Звук и буква А – конспект индивидуального логопедического занятия

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [А]

Анюта Мерзаева
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [А]

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с ринолалией в дооперационный период

Возраст ребенка: 4 года.

Логопедическое заключение: открытая механическая ринолалия. ФФНР.

Тема: Автоматизация звука «А».

Коррекционно-образовательные задачи:

• формировать умение правильно произносить звук «а»;

• вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии;

• закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «А»;

• автоматизировать звук «А» изолированно, в слогах и в словах.

Коррекционно-развивающие задачи:

• развивать фонематические процессы;

• развивать внимание и память;

• развивать мелкую моторику рук.

• развивать силу голоса и интонационную выразительность речи;

• развивать речевое дыхание детей

Коррекционно-воспитательные задачи:

• воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;

• воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование: кукла, зеркало, ленточка, большой красный круг, цветок, трубочка для коктейля, картинка с буквой А, фасоль, чудесный мешочек с картинками (аист, апельсин, бант, шарф, лиса, машина).

Ход занятия

К нам сегодня в гости пришла кукла Аня. Она хочет посмотреть, как ты занимаешься, и приготовила для тебя несколько заданий.

Какой первый звук в имени нашей гостьи? («А»). Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук «А» изолированно и в словах.

• Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, спиралевидное разминание, вибрация.

• Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика, вибрация поколачиванием.

• Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание.

3. Мимическая гимнастика.

Наша гостья загрустила, давай ей улыбнемся и подмигнем.

4. Артикуляционная гимнастика.

А теперь давай расскажем Ане интересную сказку. Возьми зеркало, посмотри на себя, улыбнись, начинаем нашу сказку о Веселом Язычке.

Жил-был Веселый Язычок. Жил он в своем домике, открыл он дверь вот так (показ) – рот открыть и закрыть. Потом он вышел на улицу, посмотрел вниз, посмотрел вверх – язык тянуть к носу, к подбородку (упр. «Качели»). Решил он построить около дома «заборчик» (зубы обнажены, губы растянуты) и смастерить дудочку (упр. «Трубочка»). Потом захотел немного отдохнуть и покататься на качелях (упр. «Качели»). Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Сладко зевнул (рот широко открыт) и уснул.

5. Автоматизация звука в изолированном виде.

Заболело горло у Веселого Язычка, пошел он к врачу. Попросил врач широко открыть рот и сказать: “А–А–А!”

Запомни чистоговорку на звук «А»:

А–А–А – высокая гора,

А–А–А – на горе идет игра.

6. Анализ артикуляции и характеристика звука

Аня принесла тебе волшебную ленточку, которая очень любит петь. Намотай ленточку на палец и пропой звук «А» (а-а-а-а-а-а-а)

Посмотри, губки в спокойном состоянии, ротик широко открыт, язычок спокойно лежит во рту, горлышко «работает» (рука лежит на горлышке). Звук «А» гласный, его можно петь, потому что ни губы, ни зубы не мешают свободно проходить воздуху. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук «А» большим красным кружочком.

7. Дыхательная гимнастика.

А еще Аня принесла тебе трубочку, покажи, как с помощью нее ты умеешь делать бурю в стакане воды (упр. «Буря в стакане»).

Давай и мы сделаем подарок куколке, посмотри какой красивый цветочек. Понюхай, как он пахнет (упр. «Нюхаем цветочки»)

8. Работа над голосом.

Давай научим Аню произносить звук «А» по-разному: высоко и низко, далеко и близко, шепотом и звонко, тихонько и громко.

– А! – со мною вместе пой,

– А! пошире рот открой!

– А! – споем мы высоко,

– А! – споем мы низко.

– А… – как будто далеко,

– А… – мы слышим – близко.

Читайте также:
Органы чувств - конспект занятия

– А! – крикнем звонко,

Все теперь мы будем знать:

Вот как может «А» звучать!

9. Развитие фонематического слуха.

Давай поиграем в игру “Кто лучше слышит?” Ты будешь шагать, а я буду называть звуки. Когда услышишь звук «А», остановись:

А, У, О, А, Ы, И, А,Э, Е, О, А.

10. Автоматизация звука «А» в слогах

Мы в лес пойдем,

Аню громко позовем: (как мы позовем)

Нас собачка услыхала,

Очень быстро подбежала.

С нами играет, очень громко лает: (как собачка лает)

Дальше вместе мы пойдём, скоро Аню мы найдём.

Аня плачет: «Уа, уа,уа!», идите все сюда.

11. Развитие фонематического восприятия.

Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в них услышишь звук «А», то подними красный кружок:

Ананас, кот, Аня, утка, дом, стол, карандаш, автобус.

А теперь давай немного передохнем.

Прилетел к нам аист.

– Аист, аист длинноногий,

покажи домой дорогу!

– Топни правою ногой,

Топни левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

Шагни правою ногой

Шагни левою ногой

Вот тогда придёшь домой!

13. Знакомство с буквой А.

На что похожа буква А, что она тебе напоминает?

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок!

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А. (показ картинки)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Букву А мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «А» услышать и произнести.

14. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву А из фасоли.

15. Автоматизация звука «А» в словах

Наша гостья хочет загадать тебе загадки. Давай попробуем их отгадать.

• Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны

Так приятен он на вкус,

И зовут его … (Арбуз).

• Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит).

• Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Игра «Чудесный мешочек».

Доставай из мешочка картинки и называй, выделяя голосом звук «А»

16. Итог занятия.

Теперь узнаем тебя мы всегда

Наш новый знакомый, звук «А»!

Ты очень хорошо занималась, нашей гостье очень понравилось у тебя в гостях. Она решила остаться у тебя.

Конспект индивидуального логопедического занятия семидесятых Совсем недавно мне в руки попали старые планы по логопедии, я читала их с особым трепетом и волнением. Писала эти планы сразу после института,.

План-конспет индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука [Л] Автор Гребенникова Жанна Сергеевна учитель-логопед II категории МБДОУ ДС ОВ №21 ст. Азовской Краснодарского края План-конспект индивидуального.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Звук и буква А». Занятие рассчитано на старшую группу ДОУ.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Тема: Звук и буква А

Цель: познакомить со звуком и буквой А.

  • коррекционно-образовательные – знакомство со звуком и буквой А, дифференциация звука и буквы;
  • коррекционно-развивающие – развитие четкости произнесения звука [а]; выделение звука [а] в ударной позиции в начале и в конце слова; развитие силы голоса и речевого дыхания; развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти; развитие мелкой моторики;
  • коррекционно-воспитательная – активизация участия родителей в коррекционном процессе; воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности.
  • символ звука [А]; предметные картинки: автозаправщик, арбуз, суп, аист, шуба, ландыш, апельсин, малыш; карточка для определения места звуков в слове; фонетический символ звука [А]; буква А; карточки с заданиями.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков (Ш)-(Щ) и букв Ш-Щ

Игровые упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Послушай один раз и выполни движения:

  • Прикрой ладонями глаза.
  • Прикрой ладонями уши.
  • Подними правое плечо.
  • Подними левую руку.
  • Левой ладонью прикрой правый глаз.
  • Правой ладонью прикрой левое ухо.

2. Комплекс артикуляционной гимнастики:

  • «Лягушка» − «Хоботок»,
  • «Заборчик» − «Бублик»,
  • «Блинчик»,
  • «Маляр»,
  • «Лошадка»,
  • «Вкусное варенье».

3. Знакомство со звуком [А].

«Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:

август, аист, адрес.

– губы в спокойном состоянии;

– рот широко открыт;

– язык спокойно лежит во рту.

– звук [А] – гласный, обозначается красным цветом. Демонстрируется символ звука.

Правило: гласные звуки поются и не встречают преграды во рту.

4. Фонетическое упражнение:

Покажи, как девочка укачивает куклу: ааааааааааа… (на плавном, длительном выдохе);

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А… (отрывисто);

Самостоятельно произнеси столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.

5. Игра «Четвертый лишний».

Выбери лишнюю картинку.

– Лишняя картинка та, которая не начинается со звука [А]:

Автозаправщик, арбуз, суп, аист.

– Лишняя картинка та, которая начинается со звука [А]:

Шуба, ландыш, апельсин, малыш.

6. Пальчиковый игротренинг.

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук

Много нас, а он один. в кулачок.

Эта долька – для ежа, Левой рукой поочередно загибать

Эта долька – для стрижа, пальчики правой руки.

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

Ну а волку – кожура.

7. Игра «Найди место звуку».

Определи место звука в слове (начало, середина, конец), используя красный кружок и карточку.

Август, Аист, рукА, лисА, пилА.

8. Анализ звукокомплексов.

Крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Анализ звукокомплекса АУ:

– Какой первый звук ты слышишь?

– Какой второй звук ты слышишь?

Выкладывание схемы с помощью символов звуков.

Анализ звукокомплекса УА:

– Какой первый звук ты слышишь?

– Какой второй звук ты слышишь?

Выкладывание схемы с помощью символов звуков.

9. Знакомство с буквой.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (на ракету, на крышу дома…)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Правило: звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.

10. Итог.

С каким звуком сегодня знакомились?

Чем отличается звук от буквы?

Вспомни слова, начинающиеся со звука [А].

Попова Светлана Михайловна,
учитель-логопед

Звук и буква А
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Технологическая карта занятия “Звук и буква А”

Скачать:

Вложение Размер
thnologicheskaya_karta_zvuk_i_bukva_a.docx 35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Марковский детский сад комбинированного вида»

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

в группе компенсирующей направленности

по теме: «Звук [а]. Буква А»

Евдокимова Ирина Юрьевна,

р.п. Маркова, 2017г.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по речевомуразвитию детей в группе компенсирующей направленности

Тема: «Звук[а]. Буква А»

Цель: Создание условий для выработки навыка четкого произношения звука [а] и знакомства с буквой «А»

Познакомить детей с механизмом образования звука [а] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Продолжать знакомить с понятием: «звук», «буква», «гласный звук».

Продолжать учить определять позицию звука в слове, упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.

Совершенствование навыков конструирования.

Развивать фонематический слух и восприятие, речевое дыхание.

Совершенствовать процессы памяти, мышления, творческого воображения.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Воспитывать уважение к ответам товарищей, желание активно работать на занятии.

Образовательные области : приоритетная – речевое развитие, в интеграции – художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, конструирование, восприятие художественной литературы.

Оборудование: символы гласных звуков, «логопедический куб» (схемы артикуляционных упражнений), предметная картинка Клоуна Алика, зеркала, фольга для ручной работы, звуковые линейки на каждого ребенка, мнемосхемы «характеристика звука», «место звука в слове», ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Организационный этап

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

– У меня сегодня хорошее настроение и мне очень хочется им с вами поделиться. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим друг другу хорошее настроение.

Выполняется коммуникативное упражнение «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое, (поднимают руки вверх, выполняя «Фонарики»)

Здравствуй, небо голубое, (вытягивают руки ладонями вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (выполняют плавные движения руками вверх-вниз)

Здравствуй, маленький росток, (присесть, руки опущены вниз)

Здравствуй, милый мой дружок. (дети хлопают друг друга по ладошкам)

– Вот теперь мы настроились на работу и полны сил и энергии.

Повторим наше правило:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

Громко, четко говорим, никогда мы не спешим.

Выполняют коммуникативное упражнение

Повторяют за логопедом правило

Задача: Развитие артикуляционной моторики

Логопед проводит с детьми обязательные упражнения на развитие артикуляционной моторики. Следит за правильностью выполнения.

1. Самомассаж лица «Дождик»

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев), и снова струйками (поглаживание) (слайд 2)

2. Развитие мимических мышц: «Эмоции»

Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились . (слайд 3)(слайд 4)

3.Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения с использованием «логопедического куба»

Для челюсти: открыть широко рот, затем закрыть (под счет до 1 до 5)

«Прогулочная» (с использованием логопедического куба)

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот –

Губки тянутся вперед.

На качелях оказался:

Вверх взлетел и вниз спускался.

То иголка, то лопата,

Язычок у нас, ребята.

Вот и кончилась прогулка.

Язычок, скорей домой.

Сидят за столами

Выполняют самомассаж лица,

артикуляционную гимнастику перед индивидуальными зеркалами

II. Основной этап

Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

Актуализация новых знаний

Развитие дыхания и высоты голоса

Развитие фонематического слуха

Самостоятельная работа по определению места звука в слове

Звуковой анализ слова

Знакомство с буквой «А».

Развитие мелкой моторики рук и конструирование из фольги

1. Логопед вводит сказочного персонажа (картинка с изображением клоуна с артикуляцией звука «А»)

– Сегодня к нам в гости пришел (картинка) клоун.

– Кто догадается как его зовут? (Алик)

– Как вы догадались? (по губам)

– Алик предлагает нам отправиться в царство гласных звуков, подружимся со звуком А и познакомимся с новой буквой.

2. Логопед задает вопросы, чтобы дети дали характеристику звука «А» по артикуляционно-акустическим признакам

-Посмотрим в зеркало и произнесем звук[а]. Давайте отметим, в каком положении находятся губы, когда мы произносим этот звук? В каком положении находятся зубы? (открытые) Где находится язычок? (спокойно лежит внизу)

– Давайте проверим, какой это звук: гласный или согласный? (показывается мнемосхема «характеристика звука»). Название «гласный» произошло от слова «глас», «голос». Гласные звуки можно протянуть

-Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и произносим звук. Ниточка длинная или короткая?

-Клоун предлагает пропеть звук. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи.

– Обозначение звука красным цветом.

(Правило: если гласный, значит красный)

3. Проводится упражнение «Низкий звук – высокий звук» (слайд 5)

– Вы научились его правильно произносить. Давайте поиграем вместе с Аликом и со звуком [а]. На волнистой дорожке в ямке живет низкий звук [а], а на горке высокий звук [а] Найди и покажи место каждого звука.

Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук [а]

– А теперь попробуйте сами, произнося звук [а] и меняя высоту голоса, провести стрелкой по дорожке.

Логопед следит за тем, чтобы ребенок, проводя стрелкой по дорожке на одном выдохе, менял высоту голоса.Вдох через нос, выдох плавный, длительный через рот

4. Игра «Поймай звук»

-Хлопни, если услышишь звук А (на слух изолированно)

-Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук А: ЛУК, БАК, БОК, ЛАК, ТОК, ТАК, МАК, СОМ, МАЛ, СОК)

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем (взмахи руками перед собой)

Под ногами шелестят (перебирают пальцами)

И летят, летят, летят… (взмахи руками, разведенными в стороны)

Все уж спать они хотят. (имитация сна)

Логопед проводит словарную работу: листопад, сыплются дождем

6.Выделение начального ударного гласного. Назови, что изображено на картинках.

Найди одинаковый звук в словах (гласный [а]) ( слайд 6 ).

7. Игра «Найди звук» (слай7-13)

8. Игра «Доскажи словечко» ( слайды 14,15 ).

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины

И тогда, поднявши пыль,

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …(Айболит)

9. Логопед, опираясь на слайд задает вопросы

– Что кричит мальчик, когда заблудился в лесу? (ау) Сколько звуков вы слышите, какой первый звук, второй?

Игра «Живые звуки» Поменяйте звуки местами, что у нас получилось? УА (плачет ребенок)

10. Физминутка «Осенние листочки»

Листья осенние тихо кружатся (покружиться, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят (поднимаются и кружатся)

11. Логопед знакомит детей с буквой «А». Уточняет характеристики звука и буквы

– Звуки мы слышим и говорим, буквы видим и пишем. (слайд)

– На что похожа буква «А»?

– Нарисуй от дома крышу, перекладину внутри,

Сразу букву «А» я вижу, как красиво, посмотри

Не промочит дождь щенка, крышей будет буква «А». (слайд)

Вот два столба наискосок, а между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А (слайд)

Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету. (слайд)

– Из каких элементов состоит буква А? (из 3 палочек)

12. Логопед проговаривает с детьми способы конструирования буквы «А»

– Из чего можно сделать портрет буквы «А» можно сделать из бусинок, ниточки, счетных палочек, вылепить из пластилина (слайд) .

– А мы сделаем букву А из фольги (метод сминания)

Пальчиковая гимнастика. (слайд)

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал (плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной, вот с березки золотой (загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца)

Вот последний лист с осинки,

Ветер сбросил на тропинку. (спокойно положить руки на стол)

-Пальчики мы подготовили теперь пришло время сделать букву из фольги.

Сидят за столами, делают предположения

Выполняют задание с использованием индивидуальных зеркал

Упражнение «Воображаемая нить»

Поют звук «А» на мотив песни «В лесу родилась елочка»

Логопедическое занятие “Звук и буква А”

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Восполнить пробелы по грамоте.
  2. Познакомить со звуком и буквой А.

Задачи:

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие графомоторных навыков;
  • познакомить с буквой А;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, воображение.

Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

Логопед здоровается с каждым учеником: Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.

Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют каждый палец руки)

Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком ,,а”.

Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).

Логопед: Самый старший – звук ,,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук ,,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук ,,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.

2. Развитие фонематического слуха.

Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.

Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук ,,а”: ау, оа, ио. )

3. Определение позиции звука в слове.

Логопед: В этих домиках (раздача пособий – схем) живут слова со звуком ,,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук ,,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!

4. Знакомство с буквой А.

Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать – надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук ,,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

Буквы – видим, пишем (показ пособия).

Звуки – слышим (показ пособия).

(Дети повторяют хором, затем по – одному).

Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

Игра “Аист”
(дети встают в кружок)

6. Формирование образа буквы А.

Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!

(Логопед проговаривает во время показа)

6. Печатанье буквы А в тетрадях.

7. Развитие фонематического слуха.

Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы – отгадки со звуком ,,а”)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).

(Назовите первый звук в слове “арбуз”)

8. Развитие связной речи.

Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с изображением слов со звуком ,,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со звуком ,,а”)

– Машина везёт арбузы.

– Мальчик чистит апельсин.

– Заяц ест капусту.

– Папа и мама собирают урожай.

С каким звуком мы познакомились?

С какой буквой мы познакомились?

Почему их называют гласными?

Каким цветом обозначают гласные?

Какие гласные звуки можете назвать?

Что мы видим и пишем?

(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)

Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком ,,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).

Конспект занятия “Знакомство со звуком (а) и буквой А”

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

— Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

– Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

– Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

Отгадайте загадки.

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор . (Айболит)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спеет, все довольны,

Так приятен он на вкус.

А зовут его . (арбуз)

– Какой звук вы слышите в этих словах?

– Правильно, слышится звук «А».

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт .

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

– Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

– Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

– Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

– Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

– Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

– Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

– Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

– На что похожа буква А?

– Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

– Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку – кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас – беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся – сюда!

– Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

Об авторе

Романова Светлана Анатольевна

Новые записи автора
Комментарии 1

Светлана, добрый день. как можно приобрести ваши конспекты по буквам?

Новое в блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию
Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младш…
ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.
ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну…

В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 25.02 по 01.03.2019г.) Тема: «Весна – красна»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 25.02 по 01.03.2019г.) Тема: «Весна – красна» Итоговое мероприятие: Составление весеннего коллажа (коллективная работа) Дата проведения.

Конспект музыкального занятия во второй младшей группе “Осень золотая”

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского района.

Зачем нужна физкультура ребёнку?

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И.

Новое на сайте

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей различать и называть цвет. Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику рук. Создать атмосферу эмоционального подъёма, заинтересованности, инициативности на занятии; Продолжать.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его семья» в рамках тематической недели “Домашние птицы”. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тип проекта: познавательно –.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию в средней группе

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы удлиненной формы, слегка оттягивая конец пальцами, аккуратно обращаться с материалом. Расширять представление об овощах. Продолжать.

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко»

Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко» Самый долгожданный праздник для детей – это Новый год. И взрослые, и дети верят в чудеса. Поэтому атмосферу сказки и волшебства мы решили подарить через новогоднее оформление группового.

Конспект по логопедии “Звук и буква А”

Тема: Звук и буква А

Цель: формирование представлений о звуке и букве А.

Планируемые результаты

Предметные: научить детей узнавать и выделять звук [а] среди гласных звуков; закрепить понятие «ряд»;

Метапредметные: расширять словарь по теме «Овощи и фрукты»; развивать мелкую моторику рук.

Личностные: формирование усидчивости, умения сконцентрироваться на задании.

Оборудование: мяч, изображение буквы, предметные картинки, карточки с заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по логопедии “Звук и буква А”»

Дата________ № Занятия______

Класс_______ Группа_________

Тема: Звук и буква А

Цель: формирование представлений о звуке и букве А.

Планируемые результаты

Предметные: научить детей узнавать и выделять звук [а] среди гласных звуков; закрепить понятие «ряд»;

Метапредметные: расширять словарь по теме «Овощи и фрукты»; развивать мелкую моторику рук.

Личностные: формирование усидчивости, умения сконцентрироваться на задании.

Оборудование: мяч, изображение буквы, предметные картинки, карточки с заданиями.

Ход занятия:

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация опорных знаний

Игра с мячом «Один — много» (яблоко — яблоки, огурец — огурцы, помидор — . ).

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы к нам в гости придет звук, попробуйте догадаться какой. Аня, Африка, атлас, ананас … вы догадались о чем будет идти речь? Правильно, это звук и буква А.

Что мы слышим, звуки или буквы? Что видим?

— Звук [а] (так плачет малыш) — гласный, его можно петь долго.

Логопед просит показать красный кружок, если дети услышат звук [а] из ряда звуков: у-и-а-о-а-и-у-а.

Дидактическая игра «Поиграем вместе». Логопед объясняет:

— Сейчас в этой песочнице будут играть дети, у которых имена начинаются со звука [а]. Скажите, дети, будет здесь играть Аня? (Ира, Алеша, Алина, Игорь, Андрей, Алена, Оля, Антон, Анжела.)

Дидактическая игра «Кто внимательный?». Дети слушают предложение и называют слова, которые начинаются со звука [а]:

— У Антона большой автобус.

— Аня ела вкусный арбуз.

– Андрею купили новый автомобиль. — Алина любит ананас.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Слова сопровождаются движениями рук.

Классификация овощей и фруктов

На доске картинки-символы «сад», «огород». Дети берут картинки с изображением овощей (фруктов) и кладут их к «саду» или «огороду».

Логопед выставляет в ряд пять картинок: помидор, огурец, груша, апельсин, яблоко. Дети называют первый предмет, последний, говорят, что находится посередине, что -между огурцом и апельсином и т.д.

Дидактическая игра «Да — нет». Логопед объясняет:

— Если слово начинается со звука [а], то говорите «да», если слово начинается с другого звука, говорите «нет».

Ромашка, апельсин, дом, арбуз, велосипед, ананас, абрикос, стол, акула, автобус.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед говорит предложение, а дети добавляют последнее слово, используя картинки со звуком [а]:

— Даша ела сладкий сочный . апельсин.

— По дороге едет . автобус.

— В синем море живет . акула.

— Папа купил большой, спелый . арбуз.

Работа в тетради.

О чем мы сегодня говорили? Звук А мы видим или слышим? Букву А видим или слышим? Давайте вместе вспомним слова, которые начинаются на букву А. ( дети по очереди называют слова)

Как вы справились с заданиями? Вам понравилось на занятии? Какая игра самая интересная?

Логопедическое индивидуальное занятие “Звук и буква А”; 1 класс с УУО

1 класс для обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Тема: «Звук и буква А»

Коррекционно-образовательные задачи:

формировать умение правильно произносить звук «а»;

вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии;

закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «А»;

автоматизировать звук «А» изолированно, в слогах и в словах;

учить соотносить звук «А» с буквой «А».

Коррекционно-развивающие задачи:

• развивать фонематические процессы (игры «Кто лучше слышит?», «Поймай звук») ;

• развивать внимание и память посредством заучивания чистоговорки ;

• развивать мелкую моторику рук , выполняя штриховку;

• развивать силу голоса и интонационную выразительность речи , пропевая гласные звуки ;

• развивать речевое дыхание , выполняя дыхательную гимнастику .

Коррекционно-воспитательные задачи:

• воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;

• воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование: кукла, зеркало, ленточка, большой красный круг, цветок, трубочка для коктейля, картинка с буквой А, касса букв, картинки ( арбуз, Айболит, ананас).

Ход занятия

1. Организационный момент.

– К нам сегодня в гости пришла кукла Аня. Она хочет посмотреть, как ты занимаешься, и приготовила для тебя несколько заданий.

Какой первый звук в имени нашей гостьи? («А»). Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук «А».

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м .

3. Мимическая гимнастика.

– Наша гостья загрустила, давай ей улыбнемся и подмигнем.

4. Артикуляционная гимнастика.

– А теперь давай расскажем Ане интересную сказку. Возьми зеркало, посмотри на себя, улыбнись, начинаем нашу сказку о Веселом Язычке.

Жил-был Веселый Язычок. Жил он в своем домике, открыл он дверь вот так (показ) – рот открыть и закрыть. Потом он вышел на улицу, посмотрел вниз, посмотрел вверх – язык тянуть к носу, к подбородку (упр. «Качели»). Решил он построить около дома «заборчик» (зубы обнажены, губы растянуты) и смастерить дудочку (упр. «Трубочка»). Потом захотел немного отдохнуть и покататься на качелях (упр. «Качели»). Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Сладко зевнул (рот широко открыт) и уснул.

5. Автоматизация звука в изолированном виде.

– Заболело горло у Веселого Язычка, пошел он к врачу. Попросил врач широко открыть рот и сказать: “А–А–А! ”

– Запомни чистоговорку на звук «А»:

А–А–А – высокая гора,

А–А–А – на горе идет игра.

6. Анализ артикуляции и характеристика звука

– Посмотри, губки в спокойном состоянии, ротик широко открыт, язычок спокойно лежит во рту, горлышко «работает» (рука лежит на горлышке). Звук «А» гласный, его можно петь, потому что ни губы, ни зубы не мешают свободно проходить воздуху. Мы будем обозначать звук «А» большим красным кружком.

7. Дыхательная гимнастика.

– А еще Аня принесла тебе трубочку, покажи, как с помощью нее ты умеешь делать бурю в стакане воды (упр. «Буря в стакане») .

– Давай и мы сделаем подарок куколке, посмотри какой красивый цветочек. Понюхай, как он пахнет (упр. «Нюхаем цветочки»)

8. Работа над голосом.

– Аня принесла тебе волшебную ленточку, которая очень любит петь. Намотай ленточку на палец и пропой звук «А»

– Сдела й короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

9. Развитие фонематического слуха.

– Давай поиграем в игру “Кто лучше слышит? ” Я буду называть звуки. Когда услышишь звук «А», хлопни в ладошки :

А, У, О, А, Ы, И, А, Э, Е, О, А.

11. Развитие фонематического восприятия . Игра «Поймай звук» .

– Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в них услышишь звук «А», то подними красный кружок:

Ананас, кот, Аня, утка, дом, стол, карандаш, автобус.

– А теперь давай немного передохнем.

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

( Ребенок долж ен стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

13. Знакомство с буквой А.

– Посмотри, на что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок!

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А. (показ картинки)

Букву А мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «А» услышать и произнести.

– Найди среди букв букву «А».

14. Развитие мелкой моторики.

– Обведи и заштрихуй букву А.

15. Автоматизация звука «А» в словах

– Наша гостья хочет загадать тебе загадки. Давай попробуем их отгадать.

• Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны

Так приятен он на вкус,

И зовут его … (Арбуз) .

• Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит) .

• Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

16. Итог занятия.

– Теперь узнаем тебя мы всегда

Наш новый знакомый, звук «А»!

– Ты очень хорошо занималась, нашей гостье очень понравилось у тебя в гостях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: