Звук и буква Б – Конспект фронтального логопедического занятия

Звуки Б-Бь. Буква Б.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

(4 уровень ОНР)

«Звуки Б – БЬ. Буква Б.»

Цель: Формировать звуко-буквенную связь между фонетическими характеристиками звуков Б – БЬ и зрительным образом буквы Б.

Закрепить умение давать характеристику звука «Б».

Закреплять умение слышать и вычленять звуки «Б-БЬ» из звукового ряда, слогов и двухсложных слов.

Образовательные результаты:

Умеют давать характеристику звуку «Б».

Умеют вычленять звуки «Б-БЬ» из звукового ряда, слогов, двухсложных слов.

Оборудование: картинки: ухо и рот; глаз и ручка; таблицы корректурных проб; символы для обозначения звуков; зеркала; сигналы светофора – синий, зеленый; буква Бб печатная, письменная; «слоговое дерево – сосна»; карточки со слогами; предметные картинки; набор слов; текст; слоговая таблица; компьютер, экран, проектор, презентация .

Лингвистический материал:

Звуки: Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’;

Слоги: ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё, аб, баб, бо, бё, об, боб, бы, буб, бу, бю, уб, бу, ыб, быб, биб;

Слова: бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор рубанок, кубик, береза, бусы, голубика, воробей, голуби, шуба, рыба, бумага, бегемот, дубы, зубы, губы.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Сядет тот, кто назовёт месяца.

Основной этап:

а) Сообщение темы занятия:

Логопед: Сегодня мы будем работать с новой буквой и ее звуками. Чтобы догадаться с какой – надо отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела,

Он вспорхнул и улетел.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Логопед: С какого звука начинается слово « бабочка », « белочка »? (Ответы детей).

Логопед: Кто догадался о каких звуках и какой букве будем говорить? (О звуках Б-БЬ и букве Б).

б) Характеристика звука:

Логопед: Возьмите зеркала, произнесите звук [Б].

– Дайте характеристику звуку «Б».

Работаем по алгоритму:

– Губы сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

– Расстояние между зубами и положением языка зависит от следующего за звуком [Б] гласного;

– Воздушная струя встречает преграды: мешают губы, зубы, язык. Значит звук согласный;

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются в результате чего образуется голос. Значит он звонкий.

– В слове бабочка первый звук [Б] – он согласный, звонкий, твердый. Символ – синий цвет.

– В слове белка первый звук [Б’] – он согласный, звонкий, мягкий. Символ – зеленый цвет.

в) отработка умения узнавать отрабатываемый звук среди других:

Игра «Два светофора». Звуки [Б] –[Б’] хотят перейти дорогу, помогите им.

– Возьмите на парте две сигнальные карточки. Если услышите звук БЬ – поднимите зелёный сигнал светофора, если звук Б – синий сигнал.

– Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’,

– Ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё,

– бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор.

– Каким звукам помогали переходить дорогу? Чем отличаются звуки?

– Что обозначает слово «бор»? (сосновый лес)

г) развитие фонематических процессов:

Логопед: В бору щенок Бимка и большая собака Барбос искали слова со звуками [Б] – [Б’]. Помогите им, соотнесите схему с местом звука в слове (начало, середина, конец).

Схемы на доске с позицией звука и картинки: рубанок, кубик, береза, бусы, голубика, воробей, голуби, шуба, рыба, бумага, бегемот.

– Какие слова помогли найти Бимке (Со звуком [Б])

– А Барбосу? (Со звуком [Б’]). Что общего у этих звуков, чем отличаются?

Логопед: Звуки Б – БЬ на письме мы будем обозначать буквой Б.

Показ печатной и письменной буквы.

Читайте также:
Организация инклюзивного образования в сельском детском саду

Логопед: Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

д) Работа над зрительным образом буквы:

Логопед: Посмотрите, на что похожа буква Б? (Ответы детей).

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

– В каком ряду на ленте букв стоит буква Б? (В первом ряду).

Логопед: Из каких элементов состоит буква Б?

– Какой первый элемент у буквы?

– Дальше полукруг пишется внизу, вправо.

– Следующий элемент палочка сверху, вправо.

Логопед: Попробуем напечатать эту букву в воздухе.

И – раз, и – два, и три.

– Теперь выложите эту букву из поволоки, которая лежит у вас на парте.

е) Динамическая пауза:

Гимнастика для глаз:

Вдаль посмотрим и под ноги

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

Пальчиковая гимнастика:

Собирайтесь звери в стаю,

Я вас всех пересчитаю:

Серый волк, лиса, барсук,

Куцых зайцев сорок штук.

И другой народец верный:

Галок, соек и ворон.

Ровным счетом миллион.

Логопед: Напечатаем в тетрадь заглавную и строчную букву, чередуя их. (Печатаем до конца рабочей строчки).

ж) Корректурная проба:

Логопед: На столе у вас карточки, зачеркните в ряду букв букву Б.

П Б В Д Б Г Б Т Б

з) Развивать зрительно-пространственную ориентировку:

Логопед: Читаем слоговую таблицу. Начинаем читать со слога БА в верхнем левом углу.

конспект фронтального занятия “Звук и буква Б”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

конспект фронтального занятия для подготовительной группы

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya.docx 78.51 КБ
frontalnoe_zanyatie.pptx 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.

Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

– Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;

– Познакомить детей с графическим образом буквы;

– Формировать навык слитного чтения;

– Готовить руку к письму, формировать графические навыки;

– Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

– Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;

– Закрепить произношение согласных звуков;

– Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;

-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

– Развивать общую моторику, координацию движений;

– Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;

– Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;

– Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;

– Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, чувство любви к диким животным.

Оборудование : картинки с дикими животными; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); карандаши, рабочие тетради.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята, сесть на свое место сможет тот, кто правильно назовет согласный звук в конце слова: мак, кот, дым, суп, кит, жук, пыль.

– Молодцы ребята, занимайте свои места.

II. Основной этап. 1. Сообщение темы.

Послушайте внимательно мои загадки и определите, какой звук часто встречается в отгадках ( демонстрация отгадок на слайде )

Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей платины строит,

Зубы – точно топоры.

Это трудятся…( Бобры )

В ярком платье модница-

От цветка к цветку порхает,

Я тебя одна не съем,

Разделю ребятам всем.

У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это. ( Буратино )

Огурцы они как будто

Только связками растут

И на завтрак обезьянам эти фрукты подают ( Бананы )

Дети определяют, что первый звук в этих словах Б. (правильно). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.

2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.

-Давайте вместе произнесем звук « Б ».

-Какое положение принимают губы? ( Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются )

-Какое положение принимают зубы? ( Зубы разомкнуты. )

-Какое положение принимает язык? ( Язычок спокойно лежит во рту. )

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук « Б » звонкий.

– Звук « Б » – согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в синем домике ( демонстрация слайда ).

3. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука «Б» в слогах.

– Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.

Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу….

4. Произнесение звука «Б» в словах.

Посмотрите на экран. Перед вами картинки ( демонстрация слайдов ) Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» ( баран, мак, барабан, собака, пила, кабан, гриб, арбуз, кот ).

ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы»

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

5. Произношение звука «Б» в связной речи.

– Повторяйте за мной читстоговорки.

Ба – ба – ба – на избе была труба.

Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

6. Обучение элементам грамоты.

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».( демонстрация на слайде ) Из каких элементов состоит буква Б ( из длинной и короткой палочки, полукруга ).

У буквы Б – брюшко большое

Сверху кепка с козырьком

Будто буковка гордится

Будто все ей нипочем!

– Построим из пальцев букву « Б ».

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

– Нарисуем в воздухе карандашом букву «Б».

– Попробуем нарисовать ее глазами.

1. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

– Чтобы нам запомнить букву « Б », давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

7. Слитное чтение слогов с буквой «Б».

– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на экран, перед вами слоги. Приготовились читать ( демонстрация слайдов )

8. Дифференциация в словах, предложении.

8.1. Звуковой анализ слова БЫК – запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )

– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.

– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Сколько всего звуков в этом слове?

– С каким звуком мы познакомились? ( Со звуком « Б »)

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему Звук и буква [Б].

Абаева Т.В.
учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Оболенский детский сад комбинированного вида Лесная сказка Московская обл., Серпуховский р-он.

Занятие построено с использованием ИКТ.

Презентация и игры в презентации разработаны автором занятия.

Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие: уточнить особенности артикуляции звука [Б], его фонетическую характеристику; развивать фонематический слух и формировать навыки акустического различения звуков; формировать навык понимания многоступенчатых инструкций; формировать навыки самоконтроля, произвольность.

Образовательные: обогатить словарный запас; закрепить обобщающие понятия (украшения, хлебобулочные изделия, люди); совершенствовать навыки правильного грамматического оформления речи (усвоение форм ед. и мн. числа имен существительных, женского и мужского рода, имен числительных); развивать элементы связной речи; закрепить понятия «звук», «буква», «слово», «предложение».

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, взаимопомощь, трудолюбие.

Оборудование: проектор, экран, мячик, счетные палочки.

• Дети встали в круг и, передавая мяч, здороваются. Называют друг друга по имени ласково: «Здравствуй, Варенька. Здравствуй, Димочка».

• Упражнения для мелкой моторики руки со стихами (активизация речевых зон коры головного мозга):

Сидит белка на тележке, (кулак – ребро – ладонь)

Продает она орешки: (кулак – ребро – ладонь)

Лисичке – сестричке, (руки в кулаке, открываем мизинец) Маленькой синичке, (открываем безымянный палец)

Мишке толстопятому, (открываем средний палец)

Заиньке усатому. (открываем указательный)

Кому в платок, (пальцы правой руки прячем в левую руку)

Кому в зубок, (меняем положение рук)

Кому в лапочку. (пальцы в замок)

• Отработка понимания многоступенчатых инструкций, активизация звукового анализа: «Сядет тот, чье имя начинается на звук [И], [М] и т.д.

2. Постановка цели занятия:

Логопед: «Сегодня мы будем учить новый звук. Чтобы узнать, какой это звук, отгадайте загадки».

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает. (Бабочка) [2].

У маленькой Катюшки

Уселся на макушке,

Не мотылёк, не птичка –

Держит две косички. (Бант) [2].

Железный поясок. (Бочка) [2].

Чёрные овцы на белом поле пасутся. (Буквы) [2].

Логопед: «Вспомните слова-отгадки (Дети называют: бабочка, бант, бочка, буквы). Какой первый звук в этих словах?» (Звук [Б]).

3. Артикуляция звука [Б]. Фонетическая характеристика звука.

Логопед с детьми изучают особенности артикуляции звука и составляют его фонетическую характеристику: звука [Б] – это согласный звук, твердый, звонкий.

4. Игра «Запомни, повтори».

На экране появляются 3 картинка, в названиях которых есть звук [Б]. Логопед предлагает детям запомнить эти картинки. Затем картинки исчезают, дети должны их вспомнить. Затем дети составляют предложения с этими словами.

(Слайды 5-7 вариант игры №1).

(Слайды 8-10 вариант игры №2).

(Слайды 11-13 вариант игры №3).

5. Отработка обобщающих понятий:

Логопед спрашивает: «Какие были картинки с изображением украшений (хлебобулочных изделий, людей)?»

После ответов детей на экране появляются соответствующие картинки.

6. Физминутка: упражнения для активизации межполушарных связей.

Дети встали в круг и выполняют вместе с логопедом перекрестные движения руками и ногами.

7. Отработка понятия женского и мужского рода имен существительных и множественного числа: «Он, она или они?»

На экране последовательно появляются картинки со звуком [Б]. Дети должны определить, каким словом (местоимением) можно заменить это слово: он, она или они? После ответов детей под картинкой появляется контур девочки (она), мальчика (он) или двоих детей (они).

8. Игра «Картинка потерялась».

На экране появляются картинки, которые были в предыдущих заданиях. Детям дается время запомнить их. Затем картинки исчезают и появляются в другом порядке. Дети должны увидеть, какая картинка исчезла. Игра повторяется несколько раз.

9. Знакомство с буквой «Б».

Логопед: «Как можно сложить букву «Б» из палочек? Сколько палочек для этого понадобится?»

На экране последовательно появляются палочки для построения буквы «Б». Дети считают, сколько их нужно. Затем по очереди подходят к корзиночке и отсчитывают себе необходимое количество палочек. Затем садятся на свои места и складывают букву «Б».

10. Стихотворение про букву «Б»:

Большой живот у буквы Б,

Беретик есть на голове. [1]

Логопед: «Действительно, буква «Б» похожа на человека с большим животом и в берете. А как вы думаете, на что еще похожа буква «Б»?» Дети придумывают образы, на что похожа буква «Б».

11. Игра «Буквы спрятались».

Логопед: «Найдите все буквы «Б» и сосчитайте их».

На экране появляются разные буквы, надо сосчитать, сколько букв «Б». Игра повторяется несколько раз.

12. Итог занятия.

Логопед: «Закройте глазки и вспомните все игры, задания и упражнения, которые мы сегодня выполняли. 1-2-3-4-5, можно глазки открывать».

Дети перечисляют все выполненные на занятии задания.

Логопед подводит итог: «Мы сегодня учили звук и букву «Б». Теперь вы сможете читать слоги с буквой «Б».

1. Галкина Г. Г. Звуки, буквы я учу! – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2009.

2. Сборник загадок. Составитель М. Т. Карпенко. – М.: “Просвещение”, 1988.

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группепо теме: «Звуки Б, Б’. Буква Б»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ САД№ 000

открытого фронтального логопедического занятия

по обучению грамоте в подготовительной группе

по теме: «Звуки Б, Б’. Буква Б».

Тема: «Звуки Б, Б’. Буква Б».

Цель: познакомить детей со звуками Б-Б’ и буквой Б.

Задачи: уточнить произношение звуков [б], [бь]; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; учить вы­делять звуки из состава слова; продолжать обучение чтению прямых слогов, упражнять в анализе односложного слова.

Оборудование: сигнальные фонарики (синие, зеленые, красные квадраты), индивиду­альные схемы, картинный материал.

Ребята, к нам сегодня пришли гости на занятие, поздоровайтесь!

Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: кот, парта, Тоня, Соня, цапля, зонт, пушка, конь.

– Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов: бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно звук [б]). А какой звук встречается в начале этих слов: бинт, белка, билет, белый? (правильно звук [бь]). Сегодня вы познакомитесь со звуками [б], [бь] и буквой «Б».

3. Анализ артикуляции звуков [б], [бь].

Послушайте, как блеют бараны: большой блеет б-б-б, маленький – бь, бь, бь.

-Давайте вместе произнесем звук [б].

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [б] звонкий.

– Звук [б] – согласный, твердый, звонкий, мы обозначаем его синим цветом.

Аналогично анализируется произнесение звука [бь]. (обращается внимание на то, что при произнесении звука [бь] губы слегка растгиваются).

– Звук [бь] – согласный, мягкий, звонкий, мы обозначаем его зеленым цветом.

4. Закрепление звуков [б], [бь].

Покажите голосом, как блеет большой баран: б-б-б.

Покажите голосом, как блеет маленький баран: бь-бь-бь.

Дети по очереди по просьбе логопеда изображают песенки большого и маленького баранов тихо и громко.

5. Дифференциация звуков [б], [бь].

Игра «Будь внимательным» (с сигнальными фонариками). У детей на столах зелёный и синий квадраты. Если логопед произносит звук [б] – дети поднимают синий квадрат, если [бь] – зелёный.

—звуки [б], [бь]: б, бь, бь, б, б, б;

    звуки [б], [бь] в слогах: ба, би, бе, бо, бу, бю, бы, бэ; звуки [б], [бь] в словах: бинт, болото, кабинка, белка, босой, кобра, обезьяна, бобр, воробей.

6. Произнесение звуков [б], [бь] в словах.

Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Картинки, в названии которых есть звук [б], мы подарим большому барану, в которых есть звук [бь] – маленькому барану. (баран, банан, собака, кабан, грибы, арбуз, обезьяна, белка, бизон, комбинезон, билет).

Логопед раздает детям картинки. И просит их обозначить звуки [б], [бь] на схематической полоске слова зеленым или синим квадратом.

7. ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

8. Игра «лишнее слово».

Логопед называет слова, в трех из которых есть звук [б] или [бь], в четвертом противоположный. Дети называют лишнее слово, объясняют свой выбор.

9. Знакомство с буквой Б

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква Б

Буква Б – просыпается рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.

10. Слитное чтение слогов с буквой «Б».

– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

11. Звуковой анализ слова БЫК.

– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Логопед параллельно выкладывает соответствующие буквы.

– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите второй звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите третий звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б»

Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б»

Цель: Закрепление знаний о звуках Б – Бь, знакомство с буквой Б.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– Закрепить знания о звуках Б — Бь;

– Познакомить с новой буквой;

– Закрепить умение соотносить звук с буквой;

– Закрепить зрительный образ буквы;

– Закрепить навык образования сущ. Т. п. сущ.

Коррекционно-развивающие:

– Закреплять понятия: согласный, звонкий;

– Упражнять в определении места звука в словах;

– Развивать фонематическое восприятие;

– Развитие внимания, мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

– Формирование навыка сотрудничества.

Оборудование: Изображения клоунов один в синем комбинезоне, другого в зеленом; изображения балалайки, барабана и дудочки; предметные картинки: белка, бегемот, билет, бинокль, бант, банан, батон, болт, букет; миниатюры бананы, бублики, хлеб, батон, бутерброд, колбаса, блины, рыба.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятье не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

– Сядет тот, у кого в одежде есть красный цвет, синий и пр.

– Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя на занятии?

(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

*Развитие артикуляционной моторики:

Для челюсти: «Домик открывается» удерживать открытым под счет до 6-ти.

Язык у нижних зубов. (5-р.)

Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)

Для языка: «Качели» (5-р)

*Развитие дыхания и голоса:

А – О – У; А – О – У; А – О – У

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия:

(Выставить картинку)

– Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом.

Какой первый звук в имени Бом? А какой первый звук вы услышали в имени Бим?

Различаются ли они?

Сегодня мы будем изучать звуки [Б]и[Б’].

2. Акустико-артикуляционный анализ звука:

– Звук [Б] — согласный потому, что воздушная струя встречает преграду виде губ и не проходит свободно, твердый, звонкий – когда мы его произносим, горлышко наше вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком;

– Звук [Б’] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Бь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?

2. Произношение звуков в слогах:

– Бим и Бом очень любят играть на музыкальных инструментах. Свои любимые музыкальные инструменты они принесли сегодня нам.

(Разместить картинки на доске)

– Давайте поиграем вместе с ними. Берем в руки барабанные палочки и играем: БАМ-БОМ-БУМ-БИМ – 3р.

– Теперь берем дудочки: БИ-БА-БО-БИ – 3р

– Теперь на балалайке: БИ-БА-БУ-БИ – 3р.

3. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и анализа.

– Бим и Бом принесли нам подарки, но они все перепутались. Давайте назовем подарки, которые принес нам Бом (Бант, банан, батон, болт, букет)

А теперь назовем подарки которые принес Бим (Белка, бегемот, билет, бинокль)

4. Динамическая пауза игра «Командиры». (Дети выполняют речевые инструкции логопеда только, когда слышат слово «Командиры!»)[/i]

– Бим и Бом приглашают вас поиграть с ними в игру «Командиры»

Пусть зевнёт наш ротик!

Повернулись влево, хлопнули, да топнули!

Командиры, кисти рук в «замочек», потянем их разочек!

Командиры, руки вверх, кисти вниз!

Командиры, руки опустить пора, вот и кончилась игра!

5. Связь звука и буквы:

– Был когда-то полукруг,

К палочке пришел он вдруг.

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

(Читать стихотворение, рисовать на доске элементы, соединяющиеся в букву. Потом прикрепить на доску изображение буквы Б)

– Ребята, посмотрите внимательно на доску – это буква Бэ. При письме она обозначает звуки [Б] и [Б’]. А кто мне скажет, чем звуки отличаются от буквы? (Звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем)

6. Закрепление звука в предложениях. Практическое усвоение творительного падежа существительных.

– Ребята, я приготовила для Бима и Бома гостинцы (Объяснить смысловое значение слова: Гостине – Подарок в виде вкусных лакомств).

(В конверте или коробочке лежат изображения или миниатюры гостинцев в названии которых есть звуки [Б]и[Б’], логопед вызывает по одному ребенку, предлагает ему выбрать предмет и сказать чем он угостит Бима и Бома. Пример: Я угощу Бима и Бома бананом)

III. Итог занятия:

– С какой буквой мы познакомились на занятии?

– Какие звуки обозначает эта буква?

– Чем звуки [Б] и [Б`] отличаются?

– В чем отличие звуков от буквы?

Все мы дружные ребята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

– На этом наше занятие окончено!

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Звуки [К] и [К’]. Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуках К – Кь, знакомство с буквой К. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепить знания о звуках К — Кь;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы» ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: – учить детей.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Звук [о], буква о» ЗВУК «О». БУКВА «О». ЦЕЛЬ: Закрепить навыки четкого различения и произношения звука «о» в слогах, словах, фразах; развивать фонематический.

Конспект логопедического занятия для старшей группы для детей с ФФН «Лесные животные. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Звуки Д и Дь, Лесные животные Цели:1. Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Расширение и актуализация.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Звуки [K] и [К’]. Буква К» Цель:закрепить четкое произношение звуков [К] и [К’], познакомить с буквой К. Задачи:1. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С» Цели: Коррекционно-образовательная: – уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику; – учить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [3], [З’]. Буква 3» Цели: коррекционно-образовательные: — учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте; — формировать навыки ориентировки в пространстве;.

Конспкт занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква ПЦель:Знакомство со звуками п, пь, буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Буква и звук «Б»»

Конспект фронтального логопедического занятия [Звук и буква Б]

Представленный конспект занятия «Звук и буква Б» предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющих фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает разделы работы с детьми по произношению, обучению грамоте и развитию связной речи. Занятие проводится в игровой форме.

Тема: «Звук и буква Б»

1. Закрепить правильное произношение звука. 2. Знакомство с буквой «Б» 3. Звуко-слоговой анализ слов — бант, банты. 4. Упражнения с разрезной азбукой: составление слов «бант», «банты» по следам анализа. 5. Печатание этих слов. 6. Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок, — ек, -ик. 7. Развивать фонематическое восприятие.

— предметные картинки – бант, банка, губы, зубы, батон, ботинки, будильник, бусы, альбом, хобот, банан, автобус, собака, бублики, барсук, бумага, буква, кабан…; — наборы для составления схем; — тетради; — карандаши; — разрезная азбука.

Назвать по порядку звуки в слове, которое я скажу ( дом, кот, рак, мак, гусь, ночь, дым, кит).

2. Знакомство с темой:

– игра «Четвертый лишний»

собака, медведь, заяц, волк пальто, куртка, платье, ботинки самосвал, автобус, грузовик, фургон сливы, яблоки, батон, айва

— игра «Запомни – назови»

собака, ботинки, автобус, батон

— Какой одинаковый звук есть во всех этих словах?

3. Произнесение, характеристика звука [Б]: согласный, твердый, звонкий, губной. Знакомство с буквой Б.

4. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]

— из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б — из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО — из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б]) — определить позицию звука [Б] в слове.

5. Деление слов на слоги – игра «Телеграф»

6. Упражнения с разрезной азбукой:

а) звуко-слоговой анализ слов: бант, банты б) составление схемы слов: бант, банты в) выкладывание этих слов из букв разрезной азбуки.

7. Печатание слов: бант, банты.

8. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ок, -ек, -ик. Игра «Назови ласково»:

бант – бантик хвост — ноготь – бинт — куст — пень – билет — лист — огонь – хобот — мост — день – соболь — дом — коготь –

9. Чтение рассказа М. Юдиной «Дружба»

— назвать слова из рассказа со звуком [Б] — Разгадывание кроссворда (загадки)

10. Итог. Произнесение, характеристика звука [Б]

Припоминание картинок на этот звук. Игра на развитие внимания «Что изменилось?» (с картинками).

Кривошеева Ирина Владимировна учитель-логопед МБДОУ №1 г. Курганинска Краснодарского края

  1. Конспект логопедического занятия [Звук и буква Ш]
  2. Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия с обучающимися 6-7 классов
  3. Конспект индивидуального логопедического занятия [Автоматизация свистящих звуков]
  4. Конспект логопедического занятия: Гласные звуки и буквы
  5. Конспект занятия: Автоматизация звука [З]

(5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки[б], [бь] и буква Б»

Зыкова Ольга Анатольевна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки[б], [бь] и буква Б»

закрепить знания детей о звуках [б], [бь] и букве Б

1. образовательные:

уточнить произношение звуков [б], [бь],

учить выделять звуки [б], [бь] из состава слова, дифференцировать звуки по твердости -мягкости, формировать навык чтения открытых слогов, односложных слов.

2. развивающая:

развивать фонематический слух, логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятие; воображение.

3. воспитательная:

воспитывать усидчивость и умение дружно

работать в коллективе.

Оборудование:

предметные картинки на звуки [б], [бь], дидактическое пособие «Вот так улов !», два ведерка, дидактическое пособие «Оркестр», карточка с изображением буквы Б (формат А4), дидактическое пособие «Волшебные часы», дидактическое пособие «На что похожа буква Б ?», буквы из магнитной азбуки, .

Предварительная работа:

чтение педагогом «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Методические приемы:

Создание воображаемой ситуации «Мы плывем на ките»; чтение педагогом отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; беседа о характеристике звуков [б], [бь], рассматривание картинок и определение лишней из них; рассматривание пособия «Вот так улов!»; рассматривание сюжетной картины «Оркестр»; имитация игры на музыкальных инструментах с проговариванием слогов; сравнение предметов по сходству; чтение открытых слогов; составление и чтение слова «бабушка».

Ход занятия:

I Организационный момент.

Дети стоят возле педагога.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие — в сказку, где нас ожидают необычные встречи и приключения. А повезет нас кит. Дети садятся на ковер, который превратился в кита в океане, крепко держаться друг за друга, боятся, когда кит «наклоняется», эмоционально реагируют, а погружаясь в воображаемое море, сразу зажимают нос пальцами.

II. Сообщение темы занятия.

Педагог: Дети, чтобы узнать, куда мы сейчас приплывем, нужно отгадать из какой сказки этот отрывок:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке.

Ровно тридцать лет и три года.

Дети. Это «Сказка о рыбаке и рыбке».

Педагог: Правильно ребята ! Сегодня мы попадем в сказку, где жил тот самый старик со своей старухой. А заодно поговорим о звуках [б], [бь] и букве Б.

III Основная часть:

1. Повторение характеристики звуков [б], [бь].

Педагог: Ребята, пока мы плывем, давайте вспомним все, что мы знаем о звуках [б], [бь].

Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»

Конспект логопедического занятия “Звуки Б, Бь. Буква Б”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»»

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буква Б

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

уточнить артикуляцию звука [б];

уметь соотносить его с буквой;

обогащать и активизировать словарный запас;

формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];

учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.

развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи, зрительно-моторную координацию, внимание, память.

Закрепить стремление совершать хорошие поступки, формировать “ситуацию успеха”.

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть.

– Сейчас мы с вами улыбаемся (дети улыбаются),

А дальше с вами занимаемся (дети как ученики кладут руку на руку).

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

Пальцы врозь и в кулачок. (соответственно)

Пальцы так (пальцы врозь ладошками вверх)

И пальцы этак. (пальцы врозь ладошками вниз)

Топ, топ, (ладошки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (кулаки стучат по столу)

Побежали, (бегут указательные и средние пальчики)

Постучали. (кулаки стучат по столу)

Топ, топ, (кулаки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (ладошки стучат по столу)

Самомассаж с помощью су-джок ёжика.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю. (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. (смена рук)

А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча

Мяч летает между рук! из руки в руку)

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну (вытянуть губы трубочкой).

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам (улыбка).

Часы делают вот так (язычок двигается влево-вправо).

Высоко-высоко, (руки вверх)

Низко-низко, (руки вниз)

Далеко-далеко, (язык поднимается вверх)

Близко-близко. (язык опускается вниз)

5. Сообщение темы.

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквой Б.

6. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Произнеси звук (б-б-б, руки на щеках).

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий.

7. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б] и [Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

8. «Мы и скажем и покажем». Соотнесение речи с движением, твердый звук – кулак, мягкий – щёчка.

Повторяйте за мной

БА-БА-БИ (кулак, кулак, щечка)

БЯ-БА-БЫ (щека, кулак, кулак)

БЕ-БУ-БА (щека, кулак, кулак)

БИ-БЯ-БО (щека, щека, кулак)

9. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] по карточкам.

«Я найду слова везде – на полу, на потолке,

На окне и на стене, на ковре и на столе».

– Ребята, давайте на карточках найдем и назовем все слова, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь].

– Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили!

10. «Доскажи словечко».

– Ребята, я начну, а вы закончите мою фразу.

На боках полно кудряшек,

Блеет беленький … (барашек).

11. «Пальчиковые шаги».

Детям раздаются бумажные барашки, которые надеваются на два пальчика, и дорожки-проволоки, по которым дети будут ходить пальчиками.

Барашек по свету прошел,

Видел, что хорошо.

Он по свету ходил

Плохо тоже находил.

Если встретит он добро –

Улыбается (дети улыбаются),

Если вдруг увидит зло –

Сердится (дети сердятся).

– Ребята, вы поняли, что это за барашек?

– Если совершаются хорошие, добрые поступки, то что он делает? (Улыбается, радуется)

– А если совершаются плохие поступки, то что он делает? (Сердится, хмурится).

12. Словесная игра «Хорошо и плохо».

– Ребята, а сейчас давайте поиграем вместе с нашим барашком. Приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

– «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)

– «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)

– «Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая!» (желтый)

– «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (желтый)

13. Гимнастика для глаз «Рисование буквы Б карандашом в воздухе».

– Ребята, скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом?

– Вот и у каждого звука есть свой дом – это буква, у звука [Б] – буква Б (показываю букву).

– Ребята сейчас мы с вами будем писать букву Б в воздухе. Возьмите в руку карандаш и представьте, что перед вами лист бумаги, а вы по нему прописываете букву и следите за своими движениями глазами. Смотрите, как делаю я: сначала рисуем длинную вертикальную палочку, затем сверху (горизонтально) рисуем палочку немного короче, а теперь рисуем закругленный элемент буквы.

14. Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты».

Я прочитаю вам сказку «Лесные музыканты», а вы определите, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и давай стучать: бум! Бум! Бум! Подошёл барсук с баяном:

– Можно с тобой вместе поиграть?

– Конечно, можно! – обрадовался баран (желтый).

Тут ещё бобёр с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно – и давай играть кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались (синий).

– Нельзя ли потише! – просят звери.

А музыканты ещё громче заиграли (синий). Тут вышла белочка:

– Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.

– Если не принесёте, – грозят, – так заиграем – вам же хуже будет (синий).

Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту – и давай играть да орать.

«Ну, – думают, – наедимся сейчас бубликов! »

А у бегемота шуба толстая.

– Бис, – бурчит, – браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина…(синий)

Ребята, вы внимательно прослушали сказку, а теперь назовите все слова со звуком «Б», которые вы запомнили.

Слова на букву «Б», содержащиеся в тексте: баран, базар, барабан, берёза, бум, барсук, баян, бревно, бобёр, бурундук, балалайка, бублики, баранки, бубен, бегемот, белочка, будет, бис, браво, бейте, били, бросили.

15. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

16. Составление предложений со звуками [Б] и [Бь] по карточке.

– Ребята, посмотрите внимательно на карточку с картинками и придумайте предложение, чтобы в нем были слова со звуками [Б] и/или [Бь].

– С какими звуками мы сегодня знакомились? Какие задания вам понравились? Были самыми трудными?

– Ребята, посмотрите, гномики Бим и Бом улыбаются, благодарят вас за то, что вы так хорошо справились со всеми заданиями.

– Вы совершили какой поступок, хороший или плохой?

– Правильно, нужно совершать всегда только хорошие поступки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: