Звуки Х – Х’, буква Х – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu_zvuki_h_-_h._bukva_h.docx 25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].

Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).

Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])

Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).

Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».

Развитие фонематического слуха.

Расширение и уточнение словаря детей.

Развитие ВПФ (внимания, памяти).

Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).

Развитие мелкой моторики и осязания.

Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.

Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

Оборудование: предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х – хомяк, хурма, хлеб; Х` – хек, хирург, хижина) на каждого ребенка в индивидуальных конвертах (размер картинок соответствует требованиям рекомендуемой зрительной нагрузки); зеркала 9х12см на каждого ребенка; мягкая игрушка – хомяк; пластилин синего и зеленого цвета, карточки с контурным изображением буквы «Х» на каждого ребенка; две корзины, предметы, в названии которых есть звуки [Х] или [Х`]; фломастеры (синий, зеленый, красный).

– Ребята, сегодня к нам пришел гость наш друг, а вот и он сам!

– Хитрый Хома пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.

– Посмотрите, что спрятано в конвертах?

– Давайте назовём изображённые на них предметы.

– Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять?

Хитрый хомяк Хома

Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.

Логопед раздает конверты.

Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.

II. Сообщение темы занятия.

– Итак, Хома помог нам узнать, что сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

– Давайте вспомним, что такое звуки?

– Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.

– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?

– Значит, какой это звук?

– Он твёрдый или мягкий?

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой?

– А теперь произнесём звук [Х`]

– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?

– Значит, какой это звук?

– Он твёрдый или мягкий?

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой?

– Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет?

– Чем эти звуки отличаются?

Давайте повторим: звук [Х] какой?

Это то, что мы слышим и произносим

(воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»

Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»

Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– Закрепление знаний о звуках Х — Хь, знакомство с буквой Ха;

-Закрепление умения соотносить звук с буквой;

– Закрепление зрительного образа буквы;

Коррекционно-развивающие:

– Закрепление понятия: согласный, глухой;

– Упражнять в определении места звука в словах;

– Продолжать развивать фонематическое восприятие;

– Развитие внимания, мышления, памяти.

– Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

– Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывание из мозаики.

– Развитие зрительного внимания;

– Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

– Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Оборудование: яркая карта страны Буквария; карточки камня и подушки; непрозрачный мешочек; объемные буквы Х, О, У, С; презентация.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

– С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

– Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Буквария. В этой стане живут буквы и звуки. А путешествовать мы будем на ковре самолете. Ковер наш волшебный и попасть на него сможет лишь тот кто правильно произнесет заклинание.

(Каждому ребенку предложить повторить слоговое сочетание в зависимости от уровня его речевых возможностей. Ребенку с которым автоматизируется звук Ш, предложить повторить: ША – ШО – ШИ. Ребенку с которым автоматизируется звук Л твердый, предложить: ЛА-ЛУ-ЛЭ и тд.)

– Молоды ребята, а для того чтобы наш ковер самолет заработал и поднялся в воздух, нужно вспомнить как нужно вести себя на занятии?

(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

– Молоды! Вот и поднялись мы вверх! Но ковер не летит. Чтобы он начал двигаться нужно выполнить специальные упражнения:

*Развитие артикуляционной моторики:

Для челюсти: «Домик открывается» удерживать открытым под счет до 6-ти.

Язык у нижних зубов. (5-р.)

Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)

Для языка: «Качели» (5-р)

*Развитие дыхания и голоса:

А – О – У; А – О – У; А – О – У

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия:

– Молоды ребята! Вот и полетел наш ковер-самолет! Но куда же нам лететь? Как добраться до страны Буквария? Что нам для этого понадобиться? (Карта)

– Правильно! Нам нужна карта! (Показывает яркую карту, в которой основные пункты отмечены названиями букв по программе)

– И первый город в стране Буквария называется «Город Ха», там и будет наша первая остановка.

2. Акустико-артикуляционный анализ звука:

– В «Городе Ха» живут звуки [Х], [Х’]. Давайте их охарактеризуем.

– Звук [Х] — какой он? (Согласный потому, что воздушная струя встречает преграду в виде языка. Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Какой еще этот звук? (Твердый, глухой – когда мы его произносим, горлышко наше спит и не вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком);

– Звук [Х’] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Хь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?

2. Фонематическое восприятие:

– Вот мы и познакомились с жителями «Города Ха». А сейчас я хочу вам рассказать веселый стишок об одном жителе города Ха:

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!

Хи-хи-хи да бух-бух!

Хо-хо-хо да хе-хе-хе!

Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»

– Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся (Звуки [х — х’]).

– Ребята, а вы заметили, что звук в смехе старичка звучал по-разному? Давайте на слух определим твердый и мягкий звук [х — х’].

(раздать карточки с изображением камня и подушки)

– Послушайте еще раз смех старичка, когда услышите в его смехе твердый звук [Х] поднимайте «камень», а когда услышите мягкий звук [Хь] поднимайте подушку.

3. Отгадывание загадок. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и анализа.

– А теперь ребята, мы с вами отправимся на фото-охоту. Кто мне скажет, чем занимаются на фото-охоте? (фотографируют)

– А для этого нам нужно фото-ружье. (Логопед просит выставить большие и указательные пальчики на обеих руках, остальные зажать в кулачок. После чего соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки. И Указательный пале левой руки с большим пальцем правой руки. Получился прямоугольник – видоискатель). Фотографировать мы будем только тех зверей в названиях которых есть звуки [Х] или [Хь].

– На полянке появился первый зверек. Он очень хочет попасть в кадр. (На экране появляется изображение хорька)

Ходит по лесу зверек — Хитрый маленький. (хорек).

– Сколько слогов в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек.)

– А вот еще одно животное (демонстрация картинка с изображением черепахи ).

Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят. (черепахи).

– Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий?

– А это что за насекомое?

Жужжит она у уха. Летает всюду. (муха).

– Давайте проведем слоговой анализ слова «МУХА». Сколько в нем слогов? Какой первый слог? Какой второй слог? В какой части слова стоит звук [Х]? Звук [Х] твердый или мягкий? Кружочком какого цвета мы его обозначим?

4. Динамическая пауза игра «В темном лесу».

В темном лесу есть избушка – дети шагают

Стоит задом наперед – дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем

Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки

Нос крючком, – показывают пальчиком

Глаза большие – показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! – бег на месте

Дыбом волосы стоят – руки вверх

5. Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:

– У звуков [х — х’] — один образ-буква. (Буква Ха появляется на экране. Логопед читает четверостишие):

«X» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь.

6. Закрепление образа буквы:

– На что похожа буква Ха?

– Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Ха в воздухе.

– А кто мне скажет, чем звук отличается от буквы? (Буквы мы пишем и читаем, а произносим звуки)

7. Закрепление кинестетического образа буквы Ха. Игра «Волшебный мешочек»

Предложить детям опустить руку волшебный мешочек и на ощупь определить букву Х.

III. Итог занятия:

– Ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться назад. А чтобы вернуться домой короткой дорогой, давайте ответим на вопросы:

– Где мы с вами сегодня побывали? (В стране Буквария, в «Городе Ха»)

– Какие звуки живут в «Городе Ха»? (В «Городе Ха живут звуки [Х] и [Хь]»)

– С какой буквой мы познакомились на занятии? (Мы познакомились с буквой Ха)

– Какие звуки обозначает эта буква?

– Чем звуки [Х] и [Х`] отличаются?

– В чем отличие звуков от буквы?

Все мы дружные ребята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

– На этом наше занятие окончено.

Прикреплённые файлы:
zvuki-h_rnnkj.pptx | 1340,21 Кб

Конспект логопедического занятия «Буква С, звуки [с]-[с’]» Тема: Буква С, звуки с, сь Форма: Путешествие в страну Звукарию. Задачи: 1. Познакомить с артикуляцией звуков с, сь, закрепить зрительный.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Щ] и буква Щ» Цели: закрепление правильного произношения звука; выделение звука и определение позиции звука в слове; упражнение в употреблении увеличительных.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Цель: знакомство со звуками [а, у], буквами А, У. Задачи: Закреплять артикуляцию и произношение изучаемых звуков; Развивать фонематический.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Звуки [К] и [К’]. Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуках К – Кь, знакомство с буквой К. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепить знания о звуках К — Кь;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы» ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: – учить детей.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б» Цель: Закрепление знаний о звуках Б – Бь, знакомство с буквой Б. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепить знания о звуках Б — Бь;.

Конспект логопедического занятия для старшей группы для детей с ФФН «Лесные животные. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Звуки Д и Дь, Лесные животные Цели:1. Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Расширение и актуализация.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте «Звуки [х]-[х’]. Буква х» Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте. Составила: учитель-логопед Бабичкина И. А. Тема: Звуки.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Звуки [K] и [К’]. Буква К» Цель:закрепить четкое произношение звуков [К] и [К’], познакомить с буквой К. Задачи:1. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Звуки [П] и [П’]. Буква П» Программные задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнять правильное произношение звуков [П] и[П’]; -закреплять понятие «согласный звук».

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

Конспект занятия в подготовительной к школе группе:

Тема: «Звуки Х – Х’. Буква Х»

  • формировать правильное произношение звуков Х и Х’ в словах, слогах, фразах,
  • отличать их на слух и в произношении от других звуков.
  • закрепить у детей представление об артикуляционном укладе звуков Х и Х’,
  • дифференциации звуков Х и Х’, понятие «мягкий согласный».
  • Отработка умения определять место звука в слове.
  • Познакомить с буквой Х.
  • развивать фонематический слух,
  • развивать и уточнять словарь детей.
  • Развивать вербальную и зрительную память,
  • мелкую моторику,
  • речевое дыхание.
  • воспитывать у детей позитивное отношение и культуру поведения на логопедических занятиях,
  • умение работать в коллективе, выдержку и отзывчивость.
  • предметные картинки (кухня, хлеб, муха, мухи, хижина, петух, петухи, хек, горох, хомяк, хирург), индивидуальные зеркала, игрушка Хрюша, Хома, кассы букв, счетные палочки, конверты с набором для звуко-слогового анализа, корзинка.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Выставляется игрушка Хрюша.

– Сегодня к нам в гости пришел Хрюша. Он приготовил загадки-описания. Надо отгадать и запомнить отгадки.

Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой – хлеб;

С красным гребнем, клюет зерно, голосисто поет – петух;

Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег – пух;

Маленькая, черная, по комнате летает, звонко жужжит – муха.

– Кто запомнил все отгадки? Какой звук мой любимый, кто догадался? Правильно – это звук Х, а еще звук Х’, они очень похожи, звук Х’ – родной братец звука Х. Вы сегодня научитесь их различать.

2. Сообщение темы занятия.

– Итак, Хрюша помог нам узнать, что мы сегодня будем вспоминать звуки Х и Х’, а также познакомимся с буквой Х.

3. Характеристика звуков.

Произнесение звуков, сопоставление, характеристика звука, знакомство с буквой Х:

– Произнесите звук Х, погрейте ладошки. Что вы чувствуете?

– Посмотрите в зеркало, как расположены ваши губы, зубы, язык?

( рот приоткрыт, губы свободны, зубы на расстоянии, кончик языка опущен вниз, спинка языка образует крутую горку и получается щель для теплого воздуха –это преграда для воздушной речки);

– Теперь проверим, голосок спит или звенит. Положите ладонь на горлышко.

– Значит звук звонкий или глухой?

– Сейчас произнесите по очереди: х-хь-х-хь, звуки похожи или нет?

Характеристика звуков: звук Х-согласный, глухой, твердый, звук Х’ тоже согласный, глухой, мягкий.

4. Различение звуков Х-Х’ на слух, определение места звука в слове.

Ребята, Хрюша хочет с вами поиграть в разные игры.

Ха-ха-ха – хя-хях-хя хэ-хэ-хэ – хе-хе-хе

Хо-хо-хо – хё-хёх-хё ух-ух-ух – ухь-ухь-ухь

Игра «Покажи жестом».

а) в слоговом ряду: ха, хо, хе, ух, ихи, охо, хы, хи, хы, ахи, ех

в) в ряду слов: хижина, ходить, мех, хитрый, стихи, хирург, хлопушка, художник, хищник, хоровод.

– Сейчас посмотрите на картинки, которые принес Хрюша, назовите их и определите место звука Х (хвост, мухи, хлеб, хлев, охотник, петух, хомяк, горох).

5. Физкультминутка.

– У нашего Хрюши есть друг Хома, давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Хомка-Хомка, хомячок, полосатенький бочок.

Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

А Хрюша для вас приготовил скороговорку, давайте повторим сначала медленно, затем быстро:

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо-хвастаться и хныкать.

6. Знакомство с буквой Х.

– На что похожа буква Х?

– Покажите букву Х руками, пальчиками. Нарисуйте букву Х в воздухе, на столе, на спине соседа. Выложите из счетных палочек.

7. Упражнения с разрезной азбукой (составление по следам анализа, преобразование и чтение слогов):

– Ребята, возьмите кассы букв и сейчас мы покажем Хрюше и Хоме как надо выкладывать и приобразовывать слоги.

8. Упражнение в согласовании существительных и количественных числительных — игра «1, 2, 5, 9» (припоминание рассмотренных ранее картинок на звук Х).

– Играем с Хрюшей и Хомой.

Образец: 1 муха, 2 мухи, 5 мух, 9 мух.

8. Упражнение в звуковом анализе и синтезе.

– Ребята, посмотрите, Хрюша принес корзинку, а в ней разные квадратики, он не знает, что с ними надо делать. Подумайте, для чего они нужны?

– Правильно, для звукового анализа. Давайте покажем нашим гостям как выполнять звуковой анализ. (выполнение звукового анализа слов ПУХ, ХИТ)

9. Итог занятия. Оценка работы.

Какие звуки мы сегодня повторяли? С какой буквой познакомились?

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР, с амблиопией и косоглазием в подготовительной к школе группе. “Звуки [х] – [х’]. Буква “х”

Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

  • Образовательные
  • Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].
  • Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).
  • Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])
  • Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
  • Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».
  • Корррекционные
    • Развитие фонематического слуха.
    • Расширение и уточнение словаря детей.
    • Развитие ВПФ (внимания, памяти).
    • Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).
    • Развитие мелкой моторики и осязания.
      • Воспитательные
    • Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
    • Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

Оборудование: подставки, магнитные доски, магниты на каждого ребёнка; предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х – хомяк, хурма, хлеб; Х` – хек, хирург, хижина) на каждого ребенка в индивидуальных конвертах (размер картинок соответствует требованиям рекомендуемой зрительной нагрузки); зеркала 9х12см на каждого ребенка; мягкая игрушка – хомяк; пластилин синего и зеленого цвета, карточки с контурным изображением буквы «Х» на каждого ребенка; две корзины, предметы, в названии которых есть звуки [Х] или [Х`]; фломастеры (синий, зеленый, красный), распечатка заданий по теме из сборника «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Н.Ю. Костылевой на каждого ребенка.

План занятия

I. Организационный момент:

– Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети здороваются с гостями, садятся на свои места.

– А пригласил к нам гостей наш друг, а вот и он сам!

Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.

– Кто это? (Хитрый хомяк Хома)
– Хитрый Хома пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.

Логопед раздает конверты.

– Посмотрите, что спрятано в конвертах? (картинки)
– Давайте назовём изображённые на них предметы.

Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.

– Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([Х] и [Х`])

II. Сообщение темы занятия.

– Итак, Хома помог нам узнать, что сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

– Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
– Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить)

– Значит, какой это звук? (согласный)
– Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
– А теперь произнесём звук [Х`]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
– Значит, какой это звук? (согласный)
– Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
– Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
– Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] – твёрдый)
– Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
– А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой)

IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

– Хома хочет поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], хлопните в ладоши, а если назову слово со [Х`], топните, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).

Дети повторяют за логопедом слова с [Х]/[Х`], определяют местонахождение звука в слове (начало, середина, конец), дают ему характеристику.

Слова: ходить, мех, хитрый, горох, орех, восход мохер, стихи, хлопушка, хищный, халва, + слова, придуманные детьми.

V. Знакомство с буквой «Х».

– Ребята, наш гость хомячок Хома принёс с собой ещё что-то.

Логопед вывешивает изображение буквы «Х».

Как вы думаете, что это? (крестик, дорожки, следы, недорисованный бантик)
– Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])
– На что ещё похожа наша буква?
– Итак, давайте повторим: Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] – согласный, твердый глухой и [Х`] – согласный, мягкий, глухой.

Дети повторяют за логопедом, логопед их хвалит от имени Хомы.

– А теперь настало время нам размяться.

На полу разложены предметы, в названии которых есть [Х] или [Х`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [Х], другая – в свою корзину предметы со звуком [Х`].

VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи (задания от Хомы):

– А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы: нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.
– Молодцы!
– Посмотрите, что нам ещё приготовил Хома.

Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «Х» и пластилин зелёного и синего цветов.

– Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)
– Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.
– Почему Хома приготовил синий и зелёный пластилин?(буква «Х» обозначает два звука [Х] и [Х`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого – зелёный)
– Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [Х`], если синим – [Х].

Дети выполняют задание

IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения

Составление и сравнение схем слов «муха» и «мухи», фонетический анализ этих слов (по распечатке заданий по теме из сборника «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Н.Ю. Костылевой .

– Посмотрите, ребята, что ещё приготовил нам хомячок Хома!

Логопед раздаёт фломастеры, магнитные доски с прикреплёнными к ним распечатками, дети ставят их на подставки.

– В нижней части листа изображены картинки. Что на них изображено? (муха и мухи)
– В слове «муха» сколько частей? Назовите их. (дети с помощью хлопков определяют, что две части, «му» и «ха»)
– А в слове «мухи»? Назовите части. (тоже две части, «му» и «хи»)
– Правильно!
– Что изображено на наших листах под картинками? (схемы)
– Нам надо эти схемы заполнить. Начнём со слова «муха». Вы составите схему на своих листах, а потом по очереди дадите характеристику звукам: кто выполнит задание первым расскажет про первый звук, кто вторым – про второй и т.д.
– Давайте вспомним, каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
– Согласные твердые? (синим)
– Согласные мягкие? (зелёным)
– Хорошо, теперь выпрямите спинки, придвиньте к себе подставки, левой рукой придерживайте подставку. Приступаем к выполнению задания.

Дети выполняют задание, логопед при необходимости помогает.
Первый выполнивший даёт характеристику звуку (первый звук в слове «муха» [м]- солгасный, твёрдый, звонкий) и т.д.
Аналогично со словом «мухи»

– Ребята, у нас получились две схемы, они одинаковые или разные? (разные)
– Чем они отличаются? (в слове «муха» твердый звук [Х], в слове «мухи» – мягкий звук [Х`])
– Замечательно!
– Но у нас под схемами ещё остались клеточки, для чего они? (для букв)
– Да, давайте впишем туда буквы, которые «одевают» наши звуки. Только будьте внимательны, буквы должны быть того же цвета, что и звуки, которые они одевают.

Дети выполняют задание, логопед помогает.

– А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)
– Молодцы!

Припоминание детьми слов со звуками [Х] и [Х`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.

Ребята получают угощение, прощаются с Хомой, благодарят за занятие, выходят из кабинета.

Оставшиеся задания на распечатке дети выполняют вечером с воспитателем.

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по теме: «Звуки Х – Х’. Буква Х»

Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

  • Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
  • Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематического слуха;
  • Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
  • Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
  • Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.

Оборудование: компьютер, проектор, тетради в крупную клетку, простые и цветные (синий, красный, зелёный) карандаши на каждого ребёнка.

1. Организационный момент. (2 слайд.)

– Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.

Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)

Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)

Топ-топ-топ! (Топают ногами.)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)

2. Сообщение темы. (3 слайд.)

– К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.

– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков. (4 слайд.)

– Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).

Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.

Звук Х — согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.

Звук Хь — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.

– Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?

– Хома предлагает вам прочитать слоги со звуком Х. (Чтение слогов.)

– А теперь откроем прописи и выполним все задания на новой страничке. (Работа в прописях: штриховка, написание буквы Х в клеточках.)

4. Игровое упражнение «Разложи картинки». (5 слайд.) (Развитие фонематического слуха.)- Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.

С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)

– Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.

5. Физкультминутка «Хомячок». (6 слайд.)

– Наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

хома раненько встает, (потягиваются)

щечки моет (тереть щёки руками)

лапки трёт (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

6. Словесная игра «Найди лишнее слово». (7 слайд.)

– Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4й лишний.

(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)

Хижина, ходить, тахта, художник;

Хитрый, хек, хвост, химия;

Кухня, хлопушка, стихи, холодно.

– Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!

7. Звуковой анализ слов хек и Хома. (8-9 слайд.)

Без воздуха живёт,

Холодная, как лёд,

Не хочет пить, а пьёт.

Бронёй блестит, но не звенит

И всё молчит, молчит.

– Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)

– Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)

– Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т.е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит мы поставили ударение правильно. Молодцы!

8. Итог занятия. (10 слайд.)

– Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.

К работе прилагается презентация .

Логопедическое занятие: “Буква Х. Звуки [х], [х`].

Логопедическое занятие: “Буква Х. Звуки [х], [х`].

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие: “Буква Х. Звуки [х], [х`].»

Звуки Х-Хь. Буква Х. Занятие 2

Артикуляция, характеристика звука [Х].

Выделение согласных в начале и конце слога, в середине, слова.

Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики.

Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, диалогической речи.

Развитие диафрагмального дыхания.

Воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков взаимодействия на занятии, аккуратности и опрятности.

Деятельность логопеда

Артикуляционная гимнастика

Бегемотик, бублик, улыбка, мостик, чистим зубки, считаем зубки.

Дыхательная гимнастика

1. Орг. момент

Мебель я начну считать: ( Дети делают ритмичные хлопки.)

Кресло, стол, диван, кровать, На каждую строчку пальчики «здороваются».)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал — (Показывают десять пальцев.)

Десять пальчиков зажал. ( Сжимают пальцы в кулак)

Звук Х – согласный звук., потому что воздушная струя встречает преграду – язык. Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ и МЯГКИМИ, ГЛУХИМИ и ЗВОНКИМИ.

Буква Х любит играть, она может быть твердой, а может быть мягкой. Послушайте: Х, Хь. Твердые звуки, мы будем обозначать синим цветом, а мягкие – зеленым.

Как определить звук глухой или звонкий? Мы должны приложить к горлышку руку и послушать, если голосок работает, то звук звонкий, а если не работает (молчит), то звук глухой. Давайте приложим руку и проверим, какой это звук. Голосок не работает, значит звук Х – Глухой.

А звук Хь- тоже глухой. Почему, ты так думаешь? (потому что голосок не работает)

Когда мы произносим звук Х, рот открыт, язык напоминает горочку, кончик языка внизу, спинка языка прижимается к небу.

Когда мы произносим звук Хь, рот открыт, губы улыбаются, кончик языка внизу, язык продвигается ближе к зубам и сближается с небом.

Подними руку, когда услышишь звук Х:

—-гласные Х, согласные Х.

мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей муха, кухня, яхта, петух, хомяк, мех.каша, кот, телевизор, рак, лук, лимон.

Подними руку, когда услышишь звук Хь: (мягкий звук)

—- гласные Хь, согласные Хь.

—- халат, кот, хитрый, голубь, муха, хек, кино, гири, хобот, голова, кит, мухи, ухо, петухи, кеды, гамак, духи.

6. (начало, середина или конец слова).

Определить позицию согласного звука Х в словах:

мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей муха, кухня, петух, хомяк, мех.

Определить позицию согласного звука Х’ в словах :

халат, хитрый, хек, мухи, петухи, духи, черепахи.

(на доске квадратики- куда отнесем)

Хи — хи — хи. ха-ха-ха. ху-ху-ху. хо-хо-хо. Разное ударение, интонация.

Откройте Букварь стр. 16-17

Что учились делать?

– В какие игры играли?

Мебель я начну считать: ( Дети делают ритмичные хлопки.)

Кресло, стол, диван, кровать, На каждую строчку пальчики «здороваются».)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал — (Показывают десять пальцев.)

Десять пальчиков зажал. ( Сжимают пальцы в кулак)

Занятие по обучению грамоте Звук Х, Хь буква Х подготовительная группа

Занятие по обучению грамоте Звук Х, Хь буква Х подготовительная группа

Цель: знакомство со звуками Х и Хь и их буквенным обозначением

Задачи:

  • Учить детей дифференцировать звуки в слогах и словах;
  • Развивать фонематический слух;
  • учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка;
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова;
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко – слоговой анализ коротких слов;
  • Учить составлять предложения по схеме;
  • Познакомить с буквой Х и её графическим написанием;
  • Развивать умения составлять слоги и слова из разрезной кассы букв;
  • Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Учить работать в коллективе.

Оборудование: картинки; пенал со звуковыми схемами; касса букв.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Игра «Сядет тот»

– Сядет тот кто скажет: какой сегодня день недели; месяц; время суток; какое время суток когда мы спим; когда идём в детский сад; когда обедаем; какой вчера был день недели; какой завтра день недели; как называется первый день выходного; сколько месяцев в году; сколько дней в неделе; какой первый день недели; второй; четвёртый; пятый; третий; седьмой; шестой; какой сейчас месяц; какой первый месяц осени; какой месяц после сентября.

  1. Введение в тему. Знакомство со звуком Х и Хь.

Сегодня ребята познакомимся со звуком Х и Хь. Эти звуки очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

Ловим звук Х: Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ловим звук Хь в слогах: МА, ХА, ХИ, ХО, КЮ, ХЮ, ХИ, ПА, ПИ, ХЁ

Ловим звук Х в словах: Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Игра «Доскажи словечко», который потерялся из слов. Добавляем звук Х.

Пету…, пасту…, лопу…, горо. отды…, запа…, шоро…, мо. сме…, стра….

Игра «Измени слово» изменить первый в слове на звук [х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Игра «Четвёртый лишний» на слух.

Педагог произносит слова, дети говорят какое слово лишнее и почему.

Хлеб, утка, хлопья, хобот.

Подсолнух, кисточка, халат, мех.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

Хижина, духи, компот, хирург.

Хитрый, хилый, сильный, хитрец.

Физминутка.

Нес хомяк мешок с горохом,

Нес хомяк мешок и охал: Ходьба с руками за спиной.

«Ох, ох, ох, ох, До чего тяжел горох!» Полуприседания, руки на поясе.

Отдохнуть хомяк решил-

Со спины мешок свалил, Наклоны вперед, не сгибая коленей, достать носки руками.

Потянулся, улыбнулся… Потягивание – руки вперед, вверх, в стороны, вниз.

Отдохнул он хорошо

И опять вперед пошел. Ходьба на месте.

Игра «Где спрятался звук»

Определить место звуков Х и Хь в словах.

Звук Х: пастух, хомяк, сахар, халат, мох, скоморох, хруст, подсолнух, хомут, вахта, тахта, шахта, хлопья.

Звук Хь: хищник, стихи, схема, хирург, хижина, архив, хибара, парикмахер, бахилы.

Игра «Раздели на слоги»

Деление слов на слоги с мячом. Слова из игры «Где спрятался звук».

Игра «Подарки».

На доске картинка Хомяка.

– Ребята давайте подарим подарки хомяку со звуками Х и Хь

Например: Я подарю хомяку холодильник.

  1. Знакомство с буквой «Х».

— На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание буквы Х пальцем на столе, на спине соседа.

Выкладывание буквы Х из счётных палочек.

Звуковой анализ слов. Выкладывание схемы.

Составление предложений по схеме. Со словами Мухи, хата.

/_______ ______.

/_______ _______ _______.

Игра «Живые буквы».

Составление слогов из разрезной азбуки: ХА, ХИ

Составим слово: уха, мхи.

Итог занятия.

– С какими звуками мы сегодня познакомились?

  • С Какой буквой? На что похожа буква Х?

Занятие подготовила и провела педагог Щервянина В.А.

Читайте также:
Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: