Звуки (Л) – (Л’) – конспект занятия

Конспект НОД по обучению грамоте “Звук Л. Буква Л” (подготовительная к школе группа).
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект НОД по обучению грамоте “Звук Л. Буква Л” (подготовительная к школе группа).

Скачать:

Вложение Размер
zvuk_l_i_bukva_l.docx 22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте “Звук Л. Буква Л” (подготовительная к школе группа)

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков Л, Л’. Познакомить с буквой Л.

  • Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.
  • Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л’], дифференцировать их на слух и в произношении.
  • Закрепить понятия «твердый – мягкий согласный звук»
  • Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить придумывать слова на заданный звук.
  • Развивать внимание, память, речь.
  1. Организационный момент.

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. Все готовы приступить к занятию? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда для вас игра, кто правильно выполняет задание, присаживается на стульчик за стол.

Дидактическая игра “Назови ласково”

Воспитатель: Садится тот, кто назовёт предметы одежды ласково.

  • Чулки – чулочки
  • Платки – платочки
  • Плащи – плащики
  • Платья – платьица
  • Купальники – купальнички
  • Футболки – футболочки
  • Колготки – колготочки
  • Полуверы – полуверчики
  • Блузки – блузочки
  • Плавки – плавочки

Все дети сидят ща столами.

Раздается звук летающей тарелки и на экране появляется изображение инопланетянина с письмом в руках.

Воспитатель: Ребята, что это за странный звук? Посмотрите, кто к нам прилетел?

Воспитатель: Обратите внимание, у него в руках конверт. Он видимо хочет нам передать какое-то послание. Нужно открыть конверт.

На следующем слайде открытый конверт с написанной на листе загадкой.

Воспитатель: Да тут загадка . О чем она, мы узнаем, если отгадаем.

Воспитатель зачитывает загадку.

Я родился на Луне,

Оказался на Земле,

Много здесь завёл друзей,

Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,

На экране появляется Лунтик.

Воспитатель: Кто из вас помнит историю Лунтика? Как он попал на землю? Что с ним потом случилось?

Дети: Он упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Воспитатель: Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам. Давайте пригласим его к нам на занятие, ему будет интересно.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик» ? Дети: Звук [Л]

Воспитатель: Верно, и сегодня мы будем изучать букву ЭЛЬ и звуки Л и Ль. При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду. Что мы можем сказать о звуке [Л] ?

Воспитатель: Можем мы его пропеть?

Воспитатель: Значит, какой это звук?

  1. Характеристика звука

Воспитатель: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху) , твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

– Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л”] .

– Что мы можем сказать о звуке [Л”] ?

– Звук [Л”] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

3. Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Сейчас я буду называть слова со звуками [л] – [л’], а вы если услышите звук л поднимите синий звуковой сигнал, звук ль – зелёный звуковой сигнал.

Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.

Дети выполняют задание.

  1. Деление слов на слоги.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки. Что на них изображено? (носки, платье, платок, шарф, колготки, брюки, майка, юбка, шуба).

Ребята, как можно одним словом назвать все перечисленные предметы? (Одежда).

Куда мы вешаем одежду? (В шкаф).

Вот перед вами три шкафа. Внимательно посмотрите на них, что вы видите? (У одного шкафа одна дверца, у другого две, у третьего три).

Одежду, в названии которой один слог, мы “повесим” в шкаф с одной дверцей, два слога с двумя дверцами, три слога с тремя дверцами.

(Опускают картинки в шкафы – конверты)

У кого в названии одежды есть звуки [л] – [л’] (ответы детей)

  1. Физминутка. Игра “Гласные и согласные”

Воспитатель: Ребята, а сейчас покажем Лунтику наши игры.

Дети приглашаются на коврик, где раскиданы кружочки красного, синего и зелёного цветов (звуковые обозначения гласных и согласных звуков). Дети разбегаются по залу, логопед раздаёт буквы, после слов: “Раз, два, три, домик свой займи”, дети должны занять свой домик, кто не успел занять домик, называет слово на букву, которую держит в руках.

  1. Закрепление звуков [л] – [л’] в словах

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат по две картинки, переверните и назовите их. (Дети называют)

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе: Тема: «Звук [Л]. Буква Л»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе:

Тема: «Звук [Л]. Буква Л»

  • Познакомить со звуком [Л] и буквой Л.
  • уточнение артикуляции звука [Л];
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • выделение заданного звука на слух;
  • составление характеристики звука;
  • определение местонахождения звука в словах;
  • употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления;
  • употребление в речи предложных конструкций творительного падежа; звукобуквенный анализ слова «лама»;
  • знакомство с буквой Л;
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы;
  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;
  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
  • предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят около логопеда.

Логопед: Сегодня я для вас приготовила загадки, послушайте внимательно, кто догадается — поднимает руку. Картинки отгадки буду открывать на доске.

Загадки

Сидит в земле сердитый дед.
В шубу желтую одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (ЛУК)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (ЛУНА)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной шапочке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (ДЯТЕЛ)

Четыре ножки, сиденье и спинка.
Мы не лошадки, хотя на нас
Все садятся много раз. (СТУЛ)

Самый бойкий я рабочий
В мастерской,
Колочу я что есть мочи
День-деньской. (МОЛОТОК)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (МЫЛО)

Л: молодцы, а сейчас я назову ещё раз слова-отгадки, и один звук выделю голосом. Вы должны догадаться, какой звук я выделила.

– Лук, луна, лопата, стул, молоток, мыло.

I. Знакомство со звуком [Л]

1. Характеристика звука.

Логопед — послушайте, как звучит этот звук- [л. л. л]. Теперь этот звук произнесет — Маша, Варя…

Скажите, какой это звук — согласный, твердый. Почему вы так решили? (не поется, мешают зубы и язык)

Л — верно, а теперь закройте уши ладонями и произнесите звук еще раз. Что еще вы можете сказать про звук [л]?

Дети — он звонкий.

Л — если звук согласный, твердый, то каким звуковым символом будем его обозначать?

2. Л- а сейчас поиграем в игру «Найди место звука в слове»(по картинкам-отгадкам)-назовите предмет, где звук [Л] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.( На доске сверху есть схемы слов, а дети выкладывают под ними картинки)

Дети перестраиваются в круг.

3. Л- Давайте поиграем в игру «Повтори не ошибись». Развитие фонематического слуха, проговаривание слоговых цепочек с заменой гласной (ло-лу-ла…)

Дети садятся за столы.

4. Л — перед вами две картины.

Дидактическое упражнение «Найди отличие»

Дети сравнивают предметы: «На первой картине есть лодка, а на второй картине нет лодки».

Дидактическое упражнение «Найди место»

Л — между какими предметами находится лопата?

Д — лопата находится между луком и лодкой.

Физкультминутка

(выполнение движений с проговариванием текста)

Лодка плоская плыла,
Было в лодке два весла.
А на веслах лягушата,
Плыли весело куда-то.

II. Знакомство с буквой Л

Л — на что похожа буква Л?

Догадайся, посмотри.
Может это галочка –
Состоит из палочек.
Уголок — вот точный вид,
Буква точно так стоит.

1. Л — дети, напомните, чем отличается звук от буквы!

(Д — звуки мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).

Л — буква Л бывает заглавная и маленькая. Для чего нужна заглавная буква?-

Д — чтобы писать Имя, фамилию, клички животных, название города…

2. Чтение обратных и прямых слогов по схемам. Чтение слогов со стечением (сла, сло, слу, слы, шла, шло, шлу, шлы)

3. Работа в кассах.

Л — у вас на столах лежат буквы Л, заглавная и маленькие. Откройте кассы и поселите новых жильцов в свою квартиру.

На доске картинка с животным ЛАМА.

Выкладывание в кассах слова — ЛАМА, звуковой анализ слова. Деление слова на слоги.

Л — сколько звуков в первом слоге, назовите первый слог. Сколько звуков во втором слоге, назовите второй слог.

Выкладывание слоговой схемы

Пальчиковая гимнастика «Вот иголки и булавки»

4. Работа с лабиринтом

(на листах бумаги)

Раскрась части мозаики с буквой Л. Что получилось?

III. Итог занятия.

– Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что нового узнали? Какое настроение у вас? Как вы считаете, вы хорошо поработали?

Список литературы:

1. Смирнова Л.Н.-Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи, Пособие для логопедов, дефектологов м воспитателей- М.: Мозаика-Синтез, 2005

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень Пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I, — М.,

4. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2003.— 112 с.26. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2013.

Конспект НОД на тему «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»

Людмила Харченко
Конспект НОД на тему «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»

Цель: Учить дифференцировать звуки Л, Л в словах.

Познакомить с буквой Л.

1. Познакомить с согласными звуками [Л], [Л”].

2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.

3. Продолжать учить определять позицию звука в словах.

4. Познакомить с буквой «Л».

1. Развивать навыки звукобуквенного анализа.

2. Развивать зрительное внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Развивать фонематический слух, память;

4. Развивать общую моторику и тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

5. Совершенствовать грамматический строй речи;

6. Закреплять понятие «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий – твердый».

7. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, отзывчивость, навыки сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.

Оборудование: слайдовая презентация, предметные картинки, карточки сигнальные, индивидуальные карточки и ручки по количеству детей

Продолжительность занятия: 30 минут.

Вид занятия: Фронтальное.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

-Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. А кто из вас сейчас готов ответить на мои вопросы?

– Молодцы, все готовы отвечать.

Только хором не кричать

Кто ответ, ребята, знает,

Молча руку поднимает.

Правило вам всем понятно? (Ответ детей)

Это очень мне приятно!

Итак, слушаем внимательно.

– Ребята, сегодня мы встретимся с необычным гостем. А кто это,мы узнаем, если отгадаем загадку.

Я родился на Луне,

Оказался на Земле,

Много здесь завёл друзей,

Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,

А зовусь я… ЛУНТИК!

Вы все знаете историю о Лунтике. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

– Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик»? (Звук [Л])

Да, и сегодня мы будем изучать букву ЭЛЬ и звуки Л и Ль

– При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

– Что мы можем сказать о звуке [Л]?

Можем мы его пропеть? Значит, какой это звук?

2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л“].

– Что мы можем сказать о звуке [Л“]?

Звук [Л“] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

3. Игра «Слоговой аукцион».

-Баба Капа тоже просит вас помочь придумать как можно больше слов,начинающихся на:

ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.

ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.

лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

4. Теперь садимся за столы. На столе лежат сигнальные карточки. Я называю слова со звуком [л], а вы поднимаете сигнальную карточку синего цвета, когда его услышите, потом отвечаете, где его местоположение (начало, середина, конец слова)

Лунтик, балкон, стол, лодка, стул, галка, палка.

5. Сложение слогов.

– А вот и следующее задание. Посмотрите внимательно на экран. Вот такая замечательная буква обозначает звук [л]. Именно так звук [л] выглядит, когда его пишут. Лунтику очень интересно, сумеете ли вы соединить звук [л] с другими звуками. Попробуете?

6. А вот и Вупсень и Пупсень.Они прибежали к Лунтику и стали рассказывать: мы видели Лисий голова, волчья хвост, беличий лапа…правильно? А как?

Игра «Чья морда? Чей хвост?»

Воспитатель показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»

Лиса – лисий хвост – лисья морда;

Волк, заяц, белка.

Физминутка с Кузнечиком

– Следы гусениц привели Лунтика на поляну, где его встретил… Кузя. Он как всегда полон энергии и предлагает Лунтику и нам поиграть.

Я гуляю по дорожке (шаги на месте,

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте).

Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика,

Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком).

Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держа кузнечика,

Там с ним будет всё в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»).

Ребята, как вы думаете, откуда прилетел Лунтик?

7. Звуковой анализ слова ЛУНА

Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

– Что вы можете сказать об этом звуке?

– Какой второй звук в слове ЛУНА?

– Что вы можете сказать об этом звуке?

– Почему он гласный?

– Какой третий звук в слове ЛУНА?

– Что вы можете сказать об этом звуке?

– Какой последний звук в слове ЛУНА?

– Сколько звуков в слове ЛУНА?

– Сколько слогов в слове ЛУНА?

– Почему? (ответы детей)

– А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.

– Назовите первый слог? Второй?

– Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

-Молодцы, ребята! Но посмотрите на экран Лунтик нам уже другое задание приготовил. На экране мы видим буквы и картинки. С их помощью вам надо составить предложение.

– Из чего состоит предложение? (Из слов).

– Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы).

– Что ставится в конце предложения? (Точка)

Составление детьми предложений.

Нет на свете легче дел, (сжимание и разжимание пальчиков)

Чем составить букву «Л».

Распрямим свои ладони (соединить ладошки «домиком»)

И из них построим домик.

8. Знакомство с буквой «Л».

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш

– Итак, звук «л» на письме обозначается буквой «Л».

– На что похожа буква «Л»?

– Из скольких элементов состоит буква?

– Какие это элементы?

– Давайте прорисуем букву в воздухе.

– А теперь давайте выложим букву из фасолин

Индивидуальная работа на карточках.

– Посмотрите, что вам приготовил Лунтик. На этих листах задание для вас.

Напишите недостающие элементы буквы Л – наклонные палочки.

Найдите лисенка, на котором буква Л. Выполняют задание

А еще он принес задание с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву. Соединяют картинки с буквой. Раскрасьте флажки, на которых буква Л написана правильно

– Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались. Вы выполнили столько заданий, что Лунтик даже запутался.Давайте напомним ему:

— С каким звуком мы сегодня познакомились?

— Какой это звук, гласный или согласный?

— Твёрдый или мягкий?

— как произнести имя дружочка звука [л]?

— Какой это звук, гласный или согласный?

— Твёрдый или мягкий?

Молодцы! теперь нашему гостю всё стало понятно.

– Ребята! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. Он вам оставляет на память раскраски, на которых изображен он и все его друзья.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: – Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Звуки [С]-[С’]. Буква «С» Конспект логопедического занятия. Тема: «Звуки [с] – [с’]. Буква С» Цель: закрепить навыки четкого различения и произношения звуков [с].

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Буква «С» (эс). Звуки [c], [c`]» Цель. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых звуков [c], [c`], знакомство с буквой «С» (эс). Образовательные.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте «Звуки [К, К’] Буква [К]» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ с группой воспитанников детского дома старшего и подготовительного к школе возраста.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамоты. Буква р. Звуки [р]-[р’]» Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 17 «Журавушка» Конспект открытого занятия в подготовительной.

Конспект НОД по развитию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Согласные звуки [Т]-[Т’]. Буква Т» образовательные задачи: Уточнение артикуляции звуков [Т] и [Т’]. Формирование умений различать звуки [Т] и [ТЬ’]. Учить выделять заданный.

Конспект НОД по развитию речи «Буква Вв; звуки [в]-[в’]» Конспект НОД по развитию речи “Буква Вв; звуки (в в’)”Цель: Сформировать звуковую культуру речи, обогатить лексику детей родственными словами,.

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [ф]-[ф’], буква Ф» Конспект урока обучения грамоте. Тема: Звуки [ф – ф’], буква Ф. Цели: создать условия для: – ознакомления со звуками [ф’],[ф’] и их обозначением.

Конспект занятия «Полёт на Марс. Звуки [С] и [С’], буква С» ПОЛЁТ НА МАРС Тема: Звуки С и С’, буква С. Цель: развитие звукового анализа и синтеза слова; определение наличия.

Конспект занятия «Звуки [н]-[н’]. Буква н» Конспект занятия Звуки Н, Нь. Буква Н Цель: Закрепить навык чёткого произношения звуков “Н” “Нь”. Развивать слуховое и зрительное внимание,.

Звуки (Л) – (Л’) – конспект занятия

Автор: Мусалименова Алия Аманжоловна

учитель-логопед МБДОУ № 11 «Радуга» ХМАО-ЮГРА, г. Ханты-Мансийск

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Л] и автоматизации его изолированного произношения в речи

«Приключения белочки Лу. Путешествие на цветочную поляну»

Цель. Постановка и автоматизация изолированного произношения звука [Л].

— Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;

— учить точно и полно отвечать на вопросы;

  1. Коррекционно – развивающие:

-развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания

— развитие фонематического слуха и восприятия, навыков слогового анализа,

— развитие логического мышления, целостности восприятия внимания, памяти, цветоразличения;

— развитие общей моторики и мелкой моторики пальцев рук;

  1. Воспитательные:

— воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Оборудование: игрушка белка, зеркало, компьютер с презентацией, картинки елок больших размеров (для игры на полу), грибок с листиком на веревочке(пособие для развития воздушной струи), мяч «су-джок», картинки с вазами с цифрами 1, 2, 3, разрезная картинка, флажок.

Ход занятия

  1. Организационный момент

— Сегодня у нас на занятии новый гость, с которым мы отправимся в длинное путешествие. Отгадай загадку и попробуй догадаться кто это.

-Прыгнет с ветки в свой домишко, по пути поймает шишку .(белка)

Это веселая и добрая белка. Зовут ее Лу. (Слайд №1) Она очень любит собирать орешки и грибочки. Сегодня с Лу мы отправимся на цветочную поляну

II.Основная часть

  1. Сообщение темы

— Скажи, пожалуйста, а какой 1 звук в ее имени? [Л]. Лу переживает, что не умеет его произносить. Давай с тобой вместе ее научим. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали, поэтому мы с тобой сделаем артикуляционную гимнастику и покажем ее нашей гостье. (Слайд № 2)

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Открываем ротик-«дом». Кто хозяин в доме том? В нём хозяин Язычок. Он удобно в доме лёг.
  3. Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкой. Могут в трубочку собраться, после снова улыбаться.
  4. На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался.
  5. Надоели превращенья, лижет Язычок варенье.
  6. А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.

— Молодец, ты отлично выполнил упражнения.

3.Развитие воздушной струи.

Лу нашла на полянке грибок, а на нем листик. (Слайд № 3) Помоги Лу сдуть листик с грибочка. (пособие) Ребенок выполняет упражнение с пособием и на слайде также «слетает листочек».

  1. Постановка звука [Л] Попросить ребенка выполнить одно из упражнений по постановке звука.

— Губы в улыбке, зубы «заборчиком», широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз. Какой это звук? Как мы его произносим? (Характеристика звука по артикуляционным признакам)

  1. Автоматизация изолированного произнесения звука [Л]

1) — Этот звук напоминает звук самолета, который пролетает над нашей поляной. Давай погудим как самолет, расставив руки в стороны, как крылья. (Слайд№4 )

2) -А теперь мы вместе с белкой попрыгаем по «елкам» и будем произносить этот звук.

Ребенок шагает по картинкам с изображением елок, разложенным на полу, произнося звук [Л]

3 ) Психогимнастика.

-Закроем глаза. Представим, что мы оказались на красивой поляне вместе с Лу. Удивимся. Обрадуемся. Поляна вся в разноцветных цветах. Улыбнемся и откроем глаза. Перед тобой цветы разных оттенков, назови их. Давай попробуем произнести новый звук, нажимая на бабочек. Если ты его правильно произнесешь, то бабочка полетит. (Слайд №5)

  1. Пальчиковая гимнастика с мячами для су-джок терапии.

Массаж кольцами каждого пальчика с проговариванием стихотворения:

-Белка шишки собирала, целых 10 их набрала. Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.

  1. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука Л среди других звуков

-Подними флажок, если услышишь звук [Л]. (Перечисляются звуки: Т, С Л, К, Л и слоги: та, су, лу, и т.д.)

  1. Игра «Накорми белку». Развитие фонематического восприятия.

— Белка по полянке гуляла и нашла тарелку с продуктами. Лу очень проголодалась. Помоги белке выбрать картинки со звуком звук [Л]- они останутся, а остальные исчезнут. (Слайд №6)

  1. Физминутка.

— Белочка чуть-чуть устала. Давай вместе отдохнем.

Вот и беличья зарядка. Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись. Выше, выше потянись,

Ну-ка плечи распрями, подними и опусти.

Влево, вправо повернись, рук коленями коснись.

  1. Игра с пособием «Собери цветы в вазы» Формирование навыков слогового анализа

Помоги Лу поставить цветы в вазы в зависимости от количества слогов ( на вазах нарисованы цифры 1, 2, 3)

  1. Игра «Собери картинку». Развитие целостности восприятия.

Посмотри, если собрать эту картинку, то получится то, что Лу сегодня в путешествии очень понравилось. (Разрезная картинка с изображением самолета). Давай Лу подарим эту картинку.

— Давай произнесем с тобой новый звук, который у тебя сегодня получился. А теперь мы с тобой закроем глазки, улыбнемся, вспоминая о приключениях белки, и вместе с ней вернемся из нашего путешествия.

III. Подведение итогов.

-Мы с тобой сегодня играли в интересную игру- путешествие. Ты сегодня научился произносить новый звук. Давай вспомним его. Молодец!

Что тебе сегодня понравилось в нашей игре? Что у тебя получилось лучше всего? Чему ты научил белочку?

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] на тему: “Одеяло для зайки Лапушки”.

Возраст ребенка: 6 лет.

Цель: Закрепление произношения звука [л] в прямых, обратных слогах и словах.

Задачи:

  1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
  2. Закрепить названия цветов;
  3. Закрепить обобщающие понятия “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”;
  4. Обогащать словарный запас (благотворительность, приют, поддержка).
  1. Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
  2. Развивать умение понимать обращенную речь;
  3. Развитие связной речи, умения вести диалог;
  4. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  5. Развивать общую и мелкую моторику.
  1. Воспитывать у детей любовь и сострадание к ближним , желание помочь в трудной ситуации;
  2. Познакомить с понятием « благотворительность».
  3. Воспитывать желание правильно произносить звуки речи;
  4. Воспитывать самоконтроль;
  5. Воспитывать положительную мотивацию на занятии.

Формы организации деятельности ребенка: Игра, диалог с логопедом о благотворительности.

Оборудование: Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”, кубик, фишка, дидактическая игра “Четвертый лишний” (на автоматизацию звука [л]), дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, предметные картинки: лампочка, футболка, полотенце, стул, лыжи, соска, автобус, свинья, совок, самокат; квадраты из картона четырех цветов: красный, голубой, зеленый, синий; конверт с письмом, почтовая коробка, презентация “Письмо от зайки Лапушки”.

Степень вовлеченности в благотворительность: ребенок впервые услышит о благотворительности.

План занятия:

  1. Организационный момент (вводное слово)
  2. Автоматизация звука [л] в слогах.
  3. Автоматизация звука [л]в словах.
  4. Динамическая пауза
  5. Развитие фонематических процессов
  6. Рефлексия, итог занятия

Ход занятия

1. Организационный момент (вводное слово)

Логопед: Здравствуй! Сегодня мы с тобой сделаем доброе дело. Как ты думаешь для чего нужно добро? Тебе нравится, когда делают добро для тебя? А какое добро ты можешь сделать для других?

Логопед: Получать добро – это очень приятно. Но еще приятнее делать добро для других. Особенно для тех, кому нужна поддержка. Нам пришло письмо из больницы для зверят.

Маленьким зайчатам нужны теплые одеяла. Врачи просят нас с тобой сделать одеяло для маленького зайчика по имени Лапушка. Поможем сделать одеяло для Лапушки?

Ребенок: Да!

2. Автоматизация звука [л] в слогах.

Логопед: В письме из больницы есть несколько заданий для тебя. За каждое правильно выполненное задание ты получишь цветной квадрат, из которых мы потом соберем одеялко для Лапушки.

Вот первое задание: перед тобой поле, на котором указана дорожка из слогов, ты будешь кидать кубик и переставлять фишку на указанное количество шагов, а затем произносить слоги, на которых окажется твоя фишка.

Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”.

Логопед: Молодец! Ты правильно выполнила задание и получаешь фигуру для одеяла. Зайчик Лапушка долгое время не видела свою маму, так как давно болеет. Наше одеялко поможет ему меньше грустить и скорее поправиться. Как ты думаешь, что еще может порадовать зайчиков, которые болеют? Что мы с тобой можем сделать еще, кроме одеялок?

3. Автоматизация звука [л]в словах

Логопед: Ты правильно рассуждаешь. А мы с тобой продолжаем выполнять задания из письма. Второе задание: я буду показывать карточки с четырьмя картинками, а ты рассмотришь их, назовешь и скажешь, какая из картинок лишняя и почему.

Дидактическая игра “Четвертый лишний”

Логопед: Умница! Ты выполнила задание и получаешь новую фигуру для одеяла.

Слышала ли ты когда-нибудь слово “благотворительность”? Как ты думаешь, что оно обозначает? Благотворительность – это помощь тем, кто слабее тебя и нуждается в помощи. Кому бы ты могла помочь?

4. Динамическая пауза

Логопед: Мне очень понравились твои ответы. А нам пора выполнить третье задание для того, чтобы скорее собрать одеяло для зайчика Лапушки.

Третье задание: физминутка.

Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу ( три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ул-Ул-Ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под голову).

Логопед: Замечательно! Ты прекрасно выполнила задание. Вот еще один квадрат для одеяла.

Помогать тем, кому это необходимо, это очень хорошо. Когда мы делаем добро, то и весь мир делается добрее. Помогать можно не только людям, но и животным. Для этого взрослые открывают приюты, а старшие ребята помогают ухаживать за животными. Давай помечтаем, как бы ты могла помочь животным?

5. Развитие фонематических процессов

Логопед: Очень хорошо! Давай выполним последнее задание и соберем одеяло для Лапушки.

Четвертое задание: нужно собрать ромашку, но ромашку не простую, в ней должны быть лепестки со словами, в которых есть звук [л].

Дидактическая игра “Логопедическая ромашка”.

Логопед: Ты совершенно верно выполнила задание! Вот последний квадрат для одеяла. Давай посмотрим, квадраты каких цветов у нас есть.

Ребенок: Синего, зеленого, красного и голубого.

Логопед: Правильно, а теперь подумай, как можно красиво расположить квадраты, чтобы получилось красивое одеяло, которое поднимет настроение больной зайке Лапушке.

Ребенок составляет из квадратов большой квадрат по своей задумке и наклеивает их на лист бумаги. Получается “одеяло”.

Логопед: У тебя получилось очень яркое и красивое одеяло. Молодец! Давай мы теперь отправим его в почтовой коробке в больницу.

Ребенок кладет одеяло в коробку, логопед уносит ее из кабинета.

6. Рефлексия, итог занятия.

Логопед: Тебе понравилось помогать зайке?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что ты не перестанешь делать добрые дела. Твоя помощь – это и есть благотворительность. Сегодня ты сделала мир немного добрее и лучше. Помогай всем, кому нужна помощь и поддержка, и тогда все вокруг будут брать пример с тебя и тоже будут делать добро другим.

Смотри, нам пришло письмо на электронную почту! (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 1, 2) А в нем фотография зайки Лапушки с твоим одеялом. (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 3,4, 5, 6) Смотри, какое настроение у зайки?

Ребенок: Хорошее. Зайка улыбается.

Логопед: Да, верно! Лапушка улыбается, она написала нам письмо:

Спасибо вам за красивое теплое одеяло! Оно мне очень нравится, оно такое яркое, что мне уже не хочется грустить, и я чувствую себя гораздо лучше. Когда я поправлюсь, то приеду к вам в гости вместе с моей мамой.

До встречи! Зайка Лапушка.”

Ты рада, что зайка выздоравливает?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что вы станете добрыми друзьями. А наше занятие закончилось. До следующих встреч!

Вариант последействия:

После проведения занятия учителем– логопедом были связаны из пряжи синего, голубого, зеленого и красного цветов квадраты, которые были соединены по схеме, составленной ребенком. Данный кусочек одеяла, а также квадраты, связанные из оставшейся пряжи, отправляются волонтерам благотворительного проекта “Одеяло дружбы” (г. Санкт-Петербург), где впоследствии собираются одеяла для жителей домов престарелых, детей сирот, особенных детей, детей из малообеспеченных семей, выпускников детских домов. После отчета организатора проекта, учителем-логопедом составляется презентация, где рассказывается, какое одеяло получилось, куда оно отправилось и кем было получено. Презентация сопровождает беседу с детьми старшей возрастной группы о благотворительности, или мероприятие для детей с родителями. После чего предлагается поучаствовать в подобной акции мамам, бабушкам детей, предложить связать квадраты для проекта и отправить совместную посылку волонтерам.

Примечания:

Дидактические игры, используемые на занятии:

1) “Логопедическая слоговая ходилка”. Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах, закрепление навыка счета до 6. Оборудование: игровое поле, кубик, фишка. Правила игры: ребенок бросает кубик, передвигает фишку на выпавшее количество шагов и либо сам (если ребенок умеет читать), либо с помощью логопеда называет слог. Игра ведется до тех пор, пока ребенок не пройдет все поле.

Речевая инструкция: “Перед тобой игровое поле, сейчас ты кинешь кубик и передвинешь фишку на то количество шагов, сколько выпало на кубике, назови слог, на котором стоит твоя фишка повтори за мной слог.”

Примечание для логопедов: Игровое поле можно заламинировать, а слоги наклеить сверху на клейкую ленту, тогда игру можно использовать не только для автоматизации [л], но и других звуков и в разных позициях (прямые, обратные слоги, слоги со стечением, закрытые слоги).

2) “Четвертый лишний”. Цель: автоматизация звука [л] в словах, закрепление обобщающих понятий “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”. Правила игры: перед ребенком по очереди выставляются карточки с четырьмя изображениями, ребенок называет каждое изображение, а потом говорит, что лишнее и почему.

Речевая инструкция: “Перед тобой карточка с картинками, назови их. Какая картинка лишняя и почему?”

3) “Логопедическая ромашка”. Цель: Автоматизация звука [л] в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие умения находить заданный звук в словах. Правила игры: в середине ромашки картинка– символ изучаемого звука, ребенку предлагается назвать по очереди изображения на лепестках и собрать на цветочке только те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л].

Речевая инструкция: “У меня есть необычная ромашка, но ее лепестки рассыпались, помоги мне собрать их. На каждом лепестке есть картинка. Для ромашки подойдут только картинки, в названии которых есть звук [л]. Назови каждую картинку и скажи, подходит ли она для нашей ромашки.”

Примечание для логопедов: Если сделать на лепестке кармашек из прозрачной пленки, то данную игру можно использовать также и с другими звуками, или для закрепления обобщающих понятий.

К конспекту занятия прилагается презентация:

1) Презентация “Письмо от зайки Лапушки”. Данная презентация используется непосредственно для занятия. На слайдах 3– 6 размещены изображения зайчика, а также 4 варианта расположения квадратов для одеяла. В момент занятия, когда ребенок распологает квадраты, логопед находит подходящее по комбинации изображение. Далее, при демонстрации презентации, после слайда с текстом письма (слайд 2) логопед переходит на подходящий слайд (Правая кнопка мыши – перейти к слайду – слайд. ). Если изображение на слайде подходит по цвету, но в отраженном варианте, то, пока ребенок наклеивает квадраты на лист бумаги, логопед в презентации (режим редактирования), переворачивает изображение до необходимого варианта (левая кнопка по рисунку – раздел “Формат” – повернуть – повернуть вправо влево на 90° – отразить сверху вниз слева направо).

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная группа) Тема: «Автоматизация звука [Л] словах, предложениях»

Разделы: Логопедия

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях.
  • обогащение и расширение словарного запаса;

Коррекционные:

  • развивать внимание, фонематический слух;
  • закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Методы и формы работы:

  • словесно-наглядный;
  • фронтальная беседа;
  • практический (упражнения).

Оборудование: зеркало, чудесный мешочек, Су-Джо мяч и кольцо, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай, загадку и попробуй догадаться кто это?

Кто в лесном дупле живет?
Кто орешки всё грызет?
Кто грибы на ветках сушит?
С кисточками ее уши.
Пушистый теплый хвост, как грелка,
Ну, конечно, это – … (Белка)

Логопед: Правильно, это Белка. Произнеси слово Белка ласково.

Ребенок: Белочка.

Белочка очень любит собирать орешки и грибы. Белка пришла послушать, как ты произносишь звук [Л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «Веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

“Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Качели», «Часики», «Вкусный мед».

– Молодец, Белочке понравилось.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах

Логопед: Давай покажем Белочке как может гудеть пароход.

Песенка звука [Л] – «Пароход гудит» л-л-л-л.

Артикуляция звука: губы в «улыбке», язычок смотрит вверх и упирается в верхние зубки.

Логопед: Белочка любит петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел (а) для нее. А поможет тебе пирамидка. (ребенок произносит слог на каждое кольцо).

ла-ла-ла-ла ала-ала-ала-ала
лу-лу-лу-лу улу-улу-улу-улу
лы-лы-лы-лы ылы-ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло-ло оло-оло-оло-оло

4. Автоматизация звука [Л] в словах

Логопед: Белочка принесла картинки. Назови картинки, в названии которых есть звук [Л].

Игра: «Чудесный мешочек»

(ребенок называет картинки на слайде)

5. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок шариком и кольцом

Логопед: Ты хорошо справился с заданием давай поиграем с Су-Джок шариком и кольцом.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке
Продаёт она орешки (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец),
Лисичке-сестричке (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец),
Воробью, синичке (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец),
Мишке толстопятому (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец),
Заиньке усатому (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

6. Игра «Где спрятался звук»

Логопед: Посмотри на картинки и определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова. А поможет тебе «Звуковой домик» (игра с картинками)

7. Игра «Посчитай»

Логопед: Ты хорошо умеешь считать. Давай посчитаем картинки при этом ты будешь отчетливо произносить звук [Л].

8. Автоматизация звука [Л] в предложениях

– Белочка решила картинки и схемы предложения, и хочет посмотреть, как ты можешь составлять предложения.

9. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Белочкой. Ей пора возвращаться домой в лес. Ты молодец, справился со всеми заданиями. Твой язычок правильно проговаривал звука [Л]. Какая игра тебе понравилась больше всего?

«Мой любимый город Донецк»
план-конспект урока (2 класс) на тему

Обогащать знания детей об истории родного города, его историческом прошлом;

▪ пробудить желание беречь память о героях , известных людях, воспитывать чувство гордости, любви, благодарности, сопричастности к родному городу, стремление сохранить его красоту, неповторимость, памятные места;

▪ расширять и углублять понятие гражданственности, патриотизма;

▪ воспитывать культуру поведения, толерантность, милосердие, гуманность, доброту;

▪ воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

Вложение Размер
moy_lyubimyy_gorod_-_donetsk.docx 29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мой любимый город Донецк»

Цель : ▪ Обогащать знания детей об истории родного города, его историческом прошлом;

▪ пробудить желание беречь память о героях , известных людях, воспитывать чувство гордости, любви, благодарности, сопричастности к родному городу, стремление сохранить его красоту, неповторимость, памятные места;

▪ расширять и углублять понятие гражданственности, патриотизма;

▪ воспитывать культуру поведения, толерантность, милосердие, гуманность, доброту;

▪ воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование : аудиозапись песни «Спят курганы темные»; видео-ролики: «Донецк», «Донецк до войны», «Красивый видео-ролик о Донецке»; презентация.

Приложение 1. История родного города.

I Организация класса . Звучит негромко песня «Спят курганы темные»

II Вступительное слово учителя.

1) – Дорогие ребята! Наступила осень, а это значит, что детям пора в школу. Я рада всех вас видеть в школе, за партами. Закончились каникулы, закончилось лето. Я думаю, что это лето мы запомним на всю жизнь. Это украденное лето у детей и взрослых. К великому сожалению у очень многих жителей нашего города и края украли не только лето, а жизни, здоровье, дом, работу. Мы видим, что не все дети успели вернуться в город и, поэтому некоторые парты пустуют. Во многих домах нет электричества, воды, газа. Можно долго перечислять потери и лишения, которые нам довелось пережить. Но от этого наша жизнь не станет лучше. Помнить о том, что произошло необходимо. А задача жителей Донецка – восстанавливать свой город, сделать его еще лучше, чем он был до войны. Для того, чтобы все получилось, а у нас обязательно все получится, надо очень любить свой город.

2) Приложение 3. Видеоролик «Донецк»

После просмотра презентации на доске открываются слова:

  1. Донецк
  2. Сильный. Гордый. Красивый.
  3. «Шахтер» – это Донецк
  4. Каждый житель уникален
  5. Вместе мы – сила!
  6. Наш город – наша жизнь!

III Основная часть урока

У каждого человека есть свой родной край. Место, где он родился, ходил в детский сад, школа. Родной край – это кусочек земли, который больше всего нам мил. Для нас самый родной такой уголок – это наш город.

Донецк- это наша крепость, сила, надежда.

Это наша Родина.

В 1 классе мы учили наизусть стихотворение Платона Воронько. Давайте его вспомним. (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть).

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!

В этом году нашему любимому родному городу Донецку исполнилось 147 лет. Для города это возраст небольшой. Но история его очень интересная. В прошлом учебном году мы начали знакомиться с историей нашего края. А сегодня на уроке мы продолжим это знакомство.

– Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым запасам полезных ископаемых. Возникновение города Донецка относится к лету 1869 года.

– Но к тому времени на территории будущего города уже существовали слободы Александровка, Семеновка, Авдотьино, Любимовка (Закоп), Николаевка, Екатериновка, Григорьевка (Георгиевка), Ларинка, хутор Овечий, основанные в XVII веке запорожскими казаками.
Их жители наряду с земледелием занимались “копанием земляного уголья” или “горючего камня” для местных нужд. Пётр I, возвращаясь в 1696 году из Азовского похода и узнав про “горючий камень”, произнёс пророческие слова: “Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет”. Верховья реки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили большие залежи каменного угля.

В начале минувшего столетия появляются мелкие шахты, в 1841 году заработал первый большой рудник Александровский.

В первой половине XIX века в Донбасс хлынули иностранные концессионеры.

– В 1866 году князю Кочубею была выдана концессия на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов. В 1869 году за крупное вознаграждение – 24 тысячи фунтов стерлингов, князь уступает свои права 55-летнему технику-металлургу Джону Юзу (Jonh Hughes), управляющему небольшим заводом вблизи Лондона.
Выгодно купив и арендовав землю, Юз заключил с комитетом министров России договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии.

Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869 года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода.

Возникший поселок был назван по имени управляющего делами Юзовкой. Впоследствии Юзовка слилась с шахтерским селением Александровского рудника.

Строительство завода и шахт началось в 1869 году.

– А летом 1870 года из Англии в Юзовку на 8 груженых кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало около сотни специалистов – металлургов, шахтеров – в основном из Южного Уэльса. Их маршрут проходил через Средиземное, Черное и Азовское моря в порт Таганрог. Затем привезенное оборудование быками тащили по степи сотни километров.

В результате, Джону Юзу и небольшой группе его рабочих удалось построить первую доменную печь меньше чем за 8 месяцев.

Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И.Ленина) положил начало большой металлургии Южного промышленного района.

В 1872 году началось движение по железнодорожной линии Константиновка – Ясиноватая – Юзовка – Еленовка, доведённой в дальнейшем до Мариуполя. Она соединила завод и рудники с уже действующей железнодорожной магистралью Донбасса, что способствовало расширению металлургического производства, увеличению добычи угля.

– Бурно развивалась и сама Юзовка. Основную часть жителей этого поселка составили переселенцы из Центральной России и Левобережной Украины. Этнический состав местного населения был пестрым: русские, украинцы, евреи, поляки, белорусы, армяне, татары, греки, казаки, англичане, цыгане, немцы. И если в 1870 году в Юзовке проживало 164 человека,в конце 70-х гг. – 4 тыс. рабочих, то к началу ХХ века – 54718 человек 37 национальностей.
Юзовка делилась на две части: южную (заводскую) и северную. В южной части размещались заводские сооружения, депо, телеграф, небольшая больница и школа. Несколько в стороне находилась так называемая Английская колония – в благоустроенных, утопающих в зелени и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры, мастера и служащие Новороссийского общества. Улицы здесь имели тротуары и замощения, имелось электричество и водопровод.
Северная часть Юзовки (район нынешнего Центрального универмага) именовалась Новым Светом – по названию базара и находящегося на нем первого юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники, центральная улица и прилегающие к ней застраивались одно-двухэтажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц, различных контор, банков. Примечательно, что самыми видными и красивыми зданиями в этой части Юзовки были Преображенский собор (разрушен в 30-х годах ХХ века), Коммерческое училище (ныне 2-й корпус ДГТУ по ул. Артема, 58), Братская школа (ныне вечерняя школа рабочей молодежи N 1 по ул. Челюскинцев, 49) и гостиница “Великобритания”. Разрастаясь, Юзовка поглощала многочисленные окружающие поселения, но какого-либо планового начала в ее развитии не было.
В 1870 году при заводе была открыта больница, построены школы для русских и украинских детей, “английская школа” для детей британских служащих, бани, чайные, организована пожарная команда. “Новороссийское общество” на свои средства содержало православную церковь, ряд других религиозных организаций, а также полицию. К 1887 году Юзовка могла гордиться тем, что в ней было 300 магазинов и открытых лавок, две ежегодные ярмарки и базар по воскресеньям. Корову можно было купить за 5 рублей, костюм лучшего сукна за 3 рубля, стакан семечек за 1 копейку (среднемесячный заработок горнорабочего в этот период составлял 26 рублей 40 копеек).

Юзовчане по-разному проводили свой досуг. При заводе был организован любительский оркестр, состоящий из молодых рабочих, проводились вечера художественной самодеятельности в школе, рабочие и служащие завода вместе с британскими рабочими и служащими играли в футбол, посещали Английский клуб, известный своими ежемесячными танцами и театрализованными представлениями; ходили в кинотеатры, гуляли в городском саду, посещали передвижные ярмарки и цирки, на главные церковные праздники (Рождество, Пасха, Троица) ходили в церковь. В облике дореволюционной Юзовки акценты были расставлены четко: вера, образование, предпринимательство.

В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино.

– За годы преобразований Донецк превратился в крупный промышленный город. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками (21 октября 1941 — 8 сентября 1943). Город и его промышленность были разрушены. Гоpод понес огромные людские потери. В нем осталось 175 тысяч жителей. Восстанавливалась промышленность в первые послевоенные годы. В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году – всего промышленного производства.

В 1961 году город получил новое название — Донецк.

В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж и Донецк присоединился к городам миллионерам.

Донецк называют и одним из самых красивых украинских городов – “городом миллиона роз”. И это действительно так – Донецк признается самым “зеленым” высоко индустриальным городом мира.

2. В заключении просмотр видеоролика «Современный Донецк».

3. «Галерея знаменитостей нашего города».

Мы продолжаем экскурсию. Это галерея знаменитостей нашего города.

– В Донецке живут и работают красивые люди, со своими радостями и проблемами — великие труженики и неисправимые мечтатели. Есть в донецких характерах особенная черта, которую нельзя не заметить. Это — стойкость, как у первоклассной стали, которая и не гнется, и не дает трещин. Только на донецкой земле смогли закалить свой характер и раскрыть всю мощь своего таланта известные во всем мире «золотой голос» Украины Анатолий Соловьяненко, «человек-птица» Сергей Бубка и обладатель звания «Танцор мира» Вадим Писарев. Донецкий край стал родиной для многих выдающихся деятелей культуры, спорта, медицины. Среди них: великий композитор Сергей Прокофьев, художник Архип Куинджи, полярный исследователь Георгий Седов, основатель российского кино Александр Ханжонков, поэты Василий Стус и Владимир Сосюра, писатели П. Байдебура и И. Костыря, онколог Григорий Бондарь и много других не менее выдающихся людей. Знаменитые дончане прославили и продолжают прославлять не только наш город, но и всю нашу Республику!

5. «Рекорды нашего края».

– Наряду с фамилиями известных земляков — Георгия Седова, Сергея Прокофьева, Владимира Сосюры — летопись Донецкой области бережет имя скромного уездного учителя Михаила Петренко , автора песни “Дивлюсь я на небо та й думку гадаю”, которая со временем превратилась в народную. Ещё одно знаменитое произведение для детей «Лягушка-путешественница» написано нашим земляком, русским писателем и поэтом Всеволодом Михайловичем Гаршиным (1855 – 1888).

6. Наша экскурсия была бы неполной, если бы мы не побывали на улицах нашего любимого города.

Видеоролик «Красивый Донецк».

«Донецк – любимый город».

IV. Обобщение полученных знаний.

1) – Донецк – это город угля, город роз, детей, город радости. Таким он был всегда. Каждый год 8 сентября мы отмечаем день освобождения Донбасса от фашистских захватчиков.

– Война – это ужасный сон. Во сне этом есть страх и слезы. Есть беды и воспоминания. Я не хочу войны, чтобы родина не была черно-белая!

– Я не хочу войны, я хочу жить, жить и видеть синее небо над головой, яркое солнце в этом небе. Я не хочу когда-либо услышать грохот орудий, на хочу узнать, что такое война. И не дай нам, Господи, когда-либо оказаться в водовороте военных действий, попасть в омут смерти…

– Война – это ужас и страх, горе, беды, смерти очень многих людей. Дети, оставшиеся без родителей, разрушенные дома, голод и море слёз…

Война никогда не приносит ничего хорошего. Она доставляет людям только страдания и горе. Когда смотришь фильмы о войне, задаёшь себе вопрос:

« Как люди смогли это пережить и отстоять свою Родину?» Мне кажется, что сейчас мало таких самоотверженных людей, которые боролись до последнего. Мы живём в мирное время и нам очень сложно представить, что такое лишиться всего в одну минуту – дома, родных… Это очень страшно. Мой прадедушка прошел всю войну и рассказывал нам о том, как это ужасно.

Я не хочу войны! Я хочу жить под мирным голубым небом, и чтобы ни один человек больше никогда не знал, что такое война!

Не правда ли, что любая война – это горе. Сейчас наши дети могли бы нарисовать рисунки, написать сочинения о том, что они видели своими глазами. Вспоминать и говорить об этом страшно и печально. Мы хотим, чтобы это никогда не повторялось.

Читайте также:
Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: