Звук и буква Й – конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звук и буква Й»

Тема: Звук и буква «Й»

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.
2. Учить детей правильно произносить звук [Й].
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Продолжать учить анализировать предложение, составлять его схему .
5. Учить преобразовывать слова.
6. Совершенствовать умение определять место звука в слове.
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем.

1. Дидактическое упражнение «Как правильно?»

Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

Телега везет лошадь.
Кошка поймала мышку.
За зимой наступило лето.
Фонарь освещается улицей.
Пешеход переходит дорогу.

2. Знакомство со звуком [Й].

Логопед. Ребятки, послушайте слова и подумайте , чем они похожи.

Воробей, ручей, репей, соловей.

Логопед: Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].) Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука?

– Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он? (согласный )

Почему? (во рту при произнесении возникает преграда). Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).

3. Играем «Покажи зеленый квадратик, когда слышишь звук [Й].»

Логопед: Покажите квадратик, когда услышите звук [Й].

– [й], [а], [e], [й], и т.д. (из ряда звуков);
– до, мо, ай, ты, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов);
– майка, дом, воробей, утка, май, чай, и т.д. (из ряда слов).

4. Определение места звука в слове.

Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.

– А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й].
– Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.)
– Обозначьте на тучках место звука [Й] в вашем слове.
– Давайте проверим, что у вас получилось.

5. Знакомство с буквой Й.

Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).

– Из каких элементов состоит эта буква?
– Перед вами листок. Найдите.

6. Составление предложений и схем к ним.

Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения.

Зайка, сидеть, куст, под.

– Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.)
– Сколько в нем слов? (четыре). Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?
– Давайте из полосок составим схему этого предложения.

Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:

Трамвай, быстро, ехать.
Чайка, море, лететь, над.

7. Преобразовываем слова.

Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).

-Уберем из слова букву «Й». Какое слово получиться? (МАКИ).
-Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ). Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ). Какую букву мы убрали? Какой звук она обозначает?

8. Звуко-буквенный разбор слов.

Логопед: Давайте сейчас возьмем карточки с буквами и сделаем разбор слова МАЙ. Сколько звуков в этом слове? (три). Какой первый звук? ([м]).

Как мы его обозначим на схеме? (синим квадратиком). Почему? (Он согласный твердый). Какой второй звук? ([а]). Как обозначим? (красным квадратиком). Почему? (Он гласный). Какой следующий звук? ([Й]). Как мы его обозначим? (зеленым квадратиком). Почему? (он согласный мягкий).

– Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ.
– Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

Логопед. С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается?

Светлана Смирнова, учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 7 комбинированного вида»
г. Пикалево

Конспект урока обучения грамоте по ФГОС по теме «ЗВУК [Й?], БУКВА Й, й».

Подходящие игры для детей

  1. Учим буквы и хлопаем в ладоши: хлопнуть один раз, когда появится звук Й: лиса, имя, лайка, ириска, машина, мойка, сила, попугай, крокодил, лайка.
  2. Мой, моя, мои: мой воробей — мои воробьи, мой трамвай — мои трамваи, мой соловей — мои соловьи, моя майка — мои майки.
  3. Попросить что-то сделать в зависимости от глагола: петь — пой, играть — играй, танцевать — танцуй и т.д.

В игровой форме детям проще освоить произношение сложных звуков и запомнить правила их употребления.

Сказки про букву

Ребята дошкольного возраста воспринимают многие понятия и явления через сказки. Буквы и звуки — не исключение, они играют разные сказочные роли и сами становятся яркими и запоминающимися персонажами.

Сказка про мышонка — йога.

Однажды мышонок гулял в саду и нашел там книжку. «Кто такие йоги», — прочитал он, а потом рассматривал дядю на обложке. Он расположился с закрытыми глазами на доске, покрытой острыми гвоздями. Мышонок раскрыл книжку и увидел, как этот же дяденька стоит на раскаленных углях и сидит в глыбе льда.

«Ай да йог!» — воскликнула мышка. — «Я тоже хочу так попробовать. Представляю, как мама удивится, когда увидит меня в холодильнике!»

Зверек решил начать с гвоздей, но только попробовал прилечь на колючую доску, как закричал на весь сад: «Ой, Ойеееей!».

Читайте также:
Консультация логопеда для музыкальных руководителей

Прибежал мышонок домой, нашел йод и стал им свои царапины мазать. А йод жжет. Мышонок ойкал-ойкал, а потом подумал: «Подкину-ка я эту книжку коту, пусть он теперь йогом будет!».

Сказка про сестричек И и Й.

Пошли как-то И и Й в кафе после прогулки. Подошел к ним официант и спросил:

— Что будете заказывать?

Буква Й ответила четко и быстро:

— Пожалуйста, салат из морской капусты -там много йода, чай и слойку с вишней. Все.

Тут начала заказывать И:

— А я хочу салат морковный с изюмом и салат из капусты, и оливье, и… и…

Бедная И никак не могла остановиться и все говорила, и говорила:

— И мороженое пломбир, и с вареньем, и со сгущенкой, и с клубникой….

Официант перестал записывать и с удивлением посмотрел на И. Тогда сестричка Й догадалась, сняла свою шляпку и надела ее на И, та стала И краткой и смогла остановиться.

Долго объедались они всего, что им принесли. С тех пор И одна в кафе не ходит, ведь только ее сестричка Й может все разделить (май-ка, слой-ка) и завершить, поэтому ее чаще можно встретить в конце слова — дай, лай, чем в начале — йод, йогурт.

Постановка звука Й

Перед началом упражнений необходимо правильно поставить артикуляцию: выгнуть язык так, чтобы его кончик с напряжением уперся в нижние зубы. Верхняя часть, соприкоснувшись с небом, тоже должна быть твердой. Ребенок почувствует сжатую струю воздуха при произношении звука Й. Затем нужно ослабить напряжение языка, убрать выгиб.

Чтобы сделать занятие увлекательным, попросите ребят показать, как кошка сердится и выгибает спинку с помощью языка.

Правильной постановке речи способствуют еще несколько артикуляционных тренировок.

Задания на букву й.
Лопатка. Открыть рот, обнажив зубы, положить напряженный язык в виде лопаточки на нижний зубной ряд так, чтобы края языка касались уголков рта.

Основные способы

Помимо прямого проговаривания звука Й существуют два вспомогательных способа:

  1. Подражание:
      быстрое произношение звука И с А, О, У с последующим йотированием (иа-йа, ио-йо, иу-йу);
  2. переход от мягкого глухого хь к звонкому.
  3. Механическое воздействие. Применяется с помощью шпателя в трудных случаях. Во время произношения звука «зя» логопед нажимает на кончик языка и слегка отодвигает его вглубь, пока не получится звук «йа».

Задание для дошкольников: печатная буква Й

После наглядной демонстрации можно приступать к изучению буквы на бумаге. Перед этим дети с удовольствием повторяют за взрослым, как пишется Й в воздухе, а затем попробуют выполнить действие простым карандашом или ручкой.

Пропись печатной буквы й.

Для удобства лучше использовать тетрадный лист в клеточку. Начинать нужно с элементов: сначала показать, как вывести две вертикальные черточки, затем диагональную черту и верхнюю дужку. Когда ребенок выполнит эти задания, он легко справится со всей буквой. Если возникли трудности, предложите ему провести линии по опорным точкам или пунктирам.

Дети только начинают изучать алфавит, поэтому не стоит настаивать на правописании.

Знакомство с буквой Й

Как выглядит эта буква, легче всего объяснить ребенку с помощью картинок. Создается визуальный ряд из слов: чай, йод, попугай, йогурт, йог. Все слова громко проговариваются вместе с детьми. Нужно обращать внимание на общий звук с помощью интонации. Ребята должны догадаться, в начале или в конце слова расположен Й.

Следующий этап — отдельное произношение Й. При этом педагог объясняет, как должен работать речевой аппарат: кончик языка прячется за нижними зубами, а спинка языка поднимается вверх и не дает воздуху выйти изо рта.

Что должны знать дети о звуке Й:

  • он гласный или согласный;
  • звонкий или глухой;
  • долгий или короткий.

Глядя на изображение Й, ребята угадывают, на какую другую букву оно похоже и узнают, чем они отличаются:

— Посмотрите, И и Й почти одинаковы, но звуки разные: И — гласный, а Й — согласный.

Материал закрепляется новыми примерами: чайка, Айболит, трамвай, красивый, зайка, добрый, герой, красный. Слова разбираются по слогам.

Задания с й. Логопедическое занятие «звук и буква й». Включение в систему знаний, закрепление

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: “
Буквы Йй, звук [й,] , ”.
Цель урока:

формирование ценностного отношения обучающихся по определению звука [й] в словах, буквам Й, й.

Задачи урока:

    учить акцентированному произнесению звука [й] на основе одноуровневых моделей слов;

перекодированию звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

чтению слов по слогам и орфоэпически;

2. Развивающие: развивать речь, фонематический слух, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие, стремление помогать родителям.

Планируемые результаты.

знать, различать и определять звук [й] в словах, буквы Й, й; акцентировано произносить звуки, уметь читать слоги, слова с данной буквой, различать звуки и буквы.

Метапредметные:

формирование приёмов работы с учебником (извлечение необходимой информации, работа со звукобуквенными моделями, иллюстрациями, схемами). Формирование таких общедеятельностных приемов, таких как сравнение, обобщение, анализ, наблюдение, умение делать выводы.

Читайте также:
Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

принятие учебной задачи, формирование ценностного отношения к труду, к красоте окружающей природы.

1. Организационный момент.

Начинаем урок обучения грамоте.-Прочитайте пословицу.

На слайде: Грамоте учиться – всегда пригодится.

А для чего человеку нужно быть грамотным?

Действительно, грамотным быть очень важно. Самуил Яковлевич Маршак писал: « Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть.»

2. Постановка учебной проблемы, определение темы и целей урока.

1) Повторение.

— Расскажите, о чем вы узнали на прошлом уроке.

С какими звуками знакомились вчера? [р] [р´]

Какой буквой обозначаем? («эр»)

Какие звуки обозначает буква «эр»? Покажите звуковые модели этих звуков. (два согласных звука: твёрдый звонкий

и мягкий звонкий [р´])

Приведите примеры слов с каждым звуком.

— Узнаем тему этого урока.

Отгадайте загадки, отвечайте хором:

«В теплый край я не летаю, Я под крышей обитаю. Рядом кошка? Не робей!» — Так чирикал … (Воробей)

Птичка, внешне неприметна, Запоёт среди ветвей Так, что ахнем мы: «Ведь это Голосистый …..( С
оловей
)».

Пой, пой, соловей, пой, пой, веселей!

Какой звук услышали в конце этих слов?

Предположите, какая будет тема урока. (Буква Й или звук
,].)
Проверим предположение. Откройте учебник на странице 35. Рассмотрите страницу 35, исследуйте её.

Что заметили интересного? (одна звуковая модель)

Какие вопросы у вас появились? (Если вопросов не возникло, продолжаем работу, и вопросы появятся в ходе работы.)

Назовите тему урока. (Буква Й и ее звук
,].)
Определите цели урока. (Познакомиться с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, учиться определять звук в словах. Читать слоги, слова, с данной буквой.)

3.Решение учебной задачи.

-Какой звук обозначает модель в левом верхнем углу учебника? (согласный звонкий мягкий).

-Проверим, обозначает ли эта модель звук [й
,]
Цель:

выделение из слова звукобуквенной модели звука, характеристика звука.

Отгадайте загадку. (на экране) Читает ученик.

Есть на свете сладкий дом Мёдом пахнет в доме том, А жильцы жужжат от радости, В домик свой приносят сладости, Угощая нас потом. Угадайте что за дом? (Улей

А что такое улей?

(Улей – специальное приспособление для жилья пчел.)

Произнесём слово. Сколько звуков в слове? (4)

Произнесём последний звук. Какой это звук?
,]
Произнесите несколько раз звук [й]. Определите, как проходит воздух через горлышко при произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.

Вывод: (При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит он согласный. В ушах есть звон. Значит он звонкий звук [й] -произносится мягко, значит он мягкий.)

Охарактеризуйте коротко звук [й]. (Согласный, мягкий, звонкий.)

Покажите звуковую модель этого звука.

Придумайте предложение со словом улей.(В улье живут пчелы.)

Как назовём семью пчел, образующих группу?

Произнесём слово. (Рой.)

Сколько звуков в этом слове? (3)

Сравните последние звуки в словах «улей» и «рой». Дайте характеристику звуку.

Бывает ли он твёрдым? (Нет.)

Узнали что звук
,]
обозначается моделью согласного звонкого мягкого звука? (да). Значит мы достигли одной из целей урока.

Встаньте и выполните команды:

«Наклоняйся! Подтягивайся! Приседай! Покачай головой! Поворачивайся! Поморгай! Улыбайся! Присаживайся!»

-Какой звук есть в каждой команде? [й
,]. Какой он?(Согласный, звонкий, мягкий.)
4.Знакомство с буквой.

познакомить с буквой, определить её место в алфавите.

Узнаем, какой буквой обозначается звук
,]?

Откройте АЛФАВИТ (стр. 127), найдите букву Й, покажите её соседу.

акая по счету буква Й? (11)

(на экране показывает ученик, называет и показывает буквы соседи.)

Звук согласный, звонкий, мягкий [й] обозначается буквой Й или И-кратким.

Где находится буква? (После буквы И, между

И
и К.)
Сравните буквы и н й. Что можете сказать? (они имеют одинаковые элементы).

Составьте букву Й из своих элементов. Работайте в паре.

(один человек у доски).

Сравните свою работу с образцом на доске, у кого так покажите знаком.

Чтение стихотворения с экрана:

И – надела поясок, Н – надела поясок Буква Н надела ровно Буква И наискосок Ты ей шляпу подари Станет краткой буква Й!

Какую работы выполняет эта буква? (Обозначает мягкий звук.).

Выяснили как называется буква, которая обозначает звук
,]. А для чего мы познакомились с буквой Й?(чтобы уметь писать и читать слова с этой буквой).
5. Включение в систему знаний, закрепление.

Где может находиться в слове буква и звук [й]? . Назовите слова с буквой Й.

Игра «Узнайте звук»

– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й»] в словах, если нет – вращаем телом и руками:

«Лиса, лайка, игрок, майка, йогурт, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, воробей,машина, змей, май, чай».

Вот мы и поприветствовали звук новой буквы.

А слов, которые начинаются с буквы Й в русском языке мало, кто знает?

Послушайте стихотворение и запомните эти слова.

Слов на “Й” совсем немного: Йогурт, йод, и слово йога. “Й” в конце обычно пишем: Или в середине слышим.

Какие слова запомнили?

Индивидуальная работа

Читайте также:
Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов

(на карточке текст) — 3 человека читают по абзацам

Откуда взялся йод.

Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь — кота, а некоторые поцарапанные дети… йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.

Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых очень много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.

На большой глубине в соленой воде трудолюбиво копят водоросли йод, не зная, что некоторые дети считают его своим злейшим врагом.

Что интересного узнали о йоде?

Чем полезен морской воздух? (В нем много йода).

-Откройте снова страницу 35 учебника.

Почему изображены две буквы, разные по размеру?

В каких случаям нам пригодится заглавная буква Й? (В начале предложения)

Прочитаем слова с буквой Й.

Чтение слов с буквой Й.

провести звуковой анализ слов на основе моделей слов; познакомить с многозначностью слова МОЙ.

Чем поливают цветы на картинке стр.35? (лейкой)

Для чего мы выращиваем цветы, ухаживаем за ними? (Дети дают объяснения, для отдыха, красоты. Любуемся цветами. Необходимо беречь полевые цветы.)

Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

На доске: [л´] [э´] [й´] □ [а]

Где стоит этот звук? (в середине слова)

Сколько звуков отметили в схеме? (5)

Сколько понадобится букв для написания? (5)

Делим на слоги и ставим ударение. На какой слог падает ударение?

Рассмотрите иллюстрацию в нижней левой части страницы.

Что делает девочка? (Девочка помогает маме. После обеда она моет посуду.)

Как вы помогаете родителям? Что вы делаете по дому? (Дети рассказывают о том, какую помощь они оказывают родителям по дому.)

После того как покушаете, надо убирать за собой. Свои игрушки, вещи держите в порядке, не разбрасывайте по комнате. Школьную форму вешайте аккуратно на стул или в шкаф, чтобы маме не пришлось дважды гладить.

Причитаем в один приём слово. (Мой)

— В каких случаях мы употребляем слово МОЙ.
(В слове приказ или совет: мой посуду. Определяем принадлежность предмета хозяину.)
Придумайте мредложение со словом «Мой».

Сколько в слове слогов? (1)

Как определили? (по гласным)

А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

Произнесём звуковую форму слова.

Дадим характеристику звуку [й´] — согл., мягкий, звонкий.

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Й»

Цель: формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие памяти и внимания, развитие моторных функций. Развитие кодирования. Формирование умения определять местоположение звука в слове, развитие графо-моторных функций.

Материалы: рабочий лист, простые и цветные карандаши, счётный палочки и пуговки.

План занятия.

1. Введение в тему.
2. Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки.
3. Закрепление образа буквы. Буква Й.
4. Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай звук.
5. Подвижная игра. Дни недели.
6. Обучение чтению. Слова.
7. Работа над предложениями. Схема предложений.
8. Развитие фонематического слуха. Повтори серии слогов.
9. Массажная пауза. Шишки.
10. Развитие внимания. Найди слова.
11. Лексико-грамматический строй речи. Предложения.
12. Диктант. Предложения.
13. Пальчиковая гимнастика. Паучок.
14. Подготовка руки к письму. Мухоморы.
15. Итог.

Ход занятия.

«На что похожа буква «Й» .

Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки. Педагог предлагает детям повторить за ним чистоговорки шепотом и медленно. А потом – громко и быстро.

Ла-ла-ла – молоко …(пила). Ли-ли-ли – из леса ягод…(принесли).
Мо-мо-мо — едим …. (эскимо). Ри-ри-ри — на ветках… (снегири).
Ай-ай-ай – вот и месяц… (май).

Закрепление образа буквы. Буква Й.

Педагог показывает карточку с буквой Й. — Какая это буква, назовите её. — Какой звук обозначает буква Й? Вспомните характеристику звука Й. — Правильно, звук Й — согласный, звонкий и всегда мягкий. — Давайте, чтобы не забыть букву Й, сделаем её из палочек. Дети выкладывают букву Й из счётных палочек, а шляпку для буквы делают из пуговки. —

Обведите буквы Й на рабочих листах.

Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай звук.

— Я произношу слова. Если в слове вы слышите звук й – хлопаете в ладоши, если звука й в слове нет – в ладоши не хлопаете.
Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, йогурт.

Подвижная игра. Дни недели.

Дети становятся в круг. В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Обучение чтению. Слова.

Предлагаем детям прочитать слоги сначала на рабочем листе построчно, а затем в столбиках. — Прочитайте слоги шёпотом, а затем быстро. — Найдите и подчеркните среди слогов слова. (ВОЙ, ЛАЙ, РАЙ, РОЙ, БОЙ, ПОЙ).

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Весна, признаки весны’

Работа над предложениями. Схема предложений.

  • Прочитайте предложение на рабочем листе.
  • Назовите первое слово. Второе. Третье.
  • Составьте схему предложения.
  • Что нарисовала Ира? (Рисунок). Какой рисунок? (Красивый).
  • Придумайте, какой рисунок нарисовала Аня, и составьте рассказ.
  • Поделите слово: НАРИСОВАЛА на слоги.
  • Назовите ударный слог в этом слове. Поставьте ударение.

Развитие фонематического слуха. Повтори серии слогов.

Педагог и дети сидят на ковре в кругу. Педагог произносит несколько слогов и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, точно повторяет последовательность слогов за взрослым и перебрасывает мяч обратно. Педагог произносит новую цепочку слогов и перебрасывает мяч другому ребенку.

В игре принимают участие все дети.

Цепочки слогов: ай – ой; уй – ой – уй; ий – ий – ой; эй – ий – эй; уй – уй – ой – ий.

Массажная пауза. Шишки.

Собирала белка шишки
(перекладываем шишку из одной руки в другую),
Для енота и для мышки.
Раз, два, три, четыре, пять
(сжимаем шишку ладошками на каждый счёт),
Найду шишку я опять
(катаем шишку между ладошками).
Три еноту и три мышке
(сжимаем шишку одной рукой, затем другой),
Остальные кому шишки
(катаем между ладошками шишку)?

Развитие внимания. Найди слова.

Педагог обращает внимание детей на четвертое задание на рабочем листе.

  • Посмотрите, какие красивые бусы можно сделать из букв!
  • В бусах спрятались слова. Прочитайте все слова, которые вы видите.
  • Каждое слово раскрасьте в любой цвет.
  • Давайте вспомним, какие гласные звуки мы с вами знаем.
  • Раскрасьте кружочки с гласными буквами в красный цвет.

Лексико-грамматический строй речи. Предложения.

  • Посмотрите на картинку, назовите предметы, которые на ней нарисованы.
  • Раскрасьте предметы, в названии которых есть звук Й. (ЯБЛОКИ, ПЕЧЕНЬЕ, ЯЙЦА).
  • Составьте предложения по схемам, опираясь на картинку.

Диктант. Предложения.

Педагог диктует детям слова по слогам.

— Мак рос. Конец предложения. Что вы поставили в конце предложения (Точку).
С какой буквы вы написали слово Мак? (С большой буквы). Почему? (Так как это начало предложения).

— Ира на-ли-ла сок. Конец предложения.
Подчеркните во втором предложении слово, состоящее из трех слогов.

Пальчиковая гимнастика. Паучок.

Жил-был маленький паучок
(ручки вместе, соприкасаются большими пальцами).
Бегал, бегал паучок по травке (шевелим пальчиками по столу),
Увидел большой цветок
И забрался на него (поднимаем ручки вверх).
А цветок качался из стороны в сторону
(запястья вместе, пальчики растопырены, покачиваем).
Вдруг на небе появилась тучка (руками делаем овал).
Закапал сильный дождик (стучим пальчиками по столу).
И цветок закрыл свои лепестки (прислоняем ладошки друг к другу).
Началась сильная буря
(сильно раскачиваем ручки из стороны в сторону).
Но на небе выглянуло солнышко (накладываем одну ладошку на другую с растопыренными пальчиками)
И прогнало тучку (делаем резкое движение вправо).
Паучок выбрался наружу
(шевелим пальчиками и опускаем руки вниз)
И убежал (прячем ручки под стол).

Подготовка руки к письму. Мухоморы.

— Обведите мухоморы, стараясь не отрывать руки от листа бумаги.
— Нарисуйте на шляпках грибов точки.

Подведение итогов.

Татарникова Наталья Владимировна
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №40
г. Елец, Липецкая обл.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе “Звук Й. Буква Й”

Тема. Звук й. Буква й

Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах, учить определять слог в словах, образовывать форму родительного падежа существительных; упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки: работать над предложением: закрепить навыки чтения и печатания предложений: развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит цепочку слов: каравай—край—улей двойка—воробей—лейка линейка—попугай—стройка герой—змей—трамвай попугай—балалайка—скамейка зайка—майка—сарай копейка—клей—чайка скамейка—стройка—тройка

II. Игра «Лабиринт»

Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь. Подтверждает, что о звуке й.

– Уточнение артикуляции звука и его характеристика.

Ой-ой-ой — дядя наш герой.

Ай-ай-ай — испекли мы каравай.

Ей-ей-ей — на ветке воробей.

– У детей на столах картинки. Они должны назвать картинки и определить, в котором по счету слоге находится звук й.

– Дидактическая игра «Мой. Моя»

– Дидактическое упражнение: «Назови слова, в которых встречается звук й».

Это мой карандаш. Лайка лежит под скамейкой. Майя купила клей.

Андрей наловил пескарей. Зайка сидит под ивой. Мой дядя герой.

– Игровое упражнение «Придумай слово».

Дети называют слова со звуком й, обозначающие предметы, признаки, действия.

– Дидактическая игра «Составь предложения» (по картинкам)

Дети составляют предложения со следующими словами: налей, вымой, сделай, спой, нарисуй.

-Чтение слов: (С, М, Г,З) -айка

– Игровое упражнение «Вставь пропущенную букву»: сара. за. ка ма. ка я. цо ле. ка ша. ба уле. зме. лентя. трамва. стро. ка ма. попуга.

Мой руки и шею. Едет трамвай. Это твоя майка. У Маши линейка. Андрей взял клей. Уйди с мостовой. В красивой клетке попугай.

VI. Подведение итога занятия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе “Звук Й. Буква Й” »

Тема. Звук й. Буква й

Читайте также:
Игра для развития фонематических процессов

Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах, учить определять слог в словах, образовывать форму родительного падежа существительных; упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки: работать над предложением: закрепить навыки чтения и печатания предложений: развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит цепочку слов: каравай—край—улей двойка—воробей—лейка линейка—попугай—стройка герой—змей—трамвай попугай—балалайка—скамейка зайка—майка—сарай копейка—клей—чайка скамейка—стройка—тройка

II. Игра «Лабиринт»

Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь. Подтверждает, что о звуке й.

– Уточнение артикуляции звука и его характеристика.

Ой-ой-ой — дядя наш герой.

Ай-ай-ай — испекли мы каравай.

Ей-ей-ей — на ветке воробей.

– У детей на столах картинки. Они должны назвать картинки и определить, в котором по счету слоге находится звук й.

– Дидактическая игра «Мой. Моя»

– Дидактическое упражнение: «Назови слова, в которых встречается звук й».

Это мой карандаш. Лайка лежит под скамейкой. Майя купила клей.

Андрей наловил пескарей. Зайка сидит под ивой. Мой дядя герой.

– Игровое упражнение «Придумай слово».

Дети называют слова со звуком й, обозначающие предметы, признаки, действия.

– Дидактическая игра «Составь предложения» (по картинкам)

Дети составляют предложения со следующими словами: налей, вымой, сделай, спой, нарисуй.

-Чтение слов: (С, М, Г,З) -айка

– Игровое упражнение «Вставь пропущенную букву»: сара. за. ка ма. ка я. цо ле. ка ша. ба уле. зме. лентя. трамва. стро. ка ма. попуга.

Мой руки и шею. Едет трамвай. Это твоя майка. У Маши линейка. Андрей взял клей. Уйди с мостовой. В красивой клетке попугай.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Й»

рания бурангулова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Й»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Тема: «Звук и буква Й»

1. Продолжать знакомство детей с понятием «согласный звук».

2. Познакомить с буквой Й

3. Учить выделять звук -й- на слух.

4. Учить производить звуковой анализ звукосочетания ай, ой.

5. Продолжать учить читать слоги

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать внимание, память.

3. Развивать пространственную ориентацию.

1. Вызывать эмоциональный настрой.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование:предметные картинки: попугай, йод, йогурт, йог, ручей, лайка, чайка,

майка, чайник; карандаши, нитка, фишки, схемы предложения.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент.Артикуляционная гимнастика: «Моляр», «Горка», «Забор».

Повторение пройденных букв.

– Тему занятия угадайте. Я вам загадаю загадки, а вы по отгадкам узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.

Эту птицу каждый знает.

В теплый край не улетает

Эта птица – круглый год

Во дворе у нас живет

Громко с самого утра

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслаждением выпей. (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

– Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

Воспитатель показывает и объясняет артикуляцию звука [Й]:

— губки слегка в улыбке;

— кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

— горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, звонкий, мягкий.Обозначение: зеленый кружок.

Сегодня к нам на занятие пришёл гость, который хочет с вами поиграть.

Он живёт в просторной клетке.

Говорить с ним любят детки.

Зря его ты не ругай –

Он повторушка. (попугай)

К нам на занятие пришёл попугай Кеша (игрушка попугай).

Он просит помочь ему справиться с трудными заданиями.

Игра «Определи нужный звук»

Рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в названии которых есть звук [й].

Вам нужно показать нужную полоску (в начале, в середине или в конец слова). определить место звука [й] в словах: майка, муха, книги, дом, чайник, ручей, чайка, лайка.

Следующее задание – выучить чистоговорку:

Ай-ай-ай — скоро май.

Уй-уй-уй — ветер, дуй.

Ой-ой-ой — возьми меня с собой.

Эй-эй-эй — воды попей.

– Повторите стихотворение, проговаривать слова, хлопая в ладошки на каждый слог.

Какой звук часто встречается в словах стихотворения?

Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка, ты его поймай – ка! (Дети прыгают как зайчики, затем имитируют ловлю зайчика ладошками.)

2. Знакомство с буквой Й.

И не в кепке, и не в шапке

Буква Й гуляет в шляпке!

Шляпка почему на ней?

Потому, что так – модней!

На какую букву похожа буква «Й»?

Игра «Конструируем букву».

Дифференциация букв И — Й.

Из палочек, цветных карандашей дети выкладывают на столе букву И.

Из кусочка толстой нитки делают «шляпку» для буквы Й.

Упражнение «Прочитайте слова»

Помогите Кеше прочитать слова!

МАЙ, МАЙКА, СОЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА

Придумайте словосочетания с этими словами (тёплый май, и т. д.)

4. Закрепление изученного.

Вспомним слова со звуком [й].

Читайте также:
Автоматизация звука (Р) в словах и предложениях - конспект индивидуального логопедического занятия

Слов на «Й» совсем немного

Йогурт, йод, и слово йога.

«Й»в конце обычно пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

Составим из слов предложения.

(Составление схемы предложения.)

Зайка, сидеть, куст, под;

Чайка, море, лететь, над.

Оценивание друг друга и покажите соответствующую фишку.

Что запомнили? Что было трудным?

Кеша благодарит за помощь детей.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ц] и буква Ц» Цели занятия: коррекционно-образовательные: – дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве П Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте с элементами логоритмики «Звук [Ш] и буква Ш» Тема: Звук [Ш] и буква Ш. Цель: Развитие у дошкольников интереса к обучению грамоте Задачи: Коррекционно – развивающие: 2) развивать фонематическое.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «ЗвукиЗ, ЗЬ. Буква «З». Конспект ОД в подготовительной группе «Звуки [З], [Зь]. Буква З» Задачи: образовательные: закрепление знаний о звуках З-Зь,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Звук и буква Э. (Старшая группа) Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и,.

Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной группе «Звук [С] и буква «С» Задачи:1. Образовательная: Познакомить детей со звуком «С» и буквой С. Чтение слогов с буквой С. Анализ слов. Закрепление правильного произношения.

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект фронтального занятия

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Звук и буква Й»

Скачать:

Вложение Размер
vypusknoy_no9.docx 19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Звук и буква Й»

Тема: звук [Й] буква Й.

Цель : познакомить детей со звуком [Й] и буквой Й.

– Закрепить навыки чёткого произношения звука [Й];

-продолжать работу по звуковому анализу и синтезу слов;

-познакомить с графическим образом буквы Й;

– закрепить умение детей выделять звук [Й] из ряда слов;

– упражнять в определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);

– Упражнять в чтении слогов со звуком [Й] .

-развивать фонематический слух и внимание;

-развивать диалогическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

-развивать общую и мелкую моторику;

-воспитывать положительное отношение к занятиям;

-вести контроль за собственной речью;

-формировать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать;

-воспитывать интерес к родной речи.

Оборудование: звуковички – магниты (синего, зелёного, красного) цвета с магнитными дощечками, предметные картинки, попугай, ручки, зеркала, волшебные коробочки, тетради, азбуки.

1. Орг. момент: Приветствие.

Сегодня к нам на занятие пришёл гость, который хочет с вами поиграть.

Он живёт в просторной клетке,

Говорить с ним любят детки:

Зря его ты не ругай –

Повторюшка. (попугай) Правильно это попугай, какой звук вы услышали в конце слова попугай?

-Чтобы узнать тему занятия, я вам загадаю загадку, а вы по отгадкам

узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица – круглый год

Во дворе у нас живет

Громко с самого утра:

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслажденьем выпей. (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи – «йод», «йог», «йогурт».

– Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? (канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

-Городской транспорт? (Троллейбус)

-Вы – молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

– Согласна с вами – в середине и в конце слов.

2. Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Й]:

Задание «Опиши звук». Давайте поможем Кеше описать звук [й].

– Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?

– Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)

– Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу).

– А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети закрывают ушки ладонями и произносят звук [й]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят – глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку).

– Послушай те меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).

– А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й и подружим букву Й с гномиком (Вызвать ребенка к доске): этот звук согласный, звонкий, может быть только мягким.

— губки слегка в улыбке;

— кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), мягкий.

3. «Выкладывание Й»

4. К нам на занятие пришёл …. попугай Кеша (игрушка попугай).

Он просит помочь ему справиться с заданием.

5. Игра «Определи нужный звук» А теперь давайте пройдём к столу и нужно рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в

названии которых есть звук [Й], определить место звука [Й] в словах:

майка, попугай, муха, книги, дом, чайник, ручей, чайка, лайка.

-Поставьте фишки в нужные клеточки (начало, середину или конец слова).

6. Игра «Су-джок». (Дети встают полукругом и сопровождают его движением).

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

7. Игра «Живое слово», а остальные выкладывание слов за столом.

– Откройте кассы и найдите букву Й .

– Выложите слово мой (майка, сарай )

– Сколько слогов в слове? Лей – ка, ли – ней – ка, май – ка, чай – ка, во – ро – бей, чай, ру – чей, по – пу – гай, чай – ник.

8. Физкультминутка «Деревья»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

9. Игра с мячом «Разноцветные попугайчики»

– Кеша хочет показать вам фотографии своих друзей – попугаев которые живут в Африке.

Подобрать как можно больше слов – признаков, отвечающих на вопрос «какой?».

(Зелёный, белый, синий, красный, разноцветный.)

– Какой последний звук во всех этих словах? ([Й])

10. Печатание в тетради.

Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

– Слова под диктовку: мой, майка, сарай .

– Предложения: Мой папа умный. (Дополнительное задание)

11. Итог занятия.

– С какой буквой нас познакомил попугай?

Кеша благодарит за помощь детей.

Дарит им на прощание картинки-раскраски.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы».

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»

Конспект НОДпо обучению грамоте в подготовительной логопедической группеТема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М».

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.

Закрепление пройденного материала. Дифференциация звуков [к] и [к’].

Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»

В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения детей в мир сказки. Используя сказочные игровые ситуац.

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ТЕМА: ЗВУКИ [ф] И [ф’]. БУКВА «Ф»

Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo.

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы тема: Звук [с]. Буква «с»

Занятие по развитию фонематического слухадля детей подготовительной логопедической группытема: Звук [с]. Буква «с&raquo.

Конспект 2 занятия в старшей группе Тема «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр.

Знакомство детей старшего и подготовительного возраста с буквой Й и со звуком ( И краткая).план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Цель занятия: изучаем букву Й, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Й, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Й по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Чайник

Попугай

Йогурт

Йог

  1. Послушай, пожалуйста, слова (выделяйте голосом последний звук): мой, твой, дикий, добрый, умный.
  2. Какой звук есть во всех этих словах?
  3. Какой звук есть и в слове ПОПУГАЙ, и в слове МАЙКА?
  4. В начале, в конце или в середине слова звук [Й] в слове ПОПУГАЙ? — МАЙКА? — ДАЙ? — АЙБОЛИТ?

Когда мы произносим звук [Й], кончик языка — за нижними зубами, а спинка языка поднимается к нёбу. Произнеси: ЙЙЙ. Спинка языка поднимается к нёбу и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Й].

  • Гласный или согласный звук [Й]?
  • Звонкий или глухой?
  • Почему?
  • Рассмотри букву Й. На какую букву она похожа?

Буквы похожи, а звуки совсем разные: [И] — гласный, а [Й] — согласный звук.

Повтори: ЗАЙКА. Какой первый слог в этом слове? А какой в этом слове второй слог?

Аналогично — со словами МАЙКА, УМНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ТРАМВАЙ, АЙБОЛИТ.

Прочитай слова: мой, май-ка, ум-ный, доб-рый, крас-ный, ге-рой, зай-ка, глу-пый, силь-ный, зе-лё-ный, за-бав-ный, трам-вай.

Задание: печатная буква Й для дошкольников

Рассмотри букву Й. Нашили букву Й в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Распечатать

Упражнения на укрепление и развитие речевого аппарата

Зачастую ребенок неправильно произносит звуки, потому что у него слабо развиты мышцы речевого аппарата. Логопеды предлагают упражнения, направленные на укрепление этой группы мышц. Начинать выполнять их нужно с 3-4 лет, чтобы к 6-7 годам никаких пробоем с речью у малыша не было.

  1. Упражнения на укрепление мышц языка, помогают выговаривать буквы «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж».
  • «Жало» — максимально напрячь язык, высунуть и находиться в таком положении как можно дольше.
  • «Лопаточка» — язык положить на нижнюю губу.
  • «Чаша» — открыть рот, высунуть язык, не коснуться зубов, засунуть обратно.
  • «Маятник» — открыть рот, высунуть язык, напрячь, и водить вправо и влево.
  • «Лошадь», «индюк» — малыш должен имитировать цоканье копыт, а также крик индюка (бл-бл-бл).
  1. Упражнения на укрепление корня языка, помогают правильно произносить звуки «г», «к», «х».
  • легкое покашливание;
  • имитация звуков при полоскании горла;
  • произношение гласных «а», «и», «э», но резко, отрывисто.
  1. Правильное смыкание губ, помогает произносить звуки «б», «м», «п».
  • Сжать карандаш в губах, описать им круг в воздухе.
  • Сжать губами фасоль или семечку, а потом резко выплюнуть.
  • Показать, как фыркает лошадь.
  • Имитация звуков барабана – бум, бам.
  1. Тренировка щечек.
  • По очереди надувать щечки.
  • Надуть щечки и имитировать пережевывание пищи.
  • Перекатывать воздух из одной щечки в другую.

Мелкая моторика помогает в развитии речи. Регулярно массируйте ладошки ребенка. Можно использовать для этого мягкие щетки, шарики, проговаривать прибаутки. Отлично развивают мелкую моторику аппликации, нанизывание бус, лепки из пластилина или соленого теста.

Сказка про букву Й

Что вы знаете о йогах?

«Что вы знаете о йогах?» — так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька — йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях. На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить. — Надо попробовать! — решил Мыша. — Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»

Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:

Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».

Карточки «Противоположности»

Здесь Вы можете скачать развивающие карточки «Противоположности». Они помогут ребенку в виде игры научиться находить противоположные понятия, а также расширить словарный запас. Вы найдете карточки с изображениями пар предметов окружающего мира, явлений природы, действий и поступков людей, которые сравниваются и противопоставляются по какому-то конкретному признаку или качеству: форме, размеру, цвету, свойству, поведению.

Варианты карточек для сравнения противоположностей есть разные и они охватывают очень много понятий, как простых (большой-маленький, далеко-близко), так и сложных (пустой-полный, сытый — голодный). Выбирайте подходящий для Вашего ребенка и занимайтесь играя.

Также для проведения занятий на тему «Противоположности» Вы можете скачать и использовать раскраски с заданиями, а также стихи о противоположностях для детей.

Загадки для детей на букву Й

Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. — Эй, сними меня! — кричит. (Чайник)

Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. (Троллейбус)

На поляне шерстяной Пляшет тонконожка. Из-под туфельки стальной Выползает стежка. (Швейная машина)

Может и разбиться. Может и свариться, Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо) Скажи, кто дела так боится, Как палки — пес, Как камня — птица? (Лентяй)

К маме-речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился весной. (Ручей)

Выпускает он листы Широченной широты. Держится на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких: Если их не обойдешь — На себе их все найдешь. (Репей)

Вырос в поле злой и колкий, Во все стороны иголки. (Репей)

Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)

На голове пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине. (Чайник)

Английский алфавит — Карточки для распечатки с транскрипцией — Как использовать:

Скачайте во вложениях английский алфавит — карточки для распечатки от лисенка Бибуши, вырежьте по оранжевым линиям, чтобы карточки получились прямоугольными, и приступайте к занятиям с детьми. На каждой карточке находится печатная буква (заглавная и прописная), английская и русская транскрипция, картинка и английское слово, которое начинается на эту букву, а также транскрипция этого слова.

Скачать ВСЕ карточки английского алфавита в ОРИГИНАЛЬНОМ размере вы можете во вложениях внизу страницы

Английский алфавит, как и русский, дети легче запоминают, когда он представлен в картинках. Ведь в этом случае активно работает зрительная память. Также такое изучение букв эффективно еще и благодаря ассоциациям, которые возникают у ребенка в процессе запоминания. Ведь каждая буква будет ассоциироваться с определенной картинкой. Эффективность такого метода уже давно доказана учеными.

Итак, теперь вы можете посмотреть и скачать английский алфавит — карточки для распечатки, которые мы с любовью ))) разработали для вас!

Карточки №1 — Английские буквы Aa (эй), Bb (би), Сс (си), Dd (ди), слова — Apple (эпл), Baby (бе*йби), Cat (кэт), Dog (дог).

Карточки №2 — Английские буквы Ee (и:), Ff (эф), Gg (джи:), Hh (эйч), слова — Egg (эг), Flowers (флауэз), Girl (гё:л), House (хаус).

Карточки №3 — Английские буквы Ii (ай), Jj (джей), Kk (кей), Ll (эл), слова — Ice (айс), Juice (джус), Key (ки:), Letter (ле*тэ).

Карточки №4 — Английские буквы Mm (эм), Nn (эн), Oo (оу), Pp (пи:), слова — Money (ма*ни), Nurse (нё:с), Orange (о*риндж), Pig (пиг).

Карточки №5 — Английский алфавит. Буквы Qq (кью), Rr (а:), Ss (эс), Tt (ти:), слова — Gueen (кью:), Rabbit (рэ*бит), Smile (смайл), Table (тэйбл).

Карточки №6 — Буквы английского алфавита: Uu (ю:), Vv (ви:), Ww (дабл ю:), Xx (экс), слова — Umbrella (амбре*лэ), Vegetable (ве*джитэбл), Window (уи*ндоу), Xerox (зи*эрокс).

Карточка №7 — Английские буквы: Yy (уай), Zz (зэд), слова — Yogurt (ё*гэт), Zebra (зи*брэ).

Английский алфавит — Прописные и печатные буквы — Плакат для распечатки

Также мы разработали для вас учебный плакат «Английский алфавит — Прописные и печатные буквы», чтобы дети смогли запомнить английские буквы не только в печатном виде, но и в прописном. Ведь начертание многих букв прописью сильно отличается от их печатного вида. И поэтому у многих детей возникают в связи с этим трудности.

Чтобы облегчить вам изучение английского алфавита, скачайте плакат, распечатайте его на цветной бумаге, а затем дайте ребенку для запоминания.

Плакат с английским алфавитом — Прописные и печатные буквы

Скачать плакат в оригинальном размере для распечатки вы можете во вложениях внизу страницы

Буквы английского алфавита — Распечатать карточки для детей

Здесь вы можете скачать буквы английского алфавита, распечатать карточки с прописными и печатными буквами и устроить ребенку проверку, насколько хорошо он запомнил буквы с плаката. Для этого вам необходимо вырезать распечатанные карточки и разделить их на две стопки — одна с прописными, а другая с печатными буквами.

Также можно видоизменить занятие и попросить ребенка сложить все карточки по парам — печатная и прописная. В этом случае проверять выполнение задания нужно уже после того, как ребенок разложит по парам все карточки-буквы английского алфавита.

Скачать все карточки с буквами вы можете во вложениях

ПЕЧАТНЫЕ буквы английского алфавита — Карточки

Английские печатные буквы — Aa, Bb, Cc, Dd, Ee, Ff, Gg, Hh

Печатные буквы английского языка — Ii, Jj, Kk, Ll, Mm, Nn, Oo, Pp.

Карточки с английскими буквами — Qq, Rr, Ss, Tt, Uu, Vv, Ww, Xx, Yy, Zz

ПРОПИСНЫЕ буквы английского алфавита — Карточки для распечатки

Веселые стихи про букву Й для детей

Йод хороший, йод не злой. Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» — Чуть завидев с йодом склянку. Йод порой, конечно, жжет, Но быстрее заживет Йодом смазанная ранка. (В. Лунин)

Поиграй-ка, зайка, Поиграй со мной. Отвечает зайка: — Не могу, больной! Ой-ой-ой, бедный! (Е. Благинина)

— Ой-ой-ой!—сказал ОЙ-ОЙ. — Я, мой друг, совсем больной! — Ты пойди-ка погуляй! Все пройдет! — сказал АЙ-АЙ. (Г. Виеру)

Йог вовек не скажет: «Ох!» «Ой-ой-ой!» — не крикнет йог. Молодой, владей собой! Старый, будь как молодой! (В. Берестов)

Я на хвостах у птиц и зверей: Вот горностай, вот — воробей. (Е. Григорьева)

У станции «И краткое» Нас встретили загадкою: «Прочти, смекай и отгадай — Как, с места не вставая, Ты можешь превратить трамвай Во многие трамваи? …Что надо пропустить, Чтоб можно было зайку В заику превратить?» Один из нас минуты три Подумал над разгадкою И отвечал «Крючок сотри Над буквою «И краткое». (С. Маршак)

Муравей нашел былинку, Много было с ней хлопот. Как бревно взвалив на спинку, Он домой ее несет… Он сгибается под ношей. Он ползет уже с трудом. Но зато какой хороший Муравьи возводят дом! (3. Александрова)

Говорящая азбука — плакат, чтобы учить алфавит дома

Мы подготовили для вас обзор самых интересных и увлекательных плакатов с азбукой. Выбирайте плакат, где голос произносит букву и звук

Важно, чтобы ребенок понимал разницу между ними. Будьте терпеливы, во всем поддерживайте ребенка, помогайте ему

Говорящая азбука Знаток. В данном плакате есть буквы, стихотворения, песенки, озвучивание четкое, понятное.

Азбукварик. Ферма и зоопарк. Тут малыш найдет сказки, буквы, цифры, геометрические фигуры, названия животных. Плакат яркий, увлекательный, звук четкий и громкий.

  1. Плакат Пушкин и Россия. Азбукварик. На полотне изображены персонажи произведений Александра Сергеевича Пушкина, они читают стихи, использована профессиональная озвучка. Кнопки отлично реагируют на нажатие, есть функция автоотключения.
  1. Плакат безопасность. Азбукварик. – плакат знакомит детей не только с буквами и звуками, но также с правилами дорожного движения. Очень красочный, полезный и прочный.
  1. Азбука детской безопасности. Знаток. Плакат обучает полезным и нужным в жизни вещам – вежливости, правильному поведению и, конечно, азбуке. Есть функция проверки знаний и музыкальное сопровождение.

Как учат алфавит в 1 классе

Буквы малыши начинают учить еще в детском саду, поэтому в первом классе идет закрепление материала. Буквы учат не так, как они расположены в алфавите, а с учетом фонетической особенности букв и звуков.

  • Начинают уроки с изучения гласных: А, У, О, Э, И, Ы.
  • Следующая тема посвящена сонорным согласным – М, Л, Р, Н, а также букве Й.
  • Затем изучают согласные буквы, которые образуют пары – твердые-мягкие, звонкие-глухие: Г-К, Д-Т, Б-П, З-С, В-Ф.
  • После учат гласные, звучащие после мягкого знака, и состоящие из двух букв: Е, Ё, Ю, Я и мягкий знак.
  • Наступает черед шипящих согласных: Х, Ч, Щ, Ц и разделительного твердого знака.

Единой методики по изучению букв в 1 классе нет. Последовательность меняется в зависимости от программы, по которой обучается класс, а также методики, утвержденной в школе. Есть учителя, разработавшие авторскую методику. Стандартный порядок изучения букв такой:

  • Гласные, звучащие однозначно;
  • Простые согласные;
  • Парные согласные;
  • Сложные буквы.

Материалы для изучения

Путишествие буквы И

Однажды буква И решила совершить путешествие в лето. Идёт она, интересуется всем.

— Как называется этот изысканный цветок?

— Да это Иван-да-Марья.

— Голоса каких чудных птиц слышатся мне?

— Это иволги исполняют свои известные песни.

— Что за чудесное дерево раскинуло свои богатые, изумрудные ветви?

— Это ива, царица раскидистых деревьев.

— Чей праздник отмечают сегодня, там, невдалеке, на птичьем дворе?

— Это именины индюшонка.

— Что делают те весёлые дети, в ярких нарядах?

— Они играют в интересную игру.

На все вопросы, заданные буквой И, отвечали… кто бы вы думали? Два братца: Июнь и Июль.

Довольна буква И. Идёт, улыбается, искоса поглядывает: «И тут хорошо и там хорошо. Славное у меня царство – тёплое».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: