л’] – [й]«

Подгрупповое занятие по дифференциации звуков [л’] – [й] на слух и в произношении (лексическая тема животные).

Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня

Тема: Тема: Звуки [л’] – [й]

Цель: дифференциация звуков [л’] – [й] на слух и в произношении (лексическая тема животные)

– учить характеризовать звуки [л’], [й] опираясь на артикуляцию;

– учить дифференцировать звуки [л’] – [й] в слогах, словах, предложениях;

– развивать общую, мелкую и артикуляцион​ную моторику детей;

– развивать фонематический слух, внимание, восприятие, мышление, память;

– формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, активности;

– воспитывать самоконтроль за дифференцируемыми звуками.

Оборудование: карта, корабль, зеркала, стрелки, карточки с направлением стрелок, цвет​ные фишки для обозначения звуков, демонстрационные картинки, домики для звуков, раскраски, цветные карандаши.

Профессии: ветеринар, врач, капитан, матрос, водолаз, рыбаки

Животные: кот, лиса, ёж, лев, лебедь, моль, муравей, воробей, попу​гай, волчица, медведица, кит, осьминог, медуза, корова, и волчица, жучок, червячок, медведица

Существительные: корабль, компас, стрелка, фонтан, скалы, пираты, препятствие, горизонт, больной, кисель, медаль, даль, бой, боль, лёд, йод, юг, люк, лямка, ямка, тополь.

Глаголы: плыть, отплыть, доплыть, лечить, приходить, приехать, спасти, глядеть, дать, топать, ехать, подъехать, объехать, поехать.

Прилагательные: добрый, опасный, длинный, короткий, огромный

Наречия: вниз, вверх, дальше, скучно, тоже, перед

Предлоги: из-под, в на

Синонимы: врач – доктор; осьминог – спрут, излечить – исцелить

Антонимы: длинный – короткий, низ – верх

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Послушайте внимательно и отгадайте загадки:

Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой? (Кот)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее — … (Лиса)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)

– Кот, лиса, ёж. Как можно назвать их одним словом? (Животные)

II.​ Основная часть.

1. Объявление темы занятия

– Ребята, к нам на занятие пришел сказочный герой. Угадайте, как его зовут?

…Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица.
Всех излечит, исцелит добрый доктор …(Айболит)

– Ребята, какая профессия у Доктора Айболита? (Ветеринар)

– Ветеринар лечит животных. А кто лечит людей (Врач, доктор)

Появляется письмо. (Письмо написано на бумажном самолетике)

«…»Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»…

– Я отплываю в Африку. Путешествие опасное Мне нужны помощники: капитан корабля и матросы.

– На корабль я возьму тех, кто хорошо слышит. Послушайте внимательно и повторите: бой – боль. Чем отличаются слова? ([л’] – [й])

– Послушайте внимательно и повторите: моль – мой. Чем отличаются слова? ([л’] – [й])

– Мы сегодня будем различать звуки ([л’] – [й])

2. Артикуляция и характеристика звуков.

а) Анализ артикуляции звука [л’].

– Произнесите звук [л’], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите, как правильно произнести звук [л’]

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

– Какой звук [л’]? (Согласный, звонкий, мягкий.)

б) Анализ артикуляции звука [й].

– Произнесите звук [й], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Дети анализируют произношение звука. Кончик языка прижат к нижним зу​бам.

Звук [й] быстрый, отрывистый, короткий.

— Какой звук [й]? (Согласный, всегда мягкий, звонкий.)

Проверку прошли все. Отправляемся в плавание.

3. Дифференциация звуков [л’] – [й] на слух и в произношении.

–А вот и первое препятствие – скалы. И компас сломался. Корабль дальше плыть не может. Нужно выполнить задание.

а) – Если стрелка смотрит вниз, какой звук мы произносим [й], а если вверх [л’] (направление стрелки задает кончик языка).

Дети произносят звуки [й] или [л’] глядя на направление стрелки.

б) – А сейчас я буду называть звуки, а вы показывайте рукой где у вас находится кончик языка (вверху–внизу)

Молодцы! Мы справились с заданием. Плывем дальше.

4. Дифференциация звуков [л’] – [й] в слогах и в словах

– Внимание! На горизонте пираты! Нужно выполнить следующее задание.

а) Я вам раздаю зеленые фишки. Если услышите звук [й], покажите зеленую фишку. Повторите, какой звук нам нужен? ([й])

Оль, ой, аль, ай, лу, ю, лё

б) Я буду называть слово, а вы – значение этого слова:

даль – далекое место

дай – просьба отдать что-либо

бой – сражение войск, армий

боль – болевые ощущения

моль – маленькая бабочка

мой – принадлежащий мне

лёд – замерзшая вода

йод – лекарственное противовоспалительное, ранозаживляющее средство

Читайте также:
VI конференция Российской ассоциации дислексии

юг – сторона света (противоположная севру) где тепло

люк – закрывающееся отверстие, например на палубе корабля

лямка – широкая полоса ткани, перекидываемая через плечо для переноски тяжестей.

ямка – маленькая яма

тополь – высокое дерево

в) А теперь, я буду называть слово, а вы звук [ль] замените на звук [й] и наоборот.

Молодцы! Плывем дальше.

–На пути у нас какой-то фонтан. Кто любит пускать фонтаны в море? (Кит)

Скучно киту одному плавать. Давайте развеселим его.

5. Физминутка «Кит». Движения по тексту.

Вышли в море рыбаки,-
Где-то в море рыба-кит.
И глядят из-под руки,
Где огромный синий кит?
Синий кит лежит на спинке
На волнах, как на перинке,
Закрутив китовый ус.
А вокруг полно медуз.
С. Галс

Кит хочет поиграть с нами.

6. Закрепление произношения звуков [л’] – [й] в предложении.

аль – аль – аль – где моя медаль

Ой – ой – ой» – стонет мой больной.

Ель – ель – ель – дам ему кисель.

Лю –лю — лю – маму я люблю.

– До свидания рыба-кит

Молодцы! Мы справились с заданием. Плывем дальше.

7. Закрепление дифференциация звуков [л’] – [й]

— Ребята, у нас на пути водолазы увидели огромного спрута. Как можно его назвать по другому? (осьминог). Он тоже просит выполнить задания:

а) Каждую картинку поселить в свой домик. Перед вами картинки. Возьмите по одной и назовите ее (лев, лиса, лебедь, моль, муравей, воробей, попу​гай, ёж).

– Петя, назови свою картинку (лев). Куда ты ее отнесешь, в домик звука [л’] или в домик звука [й] ? И т.д.

б) Лишнее словечко. Дети выстраиваются друг за другом. Сначала слова называет логопед

Даль, дай, дай, дай

Дети называют лишнее слово.

Далее, дети по очереди называет картинки, предложенные логопедом, остальные стоят спиной, слушают и называют лишнее слово.

Лёд, лёд, йод, лёд
Юг, юг, юг, люк
Галька, гайка, галька, галька

Молодцы! Справились с заданием. Ребята, мы доплыли до жаркой Африки.

8. Дифференциация звуков [л’] – [й] в тексте

– Все, кто сходит с корабля на берег, должны сказать пароль:

Мы ехали, ехали,
К яме подъехали,
Яму объехали
И дальше поехали.

III. Итог занятия.

– Животные приготовили для вас раскраски. Раскрасьте только те предметы, в названии которых есть звук [л’].

НОД по обучению грамоте «Звуки [Й]-[Л’]. Буквы Й-Л»

Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте «Звуки [Й]-[Л’]. Буквы Й-Л»

НОД по обучению грамоте. Звуки “Й” – “Ль”. Буквы “Й ” – “Ль”

– закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «Й» «Ль»;

– формировать номинативную лексику по теме «Домашние животные»;

– автоматизировать у детей звук «Й» «Ль» в слогах, словах;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать внимание, память, мышление;

– воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

– воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность

при выполнении заданий.

Оборудование: карточка – фонарик зелёного цвета, символы – звуков,

кассы, предметные картинки со звуком «Й» «Ль», картинка – лимон,

буква – Л.

Ход: I. Организационный момент.

Какое слово лишнее?

Майка – юбка – линейка; Яблоко – тыква – груша;

троллейбус – собака – автобус; лопата – тарелка – сахарница;

капуста – лимон – банан; шкаф – матрёшка – стол; самолёт – змей – машина

мишка – пирамидка – портфель; сосна – тюльпан – мак;

лиса – коза – волк; тополь – ива – сирень; стрекоза – муха – ласточка;

журавль – скворец – воробей; балалайка – гитара – лейка;

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,

Шея не напряжена, а расслаблена.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Раз, два, три – ты кругом смотри.

2. Развитие общей моторики.

Два щенка щека к щеке / Руки сложить ладонями

Щиплют щетку в уголке /друг к другу: к правой,

/ а затем левой щеке.

А у щётки половой / Руки поднимать вверх и

Палка есть над головой. / соединять над головой.

Палка – щёлк щенков с плеча. / Хлопок по плечам.

Два щенка ушли пища. / Повернуться вокруг себя.

3. Развитие мелкой моторики. «Пять телят».

Этот телёнок пьёт молоко. / Руки зажаты в кулачки.

Этот телёнок ушёл далеко. / Пальцы раскрываются,

Этот телёнок траву жуёт / начиная с мизинца.

Этот телёнок копытами бьёт;

Читайте также:
Учебно-методический план работы по преодолению нарушений письма, обусловленных ОНР

Этот телёнок мычит: «Му – му – му!

Все разошлись! Скучно мне одному!»

4. Развитие мимических мышц.

До чего красив венок: – Радость.

Ромашки, незабудки! … – Веселье.

На цепи сидит щенок – Грусть.

У собачьей будки. – Огорчение. 5. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

Не ленись, покажись (на счёт 1, 2, 3, 4 ,5)

Расслабляйся спинка: кя – кя – кя,

Серединка: пя – пя – пя,

Кончик: тя – тя – тя,

А теперь спокойно вниз,

За зубами удержись (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

Язык чашечкой сложи,

Так немного подержи (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

В барабан язык играет: Т – Т – Т, Д – Д – Д;

Наших деток вспоминает: Т – Т – Т, Д – Д – Д;

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Работа в кассах: УХ, УХО; УХА, ХА.

КОТ – КИТ; ТУК – ТАК – ТИК.

2. Картинка – ЛИМОН. – Выделение первого звука в слове.

Какой звук вы услышали? (Звук «Ль».)

При произношении звука «Ль» губы принимают положение

Зубы на расстоянии друг от друга.

Кончик языка упирается в бугорки.

Характеристика звука «Ль» – согласный, мягкий, звонкий, переднеязычный.

– картинки со звуком «Ль»

3.Показ картинок: майка, зайка, змей, и т. д.

– Какой звук вы слышите во всех этих словах? (Звук «Й»).

– О каком звуке ещё пойдёт сегодня речь? (О звуке «Й»).

– Сегодня мы будем учиться различать звуки «Ль» и «Й».

Характеристика звука – Звук «Й» согласный, мягкий, краткий, звонкий.

Звук «Й» бывает только после гласного звука.

IV. 1. Игра «Доскажи словечко». Я буду называть начало слова, а вы

добавите звук – ЛЬ.

Меда – (ль, шме – (ль, со – (ль, бо – (ль, пы – (ль, да – (ль,

ша – (ль, мо – (ль, но – (ль, то – (ль, караме – (ль).

2. Игра «Запомни и повтори»

ай – ля – ля; ле – ле – йе; лю – йю – лю; ля – лё – лю – ли;

аль – оль – уль – иль;

3. Игра «Фонарик»(зелёного цвета).

Дети дают сигнал, услышав слово со звуком «Ль»:

Лена, Юра, ёжик, Лёва, лев, лимон, юбка, Люба, листья, ёлка, юла, маяк.

Чтоб красиво нам писать

Надо глазки упражнять.

Вместе пальчики сведём,

И гимнастику начнем,

А потом по кругу. Да?

Разбежались кто куда!

VI. Связь звука с буквой.

Как называется домик для звука «Ль»? (Буква «Л». Так же как и для

звука «Л»).

VII.Пересказ рассказа: «Валя помогает маме».

(по сюжетной картинке) – 3- 4 пересказа.

Валя помогает маме. Она моет окно. Алик и Лёва копают ямы. Тут будут ели и липы.

VIII. Скороговорка – выполнение действий по тексту.

Ехали мы ехали, до клёна доехали, клён мы объехали и домой поехали.

Ехали мы ехали, до липы доехали, липу мы объехали и домой поехали.

IX. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи.

Поиграем в игру «Кто у кого?»

У собаки – щенок. У кошки – котёнок. У овцы – ягнёнок.

У лошади – жеребёнок. У козы – козлёнок. У кролика – крольчонок.

У свиньи – поросёнок.

IX. Итог занятия и оценка работы детей.

Какие звуки учились различать?

Дать характеристику звука «Й» и звука «Ль».

Чем они похожи? Чем отличаются?

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: • Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. • Создавать.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков “Г”, “Гь”. Задачи: коррекционно-образовательные: – научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Закрепление звука [д][-д’], буквы Д, д Задачи: • Активизировать и актyaлизировать словарь по теме «космос»; • совершенствовать навык звуко – буквенного анaлиза слов; • дифференцировать.

Конспект организованной деятельности по обучению грамоте «Звук [о]. Буквы О, о» Конспект организованной деятельности по обучению грамоте Тема: Звук [о]. Буквы О,о. Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом.

Конспект урока. Обучение грамоте. 1 класс. Тема «Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п» Тема: “Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п”. Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами П, п,.

Читайте также:
Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе на тему: Автоматизация сонорного звука (л) в предложениях

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» Тема: «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л» Цель: Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах, познакомить с буквой Л. Задачи:.

Конспект занятия по обучению грамоте и письму «Звуки [ш]-[ж]. Буквы Ш Ж» Технологиялы картасы/ Технологическая карта/ Дата: Блім /Раздел/: Основы грамоты и письма Таырып /Тема/:.

НОД по обучению грамоте: «Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, У, Э, Ы» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [у], [э]. Задачи: Образовательные:.

НОД по обучению грамоте «Гласные звуки «А, У, О, И, Э» и буквы «А, У, О, И, Э» НОД по обучению грамоте. Гласные звуки “А, У, О, Э” и буквы “А, У, О, И, Э”. Цели: коррекционно- образовательные: – формировать у детей.

Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [З]-[З’], [С]-[С’]. Буквы З, С. (программа Колесниковой Е. В.) Занятие по обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в Азбукоград» Тема: Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы З, С. Чтение слогов, слов. Задачи:.

Конспект логопедического занятия “Звуки [л’] – [j]. Буквы Л – Й”

Цель: дифференцировать звуки [л’], [j].

Задачи:

  • закреплять знание норм артикуляции звуков [л’] – [j];
  • учить давать сравнительную характеристику звуков [л’] – [j];
  • учить дифференцировать звуки [л’] – [j] в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • учить согласованию местоимений с существительными.

Оборудование: изображение львенка и ежа, зеркала, слоговая таблица, карандаши, ручки, тетради, мяч текст рассказа “Львенок и ежонок”.

Ход занятия

Организационный момент

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Львенок и ежик)
– Львенок и ежик принесли вам свои любимые звуки и буквы. Угадайте их.
– У Львенка и ежика они стоят первыми в их именах? ([л’], [j])

Артикуляция гимнастика

Учитель-логопед: Начнем мы наше занятие с артикуляционной гимнастики.

  1. Упражнения для губ: “Птенчики”.
  2. Упражнения для языка: “Чашечка”, “Болтушка”.

Характеристика звуков [л’] – [j]

Учитель-логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Звук [л’] – согласный, так как есть преграда – язык, мягкий, звонкий. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы. Спинка языка прогнута. Воздушная струя слабая, теплая, выходит по бокам языка.
Звук [j] – согласный, краткий. Бывает только после гласного звука.

Основная часть

Дифференциация звуков [л’] – [j]

Учитель-логопед диктует звуки, а обучающиеся рисуют стрелочки: стрелочку вверх услышав звук [л’], а вниз звук [j].

– Подпишите под каждой стрелочкой букву.
Чтение слогов по слоговой таблице

Дидактическая игра “Измени слово”

Юбка – Любка, йод – лед, мой – моль, юг – люк, поет – полет, галька – гайка, койка – Колька, роль – рой.

Загадки
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец. (Яйцо)

Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные . (Блины)

В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: “Выбирай,
Кого любишь, …!” (Каравай)

Мы с изюмом, миндалем
Их на пасху испечем.
А лепить их во дворе
Тоже любо детворе. (Куличи)

Вы припомните скорей,
Кто источник сухарей? (Хлеб)

Ягоды в сметане
Для Вани и для Мани. (Йогурт)

В рекламе хвалят все его
И заправляют им хозяйки
Новогодние салаты. (Майонез)

Дидактическая игра “Прятки”

Учитель-логопед: Выберите картинки (картинки предыдущего занятия) для Львенка и ежика. Определите, где спрятались их любимые звуки, в начале, середине, конце?
Работа в парах.

Физкультминутка

Мы руками: хлоп – хлоп – хлоп
Мы ногами: топ – топ – топ
Кулачками постучим
Сядем помолчим.
Имена собственные

Учитель-логопед: Прочитайте имена: Юля, Оля, Майя, Валя, Эля, Аля, Тая, Ляля, Лиля, Лиза, Люба, Толя, Леша, Леня.
– Назови полные имена: Оля, Валя, Лиля, Лиза, Люба, Толя, Алеша, Леня, Коля, Вася.

Дидактическая игра с мячом “Мой, моя, мои, мое”

Учитель-логопед: Назовите только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои, мое). (Составьте словосочетания по образцу. Образец: мой шиповник…)
Картинки: майка, зайка, сарай, змей, герой, край, лейка, мотыльки, листья.

Пересказ рассказа “Львята и ежик”

Логопед читает рассказ “Львенок и ежонок” с установкой на запоминание.

Львята и ежик
Гуляли львята на полянке и услышали, что в яме у сарая кто-то плачет. Подошли они к яме, а там маленький ежик. Помогли львята выбраться из ямы, положили его на полянку. А ежик испугавшись свернулся в клубок и покатился в ельник!

Обучающиеся пересказывают рассказ.

Читайте также:
Логопедический массаж, эффективность применения логопедического массажа

Итог занятия

– Молодцы, ребята! Вам понравилось играть с нашими гостями?
– Пора прощаться с ежиком и львенком, но на прощание скажите, с какими звуками мы сегодня работали?

– Что это за звуки?
– Где находится язычок при произношении звука [j]?
– А при произношении [л’]?

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_zanyatie_-_differentsiatsiya_zvukov_l-y._bukvy_ly.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад комбинированного вида №53 «Чебурашка»

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Ль-Й.

в подготовительной к школе логопедической группе.

Учитель-логопед: Старикова Е.К.

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й».

  • Дифференциация звуков «Ль-Й»;
  • Закрепление знания пройденных букв «Л», «Й».

Коррекционно-образовательные: – Закрепление правильного произношения звуков «Ль» и «Й»; Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Закрепление знания пройденных букв; Закрепление навыка чтения слогов, слов, предложений с данными буквами.

Коррекционно-развивающие: – Развитие артикуляционной моторики; – Развитие фонематических представлений; – Развитие психических процессов; – Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; – Развитие моторики, координации движений.

Коррекционно-воспитательные: – Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; – Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Предметные картинки, картинки «Домики», карточки с картинками для звукового анализа, прописи, пособие – конверты, цветные карандаши, простые карандаши, карточки с изображением букв Л , Й; счетные палочки, зеркала, волшебный мешочек с картинками, мяч.

1. Организационный момент: Учитель-логопед встречает детей в группе.

Учитель-логопед : Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом:

«Здравствуй, здравствуй, не зевай

И ладошки нам давай . (Дети берутся за руки)

Вместе с солнцем мы встаем, (Поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поем. (Имитируют полет птиц)

С добрым утром, с ясным днем! (Хлопают в ладоши, топают ногами)

Вот как здорово мы живем!» (Показывают большой палец)

Дети, прошу вас повторить правило чистой речи.

Каждый день, всегда и везде:

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

А сейчас друг к другу повернитесь

И скорее улыбнитесь.

А теперь тяните губки

Мы увидим ваши зубки.

И нисколько не устанем.

А теперь ваш язычок-это кисточка, а нёбо потолок.

Красит нёбо кисточка за мазком мазок.

Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок.

Пя-пя-пя, – отдыхаем все, друзья!

Учитель-логопед предлагает детям присесть на ковер.

2. Основная часть занятия:

Учитель-логопед : Ребята, я предлагаю вам пропеть веселые песенки-чистоговорки. Сначала вы внимательно меня слушаете, затем повторяете за мной:

Аль-аль-аль-ай-ай-ай оль-оль-оль-ой-ой-ой иль-иль-иль-ий-ий-ий эль-эль-эль-эй-эй-эй

Учитель-логопед : Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки встречались в песенках-чистоговорках чаще других.

Дети: Это звуки «Ль-Й».

Учитель-логопед : Сегодня на занятии мы снова будем вспоминать правильное произношение этих звуков, их характеристику и обозначение; будем учиться различать звуки «Ль-Й»; вспомним их символы.

Далее учитель-логопед с детьми вспоминают

  • артикуляционную позу звуков :

— губки слегка в улыбке;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

— горлышко «работает, звенит».

— губки слегка в улыбке;

— кончик языка за нижними зубками, спинка приподнята к твердому небу;

— горлышко «работает, звенит».

  • характеристику звуков :

Звук «Ль» – согласный, мягкий, звонкий.

Звук «Й» – согласный, мягкий, звонкий.

  • обозначение звуков :

Обозначаются квадратом зеленого цвета .

Учитель-логопед : Дети, сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Поймай звук». Попрошу вас закрыть глаза и внимательно меня послушать. Если вы услышите звук «Ль», хлопаете в ладоши. Если вы услышите звук «Й», топаете ногами. Будьте внимательны.

Далее учитель-логопед предлагает сесть на ковер и поиграть с «волшебным мешочком».

Учитель-логопед : Ребята, вы будете по очереди опускать руку в мешочек и доставать по одной картинке. Далее вам необходимо рассмотреть картинку, назвать ее и определить звук («Ль» или «Й») и его позицию, который слышится в ее названии.

Учитель-логопед благодарит всех ребят за активное участие.

Учитель-логопед : Объявляется физкультминутка:

Раз, два – все вставайте, Три, четыре – приседайте, Пять, шесть – повернись, Семь, восемь – улыбнись, Девять, десять – не зевай, Свое место занимай. (Учитель – логопед предлагает детям сесть за столы).

Учитель-логопед : Молодцы! А теперь ребята, положите перед собой карточки с изображением двух картинок, которые лежат у вас на столах. Назовите картинки.

Дети: Это лес и чай.

Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо выполнить?

Дети: Нам необходимо выполнить звуковой анализ этих слов и раскрасить кружки под картинками.

Дети выполняют звуковой анализ слов ЛЕС и ЧАЙ с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.

Учитель-логопед: Дети, мы с вами знаем, что у звуков есть символ. Кто из вас напомнит его название?

Учитель-логопед: Да, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о буквах и угадайте их :

Она уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у этой буквы , не так ли?»

Дети: Это буква «Л» (выставляется демонстрационная карточка)

Это буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая на ее плечах сидит

Наверху у нее – кавычка,

Словно маленькая птичка.

Дети: Это буква «Й» (выставляется демонстрационная карточка)

Дети совместно с учителем-логопедом рассматривают образы букв и вспоминают – из каких элементов они состоят с последующим их выкладыванием из счетных палочек.

Затем учитель-логопед предлагает детям положить перед собой картинки. которые лежат на столах, внимательно их рассмотреть, найти буквы Л, Й среди разных предметов и заштриховать их карандашом зеленого цвета.

Учитель-логопед: Мне кажется, что мы устали. Поэтому объявляется минутка отдыха.

Сколько пальчиков у нас?

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Да, девятый он такой!

Сколько пальчиков всего?

– Ровно десять! О-го-го.

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

Учитель-логопед помещает на доску «Чудо-дерево» с закрепленными на нем слогами: ли, па; чай, ка; по,ля; лей, ка.

Учитель-логопед: Ребята, обращаю ваше внимание на доску.

Как у наших у ворот

А на листочках дерева – слоги. Попробуйте составить из этих слогов слова.

Дети выполняют задание с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.

3. Заключительная часть.

Учитель-логопед : Какие звуки и их символы вспоминали?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед : Ребята, что вам понравилось? Что больше всего заинтересовало, что запомнилось? И т.д.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед : Молодцы! Всем спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя – логопеда Туровской С. В. Тема.” Дифференциация звуков К – Т”

Тема. Звуки К – Т. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звуков. Задачи образовательные: 1. Повторить характе.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме “СПОРТ”, развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и с в подготовительной группе

Упражнять в умении характеризовать звуки З и С, делить слова на слоги.

Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [с]-[сь]»

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему “Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л”Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада.

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы

Тема: «Звук [Л]. Буква Л»

  • Познакомить со звуком [Л] и буквой Л.
  • уточнение артикуляции звука [Л];
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • выделение заданного звука на слух;
  • составление характеристики звука;
  • определение местонахождения звука в словах;
  • употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления;
  • употребление в речи предложных конструкций творительного падежа; звукобуквенный анализ слова «лама»;
  • знакомство с буквой Л;
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы;
  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;
  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
  • предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят около логопеда.

Логопед: Сегодня я для вас приготовила загадки, послушайте внимательно, кто догадается — поднимает руку. Картинки отгадки буду открывать на доске.

Загадки

Сидит в земле сердитый дед. В шубу желтую одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (ЛУК)

Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам… (ЛУНА)

Кто в беретке ярко-красной, В черной шапочке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит (ДЯТЕЛ)

Четыре ножки, сиденье и спинка. Мы не лошадки, хотя на нас Все садятся много раз. (СТУЛ)

Самый бойкий я рабочий В мастерской, Колочу я что есть мочи День-деньской. (МОЛОТОК)

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (МЫЛО)

Л: молодцы, а сейчас я назову ещё раз слова-отгадки, и один звук выделю голосом. Вы должны догадаться, какой звук я выделила.

— Лук, луна, лопата, стул, молоток, мыло.

I. Знакомство со звуком [Л]

1. Характеристика звука.

Логопед — послушайте, как звучит этот звук- [л. л. л]. Теперь этот звук произнесет — Маша, Варя…

Скажите, какой это звук — согласный, твердый. Почему вы так решили? (не поется, мешают зубы и язык)

Л — верно, а теперь закройте уши ладонями и произнесите звук еще раз. Что еще вы можете сказать про звук [л]?

Дети — он звонкий.

Л — если звук согласный, твердый, то каким звуковым символом будем его обозначать?

2. Л- а сейчас поиграем в игру «Найди место звука в слове»(по картинкам-отгадкам)-назовите предмет, где звук [Л] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.( На доске сверху есть схемы слов, а дети выкладывают под ними картинки)

Дети перестраиваются в круг.

3. Л- Давайте поиграем в игру «Повтори не ошибись». Развитие фонематического слуха, проговаривание слоговых цепочек с заменой гласной (ло-лу-ла…)

Дети садятся за столы.

4. Л — перед вами две картины.

Дидактическое упражнение «Найди отличие»

Дети сравнивают предметы: «На первой картине есть лодка, а на второй картине нет лодки».

Дидактическое упражнение «Найди место»

Л — между какими предметами находится лопата?

Д — лопата находится между луком и лодкой.

Физкультминутка

(выполнение движений с проговариванием текста)

Лодка плоская плыла, Было в лодке два весла. А на веслах лягушата, Плыли весело куда-то.

II. Знакомство с буквой Л

Л — на что похожа буква Л?

Догадайся, посмотри. Может это галочка — Состоит из палочек. Уголок — вот точный вид, Буква точно так стоит.

1. Л — дети, напомните, чем отличается звук от буквы!

(Д — звуки мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).

Л — буква Л бывает заглавная и маленькая. Для чего нужна заглавная буква?-

Д — чтобы писать Имя, фамилию, клички животных, название города…

2. Чтение обратных и прямых слогов по схемам. Чтение слогов со стечением (сла, сло, слу, слы, шла, шло, шлу, шлы)

3. Работа в кассах.

Л — у вас на столах лежат буквы Л, заглавная и маленькие. Откройте кассы и поселите новых жильцов в свою квартиру.

На доске картинка с животным ЛАМА.

Выкладывание в кассах слова — ЛАМА, звуковой анализ слова. Деление слова на слоги.

Л — сколько звуков в первом слоге, назовите первый слог. Сколько звуков во втором слоге, назовите второй слог.

Выкладывание слоговой схемы

Пальчиковая гимнастика «Вот иголки и булавки»

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Л в картинках и стихах

ДЕТСТВО-ГИД

Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений и обучению элементам грамоты «Знакомство со звуками [Л], [Ль]» для детей подготовительной группы с ОНР

Знойкина Валентина Ивановна, учитель-логопед МБДОУ № 4, г. Мурманск

Программные задачи: 1. Закрепить навык произношения звуков [Л], [Ль] в слогах, словах, фразах. 2.Развивать навыки в проведении звукового и слогового анализа и синтеза слов. 3. Совершенствовать навыки анализа предложений. 4. Развивать фонематический слух, внимание, память. 5. Развивать зрительное внимание и восприятие. 6. Воспитывать умение работать сообща и добиваться намеченной цели.

Материал: «Букварик» — игровой персонаж, схемы слогов – карточки, зашумленные изображения предметов, предметные картинки со звуками [Л], [Ль], индивидуальные зеркала, изображения Лунтика в большом самолете и Лисенка в маленьком, мальчики-звуки в синей и зеленой рубашке с колокольчиком, схема слова – карточки, звуковые схемы слов, материал для работы с предложением – сюжетные картинки, полоски –для выкладывания схем предложений.

Ход занятия

Вводная часть Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел Букварик. Давайте поздороваемся и похвалим его. За что мы любим и ждем Букварика? Ответы детей: — Он учит нас слушать звуки и прислушиваться к ним. — Приносит картинки. — Дает задания сложные и не очень. — Знакомит нас с буквами. Логопед: Он предлагает нам поиграть в «Цепочку слов» — вспомним правило игры: первый игрок называет слово, а следующий игрок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. — А если нельзя придумать слово на последний звук? Ответы детей: — То придумываем слово на предпоследний звук. Логопед: Играем… Молодцы! Садитесь на стульчики.

Основная часть 1. Логопед: Букварик торопился нарисовать побольше картинок и получилась путаница.

«Что ты видишь на картинке?» На магнитной доске выставляется ватман с изображением зашумленных картинок. По мере называния изображений, логопед выставляет картинки на магнитной доске. Возможны варианты: если не видят какое-нибудь изображение, то можно загадать загадку.

Логопед: Ребята подумайте. Какой общий звук встречается во всех словах? Ответы детей: Звуки [Л], [Ль].

2. Знакомство со звуком [ Л]. Характеристика звука Логопед: Букварик к нам привел гостей. (На первой страничке из кармашка логопед достает картинки с изображением Лунтика на большом самолете и Лисенка на маленьком). Логопед: Когда летел самолет Лунтика мы слышали звук [Л] (длительное произношение звука). Произнесите этот звук. А теперь посмотрим в зеркало, как мы его произносим. Ответы детей: — Губы открыты. — Между зубами расстояние. — Язык находится за верхними зубами, упирается в них, воздух выходит по бокам языка. — Горлышко «поет», подача голоса (контроль рукой). Примечание: Если дети не могут объяснить положения органов артикуляции, то можно навести их на мысль методом ТРИЗ. — Если мы сомкнем губы, то сможем ли произнести звук [Л]? — Если закроем зубы, то сможем ли произнести звук [Л]? — Если попробуем не упирать язык, и не пропускать голос, то сможем ли произнести звук [Л]?

Логопед: А самолетик Лисенка издавал такой звук – [Ль]. (Тоже рассматривается в зеркало уклад языка). При произнесении звука [Ль] язык более напряжен и приподнят, кончик языка активнее участвует в произнесении звука. В конце подвести итог, вспомнить положение органов артикуляции при произношении звуков [Л], [Ль]. Логопед: Подождите, мальчики-звуки спорят, кто какую картинку заберет себе. Давайте им поможем. Сначала придумаем им имена (Лом, Леня). Затем дети распределяют картинки, объясняя свой выбор полным предложением. (Например: Лопату отдам Лому, потому что в этом слове звук [Л] звучит твердо и т.д.)

3. Речевая зарядка. Логопед: Поиграем с Лунтиком и Лисенком. — Хлопки 1-2: Звуки [Л], [Ль]. — Шаги на слоги: вперед – назад (ла – ля, ло – лё…) — Руки вверх-вниз: в словах звуки [Л], [Ль].

4. «Найди свое место» Логопед: Ребята, вам выдает Букварик билет, на котором изображено синим или зеленым кружком положение места звука в слове: начало, середина или конец слова. На спинке стула крепится картинка, ребенок выбирает своё место, объясняя выбор. Ответы детей: — В слове лев звук [Ль] звучит мягко и находится в начале слова и т.д. Логопед: Букварик предлагает вспомнить названия картинок, которые мы находили на картине. Картинки снова выставляются на панно.

5. «Найди загаданное слово». Звуковые схемы слов. Задача: определить последовательность звуков в словах. Логопед называет цвета, а дети выкладывают на столах кружки. Затем сверяются с образцом. Задания: а) рассмотри схемы слов; б) найди картинки, соответствующие звуковой схеме. (Луна, лама, мыло, лотос, салат, моль и т.д.)

6. «Лесенка» Логопед: расставим по порядку картинки. Где слова состоят из 1-го, 2-х, 3-х слогов.

7. «Угадай по звукам слово» Логопед называет только гласные звуки из слова. «[У] [А]» — Луна и т.п.

8. Физкультминутка (Имитация движений, соответственно словам. Интонационно выделять звуки Л и Ль .) Зиму всю мели метели — Клены, липы погрустнели… А весной повеселели, Птицы с юга прилетели – Ветки лапками согрели. Липы за руки взялись, Липы ветками сплелись, Ветер злится: «Повалю-ю-ю-ю-ю. Я упрямых не терплю-ю-ю-ю-ю. Дунул снова, что есть сил, Но деревья с ног не сбил.

9. «Работа со схемой предложения» Логопед: Рассмотрите картинки и составьте к ним предложения. Перед детьми лежат сюжетные картинки. На столе стоит контейнер с материалами для составления схемы предложений. Задача: составить предложение по двум опорным словам при задании из 4-х слов, 5-ти слов. Задание: назови 1-е, 2-е и т.д. слово в твоем предложении.

10. Итог занятия

Логопед: Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня знакомились, какие задания для нас придумал Букварик. Что больше всего понравилось?
Путешествие с гласными звуками Путешествие песчинки. Звуки [П-П’]. Буква П Звуки Т — Д Знакомство с духовыми музыкальными инструментами >

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;
  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;
  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Звуки (л’) – (й) – конспект занятия

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ФФНР

Тема: Звуки «ЛЬ» и «Й»

Цель: Дифференциация звуков “ЛЬ” и “j”.
Задачи: 1.Упражненять в различении звуков на слух и в произношении.
2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
3.Развивать внимание, память, мышление.
Предварительная работа: Упражнения в произношении слов различной
слоговой структуры со звуками “ЛЬ” и “j”.
Оборудование: индивидуальные зеркала, фишки для обозначения звуков, карточки-символы с изображением положения языка при произношении звуков, “шапочки” ослика, наборы символов для составления схемы слова, предметные картинки, наборное полотно, магнитофон.

Ход занятия.
1.Оргмомент.
Логопед: – Сядет тот, кто загадает загадку про один из пройденных звуков.
Ребёнок: – Этот звук согласный, губной, глухой и твёрдый.
И так каждый ребёнок.

2. Вводная часть.
Логопед: “Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.”
– Кто это? (Ёжик). Какой первый звук в слове ёжик?
Летом в болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка.
Кто это? (Лягушка). Какой первый звук в слове лягушка?

3. Основная часть.
1) Уточнение произношения звука “ЛЬ”, характеристика его.
Лог.: – Произнесите звук “ЛЬ” и посмотрите на себя в зеркало. Расскажите где и что делает язычок.
Реб.: -Язычок за верхними зубами. Упирается в них и отскакивает назад.
Лог.: – Дайте характеристику звуку “ЛЬ”, расскажите какой он.
Реб.: – Этот звук согласный, потому что произносится с преградой во рту. Он звонкий, произносится с голосом и мягкий, губы в улыбке.
Лог.: – Давайте проверим это. Ещё раз произнесём и увидим в зеркале язычок и губы. А потом почувствуем, как звенят голосовые связки в горлышке.
Дети выполняют инструкцию логопеда.
2) Уточнение произношения звука “j”.
Работа проводится аналогично.
3) Сравнительная характеристика звуков “ЛЬ” и “j”.
Лог.: – Сравните эти звуки, расскажите, чем они похожи и чем отличаются.
Реб.:- Эти звуки похожи тем, что они оба согласные, звонкие и мягкие. Отличаются тем, что когда произносим звук “ЛЬ” кончик языка наверху, а когда “j” – он внизу.
4) Сравнение произношения звуков: язык вверх – вниз.
Детям предлагается взять карточки-символы с изображением положения языка во время произнесения звуков “ЛЬ” и “j”. Предлагается поочерёдное произнесение звуков с показом соответствующей карточки.
5) Упражнение “Скажи наоборот”.
Детям предлагается надеть “шапочки” осликов.
Лог.:- Я буду произносить слоги со звуком “ЛЬ”, а вы, упрямые ослики, наоборот со звуком “j”.
Слоги: ла-jа, лё-jо, :
Аналогичная работа проводится со словами:
люк – юг лямка – ямка
лесть – есть моль – мой
лежи – ежи галька – гайка
4. Физ.минутка.
Игра “Карусели”.
“Еле-еле, еле-еле Вы постойте, не спешите,
Завертелись карусели. Карусель остановите!
А потом, потом, потом Раз- два, раз – два,
Всё бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра”

Дети двигаются в соответствии с содержанием текста, чётко проговаривая изучаемые звуки.
5. Игра “Сигнальщики”.
Выделение звуков “ЛЬ” и “j” из ряда других звуков.
Лог.: – Услышав в слове звук “ЛЬ”, хлопните в ладоши.
Дети слушают ряд слов в магнитофонной записи и реагируют на заданный звук.
Аналогичная работа со звуком “j”.

6. Упражнение “Выбери картинку”.
У каждого ребёнка набор картинок, в названии которых есть изучаемые звуки. Предлагается разложить картинки на наборном полотне. В верхний ряд те, где есть звук “ЛЬ”, а в нижний – “j”. В начале ряда карточка-символ, изображающая произношение звука (язык вверх, язык вниз).
Лог.: – У каждого из вас набор картинок. Вам нужно на верхней части полотна разложить картинки со звуком “ЛЬ”, а в нижней – со звуком “j”.
Реб.: – Это – яблоко. В этом слове есть звук “j”. Кладу картинку вниз.
Аналогично с другими картинками.
7. Составление схемы слова.
Групповая работа у доски. Слово “май”.
Самостоятельная работа с наборами символов для составления схемы слова. Слово “моль”.
Лог.: – Давайте составим схему слова “май”. Помогайте мне, как нужно обозначить в схеме всё слово. (Длинная прямая черта)
Логопед рисует на доске.
Лог.: – Теперь нужно обозначить количество слогов в слове “май”. Посчитайте, сколько в этом слове слогов.
Реб.: – Один, потому что в нём один гласный звук “А”.
Лог.: – Значит рисую одну короткую линию ниже длинной.

Лог.: – Какой в слове первый звук? (Звук “М”)
– Кружком какого цвета мы его обозначим? (Синим)
– Почему? (Потому что он согласный и твёрдый)
И так далее.
Лог.: – А теперь самостоятельно составьте схему слова “моль”.
8. Итог.
Лог.: – Расскажите, что вам понравилось на занятии.

НОД по формированию звуковой культуры речи с использованием игровой технологии. Звуки «П, ПЬ». Старшая группа

Конспект будет полезен как молодым начинающим логопедам, так и педагогам со стажем, так как содержит интересные игровые приемы по коррекции нарушений речи.
Тип занятия: подгрупповое
Вид занятия: фонетическое
Общая продолжительность: 25 минут
Занятие рассчитано: на детей 5-6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, 1-й год обучения, 1-й период обучения
Тема: Звуки «П, ПЬ»
Цель: дети познакомятся с мягким парным согласным звука «П», будут упражняться в различении на слух звуков «П, ПЬ»,
Задачи:
1. Коррекционно – образовательная: познакомить детей со звуком «ПЬ» и его характеристикой с опорой на акустико – артикуляторные признаки,
2. Коррекционно – развивающая:
• Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, слуховую память,
• Упражнять в определении места звука в слове,
• Упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.
3. Воспитательная: воспитывать умение слышать друг друга, замечать неточности в ответах, приходить на помощь другу.

Предполагаемый результат: дети научаться слышать и различать в звуки «П, ПЬ» в слогах и словах; смогут самостоятельно давать характеристику твердому и мягкому глухому согласному звуку

Ресурс: кукла Полина и Петя, схемы пройденных и новых звуков, звуковые пеналы, ракетки, сумка «Почта», пять конвертов с игровыми заданиями для детей.

Ход непрерывной непосредственной образовательной деятельности

Логопед : Доброе утро, ребята! Давайте сегодня утром улыбнемся друг другу самой теплой, самой доброй, самой ласковой улыбкой!
Логопед: А теперь, чтобы наши язычки хорошо работали, а голова была умной и сообразительной, необходимо сделать дыхательную и пальчиковую гимнастику:
Дыхательная гимнастика: «Сердитый ежик», «Волк»
Пальчиковая гимнастика: «Лиса»
(Дети садятся на стульчики)
Логопед: Сегодня к нам в гости пришли Полина и Петя
(Выставляются куклы)
Логопед: Полина и Петя ходят в детский сад и учатся там слушать и различать звуки. Поэтому мама с папой подарили детям звуковые домики (демонстрируются домики). Полина выбрала синий домик, а Петя – зеленый. Мама сказала: Молодцы, вы правильно выбрали домики! Как вы думаете, почему так сказала мама?
(Послушать мнения детей)
Логопед: да, верно. Имя Полина – начинается на звук «П», поэтому она взяла синий домик. А Полинин брат Петя выбрал зеленый, потому что его имя начинается на звук «ПЬ», это брат звука «П». Давайте узнаем, чем похожи эти два звука, а чем отличаются:
• Произносятся одинаково, смыканием губ,
• Глухие (слушаем горлышко),
• Короткие (ракетка),
• Непевучие ,
• Согласные,
• «П» – твердый (обозначаем синим цветом), а «ПЬ» – мягкий (обозначаем зеленым цветом)

Логопед: Мама Полины и Пети предложила поиграть сегодня в игру «Почта», и все занимательные задания с новым звуком получать в письмах. Давайте поиграем в «Почту» вместе с Полиной и Петей!
Дети: Давайте!
Логопед достает по одному конверту из сумочки.

Конверт № 1
Игровое упражнение «Поймай звук»
(Необходимо хлопнуть в ладоши, если услышали только звуки «П» или «ПЬ», среди других звуков и слогов, без зрительного контроля)

Конверт № 2
Игровое упражнение «Повтори песенку»
(необходимо запомнить и повторить цепочку слогов, сыграть ее на пальчиках:)
ПА – ПЯ – мизинчиками.
ПО – ПЁ – большими.
ПЫ- ПЫ – ПИ –указательными

Конверт № 3
Игровое упражнение «Где звук живет?»
(Показать на звуковой птичке место звуков «П» или «ПЬ» в словах: пальто, пирожное, хлеб, письмо)

Логопед: Послушайте слово: ППППАЛЬТО. Какой звук вы слышите?
Дети: Звук «П».
Логопед: покажите на птичках, где живет звук в слове.
Ребенок: Я положил синий квадратик на клюв птички, потому что звук «П», живет в начале слова.
(Аналогично определяется место звука в слове в других картинках)

Динамическая пауза (по выбору детей)

Конверт № 4
Игровое упражнение «Подарки для Полины и Пети»
(Дети парами приглашаются к домикам Полины и Пети, выбирают любую картинку, называют ее. Определяют какой звук живет в слове и дарят: Полине со звуком «П», а Пете – со звуком «ПЬ»)

Логопед: Возьмите картинки. Назови свою картинку. Какой первый звук ты слышишь в этом слове? Кому ты подаришь эту картинку: Полине или Пете?
Ребенок: Это ПППила. Я слышу звук «ПЬ». Картинку подарю Пете, в зеленый домик.

Конверт № 5
Игровое упражнение «Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки»
(Логопед «раздает» детям звуки, дети их «ловят», находят необходимую схему на «Звуковой полянке» и «строят» слог)

Логопед: Ваня, лови звук «А»
Артем, лови звук «ПЬ»
Марк, лови звук «И»
– Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки! АПИ
Дети: строят слог. Прочитывают его, опираясь на звуковые схемы.

Логопед: Кирилл, лови звук «У»
Рома, лови звук «П»
Антон, лови звук «О»
– Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки! УПО
Дети: строят слог. Прочитывают его, опираясь на звуковые схемы.
Логопед: молодцы, ребята! Вам понравилось играть в «Почту»? Какой новый звук вы сегодня слушали и различали вместе с Полиной и Петей? Собираем кулачок (глухой, непевучий, короткий, мягкий, согласный)
Спасибо вам большое, вы очень старались!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: