Знакомство родителей с современными педагогическими технологиями

«Технология педагогического общения с родителями»

Современные образовательные программы дошкольного образования проводят реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии.
На их основе педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

Технология педагогического общения с родителями подразумевает:
• готовность педагогов к взаимодействию с родителями,
• настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей,
• определение значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие,
• разработка содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников,
• создание материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

Направления взаимодействия педагога с родителями:
– Педагогический мониторинг.
– Педагогическая поддержка.
– Педагогическое образование родителей.
– Совместная деятельность педагогов и родителей.
В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики:
– анкетирование родителей на тему «Мой ребенок»,
-беседа с родителями «Наша семья и ребенок»,
-наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени.
Для изучения особенностей семьи ребенка воспитатель может в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезок времени обратить внимание на следующие показатели:
• Эмоциональный настрой ребенка на общение с взрослым (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно)
• Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком (взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно)
• Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении – сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.
• Особенности воспитательной тактики родителя – при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.
• Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.
Педагогическая поддержка.
• Педагогическая поддержка предполагает совместную деятельность педагога с родителями, направленную на развитие их умений воспитания дошкольников, проявление уверенности в успешности их воспитательной деятельности.
• В начале работы с семьей для того, чтобы педагогу лучше узнать особенности семей своих воспитанников, сплотить родительский коллектив, сблизить родителей со своими детьми можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы: «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья».
• Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совместное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья», «По секрету всему свету», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей».

Педагогическое образование родителей.
Педагогическое образование дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителей. Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы. Например, «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг»

Взаимодействие педагога с родителями детей старшей группы.
В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников.
Именно в этот период педагог корректирует детско-родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей и детей – игровой, досуговой, художественной.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
1. Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников – развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
2. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема,
3. Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
4.Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье. Поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.
5.Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитие желания трудиться, ответственности, стремление довести начатое дело до конца.
6.Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.

Педагогический мониторинг
В старшей группе, учитывая формирующиеся образовательные запросы родителей педагог планирует свою деятельность для совместного воспитания дошкольников. С этой целью он проводит беседы с родителями, анкетирование на темы « Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество ребенка в семье и детском саду», «Воспитание чувств».
Воспитатель использует методики, которые позволяют увидеть проблемы семьи «глазами ребенка»: анализ детских рисунков на тему «Моя семья», проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал», диагностические игры «Семья» «День рождения» и другие.
Старший дошкольный возраст – это возраст, когда особое внимание семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к будущему школьному обучению. Поэтому уже в старшей группе воспитатель использует такие методики как анкетирование родителей «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?», беседа с детьми «Хочу ли я в школу», «Что я знаю о школе?», анализ детских рисунков на темы будущей школьной жизни.

Педагогическая поддержка.
• В старшем дошкольном возрасте для удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей педагог организует разные формы взаимодействия: семинары, выставки, видеосалоны, творческие гостиные.
• Воспитатель показывает близким ребенка, что именно в старшем дошкольном детстве ребенок учится понимать позицию других людей, устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим.
• Этому будет способствовать создание совместного с детьми рукописного журнала “Традиции моей семьи”, альбома «А в детство заглянуть так хочется», альбомов воспоминаний: “Это было недавно, это было давно. “.
• Достижения детей родителям помогают увидеть выставки детского и совместного детско-родительского творчества – «Вот мы какие», «Мы рисуем город наш» «Рождественская открытка».
• В ходе совместных с родителями прогулок воспитатель знакомит их с играми, упражнениями, которые развивают детскую любознательность, память, внимание «Я назову, а ты продолжи», «Так и не так», «Кто больше запомнит и назовет», «Зададим друг другу интересные вопросы», «Угадай, что это».

Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие для детей 3-4 лет: Осень, Деревья

Педагогическое образование родителей
Осуществляя педагогическое образование родителей, воспитатель учитывает развивающиеся возможности родителей и детей, помогает родителям устанавливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспективы их будущей жизни. Для этого он организует такие встречи с родителями как «Права ребенка и права родителей», «Здоровье и ум через игру», «Развиваем детскую любознательность», «Скоро в школу».
Развивая педагогическую компетентность родителей, помогая сплочению родительского коллектива, воспитатель продолжает содействовать деятельности родительских клубов.
Вместе с тем, педагогу необходимо помнить, что к старшему дошкольному возрасту у части родителей уже сложилась своя воспитательная тактика, появились свои достижения в развитии ребенка. Поэтому воспитателю важно создать условия для презентации их педагогического роста – проведение родительских встреч, конкурсов «Успешный родитель», «Семья года», «Что я знаю о своем ребенке».

Совместная деятельность педагогов и родителей
Опираясь на интерес к совместной деятельности, развивающиеся творческие умения детей и взрослых, педагог делает родителей активными участниками разнообразных встреч, викторин, вечеров досуга, «музыкальных салонов» и «творческих гостиных»
В ходе развития совместной с родителями деятельности по развитию старших дошкольников, педагог организует совместные детско-родительские проекты поисково-познавательной и творческой направленности: «Музыка моей мечты», «Приглашаем в наш театр», «Наша забота нужна всем», «Энциклопедия городов ».

Совместная деятельность педагогов и родителей
Педагог опирается на проявление заинтересованности, инициативности самих родителей, делая их активными участниками конкурсов:
• «Мы родом из детства» (конкурс семейных газет о детстве разных членов семьи),
• «Самое, самое, самое о нашем городе».

Так же этому способствует проведение спортивных досугов:
• «Крепкие и здоровы», «Зимние забавы»,
• «Мы играем всей семьей».

Включает их в совместные с дошкольниками дела, направленные на заботу об окружающих: «Сажаем цветы на участке», «Поздравляем ветеранов», «Украшаем детский сад к празднику», «Починим игрушки малышам».
Итоговой формой взаимодействия с родителями может стать фестиваль семейного творчества, который позволит раскрыть достижения всех семей в различных видах совместной детско-родительской деятельности: художественной, литературной, познавательной, музыкальной.

Важно, чтобы осуществляя взаимодействие с семьей, педагоги определили как общую стратегию этого взаимодействия, так и конкретное содержание и формы взаимодействия, ориентированные на потребности дошкольного учреждения и запросы родителей группы.

Выступление «Использование современных информационных технологий в работе с родителями»

«Использование современных информационных технологий в работе с родителями»

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество активно включилось в процесс, называемый информатизацией. Он включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Использование данных технологий направлено, прежде всего, на улучшение качества образовательного процесса, которое в свою очередь зависит от тесного взаимодействия родителей (законных представителей) и образовательного учреждения. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. В рамках данного взаимодействия образовательная организация должна:

• Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
• Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
При этом педагог должен:
• Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми
• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Традиционные формы организации совместной работы педагогов и родителей, при всех их положительных характеристиках, уже не могут отвечать современным требованиям.

Как же повысить эффективность работы с родителями?

Решающую роль в решении данного вопроса играет своевременный и адекватный обмен информацией, касающейся всех направлений работы учащихся и общения с ними. В современных условиях, с одной стороны, увеличивается профессиональная нагрузка на педагогов и родителей, с каждым днем сокращается время, отводимое на общение, имеющее отношение к обучению и воспитанию детей. С другой стороны, появление и массовое распространение информационных и телекоммуникационных технологий коснулось и педагогов, и родителей, вооружив их средством дистанционного оперативного обмена информацией относительно работы школы.

Рассмотрим несколько основных технологий и средств, используемых для повышения эффективности взаимодействия школы, педагога и родителей.

1.Современные родители не всегда находят время для посещения школы, но даже придя в образовательное учреждение они редко обращают внимание на информационные объявления. Практически у каждого из них есть электронная почта, проверить которую у них всегда находится время. Использование электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения о результатах домашней учебной работы, проблемах, эмоциональном настрое, состоянии здоровья, необходимые для коррекции адаптивного обучения каждого школьника. Обязательным условием для организации такой работы с родителями является наличие контактов с адресами электронной почты. Примерный план организации работы с электронной почтой:

-анкетирование родителей, сбор электронных адресов;

-создание в интернете электронного почтового ящика;

-составление списков контактов в почтовом электронном ящике;

-оформление почтового ящика;

-пробная рассылка письма всем родителям.

При составлении писем необходимо помнить о структуре письма. Начинаться письмо всегда должно со слов «Уважаемые родители», иметь деловой стиль, корректное написание и завершаться словами «С уважением…».

Читайте также:
Детский проект: Почему мы пишем буквами

2. Проведение онлайн-собрания для родителей . Это идеальный инструмент для проведения собраний с большим количеством участников. Среди положительных моментов: сокращение временных затрат, на проведение таких собраний, не нужны какие-то специальные приспособления для проведения, не надо устанавливать какие-либо программные обеспечения, достаточно всего лишь наушников и веб-камеры .
Родителям заранее высылается ссылка, а также логин и пароль. Родители могут задать вопрос устно (с помощью микрофона или веб-камеры) или в письменном виде (с помощью чата). Из минусов можно отметить некоторые технические сложности( не во всех школах есть достаточное техническое оснащение для данного вида работы) и психологические. Педагоги старой закалки привыкли общаться с родителями глаза в глаза. Было время, когда классные руководители даже приходили к своим ученикам домой, чтобы познакомиться с родителями поближе, посмотреть, в каких условиях живет ребенок. Сейчас, конечно, это совершенно невозможно. И учитель слишком перегружен, и родители не жаждут подобного общения по той же причине.

3.Наличие сайта школы дает родителям возможность оперативно получать информацию о специфике работы школы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. При этом коллективные формы информационного взаимодействия не отрицают возможности получения каждым родителем индивидуальной или конфиденциальной информации . Сайт школы может содержать подсистему разделения прав и полномочий пользователей. Любой родитель может обладать своим правом доступа. При помощи своего сайта школа может стать для родителей источником учебных или методических материалов, благодаря которым родители получат информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников с учетом той деятельности, что осуществляется в школе.

4. Большинство учителей в настоящее время развивает сервис, в рамках которого родители оперативно информируются классным руководителем о ходе и результатах обучения индивидуально по каждому школьнику. С этой целью применяются мобильная почта и короткие телефонные сообщения ( SMS ). На сегодняшний день доступно множество приложений для мобильных устройств (смартфоны, планшеты), которые позволяют бесплатно обмениваться сообщениями, аудио- и видео-звонками в приложениях WhatsApp, Viber и Skype . Плюсы использования данных сервисов-оперативные бесплатные сообщения, создание групповых чатов, быстрый обмен видео и фотографиями.

5.Использование электронного дневника помогает организовать оперативное взаимодействие учителя и ученика. На первый взгляд может показаться, что электронный дневник – это посягательство на личную жизнь и свободу детей, так как теперь родители будут в курсе всех школьных событий, оценок и замечаний. Но все это только на пользу. Электронный дневник это не жесткий контроль над детьми, это возможность сблизиться детям и их родителям. От родителей не будет тайн, что позволит и детям, и родителям больше доверять друг другу и чаще общаться не только в сфере обучения, но и в контексте личных переживаний. Исправление не затянется на долгое время. Всё это даёт возможность стать более, честным и открытым человеком для общества. Благодаря этой программе у ребенка с самого раннего возраста формируется чувство ответственности. Ученик и родители видят кривую успеваемости. (Ученик может проанализировать свою успешность за какой-либо период по всем предмету.). Известна примерная итоговая оценка по предмету, которая является средним баллом всех оценок за текущее время на данный момент, (что позволяет учащемуся планировать свою деятельность. Он видит, по какому предмету ему необходимо повысить свои знания.) Ученик и родители имеют сведения о невыполненных работах, задолженностях, домашних заданиях и т. д. Поэтому ученик знает, что он должен выучить, выполнить, сдать к определённому сроку, чтобы получить хорошую оценку. Каждый получает домашние задания, в которых прикреплён вложенный файл. Необходимо уметь его скачать на свой компьютер (для чего требуются ИКТ-знания и умения). Необходимо уметь открыть скачанный файл в нужной программе. И, если необходимо, то выполнить полученное задание в электронном виде.тПри работе с электронным дневником у ученика расширяются общие навыки работы с информационными технологиями:

– надо уметь выбрать нужный календарный период в дневнике,

– понимать условные обозначения практических, контрольных или других видов работ;

– распознавать прикрепление файла к домашним работам;

-уметь читать продолжение частично скрытого текста домашних заданий, если они не видны целиком в строке дневника.

Электронный дневник позволяет развить навык письменного общения с учителями. Он работает как одно из средств формирования письменной речи, что требует от ученика повышения уровня грамотности, вежливости и этики. Дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Дети более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе. В таком электронном дневнике все как в настоящем дневнике. Разница лишь в том, что родители могут в любой момент, даже на работе посмотреть, как идут дела их ребенка в школе. И еще этот дневник нельзя забыть дома или потерять.

5. Создание закрытых групп в «Контакте» и в «Одноклассниках». Почему именно там , потому что , большинство родителей пользуются этими сайтами. Закрытая группа — это сообщества, доступ к материалам которых ограничен и доступен только участникам этой группы. Т.е. пользователь со стороны для получения возможности следить за новостями сообщества должен подать заявку на вступление и дождаться ее одобрения. Группа должна быть именно такого формата, для сохранения конфиденциальных данных.

Создание группы направленно на решение следующих задач:

– Формирование целостного позитивного имиджа группы.

– Осуществление обмена опытом.

– Стать для родителей источником информации учебного и воспитательного характера.

– Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.

Следует подчеркнуть, что при всех вышеописанных формах телекоммуникационного общения родителей и учителя, необходимо прививать всем участникам взаимодействия чувство этики общения, самоуважения и уважения к собеседнику.

При использовании этих и многих других факторов информатизации работы учителя с родителями надо учитывать, что одним из самых главных следствий такого взаимодействия является воспитание школьника.

Умелое, эффективное и научно обоснованное применение соответствующих электронных ресурсов и компьютерных технологий в этом направлении способно внести решающий вклад в развитие учебного заведения.

Педагогические технологии, их роль во взаимодействии с родителями.

Елена Жданова
Педагогические технологии, их роль во взаимодействии с родителями.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачёв)

Читайте также:
Логопедическое развлечение для детей старшей и подготовительной группы

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость

• Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

• Системность – технологиядолжна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

• Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

• Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

• Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий образовательных учреждений и семьи.Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает три основных направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей,

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,

участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду.

Т. А. Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урбанская и др. выделяют следующие традиционные формы взаимодействия:

– коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);

-индивидуальные (педагогические беседы с родителями);

– наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки)

Нетрадиционные формы выделила О. В. Огороднова (заведующий кафедрой педагогики методики начального и дошкольного образования Института психологии и педагогики, кандидат педагогических наук,разделив их на 3 группы:

1-а группа – «опосредованные формы взаимодействия»: переписка, газеты, бюллетени, памятки, выставки и т. п.

2-я группа реализуется на уровне «встречного движения» и характеризует непосредственное взаимодействие педагогов и родителей: лекции, образовательные социально-педагогические и психологические семинары, круглые столы, тренинги, практикумы, собрания, клубы, мастерские и т. д.

3-я группа форм предполагает совместную деятельность педагогов и родителей с детьми. К формам этой группы относятся праздники, развлечения, конкурсы, выставки, вечера музыки и поэзии, спектакли, вечера отдыха в виде салонов, мастерских.

Схему классификации нетрадиционных форм так же предлагает Кротова Т. В.

– сайт Детского сада и сайты педагогов;

– дни открытых дверей в ДОУ;

– открытый показ НОД для родителей;

родительский уголок;

а) детской литературы для семейного чтения;

б) педагогической литературы.

– показ фильмов «Из жизни группы».

– нетрадиционные родительские собрания;

– индивидуальные беседы, консультации;

– совместная работа по тематическому плану, проектам;

– НОД с участием родителей «Гость группы»;

– Экскурсии выходного дня.

– совместное участие родителей, педагогов и детей в городских, российских конкурсах;

– участие в семейных вернисажах, выставках;

– участие в подготовке и проведении праздников, досугов, развлечений;

– совместное написание сказок;

– посещение театра, музеев, выставок.

5.Трудовые или хозяйственные:

– обновление предметно-развивающей среды группы;

– благоустройство участка, озеленение, оформление по сезонам;

«экологические» акции;

– дни «добрых дел»

На сегодняшний день выявлено два вида форм совместной деятельности:

Совместные мероприятия педагогов и родителей

Родительские собрания

Вечера для родителей

Кружки для родителей

Педагогические советы

Встреча с администрацией

Школа для родителей

Родительский комитет

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

Сайты детского сада и группы

Детско-родительские проекты

Дни открытых дверей

Совместные прогулки и экскурсии

Брошюры, буклеты, листовки

Вечера музыки и поэзии

Благоустройство ДОУ и территории

Современные технологии развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей

Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на ребенка,

тем более этот ребенок будет склонен видеть отражение

своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни…

технология «Семейный театр в детском саду»

Семейный театр – творческое объединение нескольких семей, педагогов детского сада, ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров, и развитие воспитательного потенциала семьи.

технология проектной деятельности

– Проект – это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.

– Проектирование это обязательно практическая деятельность.

Технология «Семейная ассамблея»

В рамках «Семейной ассамблеи» можно провести мастер-классы, встречи «Гость клуба», «Клуб выходного дня», «Акции добра», «Чайные вечеринки», «Литературные гостиные».

В своей работе можно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Все выбранные формы взаимодействия с родителями, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка, способствуют повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Хорошо налаживают общение между семьей и группой детского сада, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.

Прикреплённые файлы:
ped-tehnologi_hu3vk.ppt | 1120 Кб

«День космонавтики». Отчёт о взаимодействии с родителями и детьми. Здравствуйте, уважаемые гости странички. Мы отмечаем праздник “День космонавтики” в календаре 12 апреля. Это праздник гордости за нашу.

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике.

И снова о взаимодействии с родителями «Давайте вместе поиграем!» Я уже рассказывала о наших интересных совместных мероприятиях с родителями, которые происходят в группе (проведение экспериментов,мастер.

Инновационные педагогические технологии в воспитании дошкольников Современные педагогические технологии направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Основной задачей педагогов.

Консультация для педагогов «Роль наглядной информации во взаимодействии детского сада и семьи» Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления.

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями Автор-разработчик: Старший воспитатель Жданова Анжела Михайловна Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов.

Роль педагога во взаимодействии с семьёй на современном этапе развития образования РОЛЬ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЁЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ The role of the teacher in collaboration with the family.

Сценарий педагогического совета «Педагогические технологии в реализации ФГОС до» Педсовет на тему: “Педагогические технологии в реализации ФГОС ДО” Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной.

Современные педагогические технологии «Клубный час» и «Квест — игра» Современные педагогические технологии «Клубный час» и «Квест-игра». Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №22» Липина Т. П.

Современные педагогические технологии по экологическому воспитанию дошкольников Экологическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества является главным и необходимым компонентом образования. Ведь.

Читайте также:
Постановка звука (ш) - конспект

Мастер-класс для педагогов «Знакомство родителей с игровыми (инновационными) технологиями через организацию мастер-классов»

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Полянская, Е. В. Мастер-класс для педагогов «Знакомство родителей с игровыми (инновационными) технологиями через организацию мастер-классов» / Е. В. Полянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5425/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в сфере общения с родителями.

Задачи:

– познакомить с инновационными подходами организации взаимодействия с родителями;

– учить взаимодействию с родителями на основе игровых технологий;

– актуализировать среди педагогов использование интерактивных технологий в работе с родителями в рамках реализации стратегии «Доброжелательная школа».

Планируемые результаты: Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом, с интересом участвуют в обсуждении проблемных ситуаций.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, адвент-календарь «Дерево», зажимы на липучках, бумага, ручки, ножницы, свеча.

Ход мастер-класса:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями воспитанников на всем протяжении дошкольного детства.

Полноценное воспитание и развитие дошкольников происходит только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольной организации. Встаёт вопрос — как заинтересовать родителей в совместной работе? Одним из путей решения данного вопроса является поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. В нашем детском саду используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями воспитанников, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Интерактивные формы взаимодействия — это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого-педагогическими технологиями воспитания детей дошкольного возраста, познакомить с особенностями восприятия ребенком окружающего мира, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является проведение мастер-классов. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом.

В нашем ДОУ педагоги активно используют данную форму работы. Мастер-классы проводятся и как часть родительского собрания, и как самостоятельное мероприятие в рамках реализации проектов. Участниками мастер-классов, в зависимости от темы и цели, являются родители или родители совместно с детьми.

Так были организованы мастер-классы «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича», «Поможем жителям Фиолетового леса», «Игры с песком», «Туристический маршрут выходного дня», «Изготовление альбома “Профессия моих родителей”», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Безопасный маршрут “Дом — детский сад”», «Изучаем ПДД, чтобы не было беды» и многие другие.

Благодаря проведению мастер-классов происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях.

Рассмотрим пример проведения мастер-класса для родителей по знакомству с инновационной технологией «Адвент-календарь». Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

У современных детей и игры современные, и нам взрослым, как педагогам, так и родителям, необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время требует поиска новых, системно-деятельностных подходов в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО.

Календарь Адвента появился на свет в XIX веке, в Германии. И без ребёнка-почемучки тут не обошлось. Фрау Лэнг просто замучил сын Герхард, который каждый день спрашивал маму, когда же уже наступит Рождество?! Она каждый день до Рождества стала прикреплять по одной конфете к открытке, тем самым скрашивая ему ожидание праздника. Кстати, когда мальчик вырос, мамино изобретение стало приносить ему прибыль — его фирма впервые представила адвент-календарь с 24 разноцветными картинками, которые можно было прикрепить к картонному основанию. Затем Герхард Ланг модифицировал свои календари, обеспечив их маленькими дверцами, за которыми могли скрываться сладости или фрагменты из Писания. Именно эта версия календарей ожидания обрела коммерческий успех.

Календарь может быть приурочен к любому событию, а любое событие в жизни ребенка для него новое и несет неизгладимое впечатление. Главное — это его идея! Создание и наполнение Адвент-календаря — это большой совместный творческий процесс, в котором участвуют дети и взрослые. И здесь нет строгих правил, рамок и ограничений. Содержание и вид Адвент-календаря зависят от фантазии его создателя. Главное — чтобы был обратный отсчет до нужной даты и сюрпризы, скрашивающие ожидание.

Календарь ожиданий заключается в том, что каждый день содержит задания, которые соответствуют программным задачам и возрастным особенностям детей. В основном это продукты детской деятельности, беседы, сезонные наблюдения. Заключением календаря ожиданий будет являться праздник или мероприятие, кульминирующее задания, выполненные в рамках календаря. Технология оформления календаря также имеет множество вариантов. Можно оформить в виде панно, объемной фигуры, в виде аппликации на листе бумаги разного формата. При изготовлении календаря можно использовать разнообразные материалы: ткань, бумага разной фактуры, и качества, готовые предметы, бросовый материал. Например: адвент, посвященный дню рождения, можно оформить в виде разрезанных кусков торта, красивых праздничных коробочек с сюрпризами, домика с открывающимися окошечками и т. д.

При изготовлении адвент-календаря следует учесть:

– Стиль оформления должен соответствовать тематике события.

– Определённое место календаря. Пусть он будет на виду и напоминает о том, что событие приближается. Рекомендуем разместить календарь на высоте удобной для ребенка, чтобы он мог свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.

– Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие «кармашков» создаёт интерес и предвкушение сюрприза.

– Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день — однозадание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно.

– Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Они могут быть разной направленности — раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т. д.; а могут быть объединены одной тематикой.

Читайте также:
Родительское собрание 'Дети с ОНР 3 уровня'

Предлагаю фокус-группе придумать тему и задания адвент-календаря для вашего ребенка (работа фокус-группы по изготовлению адвент-календаря). В процессе создания, использования и работы с Адвент-календарем намного легче решать множество педагогических, воспитательных и образовательных задач.

– помогает определять время наступления праздников или событий, вызывающих повышенный интерес у детей;

– помогает наглядно представлять сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц;

– учит чувствовать длительность времени, определять какой объем дел или что можно выполнить за день, за неделю;

– обогащает знания о днях недели, их последовательности;

– знакомит с цифрами и порядковым счетом;

– развивает пространственную ориентацию (внизу, вверху, слева, справа);

– побуждает детей активнее использовать знания в повседневной жизни;

– расширяет представления детей о предстоящем событии, знакомит с историей возникновения и традициями того или иного события, праздника.

– формирует познавательные возможности и способности дошкольников;

– развивает любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения;

– развивает умения работать в коллективе; согласовывать свои действия с другими членами группы;

– формирует навыки эмоционально-волевой сферы в ожидании будущего события;

– формирует умение доводить начатое дело да конца;

– формирует эстетические навыки.

А теперь я прошу вас поделиться своими идеями по изготовлению адвент-календаря (участники фокус-группы презентуют свои идеи).

Ну и в конце нашего мастер-класса я прошу вас ответить, насколько ярко сегодня зажегся огонек в вашей душе, что дало вам участие в мастер-классе? А может вам это было не интересно, и время, проведенное здесь, вы считаете напрасным? (участники мастер-класса передают друг другу зажженную свечу и делятся впечатлениями).

Похожие статьи

Мастеркласс как эффективная форма работы с родителями.

Мастерклассы для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом. Каждый мастеркласс решает.

Мастеркласс как эффективная форма работы с родителями.

Чтобы вырастить ребёнка счастливым, нужно тратить на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени. Эстер Селсдон. За последние годы в периодической печати все больше внимания уделяется взаимодействию детского сада и семьи.

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма.

детский сад, родитель, форма работы, ребенок, семья, педагог, мероприятие, совместная деятельность.

А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с.

Взаимодействие с семьями воспитанников посредством.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, форма работы, детский сад

Мастеркласс как эффективная форма работы с родителями.

Многоуровневая форма работы с родителями оказывает реальную помощь в воспитании детей, направляет наш.

Мастеркласс для родителей «Веселые игры для ребят»

Ход мастеркласса: Уважаемые родители! Мы рады поприветствовать Вас на нашем мастерклассе! Мы надеемся, что он не

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие

При подготовке педагога к проведению родительского собрания, необходимо провести анкетирование родителей по теме собрания.

Интерактивные формы работы с родителями как основа.

Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, педагогам и специалистам детского сада, которые ежедневно занимаются с детьми.

Квест — нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ.

Именно взаимодействие детского сада с родителями основополагающее в воспитании ребенка. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Семья и детский сад, мы вместе стоим у истоков нашего будущего, но не.

Взаимодействие с родителями в ДОУ | Статья в журнале.

Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно

Поэтому назревает необходимость усилить работу по взаимодействию педагогов с родителями воспитанников ДОУ и начинать эту.

Внедрение современных технологий работы с родителями как условие реализации ФГОС ДО

Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС) становится привлечение родителей к участию в работе детского сада.

Пункт 3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования гласит: «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Уровень саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого мы решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье!

Наш коллектив поставил перед собой цель проанализировать работу в данном направлении и найти такие формы взаимодействия с родителями, которые бы соответствовали новым требованиям стандарта. Взглянуть по-другому на шаблонное применение основных позиций дошкольного образования в вопросе взаимодействия с родителями. Основной аспект, в нашем понимании, должен ставиться на воспитание субъектности родителей. В этом контексте мы поставили задачу обогащения семьи теми практиками воспитания и образования детей, которые накоплены в педагогической системе нашего дошкольного учреждения.

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект и презентация

Главная задача по работе с семьёй – разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.

Нами разработан проект «Компетентностный подход в интерактивных формах взаимодействия с родителями»

Цель и задачи проекта состоят в том, чтобы найти такие формы взаимодействия с семьёй, которые бы способствовали формированию компетентностного родителя и осознанного родительства-составляющих успешной социализации ребенка. Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. Компетентностный подход в интерактивных формах работы прежде всего проектирует оптимальное взаимовоздействие системе «педагоги — родители — дети» или стратегия «Мы». Мы подошли с позиции компетентностного подхода к казалось бы, традиционным формам работы с родителями.

Мы отказались от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдали приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения и т.д.. Мы нашли одну из информационных и сравнительно новых форм сотрудничества детского сада вернее сказать самой группы детского сада с семьей создание группы в Viber и WhatsApp.

В группе Viber происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания. А воспитатель рассказывает о непосредственной жизни детского коллектива в реальном времени. Добавляя фото и видео. Важно показать родителям: мы видим своеобразие каждого ребенка и учитываем его особенности. «Уголок- краткой информации». В свободном для родителей доступе находятся стенды для размещения любых высказываний и цитат по теме воспитания. Возможные рубрики: «Цитата недели», «Цитата дня» Данная рубрика знакомит родителей с краткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. И дает возможность высказать свое мнение по данному вопросу.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является домашнее задание для родителей по лексическим темам, даются на усвоение и закрепление пройденного материала в саду. Выполняя предложенные задания, родители, получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме. Несложные задания идут от простого к сложному, систематически и концентрично (математические, лексико- грамматические, двигательные) с учетом актуальности той или иной темы в виде игр, это помогает поддерживать интерес ребенка. Родители выполняют наши задания сами предлагают помощь в создании развивающей среды в ДОУ.

Важным звеном в работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,— ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы. Включить видеосюжет.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада. Положительный опыт семейного воспитания воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях. Почтовый ящик обычно используют для обратной связи родителей с ДОУ. Одним из самых важных моментов в воспитании добрых чувств у ребёнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей. Работают в нашей родительской почте ящики «Вопросники” для писем – вопросов от родителей; “Почта родительских идей”- советы по выбранным темам, “Почта родительского гнева”- готовность решать проблемы детей с помощью детского сада и полноценного пребывания ребенка в детском саду. При компетентностном подходе проблема качества дошкольного образования ставится и решается не только с точки зрения знаний, усвоенными дети, а еще с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетентностей. В помощь родителям мы проводим игровые сеансы т.к. практика показывает, что родители не всегда владеют элементарными навыками игры и, соответственно, не могут научить этому своего ребенка. На них мы знакомим родителей с играми и способами игры традиционными по инструкции и новыми возможностями их использования.

Игровые сеансы – помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровые сеансы, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины. В наглядно – информационном направлении наша цель: сделать интересный опыт воспитания в семье достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Эта форма работы позволяет родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а нам поддерживать «обратную связь» с семьёй. Детское портфолио это «любимая книга», которую ребенок создает вместе с родителем и воспитателем, в ней он выражает свои интересы, желания, мечты. Это не отчет ребенка, но все-таки портфолио имеет оценочную функцию. Сбор информации идет со стороны родителей под руководством воспитателя. Очень важно сделать родителей своими союзниками, важно научить наблюдать и подмечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать-зарисовывать. И не от случая к случаю, а систематически, выделять особенно яркие и интересные моменты развития ребенка. Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, т.е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности просматривается в компетентностном подходе к портфолио.

Читайте также:
Конспект: Зоопарк, Животные жарких стран

Родительский клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, воспитательного процесса, где родители и воспитатели детского сада могут получать знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Почему именно эта форма работы?

  1. Делает образовательную деятельность в ДОУ более открытой для родителей.
  2. Учитывает потребности семьи.
  3. Способствует сплочению родительского коллектива, а также укреплению детско-родительских отношений.
  4. Создаёт условия для совместной творческой деятельности детей-педагогов-родителей.
  5. Объединяет в себе более мелкие формы работы с семьями воспитанников и имеет способность привлечь все имеющиеся ресурсы.
  6. Увеличивает круг взаимодействия семьи и детского сада.
  7. На совместных встречах в клубе, за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию.
  8. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Л.А. Никитин говорил: «Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

В нашем ДОУ разработано Положение о родительском клубе. Родительский клуб-структура динамичная, они могут сливаться в один или дробиться. Всё зависит от тематики, замысла устроителей. Всё направлено на максимальную результативность встречи её участников. В ходе деятельности клуба родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности, видят результаты работы участников образовательной деятельности. Работа родительского клуба способствует установлению в детском саду домашней атмосферы, искренних и доброжелательных отношений. Тематика составляется отдельно по каждой группе, а затем на каждый учебный год план работы клуба объединяется в единый план. Тематика зависит от запроса родителей, годовой задачи детского сада, а также от направленности группы, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Если запросы родителей из разных групп повторяются, то заседание клуба может пройти для одновозрастных групп, либо для тех родителей, кого волнует какая-либо тема или проблема (особенно это касается вопросов, которые могут осветить грамотно, профессионально специалисты: логопед, психолог, дефектолог.

Работа клуба организована по четырём этапам:

  1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
  2. Организационный: составление перспективного тематического плана работы клуба на учебный год, утверждение графика проведения заседаний. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
  3. Непосредственная работа «Родительского клуба».
  4. Подведение итогов.

В структуру совместных мероприятий в рамках Клуба могут входить следующие компоненты (формы):

  • слово педагога ДОУ по теме заседания;
  • выступление специалиста (по запросу родителей);
  • анкетирование;
  • обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
  • просмотр видеофильма;
  • выступления желающих родителей;
  • открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
  • видеосюжеты работы с детьми;
  • интервью с родителями;
  • интервью с детьми (видео);
  • выступление детей;
  • рекомендации, памятки, шпаргалки, буклеты; информационные бюллетени;
  • педагогические беседы;
  • тематические консультации;
  • выпуск газет;
  • практическое обучающее занятие;
  • анализ заболеваемости;
  • видеоролики;
  • анализ анкет;
  • презентация практик семейного опыта воспитания;
  • совместные игровые сеансы с детьми; совместное творчество;
  • круглый стол (метод групповой дискуссии, метод видеокоррекции, метод совместных действий, метод конструктивного спора, метод вербальной дискуссии);
  • мастер-класс;
  • семинар-практикум;
  • тематические выставки;
  • выполнение домашних заданий (для родителей);
  • самостоятельная свободная деятельность ребёнка, снятая на видеокамеру (в виде отчётов) для наблюдения за деятельностью ребёнка в семье, за тем, чем он любит заниматься дома;

Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий. Хочется верить, что нам это удается, мы не останавливаемся на достигнутом ищем новые пути и сохраняем наработанное.

Литература:

  1. Бабыбина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи /Управление детским садом/ .– М.: ТЦ Сфера, 2016.-128с.
  2. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-128с
  3. Дыбина О.В. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник научно-методических работ – Тольятти: ТГУ, 2008. – 156 с.

Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токмакова О.Е.

Единство семьи и дошкольного учреждения традиционно рассматривалось как важнейший фактор создания единого воспитательного пространства, а повышение педагогической культуры родителей являлось необходимым условием такого взаимодействия. Однако вследствие духовнонравственного кризиса современного общества наблюдается деформация этого единства. Вместе с тем нормативноправовыми требованиями законодательства в области образования предусматривается активное участие родителей в формировании нравственно здоровой личности ребенка. Все это требует внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения новых форм и методов работы с родителями, повышения профессиональной компетентности педагога при взаимодействии с семьей . В статье представлен опыт работы, направленной на повышение качества взаимодействия между педагогами МБДОУ «Детский сад «Ромашка» и семьями воспитанников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токмакова О.Е.

Modern technologies in work with teachers and parents in a preschool institution

The unity of a family and a preschool institution has traditionally been considered the most important factor in creating a unified educational space, and improvement of parents’ pedagogical culture was a necessary condition for such an interaction. However, due to the spiritual and moral crisis of the modern society, deformation of this unity is observed. However, the legal and regulatory requirements of the legislation in the sphere of education provides for the active participation of parents in development of the moral healthy personality of the child. All this requires introduction of new forms and methods of work with parents into the preschool educational process, improvement of the professional competence of an educator within the interaction with the family. The article presents work experience aimed at improvement of the quality of interaction between teachers of the Municipal Budgetary Preschool Educational Institution “Kindergarten “Romashka“ and the families of its inmates.

Читайте также:
Формирование готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе

Текст научной работы на тему «Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного учреждения»

Токмакова О.Е., старший воспитатель Детский сад «Ромашка» г. Лянтор, Тюменская область, Россия

Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного

Аннотация: Единство семьи и дошкольного учреждения традиционно рассматривалось как важнейший фактор создания единого воспитательного пространства, а повышение педагогической культуры родителей являлось необходимым условием такого взаимодействия. Однако вследствие духовно-нравственного кризиса современного общества наблюдается деформация этого единства. Вместе с тем нормативно-правовыми требованиями законодательства в области образования предусматривается активное участие родителей в формировании нравственно здоровой личности ребенка. Все это требует внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения новых форм и методов работы с родителями, повышения профессиональной компетентности педагога при взаимодействии с семьёй. В статье представлен опыт работы направленный на повышение качества взаимодействия между педагогами МБДОУ д/с «Ромашка» и семьями воспитанников .

Ключевые слова: педагог дошкольного учреждения, профессиональная компетентность, родители.

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и приоритетный характер. Очевидно то, что сегодня каждое дошкольное учреждение должно занять свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве, постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность и необходимость. А все это, конечно же, в первую очередь достигается высоким качеством воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, оно выступает средством ее становления, саморазвития, ориентации в окружающем мире[2 ].

Необходимость перехода на новую ступень развития в дошкольном учреждении обусловлена пересмотром содержания ,разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий, создающих условия для профессионального роста педагогов, творческих и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного образования. Проектирование новой модели дошкольного образовательного учреждения связанно как с возрастающим запросом родителей, желающих поднять уровень образования детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования в целом.

Наше дошкольное учреждение стремится реагировать на все процессы, происходящие в обществе, крае, родном городе. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса дает возможность достигнуть определенных положительных результатов работы, однако этого оказалось недостаточно.

В условиях стремительно изменяющегося мира, мы сталкиваемся с запросами различных социальных слоев в предоставлении разнообразных образовательных услуг. Отсюда возникла необходимость локальных изменений в содержании и организации образовательного процесса в МБДОУ. Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса, мы учитывали

[2] Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы //Дошкольное воспитание. 1990.-№12-С.27.29

тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов [4].

Современное общество требует от воспитателя высокой культуры, сформированной системы ценностей, заинтересованности его в развитии творческого потенциала своих воспитанников, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности. Поэтому для дошкольного учреждения требуется не просто педагог — носитель информации[3], а педагог, способный эффективно, продуктивно решать педагогические задачи, воплощать новые педагогические идеи, способные удовлетворить социальный заказ родителя. Для этого методическая служба дошкольного учреждения создала условия для приобретения педагогами новых способов мышления, новых ценностей, новых методов и приемов работы. В своей работе нам было крайне важно, чтобы при планировании методической деятельности с педагогами учитывалось то, что профессиональный рост воспитателей должен стать системным и постоянным процессом, а не случайным и разовым явлением, возникающим по мере необходимости. Поэтому, основываясь на традиционных и инновационных подходах в области методической работы [5], мы обновили структуру и содержание деятельности методической службы и создали систему, которую отличает научная обоснованность как ее содержательных компонентов, так и разнообразных организационных форм и методов повышения компетентности педагогов при работе с семьёй[1 ].

Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Мы считаем, что процесс обновления образования , его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом мы будем использовать. Одной из таких эффективных форм является разработка и внедрение в повседневную практику проектных моделей: -проектная модель «Банк идей», который нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применении в практике педагогов, управленцев не только нашего учреждения, но и педагогических работников Сургутского района и за его пределами;

-проектная модель «Педагогический портфель» направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.

-проектная модель «Эффективный старт» разработана на осуществление модульного принципа воспитательного процесса во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса в соответствии со стратегическим планом развития дошкольного образовательного учреждения. Модульный принцип модели «Эффективный старт» имеет конкретный горизонт прогнозирования, который служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду и формирования образа будущего детского сада по ступеням.

Принципиальная идея построения повышения качественных результатов образовательной системы в дошкольном учреждении напрямую взаимосвязана с проектными моделями («Банк идей», «Педагогический портфель», «Шаг за шагом» (детский сад будущего)), которые имеют общие цели, задают критерии отбора нововведений и их синтезирования.

Продуктом реализации инновационных процессов в дошкольном учреждении является издание методического пособия из опыта работы педагогов «Развитие

[1] Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: ТОО «Интел ¡еК», 1994. С.20

[3] Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие.-М.: Изд-во «Сфера», 2004. С.34

[5] Микляева Н.В. Создание условий для эффективного взаимодействия с семьёй. – М.«Айрис-пресс», 2006. С.15

профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения», образовательной программы педагогов и специалистов по работе с одаренными детьми «Академия детства» и другие печатные издания, имеющие рецензию научных руководителей.

В образовательном процессе используются современные технологий по работе с детьми: «Комплексная система подготовки детей к школе «Школа семи гномов»; тренировочные упражнения по развитию графомоторных навыков Е.Ю. Коростелевой в рамках технологии совершенствования учебных умений В.Н.Зайцева; технология оздоровления детей «Гимнастику маленьких волшебников» Т.В. Нестерюк; Что способствует повышению качества образовательного процесса согласно направлениям инновационной деятельности : познавательное направление 15%; социально-личностное направление 29%; художественно-эстетическое направление 24%; оздоровительное направление 26%.

Читайте также:
Постановка и автоматизация звука (Л) в речи ребенка

В процессе взаимодействия педагогов, детей и родителей разработаны и внедрены проекты: творческий проект сотворчества взрослых и детей «Осенняя мозаика»; проект «Театральная гостиная»; социальный проект«Формирование жизненных навыков детей и родителей».

Для систематизации материалов достижений педагогической и детской деятельности, обобщения опыта работы с социальными институтами издан с детальным описанием результатов «Информационный справочник», который обеспечивает прозрачность и позволяет сделать вывод о профессионализме МБДОУ в целом по внедрению новых подходов, обусловливающих возможность для профессионального творчества и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного образования. Высоким результатом инновационной педагогической деятельности коллектива явилось участие в экспозиционной выставке «Достижения образования Сургутского района» и признание внешними экспертами одного из лучших.

В дошкольном учреждении уделяется серьёзное внимание организации работы по самообразованию педагогов. Поскольку это является одним из главных компонентов профессионального мастерства воспитателя, поэтому важно грамотно спланировать систему мероприятий по этому вопросу: консультирование педагогов, семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы совместно с представителями школ. В результате педагоги нашего учреждения умеют анализировать собственную деятельность, создают базу лучших сценариев занятий, приемов и педагогических находок в работе с детьми, а самое главное в рамках совместной проектной деятельности побуждают детей к активности и самостоятельности, что несомненно позволяет ребенку себя чувствовать увереннее и быстрее адаптироваться в социальной среде.

Совместная разработка проектов предметно-развивающей и образовательной среды для воспитанников детского сада способствует повышению творческого потенциала педагогов и родителей, в результате чего дети имеют возможность в соответствии с интересами и склонностями посещать кружки и студии практико-познавательного центра «Школа познавательных наук». В процессе проведения акции «Возраждённая духовность», создан и реализован проект мини-музей «Национальная культура». Активно внедряются в практику дошкольного учреждения интерактивные технологии общения и просвещения родителей и педагогов это информационная студия «Ромашка-информ», видио-студия «Радуга».Организованна и проводится работа по внедрению компьютерных технологий в процесс взаимодействия с детьми, родителями и педагогами, это использование презентаций, видеофильмов в педагогическом процессе, при проведении организованной образовательной деятельности, родительских собраний, совместных развлечений, PowerPoint; (наши педагоги стали активными участниками всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению электронных

образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе «Формула будущего -2011г.») .

Внедрение проектного метода в деятельность дошкольного учреждения способствовало расширению познавательной сферы не только детей , но и их родителей, в результате чего: внедрена технология моделирования в решении задач социального развития ребенка, разработан и действует социальный проект «Формирование жизненных навыков детей и родителей», разработаны авторские программы педагогов дополнительного образования:

– «Мозаика креативности», организация деятельности с детьми, родителями, педагогами по формированию творческих способностей;

– «Радужная капель», формирование изобразительных навыков творчески одарённых детей, взаимодействие с родителями;

– «Экологическая гостиная», развитие партнёрских отношений детей, родителей, педагогов, социальных партнёров по экологическому развитию детей;

– «Логоритмическая мозаика», взаимодействие учителя -логопеда и родителей по коррекционному развитию детей;

– «Хореографическая карусель», развитие хореографических навыков детей во взаимодействии с родителями, которые имеют рецензию научного руководителя.

– разработана и готовится для рецензирования рабочая программа по взаимодействию с родителями «Семья».

В управленческой деятельности в ДОУ – внедрен современный метод (технологии) «Коучинг». Коучинг (от англ. coaching – тренерство) – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Коучинг – это развивающее консультирование [3]. В работе детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, заместителя заведующего приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации и кафедр дошкольной педагогики и т.д. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником.

Перспектива развития воспитательно-образовательного процесса немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Педагог, ориентированный на достижения, является примером для родителей, коллег, ребенка и доказательством состоятельности методов его работы. Администрация дошкольного учреждения способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность. С этой целью проводится тесная взаимосвязь с научными работниками:

– Российской академии образования Уральского отделения научным сотрудником, руководителем и консультантом Е.П.Надеевой, по осуществлению системы преемственности, применению и соблюдению принципов концепции «Я», содержания

[3] Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей, Высокая эффективность. Международная академия корпоративного управления и бизнеса , 2005.С.5

непрерывного образования; директором Российской академии образования Уральского отделения, профессором, доцентом педагогических наук Г.П.Сикорской по проектированию плавного перехода подходу и гибкой системы построения индивидуальных образовательных траекторий и расширения возможностей для самостоятельной работы дошкольников ;

-Сургутского государственного педагогического университета В.В.Абашиной по проблемам профессиональной компетентности развития ребенка во взаимодействии с семьей по направлениям – оздоровительное, художественно-эстетическое, познавательное, социально-личностное; кандидатом педагогических наук,

заведующим кафедрой безопасности и жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета Г.И.Кушниковой по вопросам безопасного проживания в условиях дошкольного учреждения и построения новой образовательной среды .

Отличительные черты нашего педагогического коллектива – стабильность, работоспособность, профессионализм, инициативность, коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат . Разработка и применение вышеперечисленных новых технологий, форм и методов в системе нашего дошкольного учреждения способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры, подтверждением чего является первое место во Всероссийском конкурсе «Детские сады детям» в номинации «Лучший педагогический коллектив», 2010г.

Практика показала, что внедрение новых форм методического и психологического сопровождения педагогов позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов, улучшить взаимопонимание между семьями и дошкольным учреждением.

1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: ТОО «Интел ¡еК», 1994. 38с.

2. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы //Дошкольное воспитание. 1990.-№12-С.27.29

3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие.-М.: Изд-во «Сфера», 2004. – 64 с.

4.Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей, Высокая эффективность. Международная академия корпоративного управления и бизнеса , 2005.168 с.

5. Микляева Н.В. Создание условий для эффективного взаимодействия с семьёй. – М.«Айрис-пресс», 2006. 144 с.

Читайте также:
Практические рекомендации для улучшения качества чтения.

Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 18.11.2016 2016-11-18

Статья просмотрена: 2531 раз

Библиографическое описание:

Сапрыкина, О. В. Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. В. Сапрыкина, Л. Н. Витязь, С. Я. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 512-514. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35438/ (дата обращения: 18.01.2022).

В настоящее время наблюдается повышенное требование к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребёнка в школе во многом определяют его готовность к школьному обучению. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение, так как связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы. Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии речи происходит гораздо труднее, чем овладение словарным запасом. Формирование словоизменения осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития.

По мнению Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза, взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников при общем недоразвитии речи.

Первый этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм. Существительные:

1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

2) отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения. Существительные:

1) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

2) закрепление беспредложных форм множественного числа;

3) согласование прилагательного и существительного во множественном числе.

Третий этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения. Существительные:

употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах;

согласование существительных с числительными.

Основными направлениями работы по развитию семантической стороны речи, по мнению Ю. В. Микляевой, в комплексной коррекционно-логопедической работе являются:

1) формирование взаимосвязи между мыслительным и языковым содержанием семантики предложно-падежных конструкций;

2) пропедевтика и коррекция аграмматизма, мешающего усвоению смысла предложно-падежных конструкций;

3) формирование предложно-падежной системы русского языка в процессе налаживания взаимосвязанной работы по развитию связной речи, формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восприятия и звуковой культуры речи с опорой на семантику языка.

При логопедической работе по формированию системы словоизменения необходимо учитывать уровень речевого развития ребёнка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учёта патогенеза и индивидуальных возможностей ребёнка.

Логопедическую работу по формированию системы словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1) формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;

2) закрепление системы словоизменения на уровне предложения;

3) закрепление системы словоизменения в связной речи.

Игры и упражнения с использованием грамматических тетрадей Е. М. Косиновой разработаны, чтобы научить детей: слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространённые предложения с использованием предлогов, формировать предложно падежные конструкции в речевой практике.

Например: Игра «Весёлое путешествие».

Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение.

Мама садится …(в) машину.

Коля бежит …(по) дороге.

Автобус едет…(по) улице.

Поезда едут…(по) рельсам.

Петя любит ездить …(на) велосипеде.

Игра «Расположим красиво мебель внашей комнате».

Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задаёт вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.

Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как на картинке, комментируя свои действия: «Поставим стул слева от стола» и т. д.

Игра «Солнечный зайчик»

Логопед с помощью зеркала показывает солнечного зайчика и говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте — ответьте, куда он спрятался».

Зайчик на скамейке.

Зайчик под скамейкой» и т. п.

Таким образом, нами были выделены основные направления практического усвоения детьми с общим недоразвитием речи словоизменения имён существительных.

На базе этих направлений были подобраны нужные игры и упражнения для отработки успешного применения навыков словоизменения имён существительных детьми с общим недоразвитием речи.

1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопеду и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: Детство-Пресс, 2006.

2. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: Словарный запас и грамматический строй. — М.: АРКТИ, 1998.

3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Детство-Пресс, 2007.

4. Ковайкина Е. В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи // Логопед. — № 3. –2007. — С. 34–36.

5. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. — СПб.: КАРО, 2006. — 80 с.

6. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

7. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Наука-Питер, 2006.

8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб.: Изд. «Союз», 2001.

9. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии; под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. — С. 67–185.

10. Микляева Ю. В. Развитие семантической стороны речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (на примере предложно-падежных конструкций): автореф. дис. … канд. пед. наук. М. 2003.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: