Звук Ж – конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Звук [Ж] — конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по звукопроизношению и обучению грамоте.

Тема: Звук [Ж]

  1. закрепить навык различения и правильного произношения звука [ж]
  2. анализ и синтез одно-двухсложных слов
  3. развитие внимания, памяти и логического мышления
  • магнитная доска, разноцветный картон, предметные картинки, кукла, искусственный цветок, мяч, буквы магнитной азбуки.

Ход занятия

Организационный этап.

Дети входят в группу. Под тихую музыку они рассматривают в витрине игрушечного книжного магазина картинки (картинки расположены на столе на листах разноцветного картона), под громкую музыку дети «покупают» только те картинки, которые лежат на листе оранжевого картона в верхнем правом углу стола и на сером – в нижнем левом углу.

«Сделав покупку», они садятся на свои места.

Знакомство со звуком [ж].

Дети проговаривают названия своих картинок (жук, жуки, ужи, ежи, ежата, ежонок, ежевика, пиджак, пижама, жакет, жилет, одежда, джем, художник, медвежонок).

Логопед подчеркивает, что во всех этих словах есть звук [ж].

Дается характеристика звука: согласный, всегда твердый, звонкий.

Хором и индивидуально дети произносят звук [ж], логопед напоминает, что при произнесении звука [ж]:

  • губы округлены,
  • кончик языка в виде «чашечки» поднят к верхним альвеолам (но не касается их),
  • горлышко «поет».

Логопед просит детей вспомнить имя, начинающееся на звук [ж], которым называют и мальчиков, и девочек. Дети отвечают (Женя).

Появляется кукла, в руках у нее цветик-семицветик. Это девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик».

Логопед: «Женя – наша гостья и сегодня вы будете исполнять ее желания».

Закрепление навыка различения и правильного произношения звука [ж].

Логопед произносит слова, а дети «жужжат», когда слышат слово со звуком [ж]:

  • жадина, кошка, жетон, уши, кожа, коза, жокей, школьник, лежебока, азбука, живот, воздух, железо, мимоза, ужин, шапка, ножик, башня, утюжок, букашка, надежда, машина.

Игра «Повтори» (с мячом).

Дети встают в круг, логопед произносит чистоговорку и бросает мяч. Ребенок, которому брошен мяч, ловит его, повторяет чистоговорку и возвращает мяч.

Чистоговорки:

  • Жу-жу-жу из дома выхожу.
  • Жу-жу-жу я в лесу хожу.
  • Жи-жи-жи в лесу живут ежи.
  • Жи-жи-жи бегут ежи.
  • Жа-жа-жа мы нашли ежа.
  • Жу-жу-жу помоги ежу.
  • Жу-жу-жу еду дадим ежу.
  • Жата-жата-жата под кустом ежата.

Игра «Скажи правильно» (повторение слоговых рядов с разной интонацией).

Дети произносят слоговые ряды поочередно: то с вопросительной интонацией, то с утвердительной.

  • Жва-жво-жву.
  • Жва-жво-жву?
  • Жда-ждо-жду.
  • Жда-ждо-жду?
  • Жма-жмо-жму.
  • Жма-жмо-жму?
  • Жна-жно-жну.
  • Жна-жно-жну?

Игра «Что между?».

На магнитной доске несколько рядов картинок: жаба, жук, ежата; медвежонок, жуки, ежи; пижама, жакет, пиджак; ежевика, одежда, художник и т.д.

Детей просят составить предложения с предлогом «между» (Между жабой и ежатами – жук). Дети составляют предложения.

Динамическая пауза.

Движения по тексту:

По бокам себя пошлепаем!
Можем хлопать за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо машем!
Влево машем!
И крест-накрест руки сложим!

Чтение рассказа «Жаба».

«Жаба на полянке поджидает жука. Жук ей нужен на ужин. Вот летит жук и жужжит. Жаба – скок! – и нет жука.»

Дети должны назвать слова из рассказа со звуком [ж], сосчитать слова в первом предложении и назвать слова, в которых нет звука [ж].

Показ буквы Ж.

«На что похожа буква Ж?» — спрашивает логопед. (На жука)

Дети самостоятельно составляют по следам устного звукового анализа (сколько звуков, какие это звуки, их последовательность, сколько слогов) слова из букв магнитной азбуки: жук, кожа, жаба.

Итог занятия.

После дифференцированной оценки работы каждого ребенка заучивается стихотворение:

«Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком.
Каждый может обижать,
Как об этом не жужжать?»

Все благодарят куклу Женю и прощаются с ней.

«Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе детей.

Автор: Гродская Ирина Константиновна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад N37»

Цель: автоматизация звука [Ж] в слогах, словах и предложениях
Задачи: 1. Коррекционно-обучающие:
автоматизировать звука [Ж] в слогах, словах, словосочетаниях;
– упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
– учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
– формировать лексико-грамматический строй
2. Коррекционно-развивающие:
– развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
_ развитие зрительно- пространственного представления;
– развитие логического мышления, внимания;
_ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.
– развитие тонких движений пальцев рук;
3. Коррекционно-воспитательные:
– формирование положительной установки на участие в занятии;
– умение слушать сверстников и логопеда;
– воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,
Оборудование: профиль артикуляции звука [Ж],игрушка – жук, игра «Рыболов», буквы различной величины (дружба), «запутанные буквы»,кассы букв, тетради

Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно стишок и определите, какой звук чаще всего встречается?
Жу – жу, жу – жу, жу – жу
Я на ветке сижу.
Всё тужу и жужжу.
Вы, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком [Ж] и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [Ж].
1) Артикуляция звука [Ж]
Давайте произнесем звук [Ж].
– Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук [Ж] ?
Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам. (« Вкусное варенье», «Чашечка»)
2)Характеристика звука [Ж]
Упражнение в произношении:
А) звука [Ж] -жук жужжит: громко, тихо, протяжно, отрывисто
Б) слоги -ЖА, ЖО, ЖУ; ЖА- Ж ЖО; ЖУ, ЖИ, ЖА (Слоги с разными ударениями)
В) слова (Игра «Кто больше?»)
1. Назвать животных, в названии которых есть звук [Ж];
2. Придумать слова со звуком [Ж];
3. Доскажи словечко
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …. (живит)
Вяжем мама длинный шарф,
Потому что сын ……. (жираф(
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по ….. ( животикам)
ИЛИ
Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).
Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).
Же-же-же – живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).

Читайте также:
Интеграция в сфере образования

Г) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.
– К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
Я буду говорить:
У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик, а у великана комарище.
Ёж ёжик ежище
Медведь медвежонок медвежище
Жук жучёк жучище
Флаг флажок флажище
Снег снежок снежище
Сапог сапожок сапожище
Д) Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.
– А сейчас мы с вами порыбачим:
Много разной рыбы плавает в пруду.
Рыжик кот поймает на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку.
Вы картинку назовите.
В слове быстро Ж найдите.
В разные ведерки рыбки положите.
Дети должны определить где находится звук [Ж] в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.
Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.
Физминутка
6. Логопедическая зарядка
Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)
Ежик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Ежик низко приседает, (приседаем)
И по камушкам шагает, (шагаем)
Возвращается обратно.
Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)
Буква Ж
А) на что похожа буква
Эта буква широка и похожа на жука.
Да при этом, точно жук, издаёт «жужжащий звук» Ж_Ж_Ж_Ж
Б) найди букву Ж
В)Назови слово (прочитай) сложи слово из букв разной величины, начиная с большой.
Д А Ж Р У Б
Г) построй из данных слов пирамиду: напечатай слова в клетках,
стр 1 тетрадь N3
Д) работа с кассой выложить слово жуки, развить на слоги, дать характеристику звука [Ж].
Е) сделать схему предложения – Жук сидит на листике
Ж) чтение
У дома осина. Тут жуки. У осины стоит Жанна. Жуки важно жужжат:
Ж -Ж –Ж-Ж .Видит Жанна: у жука усы и 6 лап.
Итог занятия
Жук не зря у нас гостил,
Звук и букву ж он изучил.
И на знания в ответ
Нам оставил свой портрет.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе “Звук и буква Ж”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Логопедическое занятие в группе или подгруппе, направленное на развите фонематического восприятия, автоматизацию поставленного звука Ж, обучение навыкам звукового анализа слогов и слов.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zh.docx 23.71 КБ

Предварительный просмотр:

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

– автоматизировать звук Ж в словах и предложениях ;

– развивать фонематическое восприятие;

– познакомить детей с буквой Ж;

– продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;

-упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;

– воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.

– картинки с изображением животных: ёж, жираф, моржи, верблюжонок, медвежонок, жук;

– фишка синего цвета для обозначения согласного твёрдого звука;

– колокольчик – символ звонкого согласного звука;

– иллюстрации – фото детей (А4)- с артикуляцией звуков А, О,У,И;

– картинки -буквы(А4) – А,О,У,И,Ж;

– слоговые схемы: 1 слог – 1 шт., 2 слога – 3 шт., 4 слога – 2 шт.;

– записка от зверей с загадками;

– маленькая картинка или игрушка жук;

– конверты по группе со счётными палочками.

  1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг педагога.

– Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.

Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: « Конечно, мы постараемся помочь».

– Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.

На доске нарисованы клетки. Логопед читает записку.

– А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.

Ночью ходит, днём он спит, Этот зверь какой-то странный,

Если сердится – ворчит. Шея, как стрела у крана,

Он живёт в лесу дремучем, Чтобы ртом достать до трав,

Сам он круглый и колючий. Вдвое сложиться …(жираф).

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это – … (ёжик).

Они на холоде лежат, Не жужжу, когда сижу,

Но от стужи не дрожат. Не жужжу, когда хожу,

Пусть ветер и вода свежи, Не жужжу, когда тружусь,

Но на пляж идут … (моржи). А жужжу, когда кружусь (жук).

По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.

-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.

Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.

-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

На доске картинка жука.

– Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?

Педагог держит в руках картинку с изображением жука.

-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.

Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.

– А теперь давайте расскажем об этом звуке.

Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.

-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий ( колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.

  1. Закрепление звука.

-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?

Педагог демонстрирует фото детей с артикуляцией звуков А,О,У,И. Дети называют эти звуки.

Игра «Живые звуки».

Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.

-Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?

Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.

-А Серёжа будет новым звуком. Каким?

Далее педагог называет гласные звуки, а звук Ж становится перед этим гласным.

-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

Повторение потешек со солгами.

Жа-жа-жа – есть иголки у е.. (жа).

Жу-жу-жу – дадим яблоко …(ежу).

Же-же-же – расскажу я о … (еже).

Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).

  1. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.

Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

Игра «Найди конверт».

Каждый конверт лежит в условленном месте.

-Я положила конверты для вас в разные места. Я подскажу, где. Возьмите свои конверты и садитесь на места.

Миша, твой конверт лежит между столом и стулом, твой на столе, возьми конверт, который лежит под столом и т.д.

Дети садятся, открываю конверты.

-Постройте, пожалуйста, из этих палочек букву Ж. Катя, спроси у Вани сколько ему понадобиться для этого палочек. Вика, поинтересуйся у Андрея, куда он положит самую длинную палочку.

Дети встают в круг. Педагог спрашивает, какие они знают цвета радуги со звуком Ж.

Вот уже подряд два дня Стоя, разминаем кисти рук.

Я сижу рисую. Встряхиваем руками.

Красок много у меня – Хлопки в ладоши.

Я раскрашу целый свет Руки в стороны.

В самый свой любимый цвет: Повороты туловища влево-вправо.

Оранжевое небо, Стоя, руки вверх.

Оранжевое море, Присели, руки вниз.

Оранжевая зелень, Встали, руки в стороны.

Оранжевый верблюд. Руки на пояс.

Оранжевые мамы Прыжки на левой ноге.

Оранжевым ребятам Прыжки на правой ноге.

Оранжевые песни Прыжки на двух ногах.

Оранжево поют. Хлопки в ладоши.

Жёлтое солнце на землю глядит, Руки вверх, потянулись, посмотрели наверх.

Жёлтый подсолнух за солнцем следит. Качание поднятыми руками влево-вправо.

Жёлтые груши на ветках висят. Встряхивание руками внизу.

Жёлтые листья с деревьев летят. Махи руками в стороны вверх-вниз.

Жёлтая бабочка, жёлтая букашка, Приседания.

Жёлтые лютики, жёлтая ромашка.

Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек, Прыжки на месте.

Жёлтый – цвет радости,

  1. Закрепление звука в словах.

-Теперь давайте послушаем и посмотрим, в каких словах спрятался звук Ж.

Педагог выставляет на доску картинки, в названиях которых есть звук Ж: жираф, жук, ёжик, моржи, верблюжонок, медвежонок.

Далее на доску выставляется под каждую картинку слоговая схема.

-Давайте попробуем определить, в каком слоге прячется звук Ж в каждом слове. Подставим кулачок под подбородок и произнесём слово ХИРАФ. Сколько раз толкнули кулачок? В этом слове два слога (демонстрация схемы).

А где мы слышим звук Ж?

Педагог произносит слово, выделяя звук Ж, ставит синюю фишку на схему.

Т.о. разбираются все слова.

  1. Закрепление звука в предложениях.

Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.

От, ежонок, мамы, убежал.

Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.

-В каких словах здесь слышится звук Ж?

Страха, мышка, от, задрожала.

Замок, заржавел, железный.

-Ребята, звук Ж очень вам благодарен, за то, что вы помогли животным из зоопарка. В их названиях он прятался. Научили звук Ж петь вместе с гласными звуками. И ещё вы собрали рассыпанные предложения с его любимыми словами.

Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.

2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ж.

Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:

Спасибо нашим пальчикам,

Красиво, чётко, правильно

Я говорить ХОЧУ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: Звук и буква «Я»

Цель занятия: дать детям понятие о звуке и букве “Я”; формировать навыки словоизменения глаголоа; развивать фонематический слух, уточнять и расширять словарь детей, учить дифференцировать носовой и ро.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать твор.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему “Буквы и звуки С и Сь”.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему ” Буквы и звуки С и Сь” в рамках “Дней открытых дверей”.На занятии знакомим детей с буквами и звуками ( С и Сь), работа в рабочих.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»

Ирина Мазалова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 комбинированного вида»

Конспект занятия

обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Звук ж. Буква Ж»

Учитель-логопед: Мазалова И. В.

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.

1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5)упражнять детей в делении слов на слоги;

6) учить детей преобразовывать слова;

7) совершенствовать звуковой анализ;

8) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); конверт с письмом; сюжетные картинки; мяч; листы для индивидуальной работы; предметная картинка (жук); пособие для звукового анализа; игрушка «Жук»; тетради, ручки; загадка; пособие «Слоговые домики», счетные палочки; карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И, картинка «Солнышко».

Дети встали в круг.

Логопед: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу).

Логопед: Тихо проходите и садитесь на свои места.

Логопед:Произнесем все вместе:

«Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять

И друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить

Не вертеться, не шалить.

Логопед: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

Логопед: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Показываю детям картинку с изображением банана.

Логопед: Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

Логопед: Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

Логопед: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.

Логопед: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

Логопед: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Логопед: С какого звука начинается слово жук?

Дети: Слово жук начинается со звука [ж].

Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.

Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,

Сядем на качели, чтобы покачаться.

Давайте дадим характеристику звуку [ж]. Произнесите звук [ж].

Логопед: Звук [ж] можно пропеть?

Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко работает.

Логопед: Если горлышко работает, значит звук [ж] какой?

Дети: Звук [ж] звонкий.

Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.

Вика, дай полную характеристику звука [ж].

Вика: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.

Логопед: Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.

2. Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ

Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

3. Логопед: Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.

Слова со звуком [ж] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова.

(аналогично со словами: ужи, ежевика, ножницы, жаба, жираф, ежи, лыжи, моржи, крыжовник, жилет, дождик, баклажан, художник, флажок).

Логопед:тРебята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в конце слова. Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой [ш].

Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

3. Логопед: Ребята, что такое слог?

Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Логопед:

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед: ЖИ, ЛЫ

(ЖИК, НО НИК, КРЫ, ЖОВ РАФ, ЖИ ЖОК, ЛУ ЖА, ПИ, МА ЖИК, Ё ЖОК, ФЛА ДИК, ДОЖ ЦЫ, НОЖ, НИ ЖОК, КРУ РАВЛЬ, ЖУ)

Логопед: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» (Карточка с заданием: дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах).

Логопед: Молодцы, ребята. Встаньте в круг,отдохнем:

В домик к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук нас приземлился,

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Чтобы улететь он смог.

Логопед: Сядет на место тот,кто назовет ласково:

(снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).

Логопед: У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово». Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж].

(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).

Логопед: Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

Логопед: Ребята,что это: буква или звук?

Дети: Это буква.

Логопед: Правильно. А чем буква отличается от звука?

Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.

Логопед: Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж. Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку.

Логопед: Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок.

Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками.

(выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж, О, У, А, И. Дети читают слоги)

Слушает ЖУК внимательно,

Как вы слоги читаете старательно.

Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ

Логопед: Хорошо, молодцы.

А сейчас посмотрите на буквы. Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У, Ж, К)

Логопед: Правильно. Возьмите «светофорчики». Выкладывает схему слова ЖУК.

(дети выполняют задание)

Логопед: Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Логопед: Саша, почему ты поставил первым синий кружок?

Саша: Звук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим кружком.

Аналогичная работа со звуками: [у], [к].

Логопед: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.

На звук [ж] сильней нажмите:

Жутко жуку жить на суку.

Логопед: Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем. Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях.

(дети выполняют задание в тетрадях)

Логопед: Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?

(ответы детей)

Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]?

Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.

Логопед: Правильно, ребята, молодцы!

Жук не зря у нас гостил,

Букву Ж он изучил.

И за знания в ответ

Нам оставил свой портрет.

За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.

С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.

Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» – М. : Баласс, 2002. – 128 с.

Г. А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб. : Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с.

Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

О. В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия», Волгоград, 2013. – 239 с.

Автор: Мазалова Ирина Владимировна, логопед

МДОУ «Детский сад №9 КВ»

Тульская область, г. Богородицк, Россия

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук и буква «Д». Программное содержание: 1. Знакомство.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М» Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М],.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]» Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе по лексической теме: «Дикие животные» «Путешествие в лесную школу» (дифференциация.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Конспект занятия в по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Тема: Звук [Ч] и буква Ч. Цель: называние слов с.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы» Образовательные задачи: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования; 2. Познакомить с буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук к [К’], буква К» Тема. Звук К (К’, буква К. 1. Анализ звука. При произношении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов;.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [о], буква О» Тема: Звук [о], буква О. Цель: знакомство с буквой О, со звуком [о]. Задачи: 1).Образовательные: познакомить детей с буквой О, со звуком.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Тема: Звук и буква «Б» Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6 – 7 лет Форма ОД: занятие по обучению грамоте Форма организации:.

Логопедическое занятие в подготовительной группе “Весна. Насекомые. Звук и буква “Ж””

Разделы: Логопедия

Образовательные:

  • закреплять знания о весенних изменениях в природе, о насекомых;
  • расширять запас слов лексического словаря;
  • формировать навыки словоизменения.
  • Коррекционно-оздоровительные:

  • формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;
  • развивать общую и мелкую моторику при помощи алфавита телодвижений;
  • автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • совершенствовать внимание, память, логическое мышление.
  • Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
  • воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;
  • воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;
  • воспитывать усидчивость;
  • воспитывать чувство любви к природе.
  • Оборудование: зеркала, наборы для составления схем на каждого ребенка, фигурки насекомых, мяч, логопедический театр, математические планшеты, наборы арттерапевтической техники (живопись пальцами), демонстрационная касса букв.

    I. Организационный момент.

    Логопед: Внимательно слушайте стихотворение и определите, какой звук чаще всего слышится:

    1. Жук отважный однажды,
    2. Жужжа, ожидал ужин важный.
    3. Должен он был за ужином
    4. Обслуживать жужелиц дюжину.

    II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

    1. Общее расслабление “Кулачки”

    Руки на коленях,
    Кулачки сжаты,
    Крепко с напряжением,
    Пальчики прижаты,
    Пальчики сильней сжимаем –
    Отпускаем, разжимаем.
    Знайте девочки и мальчики
    Мы с вами отдыхаем.

    2. Развитие общей моторики “Жук”.

    Жук ползает по ветке дети ползут по положенной на пол узкой доске
    Жук падает с ветки на землю, поворачиваются на спину,
    болтает лапками болтают руками и ногами
    Жук поворачивается, дети бегут, взмахивая “крыльями” – руками
    встает и летит.

    3. Развитие мелкой моторики “Жук”.

    Я веселый майский жук, сжать кулачок,
    Знаю все сады вокруг.
    Над лужайками кружу, указательный палец и мизинец
    А зовут меня Жужу. развести в стороны “усы”, пошевелить ими
    Не кусай комарик злой, сжать кулачок, указательный палец вперед “хоботок”
    Я уже бегу домой мизинец и большой пальцы, расслабив,опустить вниз “лапки”.

    Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо (поглаживание лица).

    Но ветерок еще холодный (постукивание подушечками пальцев по всему лицу).

    А все-таки солнышко сильнее (поглаживание лица).

    5. Развитие мимических мышц.

    Логопед: Нахмурить брови, закрыть правый глаз, затем левый, надуть щеки.

    6. Развитие артикуляционной моторики. Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звука “Ж”.

    Логопед (раздает детям зеркала): сядьте прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени, расположите зеркало так, чтобы вам был хорошо виден “домик-рот”.

    “Лопаточка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта.

    “Непослушный язычок”. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.

    “Грибок”. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать под счет от 1 до 5, потом от 1 до10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

    “Вкусное варенье”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

    “Гармошка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Губы неподвижны, язык не провисает.

    “Чашечка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка поднят, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

    После каждого упражнения обязательно дает время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз. Педагог делает артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.

    7. Работа по развитию дыхания и голоса.

    В магазин жуки ходили,
    Шарик там себе купили.
    Буду шарик надувать,
    Буду с шариком играть.
    Раздувайся наш шар, дети делают длинный вдох, надувая живот
    Раздувайся большой.
    Оставайся такой и не лопайся. задерживают дыхание
    Раз, и лопнул! сильный, быстрый выдох

    Дети выполняют упражнение держа руки на животе (контроль за движением брюшной стенки).

    III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

    1. Объявление темы занятия.

    Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в страну Жужжандию, где проживают разные насекомые. А главный правитель у них Жук. Любимый его звук “Ж”.

    2. Артикуляция звука “Ж”:

    • Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
    • Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.
    • Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
    • Горлышко поет.

    Логопед: Превратитесь в жуков и пожужжите так, как на лугу жужжат жуки. Приложите руку к горлу и почувствуйте, как “поет” голос.

    3. Характеристика звука.

    Логопед: Звук “Ж” согласный, твердый, звонкий.

    4. Развитие фонематического слуха.

    Логопед: Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку:

    занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,

    оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,

    5. Выделение звука “Ж” из состава слова, развитие мелкой моторики рук.

    Работа с карточками.

    Рисунок 1 [Логопедическая тетрадь на звуки Ж-Ш]

    Логопед: Определите место звука “Ж” в словах по картинкам. Раскрасьте цветными карандашами картинки на звук “Ж” в начале слова. Обведите по контору картинки на звук “Ж” в середине слова. Составь предложения по этим картинкам.

    IV. Физкультминутка [В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников]

    Логопед: Посадили звук “Ж” на язычок, зажужжали как жуки и полетели.

    Высоко летает жук,
    Низко опускается.
    Опять быстро он летит,
    И жужжит, жужжит, жужжит.
    Замедляет свой полет
    И садится на цветок.

    Дети выполняют движение в соответствие с текстом.

    V. Упражнение “Жук” [Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет] Рисунок 2.

    Прямые указательный палец и мизинец развернуты в стороны за спиной и ребенок ими шевелит. Остальные пальцы сжаты в кулачок.

    Варианты выполнения.

  • Правой рукой.
  • Левой рукой.
  • Двумя руками одновременно (два жука).
  • Попеременно.
  • VI. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

    Игра с мячом “Один-много”.

    Логопед: Итак, мы отправляемся в страну Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых. Как вы думаете, кто там живет? Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны.

    Бабочка порхает, а бабочки ………….

    пчела мед собирает, а пчелы мед …….

    оса жалит, а осы ………

    жук жужжит, а жуки ……………

    комар звенит, а комары ……………

    стрекоза стрекочет, а стрекозы ………

    муха в дом залетает, а мухи ………….

    кузнечик прыгает, а кузнечики ………

    паук паутину ткет, а пауки ……………

    Игра с мячом “Скажи ласково”

    VII. Знакомство с буквой “Ж”.

    1. Показ буквы “Ж”.

    2. Дети находят букву в демонстрационной кассе букв.

    3. Дети собирают букву на математическом планшете.

    4. Прорисовывание буквы на песке.

    5. Прописывание печатной буквы в тетради.

    6. Алфавит телодвижений буква “Ж” [М.Ю. Костылева Покажи и расскажи]

    7. Проговаривание слов с движениями “Жук”

    Ж – Дети делают движения на звук “Ж” Руки сжаты в кулачки, руки перекрещены перед грудью. Произнося звук “Ж”, совершают быстрые мелкие дрожащие движения руками. Повторяют движения с разжатыми руками.
    У – вытягивают руки вперед ладонями от себя.
    К – резким движением прижимают кулачки к груди.

    8. Составление звуковой схемы и запись слова “жук”.

    VIII. Развитие связной речи.

    1. Чтение сказки Г. Юдина “Жадная жаба” с установкой на запоминание.

    2. Беседа по сказке. Называние слов из сказки со звуком “Ж”.

    3. Логопедический пальчиковый театр.

    Куклы: уж, жаба, жук и шмель.

    IX. Итог занятия, оценка работы детей.

    Домашнее задание: Кроссворд на букву “Ж”.

    Отгадай загадки, запиши отгадки в кроссворд.

    1. Не жужжу, когда сижу,
    Не жужжу, когда хожу,
    Если в воздухе кружусь,
    То уж вдоволь нажужжусь.

    2. Этот зверь какой-то странный:
    Шея, как стрела у крана.
    Чтобы ртом достать до трав,
    Вдвое сложится …

    3. В золотой дубочек
    Спрятался дубочек.

    4. Гнездо свое он в поле вьет
    Среди густых растений.
    Его и песни и полет
    Вошли в стихотворения.

    Список использованной литературы

      В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников – М., “ВАКО”. 2005 г.
    1. М.Ю. Костылева “Покажи и расскажи” – М., Творческий центр “Сфера”. 2007 г.
    2. Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет М., Творческий центр “Сфера”. 2006 г.
    3. Логопедическая тетрадь на звуки Ж Ш
    4. М.В.Скворцова “Логопедические игры” – С-П., Издательский дом “Нева”. 2004 г.
    5. Т.А.Ткаченко “Коррекция фонетических нарушений у детей” – М., “Владос”. 2005 г.
    6. Е.Краузе “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика” – С.-П., “Корона принт”. 2004 г.
    7. Н.В. “Система коррекционной работы” С.-П., “Детство-Пресс”. 2001 г.
    8. Г.А.Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи”. М.: 1985 г.

    Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ж. Буква Ж»

    автор: Миллятова Зиля Рависовна

    Воспитатель МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»

    Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ж. Буква Ж»

    Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ж. Буква Ж»

    Возраст детей: 6-7 лет подготовительная группа.

    Цель занятия:

    • формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ж в слогах, словах.

    Образовательные:

    • закрепление у детей правильного произношения звука [Ж] в слогах, словах.
    • научить характеризировать по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;

    Развивающие:

    • развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие;
    • развивать у детей общую и артикуляционную моторику;
    • упражнять в звуковом анализе слов;

    Воспитательные:

    • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
    • формирование положительной установки на образовательную деятельность.

    Оборудование : презентация, конверт с письмом, цветные фишки, буквы для выкладывания схем.

    Предварительная работа.

    Чтение русской народной сказки “Жихарка”.

    Утренний совет.

    1.Приветствие «Доброе утро»

    Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

    Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

    Доброе утро, родной детский сад!

    Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

    Обмен новостями.

    Воспитатель:

    -Ребята, я хочу рассказать вам новость.

    Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то мешочек.

    И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам.

    Я подняла его и посмотрела, что в нём. А в нем, письмо для нас и фотография.

    Пишу вам я, известный сказочный герой, живу я в одной очень хорошей русской народной сказке.

    Со мной приключилась беда, хитрая лиса подшутила надо мной, и в моем имени потерял 1 ый звук и букву, теперь я Ихарка, как грустно…

    Помогите мне найти потерянный звук и букву.

    Ребята для того чтобы помочь нашему герою, нам нужно узнать его, определить 1ый звук в его имени .

    1. Объявление темы.

    — А что такое звук?

    -Звук — это то, что мы слышим и говорим.

    -Давайте, посмотрим на фото героя.

    -Ребята , внимательно послушайте меня.

    — Какой первый звук в слове Жихарка?

    -Правильно, Звук. [Ж], вот мы с вами и нашли звук Ж.

    Первое задание «Поймай звук Ж»

    -Жихарка очень рад, что вы нашли потерянный звук Ж в его имени и хочет поиграть с вами интересную игру «Поймай звук Ж»

    -Я буду произносить согласные звуки, а вы встаньте спиной ко мне.

    Если вы услышите звук Ж, то хлопайте в ладоши. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

    ж, м, б, ж, к, п, ж, н;

    жа, га, жу, ка, жа, па, жи;

    Женя, живот, молоко, кровать, жираф, зонтик, жилет, шуба, пижама.

    -А какие бывают звуки? (гласные и согласные)

    -Интересно, звук Ж гласный или согласный.

    -Что бы это узнать предлагаю вам пройти за стол.

    1. Сядьте красиво, спинку держим ровно, руки на столе.

    — Ребята, что нам надо сделать, чтобы увидеть, правильно ли мы произносим звук Ж?

    — Правильно, возьмите в руки зеркала, смотрите внимательно в зеркало и произнесите звук [Ж]:

    — Какие губы, когда произносим звук Ж?

    — Правильно, губки округлены и слегка вытянуты вперед;

    — А где находится наш язычок?

    — Широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

    -Звук издается свободно или есть преграда? (язычок создает преграду воздуху)

    -Ребята, значит звук [Ж] какой?

    -Гласный или согласный?

    -Запомните, ребята, звук Ж согласный и всегда твердый.

    — На схеме его обозначаем каким цветом?

    — Звук Ж обозначается такой буквой.

    — Посмотрите как она выглядит.

    -На что похожа буква Ж?

    -Ребята, сейчас я вам покажу как правильно печатать букву Ж.

    -Сначала проводим сверху вниз первую прямую линию.

    -Затем сверху справа от первой прямой линии отходим немного проводим вторую прямую линию до центра первой прямой линии и спускаемся вниз от центра первой прямой линии вниз направо. Начало и конец второй прямой линии должны быть на одинаковом расстоянии и сверху и снизу.

    -Затем сверху слева от первой прямой линии проводим третью прямую линию по центру первой прямой линии по диагонали.

    -Мы будем учиться печатать букву Ж в воздухе.

    — Поставьте локоточки на стол и поднимите указательный пальчик правой руки.

    -Сначала проводим сверху вниз первую прямую линию.

    -Затем сверху справа от первой прямой линии проводим вторую прямую линию по центру первой прямой линии по диагонали.

    -Затем сверху слева от первой прямой линии проводим третью прямую линию по центру первой прямой линии по диагонали.

    -Жихарка благодарен вам и предлагает поиграть, пойдите, встаньте на край ковра.

    Второе задание «Поймай звук Ж»

    -Ребята, чтобы Жихарка больше не терял звук Ж, давайте поиграем в игру «Договори слово»

    -Я буду говорить часть слова, а вы добавьте звук Ж и скажите слово полностью.

    Бага – ж, эта-ж, мане –ж, мира –ж, колла –ж, гара –ж, шанта –ж, верниса –ж, камуфля –ж, банда –ж.

    Третье задание «Найди картинку с о звуком Ж»

    -На столе лежат картинки . Возьмите картинку в названии которого есть звук Ж и вернитесь на свои места.

    -Посмотрите на карточки и определите место звука Ж в вашем слове.

    ( назвать слово и определить место звука Ж в слове)

    цель: учить детей определять наличие или отсутствие заданного согласного звука в слове.

    -Посмотрите ребята, картинки подписаны с другой стороны.

    — Ребята, в надписи есть буква Ж?

    — Оказывается хитрая лиса не только в имени Жихарки нахулиганила.

    -Предлагаю вам допечатать недостающую букву в центрах активности.

    -Утором вы выбрали центры, в которых хотели работать.

    -Обратите внимание на экран выбора, кто выбрал центр речевого развития, буквы будете печатать с помощью типографии, кто центр аппликации, те будут наклеивать карточки с буквами, кто выбрал центр рисования, будут карандашом писать букву Ж.

    -Пройдите за столы.

    -Сели красиво, спинку держим ровно.

    Работа с детской типографией 7-8 мин

    Звуковой анализ слова.

    -Кто выполнит задание, под названием своего слова выложите его схему фишками (выкладывают фишками)

    -Поднимите руку те, кто выложил схему слова жук.

    -Определите место звука ж в слове жук.

    — Поднимите руку те, кто выложил схему слова баклажан.

    -Каким цветом обозначили звук ж?

    — Поднимите руку те, кто выложил схему слова нож.

    -Сколько гласных звуков в слове нож?

    -Сколько слогов в слове нож?

    — Вот мы вернули с вами потерянные буквы, а сейчас проходите на ковер .

    Рефлексия 2мин

    Молодцы! Вы сегодня справились со всеми заданиями!

    -Ребята, сегодня вы помогли Шпунтику вернуть потерянную первую букву в его имени.

    Напомните мне, какой звук мы сегодня искали?

    -Звук Ж гласный или согласный?

    — Твердый или мягкий?

    -Звук Ж всегда твердый.

    -Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

    -Что вам понравилось больше всего на занятии?

    — Какие задания для вас показались сложными?

    — Со всеми заданиями справились легко?

    -Вы ребята, молодцы! Помогли Жихарке, хорошо поработали.

    Дорогие ребята!

    Пишу вам я, известный сказочный герой, живу я в одной очень хорошей русской народной сказке.

    Со мной приключилась беда, хитрая лиса подшутила надо мной, и в моем имени потерял 1 ый звук и букву, теперь я Ихарка, как грустно…

    Помогите мне найти потерянный звук и букву.

    ж, м, б, ж, к, п, ж, н;

    жа, га, жу, ка, жа, па, жи;

    Женя, живот, молоко, кровать, жираф, зонтик, жилет, шуба, пижама.

    Бага – ж, эта-ж, мане –ж, мира –ж, колла –ж, гара –ж, шанта –ж, верниса –ж, камуфля –ж, банда –ж.

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [Ж] и буква Ж».

    Цель: познакомление детей со звуком [ж] и буквой Жж.

    -учить выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;

    -познакомить с характеристикой звука [ж.]

    -развивать фонематический слух и внимание.

    -воспитывать положительное отношение к занятиям.

    предметные картинки , тетради, ручки, простые карандаши; загадка; пособие «Слоговая ромашка» , цветы со слогами.

    1.Организационный момент.

    Воспитатель.

    Собрались все дети вкруг.

    Ты той друг и я твой друг,

    Дружно за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    Будем мы сейчас опять

    Звуки, буквы изучать,

    И друг другу не мешать.

    2.Введение в тему занятия.

    Воспитатель.

    Но сначала я расскажу вам сказку.

    В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки). Послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

    На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

    – Какой звук повторялся?

    Сегодня мы познакомимся со звуком I ж I и буквой Ж. Нас ожидает много нового и интересного.

    3. Характеристика звука I ж I .

    Воспитатель: Давайте произнесем звук Ж.

    Дети : Ж-ж-ж.

    Воспитатель: при произношении звука I ж I губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

    Воспитатель: Звук [ж] можно пропеть ?

    Дети: Звук [ж] нельзя пропеть . Он согласный.

    Воспитатель : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж] . Наше горлышко спит или работает?

    Дети : Горлышко работает.

    Воспитатель: Если горлышко работает, значит звук [ж] звонки А еще звук [ж] всегда твердый . Дети, дайте полную характеристику звука [ж] .

    Дет:Звук [ж] согласный , звонкий, всегда твердый.

    4.Игра «Будь внимателен».

    Воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки , слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж] .

    Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

    ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ

    Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

    4. Упражнение на развитие внимания «Где спрятался звук».

    Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно

    по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?

    Слова( жираф, жук, ёж, жезл, снежинка, жёлудь).

    Воспитатель:

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу,

    Не жужжу, когда тружусь,

    А жужжу, когда кружусь.

    Дети : Жук.

    5. Физ. минутка.

    Воспитатель: Встаньте в круг, отдохнем :

    В детский сад к нам жук влетел,

    Зажужжал он и запел : «ж-ж-ж» .

    Вот он вправо полетел –

    Каждый вправо посмотрел.

    Вот он влево полетел –

    Каждый влево посмотрел.

    Жук на нос нам хочет сесть,

    Не дадим ему присесть.

    Жук, вот правая ладошка,

    Посиди на ней немножко.

    Жук, вот левая ладошка,

    Посиди на ней немножко.

    Жук наверх полетел

    И на потолок присел.

    На носочки мы привстали,

    Но жука мы не достали.

    Чтобы улететь он смог.

    6. Знакомство с буквой Ж.

    Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

    – Нет, мы видим и пишем буквы.

    – Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

    Эта буква широка и похожа на жука.

    Жук принёс нам эту букву.

    С каких элементов состоит эта буква?

    Покажите, где она находится в алфавите?

    Чтобы лучше запомнить, давайте из палочек выложим букву Ж.

    7.Работа в тетрадях.

    Дети выполняют штриховку буквы Ж.

    Воспитатель: напишем букву Ж в воздухе пальцем . А сейчас напишите букву Ж в тетрадях .

    8.Пальчиковая гимнастика «Сороконожка».

    Бежали по дорожке,

    Друг дружку повстречали,

    Что мы их ели разняли.

    9.Работа с пособием «Слоговая ромашка».

    Жук знает, как жужжит звук ж, а сейчас он хочет послушать, как может звучать звук I Ж I в сочетании с гласными звуками. Дети читают слоги: жа, жо, жу, же, жи.

    10.Звуковой анализ слова ЖУК.

    Жук принёс карточки с буквами и просит составить из них слово.

    Сколько слогов в этом слове?

    Сколько гласных звуков?

    Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

    К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

    11. Составление слов из слогов. Игра «Напои жука нектаром».

    (На доске изображения цветов со слогами в центре).

    Воспитатель: наш жук проголодался. Ребята, вы не знаете чем его можно накормить? (Дети вспоминают, что насекомые питаются пыльцой и нектаром). Каждый из вас сможет напоить жука нектаром и накормить пыльцой, если составит слова из слогов, находящихся в серединке каждого цветка.

    Дети пересаживают жучка с цветка на цветок – составляют и читают слова: лужа, кожа, сажа, жаба.

    12. Итог занятия.

    Жук подкрепился, остался, вами доволен, ему пора дальше в путь.

    Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

    – Чем мы сегодня занимались? С каким звуком и буквой познакомились?

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: