Звук Ш, дифференциация звуков С-Ш – конспект открытого логопедического занятия

Конспект занятия по логопедии. Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш].
план-конспект

Конспект открытого логопедического занятия “Дифференциация звуков с-ш”. Самоанализ открытого логопедического занятия “Дифференциация звуков с-ш”.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_i_samoanaliz_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_s-sh_uchitel_-_logoped_kuleshova_v.v.zip 45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по логопедии

Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш].

Цель : закреплять знания учащихся о согласных звуках и буквах с-ш.

Образовательные: научить различать звуки [с], [ш] на слух в слогах, словах, во фразе, читать слова с этими звуками, закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [с] – [ш].

Коррекционно – развивающие : развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, фонематический слух, связную речь, развивать навыки словообразования.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на занятии, бережное отношение к дидактическому материалу, воспитывать интерес к занятию.

1. Орг. момент. (0,5 мин)

2. Сообщение темы. (0,5 мин)

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (5 мин)

4. Сравнение артикуляции звуков. (2 мин).

Характеристика звуков. (3 мин)

5. Игра «Выложи букву» – выкладывание букв из фасоли (развитие мелкой моторики). (2 мин)

6. Игра «Топни-хлопни» (упражнение направлено на развитие фонематического слуха). (3 мин)

7. Игра «Собери слово» – образование слова из слогов (развитие фонематического синтеза). (2 мин)

8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах (словообразование). (2 мин)

9. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи). (0,5 мин)

10. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи) (2 мин)

11. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).

12. Работа с карточками. (2 мин)

13. Подведение итогов. (1 мин)

Регламент занятия 25 минут.

Оборудование: комплекс артикуляционной гимнастики, ворота, пенопластовый шарик, снежинки из бумаги, буквы «С», «Ш», фасоль, слоги для образования слова «Страшила», картинка Страшилы, картинки «шкаф», «сумка», наборы картинок на звуки С, Ш; ручки, карточки с заданием.

Логопед: «Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья».

Дети поднимают руки.

Логопед: «подул теплый ветерок ш-ш-ш, зашелестели листья».

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Логопед: «Подул холодный ветер с-с-с, закачались сосны».

Дети покачиваются и машут руками.

Логопед: «Ветер затих – не шевелятся ни листочки, ни ветки».

Логопед: «А теперь тихонечко сели».

2. Сообщение темы:

Логопед: «Как шумела листва от теплого ветерка?»

Логопед: «Как подул холодный ветер?»

Логопед: «Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш]».

3. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: «А теперь мы с вами выполним упражнения для губ и язычка».

По устной инструкции и показу логопеда дети выполняют артикуляционную гимнастику «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Качели».

Дыхательная гимнастика : «Загони мяч в ворота», «Снежинка».

4. Сравнение артикуляции звуков:

Логопед: «Давайте вспомним, как правильно произнести звук [с]. Нужно улыбнуться. Широкий кончик языка упереть в нижние зубы. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить холодная струя воздуха».

Дети произносят звук [с].

Логопед: «А теперь произнесем звук [ш], для этого нужно открыть рот, округлить губки и слегка вытянуть их вперед, поднять широкий язычок и сделать «чашечку», произнести звук [ш]. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить теплая струя воздуха».

Дети произносят звук [ш].

Логопед: «Давайте вспомним звук [с] какой»?

Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух во рту встречает преграду; глухой. Он может быть твёрдым и мягким».

Логопед: «Молодцы! А звук [ш]»?

Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух встречает во рту преграду; глухой, он всегда твёрдый».

-Что общего в звуках с-ш? Они согласные, глухие.

-Чем они отличаются?

-При произношении звука с губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы; воздушная струя холодная. При произношении звука ш губы выдвинуты вперёд трубочкой, язык поднят к нёбу чашечкой; выдыхаемая струя воздуха тёплая

5. Игра «Выложи букву» – выкладывание букв из фасоли (развитие мелкой моторики).

Логопед: «Какой буквой обозначается звук [с]?»

Логопед: «Какой буквой обозначается звук [ш]?

Буквы вывешены на доску.

Логопед: «Давайте выложим их из фасоли».

Учащиеся выкладывают буквы.

6. Игра «Топни-хлопни » (упражнение направлено на развитие фонематического слуха).

Логопед: «Дети, а сейчас поиграем в игру «Топни-хлопни», если я произнесу звук [с] будете хлопать, если звук [ш] – топать. Я буду называть сначала слоги, а затем слова. Слоги: ша, са, ус, шу, со, аш. Слова: сила, мешок, сила, нос, мышь, усы, уши».

Дети выполняют задание.

7. Игра «Собери слово» – образование слова из слогов (развитие фонематического синтеза).

Логопед: «Сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто – это вы узнаете, когда переставите слоги так, чтобы получилось имя».

Когда учащиеся справляются с заданием, выставляется картинка Страшилы.

8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах (словообразование).

Логопед: «У Страшилы в голове все звуки перепутались, поэтому он расстроен. Послушайте, что он сказал:

«Кошка ловит миску , мама моет мышку .

Пожарный носит кашку , Саша ела каску .

Танцует Мишка в Машке , конфету дали маске ».

Чтобы у Страшилы поднялось настроение и он вернул звуки [с] и [ш] на место, давайте образуем для него добрые слова от слов, которые я сейчас назову: ласка… (ласковый), слава. (славный), послушание… (послушный), смелость… (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки на место и отгадал правильные слова.

А теперь поможем Страшиле вернуть звуки [с] и [ш] на место. Послушайте, внимательно фразы и исправьте ошибки:

Логопед: «Кошка ловит миску , мама моет мышку .

Дети: «Кошка ловит мышку , мама моет миску ».

Логопед: «Пожарный носит кашку , Саша ела каску” .

Дети: « Пожарный носит каску , Саша ела кашку ».

Логопед: «Танцует Мишка в Машке , конфету дали маске» .

Дети: «Танцует Мишка в маске , конфету дали Машке ».

Молодцы! Вы помогли Страшиле вернуть «перепутанные» звуки на место и отгадать правильные слова.

9. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи) .

Логопед: «Страшила так развеселился, что придумал чистоговорки- небылицы. Давайте вместе их проговорим».

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ».

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

10. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи).

На парте – две картинки: шкаф и сумка.

Логопед: «Страшила придумал ещё одно задание. Возьмите картинки, которые лежат у вас на столе. Если в названии вашей картинки есть звук [с], вы кладете этот предмет в сумку, а если звук [ш] – в шкаф. Например, я положу мишку в шкаф».

Дети выполняют задание.

Логопед: «Давайте поблагодарим Страшилу за интересные задания»!

11. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).

На полочке нашей смешные игрушки,

(стоя, руки на поясе)

Смешные ежи и смешные лягушки.

(ходьба на месте, прыжки на месте)

Смешные медведи, смешные олени,

(ходьба боком, руками показываем рога оленя)

Смешные моржи и смешные тюлени.

(прыжки в стороны).

12. Работа с карточками.

На карточках напечатаны слова с пропущенными буквами С и Ш:

«стол, шапка, носок, мышка, дедушка, шуба, сказка, лес, капуста, лягушка».

Задание: вписать пропущенные буквы и прочитать.

Логопед: «О каких звуках мы сегодня говорили? Дайте характеристику этим звукам. Вам понравилось занятие?».

Учитель – логопед: Кулешова В.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по логопедии Тема: Автоматизация звука [С ] в слогах и словах со стечением согласных.

конспект индивидуального занятия для ребенка с дизартрией и моторной алалией.

Конспект занятия по логопедии. Тема: “Дифференциация звуков Ш-Ж”.

Занятие по логопедии в коррекционной школе 8 вида. Вид занятия: повторение.

Конспект занятия по обучению грамоте ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Конспект занятия по логопедии Тема : Деление слов на слоги.

Конспект занятия по логопедииТема : «Деление слов на слоги. Цели: Образовательные: формирование навыков деления слов на слоги.Коррекционно-развивающие: развитие дыхания, мелкой моторики, психичес.

Конспект урока чтения на тему: “Дифференциация звуков С – Ш”

для учащихся 1 класса.

Конспект занятия по логопедии “Дифференциация звуков с-з в словах и словосочетаниях”.

Занятие направлено на различение звуков с-з в устной и письменной речи.

Конспект занятия НОД на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложении»

Конспект занятия НОД на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложении» поможет вам в сказочной, интересной форме провести работу по дифференциации звуков [С] и [Ш] в пред.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”

Конспект лоопедического занятия “Дифференциация звуков С-Ш”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”»

Тема: Дифференциация звуков [С]- [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. («Путешествие в сосновый лес»).

Цель: закрепить правильное произношение слов, словосочетаний и предложений со звуками [С] – [Ш] .

1. Коррекционно – обучающие:

– развитие умения выделять звуки [С], [Ш] на фоне слова, словосочетания, предложения;

– совершенствование навыка произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

– формирование грамматического строя речи.

2. Коррекционно – развивающие:

– развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;

– развитие речевого дыхания;

– развитие чувства ритма, зрительно-пространственной ориентации;

3. Коррекционно – воспитательные:

– формирование положительной мотивации к занятиям;

– воспитание умения выполнять задание по инструкции;

– воспитание самоконтроль за речью.

Оборудование: массажный шарик «Су-Джок» предметные картинки со звуками [С], [Ш], табличка с текстом, шишки для счета, куклы Миша и Соня.

работа со скороговорками

II. Сообщение темы занятия

соотнесение звука и буквы

IV Работа с ритмизованной строкой

V Дифференциация [С], [Ш] в словах

VI Игра «Посчитай-ка»

VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте

Ход занятия:

I. Оргмомент

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришли две куклы. Их имена ты узнаешь, разгадав ребусы. Чтобы приступить к нашему занятию, нужно поработать со скороговорками. (Логопед предлагает повторить скороговорки и назвать наиболее часто повторяющиеся в них звуки)

работа со скороговорками

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Логопед: Давай вспомним, какие звуки часто повторялись в скороговорках.

Ребёнок: Часто повторяющиеся звуки в скороговорках [С] и [Ш].

Логопед: Молодец! Осталось узнать имена наших гостей.

решение ребусов

Логопед: Решаем ребусы. Выделяем первый звук из названия картинок.

Шишка, утка, рак, арбуз – Шура

Слон, ослик, нитки, автобус – Соня

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Как ты думаешь, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Ребёнок: Мы сегодня будем учиться различать звуки [С] и [Ш].

Логопед: Давай вспомним характеристику звуков.

[С] – согласный, глухой, твёрдый.

[Ш]- согласный, глухой, твёрдый.

2) соотнесение звука и буквы

III Физминутка

Логопед: Закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки. Покажи, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

(быстро – быстро шевелит пальчиками)

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

(покачивается и машет руками)

Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

IV Работа с ритмизованной строкой

Логопед: Сначала громко произносятся слоги, тихо – слова. Потом наоборот.

ша-ша-ша – наша Маша хороша

шо-шо-шо – как мне хорошо

шу-шу-шу – в школу я спешу

ши-ши-ши – вот какие малыши

са-са-са – прилетела к нам оса

со-со-со- вот какое колесо

су-су-су – сумку я несу

сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Логопед даёт образец, а ребёнок повторяет.

V Дифференциация [С], [Ш] в словах

Логопед: Что же здесь случилось? Соня и Шура придумали слова со звуками [С] и [Ш], но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем ребятам вернуть звуки на место и разделить слова на слоги и поставить ударение.

Игра «Четвёртый лишний»

. ишка, .ум, о.а, мы.ка

. ова, ма.ина, . орока, .урок

ти.ина, .ук, .о.на, .умка.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему?

VI Игра «Посчитай-ка» (Умение согласовывать числительное с существительным)

Одна шишка, две шишки….

Одна сумка, две сумки…..

VII Физминутка

Су-Джок терапия (массаж пальцев эластичным кольцом) поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

Логопед: А теперь, чтобы нам прийти на лесную опушку, надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –

Понес мешок с песком.

IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте

Логопед: По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!

(картина с изображением соснового леса)

Послушай текст и назови слова, в которых встречаются звуки [С] и [Ш].

Соня и Миша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.

Соня и Миша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

X Итог занятия

Логопед: Вот мы с тобой и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил звуки. С собой возьми сосновую шишку.

XI Рефлексия

Логопед: Всё ли у тебя получилось? Какое задание тебе больше всего понравилось? Ты молодец!

Методическая разработка: Конспект открытого занятия по теме «Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш»

Конспект интегрированного занятия. Тема: Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. Интеграция: логопедия, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация. Цель: закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.

Конспект открытого занятия. Тема: Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. Логопедическое занятие.

Тема: звук Ш, дифференциация звуков С-Ш.

  • закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.
  • познакомить с ненецкой народной сказкой «Кукушка»;
  • познакомить с особенностями быта ненцев;
  • закрепить знания о кукушке;
  • развивать логическое мышление, воображение.
  • закрепить произношение звука Ш, дифференциация звуков С-Ш в словах;
  • учить разгадывать загадки;
  • активизировать и обогащать словарь детей новыми словами(чум, малица, тундра);
  • продолжать совершенствовать умение образовывать мн.число существительных, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные множественного числа;
  • развивать фонематическое восприятие и слух.
  • продолжать формировать способы установления теплых отношений с членами семьи, проявления заботы, помощи, уважения;
  • развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, давать объективную оценку своим и чужим поступкам.
  1. Хрестоматия для детей старшего возраста: Книга для воспитателей детского сада. Составитель З.Я.Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. Москва. Просвещение. 1990
  2. Энциклопедия «Живой мир». Москва. Росмен. 2001
  3. Презентация.
  4. Мультимедийное оборудование.
  1. Беседа на тему «Наши мамы».
  2. Чтение и обсуждение русских народных сказок, нанайской сказки «Айога».
  3. Беседы о кукушке.
  4. Просмотр познавательного фильма «Кукушка».
  • видеоролик «Песня змеи». Овчинникова Т.С., Макаренко И.В., Федорович Л.А.
  • мультипликационный фильм «Северная сказка». «Экран».
  • чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Я здороваюсь везде:
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседней курице.
Здравствуй, небо, голубое!
Здравствуй, солнце, золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!

Мне здороваться не лень!

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы закрепим звуки [c], [ш].

3. Игра «Поймай звук».

– Я вам сейчас раздам геометрические фигуры и буду произносить разные слова. Если вы услышите в слове звук “С”, то поднимите круг, если в слове есть звук “Ш” — треугольник. Звук может быть в начале, середине или конце слова. Победит тот, кто меньше ошибётся.

Слова: шуба, сапоги, коса, лиса, лапша, посуда, шарф, машина, класс, брошь.

4. Изолированное произношение звуков:

– Р., Вы любите кататься на велосипеде? Представьте, что мы выехали на велосипедную прогулку. Вдруг у нас стало спускаться колесо.

– Какой звук мы услышим? (Ш-Ш-Ш) (слайд 10)

– Достанем насос и накачаем колесо! (С-С-С) (Слайд 11)

– Но колесо снова спустилось. Какой звук услышали? (Ш-Ш-Ш) (Слайд 12)

– Но мы не расстроились, а заклеили колесо и снова накачали насосом! Как это мы сделали? (С-С-С) (Слайд 13)

5. Логоритмика.

– На дороге мы увидели змею. Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш) (Слайд 14)

– Но она нас не испугала, ведь мы знаем песенку змеи? Давайте её споем!

(«Песня змеи» Овчинникова Т.С., Макаренко И.В., Федорович Л.А.)

Шуршит змея -ш-ш-ш, шипит змея — ш-ш-ш
Ползет, ползет старается — ш-ш-ш.
Опасная — ш-ш-ш, ужасная ш-ш-ш
Пружиной извивается.
Обманчив тихий шорох и покой,
Напасть она готова в миг любой.
Не принимай змеиный комплимент,
Змея тебя предаст в любой момент.

6. Чтение слогов. Игра «Построй башню».
7. Игра «Составь слово».
8. Игра «Один — много».
9. Игра «Четвертый лишний».
10. Игра «Отгадай загадку».

Кто на ёлке, на суку
Счёт ведет ку-ку, ку-ку?
(Кукушка.)

11. Скороговорка.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушонок в капюшоне смешон.

12. Знакомство с ненецкой народной сказкой «Кукушка».

– Сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой «Кукушка». Написал ее ненецкий народ. Есть такая национальность на севере. Мы уже знакомились с другим народом севере. Кто вспомнит о каком народе я говорю и какую сказку этого северного народа мы читали?

– Ненцы, как и нанайцы, тоже живут на севере. Они живут в тундре. Это огромное море льда льда и снега. В тундре очень длинная полярная ночь, и короткое лето, когда солнце светит круглые сутки. Летом снег и лед тают и вырастают растения. Сегодня мы прочитаем сказку «Кукушка»и узнаем о том , как живет ненецкий народ. Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно слушайте и, если встретятся незнакомые слова запомните их, потом мы узнаем их значение.

– Какие незнакомые слова встретились в этой сказке?

– Что обозначают слова «чум», «малица»?

– Эти слова характеризуют быт народа, который и сочинил сказку. Какой народ ее сочинил?

– О ком эта сказка?

– Почему сказка называется «Кукушка?» Что это за птица? (Птица, которая никогда не ухаживает за своим потомством. Подбрасывает свои яйца в другие гнезда.)

– Почему мама стала кукушкой?

– Вспомните сказку и закончите предложение.

13. Игра «Закончи предложение».

– Что делали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?

– Почему по тундре красный мох стелется?

– А сейчас, ребята, посмотрим отрывок из мультфильма «Северная сказка», созданного по мотивам ненецкой народной сказки «Кукушка».

– Что вы можете сказать о детях, какие они?

– Как надо относиться к маме?

14.- Давайте встанем в круг и поиграем.

(Игра с мячом) Расскажите мне о том, какая ваша мама.

15. Итог занятия. Рефлексия.

Презентация к занятию:

Никонюк Светлана Анатольевна,
учитель-логопед,
детский сад №104 ОАО»РЖД»,
г. Поворино Воронежская обл.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]- [ш]

Содержимое публикации

Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]

Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш

– закрепление знаний о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях;

– установление отличительных признаков в механизме организации звуков и их акустических особенностей.

– закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на заменяемый звук ;

– уточнение артикуляционных и акустических особенностей заменяемого звука ;

– закрепление отличительных дифференцировок артикуляционных и акустических признаков этих звуков ;

– развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;

– формирование навыков звукового анализа ;

– закрепление дифференцированного произношения звуков [С] и [Ш] в самостоятельном произношении ребенка.

3. Воспитательные : формирование целеустремленности, аккуратности, желания красиво и правильно говорить.

Оборудование : ПК, зеркало, пособия для развития воздушной струи, схема-таблица артикуляции звуков [С]–[Ш] , буквы, картинки, слова-домики для графического анализа предложений.

1. Организационный момент

1) Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

– С какого звука начинается слово сова? (Со звука [С])

2) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)

– Назовите первый звук в слове шарф .

– Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш] . Но сначала выполним зарядку для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).

1. «Улыбка»«Бублик»

3. «Вкусное варенье»

4. «Почистим зубки»

3. Упражнение для развития воздушной струи : подуть в колпачок.

4. Проговаривание изолированного звука

– Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем еще насосом : с-с-с. (Дети, имитируя накачивание насоса,длительно произносят: ссс) .

– Хорошо накачали шины, только слышишь, воздух шипит. Оказалось, что в шине есть маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Слышишь? ш-ш-ш. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. Вот теперь можно кататься на велосипедах.

– Помните, как воздух шипел, когда выходил из шины? (картинку с изображением шины

– А как воздух свистел, когда выходил из насоса? (картинка с изображением насоса)

– А теперь будь внимательными, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны посвистеть «ссс» , а если с изображением шины – пошипеть «шшш» .

5. Анализ артикуляции Вывешиваются схемы-таблицы :

– Я нарисовала таблицу, но запуталась какая из них относится к звуку [С] , а какая к звуку [Ш] .

6. Характеристика звуков

– Как ты думаешь : звук [С] гласный или согласный? Почему согласный? А звук [Ш] ? Скажи, звук [С] глухой или звонкий? А звук [Ш] ?

7. Связь звуков и букв :

– На что похожа буква С; Раскрась букву С

– На что похожа буква Ш; Раскрась букву Ш

8. Развитие фонематического слуха:

Посмотри сколько у меня есть разных картинок. Вот тебе 2 корзинки, в первую выбирай картинки в которых есть звук [ c ], а во вторую, звук [ш].

9. Дифференциация в слогах – Посмотри , сколько цветов выросло на поляне.

Предлагается прочитать слоги, написанные на цветках, вначале слоги со звуками , которые не получились :

Затем со звуком , на который заменялся :

Теперь с сопоставлением : са-ша, су-шу, со-шо.

10.Физминутка

кто у нас живет в квартире?

(Дети топают на месте)

их могу я посчитать.

(ритмично хлопают в ладоши)

Мама, папа, брат, сестренка,

(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)

кошка Мурка, три котенка,

(наклоняются вправо – влево)

мой щенок, хомяк и я —

(делают повороты туловища в стороны)

это вся моя семья.

(широко расставляют руки).

11. Дифференциация звука в словах

– А теперь посмотри на эти картинки с изображением мишки и миски.

– Положи красную фишку, где мишка, а синюю – где миска. Назови первую картинку, а теперь вторую картинку.

– Скажи, чем слова мишка, миска, похожи друг на друга? Чем они отличаются?

– Давай попробуем составить составить предложения с этими словами?

(По лесу идет. (мишка) . Кашу едят из. (миски) . На столе стоит. (миска) . В берлоге спит. (мишка) .

12. Звуко-слоговой анализ

– Сколько частей в слове миска? (2) .

– Определи место звука [С] в слове .

– Сколько частей в слове мишка? (2).

– Определи место звука [Ш] в слове.

13. Домашнее задание

1. Придумать по 5 слов со звуком [С] и со звуком [Ш] .

2. Выучить стихотворение :

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

14. Итог занятия

– Какие звуки мы учились различать?

– Расскажи все, что ты знает о звуке [С] ?

– А о звуке [Ш] ?

– Какие слова ты запомнил со звуком [С] ? А со звуком [Ш] ?

– Что больше всего понравилось на занятии ?

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме “Дифференциация звуков и букв С-Ш”

Разделы: Логопедия

  • Коррекционно-образовательные:
    • формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;
    • активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
    • упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;
    • составлять предложения с данными словосочетаниями.

  • Коррекционно-развивающие:
    • совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
    • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
    • закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
    • улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.

  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим

Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (. апка, . ипы, ква. насо. , . анки, . ина, . уба, шала. . утки, . ова, . ода, . умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.

I. Организационный момент.

Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.

Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.

– Меня зовут Фафа.

– Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

– Я не умею произносить только некоторые звуки.

– Но как мы узнаем твоё имя?

– Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.

II. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? Саша.

– Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.

– Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

– Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).

Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка

2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино»

Повторяйте за мной.

Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.

са—шаса шосошо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша
мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са
в лесу бегает лиса.
Со-со-со
у Вовы колесо.

4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.

Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).

– Говорите, что вы видите.

5. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

– Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.

мискамишка

каскакашка

кассакаша

маскаМашка

6. Нахождение предметов со звуками С и Ш.

Остановка «Магазин. Покупай-ка».

Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).

Похвалитесь своими покупками Саше. («Я купила мишку и стул»).

– Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.

7. Подбор предметов к признакам.

Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:

Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказать большой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.

Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.

Составьте с этими словами предложения.

Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков «с-ш» в слогах, словах, предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия

«Дифференциация звуков «с-ш» в слогах, словах, предложениях»

закрепить навыки различения и правильного произношения звуков С – Ш;

– закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-Ш;

– автоматизация звуков С – Ш в слогах, словах, предложениях;

– научить определять заданный звук в слове;

– учить детей соотносить звуки С – Ш с буквой С-Ш.

Коррекционно-развивающие:

– с овершенствовать фонематический слух и восприятие ;

– развивать внимание, память, зрительное восприятие, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков.

Оборудование : ноутбук (планшет), презентация.

Ход занятия:

I . Орг. Момент. Логопед читает стихотворение, ребёнок повторяет только губами.

Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал,

Так что время не теряем, и работать начинаем.

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Думаем и не спешим . Слайд 2

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас особенный день, у нас на занятии гость. И нам нужно его удивить и обрадовать хорошими знаниями, примерным поведением и правильной речью.

А узнаете гостя, если отгадаете загадку.

Среди всех зверей он главный,
И зайчишек защитит,
И с волком поговорит,
Любит сильно он поспать,
Также лапу пососать,
А живет он, прям в берлоге.
Что за зверь любитель меда? (Медведь).

– Правильно, ребятки! Но к нам сегодня пришел совсем маленький медвежонок. Он хочет многое узнать, поэтому принес вам очень интересные задания.

II . Основная часть.

Итак, 1 задание. Артикуляционная гимнастика.

1. Упр. «улыбка» слайд 3

2. Упр. «Расческа» слайд 3

3. Упр. «Месим тесто» слайд 5

4. Упр. «Чашечка» слайд 6

5. Упр. «чистим зубки» слайд 7

6. Упр. «маляр» слайд 8

7. Упр. «качели» слайд 9

2 задание. Звуковая разминка.

– Вспомни, какой звук издают предметы, изображённые на картинке. Возьми карандашик и четко произнеси указанные звуки столько, сколько ведёшь карандашиком по дорожкам (карточка).

– Теперь посмотри на картинку. На ней санки. Хлопни в ладоши, если услышишь, что я правильно сказала слово «санки».

– Вспомни, какой звук издают предметы, изображённые на картинки. Возьми карандашик и четко произнеси указанные звуки столько, сколько ведёшь карандашиком по дорожкам.

– Теперь посмотри на картинку. На ней шишка. Хлопни в ладоши, если услышишь, что я правильно сказала слово «шишка» (карточка).

3 задание. Уточнение произношения звуков С и Ш, их характеристика.

Логопед предлагает установить отличие звуков с и ш. (карточка)

4 задание. Речевая зарядка. Дифференциация звуков С и Ш в прямых слогах.

Ребёнок воспроизводит слоговые цепочки вслед за логопедом. Слайд 11.

5 задание. Игра с мячом. Учить узнавать звуки С и Ш в слогах и словах.

Игра « Поймай слог» Слайд 12

Поймай слог СА-( са-да-жа-ло-жу-ку-са-пы-ши-ду-са-жа- …..

«Поймай слово со звуком с».

Шарик, солнце, рог, зола, колос, корж, лоза, вилка, кожа, жара, нос, свинья.

Поймай слог ШУ слайд 13

«Поймай слово со звуком ш».

Магазин, шапка, жук, полоса, шипы, улыбка, жмурки, розы, сахар, жара, сковорода, забор, шкаф, здоровье, шум, самовар, жалкий, звезда.

6 задание. Игра «Закончи слово»

Помоги мне отгадать слова, закончив нужным звуком – [С] или [Ш].

анана… какту… глобу…

каранда… автобу… ду…

7 задание. Упражнение «Скажи правильно»

Назови картинки, не путая звуки [С] и [Ш].

Слова: солнышко, пастушок, машинист, старушка, Саша, шахматист, штангист, сушки.

8 задание. Игра «Посчитай»

А теперь давай посчитаем от одного до шести, используя названия картинок.

Слова: старушка, пастушок.

9 задание. «Прочитай слог, назови слово»

Тренировать ребенка в произнесении [с-ш] в начале слова в открытых слогах. Развивать навык слогового анализа.

Прочитай слог. Нажми на слог курсивом мышки. Назови слово, на которое показывает стрелка. Скажи, какой по счету слог стоит в этом слове. Слайд 14.

10 задание. «Прочитай слог, назови картинку»

Прочитать слог. Найди слово, которое начинается с этого слога. Нажми на картинку с помощью мышки, если слово выбрано правильно картинка подвинется к слову. Произнеси слово по слогам. Слайд 15.

11 задание. Игра «Профессии».

Назови профессии и увлечения людей. Кому что нужно для работы?

Картинки: пастушок, штангист, шахматист, машинист, шахматы, штанга, поезд, стадо.

12 задание. Упражнение «Рифмы».

Закончи стихотворение, подобрав слова в рифму так, чтобы получились смешные стишки.

Положили в миску ….

Картинки: каска, кашка.

Сладко спит в берлоге …

На столе с салатом …

Картинки: мишка, миска.

13 задание . «Стихотворения». Красиво расскажи стихотворения, ведь ты уже не путаешь звуки [С] и [Ш].

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

Кошка, кот и шесть котят

Ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек.

Просят у проводника

Восемь чашек молока.

III. Итог занятия. Рефлексия.

– Ребята, понравилось вам занятие? Если понравилось занятие, улыбнитесь! Если не понравилось – нахмурьтесь.

– Какие задания для вас были трудными?

– Какие задания очень понравились, и ты хочешь повторить их в следующий раз?

– Вы молодцы! Очень хорошо занимались.

Карина Е.А дифференциация звуков С –Ш

Т.А. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопедический альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007.

Т.А. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007.

Групповое логопедическое занятие на тему “Дифференциация звуков [С]-[Ш]”

Групповое логопедическое занятие

Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш]

Цель: Учить различать звуки [С] – [Ш] на слух и в произношении

Образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звуков [С], [Ш] словах, в чистоговорках и во фразовой речи.
  • Формировать умение определять место звука в словах.
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику и анализ звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля.
  • Закрепить графический образ букв Ш и С;

Развивающие:

  • Развивать слуховую дифференциацию фонетически близких звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложении. Профилактика замен фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать фонематический слух, процессы языкового анализа и синтеза.
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Совершенствовать слуховое внимание, память
  • Развивать целостное восприятие.
  • Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление овладевать правильной речью; внимательно относиться к речи своей и окружающих.
  • Развитие умения контролировать свою речь, работать в парах.
  • Прививать коммуникативные навыки.

Форма проведения: Брейн-Ринг

Оборудование: презентация; зеркала; коробочки с изображениями «Свистелочки» и «Шипелочки»; алгоритмы для артикуляционной характеристики звуков, сравнительной характеристики и для анализа звуков; дидактические игры: «Бродилки», «Собери гусениц», «Лото», сюжетные и предметные картинки для выделения звуков и определения места звука в слове: кормушки, птицы; наборы для звукобуквенного анализа слов: схемы слов, картинки, буквы, сигнальные карточки; фишки; мнемотаблицы со скороговорками; сюжетная картинка для рефлексии «Полянка настроения».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не простое занятие, а логопедический БРЕЙН-РИНГ – соревнование между командами. У нас две команды: команда «Свистелочки» представляют звук [С] и команда «Шипелочки» представляют звук [Ш]. Каждая команда от Свистелочки и Шипелочки будут получать медальки-жетоны. В конце занятия посчитаем эти жетоны и подведём итог, наградим победителей.

Вы уже догадались, что мы будем повторять звуки [С] и [Ш], будем учиться их правильно произносить, различать и находить в словах. Для того, чтобы красиво говорить, выполним упражнения для губ и языка.

Подготовка артикуляционного аппарата к работе:

Комплексы упражнений: «В гости к Свистелочке», «В гости к Шипелочке».

Мы подготовили наши артикуляционные аппараты к работе, начинаем работу!

2. Актуализация знаний

Свистелочка и Шипелочка, приготовили для вас задания

Первое задание : расскажите, как правильно произносить звуки.

– Артикуляционная характеристика звука [С] по схемам-символам:

язык внизу за зубами;

воздушная струя холодная, тонкая;

голосовые связки разомкнуты.

– Артикуляционная характеристика звука [Ш] по схемам-символам:

язык наверху, широкий, чашечкой;

воздушная струя тёплая, широкая;

голосовые связки разомкнуты.

Итак, что мы вспомнили? (Сравнительная артикуляционная характеристика звуков).

Второе задание:

Анализ звуков по схеме:

гласный или согласный (когда мы произносим звуки, встречает ли воздушная струя преграду?);

твёрдый или мягкий;

звонкий или глухой.

Итак, каких звуковичков мы выбираем сегодня: Ш- синий без колокольчика (согласный, всегда твёрдый, глухой), С-сине-зелёный без колокольчика (согласный, твёрдый и мягкий, глухой).

-Вспомним какими буквами обозначаются эти звуки.

-Назовите по картинкам предметы, правильно произнося звуки. Не забывайте, что за правильные ответы вы получаете жетоны!

3. Основная часть. Упражнения на дифференциацию звуков.

А сейчас Свистелочка и Шипелочка, послушают, как вы произносите их любимые звуки.

Третье задание: Игра «Бродилочки»

Каждой команде раздаётся игровое поле: одной на звук С, второй на звук Ш. На игровом поле картинки и загадки на автоматизацию звуков и пространственную ориентировку. Каждая команда ставит фишку на ячейку «Старт». Логопед задает направление – три клеточки вправо, одна вниз. Дети «шагают» фишкой. Куда вы попали? Назовите слово. Дети называет слово, четко выделяя заданный звук. Если дети попадают не на картинку, а на ячейку с загадкой – то они должны отгадать загадку. Разгадка – слово с автоматизируемым звуком. Если дети попали на ячейку со знаком вопроса – нужно придумать своё слово с заданным звуком или составить фразу.

Ребята, слушаем друг друга, правильно ли произносятся звуки!

Итак, мы с вами научились произносить слова со звуками С и Ш.

А сейчас надо будет не просто произнести правильно слово с нашими звуками, но и определить, где стоит звук.

Четвёртое задание: «Определи место звука в слове»

У каждой команды есть предметные картинки с их звуком и одна сюжетная картинка с кормушками и птицами. Дети по очереди называют предмет, изображённый на картинке и определяют, где стоит звук: в начале, в середине или в конце. Если звук стоит в начале слова – птицу садят на первую кормушку, если в середине – на вторую, если в конце – на последнюю кормушку.

Итак, мы с вами убедились, что звуки С и Ш могут стоять в начале, в середине и в конце слова.

Свистелочка и Шипелочка предлагают поиграть и помочь гусеницам найти все свои части.

Пятое задание: Звуковая цепочка «Собери гусеницу» на автоматизацию звуков и развитие фонематического слуха.

Детям предлагается собрать гусеницу из отдельных элементов, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Попутно идет автоматизация звуков С-Ш в словах. Каждая Гусеничка состоит из 10 элементов с предметными картинками + голова.

Взаимопроверка. Команды проверяют друг друга.

Музыкальная пауза с движениями «Весёлые матрёшки»

Шестое задание: « Лото»

Команда «Свистелочки»: Найди картинки со звуком С и закрыть их фишками, произнести слова правильно; скажи, где стоит звук.

Команда «Шипелочки»: Найди картинки со звуком Ш и закрыть их фишками,

произнести слова правильно; скажи, где стоит звук.

Итак, вы нашли все слова с вашим звуком.

А сейчас вы сами составите слова, это следующее задание

Седьмое задание: « Звукобуквенный анализ слов»

Для каждой команды даны картинки, буквы, схемы, сигнальные карточки. Составьте слово, подберите схемы слов, составьте слово из сигнальных карточек.

Ребята, вы научились произносить слова со звуками С и Ш, находить звуки в словах. А сейчас потренируемся произносить скороговорки, в которых есть оба звука. Ваша задача не только быстро произнести скороговорку, но и произнести правильно все звуки.

Восьмое задание «Прочитай скороговорки» (мнемотаблицы)

– Идёт пешком мышонок с мешком.

-Саша шапкой шишку сшиб.

– На окошке крошку-мошку ловит лапой наша кошка.

– Шесть мышат в камышах шуршат.

-Наша Маша под душем моет шею и уши.

-Шашки на столе, шишки на сосне.

-Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

-У высокого куста Света видит аиста.

– В сумке у мамы сом и сметана; сом – коту, сметана – Степану.

4. Заключительная часть. Рефлексия.

– Какие звуки сегодня мы с вами учились произносить и различать?

-Вы успешно справились со всеми заданиями, научились правильно произносить звуки в словах и в предложениях, находить место звука.

Посчитайте, сколько жетонов вы заработали! Свистелочка и Шипелочка отмечают, что вы все работали хорошо. (Награждение грамотами).

А какое у вас было настроение и понравилось ли вам играть с нашими гостями мы узнаем, когда украсим «Полянку настроения» (выберете цветочек, который соответствует вашему настроению и украсьте полянку).

Читайте также:
Систематизированная документация школьного логопеда
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: