Звук и буква С – конспект для детей с ФФНР

Конспект занятия по автоматизации звука [с] на подгрупповом занятии
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Автоматизация звука [с] на подгрупповом занятии с детьми с ФФНР (5-6 лет).

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_zvuk_s.docx 32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Конспект занятия по автоматизации звука [с]

на подгрупповом занятии

учитель-логопед Срещикова С.А.

Цель: автоматизация звука [с].

1. Закрепить знания о механизме организации звука [с] и его акустических особенностях.

2. Отрабатывать навык правильного употребления звука [с] в речи: в слогах, словах, предложениях, в стихотворной речи.

3. Закрепить понятия “Обувь”, “Одежда”. Уточнить и активизировать словарь по теме “Обувь”.

1. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, просодику, координацию речи с движением, чувство ритма, тактильную чувствительность.

2. Развивать пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание.

3. Развивать грамматический строй речи. (Упражнять в употреблении существительных ед. и мн. числа в форме Р.п. Тренировать в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнять в употреблении существительных с предлогами . Тренировать в согласовании прилагательных с существительными женского рода в ед. числе и с существительными во множественном числе в И.п.)

4. Развивать синтаксическую сторону речи. (Формировать представления о предложении и слове, упражнять в составлении предложений из данных слов, обучать анализу предложения. Упражнять в использовании сложносочинённых предложений с союзом а .)

5. Развивать связную и диалогическую речь.

6. Развивать память, мышление, творческое воображение.

1. Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.

2. Формировать навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.

3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость через помощь герою занятия.

4. Формировать положительную самооценку.

Форма организации: индивидуально-групповая.

Место проведения: кабинет логопеда.

Продолжительность: 25 минут.

1. Демонстрационная магнитная доска, наборное полотно.

2. Коврики по числу детей или большой ковёр для проведения релаксации.

3. Картина с изображением силуэтов (теней) пары босоножек, сапог, одной перчатки.

4. Пособие для развития длительного плавного выдоха (валеночки из картона с прикреплёнными к ним с помощью нитей снежинками по числу детей). 5. План анализа артикуляции звука, схема характеристики звука.

6. Массажные шарики су-джок синего цвета, большой шипованный мяч для динамической паузы.

7. Экран для закрывания губ логопеда (при выполнении заданий на выделение звука среди других звуков, в слогах, словах.)

8. Пять-шесть различных букв или алфавит для нахождения буквы С в ряду других.

9. Картинки с изображением предметов, напоминающих букву С .

10. Предметные картинки с изображением предметов обуви и одежды со звуком [с], одёжного шкафа и обувной полки, картинки с изображением персонажей занятия (человек рассеянный с улицы Бассейной, Знайка) или соответствующие игрушки – персонажи.

12. Кукольный столик, стульчик, детские кроссовки (для моделирования предложно – падежных конструкций).

13. Фишки для выкладывания схемы предложения. 14. Листы картона с песчаными дорожками по числу детей.

15. Контейнер с разноцветными пластиковыми крышками от бутылок из-под минеральной воды, влажные салфетки.

19. Музыкальный центр и диск или аудиокассета с записью музыкального сопровождения к распевке и релаксации.

Предварительная работа. 1. Экскурсия с родителями в обувной магазин. 2. Беседа о назначении обуви. 3. Ввод звука [с] в различные типы слогов. 4. Разучивание упражнений “Кроссовки”, распевки “Сандалики для Стаса”.

I. Организация начала совместной деятельности. Психоэмоциональный настрой.

– Здравствуйте, дети! С нетерпением жду вас! Заходите скорее!

Рада видеть я вас снова. Заниматься все готовы?

Потрудиться нам не лень! Всем мы скажем: – Добрый день! (Договаривают хором.)

II. Объявление темы. Развитие зрительного, слухового и фонематического восприятия, логического мышления. Определение цели деятельности.

– Попытайтесь догадаться сами, о чём мы будем сегодня говорить. Но для этого надо расшифровать заколдованный рисунок. (Детям предлагается картинка с изображением силуэтов (теней) пары сапог, пары босоножек, одной перчатки.) Почему его можно назвать заколдованным? ( Нет изображений предметов, а есть только их тени.) Узнайте по тени предметы и назовите их. Что лишнее и почему? (Лишняя перчатка, т.к., во- первых, она одна, у неё здесь нет пары, во-вторых, это одежда, а остальное-обувь.)

Дети подводятся к выводу, что разговор пойдёт об обуви.

– Но мы не просто будем говорить об обуви, а потренируемся произносить звук. Угадайте, что это за звук, если он третий по счёту в слове “босоножки” и первый в слове “сапоги”. (Это звук [с].) Или:

– Послушайте стишок. Определите звук, который часто в нём слышится:

У С омовой С они на ножках
С лавные кра с ные бо с оножки.

(Логопед слегка выделяет звук [с] при чтении стихотворения.)

– Об обуви будем мы говорить,

Да за звуком [с] следить.

III. Артикуляционная гимнастика.

– Чтобы лучше говорить,

Мышцы надо нам развить.

– Для этого сделаем гимнастику для губ и язычка. (Дети располагаются возле зеркала.)

а) упражнения для губ :

– Покажем замочки на сапожках. Вот они расстёгнуты. (Улыбнуться, показав верхние и нижние зубы).

– А теперь замочки застёгнуты. (Улыбка, зубки не видим.) Повторим ещё раз.

б) упражнения для языка :

– Изобразим при помощи язычка ботиночки с круглым широким носочком. (Аналогично упражнению “лопата”.) А теперь ботиночки с заострённым носочком. (Аналогично упражнению “иголочка”.)

– Поставим один ботиночек с закруглённым широким носочком вниз на обувную полочку за дверцы. (Упереть широкий язычок за нижние зубы).

– И другой ботиночек туда же. (Упражнение повторяется).

– Зимой валенки достали
И на горку побежали!

(Выполняется упражнение “горочка”.)

– С горы катались,
На санках быстро мчались.

(Верхними зубами – “санками” скользим по язычку- “горке”.)

в) воспитание длительного плавного выдоха:

– Домой пришли – много снега на валенках принесли!

– Выполним упражнение “Сдуй снежинки с валенка”. ( Используется пособие, изготовленное из цветного картона в виде валеночка с прикреплёнными к нему на ниточке бумажными снежинками или снежинкой по числу детей.)

IV. Изолированное произношение звука, работа над просодической стороной речи.

– С горы так неслись,

Что слышали ветра свист: с-с-с-с…

(Звук произносится хором и индивидуально с усилением и ослаблением звука. Например: ссссСССС, ССССсссс, сссСССсссс.)

V. Анализ артикуляции звука и его характеристика.

(При этом используются план анализа артикуляции звука и схема характеристики звука.

– Что делают губки, когда мы произносим звук [с]? (Улыбаются.)

– Верхние и нижние зубы находятся друг от друга на большом или маленьком расстоянии?

(На маленьком расстоянии.)

– Язык упирается в верхние зубы или в нижние? ( Язык упирается в нижние зубы.)

– Он узкий или широкий? (Язычок широкий.)

– Есть ли канавка по середине язычка? (Канавка есть.)

Санки по горе бежали –
Канавку раскатали.
– Гудит ли горлышко? (Горлышко гудит.)

– Что мешает выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]? (Воздуху мешают язычок и зубы.) Можно ли его пропеть? (Нет.) Значит, звук [с] гласный или согласный? (Согласный.) Мягко или твёрдо он звучит? (Твёрдо.) Каким кружком мы его обозначим? (Синим.) А какой нужно выбрать кружок: с колокольчиком или без колокольчика? (Синий кружок без колокольчика.) Почему? ( Звук [с] произносится без голоса.) Как это можно проверить? (Нужно приложить руку к горлышку или зажать ушки при его произнесении.)

Мы выяснили, что звук [с] согласный, глухой, твёрдый.

VI. Развитие фонематического слуха. Массаж ладоней массажным шариком су-джок:

1) из ряда др. звуков: – Покатайте в ладонях синий мячик, услышав звук [с]: ф, м, с, п, х, с;

2) в слогах: са, ма, ва, су; ас, ун, ос;

3) выделение звука в словах, развитие логического мышления:

сапоги, сарафан, галстук, свитер, кофта ;

белый, красный, сапоги , салатовый

(При произнесении звуков, слогов и слов логопед закрывает губы экраном, чтобы дети опирались при нахождении звука на его акустические признаки, а не на артикуляцию.

После выделения слов со звуком [с] из ряда других детям предлагается ещё раз прослушать слова и отыскать лишнее. Выбор обосновать. Рассматриваются различные варианты ответов: по наличию или отсутствию звука [с] в слове, по принадлежности к той или иной группе предметов или слов.)

VII. Связь звука с буквой. Профилактика дисграфии.

– Выберите букву, которая обозначает звук [с], среди других букв. (Дети выполняют задание и показывают нужную букву.)

– На что она похожа? (Детям предлагается найти на рисунках предметы, напоминающие букву С, но обязательно с учётом правильности её написания, например, месяц из двух предложенных, сушку из двух предложенных, телефонную трубку, подкову и т.п.)

VIII. Динамический момент: пение распевки “Сандалики”. (Совершенствование навыка ансамблевого пения, развитие речевого дыхания, координация речи с движением.)

– Буква прячется в разных предметах, а звук – в скрипе новых сандаликов. Давайте споём про это песенку, которую выучили вчера.

(На наборное полотно выставляется картинка с изображением сандалий, логопед включает музыкальное сопровождением, предлагая детям спеть песенку, не забыв при этом правильно дышать и верно произносить звук [с]. Дети встают рядом со стульчиками, либо в круг вместе с логопедом. Мелодия используется такая же, как для распевки “Ботинки” в книге Гавришевой Л.Б., Нищевой Н.В. “Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: в помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями”)

Вот сандалики для Стаса, Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
Не сандалики, а сказка. По два раза ритмично топают каждой ногой.
Скрип, да скрип – они скрипят, Левую ногу сначала ставят на носок, потом – на пятку.
Словно песню спеть хотят. Повторяют движения правой ногой.

IX. Автоматизация звуков в слогах. Развитие умения управлять голосом и интонацией.

Упражнение “Повтори за мной”.

– И новые сапожки у Стасика на ножках
Славно скрипели, свои песенки пели.

– Повторите их за мной. Проверяйте при этом положение язычка за нижними зубами. Постарайтесь проговорить так же, как я.

(Логопед проговаривает цепочки слогов со сменой ударного слога, а также с различной силой голоса и интонацией, например, громко и тихо, грустно и весело. Дети повторяют их за логопедом.)

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»

Занятие было представлено на заседании городского методическом объединения логопедов Г.о. Подольск с целью трансляции практического опыта в вопросах пропедевтики оптической дислексии и дисграфии. Разработанный материал как в полном объеме, так и частично, может применятся логопедами, педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»

Цель: профилактика оптической дисграфии у обучающихся с ФФНР на примере знакомства с буквой С.

– актуализировать знания детей о звуке [С];

– совершенствовать навыки звукового анализа, учить определять место звука [С] в слове;

– познакомить детей с правильным изображением буквы С, работать над образованием связи между звуком и буквой его обозначающей, дифференцировать зрительный образ буквы С от букв М, Ф, И, изученных ранее, и оптически сходной буквы О;

– развивать зрительное внимание, формировать правильный образ буквы, совершенствовать ассоциативные связи, уточнить знания детей об элементах букв;

– расширять лексический словарь по теме «Городской транспорт»: самосвал, регулировщик, дорожное движение, автобусная остановка, расписание движения автобусов, автобусный билет, маршрут, навигатор.

– развивать ориентировки в схеме собственного тела;

– развивать пространственные представления, ориентировку на плоскости, учить выполнять пространственные инструкции;

– развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность;

– воспитывать внимание, взаимопомощь, культуру поведения на транспорте.

Материалы и оборудование:

  • раздаточные сигнальные карточки обозначающие согласный глухой звук; интерактивная доска, проектор, презентация «На что похожа буква С» (в формате PowerPoint); игрушка-самосвал; разрезные карточки с элементами букв; раздаточные пособия Воскобовича В.В. «Шнур малыш»; фуражка и жезл регулировщика; демонстрационный слайд «Расписание автобусов», раздаточным материал для самостоятельной работы «Автобусные билеты»; демонстрационный слайд «Навигатор»; раздаточные пластиковые контейнеры с песком, маленькие массажные мячи, поле с изображениями букв; демонстрационный слайд «Маршрут движения»; фигурки осы, ананаса, совы, сумки, стула, бус, носка, санок; демонстрационные слайды «Картинки со звуком [С]» раздаточные карточки в форме домиков на определение места звука в слове, маркеры для доски, салфетки.

– знакомство со звуком [С],

– обсуждение основных характеристик звука [С];

– задания на определение места изучаемого звука в словах «самосвал», «автобус» и др.;

– упражнения в определении слоговой структуры сложных слов «самосвал», «регулировщик», «маршрут», «расписание», «навигатор» и др;

– беседа и рассматривание иллюстраций по лексической теме «Городской транспорт»;

– работа по расширению активного словаря – объяснение лексического значения слова «навигатор»,

– упражнения на ориентировку в схеме тела и на плоскости.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте наших гостей. Сегодня на занятии мы узнаем много интересного и попробуем разгадать различные загадки.

Актуализация знаний детей о характеристике звука [С].

– На прошлом занятии мы познакомились с вами с новым звуком. Я назову звук, а вы с помощью сигнальных карточек дайте его характеристику. Поднимите две нужные сигнальные карточки.

– Почему вы подняли карточку синего цвета? (Потому что звук [С] согласный и произносится твердо) Что мешает при его произнесении? (Зубы) Как расположены губы? (Широко растянуты в улыбке)

– Почему вы подняли карточку с мальчиком, который закрывает уши? (Потому, что звук [С] глухой) Скажите, участвует ли голос при произнесении звука? (Нет)

2. Знакомство с буквой С.

– Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звук [С]. Узнаем, на что похожа эта буква и как правильно она изображается.

Просмотр части презентации «На что похожа буква С».

– А теперь сами пофантазируйте, на что еще похожа буква?

3. Просмотр части презентации «Как правильно пишется буква С».

– Вы запомнили, как правильно пишется буквы С? Сейчас я проверю. Я превращаю ваши указательные пальчики в волшебные «палочки-рисовалочки». Давайте напишем букву С в воздухе, на столе.

4. Игра «Шнур малыш».

– Послушайте задание: выложите букву С из веревочки на поле. Откуда мы начнем выкладывать изображение? Шнурок выныривает из правого верхнего угла. Куда его надо вести? Два шага влево, огибаем, два шага вниз, огибаем, два шага вправо, ныряем. Получилось изображение буквы С. В какую сторону направлена буква? Где слоник съел кусочек? (справа) Молодцы, очень хорошо.

– Буква С такая озорница, она хочет поиграть с нами в прятки. А чтобы мы смогли ее найти, придумала для вас интересные задания.

Помогите мне ребятки
С буквой С одни загадки.
Буква прячется от нас.
Мы найдем ее сейчас.

– Буква спряталась от нас на улицах большого города. Думаю, нелегко будет ее найти. Вот ее первая загадка:

Все, что хочешь, увезет,
Никогда не устает.
Поднял высоко он кузов,
Сам избавился от груза. (Самосвал)

5. Игра «Собери букву из элементов».

– Верно, буква С прячется в самосвале! Составьте буквы из элементов и кусочков. Молодцы. Дети найдите букву С среди элементов других букв.

(Дети находят букву С из предложенных элементов).

– Молодцы. У вас получились правильные буквы.

6. Игра на ориентировку в схеме тела «Регулировщик».

– Дети, отправляемся искать букву С дальше?

(Звучит аудиозапись звуков города, автомобильной пробки).

– Дети, что случилось? На нашей улице — автомобильная пробка. Сломался светофор. Что делать? Я знаю, кто нам поможет, а вы попробуйте отгадать (берет жезл, одевает фуражку):

Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Следят за движеньем его все вокруг.
«Дорожный волшебник» — для нас верный друг.
Укажет дорогу он взмахом руки,
Подскажет, когда пешеходам идти.
Спокойный и важный машин дрессировщик,
А вы догадались, кто он? (Регулировщик)

– Сейчас регулировщиком буду я, и вместе мы наладим дорожное движение.

Логопед показывает карточки с меняющимся изображением положения у регулировщика, дети выполняют предложенные движения за педагогом без учета зеркального отражения частей тела.

– Движение в городе восстановлено. Спасибо, вам друзья! Нам пора отправляться дальше, искать букву С. Но пешком идти долго. Отгадайте следующую загадку и узнаете, на чем мы отправимся в путь дальше:

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Рано просыпается,
На мойке умывается.
По маршруту целый день
Возит разных он людей.
Носит обувь из резины
И питается бензином (Автобус).

– Да, чтобы найти букву С нам нужно поехать на автобусе. А вот и автобусная остановка. Посмотрим расписание.

7. Упражнение «Зашумленные картинки»

– Посмотрите, мороз раскрасил расписание разными морозными узорами. Назовите все спрятанные буквы. Будьте внимательны, буква С решила нас запутать. Смотрите и правильно называйте расположение изображения (буквы С) на листе расписания. Где расположена наша буква?

На выдвижном экране появляется демонстрационный слайд «Расписание движения автобусов».

8. Самостоятельная работа «Автобусный билет».

– Чтобы проехать на автобусе, нужен билет. А вот наши билеты. Но что-то с ними не так. Здесь я вижу ошибки. Задание: Обведите в билете на проезд все правильные изображения буквы С, не ошибайтесь, только тогда мы сможем тронуться в путь. Поменяйтесь билетами со своим другом, сидящим рядом, и проверьте у него, правильно ли выполнено задание.

9. Практическое упражнение с приемами песочной терапии «Маршрут».

– Мы узнали расписание автобуса, взяли на проезд билеты, а теперь проложим маршрут нашего пути, чтобы поскорее найти букву С. Вот вам еще одна загадка:

Не знаешь, куда ехать,
И сбился вдруг с пути?
В машине есть компьютер,
И с ним легко найти:
И дом, и магазины,
И все, что ищешь ты.
С помощником в машине,
Всегда легко в пути. (Навигатор)

– Правильно, определить маршрут пути водителям помогает навигатор.

10. Объяснение лексического значения слова «навигатор».

– Ребята, скажите, вы знает, что такое «навигатор»? Где вы слышали это слово? Что оно обозначает?

Навигатор — это устройство в автомобиле, которое используют для определения местоположения и прокладывания заданного маршрута движения.

На выдвижном экране появляется демонстрационный слайд «Навигатор».

– Я буду вашим навигатором, и буду помогать прокладывать маршрут. Так мы сразу найдем букву С. Подойдите к контейнерам с песком, вы видите изображения клеток. По клеткам нужно передвигаться с помощью маленького массажного мяча, слушая указания навигатора. Будьте внимательны, на пути вам могут встретиться другие буквы или буквы, которые изображены неправильно. Если задание будет выполнено верно, вы сможете в конце пути найти букву С и обнаружить маленькие сюрпризы, которые вам подготовила буква.

Логопед: Идет поиск маршрута. Маршрут построен. Место старта – левый нижний угол. Начинаем движение. Конец маршрута. Вы приехали.

Далее логопед дает пространственные инструкции, дети ориентируются на плоскости. В конце упражнения дети «останавливаются» возле правильного изображения буквы С. Логопед просит раскопать песок и найти сюрпризы от буквы С (маленькие фигурки: оса, ананас, сова, сумка, стул, носок, бусы, санки и т.д.)

– Дети, это любимые слова буквы С. Почему? (Потому что в каждом из них живет звук С). Буква С рада, что вы выполнили все ее задания, и хочет с вами еще поиграть.

11. Упражнение на определение места звука С в словах.

Маленькие фигурки соотносятся с картинками на слайдах. Детям предлагаются раздаточные карточки с изображением домика с тремя окошками на определение позиции заданного звука в слове.

На выдвижном экране появляется демонстрационный слайд «Картинки со звуком [С]».

– Ребята, в каждом слове нужно услышать звук [С], определить его место в слове (начало, середина, конец), написать букву С в соответствующем окошке домика. Начинаем. Молодцы. Все верно.

12. Итог занятия.

– Скажите, дети, какой буквой обозначается звук [С]?

– Сегодня нам удалось разгадать все загадки буквы С. Скажите, что вам запомнилось и понравилось? Что вызвало затруднения?

– Буква С награждает вас медалями «Я дружу с буквой С». Спасибо.

– А теперь давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними. (До свидания)

  1. Программа обучение и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Практическое пособие – М.: МГОПИ, 1993.
  2. Корнев А.Н.. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Речь, 2003 г.
  3. Песочная терапия в развитии дошкольников. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  4. Изучаем пространство с неропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. – 2е изд., испр.- М.: Генезис. 2016.
  5. Рабочая тетрадь по обучению чтения дошкольников. Соколова Н.В.-М.: Школьная пресса, 2006.
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М., 2001.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М.: Аркти, 2005.

Конспект открытого логопедического фронтального занятия в подготовительной группе “Звук и буква С”

  • ТЕХНОЛОГИИ (3)
  • КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ (5)

Конспект открытого логопедического фронтального занятия в подготовительной группе “Звук и буква С”

Цель: – познакомить детей со звуком и буквой С.

Задачи:

– научить характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам;

– развивать фонематическое восприятие;

– закрепить понятие «предложение».

– упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;

– учить подбирать существительные к местоимениям;

– упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

– воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звуков в спонтанной речи.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [с] (санки, собака, слон, сапоги, сок, стол, сосулька, коса, лиса, колесо, автобус, абрикос, ананас, оса, слон, автобус); буква С , дидакт. пособие «Согласный звук», наборы для составления схем, дидакт. пособие «Домик»; фасоль, картинка девочка с сачком.

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра «Доскажи словечко»

Са-са-са – укусила в нос … (оса).

Со-со-со – нос мой стал как … (колесо).

Сы-сы-сы – нету в комнате … (осы).

Л.: Какой общий звук у этих слов? (Звук [с]).

2. Развитие артикуляционной моторики

– «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик»

3. Развитие мелкой моторики

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья!

4. Развитие общей моторики.

«Чтоб здоровыми мы были»

Чтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили.

Будем книжки мы читать,

Песни петь и отдыхать.

5. Объявление темы занятия.

Л.: Ребята, рассмотрите картинку. Насос выпускает воздух. Какой звук при этом слышится? (С-с-с…). С этим звуком мы сегодня познакомимся.

6. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за

артикуляцией в зеркале.

Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы. (дети стараются сами дать характеристику звуку).

Звук [с] – согласный, глухой, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

7. Связь звука и буквы.

«С» – как серп рисуем с вами.

«С» – свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» – сверкает силуэт.

Дети на столе выкладывают из фасоли букву С.

8. Развитие фонематического слуха.

Игра «Четвертый лишний». Дети выбирают картинки, где присутствует звук [с] или по другим признакам.

Диван, сани , шкаф, кровать.

Шапка, пальто, капуста , шарф.

Груша, сапоги , яблоко, банан.

Лиса, чайка, воробей, голубь.

Выполнение движений по тексту.

Скачет, скачет, скачет мяч.

Припустился резво вскачь.

Приземляйся на носок.

9. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ОС, СА. Характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.

10. Закрепление звука в словах.

а) Дети снимают картинки у девочки Сони. Четко проговаривают их. Делят на слоги. Определяют место звука [с] в слове (дид. игра «Домик»).

б) Л.: Найдите картинки, к названиям которых подойдут слова мой, моя, моё, мои.

(Моя лиса. Мой слон. Мой автобус. Моё колесо. Мои сани.)

11. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений с данными словами. Деление их на слова. Выкладывание графической схемы составленных предложений.

12. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком [с].

Со стола стащила киска

Сыр, сметану и сосиски.

Что же будет есть семья?

Слушай, киска, так нельзя. (Н. Владимирова)

13. Итог занятия.

– С каким звуком мы сегодня познакомились?

– Назовите слова со звуком [с] в начале слова (в середине).

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФНР по теме “Автоматизация звука [с] в слогах, словах, предложениях”. 1-й класс

Класс: 1

Темы:

Логопедическая. Развитие слухового восприятия, произношение и выделение звука «С» в слогах, словах, предложениях.

Лексическая. Антонимы. Дикие животные. Домашние животные.

Грамматическая. Словообразование с помощью суффикса. Уменьшительно-ласкательное значение слова.

Цель: Развитие слуховой памяти и слухового восприятия. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь антонимов.

Задачи:

  • расширение и уточнение словаря по теме дикие и домашние животные;
  • упражнения по словообразованию;
  • совершенствование мыслительных операций – обобщение.

Оборудование: игрушки (собачка, волк); сигнал «Слова-неприятели». Дидактическая игра «Ниткопись». Касса букв. Картинки, тексты, примеры.

Ход занятия

I. Организационный момент.

  1. психологический настрой на работу: игра «Улыбнемся, друг другу»;
  2. дыхательная гимнастика: упражнения по развитию диафрагмального дыхания («Шарик в животике»)
  3. звукодвижения – А, О, У, И, Ы, Э.
  4. фонационные упражнения;
  5. повторение пройденной темы «Слова-приятели»;
  6. проверка домашнего задания.

II. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы узнаем с вами, что слова могут быть не только «приятелями», но и «неприятелями» или, если сказать по другому? – «врагами». На доске сигнал «слова-неприятели». Объяснения детей.

Внимательно послушайте пословицы и найдите в них слова с противоположным значением.

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Ученый водит, неученый следом ходит.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Март сухой да мокрый май – будут каша и каравай.
  • Корова черна, да молоко у ней бело.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Много знать – мало спать.

III. Введение в новую тему

1) демонстрация мягких игрушек: собачка, волк.

Дети должны рассказать какой щенок (каким цветом, размером, характером, где живёт)?

Ответы детей: белый, маленький, добрый, домашний, слабенький. Аналогично дают характеристику волку: (черный, большой, злой, дикий, сильный).

Определяют первый звук в слове и с помощью магнитной кассы букв выбирают первую букву в слове и вешают в ряд около собачки: б, м, д, д, с; около волка: ч, б, з, д, с. Детям необходимо удержать в памяти характеристики животных и ответить на вопросы игры «Наоборот».

– Скажи наоборот: маленький (большой), слабый (сильный), добрый (злой), сытый (голодный), домашний (дикий), белый (черный).

2) Уточнение акустико-артикуляционнной характеристики звука «С».

Дети дают характеристику звуку «С».

«С» – согласный, глухой, твердый, свистящий.

3) Закрепление операции звукового анализа. Дифференцирование свистящих и шипящих звуков.

Определение положения (в начале, середине, в конце слова) звука «С» в словах (с демонстрацией картинок). Дети, с помощью схемы слова и кружочка, устанавливают положение звука «С» в словах: лиса, собака, песец, сорока, сова, овца, лошадь, щенок, заяц, сом, соболь. Назовите по памяти названных животных.

4) Словообразование. При словообразовательной работе параллельно дети определяют дикое животное или домашнее («Если дикое – то хлопни, а домашнее, так топни!»).

Волк – волчонок, олень – олененок, лиса – лисёнок, белка – бельчонок, медведь – медвежонок, кот – котёнок, ёж – ежонок, мышь – мышонок, лошадь – жеребёнок, корова – телёнок и др.

5) Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять
Буду я зверей считать. Сжимают и разжимают пальчики.
Волк, собака, кот,
Слон, корова, крот.
Белка, козлик и лиса, Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.
Вот такие чудеса!
Раздели всех зверей поскорей:
На больших и малышей.

6) Выбери картинку (приложение 3 у автора), составь предложение, состоящее из 4 слов.

7) Упражнение «Ниткопись». Дети на бархатной бумаге выкладывают с помощью нитки букву С.

8) Работа в тетради. Дифференцированные задания трёх уровней сложности.

  • прописывание образца логопеда
  • обводка в воздухе
  • предупреждение возможных ошибок на письме.

Под диктовку, анализируя состав слога, записывают прямые открытые и обратные слоги (са, со, су, сы, ас, ос, ус, ыс). Рисуют схемы слогов.

9) Чтение слогов, слов.

Игра «Реши пример», напиши полученное слово, найди слова с противоположным значением:

ЗА+КА+Т, ЗА-А+ЛО, МА+ЛЫ-Ы+О, МУ-У+НО+ГО, ПА-А+ЛО+ХО, ВО+СО-О+ХО+Д, ДО+БУ-У+РО, ХО+РО+ШО[1].

10) Послушайте текст и перескажите его наоборот.

Пасмурным осенним вечером. (Ясным весенним утром.)
Когда на темном небе, зажигаются звёзды. (Когда на светлом небе, гаснут звёзды.)
Когда хмурое солнце катится за гору. (Когда весёлое солнце поднимается над горой.)
И дует холодный резкий ветер. (И дует теплый слабый ветер.)
Всё звери ложатся спать в свои норки. (Все звери просыпаются в своих норках.)

IV. Домашнее задание.

Что было дальше придумай дома и расскажи на следующем уроке.

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С” НОД в подг. группе

Гурина Ирина Алексеевна

МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени

Конспект НОД (занятия) по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С”

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– совершенствовать умение дифференцировать звуки [С] и [Сь];

– учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

– познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и Сь, её графическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух; зрительную, слуховую память и внимание; артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать навыки сотрудничества, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Ноутбук. Раздаточный материал на каждого ребенка: индивидуальные зеркала, фишки, схемы для определения места звука в слове, предметные картинки, наборы букв из наждачной бумаги и флиса, шнурки, индивидуальные тетради.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям встать в круг и хором повторить:

– Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: Сейчас вы сядете за столы, спинки прямые.

Послушайте, пожалуйста, слова и постарайтесь услышать первый звук в этих словах. Стол, сова, собака, санки

А сейчас я ещё раз повторю эти слова, а вы скажите, с какого одинакового звука они начинаются ? (Ответы детей)

Теперь я произнесу другие слова, а вы так же выделите первый звук в них: сено, синица, серый. (Ответы детей)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и познакомимся с буквой, их обозначающей

Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы правильно произнести звук [С] и [Сь], нужно сделать гимнастику для языка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.

На основе А. С. Анищенкова “Артикуляционная гимнастика”
Этот маленький дружок
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Серенькая кошка. (Упражнение ” Кошечка сердится”.)

Светит солнышко с утра

– В гости к тётушке пора! ( Упражнение “Дятел”. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков “дддд” и “тттт”)

Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт. ( Упражнение ” Блинчик”)

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка –
Цок, цок, цок, цок, цок,. ( Упражнение ” Лошадка”)

Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает. ( Упражнение ” Вкусное варенье”)

Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья! ( Упражнение “Непослушный язычок”)

Логопед: Молодцы!

Упражнения в правильном произношении звуков [С] – [Сь].

– А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , покажите зубы, чтобы они были похожи на заборчик.Между зубами оставьте маленькую щель , кончик языка положите за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Произнесём ССССС. (Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.)

Произнесём СьСьСьСь. (Дети произносят звук хором, по одному.)

Подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

Характеристика звука

Логопед: – Дайте характеристику звуку [С].

Дети: Звук [С] – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Игра «Будь внимательным»

Логопед: – Если услышите звук [С] в словах поднимите синий квадрат, а звук [Сь] – зеленый. (Лиса, сентябрь, солнце, лист, лось, синица, собака, аист).

Динамическая пауза

Самолёт (Логопед: – Какой звук слышим в начале слова Самолёт?)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны — в полёт (Руки разводим)
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд, (Правая рука вперёд)
Левое крыло вперёд. (Левая рука вперёд)
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Имитация полёта самолёта)

Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Определение места звуков [С] – [Сь] в слове.

Логопед: – Сейчас мы будем определять место звуков [С] и [Сь] в словах. Перед вами лежат “Звуковые” вагончики и фишки. На доске вы видите картинки. Нужно самостоятельно определить какой звук в слове [С] или [Сь] и в какой части слова он находится и положить нужную фишку (синюю или зелёную) в нужное окошко вагончика. (На доске поочерёдно логопед помещает картинки: Аист, сом, рысь, синица.

Знакомство с буквой С.

Логопед: -Вспомните, чем отличается звук от буквы?

– Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С] и [Сь]. Это буква С (называем как звук). Рассмотрите букву С. На что она похожа?

Буква С возникла вдруг.

Прорисовываем в воздухе букву С, выкладываем из шнурков.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в парах: Логопед: – А сейчас возьмите карточки с буквами С ( из наждачной бумаги и флиса) и потрогайте ладошками, обведите пальцами и ощупайте эту букву. Поменяйтесь буквами с соседом и снова потрогайте букву. Какая это буква? Молодцы!

Работа в тетрадях. Штриховка буквы С и прописывание (простыми карандашами) по образцу.

Дидактическая игра: “Придумай слово”

Логопед кидает мяч детям называет слоги -са, -сы, -со, -си, -су. Дети придумывают слова с этими слогами

Итог занятия

Логопед: – С какими звуками мы работали сегодня на занятии? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие задания было интересно выполнять.

Оценивание деятельности учащихся.

Список используемой литературы:

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.
  1. 3. https://www.maam.ru
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0005337

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звук [С] и буква С»

Екатерина Маркова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звук [С] и буква С»

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе.

Тема: «Звук и буква С».

Цели и задачи:

Уточнить произношение звука [С] и закрепить правильную артикуляцию,

закрепить навыки звукового-анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности и активности.

Оборудование. Предметные картинки. Карты-схемы.

Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики.

1. Оргмомент.

Логопед: «Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и скажем им «Здравствуйте». Мне хочется, чтобы у вас сегодняшнее занятие было добрым, интересным и радостным. Давайте поиграем».

«Вы должны выполнить мою просьбу при условии если я скажу слово «ПОЖАЛУЙСТА».

– поднимите руки вверх, пожалуйста;

– опустите руки, пожалуйста;

– похлопайте в ладоши;

– постучите по столу;

– похлопайте в ладоши, пожалуйста;

– послушайте меня внимательно, пожалуйста.

2. Актуализация опорных знаний.

Логопед задает вопросы:

Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

Как можно назвать ее ласково? (Зимушка – зима.)

А какая она? (Морозная, снежная, метельная, лютая, суровая, бела, красивая, радостная, сказочная.)

Дети, за что вы особенно любите это время года? (Новый год, подарки, санки, коньки, лыжи, горки)

3. Основная часть занятия.

Логопед: «Зима прислала нам письмо. Хотите прочитать его? Вот оно! «Разгадайте мою тайну и тогда в конце пути вы получите от меня подарок».

Смотрите ребята в письме какие-то рисунки-знаки, думаю, что в них как раз и кроется, та самая тайна».

Первый знак – «улыбка». Давайте улыбнемся.

Второй знак – «заборчик». Мы с вами умеем делать «заборчик», надо улыбнуться и показать зубки.

Третий знак «вьюга». Как же можно ее сделать? (Нужно улыбнуться, сделать заборчик и через маленькое расстояние между зубами выдохнуть холодную воздушную струю.)

Дыхательное упражнение.

Детям раздаются бумажные снежинки на ниточках. Они держат их за ниточки и выдыхают через рот, не раздувая щеки так, чтобы снежинки колебались.

Логопед достает очередной рисунок из конверта: «А вот и четвертый знак – «коробка, засыпанная снегом», давайте сдуем снег и увидим, что там. Ребята, что мы увидели? Картинки: сумка, совок, свинья, сабля. Что общего в этих словах? (Они начинаются со звука «С».) Что вы знаете про этот звук? Давайте дадим ему характеристику».

А как он выглядит? Логопед демонстрирует букву «С». Давайте поднимем руку и нарисуем букву в воздухе (дети вместе с логопедом рисуют букву).

Логопед снова достает из конверта рисунок -знак.

Пятый знак – «мяч», похоже, что нам пора поиграть.

Игра с мячом «Эхо».

Логопед: «Давайте встанем в круг, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги.

– Ребята, а теперь я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слова.

«С-О-Н, Л-Е-С, Н-О-С, С-Ы-Н, К-О-С-А, Л-И-С-А, Б-У-С-Ы, С-О-Д-А, С-Т-О-Л, С-Л-О-Г, С-О-Д-А».

Динамическая пауза. Снежинки.

В вихре морозном снежинки несутся, Бегут на носочках по кругу, взмахивая руками.

Роем блестящим кружатся и вьются. Кружатся на месте. Руки на поясе.

Белыми пчелами вдруг обернутся, Вновь бегут по кругу на носочках.

Мерзлой земли на минуту коснутся. Приседают.

Снова закружатся в пляске морозной, Встают и кружатся на носочках.

В небо взлетят, как хрустальные звезды. Снова бегут по кругу.

Логопед достает из конверта рисунок- шестой знак, «вопросительный знак», «Ребята, нам нужно что-то угадать».

Игра «Угадай слово».

Я буду произносить слова, а вы добавляйте звук «с» и угадывайте слово:

ле., поя., фику., анана. ,компа. ,ква. ,уку. ,но. ,насо. ,автобу., воло., фоку. ,

.апог, .овет,.ынок, .обака, .уббота, .амолёт, .ундук, .алфетка, .олома,.оловей, .угроб, .огреть.

Игра «Найди место звука».

Логопед: «Я буду показывать вам картинки, а вы должны определить в каком месте находится звук «С» в названии изображенных предметов и поднять карточку с нужной схемой (на схеме нарисовано в какой позиции находится звук в слове – начало, середина, конец слова).

Слова для предъявления: сани, сапог, бусы, нос, усы, собака, кокос, капуста, скамейка.

Ребята у нас есть еще один знак, седьмой – «рука». Скажите, что нужно делать, если руки замерзли? Давайте их погреем:

Упражнение самомассаж «Замерзли ручки».

Что нужно делать, если руки замерзли? Давайте их погреем:

1. Растираем рукой другую руку;

2. Отдельно каждый палец с нажимом от основания к кончикам;

3. Прокатываем между ладонями карандаш;

4. Катаем каштан по кругу на ладони;

5. Катаем шишку в руках;

6. «Натягиваем» рукавицы.

4. Завершение занятия.

Логопед: «Ну вот и подходит к концу наше занятие, спасибо вам, какой звук и букву мы сегодня изучали? У нас остался еще последний знак, который и поможет разгадать тайну и узнать, где находятся подарки. На нашей последней картинке нарисован сундучок, давайте посмотрим вокруг и найдем его». Дети находят сундучок и получают подарки от Зимушки.

Логопед: «Спасибо за занятие, досвидание».

Конспект фронтального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Звук [у] (знакомство)» Конспект фронтального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Звук У (знакомство)». Цель: Познакомить.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [а], буква А» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.» Задачи: Коррекционно.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук Н» Конспект занятия в старшей логопедической группе: Звук «Н» Программное содержание: 1. Познакомить детей со звуком «Н». 2. Научить характеризовать.

Конспект фронтального занятия на тему «Звук [Ю] и буква Ю» Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза по теме «Звук и буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепление навыков звукового.

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе «Звук [И] и буква И» Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И». Познавательные: Познакомить знакомить со звуком [И] и буквой И; Закрепить представления.

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР «Звук [К] и буква «К» Тема: Звук и буква К. Задачи : Развитие фонематического слуха; формирование фонематического восприятия;.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ч], буква Ч» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Ч], буква Ч ЗАДАЧИ Образовательные: 1. Закрепить.

Конспект логопедического занятия «Звук [Ж] и буква Ж» в подготовительной группе для детей с ТНР Цель: формирование четкого произнесения и различения [ж]. Задачи: Образовательные: 1. Развивать умение предварительного планирования хода.

План-конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж» План – конспект фронтального занятия по обучению грамоте Тема: «Звук и буква [Ж]» (2 занятия) Составила и провела логопед Кузнецова С. М.

Читайте также:
Звук и буква Б - конспект логопедического занятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: