Звук (Л). Буква Л – конспект логопедического занятия по обучению грамоте

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе: Тема: «Звук [Л]. Буква Л»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе:

Тема: «Звук [Л]. Буква Л»

  • Познакомить со звуком [Л] и буквой Л.
  • уточнение артикуляции звука [Л];
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • выделение заданного звука на слух;
  • составление характеристики звука;
  • определение местонахождения звука в словах;
  • употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления;
  • употребление в речи предложных конструкций творительного падежа; звукобуквенный анализ слова «лама»;
  • знакомство с буквой Л;
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы;
  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;
  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
  • предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят около логопеда.

Логопед: Сегодня я для вас приготовила загадки, послушайте внимательно, кто догадается — поднимает руку. Картинки отгадки буду открывать на доске.

Загадки

Сидит в земле сердитый дед.
В шубу желтую одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (ЛУК)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (ЛУНА)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной шапочке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (ДЯТЕЛ)

Четыре ножки, сиденье и спинка.
Мы не лошадки, хотя на нас
Все садятся много раз. (СТУЛ)

Самый бойкий я рабочий
В мастерской,
Колочу я что есть мочи
День-деньской. (МОЛОТОК)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (МЫЛО)

Л: молодцы, а сейчас я назову ещё раз слова-отгадки, и один звук выделю голосом. Вы должны догадаться, какой звук я выделила.

– Лук, луна, лопата, стул, молоток, мыло.

I. Знакомство со звуком [Л]

1. Характеристика звука.

Логопед — послушайте, как звучит этот звук- [л. л. л]. Теперь этот звук произнесет — Маша, Варя…

Скажите, какой это звук — согласный, твердый. Почему вы так решили? (не поется, мешают зубы и язык)

Л — верно, а теперь закройте уши ладонями и произнесите звук еще раз. Что еще вы можете сказать про звук [л]?

Дети — он звонкий.

Л — если звук согласный, твердый, то каким звуковым символом будем его обозначать?

2. Л- а сейчас поиграем в игру «Найди место звука в слове»(по картинкам-отгадкам)-назовите предмет, где звук [Л] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.( На доске сверху есть схемы слов, а дети выкладывают под ними картинки)

Дети перестраиваются в круг.

3. Л- Давайте поиграем в игру «Повтори не ошибись». Развитие фонематического слуха, проговаривание слоговых цепочек с заменой гласной (ло-лу-ла…)

Дети садятся за столы.

4. Л — перед вами две картины.

Дидактическое упражнение «Найди отличие»

Дети сравнивают предметы: «На первой картине есть лодка, а на второй картине нет лодки».

Дидактическое упражнение «Найди место»

Л — между какими предметами находится лопата?

Д — лопата находится между луком и лодкой.

Физкультминутка

(выполнение движений с проговариванием текста)

Лодка плоская плыла,
Было в лодке два весла.
А на веслах лягушата,
Плыли весело куда-то.

II. Знакомство с буквой Л

Л — на что похожа буква Л?

Догадайся, посмотри.
Может это галочка –
Состоит из палочек.
Уголок — вот точный вид,
Буква точно так стоит.

1. Л — дети, напомните, чем отличается звук от буквы!

(Д — звуки мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).

Л — буква Л бывает заглавная и маленькая. Для чего нужна заглавная буква?-

Д — чтобы писать Имя, фамилию, клички животных, название города…

2. Чтение обратных и прямых слогов по схемам. Чтение слогов со стечением (сла, сло, слу, слы, шла, шло, шлу, шлы)

3. Работа в кассах.

Л — у вас на столах лежат буквы Л, заглавная и маленькие. Откройте кассы и поселите новых жильцов в свою квартиру.

На доске картинка с животным ЛАМА.

Выкладывание в кассах слова — ЛАМА, звуковой анализ слова. Деление слова на слоги.

Л — сколько звуков в первом слоге, назовите первый слог. Сколько звуков во втором слоге, назовите второй слог.

Выкладывание слоговой схемы

Пальчиковая гимнастика «Вот иголки и булавки»

4. Работа с лабиринтом

(на листах бумаги)

Раскрась части мозаики с буквой Л. Что получилось?

III. Итог занятия.

– Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что нового узнали? Какое настроение у вас? Как вы считаете, вы хорошо поработали?

Список литературы:

1. Смирнова Л.Н.-Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи, Пособие для логопедов, дефектологов м воспитателей- М.: Мозаика-Синтез, 2005

Читайте также:
Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) в словах и предложениях

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень Пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I, — М.,

4. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2003.— 112 с.26. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2013.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Звук [л]-[л’]. Буква Л»

Юлия Флоренская
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Звук [л]-[л’]. Буква Л»

Тема: «Звук Л, Ль. Буква Л».

Цель:выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста; Дифференциация звуков л –ль; воспроизведение и чтение слов из 4 – 6 звуков; чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте уважаемые гости!

Сейчас присаживаемся все на места и начинаем наше занятие. Но прежде чем начать хочу Вам напомнить, что у нас есть два правила. Первое правило – это правило поднятой руки. И второе правило – это правило полного ответа.

Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот».

1. Д и «Наоборот».

Грустный – весёлый, широкий – узкий, тяжёлый – лёгкий, высокий – низкий, быстрый – медленный, старая книга – новая книга, короткий – длинный, чистый – грязный, большой – маленький, твердый – мягкий.

2. Сегодня к нам занятие прилетели птицы. А какие именно я предлагаю вам отгадать.

Она под крышами живёт,

Гнездо своё из глины вьёт

Целый день суетится

На землю не садится

Высоко в облаках летает

Мошек на лету поедает

В чёрном фраке лапочка, а зовётся (Ласточка) Молодцы ребята!

Послушайте еще одну загадку.

Вот так птица – какова.

И не спутаешь с другой

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

Скажите, какой первый звук в слове ласточка? (Л) А какой первый звук в слове лебедь? (Ль) Различаются ли они?

Сегодня мы будем различать звуки л, ль.

Скажите звук Л он какой? Можно ли его тянуть, петь? А Звук Ль он какой?

3. Ласточка и лебедь принесли нам книгу сказок. Посмотрите, Кто это? (Золушка).

Скажите, есть ли в слове Золушка звук Л? Где он находится?

Давайте подумаем и назовём Какой была Золушка? (Ласковой, милой, славной).

Подскажите нужные слова.

Золушка полы… (мыла, подметала, протирала.,

белье… (стирала, полоскала, гладила,

посуду… (мыла, чистила). Какой одинаковый звук был в словах, которые вы мне подсказали? Звук л.

4. Давайте поиграем с Вами в игру «Помоги Золушке». Давайте ей поможем?

Золушке приходилось убирать разбросанные вещи. Вот и сегодня ее две сестры Лара и Лена попросили убрать их вещи. Одежду со звуком л мы отнесём в синий домик Лары, а предметы со звуком ль – в зеленый домик Лены.

Выкладываются картинки: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, плащ, жилет, плавки, купальник.

Ваша задача ребята, четко произнести название предмета и отнести картинку в нужный «домик», определив, какой звук в этом слове – л или ль. Также Вам нужно определить, где находится звук л или ль в слове в начале середине или в конце. И посчитать количество слогов. Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли Золушке убрать все разбросанные вещи.

5. Догадайтесь, какое слово я задумала, если в нем есть звуки, а, б, л. (Бал). Посмотри на доску и скажите, а правильно ли я обозначила это слово? (В схеме даны 4 кружочка. Нет).

Куда хотелось поехать Золушке? (На бал). А чего не было у Золушки для бала, вы помните? Не было красивых туфель и нарядного платья. Какой звук вы услышали в слове платье – л или ль? А в слове туфли?

Ее платье было все черное, потому что она даже уголь убирала (это черные камешки, которыми раньше топили печку). А складывала она уголь в угол.Повторите слова: уголь – уголь. Чем они похожи? Чем различаются?

Кто подарил Золушке платье и туфли? (Волшебница). Разделите это слово на слоги. Дети отхлопывают – 4 слога.

Лебеди летят, крыльями машут

Прогнулись над водой

Прямо и гордо умеют держаться

Читайте также:
Рабочая программа 'Логопедическая коррекция для группы обучающихся 2 класса'

Очень бесшумно на воду садятся.

7. Ребята, давайте Поможем Золушке уехать на бал. Выложим ей дорожку из слов-полосок.

Послушайте и Составьте предложение из слов: уехала, Золушка, бал, на. Давайте посчитаем количество слов в предложении. Давайте выложим это предложение с использованием наших слов – полосок. Вы большие молодцы! Мы помогли Золушке отправиться на бал.

8. «Знакомство с буквой Л».

Ребята,мы знаем с вами правило: что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы: видим, пишем, и читаем. Сегодня на занятии мы закрепили с вами звуки Л – Ль. На письме эти звуки будут обозначаться буквой Л.

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

В нашем необычном доме поселилась еще одна новая буква. Давайте вспомним стихотворение про наш необычный дом.

Стихотворение «Это необычный дом».

Сейчас мы с вами научимся печатать букву Л большую и маленькую. Большая буква пишется на две клеточки. Вверху по середине клеточки поставили точку и от точки ведём линию на две клеточки до левого уголка. Точно также пишем и маленькую букву вверху клеточки поставили ручку и от. Сейчас открываем тетради, садимся ровно, тетради кладёт наискосок, и начинаем печатать буквы.

9. Итог. Оценка деятельности детей.

Конспект комплексно-логопедического занятия в подготовительной к школе группе с ОНР «Домашние животные. Звук [К] и буква К» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района “Детский сад №14 “Теремок” Конспект.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «Д». Звук [Д] и [Д’]» Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Буква Д. Звук [Д] и [Д’] Цель: Закреплять знания детей о букве Д.

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Б и звук [Б]» (подготовительная к школе группа) Конспект занятия по грамоте Подготовительная к школе группа «Буква и звук Б». 1. Орг момент. Д/И «Назови ласково соседа справа» Восп:.

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Звук [ш] и буква ш» Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема «Звук <ш>и буква ш». Воспитатель высшей категории.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Познакомить с буквой Ф Задачи: -развитие навыков звуко- буквенного анализа; -развитие фонематического слуха; -развитие навыков звукового.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Звуки «Д» «Дь» и буква «Д» Цель: познакомить детей с буквой и звуком Д. Задачи: учить различать букву и звук, обучать звуковому анализу.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Г» Задачи: -формировать способность различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности -познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [З]» Тема: Звук и буква З Задачи: -закреплять умение сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу -познакомить с разными.

Методическая разработка занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [Ш], буква Ш» Цель: • изучение буквы «Ш», звука «Ш» Задачи: • Учить анализировать звук • Дать понятие «шипящий» звук • Учить определять место звука.

Занятие по грамоте «Звуки л,ль и буква Л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цел ь : закрепить навык различения и ч ё ткого произношения звуков [л], [л’]; знакомство с буквой Л.

Скачать:

Вложение Размер
zvuki_l-l_bukva_l.odt 95.05 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по грамоте: «Звуки [л], [л’]; буква Л»

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л’]; знакомство с буквой Л.

Систематизировать знания детей о согласных звуках [Л], [Ль], вспомнить их характеристики, обозначения. Знакомство с буквой Л.

Обеспечить применения на практике умения находить место этих звуков в словах /начало, середина, конец слова/ д/и «Домики».

Умение придумывать слова с этими звуками в разных позициях / в начале , в середине, в конце слова/.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л] – [Ль],(дифференциация твёрдых и мягких согласных) д/и « Семафорчики». Совершенствование навыка составления и чтение слов из слогов, умение записывать слов а в тетради, а также делать полный звуковой разбор этих слов..

Заучивание стихотворения про букву Л.

Совершенствование навыка чтения: односложных и двусложных слов.

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование : предметные картинки, « домики» «,семафорчики», тетради, карандаши

I. Организационный момент

Игра с мячом « Моя, моё, мой, мои»(использовать слова со звуками [л], [л’])

II. 1.Логопед объясняет: Звук [л] — губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам и язык упирается в верхние зубы; — горлышко «работает».

Символ звука : большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ. (см. цветную вклейку).

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук [Л’]: Символ звука: маленький самолетик летит: льльль. (см, цветную вклейку).

Характеристика звука [Л’]: согласный, мягкий, звонкий.

Обозначение : зеленый кружок с колокольчиком.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]:

звук [л] — согласный, звонкий, твердый; обозначение-синий кружок с колокольчиком

звук [л’] — согласный, звонкий, мягкий; обозначение -зелёный кружок с колокольчиком.

Логопед проговаривает,что на письме эти звуки обозначаются буквой Л Знакомство с буквой Л

*Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?» О.Гофман

*-Алфавит продолжит ваш

Буква Л — лесной шалаш. В.Степанов

2. Дид/упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л’], топни ногой если услышишь звук[Л]»:

ль, мь, бь, л. ; ля, лю, ми, ал, ла . ; аль, амь, пла, улы. ; лист, Поля, машина, угол .

3. Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила

ЛЯ: Коля, Ва. Га. То.

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина. ; Лёша, Лёня. ; Люда, Люся.

4. Повторить чистоговорки:

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Ля-ля-ля — зеленые поля.

Ли-ли-ли — малину мы несли.

Лю-лю-лю — малину я люблю.

Ле-ле-ле — еду на осле.

5 .Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] — [Л’]), и определить его место в слове.

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп и ложки. (Стол)

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

7. Д/и «Синий — зеленый»./работа со семафорчиками/

Дети показывают «семафорчик », выделив зв у ки [л], [л’] в стихотворении:

— Ежик, еж, ты что колючий?

— Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи. Б.Заходер

Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л’] — в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л ’ ] в словах.

9. Пальчиковая гимнастика:

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.

10.Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.

Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.

Дети проводят звуковой анализ слов лук, лимон, лиса.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе по теме “Дифференциация звуков [л] – [л’]”

Разделы: Логопедия

Цель: Дифференциация звуков [л] – [л’].

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] – [л’], буквой ЭЛ;
  • Формировать умение различать звуки [л] – [л’] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Выработать чёткую дифференциацию звуков [л] – [л’] изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях на материале лексической темы: “Одежда”;
  • Активизировать относительные прилагательные по лексической теме “Одежда”

Развивающие задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие на данный акустический образ;
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  • Закрепить понятия: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

Воспитывающие:

  • Развивать внимание к речи педагога и товарищей;
  • Воспитывать интерес и настойчивость к выполнению задания;
  • Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: картинки для звукоподражания (большой самолёт и маленький); схема, профили, слоговая таблица; силуэты девочки Лады и мальчика Лёвы; символы для анализа звуков (синий и зелёный колокольчики), кассы букв, пеналы на каждого ребёнка, картинки с изображением одежды и конверты с нарисованными на них шкафами (для деления слов на слоги); изображение буквы ЭЛ.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какое сегодня замечательное утро! Покажите это. Улыбнитесь друг другу.

Посмотрите внимательно, кажется, кто-то пришёл к нам в гости.

Мальчик Лёва и девочка Лада (логопед выставляет силуэты девочки и мальчика)

Они сегодня будут заниматься вместе с нами.

Дидактическая игра “Назови ласково”

Садится тот, кто назовёт предметы одежды ласково.

  • Чулки – чулочки
  • Платки – платочки
  • Плащи – плащики
  • Платья – платьица
  • Купальники – купальнички
  • Футболки – футболочки
  • Колготки – колготочки
  • Полуверы – полуверчики
  • Блузки – блузочки
  • Плавки – плавочки

Сообщение темы занятия.

Вы уже догадались с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (Со звуками [л] – [л’])

Артикуляция звуков

Ребята, посмотрите, что принесли с собой Лёва и Лада (логопед выставляет артикуляционные профили)

Когда мы произносим звук [л]: губки улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, воздушная струя встречает преграду.

Характеристика звука

  • Какой 1-й звук в имени девочки Лада? (Звук [л])
  • Кто нам скажет, какой это звук? (согласный твёрдый)
  • Как вы догадались? (Когда мы его произносим, нам мешает язычок, он “толкается в верхние зубки”).
  • Какой первый звук в имени мальчика Лёва? (Звук [л’].
  • Какой это звук? (согласный, мягкий)

При произнесении звуков [л] – [л’], голосовые связки работают, горло дрожит. Звуки [л] – [л’] звонкие.

Ребята, посмотрите, с Ладой и Лёвой пришли два мальчика (звуковые сигналы), но почему они в разной одежде?

Правильно, потому, что звук [л] – твёрдый, его обозначают синим звуковым сигналом, а звук [л’] – мягкий, его обозначают зелёным звуковым сигналом

Закрепление звуков в изолированном виде.

Большой самолёт летит и гудит: [лллллл:] (Дети произносят звук [л] громко).

Маленький самолёт летит и гудит: [лллллл:] (Дети произносят звук [л] тихо.)

Колокольчик звенит: [л’л’л’л’л’].

(картинки с изображением большого и маленького самолётов для звукоподражания)

Дифференциация звуков в слогах.

Выделить из цепочки слогов и назвать слог со звуком [л’].

Ло-ли-лу-ла ло-лы-ла-лу
Ла-ля-ло-лу ло-ла-ли-лу
Лу-ла-ли-ло ли-ла-лу-ло
Лу-лё-ла-лы ла-ло-лё-лу
Лы-ли-ло-ла

Развитие фонематического слуха.

Сейчас я буду называть слова со звуками [л] – [л’], а вы если услышите звук л поднимите синий звуковой сигнал, звук ль – зелёный звуковой сигнал.

Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.

Деление слов на слоги.

Ребята, у вас на столах лежат картинки. Что на них изображено? (носки, платье, платок, шарф, колготки, брюки, майка, юбка, шуба).

Ребята, как можно одним словом назвать все перечисленные предметы? (Одежда).

Куда мы вешаем одежду? (В шкаф).

Вот перед вами три шкафа. Внимательно посмотрите на них, что вы видите? (У одного шкафа одна дверца, у другого две, у третьего три).

Одежду, в названии которой один слог, мы “повесим” в шкаф с одной дверцей, два слога с двумя дверцами, три слога с тремя дверцами.

(Опускают картинки в шкафы – конверты)

У кого в названии одежды есть звуки [л] – [л’] (ответы детей)

Физминутка. Игра “Гласные и согласные”

Ребята, а сейчас покажем Ладе и Лёве наши игры.

Дети приглашаются на коврик, где раскиданы кружочки красного, синего и зелёного цветов (звуковые обозначения гласных и согласных звуков). Дети разбегаются по залу, логопед раздаёт буквы, после слов: “Раз, два, три, домик свой займи”, дети должны занять свой домик, кто не успел занять домик, называет слово на букву, которую держит в руках.

Закрепление звуков [л] – [л’] в словах

Ребята, у вас на столах лежат по две картинки, переверните и назовите их. (Дети называют)

Сланцы – петля галстук – лямка
Пальто – халат жилет – блузка
Платье – платок купальник – плавки
Чулки – гольфы плащ – дублёнка
Шаль – футболка колготки – водолазка

Возьмите синий и зелёный звуковые сигналы и положите под каждой картинкой (Логопед проверяет правильность выполнения задания)

Закрепление звуков [л] – [л’] в словосочетаниях. Активизация относительных прилагательных: какой по цвету?

Платье у куклы (какое?) – (Белое)

Футболка у мальчика (какая?) – (зелёная)

Блузка (какая?) – (голубая)

Закрепление звуков [л] – [л’] в предложении. Упражнение “Исправь предложение” (Логопед объясняет, что нужно найти и исправить ошибку)

Халат надел маму (Мама надела халат)

Флажок махал Лёвой (Лёва махал флажком)

Стол поставили на лампу (Лампу поставили на стол)

У голубого платья есть кукла (У куклы есть голубое платье)

Ладони вымыли Ладу мылом. (Лада вымыла ладони мылом)

(Составление схемы одного предложения)

Дифференциация звуков [л] – [л’] в тексте

Лёва и Лада приготовили вам игру “Доскажи словечко”

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает:
Слова не хватает
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко! (Е. Серова)

“Сшил себе котёнок тапки,
чтоб зимой не мёрзли :”.(Лапки)

“Нам темно. Мы просим маму,
нам включить поярче :”. (Лампу)

“Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобится :”. (Мыло)

Молодчина эта Лиина,
Лепит всё из :” (пластилина)

“На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная :” (Юла)

Знакомство с буквой ЭЛ (логопед показывает изображение буквы ЭЛ)

Внимательно посмотрите, и скажите, на что похожа буква ЭЛ? (На букву А без перекладины и т.д.)

Физминутка. (Логопед просит детей изобразить букву ЭЛ)

Буква ЭЛ, расставив ноги,
Словно в пляске, – руки в боки.
Наклонилась влево, вправо,
Получается на славу
Влево, вправо, влево, вправо.
Печатание буквы ЭЛ в тетрадях.

Ребята, сколько элементов в букве ЭЛ? (В букве ЭЛ три элемента)

Пишем букву ЭЛ пальчиком в воздухе.

Печатаем букву ЭЛ в тетрадях.

Итог занятия.

Ребята, с какими звуками вы сегодня на занятии познакомились? (Сегодня на занятии мы познакомились со звуками [л] – [л’] и буквой ЭЛ).

Артикуляция звуков [л] – [л’]

Какие это звуки? (Звуки [л] – [л’] согласные, звонкие, могут быть твёрдыми и мягкими)

Конспект урока обучения грамоте: Звук и буква Л, 1 класс. Школа России

1. Организационный момент.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть эта улыбка сопровождает вас до конца этого дня в любой ситуации. Не будем хмуриться, а будем добрыми и взаимовежливыми друг с другом.
2. Актуализация знаний.
– На какие две группы делятся звуки? (согласные и гласные)
– Почему гласные так называются? ( они состоят из одного голоса)
– Какие гласные мы изучили? (а, о, у, ы, и)
– Почему гласную «и» мы поставили на ленте букв отдельно от всех гласных? (она указывает на мягкость согласных впереди ее стоящих )
– Какие согласные буквы мы уже изучили? (с, к, т, н)
– Какая буква стоит отдельно от всех изученных согласных? Почему? (н, она обозначает звук)
3. Самоопределение к деятельности
– Достаточно ли нам знаний, чтобы уже читать книги? (нет)
-Нужно нам еще изучать звуки и буквы? (да)
Какие звуки мы сегодня будем изучать? Угадайте, какой звук слышен в каждом названном слове?
Ложка, пила, лыжи, ёлка. ( звук [л])
– Какие звуки и буквы будем изучать на уроке?
– Давайте поставим задачи перед собой, которые мы должны выполнить на уроке.
1. Изучим новый звук.
2. Познакомимся с буквами, с помощью которых можно записать звуки [л],[л’]
3. Научимся читать слоги, слова и предложения с новыми буквами.

4. Изучение нового материала.
На доске изображения стула и руля. Произнесите эти слова, какие звуки слышим на конце слов? ([л],[л’])

– Произнесите эти звуки. Какие они гласные или согласные? Почему? ( согласные, они произносятся с трудом, мешает язык)
– Что можно сказать об этих звуках [л],[л’]? ( один звук твердый, другой мягкий)
– Приложите руки к ушкам, скажите, какие это звуки: глухие или звонкие? ( звонкие, они произносятся звонко, в ушах звенит)
– Сейчас я вам прочитаю рассказ, запомните как можно больше слов в этом рассказе со звуками [л],[л’].
Учитель читает рассказ. Дети слушают.
Лисенок и лягушонок.
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
– Зеленее всех зеленок – лупоглазый ля-гу-шо-нок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
– Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
– Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

– Дети, вам понравился рассказ?
– Кто вам из героев сказки понравился?
– Чем любил заниматься лягушонок?
– Почему лисенок ломал его поделки, обзывал лягушонка?
– А можно так поступать?
– Как вы поступаете, когда у вас что-то не получается, а у одноклассника получается? Как правильно нужно поступать?
– А вам понравился лисенок? Когда он вам понравился?
– А теперь назовите слова из этого текста, в которых встретились звуки [л],[л’].
– Молодцы, много запомнили слов.
– А кто из вас знает, с помощью какой буквы можно записать эти звуки?
( буквы «эль»)
– Кто может напечатать эту букву на доске? Напечатайте ее в своих тетрадях.
– На что похожа буква?

5. Физкультминутка.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо…
Получается на славу.
Молодцы!
Влево-вправо, влево-вправо…

6. Чтение слогов с буквой Л
– А давайте попробуем соединить нашу букву с гласными буквами, что мы получим? (ла,ло, лу, лы, ли) Запишите слоги к себе в тетрадь.
– Какой слог получился с мягким звуком [л’]. Почему?

7. Чтение слов с буквой л.
– Посмотрите на слова, которые написаны на доске.
– Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.
– Прочитайте слова по порядку.
– Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.
(стол – 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул – 2 слога)
– Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.
(стол, кукла, куклы – на первый слог; катал, уснул – на второй слог)
– Прочитайте слова, выделяя ударные слоги.
– Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?
(Кукла – один предмет, а куклы – несколько)
– Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.
– Спасибо.

8. Зарядка для глаз
Упражнение 1. Сделайте 10 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо
Упражнение 2. 10 колебательных движений глазами по вертикали – вверх-вниз и вниз-вверх
Упражнение 3. Тоже 10, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте по 10 круговых вращательных движений глазами слева-направо.

9. Чтение предложений, включающих слова с буквой л.
– Откроем “Азбуку”.
– Рассмотрите рисунок под текстом, который мы будем сейчас читать.
– Как вы думаете, о чем будет рассказ?
– Давайте, проверим, правильно ли мы предложили?
– Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)
– А что вы знаете о ней?
(что у Оли куклы)
– Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?
(что Оля катала кукол)
– Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?
– Ребята, давайте еще раз прочитаем текст
– О ком и о чем говориться в тексте?
(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)
– Ребята, мы правильно определили, о чем будет текст?
– Кто хочет рассказать, как вы играете на улице?
– Спасибо. Мне очень понравилось.

10. Рефлексия.
– Скажите, кто из вас сегодня хорошо работал?
– Кто не очень хорошо, мог бы и лучше?
– Кто был невнимательным и не всегда слушал нас?
– Кого бы из класса вы наградили за хорошую работу на уроке?

11. Итог урока.
– Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?
(с буквой “эль”)
– Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л’] )
– Какие это звуки?
(Звук [л] – согласный, твердый, а звук [л’] – согласный, мягкий)
– На какое место в ленте букв мы поставим букву Л?

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы

Тема: «Звук [Л]. Буква Л»

  • Познакомить со звуком [Л] и буквой Л.
  • уточнение артикуляции звука [Л];
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • выделение заданного звука на слух;
  • составление характеристики звука;
  • определение местонахождения звука в словах;
  • употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления;
  • употребление в речи предложных конструкций творительного падежа; звукобуквенный анализ слова «лама»;
  • знакомство с буквой Л;
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы;
  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;
  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
  • предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят около логопеда.

Логопед: Сегодня я для вас приготовила загадки, послушайте внимательно, кто догадается — поднимает руку. Картинки отгадки буду открывать на доске.

Загадки

Сидит в земле сердитый дед. В шубу желтую одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (ЛУК)

Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам… (ЛУНА)

Кто в беретке ярко-красной, В черной шапочке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит (ДЯТЕЛ)

Четыре ножки, сиденье и спинка. Мы не лошадки, хотя на нас Все садятся много раз. (СТУЛ)

Самый бойкий я рабочий В мастерской, Колочу я что есть мочи День-деньской. (МОЛОТОК)

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (МЫЛО)

Л: молодцы, а сейчас я назову ещё раз слова-отгадки, и один звук выделю голосом. Вы должны догадаться, какой звук я выделила.

— Лук, луна, лопата, стул, молоток, мыло.

I. Знакомство со звуком [Л]

1. Характеристика звука.

Логопед — послушайте, как звучит этот звук- [л. л. л]. Теперь этот звук произнесет — Маша, Варя…

Скажите, какой это звук — согласный, твердый. Почему вы так решили? (не поется, мешают зубы и язык)

Л — верно, а теперь закройте уши ладонями и произнесите звук еще раз. Что еще вы можете сказать про звук [л]?

Дети — он звонкий.

Л — если звук согласный, твердый, то каким звуковым символом будем его обозначать?

2. Л- а сейчас поиграем в игру «Найди место звука в слове»(по картинкам-отгадкам)-назовите предмет, где звук [Л] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.( На доске сверху есть схемы слов, а дети выкладывают под ними картинки)

Дети перестраиваются в круг.

3. Л- Давайте поиграем в игру «Повтори не ошибись». Развитие фонематического слуха, проговаривание слоговых цепочек с заменой гласной (ло-лу-ла…)

Дети садятся за столы.

4. Л — перед вами две картины.

Дидактическое упражнение «Найди отличие»

Дети сравнивают предметы: «На первой картине есть лодка, а на второй картине нет лодки».

Дидактическое упражнение «Найди место»

Л — между какими предметами находится лопата?

Д — лопата находится между луком и лодкой.

Физкультминутка

(выполнение движений с проговариванием текста)

Лодка плоская плыла, Было в лодке два весла. А на веслах лягушата, Плыли весело куда-то.

II. Знакомство с буквой Л

Л — на что похожа буква Л?

Догадайся, посмотри. Может это галочка — Состоит из палочек. Уголок — вот точный вид, Буква точно так стоит.

1. Л — дети, напомните, чем отличается звук от буквы!

(Д — звуки мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).

Л — буква Л бывает заглавная и маленькая. Для чего нужна заглавная буква?-

Д — чтобы писать Имя, фамилию, клички животных, название города…

2. Чтение обратных и прямых слогов по схемам. Чтение слогов со стечением (сла, сло, слу, слы, шла, шло, шлу, шлы)

3. Работа в кассах.

Л — у вас на столах лежат буквы Л, заглавная и маленькие. Откройте кассы и поселите новых жильцов в свою квартиру.

На доске картинка с животным ЛАМА.

Выкладывание в кассах слова — ЛАМА, звуковой анализ слова. Деление слова на слоги.

Л — сколько звуков в первом слоге, назовите первый слог. Сколько звуков во втором слоге, назовите второй слог.

Выкладывание слоговой схемы

Пальчиковая гимнастика «Вот иголки и булавки»

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Л в картинках и стихах

ДЕТСТВО-ГИД

Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений и обучению элементам грамоты «Знакомство со звуками [Л], [Ль]» для детей подготовительной группы с ОНР

Знойкина Валентина Ивановна, учитель-логопед МБДОУ № 4, г. Мурманск

Программные задачи: 1. Закрепить навык произношения звуков [Л], [Ль] в слогах, словах, фразах. 2.Развивать навыки в проведении звукового и слогового анализа и синтеза слов. 3. Совершенствовать навыки анализа предложений. 4. Развивать фонематический слух, внимание, память. 5. Развивать зрительное внимание и восприятие. 6. Воспитывать умение работать сообща и добиваться намеченной цели.

Материал: «Букварик» — игровой персонаж, схемы слогов – карточки, зашумленные изображения предметов, предметные картинки со звуками [Л], [Ль], индивидуальные зеркала, изображения Лунтика в большом самолете и Лисенка в маленьком, мальчики-звуки в синей и зеленой рубашке с колокольчиком, схема слова – карточки, звуковые схемы слов, материал для работы с предложением – сюжетные картинки, полоски –для выкладывания схем предложений.

Ход занятия

Вводная часть Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел Букварик. Давайте поздороваемся и похвалим его. За что мы любим и ждем Букварика? Ответы детей: — Он учит нас слушать звуки и прислушиваться к ним. — Приносит картинки. — Дает задания сложные и не очень. — Знакомит нас с буквами. Логопед: Он предлагает нам поиграть в «Цепочку слов» — вспомним правило игры: первый игрок называет слово, а следующий игрок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. — А если нельзя придумать слово на последний звук? Ответы детей: — То придумываем слово на предпоследний звук. Логопед: Играем… Молодцы! Садитесь на стульчики.

Основная часть 1. Логопед: Букварик торопился нарисовать побольше картинок и получилась путаница.

«Что ты видишь на картинке?» На магнитной доске выставляется ватман с изображением зашумленных картинок. По мере называния изображений, логопед выставляет картинки на магнитной доске. Возможны варианты: если не видят какое-нибудь изображение, то можно загадать загадку.

Логопед: Ребята подумайте. Какой общий звук встречается во всех словах? Ответы детей: Звуки [Л], [Ль].

2. Знакомство со звуком [ Л]. Характеристика звука Логопед: Букварик к нам привел гостей. (На первой страничке из кармашка логопед достает картинки с изображением Лунтика на большом самолете и Лисенка на маленьком). Логопед: Когда летел самолет Лунтика мы слышали звук [Л] (длительное произношение звука). Произнесите этот звук. А теперь посмотрим в зеркало, как мы его произносим. Ответы детей: — Губы открыты. — Между зубами расстояние. — Язык находится за верхними зубами, упирается в них, воздух выходит по бокам языка. — Горлышко «поет», подача голоса (контроль рукой). Примечание: Если дети не могут объяснить положения органов артикуляции, то можно навести их на мысль методом ТРИЗ. — Если мы сомкнем губы, то сможем ли произнести звук [Л]? — Если закроем зубы, то сможем ли произнести звук [Л]? — Если попробуем не упирать язык, и не пропускать голос, то сможем ли произнести звук [Л]?

Логопед: А самолетик Лисенка издавал такой звук – [Ль]. (Тоже рассматривается в зеркало уклад языка). При произнесении звука [Ль] язык более напряжен и приподнят, кончик языка активнее участвует в произнесении звука. В конце подвести итог, вспомнить положение органов артикуляции при произношении звуков [Л], [Ль]. Логопед: Подождите, мальчики-звуки спорят, кто какую картинку заберет себе. Давайте им поможем. Сначала придумаем им имена (Лом, Леня). Затем дети распределяют картинки, объясняя свой выбор полным предложением. (Например: Лопату отдам Лому, потому что в этом слове звук [Л] звучит твердо и т.д.)

3. Речевая зарядка. Логопед: Поиграем с Лунтиком и Лисенком. — Хлопки 1-2: Звуки [Л], [Ль]. — Шаги на слоги: вперед – назад (ла – ля, ло – лё…) — Руки вверх-вниз: в словах звуки [Л], [Ль].

4. «Найди свое место» Логопед: Ребята, вам выдает Букварик билет, на котором изображено синим или зеленым кружком положение места звука в слове: начало, середина или конец слова. На спинке стула крепится картинка, ребенок выбирает своё место, объясняя выбор. Ответы детей: — В слове лев звук [Ль] звучит мягко и находится в начале слова и т.д. Логопед: Букварик предлагает вспомнить названия картинок, которые мы находили на картине. Картинки снова выставляются на панно.

5. «Найди загаданное слово». Звуковые схемы слов. Задача: определить последовательность звуков в словах. Логопед называет цвета, а дети выкладывают на столах кружки. Затем сверяются с образцом. Задания: а) рассмотри схемы слов; б) найди картинки, соответствующие звуковой схеме. (Луна, лама, мыло, лотос, салат, моль и т.д.)

6. «Лесенка» Логопед: расставим по порядку картинки. Где слова состоят из 1-го, 2-х, 3-х слогов.

7. «Угадай по звукам слово» Логопед называет только гласные звуки из слова. «[У] [А]» — Луна и т.п.

8. Физкультминутка (Имитация движений, соответственно словам. Интонационно выделять звуки Л и Ль .) Зиму всю мели метели — Клены, липы погрустнели… А весной повеселели, Птицы с юга прилетели – Ветки лапками согрели. Липы за руки взялись, Липы ветками сплелись, Ветер злится: «Повалю-ю-ю-ю-ю. Я упрямых не терплю-ю-ю-ю-ю. Дунул снова, что есть сил, Но деревья с ног не сбил.

9. «Работа со схемой предложения» Логопед: Рассмотрите картинки и составьте к ним предложения. Перед детьми лежат сюжетные картинки. На столе стоит контейнер с материалами для составления схемы предложений. Задача: составить предложение по двум опорным словам при задании из 4-х слов, 5-ти слов. Задание: назови 1-е, 2-е и т.д. слово в твоем предложении.

10. Итог занятия

Логопед: Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня знакомились, какие задания для нас придумал Букварик. Что больше всего понравилось?
Путешествие с гласными звуками Путешествие песчинки. Звуки [П-П’]. Буква П Звуки Т — Д Знакомство с духовыми музыкальными инструментами >

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;
  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;
  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Звук (Л). Буква Л – конспект логопедического занятия по обучению грамоте

Автор: учитель – логопед Савина Татьяна Васильевна

МБДОУ “Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида”

  • учить слышать звук [Л] и определять место звука [Л] в словах;
  • продолжать учить делить слова на слоги;
  • закреплять навык составления схем слов с помощью символов и подбирать слова к заданным схемам, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов;
  • воспитывать интерес к занятиям у детей.

Оборудование: мяч, символы звуков, буквы, картинки на звук [Л], схемы слов и предложений, картина клоуна, едущего на велосипеде.

1. Организационный момент.

Логопед с мячом, дети стоят полукругом перед логопедом.

– Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете называть звуки в таком порядке, как я скажу.

– Назвать первый звук в слове «Луна», последний звук в слове «Укол», второй звук в слове «Улыбка» и т.д.

– Какой звук вы все называли? – звук [Л]

– Что это за звук? Как мы его обозначаем? – синим кружком и буквой.

2. Сообщение цели занятия.

– Сегодня мы будем играть со звуком [Л] и словами на этот звук.

3. Задание «Найди звук» (развитие позиционного анализа).

– Существует много слов со звуком [Л], и он может находиться в начале слов, в середине и в конце.

(На доске картинки ласточки, дятла и белки, схемы слов, где синий кружок в начале, в середине и в конце слова).

Первая игра «Ну, дружок, не зевай, к картинке слово подбирай».

Вам надо назвать картинку, определить, где слышится звук [Л] и поставить соответствующую схему к этой картинке.

(Дети выполняют задание у доски).

У каждого ребенка по три картинки, в названии которых звук [Л] в разных позициях, и схемы слов. Дети выполняют задание. Кому трудно, оказывается помощь при выполнении задания.

4. Игра «Веселый поезд» (развитие слогового анализа).

(На доске паровоз с тремя вагонами, на окнах кармашки).

– Пока вы играли, к нам приехал веселый поезд. Скажите, сколько у него вагонов?

А сколько окошек в первом вагоне? – (1), а во втором? – (2), в третьем? – (3). Мы будем сажать в вагончики животных в таком порядке: в первый вагончик животных, название которых состоит из одного слога, во второй – животных, в названии которых два слога, а в третий – как вы уже все догадались, животных, название которых состоит из трех слогов.

У вас в коробочках по три картинки животных, в названии которых 1,2,3 слога со звуком [Л]. Достаньте их и внимательно посмотрите, кто у вас. Определите, в какие вагоны сядут ваши животные.

Внимание: «По вагонам». Пошли животные в первый вагон.
Дети несут картинки, в названии которых один слог, например, «волк», «слон», а теперь – во второй вагон «белка», «лошадь»; ну, и, наконец, – садятся животные в третий – например, «ласточка» и т.д.

5. Задание «Радисты» (развитие звукового анализа и синтеза).

– Нам кто-то подает сигналы. Приготовились радисты.

(Дети достают символы гласных и согласных изученных звуков).

Слушаем внимательно посылаемые звуки и обозначаем их символами:

(Дети выкладывают символы звуков, которые называет логопед: [П,О,Л]).

-Что у вас получилось? Читаем: ПОЛ.

(Также работаем со словами ЛАК, ЛУНА).

– А вот ещё пришли телеграммы.

Логопед выкладывает схемы слов: ООО, ОООО, ОООО

– Помогите их «прочитать», подберите слова к этим схемам. Можно посмотреть на поезд, в котором едут животные и птицы.

(Дети подбирают слова к схемам).

6. Упражнение «Прятки».

– Теперь мы с буквами поиграем и из букв слова составим. У вас на столах буквы. Из этих букв надо составить слово и каждую букву обозначить своим символом.

(Дети составляют каждый свое слово со звуком [Л]).

– Прочитаем слова, которые вы составили.

– А вот эти буквы повернулись к нам спиной, они тоже спрятались. Чтобы их узнать, надо с ними поиграть.

(На доске буквы, перевернутые обратной стороной).

– Первая буква обозначает звук, который последний в слове «маК». Какая же первая буква? – (К). Вторая буква спряталась в слове «сЛон», где она обозначает второй звук. Третья буква – это первый звук в слове «Осень», четвёртая – в середине слова «лУк», а последняя -…

– Все уже догадались, какая это буква, потому что прочитали слово, которое получилось.

(Кто-то из детей читает – «КЛОУН», а логопед показывает картинку, на которой клоун едет на велосипеде).

7. Динамическая пауза «Клоун-чудак»

– Посмотрите, какой замечательный клоун приехал, чтобы поиграть с вами.

(Логопед достает колпак клоуна и предлагает всем встать в круг и поиграть в клоуна).

– Сначала клоуном буду я (надевает колпак, обыгрывая это слово). Я буду вам показывать упражнения, а вы будете их выполнять:

– Клоун – чудак делал вот так: – артикуляционное упражнение «часики».

– Клоун – чудак делал вот так: – артикуляционное упражнение «качели».

– Клоун – чудак делал вот так: – приседает.

(Дети выполняют упражнения).

– Теперь клоуном будет Вася.

(Логопед надевает колпак ребенку, который показывает свои упражнения).

8. «Клоун» (работа с предложением по сюжетной картинке).

– Молодцы. Пройдем на свои места и продолжим наши игры.

– Посмотрите на картинку клоуна. Назовите слова со звуком [Л].

Дети называют: «колпак», «глаза», «велосипед», «платок», «флажок» и др.

– Что делает клоун? – (Едет). На чем он едет? – (на велосипеде).

– Составьте предложение про клоуна. («Клоун едет на велосипеде»).

– Предложение можно «записать», составить схему к нему. Вспомним правила о предложении.

  • Первое слово в предложении пишется всегда с большой буквы.
  • Все слова в предложении пишутся отдельно.
  • В конце предложения ставится точка.

– Какое первое слово в нашем предложении? – (Клоун) – Как его обозначаем? – (Зеленой полоской с уголком). Какое второе слово? Обозначьте его. Третье слово? Обозначьте его.

– Что мы составили? – (Предложение).

9. Упражнение «Фокусы»

– Все клоуны умеют показывать фокусы. А наш клоун предлагает попробовать сделать фокусы нам. У него в сумочке есть картинки. (Логопед достает картинки). Он хочет, чтобы вы превратили «ЛАК» в «ЛУК». Как это можно сделать?

Дети отвечают: «Гласную «А» заменить на «У».

– Превратите «СТУЛ» в «СТОЛ».

– Превратите «ПАЛКУ» в «ПОЛКУ».

(дети выполняют задание).

10. Итог занятия.

– С каким звуком мы сегодня играли?

– Как мы его обозначаем?

11. Сюрпризный момент.

– Клоуну у вас очень понравилось. Он сказал, что вы много знаете и умеете.

– Клоун сделал фокус: он превратил все картинки в сумочке в яблоки и угощает вас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: