Звук Т – конспект занятия

Конспект занятия «Звук и буква Т»

Инна Анатольевна Войтеховская
Конспект занятия «Звук и буква Т»

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте «Звуки Т. Буква Тт»

Цель: Знакомство со звуком [Т] и его буквенным образом.

1. Закреплять умение преобразовывать существительные множественного числа в существительные единственного числа.

2. Закреплять умение звуко – слоговому анализу слов.

3. Развивать фонематическое восприятие

4. Формировать представление о зрительном образе звука Т.

Оборудование: мешочек с надписью «Звуки», картинки (трактор, телевизор, тыква, тарелка, торт); зерна, полоски бумаги (2 большие и 2 маленькие); штриховка, задание в тетрадях.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?Чтобы бодрее работалось, давайте активизируем глазки, ушки, ручки,ножки.А для этого повторяем со мной:

Доброе утро, глазки. Глазки, вы проснулись?

Доброе утро, ушки. Ушки, вы проснулись?

Доброе утро, ручки. Ручки, вы проснулись?

Доброе утро, ножки. Ножки, вы проснулись?

Доброе утро, Солнце. Солнце, я проснулся.

2. У меня в руках волшебный мешочек, на нем написано – звуки, так, открывайте скорей, так хочется увидеть звук, с которыми мы будем сегодня знакомиться.

– Ой, нет ничего? Как нет? Может, вы плохо посмотрели? А знаете, почему нет? Я вам говорила, вспомнили? Почему мы не можем увидеть звуки? (Потому что звуки мы слышим и говорим).

– Хотите узнать, с каким звуком мы будем знакомиться сегодня? Я вам покажу картинки, на которых изображены предметы. И название этих предметов будут начинаться с этого звука. (картинки начинающиеся со звуков Т),

– Вы догадались, ребята, с какими звуками мы будем играть?

А теперь отгадайте загадку

По небесам оравою, бегут мешки дырявые.

И бывает иногда из мешков бежит вода.

Спрячемся получше, от дырявой… ТУЧИ

(Подсказка : отгадка у нас будет начинаться со звука Т)

4. ЗВУК И БУКВА Т.

Теперь подойдите к нашей азбуке.

Давайте вместе произнесем наш уже знакомый звук Т.

Т согласный, т. к. его нельзя петь, так как у воздуха есть преграда – язычок и небо, язычок вверху, за верхними зубами; глухой, т. к. горлышко не дрожит, глухо всё в горлышке, голос не работает; твердый – говорим строго серьезно., обозначаем синей полосочкой.

Но иногда Т бывает и мягким. При разборе слов мы будем обозначать полосочкой синего цвета.

Ть – согласный, глухой, мягкий, обозначаем синим полукругом.

Каким цветом написан звук Т. Почему? (согласный).Какие звуки у нас синего цвета? А Красным цветом, какие звуки обозначены? Помните, мы с вами выстраиваем цепочки, при разборе слов. И синим цветом тоже обозначали…а красным? Молодцы.

5. Игра «Прошагаем слова»

– А как мне узнать, сколько слогов в слове? Как мы считаем слоги? (Проговорить слово, сосчитать слоги) Правильно! Давайте поставим руку и узнаем, сколько слогов в слове!

(Тапки, мята, тахта, Толя, мотоцикл)и наверное заметили, что в каждом слове есть звук Т.

6. Звуковой анализ слогов, слов. Составление схем.

Звуко-слоговой анализ: “ат”, “ут”, “ит”, «от», «ту», «ти»

7. «Доскажи словечко»игра с мячом:

Теперь давайте встанем, я буду бросать мяч, и говорить начало слова,а вы закончите это слово слогом ТА или ТЯ:

лопа, Ви, Нас, конфе, моне, Ка, Ми, газе, пала, Кос,воро, котле, Ники, сви… .

8. Физкульминутка. Давайте немного отдохнем. Встаем удобно, чтоб друг другу не мешать! Повторяйте за мной и делайте то, что говорится.

Мы устали чуточку,

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок,

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

Играть дальше становись!

9. Знакомство с буквами Тт

Ребята, с какими звуками мы сегодня работаем? (Т).

А если быстро произносить, то на что похоже? Во что любят мальчики играть? На что похоже частое повторение этого звука? Молодцы.

Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и видим.

Т на крыше очутилась

И в антенну превратилась.

На что похожа буква Т?

• Сделайте с помощью ваших пальчиков букву Т.

• Давайте нарисуем букву Т в воздухе.

• Выложим звук Т и превратим его в букву (из полосочек бумаги)

Возьмите карандаши, у вас есть звук Т на листике. Обведите его по точкам. А потом заштрихуйте в середине, но старайтесь, чтобы не выходить за контуры

Читайте также:
Многофункциональное логопедическое пособие 'Волшебное дерево'

11. Работа в тетрадях.

Откройте тетради. У вас есть задание. Мы с вами будем писать букву Т.

10.Развитие фонематического восприятия:

а) слови звук, хлопни, когда услышишь “т” из звукового ряда;

б)повторить цепочку: ат-ат-та, та-та-ат, от-ат-ти и т. д. в) повторить только слова со звуком “т”:

Алочка, Галочка, Петечка

ушки, пушки, петушки

ситро, ведро, пальто

мотоцикл, трактор, тарелка

Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля.

11.Изменение слов и договаривание предложений:

Я буду называть вам предложения и слова во множественном числе, а вы будете переставлять слова так, чтобы получилось единственное число.

(Изменять существительные из множественного числа в единственное число):

На столе стоят торты. Мама купила вкусный…

В магазине продают тапки. Папа потерял один …

В шкафу много тарелок. На столе стоит белая …

В банках разные компоты. Таня пьёт вишнёвый…

На клумбе растет много цветов. В вазе стоит один …

На крылечке сидят коты. В дом вошел один …

12. Итог занятия

Вот наш волшебный мешочек. А в нем вам маленький сюрприз.

Но для этого надо произнести: Птка, птко, птку, птки,птке

(А знаете, как называются эти конфеты? Трюфели. И первый звук – Т).

Конспект занятия кружка «Абвгдейка. Буква к и звук [К]» Задачи: закреплять правильное произношение звука К, умение выделять звук [К], учить отгадывать загадки, познакомить с графическим изображением.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки т, ть и буква т”

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Содержимое разработки

Тема: «Звуки [т], [т’]. Буква Т»

Цель: знакомство со звуками [т], [т’] и буквой Т (тэ).

– повторить ранее изученный материал;

– познакомить со звуками [т], [т’], буквой Т (тэ);

– освоить послоговой способ чтения.

– развивать психические процессы: память, мышление, внимание, воображение;

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать умение образовывать существительные единственного числа без окончаний.

– развивать навыки звукового анализа и синтеза: развивать способность подбирать слова к пятизвуковой модели;

– совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв;

– развивать общую и мелкую моторику, развивать координацию движений, умения выполнять действия в соответствии с текстом.

– воспитывать умение работать в коллективе;

– воспитывать умение слушать и слышать.

Прогнозирование результатов: дети познакомятся со звуками знакомство со звуками [т], [т’] и буквой Т (тэ), могут научиться образовывать существительные единственного числа без окончаний, подбирать слова к пятизвуковой модели, анализировать предложение и составлять его из букв,

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

Оборудование: мяч, доска, мел, столы, стулья, фишки красного, зеленого синего цвета, кассы букв, схемы для анализа предложения, буква Т, семена.

Ход занятия:

Организационный момент (настрой на занятие):

Игра с мячом «Один – много»

Вспомним игру «Один – много», но немного изменим правило. Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают много предметов, а вы, бросая мяч, будете мне называть слово, которое обозначает один предмет:

банты – бант, бинты – бинт, букеты –букет, винты – винт, листы –лист, билеты – билет, кусты – куст, болты – болт, жакеты – жакет, мосты – мост, торты – торт, халаты – халат, посты – пост, зонты – зонт, аисты – аист.

Повторение ранее изученного материала:

– Какие звуки и букву изучали на прошлом занятии? ( На прошлом занятии изучали звуки [д], [д’] и букву Д (дэ)

– Что вы можете сказать о звуках [д], [д’]? (Звук [д] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом. Звук [д’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом).

– На что похожа буква Д (дэ) (Буква Д (дэ) похожа на дом или на трубу)

Изучение нового материала:

– Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками и буквой, а с какими, вы догадаетесь, если отгадаете загадку и в ответе найдете первый звук. Готовы? (да)

По небесам оравою бегут мешки дырявые.

И бывает иногда из мешков бежит вода.

Спрячемся получше от дырявой…(тучи)

– Кто догадался, какая тема сегодняшнего занятия? («Звуки [т], [т’]. Буква Т»)

Характеристика звуков [т], [т’]:

– Что вы можете сказать о звуках [т], [т’]? (Звук [т] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом).

Знакомство с буквой Т (тэ):

-Звуки [т] – [т’] обозначаются буквой Т (тэ). Вот так выглядит буква Т (тэ). (показ)

– Послушайте стихотворение о букве:

Буква “Тэ” сТоиТ как сТолик,

Или с полочкою сТолбик.

А в сТакане Том – ТЮЛЬПАН

На антенну «Т» похожа,

И на зонт, как будто, тоже.

-На что похожа печатная буква Т? ( антенна, зонт, столик и т.д.)

Закрепление:

Выкладывание буквы Т из семян:

– У вас на столах лежат семена. Составьте с помощью них букву Т (тэ) .

Послоговое чтение:

– Посмотрите на доску. Прочитаем слоги с новой буквой. (Дети читают вслух по одному):

Развитие фонематического восприятия:

а) повторить цепочку: ат-ат-та, та-та-ат, ат-ат-та и т.д.

б) повторить имена только со звуком [т] : Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля, Толя, Тася, Вася, Ася, Тося, Ната, Паша, Наташа;

в) заменить первый звук в словах на [т]: банк –…, раз –…, санки –…,

куча –…, лапки –…, ком –…, почка –…, пачка – …, сорт –…

Физкультминутка:

Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.

Наши ножки постучали дружно, веселее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, ниже опустились.

Завертелись, завертелись и остановились.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Игра «Назови слова»

На доске из фишек выкладываю схему слова в следующей последовательности: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный звуки.

– Ребята, посмотрите, перед вами схема. Сколько звуков в слове? (5)

– Какой 1, 2, 3, 4, 5 звук? (1 – мягкий согласный звук, 2 – гласный звук, 3 – твердый согласный звук, 4 – твердый согласный звук, 5 – гласный звук)

– Сколько слогов в этом слове? (2 – сколько гласных, столько и слогов)

– Придумайте как можно больше слов по данной модели. (ответы детей: мишка, миска, киска, лепка, ветка, ведро, юбка, нитка, чашка и т.д.)

Графическая запись предложения:

Послушайте предложение: «Детям дали торт».

– Назовите первое слово…(детям).

– Назовите второе слово…(дали).

– Назовите третье слово… (торт).

– Сколько слов в этом предложении? (3).

– Давайте еще раз повторим предложение: «Детям дали торт». (Дети повторяют предложение).

– В каком слове есть звук [т] или [т’] ? (детям).

– В слове «детям» какой звук? ([т’] – мягкий)

– Слово «детям» какое по счету в этом предложении? (1).

Читайте также:
Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

– Еще в каком слове есть звук [т]или [т’] ?(торт)

– В слове «торт» звук [т] или [т’]? ([т] – твердый)

– Слово «торт» какое по счету в этом предложении? (3).

– Выложите схему этого предложения. (Дети выкладывают схему предложения на своих местах, один ребенок работает у доски).

– Правильно ли Маша выложила схему этого предложения? (Да).

– Сравните свои работы с работой Маши, все ли у вас правильно? (Да).

– Молодцы! А теперь еще раз внимательно посмотрите и послушайте предложение: «Детям дали торт». Егор работает у доски, остальные работают на своих местах. Составьте это предложение из букв. Будьте внимательны.

После выполнения задания дети сравнивают свои работы, исправляют ошибки.

– С какими звуками мы сегодня познакомились? (со звуками [т’], [т]).

– Какой он? (Звук [т] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом).

– Какой буквой обозначаем звуки [т’], [т]? (буквой Т (тэ)

– На что похожа буква Т (тэ)? (На антенну, стол, зонт и т.д.).

– Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

– Что для вас показалось сложным?

– Как вы думаете, кто хорошо занимался сегодня на занятии?

– Кому надо немножечко постараться?

– Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.

Конспект НОД в старшей группе “Звуки т, буквы Тт”

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Звук Т, буква Т»

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №13» г.Братск:

Мищукова Татьяна Валерьевна

Описание материала: Конспект НОД направлен на подготовку детей к обучению грамоте, развитие творческих способностей, умение мыслить неординарно, умение высказывать свои мысли, делать собственные умозаключения.

Интеграция областей «Познание», Коммуникация», «Социализация».

Цель: вызвать интерес к занятию по подготовке к обучению грамоте, способствовать умению чётко произносить звук Т в сочетании с гласными, давать характеристику звука Т, выполнять анализ буквы Т.

Образовательные: закреплять умение произносить звук т, т в сочетании с гласными, закреплять умение самостоятельно давать характеристику звука т, выполнять анализ буквы т, упражнять в умении определять место звука т в словах,

Речевые: упражнять в умении согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже;

Развивающие: развивать творческую активность детей, умение самостоятельно задавать поисковые вопросы педагогу,

Воспитательные: воспитывать желание отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, умение выслушивать рассуждения сверстников, не перебивая их.

Методы и приёмы: вопросы, совет, поощрение, контроль, рассказ скороговорки.

Демонстрационный материал: «чёрный ящик, предметные картинки, игрушки, набор букв.

Раздаточный материал: пеналы с набором фишек синего, красного и зеленого цвета, предметные картинки, карточки с изображением букв, фишки, звездочки, простой карандаш

Дети входят в группу и здороваются с гостями. Затем проходят и садятся в кружок на стульчики.

2. Мотивация. Подведение к теме занятия

Создаю проблемную ситуацию: «В чёрном ящике я спрятала гостя. Он принес вам новую букву, с которой мы будем с вами сегодня знакомиться. Угадайте загадку и узнаете, кто спрятался:

«Этот зверь похож на кошку,
Но имеет грозный вид.
Если встретишь на дорожке,
Непременно зарычит.
Весь пушистый, полосатый,
Но суров, не любит игр.
Он зубастый и усатый.
Этот кот зовётся ..»(Тигр).

Достаю игрушку тигра. «Да, это тигр. Скажите, какой первый звук в слове тигр? Какой это звук? (согласный)

3. Знакомство со звуками т и ть

1)Игра «Услышь звук в слове»

– А теперь посмотрите на доску. Тигренок к нам в гости пришел не один, он с собой привел разных животных. (клест, воробей, ласточка, дятел, паук, страус, тигр, жук, стрекоза, муравей). В названии каких животных спрятан звук т?

2) Определение места звука т в словах.

– Посмотрите на эту картинку. (диван, стул, стол, кровать, полка, табурет, вешалка, кресло). Как можно назвать эти предметы одним словом? (мебель)

– Назовите те предметы мебели, в названии которых находится звук Т? (стул, стол, кровать, табурет). Где находится этот звук: в середине, в начале или в конце? Твердый он или мягкий? Сделайте вывод: где в слове может находиться звук Т? Каким он может быть?

3) Игра «Кто больше назовёт слов со звуком т?»

Читайте также:
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

– Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше назовёт слов со звуком т (в начале, середине, конце слова). За каждый правильный ответ вы будете получать фишку. В конце игры мы посчитаем фишки, у кого будет больше, тому вручим звездочку.

Громко тикают часы

Громко тикают часы

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.)

В садик нам пора идти,

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево.)

Все мы рано утром встали, (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)

Тик-так, тик-так. (Повторить наклоны головы, руки на поясе.)

В садик дружно зашагали, (Ходьба на месте.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы.)

4. Знакомство с буквой Т

1) – Скажите, пожалуйста, а какой буквой обозначается звук т? (Ответы детей). (Показ педагогом буквы Т). На что похожа буква Т?(На антенну, на молоток).

«Отвечайте, кто знаток:
Это что? (показывает молоток) молоток. Молоток стучит: тук-тук,
Букве «Т» я старый друг».

Т трудилась целый день.

Забивала гвозди в пень.

2)Элементы буквы Т

– Из каких элементов состоит буква Т? (Горизонтальной и вертикальной линий)… С помощью карандашей сложите букву Т. (Дети на столе – выкладывают букву Т из карандашей, из счетных палочек, лепят из пластилина).

3) Нахождение буквы среди других букв

Работа у доски с тигром.

(На столе лежат перемешанные буквы).

-Наш тигренок еще маленький, он поиграл и нечаянно перепутал все буквы. И просит вас помочь найти букву, с которой он сегодня к вам так спешил. Поможем тигренку? Ребята, а какую букву нам нужно найти? (Букву Т. Дети находят на доске буквы).

4) Составление слогов с буквой Т.

– Найдите среди данных букв гласные. Попробуем составить с ними и буквой Т слоги и прочитать их.

5) Печатание буквы.

– Напечатайте букву Т.

5. Итог занятия.Рефлексия

«О каком мы звуке сегодня говорили? Какой это звук? Где в слове может стоять звук т? Какой буквой обозначается?» Педагогом даётся оценка деятельности детей и вручаются звездочки.

«Этот зверь похож на кошку,
Но имеет грозный вид.
Если встретишь на дорожке,
Непременно зарычит.
Весь пушистый, полосатый,
Но суров, не любит игр.
Он зубастый и усатый.
Этот кот зовётся ..»(Тигр).

Конспект коррекционного занятия по теме “Звуки [т] и [т’]. Буква Т”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков «Т» и «ТЬ».
  • Формирование и расширение «семантического поля» слова «телята», развитие валентностей слов.
  • Знакомство учащихся с главными словами в предложении.
  • Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
  • Правописание гласных второго ряда после мягких согласных.
  • Дифференциация звуков «Т» и «ТЬ» в слогах, словах, предложениях через формирование «семантического поля» слова .
  • Развитие мелкой, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование «семантического поля» слова «телята» и развитие валентностей слов.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
  • Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе, производить анализ, сравнение, сопоставление.
  • Воспитание заботы и любви к домашним животным.

Оборудование: таблицы акустико-артикуляционного образа звуков. Набор таблиц с заданиями по формированию и расширению «семантического поля» слова, развитию функции словообразования. «Звуковые домики», синие, зелёные кружки. Словарный материал. Картинки домашних животных.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Собака, волк, кошка, свинья.
  • Корова, лошадь, осёл, курица.
  • Коза, свинья, баран, жеребёнок.
  • Овца, коза, лошадь, собака.
  • Козлёнок, кошка, щенок, ягнёнок.

(1 – дикое животное; 2 – птица; 3 – детёныш; 4 – животное без копыт; 5 – взрослое животное).

2. Формулирование темы занятия

  • В уголке у «Буквоеда» разбросаны буквы в разные стороны.

Логопед даёт задание – из этих букв составить слово:

1-я буква находится в левом верхнем углу – запишите её в тетради.
2-я буква находится в левом нижнем углу – найдите и запишите её.
3-я находится точно в центре.
4-я правее первой.
5-я в правом верхнем углу.
6-я левее пятой буквы.

  • Прочитайте, какое слово «Буквоед» разбросал по буквам. («Телята»).

Назовите первый звук в слове «Телята» («ТЬ»).

– Какой буквой он обозначен? («Т»).

Есть ли ещё буква «Т» в этом слове?

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Р) в начале слога и слова

– Какой звук она обозначает? («Т»).

– Кто назовёт тему нашего занятия?

– Правильно, сегодня мы будем знакомиться со звуками «Т» и «ТЬ» и буквой «Т», которая их обозначает.

  • Выделение главного слова.

Прочитайте ещё раз слово.

– Что оно обозначает? (Телята – это детёныши коровы).

Определите родовое понятие этих слов. (Это домашние животные).

Как вы думаете, о ком мы будем говорить на нашем занятии? (О домашних животных).

Слово «телята», на какой вопрос отвечает? (Кто это? – Обозначает живые объекты).

Выберите «Словечка» для обозначения этого слова.

3. Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения:

  • «улыбка»;
  • «заборчик»;
  • «вкусное варенье»

(Все упражнения выполняются по 6-8 раз перед зеркалом).

4. Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков.

(Опора на таблицы).

При произнесении звука «Т»:
– губы находятся в положении следующего за «Т» гласного;
зубы сближены, но не сомкнуты;
– передняя часть спинки языка при сочетании с гласными первого ряда (твёрдый звук «Т») прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха;
– голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

При произнесении звука «ТЬ»:
– в сочетании с гласными второго ряда (мягкий звук);
– кончик языка опущен и упирается в нижние резцы;
– смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам;
– весь язык более напряжён;
– мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
– воздушная струя идёт через рот;
– голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Произнесение изолированных звуков «Т» и «ТЬ» с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

В «Звуко-буквенном» городке отыскать нужного нам «Звуковечка». (У него сине-зелёная одежда, он без колокольчика в руке, живёт в сине-зелёной квартирке, обозначенной буквой «Т», на Тихой улице в Строительном переулке (название переулков связано с артикуляцией звуков).

– Итак, буква «Т» обозначает согласный, глухой, твёрдый и мягкий звуки.

– Как определили, что глухой?

– На что похожа буква «Т»?

Буква «Т» стоит на крыше
Телевизор в доме том.
«Т» в антенну превратилась
И на доме очутилась.

Молоток стучит «Тук-тук!»
Букве «Т» я старый друг.

Сравните с буквами: «Г» – печатной; «П» – письменной.

(Какими элементами отличаются?)

– Сделайте букву «Т» из проволоки.

Раздаются сигнальные кружки синего и зелёного цвета для обозначения твёрдого и мягкого звуков «Т» и «ТЬ».

5. Произношение звуков в слогах

  • Игра «Эхо».

Я буду мотором, а вы эхом от мотора:

ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ – какой слог лишний – почему?
ТИ-ТЮ-ТЯ-ТЕ-ТА – какой лишний – почему?
ТИ-ТЫ-ТЯ-ТА-КА – какой лишний, объясни!

6. Автоматизация звуков «Т» и «ТЬ» через формирование «семантического поля» слова «телята», развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения

  • Отгадайте слово:

«Почему корова эта
Маленького роста? –
Отвечает Вове Света:
– Очень даже просто,
Это же – ребёнок,
Это же – (телёнок).»

  • Слого-звуко-буквенный анализ слова «Телята».

Произнесите слово «телята» чётко проговаривая все звуки.

– Сколько слогов в слове? Как вы определили?

– Сколько звуков (гласных, согласных, их характеристика)?

– Отметьте в слове звуковые загадки (опасные места – орфограммы).

  • Определите место звуков «Т» и «ТЬ» в слове.

– Почему они звучат по-разному (первый – мягкий, второй – твёрдый)?

– Есть ли в этом слове ещё мягкие согласные? Назовите их.

– Вспомните правило: «Гласные 2-го ряда после мягких согласных». (После «Т» слышится «И» – гласная второго ряда, но пишется «Е», т.к. безударная гласная и представляет опасность).

Повторите правило написания безударной гласной в корне.

– Подберём к слову «телята» родственные слова (вносятся карточки алгоритмы: «способы словообразования»).

  • Родственные слова: телёнок, тёлочка, тёлка, телятница, телятник, телятина, телится, телячий (хвост).

– Выберите из них проверочные слова (тёлочка, телится).

– Прочитайте родственные слова, чётко проговаривая звуки «Т» и «ТЬ».

Дифференциация звуков «Т» и «ТЬ», определение местоположения звуков в словах.

7. Физкультминутка:

«Вышла тёлочка гулять, свежей травки пощипать …»

  • Работа с родственными словами.

К родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:

Читайте также:
Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, фонематического слуха
телята
телёнок
тёлочка
телятница
телятник
телятина
телячьи
пёстрый
весёлые
трудолюбивая
ласковая
новый
уши
свежая
  • Упражнения в согласовании числительного, прилагательного с существительным в игре:
Один(а) Два Много
пёстрый телёнок
трудолюбивая телятница
  • Подбери к словам-признакам слова противоположного значения:
пёстрая
весёлые
трудолюбивая
ласковый
новый
свежая
испорченная
ленивая
сердитый
старый
грустные
одноцветная

8. Выделение главных слов в предложении

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложения из трёх слов.

– Составьте предложения о том, как и что кушают домашние животные:

Телята пьют воду.
Собака грызёт кость.
Коза щиплет траву.
Кошка лакает молоко.
Корова жуёт сено.
Лошадь жуёт овёс.

– Прочитайте предложение про телят.

– Что вы составили? (предложение)

– Про кого вы узнали? (про телят)

– Что вы узнали про телят? (телята пьют)

– Что пьют телята? (воду)

– Сколько слов в предложении? (три)

– Произнесите предложение полностью. (Телята пьют воду)

  • Выделение из предложений главных слов.

Логопед: «Представьте, что из предложения выпало первое слово.

– Что получилось? (Пьют воду)

Пьют воду – это предложение? (Нет)

Что мы не узнали? (Кто пьёт)

Правильно, предложение не получилось.

– А теперь, пусть выпадет второе слово, что получится? (Телята воду)

Что мы не узнали? (Что делают телята)

А теперь пусть выпадет из предложения третье слово.

– Что получается? (Телята пьют).

– Можно назвать это предложением? (Можно!)

Это и есть предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными.

Без них, как вы убедились, предложение не получается».

  • Ученики получают следующие задания:
    – составить предложения;
    – определить количество слов в нём;
    – найти главные слова;
    – поставить к ним вопросы.

Игра: «Кто, какую пользу приносит?»

Корова даёт молоко.
Собака служит хозяину.
Свинья кормит мясом.
Кошка ловит мышей.
Овца даёт шерсть.
Лошадь возит хозяина.

«Кто за кем ухаживает?»

Доярка доит коров.
Конюх кормит лошадей.
Телятница поит телят.
Пастух пасёт овец.
Ветеринар лечит животных.
Птичница кормит кур.
Свинарка чистит поросят.

9. Составь по плану рассказ о любимом животном

  1. Кто это?
  2. Назови части тела животного.
  3. Где живёт? Как называется его дом?
  4. Чем питается? (травоядное или хищное)
  5. Как называют детёнышей?
  6. Как животное передвигается и подаёт голос?
  7. Какую пользу приносит?

10. Итог занятия.

С какими звуками работали на занятии?

– Какое слово было сегодня главным? (Телята)

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект фронтального занятия “Звуки [Т] [Т’]. Буква Т”

Татаринцева Н.Г., учитель-логопед.

Цель: – изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;

– научить детей различать звуки [Т] – [Т’].

– учить выделять звуки [Т] [Т’] в слогах, словах, фразах;

– развивать фонетический слух;

– закреплять правило “Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим”;

– продолжать учить определять позицию звука в слове;

– развивать внимание, память, мышление;

– познакомить с буквой Т.

Оборудование: игрушка тигренка – Татошки; картинный материал (дом с антенной, молоток), цветные магнитики – символы звуков, цветные квадратики (красный, синий, зеленый) для выкладывания схем к словам; картинка с изображением буквы Т, счетные палочки.

Л.: – Сядет тот, кто скажет, какой первый звук живет в его имени.

Знакомство с новым материалом.

Л.: – Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в гости к Тигренку Татошке, который кроме нас позвал к себе еще свою подругу, а кто она, попробуйте догадаться сами. Еще Татошка попросил меня взять с собой его друзей – Звуки [Т] и [Т’].

– Ну, что готовы отправляться в путь?

Л: – Но прежде чем куда-то отправляться, нужно тепло одеться.

– Скажите, что мы можем одеть?

Д.: – теплые носки, шуба, куртка, брюки, перчатки, свитер, шарф, колготки, платок и т.д.

Л.: – Правильно. А теперь проверим, у кого из вас самые внимательные ушки.

– Определите: какой звук живет во всех словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок, свиТер?

Л.: – Хорошо. Вспомните, как эти все вещи можно назвать?

Читайте также:
Конспект коррекционно-развивающего занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Д.: Теплая одежда.

Л.: – Какой вы слышите звук вначале слова: Теплая?

Характеристика звуков [Т], [Т’].

Л.: -Ребята, звук [Т’], какой звук?

Д.: Согласный, глухой, мягкий.

Л.: – Каким цветом мы его обозначаем?

Л.: – Правильно! Подскажите, какой мы слышим звук, мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?

Д.: Звук [Т], твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?

Д.: Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.

Л.: – А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?

Д.: Во всех словах в середине.

Точим нож! Дети имитируют движения точильщика: проводят

Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.

Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей(пав.рукой по лев.)

Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла(лев.рук по пр)

Помидоры, огурцы… Четыре хлопка

Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков

Знакомство с буквой Т .

Л.: – Ребята, вот мы и добрались к Татошке.

– Послушайте внимательно и посмотрите, кто же такая эта гостья, которая тоже нас ждет?

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Л.: – Кто из Вас самый внимательный и глазастый и уже догадался, какая нас буква ждет?

Л.: – Какие вы молодцы! А на, что еще похожа наша Буква?

Д.: На столб, по которому бежит электричество. На стол, с одной ножкой и т.д.

Закрепление графического изображения Буквы Т.

Л.: – Нарисуйте в воздухе Букву Т (закрыв изображение буквы, попросить детей показать еще раз букву). А теперь давайте выложим ее из счетных палочек.

  • Подведение итогов.
  • Л.: – Ребятки, вот и пора нам собираться к себе. Вам понравилось сегодня в гостях у Тигренка Татошке?

    – Кто помнит, с кем мы отправились в путь?

    – Кто нас уже ждал у Татошке?

    – Как выглядит Буква Т?

    – Звук [Т] какой, а звук [Т’]? Чем они отличаются др. от др.? каким цветом мы их обозначаем и почему?

    Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Составление рассказа – описания
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Скачать:

    Вложение Размер
    konspekt_otkrytogo_zhanyatiya_v_starshey_gruppe.docx 23.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» муниципального образования «Курильский городской округ»

    694530, Россия, Сахалинская область, Курильский район, г. Курильск, ул. Гидростроевская, 13А

    телефон 8 (42454) 42-1-60, 42-0-43 ИНН/КПП 6511003683/651101001, ОГРН 1026501100845, Email: sad-alenyshka@yandex.ru

    Конспект открытого занятия

    в старшей группе по развитию речи

    Тема: Составление рассказа – описания

    Воспитатель: Иртакова А.И.

    Цель: Способствовать формированию связной речи детей.

    1. Учить детей составлять описательный рассказ животного, включать в него наиболее точные слова для обозначения признака, цвета, величина;
    2. Развивать голосовой аппарат детей, умение сравнивать, учить произносить чистоговорки громко, шепотом, вопросительно, радостно;
    3. Воспитывать любовь к чтению, интерес к русским народным сказкам, любовь к природе.

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка», «Художественное творчество».

    Оборудование: костюм лисы, картинка с изображением лисы, изображение следов животного, музыкальное сопровождение «Шедевры русской музыки», раскраски, репродукция картины «Осенний лес», корзинка с муляжами грибов и яблок, цветные карандаши.

    1. Вступительное слово.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. Сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся. ( дети здороваются). Молодцы, вы очень вежливые дети!.

    Уверена, что вы будете внимательными, активными, а, значит, узнаете много нового и интересного.

    2. Беседа с детьми.

    – Дети, а какое сейчас время года? (осень)

    – Какой месяц? ( ноябрь)

    – А сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Закройте глаза, представьте себе, что вы листочки (Звучит осенняя мелодия)

    Осенние листочки закружились.

    Веселый ветер зашумел над ними,

    Весело они летели

    И на землю сели.

    Дарит осень чудеса

    В шапки золотые!

    2 .Путешествие по лесу. Встреча с лисой.

    – Вот мы и попали в осенний лес. Открывайте глазки! Как здесь красиво! Какие нарядные деревья! Ой, а как много опавших листиков, а вот и веточки рябины, калинушки.

    Но кто- то крадется из-за ели, что за лесное животное? Дети, отгадайте загадку, о ком же идет речь?

    Хвост пушистый- краса!

    А зовут её … лиса!

    – Правильно, дети, узнали лесную красавицу

    ( звучит музыка, лисичка крадется, в руках у нее корзиночка с муляжами грибов и яблок)

    Проходи, лисичка, милости просим.

    Вы не видели в лесу

    Ярко –рыжую лису?

    Эта рыжая плутовка

    След свой прячет очень ловко.

    В рыжем платьице из ситца

    Хвостик с белым кончиком.

    Краска что ли кончилась?

    Воспитатель : Присаживайся, лиса, к детям. Посмотри, послушай, что о тебе расскажут ребятки.

    – Дети, а как вы думаете, с каким временем года можно сравнить лису?

    Правильно. Лису сравнивают с осенью. Они похожи по цвету. Осень рыжая, оранжевая, коричневая, желтая.

    – О лисе русский народ сложил загадки, сочинил много сказок. Давайте их вспомним. Я вам буду показывать иллюстрации из сказок, а вы отвечайте «Я узнала или узнал сказку…»

    (Предлагаю сказки:«Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль», «Лиса, овца и волк», «Лиса и лапоточек»)

    Воспитатель : А как ласково в сказках называют лису?( лисичка-сестричка, кума, кумушка, лисонька, лиса-Патрикеевна)

    Воспитатель: Ребята, у нас на выставке не все книги, где действующий персонаж лиса. Советую вам посетить с родителями Детскую библиотеку нашего замечательного города, чтобы почитать и другие интересные сказки.

    3. Составление рассказа-описания.

    – А сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказ-описание лисы.

    – Какой величины лиса? ( лиса- небольшое животное)

    – Какой шерстью покрыто тело лисы? ( тело лисы покрыто густой мягкой рыжей шерстью)

    – Какой у лисы хвост? ( хвост большой, рыжий, пушистый с белым кончиком)

    – Какие у лисы лапы? ( лапы короткие, темно-серого цвета)

    – Какая мордочка, уши, глазки ( вытянутая мордочка, заостренная, хитрые глазки и длинные ушки)

    Лиса – красивое животное.

    -Лисонька, ты согласна с описанием детьми твоего внешнего вида?

    Лиса : Да, конечно. Я- небольшой зверь. Мое тело покрыто густой мягкой шерстью. У меня пушистый рыжий хвост. Лапки короткие, темно-серого цвета. Мордочка-вытянутая, с длинными черными ушками и хитрыми глазками. Я – очень красивое животное.

    Воспитатель: Ребята, лиса довольна вашими ответами. А теперь немного поиграем. Вставайте в круг. Начинаем.

    А сегодня к нам пришла хитрая лисичка( ходят по кругу на носочках)

    Показала хвостик рыжий (дети поворачиваются, рассматривают свой «хвостик».

    Такой мягкий и пушистый.

    Притаились, как лиса.

    Мышку в норке поискали,

    Вот какие чудеса.

    5. Работа с чистоговоркой («Развитие речи для старшего дошкольного возраста», автор: Ушакова)

    Саша в лесу встретил лису

    – Произносим медленно, чтобы запомнить

    Воспитатель : Молодцы, лисичке понравилось, как вы отвечали.

    А лиса, дети, подготовила вам небольшое задание. Необходимо раскрасить красивого лисенка (дети раскрашивают)

    – Надеюсь, что это занятие доставит вам огромное удовольствие.

    Воспитатель : Хорошо в осеннем лесу. А на пора возвращаться в группу. А, чтобы нам туда попасть, мы опять закроем глазки, превратимся в листочки (звучит осенняя мелодия)

    Осенние листочки закружились.

    Веселый ветер зашумел над ними,

    Весело они летели

    И на землю сели.

    – Вот мы снова в группе.

    6. Подведение итогов.

    – Дети, скажите, что для вас было самым интересным?

    – А что оказалось трудным?

    – Ребята, посмотрите, у каждого из вас на столе по два кружочка: красный и черный. Если вам понравилось занятие, вы узнали много интересного, нового, я прошу вас на тарелочку лисе положить красный кружок, если не понравилось – черный кружок.

    Воспитатель: Я очень рада, что вам было интересно, а также узнали много нового для себя. До свидания .

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами»

    Цель: Учить детей составлять творческие рассказы.Программное содержание:Научить детей составлять рассказы по картине.Развивать связную речь детей, научить решать противоречия, развивать фантазию.

    Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи»

    Программное содержание:- формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;- закреплять умение.

    «Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект открытого занятия старшей группы «Снегурочка»

    Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие.

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

    Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при .

    Конспект занятия в старшей группе по развитию речи “Составление рассказа по картине В.М. Васнецова “Богатыри”

    Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»

    Задачи: Продолжать учить детей рассказыванию по картине. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки. Обогащать и активизировать словарь.Обучающая: – развивать диалогическую форму речи, че.

    Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

    Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Задачи:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение подробн.

    Конспект занятия: Составление рассказа-описания «Белка»

    Конспект занятия по теме: «Составление рассказа-описания «Белка» предназначен для детей 3 класса КРО. Занятие построено на использовании метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР.

    Пояснительная записка

    Конспект занятия по теме: «Составление рассказа-описания «Белка» предназначен для детей 3 класса КРО. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ЗПР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Ограниченные представления об окружающем мире, бедный словарный запас и грамматически неправильное оформление речи являются результатом несформированной связной речи.

    Составление рассказа-описания в календарно-тематическом планировании входит в структуру работы над связной речью. В основу занятия положено использование метода мнемотехники.

    Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. При помощи схем-моделей в процессе составления рассказа зарисовываются опорные картинки-символы, которые впоследствии помогают воспроизвести текст связно, в логической последовательности.

    Мнемотехника как метод помогает привлечь внимание детей к процессу рассказывания, а также удержать в памяти структуру содержания текста.

    Конспект занятия: Рассказ-описание «Белка»

    Цели: научить составлять рассказ-описание на тему «Белка»

    • упражнять детей в умении составлять рассказ-описание с использованием мнемосхемы;
    • закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности;
    • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ;
    • обогащать активный словарный запас такими словами как «дупло», «шалунья», «игривая», «задорная», «чудесный», «пушистый», «чёрные кисточки», «нрав»;
    • совершенствовать грамматический строй речи.

    Ожидаемый результат: сформировано умение составлять рассказ-описание на тему «Белка».

    Оборудование: картинка с изображением белки; альбомные листы с пустыми жёлтыми окружностями и одной красной по количеству детей; цветные ручки, фломастеры, карандаши, в том числе и простые, корректоры письменных ошибок; слайд «Лес»; слайд, на котором окружности открываются по щелчку; аудиодиск «Звуки леса», разрезные картинки (от 3 до 6 составных частей) с изображением грибов, ягод, орехов и жёлудей, сигнальные кружки чёрного, зелёного и красного цветов.

    Белка – дикое животное. Её можно встретить в лесу или в парке. Белка живёт на дереве в дупле. У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые. На ушках чёрные кисточки. У белки чудесный пушистый хвост. Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди. У этой шалуньи весёлый нрав. Она легко прыгает с ветки на ветку. Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная.

    План занятия

    I. Организационный момент.

    – Здравствуйте! Ребята, поздоровайтесь с гостями.

    – Перед вами лежат листы с окружностями, цветные карандаши, ручки, простые карандаши, стёрки, корректоры. Всё это вам понадобится на занятии.

    – Сегодня мы составим рассказ про животное (слайд «Лес»). Послушайте загадку и отгадайте, про какое животное идёт речь.

    Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу.
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу.

    II. Основная часть.

    1. Про кого будем составлять рассказ? (про белку). Как будет называться наш рассказ? («Белка») – слайд с окружностями + картина «Белка».

    – В центральном кружочке пишем букву «Б». Это будет название нашего рассказа – «Белка».

    – Посмотрите на картинку и подумайте, как ещё можно заменить слово «белка» в рассказе? Какие слова вы подберёте? (белка, красавица, шалунья, она) – запись на доске. (По просьбе логопеда слова читает ученик). Эти слова мы будем использовать с вами в рассказе.

    – Прежде чем начать рассказ, нужно выяснить, белка какое животное – дикое или домашнее? (дикое). Какое предложение составим? (Белка – дикое животное). Пишем в первом красном кружочке – с него мы начнём наш рассказ — букву «Дик.».

    – Где её можно встретить? (в лесу или в парке). Составьте предложение. (Её можно встретить в лесу или в парке.) Рисуйте в следующем кружочке лес так, как вы его представляете.

    – Теперь закройте глаза, и давайте представим, что мы находимся в лесу. Послушаем голоса птиц, представим себе белочку на дереве (используется аудиозапись).

    – Молодцы! Теперь давайте подумаем, в чём белка живёт на дереве? (в дупле). Дупло – это жилище белки, её дом.

    Каждый проговорите это слово.

    – Составьте предложение. В чём белка живёт на дереве? (Белка живёт на дереве в дупле.)

    – Рисуем в следующем кружочке дупло на дереве.

    – Давайте опишем внешность белки. Какого цвета у нашей красавицы шерсть, грудка и живот? (шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые).

    – Составляем предложение. (У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые.)

    – Рисуем штрихи оранжевого и белого цветов. Белый цвет можно сделать штрих-корректором.

    – Что на ушках? (чёрные кисточки). Повторите каждый эти слова. Какое предложение составим? (На ушках чёрные кисточки.)
    Рисуем в следующем кружочке чёрные кисточки.

    – Какой у белки хвост? (чудесный, пушистый). Составляем предложение. (У белки чудесный пушистый хвост.) Рисуем в следующем кружочке хвост.

    – Что она любит есть? (грибы, орехи, ягоды, жёлуди) Какое предложение составим? (Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди.) Рисуем в следующем кружочке грибы, ягоды, орехи и жёлуди.

    – Давайте поможем белке сделать запасы на зиму. Соберите разрезные картинки (используются картинки «гриб», «ягоды», «жёлуди», «орехи»)

    – Кто собирал картинку «гриб» — поднимите руки вверх и хлопните в ладоши.

    – Кто собирал картинку «орех» — покивайте головой.

    – Кто собирал картинку «ягоды» — присядьте.

    – Кто собирал картинку «жёлудь» — подпрыгните.

    – Молодцы! Продолжаем дальше. Какой у нашей шалуньи нрав? Что значит «нрав»? Нрав – это характер. Какой у нашей шалуньи нрав? (весёлый). Составьте предложение. (У нашей шалуньи весёлый нрав.) Рисуем в следующем кружочке улыбку.

    – Мы приходим в лес. Что мы видим? Чем она занимается? (прыгает с ветки на ветку) Как она прыгает с ветки на ветку? (легко) Составляем предложение. (Она легко прыгает с ветки на ветку.) Рисуем ветку в следующем кружочке.

    – Теперь нам нужно заклнчить наш рассказ. Вам нравится белка? Почему вам нравится белка? Какие слова мы подберём? Она любит играть? (да) Значит она игривая. Она весёлая? (да) Значит она задорная. Какое предложение составим? (Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная).

    2. Далее работаем с вами по вопросам по тексту. (логопед задаёт последовательно вопросы по тексту, дети отвечают)

    3. Послушайте, какой рассказ у нас получился. Я рассказываю – вы следите по своим мнемосхемам.

    4. Пользуясь своими рисунками по тексту, перескажите рассказ «Белочка».

    III. Итог занятия.

    Ребята, я хочу вас поблагодарить за вашу работу. Все старались, были внимательными. Каждый оцените себя – поднимите чёрный кружок, если считаете, что рассказали плохо; зелёный – хорошо, но с ошибками; красный – очень хорошо. Назовите, по вашему мнению того ученика, чей рассказ вам понравился больше всего. (Далее логопед высказывает своё мнение и рекомендации по работе каждого ученика).

    – Всего доброго. До свидания.

    Кухоренко Анна Александровна
    учитель-логопед,
    МБОУ СОШ №8, г. Самара

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: