Звук М – конспект занятия

Конспект логопедического занятия на тему: “Звук и буква М”

конспект логопедического занятия на тему Звук и буква М. для учеников 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: “Звук и буква М” »

Тема: «Звук и буква М».

Коррекционно-образовательная: закрепить четкое произношение звуков ибукв [м], [м‘], буквами “М”, “м”;

Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;

Коррекционно-воспитательная: развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,

1. Организационный момент.

Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)

– Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?

– Какой он гласный или согласный?

-(Согласный, при произношении образуется преграда из губ)

– Звонкий или глухой?

-(Звонкий: участвуют шум и голос)

-Назовите слова, в которых есть звук [м]

-(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май)

– На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.

– Получилась буква М? – Да!

– Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.

– Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.

2. Артикуляционная гимнастика:

3. Основная часть.

Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ. »

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

— губки сомкнуты без напряжения;

— воздух выходит через нос;

Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Корова мычит: ММММММММММ. (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. – Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали).

Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки)

4. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Игра “Дополни слоги до слов”

ма- (машина, малина, матрешка, мальки)

мо- (море, морж, мойка, мост, мох)

му – (мусор, муха, муравей)

мы – (мышка, мышь, мысли)

ми – (мишка, миска, минута, мир)

ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)

Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми. (Слайд 17).

Письмо буквы М в тетради.

5.Итог занятия.

– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

Тема: «Звук и буква М».

Коррекционно-образовательная: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; .

Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;

Коррекционно-воспитательная: развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,

1. Организационный момент.

Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
– Что общего в словах?

– На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.

– Получилась буква М? – Да!

– Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.

– Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.

2. Артикуляционная гимнастика:

3. Основная часть.

Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ. »

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

— губки сомкнуты без напряжения;

— воздух выходит через нос;

Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Читайте также:
Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Кто это. (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной. (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Летом — ульи ворошит. (Медведь)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Целый день летает,

Тогда перестанет. (Муха)

4. Пальчиковая гимнастика “Молоточки” .

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения

Звуки М – Мь в предложениях
Нам приготовили следующее задание.
У Октября рассыпались предложение и нам надо помочь ему их собрать добавть слова в которых пишеться буква М
Оля пьёт ….
По дороге едит….
Спит в берлоге…..
В саду растет ягода …..

Письмо буквы М в тетради.

5.Итог занятия.

– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»

Елена Акулова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.

Задачи:

-умение детей характеризовать звук М

– развитие у детей фонематического слуха и восприятия

– расширение и уточнение активного словаря

– воспитание у детей самоконтроля за речью

Оборудование: игрушка медведь и машинка; карандаши, пластилин.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу.

2. Закрепление пройденного материала:

Воспитатель: Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Дети: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.

Воспитатель: С некоторыми звуками мы уже познакомились, перечислите АУОИ – они какие? (гласные).

А какие еще есть звуки? (согласные).

Какие мы знаем согласные звуки? (П,Т,Н).

Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

3. Сообщение темы занятия.

Мишка нам принес загадку, давайте я вам ее загадаю:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Давайте произнесем это слово-отгадки и выделим первый звук.

Вот именно с этим звуком мы с вами познакомимся.

Воспитатель: чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.

Артикуляционная гимнастика (проговаривание чистоговорки)

МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо, МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.

Воспитатель: вернемся к нашему звуку.

Послушайте, как я его произношу. М. М. М. Посмотрите, открыт ли у меня рот, когда я произношу этот звук? (Нет, закрыт).

Сейчас каждый из вас произнесет этот звук перед зеркалом и посмотрит на свои губы. (Дети рассматривают себя в зеркала и произносят звук).

Струйка воздуха проходит свободно или встречает преграду? Что ей мешает? (Губы).

А пропеть этот звук можно? Давайте попробуем.

(Вместе с детьми педагог пытается «пропеть» звук м). (Не получается).

Звуки, которые нельзя петь, тянуть, которые встречают преграду, называются? (согласными). Звук м – согласный. Согласные звуки обозначаются синим значком (Педагог выставляет на доску условное обозначение согласного звука).

Упражнение «Ловим звук М».

Сейчас мы поиграем с этим звуком. Я буду произносить разные звуки и слоги. Если вы услышите звук м – хлопните в ладоши:

– Звуки: а, м, у, о, м, и, м, а, м

– А теперь прячу звук м в слоги: слоги: ам, ау, ом, ои, ум, уа, им

– А теперь в словах: кот, том, усы, сом, мост

Физминутка

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом

Левой – раз, правой – два,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши –

Застучали наши ножки

Громко и быстрей.

По коленочкам ударим

Ручки, ручки поднимаем

Завертелись наши ручки

Мы на месте покружились

4. Работа в тетрадках.

Раскрась предмет, в название которого есть звук «м»

5. Игра на развитие фонематического слуха «Где находится звук «м»?»

Воспитатель: Я буду говорить вам слова, а вы должны будете:

1. Встать, если звук М находится в начале слова

2. Присесть на стул, если в середине слова

3. Присесть на корточки, если в конце слова.

(машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи, мел, помидор, кометы, мельница).

6. А теперь послушайте стихотворение про букву «М»

Читайте также:
Представление педагога-психолога на ребенка (для ПМПК)

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М.

Воспитатель: давайте вместе с вами напишем букву М в воздухе.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

7. Лепка буквы М из пластилина.

8. Итог занятия:

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам.

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: – закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С’», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». – учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_zvuki_m_i_bukva_m.docx 26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М.

Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и определение позиций звуков в словах; знакомство с буквой М, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук; составлять предложения из предложенных слов.

Оборудование: зеркала, игрушечная машина, картинка колокольчик, сигнальные карточки (синего и зеленого цвета), картинки валенки с заплатками, картинки со звуком [М], [М’], картинка с ежиком, массажные мячики.

  1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию (возьмите зеркала).

– За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик», каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Посмотрит на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы!

А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?

– Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.

– Как они произносятся?

– свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).

  1. Усвоение нового материала:

Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

– Пьет бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (МЯЧИК).

– Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.

– Назовите первые звуки эти слов.

ММММашина [М], ММММЯчик [М’].

– Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

Кто сможет придумать слова со звуком «М».

3. Уточнение артикуляции звука:

– возьмите зеркала улыбнитесь. Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).

– А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).

– Что происходит с нашими губами?

– Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

– А воздух выходит свободно?

4. Характеристика звуков:

– А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

– Значит, звуки [М], [М’] согласные.

– Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]…. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?

– Звонкие. (Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком).

– А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.

– Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).

– А мягкие? (Зеленым).

Игра: ««Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий»».

Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА) – слова просто произносятся.

Игра: «Где живет звук»

Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. Давайте разбирать картинки. В валенок с заплаткой в начале – картинки со свуком «М» в начале слова, в валенок с заплаткой по середине – картинки со звуком «М» в середине слова, в валенок с заплаткой в конце – картинки со звуком «М» в конце слова. (МАСКА, МАК, СОМ, МУХОМОР, ЛИМОН, МАЛИНА, МАНДАРИН, МЫЛО, МУКА, МУХА, МАСЛО, СУМКА, ЗИМА, ЗАМОК, КОМАР, РОМАШКА, КАМЫШ, ДОМ, ДЫМ, МУРАВЕЙНИК, МОРКОВЬ, МОСТ), (МУХА, МРАВЕЙ, МЕДВЕДЬ, МОРКОВЬ, МОЛОТОК, ЗИМА, КОМАР, ПОМИДОР, ШМЕЛЬ, СОМ, ДОМ, ДЫМ) – показываются картинки.

– Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать.

– А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Тук ток, туки ток,

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом

С окнами большими

Со ставнями резными,

Тук ток, туки ток

Вот готов новый дом,

Будем жить мы в нем.

(Молодцы, садимся на свои места).

Игра: «Раздели слова на слоги, деление по слогам».

МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.

Игра: «Подбери слово-действие».

МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…

МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….

МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….

– Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР.

Со звуком мы познакомились. А вот и буква «эМ».

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква «эМ».

– А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).

– Ребята посмотрите, какой колючий еж пришел к нам в гости. Давайте, с ним поговорим. (раздаются массажные мячики).

Пальчиковая гимнастика «Разговор с ежиком».

– Гладь мои ладошки еж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Игра «Скажи наоборот»
Я буду называть слова, а вам нужно назвать противоположные по смыслу (слова антонимы), которые начинаются со звука [М].

Глупый – (мудрый)
Много – (мало)
Большой – (маленький)
Сухой – (мокрый)

Повтори предложения.
Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

Игра: «Отгадай загадки».

А теперь будьте очень внимательными, будете отгадывать загадки!

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Вкусны — оближешь пальчики! —

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. (Мандарины)

Шляпки на подкладке.

Скользкие да гладкие. (Маслята)

От него здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (Молоко)

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Пока я ночью сладко спал,

Пришёл волшебник с кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья. (Мороз)

Через речку во всю ширь

Лёг могучий богатырь.

Он лежит — не дрожит,

По нему трамвай бежит. (Мост)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравейник)

Задки про лесных зверей:

– Послушайте первую загадку:

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода-кора? (ЗАЯЦ).

– Как вы догадались, что эта загадка о зайце? (У зайца нет домика. Он любит грызть кору. Он убегает от врагов).

– Послушайте вторую загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке-летом. (БЕЛКА).

– Как вы догадались, что эта загадка о белке? (Белка носит рыжую шубу летом, а зимой у нее серенькая шубка).

– Послушайте следующую загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (МЕДВЕДЬ).

– Почему вы решили, что это медведь? (Медведи спят зимой в берлогах. Просыпаются они весной).

Перескажи рассказ
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
– На, Мурка молоко.
– Мур-мур-мур, – благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Беседа о диких животных.

– Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными? (Они живут в лесу, сами себе добывают корм, сами о себе заботятся).

– Чем дикие животные отличаются друг от друга? (Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.

– Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Какими они бывают? Каким цветом обозначаются? Звонкие или глухие? Молодцы ребята, большое вам спасибо!

Повтори чистоговорки.
Ма – ма – ма – дома я сама. Му – му – му – молоко кому? Мы – мы – мы – погуляли мы. Мо – мо – мо – едим эскимо.

Повтори пословицы, поговорки.
Много снега – много хлеба. Много воды – много травы. Москва – всем городам мать.

Повтори скороговорки.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.

Повтори загадки.
Красная девица сидит в темнице,
Голова на ножке,
А коса на улице. (Морковь)

В голове горошки. (Мак)

Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настает,
Тогда перестает. (Муха)

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

Игра «Подскажи словечко»
Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

И шалить без передышки
Целый день могли. (мартышки).

Два часа мочалкой. (мыли).
Прицепившись к задней шине,
Маша едет на. (машине).

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка).

Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. “ЗВУК И БУКВА -Ч-“

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе “Звук и буква П”

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия “звук” и “буква”, формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает .

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе “Звук и буква М”.

Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звуки [д — д’] и буква Дд».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Д.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки буква “Р”

Цели и задачи1.Закрепление акустических и артикуляционных особенности звука «Р2. Развивать фонематический слух.3.Определять место звука «Р» в словах (начало,середина, конец)4.Знакомс.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ” Звуки С, Сь и буква С”

В конспекте представлен практический материал для занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Групповое логопедическое занятие на тему “Звуки [м], [м’]. Буква М”

Разделы: Логопедия

Цель занятия: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.

Задачи: дифференциация звуков [М], [М’] на слух, знакомство с образом буквы М; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики, слухового внимания, памяти, просодической стороны речи; воспитание любви и уважения к своей семье.

Материал: картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика. Мимические упражнения.

– Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радостные, печальные, сердитые. Изобразите радостную маму, сердитого папу. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

Дыхательная гимнастика. “Кашу варим”

Наша мама варит кашу
Кормит кашей дочку Машу.

И.п. – стоя, одна ладонь на груди, вторая – на животе. Вдох через нос, на выдохе проговаривать “пых-пых-пых” и поглаживать себя при этом по животу.

2. Сообщение темы занятия.

– Ребята, отгадайте загадку:

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом)

Выставляется картинка “Дом”.

– Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [М’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.

3. Характеристика звуков [М], [М’] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [М], [М’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [М] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [М’] – чуть-чуть улыбаются). Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос). Голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается). Значит звуки [М], [М’] какие? (Согласные, звонкие). Звук [М] – (твердый), а [М’] – (мягкий). Звук [М] мы обозначаем квадратиком (синего) цвета, [М’] – (зеленого).

4. Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [М], [М’].

Игра “Слушай внимательно”

– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [М’] – зеленый.

Слова: молоко, медведь, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

5. Анализ и синтез слогов со звуками [М], [М’]

Игра “Посчитай звуки”

– Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др. (Дети считают и выкладывают схемы слогов)

Игра “Давай дружить”.

– Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и). Давайте “подружим” их со звуками [М], [М’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [М], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [М’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.

6. Определение позиции звуков [М], [М’] в словах.

– Давайте придумаем имена со звуками [М], [М’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др.) Определите, где находятся звуки [М], [М’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Работа со звуковыми домиками

– Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей). А как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька и др). Что вы заметили, когда произносили эти слова? (В этих совах два звука [М]) Какая она, ваша мама? (добрая, ласковая, милая и др).

7. Физминутка.

А теперь давайте “зарядимся”

Мы топаем ногами:
– Топ – топ – топ.
Мы руки поднимаем:
– Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

8. Развитие фонематических представлений.

Игра “Отгадай словечко”.

Ход игры: Логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, дети должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово. Сначала приводится пример.

Карточки: корона, облако, мост – ком
санки, ослик, молоток – сом
дверь, огурец, машина – дом
морковь, аист, кран – мак

9. Развитие просодии.

– Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:

Мама мыла Милу мылом

Мила мыло не любила.

(Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).

10. Знакомство с буквой “М”.

– Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!”
А между тем
Получилась буква “М”.

(Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).

– Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.

Выкладывание буквы “М” из счётных палочек.

Ход игры: Дети закрыли глазки. Логопед убирает одну счетную палочку. Дети должны восстановить букву “М”.

Пока глазки крепко спали,
Буквы в книжке меньше стали,
Свои глазки открывай
Что добавить, угадай! (Слова авторские)

Пальчиковая гимнастика “Моя семья”

Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Раскрашивание буквы в тетрадях.

11. Итог занятия.

– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Сюрпризный момент. Игра “Волшебная коробочка”.

– Дети вы сегодня так много называли хороших, добрых, ласковых слов со звуками [М], [М’]. Давайте еще раз их вспомним и произнесем в свои ладошки, и опустим их в волшебную коробочку. (Логопед достаёт из коробочки разноцветные звёздочки). А теперь ребята посмотрите, ваши слова превратились в звездочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  • Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.
  • Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.

    Цель:

    Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

    Познакомить с буквой М.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

    Закреплять навык:

    определятьпозицию звука в слове;

    – анализа и синтеза слова «мама»;

    – находить заданный звук в словах,

    – дифференцировать твердость и мягкость звука,

    – закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

    – совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

    – уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

    – согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

    Коррекционно – развивающие:

    Развивать:

    – слуховую память, внимание, восприятие;

    – умение концентрировать внимание;

    – слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

    – определять по запаху растение.

    Коррекционно – воспитательные:

    Воспитывать:

    – умение работать в микрогруппах, группах;

    – желание помогать друг другу;

    – интерес к играм со звуками.

    Словарная работа: поэт, буквоежка.

    Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки

    Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

    Оборудование:

    – герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

    – 6 конвертов с одной частью от целой картины;

    – две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

    – мешочки с ароматом лимона и пихты;

    – листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

    – корзинка для фишек;

    – фишки для рефлексии;

    Ход НОД.

    Организационный момент.

    А) – Придумано кем – то просто и мудро

    При встрече здороваться – «Доброе утро».

    Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

    Массаж лица.

    Совместное с логопедом выполнение массажа

    Солнышко проснулось, поглаживающие движенья

    И погладило, и погладило.

    Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

    – Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она – заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

    Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

    II.

    – Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

    Игра №1. «Собери картинку».

    Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

    Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

    Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

    Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

    Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

    III. Сообщение темы НОД.

    – Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

    (Со звуками [М], [ М’]).

    IV.Характеристика звуков «М», «Мь».

    Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

    – Звук «М» – согласный или гласный? Почему?

    – Звук «М» – звонкий или глухой? Почему?

    – Звук «М» – твердый или мягкий?

    – Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

    – Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему?

    – Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему?

    – Звук «Мь» – твердый или мягкий?

    – Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

    V. Игра №2. «Поэты»

    – Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

    – Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

    Например: МА-МА-МА – дома я сама.

    – Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

    ма – ма – ма – скоро к нам придет зима

    му – му – му – молока кому

    мо – мо – мо – мы любим эскимо

    ми –ми –ми – нас в игру прими

    VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

    Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

    Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

    – Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

    – Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

    Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

    VII. Физминутка.

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Мы руки поднимаем,

    Мы топаем ногами:

    Мы руки опускаем:

    Хлоп – хлоп – хлоп.

    Мы руки разведем,

    По кругу все пойдем.

    VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

    Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

    Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

    – Пей чай с моя мёдом.

    – Правильно Миша сказал?

    Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

    Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

    Образец: Моя мебель.

    Работа с индивидуальными картинками.

    IX. Аромотерапия.

    – Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

    На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.

    – Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

    X.

    – Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.

    А) Шуточный рассказ «Маша и крокодил».

    Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

    Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

    Б)Манипуляции с буквами.

    – Как кричала Маша? «Ам – ам».

    – Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

    – Как кричал Крокодил? «Мама».

    – Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

    В)Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

    – Сколько слогов в лове МАМА?

    – Сколько гласных звуков?

    – Сколько согласных звуков?

    – Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

    Г)Массаж с помощью большой бусинки.

    Бусинкой круги катаю,

    Взад- вперед её гоняю.

    Ей поглажу я ладошку,

    А потом сожму немножко.

    Д) Восстановление графического образа буквы «М».

    Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

    Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

    XI. Итог.

    – Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

    – От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

    Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

    1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

    2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
    3. А.В.Никитина «33 лексические темы»
    4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
    5. Е.В.Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

    Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств».

    Конспект занятия по валеологии в старшей группе

    «Органы чувств».

    Лукьяненко Любовь Петровна старшая группа «Незабудка»

    Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

    Задачи: Развивать сенсомоторные способности у детей, активизировать сенсорное восприятие, стимулировать органы чувств: слух, осязание, обоняние и вкус.

    Обобщить и систематизировать знания детей об основных органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

    Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования,

    Развивать у детей творческие способности, познавательный интерес, умение делать выводы.

    Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

    Ход занятия:

    Собрались все дети в круг,

    я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся,

    и друг другу улыбнёмся.

    Вос-ль: Ребята вы любите отгадывать загадки?

    Вос-ль – Послушайте и отгадайте загадку, и тогда вы узнаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить.

    На земле он всех сильней,

    Потому что всех умней. (Человек)

    Вос-ль – Правильно, это человек. В мире проживает много людей. Все они чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи, а чем отличаетесь (ответы детей).

    – Хоть мы все и разные, но все похожи между собой строением тела, у каждого есть руки, ноги, голова, туловище. Все это называют частями тела. Покажите и назовите свои части тела (дети показывают и называют) .

    – У нашего тела есть помощники, они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники?

    Дети: – Уши, глаза, нос, язык, кожа.

    Вос-ль – Глаза, уши, нос, рот и руки – это части нашего тела, а еще их называют органами чувств.

    Скажите, с помощью чего вы искали части тела? (С помощью рук). Этот орган называют органом осязания. Благодаря органу осязания мы ощущаем прикосновения, а также они дают понять нам что кошка, которую вы гладите – пушистая, доска – шершавая и твердая. Лёд холодный. Это и есть работа органа осязания.

    А сейчас проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка».

    Дидактическая игра «Волшебный мешочек с предметами».

    Цель: Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, речь.

    Материал: резиновая игрушка, деревянный круг, лупа, кожа, салфетка бумажная, ложка, мех, пластмассовый кубик, мешочек из ткани.

    Описание игры: Дети на подносе берут разные предметы из разного материала. У ведущего мешочек с разными предметами (второй комплект). Дети по очереди «обследуют» предметы и рассказывают о своих ощущениях

    Дети: – У меня мех на ощупь мягкий и пушистый. (Ребенок называет, что бывает мягким и пушистым.)

    Далее дети по очереди подходят к Волшебному мешочку, опускают руку и находят пару к своему предмету.

    Вос-ль: Отгадайте загадку и скажите, о чем речь?

    На ночь два окошка

    А с восходом солнца,

    Сами открываются. (Глаза)

    Вос-ль – Молодцы! Глаза – это один из самых ценных органов чувств человека, а как называется способность видеть?

    Дети: – Зрение.

    Воспитатель: – Глаза помогают нам видеть. Есть такая поговорка: «Глаза – зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человека, можно узнать его характер и настроение. Например, глаза могут быть веселыми, внимательными. Каким еще?

    Дети:– Умными, интересными, добрыми, задумчивым, грустными, печальным и т.д. (если дети не отвечают, воспитатель помогает, дети повторяют)

    Вос-ль – Вы подобрали замечательные слова! Молодцы! Скажите, для чего человеку нужен этот орган?

    Дети: – Различать цвета, рисовать, смотреть кино, мультфильмы и т. д.

    Вос-ль – Я приготовила для ваших глаз интересные задания. Давайте сядем на стульчики за столы. Внимательно посмотрите на картинки и найдите отличия на картинках.

    Давайте посчитаем, сколько отличий мы с вами нашли? 10

    Что бы наши глазки были зоркими и здоровыми, надо их тренировать – делать зрительную гимнастику.

    Еще одна загадка для вас

    Оля слушает в лесу,

    Как кричат кукушки,

    А для этого нужны

    Нашей Оле . (Ушки)

    Вос-ль: – Уши – это орган ощущения, а как называется чувство?

    Дети: – Слух.

    Вос-ль: – А теперь закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны, скажите, какие звуки вы слышите.

    Воспитатель играет на музыкальных инструментах, дети отгадывают инструмент по звуку.

    Вос-ль – Молодцы, все отгадали. Уши – тоже важный орган чувств. Благодаря ушам мы с вами слышим, как поют птицы, шумит море, стучит дождь. А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т. д.)

    -Послушайте ещё загадку

    Вот гора, а у горы

    Две глубокие норы.

    В этих норах воздух бродит,

    То заходит, то выходит. (Нос)

    Вос-ль: – Нос – это орган чувства, а как называется чувство? (Обоняние). Есть ли у человека обоняние и как оно помогает нам в жизни?

    Дети: – С его помощью различают запахи. Чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т. д.)

    Вос-ль: – Проведём эксперимент: проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих капсулах (от киндер-сюрприза).

    Дидактическая игра «Отгадай по запаху».

    Цель: формировать умение различать запахи;

    стабилизировать психическое состояние;

    активизировать мышление и внимание;

    формировать навыки саморегуляции.

    Материал: набор капсул от киндер-сюрприза, наполненных ароматическими маслами: лимон, апельсин, яблоко, груша, лук, чеснок.

    Описание игры: Дети получают по одной капсуле от киндера с запахом. Дети по очереди «обследуют» капсулу и рассказывают о своих ощущениях (например: у меня капсула с запахом лимона)

    Вос-ль: – Итак, какие бывают запахи?

    Дети: – Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. д.

    Вос-ль: – Может ли запах предупредить человека об опасности?

    Дети: – Можно почувствовать запах дыма при пожаре, или когда на плите что-то подгорело, если продукты плохо пахнут – они испортились и т.д.

    Вос-ль: – Чтобы ваши носики были здоровы, предлагаю выполнить упражнения.

    Дыхательная гимнастика

    Физминутка

    Вос-ль: – Следующая загадка- последняя

    Если бы не было его, не сказали-бы ничего. (Язык)

    Так зачем нам язык?

    Дети: – Ответ: чтобы кушать, разговаривать.

    – А еще, чтоб чувствовать вкус пищи. Различают сладкий, кислый, соленый и горький вкус. Вкусовые предпочтения у всех людей разные: одним нравится вкус банана, а вторым – яблоки. Кто-то любит соленое, другие – сладкое.

    Но не все стоит пробовать на вкус. Например, что еще нельзя пробовать на вкус? (Нельзя без разрешения взрослых пробовать незнакомые продукты)

    Вос-ль: – Давайте поиграем.

    Дидактическая игра «Отгадай по вкусу»

    Ход игры: Дети закрывают глаза, воспитатель дает попробовать продукты, различные по вкусу. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например: «Это – лимон. Он кислый». Если дети не справятся с заданиями, помочь подсказками.

    Вос-ль: – Ну, вот мы с вами отгадали все загадки и познакомились с органами чувств. Назовите их.

    (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.)

    Сегодня вы узнали много интересного об органах чувств. Вы должны беречь их и ухаживать за ними.

    Атак как вы сегодня были молодцы, справились со всеми заданиями, я вас награждаю медальками. Хорошего вам настроения .

    Конспект ОУД “Наши помощники – органы чувств”

    Содержимое публикации

    ГККП Ясли сад №7 «Куаныш» г.Темиртау

    Конспект ОУД

    для детей старшего дошкольного возраста

    «Наши помощники – органы чувств»

    «Наши помощники – органы чувств»

    Цель : формировать у детей умение осознанно относиться к соблюдению культурно-гигиенических требований; формировать представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира.

    Задачи : Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека. Учить делать простейшие выводы.

    Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.

    Воспитывать бережное отношение своему здоровью.

    Оборудование: иллюстрация человека, фломастеры, схема « Органы чувств » , повязка на глаза, колокольчик, бумага, стакан с водой, пустой стакан; 3 одинаковые коробочки с отверстиями, в которых находятся : апельсиновая корка, долька чеснока, ватка, смоченная духами;4 прозрачных стакана с водой разного вкусов : сладкая, солёная, кислая и простая; «волшебная шкатулочка» , в которой лежат кусок ваты, камешек, резиновый мячик, клубок шерстяных ниток и т. п.

    Беседы из серии «Знакомимся со своим телом» , образовательная ситуация «Зачем человеку нос» , игра «Дорисуй картинку» , чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?» , отгадывание загадок на данную тему.

    Круг радости «Здравствуй, день!»

    – Приглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наше занятие с прекрасной песни, которая называется «Здравствуйте».

    Здравствуй, день, здравствуй, друг,

    Здравствуй, песен щедрый круг,

    Здравствуй, мир, здравствуй, век,

    Здравствуй, добрый человек!

    Когда люди здороваются, что они желают друг другу?(Здоровья, здравствуйте)

    -Ребята, что самое главное для человека? (Здоровье)

    Ребята, к нам сегодня в детский сад прислали посылку от веселого художника.

    (Показывает рисунки людей)

    Воспитатель (В) : Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?

    Дети : Художник не нарисовал мальчику глаза, девочке рот, женщине нос и ладони.

    Воспитатель: Правильно, художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека.

    Воспитатель : А как можно назвать все эти органы одним словом? И почему они так называются?

    Дети : Все эти органы называют органами чувств. Так их назвали потому, что все эти органы помогают нам чувствовать.

    В : Давайте поможем им вернуть органы чувств? Вы согласны?

    Для того, чтобы подробнее познакомиться этими органами мы с вами отправимся в учебную лабораторию. Вы хотите стать учеными? А кто такие ученые? Если вы справитесь со всеми заданиями – вас ждет сюрприз!

    Давайте с вами превратимся в ученых! Одевайте халаты!

    Садятся на стулья возле первой лаборатории.

    В : Ребята, а как вы думаете, какой из органов чувств самый главный?

    Дети высказывают свои предположения, называя в т. ч. главным органом глаза.

    В : Да, правильно, учёные считают, что большую часть информации об окружающих нас предметах мы получаем через зрение, то есть с помощью органа зрения – глаз.

    Вот мы с вами в первой лаборатории.

    На ночь два оконца
    Сами закрываются,
    А с восходом солнца
    Сами открываются. (глаза)

    – Как назвать по – научному? ( орган зрения )

    Опыт №1 : Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза.

    Закройте глаза. (Показываю куклу)

    -Что я сделала? (незнаем)

    -А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю куклу)

    Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.

    Вывод : Глаза умеют видеть.

    – Как называется фигура? (Круг, квадрат)

    Вывод : Глаза умеют определять форму. – Какого цвета круг? Квадрат?

    Вывод : Глаза умеют определять цвет.

    – Скажите, какая фигура больше, меньше, какая от вас дальше? Ближе?

    Вывод : Глаза умеют определять расстояние от предмета.

    – Что крупнее : яблоко или апельсин?

    Вывод : Глаза могут определять размер.

    Подведём итог : глаза могут определять цвет, форму предмета, расстояние, размер.

    – А что нужно делать чтобы наши глаза никогда не уставали и всегда оставались здоровыми? (Ответы детей )

    Как надо беречь свои глаза?

    Беречь от попадания предметов, грязи.

    Не тереть грязными руками.

    Сидеть за столом правильно.

    Долго и близко не смотреть телевизор.

    Не играть долго в компьютер, планшет

    Гимнастика для глаз.

    Голова не поворачивается, движутся только глаза

    Глазки вправо, глазки влево,

    И по кругу проведем.

    Быстро – быстро поморгаем

    И немножечко потрем!

    Воспитатель предлагает одному из детей нарисовать «человеку» глаза.

    В : Это верно, глаза играют большую роль в нашей жизни.

    В: А с помощью каких еще органов чувств мы можем узнавать об окружающих нас предметах?

    Сейчас мы с вами это узнаем.

    Опыт № 2. Воспитатель завязывает одному из детей глаза и предлагает угадать, что за звуки ребёнок услышит. Другой ребёнок производит следующие действия : сминает бумагу, льёт воду, звенит в колокольчик.

    Вывод : Наши уши могут слышать и различать звуки.

    В : С помощью какого органа мы смогли узнать, что это за звуки? Понадобились ли нам для этого глаза?

    Дети : Мы узнали эти звуки с помощью органа слуха – ушей. А глаза нам не помогли это узнать.

    В : Как вы думаете, уши – это важный орган? Значит для человека важны не только глаза. Давайте вспомним как нужно следить за своими ушами. (Ответы детей ) .

    Ушки-подружки всё слышать хотят.

    Ушки-подружки просят ребят:

    Мой нас почаще, с водою сдружись.

    Ушки-подружки мыть не ленись!

    Правила : носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.

    Чтобы уши не болели

    Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)

    Все сгибаем, отпускаем

    И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)

    По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)

    И ладошкой их прижмем,

    Сильно-сильно разотрем. (Ладонями энергично растирают уши)

    Воспитатель предлагает дорисовать человеку уши.

    После этого дети садятся на стулья в следующей лаборатории.

    В :давайте назовем еще один орган чувств? Нос. Как назвать по – научному? ( орган обоняния ) . Обоняние – способность человека чувствовать запахи.

    Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи)

    Папа задал мне вопрос:
    – Для чего нам нужен нос ?
    Я нашёл ответов разных –
    Не один, а десять сразу!
    Нужен нос для красоты,
    Чтоб чихать, когда простыл,
    Чтоб дышать весной цветами,
    Чтоб в плечо уткнуться маме.
    Нос – чтоб ночью посопеть.
    Нос – Илюшке утереть.
    А ещё на нём очки,
    Для него живут платки,
    На носу сидят веснушки
    И гостят по-свойски мушки.
    Я ответил на вопрос
    И задрал от счастья нос.

    Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)

    Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, при пожаре, подгорела еда на плите) . Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его.

    Опыт № 3 : «Определение предметов и продуктов по запаху» . Дети располагаются вокруг стола.

    – Проведём эксперимент. Нужно определить предмет по запаху.

    (Ребенок с завязанными глазами определяет по запаху апельсин, лук, чеснок, лимон, шоколад, духи). Затем проверяем – открываем коробочки.

    Вывод : Орган обоняния помогает нам различать запахи.

    В : Какой же орган был прав: глаза или нос?

    Правила : не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.

    Давайте проверим как дышит нос. (По очереди закрывают ноздрю и дышат) . А у кого то нос плохо дышит – значит нужно сделать массаж носа. Давайте потрем возле носа и нажмем на точки.

    После этого опыта на рисунке дорисовывается нос.

    В : Отгадайте загадку :

    А не проглотишь. (Язык)

    – Как назвать по – научному? ( орган вкуса )

    С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)

    Опыт №4. На столе 4 одинаковых стакана с прозрачной водой.

    В : Что видят наши глаза? (4 стакана с водой) .Что чувствует нос? (нос не чувствует никакого запаха ) . Чтобы доказать, что в стаканах вода разного вкуса, мы воспользуемся …. (языком) .

    Ребята, что нужно сделать?

    Вызываются по очереди 4 ребёнка, которые определяют вкус воды в стаканах

    Вывод : орган вкуса нужен для определения вкуса пищи.

    Воспитатель предлагает дорисовать рот (язык) .

    Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп,
    А потом прыг-скок . И ещё разок.
    А потом вприсядку, а потом вприсядку,
    А потом вприсядку, и снова – по порядку.
    Побежим мы по дорожке раз, два, три!
    И похлопаем в ладошки раз, два, три!
    И покрутим головами р аз, два, три!
    Все танцуйте вместе с нами р аз, два, три!

    Воспитатель читает стихотворение

    Что за чудо – чудеса! Раз-рука и два – рука

    Вот ладошка левая, Вот ладошка правая,

    И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья!

    Ребята, для чего нужны нам руки?

    Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

    Опыт №6. «Волшебная шкатулочка» .

    Мы можем потрогать то, что лежит шкатулке, и попробывать определить, что это такое.

    Выполнение эксперимента : Дети опускают в шкатулку руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый) .

    После опыта дети дорисовывают человеку « ладошки » .

    В : Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем. Правила: держать руки в чистоте.) .

    В : Давайте теперь попробуем ещё раз ответить на вопрос : Какой орган важнее?

    Дети : Все органы важны. Они дополняют друг друга, помогают друг другу работать. Мы должны беречь их и ухаживать за ними.

    Сюрпризный момент: появляется Художник.

    Рассматривает рисунки, на которых дети дорисовывали органы чувств, хвалит детей за знания, за то что они отлично справились с его заданием и за это художник дарит

    Вы справились со всеми заданиями и за это художник дарит детям вазу с фруктами .

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: