Знакомство со звуками (М) – (МЬ) – фронтальное занятие по развитию фонематического слуха

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему “Звук и буква М”

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком “М”.
Задачи:
1. Научить детей характеризовать звук “М” по акустическим и артикуляционным признакам.
2. Познакомить детей с буквой “М”.
3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
4. Закреплять понятие о месте звука в слове.
5. Упражнять детей в делении слов на слоги.
6. Развивать фонематические процессы.
7. Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослого.

Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью песенки.

Логоритмическое приветствие “Зашагали ножки”

А теперь сядет тот кто назовет мне слово, которое начинается со звука “О”, “И” или “А”

Дети называют слово, которое начинается с любого указанного звука, определяют первый звук в слове и садятся на свои места.

2. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску картинку с изображением коровы.
Вышла Буренушка гулять и замычала: “М-м-м” С песенкой Буренушки мы сегодня и познакомимся.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение изолированного звука М с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. После чего дети делают вывод:звук М – согласный, звонкий, бывает твердым (обозначаем фишкой синего цвета) или мягким (обозначаем фишкой зеленого цвета).

4. Связь звука и буквы.
Логопед показывает детям букву М. На что похожа эта буква.
Послушайте стихотворение:
Взялись за руки друзья
И сказали:: “Ты да я –
Это мы”.
А между тем
Получилась буква М.

Давайте и мы сделаем букву М как друзья в стихотворении (несколько пар детей делают букву М взявшись за руки друг с другом).

5. Развитие фонематического слуха.
Повторение за логопедом слоговых рядов.

Ма-ма-ми, ми-му-ми, ум-им-ум и т. д.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.

7. Закрепление звука в слогах.
Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.

Сколько в этой схеме гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Что подсказало вам правильный ответ?

8. Закрепление звука в словах.
Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук М.
Первый вариант – дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук М в начале слова, в середине слова и в конце слова.
После этого слова делятся на слоги.
Второй вариант – разделить картинки на 2 группы: звук М твердый и звук М мягкий, определяя при этом где данный звук стоит (в начале, в середине или в конце слова).
После этого слова делятся на слоги.

9. Закрепление звука в предложениях.
Детям предлагается с каждой картинкой из предыдущего задания составить предложение.

10. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком М из текста. При этом дети также определяют где этот звук стоит в слове.

Мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем,
Мы руки разведем,
И побежим кругом.

11. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в начале, в середине, в конце слова.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Скачать:

Вложение Размер
zvuki_m_m.docx 79.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Закреплять навыки: – определения позиции звука в слове;

– нахождения заданного звука в словах,

– дифференциации звуков по твердости, мягкости,

– составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;

– печатания буквы по клеточкам.

Развивать: – слуховую память, внимание, восприятие;

– умение концентрировать внимание;

– слухоречевую память, фонематическое восприятие;

– просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

– Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
– Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

– Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

1. Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел посмотреть, как вы занимаетесь.

2. Закрепление пройденного материала :

Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? ( звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИО – они какие? (гласные) ; ПТН (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

Игра «Угадай звук по артикуляции » – У А О И

3. Сообщение темы занятия.

У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.

Машина – [М], мячик – [М’]. Вот именно с этими звуками мы познакомимся.

– Чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.

Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.

– Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и таблицу «Характеристика звуков»:
– Звук «М» – согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
– Звук «М» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
– Звук «М» – твердый или мягкий? (Твердый)
– Какого цвета «кружочек» звука «М»? (Синий)
– Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему? (Согласный)
– Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
– Звук «Мь» – твердый или мягкий? (Мягкий)
– Какого цвета «кружочек» звука «Мь»? (Зеленый)

Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»

– Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …

Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий» (флажочки)

-Ребята, напомните, какого цвета рубашку носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки « звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».

Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» – карточку.
Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли.

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

А теперь как медвежата.

Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

Знакомство с буквой М.

– Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

– Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой ЭМ. (На доске демонстрационная буква М).

– Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» – на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.

Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.

Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!

– Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

– Напишите букву М в воздухе.

– Выложите букву М из счетных палочек.

– Откройте тетради и напишите одну строчку букву М.

КАРТОЧКА: ПРОПИШИ БУКВУ

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам.

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звуки З и Зь”.

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: “Звуки З и Зь”. В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия.

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звук [ы] и буква Ы”

Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с ново.

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звук [ш] и буква Ш

Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, п.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звуки Д и Дь”

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Д и Дь.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н”

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н).

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ФФН на тему: “Звуки М—Мь”

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по городу Красивой речи, Кот в сапогах решил с вами поиграть в игру, но вы должны быть очень внимательны , выполняйте задание только в том случае , если услышите слово “ пожалуйста”

  • Поднимите руки вверх, пожалуйста!
  • Опустите!
  • Опустите , пожалуйста!
  • Коснитесь рукой носа!
  • Коснитесь, пожалуйста, рукой носа!
  • Хлопайте в ладоши, пожалуйста !
  • Встаньте!
  • Встаньте, пожалуйста!
  • Маршируйте , пожалуйста!
  • Поставьте руки на пояс!
  • Садитесь, пожалуйста!

2. Работа по развитию зрительного восприятия и памяти.

Всё кругом белым-бело
Много снегу намело
Как же дальше нам пройти?
Ты на снежинки посмотри
Две одинаковые найди.

3. Послушайте внимательно загадку, а из отгадки вы узнаете, какую сказку вы сегодня увидите в конце занятия.

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой.
Что, отгадали загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки … (Маша и медведь), (открывается картинка)

Определите первые звуки в словах “Маша”, “медведь” . (“м”, “мь”) .Это звуки, которые мы сегодня будем сравнивать.

4. Артикуляционная гимнастика:

Чтобы дальше нам пройти,
Нужно в парк артикуляции зайти

Губы:

Мы потянем губы к ушкам,
И получатся лягушки

Зубы:

Зубы крепко мы сжимаем и заборчик получаем.

Язык:

Язычок у нас
Станет горочкой сейчас,
Пусть катается с утра
Со двора вся детвора.
Мы расслабим язычок,
И рот закроем на крючок

Щёки:

Будем щёки надувать
С воздухом играть.

5. Дифференциация звуков изолированно.

Давайте позовём звуки “м” и “мь”.

6. Сравнительный анализ и характеристика звуков изолированно.

  • Звуки “м”, “мь” пришли ты попробуй их сравни.
  • Губы: сомкнуты, размыкаются при произношении звука.
  • Зубы: разомкнуты.
  • “м” – спинка языка опущена.
  • “мь”- спинка языка поднята к нёбу.
  • Голосовые связки: работают.
  • Воздушная струя – выходит через нос.
  • Что мы можем сказать про эти звуки, какие это звуки?
  • Это звуки согласные (встречается преграда), звонкие (голосовые связки работают).
  • “м” – твёрдый (спинка языка опущена).
  • “мь” – мягкий (спинка языка поднята).

7. Работа по развитию фонематического слуха.

Попробуй звуки поймать,
Если услышишь звук “мь”,
Зелёный квадрат подними,
А если услышь “м”,
Синий квадрат подними

8. Дифференциация звуков в словах.

Звуки вы сейчас поймали,
Ну , а слоги не назвали.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА , МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно , смотри
МИ-МИ-МИ , МИ-МИ-МИ

Ребята Медведь с Машей спорят и не знают , какой слог подарить клоунам Тому и Тиму, помогите им , пожалуйста.

  • Слог МИ кому отдадим?
  • Слог МЫ ?

(Прочитайте ещё раз эти слоги)

9. Физминутка с элементами фоноритмики ( поём “АМ”, (тихо, громко)

10. Дифференциация звуков в словах

Д. игра “ Чудесный мешочек” с запиской

  • Ребята, распределите предметы между Машей и медведем. Маше отдайте предметы, в которых есть звук “М”, а медведю предметы в названии которых – звук “мь” слова со звуком “МЬ”

11. Звуковой анализ

  • Выкладываем слова из буквенного конструктора (мама, мир)

12. Показ русской – народной сказки “Маша и Медведь” (настольный театр)

13. Итог:

  • Какие звуки вы сегодня сравнивали на занятии? ( “м” и “мь”)
  • Чем отличаются эти звуки друг от друга? ( “ м” -твёрдый согласный, “мь”- мягкий согласный)

14. Домашнее задание – рассказать сказку дома.

Конспект к фронтальному занятию по обучению грамоте Тема: Звук [м] и буква М

Конспект к фронтальному занятию по обучению грамоте.

Содержимое разработки

Звук [м] и буква М

Цели занятия:

– познакомить детей со звуком М и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);

– познакомить с буквой М (без установки на запоминание буквы).

– закреплять понятие о месте звука в слове;

– упражнять детей в делении слов на слоги;

– развивать фонематические процессы;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

– развивать дыхание, голос.

– воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

Оборудование: зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, картинка для звукоподражания, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква М.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Игра «Подбери слово»

Логопед просит детей назвать слова, которые начинаются со звука М.

2.Развитие общей моторики.

Рано утром на полянке

Веселились две снежинки,

Левой ножкой: топ-топ!

Правой ножкой: топ- топ!

Руки мы поднимем вверх!

Кто поднимет выше всех?

3.Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепли

И совсем- совсем не сладкий.

Загибаем по одному пальцу

4. Массаж лица

Ходит пальчик по дорожке:

От середины лба к вискам (поглаживание)

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Вокруг круговых мышц глаза (от переносицы к вискам)

Будут розовыми щеки:

По мышцам щек (от крыльев носа к вискам)

Вверх – вниз, вверх – вниз.

От середины подбородка к ушам

5. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюстей

Рот открыть, удерживать позу под счет до шести.

Упражнения для губ

Вращательные движения губами.

Упражнения для языка

6.Работа над развитием дыхания и голоса.

«Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».

7.Объявление темы занятия.

Логопед. (Выставляет картинку с изображением коровы) Вышла Буренушка гулять и замычала: «М-м-м-м…» С песенкой буренушки мы сегодня и познакомимся.

8. Акустико-артикуляционный образ звука.

Проводится подробный анализ звука (по аналогии с предыдущими занятиями). Звук М – согласный, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета. Звук М, буква М.

9. Развитие фонетико-фонематических процессов

– Подобрать слова с заданным звуком.

– Поделить на слоги слова (прохлопать): зима, метель, вьюга, снежинка и т. д.

– Игра «Хлопай не зевай». Логопед произносит ряд звуков: Б, М, П, А, М, И, К, А, М, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук М.

10. Закрепление звука в слогах.

Логопед утрировано произносит слог ИМ и вместе с детьми проводит его анализ.

Логопед. Сколько звуков я произнесла?

Назови первый звук. (И) Это какой звук? (гласный, обозначаем фишкой красного цвета)

Назови второй звук. (М) Это какой звук? (согласный, обозначаем фишкой синего цвета)

Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один) Сколько согласных звуков? (Один)

Анализ слогов: УМ, ОМ.

11.Закрепление звука в словах.

Определение места звука М с словах: гном, альбом, сом и т. д.

12.Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами – гном, дом (без анализа и схемы).

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Тебенькова Елена Борисовна
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Образовательная область: «Коммуникация»

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять навыки: – определения позиции звука в слове;

– звукового анализа слов «Маша», «Миша»;

– нахождения заданного звука в словах,

– дифференциации звуков по твердости, мягкости,

– составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;

– печатания буквы по клеточкам.

Развивающие:

Развивать: – слуховую память, внимание, восприятие;

– умение концентрировать внимание;

– слухоречевую память, фонематическое восприятие;

– просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

Воспитательные:

– Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

– Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

– Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Интеграция ООД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие».

Методические приёмы:

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки, показ артикуляции).

Игровой (Д/и «Собери картинку», «Твердый-мягкий», «Покажи, где живет звук».

Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы»; игрушки- герои мультсериала Маша и Миша; символы звуков М –Мь; предметные картинки в названии которых есть звуки [М], [ М’]; демонстрационная буква М; картинки «на что похожа буква М»; таблица «Характеристика звуков»

Раздаточный материал: фишки для звукового анализа; разрезные картинки на звук М; «домики»-схемы для определения позиции звука в слове; счетные палочки, простые карандаши, тетради; альбомы упражнений О. С. Гомзяк «Я буду писать правильно»; фишки-смайлики для рефлексии.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

– Посмотрите на меня, давайте настроимся на занятие.

Психологический настрой.

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

II. Сообщение цели занятия

– Ребята сегодня на занятии нам будут помогать два сказочных персонажа из вашего любимого мультфильма. Послушайте песенку и попробуйте догадаться кто это.

-Кто же наши помощники? (Маша и Миша из мф «Маша и медведь»)

-Скажите, какой первый звук в имени Маша? (М). Миша? (Мь)

-Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками М-Мь. Проходите за столы.

III. Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.

– Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и таблицу «Характеристика звуков»:

– Звук «М» – согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)

– Звук «М» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)

– Звук «М» – твердый или мягкий? (Твердый)

– Какого цвета «рубашка» звука «М»? (Синяя)

– Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему? (Согласный)

– Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)

– Звук «Мь» – твердый или мягкий? (Мягкий)

– Какого цвета «рубашка» звука «Мь»? (Зеленая)

Логопед на доску выставляет символы звуков М-Мь (звуковые человечки)

IV. Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»

– Поиграем со звуком «М».Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.

МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …

V. Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий»

-Ребята, напомните, какого цвета рабашку носит твердый звук М (синюю, а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки «звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».

Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» – карточку.

Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли.

VI. Определение места звука в слове. Игра «Где живет звук»

-Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Предлагаю вам поиграть в игру «Где живет звук М?».

-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.

– Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук М или Мь.

Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь.

(Логопед называет слова. Дети работают со схемами и фишками).

VII. Самостоятельная дифференциация звуков М-Мь. Игра «Паровозики»

-Ребята, Маша и Миша картинки к занятию везли на паровозиках. Как вы думаете, чей синий паровозик? (Машин), а зеленый (Мишин). Но по дороге некоторые вагончики отцепились. Давайте поможем Маше и Мише правильно составить паровозики.

Задание: Внимательно посмотрите на свою картинку, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь». Вагончики со словами с твердым звуком «М» прикрепите к паровозику Маши, с мягким «Мь» – Мише.

(Дети выходят из-за столов, находят вагончики и прикрепляют к паровозикам.)

– Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Машин паровозик везет вагончики со словами –мак, моряк, мышь, майка, муравей, муха, малина. А Мишин паровозик везет картинки – миска, медуза, мяч, мясо, мешок, мед, мельница.

Все верно. Молодцы!

VIII. Физ. минутка. Игра «Раз, два, три, домик свой найди»

– Ребята, Маша еще маленькая и пока не ходит в школу. Они с Мишей готовятся к школе, также как вы изучают звуки и буквы. И сегодня они предлагают вам поиграть в одну интересную игру «Раз, два, три, домик свой найди». Посмотрите, на полу лежат обручи синего и красного цвета. В синем обруче живут согласные звуки, в красном – гласные.

Задание: Под музыку вы бегаете вокруг «домиков». Как только музыка закончилась, нужно остановиться и внимательно послушать, какой звук я назову. Если гласный, все занимают красные домики, согласный – синие.

IX. «Сюрприз от Маши и Миши». Деление слов на слоги.

Составление предложений по картинке.

– Посмотрите, ребята, у Маши в руках корзинка с конвертами. Пока мы играли, Маша с Мишей приготовили для вас небольшие сюрпризики. В конвертах находятся разрезные картинки. Берите конверты, проходите за столы и попробуйте собрать картинки.

(Дети собирают разрезные картинки)

– Назовите, что изображено на ваших картинках. (матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь)

– Слушаем задание: На картинку посмотри и слово на слоги раздели. (Дети делят слова на слоги. Логопед по очереди опрашивает всех детей).

– А теперь каждый по своей картинке составьте предложения. Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о предложении:

-предложение нам о чем-то или о ком-то сообщает;

– предложение состоит из слов;

– каждое слово пишется отдельно;

-первое слово в предложении пишем с большой буквы;

– в конце предложения ставим точку.

– Зарина, какое предложение ты составила? Сколько слов в твоем предложении?

(Логопед опрашивает всех детей)

– Запишем схему предложения. Дима сделает запись на доске, а остальные ребята в тетрадях.

X. Звуковой анализ слов «Маша», «Миша»

– Ребята, вам понравились сюрпризы от Маши и Миши? (Да)

– Давайте и мы сделаем им сюрприз. Только вот какой? (Выслушиваются предложения детей: нарисовать картинку, сделать подарок). Интересные предложения, все это мы сможем сделать после занятия. А сейчас давайте выложим имена Маши и Миши из звуков, сделаем звуковой анализ этих слов. Думаю, что Маша и Миша очень удивятся.

-Радмир, назови 1-й звук в слове Маша. (М). Расскажи о нем, дай его характеристику. (Звук «М»- согласный, звонкий, твердый, носит синюю «рубашку».

-Иветта, какой второй звук мы слышим в этом слове? (Звук «А»- гласный, носит красную «рубашку»).

– Максим, назови следующий звук в слове Маша. (Звук «Ш» – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом)

– И последний звук выделит Айна. (Звук «А» -гласный, обозначаем красным цветом).

(Один ребенок работает у доски с демонстрационным материалом, остальные за столами с раздаточным)

– Сколько всего звуков в слове «МАША»? (4)

– Сколько гласных звуков? (2)

-Назовите 1-й звук в слове (М, последний (А).

(Аналогично проводится анализ слова «МИША»)

-Ребята, посмотрите, чем отличаются звуковые схемы слов «МАША» и «МИША»?

(Первый звук в слове «МАША» твердый согласный, а в слове «МИША» -мягкий согласный).

– Молодцы, Маше и Мише очень понравилась ваша работа.

XI. Знакомство с буквой М.

– Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

– Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).

– Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» – на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

Взявшись за руки, мы встали.

И на «М» похожи стали.

Вот качели – буква «М»,

Здесь качаться можно всем.

Палочка и палочка,

Межу ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква «М»!

– Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

– Напишите букву М в воздухе.

– Выложите букву М из счетных палочек.

– Откройте тетради и напишите одну строчку букву М.

XII. Итог занятия.

– О каких звуках мы сегодня говорили? («М» и «Мь»)

– Какие это звуки? (согласные, звонкие)

– Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

– Что вызвало трудности?

– Маша и Миша, очень рады, что присутствовали на нашем занятии. Они узнали от вас много нового и интересного. Вам от них в подарок раскраски!

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: – Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] и [Р’] Буква Р» в подготовительной группе Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная группа) Цель: • закрепление навыка чёткого.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф» Тема: Звуки Ф, Фь и буква Ф. Цель: Познакомить детей с глухими согласными звуками ф, ф’, буква Ф, ф. выделение заданного согласного звука.

Конспект ООД по обучению грамоте «Звуки [Х], [Х′]. Буква Х» «Звуки [х], [х]. Буква Х». Конспект ООД по обучению грамоте Образовательные задачи: Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [П]-[П’]. Буква П» в подготовительной к школе группе Тема: Звуки П-П’ и буква П У нас в гостях поросята Пак и Пик Цель: Закрепить знания детей о согласных звукахП-П’, сформировать зрительный.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Д]-[Д’] и буква Д» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Составила: воспитатель высшей квалификационной категории.

Конспект занятия с презентацией по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]» ЦЕЛЬ: Закрепить знание звуков [Б], [Б’]. и буквы [Б]. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: *Уточнить артикуляцию звука Б, *Познакомить.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф» Цель: – познакомит детей со звуками Ф,Ф’, буквой Ф; – находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова); – закреплять умения.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т» НОД Звуки «Т,Ть». Буква «Т» Цель: коррекционно – образовательные: – научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «Т»,.

Постановка звука «М»

Твёрдый звук «М» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «М». Оглавление

  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «М»:

  • отсутствие звука — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «ак» и «артышка», вместо «мак» и «мартышка».

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «М»:

  • сомкнуть и разомкнуть губы;
  • сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос;
  • втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой;
  • вытянуть губы «хоботком», покрутить «хоботком», вправо — влево;
  • закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами — верхнюю;
  • кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «М». Пример цепочки звуков: М, П, Б, М, Ф, Н, М, Т, М, К, М…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «М». Пример цепочки звуков: МА, МО, РФ, СУ, МА, ТО, МУ, ЛЫ, МЫ, НО, МА…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «М». Пример цепочки слов: часы, майка, мох, кочка, мультик, шлем, банка, мочалка, книжка, дом…

Больше игр на развитие фонематического слуха у детей ищите здесь

Постановка звука

Чаще всего выделяют твёрдый звук «М» ставят по подражанию: логопед или мама прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Малыш ощущает вибрацию на щеке взрослого и воспроизводит её путём тактильного контроля через свою ладошку.

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «М»:

  • губы плотно сомкнуты и в момент смычки напряжены;
  • положение языка зависит от следующего звука;
  • мягкое нёбо опущено, и воздушная струя проходит в носовую полость, воздух изо рта не выходит;
  • голосовые связки разомкнуты, и ладонь, приложенная к шее, ощущает вибрацию гортани.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «М».

Автоматизация твёрдого звука «М» в прямых слогах:

  • ма — мо — ма
  • мо — му — мы
  • мэ — ма — мы
  • му — мы — ма
  • мо — му — мэ
  • ма — му — мо

Автоматизация твёрдого звука «М» в обратных слогах:

  • ам — ом — ум
  • ым — ум — ом
  • ум — ым — ам
  • ом — ам — ум
  • ым — ам — ум
  • эм — ом — ам

Автоматизация твёрдого звука «М» в интервокальной позиции:

  • ама — омо — уму
  • ымы — омо — ама
  • уму — эмэ — омо
  • омо — уму — эмэ
  • эмэ — омо — ымы
  • ама — омо — эмэ

Автоматизация твёрдого звука «М» в слогах со стечением согласных:

  • мба — мбо — мбу
  • мбы — мбэ — мбо
  • мбу — мба — мбы
  • сма — смо — сму
  • смы — смэ — сма
  • смо — сму — смэ

Автоматизация твёрдого звука «М» в словах:

Малыш, молния, холм, шлем, помада, комната, сумка, солома, матрёшка, молоко, мох, крем, дом, мама, мультик, муха, молоток, гром, лампа.

Автоматизация твёрдого звука «М» в словосочетаниях:

Мама моет, мы слушали, молока мало, макет моста, шумные малыши, смотрим мультик, сломанный мост, молоть муку, молочное мороженое, мокрая майка, маленький дом.

Автоматизация твёрдого звука «М» в чистоговорках:

  • Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — снежная зима.
  • Мо–мо–мо, Мо–мо–мо — все мы любим эскимо.
  • Ма–ма–ма, Ма–ма–ма — новые дома.
  • Ом–ом–ом, Ом–ом–ом — шуму на весь дом.
  • Ам–ам–ам, Ам–ам–ам — мы гуляли там.
  • Ым–ым–ым, Ым–ым–ым — из трубы шел дым.

Автоматизация твёрдого звука «М» в предложениях:

Мальчик машет флажком. Мама моет раму. Мышонок пьёт молоко. Маша в маске на маскараде. В сумке лежат мандарины. Комары и мухи летают над вареньем.

Автоматизация твёрдого звука «М» в стихах:

Можно мне? — Спросила мышка?
Что ты? Ты еще малышка.
(Г. Сатир)

Автоматизация твёрдого звука «М» в рассказах:

«Мурка»
У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
На, Мурка молоко.
Мур-мур-мур, — благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Источники:

  • «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР: «Путешествие в гости к звукам “М” и “Мь”, к букве “М”»

Цели: закрепить у детей навык различения и четкого произношения звуков «М», «Мь» в слогах, словах, во фразах, учить давать характеристику звукам, учить различать артикуляцию на графических профилях.

  • Автор записи

Автор: admin
Дата записи

1. Закрепить у детей навык различения и четкого произношения звуков «М», «Мь» в слогах, словах, во фразах.

2. Учить давать характеристику звукам, учить различать артикуляцию на графических профилях.

3. Тренировать детей в практическом употреблении звуком «М», «Мь» в слогах, словах, фразах, учить разгадывать ребусы.

4. Учить выделять место звуков «М», «Мь» в словах.

5. Познакомить с буквой, обозначающей звуки «М» и «Мь».

6. Развивать внимание, память, мышление.

1. Картинки со звуком «М» в начале, в середине, в конце.

2. Картинки со звуком «Мь» в начале, в середине, в конце.

3. Одна картинка без звуков «М», «Мь».

4. Графические артикуляционные профили звуков «М» и «Мь».

5. Изображение буквы «М» в формате А-4.

6. Индивидуальные зеркала для каждого ребенка.

7. Светофоры синего и зеленого цветов для каждого ребенка.

8. Магнитные мольберты (2 шт.).

9. Большие карточки с картинками со звуками «М», «Мь» для определения места звука в слове.

10. Маленькие карточки со схемами для определения места звука в слове.

11. Подставки с карандашами и ластиками.

12. Рабочие тетради детей с начатыми строчками с большой и маленькой буквами «М» и «м».

13. Картина формата А-4 с изображением мимозы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Дети входят в группу под веселую музыку и встают в полукруг на ковре. В середине на столе лежат картинки со звуками «М» и «Мь».

2. Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с двумя новыми звуками. Один из них чаще встречается в словах, которые я назову: …

(Логопед утрированно произносит в словах звук «м».)

Дети: Это звук «М»!

3. Логопед: Молодцы, теперь следующий звук, который встречается во всех следующих словах.

Логопед называет слова (утрированно произносит звук «мь»).

При необходимости проводится игра с мячом «Преврати твердый звук в мягкий и наоборот».

Логопед: Вот об этих звуках мы сегодня и поговорим. Гриша, о каком звуке мы сегодня будем говорить?

Гриша: О звуке «М».

Логопед: Артем, о каком еще звуке мы сегодня будем говорить?

Артем: О звуке «Мь».

Логопед приглашает детей сесть за столы.

II. Основная часть.

1. Работа с зеркалом.

Логопед: Ребята, придвиньте к себе зеркала. Произнесите звук «М», глядя в зеркало и подумайте, как у вас расположены губы, зубы и язык.

Логопед: Кирилл, как у тебя расположен язык?

Кирилл: Язык находится во рту, посередине.

Логопед: Саша, а как у тебя расположены зубы?

Маша: Они приоткрыты.

Логопед: Глеб, а как у тебя расположены губы?

Логопед: Произнесите звук «М» громко. Тихо. Долго. Кратко. Скажите, изменяется положение губ, зубов и языка, если мы меняет силу голоса? Если мы тянем звук или произносим кратко?

Логопед: Ребята, звук «М» – очень интересный: положите руку на темя, произнесите звук. Чувствуете легкую вибрацию темени?

Логопед: Теперь положите указательный и средний пальцы обеих рук на переносицу. Чувствуете легкую вибрацию переносицы?

Логопед: Теперь положите ладошку на горлышко. Есть вибрация? Горлышко «работает»?

Логопед: И, наконец, переместите ладошку на грудь. Скажите звук низким голосом. Чувствуете легкую вибрацию в груди?

Логопед: Вот какой интересный звук! Скажите, при произнесении этого звука есть преграда во рту?

Дети: Губы сжаты.

Логопед: Если есть преграда, значит звук какой: гласный или согласный?

Логопед: Если горлышко вибрирует, звонкий или глухой?

Логопед: Послушайте внимательно: согласный твердый или мягкий?

Логопед: Обозначаем, каким цветом на схеме?

Логопед подводит итог этому этапу: Верно, звук «м» согласный, твердый, на схеме обозначается синим цветом. Рисует синий кружок под профилем.

Логопед: А теперь, глядя в зеркала, произнесите мягкий звук «Мь»!

Аналогичная работа по артикуляции и характеристике проводится со звуком «Мь».

В итоге логопед обращает внимание детей на различие в артикуляции твёрдого и мягкого звуков и показывает это на профилях (на доске).

Логопед: Дети, звук «М» (твердый) и звук «Мь» (мягкий) обозначаются одной буквой. Вот такой: «М».

Логопед размещает на доске изображение буквы «М» в формате А-4.

2. Игры со звуками.

1. Логопед: Убирайте зеркала, выходите на ковер, проведем речевую зарядку. Я начну говорить, а вы повторяйте за мной, старайтесь не ошибаться:

3. А теперь постарайтесь запомнить слова со звуком «М»:

– ма-ма-ма – стоят на улице дома;

– мы-мы-мы – в речке плавают сомы;

– мо-мо-мо – молоко кипит само;

– му-му-му – много сладостей кому;

– ам-ам-ам – я игрушку тебе дам;

– ом-ом-ом – скоро мы гулять пойдем.

4. Логопед: Подойдите, пожалуйста, вот к этому столу. Встаньте так, чтобы возле каждого был зеленый и синий светофоры. Когда вы услышите слово с твердым звуком «М», то поднимите, какой светофор?

Дети: Мы поднимем синий светофор.

Логопед: А когда – с мягким звуком?

Логопед: Я буду читать вам стихотворение. Слушайте, какой из сегодняшних звуков есть в последнем слове, и поднимайте нужный светофор!

На полу скребется мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка.

Наш сыночек очень мил,

Он водичкой руки мыл.

5. Логопед: Молодцы. А теперь вспомните слова со звуком «М» из речевой зарядки.

Дети перечисляют слова: «дома», «сомы», «много», «кому», «мы», «дам».

6. Логопед: Посмотрите внимательно: на мольберт, который расположен справа, будут собирать картинки девочки вот с этого стола. Здесь должны быть слова, с каким звуком?

Настя: Со звуком «Мь».

Логопед: Как ты догадалась?

Настя: Потому, что здесь зеленый кружок.

Логопед: А на мольберт слева будут собирать слова мальчики, с каким звуком?

Гриша: Со звуком «М».

Логопед: Как он догадался, Артем?

Артем: Потому, что здесь синий круг.

Логопед: Начинайте играть!

После выполнения задания логопед вместе с детьми оценивает его правильность. Обращается внимание на одну картинку, которая не подходит ни к одному мольберту: в названии предмета нет звуков «М» и «Мь».

7. Логопед: Теперь поиграем в игру. Я буду называть слова, но без первого звука. Вы должны добавить в начало наши сегодняшние звуки («М», «Мь») и сказать все слово целиком.

…ельница,…олоток, …олния, СЕМАНТИЗАЦИЯ.

8.Логопед: Ребята, садитесь на стульчики напротив нашего ноутбука. Я приготовила вам загадки. Такие загадки – с буквами, рисунками или схемами – называются ребусы. Давайте попробуем их разгадать.

9. Логопед: Молодцы. Вы добавляли звуки «М», «Мь» в начало и в конец, а где еще могут быть расположены звуки в словах?

Дети: В середине.

Логопед: Проходите, пожалуйста, за столы.

На столах большие карточки с картинками для определения места звука в слове, маленькие карточки со схемами места звука в слове, рабочие тетради детей, карандаши: простой, красный, синий, зелёный, ластик.

Логопед: На счет «ОДИН» положите перед собой большие карточки.

Логопед считает вразнобой, шепотом: «1 миллион», «одиннадцать», «одна тысяча», «двадцать один», «один» и т.д.

На счет «ДВА» переверните их.

Логопед считает, модулируя голос: «двадцать два», «двенадцать» и т.д…

Логопед: Теперь вы должны определить место звуков «М» и «Мь» в словах и обозначить место звука маленькими карточками.

Карточка 1 «Определение места звука в слове»

Карточка 2 «Определение места звука в слове»

Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения.

10. Логопед. Поднимите вверх правую руку и попробуйте указательным пальчиком в воздухе прописать букву «М». Сколько в ней элементов?

Логопед: Пропишите в тетради 2 большие буквы и 3 маленькие буквы. Саша, сколько больших букв ты напишешь?

Логопед: А ты, Глеб, сколько маленьких напишешь?

Дети выполняют задание.

11. Логопед: Теперь отгадайте загадку:

Как цыпленочек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Логопед размещает на доске изображение мимозы.

Логопед: Дети, я предлагаю вам выполнить звукобуквенный анализ слова «мимоза». У доски начнет работать Максим.

По ходу работы дети меняются. В конце работы логопед вместе с детьми делает вывод о количестве букв и звуков в слове, о характеристике звуков.

Логопед: Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуками «М» и «Мь».

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Вы должны вспомнить любое слово со звуком «М» или «Мь» и сказать, где этот звук находится.

Вася: Я вспомнил слово мандарин. В нем звук «М» – согласный, твердый, находится в начале слова.

Выслушав подобные ответы детей, логопед заканчивает занятие.

Краткий самоанализ занятия

Данное фронтальное логопедическое занятие было посвящено разделу «Подготовка к обучению грамоте». Занятие было проведено для детей подготовительных групп с ТНР, ЗПР.

Целями занятия являлись следующие пункты:

– закрепить у детей навык различения и чёткого произношения звуков «м», «мь» в слогах, словах, во фразах;

– учить давать характеристику звукам;

– учить выделять место этих звуков в словах;

– познакомить с буквой «М»;

– учить производить звукобуквенный анализ слова;

– развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Структурно занятие состоит из 12 этапов: они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также подчинены теме занятия. Задания к каждому этапу логопед давала четко, кратко. Инструкции давались всем детям, а выполнял тот, кого называла логопед. Началом занятия послужил организационный момент, целью которого было собрать, организовать детей, подвести их к теме и цели занятия.

Далее задания давались в соответствии с принципом системности, последовательно, от простого к сложному.

На этапе речевой зарядки логопед от каждого ребенка требовала четкого произношения изучаемого звука.

Логопед модулировала голос, утрированно выделяя нужный звук на начальных этапах занятия.

Занятие длилось 30 минут, оно было динамичным, использовались разные виды деятельности детей. Дети двигались много, целенаправленно. организованно. Постоянно на занятии была смена видов деятельности.

Логопед учила слушать, слышать и запоминать инструкции, тем самым развивая психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

То, что не у всех детей задание получалось выполнить с первого раза, говорит о том, что данное задание дано вовремя. В занятии использовались разнообразные игры и приемы, участниками которых становились дети.

Лексический и наглядный материал был подобран с учетом темы и цели занятия. Логопед использовала на занятии информационный ресурс – слайдовую презентацию ребусов, созданную специально к этому занятию.

В конце занятия был подведен логический итог.

Речь логопеда – четкая, внятная, немногословная. Логопед делала интонационные паузы. Она была внимательна, доброжелательна, корректна, видела каждого ребенка и уделяла равное количество внимания всем детям.

Читайте также:
Экспертный лист по оценке профессиональной деятельности учителя-логопеда
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: