Звук (Л) – интегрированное логопедическое занятие

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. Тема:” В гостях у клоуна Лоло. Автоматизация звука Л”

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Тема «В гостях у клоуна Лоло. Автоматизация звука [Л]»

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах и словах

формирование правильного произношения звука [Л];

уточнение акустического и артикуляционного образа звука [Л];

автоматизация звука в изолированном виде, в прямых слогах, словах со звуком в начале слова.

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развитие плавного длительного выдоха;

развитие фонематического слуха;

развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.

воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, буратино, незнайки; шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки с изображением самолета, мыльные пузыри, картинки мячей, часы с клоуном и картинками со звуком [Л], зеркало.

1. Организационный момент

“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Читайте также:
Консультация для родителей на тему Проектная деятельность

Любит всех смешить чудак

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает

В цирке часто выступает”.

-Как ты думаешь, кто это?

Покажи среди героев.

Ребенок показывает клоуна.

2. Сообщение темы

“- Правильно, это клоун. Его зовут Лоло. Он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.

3. Развитие длительного и плавного выдоха

“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит?

– Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?

– Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”. Молодец!

4. Артикуляционная гимнастика

“- Давай представим, что мы в цирке. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё в нашем цирке есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть качели, на которых выступают акробаты – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”. Молодец!

Ребенок вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения, используя картинки.

5. Произнесение изолированного звука

“- Ты, наверное, знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие?

– На автобусе, на поезде, на корабле, на самолете.

– Наш клоун гастролирует на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт, когда он взлетает”. Губы растянуты в улыбку, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.

Ребенок совместно с логопедом произносит звук [Л].

6. Анализ артикуляции

“- Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? Ребенок:

– А где находится язычок?

– Язычок между передними зубами.

– Звук [Л] он какой гласный или согласный?

– Давай еще раз изобразим как гудит самолет.

7. Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи

– Когда самолет взлетает, мы слышим сильный звук, и чем дальше он улетает, тем звук становится тише. Давай изобрази это.

И наоборот. Когда самолет где-то далеко летит, мы слышим тихий звук, приближаясь звук становится сильнее.

Ребенок совместно с логопедом произносит тихо-громко звук [Л].

8. Развитие фонематического слуха

“- Давай поиграем. Сейчас я буду произносить различные звуки, ты возьмешь свистульку и посвистишь, когда услышишь звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].

Ребенок показывает клоуна, когда услышит звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].

9. Автоматизация звука в слогах

– Клоун любит жонглировать. Посмотри, сколько у него разноцветных мячей.

Произнеси слог ЛА столько раз, сколько у клоуна красных мячей. Произнеси слог ЛЫ столько раз, сколько у клоуна синих мяча. Произнеси слог ЛО столько раз, сколько у клоуна зеленых мяча. Произнеси слог ЛУ столько раз, сколько у клоуна желтых мячей.

Ребенок произносит слоги.

10. Физкультминутка Логопед:

Жил-был клоун Лоло

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел (наклоны головы вправо-влево)

И танцевал вприсядку. (приседания)

Плечами уши доставал (поочередно пожимать плечами)

И сильно нагибался, (наклон туловища вперед)

Он руки к небу поднимал, (ноги на носочках, руки тянуть вверх)

И солнцу улыбался. (улыбнуться)

Ребенок повторяет за логопедом упражнения.

11. Автоматизация звука в слогах.

12. Автоматизация звука в начале слова

– Клоун любит жонглировать. Он предлагает нам поиграть в игру. Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной и кидай мячики в шляпу клоуна.

Логопед произносит слоги, ребенок повторяет слоги и кидает су-джок шарики в шляпу клоуна.

Ла-ла-ло ло-ло-ла лы-лы-лу лу-лу-ло ла-лы-ла

“- Просмотри на эти часы. Клоун предлагает нам поиграть. Он будет показывать картинку, а ты называй ее”.

Ребенок называет картинки.

– «А теперь вспомни и назови картинки, которые тебе показывал клоун.»

Ребенок называет картинки с опорой на контурное изображение предметов.

13. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

“- Мы с тобой так заигрались и не заметили, что у клоуна оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.

Ребенок с помощью шнурка привязывает пуговицу клоуну.

14. Итог занятия

– Клоуну очень понравилось с тобой играть. Ты сегодня старался.

Тебе понравилось занятие?

Логопед: – Как звали клоуна?

Логопед: – Какой звук мы учились произносить?

Ребенок: – Звук [Л]

Логопед: – Клоун тебе на память о занятии дарит воздушный шарик.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. Тема:” В гостях у клоуна Лоло. Автоматизация звука Л”»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Тема «В гостях у клоуна Лоло. Автоматизация звука [Л]»

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах и словах

формирование правильного произношения звука [Л];

уточнение акустического и артикуляционного образа звука [Л];

автоматизация звука в изолированном виде, в прямых слогах, словах со звуком в начале слова.

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развитие плавного длительного выдоха;

развитие фонематического слуха;

развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.

Читайте также:
Дифференциация звуков (У) - (А)

воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, буратино, незнайки; шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки с изображением самолета, мыльные пузыри, картинки мячей, часы с клоуном и картинками со звуком [Л], зеркало.

Ход занятия:

1. Организационный момент

“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Любит всех смешить чудак

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает

В цирке часто выступает”.

-Как ты думаешь, кто это?

Покажи среди героев.

Ребенок показывает клоуна.

2. Сообщение темы

“- Правильно, это клоун. Его зовут Лоло. Он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.

3. Развитие длительного и плавного выдоха

“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит?

– Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?

– Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”. Молодец!

4. Артикуляционная гимнастика

“- Давай представим, что мы в цирке. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё в нашем цирке есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть качели, на которых выступают акробаты – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”. Молодец!

Ребенок вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения, используя картинки.

5. Произнесение изолированного звука

“- Ты, наверное, знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие?

– На автобусе, на поезде, на корабле, на самолете.

– Наш клоун гастролирует на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт, когда он взлетает”. Губы растянуты в улыбку, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.

Ребенок совместно с логопедом произносит звук [Л].

6. Анализ артикуляции

“- Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? Ребенок:

– А где находится язычок?

– Язычок между передними зубами.

– Звук [Л] он какой гласный или согласный?

– Давай еще раз изобразим как гудит самолет.

7. Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи

– Когда самолет взлетает, мы слышим сильный звук, и чем дальше он улетает, тем звук становится тише. Давай изобрази это.

И наоборот. Когда самолет где-то далеко летит, мы слышим тихий звук, приближаясь звук становится сильнее.

Ребенок совместно с логопедом произносит тихо-громко звук [Л].

8. Развитие фонематического слуха

“- Давай поиграем. Сейчас я буду произносить различные звуки, ты возьмешь свистульку и посвистишь, когда услышишь звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].

Ребенок показывает клоуна, когда услышит звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].

9. Автоматизация звука в слогах

– Клоун любит жонглировать. Посмотри, сколько у него разноцветных мячей.

Произнеси слог ЛА столько раз, сколько у клоуна красных мячей. Произнеси слог ЛЫ столько раз, сколько у клоуна синих мяча. Произнеси слог ЛО столько раз, сколько у клоуна зеленых мяча. Произнеси слог ЛУ столько раз, сколько у клоуна желтых мячей.

Ребенок произносит слоги.

10. Физкультминутка Логопед:

Жил-был клоун Лоло

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел (наклоны головы вправо-влево)

И танцевал вприсядку. (приседания)

Плечами уши доставал (поочередно пожимать плечами)

И сильно нагибался, (наклон туловища вперед)

Он руки к небу поднимал, (ноги на носочках, руки тянуть вверх)

И солнцу улыбался. (улыбнуться)

Ребенок повторяет за логопедом упражнения.

11. Автоматизация звука в слогах.

12. Автоматизация звука в начале слова

– Клоун любит жонглировать. Он предлагает нам поиграть в игру. Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной и кидай мячики в шляпу клоуна.

Логопед произносит слоги, ребенок повторяет слоги и кидает су-джок шарики в шляпу клоуна.

Ла-ла-ло ло-ло-ла лы-лы-лу лу-лу-ло ла-лы-ла

“- Просмотри на эти часы. Клоун предлагает нам поиграть. Он будет показывать картинку, а ты называй ее”.

Ребенок называет картинки.

– «А теперь вспомни и назови картинки, которые тебе показывал клоун.»

Ребенок называет картинки с опорой на контурное изображение предметов.

13. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

“- Мы с тобой так заигрались и не заметили, что у клоуна оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.

Ребенок с помощью шнурка привязывает пуговицу клоуну.

14. Итог занятия

– Клоуну очень понравилось с тобой играть. Ты сегодня старался.

Тебе понравилось занятие?

Логопед: – Как звали клоуна?

Логопед: – Какой звук мы учились произносить?

Ребенок: – Звук [Л]

Логопед: – Клоун тебе на память о занятии дарит воздушный шарик.

Конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме “Поможем Хрюше” (автоматизация звука [ш)]

Цель: автоматизация звука “ш” в слогах, словах, фразах.

Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

Читайте также:
Автоматизация звуков по методике Фомичёвой

Совершенствовать произношение звука “ш” в слогах, словах, фразах.

Развивать фонематический слух.

Упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании притяжательных прилагательных, в спряжении глаголов настоящего времени.

Развивать мелкую моторику, память, словесно-логическое мышление.

Оборудование: игрушка – Хрюша, воздушный шарик, чудесный мешочек, волшебная верёвочка с 8 узелками, ватка, массажёр “Су-Джок”, кубик с цифрами, предметные картинки: шуба, машина, мешок, шахматы, шапка; Антошка, неваляшка, мышка, шишка, лягушка, рубашка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Раздаётся стук в дверь. В гости приходит Хрюша с чудесным мешочком.

– Давай посмотрим, что лежит у Хрюши в мешочке. Да ведь это волшебная верёвочка с узелками. Надо помочь Хрюше развязать на ней узелки, а чтобы их развязать надо выполнить задания. А помогать нам в этом будет звук “ш”. Ты готова помочь Хрюше?

II. 1. Тогда отгадай загадку:

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Шарик)

– Правильно, это шарик!
– Какой 1-ый звук в слове “шарик”?

Припоминание артикуляции звука “ш”.

– Сообщение темы.
– Ты выполнила первое задание, молодец! Развязывай первый узелок и одновременно произноси звук “ш”.
2. – Следующее задание называется “Надуй шарик” (пальчиковая гимнастика). Педагог читает стих, а ребёнок выполняет движения. Гимнастика проводится 2–3 раза.

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.

Все пальцы обеих рук в “щепотке” и
соприкасаются кончиками. В этом
положении дуть на них, при этом
пальчики принимают форму шара.
Воздух “выходит” (произносится
звук “ш”), и пальцы принимают
исходное положение.

– Это ещё не всё. Сейчас выполним артикуляционную гимнастику перед зеркалом:

Попеременное выполнение упражнений: “Заборчик” – “Бублик”, которые выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.

“Накажем непослушный язычок” – Язык распластан на нижней губе, шлёпать его губами: “Пя-пя-пя”.

“Лопаточка” – Под счёт до 5–10 и т.д. удерживать широкий спокойный язык на нижней губе.

“Чашечка” – широкий язык поднять к верхней губе, но не касаться ее, удерживать под счёт .

“Фокус” – Из положения “Чашечка” дуть на ватку, находящуюся на кончике носа.

– И с этим заданием ты справилась, молодец! Развязывай второй узелок.

3. Чтобы следующий узелок развязался нужно произнести заклинания:

ша-шо-шу-ши
шо-шу-ши-ша
шу-ши-ша-шо
ши-ша-шо-шу

– Молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.

4. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки.

– Перед тобой лежат картинки, назови их без запинки.
– Шишка, подушка, картошка, рубашка, мишка, мышка, лягушка, Антошка, неваляшка, шишка.
– Молодец! А теперь давай поиграем в игру “Подбери рифму”
(с картинками):

– Ты, умница! Развязывай узелок.

5. Логопед предъявляет ребёнку кубик с цифрами и предлагает поиграть в игру “Весёлый счёт”.

– Мы будем считать “шумных мышат” (счёт ведётся в пределах выпавшего числа). При счёте ты будешь поочерёдно нанизывать колечко “Су-Джок” на каждый пальчик правой и левой руки.

– Хрюша разрешает развязать тебе ещё один узелок.

6. Следующая игра называется “Продолжи” (спряжение глагола в настоящем времени): я шью штанишки плюшевому мишке, ты…, он…, она…, мы…, вы…, они… .

– Молодец! Развязывай узелок и произноси звук “ш”.

7. – Чтобы развязать ещё один узелок нужно выполнить упражнение, которое называется “Предложение договори и его ты измени” (с картинками):
У Маши… (шуба). – Это чья шуба? – Это Машина шуба.
У Миши… (машина). – …
У Паши… (мешок). – …
У Даши… (шахматы). – …
У Наташи …(шарик). – …

– Задание выполнила верно. Ты молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.

8. – И последнее задание “Гимнастика для ума”. Отвечай на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”:

– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
– Часть колеса. (Шина)
– Колючки у розы. (Шипы)
– Развязывай последний узелок на волшебной верёвочке.

III. – Сегодня на занятии ты не только помогла Хрюше развязать все узелки на верёвочке, но и поупражнялась в произношении звука “ш”. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получится ещё лучше. Молодец! Хрюша дарит тебе воздушный шарик.

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи с элементами изо-деятельности. Тема: «В гостях у ласточек». Звук [Л] в рассказах»

Реализация принципа интеграции образовательных областей — обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как же реализовать этот принцип в условиях дошкольного логопункта? Хороший результат дает система итоговых интегрированных занятий, сочетающих звуковую и лексическую темы с различными видами продуктивной деятельности детей – рисованием, конструированием и пр.

Предлагаю конспект интегрированного занятия по автоматизации звука [Л] на уровне связной речи с элементами изо-деятельности. Занятие проводилось в подгруппе для детей 6 лет с ФФНР.

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи с элементами изо-деятельности.

(Подгрупповое занятие на логопункте для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «В гостях у ласточек». Звук [Л] в рассказах».

  • Автоматизировать звук «Л» в рассказах,
  • закрепить навыки рисования с помощью трафаретов.
  • корригировать произношение звука [л] в фразовой речи на уровне связных текстов.
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развивать умение анализировать структуру объекта (узнавать и называть части тела птицы).
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
  • развивать внимание, память, познавательную активность, любознательность;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на мнемо-таблицу.
  • уточнить и расширить словарь по теме «Птицы»
  • закрепить графический образ буквы «Л»
  • закрепить навык работы с трафаретами.
  • воспитывать любовь к природе, доброе отношение к пернатым друзьям.
  • воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, помогать друзьям)
  • воспитывать самостоятельность, самоконтроль, усидчивость.
  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  • чередовать статические и динамические задания.
  • звуковая фонограмма «Голоса природы»; картина «Весна, перелетные птицы», изображение ласточки, буква «Л», таблица: «Найди букву», мнемотаблицы к рассказу «Ласточки»- целая и разрезанная на части, пиктограмма «Части тела птицы», трафареты «ласточка», бумага, карандаши.
Читайте также:
Конспект по автоматизации произношения звука (Р)

Ход занятия:

I. Организационный момент:

(Звучит запись «Звуки природы”. Все стоят, взявшись за руки, слушают музыку).

Логопед (Л.) проводит психогимнастику:

– Какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг-другу…

– Замечательно, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы и веселы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох- 2-3 раза)

Логопед предлагает прислушаться — звучит пение птиц.

II.1 Актуализация знаний.

Вводная беседа — ответы на вопросы с опорой на сюжетную картину: «Весна, перелетные птицы».

– Чьи голоса были слышны?

– Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

– Когда и где так поют птицы?

Л. предлагает послушать еще один птичий голосок и отгадать загадку:

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста,
Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит
И с птенцами ласкова,
И красива … (ласточка)

II.2 Изучение нового материала.

Демонстрируется изображение ласточки.

Логопед сообщает детям, что они отправятся в гости к этим птичкам и научатся про них рассказывать. Л. предлагает вспомнить, с какого звука начинается слово «ласточка».

(Дети определяют и вспоминают правильное произношение звука Л).

Игра на внимание: «Буква спряталась».

Л. сообщает, что птицы принесли из теплых стран много разных букв, попробуйте найти «букву ласточки» — Сколько раз встречается эта буква?

Демонстрация мнемотаблицы к рассказу.

Л. предлагает послушать историю, которая произошла с ласточкой:

Ласточка летела около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда ласточка стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна и могла лететь.

II.3 Усвоение изученного материала.

Ответы на вопросы с опорой на мнемотаблицу:

1. Где летела ласточка? Что с ней случилось?

2. Почему ласточка не могла лететь?

3. Зачем ласточка стала громко пищать? Кто ее услышал?

4. Как ласточки помогли подруге?

5. Как ты думаешь, что бы произошло, если ласточке не помогли бы подруги?

(Дети дают конкретные развернутые ответы по тексту, логопед следит за чётким произношением звука «Л»).

II.4 Закрепление изученного материала.

Логопед еще раз читает рассказ, дает установку его запомнить.

Затем предлагает посмотреть на схему рассказа и по — очереди рассказать его. Дети рассказывают по цепочке с опорой на мнемотаблицу.

II.5 Динамическая пауза: Упражнение «Ласточки»

Ласточки летели, (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (Приседают, сложив руки за спиной.)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)
Взвились, полетели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками, кружатся.)
Ласточки летали,-
Песни щебетали!

II.6 Продуктивная деятельность – зарисовка героя рассказа.

Разбор пиктограммы «Части тела птицы».

Л. сообщает детям, что для ласточки надо нарисовать подружек. Но сначала надо определить, что мы будем рисовать.

Дети с опорой на пиктограмму называют части тела ласточки и дают описание птицы:

– Голова, крылья и спинка у ласточки чёрные, а грудка белая. Голова круглая, шея короткая, клюв маленький, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку.

Рисование по трафаретам.

Дети обводят фигурку ласточки, дорисовывают части тела – глаза, лапки, выделяют грудку.

Пальчиковая игра «Птички».

Логопед: «Пальчики отдыхают, как ласточки летают! Большие пальчики – головка, ладошки – крылышки».

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены и цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья — помахать ими)

II.7 Контроль знаний и умений.

Игра: «Расставь по порядку».

Л. сообщает, что пока дети рисовали, картинки с рассказом о ласточках порвал ветер. И предлагает восстановить таблицу с рассказом. Каждому ребенку раздается часть рассказа, чтобы выставить на доске.

Дети расставляют части в правильной последовательности, рассказывая, что произошло с ласточкой.

III. Итог занятия.

1. Логопед выясняет, у кого сегодня мы были в гостях, с какой буквой и звуком «дружит» ласточка.

– Давайте покажем нашей ласточке ее друзей. Какие красивые у вас получились птички!

Читайте также:
VI конференция Российской ассоциации дислексии

Дети подходят к изображению ласточки, демонстрируя рисунки

– Ласточке очень понравились ваши рассказы и изображения, и она дарит вам веселые солнышки, чтобы поскорее настала весна!

2. Домашнее задание.

– А что не хватает вашим ласточкам?

(дети отмечают, что птички не разукрашены, говорят, как их надо разукрасить)

– Возьмите рисунки домой, разукрасьте их и расскажите маме историю про ласточек.

Беляева Елена Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с № 13 «Теремок»,
г. Климовск

Интегрированный урок учителя-логопеда и педагога-психолога «Путешествие с Колобком. Автоматизация звука [л]»

Светлана Лебедева
Интегрированный урок учителя-логопеда и педагога-психолога «Путешествие с Колобком. Автоматизация звука [л]»

МБОУ Бейская школа-интернат

Интегрированный урок

учитель – логопед: Лебедева С. В.

педагог- психолог : Кузнецова О. Ю

Тема: Автоматизация звука «л» в слогах, словах и предложениях. Путешествие с колобком.

Цель: автоматизация звука «л» в слогах, словах и предложениях.

-закрепить правильное произношение звука «л» в слогах, словах и предложениях;

-закрепить умение определять наличие и место звука «л» в словах;

-формировать навык самоконтроля за собственной речью;

-развивать мимику и пантомимику;

– закрепление навыков общения, воспитание добрых, дружеских чувств в коллективе;

– релаксация, снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения, успокоение, обретение душевного равновесия, покоя;

-развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.

-воспитывать умение внимательно слушать логопеда, усидчивость и интерес к занятию.

Здоровьесберегающие: планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей; соблюдать правильную посадку детей; способствовать созданию благоприятного психологического климата; соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: аэролампа, световая лампа «Звездное небо», су-джок, тактильная дорожка,предметные картинки: яблочки, корзинки, аудиозапись, магнитная доска.

I.Вводная часть. Психоэмоциональный настрой.

Психолог: Дети, станьте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую тёплую, самую нежную улыбку. Сегодня мы совершим путешествие в сказку, чтобы помочь одному герою,а вот какому отгадайте сами:

Я от бабушки ушёл

Я от дедушки ушёл

Психолог: Чтобы попасть в сказку,надо закрыть глазки:

Закрываю я глаза,

Улетаю в небеса.

Я лечу, лечу, лечу,

В сказку я попасть хочу!

И, о чудо, ты мне верь,

Сказка открывает дверь.

Вот мы и в сказке, идём по тропинке (дети проходят по тактильной дорожке). Вокруг кусты, деревья, под ногами мягкая трава, над головой ярко светит солнце. Дети, прислушайтесь, что вы слышите. Шум воды. Давайте подойдём поближе. (Дети подходят к водопаду с аромолампой). Это волшебный водопад. Послушайте, как журчит вода, сбегая по уступам горы. Ощутите запах леса, свежести. Вода в водопаде чудесная, она смывает все печали и огорчения, обиды и ссоры. Кто постоит около водопада, тот становится радостным, весёлым, всё грустное и плохое уходит прочь.

Путешествие продолжается. Опять мы идём по тропинке, под ногами мягкая травка, нас обдувает нежный прохладный ветерок. Мы выходим на волшебную поляну.

II. Основная часть.

1. Самомассаж с помощью су-джока.

Логопед: А чтобы колобок тоже здесь очутился, давайте вызовем его. А поможет нам в этом волшебные клубочки.

Жили-были дед да баба

На поляне у реки.

И любили они очень

На сметане колобки (катать между рук мячик)

Хоть у бабки мало силы

Бабка тесто замесила (сжимать руками мячик)

Ну а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках

Вышел ровный, вышел гладкий.

Не солёный и не сладкий.

Очень круглый, очень вкусный (катать между руками)

Даже кушать его грустно.

Зайка серенький бежал,

Колобочек увидал,

Ой, как пахнет колобок!

Дайте зайке хоть кусок.

Колобочек убежал (перекидывать с одной руки в другую)

По дорожке поскакал.

Логопед: А вот и колобок, но что то он грустный, что же случилось. В слове Ко. обок потерялась буква, мы пойдем в путешествие и найдем букву, вернем ее домой.

Задание от Зайцы

-Здравствуй зайчик, ты не видел букву Л?

-Я видел куда она побежала, но покажу дорогу, если вы выполните задание.

(написать букву Л по памяти)

Перед дальней дорогой нам нужно подготовить наш язычок. что бы правильно выполнять задания.

2. Артикуляционная гимнастика «Колобок»

Замесила как-то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала. Пожевать язык

Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила его на подоконнике остужаться. Катушка – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.

Лежит колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу. Язык перешагивает через зубы.

Вдруг, откуда ни возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» – закричал Волк пронзительно. Оскал

Покусать верхние и нижние губы

Принюхался Волк, поводил носом вправо-влево – вкусно пахнет Хоботок

Попытался языком до Колобка дотянуться, длинный язык у Волка, вот-вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп – и закрылись. Так Волку язык и прищемило. Иголка к носу

Завыл Волк дурным голосом и бросился бежать куда глаза глядят. Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает. Лопата

Читайте также:
Підготовка артикуляційного апарату до постановки звуку (С)

Попрощались с зайчиком. Выбрать смайликами настроение.

3. Изолированное произнесение звука «л».

Логопед: Катится колобок, катится….

4. Произношение звука «Л» в слогах

Нам дорогу преградили пеньки, не может колобок их перепрыгнуть, давайте ему поможем. Если вы правильно произнесёте слоги, написанные на пеньках.

Пока дети произносили слоги, букву Л украли (показать смайликами настроение)

– Что случилось? Где же буква? Пойдем дальше искать.

5. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука «л» в словах.

Логопед: Покатился колобок дальше, навстречу ему отгадайте кто?

Героем сказок стал не зря,

В добыче крупной знает толк.

Охоту кончит на заре,

Известный хищник, серый (волк)

Приветствие волка детьми, рассказывают зачем они бродят по лесу.

Задание волка: – Помогите собрать яблочки, но только спелые. На спелых яблочках нарисованы картинки, в названии которых есть звук «л» а на не спелых его нет. Но не просто собрать, а разложить их по корзинкам в первую, если звук «л» в начале слова, во вторую, если посередине, и в третью, если в конце слова. Ребёнок берёт яблочко говорит есть ли в слове звук «л», если есть где он находится и помещает в соответствующую корзинку).

Подарок от волка. (показ смайлика-настроение)

Логопед: Покатился колобок дальше, а навстречу ему угадайте кто?

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой

А еще он любит мед,

Кто сластену назовет?

Я по лесу пойду (шаги на месте)

В лесу ягоду найду (наклоны вперед)

Если нет лукошка (пожать плечами)

Соберу в ладошку (загибать пальцы)

Прыгну через лужицу (прыжки на месте)

Голова не кружится? (покачать головой)

7. Произнесение звука «л» в предложении

Приветствие медведя, рассказ, для чего они бродят в лесу.

Задание медведя «Запутанные следы» Расставить правильно слова в предложении

Ёлкой сидел под волк.

Пол вымыла белку.

Волк футбол на ходил.

У волка белые лапки.

Подарок от медведя (показ смайлика-настроение)

8. Произнесение звука «л» в чистоговорках.

Логопед: Покатился колобок дальше, катится колобок, катится, а навстречу ему угадайте кто?

Зайчиков пугает (лиса)

Логопед: Помните чем закончилась в сказке, встреча колобка и лисы? Мы попробуем договорится с лисой и спасти колобка и может у нее наша буква.

Приветствие лисы, рассказ о их путешествии в лесу.

Задание лисы «Чистоговорка»

Бежит лиса по лесочку

Все лапы у лисы в песочке.

Лиса: -Ребята, у меня нет для вас подарка, но есть какая то буква, знаю, что с нее начинается мое имя, а как она называется не помню. Достает букву Л. Дети громко произносят ее звук. забирают букву. прощаются и бегут веселые домой. (показ смайлика-настроение)

III. Итог занятия.

Психолог: Ребята, целый день мы путешествовали по сказке!

Наступила, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней, ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (музыкальное сопровождение, световая лампа «Звездное небо»).

– Наступает чудесная волшебная ночь. На темном небе зажигаются яркие звёзды. Их всё больше и больше. Вы смотрите на них и чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всётело: лоб, лицо, шею, плечи, живот, спину, ноги, руки. Закройте глаза. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Гаснут звёзды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать. Мы полны сил и энергии. Вот и подошло к концу наше путешествие. – Ну, что ребята, а нам пора возвращаться домой.Закроем все глазки: «Раз, два, три – снова в группе мы». Ребята, вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего? Колобку пора возвращаться домой к бабушке и дедушке. На прощание за вашу работу он вам дарит подарки. (картинка –раскраска колобок) До свидания, до новых путешествий.

Конверты со сказочными героями

Героем сказок стал не зря,

В добыче крупной знает толк.

Охоту кончит на заре,

Известный хищник, серый (волк)

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой

А еще он любит мед,

Кто сластену назовет?

Я по лесу пойду (шаги на месте)

В лесу ягоду найду (наклоны вперед)

Если нет лукошка (пожать плечами)

Соберу в ладошку (загибать пальцы)

Прыгну через лужицу (прыжки на месте)

Голова не кружится? (покачать головой)

Зайчиков пугает (лиса)

Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района «Системно-деятельностный.

Интегрированное занятие педагога — психолога и учителя — логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Волшебный космос» Занятие.

Интегрированное занятие педагога–психолога и учителя–логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Волшебный космос» Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Волшебный космос» Занятие.

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога, учителя логопеда, воспитателей Тема «Наша Родина – Россия.» Программное содержание. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», Социализация». Цель:.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «Добро и зло» Задачи: -развивать восприятие, память и мышление, умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен собственных при помощи суффиксов;.

Читайте также:
Пальчиковые игры для детей 5-7 лет

«Волшебная птица». Конспект интегрированной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №12» п. Романовка Конспект интегрированной.

Конспект вечернего занятия по заданию логопеда «Автоматизация звука [л] в словах» Конспект вечернего занятия по заданию логопеда «Автоматизация звука «Л» в словах». Цель: Закрепить с детьми правильное произношение звука.

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога» Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда конспект занятия на тему: «Приключение Буратино» рограммное содержание: Цель: Формирование познавательной активности и творческого воображения детей. Развивающие задачи: -развивать фонематическое.

Конспект занятия “Автоматизация звука Л”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.docx 20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

МКДОУ «Детский сад № 162»

Конспект интегрированного коррекционно – развивающего занятия

Тема «Спасти слоненка. Автоматизация звука [Л]»

Подготовила: учитель – логопед

Савина Екатерина Александровна

Сухиничи, 2019 год

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Тема «Спасти слоненка. Автоматизация звука [Л]»

Цель : автоматизация правильного произношения звука [Л, Л’] в словах и предложениях

формирование правильного произношения звука [Л, Л’];

уточнение акустического и артикуляционного образа звука [Л];

Совершенствовать умение определять место звука в слове;

Развитие грамматического строя речи – словообразование

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развитие плавного длительного выдоха;

развитие силы голоса и интонационной выразительности речи.

воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: ИКТ, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки с изображением на звук [Л, Л’], мыльные пузыри, картинки для словообразования, цветы, магнитная доска, зеркала.

  1. Организационный момент

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Логопед: Сегодня нам пришло письмо. Отгадайте, от кого?:

Любит всех смешить чудак,

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает.

В цирке часто выступает….

Логопед: Правильно, письмо пришло от клоуна.

«Здравствуйте ребята! В нашем цирке живет слоненок, но злой колдун заточил его в клетку, в своем замке, слоненка нужно спасать»

Поможем слоненку, спасем его от колдуна?

Логопед: Но к замку дорога нелегка…. Колдун расставил нам ловушки и чтобы их обойти, нужно выполнить задания. Но я уверена, мы легко с ними справимся .

  1. Основная часть

Логопед: Ребята колдун спрятал солнышко за тучками, и что бы нам было веселей идти, давайте разгоним тучи.

Логопед: На нашем пути первая ловушка. Камень. Вы видите, что камень не простой. Выполнив все эти задания, мы скатим его с пути.

На каждой грани кубика картинка, соответствующая артикуляционному упражнению:

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх – вниз.

Я все выше поднимаюсь,

Открывай рот детвора,

Чистить зубы нам пора!

Красить комнаты пора.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Логопед: Скажите, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы?

Логопед: А где находится язычок?

Ребенок: Язычок за верхними зубами.

Молодцы, вы хорошо справился. Камень мы с Вами убрали.

Логопед: А чтобы нам продолжить путь, нам нужно подкрепиться. Берем карточки и называем, что на них нарисовано.

Дети: Суп из лука – луковый, суп из курицы – куриный, суп из гороха – гороховый, суп из картофеля – картофельный, сок из вишни – вишневый, сок из лимона – лимонный, сок из моркови – морковный, сок из яблок – яблочный.

Логопед: Двигаемся дальше, мы с вами оказались на полянке, но посмотрите: цветы бесцветные. Видимо и здесь колдун постарался. Но я знаю, как мы сможем добавить краски цветам. Чтобы получить цветной лепесток, нужно произнести правильно картинку со звуком Л.

Дети: называют картинки: луна, желудь, жилетка, флажок, лошадка, стул, тюльпан, ключ, листок, медаль, яблоко .

Логопед: Ребята посмотрите что- то еще у нас на пути, посмотрим, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии каждого предмета спрятался звук [Л]. Но они все перепутались, давайте определим место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

Дети: называют слово и определяют место звука Л

(лампа, лопата, лодка, стул, стол, улитка, пила, апельсин, яблоко, белка, коляска, лук).

Логопед: Девочки, смотрите мячик, давайте с вами поиграем, Я бросаю Вам мячик и называю слово, а Вы бросаете его мне и называете это же слово ласково.

Слова: лавка – лавочка, кукла – куколка, стол – столик, полка – полочка, лопата – лопаточка, игла – иголочка, белка – белочка, лиса – лисичка.

Логопед: Молодцы, вот мы и дошли до замка, но чтобы открыть замок и спасти слоненка, нам нужно выполнить последнее задание, колдун перепутал слова в предложении, послушайте его внимательно и исправьте ошибки.

Санки везут Славу.

Пол упал на стул.

Лук поливал Милу.

Платок надел Аллу.

Логопед: Какие вы молодцы. Вам пришлось сегодня немало потрудиться. Вы были внимательны, активны, старались четко и правильно произносить звук [Л]. И в ловушки не попали, и колдуна прогнали, и слоненка освободили. Вам понравилось наше путешествие? А какое задание вам понравилось больше? Что было трудно выполнять? ( Ответы детей )

за это нам Клоун оставил подарок (Су-джок мячики и мыльные пузыри)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме “Автоматизация звуков [л] – [л’] – [р] – [р’]”. Тема: “Животные”

Презентация к уроку

Цель: Автоматизация звуков [л] – [л”] – [р] – [р”] на основе лексической темы “дикие – домашние животные”.

Образовательные:

  • Закрепление четкого звукопроизношения в рифмованной речи;
  • Уточнить и закрепить знания о животных;
  • Активизировать и расширять словарный запас;
  • Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов (упражнение на слоговую структуру слова);
  • Развивать способность использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  • Уметь представлять воображаемые действия, показывать их с помощью пантомимики;
  • Согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения.

Воспитательные:

  • Учить детей выслушивать до конца ответы сверстников и сообщения педагогов;
  • Ориентироваться друг на друга в проблемных ситуациях.

Оздоровительные:

  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Формировать и развивать координацию речевого дыхания и голоса, интонационную выразительность последнего.

Методы и приемы:

  • Игровая ситуация с участием различных персонажей;
  • Дидактические игры;
  • Звуковое оформление;
  • Практически-действенные игры и упражнения;
  • Наглядная демонстрация;
  • Музыкальное оформление;
  • Смена различных видов деятельности;
  • Беседа с детьми;
  • Вопросы к детям;
  • Тестовой материал.

Материал:

  • “Музыка леса” (дискета);
  • Магнитофон;
  • Нотное сопровождение: “Вышли зайки. ”(р.н.м.), музыка Леграна к к/ф., “Стукалка” (у.н.м.);
  • Пластмассовые кубики по количеству детей (по 2 кубика);
  • Мягкие игрушки животных, их изображения;
  • Звучащая игрушка (голоса животных деревни);
  • Чудесный мешочек, ширма;
  • Письмо из “Простоквашина”;
  • Простые карандаши по количеству детей;
  • Тест в картинках “Кто, где живет?”

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.

– Занятие начнём с нашего речевого правила (под музыку)

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Сегодня на занятии мы отправимся с вами в сказочный лес. Помощниками в нашем путешествии будут красиво произносимые звуки [л-ль-р-рь].

II Подготовительная работа.

1.Упражнения по развитию дыхания и мимических мышц лица.

Педагог: Где-то за тридевять земель стоит сказочный лес. Деревья там высокие, величественные (показать). Воздух там свежий и чистый (медленно вдохнуть и выдохнуть). А в этом лесу живет много зверей. Пойдем к ним в гости. Не боитесь?

Звучит “музыка леса”.

Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.

Мы пришли в прекрасный лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Обычная ходьба.
Покружиться.
Справа-елка на нас глядит.
Слева – березка.
Выполнение движений по тексту.
Снежинки в небе кружатся,
на землю красиво ложатся!
Выполнение движений по тексту.
Вот и зайка проскакал,
от лисы он убежал!
Прыжки в полуприсяде.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Выполнение движений по тексту.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Присесть на корточки.
Пролетают снегири! Легкий бег на носочках в рассыпную с движением рук.
В лесу красота и покой!

Педагог: Ребята, кто же нас встречает? Отгадайте!

В лесу живет, серый зубами щелк!
(волк)

Педагог: Позовите его ласково? (пропевают слово по слогам).

2.Упражнения для развития мышечного тонуса, координации движений и их выразительности.

Педагог: Ребята, а это кто?

Педагог: Позовите его ласково? (пропевают слово по слогам).

Б) с музыкальным сопровождением “ На лужайку вышли зайки. ”

На лужайку вышли зайки.
Зайки скачут, зайки прыгают как мячик.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Сели зайки на лужайку! Выполнение движения по тексту.
Сложили лапки по щечки и заснули! Выполнение движения по тексту.
Проснулись зайки, потянулись и стали умываться. Выполнение движения по тексту.

3. Упражнения по развитию артикуляции, мелкой моторики и координации движений.

А) Артикуляционная гимнастика: “Заборчик”, “Почистим зубки!”, “Полоскание рта”.

Б) Артикуляционное упражнение: “Барабанщик”.

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д,
Бей руками помогай: д-д, д-д-д,
Ритм ногами отбивай: д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане: д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет: д-д, д-д-д
Смотри – с ритма не сбивайся: д-д, д-д-д
Выполнение движений по тексту.

Педагог: Ребята, а это что за зверь?

Педагог: Позовите ее ласково? (пропевают слово по слогам).

Педагог: У лисички – маленький лисенок. К нему пришли маленькие гости. Давайте посмотрим кто?

4. Дидактическая игра “Гости” (Чудесный мешочек)

Детеныши: лосенок, лисенок, волчонок, зайчонок, бельчонок.

Педагог: Вот все гости и в сборе – пора игры наступила!

5. Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.

Упражнения с музыкальным сопровождением “Стукалка”.

Педагог: Ребята, посмотрите, что у меня в руках!

6. Упражнение на звукоразличение “Чей голос?”

Отгадывай загадки, у нас игра “Чей голос, Угадай-ка!”

Животные деревни: корова, (боров) свинья, (баран) овца, лошадь, (козел) коза.

7. Упражнение на слоговую структуру слова.

Деление слова на слоги – “Позови слово!”.

Звучит “музыка леса”.

Педагог: Ребята, в Простоквашино, услышав ваши голоса, пришли звери из дикого леса. Раз они живут в диком лесу, значит это звери какие? (дикие) А корова, лошадь и другие животные, которые живут у Шарика с Матроскиным, какие? (домашние) Ваша задача, помочь каждому животному найти дорогу домой! Для этого, каждый из вас берет стул и ставит его на ковер ко мне спинкой, как можно дальше друг от друга.

Пока слышны звуки леса, в ваших силах помочь животным найти дорогу домой (провести дорожку от животного до его дома). Как только пение стихнет – сделать это будет невозможно.

8. Тестовой материал на закрепление понятий: домашние – дикие животные “Кто, где живет?”.

Педагог: Давайте соберем ваши рисунки, поставим стульчики на свои места и сядем на них. А карандашики – поставим в подставку.

Какие домашнее животные живут у Матроскина и Шарика? (ответы детей)

– Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)

– Какие животные живут в лесу? (ответы детей)

– Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)

– Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)

– Вот наше путешествие подошло к концу надо возвращаться в детский сад! Давайте вспомним, кого мы сегодня повстречали на своем пути, с кем мы играли, кому помогали? (ответы детей)

А какие звуки мы так красиво сегодня произносили на занятии?

Педагог: В лесу красота и покой! А нам пора – домой! За хорошую работу на занятии – снежинки.

Прощание и выход детей из зала.

Список методической литературы:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., Просвещение, 1985.
  2. Волкова Г.А. “Логоритмическое воспитание детей с дислалией” С.-Петерб,1993/методические разработки к проведению коррекционных занятий/;
  3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду./ Старшая и подготовительная группы./Я., Академия развития, 2006, – 120с.
  4. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1951.
  5. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений. – 2-ое издание., М., Учпедгиз., 1958.
  6. Гринер В.А., Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. – М., Учпедгиз РСФСР, 1941.
  7. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика
  8. Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства//Театр и искусство. – СПб.,1913.
  9. Лопухина А.Е. Ритм, речь ,движение. – СПб.: Дельта,1997.
  10. НовиковскаяО.А. “Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях” С.-Петерб.2004.
  11. Рау Е.Ф. Музыкально-ритмические занятия. – В кн.: 5-ая научная сессия по дефектологии. – М., 1967.
  12. Руководство по кинезитерапии. – София., 1978, с. 9.
  13. Румер М.А. Из опыта работы по музыке и ритмике в детском саду. – М., Главсоцвос., 1926.
  14. Тугова Н.А. Коррекционно-воспитательные упражнения на музыкально-ритмических занятиях. – В кн.: Преодоление заикания у дошкольников. (Под редакцией Л.Е. Левиной., – М., Педагогика, 1975.
  15. Флоренская Ю.А., Гринер В.А. Музыческие расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия // Вопросы логопедии. Вып. 4, 1941. – с. 53-66.
  16. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико0фонематическим недоразвитием речи. – Дис. …канд. пед. наук, м., 1995.164л.
  17. Шашкина Г.Р. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.- М., Школа-Пресс, Ж. “Дефектология”.- 1997, № 6 с. 50-54.
  18. Шершнёва Е.Ф.Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста. – в сб.: Из опыта логопедической работы. – М., 1955, с. 66-76.
  19. Шторк К. Эмиль Жак Далькроз и его система. – Петроград., 1924.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и психолога. Тема: «Дикие животные зимой»

В данной работе представлен конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и психолога по теме «Дикие животные зимой».

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и психолога

Тема: «Дикие животные зимой»

  • Обогащение представлений о зиме и жизни диких животных.
  • Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни.
  • Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».
  • Продолжать учить использовать в речи простые предлоги.
  • Развитие связной речи (на основе составления предложений о признаках зимы, полных ответов детей на вопросы);
  • логического мышления на основе отгадывания загадок о диких животных, игры «Четвертый лишний»;
  • мелкой моторики на основе задания «Обведи», пальчиковой гимнастики; произвольности психических процессов на основе игры «Бывает, не бывает зимой…»;
  • грамматического строя речи на основе игр «Детеныши животных», «Назови родителей»;
  • координации речи с движением, ловкости.
  • Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.
  • Формирование навыков взаимопонимания и доброжелательности.
  • картинки с изображением диких и домашних животных, детенышей диких животных;
  • контурные изображения диких животных, синий и красный карандаши;
  • изображение жилищ животных;
  • мольберт;
  • разрезные картинки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Психолог: Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу. Посмотрите вверх и представьте, как медленно падают снежинки. Посмотрите налево – какие красивые деревья стоят в снегу. Посмотрите вниз – какой большой сугроб намело, перешагните его. И повсюду много снега, из него можно лепить снежки. Покажите, что вы замёрзли и съежились, отогрелись и улыбнулись. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. А теперь смахните снежинки, улыбнитесь и с отличным настроением отправимся в путешествие.

II. Основная часть.

1. Логопед: Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».

– О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

– По каким признакам можно определить, что пришла зима? (Дети отвечают на вопросы)

2. «Бывает, не бывает зимой…»

Дети стоят в кругу. Логопед называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или не правильно:

  • Солнце светит ярко, греет сильно.
  • Снег падает большими хлопьями.
  • Дети одевают шапки, валенки, куртки и пальто.
  • Зайчик серый прыгает по снегу. И др.

3. «Прогулка по лесу».

Психолог: – Мы с вами гуляем по лесу. Кто же живет в зимнем лесу? Сейчас мы узнаем. А для этого мы должны отгадать загадки.

Кто пчелиный любит мед?
Лапу кто зимой сосет? (Медведь)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (Заяц)

Всех зверей она хитрей,
шуба рыжая на ней? (Лиса)

Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (Белка)

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый … (Волк)

Психолог: — Какие это животные? (Дикие). Почему их называют дикими?

4. Игра “Четвертый лишний”.

Психолог: — Дети, посмотрите внимательно на картинки и скажите, кто здесь лишний? Дайте полный ответ, объясните почему?

(Здесь лишняя коза, потому что это домашнее животное. Здесь лишняя кошка, потому что это домашнее животное)

Психолог: Посмотрите на картинки, рассмотрите, кто изображен на них. Возьмите в руки синий карандаш и обведите кружком тех, кого мы не увидим в зимнем лесу. Почему? (Медведя, потому что он спит).

Какие животные сменили свои шубки зимой? (заяц, белка) Обведите этих животных красным карандашом.

Логопед: У нас продолжается прогулка по зимнему лесу. Встаньте в круг и повторяйте за мной:

Щиплет уши, щиплет нос, (трогают уши и нос)
Лезет в валенки мороз. (имитируют мороз)
Мы мороза не боимся, (грозят пальчиком)
Продолжаем, веселимся. (активно шевелят руками)
По сугробам мы шагаем (высоко поднимают ноги)
Выше ноги поднимаем.
Справа – хлоп и слева – хлоп. (хлопки руками)
Посмотрите, тут сугроб!

7. Под сугробом что-то лежит? Садитесь за столы, посмотрим что там!

Дети садятся за столы. Логопед снимает вуаль с мольберта.

Логопед: Перед нами новое задание «Найди кто где живет?» (на мольберте изображение жилищ животных). Нужно каждому животному найти его жилище. Дети называют животное и ставят карточки с изображением животных к их жилищу, сопровождая свои слова действиями. Медведь зимует в берлоге (Так со всеми животными.)

8. «Детеныши животных».

Логопед: — Как называются дети животных? (Детеныши)

– Кто детеныш у волка? (волчонок). У ежа — …, у лисы — …, у медведя — …, у зайца — …, у белки — ….

– Назовите папу и маму волчонка (волк и волчица), ежонка (ёж и ежиха), лисенка, медвежонка, зайчонка, олененка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Это зайчонок, это бельчонок, (сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.

10. Пластический этюд.

Передать мимикой и движением поведение животных: лиса прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

Логопед: Дети, кто живет в дупле? Белка любит играть в прятки. А вы? Белка будет прятаться, а мы ее искать. Логопед предлагает одному из детей помочь белке спрятаться. Белка сидит на дереве, под деревом, за деревом, около дерева.

Психолог: Дети, дикие животные просят вас собрать их портреты. Для этого вы должны рассмотреть картинку на конверте и собрать такую же из частей.

III. Итоги занятия.

Наша прогулка по зимнему лесу подошла к концу. А сейчас мы закроем глазки и вернемся в наш детский сад.

Вам понравилось наша прогулка? Вы все молодцы!

Калинина Кристина Михайловна,
учитель-логопед,
МБДОУ муниципального образования
«Город Архангельск» «Детский сад
комбинированного вида №180 «Парусок»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: