Звук (Ч), буква Ч – конспект НОД

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР «Чаепитие с Чебурашкой»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР «Чаепитие с Чебурашкой»

Тема: «Звук [Ч], буква Ч»

  • Четкое произношение звука [Ч] изолированно, в слогах, словах, фразах; знакомство с буквой Ч.
  • познакомить детей со звуком [Ч] и буквой Ч;
  • учить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • закрепить понятие звук и буква;
  • совершенствовать навык звукового и слогового анализа.
  • развивать фонематические процессы;
  • обогащать словарный запас родственными словами к слову чай;
  • упражнять в составлении предложений по схемам, с предлогами;
  • развивать внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику.
  • воспитывать аккуратность,
  • воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.
  • Чебурашка (игрушка), схема для характеристики звуков, чемоданчик, чашки (заготовки для детей и образцы), игрушечный чайник, ручки, цветные карандаши, Город букв.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Оргмомент.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Он коричневого цвета,
Его любят все за это.
Знает каждая дворняжка
Друга Гены … (Чебурашку).

2. Самомассаж лица.

– Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный, уставший. Давайте научим нашего гостя делать самомассаж лица, чтобы расслабиться и поднять себе настроение.

Руки растираем и разогреваем, (Потирают ладони, хлопают.)
И лицо теплом их нежно умываем. (Ладонями проводят по лицу сверху вниз.)
Пальцами «сгребаем» все плохие мысли. (Кончиками пальцев проводят от середины лба к вискам.)
Уши растираем вверх и вниз мы быстро. (Растирают ладонями ушные раковины.)
Тянем вниз за мочки (Слегка потягивают уши за мочки.)
И «идём» по щёчкам. (Постукивают кончиками пальцев по щекам.)
Подбородок ущипнем, (Пощипываем, потягиваем и прижимаем пальцами подбородок.)
И потянем, и прижжем.
Шею гладим мы легко (Ладонями поглаживаем шею от нижней челюсти к ключицам.)
И вздыхаем глубоко. (Делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем.)

3. Сообщение темы.

– Дети, догадайтесь, какой у Чебурашки любимый звук? Объясните: почему?

– Сегодня мы будем четко произносить звук [Ч].

4. Уточнение артикуляции, характеристика звука.

Уточнение артикуляции звука Ч.

– Поставьте перед собой зеркала и произнесите: Ч-Ч-Ч.

– Можно этот звук петь?

– Что мешает воздуху выходить свободно?

– Что делает язычок, губы?

Характеристика звука по схеме:

  • согласный,
  • мягкий (обозначаем зеленой фишкой),
  • глухой.

Изолированное произношение звука [Ч]:

– Чебурашка хочет проверить, все ли дети произносят его любимый звук [Ч] правильно. (Дети произносят звук по цепочке).

5. Воспроизведение слоговых рядов (упражнение «Пальчики здороваются»).

  • Ач-оч-уч-ич
  • Чу-ча-чи-че
  • Чка- чку — чко — чки и т.д.

6. Выделение звука [Ч].

– Чебурашка предлагает вам поиграть в игру «День-ночь». (Ночь — дети «спят» (глаза закрыты). Услышав звук [Ч] ) в слогах, словах, открывают глаза, «просыпаются» — наступает день.)

а) Слоги: чу, те, оч, тя, ать, сю, ча, ись, си, тё, ить…;

б) Слова: ситец, чаша, гречиха, петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо…;

– Помогите Чебурашке собрать в чемодан картинки (дети называют картинки на панно; кладут в чемоданчик и называют те, в названии которых слышится звук [Ч], одновременно определяя слоговой состава и выделяя ударный слог).

7. Знакомство с буквой Ч.

– Чебурашка хочет показать вам свою любимую букву, но сначала скажите, чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем).

– На какую цифру похожа его любимая буква? (На цифру 4)

– Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как 4,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!

– Сколько частей в этой букве?

– С какой стороны у нее поднята «рука»?

– Напишите эту букву в воздухе воздушными ручками.

– Где в городе букв будет жить буква Ч, почему? (В районе согласных бук, в домике с зеленой крышей.)

8. Физкультминутка.

– А теперь давайте немного отдохнем и расскажем нашему гостю о хитрых лисичках.

Хитрые лисички вышли погулять, (Дети показывают, как бегают лисички)
Чтобы поймать: или птичку, или рыбку, (Выполняют движения по тексту)
Или зайку, или мышку, но
Птички улетают, рыбки уплывают,
Зайки убегают, мышки прячутся в нору.

9. Украшение чашек.

– Из чего можно пить чай ? (Ответы детей. Дети получают заготовки чашек.)

– Давайте поможем Чебурашке украсить чашки, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
А в конце пути упал.
(Загибают по одному пальчику на каждой руке)

– На верхней части чашки напишите столько букв Ч, сколько на образце (показ образца), под самой красивой вашей буквой поставьте точку.

– Чтобы наши чашки стали еще красивее, нарисуйте на них звуковую схему слова чашка, раскрасив кружки на средней части чашек. (Дети проверяют правильность выполнения задания по образцу.)

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме Наша страна

– В нижней части чашки нарисуйте слоговую схему этого слова и поставьте ударение. (Проверка по образцу.)

– Молодцы, какие красивые чашки у вас получились!

10. Подбор родственных слов.

– Чашки готовы, пора заваривать чай. А чтобы он получился вкусным, давайте наполним чайник родственными словами к слову чай.

(Чаек, чайник, чайничек, чаепитие, чаевничать, чайный (сервиз).)

– Как вы думаете, слово чайка — родственное слову чай? Почему?

11. Подбор слов-действий, слов-признаков.

– Расскажите, что можно делать с чаем, подберите слова-действия (пить, выливать, переливать, кипятить, заваривать и т.д.)

-​ Приготовьте свои чашки, я налью в них чай.

– Расскажите, какой у вас чай, подберите к этому слову слова-признаки слушайте ответы внимательно, старайтесь не повторяться (горячий, холодный, сладкий, вкусный и т.д.).

12. Составление предложений.

– Чай очень горячий, пока он стынет, давайте поиграем в игру «Составь предложение».

– Составьте предложения про Чебурашку из 2, 3, 4 слов (по схемам).

– Составьте предложения про Чебурашку с маленькими словами за, из-за, под, из-под. (Выставляются карточки-символы предлогов.)

– Молодцы, красивые предложения составили!

13. Заучивание скороговорки.

-​ Послушайте скороговорку, помогите Чебурашке вернуть в нее «убежавшие» слова:

Чебурашка, не скучай,
Пей из (чашки) вкусный (чай).

14. Итог.

– Чебурашке пора возвращаться в свою сказку.

– Какой у нашего гостя любимый звук? Какой это звук?

– Прощаясь с Чебурашкой, назовите по одному слову со звуком [Ч].

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Анастасия Григорьева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч.

Задачи: – закрепить четкое произношение звука (ч);

– закрепление умения давать акустическую характеристику звукам;

– закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных

суффиксов –чик-, -чек-, чок-;

-закрепить навык чтения и печатания;

– закрепление графического образа буквы Ч; профилактика оптической дисграфии;

– развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;

– развитие мелкой и общей моторики;

-развитие слухового внимания.

Оборудование: мяч, предметные картинки (точка, тучка, ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка, мягкие модули, кегли, скакалка, счетные палочки, цветные пробки (зеленые, синие, красные, тетради.

Ход занятия.

Логопед: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Дети: Чаще всего слышится звук (ч).

Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку (ч). Произнесите этот звук.

Логопед: Звук (ч) можно пропеть?

Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Логопед: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети: Звук (ч) глухой.

Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Илья, дай полную характеристику звука (ч).

Илья: Звук (ч) согласный, глухой, всегда мягкий.

1.Логопед: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

2.Логопед: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком (ч) логопед предлагает назвать предмет и определить место звука (ч)в слове:

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи.

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч)

Логопед:. Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).

Дети называют слова.

3.Логопед: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

Логопед кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное»слово ласково:

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

4. Логопед – а давайте мы превратимся в птичек

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Смотрю я в небо.

Птичкой захотел я стать

Читайте также:
Логопедическая игра 'Покорми меня'

И руками стал махать.

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

5.Логопед: Дети вы помните с каким звуком мы сегодня знакомимся?

Дети: Мы знакомимся со звуком (ч)

Логопед: А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме

Логопед: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули); кеглей, скакалки.

Дети знакомые с буквой Ч выкладывают ее из предложенных предметов, остальные дети помогают им.

Логопед: как хорошо вы справились с заданием. Какие буквы вы выложили.

Дети: буквы Ч.

Логопед: предлагаю вам пройти и сесть за стол.

Перед каждым ребенком на столе из счетных палочек выложена фигура

Логопед: ребята, уберите три лишних палочки так,

чтобы у вас получилась буква Ч.

Артем: какая буква у тебя получилась.

Артем: буква Ч.

Слава, а у тебя какая буква получилась.

Слава: тоже буква Ч.

Логопед: дети, у всех получились буквы Ч?

Логопед: перед вами лежат счетные палочки. Выложите справа от буквы Ч букву А.

Дети выкладывают и читают получившийся слог ЧА.

Логопед: Алена, какой первый звук в слоге?

Алена: первый звук (ч).

Логопед: а второй звук:

Алена: второй звук (а).

Логопед: ребята, а если звук (а) заменить на звук (у) какой слог получится?

Илья: получится слог ЧУ.

Логопед: замените букву А, на букву У.

Логопед: Дима, прочитай, какой слог получился.

Дима: читает. Получился слог ЧУ.

Логопед: а теперь поменяйте буквы местами. Выложите букву У слева от буквы Ч.

Логопед: Артем, какой слог теперь получился?

Артем: получился слог УЧ.

Логопед: Алена, а кокой слог у тебя получился.

Алена читает УЧ.

Логопед: Давай все вместе прочитаем. Все дети хором читают УЧ.

Логопед: Дети, выложите слева от буквы У букву Л.

Дима, какое слово у тебя получилось.

Логопед:Слава: а у тебя какое слово получилось?

Логопед: Алена, Илья, Артем, прочтите какие у вас получились слова.

Читают хором ЛУЧ.

Логопед: сколько слогов в слове ЛУЧ.

Логопед: А сколько звуков в слове луч?

Дети: три звука.

Логопед: возьмите пробки и выложите схему слова ЛУЧ.

Дети выкладывают схему слова.

Логопед: Алена, какой первый звук?

Алена: первый звук (л). Он согласный и твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Слава, какой второй звук?

Слава: второй звук (у). Он гласный, обозначается красным цветом.

Логопед: Дима, какой третий звук в слове ЛУЧ.

Дима: третий звук (ч), он согласный и мягкий, обозначается зеленым цветом.

6.Логопед: ребята, предлагаю побыть немного волшебниками и из маленькой точки сделать большую тучку.

Дети: да, мы согласны

На доске две картинки точка и тучка.

Логопед просит детей написать в тетрадях слово точка.

Логопед: а как же нам теперь точку превратить в тучку?

Дети: предлагают свои варианты.

Логопед: (если никто из детей не догадывается, логопед дает подсказку) я вам дам подсказку – какой звук надо изменить в «точке», чтобы получилась «тучка»

Артем: звук (о) надо заменить на звук (у).

Логопед: да, дети, Артем прав.

Один ребенок выходит к доске и записывает слова, остальные дети пишут эти слова в тетрадях.

Логопед: Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поработали.

Вы запомнили с каким звуком и буквой мы познакомились?

Дети: Да, со звуком и буквой Ч.

Логопед: На этом мы с вами заканчиваем, но прежде чем вы уйдете в группу, проверим, как хорошо вы запоминаете.

Уйдет тот, кто назовет слова со звуком (ч).

Каждый ребенок называет по одному слову и уходит.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Звук и буква Ш — Ж» Цель: Дифференциация звуков [Ш — Ж]. Задачи: Обучающая: – закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано,.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Звук и буква У» Воспитатель высшей кв. категории Носкова И. В. Цель: 1. Развитие фонематического слуха: выделение звука У из потока гласных звуков, слогов,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС «Согласный звук [Ч’], буква «Ч». Звуковой анализ слова «Часики». Чистоговорки»

Задачи:

  • продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»);
  • упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
  • обратить внимание на смысловую законченность предло­жения;
  • отрабатывать четкую артикуляцию;
  • познакомить с буквой «Ч»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориенти­ровку на листе бумаги.
  • активизировать словарный запас детей: чемодан, расческа, колокольчик;

Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изо­бражением буквы «Ч» (шрифт черный), круглые фишки синего, зеленого, красного цвета, карточки со слогами, предметы и предметные картинки (по выбору педагога).

Ход НОД

  1. Фонетическая зарядка.
  • Как поют ножницы? (Чик-чик-чик. )
  • Как называется книга Джанни Родари о приключениях ве­ликого и храброго мальчика-луковки? (Чиполлино.)
  • С помощью какого предмета можно узнать, который час? (Часы.)
  • Чистоговорка:
Читайте также:
Пособие по работе над слоговой структурой слова

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Педагог произносит чистоговорку, интонационно выделяя звук [ч’] и поощряя интонированное произношение детей.

– Дети, вы догадались, о каком звуке пойдет речь? У нас в гостях – звук «Ч».

  1. Анализ звука.

[Ч’] – согласный, произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык. Этот звук всегда произносится мягко (нежно). Согласный звук [ч’] – глухой, когда мы его произно­сим, горлышко «спит».

Педагог предлагает детям несколько раз произнести звук [ч’] изолированно, а потом закрепить произношение звука с помо­щью артикуляционной гимнастики:

У меня болит плечо.

Нет, к врачу я не хочу.

Буду плакать у врача.

Помогают нам врачи.

Ну, тогда пойду к врачу.

  1. Игра « Поймай звук».

Дети стоят полукругом.

– Дети мы сейчас поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова со звуком «Ч», а вы должны определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Чемодан, мяч, расческа, врач, колокольчик, удочка, часы, чайка, черешня, Чебурашка, Чиполлино, черепаха, чеснок, чулок, тапочки, мочалка, цепочка, бабочка, ключ, чипсы, скотч.

– Дети когда я назову слово со звуком «Ч» в начале вы хлопаете в ладоши вверх, в середине хлопаете в ладоши перед собой, в конце топаете ногами.

  1. Игра « Найди предмет со звуком «Ч».

Дети сидят на стульчиках.

– Дети у меня на столе лежат предметы в названии которых спрятался звук «Ч».

– Варя возьми любой предмет и определи где находится звук «Ч». ( Мяч – звук «Ч» в конце, чайка – звук «Ч» в начале, бабочка – звук «Ч» в середине).

– Полина , а теперь ты возьми предмет и скажи где находится звук «Ч».

Физкультминутка «Часы»

Все часы идут вот так:

Дети наклоняют голову

то к одному плечу, то

к другому, как часики

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Дети раскачиваются в такт маятника.

Ноги вместе, руки на поясе

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так.

На счет «раз» дети

наклоняют голову к правому

плечу, потомк левому, как часики.

  1. Звуковой анализ слова «часики»(работа в тетрадях).
  • Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).
  • Делят слово «часики» на слоги: ча-си-ки.
  • Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
  1. «Скакалочка»(упражнение для большого пальца). Дети сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в ку­лаки, большие пальцы вытянуты, ими производят круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопро­вождают движения словами. Например:

Как у нашей Аллочки

Вертит быстро Аллочка

Ручки у скакалочки.

  1. Работа с предложением(в тетрадях).

Дети придумывают предложение со словом «часики» и «за­писывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:

  • Сколько слов в предложении?
  • Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
  • Назовите второе слово в предложении.
  • Какое слово следующее? И т. д.
  1. Знакомство с буквой «Ч».

Педагог показывает детям букву «Ч», сопровождая показ словами:

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

В слове чтение

Букве Ч

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элемен­ты буквы.

  1. Игровое задание.

Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).

  1. Анализ НОД в форме беседы-диалога по содержанию НОД.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Программное содержание:

Образовательные задачи: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч; продолжение работы по звуковому анализу слова; формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.

Развивающие задачи: развитие фонематических представлений, анализа и синтеза; мелкой и общей моторики; слухового внимания.

Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к друг другу.

-Ребята, вы любите приключения? А вы хотели бы отправиться в путешествие? А куда бы вы отправились? Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну- в страну знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний? Где же она находится? А что такое знания? Для чего нужны знания? (ответы детей)

-Да, конечно, ребята, страну знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаём много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну ,что ж , начнем прямо сейчас наше путешествие.

Читайте также:
Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Дети: Чаще всего слышится звук (ч).

Воспитатель: Правильно, ребята. Именно звук Ч пригласит нас в страну знаний. Мы сегодня узнаем все-все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.

Станция «Игралочка»

Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч.

-С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)

-Как называется книга Джанни Родари о приключениях храброго мальчика-луковки? (Чиполлино)

-Как поют ножницы? (чик-чик-чик)

Станция «Звукоград»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой характер у звука(Ч)? Твердый или мягкий? Нежный или грубый? Какое время суток предпочитает звук (ч)?

Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?

Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный. Произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык.

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети: Звук (ч) глухой.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Ребята, давайте дадим полную характеристику звука (ч).

Вывод: Звук(ч) –согласный, глухой, всегда мягкий.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

Игра «Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».

Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком «ч» воспитатель предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи.

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).

Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).

Дети называют слова.

Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

Станция «Физкультурная»

Воспитатель – А давайте мы превратимся в птичек.

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Смотрю я в небо.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

Звуковой анализ слова «часики»

Дети: самостоятельно разбирают слово.

Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?

– «Чччасики» -первый звук (ч). Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой. (Последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове.)

– «Чааасики»- второй звук (а). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «а» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– «Часссики»- третий звук (сь). Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы; мягкий. Этот звук обозначается зеленой фишкой.

– «Часииики»- четвертый звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук и можно пропеть- это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– «Часиккки- пятый звук (кь). Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой.

– «Часикиии»-шестой звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «и» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– Сколько всего звуков в слове «часики»? (шесть)

– Сколько всего гласных звуков? (три)

– Назовите гласные звуки. (а), (и), (и)

– Сколько всего в слове «часики» согласных звуков? (три). Назовите их.

-Сколько в слове слогов? (три)

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: Звук (У)

-Какой слог ударный? (первый)

Ну а сейчас прочитаем слово.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Станция «Буквоград»

Воспитатель: Сравните звук ч и букву ч. Дети вы помните с каким звуком мы сегодня познакомились? А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме? Ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч.

(Показ буквы ч. Прописать в воздухе.)

Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули); кеглей, скакалки.

Дети букву Ч выкладывают из предложенных предметов.

Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием.

Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам в стране знаний? Какие задания вам понравились больше?

Вы – умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что Молодцы!

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx 17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Образовательные задачи : знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч; продолжение работы по звуковому анализу слова; формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок.

Развивающие задачи : развитие фонематических представлений, анализа и синтеза; мелкой и общей моторики; слухового внимания.

Воспитательные задачи : воспитывать доброе отношение к друг другу.

-Ребята, вы любите приключения? А вы хотели бы отправиться в путешествие? А куда бы вы отправились? Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну- в страну знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний? Где же она находится? А что такое знания? Для чего нужны знания? (ответы детей)

-Да, конечно, ребята, страну знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаём много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну ,что ж , начнем прямо сейчас наше путешествие.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Дети: Чаще всего слышится звук (ч).

Воспитатель: Правильно, ребята. Именно звук Ч пригласит нас в страну знаний. Мы сегодня узнаем все-все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.

Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч.

-С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)

-Как называется книга Джанни Родари о приключениях храброго мальчика-луковки? (Чиполлино)

-Как поют ножницы? (чик-чик-чик)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой характер у звука(Ч)? Твердый или мягкий? Нежный или грубый? Какое время суток предпочитает звук (ч)?

Воспитатель: Звук (ч) можно пропеть?

Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный. Произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык.

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Воспитатель: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети: Звук (ч) глухой.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Ребята, давайте дадим полную характеристику звука (ч).

Вывод: Звук(ч) –согласный, глухой, всегда мягкий.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

Игра «Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».

Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком «ч» воспитатель предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи.

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).

Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).

Дети называют слова.

Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

Воспитатель – А давайте мы превратимся в птичек.

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Смотрю я в небо.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

Звуковой анализ слова «часики»

Дети: самостоятельно разбирают слово.

Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?

– «Чччасики» -первый звук (ч). Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой. (Последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове.)

– «Чааасики»- второй звук (а). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «а» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– «Часссики»- третий звук (сь). Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы; мягкий. Этот звук обозначается зеленой фишкой.

– «Часииики»- четвертый звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук и можно пропеть- это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– «Часиккки- пятый звук (кь). Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой.

– «Часикиии»-шестой звук (и). Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук «и» можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.

– Сколько всего звуков в слове «часики»? (шесть)

– Сколько всего гласных звуков? (три)

– Назовите гласные звуки. (а), (и), (и)

– Сколько всего в слове «часики» согласных звуков? (три). Назовите их.

-Сколько в слове слогов? (три)

-Какой слог ударный? (первый)

Ну а сейчас прочитаем слово.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Сравните звук ч и букву ч. Дети вы помните с каким звуком мы сегодня познакомились? А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме? Ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч.

(Показ буквы ч. Прописать в воздухе.)

Воспитатель: ребята, кто уже знакомы с буквой Ч, помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули); кеглей, скакалки.

Дети букву Ч выкладывают из предложенных предметов.

Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием.

Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам в стране знаний? Какие задания вам понравились больше?

Вы – умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что Молодцы!

Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук ч. Буква Ч»

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать звуковой анализ;

6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;

7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы).

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

Логопед: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Дети: Да.

Показываю детям картинку с изображением банана.

Логопед: Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

Логопед: Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

Логопед: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.

Логопед: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

Логопед: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Дети: Звук [ч].

Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.

Дети: Ч-ч-ч.

Логопед: Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Логопед: Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, дай полную характеристику звука [ч].

Вика: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

2. Основная часть

Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

3. Работа с раздаточным материалом

Логопед: Ребята, посмотрите на эту картинку. У каждого из вас есть такая же. Возьмите ее, пожалуйста.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.

(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).

Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)

Выходите в круг.

Логопед: Стул.

Дети: Стульчик.

(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

4. Беседа

Логопед: Ребята, что такое слог?

Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Логопед:

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед: СЫ, ЧА

Дети: ЧАСЫ.

(ЧА, ДА КА, ЧАЙ КА, ТОЧ ЧА,ТУ ЧА, СВЕ НИК,ЧАЙ

ЧОК, СУ КА, ЧАШ ЧО, ПЛЕ КА, ТОЧ)

Логопед: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:

Кто, скажите, сможет, дети

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Д: Это тоже я могу.

Д: Это тоже я могу.

И как птица полечу.

Д: Это тоже я могу.

Д: Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Д: Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Д: Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Д: Это тоже я могу.

Все на свете я могу.

Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча-дай мне калача.

Чу-чу-чу-я гулять хочу.

Чо-чо-чо-ох, как горячо.

Уч-уч-уч-у меня ключ.

Чи-чи-чи-пироги в печи.

5. Знакомство с буквой Ч

Логопед: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это буква Ч.

Логопед: На что похожа буква Ч?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

Логопед:

Да, мы правильно решили,

Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А сейчас отгадайте загадку:

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

Дети: Это черепаха.

Логопед: Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч. Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч, которые написаны правильно.

(дети выполняют задание)

Логопед: А сейчас откройте тетради и напишите букву Ч.

(дети работают в тетрадях)

6. Составление слогов с буквой Ч

Показываю плакат с изображением часов.

Логопед:

Посмотрите на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

С ними слоги назвала.

(дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

Логопед: Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА – пишется с А.

ЧУ – пишется с У.

Логопед: Ребята, возьмите «светофорчики». Выкладываем схему слова ЧАСЫ.

(дети выполняют задание).

Логопед: Саша, выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Логопед: Саша, почему ты поставил первым зеленый кружок?

Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

Логопед: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.

Составьте слово из букв.

А С Ч Ы

Ч А Т У

(дети выполняют задание у доски).

7. Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы, ребята.

(открываю коробку, достаю буквы Ч).

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

Логопед: Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

Логопед: Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы — вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня на занятии. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.

Все очень хорошо занимались. Можете идти поиграть.

Литература:

С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» — М.: Баласс, 2002. – 128 с.

Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с.

Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

Автор: Мазалова Ирина Владимировна,

логопед МДОБУ детский сад №9 КВ

г. Богородицк, Тульская область, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

http://planetadetstva.net/forum/forums/30/

Конспект занятия по обучению грамоте по теме “Звук ч, буква Ч”

Разделы: Логопедия

Оборудование:

    дерево, елка, пенечки, картинки, конверт с загадками, паспортом для звука Ч и символами звуков; цветочки с буквами;
  • сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина), медальки.

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу. А вот на чем мы туда поедим, догадайтесь!

“Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя.
Да и меня с тобой” (поезд).

Дети садятся в паровоз (поют песенку).

Вот мы расселись по местам,
Весело ехать в гости нам.
Едем, едем, не долог путь,
Где-нибудь можно отдохнуть”.

II. Закрепление пройденного о гласных буквах и звуках.

– Давайте отдохнем на лесной полянке в этом волшебном лесу.

Посмотрите на пенечках лежат картинки. Возьмите их. На пенечек сядет тот, кто назовет, гласные звуки в слове, которое обозначает предмет на вашей картинке.

III. Знакомство с новым материалом.

1. А это что за конвертик, давайте посмотрим что там!

А в конверте загадки, паспорт, и символы звуков.

Интересно, для чего это? Давайте сначала отгадаем загадки.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт. Какой символ мы ему туда наклеим?

– Возьмите зеркала. Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– Давайте произнесем звук [ч’]

– Как произносится новый звук?

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.)

– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). ( Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

Какой символ мы наклеим в паспорт (зеленый кружок).

2. Речевая зарядка:

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи вкусны пироги в печи.

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач)

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.

6. Знакомство с буквой ч.

Ребята, звук Ч обозначается буквой Ч. Где-то в этом лесу она спряталась. Давайте попробуем ее найти. (Дети находят букву Ч)

  • Показ буквы ч.
  • Прописать в воздухе.
  • Выложите букву Ч из палочек.
  • Игра “Раз-два повернись и в букву [ч] превратись”

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1)

– Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

8. А вот и еще полянка, на этой полянке живут буквы. Прочитайте их. (Читают)

– Только одна буква заблудилась. Какая? (Ч) Почему?

– Давайте познакомим нашу заблудившуюся букву с буковками, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой ( чи, ча, чу, чо).

Давайте теперь поиграем с цветочками, на лепестках написаны слова, со слогом (ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ), прочитайте их (туча, куча, часы, чашка, лечу, чулок, чудо, молчу, шепчу, чугун, лучи, свечи, калачи, чижик, жучок, плечо, паучок).

– Молодцы, ребята! Вот сколько новых слов вы прочитали с буквой Ч. Какая важная и нужная буква “Ч”.

VI. Подведение итога занятия.

– Пришло время возвращаться домой. Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Буква Ч Дарит вам медальки “Юным грамотеям”.

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот. (ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте (стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе. (ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: