Звук и буква Л – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе: Тема: «Звук [Л]. Буква Л»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе:

Тема: «Звук [Л]. Буква Л»

  • Познакомить со звуком [Л] и буквой Л.
  • уточнение артикуляции звука [Л];
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • выделение заданного звука на слух;
  • составление характеристики звука;
  • определение местонахождения звука в словах;
  • употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления;
  • употребление в речи предложных конструкций творительного падежа; звукобуквенный анализ слова «лама»;
  • знакомство с буквой Л;
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы;
  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;
  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
  • предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят около логопеда.

Логопед: Сегодня я для вас приготовила загадки, послушайте внимательно, кто догадается — поднимает руку. Картинки отгадки буду открывать на доске.

Загадки

Сидит в земле сердитый дед.
В шубу желтую одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (ЛУК)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (ЛУНА)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной шапочке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (ДЯТЕЛ)

Четыре ножки, сиденье и спинка.
Мы не лошадки, хотя на нас
Все садятся много раз. (СТУЛ)

Самый бойкий я рабочий
В мастерской,
Колочу я что есть мочи
День-деньской. (МОЛОТОК)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (МЫЛО)

Л: молодцы, а сейчас я назову ещё раз слова-отгадки, и один звук выделю голосом. Вы должны догадаться, какой звук я выделила.

– Лук, луна, лопата, стул, молоток, мыло.

I. Знакомство со звуком [Л]

1. Характеристика звука.

Логопед — послушайте, как звучит этот звук- [л. л. л]. Теперь этот звук произнесет — Маша, Варя…

Скажите, какой это звук — согласный, твердый. Почему вы так решили? (не поется, мешают зубы и язык)

Л — верно, а теперь закройте уши ладонями и произнесите звук еще раз. Что еще вы можете сказать про звук [л]?

Дети — он звонкий.

Л — если звук согласный, твердый, то каким звуковым символом будем его обозначать?

2. Л- а сейчас поиграем в игру «Найди место звука в слове»(по картинкам-отгадкам)-назовите предмет, где звук [Л] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.( На доске сверху есть схемы слов, а дети выкладывают под ними картинки)

Дети перестраиваются в круг.

3. Л- Давайте поиграем в игру «Повтори не ошибись». Развитие фонематического слуха, проговаривание слоговых цепочек с заменой гласной (ло-лу-ла…)

Дети садятся за столы.

4. Л — перед вами две картины.

Дидактическое упражнение «Найди отличие»

Дети сравнивают предметы: «На первой картине есть лодка, а на второй картине нет лодки».

Дидактическое упражнение «Найди место»

Л — между какими предметами находится лопата?

Д — лопата находится между луком и лодкой.

Физкультминутка

(выполнение движений с проговариванием текста)

Лодка плоская плыла,
Было в лодке два весла.
А на веслах лягушата,
Плыли весело куда-то.

II. Знакомство с буквой Л

Л — на что похожа буква Л?

Догадайся, посмотри.
Может это галочка –
Состоит из палочек.
Уголок — вот точный вид,
Буква точно так стоит.

1. Л — дети, напомните, чем отличается звук от буквы!

(Д — звуки мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).

Л — буква Л бывает заглавная и маленькая. Для чего нужна заглавная буква?-

Д — чтобы писать Имя, фамилию, клички животных, название города…

2. Чтение обратных и прямых слогов по схемам. Чтение слогов со стечением (сла, сло, слу, слы, шла, шло, шлу, шлы)

3. Работа в кассах.

Л — у вас на столах лежат буквы Л, заглавная и маленькие. Откройте кассы и поселите новых жильцов в свою квартиру.

На доске картинка с животным ЛАМА.

Выкладывание в кассах слова — ЛАМА, звуковой анализ слова. Деление слова на слоги.

Л — сколько звуков в первом слоге, назовите первый слог. Сколько звуков во втором слоге, назовите второй слог.

Выкладывание слоговой схемы

Пальчиковая гимнастика «Вот иголки и булавки»

4. Работа с лабиринтом

(на листах бумаги)

Раскрась части мозаики с буквой Л. Что получилось?

III. Итог занятия.

– Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что нового узнали? Какое настроение у вас? Как вы считаете, вы хорошо поработали?

Читайте также:
Подгрупповое коррекционное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Золушке"

Список литературы:

1. Смирнова Л.Н.-Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи, Пособие для логопедов, дефектологов м воспитателей- М.: Мозаика-Синтез, 2005

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень Пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I, — М.,

4. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2003.— 112 с.26. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2013.

Конспект фронтального логопедического занятия “Звук и буква Л”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Подробный конспект открытого занятия в подготовительной группе.

Скачать:

Вложение Размер
l_den_novatora.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Звук [л]. Буква Л»

Цель: уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [л], познакомить с буквой Л.

познакомить с буквой Л;

развивать умение последовательно и грамотно давать характеристику звука;

автоматизировать чёткое произнесение звука [л] в слогах, словах и предложениях;

учить грамматически правильно строить предложение;

закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;

совершенствовать первичные навыки чтения;

совершенствовать навыки работы с кассой;

закреплять навыки работы с загадками;

закрепить в речи детей употребление многозначных слов;

Коррекционно – развивающие: развивать фонематический слух и восприятие, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление;

развивать ориентировку в пространстве;

развивать буквенный гнозис и зрительное восприятие;

способствовать развитию навыков конструирования у детей;

Воспитательные: воспитывать отзывчивость и интерес к занятиям.

Оборудование: изображение печатной буквы Л, дидактическая игра «Подбери слово», предметные картинки, предметные картинки отображающие многозначные слова (лук, лапа, ласты, иголка), счётные палочки, синие мисочки с манной крупой, нитки, фасоль, кассы букв и слогов по количеству детей.

1. Организационное начало занятия

(На доске карточки с силуэтами ласточки, лопаты, лося, лампочки)

– Внимательно посмотрите на доску. Я расположила здесь силуэты предметов и животных. Рассмотрите их и назовите, кто изображён?

– Послушайте эти слова: ласточка, лопата, лось, лампочка.

– С какого звука они начинаются?

2. Сообщение темы занятия

– Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить сегодня на занятии?

3. Работа по теме занятия

а) Характеристика звука

– Произнесем звук [л].

– Рассмотрим положение органов артикуляции (губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в верхние зубы).

– Дадим характеристику звуку. У вас на столах карточки, отберите нужные и выложите схему характеристики. (синяя карточка и карточка с колокольчиком).

– Кто расскажет всё секреты про этот звук?

б) Упражнения на развитие фонематического слуха .

– Сколько раз я хлопну, столько раз … произнесёт слог «ла».

в) Знакомство с буквой

– Как вы думаете, как называется буква, которой обозначается на письме звук [л].

– Внимательно рассмотрите букву. Из скольких элементов состоит эта буква?

– Из каких элементов состоит буква Л?

– На что похожа эта буква?

(Логопед выставляет картинки)

– Сейчас я вам покажу, как мы будем печатать букву Л.

(Логопед демонстрирует написание большой и маленькой букв Л у доски с комментированием)

– Для чего нужна большая буква?

г) Письмо буквы в воздухе

д) Конструирование буквы из различных материалов.

(Счётные палочки, перловая крупа, фасоль, манная крупа и т. д.)

– Встанем с мест и покажем букву Л.

– Что нам нужно сделать? (руки вдоль туловища, ноги широко расставить.)

е) Игра «Подбери слово»

(У детей схемы слов из 3-4 звуков, на доске картинки, в названии которых есть звук [л], состоящие из 3-4 звуков)

– Внимательно посмотрите на схему, найдите на доске, подходящую картинку.

– … какое слово ты подобрал?

– Объясни, как ты подбирал слово к своей схеме?

ж) Работа с кассой

– Выложите своё слово в кассе.

– Обратите внимание на осанку.

(Дети выкладывают каждый своё слово)

– Сколько слогов в твоём слове… ?

– Назови первый, второй.

– Назови слово по звукам.

– Назови по порядку гласные звуки.

(Дети выходят на ковёр и играют с мячом)

– Наступила весна. Яркое солнышко светит к нам в окошко! Давайте подберём слова, какое солнышко весной. Но в этих словах обязательно должен быть звук [л]. (Желтое, ласковое, улыбчивое, лучистое).

– Небо весной какое? (голубое)

– Облака весной какие? (белое)

5. Работа по теме занятия (продолжение)

– У вас на столах карточки с таким же кроссвордом. Мы будем вместе отгадывать слова, я свои буду записывать у доски, а вы на местах самостоятельно.

– Отгадывать слова будем по горизонтали, т. е. слева направо.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

Тема: Звуки [Л] и [Л`]

Этап дифференциации. «Такие разные животные»

  1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
  2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

Слон большой, а мышка … (маленькая)

Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)

Собака добрая а волк…(злой)

Лев быстрый, а черепаха …(медленная)

Жираф высокий, а суслик … (низкий)

II. Подготовительная часть.

1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки

«Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.

Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.

Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).

Покажите правой рукой левую щеку.

2. Развитие мелкой моторики

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

3. Развитие мимической мускулатуры . Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…

5. Развитие артикуляционной моторики

Массаж языка «Ла-ла-ла»

Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»

III. Основная часть.

1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.

2. Речевая разминка . Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).

3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»

Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.

Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.

4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)

Звук «Л» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле) Звук «Л`» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)

5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)

Звук «Л» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена) Звук «Л`» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов

Дидактическая игра «Зоопарк»

Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».

(Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)

Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».

А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»

7. Физминутка

У лесной дороги

Спал медведь в берлоге,

Кто-то мимо проходил

И медведя разбудил.

Зарычал медведь в берлоге!

Уноси скорее ноги!

8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения

«Этим летом я в лесу видел белку и лису»

Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»

Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).

9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста

Послушай стихотворение.

Дело было летом,

Лось поел котлету,

Долго топал он потом

И плевался под кустом:

«Не надо мне котлету,

Не надо мне конфету!

На лугу, в лесу и в поле

Сена я наемся вволю!»

Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!

А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.

IV. Заключительная часть.

Итог занятия

Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна

МКДОУ детский сад «Рябинка» ХМАО-ЮГРА

Кондинский район, п.Куминский

Конспект логопедического фронтального занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Елена Ладыгина
Конспект логопедического фронтального занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Тип занятия:

занятие по закреплению знаний, умений и навыков.

дифференцировать звуки [л], [л,].

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

– уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], [л,] и написание буквы Л;

– расширять и уточнять предметный словарь и словарь признаков.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л,];

– развивать мышление, память, воображение;

– развивать зрительное и слуховое внимание;

– развивать речевое дыхание;

– развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

– развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;

– воспитывать самоконтроль за речью детей.

Оборудование:

игрушки (лиса и волк); пособие «Листья дерева» (для развития речевого дыхания); пособия «Красная комната» (для гласных звуков и букв, «Сине-зелёная комната» (для согласных звуков и букв); схема для характеристики звуков; касса букв и слогов; фишки зелёного, синего и красного цветов.

Лингвистический материал:

слова, насыщенные звуками [л], [л,] (лиса, волк, листья, лук, луна, лыжи, ложка, лиса, лопата, лось, лампочка, лужа, ландыш, лапша, лейка).

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Дыхательная гимнастика «Листья».

2) Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

3) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л,] и написания буквы Л;

4) Развитие фонематического восприятия.

5) Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л,].

3. Динамическая пауза «Веник пол подметал».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л,];

2) Работа с кассой букв и слогов.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (игрушечные лиса и волк)

– Подумайте и ответьте: какая буква объединяет названия этих животных? (буква Л). Каким звуком выражена буква Л в слове «лиса»? (звуком [л,]). А каким звуком выражена буква Л в слове «волк»? (звуком [л]). О каких звуках и о какой букве мы будем с вами говорить? (о звуках [л], [л,], о букве Л.)

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Дыхательная гимнастика «Листья»
(развитие речевого дыхания).

– Ребята, выполним дыхательную гимнастику.

а) Держать рукой нитку с привязанным к ней листком дерева на уровне губ.

б) Вдыхать воздух носом, не поднимая плеч.

в) Выдыхать ртом длительную воздушную струю на листок.

2) Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
(развитие мелкой моторики).

– Выполним пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Сгибаем и разгибаем одновременно пальцы на обеих руках.

Этот пальчик в лес пошёл.

Загибаем пальцы по одному на правой руке (по тексту стихотворения).

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик нож достал.

Этот пальчик резать стал.

Ну а этот помогал.

– А теперь выполним эту гимнастику для левой руки. (повтор пальчиковой гимнастики)

3) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л,] и написания буквы Л.

– Ребята, охарактеризуйте звуки [л], [л,].

Характеристика звука [л]:

[л] – согласный, звонкий, твёрдый.

Характеристика звука [л,]:

[л,] – согласный, звонкий, мягкий.

– Напишите на доске букву Л (дети выходят к доске по одному).

4) Развитие фонематического восприятия.

а) игра «Наоборот» (на произнесённый учителем-логопедом слог ла ребёнок произносит слог ля и т. д.)

б) игра «Эхо» (повторить за учителем-логопедом цепочку слогов ла-ля-ла,ло-лё-ло и т. д.)

в) в чистоговорках

ЛА-ЛА-ЛА у меня метла.

ЛО-ЛО-ЛО платье мне мало.

ЛУ-ЛУ-ЛУ стол стоит в углу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ подметаю я полы.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ вкусное суфле.

АЛ-АЛ-АЛ у меня платок упал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ Вале сделали укол.

УЛ-УЛ-УЛ раздаётся где-то гул.

ИЛ-ИЛ-ИЛ гол в ворота мне забил.

ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ возьмите в руки мел.

5)Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л,].

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на нее воют,

А достать не могут. (Луна)

Волшебные туфли наденешь на ноги —

И сразу помчишься по зимней дороге. (Лыжи)

Гуляет в рыжей шубке,

Хитрит и скалит зубки. (Лиса)

Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю,

Делать гору, строить дом. (Лопата)

Длиннорогий и рогатый,

Лесники зовут «сохатый».

Скачет прямо он и вкось,

Крупный и могучий… (Лось)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Висит груша — Нельзя скушать. (Лампочка)

На зелёной ножке. (Ландыш)

Свесив ножки. (Лапша)

Нагнут меня ребятки –

И дождь пойдёт на грядки. (Лейка)

Учитель-логопед: – Ребята, что объединяет эти загадки? (отгадки начинаются на звуки [л], [л,])

– Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л]. (лук, луна, лыжи, ложка, лопата, лось, лужа, лампочка, ландыш, лапша)

– Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л,]. (лягушка, лиса, лейка)

3. Динамическая пауза «Веник пол подметал» (развитие общей моторики).

– А теперь отдохнём. Выполним гимнастику «Веник пол подметал».

Веник пол подметал,

Махать руками, имитируя движения подметания.

Веник очень устал.

Руки в стороны, потянуться.

Он забрался под стул,

Сесть на корточки.

Он зевнул и уснул.

Имитировать движения по тексту.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л,].

Составьте схему слова «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога)

Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите первый слог. (ли.)

Назовите второй слог. (. са)

Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука)

Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два)

Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [л,] согласный, звонкий, мягкий)

Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (звук [с] согласный, глухой, твёрдый)

Составьте схему слова «волк». Сколько слогов в слове «волк»? (один слог)

Почему один слог? (Потому что в слове один гласный звук [о])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите этот слог. (волк)

Сколько звуков в слове «волк»? (четыре звука)

Назовите первый звук в слове «волк». Дайте ему характеристику. (звук [в] согласный, звонкий, твёрдый)

Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [л] согласный, звонкий, твёрдый) Назовите четвёртый звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [к] согласный, глухой, твёрдый)

2) Работа с кассой букв и слогов.

– А теперь поработайте с кассой букв и слогов.

– Выложите слова «лиса» и «волк».

5. Итог занятия.

– С какими звуками и с какой буквой мы работали на занятии? (со звуками [л], [л,], с буквой Л)

– Чем отличаются звуки [л] и [л,] в произношении? (звук [л] – твёрдый, звук [л,] – мягкий)

– Ребята, лисе и волку пора домой (в лес). Попрощайтесь с ними.

Оценка работы детей.

(подсчёт фишек, полученных детьми за работу на занятии, определение по их количеству призового места)

Использованная литература:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Приключения Л. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2013.

3. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

4. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2013.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

6. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.

7. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ТНР в подготовительной группе по теме «Звуки «Л-ЛЬ», буква «Л»

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной группы по теме: “Звуки [л- ль]. Буква «Л”.

Лукьянова И.А. учитель-логопед ГБОУ Школы № 2026 УК 5 г. Москвы

Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л»

Формировать фонематическое восприятие

Закреплять навык определения позиции звука в слове

Продолжать формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Закреплять практическое употребление предлога ИЗ-ПОД

Продолжать формировать навык чтения

Формировать зрительный гнозис разрезанных букв

Развивать общую моторику и координацию речи с движением. Развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве. Развивать слуховое внимание.

Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма, умение слушать друг друга. Формировать самостоятельность, инициативность.

Звуковички и одежда к ним: шапочки и ботиночки синего и зеленого цвета; слоговые домики с одним, двумя и тремя окошками; аудиозапись звуков поезда, самолета; Юпик, карусель (обруч с лентами: синие, зелёные); ребусы в картинках; конфеты «Лёвушка» по количеству детей, магнитная доска.

Индивидуальный раздаточный материал: картинки-билетики; в корзинках на столах у детей карточки для звукобуквенного анализа, полоска-слово, предметные картинки животных и птиц со звуками «Л-ЛЬ», счётные палочки; картинки для звукового анализа лежат под корзинками; касса букв с буквами для выкладывания слов; карточки- слова, разрезанные пополам вдоль (раздаются логопедом перед игрой).

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.

В группе здесь у нас сидят,

И на нас на всех глядят.

И не строго, а с улыбкой.

Очень теплой и простой.

Гости нас встречают с вами…

Чем ответим? Добротой!

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде. У вас в руках не просто картинки, это ваши билеты на наш волшебный поезд. Рассаживаться будем так: я вам загадаю загадку про первый вагончик:

Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Это леса врачеватель

Трудится весёлый (дятел)

(ребёнок встаёт около логопеда).

Логопед: Последний звук в названии картинки будет первым в названии следующего вагончика: дятел – лампа – абрикос – сахар – рысь – сито – обруч – чайник – карандаш – шарф – фасоль – лифт – тапки – индеец – цепь – пять – телефон.

Когда все дети «сели» по вагончикам, поезд делает круг по группе (под аудиозапись поезда), проезжая мимо воспитателя, билеты ему сдаются.

Логопед: Наша первая остановка «Лесная ». Мы с вами в лесу. А в лесу можно услышать эхо. Вот мы и поиграем с вами в игру «Эхо ». Вы будете моим эхом. Я называю слово тихо, а вы мне его повторяете 2 раза громко: лампа, лодка, лошадь, ласточка, лужи, лось, лыжи, луна, лук, лужок, ложечка, лавочка, лапы, лопата, ломтик, ластик, ладони.

Дети повторяют слова и садятся на места.

2. Основная часть.

Логопед: Подумайте и скажите, что общего во всех этих словах? Да в них самый первый звук «Л». Сегодня мы будем с вами играть с этим звуком.

Артикуляция, произнесение и характеристика звука «Л».

Логопед: Когда вы произносите звук «Л», в ротике что-нибудь шевелится? (язычок)

Наш кончик язычка упирается в верхние передние зубы, создавая преграду для воздушной струи, боковые края языка опущены, и струя воздуха выходит по бокам языка (произнесение вместе с детьми).

Логопед: Кончик языка вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка воздух пробирается.

«Л» получился певучий, плавный,

Ласковый и звучный.

Логопед: Если струя воздуха встречает преграду, значит, это какой звук гласный или согласный? (согласный). Положите руку на горлышко, произнесите звук «Л». Дрожит ваше горлышко? Значит, какой это звук? (звонкий). Какой ещё звук «Л»? (твёрдый). А как мы произнесём его маленького братика? «ЛЬ».

К нам прилетел Юпик и принёс наших Звуковичков. Давайте их оденем (дети подбирают шапочки и ботиночки и прикрепляют их к Звуковичкам на доске). Возьмём Юпика в путешествие с собой? Едем дальше ( звучит музыка поезда ).

Логопед: Наша вторая остановка «Звуковая». Мы будем играть со звуками «Л, ЛЬ».

Игра «Поймай звук ладошками»: м – Л – п- -н – т – Л – д – к- Л – м – н – Л …..

Игра «Хлопни, когда услышишь слово со звуком «Л»: пила , газета, молоко , мазаика, салат , халат, кровать, водолазы , ножницы, столы , малыш , белый, книга, голубь .

Дети берут символы-квадратики (синий и зелёный квадраты с колокольчиками) звуков «Л»- «ЛЬ» и поднимают их вверх при соответствующем звуке в слове.

Слова: лампа, лейка, лось, ласточка, лиса, лодка, лимон, молоко, салат, листик, халат.

Логопед: Теперь мы отправимся путешествовать пешком. Сделайте человечков из пальчиков. Идём по столу. Мы пришли в «Зоопарк». Кого мы можем здесь увидеть? Да, разных животных и птиц, привезённых из разных стран. Все они сидят каждый в своей клетке. Вот и в ваших клеточках-корзиночках сидят животные и птицы. Возьмите их из корзиночки и положите на стол перед собой. А еще положите на стол полоску-слово ( дети проговаривают названия своих картинок ).

Картинки: белка, волк, лиса, лось, лев, олень, леопард, фламинго, дятел, тюлень, лошадь, слон, козёл, осёл, павлин, пеликан, верблюд.

Логопед: Какие звуки живут в названии ваших картинок? Подумайте, какой именно звук живёт в названии вашей картинки, и поднимите вверх соответствующий квадратик (проверка). А теперь подумайте, где прячется ваш звук: первый, в середине или последний? Положите квадратик на полоску-слово в нужное место. Молодцы. А теперь ваши картинки раздадим Звуковичкам.

Дети подходят к доске и прикрепляют свои картинки либо к Звуковичку в синей одежде, либо к Звуковичку в зеленой одежде.

Включается аудиозапись звука самолёта.

Логопед: Закройте глаза. Что вы слышите? Это звук какого транспортного средства? (самолёт) Во время прослушивания аудиозаписи самолёта, логопед на доску выставляет слоговые домики.

Станция «Волшебный городок»

Логопед: Откройте глаза. Мы прилетели в волшебный городок. Посмотрите, какие в нём интересные домики. Кто заметил, чем они отличаются друг от друга? ( количеством окон). Правильно. В этих домиках живут слова. Но они испугались звука самолёта и спрятались. Я вам подскажу, где вы их найдете. Слова живут в картинках, а картинки лежат под вашими корзинками. Сейчас мы их достанем.

Многоступенчатая инструкция : первое– одной рукой поднимите корзинку, втрое – второй рукой возьмите картинку, третье – поставьте корзинку, четвертое – положите картинку на стол.

Повторение предлога ИЗ-ПОД: опрос детей, откуда достали картинку: из-под корзинки. Дети проговаривают название своих картинок.

Логопед: Ещё в этом городке живут художники. Они очень любят раскрашивать слова. И вы сейчас раскрасите свои картинки. Вы возьмёте цветные квадратики и выложите схему ваших картинок.

Картинки: лук, пол, стол, волк; лампа, вилка, мыло, пила, лиса, слива; иголка, улитка, потолок, халат, лопата, волосы, колбаса.

Логопед: Молодцы. Уберите квадратики в корзину. А картинки мы сейчас расселим по домикам. Если в слове один слог, то оно будет жить в домике с одним окном. Если два- то в доме с двумя окнами, если три слога- то в доме с тремя окнами. Подумайте, сколько слогов в ваших словах. Первый ряд расставьте свои картинки по домикам (проверка). Второй ряд (проверка).

Логопед: А сейчас поплывём на корабле (выполнение руками волнообразных движений под звук корабля). Станция «Путаница- перепутаница».

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

В лесу растет высокая ел.

Халат надел маму.

На белке сидела елка.

Флажок махал Павлом.

Стол поставили на лампу.

Стол укатился под клубок.

У голубого платья есть кукла.

Логопед: А теперь едем в парк аттракционов . Какие есть развлечения в парке аттракционов? А в названии каких аттракционов есть звук «Л»? (лодки, качели, карусели)

Физкультурная минутка . Игра «Карусель».

Логопед берёт обруч с синими и зелёными лентами. Ребенок называет слово, если в слове твердый звук «Л», то ребенок берет в руки синюю ленту. Если в слове мягкий звук «ЛЬ», то ребенок берет в руки зеленую ленту.

Логопед: Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

А потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

После игры дети садятся за столы.

Логопед: Мы с вами играли со звуком или с буквой? Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву видим, читаем, пишем).

Знакомство с буквой «Л».

Изображение большой буквы «Л» при помощи прямых рук, маленькой буквы «Л» при помощи пальцев рук.

Выкладывание буквы «Л» из счётных палочек.

Логопед: Едем на станцию «Загадочная»

На доске вывешиваются поочередно ребусы и разгадываются с детьми.

Слова: стол, сон, подвал, липа, аист, сила, волна.

Логопед предлагает выложить слова при помощи букв из кассы букв. Первый ряд выкладывает слово волна, а второй ряд слово аист (по одному ребенку с каждого ряда выполняют это задание на доске). Далее логопед определяет с детьми количество слогов в этих словах.

Логопед: А теперь полетим на станцию «Волшебная». На этой станции слова превращаются в новые при помощи всего одной буквы. Давайте превратим слова, чтобы стал не один предмет, а много (волны, аисты). Кто заметил, в каком слове изменилось кол-во слогов? А-ИС-ТЫ было 2 слога, а стало 3 слога.

Логопед: Пока мы с вами путешествовали, кто-то пошалил, поиграл с моими карточками, которые я принесла для вас. Посмотрите, они порвались. Сможете прочесть, что на них написано?

Детям раздаются карточки с отрезанной верхней частью слова; карточки с нижней частью лова прикреплены на доске: кукла, клубок, лампа, вилка, лук, слива, иголка, лопата, потолок, улитка, волна, колобок, молоток, молоко, дупло, холодно.

Логопед: Сейчас мы с вами соединим эти слова. Первый ряд подойдите к доске, найдите свои части слов и соедините их (аналогично второй ряд).

Логопед: Едем на станцию «Кондитерская». Это последняя заключительная станция. Напомните мне, с какими звуками мы сегодня играли? Чем отличается звук от буквы? Поскольку мы на станции сладостей, назовите-ка мне сладости, в названии которых есть звуки «Л, ЛЬ»: булка, мармелад, шоколад, конфеты «Алёнка, Лёвушка», пастила, леденцы, бублик. Я была на кондитерской фабрике и мне специально для вас передали угощения- это конфеты Лёвушка. Я их передам нашему контролёру, который проконтролирует раздачу сладостей вам на втором завтраке.

А теперь ваш поезд поедет за Юлией Николаевной. Проезжая мимо гостей, не забудьте сказать «До свидания»!

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект занятия “Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л].”

Прохорова С.П.
учитель-логопед,

• Четкое произнесение звуков [Л], [Ль];

• Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;

• Преобразование слогов, слов;

• Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);

• Знакомство с буквой Л;

• Анализ и синтез слов ШКОЛА;

• Выкладывание слов из букв по следам анализа;

• Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа;

• Чтение слогов, слов;

• Развитие внимания, памяти.

1. Эмоциональный настрой

Игра-пожелание «Удачи тебе!»

Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)

– во всём (безымянными)

– и везде (мизинцами).

– Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти.

На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.

II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».

1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»:

На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков (магнитный домик с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)

2. Дифференциация звуков.

На улице Хорошослышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок – синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)

Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»

Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.

Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот»

По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот»

Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:

ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК – …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК

МЕЛ – …МЕЛЬ ПЫЛ – …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ

4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация.

Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».

Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».

ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)

ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д.

Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.

III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9)

Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Клава ловко лук полола

Мыла пол и полки Лола,

Пыль Володя выбивал,

Гвозди Валя забивал,

Коля весело пилил,

Анатолий вилки мыл,

Ну а маленькая Света

Ела сладкие конфеты.

Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л»

(слайды № 9, 10, 11).

На стремянку Л похожа

И на крышу дома тоже.

Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.

V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12)

Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.

VI. Пальчиковая гимнастика.

На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.

VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13)

На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.

Логопедические занятия по теме “Звук [л]. Автоматизация звука [л] в слогах, словах”. 1-й класс

Класс: 1

Общие задачи:

  • Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; формирование и развитие речевой моторики, активной речи.
  • Не только научить детей правильно произносить звуки, но и вселить в них уверен­ность в себе, сформировать умение отставать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно-неверно».
  • Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

Цели занятия:

  • закрепить правильное произношение звука Л в слогах, словах;
  • учить слышать звук Л в словах, исправлять неправильное произношение;
  • развивать слуховое и речевое внимание;
  • развивать слухоречевую память, фонематическое восприятие;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;
  • развивать просодические компоненты речи;
  • формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Лексический материал: прямые и обратные слоги со звуком Л, стихотворения, загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, инструментов, мебели, продуктов питания, игрушек и т.д.

Оборудование: карточки с заданиями, предметные картинки, Звукознайкин, Буквознайкин, Звук Л, Лисичка, слоговые таблицы, мешочки с крупой для развития мелкой моторики, лампочки для гирлянды со слогами (прямыми и обратными), ёлка с гирляндой, проектор и компьютер, указка, мел четырёх цветов (синий, белый, зелёный, красный), дом, индивидуальные зеркала, носовые платочки или салфетки, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия

I Орг. момент

– Какой звук был у нас в гостях на прошлом уроке? (Л)
– Какой звук принесли с собой на занятие? (Л)
– Чему будем учиться на занятии? (Правильно произносить звук Л)

Подготовительная работа

– А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.
«Пробежать» глазами по кругу.
«Подремать» – закрыть глаза на минутку и расслабиться.

2.
Пять братьев:
Годами равные,
Ростом разные.
Кто такие? (Пальцы)

– Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У – у – у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем ими нажимать
И движенья выполнять.
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем снова мы считать.
(Нажимаем поочередно пальчиками сначала правой руки на мешочки с крупой, затем левой. Подушечки пальцев обеих рук поочередно касаются мешочка и постукивают)
Эта ручка – правая,
Эта ручка – левая,
Я на мячик нажимаю,
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые!
Кисти рук лежат на столе ладошками вверх.
Мешочек с крупой в правой руке.
Мешочек перекладываем в левую руку.
Сжимаем мешочек левой рукой (стараемся, чтобы подушечки пальцев с силой нажимали на мешочек),
перекладываем в правую руку и выполняем аналогичные движения,
перекладываем в левую руку и выполняем аналогичные движения.
Кладём мешочек на стол и подушечками пальцев правой руки «раскатываем» на столе,
затем левой.

3.
Если б не было его,
не сказал бы ничего.
Это – … (язык, рот…)

– Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку:
«Язычок смотрит на землю – выпал ли снежок».

II. Сообщение темы занятия

– Вы научились правильно произносить звук Л. Он очень рад. Сегодня он пришёл к нам в гости. Мы будем учиться слышать его в слогах, словах, предложениях и правильно его произносить.

III. Характеристика звука Л по артикуляционным и акустическим признакам

Игра «Проверь себя»

– А теперь давайте вспомним, как произносится звук Л. Раскройте его тайну.

Работа в тетради.

– Откройте тетради. Какое сегодня число? Запишите. А какой день недели? Месяц? Время года?

Ротик открывается.
Заборчик раздвигается.
Широкий язык в зубы упирается.
Ручки показывают, куда язык поднимается.
Воздух из горлышка проходит с трудом –
встречает преграду – он согласный.
Голосок «просыпается» – звук Л звонкий (рисуем шапочку – колокольчик с язычком).
Звук Л бывает твёрдым (рисуем синий тапочек)
и мягким (рисуем зелёный тапочек).

– На что похож звук Л? (Пароход гудит, самолёт летит) (Презентация, Слайд №1)

Игра «Самолёт летит»

– «Послушайте!» – закричал звук Л. Высоко за облаками летит самолёт, его и не видно, только слышно как он гудит низким тоном: Л-Л-Л (руки в стороны, покачиваясь, делая наклоны и на выдохе: Л-Л-Л).

– Это к нам Звукознайкин летит. Вы с ним знакомы? Кто он? (Сказочный герой, который знает всё о звуках)

– Вы научились правильно произносить звук Л. Звук Л очень рад и хочет познакомить Вас со своей подружкой буквой Л (Эль). Называйте её просто, как звук [Л]. Мы отправимся с ними в путешествие, будем выполнять вместе разные интересные задания. Только где же буква Л?

– А вот и Буквознайкин появился. Что он нам принёс? (Буквы!)

IV. Автоматизация звука Л в слогах

Игра «Найди букву»

– Давайте найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать. (Приложение 2)

Игра «Переодетые буквы»

– Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Её бывает трудно узнать. Давайте попробуем узнать её в разных нарядах. Называйте все буквы Л и подчёркивайте их. (Приложение 3)

Игра «Найдите букву на картинке»

– Буква Л решила поиграть с Вами в прятки. Найдите все буквы Л на картинках, покажите их указкой и назовите. (Слайд №2)

– Буква Л хочет вам рассказать о своих подружках – балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуйте запомнить их язык. (Слайд №3)

Логопед читает ребенку по три слога. Ребенку нужно запомнить и повторить за логопедом три слога подряд в том же порядке.

ЛА ЛО ЛУ (вопросительная интонация – пригласим ли мы их в гости?);
ЛА ЛО ЛУ (с просьбой);
ЛО ЛУ ЛЫ (утвердительно);
ЛВА ЛВО ЛВУ ЛВЫ (радостно!)

Тренировка звука на аналогах слов: (Дети читают слоги, выделяя ударные)

ЛА́ЛА ЛАЛА́ЛА
ЛОЛО́ ЛОЛОЛО́
ЛУ́ЛУЛУ ЛУЛУЛУ́
ЛЫЛЫ́ЛЫ ЛЫЛЫЛЫЛЫ́

Игра «Почини гирлянду»

– Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давайте поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л …(- в начале слога). Читайте все слоги. (Приложение 4, Приложение 5)

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку.

– Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

V. Автоматизация звука Л в словах

– Л хочет построить улицу для своих друзей. Давайте поможем построить ей первый дом.

VI. Физминутка

Строим, строим, строим новый дом
(дети стучат кулачком о кулачок),
Дом с высоким потолком
(поднимают руки вверх),
С треугольной крышей
(соединяют подушечки пальцев рук, изображая крышу).
– Вот с такой
(показывают пологую крышу)?
– Нет – выше
(показывают более высокую крышу)!
Окон в доме три и три
(показывают указательный, безымянный и средний пальцы одной руки, затем – другой),
Поскорей в них загляни
(изображают, как заглядывают в окно).
Там увидишь печку
(соединяют большие и указательные пальцы рук),
На печке – человечка
(берут себя за уши, «дразнятся» язычком).
Стены – деревянные
(сгибаются руки в локтях),
Окна в нем стеклянные
(пальцами двух рук делают прямоугольник).
Есть труба кирпичная
(соединяют ладони вместе),
Работа отличная
(показывают большие пальцы, поднятые кверху)!

VII. Автоматизация звука Л в словах

– На этой улице могут быть только домики, где живут картинки, в названии которых есть звук Л. Выберите картинки и расселите в этом доме. В первом подъезде будут жить те, где Л вначале, во втором, где Л в конце, а на чердаке те, где Л в середине. (Приложение 6)

– В этой комнате живет Л. Найдите в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назовите эти предметы. (Слайд №6)

Игра «Загадки звука Л»

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назовите, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них. (Слайд №7)

– Что находится между яблоком и луком? (Свёкла)
– Что находится слева от куклы и над яблоком? (Юла)
– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)
– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)
– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

VIII. Обучение элементам грамоты

Игра «Домашнее задание»

– Мама дала букве Л задание написать слова с буквой Л. Но Л ещё недостаточно хорошо умеет писать. Помогите ей, пожалуйста, написать слова. (Слайд №8)

лук слон белка

– Какой тапочек оденем букве Л в слове «лук»? (Синий)
– Почему? (Согласный, твёрдый)
– Нужно ли в слове «лук» ставить ударение? (Нет)
– Почему? (1 слог – он всегда ударный)

Аналогично проводится работа с другими словами, в слове «белка» выделяется ударный гласный, ставится ударения.

– С каким звуком работали? (Л)

– Маме понравилось выполненное задание. Выполнено правильно, чисто и красиво.

IX. Итог занятия

– Вам понравилось путешествие?

– Звук Л и буква Л, Звукознайкин и Буквознайкин очень рады. Они благодарят вас за интересное путешествие и оказанную помощь. «Молодцы!» – говорят они вам (звук Л произнести утрированно). (Слайд №9)

– Ой! А это кто? (Лисичка!)
– А почему она к нам прибежала? (В слове лисичка тоже есть звук Л)
– А чем он отличается от звука Л? (Он мягкий)
– С каким звуком будем работать на следующем уроке? (Со звуком Л’)

Список литературы

  1. Логопедические игры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков / И. В. Баскина, М. И. Лынская.- М.: Айрис – пресс. 2007 – 32 с.: ил.-(Внимание дети!)
  2. Автоматизация звука Л. /Составитель О. В. Епифанова – Волгоград: ООО «Экстремум», 2006.-192 с.
  3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. -64 с.: ил.- /Серия «Готовимся к школе».
  4. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки Логопедии. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2005.- 208 с.
  5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. КАРО, 2008. – (Популярная логопедия). – ISBN 5-9925-0172-x. – ISBN 978-5-9925-0172-8
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: