Звук и буква И – конспект занятия по обучению грамоте

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И»

Аннотация: Материал из опыта работы по подготовке к обучению грамоте детей с ТНР. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста, тема: «Звук и буква И».

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И»

  • Расширять словарь детей за счет слов со звуком И, уточнять семантическое значение слов «индеец», «индейка», «индианка».
  • Познакомить детей с речевым гласным звуком И. Дать понятие о характерных признаках гласного звука И (губы в положении «улыбка», язык лежит за нижними зубами, воздух проходит свободно без преграды). Познакомить с буквой И, учить соотносить букву и звук.
  • Совершенствовать умение соотносить звук И с символом, различать звук И в ряду изолированных звуков, в обратных, прямых слогах, в словах под ударением, в названии картинок.
  • Упражнять детей в подсчете звуков на слух и соотнесении с соответствующим количеством фишек, определять позицию звука И в звукосочетаниях ИА, АИ, развивать фонематический слух. Совершенствовать умение выкладывать из палочек букву И, развивать пространственные ориентировки, мелкую моторику.
  • Воспитывать умение слушать, понимать и адекватно отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы товарищей. Отвечать, когда спросят, развернутым ответом.
  • индеец, индианка, индейка (картинки); зеркала по количеству детей, символ звука И, схема положения губ «улыбка», символ гласного звука- кружок красного цвета, рамка от фотографии, звуковые линейки по количеству детей, фишки и счетные палочки красного цвета по три штуке на каждого ребенка, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент в кругу. Игра «Кто внимательный?»

Логопед предлагает детям указательным и средним пальцами правой руки показать «зайчика», указательным и средним пальцами левой реки — «козу».

По команде логопеда поменять позы.

2. Чтение рассказа Г. Юдина «Индеец Изумрудный глаз» (проводится с опорой на картинки)

В июле Игорь приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел во дворе девочку.

– Тебя как зовут? – спросил Игорь.

– Индеец Изумрудный глаз! – гордо сказал Игорь.- Хочешь быть индейкой?

– Надо говорить не индейкой, а индианкой.

– Тогда ты будешь индюком!

Игорек подумал и сказал:

– Ну, ладно. Ты прячься, а я буду искать.

Идет Игорек, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошел к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

– Ой-ей-ей! – и бежать. А Ирина ему вслед:

– Эй ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!

Скажите, какой первый звук в именах Игорь, Ира? (звук И).

Давайте пропоем его вместе, чтобы лучше услышать.

3. Характеристика по артикуляционным признакам.

– На что похож звук И? (Как кричит ослик – выставляется символ звука И)

– Какая песенка у звука И? (долгая, протяжная, напевная)

– Что помогает произносить звук И? (смотрят в зеркало, ответы детей)

Губы в положении «улыбочка» (выставляется схема), язык спокойно лежит, преграды для воздушной струи нет, поэтому звук И гласный звук, обозначаем кружком красного цвета (выставляется кружок красного цвета).

4. Соотнесение букв и звуков.

Читайте также:
Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы

Логопед: Скажите, ребята, какие гласные звуки и буквы мы с вами знаем? Я буду показывать буквы, а вы называйте гласные звуки.

А сейчас мы поиграем в игру «Сломанный компьютер» в нашем компьютере сломался звук, осталось только изображение. Я буду показывать гласные звуки, а вы отгадывать и называть их.

5. Упражнение «Поймай звук» (дети работают стоя)

«Хлопните, когда услышишь звук И».

– в ряду звуков: И, У, И, У, Т, У, М, Ы, И, У и т.д (логопед экранирует рот)

– в обратных слогах: ИТ, УТ, АП, ИП, АМ, ИМ, прямых слогах: ТА, ТУ, ТИ, ПА, ПУ, ПИ, МА, МУ, МИ, КУ, КИ, КА и т.д.

– в словах (Ира, пол, иней, стол, игла, Иван, рука, ива, Инна, кит, вилка)

– посмотрите на картинки(демонстрируется экран), в названии каких слов есть звук И?

6. Работа с фишками.

Выложи столько фишек, сколько звуков услышишь:

7. Работа со звуковыми линейками.

Определение места звука И в звукосочетаниях ИАУ, АУИ, АИУ

8. Знакомство с буквой (презентация).

На что похожа буква И? Стихи о букве И.

Буква И наискосок
Примеряла поясок
Снизу вверх его тянула –
К правой ножке пристегнула.

9. Выкладывание буквы из счетных палочек красного цвета.

10. Итог.

Дети рассматривают получившиеся буквы: уточняют, почему использовали палочки красного цвета, в какую сторону смотрит поясок?

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы. Звук и буква И

Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» для детей пяти лет по программе «Знайка» первого года обучения. Данная разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, работающим по программам предшкольной подготовки.

Тема: Буква И. Звуки /и/.

Цель: Изучить новый гласный звук /и/ и букву И.

Задачи:
Образовательные:
– научить выделять звук /и/, находить его местоположение в слове;
– различать гласные и согласные звуки;
– соотносить звук и букву;
– уметь выделять букву в словах;
– составлять схемы слов;
– писать букву И.
Развивающие:
– развивать мыслительные процессы: внимание, память, анализ, синтез,
– развивать речь, образное мышление.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, ноутбук, магнитофон, элементы буквы для конструирования (демонстрационный комплект и комплекты для индивидуальной работы), рисунок «индюк», таблица «буква И», загадки, учебник-тетрадь «От слова к букве», магнитные элементы картины «Настроение».

I. Организационный этап
(Звучит песенка «Улыбка»)
– Встаньте ровно, ребята, поприветствуем друг друга.
– Начинаем наше занятие с хорошего настроения, с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

– Ребята, сегодня мы будем изучать новую букву, а какую вы узнаете сами, если отгадаете, слова, которые спрятались в стихотворении-загадке.

Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри,
И запомни букву….

Вы наверно догадались, с какой буквой мы познакомимся. С буквой И.

А вот какой звук буква И обозначает, мы сейчас узнаем.

II. Основной этап
Вычленение гласного звука /и/ из слов. Звуковой анализ слов «иглы», «Ира». Составление схемы слов.
1. Откройте учебники на стр. 12.
Что изображёно в верхнем, левом углу? (иглы)
– Какой первый звук в слове «иглы»? (звук /и/ );
– Звук и гласный или согласный? (гласный)
– Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки можно петь, тянуть, они состоят из голоса)
– Докажите, что звук и гласный. (Звук можно тянуть, петь) – Дети тянут и поют звук вместе с педагогом.
– Каким цветом обозначается гласный звук? (красным)
– Раскрасьте первый кружок в схеме красным цветом.
– Послушайте и скажите. Какой второй звук слышим в слове «иглы»? (г/)
– Этот звук можно тянуть, петь? (нет)
– Значит, какой это звук? (согласный)
– Оставим в схеме кружок пустым.
– Какой звук слышим после звука г? (Звук л)
– Этот звук можем тянуть, петь? (нет)
– Значит, какой это звук? (согласный)
– Оставим в схеме кружок пустым.
– Какой последний звук в слове? (звук ы)
– Какой это звук? (гласный)
– Каким цветом обозначим гласный звук ы? (красным)
– Сколько звуков в слове? (четыре звука)
– Сколько гласных звуков? (два гласных звука)
– Сколько согласных звуков? (два согласных звука)

Читайте также:
Особенности развития и формирования словаря у детей с нарушениями речи

2. Знакомство с буквой И.
– Гласный звук и в слове «иглы» обозначается буквой И.
(Демонстрация таблицы с изображением изучаемой буквы).

3.Упражнение в выделении изучаемого звука в словах.
– Теперь рассмотрите картинки под схемами.
– Назовите предметы, в названиях которых есть звук /и/.
– Скажите, где находится звук? В начале, в середине, в конце слова?
(винт, пингвин, индеец, иглы, птицы, кит, ирис, лист, брызги и др.)

4. Конструирование буквы И.
– Из каких элементов состоит буква И.
– Две прямые параллельные палочки палочка, а третья палочка соединяет их по диагонали, снизу вверх.

– Возьмите листик картона и элементы буквы И. Они есть у каждого на столе. Составьте букву И из элементов. Наклейте на картон.

5. Физминутка (Мышки)
– Отдохнем немного.
(Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.)

– А теперь поиграем. Я буду еще раз говорить слова этой физминутки, а вы, если услышите звук /и/, хлопайте в ладоши.

6. Упражнение в написании буквы И. (работа в учебниках)
– Сейчас мы будем учиться писать букву И, большую и малую.
– Скажите, они чем-то отличаются или нет? (Только размером)
– Давайте допишем недостающие элементы новой буквы.

7. Упражнение в распознавании новой буквы. (Работа с интерактивной доской)
А) Найдите в рисунках спрятавшуюся букву И.

Б) Найти букву И в скороговорке и обвести.
На интерактивной доске скороговорка:
«У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки»
Найдите букву И и обведите фломастером для интерактивной доски.

В) Работа со скороговоркой (разучивание).

III. Заключительный этап
– Ребята, какую букву изучили сегодня? (И)
– Какой звук она обозначает? (/и/)
– Молодцы, ребята, работали на занятии хорошо, были активны.

В заключение занятия сделаем с вами картину нашего настроения. Если на занятии вам понравилось, было интересно, вы считаете, что вам все удавалось, работали с хорошим настроением, то будете брать картинки яркие, красочные, а если нет, то хмурые, темные.
– Какая получилась картина настроения? (радостная, солнечная, яркая).

Читайте также:
Что такое Культура речи

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»

Цели:

Образовательные:

– познакомить с механизмом образования звука И;

– познакомить ребят с многозначными словами.

Развивающие:

-развивать у детей навыки звукового анализа;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-закреплять понятие «гласный звук»;

-развивать мелкую моторику; развивать память, мышление, внимание;

Воспитательные:

– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Скачать:

Вложение Размер
i_2.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ДЕТСКИЙ САД №78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект занятия по обучению грамоте

Составила и провела: воспитатель

I квалификационная категория

г. Саранск, 2018г.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»

– познакомить с механизмом образования звука И;

– познакомить ребят с многозначными словами.

-развивать у детей навыки звукового анализа;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-закреплять понятие «гласный звук»;

-развивать мелкую моторику; развивать память, мышление, внимание;

– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки»

– Какое слово прозвучало несколько раз?

– Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

3. Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

– Какой звук я выделяла голосом?

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

4. Артикуляция звука и его характеристика .

Воспитатель: – Давайте все вместе произнесём звук [и].

– Когда мы произносим звук (И, то:

-губки – «в улыбки»

-зубки сближены, но не сомкнуты;

-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

-горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).

Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?

-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.

-Давайте в воздухе напишем букву (И) пальцем (показ буквы)

5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.

-Дети, скажите, пожалуйста, какие имена и фамилии детей начинаются со звука И?

Ира, Алина, Эмилия, Миша, Денис, Лиза, Иван, Тимофей, Инкина, и т. д.

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

А сейчас мы дружно вместе

Сделаем вот так…

(Поднимаем руки вверх и произносим громко ИИИ). Игра повторяется 3-4 раза с изменением движений, громкости и длительности произнесения звука ИИИИ.

7. Игра “Узнайте звук”. (Хлопните в ладоши, если он есть в слове).

Ива, индюк, шар, астра, Ира, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.

8. Индивидуальная работа

– Предлагаю вам выложить букву И из трёх счетных палочек.

9. Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

– Здравствуй, большак! – говорят.

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Да крошка Тимошка!

10. Работа в тетрадях

11. Подведение итогов:

– С каким звуком вы сегодня познакомились?

– Можно ли этот звук петь?

– Как называются звуки, которые поются?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активны ми на занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки [К] [Кь] и буква К” для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис детьми с ОВЗ, исключить принужден.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки М, Мь и буква М. Семья”.

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме “Семья”. Конспект может быть использован логопедами и воспитател.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук и буква М. Родная земля-матушка”

Основная цель занятия: обобщить представления по теме “Хлеб.Сх профессии”, знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями.

конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б’] и буква Бб

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф”

Задачи:· Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф’].· Продолжать учить выделять .

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Лексическая тема “Защитники Отечества”

конспект занятия по обучению грамоте.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук и буква И”

  • Автоматизация звука Л (1)
  • Домашние логопедические задания в режиме самоизоляции. Весна 2020 года (8)
  • Домашняя игротека по развитию мелкой моторики (4)
  • Домашняя игротека по развитию речи детей (3)
  • Сценарии праздников и развлечений (6)
  • Конспекты логопедических занятий (6)
  • Конспекты интегрированных занятий (3)
  • Памятки для родителей по выполнению домашних логопедических заданий (2)
  • Домашние задания по лексическим темам для подготовительной группы (36)

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук и буква И”

Образовательные задачи. Буква И и звук и. Чёткое произнесение звука. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Выделение начального гласного. Развитие навыка чтения слияний гласных.

Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: картинки (иней, ива, ирис, игла, иволга, индюк), «травка» с прищепками, тетради.

1. Оргмомент.

-Мой кот проглотил наши буквы. Надо нащупать букву, угадать её, а остальные придумают слова, которые начинаются на этот звук.

Буквы: А, О, У, И. (буква И должна остаться)

Логопед разговаривает с котом: Что ты говоришь? У тебя в животе осталась ещё буква? Только ты ее не отдашь, пока мы все твои задания не выполним? Ребята, будем выполнять?

По кустам развешан… (Иней)

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я;

Бывает на сосне, на ёлке,

А называется… (Иголка)

Что за плакса навсегда

Поселилась у пруда.

Ветви в нём свои купает,

Это дерево кто знает? (Ива)

Как вы думаете, какой звук сегодня на нашем занятии? (Звук И)

2. Звук И.

– Так как буква вас испугалась, давайте поговорим о звуке И.

-Произнесите этот звук: И-И-И…Когда мы произносим звук И, ни губы, ни язык, не мешают воздуху свободно выходить изо рта. Это гласный звук. Попробуем его пропеть: И-и-и.

-Этот ряд будет говорить так, словно вы поднимаетесь по лестнице, а второй ряд – как будто спускаетесь вниз. Посмотрим, у кого лучше получится!

– Кружком какого цвета будем обозначать этот звук? (Красным кружком).

3. Выделение первого и последнего гласного в словах.

-Ой, буква И говорит, что принесла вам картинки и куда-то положила их. А куда – не может вспомнить, давайте поможем букве найти картинки. Вы превращаетесь в робота, а я вами командую. Алёша, иди ко мне. (Логопед отдаёт команды: прямо, поверни направо, поищи под книгой и т. д.)

– Давайте назовём картинки, которые нашли наши роботы (иней, ива и т. д.). Какой первый звук в этих словах.

(Дети «сажают» клубнику (жирафа, черепаху) на первую травку).

– А теперь поиграем в игру «Неправильное эхо»: я вам называю один предмет, а вы мне – много: утюг – утюги, сапог – , носок – , паук – , замок – , индюк – ( а в этом слове сколько звуков И?).

(Дети «сажают» клубнику (жирафа, черепаху) на последнюю травку).

4. Физминутка.

Ира, Инна и Игнат весело играли – дети прыгают на месте

Дружно во дворе своем индюка искали – упражнение «Бинокль»

А индюк сидит под ивой – присесть

Ирис он клюет красивый – встать и сделать движение головой вперед – назад

Какие слова со звуком И встретились в этом стихотворении?

5. Знакомство с буквой И.

-Звук И обозначают гласной буквой И. Посмотрите на неё.

На доску выставляется буква И.

-На что похожа буква И?

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

– Сложите букву И из палочек.

6. «Живой конструктор»

-Мы с вами уже знаем несколько букв. Сложите на коврике эти буквы. (А, О, У, И)

7. Работа в тетради.

– Открываем тетради. Нарисуйте две вертикальные палочки. Давайте превратим эти палочки в букву И. От правой или от левой палочки вы начнёте писать?

8. Звуко-буквенный анализ и синтез.

– Выложите из звуков ИА. Какой первый звук? Какой второй? Составьте ИА из букв под звуковой схемой. Запишите в тетрадь.

9. Организация окончания занятий.

-С какой буквой мы сегодня познакомились? ( С буквой И).

-Какая это буква?

– Какие слова на звук И вы запомнили?

-Что мы делали на занятии? (Играли, читали, писали).

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»

Наталья Клюшникова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»

– дать понятие о механизме образования звука И;

– познакомить ребят с многозначными словами.

Развивающие:

-развивать у детей навыки звукового анализа;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-закреплять понятие «гласный звук»;

-развивать мелкую моторику; развивать память, мышление, внимание;

Воспитательные:

– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель:

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки»

Воспитатель:

– Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

Воспитатель:

– Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.

Ребёнок:

Воспитатель:

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

3. Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

– Какой звук я выделяла голосом?

Дети:

Воспитатель:

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

4. Артикуляция звука и его характеристика.

Воспитатель:

– Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

Воспитатель:

– Когда мы произносим звук (И, то:

-губки – «в улыбки»

-зубки сближены, но не сомкнуты;

-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

-горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).

Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?

-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.

-Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом) (показ буквы)

5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.

-Дети, скажите, пожалуйста, имена и фамилии каких детей нашей группы начинаются со звука И?

Ира, Арина, Иван, Тимофей, Ивашина, и т. д.

6. Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

– Здравствуй, большак! – говорят.

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Да крошка Тимошка!

7. Игра на закрепление места звука (И) в словах “Угадай звук”

Воспитатель показывает картинку ; дети должны хлопнуть в ладоши, если на картинке есть звук И, а если нет – убрать руки за спину.

8. Чтение слоговой таблицы и слов, составленных из этих слогов.

Воспитатель:

МИША, РИТА, НИНА, КИРА, ЛИНА

9. Физкультминутка

Ира, Инна и Иван

На местах остановились. (соответствующие движения)

10. Индивидуальная работа по разрезной азбуке.

Из слогов составить отгадки на загадки:

Все пробует на зуб:

И сосну, и клен, и дуб. (Пила)

Очень редко отдыхает,

Но всегда фонтан пускает

Ну, конечно, – это (Кит)

Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет –

Если Вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с. (Малиной)

Воспитатель вызывает детей, называя их звуками в разбивку.

-Максим будет звуком- Т, Ангелина – И, Артем – К.

Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.

11. Работа в тетрадях

Воспитатель:

12. Подведение итогов:

– С каким звуком вы сегодня познакомились?

– Можно ли этот звук петь?

– Как называются звуки, которые поются?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц, ц» МБДОУ ЦРР детский сад №60 «Ягодка» Село Кулешовка, Азовский район Ростовской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [й]. Буква Й» Цели занятия: познакомить детей с буквой Й, научить чи- тать слова с данной буквой; совершенство- вать навыки правильного, выразительного.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н» Звук и буква Н Образовательные задачи. Буква Н и звук [н]. Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [щ]. Согласная буква Щ. Сочетания Ща, щу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Щ, сочетания- ми ЩА, ЩУ, научить читать слоги и слова с данной буквой и сочетаниями; формировать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ш]. Буква Ш» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ш, учить узна- вать ее зрительно, читать с ней слоги и слова; закреплять умение делить слова на.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Занятие по обучению грамоте Тема: «Звук [И] и буква И» Кні/Дата: Білім беру саласы/Область: комуникация Блімі/Раздел: основы грамоты Таырыбы/Тема: «Звук и буква.

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [И], Буква «И».

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [И], Буква «И».

Цель:Закрепить правильное произношение звука И.

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей со звуком [И] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

– Закреплять понятие гласный звук.

– Продолжать учить определять позицию звука в слоге.
Продолжать учить определять позицию звука в слове: начало, середина, конец;

– Учить дифференцировать звуки А, У, О, И.

– Учить чтению слогов «АИ», «ИА».
Коррекционно-развивающие:

– Развивать общую, мелкую, артикуляционную и мимическую моторику детей;

– Развивать голос и дыхание;

– Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:воспитывать речевое внимание детей. Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, сверстника.

Материал: кукла, картинки, картинка – символ звука (И), схема слова, пальчиковый бассейн с фасолью, тетради по обучению грамоте Миронова Н.М.

I. Организационный момент

Логопед: – Вспомните, с какими звуками мы уже познакомились?

– Какие это звуки А, У, О? (гласные)

– Каким цветом обозначаем? (красным)

II. Основная часть.

Знакомство со звуком «И»

Инна, Нина и Марина,

Лиза, Игорь и Ирина,

Вышли в прятки поиграть,

Букву И в словах искать.

Логопед: Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Уточнение артикуляции. Характеристика звука.

Рассмотри картинку и определи, какое настроение у Игоря? Как ты догадался? Улыбнись и ты, посмотри на свои губки в зеркало. Какой гласный звук можно произнести, растягивая губы в улыбке? (Звук И.)

– Давайте вместе произнесем звук «И».

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

– Как вы думаете, звук «И» гласный? Почему?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «И»:

У, А, И, У, У, И, А, А, У.

ИА, МА, МУ, КИ, ПУ, НИ.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине, в конце слова)

Логопед:- Ребята сейчас я каждого попрошу помочь мне найти что-то интересное в нашей фасольке …

Картинки в фасоли – бинт, ива, грабли, игла, кит, сливы, ирис, очки, санки, лягушки.

Назови картинку и найди место звука в слове: начало, середина, конец (на доске нарисованы схемы слова).

Физминутка под музыку «Лягушки»

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Влево вправо наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет.

Знакомство с буквой «И»

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

– Посмотрите вот она буква «И». (Выставляется карточка с изображением буквы «И»).

– Найдите букву «И» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «И» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

Выкладывание буквы «И» из палочек, рисование в воздухе.

Напечатайте букву «И» в своих тетрадях.

Обобщение пройденного материала

Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Мироновой).

– Проведи дорожки от картинок, в которых прячется звук И, к букве И. Произнеси эти слова, выделяя голосом звук И. Какие картинки ты не соединил с буквой И? Почему?

Игра «Живые звуки»

Логопед – Вспомните, с какими звуками мы уже познакомились? Дети: А, У, О, И.

-Какие это звуки? Дети-гласные.

-Выходят по двое детей.- Ты будешь звук «А», а ты звук «И», когда я произнесу звуки, вы должны встать в нужном порядке: АИ, ИА. Следующая пара – звук «О», звук «И»: ОИ, ИО. Следующая пара: звук «У», звук «И»: УИ, ИУ.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.

  • Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.
  • Учить соотносить звук с символом.
  • Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.
  • Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.
  • Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Игра «Узнай звук по артикуляции».

У, И, О, У, А, И, У, О, У.

II. Знакомство с новой темой:

1. Артикуляционная гимнастика.

3. Чередование улыбки и трубочки.

2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».

Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

Выдох медленный, плавный.

3. Игра «Хлопни – постучи» на развитие фонематического слуха.

Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.

У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.

4. Повторение материала.

2. Почему гласный?

3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?

4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].

5. Какой буквой обозначаем звук [и].

6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?

Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?

Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.

Из каких элементов состоит эта буква?

Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.

КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ ШИ;

ИК ИТ ИР ИХ ИМ ИЛ ИН ИШ;

ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».

На поляну, на лужок,

Тихо падает снежок.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

5. Игра «Прочитай слова»:

КИСКА КИНО ЛИМОН;

6. Игра «Определи место звука».

Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.

7. Чтение слогов:

МНА НРА СМА ШМА СМУ СМЫ;

МНО НРО СНА ШНА ШНУ ШМЫ;

МНУ НРО СМО ШМО СНУ СНЫ;

МНЫ НРЫ СНО ШНО ШМУ ШМЫ;

МНИ НРИ СНИ ШНИ ШМИ ШНЫ;

8. Работа с палочками.

Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?

9. Работа в тетрадях:

Напишите под диктовку слоги:

Прочитайте написанные слоги.

10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:

РИС КИНО СИЛА ШИЛО;

III. Итог.

С какой буквой познакомились сегодня на занятии?

Какие звуки обозначаются этой буквой?

Из каких элементов состоит эта буква?

Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].

Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].

  1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 1995 год.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 1997 год.
  3. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005 год.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
  5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009 год.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: