Звуки и буквы З-Ж – конспект НОД

Фронтальное логопедическое занятие на тему “Звуки З-Ж”. Конспект для старшей логопедической группы

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки З и Ж по аккустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:
1. Упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов и предложений.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать умение составлять и анализировать предложения.
4. Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

1. Организационный момент.
Однажды Комар и Жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? Давайте поделимся с вами на 2 команды – команда ЖУКИ и команда КОМАРЫ. Первая команда будет произносить звук ЖУКА, а вторая – КОМАРА. По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Потом меняются ролями.

2. Объявление темы занятия.
Эти 2 звука мы с вами будем учиться различать сегодня на занятии.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. При проведении характеристики логопед делает акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З – упирается в нижние зубы. Далее – по обычному плану сравнительной характеристики. Дети отвечают на вопросы логопеда: “Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?”

4. Связь звука и букв.

Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают, на что они похожи.

5. Развитие фонематического слуха.
Я сейчас вам скажу слова, а вы должны определить какое слово лишнее. Назвать лишнее слово высможите, если определите первый звук в каждом слове.
– Жаба, жук, зуб, жадина.
– Заяц, зоопарк, журнал, забор.
– Замок, зонтик, загадка, журавль.
– Желуди, жираф, заколка, жало.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.

7. Дифференциация звуков в слогах.
Игра “Скажи наоборот”
Я буду произносить слоги со звуков З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За-за-за – .
Зу-зу-зу – .
Зы-зы-зы – . и т. д.
А теперь я буду произносить слоги со звуков Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи-жи-жи – .
Жо-жо-жо – .
Жэ-жэ-жэ – . и т. д.

8. Закрепление звука в словах.
Игра “Четвертый лишний”
Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретился в названии каждой картинки.
– Коза, зуб, жук, береза.
– Журнал, пожар, жираф, зонт.
– Замок, желудь, крыжовник, пижама.
– Баржа, мимоза, ежик, медвежонок.

После того как дети из заданной четверки выделят лишнюю картинку. Продолжается работа с “лишним” словом:
указать место звуков Ж и З в слове; поделить слово на слоги; выложить графическую схему; определить на какой звук падает ударение.

9. Закрепление звука в предложениях.
Я вам сейчас назову слова, а вы составьте мне из этих слов предложение.
– В, живет, Африке, жираф.
– Растет, в, кудрявая, поле, береза.

После того как дети составят верно предложение, проводится анализ составленного предложения, выкладывается графическая схема.

10. Закрепление звука в тексте.

Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За-за-за – у Маши зеленые глаза.
Жу-жу-жу – я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу – едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа – сто иголок у ежа.

11. Итог занятия.
Произнесите звук Жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Дифференциация звуков Ж-З-»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Дифференциация звуков Ж-З-»

Цель: Различение звуков «ж – з» и букв ж-з в устной речи.

1) Закрепление правильного произношения звуков Ж-З;

2) Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза;

3) Закрепление умения делить слова на слоги,

4) Составление слов из разрезной азбуки;

5) Составление предложений и схем к ним;

6) Активизация словаря детей.

1) Обучение детей отгадыванию загадок;

2) Умение координировать речь с движением;

3) Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти;

4) Развитие зрительного восприятия.

1) Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.

Оборудование: Посылка от Мальвины с заданиями для детей и призами; карточки с изображением букв Ж, З; кружки для звукового анализа(синего, красного и зелёного цвета); картинки: зима, коза, замок, жук, дождик, жаба; схемы предложений ;3 загона и картинки животных: жираф, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе; буквы из разрезной азбуки, мяч, аудио запись «У Жирафа пятна»,маски животных(жираф, зебра, слон, кошка)

Читайте также:
Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте

Раздаётся стук в дверь, педагогу вручается посылка.

-Ребята, нам принесли посылку! Прочитайте, от кого она?

(дети читают – от Мальвины)

-Ребята, открою и посмотрю, что в ней?

Достаёт записку и читает:

« Дорогие ребята, логопедической группы, здравствуйте!

Я, Мальвина, прислала в посылке для вас задания, с которыми Буратино не смог справиться! Он только ещё учиться, а вы, я знаю, много уже знаете и умеете! Помогите нам, пожалуйста!»

1. (массаж пальцев рук мячиками су-джок)

-Ребята, конечно же мы поможем! А для того, чтобы у на всё получилось правильно сделать, разомнём наши ручки, и помогут нам мячики!

Мяч по кругу я катаю,

Взад-вперёд его гоняю!

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка!

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

2. игра «Отгадай и назови букву»

Вот и первое задание:

– Сядет тот, кто догадается, какую букву Буратино не дописал.

-Ребята, ответьте, что нам помогает произносить слова? Губы, зубы и язык.

-Поэтому сначала мы сделаем зарядку.

Проводится артикуляционная зарядка с зеркалами:

1) упражнение для челюсти «Бегемот»

удерживаем рот открытым под счёт до десяти;

2) упражнение для губ «Тигр»

одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю(видны нижние и верхние зубы)удержать под счёт;

3) упражнение для языка «Змея»

язык делаем острым вперёд до предела и держим под счёт.

4.Характеристика звуков Ж и З

Педагог знакомит с куклами, друзьями Мальвины, которые пришли помогать к нам сегодня.

— Сегодня к нам пришли куклы, подруги Мальвины – Зоя и Жанна, чтобы помочь выполнить задания!

— С какого звука начинается имя Жанна? (Со звука [Ж])

— Что вы знаете об этом звуке? (Звук [Ж] –согл., звонк., твёрдый)

— Как мы его произносим? (Зубы сомкнуты, губы «рупором», язык «чашечкой» поднят вверх, идёт тёплая воздушная струя, приложите руку, произнесите)

— На что похожа буква Ж?

Буква Ж – жук на дорожке,

У жука четыре ножки.

— А какой первый звук в имени Зоя? (Звук [З])

— Какой буквой обозначаем этот звук? Прочтите стихотворение об этой букве.

Буква «З» как змея,

— Вспомните, что вы знаете о звуке [З]? (Звук [З] – согл., звонк., тв. .)

Как мы его произносим?(зубы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, идёт холодная струя воздуха, произнесём и проверим).

— Сравните звуки [Ж] и[ З]. Что общего? В чём разница?

Общее – согласные, звонкие

Разница – звук Ж всегда твёрдый и артикуляционный уклад.

— По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хотела сказать.

5. Игра «Ушки-послушки»

На звук Ж-хлопаем. На звук З – топаем. (усложнение для детей, педагог закрыл рот рукой, дети должны на слух определить звук)

Слоги :за, жа, жу, зы, жи, зу, зо, жо,

6. Игра «Замени звук» (с перекидыванием мяча)

7. Загадки слов, букв, звуков.

— Жанна и Зоя приготовили вам загадки:

После того, как дети назовут правильный ответ, педагог выставляет на наборное полотно картинки отгадок.

1 Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своею делиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

2) Висит над крылечком,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

3) Знаю точно я сама:

После осени … (Зима)

4) В болоте живёт,

Мошек и комаров жуёт. (Жаба)

5) Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождик)

6) Шесть ног без копыт,

Упадёт – землю роет. (Жук)

Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.

— Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его.

Сделайте звуковой анализ своих слов.

– Придумайте предложения с этими словами и составьте схемы.

А сейчас мы отправляемся с вами в зоопарк!

Музыкальная игра « У жирафа пятна» ( с масками жирафа, слона, котёнок, зебры )

9.Деление слов на слоги (возле доски)

. Пока вы делали зарядку, все животные вышли и свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места. Посмотрите, кто же это.

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (Ш) в слогах, словах и фразовой речи

Педагог выставляет картинки животных и называет их.

— Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку.

— В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)

— Первый звук [З’], а последний – [А]. (Зебра)

— В названии этих животных есть такие буквы: Ё, Ж; М, О, Р, Ж.

— А здесь слоги перепутались: ГА-ЛИ-ЗЕ; ШИМ-ЗЕ-ПАН; ЛЯ-ТА-КОЗ.

— Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в загоны

Перед вами 3 загона: маленький, средний и большой. Как назвать маленький? (Загончик). Средний? (Загон). Большой? (Загонище) .

Животных нужно распределить в эти загоны по количеству слогов. Если в названии животного 1 слог – в загончик, 2 слога – в загон, 3 слога – в загонище.

Дети выполняют задание.

10. Игра на дифференциацию Ж и З.

«Картинки для кукол Жанны и Зои»

Необходимо раздать картинки, Жанне со звуком – Ж, Зое со звуком –З.

— Молодцы! Я вами горжусь! Вы очень хорошо справились с таким трудными заданием.

Что вам понравилось сегодня больше всего, что удалось, а что нет?

12.Сюрприз для детей.

-Ребята в посылке для вас сюрприз от Мальвины! Вы скоро пойдёте в школу, подготовиться вам пригодятся вот эти волшебные ручки и тетрадки

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе “Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе “Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж”.

Скачать:

Вложение Размер
zvuk_zh.docx 21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи 17.01. 2019
Тема. “Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/”.

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

Материал: иллюстрация Незнайки, иллюстрация чижа.

Мотивация. В гости к детям приходит Незнайка. Он сообщает детям, что ничего не знает о звуках /з/ и /ж/, в каких словах они встречаются и как их различать. Просит детей о помощи.

  1. Основная часть.

С забавным жуком

Подыскать себе дом.
(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).

  • Тренировочное упражнение на различение звуков /З/ – /Ж/.

– Ребята, сейчас я буду произносить то звук / Ж / , то звук / З /, а вы будете выполнять соответствующие движения:

– на / З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;

– на звук / Ж / – нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).

( Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание).

  • Игра «Поймай звук в слове»

– А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки / З/ или /Ж/ , слушайте внимательно и называйте, какой звук – / З/ или / Ж / – слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук – в начале или середине слова.)

Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.

  • Игра “Хлопни или топни”. (Проводится на ковре).

– Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З , топните ногой, если услышите звук Ж :

Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга , желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

– А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):

Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

– Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):

Ложка , зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

ЗА – ЗА – ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

ЖИ – ЖИ – ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом.

Ежик топал по тропинке
И грибочки нес на спинке
(ходьба на месте).
Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша
(ладошками шуршим).
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чем-то, ловко
Раздобыл косой морковку
(прыжки на месте).

Игра “Доскажи словечко”

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это. (Зайка.)

Я сижу едва не плача,

Очень трудная. (задача).

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла. (зима).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….( зарядку )!

В речке проживает щука

А зовут ее все (злюка) .

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко) .

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(ёжик).

  • Игровое задание

– Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звука. Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж , хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: со звуком / Ж / – жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда ».

со звуком / З / – звезда, земля, зигзаг, зубило, зазубрина, зоб, заказ, заноза, роза .

– Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?

– Какое слово понравилось произносить?

  • Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка»:

У чижа, у чиженьки

– Видел ли кто-нибудь чижа?

– Как вы думаете, почему эту птичку ласково называют чиженька? («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

– Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)

Дидактическая игра «Измени слово».

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы будете так их изменять, чтобы появлялся звук «Ж»:

Сапог – сапожок; луг – …; утюг – …;шаг – …; флаг – …;снег – …; долг – …

Заучивание стихотворение С. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

– Ребята, Незнайка говорит спасибо вам, теперь он может определить, в каких словах есть звуки /ж/ и /з/ и как их различать. Незнайка прощается с детьми.

– Ребята, кому мы сегодня помогали?

– С какими звуками мы сегодня играли?

– Что вам понравилось на занятии?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш].

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Звуковая культура речи – дифференциация звуков р – л

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р .

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш]».

Занятие на закрепление навыков различения звуков [с] -[ш] на слух и в свободной речи. Использую здоровьесберегающие технологии, такие как: Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, Упражнения д.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе “Звукова культура речи: дифференциация звуков ж-ш”

Целью деятельности является развитие фонематического слуха, дифференцировать звуки ж-ш в словах.Посредством стихов и рифмовок упражнять детей в четком произношении этих звуков. С помощью дидактических.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи “Звуковая культура речи : дифференциация звуков л,р”

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Цель: создать условия для слухового восприятия детей звуков [з]-[ж].

Звуки и буквы «З-Ж» — конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте

(Подгрупповой) непосредственно образовательной деятельности по развитию
фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Подготовительная группа для детей с ТНР.

Лексическая тема: Звуки и буквы «З-Ж»

Задачи:

  • Дифференциация звуков в речи
  • Развивать словарь по теме «Наши защитники».
  • Продолжить работу над различением на слух и в произношении звуков [З] – [Ж];
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
  • Учить составлять предложения, используя предложенное словосочетание и определенный предлог;
  • Развивать общую и тонкую моторику;
  • Развивать высшие психические функции.
  • Воспитывать патриотические чувства к родине.
  • Воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
  • Воспитывать потребность детей к правильной речи.
  • Воспитывать умение слушать и слышать на занятии своих товарищей

Оборудование: Предметные картинки, текст с пропущенными буквами, текст с перепутанными словами. Таблица «Характеристика звуков»; буквы; кассы букв; наглядный и раздаточный материал для звуко-слогового анализа слов

Ход занятия

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

Ребята, солдаты какие?

Правильно! А вы ребята хотите быть такими же сильными, смелыми как солдаты?

Тогда нам нужно потренироваться.

Артикуляционная гимнастика

Выходи Оля к доске, показывай ребятам военную гимнастику для язычка.

«Парашютист» — Шеки надуваем и плавно спускаем воздух.

«Танк в ангаре» — язык движется вперед –назад, при открытом рте

«На турнике» — язык качается к верхним зубам и к нижним.

Молодцы ребята, вот и стали наши язычки сильными как солдаты.

Сегодня мы с вами поиграем со звуками, а с какими вы догадаетесь сами. Назовите лишние слова.

Четвёртый лишний:

Зайка, замок, дружба, зубы (дружба).

Жук, ёжик, одежда, застава (застава).

Зонт, ружье, гвоздика, незабудка (ружье).

Ваза, ежевика, ужи, ножи (ваза).

Молодцы ребята, какие военные слова вы запомнили из лишних?

Какой звук первым слышим в слове ЗАСТАВА?

Сильные, смелые, хоабрые..

Называют 4 лишнее слово.

Сравнение артикуляции

Произнесем перед зеркалом сначала звук [з] потом звук [ж].Сравним их.

а) сходство: эти звуки звонкие

б) различия: место образования

[з] – кончик языка за нижними зубами

[ж] – язык в верхнем положении

в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд

г) воздушная струя

При произнесении [з] – холодное, [ж] – тёплая

Упражнение на дыхание «На турнике».

И. п. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох; опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «ффф» (3-4 раза).

Сообщение темы занятия.

Игра «Жук и комарик»

Ребята, предлагаю поиграть в игру на внимание. Жук и Комарик потеряли свои любимые звуки в словах и все их перепутали. Вставьте нужный звук в слово.

Паронимы (заменить звук [З] на звук [Ж]).

Зал — …(жал), коза-, разок-, роза-, узы-, зевать-, называть-.

Справились ребята молодцы!

Ребята, когда солдат служит он выполняет боевые задания. Давайте как солдаты будем выполнять задания

Звуко-слоговой анализ слов Козы-Кожи. Ударение. Выкладывание из букв. Правописание слогов жи, ши.

Пришло донесение в штаб, читаю: Необходимо поймать звуки-снаряды и составить слово-агент.

Сколько звуков в слове?

Назовите гласные, назовите согласные звуки.

Назовите первый слог слияние. Назовите второй слог слияние.

На какой слог слияние падает ударение?

Выполните в тетради звуковой анализ слова.

А Артем у доски выполняет звуковой анализ слова.

Поселите звуки в буквы.

Какое правило мы знаем при написании слова КОЖИ?

Игра «Превращали»

Превратите слово КОЗЫ- в слово КОЖИ). Что нужно сделать?

А теперь пришло время опять помочь нашим друзьям ЖУКУ и КОМАРУ. Вставьте их любимые буквы в слова.

Чтение слов по таблице с пропущенными буквами Ж-З

.аба,.акат, .ро.ы, .абор, е.ата, кру.ок, парово., .амок, ва.а, ко.а, .ивут, гне.до, но., по.ар, та., лы.и, мимо.а, .ираф, .атва, у., гара., бар.а, лу.а, .асмин, ве.ут, оде.да, е., .авод, лу.ок, пид.ак, ро.ок, .ве.да, мор., обо. .

Работа с деформированными предложениями. Понятие «предлог». правописание предлогов. Найти предлоги в тексте

-Нам пришло второе донесение. Расшифруйте донесение.

Около, застава, Зоя

Правописание имен.

Имена пишем с большой буквы

Схема одного предложения: В саду солдат.

Юля выходи к доске, а ребята в тетрадях выполнят схему предложения.

Какое первое слово?

Какое второе слово в предложении?

Назовите маленькое слово «гномик»?

Сравнивают звуки с опорой на наглядность

Заменяют звуки в словах

Анализ слова у доски и на местах

Выкладывание звуковой схемы на столе

Жи –ши пиши с буквой И

Около заставы Зоя

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри – не упади.

(дети стоят на правой ноге)

А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

(стоят на левой ноге)

Раз, два — дружно в ногу.
Три, четыре – тверже шаг.

Какие задания вам больше всего понравились?

Какие игры вам показались трудными?

Если вам понравились все игры похлопайте, а если кому-то было трудно – потопайте.

Мой детский сад

Более 15 лет работы сайта “Мой детсад”. Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Дифференциация звуков [ж] – [з]

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей

Автор: Гродская Ирина Константиновна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад N37»

Цель:

Различать звуки [ж] — [з]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
  • учить сравнивать звуки [ж], [З] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • учить дифференциации звуков [ж],[з] в слогах, словах, предложениях;
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
  • профилактика дисграфии.
Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематическое восприятие;
  • отрабатывать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
  • совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами с союзом – потому что;
  • профилактика нарушений зрения;
  • развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
  • продолжать развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, следить за собственной речью;
  • воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям;
  • воспитывать умение действовать в подгруппе.

Оборудование:

Зеркала по количеству детей, жуки и комары на палочках, схемы со стрелками, направленными вверх для произношения звука (Ж) и вниз для – звука [З], картинки, в названии которых есть звуки [Ж], [З], А-4 со спутанными картинками, в названии которых есть звуки [Ж], [З], тетради.

1. Организационный момент:

За речью мы всегда следим,
Звуки часто говорим,
Отвечаем на вопросы
Громко, чётко, не спеша.

2. Объявление темы

– Ребята, скажите, что изображено на картинках и назовите первые звуки в картинках
– ЖАБА – Ж, УТКА – У, КОТ – К
– Составьте слово из первых звуков картинок
– ЖУК
– Проверяем… Правильно! Жук!
– КОТ – К, ОБРУЧ – О, МАТРЁШКА – М, АРБУЗ – А, РАКЕТА – Р. Получилось слово – КОМАР.
– Проверяем… Правильно! Комар!
– Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [Ж] — [З].

Возьмите в руки зеркала. Произнесите по очереди звуки [Ж, З]. Обратите внимание на ваши ротики.

Вспомнить артикуляцию звуков (Дети вспоминают артикуляцию звуков)
Дать акустическую характеристика звуков.
Звук Ж – он какой?
– Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Звук З – он какой?
Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Чем эти звуки похожи?
– А чем они отличаются? Произнесите еще раз эти звуки, глядя в зеркало.
– Когда мы произносим звук Ж – ротик похож на большую трубочку, язычок наверху чашечкой, а когда произносим звук З – губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки
– Когда произносим звук Ж – воздушная струя теплая, а когда произносим звук З – холодная

3. Дифференциация звуков[ж] — [з] на слух.

Игра «Подумай, правильно спой»

Перед вами схемы – Произнесите звуки, глядя на стрелочки, которые указывают положение языка при произношении звуков (Ж), (З)

Команды хором произносят звуки по схеме.

Игра «Жуки и комары»-

Мы с вами сейчас разделимся на две команды – Жуки и Комары (логопед раздаёт насекомых на палочках).
Команда жуков «ловит» (поднимают палочки с жуками) слова со звуком [Ж], а комары «ловят» (поднимают палочки с комарами) слова со звуком [З]
СЛОВА: журавли, пузыри, лыжи, динозавр, снежинка, гроза, железо, пижама, азбука, стража, этажи, зима, забор, снежный, мозаика.

4. Дифференциация звуков [ж] — [з]в слогах

Игра «Ре­шето». (Дети стоят около своих мест)

Замените в слоге звук [ж] на [з] и наоборот.
(Логопед произносит слог для каждого ребенка. Если ответ пра­вильный, ребенок садится на место («просеивается» сквозь реше­то). Логопед оценивает работу команд)

Д/И «Закончи слова»

Я вам буду говорить начало слов, а вы его конец. Все ваши слова должны заканчиваться на [ЗА] или [ЖА]
СЛОВА: береза, стража, коза, лужа, ваза, лыжи, гроза, глаза

5. Дифференциация звуков [ж] — [з] в словах

Игра «Эхо»

— Повторите слова за мной, как эхо: чисто, без помехи.
Команды поочередно произносят слова за логопедом,
зайкалужайка кожакоза зажим
жукзуб жевать — зевать железо
глазокфлажок лизать — лежать зажигалка
ЖораЗоя лежа — береза жизнь

Физкультминутка для глаз

Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились

Игра «Проверь меня»

– Ребята, я всегда слежу за тем, чтобы вы правильно произносили звуки и слова. А теперь вы попробуйте последить за тем, правильно ли я говорю. Слушайте внимательно, если я НЕ правильно скажу слово – хлопните в ладоши и исправьте меня, а если правильно – улыбнитесь мне. Готовы?
– Замок, Зыраф, жадный, Зуравль, звонкий, пироЗок, Жабор, , кукуруза, лыЗы

«Подари картинки»

-Будем произносить названия картинок, слова со звуком [Ж ] будем дарить жуку, а слова со звуком [З] – комару.
Откройте тетради, стр 3 .
(Баклажан мы отдадим жуку, потому что в слове «баклажан» есть звук [Ж]
СЛОВА: баклажан, незнайка, золушка, подорожник, зонт, ножницы (желуди, зонт, ножи, ваза, баклажан, пирожное, )

6. Развитие зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки

«Найди свои слова»

У каждого в ваших тетрадях картинки, в которых все слова спутались. Команда комаров должна найти и обвести карандашом только слова со звуком [З], команда жуков должна обвести только слова со звуком [Ж].
Проверяем ( по желанию один из команды называет слова с нужным звуком)

7. Дифференциация звуков [ж] — [з]в предложении.

— Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голо­сом звуки [з] и [ж].
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением. Каждая команда произносит скороговорку.
Почему зайки задрожали?

8. Итог занятия

– Какие звуки мы с вами сегодня учились различать?
– Чем эти звуки похожи?
– Чем они отличаются?

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Ирина Ведерина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж.

1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

2. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

3. Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

Ход НОД.

1. Мотивационно-побудительный этап.

С забавным жуком

Подыскать себе дом.

(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).

Тренировочное упражнение на различение звуков /З/ – /Ж/.

– Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/, то звук /З/,а вы будете выполнять соответствующие движения:

– на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;

– на звук /Ж / – нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).

(Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание).

2. Организационно-поисковый этап.

Игра «Поймай звук в слове»

– А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки /З/ или /Ж/, слушайте внимательно и называйте, какой звук – /З/ или /Ж/ – слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук – в начале или середине слова.)

Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.

Игра “Хлопни или топни”. (Проводится на ковре).

– Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук Ж:

Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

– А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):

Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

– Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):

Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

ЗА – ЗА – ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

ЖИ – ЖИ – ЖИ – колючие ежи.

ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом.

Физкультминутка

Ежик топал по тропинке

И грибочки нес на спинке

(ходьба на месте).

Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша

(ладошками шуршим).

А навстречу скачет зайка,

В огороде чем-то, ловко

Раздобыл косой морковку

(прыжки на месте).

Игра “Доскажи словечко”

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это?. (Зайка.)

Я сижу едва не плача,

Очень трудная. (задача).

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла. (зима).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю ….(зарядку!

В речке проживает щука

А зовут ее все (злюка).

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко).

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз).

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель(ёжик).

– Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звука.Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: со звуком /Ж/ – жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда».

со звуком /З/ – звезда, земля, зигзаг, зубило, зазубрина, зоб, заказ, заноза, роза.

– Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?

– Какое слово понравилось произносить?

Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка»:

У чижа, у чиженьки

– Видел ли кто-нибудь чижа?

– Как вы думаете, почему эту птичку ласково называют чиженька? («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

– Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)

Определение звука в слове.

На столах у детей – решетки с крупными ячейками, для слогов (см. Приложение). Дети делят слова на слоги и определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Слова для звукового анализа: журнал, лыжник, виражи, чиж, чижик, уж; зима, мороз, козлик, арбуз, дизель, замок.

Заучивание стихотворение С.Маршака:

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

3. Рефлексивно-коррегирующий этап.

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?

Приложение: решетки для слогов.

Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи» Цель: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И», «О», «У». Задачи: Образовательные: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И»,.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе «Звуковая культура речи. Звуки [Л]-[Л’]» Цель: Формирование звуковой культуры речи. Задачи: Обучающие: Упражнять детей в четком произнесении звука «л – ль» (в слогах, словах);.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш» Цель: – Формирование.

Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи Тема: Звуковая культура речи. Работа.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ж]» Звуковая культура речи: звук ж Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи «Звук [Ц]» Речевое развитие Звуковая культура речи: звук “ц”. Цели и задачи: Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи : воспитывать чувства ответственности,.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада «Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]» Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к ; упражнять.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Занятие по развитию речи во второй младшей группе: «Звуковая культура речи. Звук И» Тема: «Звуковая культура речи. Звук И» Цель: Упражнение.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.docx 25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»

Подготовила учитель-логопед Афанасьева Вера Анатольевна

МБОУ «Начальная школа – детский сад», 2019

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные».

Предметный словарь: кошка, корова, собака, пес, лошадь, конь, коза, овца, кролик; обитатели; сыр, сметана, сливки, творожок, молоко; шерсть; пух; подвал, чердак; конюх, хозяйка, хозяин; хулиганы; овес; сад; лисица; жилище, коровник, сарай, конюшня, клетка, будка (конура), курятник; детвора: ягнята, жеребята, козленок, щенок, поросята; мышки; село; стадо; двор; ферма; лужок; рога, лапы (лапка), копыта; раздолье; груз; польза; глазищи, усищи; шерстка.

Словарь признаков: скотный, хозяйский (двор), домашний, рогатый, крупный, овечий (хор), верный, серенькие (мышки), теплая (шерсть), бабушкин, полезный, нужный, чудесный, теплый (пух), тяжелая (работа).

Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять, мекать, гавкать (лаять), кормить, ухаживать, заготавливать, прогуляться, выпускать (стадо), поить, причесывать, мыть, постригать, стеречь, переправлять (груз), вязать, приносить, трется, резвиться, пробираться, ловить (мышей), кивать (головами).

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка «Спор животных» ). У чить доказательной речи через отгадывание загадок с объяснением отгадок по теме «Домашние животные».Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний: “Собака – ( гав-гав ) загавкала. Корова – ( му-му ) замычала. Лошадь – ( иго-го ) заржала. Коза – ( ме-ме ) замекала. Овца – ( бе-е-е ) заблеяла. Кошечка – ( мяу-мяу ) замяукала”). Развитие умения выделять заданный звук в слове («Подними руку, когда услышишь слово с заданным звуком» ), дифференциация на слух и в произношении звуков Д-Т. Соотнесение схемы и слова со звуками Д-Т.

Развитие зрительного (игра «Что забыл нарисовать художник» ), слухового внимания (прослушивание стихотворения «Скотный двор» ); логического мышления (игра «Подарки гостей» ); творческого воображения; подражательности; мимики; жестов (изображение детьми домашних животных); артикуляционной ( «Улыбка», «Лесенка», «Маляр», «Заборчик» ), тонкой (движения, сочетаемые с речью «Прищепки-Кошечки» ) и общей моторики (физкультминутка «Кошка» ).

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания (игра «Что забыл нарисовать художник?» ), положительной установки на участие в логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры ( «Прищепки-Кошечки» , мягкие игрушки (лошадь, кошка), предметные картинки (головы животных: собачья, лошадиная, овечья, козлиная, коровья)). Воспитание любви к домашним животным. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения.

  • иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки голов домашних животных),
  • пальчиковый театр ( прищепки: кошечки, коза, овца, корова, собака) ,
  • мягкие игрушки (лошадь, кошка).

I. Организационный момент.

Логопед: «Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся».

Логопед: «Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить».

Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!

II. Самомассаж лица.

Логопед: «Молодцы! Но, перед тем как приступить к основной части нашего занятия, давайте сделаем массаж мышц лица, лба, щек, ушей, губ, шеи» (под счет).

Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.

Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим
Нежно умываем.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают
Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками
Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями.

Губки разминаем, чтобы улыбались

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.

Как утята к утке, клювики потянем

Вытягивание обеих губ вперед.

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Большие и указательные пальцы разминают обе губы.

Уголками губ мы щечки подниманием

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта.

А потом от носа мы к губам стекаем

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Губки пожуем мы, шарики надуем

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

И губами вправо-влево потанцуем

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе.

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Язык – под нижней губой и поколачивание по нижней губе.

Тянем подбородок и его щипаем

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам.

А потом по шейке ручками стекаем

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «А теперь, чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка. Повторяйте за мной»:

Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.

Дети выполняют упражнение «Улыбка».

А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился.

Логопед: «А теперь, чтобы узнать, кто из вас самый внимательный поиграем в игру «Подними руку, когда услышишь слово со звуком Д, хлопни, когда услышишь слово со звуком Т» .

Логопед произносит слова с данным звуком (сметана, кошка, творожок, собака, поросята, чердак, копыта, сад).

Логопед: «Ребята, вы все молодцы!»

Логопед: «А теперь, ребята, отгадайте загадку».

Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягенькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

Логопед: «Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?»

Дети: «К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца».

Логопед: «Как этих животных можно назвать одним словом?»

Дети: «Это домашние животные».

Логопед: «Почему они так называются?»

Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».

Логопед: «Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных».

IV. Игра «Кто спрятался?» (образование притяжательных прилагательных)

Логопед (показывает картинку). «Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечки сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их».

Дети: (составляют предложения по картинке). «Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова».

V. Образование глаголов от звукоподражаний.

Логопед: «Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу».

Дети: (образуют глаголы от звукоподражаний). «Собака – ( гав-гав ) загавкала. Корова – ( му-му ) замычала. Лошадь – ( иго-го ) заржала. Коза – ( ме-ме ) замекала. Овца – ( бе-е-е ) заблеяла. А кошечка им в ответ – ( мяу-мяу ) замяукала».

Логопед: «Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Как называются их домики? Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошечке?»

Дети: «На картинке изображены: лошадь, корова, собака, кролик. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Собака живет в будке. Кролик живет в клетке. Корова подарила кошечке цветы. Собака подарила кошечке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил морковку».

Логопед: «Но не только гости решили преподнести кошке подарки, но иона им приготовила сюрприз. Посмотрите на доску. Что на ней изображено?»

На доске висят картинки и схемы этих картинок (дом, том книг, точка, мама с дочкой).

Логопед: «Правильно это картинки и схемы названий этих тартинок. Наша задача назвать картинку и найти ее схему».

Дети выполняют задание.

Логопед: «Вы большие молодцы, справились с задание Кошечки»

VI. Движения, сочетаемые с речью «Прищепки». ( Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного у мизинцу и обратно на ударные слоги стиха).

Логопед: «А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяйте за мной».

Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

VII. Сочинение сказки «Спор животных».

Логопед: «Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку «Спор животных». (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека».

Дети: (по цепочке придумывают сказку).

« Собака сказала: «Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Кошка не согласилась: «Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

В спор вмешалась корова: «Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Коза возмутилась: «Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Овца заблеяла: «Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Лошадь, дослушав овцу, сказала: «Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное».

Логопед: «В это время вышел хозяин и сказал: «Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу». И все животные дружно закивали головами».

VIII. Физкультминутка «Кошка». (Психоречевая гимнастика).

Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

Логопед: «А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.

IX. «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: «Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?»

Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят чего у каждого из них не хватает). «У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта».

Логопед: «Итак, ребята, наши гости: лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?»

Дети: «Эти животные – домашние. И для человека они очень важные!»

Логопед: «Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Послушайте стихотворение и ответьте, как называется место, о котором в нем рассказывается». (Дети, прослушав стихотворение до конца, отвечают на заданный вопрос)

Что за шум стоит вокруг?
Громко лает старый пес,
Вот заржали кони вдруг:
Конюх им овса принес.
Здесь мычит корова: “Му-у”,
Вторит ей овечий хор.
И никак я не пойму,
Что за странный это двор?
Там сарай, за ним – конюшня,
Место есть для конуры
И лужок для непослушной,
Очень шумной детворы,
Где ягнята, жеребята,
И козленок, и щенок,
И смешные поросята –
Все резвились, кто как мог.
Летом там для всех раздолье,
Прогуляться за село
Выпускают стадо в поле,
А зимой назад – в тепло.
Их накормят, и напоят,
И жилище приберут,
И причешут, и помоют,
Если нужно – постригут.
Человек заботлив очень,
Верный пес на то в ответ
Стережет жилище ночью
Вот уж много, много лет.
А корова нам подарит
Сыр, сметану, молоко.
Лошадь грузы переправит,
Хоть ей это нелегко,
Из овечьей теплой шерсти
Люди вяжут свитера…
Сколько пользы нам приносят
Обитатели двора!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи».

Конспект занятия для коррекции лексико-грамматического строя речи детей на материале лексической темы: “Овощи”.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

Коррекция лексико- грамматической стороны речи на материале лексической темы: ” Перелетные птицы”.

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ для детей 4 – 5 лет с ОНР Тема: «Домашние животные»

Занятие с использованием ИКТ направлено на расширение иуточнение словаря по теме “Домашние животные”. У детей формируется и совершенствуется слоговая структура слова, грамматический строй речи, .

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ТНР по теме “Домашние птицы”

Занятие построено с использованием современных образовательных технологий ( мультимедийная презентация, дыхательная гимнастика, гидрогимнастика, пальчиковая гимнастика, опытная деятельность).

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: “Овощи”

Конспект занятия направленный на расширение, уточнение и активизацию словаря детей на материале лексической темы: “Овощи. Огород”. Расширение представлений о важности труда взрослых. Развити.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету» Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету». Автоматизация звука [Р] в словах и пр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: