Звуки К-Кь – конспект логопедического занятия

Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: “Страна Светоречия, или Увлекательное путешествие в страну Звуков. Звуки К и Кь”

Презентация к уроку

Цель: Знакомство детей с звуками К и КЬ.

Задачи образовательного аспекта:

  • Обеспечить запоминание и четкое воспроизведение звуков – К и Кь.
  • Уточнить артикуляцию звуков – К–Кь.
  • Обеспечить развитие умений детей выделять звук из ряда согласных звуков, слогов и слов и определять позицию звука в слове.
  • Уточнить и систематизировать словарь по теме «Продукты» и «Ягоды».
  • Способствовать развитию умений образовывать относительные прилагательные.

Задачи коррекционного аспекта:

  • Обеспечить развитие слухового внимания и памяти.
  • Обеспечить развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  • Обеспечить развитие речевого дыхания.

Задачи воспитательного аспекта: Побуждать к внимательному отношению друг к другу, помогать и выслушивать ответы других детей.

Оборудование:

  • «Волшебная азбука» (Приложение 1, Приложение 2),
  • Мультимедийный проектор,
  • Презентация PowerPoint (Приложение 3),
  • куклы: Карлсон, Малыш или картинки (Приложение 4)
  • символы Звукарики (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9),
  • индивидуальные зеркала, предметные картинки, звуковые сигналы.

Ход занятия

Создание мотивационного поля

– Ребята, мы продолжаем свое удивительное путешествие по увлекательной стране Светоречии. Наше путешествие радостное, потому, что мы умеем дружить, быть веселыми и внимательными друг к другу. Поприветствуем друг друга.

Приветствие

Я хочу вам рассказать,
Как полезно утром встать.
Сделать бодрую зарядку,
За собой собрать кроватку!

Душ для бодрости принять,
В комнате своей убрать!
Солнцу, обязательно сказать:
– Хватит спать, пора вставать!

И увидите в ответ,
Улыбнётся белый свет!
Елена Мечик

1 слайд

– Ребята, сегодня наша встреча будет волшебной, потому, что мы встретимся с веселым сказочным персонажем.

Предлагаю отгадать загадку, и он появится:
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне.
И пропеллер на спине! (Карлсон)

Все знакомы с ним?

2 слайд

Актуализация знаний

Фонетическая зарядка

Упражнение: «Чей голос?»

Карлсон сидит на крыше и ему все хорошо видно.

3 слайд. Курочка зерно нашла и цыпляток позвала: Ко-ко-ко ко мне цыплятки.

4 слайд. Петух.

5 слайд. Ворона, кукушка и лягушка.

6 слайд. «Домоправительница Фрекен Бок уснула и храпит»

7 слайд. Карлсон решил пошалить и пострелять: «Постреляем»

Уточнение артикуляции К.

Расскажите, как получается этот звук. Произнесите звук, почувствуйте, что происходит с языком, губами и т.д.?

Губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты.
Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята горкой и упирается в мягкое небо. Голос при этом не образуется.

8 слайд

Характеристика звуков К и К*

Как вы думаете, какой звук К? Почему вы так думаете?

Характеристика звука и знакомство с звуковыми символами звука – К-

Согласный звук «К», живет в волшебной Стране звуков Светоречии, в городе Согласных на Тихой улице.

Карлсон увидел девочек на полянке. Они нарядились в синее и зеленое платья.

Карлсон спросил, как зовут девочек.

Они попросили его отгадать. Имя девочки в синем платье начинается с К, а в зеленом КЬ.

Предлагаю помочь Карлсону отгадать их имена. (Катя и Кира)

Девочки позвали Карлсона и предложили поиграть в игру.

Карлсон пригласил Малыша и они стали весело играть

Самостоятельное применение нового знания на практике

Упражнение в произнесении слогов со звуками К-К*.

Игра «Эхо»

Игра «Угадай-ка!»

Угадайте слово, которое заканчивается на К или К*:

Сту. то. кри. суро. вени. шнуро. поро. Като. замо. брело. зна. трес…

Угадайте слово, начав его с К или К*:

..окос, ..исть, ..ино, ..нига, ..ошка, ..ит, ..рот, ..олдун, ..офе, ..ольцо, ..амень, ..олодец, ..орова, ..екс.

Упражнение в различении твердого и мягкого звука. Игра «Крестики-нолики»

Квадрат 4 на 4 клетки. Если в слове есть звук К – рисуй нолик, если К*- рисуй крестик: камень, кидать, кубик, кефир, бак, килька, домик, кекс, куры, кино, куртка, кисель, кепка, кофе, кенгуру, какао, садик, кит.
9 слайд

Динамическая музыкальная пауза «Новоселье» (под ритмичную музыку)

– Когда Малыш и Карлсон устают, они делают веселую зарядку.

Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе

Карлсон строит новый дом.

Красит стены, крышу, пол,

Руками, словно кистями, «Красим» сбоку, вверх, внизу

Прибирает всё кругом.

В гости мы к нему придем,

И подарки принесем.

Вытянуть руки вперед, ладонями вверх

На пол мягкую дорожку,

Наклон вперед, руками стелем дорожку

Расстелив её к порожку.

Читайте также:
Критерии стимулирующих выплат логопеду в ДОУ и в школе

Две подушки на диван,

Руки сложить ладонями вместе сначала под одну щеку, потом под другую

Меду липового жбан.

Руки округлить, вытянув перед собой.

10 слайд

Д/И «Угощение для Карлсона»

Запомнить все слова со звуком К и Кь, определить позицию.

Ни для кого не секрет, что Карлсон любит сладкое. Как называют того, кто любит сладкое? (Сладкоежка).

– Малыш любит угощать своего друга сладостями. Назовите, все сладости со звуком К и КЬ. Повторите слова и скажите, где находится звук?

Д/И «Сварим варенье»

Обеспечить применение на практике умения образовывать относительные прилагательные.

Предлагаю отгадать, какое варенье приготовил Малыш для Карлсона?

Звуковой анализ слога АК (ОК, УК, ЫК, ЭК)

Согласные звуки любят ходить в гости к гласным звукам и петь веселые песенки.

(Дети идут к Звукограду, берут Звукариков и пропевают слоги, Приложение 10)

11 слайд

Рефлексия

– Понравилась вам встреча со сказочными героями?

– Что для вас было самым интересным?

– В какие бы игры вы хотели поиграть со своими друзьями или близкими?

– Герои прощаются с вами и предлагают нарисовать картинки для клоунов Кеши и Кости со звуками К-КЬ.

В вечерние часы или для домашнего задания, детям можно предложить задания по теме (Приложение 11, Приложение 13, Приложение 14).

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки К-Кь и буква К
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.

2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.

3. Научить четко произносить звуки [К], [К’], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.

5. Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова.

6. Научить ребенка писать простые зрительные диктанты[1].

1. Знакомство со звуком [К].

Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?

рот — ротик, нос — . лоб — . стол — . пес — .

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [К]:

— кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

Символ звука: идет сильный дождик: КККК. (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

2. Фонетическое упражнение.

Лягушка квакает: «Ква-ква. ».

3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»:

к, м, п, в, к. ; ка, ма, па, ва; ак, ам. ; корова, мак, резина, рука…

4. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):

м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.

5. Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные предметы, в названии которых есть звук [К], определить место звука [К] в этих словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок).

6. Найди лишнее слово в ряду:

— определив место звука [К] в словах:

корова, клумба, крыса, мак; рак, мак, каша, лук; капуста, комар, рубашка, карусель;

— определив количество звуков [К] в словах:

кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.

7. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, придумать предложения с этими словами.

Посреди двора стоит копна —

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

А в лапках — царапки. (Кошка)

Все — без застежек. (Капуста)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Сядет — молчит. (Комар)

А он не знает. (Крот)

8. Подобрать слова, в которых звук [К] стоит в начале слова, в середине, в конце.

9. Добавить к целому слову последний звук [К]. Какое слово получилось?

Вол. (к), пол. пар. сто. рыба. лото. моря. завтра.

10. Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков [К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них:

Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок, косяк, кошка, крошка.

11. Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ка-ка-ка — бежит река.

Ко-ко-ко — вижу далеко.

Ку-ку-ку — кукушка на суку.

Ак-ак-ак — у реки рыбак.

Около кола бьют в колокола.

12. Знакомство со звуком [К’].

Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь. (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Читайте также:
Презентация: Домашние животные

13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К’]»:

кь, мь, ть, кь. ; ки, ми, ви. ; акь, амь, окь. ; кит, мыло, кирпич, кино, стул.

12. Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук [К’], определить место звука в этих словах (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок).

13. Дифференциация звуков [К] — [К’].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К’]»:

Повторить за взрослым слоговой ряд:

ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.

Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К’]):

капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.

Подобрать слово по первому слогу:

ка. (-ша), ко. (-сы), ку. (-ры), ки. (-но), ке. (-ды).

Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К] и [К’] (Катя, Кирилл), «подарить им подарки».

Занятие-путешествие в страну Смешариков. Тема: Звуки К-Кь

Подгрупповое занятие-путешествие для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию фонетических средств языка, 2-е полугодие. Занятие построено на игровых моментах, что позволяет удерживать интерес детей и повышает мотивацию.

Тема: «Звуки К-Кь»

(старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОНР)

  • закрепление навыка четкого произношения звуков К и Кь;
  • упражнение детей в дифференциации твердых и мягких согласных; слоговом и звуковом анализе слов;
  • развиватие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.
  • иллюстрации Смешариков, декорации для оформления доски (радуга, цветы, солнышко), предметные картинки (капуста, морковь, картошка, свекла, яблоки, персики), цветные фишки, зеркала, загадки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.
II. Артикуляционная гимнастика.

Мы в окошко поглядели, («Иголочка»)
А потом пошли во двор.
Покачались на качелях, («Качели»)
Поиграли мы в футбол, («Футбол»)
С горки съехали на санках, («Горка»)
Отдохнули под грибком, («Грибок»)
Поскакали на лошадке («Лошадка»)
И домой ушли потом.
Дома тоже не скучали:
Выпили две чашки чая. («Чашечка»)
Слижем мы варенье с губок, («Вкусное варенье»)
А теперь почистим зубки. («Чистим зубки»)

III. Сообщение темы занятия.

– Сегодня Кар-Карыч приглашает нас в гости, в страну Смешариков. Но, чтобы туда попасть, нужно выполнить задание Кар-Карыча. Бараш написал для него стихотворение. Послушайте его и скажите, какие звуки в нем слышатся чаще других.

У Кар-Карыча 2 кепки,
А на них есть этикетки.
В кепке ходит он в кино
И играет в домино.

IV. Звуки К и Кь.

1. Артикуляция звука К.

2. Характеристика звука.

3. Речевая зарядка.

Повторение цепочек слогов с опорой на зрительный и двигательный анализаторы.

– Теперь можно отправиться в страну Смешариков. Для этого нужно произнести волшебное заклинание и ничего не перепутать.

КА–КЯ–КА КА-КЯ-КЯ-КА
КЫ–КЫ-КИ КИ-КЫ-КИ-КИ
КО-КЕ-КЕ КО-КО-КЕ-КО
КЕ-КЭ-КЕ КЕ-КЭ-КЭ-КЕ

4. Звуки К и Кь в словах.

1) Упражнение на развитие слухового внимания и чувства ритма.

– Вот мы и оказались в стране Смешариков. (На доске декорации).

– Давайте их поприветствуем. (Хлопки).

2) Отгадывание загадок и деление слов на слоги.

– Сейчас мы пойдем в гости к Копатычу. Что он любит делать больше всего? (Работать в своем саду и огороде).

– Мы поможем ему собрать урожай. Вы сейчас что-нибудь сорвете, овощ или фрукт. А чтобы сорвать, нужно поделить слово на слоги и назвать слог со звуком К или Кь и рассказать, где вы это сорвали: в саду или в огороде и почему.

– Например: Это тыква. Она растет в огороде, потому что это овощ. ТЫ – КВА. Слог КВА.

У каждого из детей картинка с изображением овоща или фрукта. Дети отгадывают загадки.

А) Здесь весною было пусто.
Летом выросла…(капуста).

Б) Собираем мы в лукошко
Очень крупную…(картошку).

В) Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную… (морковку)

Г) От дождя земля промокла,
Вылезай, толстушка-…(свекла).

Д) Созревают сладкие
На деревьях…(яблоки).

Е) Деревья ветки свесили,
а на ветках — …(персики).

3) Пальчиковая гимнастика.

– Поможем Копатычу посолить капусту.

Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.

4) Игра «Измени словечко» (с перекидыванием мяча).

– А теперь мы отправляемся в гости к Крошу. Мы знаем, что он – большой выдумщик. А кто его самый лучший друг? (Ежик). Они очень любят играть в мячик. Сегодня они тоже предлагают нам поиграть в игру «Измени словечко». Замените первый звук в слове на звук К или Кь.

Читайте также:
Проект для старшей группы: Улицы нашего города

ПОЛ — КОЛ ПОНИ – КОНИ
МАША – КАША ЛИРА –КИРА
РОЗЫ – КОЗЫ МИСКА – КИСКА

5. Звуки К и Кь в связной речи.

– А теперь мы отправимся к Барашу. Что больше всего любит делать Бараш? (Сочинять стихи).

– Он сочинил стихотворение, которое принес нам Кар-Карыч в начале занятия. И Бараш предлагает нам его выучить.

А) Прослушивание стихотворения.

Б) Повторение за логопедом хором.

В) Повторение по цепочке.

V. Итог занятия.

– А теперь нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся со Смешариками. (Хлопки).

Лавренова Ольга Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 68
комбинированного вида, Иркутск

Конспект занятия по фонематическому восприятию в старшей логопедической группе
Тема занятия: Звуки [К] – [Кь]

Программное содержание

1 . Познакомить детей со звуками [К]-[Кь].

2. Развивать фонематические представления (определять место звука в слове (начало, середина, конец); дифференцировать звуки [К] – [Кь] на слух и в произношении).

3. Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»

4. Развивать синтаксическую сторону речи (составление предложений).

5. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед.числе, Р.п.; употребление в речи Д.п. существительных).

Развитие речевого дыхания, артикуляционной и мимической моторики,

речевого слуха, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Предметные картинки с изображением животных (лось, белка, заяц, олень, медведь, ёж, лиса) и их детёнышей.

2. Предметные картинки для определения места звука в слове (сумка, носок, щенок, конфета, капуста, мак, стакан, веник)

3. Символы звуков [ К ]-[ Кь ] .

4. Магнитная доска.

5. Фонограмма записи «Звуки леса»

Раздаточный материал:

1. Схема слова (начало, середина, конец).

2. Флажки (зелёные и синие).

Предварительная работа:

1. Знакомство с лексической темой «Дикие животные».

2. Дыхательные упражнения по методу Стрельниковой.

Ход занятия

Логопед: Ребята, прежде чем начнём занятия давайте вспомним правило.

Наши ушки внимательно слушают,

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ручки не мешают, а помогают.

(Дети рассаживаются за столы)

Есть одна игра для вас.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка – там конец.

Кто подскажет – молодец!

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

(Дети договаривают слово, педагог выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного)

1. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко

Ну, конечно, это… (белка)

2. Шубка – иголки.

Свернётся – он колкий,

Рукой не возьмёшь.

3. Стройный, быстрый.

Пасётся весь день.

Кто же это. (олень)

4. Он всю зиму в шубе спал

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной …(медведь)

5. Замер серый на тропинке.

Уши вытянул вдоль спинки.

Сумку я раскрыл: «Влезай-ка!»

Вмиг в кусты метнулся …(зайка)

6. Отступить врагам пришлось!

Их рогами встретил …(лось)

7. Зверь хитрющий в шубке модной

Рыщет по лесу голодный.

Не найдёт еды в лесу –

Жди в курятнике …(лису)

Логопед: (показывает на животных, на фланелеграфе). Кого вы видите? Как можно их назвать, одним словом?

Дети: Это животные.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто у кого?». Вы должны вспомнить, как называется детёныш у каждого из этих животных. Не забывайте отвечать полным ответом. Например:

У мамы зайчихи – зайчонок.

У мамы медведицы – ….

(Логопед выставляет на фланелеграф изображение детёнышей животных)

Логопед: Какой одинаковый звук вы слышите в конце всех образованных слов?

Дети: Звук К

Логопед: Давайте произнесём этот звук все вместе (потом спрашивает индивидуально несколько ребят)

– что делают губы когда мы произносим этот звук? (В улыбке, свободны)

– что делает кончик языка? (Опущен вниз)

– спинка языка прикасается к нёбу – не даёт петь это звук. А если мы его не можем петь, значит мы называем его…

Дети: согласным звуком.

– а теперь поставьте ладошку к горлышку и произнесите звук К, что делает горлышко? (Молчит)

– если горлышко молчит, тогда мы называем этот звук -…(глухим)

– а теперь дайте полную характеристику звука К (спрашивает несколько детей)

Дети: Звук К – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Значит обозначать его мы будем …

Дети: Синим кружком без колокольчика. (Логопед выставляет фишку)

Читайте также:
Проект создания системы взаимодействия специалистов в ДОУ

Логопед: Звук К напоминает нам песенку сильного дождя (показывает символ звука). Когда идёт сильный дождь, то капли стучат громко и часто. Давайте изобразим его (дети выполняют хором и индивидуально, логопед хвалит ребят).

Логопед: А сейчас вы закрывайте глазки, приготовьтесь внимательно слушать.

Я буду произносить звуки, слоги, слова, вы должны будите хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук К.

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

К, м, п, к, г, а, к, т, в, к, к, ка, мы, па, ку, ха, кы, ка, кот, рука, резина, стук, мак, шум, рука, сон, крот

Логопед (выставляет на наборное полотно картинки просит детей назвать их выделяя голосом звук К)

Сумка, мак, стакан, веник, носок, капуста, конфета, щенок

Логопед: Что общего во всех этих словах?

Дети: Во всех словах есть звук К.

Дидактическая игра «Определи место звука в слове»

Дети определяют место звука в словах, с помощью схемы слова.

Логопед: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Самый внимательный»

Я буду называть слова, когда вы услышите слова, в которых есть звук К – вы должны будите загнуть пальчик. А потом скажите, сколько пальчиков вы загнули, так мы узнаем, кто из вас самый внимательный (логопед произносит слова) Кот, море, рука, мак, дым, бык

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

(Логопед называет слова, дети должны определить лишнее слово)

– корова, клумба, крыса, мак

Дети: лишнее слово мак, потому, что звук К стоит в конце слов

– капуста, кит, комар, каша

Дети: лишнее слово кит, потому, что так стоит звук Кь

Логопед: У согласного, твёрдого, глухого звука К, есть младший братец звук Кь.

– Скажите, чем похожи звуки К и Кь? (Они согласные, твёрдые, глухие)

– Чем отличаются звуки К и Кь? (Звук К твёрдый, а звук Кь мягкий)

– Значит Кь будем обозначать зеленой фишкой без колокольчика (выставляет фишку).

Звук К ь– это звук тихого дождя, капли капают редко. Давайте покажем, как он идёт (дети тихо, медленно произносят звук Кь)

Логопед: Давайте покажем, как дождь начинается, значит, он будет какой? (Тихий, медленный), затем идёт сильный (громкий, частый), помогут вам в этом картинки (работа над темпом и ритмом речи)

Логопед: Сейчас мы с вами будем учиться различать эти звуки. (Работа с флажками)

Дидактическая игра «Дифференциация звуков К-Кь»

Кино, курица, кепка, букет, капуста, лак, кисть, рука, комната, кость, кит

Логопед: Вы замечательно справились с заданием, а сейчас послушайте и отгадайте загадку:

День и ночь по лесу рыщет.

День и ночь добычу ищет

Ходит – бродит он молчком.

Уши серые торчком. (Волк)

Физкульминутка

Логопед: Что значит, рыщет? (Рыскать – торопливо бегать в поисках добычи)

Покажите, как волк бежит по лесу, озирается (озираться – значит бросать взгляд) по сторонам (дети бегут на месте, поворачивая голову вправо – влево)

Логопед: Остановился волк принюхался (дыхательные упражнения по методу Стрельниковой) сглотнул волк слюну

Нет рядом добычи, рассердился волк (мимическое упражнение)

Показал свой свирепый оскал (артикуляционное упражнение «Заборчик») и завыл (артикуляционное упражнение «Трубочка) повторить несколько раз.

И побежал дальше в лес.

На полянке в лесу играли лисёнок, медвежонок, бельчонок, ежонок, оленёнок, лосёнок, зайчонок. Вдруг они услышали волчий вой. Испугались малыши побежали к своим мамам (употребление Дательного падежа существительных)

Лисенок к лисице;

Успокоили мамы своих малышей. Перестали они боятся, ведь рядом с мамой всегда спокойно. Куда побежали малыши.

Дети: К мамам.

Упражнение «Представлялки» .

Наши лесные друзья приглашают вас в гости. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу. К чему можно подойти в лесу? (Звучит фонограмма «Звуки леса») (ответы детей)

Конспект урока “Звук и буква К”

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

старшей логопедической группе «Ступеньки грамоты».

«Звуки К, Кь и буква К».

Учитель-логопед ГБДОУ № 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие:

-Познакомить со звуком и буквой К, учить выделять звук среди других звуков в слогах, словах.

-Способствовать формированию понятий «гласные звуки», «согласные звуки», различия понятий «звук» – «буква».

Коррекционно-развивающие:

-Способствовать развитию детей в познавательно-речевом направлении с использованием современных электронных образовательных ресурсов.

-Научить чётко произносить звук [к] и [кь,], дифференцировать их на слух и в произношении.

Читайте также:
Реализация комплексного подхода к преодолению речевых нарушений в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

-Формировать навыки фонематического анализа и синтеза.

-Упражнять в выполнении звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука».

-Развивать фонематическое восприятие, память, внимание, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.

-Формировать интегративные качества детей: любознательность, активность и другие.

Воспитательные:

– Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
-Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Оздоровительные:

-Применение здоровьесберегающих технологий: содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.

-Обучать расслаблению мышц – релаксации (во время физминутки).

Оборудование:

Презентация по теме.

Песня «Азбука» В. Волиной из сборника «Музыкальный алфавит»,

« Музыкальная азбука». Буква «К».

Пособие «Чудо-ёлочка», «Буквы на шарах».

Методы: Эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.
Приемы: Сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки, использование ИКТ.
Предварительная работа: Знакомство с гласными и согласными звуками; деление слов на слоги; работа с предложением, с рассказом; звуковой анализ слогов, слов; нахождение и придумывание слов с заданным звуком, чтение слов, знакомство со сказкой Г.Юдина «Как варить компот».

Ход занятия:

– У нас сегодня на занятии гости, наши мамы, бабушки. Поприветствуем дружно наших гостей.

– А нас ждёт занимательное путешествие.

1, 2, 3, 4, 5 –
Путешествие пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы будем путешествовать по Звукограду. Это город звуков и букв! (слайд)

Клоун Капитоша: Ой! Здравствуйте, я клоун Капитоша!

Ребята, возьмите меня в Звукоград, я очень хочу повстречаться с любимым звуком и буквой.

Ну, что ребята, возьмем с собой Капитошу? (–Да!)

Но какой же твой любимый звук? Моё имя начинается с этого звука – Кклоун Ккапитоша!

Ребята! Догадались, какой это звук? («К»).

– Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителе Звукограда звуке и букве «К», познакомимся поближе и запомним его.

Где же мы будем искать звук «К»?

Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки и буквы!

Чем буквы отличаются от звуков? (звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем) ( слайд).

В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков.

На улице Гласных живут легко, свободно, поющие звуки – гласные. Почему они гласные (когда мы их произносим, воздух проходит свободно, нигде не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь).

Назовите, с какими гласными мы уже знакомы! (А,У,О,И).

Догадайтесь, какой звук я произнесла? (по беззвучной артикуляции).

Какие это звуки? (гласные)

К песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Звать и аукать…» В. Берестов

На улице Согласных звуки не умеют петь, им живется трудновато, при произнесении есть преграда, но зато они пыхтят, шипят, свистят – это согласные звуки.

Почему они согласные? (при произнесении встречается преграда: губы, зубы, язык; звуки, при произношении которых воздух задерживается, называются согласными)

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь». В. Берестов

Вспомните, с какими согласными мы знакомы? Звонкие – Н, М; глухие – П, Т.

4. Артикуляция, характеристика звука К.

Давайте подумаем, где в Звукограде живёт звук «К», (на улице гласных или согласных звуков).

Артикуляция. Произнесем еще раз звук [ к ], [ кь ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются, кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть языка поднимается к нёбу и препятствует выдыхаемому воздуху.) Язык создаёт преграду.

Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).

Верно. Какой же это звук? Согласный.

На картинке изображен «кот».

Давайте произнесем слово «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо).

Твёрдый звук [К] обозначим – кружком синего цвета.

Давайте произнесем слово «кит» Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — кружком зелёного цвета.

Вывод: звук [ к ] может быть твердым и мягким.

Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?

(Звуки, при произношении которых голос не участвует, называются глухими.)
Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.

5. А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше».

Клоун принёс любимую картинку, назовите слова в которых есть звук [ к, кь]

Читайте также:
Логопедическое заключение ОНР 4 уровня

(капуста, кактус, колокольчик, карандаши, котята, компьютер…)

– Деление слов на слоги.

6. Игра: «Подними сигнал», когда услышите звук к: среди других звуков, в слоге, в слове:

– та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак

– стол, ком, зима, кот, мак, комар.

– Игра «Повтори, не ошибись».

Повторить слоговые ряды, на тарабарском языке, возвращая сигнальчик:

ка-ко-ку; ак-ок-ук; ка-ку-кы; ак-ук-ык; ку-ка-кы; ук-ак-ык; ок- ук- ик.

«Звуков, мы немало знаем…(сжимание-разжимание пальцев)

Добрались до звука «К».

Есть слова, где К – в начале, (наклон)

Есть слова, где К – в конце …» (наклон)

Игра «Звуковой поезд».

– «Определи место» звука К в слове, где он слышится в начале или в конце слова.

Разложить предметные картинки:

коза, кот, курица, корова, кролик, индюк, цыплёнок, бык, собака.

(в 1- вагон – поместим животных и птиц, названия которых начинаются со звука «К»,

во второй – в конце слова.

– «Что лишнее?» — лишняя картинка – собака, в слове звука в середине [К].

– Во 2 вагоне едут? «Кого не стало?» убираю, поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка, индюка.

8. Знакомство с буквой. Клоун изобразил букву К.

Что вы видите на этой картинке? Кто изображен? (клоун)

Буква К. Е. Тарлапан.

«На прямую палочку справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой «К» на нас глядит».

Звуки [ к, кь ] на письме обозначается буквой К.

Букву К: состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.

Слушаем песенку «Буква К», музыкальная азбука, выполняем

9.Упражнять (Слайд) в чтении прямых и обратных слогов: ак, ок, ук, ик.

Клоун приготовил фокус «Чудо-Ёлка».

«Лесная красавица в гости пришла,

На ветках зелёных шары принесла.

Внимательно эти шары рассмотри

И слоги на них поскорее прочти».

(Дети рассматривают наборное полотно, читают.)

В ходе игры выполняется:

– Анализ обратного слога с помощью символов: АК, ОК, УК, ИК.

АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)

ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)

УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).

ИК-ИК-ИК. Вот какой котик.

Назвать слова, в которых услышали звук К.

Читаем слоги: КА, КО, КУ, КИ.

Придумать слова со слогом: ка (капуста, капля), ко (кот, ком), ку (курица, кукушка), ки (кит, кино).

Игра в мяч: «Добавь слог КА, назови слово целиком».

Бул-ка, игол-ка, гор-ка, зай-ка, сказ-ка, загад-ка, баран-ка, рубаш-ка, вареж-ка, короб-ка, ромаш-ка.

10. Упражнение: «Клоун-жонглёр».

Упражнять в составлении слов из заданных букв (на шарах).

«Рады взрослые и дети, смехом цирк наполнен,

Потому что на арене появился клоун.

Это клоун наш весёлый, он жонглёр известный!

Составляет он слова очень интересно! Прочитаем их!

Ком, ток, кок, мука, мак, кот, кит.

11. Отгадайте загадку. Звуковой анализ слова МАК.

12.Вспомните, какие животные, птицы продолжают поездку на поезде?

Кто путешествует в 1-м вагоне? ( кот, корова, коза, курица, кролик).

Из какой они сказки?

Это герои сказки Георгия Юдина «Как варить компот».

Работа по сказке.

Читаю сказку, а вы запоминайте, будем её рассказывать,

запоминайте слова со звуком К, Кь, которые встретятся в сказке.

«Как варить компот».

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

– Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

– Ну и как же его варить?

– Принесите каждый все самое вкусное, остальное – за мной.

Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой.

Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.

Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

– Готово! Кушайте на здоровье!

Попробовали друзья, плюются:

– Компот называется! Сам ешь!

– Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.

Ответы на вопрос кота.

Слова со звуком к, кь.

Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы.

13.Ребята, клоун приглашает нас в мастерскую, изготовить букву «К».

Читайте также:
Автоматизация звука (Р) изолированно, в слогах, в словах - конспект

Родители нам помогут! ( вы украсите букву «К» цветной бумажной крошкой или крошкой из пенеплена). Дарим 1 поделку Клоуну.
Клоун:

Вот спасибо, помогли,
Звук и букву «К» нашли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы.

Я хочу поблагодарить вас за помощь, за букву К.

И подарить вам книги.

Книга – лучший подарок для девочек и мальчиков!

Мне пора в цирк, на представление, до свидания друзья, до новых встреч!

Ребята! И нам пора возвращаемся в детский сад.

«1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать, (пальчики по1, хлопки (ладонь-кулак)

1,2,3,4,5- возвратились в детский сад» (ходьба, руки вверх, хлопок, в стороны)

Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?

С какой буквой мы с вами познакомились?

Какие звуки она обозначает?

Расскажите о звуках к и кь (согласные, глухие)

Чем отличаются эти звуки? (согласный твёрдый, согласный мягкий)

Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Конспект логопедического занятия КВЕСТ по теме: Звуки К – КЬ. Буква К.

закреплять навыки чёткого произношения звука в слогах, словах, предложениях;

-уточнять понятие звук, слово;

– познакомить с характеристикой звука;

– активизировать и обогащать словарь по теме;

-закрепить понятие зимующие и перелётные птицы;

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия КВЕСТ по теме: Звуки К – КЬ. Буква К.»

ТЕМА: Звуки К – КЬ. Буква К.

Коррекционно-образовательные:

– закреплять навыки чёткого произношения звука в слогах, словах, предложениях;

-уточнять понятие звук, слово;

– познакомить с характеристикой звука;

– активизировать и обогащать словарь по теме;

-закрепить понятие зимующие и перелётные птицы;

Коррекционно-развивающие:

-развивать общую и артикуляционную моторику;

– развивать фонематический слух и навыки фонематического анализа;

-развивать зрительное и слуховое внимание;

– развивать память, мышление;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение слушать своих товарищей;

-воспитывать желание поднимать руку, чтобы ответить;

– воспитывать умение работать в парах:

Оборудование: фонограмма записи «Пение птиц»; карточки с картинками; символы звука;

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, что нужно сделать?

Логопед: Ребята, вы слышите какие- то звуки? (Звучит фонограмма «Пение птиц»)

Дети: Да, это птицы.

Логопед:А, вы хотите узнать, какие птицы нас зовут к себе в гости?

Логопед: Посмотрите, ребята, вот эти птички. А у меня для вас есть игра.

Есть одна игра для вас.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка – там конец.

Кто подскажет – молодец!

Логопед: Ребята, прежде чем мы начнем нашу игру,давайте вспомним правило.

Читайте также:
Специфика работы логопеда в 1 классе

Наши ушки внимательно слушают,

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ручки не мешают, а помогают.

Логопед: Ребята, вы должны закончить моё стихотворение. Сказать, что это за птица и найти соответствующую картинку.

1.Эта птица так болтлива,

А зовут её (сорока).

2.Раскачала ветку птичка

3.За деревней, у опушки

Раздаётся крик (кукушки).

4. Во дворе стоит дворец

Во дворце живёт певец

Кто же это?(скворец)

5.Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины(ласточка)

Логопед:Посмотрите, ребята! Нам птицы письмо принесли? Что же там такое?Давайте прочитаем письмо.

Дорогие, ребята, нам нужна ваша помощь. В городе звуков и букв потерялись звуки и буква. Чтобы их вернуть в наш город, надо будет пройти «Тропу испытаний» и выполнить задания.Поможете, нам? (Да) Мы надеемся на вашу помощь жители города звуков и букв. А вот какие звуки и буква потерялись, вы узнаете, когда ответите на вопросы.

Логопед: Ну, что, ребята поможем жителям города звуков и букв? (Да) Чтобы помочь жителям города, сначала выполним массаж и разомнём наши пальчики, ушки.

Самомассаж лица: «Сорока»

Ока-ока-ока- где живёт сорока? (потереть ладони друг о друга)

Оки-оки-оки – не найти гнездо сороки (ладони козырьком и энергично растирать лоб движениями в стороны)

Ок-ок-ок-на,поклюй-ка,колосок!(кулачками провести по крыльям носа)

Ку-ку-ку- попить лети ты на реку (пальцы «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами)

Ко-ко-ко- а река- то далеко! (погладить шею сверху вниз)

Ну, что ж ребята в путь! Нас ждёт «Тропа испытаний» и задания, чтобы помочь жителям города.

Скажите, все ли здесь птицы зимующие? (Нет)

Назовите зимующих птиц? (сорока, синичка, кукушка)

Какие ещё птицы остались? (ласточка,скворец) А, это какие птицы? (перелётные).

Ребята, скажите, что общего в названиях этих птиц?

Дети: В названиях птиц есть одинаковый звук (К)

Логопед: Правильно. Давайте произнесём этот звук все вместе (потом спрашивает индивидуально несколько ребят)

– что делают губы, когда мы произносим этот звук? (В улыбке, свободны)

– что делает кончик языка? (Опущен вниз)

– спинка языка прикасается к нёбу – не даёт петь это звук. А если мы его не можем петь, значит мы называем его…

Дети: согласным звуком.

– а теперь поставьте ладошку к горлышку и произнесите звук К, что делает горлышко? (Молчит)

– если горлышко молчит, тогда мы называем этот звук -…(глухим)

– а теперь дайте полную характеристику звука К (спрашивает несколько детей)

Дети: Звук К – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Значит, обозначать его мы будем …

Дети: Синим кружком без колокольчика. (Логопед выставляет фишку)

Логопед: У согласного, твёрдого, глухого звука К, есть младший братец звук Кь.

– Скажите, чем похожи звуки К и Кь? (Они согласные, твёрдые, глухие)

– Чем отличаются звуки К и Кь? (Звук К- твёрдый, а звук Кь мягкий)

– Значит звук Кь будем обозначать зеленой фишкой без колокольчика (выставляет фишку).

Логопед: Каким звукам мы с вами будем помогать? (к-кь)

Логопед: Молодцы, ребята справились с первым заданием.

Логопед: Давайте посмотрим, что же нас ждёт дальше на нашей «Тропе испытаний»? (карточки с картинками). Игра «Четвёртый лишний». Ребята, вы должны найти лишний предмет и сказать чем он отличается от других предметов, выполнять задание мы будем в паре с товарищем, который сидит с вами за одним столом.

капуста, морковь, лук, киви;

кисточка, карандаш, ручка, книга;

кегли ,машинка, кукла, пирамидка;

чайник, кастрюля, стакан, вилки;

ракета, корабль, лодка, мотоцикл;

Логопед: Молодцы, ребята! С этим заданием тоже справились. Надо двигаться дальше, чтобы спасти наши звуки и вернуть в город звуков и букв. Двигаемся дальше по нашей тропе испытаний , и на пути у нас посмотрите, карандаши.

Дидактическая игра «Художники»

Логопед: Посмотрите здесь два карандаша (синий и зелёный) вы должны раскрасить картинки и определить место звука в слове. Если звук твёрдый, каким цветом раскрасим?(синим). Если звук мягкий, каким цветом раскрасим? (зелёным). (На листах бумаги распечатаны картинки: круг ,треугольник, кирпич). Справились с заданием? (Да). Проверка задания(дети по желанию объясняют слово).

Логопед: Нам пора двигаться дальше по нашей тропе испытаний . Посмотрите, что это?(скрипичный ключ). Мы с вами должны выполнить разминку, вы готовы? Тогда дружно встали и разминку показали:

Ка-ка-ка- эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх)

Читайте также:
Использование ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Ка-ка-ка- кто пришёл издалека? (ставим правую руку на лоб «козырьком»)

Ко-ко-ко- звук услышим мы легко (ставим руки к ушам)

Ку-ку-ку- вот кукушка на суку, пирожки для всех пеку(ладошками пекут пирожки)

Ки-ки-ки- мы гуляли у реки

Ок-ок-ок – мы по кочкам прыг да скок (перепрыгивают с одной ноги на другую)

Ук-ук-ук- это что ещё за стук?(стучат кулачками)

Ык-ык-ык- на ковёр наш котик прыг!Садимся на свои места.

Итак, вопрос, среди животных есть учёный кто?

Логопед: Правильно, он нам тоже приготовил задание?

Логопед:Скажите, ребята, чем звуки обозначаются на письме? (Буквами)

Правильно, значит наши звуки к-кь, на письме обозначаются буквой К.

Сейчас я прочитаю,стихотворение про букву:

Два столба стояли рядом.
Вдруг один переломился,
И к другому прислонился.

Посмотрите и скажите из каких элементов состоит буква К? (из трёх палочек). Выставляется карточка с буквой К.

Логопед: Хорошо, справились с заданием учёного кота. Пора дальше в путь по нашей тропе испытаний.

Игра «Сложи букву» .Детям предлагаются палочки, ниточки, чтобы они выложили букву К.

Игра «Вылечи букву». Ребёнок дописывает недостающий элемент у буквы.

Логопед: Правильно выполнили задание, молодцы! Отправляемся дальше, что же нас ждёт? (кроссворд)

Логопед: Разгадывание кроссворда слова кит ,кот. Записываем в тетрадь и выполняем звуковой анализ слова.

Логопед: Молодцы, все задания выполнили! Каким звукам и букве,мы сегодня помогли?

Логопед:. Звуки к,кь и буква К теперь будут жить в городе звуков и букв. Ребята звуки и буква благодарны и приготовили вам подарки. Скажите, что любят дети ,где есть звук к это сладкое? (конфеты). В магазине конфеты продают в чём? (в коробке) .Правильно, а вот и сладкий приз. Молодцы, ребята!

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

Вид занятия: коррекция звукопроизношения + изодеятельность.

Тема занятия. Закрепление Звука Л в слогах, в словах. Рисование дома.

Цель: автоматизировать звук Л в слогах и в словах в середине слова и на конце слов.

  • коррегировать произношение;
  • коррегировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • коррегировать и развивать слуховое восприятие;
  • коррегировать речевое дыхание;
  • коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • коррегировать и развивать личностные качества, эмоционально – волевую сферу.

  • уточнить и расширить словарь по теме «строительство»;
  • уточнить артикуляцию звука Л;
  • формировать навыки чтения.

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества.

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: зеркала, профиль артикуляции звука Л, игрушка – клоун, картинки с изображением строительных инструментов и домов, бумага, карандаши, тренажер Базарного, слоговая таблица со звуком Л.

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, коррекция психофизических функций.

2.1. Проверка домашнего задания.

Произнесите стихотворение, которое учили наизусть дома.
Приложение 1.

Дети читают стихотворение.
Логопед следит за правильным произношением.

Выяснить, на сколько скорригировано произношение звука л в словах.

2.2 Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.
Приложение 2

Какие звуки встречались в отгадках? (л и ль).
В каких словах звук Л твердый?

Отгадывают загадки. Четко произносят отгадки.

Называют слова: молоток, пила, сверло

Привлечь детей, вызвать интерес к занятию.

Развивать фонематический слух.

2.3. Изучение нового материала.
Сообщение темы занятия.

Чтение слоговой таблицы.

Сегодня у нас необычное занятие.
Угадайте, кто пришел к нам в гости.
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
(Клоун.)
Будем помогать нашему герою Клоуну – Чудаку
(Приложение 3)
строить дом и нам понадобятся инструменты.
Чтобы у нас все хорошо получалось, сначала произнесем слоги со звуком Л.
(Приложение 4)

Какие бывают строительные инструменты (Приложение 5) и для чего они нужны?

Дети вспоминают артикуляцию произношения звука Л, читают слоговые таблицы.
Дети отвечают.

Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звука Л.

Закрепляют артикуляцию звука, правильное произношение.

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Читайте также:
Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

2.4. Закрепление изученного материала.

Физминутка.
Упражнение на синхронизацию движений со словом.

Клоун – Чудак собрался строить дом. Расскажите, какие материалы и инструменты ему могут пригодиться?

Давайте вспомним, как называется украшение на крышу?
– Как называется украшение под крышу?
– Как называется украшение на окна?
– Посмотрите внимательно на дом. Как вы думаете, в какой стране строили именно такие дома? Почему?
– Верно. Только в России. Только в России придумали такие красивые названия для элементов украшения домов: наличники, полотенца, конек.
Нарисуйте дом.

Движения с речевым и мимическим сопровождением
Приложение 6

Дети вспоминают, какие бывают дома (одноэтажные и многоэтажные).
С чего нужно начинать строительство?
Из чего строят дома?

Дети рисуют дом, соблюдая правила наброска, штриховки, изображения контурных линий.
Дети выполняют упражнения.

Обогащать словарь по теме занятия.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Развивать мелкую моторику,
чувство цвета, формы, композиции, чувство прекрасного, художественные способности детей,
воспитывать любовь к изобразительной деятельности, пополнять активный словарь новыми словами: наличники, полотенца, конек.

Преодолевать речевые нарушений путем развития восприятия и коррекции речевой патологии, двигательной сферы, координации движений.

2.4. Закрепление изученного материала.

Автоматизация звукопроизно-шения Л в конце слова.

Зрительная гимнастика по тренажеру Базарного
Приложение 7

Какие бывают строительные инструметы? (демонстрирую изображение различных инструментов). В каких словах есть твердый звук Л, в каких мягкий. Распределите картинки в группы.

Я буду называть слова – действия, а вы произносить слова действия мужского рода, единственного числа.
я строила-
я пилила
я колола
я мерила
я копала
я сверлила
я смотрела

Дети называют предметы, правильно проговаривая слова.
Работают в парах, распределяя предметы в 2 группы:

  1. С мягким л;
  2. С твердым л.

Дети произносят:
я строил
я пилил
я колол
я мерил
я копал
я сверлил
я смотрел

Дети направляют взгляд по указанным стрелкам и слушают инструкцию.

Обогащать словарь по теме занятия.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Закрепляют правильное произношение

Закрепить правильное произношение звука Л в конце слова.

Соблюдать режим охраны зрения.

2.5. Контроль знаний и умений.

Посчитаем молотки и пилы до 6.

Дети считают:
1 пила, 2 пилы и т.д
1 молоток, 2 молотка и т. д

Проверить навык сформированности правильного произношения звука Л в словах.

Оценка деятельности детей.

Какому герою мы помогали строить дом?
Какие инструменты нам понадобились?
Какие новые слова мы узнали?
Комментирование произношения, поощрение.

Дети правильно проговаривают слова, уточняют правильную артикуляцию звука.

Обобщить тему урока.
Развивать память.

3.2 Домашнее задание.

Выучить стихотворение про пилу. Приложение 8

Приложение к логопедическому занятию.

Закрепление Звука Л в слогах и словах.

Молоток стучал, стучал.
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком.
Получилась полка.

1. Я любопытный инструмент: узнаю все в один момент:
Везде сую свой нос витой, проткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той, обратной стороне! (сверло)

2. Он в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю.
(Молоток)

3. Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Очень сильно помогла.
По хозяйству мне.
(Пила)

4. Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
Где надо, ставлю метки
С помощью .
(Рулетки)

Ал – ал – ал ал – ол – ул – ыл

Ол – ол – ол ол – ул – ыл – ал

Ул – ул – ул ул – ыл – ал – ол

Ыл – ыл – ыл ыл – ал – ол – ул

Ил – ил – ил ел – ел – ел

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть. Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем. Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой
Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Будет жить в нем клоун наш.
И помог нам карандаш. Показывают движения рукой при рисовании.

Острые зубы
Имеет Пила,
Но до чего же
При этом мила!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: