Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu_zvuki_h_-_h._bukva_h.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».
Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].
Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).
Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])
Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».
Развитие фонематического слуха.
Расширение и уточнение словаря детей.
Развитие ВПФ (внимания, памяти).
Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).
Развитие мелкой моторики и осязания.
Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.
Оборудование: предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х – хомяк, хурма, хлеб; Х` – хек, хирург, хижина) на каждого ребенка в индивидуальных конвертах (размер картинок соответствует требованиям рекомендуемой зрительной нагрузки); зеркала 9х12см на каждого ребенка; мягкая игрушка – хомяк; пластилин синего и зеленого цвета, карточки с контурным изображением буквы «Х» на каждого ребенка; две корзины, предметы, в названии которых есть звуки [Х] или [Х`]; фломастеры (синий, зеленый, красный).
– Ребята, сегодня к нам пришел гость наш друг, а вот и он сам!
– Хитрый Хома пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.
– Посмотрите, что спрятано в конвертах?
– Давайте назовём изображённые на них предметы.
– Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять?
Хитрый хомяк Хома
Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.
Логопед раздает конверты.
Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.
II. Сообщение темы занятия.
– Итак, Хома помог нам узнать, что сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.
III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.
– Давайте вспомним, что такое звуки?
– Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.
– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
– Значит, какой это звук?
– Он твёрдый или мягкий?
– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.
– Значит, это какой звук, звонкий или глухой?
– А теперь произнесём звук [Х`]
– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
– Значит, какой это звук?
– Он твёрдый или мягкий?
– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.
– Значит, это какой звук, звонкий или глухой?
– Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет?
– Чем эти звуки отличаются?
Давайте повторим: звук [Х] какой?
Это то, что мы слышим и произносим
(воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»
Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»
Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– Закрепление знаний о звуках Х — Хь, знакомство с буквой Ха;
-Закрепление умения соотносить звук с буквой;
– Закрепление зрительного образа буквы;
Коррекционно-развивающие:
– Закрепление понятия: согласный, глухой;
– Упражнять в определении места звука в словах;
– Продолжать развивать фонематическое восприятие;
– Развитие внимания, мышления, памяти.
– Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
– Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывание из мозаики.
– Развитие зрительного внимания;
– Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением
Коррекционно-воспитательные:
– Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);
– Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Оборудование: яркая карта страны Буквария; карточки камня и подушки; непрозрачный мешочек; объемные буквы Х, О, У, С; презентация.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
– С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
– Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Буквария. В этой стане живут буквы и звуки. А путешествовать мы будем на ковре самолете. Ковер наш волшебный и попасть на него сможет лишь тот кто правильно произнесет заклинание.
(Каждому ребенку предложить повторить слоговое сочетание в зависимости от уровня его речевых возможностей. Ребенку с которым автоматизируется звук Ш, предложить повторить: ША – ШО – ШИ. Ребенку с которым автоматизируется звук Л твердый, предложить: ЛА-ЛУ-ЛЭ и тд.)
– Молоды ребята, а для того чтобы наш ковер самолет заработал и поднялся в воздух, нужно вспомнить как нужно вести себя на занятии?
(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):
Другим не мешай!
Когда тебя спросят,
– Молоды! Вот и поднялись мы вверх! Но ковер не летит. Чтобы он начал двигаться нужно выполнить специальные упражнения:
*Развитие артикуляционной моторики:
Для челюсти: «Домик открывается» удерживать открытым под счет до 6-ти.
Язык у нижних зубов. (5-р.)
Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)
Для языка: «Качели» (5-р)
*Развитие дыхания и голоса:
А – О – У; А – О – У; А – О – У
II. Основная часть:
1. Объявление темы занятия:
– Молоды ребята! Вот и полетел наш ковер-самолет! Но куда же нам лететь? Как добраться до страны Буквария? Что нам для этого понадобиться? (Карта)
– Правильно! Нам нужна карта! (Показывает яркую карту, в которой основные пункты отмечены названиями букв по программе)
– И первый город в стране Буквария называется «Город Ха», там и будет наша первая остановка.
2. Акустико-артикуляционный анализ звука:
– В «Городе Ха» живут звуки [Х], [Х’]. Давайте их охарактеризуем.
– Звук [Х] — какой он? (Согласный потому, что воздушная струя встречает преграду в виде языка. Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Какой еще этот звук? (Твердый, глухой – когда мы его произносим, горлышко наше спит и не вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком);
– Звук [Х’] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Хь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?
2. Фонематическое восприятие:
– Вот мы и познакомились с жителями «Города Ха». А сейчас я хочу вам рассказать веселый стишок об одном жителе города Ха:
Жил на свете старичок маленького роста,
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!
Хи-хи-хи да бух-бух!
Хо-хо-хо да хе-хе-хе!
Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»
– Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся (Звуки [х — х’]).
– Ребята, а вы заметили, что звук в смехе старичка звучал по-разному? Давайте на слух определим твердый и мягкий звук [х — х’].
(раздать карточки с изображением камня и подушки)
– Послушайте еще раз смех старичка, когда услышите в его смехе твердый звук [Х] поднимайте «камень», а когда услышите мягкий звук [Хь] поднимайте подушку.
3. Отгадывание загадок. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и анализа.
– А теперь ребята, мы с вами отправимся на фото-охоту. Кто мне скажет, чем занимаются на фото-охоте? (фотографируют)
– А для этого нам нужно фото-ружье. (Логопед просит выставить большие и указательные пальчики на обеих руках, остальные зажать в кулачок. После чего соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки. И Указательный пале левой руки с большим пальцем правой руки. Получился прямоугольник – видоискатель). Фотографировать мы будем только тех зверей в названиях которых есть звуки [Х] или [Хь].
– На полянке появился первый зверек. Он очень хочет попасть в кадр. (На экране появляется изображение хорька)
Ходит по лесу зверек — Хитрый маленький. (хорек).
– Сколько слогов в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек.)
– А вот еще одно животное (демонстрация картинка с изображением черепахи ).
Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят. (черепахи).
– Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий?
– А это что за насекомое?
Жужжит она у уха. Летает всюду. (муха).
– Давайте проведем слоговой анализ слова «МУХА». Сколько в нем слогов? Какой первый слог? Какой второй слог? В какой части слова стоит звук [Х]? Звук [Х] твердый или мягкий? Кружочком какого цвета мы его обозначим?
4. Динамическая пауза игра «В темном лесу».
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, – показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят – руки вверх
5. Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:
– У звуков [х — х’] — один образ-буква. (Буква Ха появляется на экране. Логопед читает четверостишие):
«X» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь.
6. Закрепление образа буквы:
– На что похожа буква Ха?
– Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Ха в воздухе.
– А кто мне скажет, чем звук отличается от буквы? (Буквы мы пишем и читаем, а произносим звуки)
7. Закрепление кинестетического образа буквы Ха. Игра «Волшебный мешочек»
Предложить детям опустить руку волшебный мешочек и на ощупь определить букву Х.
III. Итог занятия:
– Ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться назад. А чтобы вернуться домой короткой дорогой, давайте ответим на вопросы:
– Где мы с вами сегодня побывали? (В стране Буквария, в «Городе Ха»)
– Какие звуки живут в «Городе Ха»? (В «Городе Ха живут звуки [Х] и [Хь]»)
– С какой буквой мы познакомились на занятии? (Мы познакомились с буквой Ха)
– Какие звуки обозначает эта буква?
– Чем звуки [Х] и [Х`] отличаются?
– В чем отличие звуков от буквы?
Все мы дружные ребята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
– На этом наше занятие окончено.
Прикреплённые файлы:
zvuki-h_rnnkj.pptx | 1340,21 Кб |
Конспект логопедического занятия «Буква С, звуки [с]-[с’]» Тема: Буква С, звуки с, сь Форма: Путешествие в страну Звукарию. Задачи: 1. Познакомить с артикуляцией звуков с, сь, закрепить зрительный.
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Щ] и буква Щ» Цели: закрепление правильного произношения звука; выделение звука и определение позиции звука в слове; упражнение в употреблении увеличительных.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Цель: знакомство со звуками [а, у], буквами А, У. Задачи: Закреплять артикуляцию и произношение изучаемых звуков; Развивать фонематический.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Звуки [К] и [К’]. Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуках К – Кь, знакомство с буквой К. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепить знания о звуках К — Кь;.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы» ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: – учить детей.
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б» Цель: Закрепление знаний о звуках Б – Бь, знакомство с буквой Б. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепить знания о звуках Б — Бь;.
Конспект логопедического занятия для старшей группы для детей с ФФН «Лесные животные. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Звуки Д и Дь, Лесные животные Цели:1. Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Расширение и актуализация.
Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте «Звуки [х]-[х’]. Буква х» Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте. Составила: учитель-логопед Бабичкина И. А. Тема: Звуки.
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Звуки [K] и [К’]. Буква К» Цель:закрепить четкое произношение звуков [К] и [К’], познакомить с буквой К. Задачи:1. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Звуки [П] и [П’]. Буква П» Программные задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнять правильное произношение звуков [П] и[П’]; -закреплять понятие «согласный звук».
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Конспект занятия в подготовительной к школе группе:
Тема: «Звуки Х – Х’. Буква Х»
- формировать правильное произношение звуков Х и Х’ в словах, слогах, фразах,
- отличать их на слух и в произношении от других звуков.
- закрепить у детей представление об артикуляционном укладе звуков Х и Х’,
- дифференциации звуков Х и Х’, понятие «мягкий согласный».
- Отработка умения определять место звука в слове.
- Познакомить с буквой Х.
- развивать фонематический слух,
- развивать и уточнять словарь детей.
- Развивать вербальную и зрительную память,
- мелкую моторику,
- речевое дыхание.
- воспитывать у детей позитивное отношение и культуру поведения на логопедических занятиях,
- умение работать в коллективе, выдержку и отзывчивость.
- предметные картинки (кухня, хлеб, муха, мухи, хижина, петух, петухи, хек, горох, хомяк, хирург), индивидуальные зеркала, игрушка Хрюша, Хома, кассы букв, счетные палочки, конверты с набором для звуко-слогового анализа, корзинка.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Выставляется игрушка Хрюша.
– Сегодня к нам в гости пришел Хрюша. Он приготовил загадки-описания. Надо отгадать и запомнить отгадки.
Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой – хлеб;
С красным гребнем, клюет зерно, голосисто поет – петух;
Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег – пух;
Маленькая, черная, по комнате летает, звонко жужжит – муха.
– Кто запомнил все отгадки? Какой звук мой любимый, кто догадался? Правильно – это звук Х, а еще звук Х’, они очень похожи, звук Х’ – родной братец звука Х. Вы сегодня научитесь их различать.
2. Сообщение темы занятия.
– Итак, Хрюша помог нам узнать, что мы сегодня будем вспоминать звуки Х и Х’, а также познакомимся с буквой Х.
3. Характеристика звуков.
Произнесение звуков, сопоставление, характеристика звука, знакомство с буквой Х:
– Произнесите звук Х, погрейте ладошки. Что вы чувствуете?
– Посмотрите в зеркало, как расположены ваши губы, зубы, язык?
( рот приоткрыт, губы свободны, зубы на расстоянии, кончик языка опущен вниз, спинка языка образует крутую горку и получается щель для теплого воздуха –это преграда для воздушной речки);
– Теперь проверим, голосок спит или звенит. Положите ладонь на горлышко.
– Значит звук звонкий или глухой?
– Сейчас произнесите по очереди: х-хь-х-хь, звуки похожи или нет?
Характеристика звуков: звук Х-согласный, глухой, твердый, звук Х’ тоже согласный, глухой, мягкий.
4. Различение звуков Х-Х’ на слух, определение места звука в слове.
Ребята, Хрюша хочет с вами поиграть в разные игры.
Ха-ха-ха – хя-хях-хя хэ-хэ-хэ – хе-хе-хе
Хо-хо-хо – хё-хёх-хё ух-ух-ух – ухь-ухь-ухь
Игра «Покажи жестом».
а) в слоговом ряду: ха, хо, хе, ух, ихи, охо, хы, хи, хы, ахи, ех
в) в ряду слов: хижина, ходить, мех, хитрый, стихи, хирург, хлопушка, художник, хищник, хоровод.
– Сейчас посмотрите на картинки, которые принес Хрюша, назовите их и определите место звука Х (хвост, мухи, хлеб, хлев, охотник, петух, хомяк, горох).
5. Физкультминутка.
– У нашего Хрюши есть друг Хома, давайте сделаем зарядку вместе с ним.
Хомка-Хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
А Хрюша для вас приготовил скороговорку, давайте повторим сначала медленно, затем быстро:
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо-хвастаться и хныкать.
6. Знакомство с буквой Х.
– На что похожа буква Х?
– Покажите букву Х руками, пальчиками. Нарисуйте букву Х в воздухе, на столе, на спине соседа. Выложите из счетных палочек.
7. Упражнения с разрезной азбукой (составление по следам анализа, преобразование и чтение слогов):
– Ребята, возьмите кассы букв и сейчас мы покажем Хрюше и Хоме как надо выкладывать и приобразовывать слоги.
8. Упражнение в согласовании существительных и количественных числительных — игра «1, 2, 5, 9» (припоминание рассмотренных ранее картинок на звук Х).
– Играем с Хрюшей и Хомой.
Образец: 1 муха, 2 мухи, 5 мух, 9 мух.
8. Упражнение в звуковом анализе и синтезе.
– Ребята, посмотрите, Хрюша принес корзинку, а в ней разные квадратики, он не знает, что с ними надо делать. Подумайте, для чего они нужны?
– Правильно, для звукового анализа. Давайте покажем нашим гостям как выполнять звуковой анализ. (выполнение звукового анализа слов ПУХ, ХИТ)
9. Итог занятия. Оценка работы.
Какие звуки мы сегодня повторяли? С какой буквой познакомились?
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР, с амблиопией и косоглазием в подготовительной к школе группе. “Звуки [х] – [х’]. Буква “х”
Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».
Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
- Образовательные
- Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].
- Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).
- Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])
- Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
- Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».
- Корррекционные
- Развитие фонематического слуха.
- Расширение и уточнение словаря детей.
- Развитие ВПФ (внимания, памяти).
- Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).
- Развитие мелкой моторики и осязания.
- Воспитательные
- Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
- Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.
Оборудование: подставки, магнитные доски, магниты на каждого ребёнка; предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х – хомяк, хурма, хлеб; Х` – хек, хирург, хижина) на каждого ребенка в индивидуальных конвертах (размер картинок соответствует требованиям рекомендуемой зрительной нагрузки); зеркала 9х12см на каждого ребенка; мягкая игрушка – хомяк; пластилин синего и зеленого цвета, карточки с контурным изображением буквы «Х» на каждого ребенка; две корзины, предметы, в названии которых есть звуки [Х] или [Х`]; фломастеры (синий, зеленый, красный), распечатка заданий по теме из сборника «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Н.Ю. Костылевой на каждого ребенка.
План занятия
I. Организационный момент:
– Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
Дети здороваются с гостями, садятся на свои места.
– А пригласил к нам гостей наш друг, а вот и он сам!
Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.
– Кто это? (Хитрый хомяк Хома)
– Хитрый Хома пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.
Логопед раздает конверты.
– Посмотрите, что спрятано в конвертах? (картинки)
– Давайте назовём изображённые на них предметы.
Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.
– Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([Х] и [Х`])
II. Сообщение темы занятия.
– Итак, Хома помог нам узнать, что сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.
III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.
– Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
– Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.
Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук
– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить)
– Значит, какой это звук? (согласный)
– Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
– А теперь произнесём звук [Х`]
Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук
– Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
– Значит, какой это звук? (согласный)
– Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
– Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
– Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] – твёрдый)
– Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
– А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой)
IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].
– Хома хочет поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], хлопните в ладоши, а если назову слово со [Х`], топните, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).
Дети повторяют за логопедом слова с [Х]/[Х`], определяют местонахождение звука в слове (начало, середина, конец), дают ему характеристику.
Слова: ходить, мех, хитрый, горох, орех, восход мохер, стихи, хлопушка, хищный, халва, + слова, придуманные детьми.
V. Знакомство с буквой «Х».
– Ребята, наш гость хомячок Хома принёс с собой ещё что-то.
Логопед вывешивает изображение буквы «Х».
– Как вы думаете, что это? (крестик, дорожки, следы, недорисованный бантик)
– Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])
– На что ещё похожа наша буква?
– Итак, давайте повторим: Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] – согласный, твердый глухой и [Х`] – согласный, мягкий, глухой.
Дети повторяют за логопедом, логопед их хвалит от имени Хомы.
– А теперь настало время нам размяться.
На полу разложены предметы, в названии которых есть [Х] или [Х`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [Х], другая – в свою корзину предметы со звуком [Х`].
VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи (задания от Хомы):
– А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы: нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.
– Молодцы!
– Посмотрите, что нам ещё приготовил Хома.
Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «Х» и пластилин зелёного и синего цветов.
– Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)
– Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.
– Почему Хома приготовил синий и зелёный пластилин?(буква «Х» обозначает два звука [Х] и [Х`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого – зелёный)
– Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [Х`], если синим – [Х].
Дети выполняют задание
IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения
Составление и сравнение схем слов «муха» и «мухи», фонетический анализ этих слов (по распечатке заданий по теме из сборника «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Н.Ю. Костылевой .
– Посмотрите, ребята, что ещё приготовил нам хомячок Хома!
Логопед раздаёт фломастеры, магнитные доски с прикреплёнными к ним распечатками, дети ставят их на подставки.
– В нижней части листа изображены картинки. Что на них изображено? (муха и мухи)
– В слове «муха» сколько частей? Назовите их. (дети с помощью хлопков определяют, что две части, «му» и «ха»)
– А в слове «мухи»? Назовите части. (тоже две части, «му» и «хи»)
– Правильно!
– Что изображено на наших листах под картинками? (схемы)
– Нам надо эти схемы заполнить. Начнём со слова «муха». Вы составите схему на своих листах, а потом по очереди дадите характеристику звукам: кто выполнит задание первым расскажет про первый звук, кто вторым – про второй и т.д.
– Давайте вспомним, каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
– Согласные твердые? (синим)
– Согласные мягкие? (зелёным)
– Хорошо, теперь выпрямите спинки, придвиньте к себе подставки, левой рукой придерживайте подставку. Приступаем к выполнению задания.
Дети выполняют задание, логопед при необходимости помогает.
Первый выполнивший даёт характеристику звуку (первый звук в слове «муха» [м]- солгасный, твёрдый, звонкий) и т.д.
Аналогично со словом «мухи»
– Ребята, у нас получились две схемы, они одинаковые или разные? (разные)
– Чем они отличаются? (в слове «муха» твердый звук [Х], в слове «мухи» – мягкий звук [Х`])
– Замечательно!
– Но у нас под схемами ещё остались клеточки, для чего они? (для букв)
– Да, давайте впишем туда буквы, которые «одевают» наши звуки. Только будьте внимательны, буквы должны быть того же цвета, что и звуки, которые они одевают.
Дети выполняют задание, логопед помогает.
– А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)
– Молодцы!
Припоминание детьми слов со звуками [Х] и [Х`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.
Ребята получают угощение, прощаются с Хомой, благодарят за занятие, выходят из кабинета.
Оставшиеся задания на распечатке дети выполняют вечером с воспитателем.
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по теме: «Звуки Х – Х’. Буква Х»
Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
- Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
- Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать мыслительную деятельность;
- Развивать фонематического слуха;
- Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
- Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
- Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.
Оборудование: компьютер, проектор, тетради в крупную клетку, простые и цветные (синий, красный, зелёный) карандаши на каждого ребёнка.
1. Организационный момент. (2 слайд.)
– Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.
Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»
Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)
Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)
Топ-топ-топ! (Топают ногами.)
Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)
Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)
Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)
Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)
Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)
2. Сообщение темы. (3 слайд.)
– К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.
– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.
3. Акустико-артикуляционный образ звуков. (4 слайд.)
– Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).
Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.
Звук Х — согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.
Звук Хь — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.
– Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?
– Хома предлагает вам прочитать слоги со звуком Х. (Чтение слогов.)
– А теперь откроем прописи и выполним все задания на новой страничке. (Работа в прописях: штриховка, написание буквы Х в клеточках.)
4. Игровое упражнение «Разложи картинки». (5 слайд.) (Развитие фонематического слуха.)- Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.
С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)
– Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.
5. Физкультминутка «Хомячок». (6 слайд.)
– Наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щёки руками)
лапки трёт (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
6. Словесная игра «Найди лишнее слово». (7 слайд.)
– Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4й лишний.
(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)
Хижина, ходить, тахта, художник;
Хитрый, хек, хвост, химия;
Кухня, хлопушка, стихи, холодно.
– Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!
7. Звуковой анализ слов хек и Хома. (8-9 слайд.)
Без воздуха живёт,
Холодная, как лёд,
Не хочет пить, а пьёт.
Бронёй блестит, но не звенит
И всё молчит, молчит.
– Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.
(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)
– Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?
(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)
– Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т.е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит мы поставили ударение правильно. Молодцы!
8. Итог занятия. (10 слайд.)
– Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.
К работе прилагается презентация .
Логопедическое занятие: “Буква Х. Звуки [х], [х`].
Логопедическое занятие: “Буква Х. Звуки [х], [х`].
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие: “Буква Х. Звуки [х], [х`].»
Звуки Х-Хь. Буква Х. Занятие 2
Артикуляция, характеристика звука [Х].
Выделение согласных в начале и конце слога, в середине, слова.
Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики.
Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, диалогической речи.
Развитие диафрагмального дыхания.
Воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков взаимодействия на занятии, аккуратности и опрятности.
Деятельность логопеда
Артикуляционная гимнастика
Бегемотик, бублик, улыбка, мостик, чистим зубки, считаем зубки.
Дыхательная гимнастика
1. Орг. момент
Мебель я начну считать: ( Дети делают ритмичные хлопки.)
Кресло, стол, диван, кровать, На каждую строчку пальчики «здороваются».)
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал — (Показывают десять пальцев.)
Десять пальчиков зажал. ( Сжимают пальцы в кулак)
Звук Х – согласный звук., потому что воздушная струя встречает преграду – язык. Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ и МЯГКИМИ, ГЛУХИМИ и ЗВОНКИМИ.
Буква Х любит играть, она может быть твердой, а может быть мягкой. Послушайте: Х, Хь. Твердые звуки, мы будем обозначать синим цветом, а мягкие – зеленым.
Как определить звук глухой или звонкий? Мы должны приложить к горлышку руку и послушать, если голосок работает, то звук звонкий, а если не работает (молчит), то звук глухой. Давайте приложим руку и проверим, какой это звук. Голосок не работает, значит звук Х – Глухой.
А звук Хь- тоже глухой. Почему, ты так думаешь? (потому что голосок не работает)
Когда мы произносим звук Х, рот открыт, язык напоминает горочку, кончик языка внизу, спинка языка прижимается к небу.
Когда мы произносим звук Хь, рот открыт, губы улыбаются, кончик языка внизу, язык продвигается ближе к зубам и сближается с небом.
Подними руку, когда услышишь звук Х:
—-гласные Х, согласные Х.
— мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей муха, кухня, яхта, петух, хомяк, мех.каша, кот, телевизор, рак, лук, лимон.
Подними руку, когда услышишь звук Хь: (мягкий звук)
—- гласные Хь, согласные Хь.
—- халат, кот, хитрый, голубь, муха, хек, кино, гири, хобот, голова, кит, мухи, ухо, петухи, кеды, гамак, духи.
6. (начало, середина или конец слова).
Определить позицию согласного звука Х в словах:
мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей муха, кухня, петух, хомяк, мех.
Определить позицию согласного звука Х’ в словах :
халат, хитрый, хек, мухи, петухи, духи, черепахи.
(на доске квадратики- куда отнесем)
Хи — хи — хи. ха-ха-ха. ху-ху-ху. хо-хо-хо. Разное ударение, интонация.
Откройте Букварь стр. 16-17
– Что учились делать?
– В какие игры играли?
Мебель я начну считать: ( Дети делают ритмичные хлопки.)
Кресло, стол, диван, кровать, На каждую строчку пальчики «здороваются».)
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал — (Показывают десять пальцев.)
Десять пальчиков зажал. ( Сжимают пальцы в кулак)
Занятие по обучению грамоте Звук Х, Хь буква Х подготовительная группа
Занятие по обучению грамоте Звук Х, Хь буква Х подготовительная группа
Цель: знакомство со звуками Х и Хь и их буквенным обозначением
Задачи:
- Учить детей дифференцировать звуки в слогах и словах;
- Развивать фонематический слух;
- учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка;
- Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова;
- Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко – слоговой анализ коротких слов;
- Учить составлять предложения по схеме;
- Познакомить с буквой Х и её графическим написанием;
- Развивать умения составлять слоги и слова из разрезной кассы букв;
- Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
- Развивать память, внимание, мышление;
- Учить работать в коллективе.
Оборудование: картинки; пенал со звуковыми схемами; касса букв.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Игра «Сядет тот»
– Сядет тот кто скажет: какой сегодня день недели; месяц; время суток; какое время суток когда мы спим; когда идём в детский сад; когда обедаем; какой вчера был день недели; какой завтра день недели; как называется первый день выходного; сколько месяцев в году; сколько дней в неделе; какой первый день недели; второй; четвёртый; пятый; третий; седьмой; шестой; какой сейчас месяц; какой первый месяц осени; какой месяц после сентября.
- Введение в тему. Знакомство со звуком Х и Хь.
Сегодня ребята познакомимся со звуком Х и Хь. Эти звуки очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Характеристика звука.
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Развитие фонематического восприятия.
Ловим звук Х: Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ловим звук Хь в слогах: МА, ХА, ХИ, ХО, КЮ, ХЮ, ХИ, ПА, ПИ, ХЁ
Ловим звук Х в словах: Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Игра «Доскажи словечко», который потерялся из слов. Добавляем звук Х.
Пету…, пасту…, лопу…, горо. отды…, запа…, шоро…, мо. сме…, стра….
Игра «Измени слово» изменить первый в слове на звук [х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.
Игра «Четвёртый лишний» на слух.
Педагог произносит слова, дети говорят какое слово лишнее и почему.
Хлеб, утка, хлопья, хобот.
Подсолнух, кисточка, халат, мех.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
Хижина, духи, компот, хирург.
Хитрый, хилый, сильный, хитрец.
Физминутка.
Нес хомяк мешок с горохом,
Нес хомяк мешок и охал: Ходьба с руками за спиной.
«Ох, ох, ох, ох, До чего тяжел горох!» Полуприседания, руки на поясе.
Отдохнуть хомяк решил-
Со спины мешок свалил, Наклоны вперед, не сгибая коленей, достать носки руками.
Потянулся, улыбнулся… Потягивание – руки вперед, вверх, в стороны, вниз.
Отдохнул он хорошо
И опять вперед пошел. Ходьба на месте.
Игра «Где спрятался звук»
Определить место звуков Х и Хь в словах.
Звук Х: пастух, хомяк, сахар, халат, мох, скоморох, хруст, подсолнух, хомут, вахта, тахта, шахта, хлопья.
Звук Хь: хищник, стихи, схема, хирург, хижина, архив, хибара, парикмахер, бахилы.
Игра «Раздели на слоги»
Деление слов на слоги с мячом. Слова из игры «Где спрятался звук».
Игра «Подарки».
На доске картинка Хомяка.
– Ребята давайте подарим подарки хомяку со звуками Х и Хь
Например: Я подарю хомяку холодильник.
- Знакомство с буквой «Х».
— На что похожа буква «Х»?
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание буквы Х пальцем на столе, на спине соседа.
Выкладывание буквы Х из счётных палочек.
Звуковой анализ слов. Выкладывание схемы.
Составление предложений по схеме. Со словами Мухи, хата.
/_______ ______.
/_______ _______ _______.
Игра «Живые буквы».
Составление слогов из разрезной азбуки: ХА, ХИ
Составим слово: уха, мхи.
Итог занятия.
– С какими звуками мы сегодня познакомились?
- С Какой буквой? На что похожа буква Х?
Занятие подготовила и провела педагог Щервянина В.А.