Конспект НОД в детском саду в старшей группе: «Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите разглядывать загадки?
Дети: да!
Воспитатель: Я в этом и не сомневалась! Слушайте внимательно и постарайтесь разгадать все загаданные слова!
Воспитатель:
Дом уснул, игрушки спят
Только фонари горят.
Отгадаешь ты точь-в-точь
Это наступила…?!
Дети: ночь!
Воспитатель: правильно! Слушайте дальше.
Два конца, два кольца,
А по середине гвоздик?!
Дети: ножницы!
Воспитатель: молодцы!
Кто что вкусное принёс,
Всё учует детский …?!
Дети: нос!
Воспитатель:
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живет.
На ногу имеет рог
Африканский ….
Дети: носорог!
Воспитатель: дети, давайте вспомним все отгаданные слова, и медленно произнесём их вместе…
Дети повторяют слова вместе с воспитателем: ночь, ножницы, нос, носорог.
Воспитатель: ребята, с какого звука начинаются все отгаданные слова?
Дети: со звук «н»
Воспитатель: правильно, для того чтобы правильно произнести его, кончик вашего языка должен упираться в основание верхних зубов, как бы «нажимая» на кнопочку.
А теперь давайте с вами вместе произнесём чистоговорки:
Он-он – зазвонил вдруг телефон
Ан-ан- мне купили барабан
Ун-ун- лошадей табун
Ан-ан- Мама сшила сарафан
Он-он- в зоопарке слон
Ун-ун- в сказках есть колдун
На-на- во дворе растёт трава
Но-но- завтра мы пойдём в кино
Ин-ин- вы ходили в магазин?
Соня Зине принесла малину в корзине.
(воспитатель использует наглядное пособие, где девочки собирают малину)
Воспитатель: ребята, а в каких частях слова может находиться звук?
Дети: в начале, в середине, в конце
Воспитатель: давайте ещё раз озвучим то, что нарисовано у нас на картинках, только уже будем определять в какой месте находится звук (в начале слова/в середине/в конце)
Физ минутка:
Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно..
Раз-подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- ноги шире,
Пять- руками помахать,
Шесть- на месте постоять.
Тихо сядем, дружно встанем,
И закроем все глаза…
Наступает, наступательно, наступает тишина…
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: ребята, звуки мы всегда слышим?
Ответы детей: да
Воспитатель: а увидеть звуки мы не можем … каждый звук обозначается буквой! Воспитатель использует картинку, на которой изображена буква «Н»
Носорог нашёл носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен,
На картинке с буквой…!? (Н)
Воспитатель: предлагаю вам, поиграть игру! Называется она «назови детенышей животных так, чтобы в их названиях была буква «н», например: кот/ котенок (лис/лисёнок, слон/слонёнок, медведь/медвежонок) и т.д.
Воспитатель: теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный! Правила следующей игры такие, что если ты услышите в слове звук «н», нужно будет хлопнуть в ладоши, если этого звука нет в слове – нудно промолчать.
Воспитатель называет слова (окно, стол, цветок, небо, облако, дети И так далее )
Воспитатель читает стихотворение:
Буква эН, тебя я знаю!
Буква крепкая стальная.
У тебя огромный рост,
И не буква ты, а мост.
По тебе бегут машины,
Под тобой бежит река,
С пороховыми большими
Над тобой облака.
***
Кто такая буква Н?
Знает ночь и знает день.
Знают солнце и Луна,
Знают очень и весна.
По секрету вам скажу,
Что я тоже с ней дружу !
Воспитатель: хотите ещё поиграть? Давайте рассмотрим корзину с фруктами и назовём те фрукты и ягоды, в названиях которых есть звук «н» (лимон, банан, апельсин, виноград, манго, мандарин, ананас)
Воспитатель: ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
Дети: с буквой «эН»
Воспитатель: буква Н имеет звук «н», как вы можете охарактеризовать его?
Дети: он бывает мягким «н’» и твёрдым «н», он может находиться в начале слова, в середине слова и в конце. А ещё буква Н похожа на мост!
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква Н
I. Организационный момент
Дети стоят в кругу
– Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения
Артикуляционная гимнастика
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Во рту язычок.
Язык-как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
За зубами в бугорок.
Бьет широкий язычок.
(Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын»)
– К нам в гости сегодня пришел Незнайка и принес с собой букву Н. Он знает мало про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ему помогли больше узнать про эту букву.
– Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и).
– А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (м, к, т, п, х, с).
– А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).
II. Основная часть
2.1 Характеристика звука [н]
– Произнесем вместе звук [н] (дети произносят)
– Что мы чувствуем при произношении звука [н]? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
– Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
– Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
– Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий.
– Но у звука [н] есть пара, это звук [нь], давайте его тоже проверим.
– Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).
– Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.
– Как произносится звук [нь], твердо или мягко? (мягко)
– А звук [нь] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [нь], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
– Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
– Значит, звук [нь] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
– Правильно, звук [нь] согласный, мягкий и звонкий.
– Если буква «ЭН» обозначает два согласных звука [н] и [нь], значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).
Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭН» в алфавите.
– Из каких элементов состоит буква «Н»?
– Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.
– Молодцы, всё правильно выложили.
Игровое упражнение «Твердо – мягко»
– А теперь Незнайка предлагает для вас игру. Давайте встанем в ряд, я каждому из вас раздала 2 карточки, одна синего цвета, а другая зеленого. Я вам буду говорить слова, в которых есть буква Н, если она обозначает твердый звук [Н], вы поднимаете карточку синего цвета, а если услышите мягкий звук [НЬ], то поднимете карточку зеленого цвета
(нос, небо, лимон, банан, насекомое, диван, нитки, коньки, нора, баран, конь, день, ночь, осень)
«Составь и прочитай»
– Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.
Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.
-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).
– Максим, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).
Работа в тетрадях
– Сегодня мы будем учиться в тетрадях писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.
– У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?
– 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.
– Какая буква у нас получилась? (ЭН)
– Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.
III. Заключительная часть
– Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились? (ЭН, а какие звуки она обозначает? ([н], [нь]).
– Звук [н] какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук [нь] какой? (согласный, звонкий, мягкий)
– Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями, Незнайке очень понравился на вас смотреть, как вы занимались.
Занятие «Звуки Н – Нь. Буква Н»
Тема: «Звуки Н – НЬ». Буква Н.
Цель: уточнение произношения звуков Н – Нь, знакомство с буквой Н.
Коррекционные задачи:
Закрепить навык произношения звука в слогах, словах, предложениях.
Совершенствовать навык дифференциации согласных по твердости мягкости в слогах, словах.
Развивать звукобуквенный анализ и синтез.
Знакомство с буквой Н, развитие зрительного восприятия.
Совершенствование навыка чтения слогов, слов с опорой на слоговую таблицу.(слоговой синтез).
Развитие лексико-грамматического строя речи, обогащение словаря путем подбора слов с противоположным значением, работа над предложением.
Развивающие задачи: развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки, закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения.
Воспитательные задачи: воспитание навыков самоконтроля, самооценки.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, предметные картинки, рабочие тетради.
Ход занятия
Орг. момент. Зрительная гимнастика «Ежик»
II. Работа по теме
1.- Выделить указанный звук в названии картинок, составь слово.
Цель: формирование звукового анализа, синтеза.
Одежда – Кольцо – Диван – Пушка – ОКНА
3 1 3 5
Жук – Овощи – Бинокль – Флаги – КОНИ
– Назвать третий звук в получившихся словах.
2. Артикуляция, характеристика звука Н-НЬ, работа с зеркалами.
Н – губы в улыбке, кончик языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,
НЬ – губы в улыбке, передняя часть языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,
Н – согласный, звонкий, твердый
НЬ – согласный, звонкий, мягкий
3. Выделение звуков Н – НЬ из слогов. Работа с сигналами.
Цель: развитие слухового внимания. Фонематического восприятия.
НИК – НАР – НОД – ВЫМ – НЕФ – БЕНЬ – ПУН
МНА – КТУ – РНЕ – БНО – СНЯ – ПРО – ДНЫ
АСНЬ – ЫМН – УПР – ИБН – ИЗНЬ – ОЛП- ЮВН
4. Выделение звуков Н – НЬ из рассказа.
Цель: развитие памяти, фонематического восприятия.
Нина пошла в зоопарк. Девочка приготовила гостинцы для животных. Обезьянке – банан, носорогу – ананас, а слону – конфету.
– Отложить столько кружочков, сколько слов со звуками Н – Нь вы услышите в рассказе
– Кто запомнил слова и сможет их повторить?
– В каких словах вы услышали больше одного звука Н? (Нина, банан, ананас)
– А в каком слове были твердый и мягкий звук Н? (Нина)
– Нина вместе с вами будет выполнять все последующие задания.
5. Формирование звукового анализа
Цель: развитие мышления, звукового анализа, фонематического восприятия.
– Каждому из вас Нина дает две картинки, выберите ту, в которой есть звук – Н -Нь, поставь соответствующий сигнал, определи место звука Н- Нь в слове с опорой на цифровую линейку.
– Нина проверит, как Вы выполнили задания.
СОСНА – ЕЛКА НИТКА – ИГОЛКА ЗОНТ – ПЛАЩ
КНИГА – ТЕТРАДЬ ЛИМОН – ЯБЛОКО ДЫНЯ – АРБУЗ
6. Физминутка
Цель: развитие слухового внимания, координации движения, переключаемости движения.
– «Слушай, не зевай, за мною повторяй!»
Хлопаем в ладошки – А когда скажу «Вставай»
Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.
Побегут ножки Ножки вместе, ножки врозь,
По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки накрест – опускайся Ножки здесь и ножки там,
И команды дожидайся. Что за шум, что за гам?
– Сядет на место тот, кто скажет слово наоборот. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Налево – направо снять – надеть короткий – длинный
Верхний – нижний веселый – грустный высокий – низкий
Высушить – намочить старый – новый опустить – поднять
– Какой звук повторялся во всех ваших словах?
7. Знакомство с буквой Н. Написать на доске печатные и письменные буквы Н.
А) Стоят два ровненьких столбца
И держатся за руки.
Им вместе весело всегда
Они не знают скуки.
Б) По пунктирной линии узнай букву Н и обведи ее. (Работа в тетрадях).
В) Сосчитай количество Н в буквенном ряду. (На доске)
Н Г н и Б н м А Ю п Н М н и Т п И ш К (Бантик)
– Составь из букв одинаковой ширины слово. Найди звуковую схему этого слова.
Г) Работа по слоговой таблице.
– Составь слово из слогов одинакового цвета. Банан, стакан, книги, луна, носок
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия в старшей группе содержит развивающие игры и задания по теме «Звук [н]» и позволяет сформировать фонетико-фонемат ические представления детей с общим недоразвитием речи. Помимо классических средств предлагается использовать сюрпризный момент, введение героя, аудиозапись, что вызывает положительную мотивацию и интерес к занятию у детей. Данное занятие будет интересно учителям-логопед ам, дефектологам, воспитателям.
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Звук [Н]. Путешествие к Царевне-Несмеяне»
- Знакомство детей со звуком [н].
- познакомить детей со звуком [н] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
- уточнить артикуляцию звука [н];
- продолжать формировать понятие «согласный звонкий звук»;
- учить четко интонировать звук [н];
- учить выделять звуки [н];
- обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога.
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать фонематический слух;
- развивать координацию речи с движением.
- учить слушать других детей, не перебивать;
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
- «Звуковичок» (символ согласных звуков (твердых, звонких)), профиль артикуляции звука [н], сюжетная картинка «Царевна Несмеяна», индивидуальные зеркала, звуковые пеналы (на каждого ребенка), «ковер-самолет», аудиозапись.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, предлагает им поздороваться с гостями и пройти на ковер.
Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?
Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.
Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза и потихоньку вставайте. Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали героиню сказки?
Логопед: Верно! Садитесь на свои стульчики.
2. Основная часть.
Логопед: Ребята, послушайте внимательно историю про царевну.
– Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.
Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Логопед: Ребята, вы уже догадались с каким звуком мы познакомимся?
Дети: Мы познакомимся со звуком [н].
Логопед: Верно! Давайте посмотрим, как мы произносим звук [н]. (Логопед помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам. Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?
Дети: Воздух встречает во рту преграду.
Логопед: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?
Логопед: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?
Логопед: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»?
Значит звук [н] какой?
Дети: Звук [н] — звонкий.
Логопед: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?
Дети: Губы не улыбаются.
Логопед: Значит звук [н] какой?
Дети: Звук [н] — твердый.
Логопед: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?
Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.
Логопед: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он? А поможет нам звуковичок.
Дети: Повторяют характеристику звука.
Логопед: Молодцы! Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.
Слова логопеда
Действия ребенка
остальные пальцы сжать в кулак.
Изобразить плывущего человека.
Изобразить бегущего человека.
Приложить руку к глазам, «вглядываясь» в даль.
Изобразить спящего человека.
Логопед: Молодцы! Ребята, пришли к Несмеяне няньки и давай её веселить, звук [н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру «Поймай звук [н]«. Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [н] — хлопните в ладоши.
Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки. Осталась Несмеяна одна-одинешенька.
Ночь на дворе. Рассмотрите картинку «Царевна Несмеяна». Назовите слова со звуком [н]. Где спрятался звук [н], в начале, в середине или в конце?
Дети: Называют слова со звуком [н], определяют место звука в словах.
Логопед: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Приехали к ней принцы заморские. Ходят перед нею, шутят, а она им задания дает: «Что я скажу — покажите на схеме» (ан, ин, на). Не могут принцы выполнить ее задание. А вы сможете?
Дети: Составляют схемы слогов с помощью звуковых пеналов.
Логопед: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу. А теперь пришла пора возвращаться в группу.
Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки.
Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, потихоньку вставайте.
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? С каким звуком мы познакомились в путешествии? Что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?
Дети: Отвечают на вопросы.
Герасимова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 67″,
город Ярославль
Конспект фронтального логопедического занятия на тему “Звуки Н, Н’ и буква Н. Наф-Наф и Ниф-Ниф в гостях у детей”
Фронтальное логопедическое занятие для дошкольников с ФФН
Содержимое разработки
ГУ ЛНР “ЯСЛИ-САД №2”
фронтального логопедического занятия
на тему “Звуки Н, Н‘ и буква Н.
Наф-Наф и Ниф-Ниф в гостях у детей”
Логопед 1 категории
Цель: закрепить навыки правильного произношения звуков Н, Н’ в слогах, словах и фразах.
Коррекционно-образовательные задачи:
– познакомить с акустическими и артикуляторными признаками звуков;
– учить давать характеристику звукам с опорой на схему;
– выделять звуки Н, Н’ в начале и конце слов на слух и по картинкам;
– упражнять в образовании относительных прилагательных;
– продолжать учить строить предложения, используя слова деформированной фразы;
– учить звуковому анализу и синтезу открытого слога;
– познакомить с буквой Н, уточнить внешний вид буквы;
– чтение закрытых и открытых слогов.
Коррекционно-развивающие задачи:
– развивать общую и мелкую моторику;
– развивать фонематический слух и слуховую память;
– развивать внимание, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
– воспитывать коммуникативные качества личности: взаимовыручку, взаимопомощь;
– воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии.
Оборудование: картинки поросят, схема характеристики звуков, предметные картинки со звуками Н, Н’, пеналы со звуками, домики для звуков, буква Н, “дом со слогами”.
Ход занятия:
I Оргмомент: загадка
Очень славные ребята,
Было их всего три брата.
– О какой сказке идет речь?
– А как их звали? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф).
Психогимнастика:
– Изобразите сердитого волка; а сейчас покажите, как страшно было поросятам; как они прятались. А теперь изобразите смелых, радостных поросят.
– Сегодня мы сочиним свою сказку и будем учить звуки Н, Н’. (Садятся).
II – У нас в гостях Наф-Наф и Ниф-Ниф. Как звали самого умного братца-поросенка?
– Да, Наф-Наф. Какой первый звук в его имени? Звук Н.
Характеристика звука: когда мы произносим звук Н, рот закрыт, губы не пускают воздух, язык поднят вверх, он тоже не хочет пускать воздух. Но воздух нашел путь, он идет через нос. Нос сердится и “гудит”. Значит звук Н какой звук: гласный или согласный?
– Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук Н, дрожит горлышко или нет? Значит звук Н какой звук?
– Да, звонкий. Звук Н мы произносим твердо, сердито, значит звук Н – твердый согласный звук.
– Назовите первый в слове Ниф-Ниф звук Н’. Это младший братец звука Н. Он тоже согласный, звонкий, но произносится нежно, мягко. Звук Н’ – мягкий звук.
– Как обозначаются твердые согласные звуки? Мягкие согласные? (Работа выполняется по схеме).
III – Поросята предлагают поиграть, с их любимыми звуками: Н, Н’. Игра “Поймай и покажи звук”: ноты, нитки, ночь, небо, нежность, нос, ноги.
Игра “Закончи слово” со звуком Н: бана…, лимо…, дива…, стака…, сы…. Со звуком Н’: пе…, де…, ко…, ого….
Игра “Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори”, вместе с пальчиковым упражнением “Пальчики здороваются”.
IV – Когда-то у поросят был новый крепкий дом, но сейчас он стал старый и ненадежный. Поможем поросятам построить новый дом?
Братцы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают все кругом.
Мы к ним в гости пойдем
И подарки принесем.
На пол мягкую дорожку
Расстелив ее к порожку.
Две подушки на диване
Меду липового жбан.
– Из чего же поросята построили дом? Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть каким будет дом из этого материала:
Из соломы – соломенный
– Как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом?
V – Поросята решили отметить новоселье. Друзья передали им подарки – картинки, но они не знают, где чья картинка. Давайте поможем поросятам.
Отбор картинок со звуками Н, Н’.
VI – Во время переезда из старого в новый дом все перепуталось, и слова в предложениях тоже. Помогите составить предложения правильно.
Новый, Наф-Наф, у, дом.
Диван, Ниф-Ниф, на, сидеть.
Нуф-Нуф, банан, на тарелка, положить.
VII Звуковой анализ и синтез прямых слогов.
– Поросята строили дом. Мы тоже поиграем в игру “Строители”: н+а, н+о, н+у, н’+и.
Игра “Посели звуки в домик”: выложить схемы слогов на, ни фишками. (1 ребенок у доски).
[на]: сколько звуков я сказала?
Назовите 1 звук, какой фишкой обозначим, почему.
[ни]: какой звук во втором окошке? Какой фишкой обозначим, почему?
VIII Знакомство с буквой Н.
– Вот буква с которой начинаются имена поросят.
– На что она похожа?
Стихотворение.
Н похожа на носилки
Тут доска посерединке
Мы за ручки взялись дружно,
Носим мусор куда нужно.
– Давайте сложим букву пальчиками:
Мы ладошки выпрямляем
Напротив друг друга располагаем
Левый указательный палец опускаем
Букву Н теперь мы знаем
Песни петь ее заставим!
– Вот дом, который построили поросята. Чтение слогов: УН, АН, ОН, ИН, НА, НУ, НО, НИ.
IХ Итог занятия: Кому мы помогали? Что делали? Что вам понравилось на занятии?
Консультация учителя-логопеда для музыкальных руководителей.
консультация (старшая группа)
Консультация учителя-логопеда
для музыкальных руководителей.
«Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_muzakalnyh_ruk.docx | 16.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха – Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
для музыкальных руководителей.
«Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»
В работе с ребенком, имеющим речевые нарушения, музыкальному руководителю необходимо использовать:
• народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудиозаписи) и разучивания;
• мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую ребенок играет на ударно-шумовых инструментах;
• народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.
Значение фольклора очень велико и многогранно. Оно состоит в следующем.
• Народное творчество выполняет воспитательно-образовательую функцию.
• Способствует развитию детской памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает ребенку лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
• Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогает ребенку самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.
• Всевозможные потешки можно использовать и для развития мелкой моторики (например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности многие потешки можно постепенно превратить в игровые упражнения, в игры со словом, которые помогают работать над согласованием речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми нарушениями.
• Малые формы произведений народного творчества благотворно влияют на развитие речи детей, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Можно привносить в работу музыкального руководителя и элементы театрализованной деятельности — некоторые произведения можно инсценировать; а если ребенок пока не говорит, не владеет активной речью, можно передавать содержание только движениями (например, «Киска», «Две тетери»)
• Игры с пением, хороводы, народные песни можно использовать и без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным календарным праздникам.
Учитывая положительное значение народного творчества и подбирая материал для разучивания, важно помнить об особенностях детей с нарушениями речи, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.
Ребенок должен понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения устаревшей лексики.
Иногда музыкальному руководителю приходится отказываться от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала, если сложно доступно объяснить ребенку с нарушением речи значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит постараться и можно найти другой вариант выбранного текста. Ведь довольно часто фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная ценность при этом не пострадала, можно выбирать вариант, более доступный для детей с нарушениями речи.
Консультация для музыкального руководителя на тему: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 г. Липецка
для музыкального руководителя на тему:
«Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»
Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:
-
структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
Занятия строятся на основе общих положений коррекционно – педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это – оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
-
постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов.
Развитие и формирование:
-
слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
-
темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики; фонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.
-
План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
Развитие мелкой моторики
Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания
Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания
Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба
Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха
Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.
Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи
Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма
Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи
Формирование навыков составления диалога
Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи
Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.
Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков
Психологические этюды и коммуникативные игры
Участие детей в музыкальных представлениях.
Список рекомендуемой литературы по теме:
Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999. , Фонетическая ритмика – М., 1997. Логорпедическая ритмика – М., 1985. Русские народные подвижные игры – М., 1996. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997. Фонематика – М., 2002. , , Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006. Крупа- Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010. , Логопедические распевки – СПб., 2005. , Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007. Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006. , Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001. Логопедическая ритмика – М., 2000. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006. , , Поющая азбука – М., 1998. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.