Звук (3), буква З – конспект НОД

Конспект НОД в подготовительной группе «Звук и буква З»

Автор конспекта НОД: Титаренко Галина Борисовна, учитель-логопед, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 68»

Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие» Формирование лексико-грамматических средств языка. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Овладение элементами грамоты. Развитие навыков связной речи (обучение диалогической и монологической речи).
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи ОО в интеграции: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое»
Образовательные: автоматизация правильного произношения звука «З», совершенствование навыка слогового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения слогов и слов, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие: развивать грамматический строй речи, фонематическое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, развивать внимание, память, логическое мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, развивать технические навыки работы с карандашом.
Воспитательные: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Предпосылки учебной деятельности: формировать умение слушать и понимать речь взрослого, развитие внимания, памяти, мышления, развивать самостоятельность в нахождении способов решения новых задач, свободно владеть вербальными средствами общения, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника, развивать усидчивость при выполнении задания.
Оборудование для учителя – логопеда: магнитная доска, наборное полотно, предметные картинки (зонт, коза, замок, язык, зубы, зайка, мимоза, сом), персонаж и атрибуты сюрпризного момента (Незнайка, письмо, тетрадь).
Оборудование для детей: разрезная азбука, колокольчики, тетрадь, цветные карандаши, альбомный лист.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ребята, сейчас я вам загадаю загадки (по мере отгадывания картинки-отгадки выставляются на наборное полотно):
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю (зубы)
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего (звезды)
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет –
Сделает все наоборот (зонт)
– Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (звук З).
– уточнение артикуляции звука;
– хоровое произнесение звука;
– характеристика звука (согласный, свистящий, твердый, звонкий)
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Стук в дверь. Появляется Незнайка с конвертом.
– Здравствуйте ребята! Мне сказали, что вы знакомитесь со звуками.
– А с каким звуком вы знакомитесь?
(со звуком З)
– В моем имени есть звук З? (да)
Да, Незнайка! Дети знают и слышат звук, вот посмотри – выделение звука на слух (звенит колокольчик)
– в слогах – СА, ЗА, АЗ, ЖА, ЗУ, ОС
– в словах – жук, суп, зуб, зал, ваза, замок, весы, сук.
Игра «4 лишний» зонт – замок – зима – зубы.
– Ребята, я тоже хочу с вами поиграть, повторяйте за мной:
За-за-за – уходи домой коза
Зо-зо-зо – Зое повезло
Зу-зу-зу – я пасу козу
Зы-зы-зы – моем мы тазы.
Незнайка, а ребята могут определить место звука в слове.
Проговаривание картинок на панно, отбор картинок со звуком «З» – в начале, середине, конце. Игра «Исправь ошибку» – картинка со звуком «С» (сом). Почему эта картинка не подходит? (потому что там нет звука «З»)
Игра «Подбери предмет»
звонкий, звонкая, звонкие
Игра « 1-2 -5» – звонкий звонок
Физкультминутка
Зайку бросила хозяйка (руки к щекам).
Под дождем остался зайка (развести руки в стороны, ладошками вверх).
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок (приподнять плечи).
Солнце вышло из-за туч (поднять руки вверх, обрадоваться солнышку)
Зайка высох наш и в путь.
Быстро скачет зайка (подскоки на месте),
Ты его поймай-ка (садятся на свои места).
Незнайка: «Ребята, я принес вам свою тетрадь, проверьте, правильно ли я написал?»
Я люблю кататься …качели.
Зоя пришла сегодня …красивом платье.
Собака сидит …будке.
Гнездо …ветке.
Яблоки лежат …корзине.
Ребята, еще я хочу выиграть приз в передаче «Самый умный», но не могу справиться с вашей игрой «Путаница». Помогите, пожалуйста!
– Ребята, поможем Незнайке! Игра «Путаница» Сидит, куст, за, зайка –
Выглядывать, из-за, куст, зайка –
За, идет, зима, осень –
Знакомство с буквой З
Буква З и цифра три,
Как родные две сестры.
Ты внимательно смотри:
Пишем З, как цифру три.
Работа с разрезной азбукой:
– выкладывание слогов, слов
– составление схем к этим словам.
Развитие мелкой моторики:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас не скрою,
Карандаш я правильно возьму.
Сяду ровно, не согнусь,
И за дело я возьмусь.
– печатание буквы в тетради.
Незнайка, наши дети могут делить слова на слоги.
Игра «Телеграф» – с хлопками
(дети ставят на панно картинки, на заданное количество слогов).
Проверка правильности выполнения задания

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ для детей 4-5 лет. Тема: Весна

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте. Тема: Звук [3], буква З

Конспект (подгрупповой) непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Лексическая тема: Мебель.

Тема. Звук [3]. Буква З

Цели:

  • Познакомить с буквой З.
  • Автоматизировать звук [З].
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звука [З]. Закрепить его правильное произношение.
  • Развивать грамматический строй речи: Употребление сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД (С ЗАЙКОЙ). «Короткое слово» В. Составление предложений из деформированных слов (В , лес, живет, зайка). Составление предложений со сложными предлогами.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Мебель».
  • Развивать связную речь. Заучивание скороговорки «Зоиного зайку зовут Зазнайка»
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование: Таблица «Характеристика звуков»; наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов; буквы; кассы букв; предметные картинки (слова со звуком [З]);

Ход занятия

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

Психогимнастика.

  1. 1.Артикуляционная гимнастика.

«Часики», «Чистим зубки».

2.Упражнение на дыхание. Выпад правой ногой в сторону – вдох, приставить обратно – выдох. То же левой ногой.

3.Повторение. «Слово, слог, звук».

Ребята, поиграем в веселую игру, прыгните, если услышите слово, стойте на месте, если услышите часть слова – слог. Топните если услышите звук.

4. Сообщение темы занятия.

Зайчик решил погулять, он взял ключик и открыл на двери Замок. Какой первый звук в слове замок?

Сегодня мы с вами будем играть со звуком З.

Артикуляция, характеристика звука З. Символ, цвет.

5.Буква З. Знаете как называется эта книга? (Азбука). Зоя азбуку взяла, букву З в ней назвала. Посмотрите на что похожа буква З.

«На эту букву посмотри, она совсем как цифра З.

6.Чтение слогов, слов, рифма.

Аза идет коза, стрекоза, ваза, дереза.

Азы – колокольчик у козы, стрекозы.

Читайте также:
Коммуникация у детей с расстройствами аутистического спектра

Озу – поймал козу, стрекозу.

7. Скороговорка

«Это Зоя. – Зоиного зайку зову зазнайкой.

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук (с элементами кинезиологии).

На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И — открыли!

(Руки в замке)
(Пальцы тянем, не разжимая)
(Вращаем руки, пальцы не разжимая)
(Стучим основанием ладоней)
(Руки разжимаются)

9. Ребята, зайка учиться в школе, и ему задали задание. Поможем зайке договорим словечко.

Для чего нужна эта часть мебели?

крышка нужна для … (стола)
спинка нужна для …
ножки нужны для …
дверцы нужны для …
ящики нужны для …
матрац нужен для …
подлокотники нужны для …

В какой комнате стоит эта мебель?

Кровать, платяной шкаф, тумбочка, трюмо – в …

Диван, кресла, журнальный столик – в …

Детская кровать, комод, письменный стол – в …

Обеденный стол, стулья, навесные шкафы – в …

10.Упражнение на развитие общей моторики.

Домик для звуков.

Дети в воздухе рисуют букву З

11. Звуковой анализ и синтез слова «Замок»

Зайка принес картинку, вы ее отгадаете, когда поймаете звуки этого слова. Бросаю звуки слова З-а-м-о-к. Киньте мне звуки слова ЗАМОК. Назовите первый звук? Положите символ звука [М] на первый квадрат. И т. д.

– Назовите первый звук. Последний. Твердые согласные звуки. Есть ли мягкие согласные звуки? Гласные звуки. Сколько гласных звуков? Значит, сколько слогов?

Разделим слово замок на слоги.

ПРАВИЛО: Сколько в слове гласных, столько и частей в слове.

Выкладываем слоговую схему.

– какой первый слог

-какой второй слог

Выкладывание слова ЗАМОК из букв.

Зайка: Как правильно, замок или замок?

– В слове есть главный слог

Этот слог мы ударяем гогосом

Этот слог называется ударным.

12. Употребление сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД (С ЗАЙКОЙ).

«Короткое слово» в. Зайка спрятался. Посмотрите он выглядывает ИЗ-ПОД стола. Зайка опять спрятался и выглядывает ИЗ-ЗА дерева. Зайка сел В лодку.

13. Зайка хочет определить где в слове живет звук З. (Замок, коза). Давайте поможем зайке составить с этими словами предложение.

14. Послушайте, правильно ли я говорю. В, лес, зайка, живет. Давайте в воздухе нарисуем схему предложения.

ПРАВИЛО: Предложение – это цепочка слов.

Слова в предложении дружат друг с другом.

Первое слово пишется с большой буквы.

Слова пишутся отдельно.

Миша выйдет к доске и выложит схему предложения а остальные ребята у себя на столах. Что вы ребята знаете о предложении?

Конспект НОД «Звук и буква З»

Валентина Персидская
Конспект НОД «Звук и буква З»

Программные задачи: – закрепить правильное произношение звука

«З» в слогах, словах, предложениях;

– познакомить детей с буквой «З»;

– анализ, синтез и чтение обратных и прямых

– преобразование прямых слогов;

– учить анализировать слово «козы» и состав-

лять схему этого слова;

– учить детей показывать мимикой различные

Оборудование: комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-

Читайте также:
Последовательность постановки и дифференциации звуков

тинки, наборное полотно с буквами, кассы букв,

пеналы, тетради по количеству детей.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Игра «Комар». Логопед держит подве-

шенного бумажного комара и произносит З –З –З.

К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы

боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем

комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а

теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети

показывают мимикой что их просят).

1. Сообщение темы.

Летал комар, звенел и разбудил Зою.

– Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои? – «З»

– Давайте вспомним какой это звук.

Дети отвечают: – согласный, твердый, звонкий.

2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.

-Если я скажу «З», а потом «А» –какой слог получится – ЗА.

– Назовите гласный звук. Назовите согласный звук.

– Если я скажу «З», а потом «О» – какой слог получится – ЗО.

– Назовите гласный звук. Назовите согласный звук.

– А теперь я произнесу слог – ЗУ.

– Сколько звуков я произнесла? – Два.

– Кокой первый звук? – «З». Какой второй звук? – «У».

– Какой гласный? Какой согласный звук?

– Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла? – Два.

– Какой первый? – «З». Какой второй? – «Ы».

– Какой гласный? Какой согласный звук?

3. Произношение звука «З» в словах.

К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З».

Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки). Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З».

4. Дидактическая игра «Телефон».

Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон».

Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если

кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.

Зайка, мозаика, зонтик, ваза.

Незабудка, роза, мимоза, коза.

Забор, воз, паровоз, вокзал.

5. Произношение «З» в предложениях.

Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.

Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.

За –за –за, на лугу стоит коза.

Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.

Зы –зы – зы, колокольчик у козы.

За –за –за, уходи домой, коза.

Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.

Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок,

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

7. Знакомство с буквой «З».

– Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку).

– Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед

показывает букву «З».

– Отыщите букву «З» у себя в кассе букв. Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)

– Сколько элементов у буквы «З»? – Два.

– Какие это элементы? – два полукруга.

Логопед пишет на доске букву «З»и читает стихотворение:

«З» – не просто завитушка,

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

«З» – пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

– Обводим по контуру букву «З» в кассе.

– А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.

– Печатаем в тетради.

Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.

8. Чтение слогов с доски.

Лиза и Зоя очень любят читать. А вы любите? Итак, читаем.

(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)

-А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы. Получаются прямые слоги). Читаем.

9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.

– А теперь работаем с кассой букв. Выложите слог ЗА.

(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог).

– Теперь замените вторую букву так, чтобы получился слог ЗУ.

(Несколько детей читают этот слог)

Тоже самое с буквами «Э», «О», «Ы», и каждый раз читаем.

10. Звуко-слоговой анализ слова «козы». Выкладывание схемы.

– Произнесите слово – козы. Обозначьте его.

– Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.

– Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.

– Чем будем обозначать? – Красными полосками.

– Какой первый слог? (дети называют)

– Какой второй? (дети называют)

– Повторите первый слог. (дети повторяют)

– Сколько звуков в первом слоге? Охарактеризовать их.

– Повторите второй слог. (дети повторяют)

– Сколько звуков во втором слоге? Охарактеризовать их.

– Вот мы и выложили схему слова «козы». Молодцы!

(Можно повторить всю схему слова)

11. Итог занятия.

– С какой буквой мы сегодня знакомились?

– Сколько элементов у этой буквы?

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте по теме «Звук [Й]. Буква Й» Тема: Звук и буква «Й» Программное содержание: -Познакомить детей с буквой И КРАТКОЕ и звуком Й -Закреплять: знания о гласных и согласных.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.

Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие. Цель:.

НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И» НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И» Цели: коррекционно- образовательные: – дать понятие о механизме образования звука «И»; – формировать.

НОД «Звук [З], [Зь] и буква З. Полет на звездолете!» НОД «Звук [З], [Зь] и буква З» Цели: – закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»; – развивать умения детей различать.

Читайте также:
Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий

Обучение грамоте. НОД. Звук и буква «О». Обучение грамоте. НОД. Звук и буква «О» Цели: коррекционно- образовательные: – учить детей давать характеристику звука «О» о опорой на.

НОД по обучению грамоте «Звук [Э] и буква Э» НОД Звук и буква «Э» Цель: коррекционно – образовательные: – познакомить детей с механизмом образования звука «Э»; – формировать умение.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе “Звук [З]. Буква З”

Цель занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой З.

Задачи:

  • учить детей старшей группы характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
  • учить соотносить звук [З] с буквой З;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: индивидуальные зеркала, игровой комплекс “Королевство чисел”, картинка комара для звукоподражания, предметные картинки со звуком [З] в разной позиции (начало, середина, конец); буква З, логопедическое пособие “Звукобус”, шариковые ручки, световой стол песочница, мягкие морковки-игрушки.

Ход занятия

Организационный момент

Игра “Доскажи словечко”

Логопед: Давайте, “разомнем” язычки и произнесем чистоговорки:
За-за-за – убежала в лес … (коза)
Зы-зы-зы – нету на лугу … (козы)
Зу-зу-зу – будем мы искать … (козу)

– Какой звук вы слышите чаще всего? (З-З-З)
– Правильно, молодцы!

Объявление темы занятия

Выставляется картинка комара для звукоподражания.
Логопед: Посмотрите, кто прилетел к нам на занятие? (Комар)

– Да, к нам прилетел большой комар. Какой звук он издает, когда летит? (З-З З)
– Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся.

Сказка о язычке

– Послушайте сказку о Язычке.
Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто ее пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса С-С-С. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко – звонко запел: “З – З – З”.

Это новая песенка, – сказал Язычок, – это песенка комара. Комар так поет, когда летит и хочет кого-то укусить.
– Давайте, споем все вместе песенку комара З-З-З. (З-З-З. Произнесение звука [З] хором и индивидуально)

Характеристика артикуляции звука [З]

Работа с профилем:
Логопед: Ребята, посмотрите в зеркала, давайте посмотрим, что делают губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук [З].
– Губы в “улыбке”.
– Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.

– Кончик языка упирается в нижние зубы.
– Посередине языка идет сильная, холодная, воздушная струя.
– Звук [З] – согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.

– Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесем звук [З].
– Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]? (Да)
– Если горлышко дрожит, значит, звонкий звук бежит.

– Звук [З] – звонкий.
– Давайте поселим его в королевство звуков. В какое королевство его поселим? (синее)
– Молодцы, верно!

Игра “Поймай звук”

Логопед: Хлопните в ладоши, когда услышите звук [З] (изолированно, в слогах, словах):
– с, з, т, ш, с, ж, з, с, з.
– са, за, то, ша, со, зо, зы, сы.
– забор, санки, зонт, шуба, заяц, цыпленок, зубы, стол.

Игра “Где спрятался звук?”

Работа со “Звукобусом”
Логопед: Ребята, давайте, рассадим картинки со звуком [З] по своим местам в “Звукобус”. (Попросить детей назвать картинки и определить, где живет звук [З] в словах с помощью логопедического пособия “Звукобус”: начало, середина, конец слова)
Картинки: коза, заяц, гнездо, зубы, язык, ваза, мимоза, змея, кузнечик, динозавр, роза, зонт, медуза.

Читайте также:
Интеграция речевого и физического развития ребенка дошкольного возраста

Физкультминутка “Зайка” (с мягкой игрушкой морковкой)

Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри, (поднимают вверх)
Вверх-вниз, (поднимают-опускают)
Вправо-влево, (поворачиваются в стороны)

Ай-да, заинька, умелый! (качают головой)
Глазками моргает,
Плечи поднимает – опускает (работает плечами)
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали. (пляшут)

Знакомство с буквой “Зэ”

Логопед: Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличаются звуки от букв? Посмотрите на схему-подсказку, давайте, вспомним. (Звуки – мы слышим, произносим, а буквы – пишем и видим)
– На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра “три”.
С. Я. Маршак (Демонстрация буквы З)

Буква З

– Звук [З] на письме мы обозначаем буквой Зэ.

Прописывание буквы З в воздухе, песке, тетрадях

– Давайте, вместе попробуем написать букву З в воздухе, пальчиком напишем ее на песке. И пропишем букву З в тетрадях.

Итог занятия

Логопед: Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии? (Букву З и звук [З])
– Дайте характеристику звуку [З]. (Звук [З] – согласный, твердый, звонкий)
– Молодцы! Вы очень хорошо сегодня поработали.

– Занятие закончено давайте все дружно встанем в круг:
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!

Портал педагога

Автор: Елышева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ “ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ “САМСОН”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [З]-[ЗЬ]. Буква З.
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия для детей

подготовительной группы дошкольного отделения

Подготовила:

Елышева Оксана Борисовна.

Тема занятия: звуки [з]-[зь]. Буква З.

Форма занятия: групповое логопедическое занятие.

Цель занятия: дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на

письме буквой З.

-обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь],

давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.

-развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков,

чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев

рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.

самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.

-коррекционные: научить дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук

[зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.

Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две

куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, мячики

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

здороваться друг с другом.

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички.

произнесем! (дети произносят первый звук) .

3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.

Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и

произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук?

нижними зубами, воздух прохладный.

твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем?

Дети: [з]- согласный ,твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего

цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее

Читайте также:
Конспект НОД - Перелётные птицы

младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А

вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее

Дети: Да, это звук [зь],обозначается зеленым цветом.

положение губ, зубов и языка.

звукам: [зь]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два

звука. Скажите ,а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь] ?

Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый

звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым

4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:

Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что

решили с вами поделиться своими любимыми чистоговорками. Сейчас

мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж.

А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым

чистоговорки и одновременно надевают на пальцы кольца-массажеры.

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!

фонематического

1)«Светофорчик»,

2)«Подари подарки куклам».

«Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый

звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх

кружок. Слова: зелень, зубр, зигзаг, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир,

зерно, зеркало, зайчонок. (Уточнение значений слов зигзаг,

Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с

игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не

могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им!

Зое в корзинку нужно положить игрушки ,в названии которых

звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут

по две игрушки, называют слово и говорят, кому в корзинку надо

положить игрушку.( Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок,

заяц, зеркальце, зефир).

4. Физминутка. 1)Игра « Комарики», 2) Игра «Зоопарк»

твердым звуком-[з],а маленькие комарики пищат с мягким звуком-[ зь]

по моей команде. Дети сидят в кругу, чью команду называет логопед, те

дети пищат и летают вокруг.

2)Логопед: А теперь другая игра. Называется она «Зоопарк». Когда я

скажу обезьяна- вы кривляетесь, как обезьянки, когда скажу зайка-

попрыгайте, как зайки, когда скажу коза- покажите рожки, когда скажу

змея- пошипите как змейки, когда скажу медуза- изобразите руками

медузу, по моей команде. Будьте внимательными!

5. Обозначение звуков з-зь буквой з.

Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с

одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются

буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на

какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква

влево или вправо?

Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.

Логопед: Правильно, давайте эту букву напечатаем в своих тетрадях,

чтобы запомнить эту букву. ( Дети работают в тетрадях).

Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У

каждого из вас в тетрадях есть упражнение , в котором мы видим много

букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а

неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста: В гостях у куклы Маши

6. Итог занятия.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на

– С какими звуками познакомили нас куклы?

– Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга?

– Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?

-Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, очень

понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие

подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось,

План –конспект урока по обучению грамоте Звуки [з], [з’]. Буква 3.

Цели занятия: познакомить детей с буквой «3», научить читать слова с данной буквой; развивать фонематический слух, внимание, умение работать с текстом; обогащать словарный запас; формировать учебную деятельность; воспитывать любовь к живому миру;

Просмотр содержимого документа
«План –конспект урока по обучению грамоте Звуки [з], [з’]. Буква 3.»

План –конспект урока по обучению грамоте.

Тема: Звуки [з], [з’]. Буква 3.

Рспаева Бейбигуль Бейсембековна,

педагог дополнительного образования

студии эстетического воспитания и развития «Білімпаз»

Дворца школьников им. М.М.Катаева г.Павлодар

Звуки [з], [з’]. Буква 3

Цели занятия: познакомить детей с буквой «3», научить читать слова с данной буквой; развивать фонематический слух, внимание, умение работать с текстом; обогащать словарный запас; формировать учебную деятельность; воспитывать любовь к живому миру;

Оборудование: карточка , цветные карандаши, простой карандаш, ручка.

Ход занятия

Орг. Момент.

Объяснение нового материала

1. Знакомство со звуками [з], [з’].

Педагог: Прочитайте слова. (Морозы, Лиза.) Вставьте в каждое слово недостающий звук. Какие звуки вы вставили? (Звуки [з], [з’].) Звуки [з], [з’] — звонкие.

-Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока?

-С каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

-Что у нас в ротовой полости работает?(зубы и язык)

-Значит это звук…….(согласный)

-Какие звуковички к нам сегодня пришли? (мальчики или девочка)

-В какие костюмы одеты эти мальчики? (синий и зелёный)

2. Знакомство с буквой 3

-На что похожа наша сегодняшняя буква? (на цифру 3)

-Как пишется цифра 3?

Прочитать детям информацию о следах, которые оставили звуковички [з], [з’]. Записать буквы 3, з на доске.

3. Письменное задание. Научитесь писать буквы З.

4. Работа с Городом букв, буквой 3.

Педагог: 3 — это согласная буква. Она живет в двухэтажном доме на парной улице. Буква 3 живет на втором этаже. Под ней живет буква С. Буквы 3 и С — друзья. 3 обозначает звонкий согласный звук, С обозначает глухой согласный звук. Поэтому их называют парными согласными.

5.Физминутка:

Покачайтесь ,покружитесь.

Потянитесь ,распрямитесь.

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте.

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте ,тихо отдохните.

6. Чтение слогов.

Педагог: Приготовьте для чтения и прочитайте пары слогов и слов.

-В каком слоге звук з мягкий?

-В каком слове звук з мягкий?

III.Закрепление изученного материала

7. Запись изученных согласных букв по памяти .

Педагог предлагает детям вспомнить и записать все изученные согласные буквы.

8. Слоговой диктант.

Педагог: Внимательно послушайте и запишите слоги: Ма, со, хи, ру, ша, лы, зу.

9.Чтение слов.

Педагог предлагает детям прочитать и разделить слова на слоги: зима, морозы, мимоза, заноза.

10. Развитие фонематического слуха, смысловой стороны речи.

Педагог: Рассмотрите картинки. Прочитайте пары слов. (Роса — роза, лиса — Лиза, зима — Зина.) Изменится ли смысл слова, если заменить в нем хотя бы один звук? Давайте найдём те звуки которые изменились.

Читайте также:
Конспект НОД ‘Мы маленькие дети на большой планете’

11. Чтение текста. Работа с предлогами .

Педагог: Прочитайте рассказ. Найдите в нем маленькие слова-предлоги и обведите их треугольником.

Приш-ла зи-ма. На-сту-пи-ли мо-ро-зы.

На ок-нах у-зо-ры. У Зи-ны са-ни.

IV. Подведение итогов занятия.

Педагог: С какими звуками мы сегодня познакомились?(Со звуками [з], [з’].)

Какой буквой их можно обозначить?(Буквой 3.)

Где живет буква 3? (На Парной улице, на втором этаже большого дома.)

С кем она дружит? (С буквой С.)

Как называют согласные 3 и С? (Парные.)

Конспект индивидуального логопедического занятия для 1 класса “Дифференциация звуков С-Ш”

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К) ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация звуков С-Ш”
Описание работы: занятие спланировано для ученика 1 класса с диагнозом ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Цель: уточнить умение дифференцировать звуки С-Ш
Задачи
Коррекционно-образовательные:
– закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш
Коррекционно-развивающие:
– развивать речевой выдох, силу голоса
– развивать фонематические процессы
– совершенствовать лексико-грамматический строй речи
Коррекционно-воспитательные:
– формировать положительную мотивацию к занятиям
– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься

Оборудование: компьютер; аудиозапись «Смешарики»; карточки с артикуляционной гимнастикой; таблицы-опоры для характеристики звуков; счетные палочки; зеркало; ИКТ тренажер «Научи Смешариков различать звуки С-Ш»; картина с паровозом, дудка; мяч, предметные картинки, паровоз с пронумерованными вагонами; карточка с заданием, тетрадь, цветные ручки; смайлики-рефлексия.

I.Орг. момент
Звучит припев песни «Смешарики»

II. Определение темы и цели занятия
-Тебе понравилась песенка? Сегодня мы отправимся в гости к Смешарикам для того, чтобы научить их различать звуки С и Ш.
– Как ты думаешь, для чего мы должны научить различать их эти звуки?
Ученик
-Чтобы правильно произносить звуки С и Ш , чтобы не путать их в словах.

III. Артикуляционная гимнастика
-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику

ЛЯГУШКА
Чтоб понравится лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.

СЛОНИК
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю

ЛОПАТОЧКА
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
(пя-пя-пя-пя….)

ЧАШЕЧКА
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка

IV. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам
-Произнеси звук С
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции,когда мы произносим звук С.
-Чем отличаются звуки и буквы?
-Верно, звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем.
– Выложи палочками букву С
-Произнеси звук Ш
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции, когда произносим звук Ш.
-Выложи с помощью палочек букву Ш.
– Дай характеристику звукам Си Ш по опоре.
В чем сходство и различие звуков С и Ш?

V. Развитие фонематического восприятия.
– Давай поиграем в игру «Поймай звук». Если услышишь звук Ш, то хлопни в ладоши, если звук С – топни.
– Шапка, носки, шишка, сосна, кувшин, санки, Нюша, слон, сон, шутка, шалаш, коса
– Перечисли все слова, которые я называла
-Молодец!

Читайте также:
Конкурс видеосюжетов по русскому языку «Живой словарь»

VI. Дифференциация звуков С и Ш в словах. ( Тренажер «Научи Смешариков различать звуки С и Ш)
– Помоги Смешарикам рассадить животных по вагонам
В один вагон надо рассадить всех животных в названии которых есть звук Ш, в другой вагон всех животных в названии которых есть звук С
– Молодец, правильно рассадил всех.

VII.Развитие просодической стороны речи (речевого выдоха, силы голоса)

– Можно отправляться в путь – дорогу
– Возьми дудочку и очень громко прогуди несколько раз, оповещая всех, что паровоз отправляется (ребенок делает глубокий вдох через нос и выдох через рот в дудочку)

-Погуди как паровоз, который отъехал очень далеко
(тихо произносит – ту-ту…)
-погуди как паровоз, который на середине пути
(произносит нормальной силой голоса – ту – ту…)
– Теперь, как паровоз, который подъезжает совсем близко.
(громко произносит – ту-ту…)

VIII.Развитие навыков звукобуквенного анализа.
– Пока наш паровоз едет, открой свою тетрадь. В ней – две картинки.
– Покажи где мишка?
-Где миска
-Назови первую; вторую картинки
-Скажи, похожи ли слова?
– Что обозначает первое, что второе слово?
– Обозначь звуки цветными кружками к этим словам.
– Можно ли путать звуки и буквы?
– Что произойдет если мы будем путать звуки и буквы?

IX.Динамическая пауза. Игра с мячом.

-Поиграем с мячом.
– Замени в словах звуки С-Ш (перекидывают мяч друг другу)
Усы-…, крыса-…, нос-…, сок-…,каска-…,маска-…, сутки-…,брось-…,солить-…, вас-….
(Уши, крыша, нож, шок, кашка, Машка, шутки, брошь, шалить, ваш).

X. Развитие навыков слогового анализа.

-Отгадай название животного на карточке и посади картинку с названием этого животного в свой вагон. В первом вагоне едут животные в названии которых один слог, во втором-2 слога, в третьем вагоне едут животные в названиях которых 3 слога.

Ученик на карточке вставляет пропущенные буквы в словах, выбирает соответствующую предметную картинку и рассаживает по вагонам.
В 1 вагон-слон, еж, мышь.
Во 2 вагон – лиса, мишка, сова.
В 3 – барашек, петушок, лошадка.

-Молодец. Ты справился с заданием.

XI.Подбор признаков и действий на звуки С-Ш к предмету.
-Расскажи о каждом животном из тех, которых ты рассадил по вагонам как я.
Слон (какой?) большой, статный, шикарный, добродушный, сильный.
(что делает?) стоит, ест, дышит, наступает, спит
-Мышь какая?
Ученик:
– Шустрая, смелая, слабая, серая, смешная, маленькая…
Логопед:
-Что делает?
Ученик:
– Шуршит, скребет, смешит, крошит, прячется…
Логопед спрашивает о признаках и действиях всех животных, задает стимулирующие вопросы при затруднениях.

XII.Итог занятия
– Как ты думаешь, Смешарики научились различать звуки С и Ш?
– Как ты им в этом помог?
– Для чего нужно различать эти звуки?
– А что тебе понравилось больше всего на занятии?
-А что было труднее всего?
-Покажи, каким символом ты оценишь свои знания, которыми ты поделился со Смешариками?
– Молодец, ты очень старался!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: