Звук и буква Щ – конспект логопедического занятия

Конспект фронтального логопедического занятия “Звук [Щ], буква Щ”

Конспекта занятия предназначен для работы с учащимися с нв ОНР. Он поможет закрепить в речи навык правильного произнесения звука [щ]. Представленные в конспекте задания во многом способствуют развитию зрительного восприятия, внимания детей. Материал конспекта представлен в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Тема: Звук [Щ], буква Щ.

Цель: Научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
его с соответствующей буквой Щ.

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. Познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
  2. Осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
  3. Работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».

Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. Развивать логическое мышление в ходе работы над стихотворным текстом и его заголовком.
  2. Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.
  3. Развивать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез через выполнение упражнений по составлению слов из букв и слогов, выделению звуков из слов.

Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

  1. Познакомить учащихся с написанием буквы Щ, не путать ее со сходными: Ц, Ш.
  2. Запомнить правило написания ща в словах.

Оборудование: Предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
зеркало, картинки профессий людей.

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Знакомство со звуком [щ]
  4. Работа по уточнению произношения звука, его отработка, закрепление в речи.
  5. Физкультминутка
  6. Знакомство с буквой Щ.
  7. Выполнение заданий, направленных на чтение и запись слов с буквой Щ.
  8. Итог занятия.

– Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь?
В этом домике есть красные двери,
Рядом с дверями есть белые звери.
А те зверушки любят конфеты и плюшки. (Рот)

– А кто живет в этом домике? (Язык, язычок)
Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной.

– Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ].

– Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Охарактеризуем этот звук. (Согласный, глухой, мягкий)

Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку( у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ], потом ботинки [щ щ щ].

– Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? (Обувная)
Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
Если щетка нам нужна для платья, значит она какая? (Платяная)
– Если услышите звук щ, хлопните в ладоши: шелк, щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение.
– Поиграем в игру «Договори и повтори»
Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)
Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)
Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)
Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)
Щи- щи-щи – кусаются…(клещи).
– Прослушайте скороговору и скажите, сколько раз в ней повторяется звук щ?
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5)
– Кто щиплет щетку? (Щенки)
– Сколько их?(2)
– Как они щиплют щетку? (Щека к щеке)
– Где они ее щиплют? (В уголке)
– Повторите скороговорку целиком.
Щенки очень любят играть с мячом, давайте и мы поиграем.

– Игра « Кто это – назови профессию» (Показ картинок)

Кто дрессирует животных .
Работает на экскаваторе…
Чистит обувь…
Точит ножи…
Играет на барабане…
Регулирует уличное движение…
Делает кладку из камня…
Чинит часы…
Занимается фехтованием….

– Какой согласный звук общий для всех этих слов?

Читайте также:
Конспект занятия: Употребление простых и сложных предлогов в речи

– Я слышу как ветер доносит звуки. Соберите из них слово, будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

– Какой согласный звук присутствует во всех этих словах? ([Щ])

– Прослушайте стихотворение и подумайте, какое бы название вы дали этому стихотворению.( Логопед читает стихотворение ).

-На самом деле это стихотворение называется «Помощница» и написала его известная детская поэтесса А. Л. Барто.

– Как вы считаете, подходит ли это название стихотворению?

– От какого слова образовано слово «помощница»?

– В каком смысле употреблено слово «помощница»?

– Разделите слово на слоги?

– Сколько всего слогов в слове?

– В каком слоге находится звук [щ]?

– Назовите этот слог?

Мы работали, устали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче
А сейчас вперед прогнитесь
И носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело,
Надо нам продолжить дело.

– На письме звук [щ] обозначается буквой Щ.

На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

– А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

– Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

– Восстановите печатную букву Щ используя данные буквы:

– Посмотрите на написание письменных букв Щ, запищите заглавную и строчную букву щ в тетрадь.

– Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ, о, р – роща
щ, д, а, о, п, а – пощада
в, щ, е, а, ь, л¬ – щавель
а, щ, п, а – пища
л, о, щ, а, ь, п, д- площадь

– Запишите получившиеся слова в строчку, подчеркните одинаковую часть в этих словах. Что вы подчеркнули? (Ща)

– Запомните, ребята, правило: ща – мы пишем с гласной А.

– К каким словам из записанных вами подходит схема?

– Составьте предложение из этих слов.

Перед вами слова. Прочтите их, начиная с самого короткого слова и заканчивая самым длинным.
Лещ, барабанщик, щепка, овощ, площадь, защитники, хищник, кулачище.

А теперь прочтите наоборот, начиная с самого длинного слова и заканчивая самым коротким.
– Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники)

– Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый?

А В А Щ Е Л Ь А Т И К (щель)
К Д Я Щ Е Р И Ц А М О (ящерица)
Г О Р Д С И Щ И Р В Ы (щи)
М Е А О Б Е Щ А Н И Е (обещание)

– Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

– Сегодня мы учились произносить звук…

– Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению “Звук щ”
план-конспект занятия на тему

Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [щ]; совершенствование звуко-слоговой анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.

Скачать:

Вложение Размер
zvuk_shch.doc 958 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: уточнить произношение звука [щ]; совершенствовать звуко-слоговой анализ слов; упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; развивать речеслуховую память.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, картинки, модели.

1. Организационный момент.

Игра «Третий лишний».
– Назовите лишний звук:

А,м,о; к,т,б; й,ш,ч; в,г,у; ль,нь,р; ш,ж,ч; в,п,з; фь,с,к; б,д,нь

2. Знакомство со звуком щ.
– Отгадайте загадку. Назовите первый звук в слове-отгадке.

Вроде ежика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит, и одежда чище. (Щетка. В слове щетка первый звук щ.)

– Для чего нужна щетка? (Чтобы что-то чистить.)

– Какими щетками чистят стекла автомобилей? (Автомобильными щетками.) Какими щётками пользуетесь вы? (Зубными щетками, одёжными щетками.)

3. Анализ артикуляции звука [щ].

– Сегодня мы познакомимся со звуком щ. Произнесите звук щ, наблюдая за артикуляцией в зеркале.

(Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.)

– Дайте характеристику звуку щ. (Согласный, мягкий, глухой.)

4. Упражнение в произношении звука [щ].

а) Произношение изолированного звука [щ].

Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].

– Трещит щетка, как трещетка: щ-щ-щ.

б) Автоматизация правильного произношения звука [щ] в словах, игра «Доскажи словечко».

-Добавьте такое слово, чтобы в нём слышался звука [щ].

Это не кот, а огромный …( котище),

У него не усы, а …(усищи).

У него не когти, а … (когтищи),

У него не глаза, а… (глазищи),

У него не хвост, а …(хвостище),

У него не зубы, а …(зубищи),

в) Игра «Повтори – не ошибись»

Произношение ряда слов со звуком щ .

– Какие слова вы дополнили? Повторите их так, как я скажу:

усищи когтищи глазищи хвостище;

когтищи глазищи усищи хвостище;

хвостище усищи когтищи глазищи.

5. Выделение звука [щ] из состава слова.

а) Игра «Сигнальщики».

Дети «сигнализируют» зеленым фонариком, если в слове слышится [щ] .

Уборщица, столяр, дрессировщик,

шахтер, носильщик, слесарь,

сварщик, овощевод, регулировщик,

точильщик, космонавт, шофер,

чистильщик, штукатур, стекольщик,

– Какие слова вы запомнили? Какое слово лишнее? Почему? (Слово «выдумщик» не обозначает название профессии.)

б) Игра «Где слышится звук?».

– Рассмотрите картинки. Назовите слова со звуком щ и определите место звука в слове.

(Щенок, щетка, овощи, плащ, плющ, пещера)

– Игра «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»

Логопед называет действие, которое должны выполнить дети, а сам при этом демонстрирует другое действие: «Приседайте! Шагайте! Поднимите вверх правую руку! Хлопайте!»

7. Звуко-слоговой анализ слов.

Игра «Зашифруй слова»

Составление звуковой схемы слова «пильщик».

– Сколько слогов в слове пильщик? (Два слога)

– Почему? (Потому что в слове пильщик два гласных звука: и, и )

– Сколько звуков в слове пильщик? (Шесть звуков)

– Расскажите о каждом звуке. (Звук рь – согласный, глухой, мягкий и т.д.)

– Сколько звуков в первом слоге (во втором слоге)?

8. Произношение чистоговорок с опорой на модели.

Игра «Произнеси четко».

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Щуку и леща в роще не ищут. (Объяснить смысл поговорки.)

9.. Итог деятельности.

– Какой звук мы сегодня изучали? Расскажите о нем. Этот звук часто встречается в названиях профессий. Назовите эти профессии.

Цель: познакомить детей с графическим обозначением звука [щ] ; упражнять в звуко-буквенном анализе слов; совершенствовать навыки чтения; познакомить с правописанием ща, щу.

Оборудование: кассы букв, картинка осьминога, карточки с заданиями.

1. Организационный момент.

Игра «Замени звук»

– Замените первый звук в слове на звук [щ].
кепка -. толк -.

2. Повторение характеристики звука [щ].

– Расскажите о звуке [щ]. Вспомните чистоговорки со звуком [щ].

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока и др.

3. Знакомство с буквой Щщ.

Логопед демонстрирует картинку осьминога.

– Кто это? Где живут осьминоги? (На морском дне.) Тело у осьми-нога, как… мешок . Глаза большие, как у… совы , восемь. щупалец . Осьминога можно приручить. Если человек кормит его, осьминог становится ручным. Наш осьминог ученый. На щупальцах осьминога задания. Выполним первое задание.

– Познакомьтесь с моей любимой буквой, которая обозначает звук [щ] . Рассмотрите буквы. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Щ ? Какие это элементы?

  1. Чтение слогов и слов.

Логопед берет карточку со второго щупальца.

1) –Подружите букву щ с гласными буквами.

Слог ща пишется с буквой а . Слог щу пишется с буквой у .

2) Задание с третьего щупальца осьминога.

3) Задание с четвёртого щупальца осьминога.

–Что обозначают эти слова? (Предметы, признаки предметов, действия.)

Логопед берет карточку с пятого щупальца.

Подвижная игра «Море волнуется».

Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз! Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, на месте замри!» Дети замирают в разных позах. Логопед рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.

6. Звуко-буквенный анализ слов.

1) Логопед берет карточку с шестого щупальца.

  • Послушайте, что осьминог рассказывает о себе. Живу я на дне морском, среди камней. Любимый мой дом – пещера. (Звуко-слоговой анализ слова без опоры на схему.) Составьте в кассе слово «пещера».

Щупальцами я не только защищаюсь, но и ищу себе пищу, исследуя морское дно. Назовите второй слог в слове «ищу». Какую гласную надо поставить в слоге «щу»? Почему? (В слоге «щу» всегда пишется гласная буква «у».) Составьте в кассе слово «ищу». Крабы, креветки, мелкая рыба – это моя пища. Разделите слово «пища» на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге «ща»? Почему? Составьте слово в кассе. Придумайте другие слова со слогом «ща» («щу»).

2) Игра «Наборщики».

Задание с седьмого щупальца осьминога.

– Осьминог просит вас составить слова из букв слова щекотка (щека, кот, ток .)

3) Игра «Буква потерялась»

Задание с восьмого щупальца осьминога.

Дети объясняют значение слов.

8 . Итог деятельности.

– С какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает? Какое правило вы запомнили?

– С кем познакомились на занятии? Что интересного о нем узнали? На память о себе осьминог дарит вам свой портрет (раскраску).

Тема: звуки [щ]–[ч]; буквы Щ–Ч.

Цель: учить дифференцировать звуки [щ]–[ч] в слогах, словах и в предложениях; учить дифференцировать буквы Щ, Ч при чтении и на письме; отрабатывать дикцию; развивать память.

Оборудование: карточки для физминутки, аудиозапись музыкального фрагмента балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

1. Организационный момент. «Придумать слово с заданным слогом».

Логопед называет слоги, а дети по цепочке придумывают слова с данным слогом в начале слова.

2. Сравнение звуков [щ]–[ч].

  • Сегодня мы опять попадаем в сказку. Сказка называется «Щелкунчик и мышиный король». Написал ее немецкий писатель Э. Гофман. Посмотрите, в левом верхнем углу страницы изображен Щелкунчик. Это игрушечный человечек, который щелкал зубами и аккуратно разгрызал орехи. В слове «щелкунчик» назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
  • Расскажите о звуке [щ]. Расскажите о звуке [ч]. Сравните звуки [щ] и [ч]. Чем они похожи? Чем отличаются? Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [ч].

3. Выделение звуков [щ] и [ч] из состава слова.

– Девочке Маше в Новый год подарили Щелкунчика. Закройте глаза, положите голову на руки. Наступила ночь. В это время Щелкунчик ожил. Сейчас я расскажу о нем. Если услышите в словах звук [щ] – «просыпаются» дети 1–го ряда. Если услышите в словах звук [ч] – «просыпаются» дети 2–го ряда.

«Это был замечательный человечек , с плотным туловищем , в блестящем мундире. На голове у него была шапчонка , а на спине узкий плащ . На лице у него был большущий рот с точеными острыми зубами. Это был очень славный человечек с добрыми смеющимися глазами. Маша сразу полюбила Щелкунчика ».

  • Прекрасного принца превратила в Щелкунчика злая Мышильда, мать Мышиного Короля. Посмотрите на Мышиного Короля в правом верхнем углу страницы. Если Щелкунчик одержит победу над Мышиным Королем, он опять станет прекрасным принцем.
  • Рассмотрите картину «Комната Маши». Назовите слова со звуком [щ] ([ч]) .

4. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в слогах.

– Мыши шуршали и шептали. Повторите, как они шептали.

5. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в словах.

– Перед битвой Щелкунчик вел перекличку в своем войске. Щелкунчик называл слова со звуком [ч], а его верные солдаты четко заменяли звук [ч] звуком [щ].

6. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в предложении.

– Щелкунчик объявил общее наступление:

Лечу, скачу, ищу, верчу.

Щелк, щелк – разобью мышиный полк!

Дети упражняются в отчетливом произношении фразы

Повторить позу под музыку (под бубен). Позы на карточках (10×12 см).

8. Дифференциация букв щ–ч при чтении и на письме.

а) «Соотнеси слова и картинки».

– Посмотрите на картинки в середине страницы. Назовите их. Они помогут Щелкунчику одолеть врага. Кто поможет Щелкунчику? Что поможет Щелкунчику? Прочитайте слова около картинок. И вы поможете Щелкунчику, если подберете к этим словам предметы.

б) «Слоги потерялись».

– Каждое войско имело свое знамя. Пушечные ядра пробили знамена. Выпали слоги из слов. Восстановите слова.

– Чтобы одержать победу над Мышиным Королем, Щелкунчику нужен меч. Прочитайте слова, написанные на мече.

– Теперь меч обладает чудесной силой. Затрубили трубачи, заиграли барабанщики. Взял Щелкунчик щит и меч и рванулся вперед на врага. Разгромил Мышиное войско, одолел Мышиного Короля. И превратился в прекрасного принца.

– Вспомните слова со звуком [щ] ([ч]) из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». По этой сказке великий русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Послушайте отрывок из этого балета.

Тема: –звуки [щ]–[сь]; буквы Щ–С.

Цель: учить дифференцировать звуки [щ] и [сь] в слогах, словах и предложениях и буквы Щ и С при чтении и на письме; упражнять в изменении глагола настоящего времени по лицам и числам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.

Оборудование: сигнальные фонарики, альбом 3.

1. Организационный момент.

– Измените слова по образцу: лечит – лечащий
журчит – . стучит – . читает – .
кричит – . скучает – . звучит – .
ворчит–. мычит–. качает–.
молчит – . мечтает – . начинает – .

2. Сравнение звуков [щ]–[съ] (с. 25).

Сделаем сейчас вот так.

Слово громко называем,

Звук последний выделяем.

Дети называют картинки в зеленой рамочке в левом верхнем углу страницы и выделяют в словах последний звук [щ].

– Расскажите о звуке [щ].

Затем называют картинки в зеленой рамочке справа и выделяют в словах последний звук [сь].

– Расскажите о звуке [сь]. Посмотрите, звуки [щ] и [сь] обозначены фишками одного цвета. Но Юпик предлагает назвать, чем отличаются в эти звуки.

– Потренируемся в правильном произношении звуков [щ] и [сь] по схемам:

– Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [сь].

3. Выделение звуков из состава слова.

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Дети рассматривают соответствующую картинку на странице альбома.

– В роще среди густой травы жил–был светлячок. Где он жил? (В роще.) Был он блестящий, светящийся в темноте. Каким он был? (Блестящим, светящимся.) Своим таинственным светом он освещал рощу. Что он делал? (Освещал.) Все жители рощи восхищались светлячком. Как относились к нему жители рощи? (Восхищались.) Я буду называть
слова, которыми они выражали свое восхищение, а вы «зажигайте» фонарики.

Дети первого ряда «зажигают» фонарики, если услышат в слове звук [щ], дети второго ряда – если услышат звук [сь].

веселый настоящий друг

– От этих добрых слов он светился еще ярче. Скучно стало светлячку жить в роще. Попрощался он с жителями рощи и отправился путешествовать.

Стало скучно в роще мне. Полечу–ка я к реке.

– Рассмотрите картинку «У реки». Что он увидел у реки? Назовите слова со звуком [щ] ([сь]).

5. Дифференциация звуков [щ] и [сь] в произношении.

– Подлетел блестящий светлячок к камню. А кто это лежит на камне, прикрыв глаза, греется на солнышке? Спрашивает: «Кто ты такая?»

Я – ящерица, как змейка,

В траве мелькаю,

– А почему ты глаза прикрыла? – спрашивает светлячок. Ящерица отвечает: «Я щурюсь от твоего сильного освещения». Измените слова ящерицы:

Я щурюсь от сильного освещения. Мы.

6. Физминутка. Подвижная игра «Ящерицы».

Дети каждого ряда выстраиваются друг за другом и берутся руками за пояс впереди стоящего. Две колоны по 6 человек – «ящерицы». Первый ребенок – «голова», а последний – «хвост». По сигналу «голова» должна поймать «хвост», который ускользает. Пойманный «хвост» «отрывается» и проигравшие дети выходят из игры. Игра повторяется еще раз.

7. Дифференциация букв щ–с при чтении и на письме.
а) Чтение слогов.

–Как прекрасно было у реки, светило солнышко. Вдруг дунул легкий ветерок и полетел блестящий светлячок в поле. Видит сидит жук – черный, с коричневыми крыльями и оранжевыми пятнышками на них. Сидит он у входа в дом и играет на скрипочке. Найдите сверчка на странице книги.

– Кто ты такой? – Спросил светлячок у жука. Жук ему ответил:

«Я – малютка жучок,

Местный я талант,

Послушай мои песни.

– Пропойте песенки сверчка.

Дети читают слоговой ряд, затем воспроизводят его по памяти.

б) «Математическая грамота».

– Послушал блестящий светлячок песни и полетел дальше на луга. Слышит, кто–то плачет. Плакала осинка, ее листья с жадностью поедали зеленые мохнатые гусеницы. Задумался блестящий светлячок: «Как же помочь осинке?» Найдите гусениц внизу страницы. Гусеницы съели первый слог в примере, надо найти этот слог, и гусеница с листочка исчезнет. Посмотрите на картинку в примере. Назовите, какое слово в нем получилось. Прочитайте второй слог в примере.

– К какому слогу надо прибавить слог ка, чтобы получилось слово щука.

Аналогично решаются остальные примеры.

– Поблагодарила осинка блестящего светлячка, и полетел он дальше. Пролетает блестящий светлячок мимо дачи. Что он там увидел, узнаете, прочитав предложения.

Хоть я побывал везде –

На лугу и на реке.

Нет, считаю, ничего

Лучше дома моего.

– Вернулся блестящий светлячок к себе в рощу. Какие звуки мы учились сегодня различать, подскажет вам блестящий светлячок.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ»

Жемчугова Светлана Юрьевна

Учитель-логопед, МАДОУ №64 “Искорка”, Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жемчугова С.Ю. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ» // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель:

1. Закрепление правильного произнесения звука [Щ].

2.Знакомство с буквой Щ.

3. Закрепление умения различать звук и букву.

4. Научение чтению слогов с буквой Щ.

5. Выработка навыка звуко-буквенного анализа.

6. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

7. Предупреждение оптической дисграфии.

8. Выработка навыка образования существительных с суффиксом –ищ.

Оборудование: плакат для чтения и анализа слогов, предметные картинки (щетка, плащ, щука, щит, щавель), изображение щегла, сюжетная картинка «кот охотится на щегла», фишки для звукового анализа слов, речевой материал, звуковой домик для обозначения места звука в словах, СD проигрыватель, СD диск «Голоса птиц».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел щегол. А где живет щегол?

2. Опознавание изученных букв по их элементам.

Профилактика оптической дисграфии.

Логопед: Щегол спрятал буквы в комод, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.

Дети выполняют задание.

3. Поиск слов со звуком [Щ] в стихотворении на слух.

Логопед: А теперь послушайте стихотворение.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал!

Еще бы! Он счастливый рос.

Теперь мой щен не щен, а пес – Настоящий!

Найдите, пожалуйста, слова со звуком [Щ]?

Логопед: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Щ].

Дети: Воздушная струя встречает препятствие, значит звук согласный, горлышко не дрожит – звук глухой и всегда мягкий.

4. Отгадывание загадок.

Логопед. Дети, а вы умеете отгадывать загадки?

Логопед: Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:

В дом не пускает.

Зубаста, а не лает

Однажды мне сказали:

— Боимся мы щекотки

А теперь возьмите фишки и выложите ими слова-отгадки.

Дети выполняют задание.

5. Определение места звука [Щ] в словах с использованием звукового домика.

Логопед: Посмотрите на картинки, определите место звук [Щ] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.

Дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [Щ] в словах.

Картинки: щетка, плащ, щука, щит, щавель.

6.Знакомство с буквой Щ.

Логопед: Дети, посмотрите, щегол принес нам букву. Давайте ее рассмотрим.

Дети рассматривают букву Щ, обсуждают из каких элементов она состоит и на что похожа.

7. Чтение слогов.

Чтение слогов и соотнесение слогов с картинками, название которых начинается с выбранного слога.

Логопед: Ребята, перед вами плакат. Выбирайте слог, читайте его и находите картинки, названия которых начинаются с данного слога.

8.Физкультминутка.

Щеглёнок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда:

Котище чёрный рыщет,

Птенцов и птичек ищет.

Щеглёнка видит черный кот,

К нему, мурлыча, он идет,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой…

Щеглёнок помощи не ждет

И от отчаянья – в полет…

И вот удача – высота

Спасла щегленка от кота.

9. Образование существительных с помощью суффикса –ищ

Логопед: Ой, дети, посмотрите, кто охотится на нашего щегла? (Картинка: кот охотится за щеглом).

Логопед: Нет, это не кот, а огромный котище! И у него не зубы, а огромные …

Логопед: Не глаза, а…

Логопед: Не лапы, а …

Логопед: Не усы, а…

Логопед: Давайте поможем щеглу и прогоним кота. Кричите: «Щщщщ»

Дети прогоняют кота.

10. Минутка релаксации.

Логопед: Щегол очень рад, что мы спасли его от огромного кота и в благодарность споет нам свою песенку.

Дети расслабляются под запись свиста щегла и звуков леса.

11. Итоги занятия.

Логопед: Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

Дети: Мы говорили о звуке Щ.

Логопед: Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.

Дети выполняют задание

Логопед: Вспомните, пожалуйста, слова со звуком [Щ].

Логопед: Какая птичка была с нами на занятии и пела для нас с вами, когда мы отдыхали?

Дети: С нами на занятии был щегол.

Логопед: А как вы думаете почему эта птичка прилетала к нам сегодня?

Дети: Название этой птички начинается со звука [Щ].

Логопед: Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!

Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука [Щ]

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Щ].

  • Создать условия для формирования умения четко произносить звук [щ].
  • Уточнить артикуляцию звука [щ].
  • Развивать силу голоса, дыхания, мелкую моторику.
  • Активизировать лексический материал по теме существительные.
  • Воспитывать желание правильно и красиво говорить.
  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • умение задавать вопросы;
  • умение использовать язык для решения учебных задач;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
  • умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
  • умение правильно произносить звуки речи;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
  • способность контролировать свои действия;
  • умение проводить звуковой анализ;
  • умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
  • умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные;
  • умение отвечать на вопросы.

Ход занятия

Организационный момент.

– Чему учимся на занятиях?

– что помогает нам правильно и красиво говорить?

II. Подготовительный этап.

– Ребята, посмотрите на доску, много снеговичков с разным настроением, давайте вместе с ними погрустим, повеселимся, удивимся.

Развитие силы голоса.

– Будем учиться говорить громко и тихо.

– Поднимаясь на горку будем произносить А, спускаясь с горки произносим У.

– Будем правильно дышать.

– У вас на столах у всех лежать облако со снежинками. Нам нужно чтобы пошел слабый снежок. Делаем вдох через нос, чтобы наши плечики не поднимаем. Выдох через рот.

– Ребята, вам необходимо взять ленточку и протянуть ее в дырочки.

5) Артикуляционная гимнастика.

– Подготовим с вами органы артикуляции к занятию.

  • Маляр.
  • Блинчик.
  • Трубочка.
  • Улыбка.
  • Вкусное варенье.

III. Основная часть.

– Ребята, сегодня на занятие к вам пришел Незнайка. И ему очень хочется посмотреть, как вы работаете на занятии. А еще Незнайка принес нам дежурный звук, а чтобы узнать какой необходимо отгадать загадку.

Непогода нас застала.
Обувь грязная вся стала,
У порога встала робко.
Ей пришла на помощь … (Щетка).

– На какой звук начинается это слово.

– Вы догадались, какой звук у нас будет дежурным?

2) Работа с профилем.

– Возьмите зеркала и произнесите звук Щ. Назовите что делают органы артикуляции при произношении звука щ.

– Давайте дадим характеристику по профилю.

3) Характеристика звука.

Щ — мягкий — согласный — шипящий.

– Какому звуку мы давали сейчас характеристику?

4) Развитие фонематического слуха.

– Ребята, сейчас я буду называть звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук щ.

С, щ, ш, з, с, щ, м, ш, м, р, щ, с, ж, ш, Щ.

– Среди чего выделяли звук?

– Теперь будем выделять звук среди слогов.

Ша, ща, щу, се, со, що, щи, ша, щу, жо.

– Среди чего выделяли звук?

Шкаф, овощ, роща, пожар, ящик, щавель.

– Среди чего выделяли звук?

5) Чтение слогов.

Ща, ащ, ощ, що, щу, ущ, ящ, щи.

6) Работа над лексическим материалом.

роща, овощ, плащ, щенок, щеки, ящик, щавель, прищепки.

– Назовите слова. Ребята, что общего у этих слов?

– Давайте распределим картинки каждый в свой домик.

Наш Емеля без забот.
Пусть хоть полный дом работ!
Для него всё это – скука.
Выручит Емелю … (ЩУКА).

– Произнесите все слово «щука».

– Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?

Выложим сигналами слово.

Рано утром в парк ходили.
Там снеговика лепили.
А потом с горы катились.
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком.
В Вову кинули снежком.
В Мишку кинули снежком.
Получился снежный ком.
Холодно гулять зимой. (кивки головой)
Побежим скорей домой.

9) Будем составлять словосочетания.

10) Будем составлять предложения.

– Щенок какой? Что делает?

IV. Итог занятия. Рефлексия.

– Ребята, какой у нас на занятии был дежурный звук?

– Что было для вас трудно?

– Незнайке очень понравилось, как вы работали.

Троянова Наталья Александровна,
студентка 4 курса педагогического
колледжа города Зернограда

Логопедическое занятие “Звук и буква “Щщ””

Разделы: Логопедия

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, цветные карандаши, ручки, листы с заданиями, зеркала, карточки со знаками препинания, таблицы с правилами, мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

– Дорогие ребята, давайте поздороваемся!

“Здравствуйте” – ты скажешь человеку.
“Здравствуй!” – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

– Сегодня нас ждет много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
– Покажите свое настроение в начале урока. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы! А теперь начнем работать. Сядьте ровно, руки положите перед собой.

II. Сообщение темы занятия.

– Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (Емеля.) (Изображение Емели вывешивается на доску.)

– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? Какие волшебные слова сказала Щука Емеле?
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. По щучьему велению, по нашему хотению! Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
– С какого звука начинается слова щука? (Со звука [щ]).
– Тема нашего занятия “Звук [щ]. Буквы Щщ”.

III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].

1. Характеристика звука.

Посмотрите на картинку. (Показ картинки-символа “Щетка”.)

Щетка чистим вещи: Щ-Щ-Щ.

– Итак, звук [щ] – губы – рупором, кончик языка – прижат к нижним зубам, выдыхаемый воздух – теплый. Посмотри правильность выполнения движений в зеркало.
– Давайте дадим характеристику звука Щ. Можем мы пропеть звук Щ?

Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? (Дети кладут рука на горло.) Твердый или мягкий?

– Согласный звук Щ – глухой, всегда мягкий. Обозначается буквой Ща. (Показ буквы.)
– Выложите букву Щ из палочек.
– На что похожа буква Щ? (На расческу.)

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!

2. Развитие фонематического восприятия.

– Сейчас щука проверит, как вы внимательно умеете слушать. Я буду произносить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите в слове звук Щ:

щи, чулок, щенок, цирк, плащ, ищу, шапка, часы, лещ. (Дети определяют позицию звука в слове, рот логопеда закрыт экраном.)

IV. Связь с буквой.

– По щучьему велению, по моему хотению, покажи нам щука, как правильно пишется печатная буква Щ. (Показ буквы на экране проектора.)
– Возьмите лист и зеленый карандаш и напечатайте 3 заглавные буквы Щ. (Правила посадки.)
– Почему мы печатаем букву Щ зеленым карандашом?
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же.
– Для чего нужна заглавная буква Щ?
– Сейчас посмотрите, как правильно написать маленькую печатную букву Щ.

(Показ буквы на экране проектора.)

– Возьмите зеленый карандаш и напечатайте маленькую букву Щ. Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же. (Правила посадки.)

V. Чтение слоговой таблицы.

– Найдите на листе задание 2. Давайте прочитаем слоги с буквой Щ. По щучьему велению, по моему хотению прочитайте все слоги правильно, без ошибок! (Дети читают по цепочке.)

– Хором прочитаем все слоги!

– Давайте отдохнем, и снова поможет нам в этом щука. (Показ движений соответственно содержанию каждой строки.)

Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши,
Щи у щуки хороши!

VII . Звуко-буквенный анализ слов.

– По щучьему велению, по нашему хотению!
– Делаем схему слова лещи, внимание на экран.

  1. Делим слово на слоги ле-щи? (Картинка № 2.)
  2. Сколько в этом слове слогов? (Картинка № 2.)
  3. Назовите первый слог ле – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
  4. Слог закончился, отделяем вертикальной чертой.
  5. Назовите второй слог щи – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
  6. Ставим ударение. На какой слог падает ударение? На второй слог, на гласную и.

– Делаем схему слова овощи, внимание на экран. (Аналогично.)

VIII. Развитие просодии.

– А теперь скороговорка про щуку. (Прикрепить на доску карточки со знаками препинания . ? !)
– Внимательно послушайте скороговорку: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу”.
– Что я сказала? Что поставим в конце предложения?
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с вопросительной интонацией: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Вопросительный знак, так как предложение содержит вопрос.
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с чувством радости: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Восклицательный знак, так как в предложении передается чувство радости.

IX. Развитие связанной речи.

– Ребята, нам щука приготовила сюрприз, по щучьему велению, по моему хотению покажи нам щука мультфильм про щенка (Просмотр м/ф).
– Кто такие щурята? Маленькие щуки.
– А теперь давайте по картинкам перескажем содержание мультфильма.

X. Физкультминутка – направленная на расширение словарного запаса, с помощью суффикса -ищ.

– Давайте отдохнем, повторяйте слова и движения за мной.

У нашего котищи
Вот такие глазищи!
У нашего котищи
Вот такие усищи!
У нашего котищи
Вот такие когтищи!

– Когда мы говорим слова ГЛАЗИЩИ, УСИЩИ, КОГТИЩИ?
– А сам котище, какой?

XI. Работа в тетради + орфограмм ща, щу.

– По щучьему велению, по моему хотенью, возьмите лист, сядьте ровно и внимательно посмотрите и послушайте, как правильно написать заглавную письменную букву Щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Возьмите ручку и напишите с помощью наклонного листа 3 письменные заглавные буквы Щ.
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите еще одну точно такую же.
– Сейчас посмотрите, как правильно написать строчную письменную букву щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите еще одну точно такую же.
– Молодцы! А сейчас Щука приготовила для вас игру: я вам буду показывать картинки, а вы должны будете записать только первую букву каждого слова.
– Какое слово у вас получилось? Что в нем особенного? (У детей получаются слова: роща, тащу.)
– Как пишутся эти слова?

(На доску вывешиваются карточки “Ща пиши с а! Щу пиши с у!”.)

XII. Домашнее задание.

– Дома вам надо отработать чтение слогов, повторить новые правила. А Щука за хорошую работу приготовила вам сюрприз – это лист-раскраска: дома раскрасьте букву Щ.

– Кто к нам приходил в гости на занятие?
– С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]?

–Красную рыбку в ведро положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими буквами, а желтую рыбку положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Щ] и буква Щ»

Королева С.
учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери

Тема: «Звук [Щ] и буква Щ»

Группа: подготовительная к школе

Образовательная область : «Речевое развитие»

Л): Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

(Л): Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»

Сообщение темы занятия

Выделение звука Щ из чистоговорки.

(Л): Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? ( Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)

(Л): Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.

Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.

(Л): поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?

(Д): Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.

(Л): Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?

(Д): Да. Мешает язык.

(Л):.значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?

(Л): значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.( Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ )

Дайте характеристику звуку Щ

(Д): звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.

Выделение звука Щ на слух среди других звуков.

(Л): Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ

щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов

Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ

Ощ-ущ-ащ ущ- ищ – ущ

Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»

Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.

Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.

После того , как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.

Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.

(Л): почему ты закрыл кружком эту картинку?

(Р): это щука. В этом слову есть звук щ.

(Л): где находится звук щ в слове щука?

(Р): В начале слова.

Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.

Проверка на экране.

Образование существительных с помощью суффикса «ищ».

(Л): Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …( глазища)

Не усы, а огромные …

На лапах не маленькие сапоги, а огромные…

У него не тихий голос , а громкий….

(Л): наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?

(Л): Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.

(Л): Вы согласны с ним , ребята?

(Л): сколько звуков в слове щи (2)

Какой звук появился в слове щит ( т)

Сколько всего звуков в слове щит (3)

Значит какое слово самое короткое?

(Л): Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.

Проверка на доске через компьютер.

Звуковой анализ слова щука.

(Л): Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. ( Логопед спрашивает двоих ребят).

Синтез слова роща

(Л): А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно ( логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.

Какой первый звук в слове ручка?

Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.

Л: Какое получилось слово?

Л: Выложите слово роща кружками.

Коту понравилось как вы обозначали слово роща кружками. Он хочет обозначить кружками слово щука. Правильно ли он выполнил задание? ( Логопед демонстрирует на экране схему их 5 кружков)

(Д): нет. Дети исправляют ошибки.

(Л): Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним.

Знакомство с буквой Щ

Щ – это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой-колючкой.

(Л): Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? ( на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?

(Д): Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.

(Л): Найти букву Щ в кассе букв.

Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения : У Димы щука. ( по возможностям детей).

Конспект логопедического занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Щ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Конспект логопедического занятия

по обучению детей грамоте в подготовительной группе

компенсирующей направленности с ТНР

Тема: Звук и буква «Щ»

Подготовила учитель-логопед:

Полякова Л.И.

2015-2016 учебный год

Конспект занятия по грамоте

Тема: Звук и буква «Щ»

Оборудование: профиль артикуляции звука «Щ», символ звука «Щ», , звуковые пеналы, кассы букв, предметные картинки со звуком «Щ», слова-карточки, игра « Составь слово, определи количество слогов»

Коррекционно-образовательные:

Закрепить правильное произношение звука Щ в слогах, словах, предложениях; продолжать учить определять место звука в слове, делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова; составлять схемы предложений; познакомить с буквой Щ.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие; внимание, память, мышление; навыков звукового анализа, чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

– Логопед предлагает детям вспомнить правило речи.

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим

И никогда мы не спешим.

– Сядет тот, кто прочитает слово (у детей индивидуальные карточки, с различной степенью сложности)

2.Повторение изученных звуков:

– какие бывают звуки?

– чем отличаются гласные звуки от согласных? (ответы детей)

3. Объявление темы: « Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком, с каким именно, вы должны догадаться сами. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Щука весело жила.

Щеткой воду мела.

Щи варила для гостей.

Какой звук чаще других слышали? (ответы детей)

4. Знакомство с новым звуком.

5. Акустико-артикуляционная характеристика звука Щ:

– губы округлены, но края губ немного растягиваются в улыбку

– мышцы языка напряжены

– кончик языка поднят к альвеолам

– боковые края прижаты к верхним коренным зубам

– выдыхаемый воздух проходит через щель посередине языка

– Звук Щ – согласный, глухой, всегда мягкий.

Артикуляционные упражнения: «Чашечка», « Бублик», изолированное произнесение звука Щ детьми.

6. Развитие фонематических процессов: игра «Хлопни в ладоши».

(дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук Щ в словах)

Петящепок нащепал.

Щепкив печку насыпал.

Папа печку натопил.

Дедлещей в ней насушил.

Ащенок лещей стащил.

7. Речевая зарядка:

– Проговаривание слоговых рядов по цепочке:

Ща-ща-ща – Ваня вышел без плаща

Щу-щу-щу- белье в речке полощу

Ще-ще-ще- дождь прошел, а он в плаще.

8. Работа с картинками.

Дети называют слова со звуком Щ, определяют позицию звука в слове; придумывают предложения.

Физминутка: игра-соревнование по командам:

« Составь слово, определи количество слогов»

9. Звуковой анализ слова: Щука, деление на слоги, характеристика каждого звука.

10. Выкладывание схемы предложения: Щука плавает в реке.

11. Связь звука с буквой. Звук Щ на письме обозначается буквой Щ

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего. Ну что же!

– На что еще похожа буква Щ?

– Из каких элементов она состоит?

-Напишите букву Щ в воздухе (глазками, носом)

На доске зачеркни все неправильно написанные буквы Щ.

12.Чтение: ЩУКА, ПИЩА, ГУЩА, ЧАЩА, ТАЩУ, ТАЩИТ, ЩИПЦЫ.

ЭТО МЫШКА. МЫШКА ПИЩИТ.

13. Итог занятия: какой звук мы сегодня изучали?

– Дайте характеристику этого звука.

14. Домашнее задание: придумать слова со звуком Щ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: