Звук и буква У – занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Звук и буква «У». Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Образовательные задачи: Буква Уу и звук [у]. Формирование умения находить новую букву среди других букв. Чтение слияний Ау, уа.

Развивающие задачи: Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: Картинками, игрушечный утенок, палочки, пластмассовые буквы, «Мой букварь», волшебный мешочек, мяч, связка ключей, барабан, погремушка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог. Все закрыли глазки. Послушаем тишину. Звучит барабан, ключи, погремушка. Что слышали?

Сегодня к вам в гости пришел утенок Утя (хором повторяем с детьми).

Первый звук в этом слове У.

Игра «Кто самый внимательный?»

Перед вами 2 полоски: короткая и длинная. Если я вам покажу длинную полоску, то вы произносите звук У долго, если короткую, то коротко.

Игра «Ловим звук ладошками»

Хлопаем в ладоши, если слышим звук У, если я скажу другой звук, то вы не хлопаете.

А – У – Ы – И – Э – У – У – Ы

Я произношу слог и кидаю мяч, вы его ловите, повторяете слог и бросаете мне мяч.

УТ, УП, УК, УМ, УН, УХ, УФ.

2. Звук и буква Уу. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного прак-

сиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки го- лоса.

Педагог. Какую песенку умеет петь волчонок?

Педагог. Правильно. Волчонок умеет петь звук [у]. Какой это звук?

Дети. Это гласный звук.

Педагог. Давайте споем этот звук еще раз, как будто наш голос сначала поднимается, а потом — опускается по лесенке.

Педагог вместе с детьми поют звук [у] с повышением и понижением тона.

Педагог. Послушайте стихотворение :

Уля сварила уху для утят, Только утята ухи не хотят.

Педагог. Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [у]? Дети. Уля, уху, утят, утята, ухи.

Педагог. Верно. Звук [у] обозначают гласной буквой У. Посмотрите на

Педагог достает букву .

Педагог. Из скольки палочек она состоит?

Д е т и. Из двух палочек.

Педагог. Какие это палочки?

Дети. Одна длинная, а другая короткая.

Педагог. С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой?

Дети. С левой стороны..

Педагог. Возьмите по две палочки и сложите букву У.

Дети выкладывают букву, педагог оказывает им необходимую помощь. Педагог. Какую букву вы сложили?

Педагог. Давайте в букваре рассмотрим странички с буквой У. Почему буква У красного цвета?

Дети. Это гласная буква.

Педагог. Кого вы видите на верхней картинке?

Дети. Это Уля и утята.

Педагог. С какого звука начинаются эти слова?

Дети. Со звука [у].

Педагог. На нижней картинке найдите и обведите пальчиком все бук- вы У.

Дети выполняют задание.

Педагог. А теперь переверните страничку. Найдите на картинке предме- ты, названия которых начинаются со звука [у].

Дети. Утка, удочка, улей, уши.

Педагог. Покажите букву У в словах под картинкой.

Дети выполняют задание.

Педагог. А теперь посмотрите на следующую страницу. Какие буквы перепутаны?

Педагог. Кого вы видите на картинке?

Прочитайте, что написано под картинкой.

Педагог. Кого вы видите на второй картинке?

Дети. Это девочка. Она заблудилась в лесу.

Педагог. Прочитайте, что написано под картинкой.

Педагог. Вы очень хорошо читали сегодня. Молодцы!

Педагог убирает букварь.

3. Физкультурная пауза «Утки».

Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей поиграть на ковре и вспомнить упражнение

Ути-ути-утки, Вперевалочку идут по

Уточки-малютки На волнах качались, Брызгались, плескались.

Вперевалку идут по кругу друг за другом.

Встают, машут руками, как крылышками.

4. Работа с буквами.

Каждому раздаются наборы с буквами. Собираем слово АУ.

5. Упражнение «Волшебный мешочек».

Педагог. Давайте поможем утятам разобрать картинки, которые лежат вот в этом волшебном мешочке.

Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Читайте также:
Конспект: Составление рассказов-описаний о мебели с использованием мнемотаблицы

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии. Педагог. С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дети. С буквой Уу.

Педагог. Какая это буква?

Педагог. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Уу? Дети. Две палочки.

Педагог. Какие слова на звук [у] вы запомнили?.

Педагог. Что мы делали на занятии?

Дети. Читали, писали, играли.

Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе «Звук и буква [У]»

Автор-составитель:

учитель-логопед

Волкова Татьяна Андреевна

Цель:

  • Знакомство со звуком и буквой У
  • Четкое произнесение звука У
  • Выделение начального ударного гласного
  • Развитие фонематического восприятия
  • Знакомство с буквой У

Ход занятия:

  • Дыхательная гимнастика

Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)

А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Молодцы!

  • Подведение к теме

— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

На доску вывешиваются картинки.

— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

  • Уточнение артикуляции

-Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».

-Какой у нас звук получился? (Звук «У»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили что он гласный? -Правильно, потому что мы можем его пропеть.

Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

  • Посмотрите на картинки, скажите, что на них изображено? Какая из них лишняя и почему? (утка, улитка, автобус, утюг)
  • Развитие фонематического восприятия

-Ребята, сейчас я буду называть вам слова, и если вы услышите в слове звук У, хлопайте в ладоши.

Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.

  • Определение места звука в слове

-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «У», а вы должны будете определить место звука в словах. (начало.середина, конец)

улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг

  • На доску вешается буква У.

-Дети, а вы знаете чем отличаются звук и буква?

-Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?

— А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.

  • написание буквы в прописях
  • Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
  • Итоги: -Какой звук и букву мы сегодня проходили? (он какой? Гласный?)

Картинки:

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие для детей 3-4 лет: Осень, Деревья

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

Читайте также:
Методическая разработка игрового часа для детей и родителей 'Будьте здоровы!'

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

Конспект занятия “Звук и буква -У-”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук и буква -У-“

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_2_u.docx 17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Звук и буква У .

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;

Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;

закрепление понятий «звук», «слово»;

продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».

Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.

Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.

  1. «Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!-тоненьким голоском, тихо )».

«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».

(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).

«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».

  1. Игра «Поймай звук».

«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.

« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Ниточка в реке. (Удочка)». (Выставляется картинка).

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).

(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).

2Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка).(Выставляется картинка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).

«Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).

«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка )».

5. Динамическая пауза .

«Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический…»(утюг). (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).

  1. Игра «Будь внимательным».

Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

В каких словах вы услышали звук У?

  1. Буква У. (Выставляется домик для гласных звуков и буква У) .

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Пишем букву У большую и маленькую.

«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У» . (Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).

«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия “Буква З.Звуки [з],[з’]. В гостях у Зои”.

Занятие по обучению грамоте.

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у .

Конспект интегрированного занятия. Буква Д. Звуки [д]-[дь].

конспект “Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш”

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

Конспект НОД “Поссорились буквы Ш и Ж”

конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

конспект занятия “Путешествие буквы Р и капитана Рыка”

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио.

Конспект “Знакомство с буквой Ц”

Конспект для проведения занятия по теме “Знакомство с буквой Ц&quot.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Эльвира Иванова
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный звук. Продолжать знакомить со схемой слов. Совершенствовать умение в составлении предложений, в подсчете слов, деление слов на слоги. Развивать зрительное внимание, восприятие, логическое мышление, моторику, фонематический слух.

Ход занятия.

Воспитатель: Мы сегодня будем путешествовать в город гласных звуков и букв, который находится в стране Грамота. В этом городе уже живет одна буква. Какая? Эту букву мы проходили на прошлом занятии. (Если дети затрудняются,дать подсказку: в этих словах встречается этот звук встречается чаще: Африка, аист, замок).

Да, это буква А (выставляется буква А).

Этот звук гласный. Почему? (Ответы детей).

Представление буквы У.

У – мы в дудочку дудим.

У- как поезд мы гудим.

У – вперед мы тянем губки,

В узенькую дуем трубку.

Слушай,слушай: У – гудит,

У – вначале слов звучит:

Утро, улей, умка, уголь,

Угорь, утка, умница,

Ушки, угол, улица.

Как воет волк? (У-У-У)

Как плачет ребенок? (УА-УА-УА)

Как кричит человек, заблудившийся в лесу? (АУ)

Когда произносим звук А, губы вытягиваем трубочкой, звук долго тянем. Во рту нет преград. Звук можно свободно петь, значит звук У – гласный.

А сейчас отгадайте загадку:

Как старушка перед сном

Скучно в домике своем.

Рожки тихо выпускает,

Букву У напоминает. (Улитка).

Воспитатель показывает объемную улитку и просит сравнить с буквой У.

(Ответы детей).

Если улитка похожа на букву У, то она хочет ее довезти до города Гласных.

Тут кузнечик улитку

На дорожке повстречал,

Пропускать ее не хочет

И с вопросом к ней пристал:

«Расскажи ты мне, улитка,

Без ответа не оставь.

Я ведь правда, не пойму –

На что похожа буква

Воспитатель: Ребята, давайте поможем улитке ответить на вопрос кузнечика. На что же похожа буква У? (Ответы детей).

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

(Воспитатель показывает картину с изображением вешалки-стойки, на котором висит пальто)

Волки воют на луну: У-У-У-У Идти крадучись, как волк.

Песню грустную пою: У-У-У-У. Имитация пения в микрофон.

Ветер сильно завывает: У-У-У-У. Руками качаем как ветки деревьев.

Поезд тихо подъезжает: У-У-У-У. Показываем движение поезда руками.

Я стою и звонким голосом пою, Хлопки перед собой.

Потому что он певучий,

Воспитатель: Улитка миновала кузнечика, но паук не пропускает ее (показ катринки с изображением паука).

Я тебя не пропущу,

Поиграй со мной в игру.

Воспитатель: Ребята, у вас лежат красные кружочки, если услышите в словах звук У поднимите кружочек.

Слова: паук, цветок, лужа, лак, мак, стол, стул, диван и др.

Паучок заданье дал и по ветке побежал. (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Паутинку он соткет, в гости мушек позовет.

Воспитатель: Улитка пошла дальше и встречает лягушку.

Она хочет, чтобы улитка придумала слова, где есть звук У.

(Дети придумывают слова со звуком У).

Воспитатель: Хитрая белочка встретила улитку и загадала имя девочки. Вам надо угадать по первым звукам слов: ложка, ухо, шапка, арбуз. (Луша).

(Воспитатель хвалит детей).

Только улитка задачку решила,

Как к ней лиса поскорей поспешила.

Непонятные схемы показывает,

О задании трудном своем

«К модели придумать слова надо вам,

И вместо черточек буквы расставить по местам».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот улитка и дошла до города Гласных. Разместим букву У рядом с А. Сколько букв стало в городе? (Ответы детей).

Подводится итог занятия.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия в старшей группе. Вид занятия:.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе «Познакомьтесь — Звук Р (буква Р)» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ПОЗНАКОМЬТЕСЬ.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч» Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч. Задачи: – закрепить четкое произношение звука (ч); – закрепление умения давать акустическую.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [ш]. Буква Ш» Цель: Формирование предпосылок обучения грамоте. Задачи: В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1) научиться.

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква А» Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А» Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук и буква Ц» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Звук и буква Ц». Цели: 1. Продолжать развивать у ребёнка.

Конспект занятия учителя — логопеда по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква В» Конспект занятия учителя – логопеда по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква В». Составила учитель-логопед Гришина.

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]» Коррекционно-образовательные цели: • учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в логах и словах, формировать понятие.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц» Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц. Задачи: 1. Познакомить детей с новым.

Открытое занятие в подготовительной группе по теме “Звук [у], буква У”

Разделы: Логопедия

Цель:

– закреплять правильное произношение звука У;

– учить слышать и выделять звук У в начале, середине, конце слова;

– познакомить с понятием “гласный” звук;

– ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);

– познакомить с буквой У;

– учить читать букву У;

– обучать навыкам звуко – буквенного анализа и синтеза слогов и слов;

– закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;

– закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе;

– обогащать предметный словарь со звуком У;

– развивать мелкую моторику пальцев рук;

– развивать пространственную ориентацию на плоскости;

– развивать память, внимание, мышление;

Оборудование: Игрушка утка, картинки со звуком У (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова) – утка, утки, гусь, гуси, петух, петухи, муха, мухи, курица, курицы, акула, арбуз, арбузы, луна, жук, уши, лук, лупа, руки, удочка, улитка, узел, улей, улица, уголь, круг, утюг, паук, лягушка, тулуп, кнут; зеркала логопедические индивидуальные; картинка артикуляции звука У; картинка Паровоз – ту -ту; картинка Пароход – у – у – у; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква У, карточка – картинка “На что похожа буква У” – “Буква У как будто ушки, У зайчонка на макушке”; настенная Азбука; буквы – заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная или наждачная бумага); кружки из картона красного цвета; карточки “Светофоры” с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши ( простой, красный);

Организационный момент: Отгадывание загадок: Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух); Плывет пароход то назад, то вперед, А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать (Утюг); Он никогда и никого не обижал на свете, Ну что же плачут от него и взрослые и дети (Лук); Сто одежек и все без застежек (Капуста); Какой звук мы услышали в отгадках – звук У;

Фонетическая гимнастика “Паровозы – Пароходы”

У нас в гостях Утка. Утка любит плавать на речке. По речке часто проходят пароходы и гудят – У – У. Погудите, как пароходы. А через речку проходит мост. По мосту часто проносятся паровозы. Паровозы гудят – Ту – Ту. Дети гудят, как паровозы. Произносим то тихо, то громко. Картинка артикуляции звука У. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Дети произносят звук У все вместе, затем по одному. Молодцы.

Игра “Назови картинку”

Дети называют картинки со звуком У (на усмотрение педагога), выделяя звук голосом. В игре используются карточки “Светофоры” с фишками для определения места звука У в слове.

Игра “Жадина”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: – Моя утка. Мой утюг. Мои гуси и т.д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

Игра “Чего нет”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать слово. Дети проверяют есть ли звук У в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: – Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.падеже.

.Игра “Поймай звук”

Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите звук У, поймайте звук, хлопните в ладошки. В игре можно дать слова на звуки У или И для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков У – А или У – И. Примерный лексический материал: утюг, утро, утка, ананас, петух, лужа, пудра, овца, ужик, ус, кукла и т.д.

Физ. минутка

Игра “Утки”

Уточки в гнезде сидят
(Дети садятся на корточки.)
И по сторонам глядят.
(Повороты головы в стороны.)
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
(Дети разлетаются и машут руками.)
Налетались, утомились
И обратно возвратились.

Игры с мячом “А ну-ка, повтори”

Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки:

– ду – ду – ду – дети бегают в саду;
– су – су – су – тихо осенью в лесу;
– ву – ву – ву – в лесу видели сову;
– шу – шу – шу – веточкой машу т. д.

Игра “Эхо”

Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо:

Ту – ту – ду
Ду – ду – ту
Пу – пу – бу
Бу – бу – пу и т.д.

– Гуляй, да дела не забывай;

– Купил кота в мешке;

– Маленькое дело лучше большого безделья;

– Труд даром не дается;

– Рыбка мелка, да уха сладка;

– Без труда не вынешь и рыбку из пруда (объяснить смысл).

Игра “Загадки – добавлялки”

Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу.

– А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые . (тучи);

– Подарили нам игрушки,
Целый день стреляли. (пушки);

– На лесной опушке,
Будут петь. (лягушки);

– У березы, по утру,
Коза вовсю грызет. (кору);

– Я по улицам брожу,
На прохожих я. (гляжу);

– В новом кресле я сижу,
Шерстяной носок . (вяжу);

– На диване я лежу,
Сладкий леденец. (лижу);

– У меня в кармане брюк,
В коробочке зеленый. (жук);

– Не послушал Зайка папу,
Отдавили Зайке . (лапу).

– Нам темно, мы просим папу
Нам включить по ярче . (лампу).

– Какой звук слышали в добавлялках? (Звук У).

Буква У

Показ буквы – карточки У. Нахождение и показ буквы У на настенной Азбуке. Показ карточки “На что похожа буква У” – Буква У как будто ушки, У зайчонка на макушке. Прописывание буквы У в воздухе, прописывание буквы пальчиками на тактильных карточках – буквах.

Понятие “гласный” звук

Дети произносят звук У, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук У – губы трубочкой, ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук У не имеет преграды – он гласный звук. Гласные звуки обозначать будем красным цветом. Логопед под буквой У рисует маркером красный кружок.

Работа в тетрадях

Дети печатают букву У в тетрадях. Под буквой У рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква У обозначает звук У. Звук У не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом.

Игра “Придумай слово”

Логопед предлагает детям придумать слова со звуком У. Затем логопед предлагает придумать имена людей или клички животных со звуком У. Дети называют: Пушок, Дружок, Шалун, Мурка, Пеструшка, Рыжуха и т.д.

Итог занятия

Логопед спрашивает детей: – С каким звуком мы сегодня играли? У звука У нет преграды – как называется такой звук (гласный). Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук У ? (Буквой У). На что похожа буква У? (ушки зайчика, усики улитки). Как мы ее пишем? Молодцы. Наше занятие закончено.

Звук и буква У – занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

Коррекционно – образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.

Оборудование:

  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, ы;
  • Магнитная доска;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» – составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Куб с буквами»
  • Компьютер и музыкальное сопровождение
  • «Дерево» и «листья – прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

Ход:

1. Орг.момент

Дети входят в игровую зону.

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ – ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук «спрятался» в начале слова.

Дети, получают билеты, отвечают.

– Назовите, все звуки , которые вы сейчас произносили?

– Логопед: Как называются эти звуки?

– Логопед: Почему они гласные?

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? (“Вспоминай-ка”) Мы определяли место звука в слове.

– Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды).

– Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

Игра «Читалочка» – по сигналам гласных звуков.

Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих – выставляют на доске.

– А теперь выберите сигнал – символ звука, подходящий к вашей картинке – соотнесение с сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.

3. Сообщение темы занятия

– Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите как обозначаем звук на письме – буквой.

– Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.

Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.

4. Игра «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

– К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.

– Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

– Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)

5. Игра «Заколдованные картинки»

– Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками – отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой дружок!

– Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

– Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

– Гласные буквы (А,О,У,ы,И) выставлены на доске.

– Почему картинок меньше чем букв?

( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

7. Физкультминутка «Веселый кубик». (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А – начало букваря. “).

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

– У нас есть кубик – помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

– Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

– Кто будет кидать первым?

– Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

– Раз, два, три – дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

– Повторяют на что похожа буква. Стихотворение – шутка.

– Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль – и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение,

– Выполняют упражнение – «тело-буква».

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы : О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау!
  • Как зовут ослика: Иа!
  • Малыш плачет: Уа!
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

__, а ___. Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___ у-у-у!

_______ _________ Уа,уа!

У и ,

а у и .

У ..

_____ О .

(Зайчик мечтает, или думает о капусте)

9. Итог занятия. Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками – прищепками.

Дерево – дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями – украсьте дерево листочком желтого цвета.

Если вы испытывали затруднения – оранжевого.

Если было очень трудно – красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки – закрепляют материал на индивидуальном занятии).

– Какое дерево получилось?

Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.

– О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», – что значит багрец – багровый, красивый, темно-красный, золото – желто – оранжевое.

– Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

Шамова Татьяна Викторовна. Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной группе. ТЕМА: Звук и буква «У»

АВТОР: Шамова Татьяна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ детский сад «Теремок» с. Белый Яр, республика Хакасия

Цель: знакомство со звуком и буквой «У»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Научить детей четко произносить звук «У»;
  • Выделять звук «У» в ряду гласных звуков;
  • Определять позицию звука «У» в словах;
  • Познакомить с буквой «У»;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать дыхание;
  • Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: листики, улитка, картинки со звуком «У», зеркала, карточки – паровозик, улитки, буква «У», счетные палочки, пластилиновые карточки, семена.

1. Организационный момент.

Загадка:

Пусты поля,
мокнет земля,
лист опадает –
когда это бывает? (осенью).

– Закройте глаза, представьте, что вы пришли в лес – вокруг листья, между ними проглядываются ягоды и грибы. Дует ветерок и срывает с деревьев листья желтые, красные, сухие и носит их по дорожкам. Смотрите, сколько листиков.

Упражнение на дыхание «Летят осенние листики» (дети дуют на бумажные листики, лежащие у них на ладони).

2. Правило поведения на занятии.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.

Подготовим глазки (поглаживание верхних век),
Подготовим ушки (растирание ушных раковин),
Подготовим ручки (растирание ладоней),
Подготовим ножки (топанье ногами).

4. Знакомство с новым материалом.

– Кто это там шуршит?

Это улитка. Она тащит на себе большой домик, а в домике что – то есть (картинки). (Каждый из детей подходит и берет картинку).

– Какой звук встречается в каждом слове? (У).

– Сегодня мы познакомимся со звуком «У».

5. Артикуляционная гимнастика.

«Трубочка»

Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

6. Артикуляция звука «У».

Губы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно. Не встречая на своем пути преграды. Звук произносится с голосом.

У – мы в дудочку гудим.
У – как поезд мы гудим.
У – вперед мы тянем губки
В узенькую дуем трубку.

Слушай, слушай, «У» гудит.
«У» в начале слов звучит:
Утро, улей, ушко, уголь.

7. Характеристика звука «У».

Звук «У» — гласный.

8. «Ловим звук «У» (логопед произносит звуки, слоги, слова, дети «ловят» только со звуком «у»):

– а,о,у,ю, ы, и, у…
– му, ми, уа, ум…
-Лук, стол, утка, мыло…

9. Позиция звука в слове.

– Определите, в какой вагончик посадить улитку – где находится звук «У» в словах (картинки).

«Листики осенние».

Мы листики осенние.
На ветках мы сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели

И на землю снова сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели.
И на землю тихо сели.

11. Игра на внимание «Утка – утюг – ушки».

Дети выполняют движения, соответствующие слову, названному логопедом.

Утка –летят – показывают руками.

Ушки – показывают на ушки.

12. Знакомство с буквой «У».

Распрямленную ладошку
Наклони теперь немножко
Палочку потом возьми
Между пальцами зажми.

Станет ясно самому –
Это будет буква «У».

Б) На что похожа буква?

В) Выложить букву из семян.

– Какие задания вам показались трудными?

– Какие задания не вызывали затруднения?

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: