Звук (Н) – конспект занятия

Конспект НОД в детском саду в старшей группе: «Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите разглядывать загадки?
Дети: да!
Воспитатель: Я в этом и не сомневалась! Слушайте внимательно и постарайтесь разгадать все загаданные слова!

Воспитатель:
Дом уснул, игрушки спят
Только фонари горят.
Отгадаешь ты точь-в-точь
Это наступила…?!
Дети: ночь!
Воспитатель: правильно! Слушайте дальше.

Два конца, два кольца,
А по середине гвоздик?!
Дети: ножницы!

Воспитатель: молодцы!
Кто что вкусное принёс,
Всё учует детский …?!
Дети: нос!

Воспитатель:
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живет.
На ногу имеет рог
Африканский ….
Дети: носорог!

Воспитатель: дети, давайте вспомним все отгаданные слова, и медленно произнесём их вместе…

Дети повторяют слова вместе с воспитателем: ночь, ножницы, нос, носорог.

Воспитатель: ребята, с какого звука начинаются все отгаданные слова?
Дети: со звук «н»
Воспитатель: правильно, для того чтобы правильно произнести его, кончик вашего языка должен упираться в основание верхних зубов, как бы «нажимая» на кнопочку.
А теперь давайте с вами вместе произнесём чистоговорки:
Он-он – зазвонил вдруг телефон
Ан-ан- мне купили барабан
Ун-ун- лошадей табун
Ан-ан- Мама сшила сарафан
Он-он- в зоопарке слон
Ун-ун- в сказках есть колдун
На-на- во дворе растёт трава
Но-но- завтра мы пойдём в кино
Ин-ин- вы ходили в магазин?
Соня Зине принесла малину в корзине.
(воспитатель использует наглядное пособие, где девочки собирают малину)

Воспитатель: ребята, а в каких частях слова может находиться звук?
Дети: в начале, в середине, в конце
Воспитатель: давайте ещё раз озвучим то, что нарисовано у нас на картинках, только уже будем определять в какой месте находится звук (в начале слова/в середине/в конце)

Физ минутка:
Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно..
Раз-подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- ноги шире,
Пять- руками помахать,
Шесть- на месте постоять.
Тихо сядем, дружно встанем,
И закроем все глаза…
Наступает, наступательно, наступает тишина…

Дети садятся на свои места.
Воспитатель: ребята, звуки мы всегда слышим?
Ответы детей: да
Воспитатель: а увидеть звуки мы не можем … каждый звук обозначается буквой! Воспитатель использует картинку, на которой изображена буква «Н»

Носорог нашёл носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен,
На картинке с буквой…!? (Н)

Воспитатель: предлагаю вам, поиграть игру! Называется она «назови детенышей животных так, чтобы в их названиях была буква «н», например: кот/ котенок (лис/лисёнок, слон/слонёнок, медведь/медвежонок) и т.д.
Воспитатель: теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный! Правила следующей игры такие, что если ты услышите в слове звук «н», нужно будет хлопнуть в ладоши, если этого звука нет в слове – нудно промолчать.
Воспитатель называет слова (окно, стол, цветок, небо, облако, дети И так далее )

Воспитатель читает стихотворение:
Буква эН, тебя я знаю!
Буква крепкая стальная.
У тебя огромный рост,
И не буква ты, а мост.
По тебе бегут машины,
Под тобой бежит река,
С пороховыми большими
Над тобой облака.
***
Кто такая буква Н?
Знает ночь и знает день.
Знают солнце и Луна,
Знают очень и весна.
По секрету вам скажу,
Что я тоже с ней дружу !

Читайте также:
Логоритмическая зарядка по теме (Части тела)

Воспитатель: хотите ещё поиграть? Давайте рассмотрим корзину с фруктами и назовём те фрукты и ягоды, в названиях которых есть звук «н» (лимон, банан, апельсин, виноград, манго, мандарин, ананас)

Воспитатель: ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
Дети: с буквой «эН»
Воспитатель: буква Н имеет звук «н», как вы можете охарактеризовать его?
Дети: он бывает мягким «н’» и твёрдым «н», он может находиться в начале слова, в середине слова и в конце. А ещё буква Н похожа на мост!

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква Н

I. Организационный момент
Дети стоят в кругу
– Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения

Артикуляционная гимнастика
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Во рту язычок.
Язык-как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
За зубами в бугорок.
Бьет широкий язычок.
(Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын»)

– К нам в гости сегодня пришел Незнайка и принес с собой букву Н. Он знает мало про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ему помогли больше узнать про эту букву.
– Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и).
– А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (м, к, т, п, х, с).
– А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).

II. Основная часть
2.1 Характеристика звука [н]
– Произнесем вместе звук [н] (дети произносят)
– Что мы чувствуем при произношении звука [н]? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.

– Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
– Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
– Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий.
– Но у звука [н] есть пара, это звук [нь], давайте его тоже проверим.
– Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).
– Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.
– Как произносится звук [нь], твердо или мягко? (мягко)
– А звук [нь] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [нь], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
– Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
– Значит, звук [нь] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
– Правильно, звук [нь] согласный, мягкий и звонкий.
– Если буква «ЭН» обозначает два согласных звука [н] и [нь], значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).

Читайте также:
Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭН» в алфавите.
– Из каких элементов состоит буква «Н»?
– Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.
– Молодцы, всё правильно выложили.
Игровое упражнение «Твердо – мягко»
– А теперь Незнайка предлагает для вас игру. Давайте встанем в ряд, я каждому из вас раздала 2 карточки, одна синего цвета, а другая зеленого. Я вам буду говорить слова, в которых есть буква Н, если она обозначает твердый звук [Н], вы поднимаете карточку синего цвета, а если услышите мягкий звук [НЬ], то поднимете карточку зеленого цвета
(нос, небо, лимон, банан, насекомое, диван, нитки, коньки, нора, баран, конь, день, ночь, осень)

«Составь и прочитай»
– Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.
Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.
-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).
– Максим, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).

Работа в тетрадях
– Сегодня мы будем учиться в тетрадях писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.
– У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?
– 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.
– Какая буква у нас получилась? (ЭН)
– Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.

III. Заключительная часть
– Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились? (ЭН, а какие звуки она обозначает? ([н], [нь]).
– Звук [н] какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук [нь] какой? (согласный, звонкий, мягкий)
– Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями, Незнайке очень понравился на вас смотреть, как вы занимались.

Занятие «Звуки Н – Нь. Буква Н»

Тема: «Звуки Н – НЬ». Буква Н.

Цель: уточнение произношения звуков Н – Нь, знакомство с буквой Н.

Коррекционные задачи:

Закрепить навык произношения звука в слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать навык дифференциации согласных по твердости мягкости в слогах, словах.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Знакомство с буквой Н, развитие зрительного восприятия.

Совершенствование навыка чтения слогов, слов с опорой на слоговую таблицу.(слоговой синтез).

Развитие лексико-грамматического строя речи, обогащение словаря путем подбора слов с противоположным значением, работа над предложением.

Развивающие задачи: развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки, закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения.

Читайте также:
Формирование основных компонентов речи посредством фонетической ритмики у старших дошкольников с ОНР

Воспитательные задачи: воспитание навыков самоконтроля, самооценки.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, предметные картинки, рабочие тетради.

Ход занятия

Орг. момент. Зрительная гимнастика «Ежик»

II. Работа по теме

1.- Выделить указанный звук в названии картинок, составь слово.

Цель: формирование звукового анализа, синтеза.

Одежда – Кольцо – Диван – Пушка – ОКНА

3 1 3 5

Жук – Овощи – Бинокль – Флаги – КОНИ

– Назвать третий звук в получившихся словах.

2. Артикуляция, характеристика звука Н-НЬ, работа с зеркалами.

Н – губы в улыбке, кончик языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,

НЬ – губы в улыбке, передняя часть языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,

Н – согласный, звонкий, твердый

НЬ – согласный, звонкий, мягкий

3. Выделение звуков Н – НЬ из слогов. Работа с сигналами.

Цель: развитие слухового внимания. Фонематического восприятия.

НИК – НАР – НОД – ВЫМ – НЕФБЕНЬ – ПУН

МНА – КТУ – РНЕ – БНО – СНЯ – ПРО ДНЫ

АСНЬ – ЫМН УПР – ИБН – ИЗНЬ – ОЛП- ЮВН

4. Выделение звуков Н – НЬ из рассказа.

Цель: развитие памяти, фонематического восприятия.

Нина пошла в зоопарк. Девочка приготовила гостинцы для животных. Обезьянке – банан, носорогу – ананас, а слону – конфету.

– Отложить столько кружочков, сколько слов со звуками Н – Нь вы услышите в рассказе

– Кто запомнил слова и сможет их повторить?

– В каких словах вы услышали больше одного звука Н? (Нина, банан, ананас)

– А в каком слове были твердый и мягкий звук Н? (Нина)

Нина вместе с вами будет выполнять все последующие задания.

5. Формирование звукового анализа

Цель: развитие мышления, звукового анализа, фонематического восприятия.

– Каждому из вас Нина дает две картинки, выберите ту, в которой есть звук – Н -Нь, поставь соответствующий сигнал, определи место звука Н- Нь в слове с опорой на цифровую линейку.

– Нина проверит, как Вы выполнили задания.

СОСНА – ЕЛКА НИТКА – ИГОЛКА ЗОНТ – ПЛАЩ

КНИГА – ТЕТРАДЬ ЛИМОН – ЯБЛОКО ДЫНЯ – АРБУЗ

6. Физминутка

Цель: развитие слухового внимания, координации движения, переключаемости движения.

– «Слушай, не зевай, за мною повторяй!»

Хлопаем в ладошки – А когда скажу «Вставай»

Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.

Побегут ножки Ножки вместе, ножки врозь,

По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки накрест – опускайся Ножки здесь и ножки там,

И команды дожидайся. Что за шум, что за гам?

– Сядет на место тот, кто скажет слово наоборот. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Налево – направо снять – надеть короткий – длинный

Верхний – нижний веселый – грустный высокий – низкий

Высушить – намочить старый – новый опустить – поднять

– Какой звук повторялся во всех ваших словах?

7. Знакомство с буквой Н. Написать на доске печатные и письменные буквы Н.

Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

А) Стоят два ровненьких столбца

И держатся за руки.

Им вместе весело всегда

Они не знают скуки.

Б) По пунктирной линии узнай букву Н и обведи ее. (Работа в тетрадях).

В) Сосчитай количество Н в буквенном ряду. (На доске)

Н Г н и Б н м А Ю п Н М н и Т п И ш К (Бантик)

– Составь из букв одинаковой ширины слово. Найди звуковую схему этого слова.

Г) Работа по слоговой таблице.

– Составь слово из слогов одинакового цвета. Банан, стакан, книги, луна, носок

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия в старшей группе содержит развивающие игры и задания по теме «Звук [н]» и позволяет сформировать фонетико-фонемат ические представления детей с общим недоразвитием речи. Помимо классических средств предлагается использовать сюрпризный момент, введение героя, аудиозапись, что вызывает положительную мотивацию и интерес к занятию у детей. Данное занятие будет интересно учителям-логопед ам, дефектологам, воспитателям.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Звук [Н]. Путешествие к Царевне-Несмеяне»

  • Знакомство детей со звуком [н].
  • познакомить детей со звуком [н] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
  • уточнить артикуляцию звука [н];
  • продолжать формировать понятие «согласный звонкий звук»;
  • учить четко интонировать звук [н];
  • учить выделять звуки [н];
  • обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога.
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать координацию речи с движением.
  • учить слушать других детей, не перебивать;
  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
  • «Звуковичок» (символ согласных звуков (твердых, звонких)), профиль артикуляции звука [н], сюжетная картинка «Царевна Несмеяна», индивидуальные зеркала, звуковые пеналы (на каждого ребенка), «ковер-самолет», аудиозапись.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, предлагает им поздороваться с гостями и пройти на ковер.

Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?

Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза и потихоньку вставайте. Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали героиню сказки?

Логопед: Верно! Садитесь на свои стульчики.

2. Основная часть.

Логопед: Ребята, послушайте внимательно историю про царевну.

– Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.

Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Логопед: Ребята, вы уже догадались с каким звуком мы познакомимся?

Дети: Мы познакомимся со звуком [н].

Логопед: Верно! Давайте посмотрим, как мы произносим звук [н]. (Логопед помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам. Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?

Читайте также:
Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

Дети: Воздух встречает во рту преграду.

Логопед: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?

Логопед: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?

Логопед: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»?

Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — звонкий.

Логопед: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?

Дети: Губы не улыбаются.

Логопед: Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — твердый.

Логопед: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?

Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.

Логопед: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он? А поможет нам звуковичок.

Дети: Повторяют характеристику звука.

Логопед: Молодцы! Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.

Слова логопеда

Действия ребенка

остальные пальцы сжать в кулак.

Изобразить плывущего человека.

Изобразить бегущего человека.

Приложить руку к глазам, «вглядываясь» в даль.

Изобразить спящего человека.

Логопед: Молодцы! Ребята, пришли к Несмеяне няньки и давай её веселить, звук [н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру «Поймай звук [н]«. Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [н] — хлопните в ладоши.

Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки. Осталась Несмеяна одна-одинешенька.
Ночь на дворе. Рассмотрите картинку «Царевна Несмеяна». Назовите слова со звуком [н]. Где спрятался звук [н], в начале, в середине или в конце?

Дети: Называют слова со звуком [н], определяют место звука в словах.

Логопед: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Приехали к ней принцы заморские. Ходят перед нею, шутят, а она им задания дает: «Что я скажу — покажите на схеме» (ан, ин, на). Не могут принцы выполнить ее задание. А вы сможете?

Дети: Составляют схемы слогов с помощью звуковых пеналов.

Логопед: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу. А теперь пришла пора возвращаться в группу.

Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки.

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, потихоньку вставайте.

3. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? С каким звуком мы познакомились в путешествии? Что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?

Дети: Отвечают на вопросы.

Герасимова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 67″,
город Ярославль

Конспект фронтального логопедического занятия на тему “Звуки Н, Н’ и буква Н. Наф-Наф и Ниф-Ниф в гостях у детей”

Фронтальное логопедическое занятие для дошкольников с ФФН

Читайте также:
Родительское собрание о пользе сказок

Содержимое разработки

ГУ ЛНР “ЯСЛИ-САД №2”

фронтального логопедического занятия

на тему “Звуки Н, Н и буква Н.

Наф-Наф и Ниф-Ниф в гостях у детей”

Логопед 1 категории

Цель: закрепить навыки правильного произношения звуков Н, Н’ в слогах, словах и фразах.

Коррекционно-образовательные задачи:

– познакомить с акустическими и артикуляторными признаками звуков;

– учить давать характеристику звукам с опорой на схему;

– выделять звуки Н, Н’ в начале и конце слов на слух и по картинкам;

– упражнять в образовании относительных прилагательных;

– продолжать учить строить предложения, используя слова деформированной фразы;

– учить звуковому анализу и синтезу открытого слога;

– познакомить с буквой Н, уточнить внешний вид буквы;

– чтение закрытых и открытых слогов.

Коррекционно-развивающие задачи:

– развивать общую и мелкую моторику;

– развивать фонематический слух и слуховую память;

– развивать внимание, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

– воспитывать коммуникативные качества личности: взаимовыручку, взаимопомощь;

– воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии.

Оборудование: картинки поросят, схема характеристики звуков, предметные картинки со звуками Н, Н’, пеналы со звуками, домики для звуков, буква Н, “дом со слогами”.

Ход занятия:

I Оргмомент: загадка

Очень славные ребята,

Было их всего три брата.

– О какой сказке идет речь?

– А как их звали? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф).

Психогимнастика:

– Изобразите сердитого волка; а сейчас покажите, как страшно было поросятам; как они прятались. А теперь изобразите смелых, радостных поросят.

– Сегодня мы сочиним свою сказку и будем учить звуки Н, Н’. (Садятся).

II – У нас в гостях Наф-Наф и Ниф-Ниф. Как звали самого умного братца-поросенка?

– Да, Наф-Наф. Какой первый звук в его имени? Звук Н.

Характеристика звука: когда мы произносим звук Н, рот закрыт, губы не пускают воздух, язык поднят вверх, он тоже не хочет пускать воздух. Но воздух нашел путь, он идет через нос. Нос сердится и “гудит”. Значит звук Н какой звук: гласный или согласный?

– Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук Н, дрожит горлышко или нет? Значит звук Н какой звук?

– Да, звонкий. Звук Н мы произносим твердо, сердито, значит звук Н – твердый согласный звук.

– Назовите первый в слове Ниф-Ниф звук Н’. Это младший братец звука Н. Он тоже согласный, звонкий, но произносится нежно, мягко. Звук Н’ – мягкий звук.

– Как обозначаются твердые согласные звуки? Мягкие согласные? (Работа выполняется по схеме).

III – Поросята предлагают поиграть, с их любимыми звуками: Н, Н’. Игра “Поймай и покажи звук”: ноты, нитки, ночь, небо, нежность, нос, ноги.

Игра “Закончи слово” со звуком Н: бана…, лимо…, дива…, стака…, сы…. Со звуком Н’: пе…, де…, ко…, ого….

Игра “Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори”, вместе с пальчиковым упражнением “Пальчики здороваются”.

IV – Когда-то у поросят был новый крепкий дом, но сейчас он стал старый и ненадежный. Поможем поросятам построить новый дом?

Читайте также:
Консультация логопеда для музыкальных руководителей

Братцы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Прибирают все кругом.

Мы к ним в гости пойдем

И подарки принесем.

На пол мягкую дорожку

Расстелив ее к порожку.

Две подушки на диване

Меду липового жбан.

– Из чего же поросята построили дом? Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть каким будет дом из этого материала:

Из соломы – соломенный

– Как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом?

V – Поросята решили отметить новоселье. Друзья передали им подарки – картинки, но они не знают, где чья картинка. Давайте поможем поросятам.

Отбор картинок со звуками Н, Н’.

VI – Во время переезда из старого в новый дом все перепуталось, и слова в предложениях тоже. Помогите составить предложения правильно.

Новый, Наф-Наф, у, дом.

Диван, Ниф-Ниф, на, сидеть.

Нуф-Нуф, банан, на тарелка, положить.

VII Звуковой анализ и синтез прямых слогов.

– Поросята строили дом. Мы тоже поиграем в игру “Строители”: н+а, н+о, н+у, н’+и.

Игра “Посели звуки в домик”: выложить схемы слогов на, ни фишками. (1 ребенок у доски).

[на]: сколько звуков я сказала?

Назовите 1 звук, какой фишкой обозначим, почему.

[ни]: какой звук во втором окошке? Какой фишкой обозначим, почему?

VIII Знакомство с буквой Н.

– Вот буква с которой начинаются имена поросят.

– На что она похожа?

Стихотворение.

Н похожа на носилки

Тут доска посерединке

Мы за ручки взялись дружно,

Носим мусор куда нужно.

– Давайте сложим букву пальчиками:

Мы ладошки выпрямляем

Напротив друг друга располагаем

Левый указательный палец опускаем

Букву Н теперь мы знаем

Песни петь ее заставим!

– Вот дом, который построили поросята. Чтение слогов: УН, АН, ОН, ИН, НА, НУ, НО, НИ.

IХ Итог занятия: Кому мы помогали? Что делали? Что вам понравилось на занятии?

Консультация учителя-логопеда для музыкальных руководителей.
консультация (старшая группа)

Консультация учителя-логопеда

для музыкальных руководителей.

«Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_muzakalnyh_ruk.docx 16.37 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха – Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

для музыкальных руководителей.

«Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»

В работе с ребенком, имеющим речевые нарушения, музыкальному руководителю необходимо использовать:

• народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудиозаписи) и разучивания;

• мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую ребенок играет на ударно-шумовых инструментах;

• народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

Значение фольклора очень велико и многогранно. Оно состоит в следующем.

• Народное творчество выполняет воспитательно-образовательую функцию.

• Способствует развитию детской памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает ребенку лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

• Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогает ребенку самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

• Всевозможные потешки можно использовать и для развития мелкой моторики (например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности многие потешки можно постепенно превратить в игровые упражнения, в игры со словом, которые помогают работать над согласованием речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми нарушениями.

• Малые формы произведений народного творчества благотворно влияют на развитие речи детей, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Можно привносить в работу музыкального руководителя и элементы театрализованной деятельности — некоторые произведения можно инсценировать; а если ребенок пока не говорит, не владеет активной речью, можно передавать содержание только движениями (например, «Киска», «Две тетери»)

• Игры с пением, хороводы, народные песни можно использовать и без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным календарным праздникам.

Учитывая положительное значение народного творчества и подбирая материал для разучивания, важно помнить об особенностях детей с нарушениями речи, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.

Ребенок должен понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения устаревшей лексики.

Иногда музыкальному руководителю приходится отказываться от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала, если сложно доступно объяснить ребенку с нарушением речи значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит постараться и можно найти другой вариант выбранного текста. Ведь довольно часто фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная ценность при этом не пострадала, можно выбирать вариант, более доступный для детей с нарушениями речи.

Консультация для музыкального руководителя на тему: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 г. Липецка

для музыкального руководителя на тему:

«Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

    структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия строятся на основе общих положений коррекционно – педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это – оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

    постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов.

Развитие и формирование:

    слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

    темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики; фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

    План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999. , Фонетическая ритмика – М., 1997. Логорпедическая ритмика – М., 1985. Русские народные подвижные игры – М., 1996. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997. Фонематика – М., 2002. , , Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006. Крупа- Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010. , Логопедические распевки – СПб., 2005. , Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007. Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006. , Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001. Логопедическая ритмика – М., 2000. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006. , , Поющая азбука – М., 1998. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: