Звук и буква В – конспект

Конспект логопедического занятия по обучению детей грамоте: «Звук и буква В»

Конспект логопедического занятия по обучению детей грамоте.»Звук и буква В». Старшая логопедическая группа ОНР.

Тема: «Звук и буква В »

  • Познакомить детей со звуком буквой В.
  • Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным.
  • Закрепить навыки четкого произношения звука.
  • Развивать фонематический слух.
  • Учить выделять звук из звукоряда, слогоряда, из слов.
  • Упражнять в делении слов на слоги.
  • Упражнять в звуковом анализе прямых слогов и слов.
  • Учить ориентироваться в групповом помещении по инструкции.
  • Развивать конструктивный праксис.
  • Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность инициативность.
  • узелок, картинки (вата, волк, ванна, ваза, валенки),
  • демонстрационные картинки (ванна, волк, вафли, вагоны, валенки, сова, ива, буквы, павлин, дыня, бант );
  • материал для звукового анализа и синтеза, слоговые домики, изображение пещеры, план группы с маршрутом, демонстрационная буква В, разрезные буквы, листы бумаги по количеству детей, клей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Слышится карканье ворона в записи …

Логопед: Ребята, чей это голос? Это ворон мимо пролетал, узелок нам передал. Давайте посмотрим, что внутри ? (логопед развязывает узелок , внутри для каждого ребенка картинка со звуком В и письмо. )

Логопед: Ворон каждому из вас по картиночке припас,

Вы их молча рассмотрите,
На места свои пройдите..(дети уходят с картинками за столы)
Ворон пишет нам ребята, что случилась неприятность-
Букву надо выручать! Кто пойдет ее спасать?

Злой дракон унес к себе, спрятал в каменной норе…
Но сначала звук узнайте,
Вы картинки называйте
Он в начале ваших слов
Отвечайте, кто готов?

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети называют картинки и выделяют первый звук «В».

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука, характеристика.

Звук «В» согласный (верхние зубы соприкасаются с нижней губой, создают преграду для воздушной струи), твердый, обозначаем синей фишкой, звонкий, голосовые связки вибрируют.

Логопед: Дети, вы хотите отправиться на поиски буквы? Чтоб до нее добраться мы должны преодолеть много препятствий.

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Мы должны услышать звук «В» среди других звуков( слогов, слов).

Игра: «Узнай звук!»

Выделение звука из звукоряда (а, м, в, к, т, у, в, д, о, в)

Слогоряда (ма, ты, во, су, ва, но, кэ, ву)

Слов (сова, панама, кот, вышка, ваза, окно, волосы, новость,)

Логопед: Молодцы , справились!

4. Закрепление звука в слогах.

Игровое упражнение: «Повтори, не ошибись!».

Ва-во-ву, вы-ва-ву, ву-во-вы, во-вы-ва, ва-во-ву-вы.

Звуковой анализ прямых слогов.

Логопед: Ребята, в слоге ВА (ВО, ВУ) сколько звуков? Назовите первый,каким цветом обозначим? Назовите второй, каким цветом обозначим. На доске выкладывается схема.

5. Физкультминутка.

Логопед: Дети, чтоб добраться до пещеры дракона нужно быть сильными и ловкими.

Давайте сделаем зарядку.

6. Закрепление звука в словах по картинкам:

Логопед: Дракон спрятал звук в картинках. Сейчас нам нужно быть очень внимательными и отобрать только те картинки, в названии которых есть звук В.

Называние всех картинок и отбор тех, в которых есть звук В.

Логопед: Закружилась карусель, все быстрей, быстрей ,быстрей! Дети ходят вокруг стола, на котором разложены картинки. По сигналу логопеда дети останавливаются, отворачиваются от стола и называют картинки по памяти.

Деление слов на слоги.

Игра: «Разложи картинки по домикам!» Дети берут картинку, делят слово на слоги и кладут в соответствующий домик.(1,2,3)

Логопед: Молодцы, навели порядок!

7. Звуковой анализ слова «Ива».

Логопед: По дороге нам встретилась плакучая ива. Давайте соберем из звуков это слово. Анализ по плану.Дети работают за столами, один ребенок у магнитной доски.

8. Закрепление звука в тексте.

Логопед: Посмотрите, дети, кто к нам прилетел? (демонстрируется картинка совы)

– Если мы ей стишок расскажем, она покажет нам дорогу до пещеры. Помогайте мне!

Читайте также:
Упражнения для речевого дыхания

Ва-ва-ва глазастая сова.
Во-во-во летит на дерево.
Ву-ву-ву увидели сову.
Вы-вы-вы вот и нет совы.

9. Знакомство с буквой.

Достается план группы на котором указано место , где лежит буква В.

Дети рассматривают и двигаются по плану, отсчитывая шаги.

Логопед: Пойдем прямо 7 шагов по болоту, по кочкам, затем повернем направо и пройдем 5 шагов через поваленные деревья высоко поднимая ноги, затем направо и проползем 4 шага в к пещере. Перед детьми изображение пещеры. Дети достают конверт логопед показывает букву В. Анализ, из каких элементов состоит она.

Вот буква В видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
С. Маршак

10. Конструирование буквы, работа в парах.

Логопед: Ребята, посмотрите, дракон все буквы поломал !(логопед достает поднос с разрезанными на 2 части буквами. Давайте, соберем их! Каждый берет часть буквы и находит свою половинку. Дети объединяются парами, собирают букву и наклеивают на лист бумаги.

11.Итог занятия.

Победили мы дракона!
Буква В теперь уж дома:
В алфавите будет жить,
Крепко с сестрами дружить!

– Скажите, дети какую букву мы сегодня спасали? Как она звучит? Что вам больше всего запомнилось? Спасибо, что были активны и помогли мне!

Конспект занятия «Буква в и звук [В]»

АЛЁНА Болтенко
Конспект занятия «Буква в и звук [В]»

Тема занятия : «Буквы В в и звуки в-в».

Цель занятия:

Познакомить детей с буквой В в и звуками, которые она обозначает;

Выделять гласные звуки в схеме слова;

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Формировать уважительное отношение к иному мнению,

умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развивать умение организовывать своё рабочее место, умение отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; слушать и понимать речь других;

Развивать речь, память, внимание, логическое мышление;

Воспитывать любовь к чтению;

Ход урока.

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой урока.

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях и в игре,

Будем чётко говорить

И не будем мы спешить.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

– Ребята, я хочу, чтобы наше сегодняшние занятие принесло нам радость общения друг с другом.

– Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II. Основная часть

1. Актуализация знаний.

Игра «Волшебная шляпа».

– Сейчас я хочу с вами немного поиграть. А игра наша называется «Дополни предложение». К кому я подойду и одену волшебную шляпу, тот выполняет мое задание.

А). Бывает гласным или согласным. (Звук)

Б). Звуки слышим, а буквы ….

В).Слова на букву –«Ка»

Г). Продолжи предложение (Я сегодня….)

Д). Место, где дают на время книги. (Библиотека)

Е). Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)

Ё). Даже в сильную жару в перчатках он ведёт игру. (Боксёр)

2. Проверка домашнего задания.

На букву (эр) – какие картинки нарисовали….

3. Повторение поём – гласные (а,о,и,у,ы,и)

Читаем слоги (на,су,ри,лы)

4. Работа со счетными палочками.

Называю слог – дети складывают из палочек этот слог и дополняют до слова.

5. Изучение нового материала.

– Посмотрите, кто к нам пришёл?

– Винни-Пух и Винкс.

– Здравствуйте, что Вас привело к нам?

– Извините, что без приглашения, узнали про интересный урок и прибежали.

– С каких звуков начинаются имена героев? (Винни-Пух, Винкс)

Разгадай загадки вместе с гостями.

Дружок есть — Пятачок,

Он Ослику в подарок

Нёс пустой горшок,

Лез в дупло за мёдом,

Пчёл гонял и мух.

Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Читайте также:
Лексическая тема Овощи (рекомендации для родителей)

Но каждый горб – не горб, амбар!

Еды в них на семь суток!

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

– Какие звуки в начале слова? (твердые, мягкие)

– Посмотрите на картинки, КОТОРЫЕ ПРИНЁСЛИ НАШИ ГОСТИ :

ВАЗА ВОЛК ВЕДРО ВИНОГРАД

– Слушаем, с какого звука начинается каждое слово?

– Ребята, звуки с которыми мы познакомились, мы слышим. А какой знак нам нужен, чтобы их увидеть? Оба звука обозначаются буквой, которая называется «ВЭ» (показ в алфавите, на ленте).

– В каком домике живет буква «ВЭ»? (в синем – твердая, в зелёном- мягкая).

– На что похожа буква «В»?

Словно букву «В» Алена

Держит трубку телефона.

Построй из пальцев рук букву «ВЭ».

Большой и указательный

В кольцо соединим

И средний обязательно

Мы тоже округлим.

Мизинец с безымянным

К среднему прижмём-

Мы букву «В» увидим,

Мы букву «В» прочтём.

6. Речедвигательная игра.

У вороны голова, руки на голове,

ва-ва-ва-ва 4 хлопка

Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»

Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,

оги-оги-оги-оги 4 хлопка

7. Просмотр передачи «Азбука-малышка буква «ВЭ».

– Какие слова были на букву «ВЭ»?

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

9. Чтение слогов по слоговой таблице.

10. Работа с тетрадью.

– Покажем нашим гостям, как мы научились штриховать.

«Зрительная гимнастика».

12. Чтение произведения.

Винни – Пух и Винкс приготовили поучительную историю про ворону и сейчас её прочитают.Вы послушайте и попробуйте ответить на вопрос: Какая была ворона?

Ворона и кувшин.

Вороне очень хотелось пить. Подлетела она к кувшину с водой, но у кувшина горлышко узкое, длинное, никак до воды не дотянуться. Попробовала она кувшин наклонить- сил не хватает. Не растерялась умная ворона,подумала- подумала и придумала: стала бросать в кувшин камешки. Когда камешков набралось много, вода в кувшине поднялась до края. Так ворона смогла напиться.

Бей в одну точку и своего добьёшься. (объяснение пословицы)

III. Итог занятия.

– Молодцы ребята! Вы успешно справились с теми задачами, которые мы с вами поставили в начале занятия. И пришло время подвести итог нашей работы.

– С какой новой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает эта буква?

– Какие слова на букву «Вэ» можете назвать?

Как познакомить дошкольников с русской матрешкой В детском саду дети получают сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны,.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей 4–5 лет «Знакомство со звуками. Звук [У]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей 4-5 лет «Знакомство со звуками. Звук У» Цель: познакомить обучающихся со.

Конспект логопедического занятия с подгруппой детей старшего возраста «Знакомство со звуком и буквой Н» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ для подгруппы детей старшего дошкольного возраста составила учитель-логопед Еловикова И. Г. Тема : Знакомство.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект развлечения на участке детского сада для детей 4–5 лет «Лекарства, которые растут в Аптекарском дворике» Конспект развлечения на участке детского сада для детей 4-5 лет «Лекарства, которые растут в Аптекарском дворике».Развлечение проводилось.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Программные задачи: познакомить детей с гласными звуками [а], [о] Вводная часть:речевая разминка. Назовите какое сейчас время года? Сколько всего времен года? (перечислити их). Сколько дней в недели? С кокого.

Читайте также:
План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

Терапевтическая сказка для детей, которые боятся разлучаться с мамой Сказка друг нам и помощник. Она идет от сердца к сердцу, поэтому любима и детьми, и взрослыми. Редко у какого ребенка есть опыт где брать.

Знакомство детей с буквой и звуком У Цель: познакомить детей с буквой и звуком У, объяснить различие понятий «звук» и «буква» Задачи: Образовательные: Научить ребенка выделять.

Знакомство дошкольников с гласными звуками Необходимо научить ребёнка вычленять гласные звуки, не пропускать их, это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить.

Знакомство со звуком и буквой У. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: 1. Продолжать учить детей давать характеристику звука. 2. Учить выделять звук в словах. 3. Развивать слуховое внимание.

Конспект урока обучение грамоте по теме :”Звук и буква В”

Методические рекомендации к проведению урока по теме “Буква В”

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ УРОКА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ В, Звуки: [в] [вь]»

Пояснительная записка

Предмет: обучение грамоте, УМК «Школа России».

Класс: 1 класс.

Название материала: урок по теме «Согласные звуки [в], [в , ], буквы В, в».

Предназначение: изучение нового материала.

Оборудование: азбука Горецкого, слоговая таблица (см. приложение), слоги, слова, схемы слов, раздаточный материал, презентация.

Методическое обеспечение: Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2009. – 107с.

http://skazles.ru/files/img/0005.jpg сова со свитком

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/4/84/4084148_Buho20biblioteca.gif сова читает

http://animashky.ru/index/0-11?36-2 сова сидит

http://animashky.ru/index/0-11?36-6 сова летит

http://www.razumniki.ru/slogovaya_tablica.html слоговая таблица

http://animashky.ru/index/0-11?36-2 сова крутит головой

В этом году набираю 1 класс. Тема самообразования «Развитие памяти младших школьников как условие успешности обучения». Поэтому в основу каждого урока будут взяты специальные упражнения на развитие памяти, дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие координации движений и графических навыков.

Упражнения на развитие координации движений и графических навыков необходимы не только для развития координации, но и для развития другого полушария. Поэтому все упражнения выполняются двумя руками одновременно.

«Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в».

Разработка урока обучения грамоте, 1 класс

Цель урока: Познакомить с согласными звуками [в], [в , ] и буквами В, в.

Задачи урока:

Уметь вычленять в речи согласные звуки [в], [в , ], обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова с изученными буквами; составлять сюжетный рассказ по картинке.

Создать условия для формирования навыка чтения вслух; развития речи, памяти и логического мышления.

Развивать умение давать звукам [в], [в,] характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.

Воспитывать интерес к разным видам спорта.

– Прозвенел звонок. Начинается урок!

– Чтобы на уроке у нас все получилось, нам необходимо сделать дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика «Сова». (См. приложение).

Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий.

– Дети, посмотрите, кто к нам прилетел на урок? (Мудрая сова.) (Слайд 2.)

– Как вы думаете, что она нам принесла? (Задания, новую букву.)

– Назовите все гласные, с которыми мы уже познакомились. (А, о, и, ы, у) – ученики выставляют на классное наборное полотно.

– Почему их назвали гласные? (Они поются; когда произносим, не встречают преграды.)

– Давайте хором споем. (Дети поют.)

-А с какими согласными мы уже знакомы? (Н, с, к, т, л, р) – ученики выставляют на классное наборное полотно.

– А почему их назвали согласные? (Когда поизносим, встречают преграды; нельзя спеть.)

– А теперь давайте покажем Мудрой сове, как мы умеем читать слоги. (Чтение слоговой таблицы с изученными буквами. Учитель показывает на слог – дети читают.) (Слайд 3.)

Сообщение темы урока.

– А кто мне скажет, как называлась наша дыхательная гимнастика? (Сова.)

– А какой третий звук в этом слове? ([в])

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Ш)

– Кто же догадался, какой звук мы сегодня будем изучать? Что нам приготовила Мудрая сова? (Звук [в].)

– Скажите, пожалуйста, а вы любите спорт? (Да.)

– Так вот, вместе с Мудрой совой мы отправимся на стадион. (Слайд 4.)

Формирование новых понятий и способов действий.

– Посмотрите, это кто нас встречает? (Вратарь, на доске картинка.)

– Давайте хором произнесем слово. (Вратарь.)

– Разделим на слоги. (Вра – тарь.) На доске появляется схема:

– Давайте поставим ударение. Позовите слово.

– Сколько слогов в этом слове? (Два.)

– Произнесите первый слог. (Вра.)

– Выделите первый звук. ([в])

– Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный.)

– Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды.)

– А он твердый или мягкий? (Твердый.)

– Звонкий или глухой? (Звонкий.)

– Каким цветом обозначим? (Синим.)

– Произнесите слияние. (Ра.)

– Какое слияние? (Твердое.)

– А теперь произнесите второй слог. (Тарь.)

– Произнесите слияние. (Та.)

– Какое оно? (Твердое.)

– Произнесите последний звук. ([р , ])

– Какой он? (Согласный, мягкий.)

– Каким цветом обозначим? (Зеленым.)

На доске схема:

– Давайте прочитаем полученное слово. (Читают по указке.)

– Прочитайте с ударением.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

И на месте побежали.

Формирование новых понятий и способов действий.

Аналогичная работа проводится со словом ЛОВИ.

Применение знаний, формирование умений и навыков.

– Вспомните и назовите слова, где встречается звуки [в]. (Вова, волосы, корова, диван.)

– Вспомните и назовите слова, где встречается звук [в,]. (Ветер, Света, цветы.)

– Молодцы! Мудрая сова очень довольна!

– С каким же звуком мы с вами познакомились? ([в], [в,])

– Мудрая сова принесла букву, которой мы и будем записывать этот звук.

Посмотрите на доску (на слайд). (Слайд 6.)

– Давайте покажем Мудрой сове, как мы умеем читать слоги с новой буквой.

(На доске или на слайде записаны слоги.) (Слайд 7.)

– Найдите и прочитайте слоги, которые соответствуют схеме (учитель показывает на схему.)

– Давайте прочитаем слова. (Вова, Слава.)

– А почему они написаны с большой буквы? (Это имена.)

Упражнения для профилактики нарушения зрения.

Сядьте удобно, голову зафиксируйте неподвижно. Вспомните буквы, изображенные на карточках, попробуйте «нарисовать» их глазами.

Работа по азбуке. Упражнение в чтении слов.

– Откройте азбуку (с. 75.)

– Что написано в столбиках? (Слова.)

– Будем читать по цепочке.

– Эти слова нам встретятся в тексте.

– А теперь прочитаем по цепочке текст.

Упражнение в распознавании буквы В.

(Дети получают карточки с заданием от Мудрой совы. Необходимо найти и обвести кружком букву В.) (Слайд 8.)

– Дети, Мудрая сова еще принесла каждому из вас задание. Среди этих букв вы должны найти букву В и обвести в кружок. Вот так:

– При выполнении задания вы должны быть очень внимательными. Кода я позвоню в колокольчик, вы завершите работу. (Примерно 1 минута) – проверка: назвать одного ученика и спросить, сколько букв он нашел в 1 строчке. Ребенок называет. Если класс согласен – хлопает в ладоши. Затем вторую строчку – другой ученик, и третью. Ответы: 1 строка – 4; 2 строка – 4; 3 строка – 4.

– Какие гласные мы выставляли в начале урока на наборное полотно? (Упражнение на развитие долговременной памяти.)

– С какими звуками познакомились? ([в], [в,])

– А какой буквой обозначаем эти звуки? (Вэ.)

– Какие трудности испытали?

– Встаньте, кто считает, что потрудился хорошо?

Приложение 1.

Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, медленно с силой выдохните через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо.

Читайте также:
Нарушение слоговой структуры слова у детей с ФФН - поэтапная работа

Звук и буква В – конспект

Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В»

· Продолжить знакомство со звуками В и Вь, учить давать характеристику звуков.

· Формировать навыки фонематического восприятия.

· Закрепить умение находить место звука в слове.

· Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.

· Познакомить с буквой В.

· Развивать мышление, произвольное внимание.

· Развивать графические навыки.

Оборудование:

· Карточки со схемами звуков (синяя, зеленая).

· Модели звуков (карточки) – звуки: В М П Н Б Д Т А О У И Ы Э.

· карточки «Место звука в слове»,

· Предметные картинки на изучаемый звук.

· Карточки с «наложенными» рисунками (на различение звуков В-Вь).

· Бархатная бумага, шерстяная нитка.

Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.

Сегодня вы, ребята, сами

Пойдёте волшебными путями

По очень необычной стране

И побываете там везде!

Все звуки речи там живут,

Они давно вас ждут.

Вы попадёте в их владенья,

И вам должно хватить уменья

Все испытания пройти,

Не сбившись с верного пути!

1.Повторение пройденного материала.

Логопед: – Что мы слышим?

Дети : Звуки.

Логопед: – Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: У вас на столах модели звуков. Посмотрите внимательно, и назовите гласный звук.

Дети: А О У…

Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»?

Дети : Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.

Логопед: Назовите, согласный звук.

Дети: М П Б…

Логопед: Докажите, что это согласный звук?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду.

Логопед: Какую преграду встречает воздушная струя, когда произносим звук: М (П Б)?

Логопед: Какую преграду встречает воздушная струя, когда произносим звук: Т (Д Н)?

Дети: Язычок.

2. Сообщение темы

Логопед: Поиграем мы в игру:

Я знаю много имен мальчиков и девочек:

В аня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук В.

Логопед: В ика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук Вь.

Логопед: Сегодня мы продолжим знакомство со звуками В, Вь и познакомимся с буквой В.

Зубками мы нижнюю губу прикусим,

Между ними голос пустим.

( логопед выкладывает на наборном полотне модель звука В, произносим звук В. Вместе с детьми даем характеристику звукам В и Вь.)

( на наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков )

Звук В – согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

– Чем отличаются звуки?

Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.

Логопед: Докажите, что звуки В и Вь согласные?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, нижнюю губу и верхние зубы.

3. Развиваем фонематический слух

Логопед: Подойдите все ко мне. Звуки В и Вь любят играть:

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук В

Топни правой ногой , когда услышишь звук Вь.

( логопед называет сначала звуки : В В Вь В Вь Вь…, затем слоги : Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….)

Читайте также:
Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

– Молодцы! Сели на свои места. Игра «Сигнальщики».

– Я назову слова на звук В или Вь. Когда услышите слово, где первый звук В – поднимите карточку – схему звука В. Когда услышите слово, где первый звук Вь – поднимите карточку – схему звука Вь.

( слова: вилка, воробей, виноград, водопад, Ваня, вагон, вешалка )

4. Определить место звука в слове.

Логопед: Карточки для определения места звука в слове положите перед собой. Звуки В и Вь прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). ( Логопед раздает детям предметные картинки:

В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка

Вьвесы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи)

Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.

( логопед проверяет все слова )

5. Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Работа с карточками.

– Определи, какой в слове первый звук В или Вь?

– Какое слово лишнее? Почему?

(каждому ребенку выдаются карточки со словами: валенки, вилки, верблюд; веник, воробей, виноград; вафли, веер, вертолет; верба, весы, василек; вата верблюд, виноград.)

6. Развиваем фонематический синтез.

Логопед: Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

– Замени первый звук слова на звук В (Вь) и получи новое:

полк – волк

корона – ворона

грач – врач

газы – вазы

мыть – выть

голос – волос

пилка – вилка

щенок – венок

десна – весна

Митя – Витя

метка – ветка

пеликан – великан

7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.

Логопед: Игра «Путаница».

Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.

Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь?

Какое слово лишнее?

Дети: ВАРЕЖКА

Логопед: Почему это слово лишнее?

Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В – согласный, твердый, звонкий. В остальных словах первый звук Вь.

Логопед: делим слово ВАРЕЖКА на слоги (хлопками)

Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?

Дети: В этом слове три слога.

Логопед: Составьте предложение с этим словом.

Дети: Бабушка связала теплые варежки.

Логопед: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении четыре слова.

Логопед: Назовите первое (второе…) слово.

Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)

8.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед: «В» – буква очень важная

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

( Логопед выкладывает на наборном полотне букву В )

Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;

Пишем на столе пальчиком; выкладываем букву на бархатной бумаге из шерстяных ниток.

9. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук В какой?

Звук Вь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо? ( Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом ). Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя (слова: валенки облако волк аист – ВОВА.)

Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?

Читайте также:
Овощи - конспект НОД

Дети: Да.

Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма с интересными заданиями.

Конспект урока “Звуки [в], [в’], буква В”

  1. Знакомство со звуками [в- в΄], буквой В.
  2. Развитие речи учащихся.
  3. Закрепление пройденного материала.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте дети. Встали прямо, расправили плечи и тихо сели.

2. Повторение пройденного.

– На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

– По ленте букв надо назвать правильно букву и какие звуки она может обозначать. Начнём с гласных.

Гласные
буква звуки
а

3. Знакомство с новыми звуками [в- в΄] и буквой В.

Серый, зубастый по лесу рыщет,
Добычу ищет. (Волк.)

– Это один, а как будет много? (Волки.)

– Составьте из букв это слово и сделайте звуковой анализ этого слова. К доске вызывается ученик.

– Сколько в этом слове звуков? (5 звуков.) – 1

– Сколько гласных и сколько согласных? (2 гласных и 3 согласных.)

– Надо изменить одну букву в слове «волки» и получится название столового прибора. (Букву «о» поменять на «и» и получится слово «вилки».)

– Подумайте ,что изменится в звуковом составе. (И – показатель мягкости согласных , поэтому звук , стоящий впереди станет мягким.)

– Делаем вывод. Какие же звуки может обозначать буква «вэ»? (Буква «вэ» может обозначать звуки [в- в΄].)

– Так где же будет находиться эта буква на ленте? (Где согласные.)

4. Физкультурная минутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

5. Работа с текстом.

На доске напечатаны предложения:

  • Вова вырастил лук. А Лариса – салат. У нас выросла тыква. Вот так тыква!

– Что написано на доске? (Предложения.)

– Докажите! (Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак).

– Сколько предложений написано? (4 предложения.)

– Прочитайте 1 предложение, Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 3 слова.)

– Прочитайте 3 предложения. Сколько слов здесь? (4 слова.)

– Прочитайте последнее предложение Сколько слов в этом предложение? (3 слова.)

– Что стоит в конце этого предложения? (В конце предложения стоит восклицательный знак.)

– Прочитайте с правильной интонацией.

6. Развитие речи.

  • У белки – (бельчонок).
  • У мыши – (мышонок).
  • У вороны – (воронёнок).
  • У галки – (галчонок).
  • У лисы – (лисёнок).
  • У курицы – (цыплёнок).
  • У коровы – (телёнок).
  • У лошади – (жеребёнок).
  • У свиньи – (поросёнок).
  • У собаки – (щенок).
  • У овцы – (ягнёнок).

7. Работа по учебнику. Развитие (азбука стр.74).

– Прочитайте первое предложение. (Как лиса ловила ворон.)

– Прочитайте второе предложение. (Он тоже ловит ворон.)

– Где происходит действие? (Действие происходит в школе.)

– Что делают дети? (Девочка пишет, а мальчик ничего не делает, значит ловит ворон.)

– Что вы скажите о выражении «ловит ворон»? (Это выражение имеет 2 значения: прямое и переносное.)

8. Разгадывание ребусов стр.74.

9. Разучивание скороговорки.

Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила,
Ворону переспорила.

10. Итого урока.

– В каком слове есть звук [в- в΄]? (Ворона.)

– Какой звук? ([в]- согласный, твёрдый.)

– С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она может обозначать? (Буква «вэ» может обозначать два звука [в- в΄].)

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Русский язык , 1 класс

Тема: Век живи – ̱век учись. Буква В и звуки [в] [в’]

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель сегодняшнего урока – изучить звуки [в] и [в’] и букву В, в.

  1. Научиться выделять на слух, различать и находить в словах согласные звуки [в] и [в’] и давать им характеристику.
  2. Познакомиться с буквами В, в и научиться их писать.
  3. Уточнить понятие слог, узнать о слогообразующей роли гласных
  4. Проанализировать пословицу «Век живи – век учись»
  • Научимся различать звуки [в] и [в’] и букву В, в.
  • Дадим полную характеристику звукам [в] и [в’].
  • Составим звуковые схемы слов с новыми звуками и предложения из слов с новой буквой.
  • Поговорим о спорте.

Буква В, в – 3-я буква русского алфавита.

Буква В, в обозначает два звука:

[в] – согласный, звонкий, твёрдый.

[в’] – согласный, звонкий, мягкий.

Слог – часть слова, которая произносится одним выдохом воздуха. В слоге только один гласный звук.

Список литературы:

  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 128 с. С.
  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 111 с. С.
  • Герасимова Д. Азбука превращений – М.: Лабиринт Пресс, 2013. – С.
  • Маршак С.Я. Весёлая азбука. Стихи. – М.: Оникс 21 век, 2004. – С.
  • Сапгир Г. Азбука. – М.: РОСМЭН, 1996. – С.

Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – С.-Пб.: ОАО ДЕТГИЗ, 2008 – С.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Произнесите слово «ворона». С какого звука оно начинается? Со звука [в]. Этот звук согласный, звонкий и твёрдый.

Произнесите слово «ветер». Какой звук вы слышите в начале? Это звук [в’]. Он согласный, звонкий и мягкий.

Буква В может обозначать два звука: твёрдый [в] и мягкий [в’].

Перед гласными А, О, У, Ы буква В, в обозначает твёрдый звук [в], а перед гласным И – мягкий [в’].

Звуки [в] и [в’] – согласные и звонкие.

[в] – волк

[в’] – вилка

Посчитайте, сколько слогов в словах и запишите цифрой:

Прочитайте вслух пословицу.

Век живи – век учись

Как вы её понимаете? Выделите в ней все буквы В: синим цветом, если они обозначают твёрдый звук, зелёным – если мягкий.

Задание 3.Разделите слова на 2 группы. В синее окошко перенесите слова, в которых буква В обозначает твёрдый звук, а в зелёное – в которых буква В обозначает мягкий звук.

Слова: вилка, веник, варежки, иван-чай, дверь, вишня, вьюнок, ваза, телевизор, ворона, виноград, Волга, василёк, Вероника.

Почему некоторые слова пишутся с заглавной буквы?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Составьте как можно больше слов из букв:

А, О, У, Ы, И, Н, Л, Р, К, Т, С

Раскрасьте звуковые схемы слов. Помните, что красным обозначаются гласные звуки, синим – согласные твёрдые, а зелёным – согласные мягкие.

Ворота

Вратарь

Волк

Вилка

Как называются игроки в футбол? Соотнесите картинки зверей и названия ролей:

Что значат слова судья, болельщик?

Что изображено на картинке? Составьте небольшой рассказ. Запишите в тетрадь схемы предложений.

Впечатайте в текст пропущенные буквы:

Бу_ва В видна вд_ли

Как будто к_ендель испе_ли,

Выберите правильную характеристику для звука [в’].

А) звонкий, согласный, твёрдый

Б) глухой, согласный, мягкий

В) Звонкий, согласный, мягкий

Г) гласный, ударный

Задание 9. В прописи потренируйтесь писать буквы В,в.

Век живи – век учись

[в]: варежка, иван-чай, ваза, ворона, Волга, василёк

[в’]: вилка, веник, дверь, вишня, вьюнок, телевизор, виноград, Вероника

Кот, рот, торт, сыт, рыл, лис, тир, кар, лук, сараи, кино, клин и т.д.

Зайцы – нападающие, Барсуки – защитники, Медведь – вратарь.

Постановка и автоматизация звука З

При произнесении звука З губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. При артикуляции З и З’ добавляется голос, т.е. голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Примерный комплекс упражнений:

1. «Месим тесто».
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Качели».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в пирожок.
Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).

7. «Горка» «Киска сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

8. «Катушка».
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык

9. Упражнение в произнесении звука И.
Цель: вырабатывать умение управлять языком.
В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

10. «Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в

11. «Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

12. «Сдуть снежинку»
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон чик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

13. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

14. «Заборчик».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

15. «Рупор».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

16. «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

17. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

18. Упражнение в произнесении звуков т-с. Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: