Звук и буква Ц – конспект

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

Анна Смирнова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

-продолжать учить детей отгадывать загадки.

– познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].

– закрепить навык произношения звука [ц];

– умение слышать в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;

– упражнять в определении места звука в слове,

– познакомить с буквой «Ц»;

– закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

– совершенствовать навык чтения.

– Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу.

– развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, буквы Ц, шарики со слогами, тетради, карандаши, раскраски с буквами.

Организационный момент. «Назови слово на заданную букву».

(показываю букву, а дети по очереди называют слово на заданную букву).

– А вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.»(Цветы)

«Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки.» (Цыплёнок)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад. –

Ищет в речке лягушат. (цапля)

– Вы догадались о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

– Правильно, мы сегодня будем изучать звук Ц.

Ц – это имя звука. А каждое имя надо произносить чётко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык, зубы)

– Произнесите звук Ц. (Губы улыбаются, зубы видны и язык за верхними зубами).

Звук Ц гласный или согласный? (согласный) Почему? (он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык).

– Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит).

– Если горлышко спит, значит звук Ц какой? (Звук [Ц] глухой).

– А ещё я вам открою секрет, что это т звук всегда твёрдый.

– Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.

Игра «Внимательные ушки».

– Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ц], слог со звуком [Ц], слово со звуком [Ц].

А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц.

Теперь в слогах:

На, Цу, До, Зи, Ац, Цы

Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры.

Определение места звука в слове.

Звуков много мы узнали,

Добрались до звука Ц.

Есть слова, где Ц – в начале,

В середине и в конце.

– в начале слова: цапля, цветок, цыплёнок.

– в середине: пуговица, курица, кольцо.

– в конце: заяц, огурец, колодец.

Физ. минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Знакомство с буквой Ц.

– У каждого звука есть буква. У звука Ц, какая буква?

– Ребята, а на что похожа буква Ц? (показываю букву)

Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Как кошачья лапка.

Написание буквы Ц в воздухе.

– Сейчас приготовьте указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе.

– А теперь напишите букву Ц на столе.

Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы Ц.

– Напишите букву Ц по точкам в слоговом шарике, а затем самостоятельно в шариках перед гласными. (один ребёнок выполняет это задание у доски и все вместе читают слоги в шариках, затем индивидуально)

– Работа в тетради. Буквы рассыпались, но надо каждую букву написать в свой квадрат и прочитать слова, а помогут выполнить это задание картинки вверху. (один ребёнок выполняет это задание у доски и вместе проверяют).

Игра с мячом «Скажи ласково»

– Найди букву Ц среди других букв и закрась. (задание на отдельных листках)

– С каким звуком и буквой сегодня познакомились?

– Какой это звук?

– Как считаете, вы сегодня все справились? А кому было сложно?

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Читайте также:
День Народного Единства - конкурс чтецов (сценарий)

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква И» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве И. Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве П Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Т Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Н] и буква «Н» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Н Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ж Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект НОД знакомство с буквами “Звук [Ц ] и буква Ц”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.

Программное содержание:

Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова), дать понятие, что звук «Ц» согласный, развивать умение отличать гласные звкки от согласных, учить составлять предложения из трёх слов, называть первое, второе, третье слово.

Развивающие задачи:

Развивать умение отличать гласный звук от согласного, развивать фонематическое восприятие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.

Скачать:

Вложение Размер
nod_zvuk_i_bukva_ts.docx 16.56 КБ

Предварительный просмотр:

непрерывной образовательной деятельности

по знакомству с буквами в старшей группе

детского сада «Светлячок» п. Калашниково

Воспитатель: Королёва Зинаида Андреевна

Тема: Звук [Ц] и буква «Ц».

Направление: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип НОД : интегрированное

Цель : познакомит с новым звуком «Ц», его характеристикой .

Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова), дать понятие, что звук «Ц» согласный, развивать умение отличать гласные звкки от согласных, учить составлять предложения из трёх слов, называть первое, второе, третье слово.

Развивать умение отличать гласный звук от согласного, развивать фонематическое восприятие.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.

Раздаточное: карточки для индивидуальных заданий, счетные палочки.

Демонстративное: картинки с изображением буквы Ц и изображения предметов и животных со звуком [Ц] .

Ребята. Я хочу рассказать вам одну сказку.

«В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? ( согласные звуки).»

Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

Цапля бродит по лугу:

Цыц, лягушки, ни гу-гу.

Цветёт у птенчика цветок_

Цветёт на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

Цветок, ты кто? – Цыплёнок!

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертется,

И на канате танцевать!

– И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

буквой Ц. Нас ожидает много нового: интересные задания, и конечно, игры. А начнём наше путешествие с игры «Четвёртый лишний». Из четыре названных слов (картинки) выделить лишнее и объяснить почему.

1 Свинья, собака, заяц , кошка.

2 Груша, апельсин, яблоко, огурец.

3 Щенок, козлёнок, телёнок, циплёнок.

4 Полотенце , рубашка, платье, брюки. – Какой звук есть в словах, которые оказались лишними? (Ц).

– Однажды в город пршла незнакомая буква. У неё был острый коготок. Когда буква шла по каменной дорожке, коготок звонко цокал: ц-ц-ц!

Вот и имя у тебя есть, – встретили её жители города Букв, – Буква Ц.

– Давайте произнесем звук Ц.

Характеристика звука Ц – согласный , глухой, свистящий, твердый.

Знакомство с буквой.

– Звук Ц обозначается буквой Ц . (показать изображение буквы Ц).

А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково» ( с мячом).

Д/и «Составь предложение».

А теперь вам нужно придумать предложение по картинке из трёх слов.

На первой картинке – птенец сидит в гнезде.

На второй – курица гуляет с цыплятами.

На третьей – бабочка сидит на цветке.

Дети придумывают предложения и называют первое, второе и третье слово в предложении.

Д/и «Определи место положения звука Ц в слове». (цветок, огурец, цапля, скворец, курица, умница, цирк, циплёнок).

Д/ «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц». (сова, хомяк, цапля, кот, курица, еденица, ракета, яйцо).

В следующем задании вам нужно выбрать из картинок в карточке слова, в которых есть звук Ц и обвести эту картинку карандашом. (каждый ребёнок выполняет задание на карточке).

-Давайте проверим, какие картинки вы обвели. (дети называют картинки, которые они обвели).

Давайте еще раз посмотрим на изображение буквы Ц и что бы лучше запомнить её, выложим букву Ц из палочек. (дети выкладывают букву из палочек)

А теперь давайте попробуем напечатать букву Ц в тетрадях. (воспитатель показывает, как печатается буква, дети обводят по точкам, затем пробуют самостоятельно).

Ребята, скажите вам понравилось сегодня на занятие? Что понравилось больше всего? А может что – то вам показалось сложным? Запомнили букву «Ц»?

У меня есть для вас вот такая буква Ц, которая хочет, чтобы вы её сделали красивой. (раскраска).

Урок «Звук и буква «Ц»»

Тема: Звук и буква «Ц».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым звуком и буквой «Ц». Формировать навык чтения прямых и обратных слогов, слов с буквой «Ц».

Образовательные:

уточнить знания детей о гласных и согласных звуках;

учить правильно произносить звук «Ц», соотносить с буквой «Ц», распознавать в словах;

формировать навык слияния слогов.

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционный аппарат обучающихся;

развивать фонематический слух на основе звукобуквенного анализа;

коррегировать зрительное, слуховое восприятие через использование коррекционных упражнений на запоминание и узнавание звука и буквы.

Воспитательные:

воспитывать положительное отношение к чтению как виду речевой деятельности;

учить слушать одноклассников и учителя, задавать вопросы;

Методы и приемы:

Словесные: фонетическая зарядка, беседа, рассказ, игра, чтение слогов и предложений.

Наглядные: иллюстрации, наборное полотно.

Практические: моделирование букв.

Оборудование: картинка Пети, презентация, разрезная азбука, наборное полотно, карточки для индивидуальной работы, пластилин, человечки для рефлексии.

Организационный момент.

-Ребята, встаньте красиво, подравняйтесь. Проверьте, у вас на парте должен быть букварь, пластилин, пр.карандаш, касса букв и конверт.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно, работаем старательно.

Подготовка к восприятию нового материала.

Слоги заблудились.

-К нам на урок пришел Петя. Посмотрите, что он принес? (Слоги).

-Прочитайте их. (рок, У).

-Помогите их расставить так, чтобы получилось слово. (Ученик выполняет задание около доски).

-Причитайте слово хором.

– Как называется наш урок? (Обучение грамоте).

-Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте? (Учимся читать).

-Чтобы уметь читать, что нужно знать? (Буквы).

Упражнение «Угадай букву».

Цель: Сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете буквы.

-Ребята, достаньте из конвертика карточку. Положите ее перед собой. Возьмите простой карандаш. Допишите буквы.

1,2-я группа: дописывают буквы д,е,и,н,п,ш,.

3-я группа: д,е,и,н,п.

4-я группа: д,е,и,н,п с опорой на образец.

-Сравните работу с образцом. (Дети смотрят на экран).

-Назовите буквы. (Каждая группа дополняет буквы).

-На какие 2 группы мы их можем разделить? (гласные и согласные).

-Назовите гласные (е,и), согласные (д,н,п,ш)

-Что вы знаете о гласных? (мы их поем)

-Что вы знаете о согласных? (звонкие, глухие, твердые, мягкие).

Молодцы, хорошо знаете буквы и звуки.

Целевая установка.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем как он обозначается, будим читать слоги, слова и составлять предложения с новой буквой.

Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, а чтобы правильно произносить все звуки подготовим наш язык к работе.

«Горка» (улыбнулись, рот приоткрыт, выгнули язычок, уперлись кончиком язычка в нижние зубы). Повторить 3 раза.

«Часики» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка переводим из одного уголка рта в другой). Повторить 3 раза.

«Качели» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы). Повторить 3 раза.

Улыбнулись, «произнесите звуки т-с…».

-Итак, зачем мы делали эти упражнения? (Чтобы правильно произносить звуки).

Изучение нового материала.

Для нас Петя приготовил загадку. Отгадайте, о ком идет речь.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

(Показ картинки цапли).

-Что вы знаете о цапле? (Перелетная птица).

-Почему она прилетела к болоту? (Цапли живут на болотах).

-Чем она питается? (питается лягушками и рыбой).

Выделение нового звука.

Цель: Сейчас мы будем учиться выделять новый звук.

Учитель произносит слово «цапля».

-произнесите его хором. (Цапля).

-Разделите слово на слоги (цап-ля).

-Сколько слогов в слове? (2).

-Назовите первый слог (цап), второй слог (ля).

-Произнесите только первый слог и послушайте какой первый звук мы слышим. (цап).

-Какой первый звук вы услышали? (Ц).

-Посмотрите, как я произношу звук «Ц». Губки улыбаются, зубки сближены, но не закрыты. Язычок внизу.

-Произнесите звук «ц» хором, по одному.

-Произнесем еще раз звук «Ц» и понаблюдаем, свободно выходит воздух или нет.

– Какой звук «Ц»? (согласный).

-Каким цветом его обозначим? (синим).

– Давайте определим звонкий или глухой? ( Дети прикладывают ладошку к горлу).

– Ребята, еще звук «Ц» всегда твердый.

– Охарактеризуйте звук «Ц». (согласный, глухой, твердый).

-Какой новый звук мы учились слышать и произносить? (Звук «Ц»).

Вывод: Звук «Ц» согласный, глухой, всегда твердый.

Игра «Хлопочки». (стоя)

Цель: А сейчас мы будем учиться слышать звук «Ц» в словах. Для этого Петя предлагает поиграть в игру «Хлопочки».

– Я вам буду называть слова. Если вы услышите звук «Ц», нужно хлопнуть в ладоши над головой.

(ЗАЯЦ, ВРАЧ, ЦЫПЛЕНОК, УДОЧКА, ПАЛЕЦ, ЧАЙ, ЦВЕТОК).

– Какой звук мы учились слышать? («Ц»).

Определение места звука в слове. Игра «Лото».

Цель: Сейчас мы определим, где может стоять звук «Ц» в слове.

-Достаньте из конверта игровое поле и картинки.

-Возьмите карточку №1. Кто на ней изображен? (Заяц).

-Произнесем слово хором и послушаем, где стоит звук «Ц». (в конце). Сверьте с образцом. И т.д.

-Сверьте с образцом.

Вывод: Звук «Ц» может находиться в начале, конце и середине слова.

Знакомство с буквой «Ц».

Цель: А теперь мы узнаем как выглядит буква «Ц» и будем учиться находить ее среди других букв.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Как кошачья лапка.

– С чем сравнивают букву? (С кошачьей лапкой).

-Это большая буква «Ц». Она пишится в начале предложения и именах людей. Это маленькая буква «Ц».

– Из каких элементов состоит буква «Ц»? Какой элемент необычен? (хвостик на конце).

– Найдите эту букву в «кассе букв». Покажите. (Один ученик выполняет у доски).

Конструирование буквы «Ц».

Дети лепят ее из пластилина.

4-я группа – выкладывание буквы по трафарету.

Цель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Очень трудно нам стоять

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседей не держаться.

(Повторить упражнение два раза, сначала на одной ноге, потом на другой).

Чтение слогов с изученным звуком.

Цель: Сейчас мы будем читать слоги с буквой «Ц». (Слоги написаны на доске).

АЦ ЕЦ ЯЦ ЦА ЦЫ ЦО ИЦ ОЦ

Хоровое чтение слогов;

Индивидуальное чтение (сильный ученик, слабый ученик).

Чтение слогов цепочкой.

Первичное закрепление материала.

Цель: Мы прочитали слоги, а теперь будем читать слова.

Работа с учебником (стр. 118)

-Откройте букварь по закладке. Перелистните, найдите нашу новую букву.

Чтение столбиков слов (сильные ученики, затем слабые).

– Что заметили? (Все слова оканчиваются на букву «Ц»).

Чтение по эстафете.

-Какое слово вам не понятно? (Кузнец).

Словарная работа.

Кузнец – это человек, который кует из железа различные предметы. Это профессия очень тяжелая, но очень уважаемая и почетная. Она существует и в наше время.

-Составьте предложения со словами: заяц, отец, огурец, палец, молодец, кузнец.

– С каким новым звуком и буквой мы познакомились?

– Дайте характеристику звуку «Ц».

-Оцените свою работу на уроке. Если вы все задания выполняли и не отвлекались, поставьте своего человечка на верхнюю ступеньку, а если не все задания выполнили – на нижнюю.

Конспект урока обучения грамоте. Тема урока: “Знакомство с буквой Ц, ц”

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте , буквы Ц ц

Цель урока: формирование умения слышать звук в словах. Организация работы по ознакомлению с буквой Ц, ц. Определение особенностей звука [ц], использование схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов, содействие формированию навыка чтения слов, предложений, развитию речи, фонематического слуха.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Знакомство с буквой Ц, ц, обучение чтению с буквой Ц, ц и ранее изученными буквами. Характеристика звука [ц].
  • Определение места звука в словах.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, формировать умение моделировать;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • развивать умение строить речевые высказывания, познавательный интерес, творческие способности;
  • осуществлять поиск необходимой информации.

Воспитательные:

  • Уметь слушать собеседника и согласовывать свои действия.
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.
  • Расширять кругозор.

Регулятивные УУД:

  • учиться использовать речь для регуляции свои действий;
  • сравнивать свой ответ с ответом одноклассников.

Познавательные: УУД:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и слышать одноклассников и учителя;
  • взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Букварь» Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И.Кузнецова, электронный вариант учебника «Букварь», интерактивная доска, картинки птиц, модели слов, фишки.

Структура и ход урока

Организационный момент

– Садитесь те, у кого полное имя начинается с гласной буквы.

– Садитесь те, у кого имя начинается с согласной буквы.

Актуализация знаний

– Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы уже знаем и умеем.

– Буквы мы…. (пишем, читаем, видим).

– Звуки мы….( слышим, произносим).

– На какие две группы делятся все звуки? ( гласные и согласные).

– Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

– А сколько гласных букв? (10)

– Какие гласные дружат с твёрдыми согласными? ( А, О, У, Э, Ы)

– Какие гласные дружат с мягкими согласными? (Я, Ё, Ю, Е, И)

– На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Постановка темы урока

Отгадайте загадки.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (огурец)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотое. (цыплёнок)

– Какой звук слышится в конце слова огурец? ([ц])

– Какой звук слышится вначале слова цыплёнок? ([ц])

– Какой буквой обозначаются эти звук, кто знает? (Буквой Ц,ц)

– Назовите тему нашего сегодняшнего урока? (Знакомство с буквой Ц,Ц)

Целеполагание.

– Откройте Буквари на с. 138-141, найдите уроки 120-121 и предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Дети листают страницы урока и говорят, чем будут заниматься на уроке).

Звуковой анализ слов.

– Чтобы узнать, какие звуки обозначаются с помощью буквы Ц, что нужно сделать? (Звуковой анализ слов синица и цапля).

– Как одним словом можно назвать синицу и цаплю? (Это птицы).

– На протяжении сегодняшнего урока мы узнаем кое-что интересное об этих птицах.

– А сейчас приготовьте фишки и выложите звуки в данных словах. (Дети работают самостоятельно).

– Давайте сделаем звуковой анализ этих слов на доске.

– Первое слово пойдёт выложит… (Даёт полную характеристику каждого звука).

– Второе слово пойдёт выложит…

– Помощники, проверьте, все ли на вашем ряду справились с этим заданием.

2). Какую работу нужно ещё делать с данными словами. Посмотрите на подсказку слева в учебнике. (Разделить на слоги и поставить ударение)

– А сейчас из мира интересного.

– В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.

– Какое правило надо знать, чтобы правильно разделить слова на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

– Первое слово выполнит…

– Второе слово выполнит…

– Цапля- символ бдительности и спокойствия.

Физминутка

Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке.
А ещё крутился смело.
Крыльями махал умело.
Он спешил к себе домой,
К милой мамочке родной. (2 раза)

Сравнение схем слов.

– Давайте сравним схемы данных слов.

– Что у них общего? (Есть гласные и согласные звуки, последние звуки гласные, есть твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные).

– Чем отличаются данные схемы?

( Количеством слогов, ударением, количеством звуков, количеством гласных звуков, твёрдых согласных и мягких согласных).

Длина тела цапли от 28 до 140 см. Длина крыла около50 см, вес около 2 кг.

Игра «Живые звуки»

– А сейчас давайте поиграем в игру «Живые звуки» со словом синица.

Учитель даёт характеристику звука, тот ученик, который называет звук правильно выходит к доске и берёт фишку данного звука.

– Назовите первый мягкий согласный в слове синица [с ‘].

– Назовите второй мягкий согласный в слове синица [н ‘].

– Назовите ударный гласный в слове синица [ и].

– Назовите первый безударный гласный в слове синца [и].

– Назовите твёрдый согласный в слове синица [ц].

– Назовите второй безударный гласный в слове синица [а].

– Звуки выстроились. Можем прочитать слово? Почему? (Звуки стоят не по порядку).

– Звуки, выстроились по порядку. Давайте прочитаем слово хором.

– Теперь давайте поставим наши фишки на место так, чтобы получилось слово и каждый звук сядет на своё место.

– Садится на место ударный гласный в слове синица.

– Первый мягкий согласный.

– Первый безударный гласный.

– Твёрдый согласный звук.

– Второй мягкий согласный.

– Второй безударный гласный.

– Читаем хором слово.

– Молодцы, Живые звуки.

В природе синицы живут в среднем 5 лет, а в хороших условиях эта птичка может дожить до 10 лет.

Выделение звука [ц] в cловах.

– Посмотрите на данные стрелочки внизу каждого слова, что они обозначают? (Нужно выделить данные звуки в словах, дать им характеристику и сравнить).

– В слове синица какой по счёту звук мы должны выделить (пятый).

– Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

– Дайте характеристику этого звука (Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

– Какой по счёту звук нужно выделить в слове цапля? (первый).

– Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

– Дайте характеристику этого звука ( Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

– Одинаковые эти звуки или разные? (Одинаковые).

– Какие они, дайте ещё раз характеристику.

– попробуйте подобрать слова, в которых бы звук [ц] произносился мягко.

– Смогли подобрать такие слова? (Нет).

– Какой вывод сделаем? (У звука [ц] нет мягкой пары).

– Прочитайте правило в учебнике на с. 138. (Читает один учащийся, хором).

-Среди насекомых, поедаемых большой синицей, преобладают вредные для хозяйства виды.

Физминутка.

– А сейчас немного отдохнём, но с пользой.

– Поиграем в игру «Поймай звук».

– Я произношу слова, а вы, если слышите звук [ц] в слове- хлопаете в ладоши, а если не слышите- топаете. Будьте внимательны.

Цапля, капля, птица, спица, сена, курица, свеча, умница, цирк, звездочёт, циркуль, конец, дача, цифра, синица, девочка, овца.

– Сделаем глубокий вдох-выдох (3 раза), тихо сядем на свои места и настроимся на дальнейшую работу.

– Где может стоять звук [ц] в слове? (Вначале, середине и в конце).

Закрепление образа букв Ц,ц.

1) -Какой буквой обозначается звук [ц] на письме?

– Посмотрите внимательно на печатные буквы Ц,ц и пофантазируйте, на что они похожи.

– Буква Ц- смотрите сами,

Как скамейка вверх ногами.

– Откройте тетради « Я учусь писать и читать» на с. 71.

– Сколько букв Ц написано вверху страницы? Почему?

– Зачем нам нужна заглавная буква Ц?

– Раскрасьте те участки рисунка, на которых написана буква Ц.

– Что получилось? (Цветы).

– Определите место звука [ц] в слове цветы (В начале слова).

– Закройте тетради и положите их на край парты.

– Существует 66 видов цапель. Живут они по всему свету, кроме полярных стран, особенно много- в жарких странах.

Чтение слогов, слов, предложений со звуком [ц].

1)- А сейчас внимательно посмотрите на доску.

– Что написано на доске? (Слоги).

– Давайте прочитаем эти слоги

– с радостью
– с удивлением
– с грустью
– пропоём
– с вопросом

– Прочитайте слог с мягкими согласными звуками.

– Почему не читаете? ( Звук [ц] всегда твёрдый, у него нет мягкой пары).

2) – Дальше поработаем в парах.

– Для этого откройте учебники на с 140. Что нужно сделать (Составить пар слов по смыслу).

– Кто сделает, берётся в парах за руки и показывает мне домики.

– Проверим. Прочитайте 1 пару…

3) – Следующий этап урока мы проведём, разделившись на две группы.

– Дети, которые уже бегло читают. Открывают Букварь на с. 140-141 и читают про себя интересное произведение.

А остальные ребята работают со мной по доске и учебнику.

С. 138, читаем пары слов.

1. – Значение всех прочитанных слов вам понятно?

Цукаты – это целые плоды или их кусочки, сваренные в сахарном сиропе и подсушенные, покрытые сахарной корочкой. Наверняка вы все их пробовали.

– Давайте прочитаем первые слова каждой пары. Что заметили? (Все слова обозначают много предметов).

– Давайте прочитаем вторые слова каждой пары. Что заметили? (Обозначают один предмет).

2. – Далее хором читаем слова по слогам.

– Что общего у всех этих слов? (Оканчиваются на -цы).

– Что общего у лов 1 столбика? (Во всех два слога).

– Что общего у слов второго столбика? (Во всех три слога)

– Как определяем количество слогов в словах?

3. – Давайте разгадаем кроссворд. Загадки я вам читала вначале урока. Ориентируемся на иллюстрации.

– Какое слово спряталось по горизонтали? По вертикале?

4. – Ну а сейчас послушаем учеников, которые самостоятельно читали произведение.

– Кто автор данного произведения?

– Как называется произведение?

– К какому жанру относится?

– Докажите, что вы прочитали сказку.

– Кто главный герой этой сказки?

– С кем встретился Цып, когда вылупился из яйца? (С цветком, гусеницей и цаплей).

– Что общего у этих слов? (Есть буква ц и звук [ц]).

Итог урока

– Закройте глаза и вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке.

– С какой буквой познакомились на уроке?

– Какой звук обозначается с помощью буквы Ц,ц?

– Дайте характеристику этому звуку.

– С каким правилом познакомились?

– Что ещё интересного узнали на уроке?

Рефлексия

– А теперь, если вам было интересно, всё понятно, то покажите зелёную фишку.

– Если вам было интересно, но вы затруднялись в каких-то вопросах, покажите жёлтую фишку.

– И если вам был интересно, но вы не поняли тему нашего урока, то покажите красную фишку.

ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Ц . (закрепление)

Цели: закрепить знания учащихся о твердом согласном звуке [ц], букве Ц ц; развивать речь, память, логическое мышление.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
  2. Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
  3. Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
  4. Продолжать учить работать в парах.

Содержимое разработки

ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Ц . (закрепление)

Цели: закрепить знания учащихся о твердом согласном звуке [ц], букве Ц ц; развивать речь, память, логическое мышление.

Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.

Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.

Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.

Продолжать учить работать в парах.

Метапредметные результаты:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

– учиться высказывать своё мнение

– ориентироваться в учебнике

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

– оформлять свои мысли в устной форме

– слушать и понимать речь других

– выразительно читать текст

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

– учиться работать в паре

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок. Будьте все внимательны, умны и старательны. Глубоко сейчас вздохнем и работать все начнем.

2. Актуализация опорных знаний

– Отгадайте загадку: Нарядные сестрички головками качают, всех медом угощают.

– Что это? (Цветы.)

– Верно! А посмотрите, какой необычный букет прислали нам сегодня. (Слайд 2)

– Что особенного заметили? (Красные цветочки обозначают гласные звуки, зеленые и синие – согласные.)

Работа по ленте букв: – назвать гласные буквы (что их объединяет?)

– какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

– какие гласные могут обозначать 2 звука? Когда?

– назвать буквы в синих цветах (какие звуки они обозначают?)

– назвать буквы в зеленых цветах (какие звуки обозначают они?)

– Какие еще вы знаете «цветочные» слова? (Цветочек, цветик, цветной, цветочный, цветет . )

3. Постановка цели урока.

– С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ц].)

Как вы думаете, чему будем учиться? Сформулируйте тему урока. (Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц).

– Итак, сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.

4. Первичное закрепление изученного.

● Игра «Кто внимательный?».

Запомните слова со звуком [ц], которые встретятся в рассказе.

ЦЫПЛЯТА И КАПУСТА

В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей-гусениц в банку. Вдруг она видит: идет Виталик и несет корзину. А в корзине были цыплята. Выпустил их мальчик на грядки. Цыплята начали клевать гусениц. Они быстро очистили капусту от гусениц.

● Игра «Слоговой аукцион».

а) Придумайте слова, оканчивающиеся на ца.

(Курица, единица, синица, овца, луковица, рукавица, птица, частица.)

б) Придумайте слова, оканчивающиеся на цо.

(Кольцо, яйцо, крыльцо, лицо, письмецо.)

в) Придумайте слова, оканчивающиеся на цы.

(Концы, кузнецы, птенцы, птицы, огурцы, ножницы, рукавицы, овцы.)

На доске заранее напечатан текст.

Найдите птицу между строк.

Зарница пляшет в той дали,

Куда уходят корабли.

Физкультминутка

Развитие речи обучающихся. Работа со скороговоркой (учебник, с. 53)

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо подготовить наш речевой аппарат. Мы сейчас познакомимся со скороговоркой: Купили каракатице кружевное платьице. Ходит каракатица, хвастается платьицем.

– Проговорим вместе, запомним ее.

– Теперь проговорим друг другу в паре.

– Какой звук помогает нам отработать эта скороговорка? (Звук [ц])

Чтение стихотворения С. Я. Маршака, с. 52.

– Чему люди научили медведя? А черепаху?

– Что умеет делать слон?

Чтение текста «Заяц», с. 52.

При чтении обратить внимание на правильное произношение вопросительных предложений.

Чтение текста в парах по ролям.

Физкультминутка

Считалки. Проговаривание (фонетическая зарядка).

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу!

Чтение текста на с. 53.

– Из какого произведения эти строки? (Мойдадыр)

– кто автор этого произведения? (Корней Чуйковский)

– Кто главный герой произведения?

– Что случилось с Грязнулей?

– Чем все закончилось?

Учитель может прочесть весь текст «Мойдодыра».

5. Упражнение в слышании нового звука.

– Вы сегодня очень активно работаете. А теперь выясним, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [ц]. (Отец, щука, молодцы, крыльцо, щетка, цыпленок, курица, число, цепь).

Работа с текстом «Буква Ц» (Азбука стр. 54)

– Давайте прочитаем текст, в котором часто встречается буква Ц.

– Чтение стихотворения коллективно.

– Ответьте на вопросы:

1) Кто гуляет по болоту?

2) Кто ждёт её в гнезде?

3) Когда открывается цирк?

4) Кто приехал в цирк?

5) Кто пришёл на работу?

6) Где они работают?

– найдите слова в которых буква Ц стоит в начале слова, а где стоит в конце? ( «Ц» в начале слова –цапля, цирк, цех, «Ц» в конце слова – птенцы, борцы, кузнецы).

Работа с пословицами и поговорками. (работа по рядам)

– Цыплят по осени считают. (Значение – об успехе какого-либо дела можно говорить только когда, оно свершится, будет выполнено; не стоит строить свои планы, рассчитывая на маловероятное событие.)

– Цену вещи узнаешь, как потеряешь. (Что имеем, не храним; потерявши, плачем).

– Яйца курицу не учат. (Молодой, менее опытный не научит старшего, более опытного).

– Чтение пословицы и объяснение её смысла. (Пословицы взять для проекта)

Работа в таблице со слогами – слияниями. («Азбука», стр. 55)

– Вывод: не бывает слогов Ц с Ё, Ю,Я.

не бывает слогов Ч с Ы, Ю, Я.

.Развитие речи.

– Кто из вас теперь может рассказать всё про букву Ц и звук [ц] (выступления детей).

(Буква Ц может быть печатной и прописной, заглавной и строчной; обозначает согласный глухой непарный и твёрдый непарный звук; в словах может находиться в начале, середине и конце слова;не бывает слогов цё, цю, ця)

6. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

– Какие были затруднения?

7. Рефлексия: продолжите высказывание.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Глухой согласный звук [Ц], буква Ц

Рябова Любовь Юрьевна

МАДОУ ГЦРР д/с№4 «Ёлочка»

Цель: – познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.

Развивающая среда: разрезная азбука большого и малого формата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.

Содержание

– Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).

-Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)

(Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)

Анализ звука даёт воспитатель.

-Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь ( мы будем слушать и произносить звук [Ц]).

-Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.

3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:

– А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:

Любовалась цыплятками курица:

Что не цыплёнок- то умница!

Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)

-Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».

Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)

Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)

  1. В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают.

– Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.

5. Физ.минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

-Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:

в начале слова: цапля, цветок, цель.

в середине: пуговица, курица, кольцо.

– в конце: заяц, певец, немец.

(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)

6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)

7. Ребята, а на что похожа буква Ц?

Вот такая буква Ц:

С коготочками на конце.

Как кошачья лапка.

8. Место буквы в алфавите: – Ребята назовите соседей буквы Ц. ( Х, Ч)

9. Чтение слоговой таблицы и слов.

Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.

ПА РЫ ПАРЫ

ЦА РИ ПАРИ

ЦЕ НЫ ЦАРИЦА

ЦЕНЫ

РЫЦАРИ

ПАНЫ

10. Итог: – С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.

– С какой буквой? На что она похожа?

Показ презентации “Буква Ц”

Список использованной литературы:

1.Бондаренко Т.М. 2006 г. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002166 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120182

2.Пожиленко Е.А.1999 г. «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе “Путешествие в Город Мастеров”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В конспекте НОД обозначены цель, задачи, интеграция образовательных областей , предварительная работа, ожидаемые результаты. Данная НОД – итог 2х месячного проекта “Профессии моего города” . Форма проведения – игра-путешествие.

Скачать:

Вложение Размер
НОД “Путешествие в Город Мастеров” 32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №210»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию в старшей группе

«Путешествие в Город Мастеров»

Новокузнецкий городской округ

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Путешествие в Город Мастеров»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа ДОУ (5-6 лет)

Цель: Продолжать образовательную деятельность по ознакомлению дошкольников с профессиями.

1. Закрепить названия профессий родного города, трудовых действий, орудий труда, название мест работы, активизировать словарь существительных в речи. Уточнить понятие «мастер своего дела», профессионал.

2. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, развивать внимание, речь – доказательство, практические умения в лепке, фантазию.

3. Воспитывать уважение к людям труда, желание помочь, взаимовыручку. Продолжать работу по осознанию детьми ценности труда, правил безопасности труда.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Данная НОД является итогом проекта по лексическим темам «Профессии. Орудия труда. Инструменты», «Военные профессии», «Женские профессии». На протяжении проекта было организовано:

  • Рассматривание иллюстративного материала, презентаций «Врач», «Строитель», «Шахтер», «Металлург», «Продавец», «Кто нас защищает», «Героические профессии»
  • Словарная работа (части города: площадь, тупик, улица, переулок)
  • Дидактические игры: «Лото «Профессии», «Подбери орудия труда и инструменты», «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом», «Узнай профессию по описанию»
  • Беседы «Все работы хороши – выбирай на вкус!», «Для чего нам трудиться», «Кем и где работают родители», «Безопасность – правило для всех!»
  • Квест-игра «Безопасность – это важно!»
  • Оформление фотогазеты «Профессии моей семьи»
  • Интервью с детьми «Кем я буду, когда вырасту?»
  • «Встречи с интересными людьми» (родители приглашались в группу и рассказывали детям о своей профессии)
  • Экскурсии по ДОУ: на пищеблок, в прачечную, в приемную директора, в медицинский кабинет, к учителю-логопеду, к дежурной на пост, к проезжей части, к дворнику.
  • Чтение художественной литературы по теме проекта
  • Знакомство с понятием «рифма», дидактические игры на рифмовку: «Доскажи словечко», «Придумай рифму»

Используемые методы и приемы :

Наглядный (просмотр презентации, предметных картинок)

Словесный (беседа, объяснение, словарная работа, отгадывание загадок о профессиях)

Практический (лепка кондитерских изделий из соленого теста

Игровой (двигательно-ритмическая часть НОД, дидактическая игра, физминутка)

Оборудование и материалы:

TV (или мультимедийное оборудование), презентация «Профессии Города», фартуки для работы с соленым тестом на каждого, досточки для лепки, соленое тесто, мольберты, предметные картинки с изображением профессий (врач, пожарный, строитель, парикмахер, повар, артист, полицейский, водитель, учитель, продавец), орудий труда и инструментов, табличка «Тупик Бездельников»

  1. Воспитанники закрепили названия профессий родного города, трудовых действий, орудий труда, мест работы, активизировали словарь существительных в речи. Уточнили понятие «мастер»
  2. Отработали умение использовать речь-доказательство, используя сложноподчиненные предложения. Продолжили работу по развитию логического мышления. Улучшили практические навыки изготовления хлебобулочных, кондитерских изделий из соленого теста.
  3. Продолжили работу по формированию положительного отношения к труду, людям труда, нравственных качеств.

I Вводная часть (4 минуты):

– введение в тему, словарная работа

– двигательно-ритмическая часть НОД

II Основная часть (18 минут)

– презентация «Профессии города», беседа

– дидактическая игра «Куму, что нужно для работы»

– физминутка – игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали покажем»

– практическая работа – лепка «Мы – пекари, кондитеры»

III Заключительная часть (3-4 минуты)

– речевая игра – ритуал окончания НОД

Ход непосредственной образовательной деятельности :

I. Вводная часть ( все участники НОД стоят в кругу)

1 . – Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в Город Мастеров.

– Как вы думаете, кто живет в Городе Мастеров? ( люди, рабочие, мастера )

– Кого называют мастерами? ( ответы детей )

– Есть даже такие выражения: «мастер своего дела», «мастер – золотые руки». То есть мастер – это профессионал, человек, отлично владеющий своей профессией, мастерством.

– Готовы к путешествию? ( да ) Отправляемся тогда!

2 . Двигательно-ритмическая часть НОД ( дети выполняют движения, согласовывая их с ритмом и словами стихотворения)

Мы едем в Город Мастеров!

К работе каждый там готов.

Вот доктор. Лечит он людей.

Учитель в школе ждет детей.

Шахтеры уголь добывают,

А металлург металлы плавит.

Водители и визажисты,

Продавцы есть и артисты.

Их всех, кто уважает труд,

Ритмичная ходьба друг за другом по кругу

Указательный жест двумя руками в центр круга

Сложить руки «полочкой» перед собой (ученики за партой)

Наклониться вперед, руками поочередно делать загребающие жесты к себе

Выпад ногой вперед, поочередное движение руками перед собой вверх-вниз

«Крутим руль», руки сложить «чашечкой» под подбородком

Указательный жест рукой в сторону, другой рукой в другую сторону

Указательный жест двумя руками в центр круга

Поднять указательный палец руки вверх

II. Основная часть

  1. Презентация «Профессии Города». Беседа.

– Мы с вами очутились на центральной площади Города Мастеров. Давайте познакомимся с некоторыми профессиями этого города.

(Показ презентации. Во время презентации воспитатель задает вопросы:

– Кто это человек по профессии? Как догадались? Где он работает? Как думаете, для чего у каждой профессии есть специальная одежда, униформа? Какая профессия самая нужная?(подвести к выводу, что спецодежда нужна для удобства и безопасности, каждая профессия важна по своему!)

  1. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

– Давайте погуляем по улицам города ( дети переходят в другую часть группы ). Мы оказались на улице Инструментальной. Но ее жители чем-то встревожены. Что случилось? Оказывается, их рабочие инструменты перемешались и перепутались! Давайте им поможем и вернем каждому мастеру его инструменты.

(На мольбертах размещены иллюстрации людей разных профессий, рядом на столах предметные картинки «Орудия труда. Инструменты». Дети по очереди размещают соответствующие орудия труда или инструменты с той профессией, где они необходимы. Свой выбор объясняют: для чего именно этот инструмент нужен, какие правила безопасности надо соблюдать при его использовании)

  1. Физминутка «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»

– Ребята, мы на игровой площадке Города Мастеров. Предлагаю поиграть в игру. Мы будем загадывать загадки, показывая трудовые действия человека какой-либо профессии. Сначала придумаем, что будем показывать, потом повернемся к ведущему и скажем слова: ««Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!» Ведущий должен догадаться и сказать, что мы делаем и назвать профессию. Если ведущий отгадал, он назначает нового ведущего.

– Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

( Воспитатель по считалке выбирает ведущего, который отходит в сторону.

Воспитатель помогает детям выбрать трудовое действие. Играем 4-5 раз.)

  1. Блиц – игра «Профессии» (сидя на стульчиках полукругом)

– Давайте пройдемся еще. Куда это мы попали? Здесь так пыльно, уныло и ничего не работает. И люди такие странные, неопрятные, неухоженные… Они ходят по улицам, не знают, чем себя занять, бездельничают ( появляется табличка «Тупик Бездельников» ). Вот теперь все понятно! Это Тупик Бездельников!

– Так жить нельзя! Как же им помочь? ( Позовем мастеров!)

– Чтобы легче было звать, надо блиц – игру сыграть!

– Вам надо отгадать, о какой профессии идет речь в стихотворении, какого мастера мы будем звать. Но вам надо быть очень внимательными, потому что в стихотворении ответ не рифмуется!

– Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть!

  • Кто всегда тебя обмерит и сошьет любой размер,

Платье сшитое примерит? Ну конечно… (швея)

  • Кто детишек в школе учит, двойки ставит…плачь – не плачь.

Кто писать, считать научит? Ну конечно это …(учитель)

  • Кто с утра до ночи варит, и к меню предельно строг.

Мясо, рыбу, вам пожарит. Ну конечно …(повар)

  • Он таблетки нам пропишет, быстро вылечит детишек.

Лечение назначит в срок. Это точно …(врач)

  • Кто по жизни с чертежами обращается любя?

Знает, как построить здание. Ну конечно это …(инженер)

  • То веселый, то унылый. Продает и хлеб, и мыло

Или шубы, например. Это …(продавец)

  • Высоко сидит на кране, носит винтики в кармане,

Он всегда во всем степенный. Вы узнали, да. ( крановщик)

  • Правила он соблюдает, целый день людей катает

За город, в другой район. Это точно…( водитель)

  • Если надо он построит банк, детсад иль магазин.

Дом красивый, высоченный…Это точно наш …(строитель)

– Посмотрите, как изменилось все вокруг! Как стало чисто, красиво, все заработало, закрутилось! Каждый нашел себе дело по душе, каждый начал трудиться, заботясь не только о себе, но и о других, принося пользу!

– Надеемся, что каждый бездельник скоро станет настоящим профессионалом своего дела, то есть мастером!

  1. Практическая работа – игра «Мы – пекари, кондитеры»

– Жители города решили собраться на городской площади, чтобы отпраздновать такое преображение бездельников! И нас пригласили. Но надо приготовить много угощения! Давайте поможем городским пекарям и кондитерам. Мы сделаем много булочек, куличей, пирожных и тортов.

– Сначала надо вымыть руки и надеть рабочую одежду, униформу – фартуки и головные уборы.

( Дети выполняют все приготовления и проходят к столам с материалами для лепки из соленого теста.)

– Каждый выберет сам, что он хочет испечь: пирожное, булочку, торт, пряник…и украсит его. Главное, чтобы понравилось вам и жителям Города Мастеров. Давайте постараемся на славу, покажем, что мы тоже достойны называться мастерами!

(Дети «пекут», изделия раскладываются на тарелочки. Воспитатель сообщает, что когда тесто подсохнет, дети разукрасят свои изделия красками. Дети снимают рабочую одежду, воспитатель приглашает их занять места на стульчиках)

III. Заключительная часть

1. – Сегодня мы совершили путешествие в…( Город Мастеров)

– Что понравилось в Городе Мастеров?

– Мы побывали только в небольшой части Города и обязательно вернемся, чтобы познакомиться с новыми профессиями, мастерами своего дела.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: