Звуки и буквы Г-К – конспект занятия

Конспект занятия “Согласные Г-К”
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

-Учить дифференцировать звуки Г-К (Гь-Кь) в слогах, словах.

-Учить дифференцировать звонкие и глухие согласные

– Учить определять наличие и место согласного в слове

– Активизировать словарь по теме: « Домашние животные, птицы и их детеныши».

Скачать:

Вложение Размер
soglasnye_g-k.docx 16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Согласные Г-К

Цель: Учить дифференцировать звуки Г-К (Гь-Кь) в слогах, словах.

1. Учить дифференцировать звуки Г-К (Гь-Кь) в слогах, словах.

2. Учить дифференцировать звонкие и глухие согласные

3. Учить определять наличие и место согласного в слове

1. Развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне слова.

2. Активизировать словарь по теме: « Домашние животные, птицы и их детеныши ».

3. Развивать зрительное восприятие

1. Формирование положительной мотивации учащихся через использование игровых упражнений

2. Формировать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Оборудование: артикуляционные профили, символы глухости-звонкости, твердости-мягкости, предметные картинки

1. Организационный момент.

Развитие дыхания «Ладошки»

Упражнения «Кольцо», «Цепочка», «Ухо-нос».

2. Представьте, что мы с вами находимся в деревне.

Как подают голос гуси? (га-га-га)

А как утки? (кря-кря-кря)

Догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Сообщение темы занятия:

Будем различать буквы Г и К и звуки, которые они обозначают.

Характеристика звуков Г-Гь, К-Кь

3. Повторить серию слогов

ка-га-га, га-ка-ка, ка-га-ка, ко-ку-ка, ка-ки-ко

4. Игра с мячом «Наоборот»

га, го, гу, гы, ке, ки.

5. Игра “Доскажи словечко”.

Ка или Га: ру-, но-, рубаш-, кош-, бума-

Ки или Ги: ру-, но-, вра-, ра-, сло-, рыба-

6. Распределить картинки на два столбика, по наличию букв Г-К.

Капуста, гуси, грибы, курица, клоун, коза, газета, голуби.

7. Назвать слова, начинающиеся на звуки Г-Гь, К-Кь

8. Заменить звук К на звук Г. Составить словосочетания.

Колос – голос Кол – Гол

Кости – гости Икра – игра

9. Физминутка (гимнастика для глаз)

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут. (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо. (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться)

10. «Четвертый лишний»

корова, кошка, кролик, кит

индюк, курица, утка, гусь

котенок, гусенок, цыпленок, козленок

11. С помощью цифрового ряда определить место звуков Г-Гь, К-Кь

кот, гуси, утенок, сапоги, кролик, горка

12. Дописывание недостающих элементов букв Г, К в тетради.

13. Итог занятия, чему мы сегодня научились?

14. Рефлексия ( красный, желтый, зеленый шарик).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия “Кто с нами рядом живёт?”. и конспект занятия в первой младшей группе “Степашка в гостях у ребят”

Конспект занятия “Кто снами рядом живёт” во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим ” Степашка в гостях у ребят” в первой младшей группе.

конспект урока по русскому языку 4 класс ” Имя прилагательное”, конспект урока по математике 4 класс “Деление многозначного числа на однозначное”

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника – Рамзаева. Тема урока – ” Имя прилагательное”. Тип урока – открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -.

Конспект урока по истории МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1» Конспект открытого урока по истории «Во времена Древней Руси». 4 класс
Конспект урока окружающий мир на тему “Равнины и горы”. В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп.

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект – урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально – двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате.

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе .”Школа 2100″

Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: – форм.

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир – математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор.

Логопедическое занятие “Звуки и буквы Г-К”

Разделы: Логопедия

Тема: Звуки и буквы Г-К.

Цели:

  • Обучение детей различать данные звуки в словах, предложениях на слух, правильно обозначать данные звуки буквами на письме.
  • Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представления.
  • Развитие навыков звуко-буквенного анализа.
  • Обогащение и дальнейшее расширение словаря по теме «Ягоды».
  • Коррекция, дальнейшее совершенство лексико-грамматического строя: согласование прилагательных с существительными в роде.
  • Образование однокоренных слов.
  • Развитие связной речи через работу с предложениями (анализ, правила записи, деформированные предложения).

Оборудование: цветные фишки для обозначения звуков, предметные картинки, карточки с буквами Г и К.

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Пальчиковая гимнастика

С веток ягоды снимаю
(левая рука согнута в локте и поднята на уровне лица. Кисть опущена (пальцы – ветки).
Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимает ягоды»)

И в лукошко собираю.
Ягод полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать! (Считает ягоды, нажимая указательным пальцем на левую ладошку.)

3. Ориентировка во времени

– Какое сегодня число?
– День недели?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?

Записать число в тетрадях.

4. Сообщение темы занятия

– Ребята, из ваших тетрадей при проверке я выписала несколько слов. Прочитайте их:

– Что вы заметили?
– Кто-нибудь знает, почему так происходит?
– Какие замены произошли в словах? Какие звуки обозначают эти буквы?
– Сформулируйте тему и запишем ее в тетрадях.

5. Работа над темой занятия

1) Характеристика звуков по плану.

– Что общего в этих звуках?
– Как образуются эти звуки?

2) Развитие фонематического слуха

а) Повторить за учителем: (тактильный контроль)

б) Сравните пары слов по звучанию и по смыслу:

Галина – калина
Гол – кол
Горка – корка
Игра – икра

в) Подберите рифму:

Зреет красная калина,
Соберет ее … (Галина).

Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке … (кости).

г) Логопед называет слово, дети показывают букву, которой обозначают звук: согнул, приказ, густой, клюква, морошка, голубика, клубника, ветка, крыжовник, княженика, шиповник, брусника, черника, ягоды.

д) Графический диктант:

глубокий, круглый, грелка, колокольчик, костяника, заголовок.

Разделить слова на слоги. Слоги обозначить черточками. Над соответствующими слогами поставить буквы Г или К.

Образец: голубика – г_ _ _ к_.

е) Соотнести таблички с названиями ягод с изображениями на картинках. Картинки на доске.

3) Звуко-буквенный анализ слова ягоды.

4) Образовать однокоренные слова:

  • Назовите ягоду ласково. (Ягодка)
  • Человек, который любит собирать ягоды. (Ягодник)
  • Если пирог с ягодами, то какой он? (Ягодный)

Записать слова на доске. Выделить общую часть.

6. Физкультурная пауза

Услышите название ягоды, наклонитесь за ней; а если другое слово – поднимаете руки вверх: клюква, морошка, земляника, листок, клубника, корень, рябина, ветка, калина, гроздь, черника, кисть.

Зарядка для глаз.

7. Формирование лексико-грамматического строя речи.

– Знаете ли вы, чем полезны ягоды? (Много полезных веществ. Из черники даже делают лекарство для глаз).
– Что из них можно приготовить? (Повидло, джем, компот, желе, кисель, варенье, карамель, пюре, мармелад).

Компот из малины – малиновый компот
Желе из малины –
Пастила из вишни –
Напиток из земляники –

Джем из клубники –
Варенье из брусники –
Морс из клюквы –

– Что мы составили? (Словосочетания). Составить устно 2 – 3 предложения с этими словосочетаниями.

8. Формирование связной речи

1) Записать под диктовку после предварительного анализа:

Подчеркнуть букву, обозначающую звонкий звук, двумя черточками, обозначающую глухой звук – одной.

2) Составить предложения по опорным словам.

а) Снегири, клевать, рябина, ягоды.
б) В, полки, на, погребе, стоят, компотом, с, банки.

9. Итог занятия

– Какие два способа проверить звонкость – глухость согласных?
– Какое слово «лишнее»?

  • Голубика, клюква, костяника, клубника. (Голубика)
  • Брусника, рябина, шиповник, морошка. (Рябина)

– Назовите ягоды, в которых 2 звука К (крыжовник, клубника, костяника, клюква).

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]»

Воробьева Яна
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]»

Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-К] в слогах, словах.

Задачи:коррекционно-развивающие: формировать дифференцированное произношение звуков [Г-К]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, зрительное восприятие; развивать координацию речи с движениями.

Коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Г-К] ; расширять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные: развивать умение работать в группе; воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать воспитателя и других детей.

Оборудование: предметные картинки, в названии, которых присутствуют звуки [Г], [К] карточки из азбуки буквы «Г», «К».

Ход НОД:

1. Организационный момент.

1) Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна

2) Может в яблоко залезть,

А потом его же съесть:

Все, что вкусно, выедает

И обратно выползает.

Ответы детей: кошка, гусеница. После правильного ответа на доске появляются картинки с изображением кошки и гусеницы.

-Ребята, а теперь давайте назовем первые звуки в этих словах. Но сначала мы должны вспомнить, что такое звуки? (Звуки – это то, что мы произносим и слышим).

-Какой первый звук в слове кошка? (В слове кошка первый звук [К]).

-Какой первый звук в слове гусеница? (В слове гусеница первый звук [Г]).

-Кто догадался, какая тема занятия? (Будем учиться различать звуки [К-Г]).

-Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [К-Г].

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.

-Давайте сравним эти звуки. Какие звуки [К-Г] – гласные или согласные? В словах кошка и гусеница звуки [К-Г] твердые или мягкие?

(Звуки [К-Г] согласные, твердые).

-Почему они называются согласными? (Потому, что при произношении этих звуковмы во рту встречаем преграду).

-Произнесите звук [К]. Проверим, работает ли горлышко (ладонь на горле).

Горлышко не работает. Значит, звук [К]- глухой.

-Произнесем звук [Г]. Горлышко работает. Значит, звук [Г] – звонкий.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков (опираясь на таблицу).

Звук [К] – согласный, твердый, глухой.

Звук [Г] – согласный, твердый, звонкий.

-Чем различаются звуки [К-Г]? (Звук [К]-глухой, а звук [Г]-звонкий).

3. Развитие фонематического слуха.

-А теперь мы с вами представим, что мы «Охотники».

Упражнение «Охотники»

-Я буду произносить звуки, слоги и слова со звуками [К-Г]. Девочки будут ловить (хлопают в ладоши, если услышат звук [К], мальчики, если услышат звук [Г].

Звуки:[п], [к], [т], [м], [г] и т. д.

Слоги: па, во, го, пу, ок, ул, ак, ка и т. д.

Слова: калач, дом, гости, лук, волк, молоко, тигр, кол, сено, луг, машина, гол и т. д.

4. «Закончи слово».

Дети добавляют слог ка или га и называют слово: игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.

5. «Слова наоборот»

– Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К]:

Холодный – горячий. Чистый – грязный.

Тихий – громкий. Сладкий – горький.

Веселый – грустный. Длинный- короткий.

Редкий- густой. Мелко- глубоко.

Шершавый- гладкий. Начало- конец.

Умный- глупый. Звонкий- глухой.

Прямая- кривая. Продать- купить.

6. Игровое упражнение «Где находится звук

– Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

– Где ещё может находиться звук?

Воспитатель размещает на доске звуковую линейку.

– Определите, где находится звук [Г] или [К]в словах: бумага, гусь, лук, нога, собака, цыпленок, коза, гном.

7. Физминутка «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные).

8. Знакомство с буквой.

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

К одною лапкой пляшет,

А другою лапкой машет,

И при этом буква К

Будто усики жука.

– Из скольких элементов состоит буква Г?

– Какие это элементы?

-Из скольких элементов состоит буква К?

-Какие это элементы?

9. Развитие графических навыков.

– Напечатайте буквы Г и К в своих тетрадях.

10. Итог занятия и оценка деятельности детей. Наше занятие подошло к концу. Вспомните, какие звуки мы учились различать? Чем различаются звуки [К-Г]?

Конспект итоговой открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну Звуков и Букв «Развивайка»» Конспект итоговой открытой непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте “Путешествие в страну Звуков.

Конспект НОД по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков [к]-[г]» Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [к] – [г]» Программные задачи: 1) Коррекционно-образовательные: • Закреплять.

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик» Задачи:.

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну звуков и букв» Цель: совершенствование звукового анализа слова, составление предложений из заданных слов. Задачи: Образовательная задача: Упражнять детей.

Конспект по обучению грамоте в старшей логогруппе «Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков» Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков». Цели занятия: Коррекционно-образовательные: – формировать.

Модель занятия по обучению грамоте «Закрепление звуков» в старшей группе Программное содержание: выявление уровня знаний детей, готовность к школе; закрепить знание букв русского алфавита; развивать фонетическое.

Обучение грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [С]— [Ш]» Цели занятия: Коррекционно-образовательные – развивать фонематическое восприятие. Корекционно-развивающие: – развивать слуховое восприятие,.

«Братья звуков в гостях у детей». Занятие по обучению грамоте в старшей группе Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Провела: Урандина Е. Ю. «Братья звуков в гостях у детей». Цель: 1. Закреплять у детей представления.

Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков [а]-[у]» Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков А и У.» Разработала учитель – логопед Сурина.

Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуками [г], [г’] и буквой Г»

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе: Подготовка к обучению грамоте «Звуки [г], [г]. Буква Г».

Подготовила: Сомова Н.Н.

– познакомить детей со звуками [г] и [г’],

– формировать умение дифференцировать звуки [г] и [г’] по твердости – мягкости,

определять место новых звуков в словах;

– познакомить с образом буквы Г;

– развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление, умение работать в коллективе;

– воспитывать интерес к изучению грамоты и чтению, чувство товарищества, самостоятельность, дисциплинированность.

1. Организационный момент (игровая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).

– Ребята, сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну звуков и букв. Кто живет в той стране? (звуки и буквы)

-Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).

– А что мы будем делать в этой стране? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними).

– А вот с какими звуками мы сегодня познакомимся, вам подскажут загадки. Слова-отгадки начинаются с новых звуков.

Невидимка-великан
В небе бьёт в барабан. (гром)

А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется. (Гитара)

– С какими звуками мы познакомимся сегодня? ([г] , [г’])

– Закройте глаза, а произнесу волшебные слова. И мы окажемся в волшебной стране звуков и букв.

2. Знакомство со звуками ], [г] (характеристика звуков с помощью схемы)

Произнесите: « Г». Звук [г], он какой, согласный или гласный? (согласный) Почему? (не поется) Звонкий или глухой? (звонкий, он произносится громко, звонко и не шумит) Твердый или мягкий? (твердый)

– Как вы думаете, есть ли у звука [г] родной братик? (да, звук [г’])

– Произнесите звук [г’]. Расскажите он какой? (согласный, звонкий, мягкий)

3. Игры на развитие слухового внимания.

1) Игра «Сигнальщики».

– А сможете ли вы отличить братьев [г] и [г’] друг от друга?

– Я буду произносить звуки, а вы зажигать огни.

– Теперь наоборот, я зажигаю огонек, а тот на кого я покажу, произносит звук [г] или [г’].

– Посмотрите, у вас есть еще красный огонек. Почему его не зажигали? ([г] и [г’] – согласные звуки, а красный огонек обозначает гласный звук)

2) Игра «Звукоежка».

– Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел.

– Я произнесу слово без первого звука, а вы произнесете его правильно.

руша (груша), ..ном, …рузовик, …роза

..иря, ….ильза, …ерой, ..азета, …рим, ..релка, …лоток

– Какие звуки съел Звукоежка? ([г], [г ’ ]).

3) Игра «Звуковые матрешки».

– Братьев различать научились, значит, можем поиграть. Закройте глазки.

(воспитатель помещает на доску «Звуковую яблоню» и «Звуковых матрешек», на «яблоках» нарисованы тигр, бегемот, голубь, гуси, гнездо, кегли, книги, груша, радуга, шапки)

-Будем яблочки срывать и Матрешек угощать.

– А Матрешки едят все яблоки? (Нет, синяя матрешка – яблоки с картинкой, в названии которой звук [г], зеленая – со звуком [г’]).

– А вы на карточках обозначьте место звука в слове синим или зеленым яблочком.

– Гнездо. Для какой матрешки это яблоко? (для синей, есть звук [г], он твердый, первый в слове)

– Бегемот. Для какой матрешки это яблоко? (для зеленой, есть звук [г’], он мягкий, находится в середине слова)

Работа с остальными картинками.

– Какая матрешка съест яблоко с шапками? (Никакая, потому что в слове «шапки» нет звуков [г], [г’]).

Физкультминутка

4. Знакомство с буквой Г.

– У братьев Г и Гь одна мама – буква Г. Вот она. Это буква Г.

– На что похожа буква Г?

Букву на плече носил,

На лугу траву косил.

– Почему буква Г раскрашена синим и зеленым цветами?

5. Закрепление образа новой буквы.

Игра «Собери букву» (четыре конверта, в каждом разрезанная на несколько частей буква Г)

– Посмотрите! Для нас звуки и буквы приготовили сюрприз. Заглянем в конверты. А здесь какие-то кусочки? Как вы думаете, что это?

Дети делятся на четыре группы и собирают буквы.

6. Речевые игры.

1) Игра «Скажи наоборот»

– Поиграем в игру «Скажи наоборот», но сегодня будет одно правило – во всех словах первый звук [г]: тихо, веселый, сладкое, жидкие, чистая, шершавый, нежное.

2) Игра «Закончи предложение»

– Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’].

У Гали голубые … (глаза).

На клумбе выросли … (гвоздики).

Гончар вылепил из глины …. (горшок)

Гром гремит во время … (грозы).

На лугу гогочут … (гуси).

7. Итог. Рефлексия.

– А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. Я произнесу волшебные слова.

– С какими звуками мы познакомились во время нашего путешествия? Чем они похожи? Чем отличаются?

– А зачем, мы с вами учились различать звуки, знакомились с буквой Г? Где вам потом пригодится это знание? (правильно читать, грамотно писать)

Конспект по грамоте «Звук [Г]. Буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г]. Буква Г»

– познакомиться со звуками Г, ГЬ.
– учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков – буквой Г;
– совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

– учить детей спрягать глаголы;
– продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже , упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г, пластилин.

1.Оргмомент. Здравствуйте ребята – Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

2.Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

– На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –

– Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

-Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук.
( дети называют картинки)
– Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

На доску вешается картинка с буквой Г
2. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков . (Горох)

1.Что такое горох

2.-Назовите 1 звук в слоге: го?

Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный.
-А теперь проверьте звонкий или глухой? Звонкий.
-Расскажите про звук Г.
-Слушайте следующую загадку

В листьях спряталась она.

У неё немало ножек,

Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)

– Какой вред приносит гусеница?

-Назовите 1 звук в слоге Гу?
-Расскажите про звук ГЬ.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,

Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ

В) -Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Дифференциация звуков Г -ГЬ

Игра «Услышь звук»
Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши , а если ГЬ – топайте ногами.
ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове)

Физминутка

Гена шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Полезайте в кузовок.

А сейчас задание под номером 2

Скажите слова наоборот:

Холодный – горячий.
Чистый – грязный.
Тихий – громкий.
Сладкий – горький.
Веселый – грустный.
Хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквами Г г.

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
-На что похожа буква?
-Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь.

-А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г.

6. Итог занятия.
– С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звуки Г, Гь. Буква Г

Звуки «Г», «Гь». Буква Г.
Занятие по обучению грамоте детей 5-6-ти летнего возраста.
Цели: закрепить навыки четкого произношения и различения этих звуков в слогах, словах, предложениях. Учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навык образования слов – антонимов; учить звукослоговому анализу слов; закрепить навыки печатания слов и чтения предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
1.Организационный момент: садится сначала тот, кто назовет слова, в которых встречаются звуки «Г», «Гь».
2. Знакомство со звуками «Г», «Гь». Игра «Четвертый лишний»
Журавли, аисты, голуби, скворцы – голуби
Гусь, цапля, аист, орел – гусь
Пальто, иголка, куртка, блуза – иголка
Василек, одуванчик, ландыш, гвоздика – гвоздика
Характеристика звука: «Г» – согласный, звонкий, твердый
«Гь» – согласный, звонкий, мягкий.
Воспроизведение слоговых рядов
Га – гя гда – гдя гла – гля
Го – гё гдо – гдё гло – глее
Гу – гю гду – гдю глу – глю
Гы – ги гды – гди глы – гли
3. Выделение звука на слух
•Ка – га – то – ге – бу – пя – гя – ви – ню – гы – ко – ву – со – гу – мо
•Голос, волос, кормушка, гараж, погода, крокодил, градусник, конверт, грузовик, громоотвод, хворост, квартира, галстук…
•Из рассказа «Гуси».
Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га». «Не бойся, Галя, гусей! Гони их». Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.
4. Дидактическая игра «Наоборот»
Веселый – грустный редкий – густой
Сытый – голодный мелкий – глубокий
Шершавый – гладкий тихий – громкий
5. Дидактическая игра «Один – много»
Серьга – серьги берлога – берлоги
Вьюга – вьюги дорога – дороги
Книга – книги бумага – бумаги
Нога – ноги телега – телеги
6. Согласование прилагательных с существительными.
Дети отвечают на вопрос, про что можно сказать: голубая, голубое, голубой, голубые?
7. Физкультминутка – логоритмика. Дети повторяют хором две последние строки каждого четверостишия.
Гуси.
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси!» (Встают, прикладывают ладони к щекам и качают головой).

Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).

8. Игра «Доскажи словечко».

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.

Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами…гребут.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.

9.Знакомство с буквой «Г».
•Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.

Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
•Звукослоговой анализ слов: ноги, вагон.
•Печатание слов: гуси, нога, губы, вагон, гудок, бумага, гамак.
•Чтение и печатание предложений: Это гуси. У папы бумага.
10. Закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных –ок, -ек, -ик, -к – игра «Эхо» с мячом.
Друг- губы- угол- лист-
Пирог- газета- уголь- колос-
Стог- ноготь- пень- волос-
Луг- голубь- день- пузырь-
Сапог- ягода- дуб- куст-
Берег- огонь- дым- хвост-
Рог- голос- дом- зуб-
Круг- глаз- кот- снегирь-
Снег- утюг- конь- стебель-

Зимующие птицы – конспект индивидуального лексико-грамматического занятия

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с комбинированного вида №6 “Антошка”

г. Павлово, Нижегородской области

Пулина Нина Павловна

Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.

1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.

2. Расширять лексический запас по данной теме.

3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных , оканчивающихся на –ья, -ьи.

4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.

5. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным .

6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

8. Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.

9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.

4. Развивать воображение, любознательность.

1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.

ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);

Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный : карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

-Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите , как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.

-Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.

-Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко

II. Сообщение цели:

Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.

1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:

-Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)

(выставляется картинка синички)

-Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! ( снегирь)

(выставляется картина снегиря).

-Угадайте , что за птица? Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)

(выставляется картинка совы).

-В серой шубке перовой, и в морозы он герой!

Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!

(выставляется картинка воробья).

-Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!

-Вороны! (выставляется картинка ворон).

-Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!

-Дятел! (выставляется картинка дятла.)

Логопед: – Как можно назвать всех вместе этих птиц?

Логопед: – Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети: – Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.

Логопед: – Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)

Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?

Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)

Логопед: – А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?

Дети: – Размером, окраской, оперением.

Логопед: – Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?

Дети: – У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.

2. Сейчас у нас игра с мячом «Один – много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов

Ворона – (вороны) сорока – (сороки)

Голубь – (голуби) сова –(совы)

Снегирь – (снегири) галка – (галки)

Клёст – (клесты) свиристель – (свиристели)

Перо – (перья) крало – (крылья)

Дерево – (деревья) воробей – (воробьи)

3. Игра Какой? Какая? Какие? ( Образование сложных прилагательных.)

-Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

-У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)

-У вороны длинный клюв? (длинноклювая)

_А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)

-У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)

4. Игра «Сосчитай – ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:

Снегири – снегирики , снегирёчки, снегирята.

Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.

Голуби, голубочки, голубята.

Логопед : А что умеют делать эти птицы?

Дети: -летать , прыгать, ходить.

6. Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

Дальше полетели. И на место сели. ( под стих дети выполняют соответствующие действия)

7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ? Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?

Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно – синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).

8 . У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?

-Ленивый, грустный, малоподвижный.

-У какая по характеру синица?

-Тонкая, умная, весёлая, юркая.

-А какой воробей?

-Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.

-А что можно сказать про сороку? Какая она?

-Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.

9. Игра «Накорми птиц»

У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.

-Это семена дыни. Какие семена?

Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?

-Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?

-А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?

-Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. – Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)

-А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.

– А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)

А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)

-Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)

10. Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.

-Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)

11. Логопед: – А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

-Как подаёт голос воробей? (он чирикает)

–А синица и снегирь? ( они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они – шипят.)

-Как свой голос подаёт ворона?

-Она каркает! Сорока – трещит, голуби воркуют, сова ухает.

Логопед: – Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)

Дети: – Я слышала , как каркает ворона,

-А я слышала, как чирикает воробей.

-Я слышал, как свистят синицы и снегири.

-А я – как трещит сорока.

Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице , на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.

Читайте также:
Конспект НОД в подготовительной группе: Здравствуй, зимушка зима!
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: