Звук и буква П – конспект группового логопедического занятия

Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой [П]

Знакомство со звуком [П]

Тема: знакомство со звуком [П].

Цель: познакомить детей со звуком [П].

  1. Научить детей четко произносить звук [П];
  2. Научить детей дифференцировать звук [П] на слух и в произношении;
  3. Учить детей произносить серию слогов со стечением согласных;
  4. Развивать у детей фонематические представления;
  5. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: изображение Почтальона Печкина, коробочка с игрушками, начинающимися на звук [П]: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник, картинка с символом звука: самовар кипит: ППППП…, картинки, начинающиеся на звук [П]: паук, погремушка, помидор, подушка, пальто, картинки, начинающиеся на другие звуки: молоток, огурец, ножницы, самовар.

I. Организационный момент.

Введение в тему «Посылка от Почтальона Печкина»: сообщаем детям о том, что Почтальон Печкин принёс для них посылку, нужно её найти.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Назови игрушку и выдели первый звук». Педагог достаёт по одной игрушке, дети называют их: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник. Затем определяют, какой одинаковый звук слышится в начале этих слов.

2. Артикуляция звука [П]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [П]: вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: самовар кипит: ППППП…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [П]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (его нельзя пропеть, губки создают преграду). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; ПАША, КАТЯ, ПОМИДОР, МАШИНА, ГРАД, ПОЕЗД, ПАУК.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
ПТЫ-ПТА-ПТО-ПТУ.
2. Д/и «Скажи наоборот»: ПА-АП; ПО-…; АП-ПА; ОП-…; УП-….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [П] и на другие звуки). Педагог просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук П, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как кипит самовар? Звук [П] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы от Почтальона Печкина.

Знакомство с буквой П.

Тема: знакомство с буквой П.

Цель: познакомить детей с буквой П.

1. Учить детей выкладывать букву П из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву П среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: паучок, картинка с воротами в виде буквы П, изображения различных букв, с которыми дети уже познакомились.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой П.

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [П]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Закончи слово»: педагог говорит начало слова, а детям предлагается добавить последний слог, чтобы получилось слово: ПОМИДО-…(РЫ), ПАЛЬ-…(ТО), ПТИ-…(ЦА), ПОДУШ-…(КА), ПРЯ-…(НИК), ПОЧ-…(КА).
2. Д/и «На что похожа буква П?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним приполз паучок и принёс букву. Какую? (Букву П). Спрашиваем у ребят на что похожа буква П? (На ворота). Педагог показывает соответствующую картинку.
Подсказка: буква П в футбол играла, как ворота простояла, простояла целый матч, не поймав ни разу мяч.
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.
3. Д/упр. «Построй букву П»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: Г, П, Т, Н;
-«Обведи букву».

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

2. Загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
( Пчела ).

В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
( Паук ).

Набита пухом,
Лежит под ухом.
( Подушка ).

V. Итог.
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома и на улице предметы, которые начинаются на звук П.

Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: «Звук и буква П»
материал по развитию речи (старшая группа)

Тема: Звук [П], [П′]. Буква П

Цели занятия

  1. Коррекционно – образовательные:

– Закрепить умение придумывать слова на заданный слог

– Закрепить умение на слух определять односложные и многосложные слова

– Закрепить произношение и различение звуков [П] и [П′],

– Знакомство с буквой П

– Продолжить формировать навыки анализа и синтеза слогов

2. Коррекционно – развивающие:

– Развивать фонематический слух и восприятие

– Развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, память, мышление

– Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику

– Развивать аккуратность при работе на листочках

3. Коррекционно – воспитательные:

– Воспитывать у детей самоконтроль за речью

– Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности

Демонстрационный материал: мяч, магнитная доска, ноутбук, магнитный алфавит

Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с заданиями, цветные карандаши, круги синего и зеленого цвета

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zvuk_i_bukva_p.doc 1.17 МБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему “Звук и буква Жж. Семья.”

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы “Семья”.

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»

ема «Звуки Х – Хь»Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.Задачи:• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнят.

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук Н».

Тема «Звук Н»Цель: познакомить детей со звуком Н, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.Задачи:• коррекционно – образовательные: учить выделять первый и после.

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР “Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой”

Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: “Звук и буква С”

Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:— познакомить детей со звуком и буквой С;— научить характеризовать его по акустиче­ским и ар.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»

Это конспект по ознакомлению со звуком и буквой “К”. В данном конспекте применены элеметы технологии проблемного обучения, игровые технологии.

Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. “УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ”.).

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с заиканием на тему “Звуки П и Пь”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Образовательные:
    • уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];
    • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
    • учить определять позицию звука в словах;
    • познакомить детей с графическим образом буквы П;
    • учить анализу и синтезу слогов АП, ПА.
  • Коррекционные:
    • развивать артикуляционный аппарат детей; нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры;
    • развивать речевое дыхание;
    • развивать слуховую память, внимание и восприятие;
    • развивать умение концентрировать внимание;
    • учить строить грамматически правильные предложения;
    • закреплять умения согласовывать слова в предложении;
    • совершенствовать навыки плавной речи.
  • Воспитательные:
  • воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: предметные картинки (два мальчика Петя и Паша, парусник, почтальон); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия); конверты с заданиями; предметные картинки на звук “П” в начале слова, карандаши, карточки с картинками и схема позиции звука в слове, наборы для составления схемы слога, индивидуальные зеркала; буквы.

I. Организационный момент

Логопед: Мне приятно вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу и начнем заниматься.

Психологический настрой

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
И друг другу не мешать.
На занятиях, в игре
Спокойно, плавно говорим.
И никуда мы не спешим.

II. Релаксация. Развитие общей моторики, голоса, дыхания, мимики. Массаж лица

1. Общее расслабление

Логопед: Давайте в начале занятия мы еще чуть-чуть отдохнем, а затем выполним нашу артикуляционную гимнастику.

Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

2. Массаж лицевых мышц

Логопед: Сегодня на улице очень холодно, мы всегда бодрые и весёлые, потому, что нам помогает массаж “Наше солнышко”. Покажем, как мы его делаем? Ладошка – это солнышко, а пальчики– лучи.

Солнышко, милое (поглаживающие круговые движения правой рукой левой ладони и наоборот поочередное поглаживание пальчиков)
Поделись своей силою
Просыпайтесь лучики
Согревайтесь, рученьки
Солнце личико согрело (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей)
Потеплело, потеплело
Разотрем мы щеки, нос (поглаживание от носа к средней части ушей)
Не догонит нас мороз
Наши губки улыбнулись (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.
Наши ручки потянулись Потянуться руками вверх

Логопед: Улыбнемся еще раз друг другу и займем свои места.

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Окошко», «Расческа», «Самовар пыхтит», «Маляр».

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. Сообщение темы занятия

Логопед: Посмотрите у нас в гостях Паша и Петя (Выставляются картинки с изображением двух мальчиков).Какой первый звук вы слышите в их именах? Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках [П], [Пь].)

2. Характеристика звуков [ П |. [Пь|

Логопед: Возьмите зеркала. Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются.) Звук [П| гласный или согласный? (Согласный). Положите руку на горло, произнесите звук [II]. Голос спит или звенит? (Спит.) Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой.) Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|.) А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко.)

3. Развитие фонематического восприятия

Логопед: Паша и Петя любят играть на пианино. Давайте вместе с вами сыграем их любимые песенки

Игра «Звуковое пианино»

Логопед предлагает детям поиграть на «Звуковом пианино» и сыграть песенки

Слоги с твердым звуком проигрываются на синих клавишах, а с мягким согласным звуком на зеленых клавишах.

4. Развитие фонематических процессов

Логопед: Паша и Петя собираются отправиться в кругосветное путешествие на паруснике (Выставляется картина с изображением парусника).Давайте поможем им собрать в дорогу чемоданы.

Игра «Раздели на слоги»

Предметные картинки: па-лат-ка, пу-го-ви-ца, по-душ-ка, пе-че-нье, пи-ла, пись-мо и др.

5. Дыхательное упражнение

Логопед: Чемоданы собраны. Пора в путь. Давайте поможем нашему паруснику отправиться в путешествие

Упражнение «Надуваем паруса»

Паруса мы надуваем,
Животик рукой мы проверяем.

6. Физпауза Упражнение «Кораблик»

Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем

7. Дифференциация звуков. Игра «Почтовые ящики»

Логопед: Долго наши ребята находятся в пути. Много писем им отправили друзья. Посмотрите, кто это? (Это почтальон.) Что он нам принес? (Письма.) Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П.) Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь].) Это письма для Паши и Пети. Давайте поможем почтальону рассортировать письма по почтовым ящикам. Будем отправлять письма с картинками, которые начинаются со звуков П и Пь по почтовым ящикам.

8. Формирование фонематического анализа и синтеза

Игра «Письма»

Логопед: Ребята, посмотрите нам тоже пришли письма от Пети и Паши. Это не простые письма, а письма-задания. Они просят нас помочь им выполнить задания.

Логопед: Вот в первом письме ребят просят заменить первый звук и узнать, какие слова получатся.
Заменяем первый звук в словах на звук П: точка, тачка, карта, мальчик, мост, кол.
Заменяем первый звук на звук Пь: лекарь, лесенка, лесок, зелёнка, вила, медаль.

Логопед: нужно определить место звука в словах с использование звуковой линейки «Рыбки».
Слова: суп, укроп, повар, лампа, пила, копилка, пень.

Детям предлагается выполнить звуковой анализ слогов АП ПУ ОП

Логопед: Нужно составить слова из первых звуков названий картинок. (Предъявляются картинки.)

Сова, усы, пушка (слово «суп»).
Плита, улитка, хлеб (слово «пух»).
Панама, антенна, роза (слово «пар»).

Логопед: Какой общий звук во всех словах? ([П] ). Назовите слова, начинающиеся со звука [П]. (Пух, пар.). Назовите слово, где звук [П| в конце. (Суп.) Где звук [П| в середине? (Лапа.)

9. Знакомство с графическим образом буквы П

Логопед: Ребята, нужно помочь починить букву П. Но что бы выполнить задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота.) Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.

Буква П на мост похожа,
По мосту идет прохожий.
А внизу через проход
Проплывает пароход.

10. Восстановление графического образа буквы П

Логопед: Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста. (Детям раздаются картонные элементы буквы П, из которых они складывают букву)

Вариант выполнения задания на доске

11. Закрепление зрительного образа буквы П иразвитиеконцентрации внимания

Логопед: Петя и Паша просят вас найти и подчеркнуть все буквы П (на листках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).

А П У И П Л П А О Д П У О И П С Н М П А И О У П П Ы В Т Г П О К П И О П

12. Работа над предложением

Логопед:Вот и подошло к концу путешествие ребят. Парусник друзей прибыл в порт. Давайте выложим схему предложения

Вариант предложения для анализа: Парусник прибыл в порт.

Анализ предложения: подсчет слов в предложении, определение первого, второго и третьего слова.

IV. Развитие лексико- грамматической стороны речи

1. Упражнение «Какой, какая, какие?»

Логопед: Петя и Паша какие? Какое это было путешествие? Парусник какой? Письма были какие?

2. Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.

Проговаривание чистоговорок со звуками П и Пь

Логопед: Паша и Петя за время своего путешествия многому научились и сочинили небольшие стихи об этом. Давайте их послушаем, а потом вместе попробуем произнести.

Па-па-па – в пути нужна крупа.
Пу-пу-пу – забыли мы крупу.
Пы-пы-пы – плохо без крупы.
Пей-пей-пей – воду сырую ты не пей.
Пи-пи-пи – знания копи.

IV. Итог занятия

Оценка работы детей.

Логопед: Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня учили? ([П], [Пь].) Назовите по одному слову со звуком [П].

Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи на тему «Звук и буква П»

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Конспект составлен для детей средней группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. Третий период обучения.

Тема: Звук и буква П

  • познакомить со звуком [п], буквами П, п.
  • Уточнение и расширение словаря по теме «Весна. Признаки весны». Ознакомление с буквой П. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.
  • Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.
  • Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа и синтеза, счетные палочки, картинка поезд с прорезями для букв, буквы для поезда, изображение пройденных букв на плоскостных воздушных шариках, сюжетные картинки «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, кубики Зайцева.

Ход занятия

1. Организационный момент «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет.

– Ребята, здравствуйте! Сейчас мы с вами настроимся на занятие, сосредоточимся. Я буду говорить о времени года, сядет тот, кто скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. (Логопед обращается к каждому ребенку)

– На улице всё тает, и появляются ручейки…

– Перелетные птицы улетают в теплые края…

– Люди загорают и купаются в реке…

– Дети катаются на лыжах и санках…

– Молодцы, вы были очень внимательными и не сделали ошибок.

2. Объявление темы занятия.

– Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

3. Рассказывание логопедом стихотворения. [Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.]

– Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Поля Павлу погремушку
Положила под подушку.

– Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

– Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?

– Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.

– Верно, ребята мы сегодня познакомимся со звуком [п] и буквой П.

– Узнаем, что это за звук и как выглядит буква П. Готовы?

4. Анализ артикуляции звука [п].

– Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

– Это согласный звук.

– Давайте проверим, можно его петь или нельзя?

– Его нельзя петь.

– А почему нельзя спеть? Что мешает: губы, зубы или язык?

– Мешают губы, они плотно закрыты и не дают воздуху свободно выходить

– Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? Синим кружком.

5. Упражнение «Внимательные ушки». [Развитие фонематического восприятия.]

– Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков. (Я буду говорить, а вы будете хлопать (ловить), если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.

– Отлично. Вы были очень внимательными и без ошибки услышали и поймали все звуки [п].

6. Упражнение «Что получится?» [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом (кружками красного и синего цвета) для звукового анализа.

– А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Эта игра научит вас соединять звуки и превращать их в слоги, а так же обозначать их нужными цветами.

– Если я сначала произнесу звук [а], потом звук — [п]. Что получится? Ап.

– Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким звук [п]?

– Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] — синий.

Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске, положив слева красный кружок, а справа — синий.

– Если я произнесу [у], потом [п], что получится? Уп.

– Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание, выкладывая кружки перед собой на столе.

– Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [п], потом — [а], что получится? Па.

– Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом — [па], что получится? Папа.

– Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вы научились соединять звуки в слоги и составлять цветовые схемы.

7. Знакомство с буквой П. [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.]

– Со звуком [п] мы познакомились, теперь давайте посмотрим, как выглядит буква П.

– Посмотрите на картинку. Вы видите букву П. Почему она синего цвета?

– Верно. Из скольких палочек она состоит? Из трех.

– Правильно. Сложите букву П из палочек.

Дети выполняют задание.

– Какую букву вы написали? Букву П.

8. Подвижная игра «Живой конструктор»

– Ребята, давайте теперь поиграем в игру живой конструктор. Сейчас мы из ребят будем выкладывать букву П, чтоб запомнить как она выглядит. Выходите на ковер.

– Сколько детей нужно, чтоб сложить букву П? Три ребенка.

– Как мы разместим детей на ковре?

– Два ребенка лягут ровно, как столбики, а один ребенок сверху, как шляпка.

– Молодцы! Отличная получилась буква П. Теперь вы знаете, как она пишется и ни с чем не перепутаете.

9. Динамическая игра «Вспомни слово». [Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

– А теперь игра «Вспомни слово». Давайте встанем в круг и вспомним, как вы можете придумывать слова на заданный звук. Я покажу вам букву, на шарике. Мы будем передавать шарик с буквой, к кому он попадет, тот должен придумать слово на этот звук и передать шар дальше.

– Звук [а]. Аист. Астра. Алла. Алик.

– Звук [у]. Улей. Утка. Ушки. Улица.

– Звук [о]. Ослик. Осень. Оля. Обруч.

– Звук [и]. Ира. Искры. Иглы. Индюк.

– Молодцы, ребята! Вы смогли вспомнить и назвать слова, на любой звук.

10. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слогов и слов.]

Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.

– А сейчас давайте научимся читать слоги со звуком [п].

– К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

– Верно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось? Па.

– Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой А и возьму вагончик с буквой У, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой п. Что получилось? Уп.

Аналогично составляются и читаются еще 2—3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.

– Но наш вагончик может возить не только буквы, но и слоги. Прочитайте, какой слог привез первый вагончик. Па.

– Какое слово привез наш поезд? Папа.

– Кого вы видите на картинке? Прочитайте слово под ней. Папа.

– Вот какие вы молодцы! Уже умеете читать не только короткие слоги, но и слова!

11. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания.]

– Ребята, а сейчас мы с вами будем учиться печатать букву П.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы П, п. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? Синим.

– Почему? Буква П — согласная.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

– Какие предметы нарисованы у вас в тетради?

– Пальма, попугай, помидор.

– С какого звука начинаются эти слова?

– Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала я пишу сверху вниз палочку, рядом с ней другую, а потом соединяю их перекладиной слева направо. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут букву в тетради, логопед оказывает им помощь.

– Ребята, вы научились писать букву П самостоятельно. Молодцы!

12. Работа с кубиками Зайцева.

– Ребята, пойдемте на ковер, поиграем с кубиками Зайцева, на которых написаны разные буквы и слоги и найдем слоги со звуком [п].

– Найдите слог ПА, теперь ПО, ПУ.

– А теперь давайте составим букву П из кубиков.

(дети составляют образ буквы П на ковре)

13. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

– Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?

– Мы познакомились с буквой П и узнали, что она согласная.

– Какие слова на звук [п] вы запомнили?

– Пальма, папа, помидор, попугай, платье, платок.

– Вы очень хорошо занимались сегодня. Выполнили все задания, узнали новую букву, научились ее слышать, видеть и писать.
Похлопайте себе!

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [П], [П’]. Буква П»

Содержимое публикации

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [П], [П’]. Буква П»

Коррекционно -образовательные:- закрепить механизм образования звука;- закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п’];- упражнять в выделении звука из слова, определять позицию звука в слове; – соотносить звук с буквой П; составлять звуковой анализ слова.

Коррекционно- развивающие: – развивать фонематическое восприятие, внимание;- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные:- воспитывать положительное отношение к занятиям;- воспитывать умение контролировать собственную речь.

Оборудование:зеркала; предметные картинки в названиях которых есть звук П; демонстрационные картинки буквы П; касса букв и слогов, корзинки со схемой для определения места звука в слове; разноцветные квадратики для звукового анализа; гномики Пин и Пан.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Общее расслабление «Листопад»

Листья осенние тихо кружатся,

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.

Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко.

Улыбнулись, обрадовались

Но вдруг набежала тучка. Нахмурились, огорчились

Но ветер унес тучки и вы снова. Улыбнулись

Артикуляционная гимнастика

Упражнения: улыбка-трубочка, качели, лошадка, вкусное варенье

II .Введение в тему.

Ребята, вы должны сегодня быть внимательными и старательными, тогда мы узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это веселые гномики Пин и Пан. Они познакомят нас с новым звуком.

Гномики принесли нам картинки, но они без цвета. Давайте поможем гномам узнать, что же изображено на их картинках.

Попытайтесь узнать и назвать предмет.

(петух, попугай, пингвин, павлин, пеликан)

Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли разглядеть узнать птицу по черно-белой картинке.

Игра “Какой одинаковый звук спрятался в словах?”

Назовите картинки. Какой первый звук во всех этих словах? (звук П)

как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (П)

К нам сегодня не случайно в гости пришли гномики Пан и Пин. Как вы думаете почему? (в именах гномиков есть звуки П и П’)

У гномиков сегодня с самого утра было замечательное настроение. Им вдруг захотелось петь. Они вдохнули свежего, прохладного, осеннего воздуха, открыли рот и приготовились петь. Но в это время их губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и они запыхтели.

Пан – как паровоз: “П – п – п!” Как не старался, он сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и произносил твердый звук П – П – П

А Пин тоже пыхтел, но произносил мягкий звук П’ – П’ – П’

– Мы не можем петь! Мы просто смешные «пыхтелки».

И у них совсем испортилось настроение.

Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.

Давайте поднимем им настроение и поиграем с ними.

Игра “Пыхтельщики”

Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально в зеркало, наблюдая за артикуляцией)

– Что делают губы при произнесении звука П?

Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро.

Какой это звук? Гласный или согласный? Согласный. Почему?

Когда мы его произносим, воздух встречает преграду (губы).

Он глухой или звонкий? Глухой. Почему? (горлышко не дрожит)

Расскажем о звуке П.

Как вы думаете, какой характер у звука П?

Звук П согласный, глухой, твердый, сердитый П – П – П мы его обозначаем синим цветом

А звук П’ – П’ – П’ согласный, глухой, мягкий, ласковый. Мы его обозначаем зеленым цветом.

Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики»

Гномик Пан и Пин будут играть с вами и узнают хорошие ли вы сигнальщики?

Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П – поднимаем синий сигнал, на звук П’ – зеленый сигнал (сигнальные карточки)

Звуки – А, Т, П, К, У, П’, М, О, П, П’ и т.д.

Слоги – ПА, ПИ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПЯ и т.д.

Слова – пальма, ива, персик, пихта, осина, пень и т.д.

5. Пальчиковая гимнастика “Петушок”

Петушок наш вдруг проснулся,

(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)

Прямо к солнцу повернулся.

(повертеть кистью руки в разные стороны)

Кукарекнул раз, два, три!

(разводить и сводить указательный и большой палец)

Ты сегодня не проспи.

6. Определение места звука П в слове.

– Разложите карточки с картинками в названиях которых есть звук П в нужную корзинку.

-Давайте вспомним, если на схеме корзинки кружочек в первом квадратике, значит звук П стоит в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.

7. Соотношение звука с буквой

Ребята, а вы знаете, звуки [п],[п’] обозначаются одной буквой? П (на доске карточка буквы П).

На что похожа буква П. Где спряталась буква П? (картинка на доске – стул, стол, дверь ворота).

На хоккее, на футболе

буква П – ворота в поле.

Давайте из пальцев сделаем эту букву.

Выкладывание из счетных палочек.

Рисование на песке.

8.Составление звуко-буквенного анализа слов.

Давайте выложим эти слова из букв разрезной азбуки, которая находится в ваших кассах А теперь мы сделаем звуковой анализ слова ПАН и ПИН с помощью красных, зеленых и синих квадратиков вместе со мной. Давайте вспомним, что мы обозначаем синим квадратиком, что красным, а что зеленым.

А теперь я каждому раздам картинку с его словом и вы самостоятельно сделаете звуковой анализ слова.

9. Обведение буквы П по контуру и заштриховывание.

III . Итог занятия.

С какими новыми звуками и буквой нас познакомили гномики Пан и Пин?

Они не просто играли с нами, они радовался вашим успехам.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П»

Пояснительная записка

Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и начальному обучению грамоте детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.

Логопедическая работа при любой патологии речи должна строиться с учетом ее патогенетических механизмов.

У детей с патологией опорно – двигательного аппарата в процессе обучения возникает целый ряд трудностей при усвоении программного материала.

Эти трудности обусловлены определенными причинами, к числу которых относятся:

— нарушение просодической стороны речи

— искаженное развитие фонетико-фонематической системы

— нарушение лексико-грамматического строя речи

— недоразвитие пространственных представлений

— нарушение зрительного восприятия

— несформированность временных представлений и др.

Предложенный конспект занятия для детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в овладении элементам грамоты и формированию фонетической стороны речи построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Применение различных игр и упражнений позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала, что в конечном итоге обеспечивает лучшее запоминание и усвоение.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими. Одновременно с закреплением правильного произношения звука разнообразные игры развивают фонематическое восприятие, упражняют в звуковом анализе и синтезе, закрепляют навык написания букв, обогащают словарь, совершенствуют связную речь, воспитывают умение работать самостоятельно и таким образом всесторонне готовят дошкольника к обучению грамоте.

Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.

С учетом психоэмоциональных, речевых, двигательных особенностей в содержание занятия включены упражнения направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Логопед приглашает детей в увлекательное путешествие по очень необычной стране. На занятии дети уточняют характеристику звуков (П), (Пь) по артикуляционным и акустическим признакам, поют, определяют место звука в слове, знакомятся с буквой (П), выполняют игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, развивают мелкую моторику пальцев.

Данное занятие направлено на выработку умения дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие – глухие, твердые – мягкие.

Задания выполнены на индивидуальных карточках (предварительно заготовленный раздаточный материал в виде предметных картинок), так как внимание детей концентрируется на данном объекте и позволяет лучше сосредоточиться. Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии несет положительный эффект.

Конспект занятия «Звуки (П — Пь), буква П»

Цель:

  • Продолжить знакомство со звуками П и Пь, учить давать характеристику звуку.
  • Формировать навыки фонематического восприятия.
  • Формировать умение находить место звука в слове.
  • Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.
  • Познакомить с буквой П.
  • Развивать мышление, произвольное внимание.
  • Развивать графические навыки.

Оборудование:

  • Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).
  • Предметные картинки на изучаемый звук.
  • Предметные картинки на звук (П) (с липучками), любые другие картинки.
  • Каточки для игры «Звуковая мозаика». Карточка разделена на 12 квадратов: 4х3.
  • Тактильная дорожка, выполненная из гороха (количество дорожек по числу детей).
  • Кубики синего и зеленого цвета
  • 2 столика, 2 скатерти синего и зеленого цвета
  • Игрушки: паучок, пингвин
  • Бархатная бумага, шерстяные нитки.
  • Cчетные палочки.
  • Карточки-сюрпризы: буква П и Пь

Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Дети: Паучок.

Логопед. Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Дети: Пингвин.

  1. Сообщение темы

Логопед. Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.

— Какой первый звук в имени ПАК?

Дети: Звук П.

Логопед. Какой первый звук в имени ПИН?

Дети: Пь.

Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П. Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

— Чем отличаются звуки?

Дети: Звук П – твердый, звук Пь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки П и Пь согласные, глухие.

Логопед: Докажите, что звуки П и Пь согласные?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы.

Логопед. Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

Логопед. Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

  1. Развиваем фонематический слух

Логопед. Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У ПАКА – синий кубик, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кубик, обозначающий звук Пь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.

(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: П, П, Пь, П, Пь,……

Логопед. Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Присядь, когда услышишь звук Пь.

(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.

(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)

Логопед. ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

У ПИНа – зеленый.

(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)

Логопед.Что у тебя?

Ребенок: У меня пуговица.

Логопед. Кому дашь?

Ребенок: Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

Логопед. Молодцы! Все картинки разложили правильно.

  1. Определить место звука в слове.

Логопед: Карточки для определения места звука в слове положите перед собой. Звуки П и Пь прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). (Логопед раздает детям предметные картинки:

Пплатье, лопата, сапоги, поезд, посуда, репа

Пь – апельсин, пиджак, петух, кирпичи, пила, пижама

Логопед: Где ты слышишь звук П (Пь) в слове ЛОПАТА, в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук П (Пь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

  1. Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Работа с карточками.

— Определи, какой в слове первый звук П или Пь?

— Какое слово лишнее? Почему?

(каждому ребенку выдаются карточки со словами: перчатки, поезд, пират; повар, пальма, письмо; подушка, пироги, пила; печь, посуда, полка; парусник, почтальон, пион; пижама, перчатки, помидор)

  1. Физкультминутка.

Логопед. ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:

Два веселых друга гуляли по двору (имитация движений)

Два веселых друга затеяли игру.

Делали головками: пик, пик, пик. (наклоны головой влево — впараво)

Хлопали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп. (имитация движений)

Топотали ножками: топ – топ – топ.

  1. Развиваем фонематический синтез.

Логопед: Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П (Пь) и получи новое:

точка – почка речка — печка

карта – парта лесок — песок

тачка- пачка леченье — печенье

волк – полк зеленка — пеленка

щелка – полка лесенка — песенка

галка – палка лекарь – пекарь

  1. Развиваем фонематический анализ.

Логопед. Игра «Звуковая мозаика».

Приготовьте карточки для игры «Звуковая мозаика». Слушайте внимательно и определяйте звуки старательно.

(Логопед называет слова, а дети определяют звуки П – Пь в словах и в каждый квадрат ставят соответствующий символ звука.)

Слова: подушка, поезд, пальто, пони

палка, пион, пилот, пушка

почта пекарь, пианино, парашют

— Какие слова на звук Пь вы запомнили?

— Что напоминает этот узор? (Буква П)

9.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед. П – похожа на пенек Подходящие ворота

Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

— определяем левую – правую стороны бумаги, верх – низ.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

— Ниточки одинаковые или разные? (2 длинные, 1 короткая)

(Выкладываем букву на бархатной бумаге из шерстяных ниток, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе; выкладываем букву из счетных палочек.)

  1. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Паучок Пак и пингвин ПИН приготовили вам подарки: буквы П вы раскрасите дома: большую — синим карандашом, а маленькую – зеленым.

Название: Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П»
Автор: Дорофеева Ирина Александровна
Должность: учитель – логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ Детский сад – 108 «Снежинка»
Месторасположение: Республика Карелия г. Петрозаводск

Дата изменения: 28.02.2021
Дата публикации: 05.11.2015

Звук и буква П – конспект группового логопедического занятия

Автор: Шмидт Елена Владимировна

Воспитатель МБДОУ » Плешановский детский сад № 1″

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква П»

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема : «Звук [п] и [п’] и буква П.

  1. Закрепить пройденный материал;
  2. Развивать артикуляционную моторику;
  3. Развивать речевой выдох;
  4. Упражнять в четком произношении звуков [П], [П ] ‘, развивать навык давать характеристику изучаемым звукам;
  5. Закрепить умение определять позицию звуков [п] – [пь] в словах (с использованием схем и на слух);
  6. Развивать фонематические процессы;
  7. Развивать и совершенствовать навык слогового чтения (прямых и обратных слогов, типа ПА, ПО, ПУ, АП и .т.д);
  8. Совершенствовать навык звукового анализа слогов ПА, ПУ, ПЫ, ПО, слова ПАПА;
  9. Развивать умение делить слова на слоги и определять число слогов в слове;
  10. Развивать умения составлять предложения с заданным словом (ПАПА и.т.п);
  11. Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи, графические навыки;
  12. Познакомить с буквой П;
  13. Развивать умение слушать друг друга и воспитателя ;
  14. Совершенствовать связную речь;

Оборудование : домик для согласных звуков, буква П большая и маленькая, домики для гласных и согласных; мяч; картинки: паук, павлин, парус, палка, пальто, укроп, карп, трап, кепка, тапки, пчела, подушка, попугай, платье; карточки со слогами, словами и предложениями: АП, УП, ИП, ОП, ПА, ПУ, ПО, ПИ, , ПАПА. Папа, Карточки (синие и зеленые), схема предложения.

Ход занятия:

Организационный момент, приветствие. . Дети собираются в круг. Приветствие:Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный Круг.

Ребята, давайте улыбаться друг другу, И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в мир звуков.А отправимся мы туда для того, чтобы познакомиться с новым звуком и все — все про него узнать! Вы хотите туда попасть? Тогда вы должны ответить на мои вопросы

-Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, узнаем много нового и интересного.

Отвечать будем внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.

«Поиграем в футбол»

Повторение пройденного материала

-Послушайте стихотворение и скажитео чем оно.

— Что за звуки, словно песни

Нет преграды на пути,

Голосисты, как артисты

Вы их быстро назовите.

Гласные А,У,О, Э, И,Ы. Молодцы!

Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И,Э .

— Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим.

Вспомним о других звуках. Т иТь. Какие это звуки? Согласные. Почему? Они встречают преграду, когда мы их произносим. Назовите мне слова и этим звуком.

— Что вы знаете о буквах? Видим и пишем.

Сообщение темы. Знакомство со звуком.

— Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.

1) Как пищат птенцы? (пи-пи пи)

2) Как пыхтит каша ?(П-п-п-п…)

3) Вспомните имя верного друга Винни-Пуха(Пятачок)

4) Кто плетет паутину? (паук)

5) Кто в детском саду варит вкусные обеды? (повар)

-Какой звук вы слышите в начале слов «Пятачок», «паук» , «повар»? (Звук[П])

  1. Артикуляция и характеристика звука П:

Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.

Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!

Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.

Мы его произнесли, но без голоса, увы!

П – глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.

-Когда произносится звук п, воздух встречает преграду. Звук п пытается прорваться сквозь преграду – сквозь губы. Произнесите звук п. Чем мы его произносим? (Губами).

Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).

— Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду — губы).

— Звук [П] — глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.

— Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдыйПа, ПО, ПУ,ПЫ (папа ,паук, полка). Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).

— Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.(Пятачок, пирог, Петрушка)

  1. Речевая зарядка : ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЫ-ПИ, АП-АПЬ, ОП-ОПЬ, УП-УПЬ, ЫП-ЫПЬ.
  2. 6 . Игра «Твёрдый и мягкий». (Синие и зелёные светофорчики

А) па- пя, по-пе, пу-пы, пи- пю, ап-оп, апь-ипь, …

Б) пыль, печка, пять, песня, палка, петь, полка, парта, паук, петух, письмо, пароход…

  1. 7 . Произнесение зв. [п — пь] в чистоговорках.
    — У поросят есть попугаи. Чем угостим попугаев? (Крупой, апельсинами)
    Пу — пу — пу, попугай клюёт …(крупу).
    Па — па — па, на пол сыплется … (крупа).
    Пы — пы — пы, больше нет у нас … (крупы).
  2. Игра «Измени слово». Игра с мячом.

Педагог предупреждает, что будет произносить слова, добавив в начало которых звук п мы сможем изменить их значение. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку. Например: ушки – пушки.

Слова: Олечка, Аллочка, Олюшка, рост, ластик, лоток,ушки, Уля, Оля, луг, лавка.

  1. Игра «Исправь ошибки».

Ребята, поэт перепутал слова в стихах. Помогите их исправить.

Все уселись мы на песенку…(лесенку),

И поем мы дружно лесенку…(песенку).

Я нажимаю на медали…(педали),

Чтоб первым получить педали…(медали).

Далеко идти мне пень…(лень),

Лучше сяду я на лень…(пень).

Лечит от болезней пекарь…(лекарь),

Хлеб печет умелый лекарь…(пекарь).

-Посмотрите на картинки и назовите слова , где мы можем услышать звук П в начале в середине и в конце слова (парта, , лампа, павлин, ступа, копыта, шапка, репа, пушка, пакет, сапоги, пальто, укроп, кепка, лопата, платье, тапки)

Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.

Мы похлопаем сейчас столько раз (показывает цифру 3)

Мы потопаем сейчас столько раз ( показывает цифру 2)

А теперь мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

— В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).

  1. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.

— Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).

— На что похожа буква П? (Ответы детей).

Букву П в спортивном зале

Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

Какие палочки по размеру?

Дети : Две длинные и одна короткая.

-Выложите букву П из счетных палочек.

Чтение слогов, слов и предложений: АП, УП, ИП, ОП, ПА, ПУ, ПО, ПИ, ПЫ ПИТ, ТАП, ТИП,ТУП,ТОП, ПАПА.

Звуковой анализ слова «Папа»

— Папа Какой первый звук? (Звук [п])

— Он какой? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (синим)

— П-а-п-а. Какой следующий звук? (Звук [а])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим ? (Красным)

— Па-па .Какой следующий звук?(Звук [п] )

— Он какой? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (Синим).

— П-а-п-а. Какой последний звук? (Звук [а])

— Ск. всего звуков в слове Папа? ( Всего 4 звука)

— Ск. гласных? (2) сколько согласных? (2)

Сколько слогов слове ПАПА?(2) Па-Па

Составьте предложение со словом Папа и выложите схему.

Графический диктант буквы П

  1. Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

Какой это звук?

Почему звук [П] согласный?

— Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: