Звук (З) – постановка и автоматизация

Правильная артикуляция звука «З»: как поэтапно поставить его у детей

Постановка звука «З» у дошкольников — это выработка навыка его правильного произношения. Она не представляет большой сложности, несмотря на то, что исправление артикуляции — сам по себе процесс трудоемкий и долговременный.

Как научить ребенка выговаривать «З», автоматизация звука «З» в словах, дифференциация его при смешивании с «Ж» и «С» — об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Правильная артикуляция звука «З»

Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.

Когда мы произносим звук «З»:

  • губы немного растянуты, как при улыбке;
  • язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
  • между рядами зубов остается небольшая щелочка;
  • мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
  • воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
  • голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.

А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.

  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).

При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.

Как выглядит весь процесс работы со звуком?

Последовательность коррекционной работы

Постановка звука — это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:

Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.

А теперь обо всем по порядку.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.

Постановка звука

Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:

Постановка по подражанию

Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.

Механический способ постановки

При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.

Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.

Постановка «З» от «И»:

  • растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
  • не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
  • когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
  • предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
  • закрепляя звучание, звеним подольше.

А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».

Постановка «З» от «Ш»:

  • тянем «Ш»;
  • двигаем язычок к нижним резцам до упора;
  • при получении свистящего «С» подключаем голос;
  • имитируем комариный звон.

Постановка «З» от «Т»:

  • на выдохе тянем непрерывно «Т»;
  • продолжаем и улыбаемся;
  • чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
  • далее — по известному алгоритму от «С» к «З».

Постановка от артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения наиболее любимы детворой. Это взрослым важно знать, что они развивают подвижность языка, щек, губ, разрабатывают подъязычную уздечку и самым наилучшим образом способствуют четкому звукопроизношению.

А малыши с удовольствием причесывают язычок,

улыбаются, как лягушата,

Автоматизация звука «З»

Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем — в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Читайте также:
Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта

Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.

стихи со звуком «З»

чистоговорки на «З»

скороговорки на «З»

А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.

зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.

Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.

Вот несколько идей для автоматизации «З»:

  1. Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «З»? Правильно, зеленый. Давай зеленые кубики сложим отдельно. Какие игрушки содержат букву «З» в своем названии? Зайка, змейка, собачка Зина. Оказывается, ураган разрушил их домики, и они решили построить один общий дом из зеленых кубиков. Как-то во время прогулки в зеленом лесу пошел дождь. «Где наши зонтики?» — закричали зверушки. Они бросились домой, но там их поджидал злой волк Заза. Зверушки не испугались, они пригласили волка в гости переждать дождь за чашкой ароматного чая с земляничным вареньем.
  2. Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
  3. Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).

Регулярность занятий — непременное условие развития любого навыка. Только настроившись методично трудиться и заручившись поддержкой врача-логопеда, можно помочь своему сыну или дочери одолеть непослушную букву.

Дифференциация звука «З»

Это следующий после автоматизации этап работы над звукопроизношением. Под дифференциацией понимают умение различать один звук от другого, близкого по звучанию.

Это значит — научиться вычленять его на слух, определять местоположение в начале, середине или конце слова, понимать различие в артикуляции двух схожих звуков (например, при произнесении звука «З» по сравнению с «С» ощущается вибрация в области горла).

Звуки дифференцируют попарно и, по аналогии с автоматизацией, сначала изолированно, потом — в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»

Сначала сравниваем артикуляцию этих звуков.

Обращаем внимание на их особенности: согласные, звонкие, твердые. Затем отрабатываем их произношение в паре.

Приводим примеры заданий для дошкольников:

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»

Чем различается артикуляция?

Какие у них особенности?

  • «З» — согласный, твердый, звонкий;
  • «С» — согласный твердый, глухой.

Как звучит каждый изолированный звук?

Подскажи Снеговичку, как читаются слоги. Помоги ему разобраться где «З», а где «С».

Назови слова и помоги зверушкам найти свой домик.

В стишке «косы» превратились в «козы». Интересно, почему?

У кого получится лучше проговорить скороговорку?

А вот интересные рассказы, послушай и перескажи.

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»

Знакомимся с артикуляцией звуков, находим сходство и отличия, сравниваем их характеристики.

Изучаем изолированное звучание каждого.

Читаем и повторяем

Учимся различать звуки в чистоговорках

Автоматизация звуков в спонтанной речи

На заключительном этапе, когда все ступеньки кропотливой работы над непослушным звуком пройдены, осуществляется его введение в спонтанную речь.

Попробуйте поиграть в словесные игры:

  1. Продолжи фразу: «Сегодня по дороге домой я…»; «Мне понравилось, как…»; «Недавно я узнала, что…»
  2. Расскажи, какого цвета твое настроение. Например, розового — радостное и беззаботное; или серое — грустное и невеселое.
  3. Тематические рассказы о том, как живется мишке в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает в лесу дятел и т.д.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [З]»

Лариса Мурашова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [З]»

Тема: Постановка звука [З].

Образовательная облас ть: речевое развитие

Культурная практи ка: познавательная деятельность

Культурно-смысловой контекс т: научиться петь песенку комара

Цел ь: формирование навыка правильного артикуляционного уклада при произнесении звука через выполнение артикуляционных упражнений в познавательной деятельности.

Задач и: Коррекционно-образовательные: формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха; устранение дефектного произношения звука З; улучшение мелкой моторики; Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Читайте также:
Рисование крупами для развития мелкой моторики и речи

Оборудовани е: зеркало, карточки с артикуляционной гимнастикой, штапель, вата, игрушка или картинка комара, профиль артикуляции звука.

Ход занят ия:

1. Орг. момент (приветствие, настрой на занятие)

Каждый день-всегда, везде,

На занятиях, в игре-

Смело, четко говорим

И совсем мы не молчим.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Всё, что надо, повторяем.

2. Основной этап

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастики:

– Что нам поможет говорить четко и ясно?

-Перед тобой картинки, я проговариваю стихотворение – ты выполняешь упражнение:

Уголки потянем к ушкам,

Улыбнемся, как лягушка.

Зубы ровно ты смыкаешь

И «заборчик» получаешь.

А сейчас раздвинешь губы

И увидишь свои зубы.

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Губы хоботом тянуууу!

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Накажем непослушный язычок».

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«Чистим нижние зубки»

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

На качелях я качаюсь

И все выше поднимаюсь,

Язычок за зубки опускается,

Его кончик к зубкам прижимается.

Спинка сильно-сильно выгибается-

Вот какая горка получается!

Упражнения на дыхание

«Загони мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку сильней,

Гол забей поскорей!

Кубики у нас будут воротами, а ватный шарик – мячом. Давай вытянем губы вперед трубочкой и будем длительно дуть на «мяч», чтобы загнать его в «ворота».

А теперь научимся греть ладошки. Глубоко вдохни носом, открой ротик. Язычок поставь возле нижних зубов. Выдохни на руки, шепотом произнося звук [а]. Тепло ручкам стало?

2. Объявление темы занятия:

-Посмотри, кто к нам прилетел. А теперь представь, что мы с тобой комарики и хотим с ним поговорить. Как мы это сделаем?

– Посмотри и послушай, как я это буду делать: з-з-з… Сегодня мы будем учиться петь песенку комара.

3. Развитие фонематического восприятия:

-Давай поиграем в игру. Тебе нужно будет поймать звук. Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук [з], хлопни в ладоши, поймай его. Договорились?

Далее – аналогичное задание со слогами и словами

ла, зо, ро, зу, па, жу, зы, ба, са

злак, сыр, зуб, полка, зонт, булка, замок, мазок.

4. Физминутка «Комарик»

-Давай немного отдохнем:

Комарикb весело очень летели.

(Шагаем, руки в стороны).

Комарики песенку звонкую пели.

Давайте ещё позвеним, хоть немножко.

(шагаем на месте, говорим: З-з-з-з).

И будем громко хлопать в ладошки!

(хлопаем в ладоши).

5. Коррекция нарушений звукопроизношения

(постановка звука, первичное закрепление звука):

1. Давай покажем, как поёт комарик, посмотри и послушай, как я это делаю: з-з-з… Попробуй так же (постановка по подражанию).

2. Открыть рот. Опустить кончик языка к нижним резцам таким образом, чтобы посередине языка образовалась щель. С силой равномерно выдыхать воздух.

3. Если по средней линии языка у ребенка не образуется «желобок», вдоль языка положить палочку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка, и произносить звук [з]. Проделать то же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу, затем повторить несколько раз без использования палочки.

6. Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков):

•Положение губ: губы растянуты как при улыбке

•Положение зубов: зубы сближены и находятся на расстоянии 1 мм.

•Положение языка: язык упирается в нижние резцы, посередине языка образуется «желобок», по которому идет струя выдыхаемого воздуха.

•Выдыхаемая воздушная струя: теплая.

• Голосовые связки работают, горло дрожит (голос есть).

7. Характеристика звука [з]:

Звук [з] – согласный, твердый, глухой.

8. Закрепление изолированного звука

– Давай покажем, как поёт комарик: з-з-з… (индивидуальное и сопряженное проговаривание).

3. Заключительный э тап

-Чью песенку мы с тобой сегодня учились петь?

– У тебя получилось спеть эту песенку? Что надо сделать, чтобы спеть песенку комара? (анализ артикуляции по плану).

– Спой песенку комара. Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?

– Что для тебя показалось трудным?

Комарик дарит тебе картинку с его изображением, дома повторяй его песенку.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Читайте также:
Родительское собрание в подготовительной группе на тему Готовность к школе

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Постановка звука «З»

Твёрдый звук «З» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к щелевым, по месту образования — к переднеязычным.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «З». Оглавление

  1. Виды нарушений
  2. Фонематический слух
  3. Постановка звука
  4. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «З»:

  • отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «аря» и «амок», вместо «заря» и «замок»;
  • искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
  • замена — когда ребёнок заменяет звук «З» на «В», «Ж», «Д» или «Ф», например, произносит «вапах», «жавод», «дагадка» и «фабор», вместо «запах», «завод», «загадка» и «забор»;
  • смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «сайка» вместо «зайка», и тут же вместо «сапоги» говорит «запоги»;
  • смягчение — когда ребёнок вместо твердого «З» в речи произносит мягкий «Зь», например «зёлото», вместо «золото».

Причинами неправильного произношения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «З». Пример цепочки звуков: З, А, К, В, З, М, Р, З, П, К, З…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «З». Пример цепочки звуков: ЗА, РО, СА, ЗУ, ТУ, ЗО, ЗА, КО, РУ, ЗЫ…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «З». Пример цепочки слов: дача, утюг, забава, мыло, завод, берёза, верба, звери, значок, тумба, ящик, роза, солнце, музыка, стол, зонтик…

Больше игр на развитие фонематического слуха у детей ищите здесь

Постановка звука

Чаще всего выделяют два способа постановки твёрдого звука «З»: по подражанию и от звука «С».

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «З»:

  • кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • губы растянуто в улыбке и не закрывают зубов;
  • зубы сомкнуты или сближены;
  • воздух выдувается с силой посередине языка;
  • голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «З».

Автоматизация твёрдого звука «З» в прямых слогах:

  • за — за — за
  • за — зо — зу
  • зо — зу — за
  • зо — за — зы
  • за — зы — зу
  • зу — за — зы

Автоматизация твёрдого звука «З» в обратных слогах:

  • азма — язма — озма
  • узма — ёзма — езма
  • язма — езма — ызма
  • азма — юзма — ёзма
  • изма — ёзма — юзма
  • ёзма — ызма — изма

Автоматизация твёрдого звука «З» в интервокальной позиции:

  • аза — азу — азэ
  • азу — азо — уза
  • оза — узо — узу
  • оза — озу — ыза
  • эза — эзу — озэ
  • азы — эзы — ызы

Автоматизация твёрдого звука «З» в слогах со стечением согласных:

  • зва — звы — зду
  • звэ — зву — зда
  • зла — здо — злы
  • зно — зны — зма
  • зна — змы — зму
  • зну — злэ — знэ

Автоматизация твёрдого звука «З» в словах:

Загар, ваза, знак, заяц, музыка, изба, запах, берёза, воздух, брызги, роза, здоровье, зал, название, замок, заноза, разворот…

Автоматизация твёдого звука «З» в словосочетаниях:

Бронзовый загар, новый зонтик, зайчик замёрз, зоркие глаза, задать вопрос, ночной дозор, лизать сметану, закрытая зона, знакомая музыка…

Автоматизация твёрдого звука «З» в чистоговорках:

  • За–за–за, За–за–за — уходи домой коза.
  • Зу–зу–зу, Зу–зу–зу — везу я вазу на возу.
  • Зой–зой–зой, Зой–зой–зой — я бегу за стрекозой.
  • Зы–зы–зы, Зы–зы–зы — испугался волк козы.
  • Зу–зу–зу, Зу–зу–зу — паровозик я везу.
  • За–за–за, За–за–за — приближается гроза.
Читайте также:
Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

Автоматизация твёрдого звука «З» в предложениях:

Зоя, дай Зазару сахара. В зале играла музыка. Я заехал на завод. Занятия спортом укрепляют здоровье. Я закрыл глаза. В кузове машины везли арбузы. Зоя зубрит азбуку.

Автоматизация твёрдого звука «З» в стихах:

Где же зайка? Где же зайка?
Ты поди-ка, разузнай-ка.
Видно зайка стал зазнайка,
Раз забыл тебя, хозяйка.
(А. Стародубова)

Автоматизация твёрдого звука «З» в рассказах:

«ЗВЕРИ ИЗ ЗАБАВНОГО ЗООПАРКА»
Зазвенел звонок, и в класс вошла Зинаида Захаровна.
— Здравствуйте, ребята! — сказала она. Сегодня мы с вами займемся буквой З. Знаете что, давайте поиграем в зоопарк. Я буду заведующей зоопарка, а вам даю задание — завозить в мой зоопарк разных зверей, названия которых начинаются на букву З. Заодно можно назвать птиц и рыб, запомнили? Кто первый? Зимина, пожалуйста.
Зоя встала и сказала:
— Зебра!
Зуев сказал:
— Зубр!
Задорин сказал:
— Заяц!
Зонтиков встал и сказал:
— Жирафа!
Все в классе засмеялись.
— Причем тут жирафа? — удивилась учительница. — Ты что, забыл, что мы сегодня проходим букву З, а не Ж.
— Ничего не жабыл, — обиженно ответил Зонтиков. — Прошто у меня жуб выпал!
(по Л. Камнскому)Больше речевого материала на автоматизацию твёрдого звука «З» ищите здесь

Источники:

  • «Логопедическое пособие для детей», А. И. Богомолова;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка и автоматизация звука З

Звуки [С] и [З] при нормальном развитии ребёнка появляются в 3–4 года. До этого момента они в речи могут отсутствовать (например, *амолет, *анки), подменяться другими звуками ([Т] и [Ф]), или иметь межзубное произношение. У ребёнка звуки появляются в подобной последовательности: в первую очередь [С], после закрепления этого звучания появляется [З].

В некоторых случаях дети оглушают З и тогда требуется помощь логопеда и систематичные занятия. Как правило, постановка звука З в этом случае обеспечивается артикуляционной гимнастикой для звука З.

Автоматизация звука З

Прежде чем приступать к коррекции речи, логопед определяет причину неправильного произношения, а затем способы постановки звука[З].

Первый шаг на пути к поправлению дикции — это метод подражания. Для того чтобы ребёнок мог визуально контролировать произношение, можно воспользоваться зеркалом. Родителям рекомендуем сначала потренироваться, чтобы было легче объяснить малышу, что от него требуется.

[З] является парным по звонкости для [С], вследствие этого все способы постановки [С] можно использовать и для [З]. То есть для получения [З] достаточно добавить голос при произношении.

Постановка [З] начинается с автоматизации [С].

Артикуляционная гимнастика для звука З:

  • Улыбнёмся, откроем рот и сделаем горку языком как для [С].
  • Далее дуем на горочку, понемногу, включая голос.

Если уже удалось добиться хорошо произносимый [С], то всё что необходимого сделать, чтобы получить правильный [З]— это посвистеть звонко и громко при произношении [С]. Можно положить ладошку на горлышко и проверить: при [С] в горлышке тихо-тихо, а при [З] — звенит колокольчик.

Постановка звука З

Как только удалось добиться чёткого произношения [З], попросите ребёнка проговаривать его громче и чётче.

Теперь можно проговаривать слоги в паузу, проверяя рукой, поёт ли горлышко:

  • ЗА
  • ЗО
  • ЗУ
  • ЗЫ

Если горлышку тяжело петь, то первоначально потянуть гласную и после подуть на горку:

  • АЗ
  • ОЗ
  • УЗ
  • ИЗ

Основное правило здесь согласные и гласные произносятся в паузу, то есть несколько протяжно. Это позволяет закрепить результат, понимая, как артикулируется звук.

Теперь можно попробовать проговорить простые слова с [З] вначале и середине слова, в паузу:

  • Заяц
  • Звезда
  • Зуб
  • Зонт
  • Роза
  • Коза
  • Лоза
  • Поза

Для формирования [З] с механическим воздействием можно использовать ватные палочки. Прежде чем приступить к механическому воздействию, попросите ребёнка прислонить широкий язык к зубам и широко открыв рот, протянуть (получится гласный похожий на [А]). Пока он тянет гласный звук надавите концом ватной палочки на переднюю часть спинки языка и попросите подуть на горочку. Получится [З].

Для постановки [ЗЬ] улыбнитесь, откройте рот и прислоните широкий язычок к нижним зубам, как при произношении [СЬ]. Теперь подуйте на язычок, и добавить голос. Зубки при этом сомкните для чистоты и держите улыбку.

Теперь нужно произносить слоги в паузу:

  • ЗЯ
  • ЗЁ
  • ЗЮ
  • ЗИ

На втором этапе нужно потянуть гласный и звонко подуть на горку:

  • АЗЬ
  • ОЗЬ
  • УЗЬ
  • ИЗЬ

Теперь следует проговорить простые слова в паузу, где [ЗЬ] находится вначале и середине слова:

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Дифференциация Л-М в словосочетаниях и предложениях

  • Зебра
  • Зима
  • Земля
  • Зелень
  • Везёт
  • Козий
  • Газета

Постановка звука [ЗЬ] с механическим воздействием происходит аналогично работе над [СЬ]:

  1. Ребёнок широко открывает рот и прислоняет широкий язык к нижним зубам и тянет звук [А].
  2. На середину языка кладётся ватная палочка.
  3. В момент нажатия на язык ребёнок дует на язык и получается [ЗЬ].

Упражнения для постановки звука З

Автоматизировать звук можно поэтапно при помощи упражнений, начиная со слогов и переходя к словам и предложениям.

Упражнения следует подбирать игрового характера, как, например, стихотворение «Зверинец». Воспитатель читает, а задача детей закончить стихотворные строчки в рифму. Все слова имеют корень «звер».

Стихотворение «Зверинец»

Вторая игра на повторение слов. Для этого необходимо подготовить парные изображения. Одну часть воспитатель оставляет себе, а остальные раздаёт детям.

Игра начинается с того, что воспитатель берёт карточку и говорит «Я взял зонт». Тот, у кого находится зонт в картинках, показывая, говорит «И у меня зонт». Обе карточки кладутся на стол. Так можно играть до тех пор, пока все изображения не будут разложены по парам.

Задача преподавателя в этой игре следить за чётким и звонким произношением звука [З].

Общие рекомендации

Коррекцией звукопроизношения можно постепенно начинать заниматься с 4–5 лет. Доверить эту работу лучше логопеду, так как самостоятельно у родителя не всегда получится исправить нарушенное звукопроизношение, а неправильная методика может навредить. Логопед определит, есть ли нарушения, что служит причиной, и какая гимнастика для артикуляции подойдёт в этом конкретном случае.

Постановка звуков [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].

Приемы постановки звука З.

· Повторите задания, но вместо песенки льющейся водички предложите малышу спеть песенку комарика: “З-з-з-з”. Обратите внимание крохи на то, что, когда комарик поёт свою песенку, горлышко начинает дрожать. Для этого просто приложите руку к горлу.

1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ ?

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

Сигматизмы могут быть:

губно-зубной сигматизм: свистящие [с], [с’] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф’]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з’] – на звуки, напоминающие [в], [в’]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии(парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

Парасигматизмы могут быть:

призубный парасигматизм: замена звуков [с] – [с’] соответственно на [т] – [т’]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] – [з’] на [д] – [д’]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

шипящий парасигматизм: звуки [с] – [с’] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] – [з’] на звуки [ж] или [ж’]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] – [з] произносятся соответственно, как парные [с’] – [з’]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з’] – звуком [с’] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С’], [З], [З’]

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.

У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.

Читайте также:
Автоматизация звуков у детей с ТНР в пересказах с использованием картинных алгоритмов

3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).

Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.

Упражнение «Катушечка». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк»), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине – ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ

А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С’______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С’]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’]

Если при произношении [С] – [С’] и [З] – [З’] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ч) в словах, словосочетаниях, предложениях - конспект

Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык»). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

А теперь самое время прочитать вместе с ребёнком вот что:

Футбольный мяч.

Во дворе футбольный мяч

Целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл,

Но сучка не увидал.

Напоролся на него:

Нам жалко так его!

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос»). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С’]

а) в изолированном произнесении:

Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].

Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):

Капельки-сестрички

В море плещется волна.

Слышишь, как поет она?

Эту песенку водички

Капли, дружные сестрички,

Напевают в тишине

Ветру, рыбкам и луне.

«С_______» – шуршат они песком,

Камешком на дне морском.

«С________» – дробятся о скалу,

«С_________» – стекают по стеклу.

«С________» – и спрятались в ракушку.

Мы ее приложим к ушку…

И услышишь снова ты

Шум прибоя, плеск волны:

(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)

б) в слогах, словах и чистоговорках

Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:

СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос

УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука (Ш)

СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, – на столе у нас – оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, – не боимся мы осы.

Су-су-су, су-су-су, – гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

СЁ: сёмга, Сёма, весёлый

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С’].

в) в скороговорках

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.

В саду у Дуси утки и гуси.

Саня и Костя идут к Соне в гости.

Саня с невестой месят тесто.

Саня сено косит, а Соня сено носит.

Сеня во сне сидит на сосне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

В миске у киски вкусные сосиски.

Испугали Люсю бабусины гуси.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

Соня и Стас съели ананас.

Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

У соседа домоседа есть сосед непоседа.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

г) в загадках

Если вместе все семь я,

Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица

К стрижу приполз усатый жук,

Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Приглашает всех ребят

Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,

Береги, малыш, свой … (НОС).

Не боится он жары.

Он – любимец детворы,

Добродушен и умен

Лопоухий этот … (СЛОН).

По ночам она не спит,

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова

Это – хищная … (СОВА).

(Загадки Е.Г. Карельской)

8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З’]

Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С’]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с’] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з’] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з’] в той же последовательности, что и звуков [С] [С’]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з’] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с’]

ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

Автоматизация звука З в словах, слогах и предложениях

Звук [З] при нормальном развитии ребенка появляется в 3-4 года. До этого момента он может отсутствовать в речи (например, «*амок», «*еленый»), заменяться другими звуками, либо иметь межзубное произношение. [З] появляется только после того, как у ребенка закрепится звук [С].

Автоматизация звука З у детей дошкольного возраста представляет собой закрепление правильных движений артикуляционного аппарата при произношении. Чтобы его автоматизировать, первоначально нужно научиться произносить его изолировано, т.е. отдельно от остальных. Работа над автоматизацией ведется от простого к сложному, т.е. как только ребенок научиться справляться с одним типом упражнений, нужно переходить к более сложным заданиям.

Как мы произносим [З]?

При произношении [З]:

  • губы не напрягаются, они слегка растянуты в улыбку;
  • зубы сближены на 1-2 мм, нижние и верхние резцы обнажены;
  • кончик языка упирается в основание нижних резцов (кончик языка широкий);
  • по всей середине языка образуется желобок, по которому идет воздушная струя, образующая свистящий шум;
  • боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних зубов (тем самым закрывается проход струи воздуха по бокам);
  • воздух проходит вдоль языка, образовывая глухой С (при артикуляции З добавляется голос, без которого его звучание невозможно).
Читайте также:
Коррекция устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста

Автоматизация звука З в слогах

Автоматизация [З] в прямых слогах:

  • ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА.
  • ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО.
  • ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ.
  • ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ.

Есть упражнение «Дорожки» («По дорожке пробежали, звуки правильно назвали»). Задача – произнести их непрерывно, длительно (З-З-З-З-З-З-А-А-А-А-А, З-З-З-З-З-З-З-У-У-У-У-У), одновременно проводя указательным пальцем по «дорожкам».

В интервокальных слогах:

  • ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗУ.
  • АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ.
  • УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ.

Со стечением согласных:

  • ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ.
  • ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ.
  • ЗНА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ.

Автоматизация звука З в словах

Автоматизация [З] в словах начинается после того, как ребенок научится четко произносить его изолировано и прошёл этап автоматизации звука в слогах. Логопед называет слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Слова нужно произносить без спешки, четко их проговаривая. Можно повторять их по 2-3 раза.

Автоматизация [З] в начале слова:

  • зал, завал, задира;
  • зарево, закат, засветло;
  • заря, замок, загар, завод;
  • затея, забор, заставка, застава;
  • забава, загадка, заноза;
  • зуд, зуб, зубок, зубы;
  • зоб, зов, зонт, зол.

В середине слова:

  • ваза, база, роза, коза;
  • базар, береза, польза, фазан;
  • глаза, пазуха, газон, узор;
  • козырек, музыка, пузырек, называть;
  • блуза, Лиза, гроза, дереза;
  • казак, мозоль, позолота, доза.

Автоматизация звука З в предложениях

Автоматизация [З] в предложениях, состоящих из нескольких слов:

  • «Звучание флейты – замечательное». «Зоя учит азбуку». «На газоне незабудки». «Зоин папа – музыкант» (из трех слов).
  • «В заборе застрял зайка». «Зоя помазала порез мазью». «Злата правильно расставила знаки». «Зоя знает много загадок» (из четырех слов).
  • «Тетя Зоя звонит в звонок». «На машине издалека везут арбузы». «Зоя купила в магазине зонтик». «Фазаны пьют воду из таза». «С неба упала золотая звезда» (из пяти слов).
  • «На вокзале поезда стоят в ожидании». «Мама загадывает Зое загадку о зайке». «На дворе коза, у козы глаза» (из шести слов).

Автоматизация звука З в стихах

Стихотворения пригодятся логопедам и родителям для домашних заданий, чтобы ускорить процесс автоматизации.

Их достаточно много, поэтому для примера приведем одно:

«Видишь, смотрят из гнезда

два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

а второй покажет хвост».

Автоматизация звука З в скороговорках

«Замок закрыт на замок.

У входа в замок – звонок.

Вековая пыль на звонке –

Замок сто лет на замке».

«На заре в лесу спросонок

Мать-ежиха таз берет,

Мордочку ежонку трет».

Следуйте советам логопеда

Закрепить правильное произношение звука в речи можно, если выполнять домашние задания логопеда со своим ребенком. Учитывайте, что малышу должно быть интересно, поэтому нужно использовать больше наглядных материалов: показывайте ему картинки, рисуйте слова со звуком [З], раскрашивайте его, используйте сюжетные картинки.

Этот речевой материал для логопеда позволяет понять специфику работы с детьми в развитии правильного произношения. Лучше всего коррекцию проводить в дошкольный период, придерживаясь последовательности – от простого к сложному (слоги – слова – словосочетания – предложения и т.д.). А также, если в речи ребёнка нет каких-либо звуков или же они дефектны по произношению, например, «Р», то материал для автоматизации звука З подбирается так, чтобы в словах не присутствовал данный звук (к примеру, УЗОР, ГРОЗА и т.п.).

План работы наставника с молодым специалистом
учебно-методический материал на тему

Являясь учителем первой квалификационной категории, я курирую молодых учителей. Перед вами – планы работы с молодым специалистом за последние 3 года.

Скачать:

Вложение Размер
План работы наставника с молодым специалистом (1 год) 98.5 КБ
План работы наставника с молодым специалистом (2 год) 21.98 КБ
План работы наставника с молодым специалистом (3 год) 20.37 КБ

Предварительный просмотр:

1 «сентября» 2015 года

педагога-наставника, учителя начальных классов первой квалификационной категории Харьковой Елены Олеговны

с молодым специалистом, учителем начальных классов Орсиной Ниной Михайловной на 2015-2016 учебный год

Сведения о молодом специалисте

Фамилия, имя, отчество:

Орсина Нина Михайловна

Какое учебное заведение окончил:

Томский государственный педагогический колледж

Год окончания учебного заведения:

Специальность по диплому:

учитель начальных классов

МАОУ «Моряковская СОШ»

Учитель начальных классов

Сведения о педагоге-наставнике

Фамилия, имя, отчество:

Харькова Елена Олеговна

Какое учебное заведение окончил:

ТПУ №2, ТГПУ, МГОПУ им. М.А. Шолохова

Год окончания учебного заведения:

1990год – ТПУ№2, 1996 год – ТГПУ, 2006 год – МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Специальность по диплому:

учитель начальных классов, учитель-логопед

МАОУ «Моряковская СОШ»

Учитель начальных классов

Цель – создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы и организация помощи по воспитательной работе с классным коллективом.

  • помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
  • определить уровень его профессиональной подготовки на 2-й год сотрудничества;
  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
  • развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого педагога.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

  • успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
  • умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

1. Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию

«Основные проблемы молодого педагога, пути их решения»

Анкетирование молодого педагога , индивидуальные беседы (сентябрь);

Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей (октябрь)

Составление плана работы по самообразованию

Практическое занятие (ноябрь)

2. Взаимопосещение уроков.

«Основные требования к современному уроку»

Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4-5 раз в четверть)

«Факторы, которые влияют на качество преподавания»

«Конспект и технологическая карта урока»

«Слагаемые успешности урока»

«Типы и формы уроков»

«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке»

3. Воспитательная работа.

Составление плана воспитательной работы в классе.

Организация взаимодействия с родителями.

Знакомство с воспитательными системами (из опыта работы) сентябрь-октябрь

Проведение социометрии в классе

Составления плана взаимодействия со школьным музеем «Отечество»

Организация посещений музея в течение учебного года

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ, неуспевающих, «трудных» и одаренных детей

Проведение анкетирования учащихся, родителей;

Организация взаимодействия молодого педагога со школьным психологом, соц.педагогом, руководителями секций и кружков; Отслеживание результатов

в течение уч.года

«Методика составления портфолио учащихся»

Практическое занятие; мастер-класс

«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха»

Взаимопосещение внеклассных мероприятий (2 раза в четверть)

4. Проектная деятельность в начальной школе

«Организация проектной деятельности в начальной школе. Основные направления работы»

Работа молодого педагога в составе творческой группы в рамках проектной деятельности

в течение уч.года

«Метод проектов на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности».

Предварительный просмотр:

1 «сентября» 2016 года

План работы с молодым специалистом на 2016-2017 учебный год

Орсина Нина Михайловна

Сведения о молодом специалисте

Фамилия, имя, отчество:

Орсина Нина Михайловна

Какое учебное заведение окончил:

Томский государственный педагогический колледж

Год окончания учебного заведения:

Специальность по диплому:

учитель начальных классов

МАОУ «Моряковская СОШ»

Учитель начальных классов

Сведения о педагоге-наставнике

Фамилия, имя, отчество:

Харькова Елена Олеговна

Какое учебное заведение окончил:

ТПУ №2, ТГПУ, МГОПУ им. М.А. Шолохова

Год окончания учебного заведения:

1990год – ТПУ№2, 1996 год – ТГПУ, 2006 год – МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Специальность по диплому:

учитель начальных классов, учитель-логопед

МАОУ «Моряковская СОШ»

учитель начальных классов

Цель наставничества на 2016–2017 уч. год : формирование практической готовности молодого специалиста к работе в условиях перехода на ФГОС СПОО.

– сформировать навыки проектирования молодым специалистом содержания образования полного общего образования в рамках системно-деятельностного подхода (рабочие программы и др.);

– оказывать консультационную помощь в области предметной подготовки специалиста;

– создать условия для развития технологической культуры молодого специалиста (в том числе практической готовности в области применения активных приемов обучения);

– способствовать формированию у молодого специалиста целостных теоретических представлений о диагностике метапредметных и предметных, сформировать навыки организации мониторинга образовательных результатов;

– отработать навыки проектирования и реализации молодым специалистом современных типов уроков, в том числе в рамках дистанционного обучения;

–способствовать становлению умений обобщения собственного педагогического опыта, повышению конкурсной активности молодого специалиста.

– становление профессиональных навыков преподавания предметов в начальной школе;

– развитие психолого-педагогической культуры молодого учителя в рамках системно-деятельностной модели преподавания;

– обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

– совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

– использование в работе учителем новых педагогических технологий и различных форм мониторинга уровня предметных и метапредметных результатов учащихся

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: