Звук и буква С – конспект ООД в старшей логопедической группе

Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звук и буква С»

Конспект ООД в старшей логопедической группе

Тема: «Звук и буква С»

Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.

  • Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный- согласный», звонкий-глухой», знания о звуках ,об артикуляции и характеристике звука С и о буквах.
  • Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «С» из элементов.
  • Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, связной речи.
  • Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.
  • Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове.
  • Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащать словарь.
  • Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
  • Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.

Оборудование: предметные картинки на с; красные и синие кружки, шнурки, слайды.

Ход ООД:

1. Орг. момент.

Логопед: — встаньте в круг, давайте разомнемся, проснемся и приготовимся заниматься.

(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)

“Здравствуйте, глазки и щечки!”

(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)

(Точечный массаж “крыльев” носа)

“Ты проснулся, носик?”

(Массаж ушных раковин)

“Вы проснулись, ушки?”

(Растягивают губы в улыбке)

“Ты проснулся, ротик?”

– Очень любит наш роток улыбаться (упражнение «Улыбка»)

– А подвижный язычок заниматься.

– Наш язык «лопатку» сделал (упражнение «Лопатка»)

А потом «забор» построил (упражнение «Заборчик»)

Рядом с новеньким «забором» — «желобок» (упражнение «Желобок»)

По нему несется воздуха поток (воздушная струя направлена на кончик языка)

(Поднимают руки вверх)

2. Введение в тему:

Игра «Подскажи словечко»:

Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)

– Наша знакомая ученая сова, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.

Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)

А теперь вы звук узнайте,
И отгадки называйте.
Звук — в начале этих слов.
Отвечайте, кто готов?

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

3. Основной этап.

Определить первый звук в словах-отгадках. Звук С.

Артикуляционная характеристика звука:

Губы улыбаются, видны зубы.

– А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).

– Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.

– Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду — это согласный звук).

Дети прикладывают руку к горлышку — голосовые связки не вибрируют.

— Горлышко не «дрожит», значит звук С — глухой.

4. Развитие фонематического слуха:

Игра «Хлопни, если услышишь…» (Дети хлопают на звук С):

Со звуком [c] ты поиграй,

Звук [с] ты поймай.

а) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.

б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.

Читайте также:
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

в) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.

5. Закрепление звука в слогах:

Звуковой анализ слогов СЫН, НОС.

— Послушайте внимательно, какое слово я произнесу.

— Сколько звуков я произнесла?

— Какой звук первый?

— Какой звук последний?

Подобрать слова к получившейся звуковой схеме (дом, кот, дым, мак, автобус, оса, собака).

6. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». Наша ученая сова подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».

7. Физминутка.

8. Игра «Составь букву»:

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Выкладываем букву С из шнурка.

(Выкладываем букву из шнурка, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе.)

9. Игра «Живые слоги»

Двое детей выходят к доске и становятся живыми звуками. Один ребенок становится звуком С. Для другого ребенка логопед показывает немой артикуляцией гласный звук, а ребенок выбирает соответствующую гласную букву. Логопед называет слог и дети выстраиваются соответственно. Остальные проверяют правильно или нет выполнено задание.

— Назовите получившийся слог.

10. Игра «Найди звук»

Нужно отгадать загадку, определить количество слогов и место звука С в слове.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (Лиса).

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (Капуста).

Гладишь — ласкается,
Дразнишь – кусается (Пес).

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)

Днем спит,
Ночью летает. (Сова)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

11. Итог.

Подготовила:
учитель-логопед
Волхонская И.Б.

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте
Тема: «Звуки С,-Сь. Буква С»

Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С.

  • закрепить навык различения и четкого произношение звуков [с-сь]; закреплять умение давать характеристику звукам;
  • учить детей выделять звуки [с-сь] из состава слогов, слов;
  • познакомить с буквой С;
  • упражнять в определении места звуков [с-сь] в слове;
  • упражнять детей в звуковом анализе слов (СОК, УСЫ).
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать фонематические процессы, слуховое внимание;
  • развивать память, мышление, внимание.

– воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: картинки со звуками [с-сь], зеленый светофор, наборы для составления звуковых схем, тетради, карандаши, цветные шнурочки, дидактическое пособие к игре «Подарки», «Гусеницы», «Домики», буква С, аудиозапись «Тетя Весельчак».

1. Организационный момент.

Игра: «Звук – слово»

– Садится тот, кто назовет слово на заданный звук.

2. Введение в тему.

– Сегодня к нам занятие пришли девочка Соня и мальчик Сеня. И принесли вам коринку с картинками. Только корзинка необычная, в ней есть маленькое окошечко заглянув, в которое вы узнаете какие там картинки.

Упражнение: «Что в корзинке угадай»

(Логопед выставляет картинки: стаканы, сумка, сапоги, семь, сено, селедка, хвост, усы, оса, осень, колесо.)

– Какие звуки чаще всего слышится в названиях картинок (звуки с-сь). С какого звука начинается имя Соня? (с) С какого звука начинается имя Сеня? (сь) Правильно к нам пришли в гости Соня и Сеня, чтобы познакомить нас со своими любимыми звуками с и сь. Поиграть с ним и познакомить с буквой С.

3. Основная часть

Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1) Акустико-артикуляционный образ звуков.

Читайте также:
Конспект праздника День Российского флага

Проверьте, как у вас работают губы и язык:

  • губы улыбаются;
  • кончик языка находится за нижними зубами;
  • боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;

– по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя; горлышко молчит.

Произнесение индивидуально и хором.

Звук «С» – согласный (когда произносим этот звук воздушная струя не проходить свободно, мешают язык и зубы) твердый (обозначаем фишкой синего цвета) глухой, свистящий.

У звука С есть маленький братец. Кто его назовёт? Какой он?

(Звук Сь – мягкий согласный, глухой. На письме обозначается фишкой зелёного цвета.)

2) Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук» Дети хлопают на звук с.

М, С, П, Т, С, С, КО, СЫ, АН, ОС, ИС, котенок, сок, усы, щеки, санки, насос, кружка, ананас.

Игра: «Зеленый светофор»

Сь, Ж, Н, Сь, Т, Сь, СЯ, НИ, ОСЬ, ПЕ, СИ, усы, гуси, семь, шиповник, осень, сирень.

Воспроизведение слоговых рядов упр-е: «Попугайчики»

са-са-ся со-ся-са ас-ас-ась ась-ась-ас

са-ся-ся ся-са-са ас-ась-ась ась-ас-ас

са-си-са су-са-ся ас-ась-ас ась-ас-ась

Игра: «Подарки для Сони и Сени»

Соне и Сене подарили подарки, но пока они спешили к вам, рассыпали их и теперь не знают какие у них были подарки. Помогите им разложить подарки по своим коробочкам.

Физминутка под музыку

У меня есть одна тетя-это тетя Весельчак

И когда она танцует, она делает вот так:

– Ой руки, мои руки, мои руки делай так.

– Ой руки, мои руки, мои руки делай так.

У меня есть одна тетя-это тетя Весельчак

И когда она танцует, она делает вот так:

Ой плечи, мои плечи, мои плечи делай так,

Ой плечи, мои плечи, мои плечи делай так.

У меня есть одна тетя-это тетя Весельчак

И когда она танцует, она делает вот так:

Ой ушки, мои ушки, мои ушки, делай так,

Ой ушки, мои ушки, мои ушки, делай так,

У меня есть одна тетя-это тетя Весельчак

И когда она танцует, она делает вот так:

Ой пальцы, мои пальцы, мои пальцы, делай так,

Ой пальцы, мои пальцы, мои пальцы, делай так.

Игра «Веселые гусеницы»

– У Сони и Сени есть друзья веселые гусеницы. Они тоже любят играть. Давайте подберем каждой гусенице свою картинку (семь, гусь, осень, колесо, сумка, ананас).

Связь звуков и букв.

Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С. – Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим.)
Показ буквы С.
Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

  • Выкладывание буквы С из цветных шнурочков, отыскивание в разрезной азбуке.
  • «Из каких элементов состоит буква?
  • Прорисовывание в воздухе.
  • Пальчиковая гимнастика «Мыши».
  • Печатание буквы.
  • Упр-е: «Найди все буквы С».

Звуковой анализ слов Сок, Усы.

Игра: «Найди свой домик».

На доску выставляются две картинки: Сок и Усы. После этого предложить детям составить схемы данных слов. – Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог.) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука.) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д. Аналогично составляется схема слова Усы. Спросить всех детей вместе и индивидуально. Картинки расставляют по домикам.

Игровое упражнение «История в чистоговорках»

Са – са – са –на столе сидит оса

Са – са – са – села мне на нос оса

Са – са –са – укусила в нос оса

Читайте также:
Конспект совместной деятельности детей младшей группы и родителей 'Путешествие в зимний лес'

Со – со – со – стал мой нос, как колесо

Су – су – су – сумкой я гоню осу

Сы – сы – сы – нету в комнате осы.

– Кто приходил к нам сегодня на занятие? С какими звуками они познакомили нас? (Просит дать характеристику звукам.) С какой буквой мы сегодня познакомились. В какие игры вам понравилось играть? Что у тебя получилось лучше всего? Что для тебя было трудным? Вы все молодцы!

Конспект НОД [звук и буква С]

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»

Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД: «Знакомство с буквой «С»

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Здоровье

Технологии:

  • использование игровых методов;
  • игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания;
  • информационные компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика;
  • коррекционные технологии: психогимнастика.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.

Продолжать формировать понятие «согласный звук».

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.

Материал:

магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент /вступительная беседа/
– Ребята, какое сейчас время года?
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите их?
– Какой сейчас месяц?
– А какой сегодня день?

2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».

3. Сообщение темы занятия
– Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

Заворчал живой замок

Лег у двери поперек.

– Какой первый звук в этом слове?/«с»/
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.

– Посмотрите на экран нашего компьютера.

4. Характеристика звука (слайд 3)
– Звук «с» согласный, твердый.

– Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
– Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?

5. Упражнение на дыхание
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)

Дети называют картинки и определяют место звука в словах.

7. Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».

8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)

9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)

Послушайте стихотворение про букву «С»:

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

– На что похожа буква «С»?

– Давайте сложим ее из пальцев.

– Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста: В гостях у куклы Маши

11. Рассматривание слайдов 8,9

12. Составление предложений по картинкам

Занятие в старшей логопедической группе по теме “Звук С”

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять правильное произношение звука “с” в словах.
  • Развивать фонематический слух.
  • Обучать звуковому и слоговому анализу слов.
  • Закреплять согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ с существительными.
  • Развивать внимание и память на материале предметных картинок.

Воспитательная задача: формировать умение работать в коллективе.

Место проведения: группа.

Оборудование: предметные картинки и игрушки со звуком “с”, рисунок моста через реку, пособия “Слоговые домики”, “Поезд”, “Волшебные часы”, символы звуков, кукла Соня, мягкая игрушка Сова, наборное полотно, магнитная доска, искусственная ель с прикрепленными к ней картинками.

Технические средства: магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Инструкция: Сядет тот, кто назовет гласные звуки в слове:

домик, лиса, альбом, утка, аист, дубы, ива, кошка.

2. Введение в тему занятия.

Инструкция: Сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте прочитаем его: “Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка Соня. Меня украл злой Волшебник и спрятал в волшебном лесу. Помогите мне вернуться домой!”

Ну что, ребята, поможем Соне? Для этого нам надо пройти много испытаний и выполнить разные задания. Скажите, какой первый звук в имени Соня? (“с”). Этот звук будет сегодня вам помогать спасать девочку.

Логопед уточняет артикуляцию звука “с”, дети дают ему характеристику: согласный, твердый, глухой.

3. Игра “Поймай звук”.

Инструкция: Вы оказались в волшебном лесу. Сова – Умная голова покажет вам дорогу, если вы выполните ее задание: нужно хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук “с”:

сок, зайка, сани, шуба, квас, сова, коза, мышка, лиса.

Молодцы, ребята! Сова подсказала нам, куда идти дальше.

4. Игра “Построим мост”.

Инструкция: Теперь перед вами река. Что нужно сделать, чтобы перейти через нее? Вы узнаете это, если отгадаете загадку:

Я на том берегу,
Я на этом берегу,
Через речку перебраться
Я тебе помогу. (мост)

Есть ли звук “с” в слове “мост”? Посмотрите, какая елка стоит в нашей группе, а на ней висят разные картинки. Вы должны снять с елки картинки только со звуком “с” и построить из них на магнитной доске мост.

Дети снимают нужные картинки с елки и крепят на магнитной доске.

5. Игра “Запомни и назови”.

Инструкция: На речку опустился туман и закрыл все картинки, из которых построен мост. Вспомните их название. (Логопед закрывает доску с картинками непрозрачной белой тканью).

6. Игра “Рассели лесных жителей”.

Инструкция: Вы перешли речку и вышли к сказочным домикам.

В чистом поле теремочки,
Есть высокий, есть не очень.
Посели в них поскорей
Птичек, рыбок и зверей.

У вас на столах картинки лесных жителей. Сколько в слове частей, столько и этажей в теремке, в котором вы их поселите.

Дети по очереди выходят к наборному полотну, на котором расположены “Слоговые домики”(1-, 2-х и 3-х этажные), и ставят картинки в соответствии с количеством слогов.

Инструкция: Ребята, вы правильно выполнили задание, и Сова показала дорогу дальше, к волшебному поезду.

7. Игра “Поезд”.

Инструкция: Волшебный поезд подвезет вас, если вы правильно разместите пассажиров по вагонам (по месту звука “с” в названии игрушки из “Чудесного мешочка”).

Дети подходят к макету поезда с 3-мя вагонами, к которым прикреплены схемы слов с различной позицией звука С (начало, середина и конец слова), и кладут свои игрушки в нужный вагон.

8. Физкультминутка.

Инструкция: Мы немножко устали и, пока едем в поезде, можем отдохнуть.

Читайте также:
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Скажите, кто детеныш у совы? (совенок).

Давайте вспомним веселые стихи про совенка (логопед читает стихи, дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Озорной совенок жил,
Головой весь день крутил.
Влево,вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял,
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать,
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
А потом гулять пошел
И друзей себе нашел.

9. Игра “Перейди через болото”.

Инструкция: Дальше поезд ехать не может, впереди болото. Нужно наступать только на те кочки, возле которых стоят предметы со звуком “с”.

Дети по очереди проходят болото, наступая только на кочки (пластмассовые зеленые круги), рядом с которыми стоят предметы, имеющие в своем названии звук С.

10. Игра “Волшебные часы”.

Инструкция: В волшебном лесу и часы волшебные.

Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так.
Ты на стрелку посмотри
И картинку назови.

Скажите правильно о своей картинке МОЙ или МОЯ.

Логопед двигает стрелку на “Волшебных часах” – круге с разноцветными секторами, на которых размещены картинки со звуком С. Отвечает тот ребенок, у кого на столе квадратик того же цвета, что и сектор, на котором остановилась стрелка часов.

11. Итог.

Инструкция: Посмотрите, куда указывает стрелка часов? Злой Волшебник спрятал Соню в домик 3-х медведей. Вы прошли все испытания и спасли девочку! (Логопед достает из игрушечного домика куклу).

Соня говорит таким умным и дружным ребятам: “Спасибо!” и дарит контурные картинки на звук “с”. Вы их дома раскрасите и приклеите в свои тетрадки.

Конспект логопедического занятия «Буква «С»

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»

Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.

Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.

Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.

Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.

Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети. Сорока, синица.

II. Артикуляция звука [с]

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.

Отгадайте, куда мы пойдем.

Его зимой и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Лес)

Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.

Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?

Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.

Дети. При произнесении звука «С».

а). Губы в улыбке;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты;

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;

д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;

е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;

ж). Голосовой моторчик не работает, в результате чего голос не образуется.

III.Характеристика звука

Логопед. Дайте характеристику звуку [С].

Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.

Читайте также:
Как помочь ребенку с задержкой речевого развития (ЗРР)

Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,

IV. Игра «Будь внимательным»

Логопед. Если услышите звук [С] в словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –

Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.

V. Знакомство с буквой С

Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.

Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?

Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что

похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.

VI. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(физкультминутка выполняется 2 раза).

VII. Звукобуквенный анализ

Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная

школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с

Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.

Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.

Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,

Идет дальше буква С, встретила она гласную О. Составьте слог, какой слог получился,

прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.

Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).

Прислушайтесь как посапывает Сурок.

Пошла дальше, гулять буква С. На пеньке она увидела букву И. (дети составляют слог

СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит

на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.

Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас

получилось? (слово сок).

VIII. Чтение слогов, слов

Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи

на гласные буквы.

Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы

побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).

IX. Дид. игра «Придумай слово»

Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с

этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы

повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня

познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?

Учитель-логопед

Багаутдинова Айсылу Фаритовна

МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Ольга Дзицоева
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Цель : Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

– уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику;

– учить дифференциации звуков С и СЬ в слогах, словах;

– учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

-учить образованию относительных прилагательных; согласованию прилагательных с существительными;

– познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

– автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах;

– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

– развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.

– воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

– воспитывать у детей самоконтроль за речью;

-воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; полоски и фишки (треугольники) для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквами «С», «с», игрушка Сова, рабочие тетради ; простые и цветные карандаши.

Читайте также:
Приемы развития фонематического восприятиятия

Ход занятия.

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Сова).

– Правильно. Это тетушка Сова пришла к нам из Страны Знаний.

-Она предлагает вам ответить на ее вопросы. И кто правильно ответит, тот сядет на стульчик.

– Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

– Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды).

– С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

– Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.).

– С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы? (М).

– Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные твердые звуки?

– Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные мягкие звуки?

-Молодцы! Тетушка Сова вами очень довольна. Но на этом ее задания и вопросы не закончились. Покажем ей какие вы у меня умные?

-Ребята, давайте произнесем все вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с какими звуками и буквой нас сегодня познакомит тетушка Сова.

СА – СА – СА – в лесу бегает лиса.

СО – СО – СО – у Вовы колесо.

СИ – СИ – СИ – сук в рук е неси.

УСЬ – УСЬ – УСЬ – на лугу пасется гусь.

– Догадались? (Ответы детей).

– Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

– Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

– Давайте все вместе произнесем. (Дети произносят).

Артикуляция звука.

– Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

– Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

Характеристика звука [с].

Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие – зубы.)

– Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

– Какой звук [с] по твердости – мягкости? (Твердый).

– Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

(Попросить повторить 2-3 детей).

– Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

– Ребята, Сова предлагает вам поиграть в игру.

Игра «Поймай звук «С».

Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С»:

а, у, с, з, и, с, о, м, с ;

за, та, су, ми, со, ма, са ;

нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель начинает слово,дети договаривают:

но. .(с); абрико. .(с); подно. .(с); бу. .(сы);

ква. .(с); анана. .(с); ко. .(са); воло. .(сы);

ле. .(с); автобу. .(с); ли. .(са); коле. .(со).

Игра «Найди место звука в слове».

Звук [с]стоит в начале слова:

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари).

Звук [с]стоит в середине слова :

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы).

Звук [с]стоит в конце слова :

(Волос, парус, нос, поднос,автобус, абрикос, ананас, лес, квас).

Характеристика звука [с’].

-Что изображено на картинке? (Сено).

-Какой первый звук в слове «сено»? (Звук [с’]).

Читайте также:
Составление детьми описательного рассказа по портретам

Звук [с’] гласный или согласный?

– Какой звук [с’] глухой или звонкий? (Глухой).

– Какой звук [с’] по твердости – мягкости? (Мягкий).

– Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

(Попросить повторить 2-3 детей).

– Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?

Игра «Найди место звука в слове».

Звук [с’]в начале слова :

(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица, семечко).

Звук [с’]в середине слова:

(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка, осень, гуси, подосиновик).

Звук [с’] в конце слова :

(Лось, рысь, ось, высь).

Игра «Какой, какая, какое, какие?»

Словообразование относительных прилагательных.

Соотношение их с существительными.

Утро осенью – осеннее утро

Сок из апельсина – апельсиновый сок

День весной – весенний день

Сок из ананаса – ананасовый сок

Листья сосны – сосновые листья

Сок из сливы – сливовый сок

Листья осины – осиновые листья

Суп из фасоли – фасолевый суп

Погода осенью – осенняя погода

Игра «Скажи наоборот» .

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят. (Потягивания – руки вверх.)

Ветки в стороны торчат, (Потягивания – руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Присели.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания – руки в стороны.)

Солнце светит в небесах. (Потягивания – руки вверх.)

Скачет по полю лиса. (Прыжки.)

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

Знакомство с буквой С.

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» — сверкает силуэт.

Из веревочки кольцо

Послужило нам для О,

А для С теперь возьмем

Колечко справа разомкнем.

Показ буквы С.

-На что похожа буква С (Ответы детей)

Написание буквы С пальцем в воздухе.

Дифференциация звуков:

«Чистоговорки»

Са-са-са — бегает лиса.

Се-се-се — ленточки в косе.

Со-со-со — мне дали колесо.

Си-си-си — подъехало такси.

Су-су-су — ягоды в лесу.

Ась-ась-ась — плавает карась.

Сы-сы-сы — тикают часы.

Ось-ось-ось — на поляне лось.

Ас-ас-ас — свет в окне погас.

Ос-ос-ос — на палубе матрос.

Си-си-си — сена накоси.

Ус-ус-ус — на ёлке много бус.

Усь-усь-усь — подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс — такса ловит крыс.

Ысь-ысь-ысь – в капкане рысь.

Работа в тетрадях.

– Ребята, Сова очень вами довольна. Вы справились со всеми заданиями.

-Но ей пора улетать. А перед этим она хочет узнать, что нового вы узнали сегодня.

-С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])

Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый.)

-Звук [с’] какой? (Согласный, глухой, мягкий).

-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).

Фронтальное занятие по обучению грамоте для подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Фронтальное занятие для подготовительной группы по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква [У]» Цель: уточнение и закрепление звука [У].

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: – научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей логопедической группы «Звук и буква [О]» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Звук и буква О». Елена Никишова – учитель – логопед первой квалификационной.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М» Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М],.

Читайте также:
Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений

Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [н]-[н’], буква Н» Цель :Познакомить с буквой Н, звуком Н. Задачи: Познакомить с буквой Н, звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением – синий.

Конспект занятия по обучение грамоте в старшей группе «Согласные звуки [Ф]-[Ф’]. Буква Ф» Программное содержание: Познакомить со звуками [Ф – ФЬ]; закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий круг–.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з’] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

Сценарий НОД по обучению грамоте: «Звуки [к] — [к], буква «К»» в подготовительной группе. Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте: «Звуки [к] – [к], буква «К»» в подготовительной группе Цель:.

Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» Интеграция образовательных областей: •Речевое развитие •Познавательное развитие •Физическое развитие Технологии: •игровые технологии, направленные.

Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звук и буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_ood_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe_zvuk_i_bukva_s.docx 26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.

  • Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный- согласный», звонкий-глухой», знания о звуках ,об артикуляции и характеристике звука С и о буквах.
  • Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «С» из элементов.
  • Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, связной речи.
  • Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.
  • Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове.
  • Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащать словарь.
  • Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
  • Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.

Оборудование: предметные картинки на с; красные и синие кружки, шнурки, слайды.

Логопед: — встаньте в круг, давайте разомнемся, проснемся и приготовимся заниматься.

(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)

“Здравствуйте, глазки и щечки!”

(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)

(Точечный массаж “крыльев” носа)

“Ты проснулся, носик?”

(Массаж ушных раковин)

“Вы проснулись, ушки?”

(Растягивают губы в улыбке)

“Ты проснулся, ротик?”

– Очень любит наш роток улыбаться (упражнение «Улыбка»)

– А подвижный язычок заниматься.

– Наш язык «лопатку» сделал (упражнение «Лопатка»)

А потом «забор» построил (упражнение «Заборчик»)

Рядом с новеньким «забором» — «желобок» (упражнение «Желобок»)

По нему несется воздуха поток (воздушная струя направлена на кончик языка)

(Поднимают руки вверх)

2. Введение в тему:

Игра «Подскажи словечко»:

Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)

– Наша знакомая ученая сова, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.

Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)

А теперь вы звук узнайте,
И отгадки называйте.
Звук — в начале этих слов.
Отвечайте, кто готов?

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

3. Основной этап.

Определить первый звук в словах-отгадках. Звук С.

Артикуляционная характеристика звука:

Губы улыбаются, видны зубы.

– А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).

– Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.

– Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду — это согласный звук).

Дети прикладывают руку к горлышку — голосовые связки не вибрируют.

— Горлышко не «дрожит», значит звук С — глухой.

4. Развитие фонематического слуха:

Игра «Хлопни, если услышишь…» (Дети хлопают на звук С):

Со звуком [c] ты поиграй,

Звук [с] ты поймай.

а) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.

б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.

в) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.

5. Закрепление звука в слогах:

Звуковой анализ слогов СЫН, НОС.

— Послушайте внимательно, какое слово я произнесу.

— Сколько звуков я произнесла?

— Какой звук первый?

— Какой звук последний?

Подобрать слова к получившейся звуковой схеме (дом, кот, дым, мак, автобус, оса, собака).

6. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». Наша ученая сова подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».

8. Игра «Составь букву»:

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Выкладываем букву С из шнурка.

(Выкладываем букву из шнурка, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе.)

9. Игра «Живые слоги»

Двое детей выходят к доске и становятся живыми звуками. Один ребенок становится звуком С. Для другого ребенка логопед показывает немой артикуляцией гласный звук, а ребенок выбирает соответствующую гласную букву. Логопед называет слог и дети выстраиваются соответственно. Остальные проверяют правильно или нет выполнено задание.

— Назовите получившийся слог.

10. Игра «Найди звук»

Нужно отгадать загадку, определить количество слогов и место звука С в слове.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (Лиса).

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (Капуста).

Гладишь — ласкается,
Дразнишь – кусается (Пес).

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)

Днем спит,
Ночью летает. (Сова)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: