Звуки Х-Хь, буква Х – конспект

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по теме: «Звуки Х – Х’. Буква Х»

Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

  • Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
  • Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематического слуха;
  • Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
  • Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
  • Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.

Оборудование: компьютер, проектор, тетради в крупную клетку, простые и цветные (синий, красный, зелёный) карандаши на каждого ребёнка.

1. Организационный момент. (2 слайд.)

– Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.

Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)

Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)

Топ-топ-топ! (Топают ногами.)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)

2. Сообщение темы. (3 слайд.)

– К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.

– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков. (4 слайд.)

– Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).

Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.

Звук Х — согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.

Звук Хь — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.

– Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?

– Хома предлагает вам прочитать слоги со звуком Х. (Чтение слогов.)

– А теперь откроем прописи и выполним все задания на новой страничке. (Работа в прописях: штриховка, написание буквы Х в клеточках.)

4. Игровое упражнение «Разложи картинки». (5 слайд.) (Развитие фонематического слуха.)- Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.

С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)

– Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.

5. Физкультминутка «Хомячок». (6 слайд.)

– Наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

хома раненько встает, (потягиваются)

щечки моет (тереть щёки руками)

лапки трёт (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

6. Словесная игра «Найди лишнее слово». (7 слайд.)

– Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4й лишний.

(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)

Хижина, ходить, тахта, художник;

Хитрый, хек, хвост, химия;

Кухня, хлопушка, стихи, холодно.

– Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!

7. Звуковой анализ слов хек и Хома. (8-9 слайд.)

Без воздуха живёт,

Холодная, как лёд,

Не хочет пить, а пьёт.

Бронёй блестит, но не звенит

И всё молчит, молчит.

– Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)

Читайте также:
Общешкольное мероприятие 'Маленькое путешествие по стране Речь'

– Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)

– Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т.е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит мы поставили ударение правильно. Молодцы!

8. Итог занятия. (10 слайд.)

– Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.

К работе прилагается презентация .

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки “Х” – “Хь”.Буква “Х”.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Звуки «Х» – «Хь». Буква « Х »

Цели занятия

Коррекционно – образовательные:

– закрепить навык различения и правильного произношения звука «Х», «Хь» в слогах, словах, фразах;

– обучение акустико – артикуляционной характеристике звуков «Х», «Хь»;

– учить выделять звук «Х» в начале, середине и конце слова;

– познакомить с буквой «Х», и её написанием;

Коррекционно – развивающие:

– звуко – буквенный анализ слогов АХ, УХ, ОХ, ХА, ХО, ХУ;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать внимание, память, мышление;

– развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Коррекционно – воспитательные:

– расширять кругозор детей;

– воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: картинка – символ звука, предметные картинки со звуками «Х», «Хь», разрезные азбуки, зеркала, тетради, карандаши, счётные палочки, панно «Домик», игрушка «Поросёнок – Хрюша»

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Игра «Ушки на макушке» Назовите первый звук в слове: паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, кот, тапочки, полка, такси, каток, танк, туфли, кукла,

2. – Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто пришёл к нам в гости?

Нос пяточком, а хвост крючком.

II. Основная часть

Логопед. Хрюша принёс слова без последнего звука, я произнесу слова,

а вы его добавьте – ПЕТУ – Х; ПАСТУ – Х; ОТДЫ – Х; СМЕ – Х;

ЛОПУ – Х; МО – Х; ЗАПА – Х; ГОРО – Х; ПУ – Х; СТРА – Х; КОНЮ – Х;

ШОРО – Х; (дети добавляют звук «Х» и называют слово полностью.)

Кто догадался какой звук будем учить?

Сообщение темы занятия

Мы сегодня познакомимся со звуком «Х», «Хь», узнаем букву “Х”

Логопед. Возьмите зеркала и произнесите звук «Х» (дети выполняют).

Когда мы произносим звук «Х», что делают наши губы, зубы, язык?

(Язык лежит внизу, и отодвинут в глубь рта «холмиком», губы и зубы

Когда мы произносим звук «Х» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда – язык , выдыхается тёплая струя воздуха.

Раз есть преграда, воздух выходит толчками, значит, звук «Х» согласный.

Логопед выставляет на доску – картинку – символ.

Звук произносится без голоса. Значит, какой звук? (Глухой.)

Звук произносится твёрдо. Значит звук какой? (Твёрдый.)

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука.

Таким образом, звук «Х» – согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой, заднеязычный.

Как вы думаете, у звука «Х» есть мягкая пара? (Да, звук «Хь».)

Развитие фонематического слуха.

Выделение звука «Х» в звуковом ряду: «К», «Т», «Х», «П», «Х», «К», «Х»;

Выделение звука «Х» из ряда слогов: КА, ТО, ХУ, ПО, ХА, КУ, ОК, УХ, АТ, ОХ;

Воспроизведение слоговых рядов, в игре «Греем руки»

ХА – ХО – ХУ ХУ – ХА – ХО

ХО – ХУ – ХА ХО – ХУ – ХА

АХ – ИХ – УХ ИХ – ОХ – АХ

УХ – АХ – ИХ АХ – ОХ – УХ

III. Физкультминутка. «Как живёшь?»

– Как живёшь? (большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак)

– Как плывёшь? (изобразить плывущего)

– Как бежишь? (изобразить бегущего человека)

– Вдаль глядишь? (руки к глазам – вглядываясь вдаль)

Читайте также:
Использование монофонов при восстановлении речи

– Ждешь обед? (погладить животик)

– Машешь вслед? (помахать рукой)

– А как спишь? (изобразить спящего)

– А шалишь? (надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним)

Игра «Замени звук»

Логопед. Какое слово получится, если заменить первый звук в слове на звук «Х». Я буду называть слово, а вы замените первый звук в этом слове и проговорите слово целиком.

салат – халат голод – холод сор – хор год – ход

качу – хочу робот – хобот играем – храм клоп – хлоп

гудеть – худеть свалить – хвалить Глеб – хлеб

Iv. Знакомство с буквой «Х»

Логопед. Все звуки на письме обозначаются буквами. У звуков

«Х» и «Хь» тоже есть буква – Х.

На доске панно – домик – в нём живут. Угадайте букву – Х .

– определить место буквы – Х – в кассе;

Послушайте стихотворение про букву Х.

Буква Х всё ходит, ходит,

Места, что ли, не находит.

Работа в кассах: анализ слогов АХ, ОХ, УХ

Логопед. Сколько звуков услышали? (дети отвечают – два)

Какой первый звук? («А»)

Какой второй звук? («Х»)

Что получилось? ( дети читают «АХ») и т.д.

АХ – когда испугаемся;

ОХ – когда тяжело устанем;

УХ – когда делаем что – то с силой;

ХА – ХА – смех, радость.

V. Работа в тетрадях:

Логопед. Посмотрите, на что похожа буква Х? (дети называют свои варианты)

Из скольких элементов состоит буква Х? (из двух прямых линий)

Сколько нужно взять деталей? (две)

Дети выкладывание буквы из счётных палочек.

Прорисовывание буквы «Х» в воздухе.

Показ образца. Пишем букву в тетрадях.

(дети пишут букву в своих тетрадях)

VI. Упражнение. Подбор определений к слову «ХЛЕБ».

Логопед. Кто похвалит хлеб, придумает слова которые отвечают на вопрос – Какой хлеб? (дети подбирают слова)

VII. Итог. Хрюше, очень понравилось как вы работали и играли.

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Звук [Х]. Буква «Х»

Татьяна Чигирёва
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Звук [Х]. Буква «Х»

Обучение грамоте старшая группа

Тема: Звуки «Х-хь» ,буква «Х»

Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.

Закрепить умение дифференцировать понятия «звук»«буква».

Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.

Познакомить с новой буквой «Х».

Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.

Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».

Магнитная доска, магниты, мел, простые и цветные карандаши, ластики.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой.

Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например,как рычит собака: р-р-р.или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)

Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)

Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)

Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные – кружком синего цвета, но а мягкие согласные – кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный – синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)

Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)

Читайте также:
Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции заикания

Можем прыгать весь урок! (прыжки на месте)

Дифференциация понятий «звук»«буква».

Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

Дети: Буквы!

Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)

Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву – пишем и видим.

Педагог, поочерёдно опрашивая учеников, то называет звук, то пишет на доске букву. Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два, произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный. Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).

Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».

Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим, но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята,ответьте мне на вопрос: «Ежик- это звук или слово (ответы детей)

Педагог: Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка», мокрое слово «дождь». А вы какие знаете слова? (ответы детей)

Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.

(Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»)

Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)

А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.

(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски – прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).

Знакомство с буквой «Х».

А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, – а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.Я ему говорю: – Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли?А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, – продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? – хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)

Педагог: Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)

Педагог: А что делал слон? (Хрюкал)

Педагог: Это правда или нет? (Нет)

Педагог: Кого еще встретил хомяк? (Змей)

Педагог: Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

Педагог: А это правда или нет? (Нет)

А сейчас ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (ответы детей)

Правильно! А кто расскажет об этом звуке,какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)

Педагог: А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)

Педагог: Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог: Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха».

Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.

Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

А на что еще похожа буква «Ха»? (ответы детей)

Педагог: А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Читайте также:
Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».

Итог занятия:

Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.

Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь».

Педагог:Слушайте первую загадку:

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: “Шайба! Клюшка! Бей!”

Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Педагог: Как звучит?

Педагог: Где стоит?

Дети: В начале слова.

Педагог: Он гласный или согласный?

Педагог: Твёрдый или мягкий?

Педагог: А бывает мягким?

Педагог:Слушайте вторую загадку загадку:

Дернуть если за веревку,

Стрельнет громко, как винтовка,

И на верх фонтаном ярким,

На гостей и на подарки,

В нам не ведомом пути.

Эта праздника подружка

Называется. (ХЛОПУШКА).

Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Педагог: Как звучит?

Педагог: Где стоит?

Дети: В начале слова.

Педагог: Он гласный или согласный?

Педагог: Твёрдый или мягкий?

Педагог: А бывает мягким?

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)

Встали пальчики! Ура!

В «Парус» нам идти пора!

Педагог: А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха»по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)

Педагог: Как звучит?

Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»

Педагог: А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова.Где же она спряталась: в начале, в середине, в конце слова?

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.

Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я», с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!

(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)

Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ч]. Буква Ч» Тема:«Звук ч. Буква Ч» Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч. образовательные задачи: 1) закрепить умение детей выделять звук.

Конспект занятия по обучению грамоте «Буратино скоро в школу. Звук [Б], буква «Б» Задачи: Уточнять произношение звука [Б], дифференциация его изолированно, в слогах и словах. Закреплять умения проводить звуковой анализ,.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Звук и буква [М]» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Детский клуб «Чайка».

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [О] и буква О» Конспект занятия по обучению грамоте для детей СТАРШЕЙ группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [ш], буква Ш, ш» Цель: Познакомить детей с согласными звуками [ш] и буквой Ш, ш. Задачи: – упражнять в выделении из текста слов со звуком [ш]; – упражнять.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [С] и [С’], буква С» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №46» Конспект занятия по обучению.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Й» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук и буква Й» Цели и задачи: Образовательные: 1. Продолжать.

Читайте также:
Конспект фронтального занятия Дом, квартира, мебель

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук «[Ш]» и буква Ш» Задачи ННОД Образовательные: 1. Формировать умение определять место звука “Ш” в слове (в начале, в середине, в конце). 2. Продолжить знакомство.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Задачи: -продолжать учить детей отгадывать загадки. – познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц]. – закрепить навык произношения звука.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [и] и буква Ии» Речевое развитие (подготовка к обучению грамоте) Тема: «Звук [и] и буква Ии» Ц: знакомить с буквой Ии; закреплять знания по подготовке.

Тема занятия: Звуки Х – Хь. Буква Х.

автор: Исакаева Светлана Владимировна

Воспитатель МБДОУ №248

Тема занятия: Звуки Х – Хь. Буква Х.

Старшая группа

Тема занятия: Звуки Х – Хь. Буква Х.

— закреплять навыки различения и четкого произношения звуков «Х», «Хь»;

— учить проводить акустико- артикуляционную характеристику звука;

— упражнять детей в определении места звука «Х» в слове;

— развивать слуховое восприятие на материале слогов и слов со звуком «П — Пь»;

— формировать навыки анализа и синтеза слогов;

— расширять словарный запас;

Развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия.

  1. Взаимное приветствие

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Мы спокойны, добры и приветливы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Говорим всегда четко, громко и неторопливо.

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Объяснение темы

Я устраиваюсь ловко,

У меня с собой кладовка,

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой.

Сегодня ребята мы познакомимся со звуком Х и Хь. Эти звуки очень похожи и в то же время разные.

Жили в лесу два веселых друга, хомяк Хома и хорек Хим. Хомяк Хома всегда смеялся вот так — хо- хо- хо, а хорек Хим – хи – хи – хи

— Какой звук произносил Хома, Хим?(хоровое проговаривание).

— Глазки закройте, какой звук услышали? Кто говорил Хом или Хим?

— С кем будет дружить Х с Хомой или с Химом? Почему?

— А звук Хь с кем будет дружить? Почему?

-Что мы можем рассказать об этих звуках?

согласный (язычок создаёт преграду воздуху),

Глухой (голосовые связки не работают),

твёрдый — мягкий (выставляются символы звука)

  • А сейчас Хома и Хим предлагают нам поиграть в игру

игра «Ловишка». (хлопаем руками на звук Х)

звук Х: Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

звук Хь в слогах: МА, ХА, ХИ, ХО, КЮ, ХЮ, ХИ, ПА, ПИ, ХЁ

звук Х в словах: Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

  • Знакомство с буквой «Х».

— На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание буквы Х пальцем на столе, на спине, ладошке соседа.

Выкладывание буквы Х из счётных палочек.

Хорошо уметь читать,

Букву Х нам надо знать,

Хлеб, хлопушка, хоровод,

Буква Х к себе зовет.

  • Определение места звука в слове

Звук Х : пастух, хомяк, сахар, халат, мох, скоморох, хруст, подсолнух, хомут, вахта, тахта, шахта, хлопья.

Звук Хь : хищник, стихи, схема, хирург, хижина, архив, хибара, парикмахер, бахилы.

Предлагается детям отгадать загадки. Определить место звука в слове (начало, середина, конец)

— В поле родился, к обеду пригодился. ( ХЛЕБ )

— Хлоп – и конфета стреляет, как пушка? Каждому ясно это (ХЛОПУШКА)

— Эх-эх-эх какой у шубы (МЕХ)

— Из зеленой кожуры, смотрят круглые шары (ГОРОХ)

— Белый сладкий камень в чашке нашей тает (САХАР)

— Скальпель- лучший его друг, кто же доктор тот? (ХИРУРГ)

Предложить детям вспомнить слова отгадки.

  • Звуковой анализ обратных слогов (работа на листочке)

Нес хомяк мешок с горохом,

Нес хомяк мешок и охал: Ходьба с руками за спиной.

«Ох, ох, ох, До чего тяжел горох!» Полуприседания

Отдохнуть хомяк решил-

Со спины мешок свалил, Наклоны вперед

Потянулся, улыбнулся… Руки вперед, вверх,вниз.

Отдохнул он хорошо. Ходьба на месте

Игра «Доскажи словечко». Добавляем звук Х.

Пету…, пасту…, лопу…, горо. отды…, запа…, шоро…, мо. сме…, стра….

Читайте также:
Конспект деловой игры для детей с родителями

Игра «Закончи предложение словом на звук Х

Ваня любит играть в…( хоккей)

Из ванной выходишь, надеваешь…(халат)

У слона нос называется ….(хобот)

У обезьянки длинный…(хвост)

Машина дала обратный…(ход)

Рисует кистью по холсту…(художник)

Игра «замени первый звук» на звук «Х».

Салат – халат робот- хобот

голод – холод клоп- хлоп

сор – хор овощ- хвощ

Милый- хилый шина- хина

Век- хек питон- хитон

  1. Итог занятия

— С какими звуками мы сегодня познакомились?

— Какие задания и игры понравились больше всего?

Звуки Х-Хь, буква Х – конспект

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
  • Познакомить с буквой Х, составлять слова из букв.
  • Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
  • Развивать внимание, память, мышление, моторику.
  • Предупреждать переутомление детей.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.

Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.

Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».

Ход НОД

Организационный момент

Психогимнастика

— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…

— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

— Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Упражнение «Пропой песенки».

Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

Пету…, пасту…, лопу…, горо. отды…, запа…, шоро…, мо. сме…, стра….

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

— В каком месте слова слышится звук [х]?

С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

— Какая картинка здесь лишняя? (утка)

— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

— А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

Читайте также:
Логопедическая зарядка по лексической теме Весна

— У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Физминутка.

Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Знакомство с буквой «Х».

— На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

Ниткопись буквы «Х».

Звуковой анализ слов.

Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».

(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

Муха – мухи, пихта – пихты.

Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие» )

Муха летит. Пихта растёт.

Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».

Составим слова из букв.

(Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

1 подгруппа: пух . 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

Игра «Живые буквы».

Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.

Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.

Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Упражнение «Подарки для Хрюши».

(С опорой на картинки).

— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

Портал образования

Автор: Веселова Татьяна Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ д⁄с №3 “Солнышко”
Населённый пункт: Тверская область п. Селижарово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему “Звуки Х Хь, буква Х”
Раздел: дошкольное образование

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «В гости к Хомке. Звуки [Х], [Х*]. Буквы Х х».

Цель: знакомство со звуками [Х], [Х*] и с буквами Х х.

Образовательные

Закреплять у детей представления об артикуляционном укладе звуков

Отрабатывать навыки выделения заданного звука в слове, определение

места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Закреплять умение дифференцировать звуки [Х] и [Х`].

Упражнять в делении слов на слоги.

Закреплять образование множественного числа существительных.

Закрепить знания о предложении.

Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х».

Учить детей выкладывать букву Х из гороха, печатать буквы Х х.

Развивающие

Развивать фонематический слух.

Расширять и уточнять словарь детей.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать навыки творческого воображения.

Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и

Воспитательные

Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.

Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца;

Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку при работе в парах.

Ход занятия.

I. Организационный момент:

– Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну

ЗВУКЛЯНДИЮ. Вы готовы?

Проверим ваш язычок, готов ли он разговаривать? (артикуляционная

Проверим ваши ушки, готовы ли они слушать? (самомассаж ушей).

Проверим ваши глазки, готовы ли они смотреть? (самомассаж глазных

Проверим ваши пальчики, готовы ли они писать? (массаж рук и пальцев).

Проверим ваш мозг, готов ли он думать? (самомассаж висков).

– А на чём же мы сегодня отправимся в путешествие?! Послушайте

внимательно, может быть по звучанию транспортного средства вы

догадаетесь, на чём предстоит нам отправиться в путь?

Звучит фонограмма «Смех, хохот»

(Дети смеются в недоумении)

– Я предлагаю вам отправиться сегодня на СМЕХОЛЁТЕ или по-другому его

называют ХОХОЛЁТ. А почему у него такое название? (ответы детей)

– Ну, что готовы к взлёту? Глубоко вдохнули, выдохнули; улыбнулись,

расправили крылья, завели моторы и полетели.

(Дети под звук фонограммы «Смех, хохот» имитируют полёт, садятся на

свои места за рабочие столы)

II. Сообщение темы занятия.

-Ребята, в стране Звукляндии нас должен встретить мой друг, а кто это,

ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК

ЗЕРНА ЗАПАСАЕТ ВПРОК.

ЩЕКИ НАБИВАЕТ ТАК…

ЭТО ДЕЛАЕТ…. (ХОМЯК

-Правильно, нас ждет хомяк Хомка. Давайте произнесем предложение

«РЕБЯТ ЖДЕТ ХОМКА» с разной интонацией. (Дети произносят данное

Читайте также:
Система работы учителя-логопеда, направленная на коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии

предложение с разной интонацией, смотря на знаки препинания ? ! и . Но, что

(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог открывает большую

коробку с мягкой игрушкой ХОМЯК, веки которого закрыты)

-Ребята, смотрите, Хомка спит. Как вы думаете, с какими звуками он хотел

нас сегодня познакомить? (Дети отвечают – [Х] и [Х`])

-Сегодня мы встретимся со звуками [Х] и [Х`], а также познакомимся с

буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

– Почему же он спит? А-а! Я знаю, он, когда увидит вот этого

зверька (показывает картинку ХАМЕЛЕОНА), сразу пугается и засыпает. А

вы знаете, кто это? (ответы детей).

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

– С какого звука начинается слово ХАМЕЛЕОН, ХОМКА? Вспомните, как

храпел Хомка. (Дети отвечают – [Х]).

– Давайте произнесем его, что это за звук, охарактеризуйте его. (Дают

характеристику по схеме) – Значит, какой это звук? (согласный)

– Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при

произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)

– А есть ли брат у звука [Х]? Давайте произнесём звук [Х`]. (Дают

характеристику по схеме)

– Значит, какой это звук? (согласный)

– Он твёрдый или мягкий? (мягкий)

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при

произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)

– Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь.

– Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] – твёрдый)

-Посмотрите, Хомка всё спит, совсем не слышит нас. Давайте поиграем в его

любимые игры, может он и проснется.

IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных

звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

-Хомка очень любит кушать. Отгадайте, что больше всего ему нравится. Я

буду называть продукты, а вы поднимайте руку только тогда, когда услышите

в их названии звуки [Х] и [Х`].

(Педагог называет слова: хлеб, конфеты, сок, халва, макароны, сухари,

компот, орехи, сахар, каша, горох, хурма)

– Хома спит, давайте поиграем в другую игру. (Дети называют 3 картинки,

определяют место звуков [Х] [Х`] в каждом слове, определят твердый он

или мягкий, закрашивая кружочки соответственно синим или зеленым

карандашом; считаю количество слогов в каждом слове))

– Нет, не просыпается наш Хомка. Давайте в другую игру поиграем,

называется она «ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ» (Педагог называет слова, дети

поднимают карандаши синий или зелёный, соответственно услышанным

звукам [Х] [Х`]. Слова: хлопушка, смех, духи, ухо, холод, мухи, хитрый, мох,

-Следующая игра «4-й лишний». Произнести названия картинок, найти и

зачеркнуть ту, в которой нет звуков [Х] [Х`]. (Дети сначала выполняют

задание индивидуально в тетради, затем работают аналогично в парах.

Каждый раз производится проверка)

-Игра «ОДИН-МНОГО» (Пасту. – . пастухи, лопу. – ……. пету. – ……., запа.

– Спит Хомка. Я кажется, догадываюсь, как его разбудить! Надо рассказать

стихотворение про него и станцевать.

(Дети читают стих про Хомку, имитируя движения, и танцуют танец

-Смотрите, ребята, Хомка проснулся! (Хомка открывает глаза, поднимается

из коробки и здоровается с детьми)

VI. Знакомство с буквой «Х». Закрепление зрительного образа буквы.

– Ребята, наш хомячок Хомка рад встрече с вами. С какого звука начинается

его кличка? Правильно! А звуки [Х] и [Х`] обозначаются буквой «Хх».

Давайте сделаем ему подарок, ведь мы же пришли к нему в гости.

(Дети выкладывают на основу из пластилина изображение буквы «Х» из

– А теперь давайте напечатаем букву «Х» в тетради. Как вы думаете, на что

она похожа? (крестик)

(Дети после показа педагога пишут в тетради буквы «ХХ», чередуя, педагог

их хвалит от имени Хомки).

VII. Рефлексия.

– А теперь настало время нам прощаться с Хомкой. Пора возвращаться

обратно в детский сад.

– Я думаю, что и вы полюбили Хомку. Давайте подарим ему улыбки.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ, БОЛЬШАЯ – эту улыбку подарят те ребята, кто

активно работал на занятии, не отвлекался, научился многому.

ОРАНЖЕВЫМ ЦВЕТОМ, НЕБОЛЬШАЯ – эту улыбку подарят те ребята,

кто работал хорошо, но иногда отвлекался, не всё у него получалось.

РОЗОВЫМ ЦВЕТОМ, МАЛЕНЬКАЯ – эту улыбку подарят те ребята, кто

часто отвлекался, был невнимательным, всё удавалось ему с трудом.

Читайте также:
Конспект с элементами ТРИЗ на тему: Звуки (П, Пь), (Б, Бь)

(Дети помещают свои выбранные улыбки на доску)

-Что удалось сегодня вам на занятии, а может что-то показалось

трудным? (ответы детей)

-Кого бы вы хотели поблагодарить? (ответы детей)

IX. Итог занятия

– С какими звуками мы познакомились сегодня в стране Звукляндии? С кем

подружились? Пора лететь домой! Вспомните, на каком транспорте мы

прилетели? (ответы детей)

(Дети улетают под звук фонограммы «Смех, хохот»)

Конспект логопедического занятия тема: Звуки М – Мь. Зима.

Цель: Закрепить у детей представление о звуках М – Мь,
познакомить с буквой М;

– автоматизировать в речи поставленные звуки;
– закрепить у детей представления об артикуляционном укладе звуков М – Мь;
– отрабатывать навык выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове ;
– формировать умение выделять и различать звуки М – Мь и букву в слогах, словах и предложениях, опираясь на слуховой, зрительный кинестетический и тактильный самоконтроль;
– Закрепление представлений о зиме и её приметах;
– Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
– совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными);

– развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
– развивать длительный плавный выдох, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию движения.

– воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям, культуры поведения во время их проведения.

Оборудование: Зеркала для каждого ребёнка, артикуляционные профили, буквы,
разноцветные фишки (символы звуков), счётные палочки, звуковые линейки, игрушечная ёлка, игрушки, фигурка Дед Мороза, изображение светофора, предметные и сюжетные картинки, песочница с песком.

1. Организационный момент:

Белый снег лежит кругом
Падают снежинки
Ой! Мороз стоит за ёлкой
Сядьте дети, прячьте нос.
Ребята! Вы любите отгадывать загадки?

Наступили холода
Превратилась в лёд вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой. Ребята, а вы любите гостей..
Сегодня к нам на урок пришли герои сказки . Они спрятались в песочнице. Подойдите к песочнице и откопайте их. Кто это? Правильно, Маша и медведи.

Психогимнастика: – Вспомнить и изобразить, как испугалась Маша; изобразить медведей и вообразить, как будут рады Маше бабушка и дедушка.

Дыхательная гимнастика: Ребята, скоро приближается новый год. Говорят, что запах и мандаринов – это запах Нового года. (Логопед берёт в руки тарелочку с мандаринами, подносит её к лицу каждого ребёнка). Давайте, понюхаем мандарин вот так: делаем глубокий вдох носом, не понимая плечи, а на выдохе произносим фразу «Ах, как вкусно пахнет!» Тарелочка с мандаринами передаётся по кругу, упражнение по очереди делают все дети.

2. Сообщение темы занятия:

Сегодня к нам на урок пришли герои сказки «Маша и медведи».
Психогимнастика: – Вспомнить и изобразить, как испугалась Маша; изобразить медведей и вообразить, как будут рады Маше бабушка и дедушка.
Какой 1 –й звук мы слышим в имени Маша? А в слове Мишутка.
Давайте вспомним, что такое звуки? ( Это то, что мы слышим и произносим).
– Произнесём звуки [м],[м].
– Чем мы произносили эти звуки?
Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).
– Обозначим звук [м] звуковым кружочком.
– Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.
– Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».
Характеристика звуков по акустическим признакам.
Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?
Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.
Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом.
– Чем отличаются эти звуки?
– Чем они похожи?
Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим. Ребята, найдите в песочнице букву М. На что похожа буква М. (Ответы детей).

Попрошу Вас встать и взяться за руки друзья.
Взявшись за руки,
Мы встали
И на Эм похожи стали.
В. Степанов.
Нарисуйте на песке букву М.

Пальчиковая гимнастика

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением).
Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой руки,
ловлю. Начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки Ритмичные удары пальцами правой руки,
люблю. Начиная с указат., по ладони левой руки.
Но где же снежинки? сжать кулаки, на ответ – разжать.
В ладошке вода,
Куд же исчезли снежинки? На первый вопрос – сжать, на ответ – разжать.
Куда?
Растаяли хрупкие льдинки – Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
лучи.
как видно, ладошки мои горячи.

Читайте также:
Родители и логопед - партнеры

3. Звуковой анализ и синтез слогов.

Рядом с красным кружочком ( гласный звук) стоит синий (зв. м)
– Что это? (это слог)
– Как вы догадались? (слоги состоят из звуков)
– Если это звук А, как будет звучать слог? ( АМ ), а если поменять местами –(МА)
и т.д
– Гласный звук превращается в И, слог звучит (ИМ), наоборот будет – (МИ)
– Меняем синий на зелёный.

4. Работа со словом.

Ребята! Вы любите отгадывать загадки?
Наступили холода
Превратилась в лёд вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой
Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об этом прекрасном времени года. Почему? Правильно. Здесь есть звук [м], а как он звучит – твёрдо, где стоит в середине слова. Молодцы!
А, сейчас, мы отдохнём – встали и повторяем за мной движения и слова.

Давай, дружок, смелей, дружок Идут по кругу, изображая, будто
катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают
голову ла-
дошкой, дотрагивающего до носа,
встают прямо,
как бы держат воображаемую метлу.

Что мы с вами слепили из снега? Правильно, маленький и миленький снеговик
(вывешивается картинка снеговика).

Вам, нравится? Маленький и миленький можно заменить словами мал и мил.
Ребята, а скажите, в слове мал и в слове мил, какие первые звуки – М – Мь.
Давайте, выложим звуковую дорожку слова мал, а затем слова мил (проводится звуковой анализ данных слов). Напечатаем слова и обозначим звуки.

А теперь, вспоминайте, в каких словах, которые мы произносили на занятии вы слышали звуки М – Мь. ( зима, метла, Маша, ком, Мишутка,смелей).
Игра « Наряжаем ёлку» (определение позиции звука в словах). Я буду показывать вам ёлочные игрушеки, а вы будете определять место звука М – Мь в её названии и ставить
фигурку Деда Мороза на красный (начало слова), жёлтый (середина слова), зелёный (конец слова) прямоугольник светофора, который нам поможет в нашей игре.
Игрушки: машина, мандарин, кормушка, шмель, гном, дом.

Поменяем условие игры. Вы будете слушать слова и показывать на светофоре место
звуков в словах, которые я буду называть (метель, зима, ком, кормушка, сломал, мороз и т.д.)

4. Лексико – грамматические задания.

(Работа с антонимами, согласование прилагательных с существительными в роде и числе.)
Напомните, кто сегодня у нас в гостях – Маша и Мишутка. Наши герои живут в южной части нашей страны и поэтому они не знают какая бывает настоящая зима.
Давайте им расскажем про это время года.

Игра: «Какая?» (с мячом). К слову зима подобрать слова, которые отвечают на вопрос какая? Зима какая? холодная, морозная, снежная, нарядная, суровая. Молодцы! (по цепочке). А, теперь, давайте послушаем рассказ Маши про зиму, вы слушайте внимательно, вдруг она что – нибудь напутала. Послушайте, она утверждает что:

  1. Погода зимой жаркий, а летом холодный. Вы согласны, давайте по очереди будем её исправлять.
  2. Одежда зимой лёгкое, а летом тёплое. Согласны?
  3. Летом солнце бледный, а зимой яркий. Согласны?
  4. Зимой перелётная птицы остаются. Согласны?
  5. Заяц летом белое, а зимой серое. Согласны?

А, почему он меняет цвет?

5. Составление предложений. Связная речь.

Наша Маша любит играть и она спрашивает в какие игры можно играть зимой.
Давайте, ребята ей расскажем, а помогут вам картинки. По очереди составляем предложения. Не забывайте про слова, которые отвечают на вопросы: какая, какой, какие,
какое?

  1. Дети лепят зимой снежную бабу.
  2. Мы любим убирать лопатой пушистый снег.
  3. Ребята катаются на деревянных лыжах.
  4. Девочки катаются на острых коньках (на больших санках).
  5. Дети любят падать в сугроб и смотреть на синее небо.

Молодцы, ребята! Я думаю, что Маше и Мишутке очень понравился ваш рассказ про зимние забавы детей.
Кто сможет повторить рассказ или придумать свой?
Итог занятия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: