Звук и буква Ш – план-конспект НОД

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква Ш. Звук Ш»

Цели: Знакомство со звуком и буквой «ш».

– Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».

– Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов.

– Познакомить с буквой «ш».

– Упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлении схем предложения.

– Учить детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами.

– Учить детей определять место звука в слове.

– Учить детей вычленять ударный слог.

– Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

– Воспитывать желание и умение работать в коллективе.

– Развивать фонематический слух, внимание и память.

– Развивать навыки чтения слогов и коротких слов.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Методы и приемы:

· Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквами).

· Словесный (художественное слово, вопросы к детям).

· Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).

– Проведение занятий по обучению грамоте по плану.

– Беседа с детьми.

Графическое изображение буквы Ш, фишки синего, красного, зеленого цвета, игрушка кот.

Для каждого ребенка: Фишки красного, зеленого, синего цвета (по 2 штуки), тетради в крупную клетку, карандаши синего, красного, зеленого цвета, простые карандаши, прямоугольные полоски белого цвета, изображение кошки на палочке, картинки с изображением котят.

Воспитатель: – Я называю звуки, а дети, имена которых начинаются с названного звука садятся: А, О, Т, Л, ТЬ, ЛЬ, НЬ….

1. Воспитатель: – Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Ответы детей.)

Воспитатель: – Правильно, буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим.

Воспитатель: – На какие две группы делятся звуки?

Дети: – Гласные и согласные.

Воспитатель: – Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: – Гласные звуки можно петь, тянуть, при их произнесении нет никаких препятствий. Согласные звуки мы не можем пропеть, при их произнесении воздух встречает преграду (губы, язык, зубы).

Воспитатель: – Итак, гласные тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и зарыдать. А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

2. Воспитатель: – Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите какой звук в нем наиболее часто повторяется.

Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и веселых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат.

Тише – кошечка спешит,

Шмыг – и в школе не души.

Характеристика звука Ш:

Воспитатель: – Звук Ш – это твердый, глухой согласный звук. Звук Ш живет в букве Ш (показ буквы). В этой букве живет только один звук: твердый, глухой согласный звук Ш.

3. Звукобуквенный анализ слова:

Воспитатель: – Кто напугал мышат?

Воспитатель: – Сколько слогов в слове кошка?

Воспитатель: – С какого звука начинается слово кошка?

Дети: – Со звука К.

Воспитатель: – Звук К – это какой звук? (характеристика звука).

Дети: – Согласный твердый, глухой звук.

Воспитатель: – Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?

Воспитатель: – Правильно. (Воспитатель на доске выкладывает схему слова с помощью магнитных фишек.) Откройте, пожалуйста, тетради. Найдите нарисованную схему слова (прямоугольник, разделенный на 5 квадратов), возьмите карандаш синего цвета и первую клеточку закрасьте синим карандашом.

Аналогично разбираются остальные звуки.

Воспитатель произносит слово кошка, выделяя голосом ударный звук. Дети определяют и называют какой звук является ударным. Проставляют ударение.

Воспитатель: – Сколько слогов в слове?

Воспитатель: – Сколько согласных звуков в слове?

Воспитатель: – Сколько гласных в слове?

Воспитатель: – Молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы отдохнем.

Физкультминутка (совмещенная с глазной гимнастикой).

Выполняется под песню «Кошка беспородная». Каждый ребенок в руках держит картонную кошечку на палочке, все движения прослеживаются глазами.
Она к нашему подъезду пришла,

Побродила – ничего не нашла.
Вся ободранная, но хвост трубой,
Лишь один печальный глаз голубой.
(Следят глазами за своей кошечкой: рука – на уровне глаз, движения рукой влево-вправо.)
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная, ( ходьба на месте)
Позабыта, брошена, (наклоны головы влево-вправо)
Что же тут хорошего.
Ей из дома принесем молочка, (выполняют движение рукой
Хлеб и жареные окорочка. «Восьмерка» , глаза следят за ру-
И объедки соберем у гостей, кой)
Поправляйся наша киска – толстей.
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная, (См. выше.)
Позабыта, брошена,
Что же тут хорошего.
Но ночами она что-то грустит, (Моргание глазами.)
И возможно никогда не простит,
Тех, кто выбросить ее поспешил,
Ведь ни сердца нет у них, ни души.
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная,
Позабыта, брошена,
Что же тут хорошего.
Мы оставили ее у себя, (движения рукой вверх-вниз,
И у кошки появилась семья, взглядом прослеживают дви-
Больше нет в душе у кошки тоски, жения)
Для тепла ей вяжет мама носки.
Кошка беспородная, (ходьба на месте)
Больше не голодная,
Ходит, улыбается, (выполняют движения глазами
С бантиком играется. Тик-так)
(ходьба на месте)Больше не голодная,Ходит, улыбается, Васькой называется.

Читайте также:
Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности

4. Воспитатель: – Отдохнули? Посмотрите, к нам в гости пришел кот Василий из песни. Он очень хочет посмотреть, как вы определяете место звука Ш в слове. Возьмите белую полоску и синюю фишку, потому что звук Ш – это твердый согласный звук. Я буду называть слова, а вы должны определить, где находится звук Ш в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на полоске.

Мышка, шуба, кошка, камыш, шапка, шар, пушка, шерсть…

5. Воспитатель: – Молодцы! Я предлагаю вам показать Василию, как мы умеем составлять схему предложения. Посмотрите на картинку (изображение кошки, которая играет с клубком). Что делает кошечка?

Воспитатель: – С чем она играет?

Дети: – С клубком.

Воспитатель: – Какое предложение можно составить?

Дети: – Кошка играет с клубком.

Воспитатель: – Сколько слов в предложении?

Воспитатель: – Сколько полосок надо начертить?

Воспитатель чертит схему на доске, а дети в тетради, проговаривая правила (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, между словами – расстояние, в конце предложения ставится точка).

Воспитатель: – Коту Василию пора домой. Ему очень понравилось как вы занимались. Давайте напомним ему какую букву мы сегодня изучили?

Воспитатель: – Какой звук обозначает буква Ш?

Дети: – Буква Ш обозначает глухой твердый согласный звук Ш.

Воспитатель: – Василий приготовил вам подарок. Это котята, которые находятся за буквой Ш. Раскрасьте картинку так, чтобы котенок спрятался за букву Ш. (Дети раскрашивают картинку.)

Конспект урока по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ. Тема: Звук и буква Ш

Конспект урока по грамоте в предшколе.
Тема: Согласный звук [ш], буква ш.
Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.
– развивать речь, мышление, память.
– воспитывать аккуратность, дисциплинированность.
Этапы урока:
1. Орг. момент (2-3 минуты ).
2. Ход урока ( 10-15 минут ).
3. Закрепление ( 7-10 минут ).
4. Итог урока ( 2-3 минуты ).
1.Орг. момент ( 2-3 минуты).
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Ребята, как вы думаете, какой сейчас урок?
Как вы догадались?
Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова?
Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки?
Назовите все гласные звуки?
Что вы знаете о согласных звуках?
Дидактическая игра.
«Не ошибись».
Раздаю детям по три фишки: красную, синюю и зеленую. Ребята, положите их перед собой.
Если я назову гласный звук, то вы поднимаете красную фишку, если я назову твердый согласный звук, то вы поднимите синюю фишку, если я назову мягкий согласный звук, то вы поднимите зеленую фишку.
(а, мь, д, о, у, п, рь, ы, ль, н, м, я, ё, нь, ю, и, сь, с).
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
2.Ход урока ( 10-15 мин ).
На доску вывешиваю картинки ( шар, шляпа, шприц, шишка, душ, Шапокляк, буква Ш ).
– Ребята, что изображено на картинках?
Прошу детей закрыть глаза в это время убираю одну картинку.
Ребята, какой картинки не хватает на доске?
Молодцы вы очень внимательные.
Меняю местами картинки.
Так делаю несколько раз.
Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Давайте проговорим еще раз, что изображено на картинках.
Какой одинаковый незнакомый вам звук есть во всех этих словах?
Правильно ребята это звук Ш.
Учитель читает стихотворение
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли.
Посмотрели на шалаш,
Был ничей, а будет наш.

-Назовите слова, выделяя голосом звук [ш].

Звук [ш] всегда твёрдый.

Кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Правильно ребята, сегодня мы познакомимся с новой буквой.
Эта буква называется буква Ша.
Вывешиваю на доску букву Ша.
Ребята, на что похожа буква Ша?
Ф/минутка «Лягушки»
На болоте две подружки-
Две зелёные лягушки-
Утром рано поднимались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно приземлялись.

Читайте также:
Комплекс занятий Система работы с неговорящими детьми

Буква Ш- Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.

Ребята, выложите у себя на парте из карандашей букву Ша.
3.Закрепление ( 7-10 мин ).
Игра «Кто самый внимательный?»

В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в солвах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаем вверх руки, если в середине – кружимся, если будет ловушка – хлопаем в ладоши.
^ Шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, крыша, шар, арбуз, лягушка.

Пальчиковая гимнастика.
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку – кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас – беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся – сюда!

Ребята, сейчас мы научимся писать с вами букву Ша.
Показываю детям как писать на доске.
Ученики прописывают в воздухе.
Ребята, откройте свои тетради раскрасьте букву Ша, а затем мы напишем с вами печатную букву Ша.

Ребята, сейчас мы напишем с вами слово шар.
Делим слово на слоги, выделяем звуки.
Какой звук первый мы слышим в этом слове (ш), буква Ша.
Какой второй звук ( а).
Какой третий звук ( р).
Ученик выход к доске, остальные работают в тетрадях.
4.Итог урока ( 2-3 минуты ).
Что мы сегодня делали на уроке?
С какой буквой мы познакомились?
Что нового вы узнали?

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности. Тема «Звук и буква Ш»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности (второй год обучения).

Тема «Звук и буква Ш»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие».
  • Формировать правильное произношение звука [ш],
  • познакомить с буквой Ш.
  • закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах, фразе;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов;
  • упражнять в согласовании слов в предложении;
  • познакомить с буквой Ш, правилом написания слов с «ши»;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.
  • предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], индивидуальные зеркала, картинки – символы для выполнения артикуляционных упражнений, ручки, тетради, предметные картинки с изображением воздушного шара, королевства, замка, принцессы Шуток; электронная игра «Сбор урожая», буква Ш, счётные палочки, цветные карандаши, печатная буква Ш на каждого ребёнка.

Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

– Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство Принцессы шуток. Так её назвали за то, что она любит смех и веселье. Но чтобы попасть в королевство, нужно назвать звуки в словах по порядку: ваш, наш, душ, Маша, шум, наша, каша, шина, Даша, Миша, суша.

– Назовите звук, который чаще других повторялся в этих словах (звук [ш])

– Сегодня мы будем знакомиться с этим звуком во время нашего путешествия по сказочному королевству.

II. Основная часть.

1. Упражнения на расслабление.

– Вот мы и оказались в королевстве. Принцесса шуток, просыпаясь, каждое утро смотрится в зеркало, улыбается и идёт пить чай с вареньем. Сделаем так и мы:

  • «Напряжённая улыбка» — улыбнитесь, напрягая и с силой растягивая губы. Затем расслабьтесь, приоткрыв рот.
  • «Рупор» — приоткройте рот, вытяните губы вперёд, округлив их, расслабьтесь.
  • «Лопатка» — улыбнитесь, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживайте такое положение под счёт до 10.
  • «Вкусное варенье» — улыбнитесь, приоткройте рот, широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Закройте рот, расслабьтесь.
  • «Чашечка» — улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, затем поднимите его к верхней губе, спрячьте «чашечку» в рот. Потом расслабьтесь, положив язык на дно ротовой полости.

2. Д/у «Волшебное заклинание».

– Мы с вами очутились перед воротами замка. Но эти двери не простые, а волшебные. Чтобы их открыть, надо произнести заклинание. Слушайте и повторяйте за мной:

  • ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше
  • ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша
  • шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша
  • ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш
Читайте также:
Мнемотехника для формирования связной речи

3. Д/у «Воздушный шар».

– Но что-то ворота не открываются. Тогда перелетим через них на воздушном шаре. Но сначала надуем его.

Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке
Он становится большим, соприкасаются кончиками.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, В этом положении подуть на них,
Стал он тонким и худым. пальчики принимают форму шара.
Воздух выходит, пальчики принимают исходное положение.
Шо- шо — шо — лететь нам хорошо.

– При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш».

– Запомните: звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.

4. Д/и «Подарки для Принцессы».

– Вот мы и очутились в замке. Нас встречает Принцесса. Но в гости принято приходить с подарками. Выберем подарки.

– Рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат.

– Выберите только те, в названии которых есть звук [ш].

– Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку)

– А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).

5. Д/у «Новые слова».

– Принцесса шуток рада вашим подаркам и предлагает с ней пошутить. Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово:

  • чашка – шашка дар – шар маг – шаг
  • мышка – шишка мыло – шило жаль – шаль
  • Гарик – шарик топот – шёпот сок – шок
  • губы — шубы тапки – шапки кашка – шашка

6. Д/у «Сбор урожая».

– У Принцессы шуток есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами.

Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.

8. Физминутка.

– Потрудились в саду, устали, отдохнём.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушки, потянитесь!
Поскорей, скорей проснитесь!
По коленкам шлёп, шлёп,
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай,
Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем,
И крест-накрест руки сложим.

9. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.
Будем пальцы загибать.
Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибание
Будьте вы теперь внимательны! пальцев рук.
Средний мы сейчас загнём,
Безымянный позовём.
И мизинчик – молодец
Опустился наконец!
Получились кулачки,
Застучали молотки:
Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок.
Вы послушайте свой стук!

10. Знакомство с буквой Ш.

– Посмотрите, на замке Принцессы нарисован герб – знак того, что дворец принадлежит ей. Этот герб – буква Ш.

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

– Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.

– Выложите букву Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?

– На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

б) работа в тетрадях:

– печатание букв Ш ш;
– печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка;
– звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).

11. Д/у «Мост от замка».

– Нам пора возвращаться, а для этого построим мост от замка Принцессы до детского сада. «Подружите» слова, соберите их в предложение:

Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. – Миша вешает шубу в шкаф.
Алёша, машина, дедушка, купить.
Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
Маша, каша, кушать.
В, писать, Маша, школа, буквы.
Алёша, подарить, мишка, плюшевый.
Штанишки, Маша, Миша, шить.
Яша, шишка, возить, машина, на.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук «[Ш]» и буква Ш»

Лариса Каменчук
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук «[Ш]» и буква Ш»

1. Формировать умение определять место звука “Ш” в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжить знакомство с понятиями “согласный звук“, “твёрдый согласный звук“.

Читайте также:
Звук и буква Б - Конспект фронтального логопедического занятия

3. Познакомить с буквой Ш и со звуком “Ш”.

1. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

2. Повышать речевую активность.

3. Обогащать словарный запас детей.

1. Вызывать эмоциональный настрой детей на занятии.

2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

3. Воспитывать культуру речевого общения.

1. Организационный момент

Слышится сильный вой ветра (У,-У,-У)

Воспитатель: Что это?

Слышится “караул”, “караул”.

Воспитатель: В каких случаях кричат “караул”.

Дети: Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.

Воспитатель: Наверное кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.

Воспитатель находит литок,зачитывает его содержание:

У меня стряслась беда

В детский сад ворвался ветер

Всё разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал.

Воспитатель: Ребята, какой-то звук попал в беду. Ему нужна наша помощь.

А какой звук попал в беду догадайтесь сами.

Воспитатель: Посмотрите, ветер всё разбросил, раздул и

принёс нам в группу вот это. (На ковре лежат разрезные картинки)

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Это разрезанные картинки.

Воспитатель: Из картинок наверно нужно что-то сложить?

(Дети складывают разрезные картинки – шарф, шуба, шапка)

Воспитатель: Теперь я назову эти предметы, а вы внимательно послушаете. (Воспитатель перечисляет картинки, выделяя звук “Ш”).

Воспитатель: В звучании этих слов повторяется один и тот же звук. Какой?

Дети: Звук “Ш”.

Воспитатель: Так какой звук у нас попал в беду?

Дети: Звук “Ш”.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Вы выделяли этот звук в словах.

Воспитатель: Как он звучал в словах? Твёрдо или мягко?

2. Игра “Поймай звук

Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш

а, у, ш, к, к, м, и, ж. ш ….

Воспитатель: А теперь усложняем задачу.

Нужно поймать звук Ш в слогах.

ка, ко, ша, му, кы, аш, ак, ок, уш.

– А теперь придумайте слова со звуком Ш, и определите его место в слове.

3. Характеристика звука Ш

Воспитатель: Я приглашаю вас пройти к столам и взять зеркало. (Смотря в зеркало, дети выполняют правильную артикуляцию звука)

– Для правильного произношения звука Ш – губы слегка округлены и вытянуты вперёд, зубы смыкаются, язык во рту принимает форму «чашечки», выдыхается тёплая воздушная струя, которую можно ощутить на ладошке).

(Характеристика звука “Ш”, выставляется схема)

Воспитатель: Какой звук “Ш” гласный или согласный? Почему?

Дети: Мы не можем его пропеть, у нас во рту зубки смыкаются и не дают воздуху выйти.

(Воспитатель выясняет какой это звук твёрдый или мягкий).

Воспитатель: звук Ш всегда твёрдый.

4. Звуковой анализ слова ШУБА, выкладывание схемы на звуковой линейке.

Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)

Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)

Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)

В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)

Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)

Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку.

6. Знакомство с буквой Ш

Воспитатель выставляет букву “Ш”

«Буква Ш в таких словах: школа, шесть, шарада, шах.

Букву Ш я написала – три шеста и снизу шпала».

Воспитатель: На что похожа буква “Ш”? (картинки изображающие забор, экскаватор….)

3 палочки коротких смотрят в верх

1 палочка длинная «лежит»

7. Выкладывание буквы Ш из палочек (дети из конвертиков достают палочки и выкладывают букву)

8. Пальчиковая гимнастика

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.

Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.

«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.

Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

9. Задание на листках «Почини букву Ш»

(дети дорисовывают недостающие элементы букве Ш)

10. Чтение слогов

Воспитатель: Буква “Ш” говорит вам большое спасибо, теперь можно и слоги почитать. (Чтение слогов на мольберте)

Буква “Ш”: Вот, спасибо, помогли!

От беды меня спасли,

Вам я очень благодарна,

Вы, ребята, молодцы!

11. Работа с предложением. Заучивание по мнемотаблице чистоговорки на звук Ш

«Кошка на окошке подушку шьёт, мышка в сапожках избушку метёт».

Итог: – С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

– Какое задание для вас показалось трудным?

– С каким заданием вам было справиться легко?

Вы помогли мне навести порядок, всё расставить на свои места. Я хочу поблагодарить вас за помощь и у меня для вас есть интересные раскраски.

(Вы теперь знаете, как звучит звук Ш, как пишется буква, можете самостоятельно выполнить задание – найти шарики с буквой Ш, раскрасить их и соединить их ниточкой с шутом. После этого можете друг друга проверить, правильно ли вы закрасили шарики)

Читайте также:
Формирование точных движений органов артикуляции

Самостоятельная работа детей.

Конспект НОД по обучению грамоте «Змейка. Звук [Ш] и буква Ш» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звук [Ш] и буква Ш.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М]. Буква М» Цель: Познакомить с буквой «М». Задачи: Вырабатывать навык четкого произношения звука [М]; формировать понятие «согласный звук»; развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [О] и буква О» Конспект занятия по обучению грамоте для детей СТАРШЕЙ группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [С] и [С’], буква С» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №46» Конспект занятия по обучению.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Й» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук и буква Й» Цели и задачи: Образовательные: 1. Продолжать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Задачи: -продолжать учить детей отгадывать загадки. – познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц]. – закрепить навык произношения звука.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Звук и буква Э. (Старшая группа) Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и,.

Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной группе «Звук [С] и буква «С» Задачи:1. Образовательная: Познакомить детей со звуком «С» и буквой С. Чтение слогов с буквой С. Анализ слов. Закрепление правильного произношения.

Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить.

Знакомство со звуком и буквой Ш

занятие по подготовке к обучению грамоте с детьми 5-6 лет

Содержимое разработки

Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Ш»

Цели: знакомство со звуком и буквой Ш

упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах упражнять в определении позиции звука [ш] в словах (начало, середина, конце)

закреплять навык чтения слогов (слоговая таблица) .

учить составлять слова из букв

Оборудование:

Демонстрационный материал: схема звука [ш], буквы: А, О, У, М, Ш, полоска с клеточками, фишки красные, синие; указка, презентация «Четвертый лишний»

«Волшебный мешочек», шапочка, шарфик, шубка, матрешка, мишка, мышка, шнурок

Раздаточный материал: карточки с буквами, счетные палочки, тетради, карандаши, набор

При встрече здороваться.

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

Вы все хотите заниматься? (Да!)

Значит, будем заниматься.

– Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

– На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

– Чем отличаются гласные звуки от согласных? ( При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Игра «Волшебный мешочек»

– Хотите узнать, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Посмотрите, у меня в руках мешочек. Он не простой! Хотите узнать, что в нем? Тогда отгадайте загадки

Домик для головы.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Читайте также:
Логопедическая викторина 'Вопрос на засыпку'

Когда бывают холода.

Две лапы впереди,

Да пусто внутри.

От стужи укрывает.

Чтоб при ходьбе «языком» не болтать,

Крепче надо что завязать?

Какой звук слышится в начале слов? (Ш)

А где слышится звук Ш в следующих словах?

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка…(матрёшка)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, …(чашку)

Ребята мы с вами знаем, что звуки бывают гласные и согласные.

Звук [ш], какой гласный или согласный?

Докажите, что звук согласный (рвется ниточка, не можем петь)

Проверим – ставим ладошку звук прерывистая струйка – мешают зубы, губы

Как мы произносим звук [ш] — с голосом или без голоса?

Ребята звук [ш] всегда твердый.

Что мы с вами выяснили о звуке [ш] (Согласный, твердый, глухой, шипящий)

Обозначается звук [ш] цветовым символом синего цвета.

Артикуляционная гимнастика (скороговорки)

Шура сено ворошила.

Вилы в сене позабыла. Г.Виеру

Шел Фрол по шоссе

К Саше в шашки играть.

Игра «Услышь слово с нужным звуком»

Воспитатель читает стихотворение. Затем дети называют слова со звуком Ш.

Шорох, шептанье, шумок под окном,

Там, за шторами, возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина.

Игра «Четвертый лишний» (с использованием ИКТ)

Шина, ландыш, белка, матрешка.

Воробей, шуба, неваляшка, душ.

Шапка, гармошка, пила, камыш.

Мышка, кошка, пирамидка, шиповник.

Петушок, цыпленок, шарф, малыш.

Анализ буквы Ш. (Размещает на доске букву Ш)

Эта буква похожа на забор: три палочки и внизу – еще одна.

Показ образца написания буквы на доске в клетку.

Дети «пишут» букву в воздухе.

Гимнастика для глаз

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

Рисуем глазками в воздухе букву Ш.

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Чтение слогов по магнитной азбуке .

Буква Ш дружит с буквами. Давайте, почитаем, как они дружат.

Перед вами слоговая таблица. Давайте вместе прочитаем верхнюю строчку.

– прочитай слог в левом верхнем углу

– прочитай слог в правом нижнем углу

– прочитай слоги в среднем столбике

– прочитай слоги в нижней строчке

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп – хлоп

Мы плечами чик-чик

Мы глазами миг- миг

Раз сюда, два туда

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали.

Руки кверху мы подняли.

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора.

Работа за столом

Выложите, пожалуйста, букву Ш из палочек, на что она похожа?(вилку, расческу, ковш экскаватора).

Буква Ш – шипы на ветке.

Осторожней будьте, детки.

Когда у расчески три зуба осталось,

Тогда буква Ш над ней посмеялась.

Из букв составить слова: шум, сом, сам, Маша, мама.

Индивидуальная работа на карточках «Найди и обведи букву Ш»

Работа в тетради .

– Раскрасим «одежду» звука [ш] карандашом нужного цвета (синим). И запоминаем, что звук [ш] -согласный, твердый, глухой.

-Упражнение «Зачеркни лишнюю картинку»

– С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш, ш»

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

Читайте также:
Звуки (К) — (К'), буква К - конспект

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

  • Игра «Классификация»

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

Далее проводится серия игр на словоизменение со словами: шапка, шапка, шар, мышь.

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

— Она красивая как все мышки.

— У неё большие ушки,

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

— У неё острый носик,

— У неё зубастый ротик.

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

Читайте также:
Конспект НОД - Перелётные птицы

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш. Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш.

Автор: Сажаева Надежда Константиновна, учитель-логопед МБДОУ — детский сад № 528, г. Екатеринбург, Российская Федерация.

Статья размещена в авторской редакции

«Путешествие в страну правильной речи». Cценарий логопедического праздника.

Терентьева Ольга Федоровна,

МБДОУ “Средняя общеобразовательная школа № 5”

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Цели:

  • Формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение и закрепление представлений о пройденых речевых звуках (гласных и согласных), закрепление их символики;
  • Закрепление навыка звукового анализа и синтеза односложных слов типа «мак», «дом», «шар», «лес», «кот», «кит», «дым» и т.д.
  • Выделение заданного звука из состава слова;
  • Развитие связной речи (диалогической и монологической);
  • Закрепление пройденных букв, создание их япких сценических образов;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивомти на художественный и музыкальный образ.

Оборудование: пазлы паровозика, плакатики с изображением звуковичков гласных и согласных звуков

Дети входят в зал подвесёлую музыку.

Логопед: -Здравствуйте,ребята. Сегодня мы с вами отправимся в Страну Правильной речи.

За чистым – чистым полем,

За дремучим – дремучим лесом,

За шумным морем

Находится страна правильной речи

А отправимся мы догадайтесь сами. И помогут нам в этом 2-е детей, кто вперёд соберёт, тот и подскажет нам на чём мы поедем.(на паровозе из Ромашково). Чтобы попасть в эту страну, нужно преодолеть препятствия и показать,чему мы с вами научились на логопедических занятиях. Но давайте возьмём с собой звуковичка, он нам поможет преодолеть препятствия. Я сейчас ему позвоню по мобильному телефону.

-Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки.Я услышал, что вы собрались в Страну правильной речи. Я с удовольствием поеду с вами и помогу вам.

Звуковичок: А чтобы отправиться в Страну правильной речи, сначала нужно отгадать загадки:

1.Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

2.Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке

Его следы – твои труды. (Карандаш)

3.Сели на странички

Сели рядом не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы)

4. Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш. (Ластик)

Логопед: Молодцы, все загадки отгадали.

А сейчас объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется.
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

1 остановка: Артикуляционная гимнастика.

Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре – самолёте, (удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1до 10)

На летучем большом корабле (Поднять боковые края и кончик языка – «Чашечка»)

Или с Бабой – Ягой на метле(кончик узкого языка ритмично движется вправо- влево).

На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)

И верхом на Коньке – Горбунке (поцокать язычком)

Можно в сказку взлететь на жар-птице (широкий язычок движется вверх –вниз)

Можно на Колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)

Можно въехать как слон на еже («пожевать» язычок)

Ой, мы кажется в сказке уже…

Посмотрите, какой Замок красивый (на экране) Это замок грамотеев. В этом замке живёт волшебница грамота. А вот и она.

Грамота: Здравствуйте ребята! Куда вы путь держите? (в С. П. р.) Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить задания.

1.задание «Волшебный мешочек». Вытаскивает игрушку ( на какой звук начинается название этой игрушки, придумайте слово с этим звуком)

Читайте также:
Возможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ

2. задание «Хлопни в ладоши, если услышите звук «С» в словах ….»

3.задание «Топни ногой, если услышите звук в слогах «Л» в словах…..»

4.задание «Поднимите руку, если услышите звук «Ш» в словах…..»

Грамота: Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.

А в моём замке, был один случай, про мальчика Матвея вот послушайте:

Хлеба купить попросили Матвея

Вот и пошёл он, читать не умея

Вывесок много, а мальчик один

Входит несмело Матвей в магазин.

Кто – то в халате и молвит Матвею

-Сядьте. Я голову Вашу побрею

Только тогда, покраснев от стыда

Понял Андрей, что попал не туда.

Вот, что ребята, порою бывает

С теми, кто грамоты вовсе не знает

Надо читать научиться скорей

А то ты впросак попадёшь, как Матвей.

Логопед:- Вот видите, дети, как важно уметь читать? А как нужно читать?

Грамота:-Чётко, выразительно, соблюдая паузы и ударения. Проговаривая все звуки.

Грамота прощается и уходит.

Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

2 остановка «Загадкино»

(Вбегает Буратино с книгой в руках).
Буратино: Ой, ой! Скажите мне, пожалуйста, как мне попасть в страну правильной речи.
Логопед: Здравствуй, Буратино! Мы давно ждем тебя. Поздоровайся с детьми, с гостями.
Буратино: Добрый день! Ой, дети, я не умею читать, помогите, пожалуйста, мне.
Логопед: Да, Буратино, ты зря продал Азбуку, которую купил тебе папа Карло и в школу не пошел зря. А как хорошо уметь читать!
Буратино: Я тоже обязательно научусь читать. Если папа Карло купит мне новую Азбуку, я уже ее не продам. Я хочу научиться и хорошо писать. Я очень хочу стать умным и научиться правильно говорить и писать, но меня не пускают в страну правильной речи, потому, что я не могу прочитать эту книгу.
Ребята поможем Буратино, прочитать книгу?

Ну тогда начинаем.

Нет конца у строчки,
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.

Логопед читает стихи-загадки, а дети хором отвечают а правильный ответ появляется на слайде.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду . (Волк)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый . .. (Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ….. (Свинья)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая . (Белка)

Быстрее всех от страха несется . (Заяц)

По горной круче проходил,
Обросший шерстью . (Баран)

В теплой лужице своей
Громко квакал . (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … .. (Обезьяна)

Буратино: Спасибо вам ребята, я побежал в школу.

Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

3.Остановка «Читайкино»

Логопед:-

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

Вот такие все они.

Нет для них преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по- порядку

Наши звуки на зарядку.

Звуки очень любят песни,

С песней жить им интересней!

Логопед указывает на Звуковичков, дети поют их песни:

«А:»! Пошире рот открой!

Не ленись и громче пой!

«У:»! надул капризно губки

Ихон вытянул как трубки.

Воткакой он привиреда-

Будет дуться до обеда.

«И:»!-улыба, весельчак, весельчак,

он смеётся звонко так!

На весёлом язычке

Скачет, звук как на седле!

Вот в задумчевом сомненье

«Э»:! высказывает мненье:

«Э», не знаю ,что сказать,может лучше помолчать?!

Округлив большие губы,

«О» прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул, спинку выгнул,

«Ы» хоть гласный, но тихоня,

Всё зевает он спросонья:

«Ы» поспать ещё часок:?

Или, может выпить сок?

Игра смяом(дети определяют гласный звук в середине слов: мак, дом, кит, лук, дым, пол, сок и т.д.

Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

4. Остановка песенная (песня про Весну)

Выбегает под громкую музыку Зубастый Звукоед.

Звукоед:

Я великий звукоед

Если только захочу,

И слова проглочу!

Всех ошибок я начальник.

Логопед: Злой зубастый Звукоед

Всем словам наносит вред!

Он звук С в словах съедает

И значенья слов меняет

Звукоед: Вот я сейчас этих умненьких да разумненьких и запутаю.

Вот вам задание «Скажи правильно». Если я правильно назову слово, хлопните в ладоши.

Шанки-фанки-сянки-санки -ханки

Сляпа-шьяпа-фляпа – шляпа

Фтаруфка – штарушка- сталуска – стаюска –старушка

Пченец – птенец –птенесь –тинеть –птинеч

Читайте также:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, фразе, связном тексте (Дифференциация звуков Л – Р)

Звукоед: Ух, какие вы здесь все умненькие, да разумненькие. Если бы я только знал, то сюда бы не пришёл. Пойду–ка я по добру, поздорову, поищу других детей. Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

5.Остановка «Частушкино»

Буквы пишем и читаем

Их запомнить нужно все.

А живут они, ребята,

На страничках в букваре.

Они бывают разные:

Звуки гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!

Ах, ты бабушка моя,

Снова не согласна!

Ты запомни навсегда:

Букв десять гласных.

Сколько букв у алфавита

Это знает каждый

33 родных сестрицы,

Смелых и отважных


Входит незнайка

Логопед: – Здравствуй незнайка!

Незнайка: Я теперь буду Знайка, я не хочу быть незнайкой.Я научился правильно говорить,читать и даже выучил скороговорки. Вот послушайте: От топота копыт пыль по полю летит.

А вы знаете скороговорки? (да)

Усядемся на пригорке, скажем скороговорки. Скороговорка с первого пригорка.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жвачные животные жуют жвачку.

Белые барана били в барабаны.

Петя пень пилил пилой.

Врач вручил ворчуну валерьянку.

Сшила Шура шикарную шубу.

Фотографу в бровь попала морковь.

У киски в миски сливки скисли.

Пять ребят нашли пять опят.

Наш Полкан попал в капкан.

Котик клубок укатил в уголок.

Логопед:- Пошли с нами вместе.

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

6. Остановка «Теремок букв»

Инсценировка сказки «Теремок букв»

Дети поют:

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Логопед поёт:

Буква А к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква А) поёт:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Логопед: «Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить»

Дети поют:

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Логопед:

Буква У к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква У) поёт:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

В окошке теремка появляется буква А: «Это я, буква А. А ты кто?»

БукваУ: «Я буква У. Пусти меня к себе жить!»

Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.

Логопед: «Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали:»

Ребёнок «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим как гласные петь».

Дети пробуют пропеть свои буквы: «Ничего не получается!»

Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом.

Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными»

Танец приглашение (согласная приглашает гласную). В конце танца дети парами поворачиваются в круг лицом и пропевают получившиеся слоги, затем меняются местами и вновь пропевают слоги (ам-ма, ту- ут и т.д.)

Логопед: Вот ребята, мы с вами и преодолели все препятствия (звучит песня АБВГД-ка)
Логопед
: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи?

Звуковичок: Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.

А в награду я вам дарю медали.

Серия А № 0000777 № кв. 62502655103391 дата отправки 10.11.2012

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: