Знакомимся со звуком (Ж) -конспект фронтального логопедического занятия

Конспект фронтального логопедического занятия: Знакомимся со звуком [Ж]

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект фронтального занятия «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» посредством игры В.Воскобовича «Чудо-Соты 1″. Наш детский сад уже много лет занимается по играм В. Воскобовича. Вот я и решила применять их на логопедических занятиях, как фронтальных, так и индивидуальных.

Конспект занятия на тему: «Знакомимся со звуком [Ж] вместе с пчелкой Жужей» посредством игры В.Воскобовича «Чудо-Соты 1»

  • Закрепить навык чёткого произнесения звука «Ж».
  • научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов;
  • совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;
  • упражнять детей в деления слов на слоги;
  • упражнять в составлении предложений;
  • развивать фонематический слух, слуховое внимание;
  • развивать дыхание, общую и артикуляционную моторику;
  • развивать творческие способности;
  • тренировать мелкую моторику руки.
  • воспитывать умение выполнять игровые правила;
  • учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование : герой В. Воскобовича Пчелка Жужа; головоломка «Чудо – Соты 1»; фигурки схемы жука и жабы; предметные картинки ежик, лыжи, ножи, пижама, ужи, жеребенок, жираф, журнал; палочки Кьюзинера; листы бумаги формата А4; цветные карандаши; зеркала по количеству детей.

Ход занятия.

Вводная часть.

– Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза.)

Объявление темы занятия:

Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня заглянул в гости?

Логопед: Да, это пчелка по имени Жужа.

Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье, как дела?

Все тружжжжусь и все жжужжжу!
Я на месте не сижжжжу!

Логопед: А как вы думаете, какой любимый звук у Жужи?

Логопед: Верно, с этим звуком мы сегодня и познакомимся, и помогать нам будет Жужа, она приготовила для вас интересные задания.

Основная часть.

Уточнение артикуляции, характеристика звука:

Логопед: Возьмите зеркала. Давайте произнесем звук Ж. Как должны быть губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук Ж?

Дети: Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Логопед: Какой он?

Дети: Согласный, твердый, звонкий.

Логопед: А почему, как вы определили, что он согласный, звонкий? Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.

Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Ребята, пчелка Жужа предлагает нам сделать гимнастику для язычка. Вы готовы?

У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
(Упражнение «Окошко» широко открыть рот)
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
(Упражнение «Слоник пьет» вытянуть губы вперед трубочкой, «набирать водичку», слегка причмокивая)
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
(Упражнение «Чашечка» улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и предать форму чашечки)
И опять летит на луг-
Так весь день, за кругом круг.
(Упражнение «Часики» улыбнуться открыть рот, кончик языка переводить из одного уголка рта в другой)
Так все лето и летает,
Мед янтарный запасает.
Чтоб зимой и ты дружок
Им полакомиться смог!
(«Упражнение вкусное варенье» улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу)
Н. Лысенко

Развитие фонематического слуха.

Логопед: А еще Жужа хочет узнать, кто у нас самый внимательный. Она будет называть слова, вы хлопайте каждый раз, когда услышите в словах звук [ж].

Жужа: сила, жила, уши, ужи, зайка, лужайка, дар, жар, лук, жук, Луша, лужа, панама, пижама, омлет, жакет.

Логопед: молодцы, ребятки.

Автоматизация звука в словах, предложениях и тексте.

Логопед: А вот и следующее задание Жужи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я от радости жуж-ж-жу!
Чудо соты я слож-ж-жу,
Вам картинки покаж-ж-жу.

Логопед: Какую же картинку нам приготовила Жужа? (На доске выставляется фигурка жука.) Кто это?

Логопед: Верно, это жук. Выложим звуковую схему этого слова при помощи фишек. Сколько в этом слове гласных? Сколько согласных? Какие это согласные, мягкие или твердые?

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука (С) и буква С

Логопед: Вот и следующая картинка Жужи. (На доске фигурка жабы). Кто же это?

Дети: жаба, лягушка.

Логопед: А теперь с помощь палочек Кьюзинера выложите слоговую схему слова «Жаба». Сколько вам понадобилось палочек? Почему две?

Логопед: Позовем Жужу повеселиться и отдохнуть?

Звучит веселая музыка.

Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз — росой они умылись (умываются)
Два — изящно покружились (кружатся)
Три — нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).

Логопед: Ребята, это еще не все картинки Жужи. Давайте посмотрим следующие картинки. (На доске выставляются предметные картинки ежик, лыжи, ножи, пижама, ужи, жеребенок, жираф, журнал.) Пчелка просит показать, как мы умеем дружить слова (составлять предложения.)

Дети составляют предложения.

– Какие вы молодцы! Вот видишь Жужа, наши ребятки со всем твоими заданиями справляются.

Жужа: А смогут ли они найти слова со звуком «Ж», которые спрятались в стихотворении?

Жук жужжит: — Я шёл и шёл,
Жёлтый камешек нашёл,
– Это жёлудь! Ты не прав,
– Говорит жуку жираф.
– Что ж, повесь его на сук.
– Говорит жирафу жук.

Дети: жук, жираф, желтый, желудь, жужжит.

Жужа: Ребята, мне так понравилось у вас в гостях. Вы очень умные и веселые!

Логопед: Жужа, наши ребятки еще очень хорошо рисуют. Ребятки, возьмите листы бумаги и «Чудо – Соты». Сложите на листочках фигурку Жужи из Сот, обведите карандашом и раскрасьте. И ваши рисунки мы подарим нашей гостье.

Дети составляют фигурку пчелы по желанию или по данной схеме, обводят и раскрашивают.

– Вот, Жужа, прими от нас подарки!

Жужа: Ой, какая красота спасибо вам ребята!

Итог занятия.

Жужа: Мне пора возвращаться домой, до свидания!

Дети: До свидания!

Логопед: До свидания, Жужа! Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? С каким звуком мы познакомились? Какой он? Какие слова вы запомнили с этим звуком?

Ахмадуллина Айгуль Ильгизовна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №139 комбинированного вида»
Приволжского района г. Казани

Фронтальное логопедическое занятие на тему “Звуки З-Ж”. Конспект для старшей логопедической группы

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки З и Ж по аккустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:
1. Упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов и предложений.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать умение составлять и анализировать предложения.
4. Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

1. Организационный момент.
Однажды Комар и Жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? Давайте поделимся с вами на 2 команды – команда ЖУКИ и команда КОМАРЫ. Первая команда будет произносить звук ЖУКА, а вторая – КОМАРА. По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Потом меняются ролями.

2. Объявление темы занятия.
Эти 2 звука мы с вами будем учиться различать сегодня на занятии.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. При проведении характеристики логопед делает акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З – упирается в нижние зубы. Далее – по обычному плану сравнительной характеристики. Дети отвечают на вопросы логопеда: “Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?”

4. Связь звука и букв.

Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают, на что они похожи.

5. Развитие фонематического слуха.
Я сейчас вам скажу слова, а вы должны определить какое слово лишнее. Назвать лишнее слово высможите, если определите первый звук в каждом слове.
– Жаба, жук, зуб, жадина.
– Заяц, зоопарк, журнал, забор.
– Замок, зонтик, загадка, журавль.
– Желуди, жираф, заколка, жало.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.

7. Дифференциация звуков в слогах.
Игра “Скажи наоборот”
Я буду произносить слоги со звуков З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За-за-за – .
Зу-зу-зу – .
Зы-зы-зы – . и т. д.
А теперь я буду произносить слоги со звуков Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи-жи-жи – .
Жо-жо-жо – .
Жэ-жэ-жэ – . и т. д.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме Овощи

8. Закрепление звука в словах.
Игра “Четвертый лишний”
Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретился в названии каждой картинки.
– Коза, зуб, жук, береза.
– Журнал, пожар, жираф, зонт.
– Замок, желудь, крыжовник, пижама.
– Баржа, мимоза, ежик, медвежонок.

После того как дети из заданной четверки выделят лишнюю картинку. Продолжается работа с “лишним” словом:
указать место звуков Ж и З в слове; поделить слово на слоги; выложить графическую схему; определить на какой звук падает ударение.

9. Закрепление звука в предложениях.
Я вам сейчас назову слова, а вы составьте мне из этих слов предложение.
– В, живет, Африке, жираф.
– Растет, в, кудрявая, поле, береза.

После того как дети составят верно предложение, проводится анализ составленного предложения, выкладывается графическая схема.

10. Закрепление звука в тексте.

Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За-за-за – у Маши зеленые глаза.
Жу-жу-жу – я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу – едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа – сто иголок у ежа.

11. Итог занятия.
Произнесите звук Жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?

«Звук [ж]». Конспект фронтальной НОД по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Ольга Железниченко
«Звук [ж]». Конспект фронтальной НОД по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе

Тема: Знакомство со звуком [Ж]

– познакомить детей со звуком [ж] и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику у детей;

– развивать фонематические процессы;

– развивать умение выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов;

– закреплять правильное произношение звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, во фразах.

– воспитание самостоятельности, активности, инициативности;

– воспитание самоконтроля за правильным произношением звука [ж].

Оборудование: мяч, массажные мячи, предметные картинки со звуком [ж], предметная картинка «жук», сюжетные картинки, зеркала, карандаши.

Предшествующая работа: постановка и автоматизация звуков [ш], [ж].

Звуковая разминка: “Образуйте словечко” – игра с мячом (дети стоят в кругу)

Логопед называет звуки, бросает ребёнку мяч, ребёнок соединяет звуки в слово, возвращает мяч логопеду:

Затем игра проводится наоборот.

2. Массаж ладоней массажными мячами

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

3. Артикуляционная гимнастика

4. Характеристика звука [ж] – логопеддемонстрирует картинку с изображением жука и спрашивает: «С каким звуком прилетел жук

5. Изолированное произношение звука хором, индивидуально, наблюдение за артикуляцией в зеркале, артикуляционная и акустическая характеристика звука [ж] – твёрдый согласный, звонкий.

6. Закрепление произношения звука [ж] в слогах.

«Повтори, не ошибись» жа-ж о-жу

7. Закрепление произношения звука [ж] в словах.

«Найди картинку»логопед предлагает детям пройти к столу и выбрать картинки со звуком [ж]. Дети называют слово, выделяя звук [ж], определяют место звука в слове.

7. Закрепление произношения звука [ж] во фразе

ближний лужок дюжина ежей

жареный пирожок желе из ежевики

железная пружина жёлтый флажок

Женина пижама жидкий жир

жужжание жука кожаный жакет

нижний этаж южная жара

Руки вверх мы поднимаем-

Раз, примерно, целых пять

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

То направо, то налево.

8.Развитие фонематического слуха: выделение звука [ж] на слух

– из предложений (по картинкам):

Жанна и Женя лепят снежную бабу

Ёжики живут дружно

Жирафы пасутся на лугу

Над мёдом жужжит пчела

-из текста (по картинкам):

Жора играл на лужайке. На лужайке он поймал жука. Жора положил жука в коробочку. Жук громко жужжал. Жора пожалел жука. Он открыл коробочку и жук улетел.

Читайте также:
НОД по теме ‘Знакомство с республикой Армения’

10. Звуковой анализ слова «пижама» – коллективно, «жук» – самостоятельно по карточкам.

Кто к нам сегодня прилетал?

Какой звук принёс нам жук?

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Звук Г, буква Г. Цель: автоматизация звука Г в слогах, словах, знакомство с буквой Г. Задачи: – Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком.

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме “Звук ж. Буквы Ж,ж”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Целью данного занятия является знакомство со звуком [ж] , буквами Ж, ж.

Скачать:

Вложение Размер
zh.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31»

в подготовительной к школе логопедической группе

для детей с ТНР.

Тема: «Звук [ж]. Буквы Ж, ж»

Рязань, 2015 год

Цель : познакомить со звуком [ж] , буквами Ж, ж.

  • Познакомить со звуком [ж].
  • Упражнять в акустико-артикуляционной характеристике звука [ж].
  • Упражнять в выделении его среди звуков, в слогах, из состава слова.
  • Упражнять в звуковом анализе слов.
  • Упражнять в чтении слогов.
  • Упражнять в изменении слова еж по падежам.
  • Упражнять в отгадывании загадки.
  • Упражнять в письме букв.
  • Упражнять в конструировании буквы из картона.
  • Развивать правильно дыхание.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное восприятие, память, мышление, внимание.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать самодисциплину.
  • Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
  • Воспитывать чувство эмпатии.

Оборудование : предметные картинки с изображением жуков четырех видов; деревянная игрушка божья коровка; схемы для обозначения звука в слове; индивидуальные зеркала; бумажные салфетки; карточка синего цвета с колокольчиком; предметные картинки с изображением пижамы, жабы, пирожного, мороженого, ежей, жеребенка, желудей, жирафа; карточки со слогами; распечатанные листы с буквами; простые карандаши, картинка с изображением букв Ж, ж, клеенки; клей; 24 полоски синего цвета.

  1. Оргмомент . Игра «Назови первый звук в слове»

Логопед называет индивидуально слово, ребенок выделяет первый звук в нем и присаживается на свой стул.

Камыш, ножницы, белка, сухарь, ракушка, шапка, помидор, лилия.

  1. Артикуляционная гимнастика
  • «Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю».
  • «Блинчик».
  • «Чашечка».
  1. Знакомство со звуком [ж]

-Ребята, к нам летит гость. Но чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.

У него серьёзный вид,

Он усат и деловит:

Вместе с солнышком встаёт,

Из цветка росинки пьёт,

Дом и деток защищает,

А когда куда летает –

Издаёт жужжащий звук

Луговой крылатый . ( Жук )

– Молодцы! Правильно, к нам прилетел жук. Посмотрите и скажите, как называется этот жук.

Логопед демонстрирует детям деревянную игрушку божью коровку.

– Правильно, божья коровка. Скажите, как она жужжит? Какой звук она при этом произносит?

– Молодцы! Сегодня мы познакомимся со звуком [ж].

  1. Анализ артикуляции. Характеристика звука [ж]

– Ребята, произнесите звук [ж], наблюдая за его артикуляцией в зеркале. Расскажите о произнесении звука [ж].

При произнесении звука [ж] губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верх ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

Логопед вместе с детьми охарактеризовывает звук.

Звук [ж] согласный, всегда твердый, звонкий. Бывает только в начале и середине слова.

Логопед вывешивает карточку с обозначением звука.

  1. Дыхательная гимнастика «Жук жужжит»

Упражнение выполняется стоя. Руки опущены по бокам. Дети вдыхают носом. Руки поднимают плавно вверх, произнося звук [ж]. затем опять вдыхают воздух носом и опускают плавно руки вдоль туловища, произнося звук [ж]. выполнять 4-5 раз.

  1. Закрепление звука [ж]

– Ребята, божья коровка прилетела к вам сегодня не одна, а вместе со своими друзьями-жуками. Посчитайте, сколько их.

– Правильно, три жука. Каждый из них приготовил для вас задания.

  • Выделение звука [ж] среди других звуков. Игра «Хлопай, не зевай»

– Ребята, жук-олень предлагает поиграть вам в игру «Хлопай, не зевай». Я буду называть звуки, а вы, когда услышите звук [ж], хлопните в ладоши.

Р, м, ж, т, хь, ш, ль, ж, с, ж, з.

  • Выделение звука [ж] в слогах. Игра «Договори словечко»

– Ребята, жук-скарабей тоже хочет с вами поиграть в игру «Договори словечко». Будем играть со словом еж.

Логопед произносит предложения, дети договаривают последнее слово в нем.

Жа-жа-жа – мы в лесу нашли … ежа.

Жу-жу-жу – дали молока … ежу .

Жа-жа-жа – больше нету здесь … ежа .

Же-же-же – вспоминаю о … еже .

  • Выделение звука [ж] в словах. Определение места звука в словах

– Ребята, к нам пришла еще одна божья коровка. Она тоже очень хочет с вами поиграть.

– Божья коровка приготовила для вас картинки. Вы будете определять место звука [ж] в словах и прикреплять картинку со схемой.

Логопед вывешивает схемы с изображением места звука [ж] в слове.

– Мы помним, что звук [ж] в конце слова не встречается. Поэтому я не буду вешать схему с обозначением звука в конце слова.

На магнитной доске прикреплены картинки предметные. Дети выходят к доске, берут картинку и прикрепляют ее к схемам в зависимости от места звука [ж] в словах.

Летом, в жаркий день на луг,

Поднять руки вверх, двигать кистями рук вправо-влево.

Прилетел огромный жук.

Двигать руками вверх-вниз.

Сел на травке посидел,

Зажужжал и улетел.

Зажужжать. Бежать на месте и размахивать руками.

Дети летят, жужжат и перемещаются за столы.

  1. Знакомство с буквами Ж, ж

– Мы помним, что звуки мы слышим и произносим, а читаем и пишем буквы. Так вот у звука [ж] есть буква. Посмотрите, божья коровка принесла ее для вас.

Логопед прикрепляет к доске картинку с изображением буквы Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук [ж].

– Букв две: большая и маленькая. Скажите, из скольких элементов они состоят? Какие это элементы, назовите. Чем похожи и чем отличаются буквы?

  1. Письмо буквы в воздухе, на столе. Конструирование буквы Ж

Дети пишут букву Ж указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.

Затем логопед раздает детям по три полоски одинаковой длины, и дети при помощи клея конструируют букву Ж.

  1. Чтение слогов. Придумывание слов с заданным слогом

– Ребята, посмотрите, жук принес для вас на лапках слоги. Вы сейчас будете выходить к доске, брать карточку со слогом, читать его и придумывать слово с этим слогом.

Дети выполняют задание.

  1. Печатание буквы

Логопед раздает карточки с буквами. Дети печатают буквы Ж, ж простым карандашом.

– Ребята, с каким звуком познакомились?

-Чем звуки похожи и чем отличаются?

– Из каких элементов состоит буква Ж?

Логопед вместе с детьми анализирует работу детей.

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе детского сада на тему:
Звук «Ж» и «семантическое поле» слова «медвежонок»

Цели:

Образовательные:

– Формирование и расширение «семантического поля» слова «медвежонок», развитие валентности слов.

– Расширение знаний детей об образе жизни и значении медведей в природе.

Коррекционные:

– Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

– Развитие функции словоизменения.

– Развитие общей, мелкой моторики и артикуляционной моторики.

– Воспитание нижнедиафрагмального дыхания.

– Развитие фонематического слуха и восприятия.

– Уточнение и расширение словаря через формирование «семантического поля» слова «медвежонок» и развитие валентности слов.

– Развитие связной речи.

Воспитательные:

– Знакомство с жизнью и повадками животных, привитие любви к живой природе.

– Воспитание умения выслушивать друг друга.

Оборудование: предметные картинки, сюжетная картинка «Медвежата в лесу».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

За мной повторите: медвежонок, медвежата, медвежат.

2. Развитие фонематического слуха.

Слушание образца нормированной речи.

Ежедневно ужин ждет,

Ведь на ужин медвежонок

Пьет охотно жидкий мед.

Выделите звук, который встречается чаще других.

3. Объявление темы.

Сегодня мы будем учиться произносить звук «Ж» в слогах, словах и предложениях, а поможет нам подготовиться к этому логопедическая зарядка.

4. Логопедическая зарядка. Общее расслабление.

Медвежонок готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Медвежонок лапы напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Можно штангу опускать.

Медвежонок низко приседает и по камушкам шагает,

Расслабление приятно. (Дети выполняют движения по тексту).

Развитие мелкой моторики.

Этот медвежонок хочет спать,

Этот медвежонок – прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот уж давно заснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит. (Загибают поочередно пальцы, начиная с большого)

Тише, тише, не шумите, (грозят пальчиком)

Медвежат не разбудите.

Станут птички распевать, (сжимают и разжимают кулачки)

Будут медвежата вставать.

Медвежатам гулять пора.

5. Артикуляционная гимнастика.

1. «Маятник» — погладить языком верхнюю губу из стороны в сторону.

2. «Между воротами» — завести язык между верхней губой и зубами, погладить зубы с внешней стороны.

3. «Почистим зубки» — языком погладить верхние зубы изнутри слева направо и наоборот.

4. «Дятел» — постучать за верхними зубами по альвеолам т-т-т, рот открыт «на палец».

5. «Чашечка» — показать широкий язык и сделать «чашечку», т. е. закруглить конец языка с трёх сторон.

6. «Вкусное варенье» — обнять чашечкой языка верхнюю губу.

7. «Фокус» — поднять чашечку языка к верхней губе и сдуть бумажку с кончика носа.

8. «Шалун» — чашечку языка прижимать попеременно то к верхней губе, то к альвеолам, то между верхними зубами и губой.

9. «Маляр» — чашечкой языка гладить нёбо от зубов внутрь, во рту язык остаётся широким.

6. Воспитание нижнедиафрагмального дыхания.

В магазин медвежата ходили,

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать,

Будут шариком играть.

Раздувайся наш шар,

7. Автоматизация звука «Ж» в слогах.

– Чтение слогов в игровой форме.

Прочитайте слоги, назовите, какие ягоды несет медвежонок в свое жилище.

Медвежонок несет ежевику.

8. Автоматизация звука «Ж» через семантическое поле слова «медвежонок», развитие валентности слов и функции словоизменения.

Выделение главного слова. Закончите четверостишие.

Метет в лесу метелица.
В берлоге спит медведица.
С нею рядышком лежат
Двое толстых ….(медвежат).

Что обозначает слово «медвежонок»?

Медвежонок – детеныш медведя и медведицы.

9. Звуко-слоговой анализ слова «медвежонок».

– произнесите слово «медвежонок», чётко проговаривая все звуки.

– Сколько слогов в слове «медвежонок»?

– Определите место звука в слове «медвежонок».

9. Попробуйте запомнить словосочетания с родственными словами.

Важный медвежонок, жадные медвежата, медвежий угол, медвежья услуга.

Скажите, что обозначают эти выражения:

Медвежий угол (отдалённое, глухое место)

Медвежья услуга (об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы.)

Сосчитайте

Медвежонок Медвежонка Медвежат

Помогите закончить предложения, вставляя нужное слово.

В густом валежнике живут … медвежата.

Женя и Жора увидели на поляне … медвежат.

Женя и Жора подбежали к … медвежатам.

Женя и Жора жалеют … медвежат.

Женя и Жора подружились с … медвежатами.

Женя и Жора рассказали Жанне о … медвежатах.

Вставьте по смыслу слова.

Не знали (медвежата),

Что колются ежата,

И давай с ежатами играть как с (медвежатами).

Вдруг (медвежата) в слезы:

Несут щипцы и ножики.

И давай по штучке

Повторите за мной слова, обозначающие действие предмета.

Лексика: бежать, дружить, дрожать, ежиться, лежать, жевать, ждать.

Что делали медвежата? Составьте предложения.

Ответы детей: Медвежата бежали по лужам. Медвежата дружили с животными. Медвежата дрожали от стужи. Медвежата ежились от утренней свежести. Медвежата лежали на животе. Медвежата жевали жуков и ежевику. Медвежата ждали на лужайке.

10. Составление рассказа по сюжетной картинке «Медвежата».

Примерный рассказ.

На лесной полянке лежала старая сосна. На поляну вышла медведица с медвежатами. Весело играли медвежата, грелись на солнышке, дрались. Вот один медвежонок залез на сосну и заснул. Другой медвежонок залез на эту же сосну. Третий медвежонок пошел на двух лапах по дереву. Медведица стояла около медвежат. Она охраняла их.

11. Итог занятия.

– Какой звук встречался чаще других?

– Про кого вы сегодня узнали?

– Назовите однокоренные слова к слову «медвежонок».

Использованная литература, источники информации:

1. Поле речевых чудес. Учебное пособие по коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжелыми нарушениями. Екатеринбург, 1996 г.

2. Сюжетная картинка «Мишки в лесу» :

4. Сюжетная картинка «Ежики и медвежата» из книги «Поле речевых чудес», страница 152.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж], дифференциация звуков [ Т – Т’]»

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Статья просмотрена: 6910 раз

Библиографическое описание:

Токарева, Е. А. Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж], дифференциация звуков [ Т – Т’]» / Е. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3498/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель : Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж].

3. Закреплять умение изменять силу голоса.

4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.

Оборудование: зеркало; картинки со звуком [Ж]; три ведерка со звуковыми схемами в начале, в середине и конце слова; удочка с магнитом; картинки с магнитом.

Речевой материал : слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж]; Существительные: еж — ежонок, морж- моржонок, уж- ужонок, медведь- медвежонок, мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб, лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи. Прилагательные: большой, зеленый. Словосочетания: на большой ромашке, зеленый жук.

I . Организационный момент.

Здравствуй, (имя ребенка)! Я очень рада тебя видеть!

— Посмотри, на картинки. (жук, жираф, птица)

— Я загадаю загадку, а ты найди отгадку.

Я на веточке сижу,

Букву Ж я все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

— Кто жужжит на ветке? Найди картинку.

— Правильно, это жук. Как он жужжит. ЖУ-ЖУ-ЖУ.

II . Сообщение темы.

Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Какой согласный звонкий звук мы учили вчера (позавчера)? Ты догадался, какой звук мы будем повторять сегодня? (Звук ж.)


Упражнения на выработку правильной воздушной струи.

Сдувать жука (ватный шарик) с кончика носа.

— Кто сел тебе на носик? Жук.

Инструкция: Сдувай жука с кончика носа. Улыбнись, высуни язычок и тяни его к носу. Дуй, вверх.

— Постарайся, чтобы “жук” летел прямо вверх, попробуй его поймать.

Упражнение № 1 «Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движении языка назад- вперед. Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 2 «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизывать губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру твердого неба. Следить: чтобы язык не сужался, при втягивании языка в рот, боковые края скользили по верхним коренным зубам, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 3 «Грибок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к твердому небу (язык присасывается). Удержать под счет до 5. Следить: губы не натягивались на зубы, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к небу.

Упражнение № 4 «Чашечка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущен, прогибается вниз. Удержать под счет до 5.


Уточнение артикуляции и звука [Ж].

— Произнеси звук Ж. В каком положении находятся губы?

— Правильно. Губы выдвигаются вперед, они круглые как бублик.

— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

— Верно. Зубы разомкнуты.

— Что делает наш язычок?

— Молодец. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

Итак, когда мы говорим звук [Ж], губы округлены, слегка выдвинуты вперед (показываем положение языка при помощи кисти руки). Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

— А какой воздух: теплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь ко рту и произнеси [Ж].

Характеристика звука [Ж].

Звук [Ж]- согласный, звонкий, твердый.


Развитие фонематического восприятия со звуком [Ж].

Упражнение № 1 «Игра поймай звук [Ж]».

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж].

Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.

Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.

АМ, АЖН, АВ, ИЖН, ОМ, ОЖН, УМ, УЖН, УВ.

Упражнение № 2 «День и ночь».

Инструкция: Положи голову на руки, как будто ты спишь. Когда услышишь звук [Ж], подними голову.

Слова: Мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб.

Лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи, сторожа.


Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.

Упражнение № 1 (в слогах)

Инструкция: Повторяй за мной тихо, громче, еще громче.

В слогах: ЖА, ЖИ, ЖО, ЖУ. (прямой порядок)

ЖБА, ЖБЫ, ЖБО, ЖБУ. (стечение согласных)

ЖНА, ЖНЫ, ЖНО, ЖНУ.

АЖН, ИЖН, ОЖН, УЖН.

Упражнение № 1 (в словах со стечением согласных).

Инструкция: Повторяй, пожалуйста, за мной слова.

Слова: Важно, дождик, жажда, каждый, дважды, одежда.

Упражнение № 2 (в словах в начале слова) «Угадай слово».

Инструкция: Замени первый звук в слове на звук [Ж]. Я произнесу слово тихо, а ты произнеси громко.

Логопед: баба. Ребенок: жаба.

Печь-жечь, билет-жилет, пучок- жучок, бетон- жетон, пакет- жакет, лук-жук.

Упражнение № 3 (в словах в середине слова) «Детеныши».

Инструкция: назови у кого — кто детеныш?

У ежа — ежонок. У моржа- моржонок. У ужа- ужонок. У медведя- медвежонок.


Определение места звука в слове.

На ведерках прикреплены звуковые схемы в начале, в середине и конце слова. Ребенок ловит рыбок (картинки с магнитами) на удочку с магнитом, называет, что на ней изображено и определяет где, находится звук в начале, середине или конце слова и соответственно складывает в ведро со схемой.

Слова: жук, еж, снежинка, жаба, лыжи, уж.


Я нашла себе жука

На большой ромашке (сжимаем руку в кулачек)

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке. (кладем в кармашек)

Ой, упал, упал мой жук (наклоняемся, опускаем руки на пол)

Нос испачкал пылью. (вытираем нос)

Улетел зеленый жук

Улетел на крыльях. (имитируем полет)


Автоматизация звука [Ж] в предложениях и стихотворном тексте.

Упражнение № 5 (в предложениях) «Эхо».

Инструкция: Послушай и повтори за мной, как эхо предложения.

Жа-жа-жа- есть носик у ежа.

Жи-жи-жи- здесь живут ежи.

Же-же-же- дождь пошел уже.

Жо-жо-жо- есть машина пежо.

Упражнение № 6 (в стихотворном тексте)

Инструкция: Давай выучим скороговорку.

Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Логопед: Вспомни артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и его характеристику.

Логопед: Ты хорошо занимался, давай приклеим в тетрадь наклейку жука.

II часть (дифференциация)

Тема: Звуки [Т] — [Т’]

Цель : Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

Развивать фонематическое восприятие звуков [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

Развивать умение изменять силу голоса.

Учить определять позицию звука в слове, составлять слоговую схему слов.

Учить составлять пересказ небольшого текста.

Оборудование: предметные картинки, зеркало, карточки — символы звуков (красные, синие, зеленые), домики со звуками [Т] и [Т’], флажок.

Речевой материал: слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж];

Существительные: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст, тыква, танк, телега, тапки, тюлень, тюльпан, туфли, тарелка, тигр, торт, кот — котик, рот — ротик, лист — листик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, салат — салатик, пакет — пакетик, крот — кротик, плот — плотик, лопата, Витя, Настя, конфета, монета, Катя, Митя, газета, палата, Костя, ворота, котлета, Никита, свита, тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема, телефон, тетрадь, телевизор, собака, такса, такси. Прилагательные: тяжелый, съедобное, несъедобное Словосочетания: тяжелый рюкзак.

I . Сообщение темы.

Логопед: Сегодня мы вспомним два звука [Т] и [Т’]. Посмотрите на картинку что это? Правильно часики. Как они тикают.

Ребенок: Тик-так. Тик-так.

Логопед: Какой первый звук в слове Тик?

Логопед: А в слове Так?

Логопед: Сегодня мы научимся сравнивать и отличать звуки [Т] и [Т’].


— Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения:

Упражнение № 1 «Заборчик».

Инструкция: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Упражнение № 2 «Поехали на лошадках».

Инструкция: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Уточнение артикуляции звука [Т].

— Произнеси звук Т. В каком положении находятся губы?

— Правильно. Губы разомкнуты.

— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

— Верно. Зубы разомкнуты и сближены.

— Что делает наш язычок?

— Молодец. Кончик язычка прижат к верхним зубам.

— Произнеси звук Т’. Что изменилось?

— При произнесении звука Т’ губы больше растянуты в улыбке, спинка языка выгибается дугой, весь язык более напряжён;


– Итак, звуки [Т] и [Т’] согласные, глухие, звуки.

– Правильно. Воздушная струя встречает во рту преграду.

– Как определили, что звуки [Т] и [Т’] глухие?

– Верно. Голос не звучит.

– Давайте, поселим звуки в домики. У звука [Т] будет синяя одежда, он будет жить в синем домике, там живут твердые звуки. У звука [Т’] будет зеленая одежда, он будет жить в зеленом домике, там живут мягкие звуки. У звуков [Т] и [Т’] в домиках нет колокольчиков, так как они глухие.


Выкладывание схемы слов.

Логопед: В слове — Тик, сколько звуков? Cколько гласных и согласных? Какое количество слогов? Какой первый звук? Второй звук? Третий звук? При помощи карточек — символов звука выложи слово.

Логопед: А теперь выложи слово — Так. Чем схемы похожи и чем отличаются?

Ребенок замечает, что в слове «Тик» первый звук мягкий согласный [Т’], а в слове «Так» — твердый согласный [Т].


Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в слогах.



    Упражнение № 1«Поймай звук».

    Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Т].

    АТА-АТЯ- АТЮ- АТУ-АТО-АТЕ- АТИ- АТЫ

    Упражнение № 2«Топни ножкой».

    Инструкция: Встань и топни ножкой, когда услышишь звук [Т’].

    Слоги: ТЫ- ТИ-ТА- ТЯ -ТЮ- ТУ- ТО- ТЕ

    Инструкция: Повтори, пожалуйста, за мной следующие слоги как эхо. Первый слог громко, второй тихо:

    Слоги: ТА-ТЯ, ТО-ТЕ, ТЫ-ТИ, ТЭ — ТЕ.

    АТА-АТЯ, АТУ- АТЮ, АТО- АТЕ, АТИ- АТЫ.

    СТА- СТЯ, СТУ-СТЮ, СТО-СТЕ, СТИ-СТЫ.

    Инструкция: Я скажу твердо и тихо, а ты скажи мягко и громко, как будто ты говоришь в микрофон.

    Та тя ту тю ат ать ут уть ты ти от оть

    Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в словах.



      Упражнение № 1«Подними флажок».

      Инструкция: Подними флажок, когда услышишь звук [Т].

      Слова: Тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема.

      Инструкция: Услышишь звук [Т’], закрой глазки ладошками.

      Слова: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст.



        Инструкция: Посмотри на картинки и разложи слова по домикам со звуком Т и Т’.

        Слова: Тыква, танк, телега, тапки, тень, тюбик.

        Упражнение № 2«Скажи ласково».

        Инструкция: Измени слово так, чтобы вместо звука [Т] в нём появился [Т’]. Скажи ласково:

        Слова: Кот — котик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, пакет — пакетик.

        Упражнение № 3 «Доскажи словечко»

        Инструкция: закончи слово слогом ТА или ТЯ:

        Слова: Лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…, воро…, Ники.


        Логопед: Давай встанем и покажем, как ходят часы. Ручки в стороны, ножки на ширине плеч. Повторяй за мной (качаемся из стороны в сторону):

        Все часы идут вот так.


        Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в предложениях.



          Упражнение № 1 «Кулачек-ладошки»

          Инструкция: Когда услышишь звук [Т’] положи ручки ладошками на стол, а когда звук [Т] сложи их в кулачек.

          Предложения: Тома несет телевизор. Тамара кормит тигра. Таня любит тишину. Тимур несет молоток папе. Оля тянет Тоню за талию. Толя идет в тир. Таня купила тюль. Тимур танцует танго.



            Упражнение № 1«Доскажи словечко»

            Инструкция: Повтори и дополни предложение по картинкам.

            У Темы собака …такса.

            Тимофей поедет на …такси.

            У Наты и Никиты …конфеты.


            Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в тексте.



              Инструкция: Послушай рассказ. Услышишь звук [Т’], подними руку.

              Три товарища шли из школы. Впереди них шла старушка. Старушка поскользнулась и упала.

              — Подержи мои тетради! — крикнул Тема и передал Томе свой тяжелый рюкзак.

              Когда Тема вернулся, Тома и Тима спросили его:

              — Это твоя бабушка?

              — Нет, — ответил Тема.

              — Нет — ответил Саша. — Это просто старушка.



                Упражнение № 1 «Пересказ рассказа «Таня и Тима».

                Дома Таня и Тима. Они сидят за столом. Тима лепит танк. Таня складывает тюльпаны из бумаги. Тима отдал танк папе. А Таня отдала тюльпаны маме. Мама и папа похвалили Таню и Тиму.

                Ответы на вопросы по тексту. Пересказ

                Упражнение № 2 «Тренируем память»

                Инструкция: Давай выучим стихотворение.

                После сна Танюша встанет,

                Танцевать Танюшу тянет.

                Топала да топала,

                Да ноги-то оттопала.

                II . Оценка и итог:

                Логопед: Ты сегодня очень старался! Какие звуки мы сегодня повторяли? Назови, пожалуйста, несколько слов со звуками [Т] и [Т’].

                Похожие статьи

                Использование авторских стихотворений в работе.

                Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

                При подборе стихотворного материала логопед должен учитывать возраст ребенка, его

                В этом случае логопед может предложить специальные задания по тексту

                Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе.

                Логопед называет слог со звуком «Т» и «Ть», а дети ловят и называют слог наоборот со звуком «Д» и «Дь».

                звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок

                1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

                Система работы по дифференциации звуков при.

                ‒ «Собери слова». Ход игры: Логопед предлагает детям добавить слог

                В тексте стихотворения подчеркни звук [ч] — одной чертой, а звук [щ] — двумя чертами.

                И. С. Лопухина Логопедия. Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999.

                Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со.

                Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.

                Буквы. » – Обучать звуковому анализу, чтению слогов, слов. Логопед: Какая буква обозначает звуки к — кь на письме?

                Нетрадиционные методы в логопедической практике

                Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.

                Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

                Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения, логопедические занятия, игровые приемы.

                Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

                Информационно-коммуникативные технологии как средство.

                Также на данном этапе дети знакомятся с понятиями звук, буква, слово, слог, предложение.

                На видео показаны упражнения для щек, губ, языка, мягкого неба, которые сопровождаются небольшими стихотворениями, соответствующими названию артикуляционного упражнения.

                Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих.

                1.) Упражнение «Гласные звуки и буквы». — Расскажите, что вы знаете о гласных звуках и буквах?

                12). Упражнение «Определение количества слогов в слове и выделение ударного слога».

                (Логопед предлагает двум детям воспроизвести диалог героев).

                Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции.

                Коррекция звуков осуществляется в игровой форме при помощи упражнений

                 «Лишний слог» — найти в слоговом ряду лишний отличающийся одним звуком слог с

                 «Слушай внимательно» — выделить из текста слова с заданным звуком с показом модели артикуляции

                Конспект занятия «Учимся правильно произносить звук Ж»

                автор: Королькова Любовь Геннадьевна

                воспитатель МДОБУ детский сад № 29

                Конспект занятия «Учимся правильно произносить звук Ж»

                Конспект НОД по звуковой культуре речи «Учимся правильно произносить звук «Ж».

                Образовательные задачи:

                — Познакомить детей со звуком ж.

                — Учить правильно и четко произносить звук ж (изолированно, в связной речи,

                звукоподражательных словах, чистоговорках).

                Развивающие задачи.

                — Различать звук ж на слух. Упражнять в умении определять слова со звуком ж.

                — Развивать внимание, память, мышление, речь.

                Воспитательные задачи.

                — Воспитывать желание повторять и добиваться положительного результата.

                Предварительная работа: Работа над произношением других звуков, используя

                «Сказки веселого язычка» . Разучивание упражнений для артикуляционной

                Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением

                предметов со звуком «ж».

                Ход занятия:

                1. Организационный момент.

                Стихотворение «Напоминалочка»

                Говорим всегда красиво:

                Тихо и неторопливо.

                Ясно, чётко говорим,

                Потому что не шумим!

                Наши ушки слушают,

                Наши глазки смотрят,

                Ножки не мешают.

                – Ребята, я шла сегодня в детский сад и встретила почтальона, он передал мне вот этот конверт. Вы хотите узнать, что в этом конверте?

                Что же здесь изображено?

                — губы , зубы открытый рот. А это язычок, а рот это домик для язычка.

                — У каждого из нас живет веселый мальчик язычок. Он очень любит играть.

                И сейчас я вам предлагаю с ним поиграть.

                Для этого нам нужно сесть на стульчики. Будьте внимательны и вместе с язычком, участвуйте в его превращениях.

                1. Артикуляционная гимнастика.

                Жил веселый Язычок

                В маленьком домишке,

                Превращался во что мог

                На радость всем детишкам.

                Вот в лопатку превратился (если не получается: «какой непослушный язычок

                И на губке развалился. давайте мы его губками пошлепаем»)

                И губами улыбнулся.

                Вот широко рот открылся,

                Язычок поднялся вверх,

                И стал чашечкой для всех…..

                III. Вот, какой веселый, трудолюбивый язычок.

                А теперь послушайте еще одну историю, которая произошла с язычком.

                – Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж.

                -«Я не умею так петь, — огорчился Язычок – я знаю песенку гуся, змеи»(ш-ш-ш).

                — «Но эта новая песня совсем другая». Она звонкая: ж-ж-ж.

                (Сделайте заборчик из зубов, а затем вытяните губы трубочкой и попробуйте произнести звук Ж)

                Ж-ж-ж- это песенка жука (объясняет педагог). –Она поется так же как и псенка змеи (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и попробуйте спеть «ж-ж-ж». Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).

                — А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню змеи. Поёт горлышко?

                — Давайте произнесём все вместе (по одному) : «Ж-ж-ж». Молодцы.

                — Теперь споём все вместе песню маленького и большого жука. Как будем петь песню маленького жука?

                — Молодец. А песню большого жука?

                — Замечательно. Очень хорошо пели.

                IV.Я предлагаю вам игру «Поймай песенку жука» Я буду петь вам разные песенки, а вы если услышите песенку жука будете ее ловить ( ааа, ууу, жжж, ссс, ттт, жжж, иии, ззз, жжж, ооо, ччч, жжж).

                1. V . Хотите поиграем еще в игру «Жуки».

                «Из леса к нам летят жуки и жужжжат (дети вместе с воспитателем вытянули

                руки в стороны и долго тянут: ж-ж-;)

                Устали жуки и сели отдохнуть на листочек (дети опускаются на корточки). Посидели жуки, отдохнули и опять полетели в лес.

                Зажужжали сначала громко, затем всё тише и тише и совсем улетели.(2р.)

                1. Дети присаживаются на стульчики.

                А сейчас поиграем в игру «подскажи словечко»

                Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

                1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

                2) Вяжет мама длинный шарф, потому что сын… (жираф).

                3) И бежит Айболит к бегемотикам и хлопает их по… (животикам).

                4) Солнце светит, очень ярко бегемоту стало… (жарко).

                5) А рядом бегемотики схватились за …(животики).

                Молодцы, хорошо справились с заданием.

                Ребята, смотрите, сколько картинок лежит на столе. А сейчас я предлагаю подойти по одному, и взять только ту картинку, где есть песенка жука надо не только взять картинку, но и назвать, что на ней изображено.

                Дети берут картинки и проговаривают, что там изображено выделяя звук Ж.

                1. Вы сегодня , были внимательны, трудолюбивы, активны.

                -С какой песенкой мы сегодня познакомились? С песенкой жука «Ж ЖЖЖ»

                -А еще что вам понравилось? Находили картинки, где есть звук ЖЖЖ.

                Играли в игру : «Поймай песенку жука»

                -А сейчас я вам предлагаю послушать эту песенку (жа,жа,жа-мы нашли в лесу ежа)

                (жу,жу,жу,жу- дали яблоко ежу) (жи,жи..-ежик съел его уже) (жи,жи -нам животик покажи)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: