Значение общения ребенка со сверстниками

Статья “Важность общения со сверстниками для детей младшего школьного возраста”
статья

Статья на тему “Важность общения со сверстниками для детей младшего школьного возраста”

Скачать:

Вложение Размер
vazhnost_obshcheniya_so_sverstnikami_dlya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx 21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Важность общения со сверстниками для детей младшего

Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Существует две большие группы таких чувств:

– конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям.

– дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.

Интенсивность того или другого чувства может быть различной, и это сказывается на деятельности группы. Однако практические отношения между людьми не складываются только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает ряд отношений, опосредованных ею.

Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает как способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности общественных и межличностных отношений. Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов имеющих нечто общее. Существует несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые.

Маркс отметил: « Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которым люди как физически, так и духовно творят друг друга… ».

Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека. Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружбе и любви.

Общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

К группе сверстников относится и группа сверстников младшего школьного возраста.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.

Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.

Ко 2 -му и 3-му классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.

Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети III – IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности.

Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.

По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение – эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское – как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным полом.

Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.

Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.

Типичными антигуманными отношениями между мальчиками и девочками являются (по Ю.С.Митиной):

– отношение мальчиков к девочкам: развязность, драчливость, грубость, заносчивость, отказ от каких-либо отношений…

– отношение девочек к мальчикам: застенчивость, жалобы на поведение мальчиков…или в отдельных случаях противоположные явления, например, детский флирт.

Отношения между мальчиками и девочками нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует разумно управлять, не полагаясь на то, что они будут правильно развиваться сами по себе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.

В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. В первом круге общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.

Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют дуг для друга второй круг желаемого общения.

Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.

В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием.

Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.

На положение ребенка в системе личных взаимоотношений влияет и такой феномен как речевая культура.

Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.

Таким образом, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце 3-4 класса и индивидуальные нравственные качества.

Консультация для воспитателей на тему «Общение и его роль в развитии дошкольника».

Автор: Столярова Анна Николаевна
Консультация

Автор: Столярова Анна Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Радуга»

Консультация для воспитателей на тему

« Общение и его роль в развитии дошкольника » .

Подготовила воспитатель: Столярова Анна Николаевна

2019 – 2020 учебный год

Общение и его роль в развитии дошкольника.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, проявление этого явления. Сложность общения требует выделение его составляющих, описание структуры.

Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяются три взаимосвязанных стороны общения:

– информативную (или коммуникативную), которая заключается в обмене информации между общающимися людьми;

– взаимодействие (или интерактивную ), проявляющую в обмене между участниками общения не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями;

– понимание (или перцептивную ), представляющую собой прогресс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

Как показали исследования Л.С. Выготского, общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также определяет опосредственное строение высших, человеческих психических процессов.

Роль общения в психическом развитии изучали также А.В.Запорожец, М.И. Лисина, З.М. Богуславская.

Значение общения для воспитания.

Общение – социально-психологическое явление, иногда рассматриваемое

как психологическая категория. Общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.

Общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Общение является первичной, доминирующей формой отношения человека к окружающей среде. Значение общения – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться понимания. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Цель общения – это то ради чего у человека возникает данный вид активности.

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название госпитализма. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях «дефицита общения», резко отстают в своем психическом, а также в физическом развитии.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками.

При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если ребенок поступает не так как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.

Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею.

Таким образом, общение ребенка со взрослыми, сверстниками играет важную роль в психическом, умственном развитии, что влияет на воспитание.

Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания.

Депривация потребности в общении, узость и ограниченность контактов со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в развитии познавательной сферы (нарушается формирование обобщений, классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития речи). Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, отличаются сниженной эмоциональностью, скупостью выражения своих переживаний, агрессивностью и тревожностью, неспособностью к сопереживанию. Это показано в исследованиях И. А. Залысиной, Ю. В. Егошкина, Т. Н. Счастной, Е. О. Смирновой.

В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является развитие сюжетно ролевой игры ребенка. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. С токи зрения Д. Б. Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Сюжетные игры могут оказывать влияние на рост коммуникативных навыков, эмоциональное понимание, принятие социальной перспективы и развитие сопереживания.

Еще одним условием развития общения является развитие произвольности поведения, умения действовать по правилу.

Условием успешного развития общения являются определенные особенности познавательной сферы. Способность понимать намерения, чувства, желания другого человека связана с преодолением эгоцентризма и определяет успешность коммуникации.

Общение дошкольника отличается внеситуативным характером. М. И. Лисина выделяет две основные формы общения со взрослыми. В период от 3 до 5 лет появляется внеситуативно познавательная форма общения ребенка со взрослым. Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение – потребность в уважении взрослого. Главным средством общения становится речь.

В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения. Ведущие средства – речевые.

В дошкольном возрасте продолжает свое развитие и общение со сверстниками. С 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Причина заключается в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения. М. И. Лисина, Е. О. Смирнова доказали, что сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности. В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится более адекватной. Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В подростковом и юношеском возрасте весьма вероятно возникновение у них проблем с социальной адаптацией. В отечественной психологии исследования Т. А. Марковой, Т. А. Репиной доказали, что причиной популярности детей дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества. Е. О. Смирнова считает, что главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие интереса к сверстнику, наличие просоциальных действий, сопереживания другому ребенку.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.

На протяжении дошкольного возраста меняется форма общения со сверстниками. А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками.

Для детей 2–4 лет характерно эмоционально практическое общение. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание).

Основное содержание коммуникативной потребности – привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.

Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так как общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных; общение способствует становлению самосознания через возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения являются локомоции или экспрессивно выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно деловая форма общения со сверстниками характерна для детей 4–6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это связано с изменением ведущей деятельности, считает А. Г. Рузская. Формируется сюжетно ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. Содержание общения – деловое сотрудничество. При ситуативно деловом общении дошкольники заняты общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер. Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает вдеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.

Внеситуативно – деловая форма общения складывается к 6–7 годам. Этот перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.

Огромную роль, считает М. И. Лисина, играет воздействие взрослого. При общении детей между собой он помогает увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать его. Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.

• Общение в дошкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.

• Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опосредовать свое поведение определенными нормами и правилами.

• В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения со взрослым: внеситуативно познавательная и внеситуативно личностная.

• Примерно с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. В дошкольном возрасте в группе сверстников можно выделить популярных и непопулярных детей, которые отличаются разным социометрическим статусом. На протяжении дошкольного возраста А. Г. Рузская выделяет ситуативно деловую и внеситуативно деловую формы общения со сверстниками.

Общение ребенка со сверстниками

Важное значение для психического развития ребенка имеют отношения ребенка с другими детьми.

Потребность в общении с другими детьми появляется в дошкольном возрасте и развивается на основе игровой и другой совместной деятельности. В детском саду складывается детское общество, где ребенок впервые приобретает навыки поведения в коллективе с равноценными ему участниками совместной жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников заключается в следующем: ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, которые он приспосабливает к различным ситуациям. В совместной деятельности у ребенка возникают ситуации, которые требуют согласованности действий, умений отказаться от личных желаний для достижения общих целей. В этих ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения и возникают конфликты. Большая роль в их погашении отводится педагогу. Важно, чтобы взаимоотношения с ним были благоприятными. Характер этих отношений определяется не только личностными качествами, но и теми требованиями, которые складываются в группе. Особой любовью пользуются веселые, самостоятельные, опрятные, эмоциональные дети.

Каждый ребенок в группе имеет свой статус, который выражен тем, как к нему относятся сверстники. На развитие личности ребенка влияет также детское общество. Дети 4-5 лет прислушиваются к мнениям сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно входит в противовес с их собственным (конформность).

ВОПРОС. Почему именно общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

Особенности общения дошкольников со сверстниками

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон (ребенок спорит, навязывает свою волю, успокаивает, требует, обманывает, жалеет и т.п.).

2. большое разнообразие коммуникативных задач (управление действиями партнера, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов, сравнение с собой).

3. Яркая эмоциональная насыщенность (действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью).

4. Нестандартность и нерегламентированность контактов (особая раскованность, ненормированность, свобода). Это позволяет ребенку проявить оригинальность и самобытное начало).

5. Преобладание инициативных действий над ответными (значительно важнее собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника не поддерживается).

Развитие общения со сверстниками

Формирование потребности в общении со сверстниками начинается с 3-х мес. с появлением ориентировочной активности на сверстника. Во втором полугодии складываются сложные формы поведения (подражание, совместные игры).

От 1 до 1,5 лет значительная часть контактов направлена на знакомство со сверстником как с интересным объектом (разглядывают, трогают друг друга, берут пальцы сверстника в рот). Таким образом закладываются предпосылки общения.

В 1,5 года развиваются инициативные действия с целью заинтересовать ровесника.

В 2 – 4 года происходит перелом, который проявляется в резком возрастании значимости сверстника (предпочтение сверстника взрослому или одиночной игре).

1. С 2 до 4 лет складывается эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками. Ребенок ждет от сверстника соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Общения сводится к веселым крикам, беготне, отличается раскованностью. Мотив общения сосредоточен на самовыявлении. Каждый участник стремится привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (действия, желания, настроение) не замечает. Он является как бы «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит только себя.

Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно, целиком зависит от обстановки и действий партнера. Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-мимические движения; после 3-х лет – речь.

2. С 4 до 6 лет возникает ситуативно-деловая форма общения. После 4-х лет сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни, что связано с бурным развитием сюжетно-ролевой игры и других видов деятельности. Главным содержанием общения становится деловое сотрудничество.

При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. Пи ситуативно-деловом необходимо согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. потребность – признание и уважение. Средства общения разнообразны, речь по-прежнему ситуативна.

Общение в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: уровне ролевых взаимоотношений; на уровне реальных, что говорит о четком разделении ролевых и реальных отношений.

На 5-м году ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость к оценке товарища, непонимание мотивов его поведения и в то же время проявление пристального интереса ко всему, что делает сверстник.

3. Около 6-7 лет вновь происходит перелом, внешние проявления которого связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы, установлением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Складывается внеситуативно-деловая форма общения.

Дети рассказывают друг другу о том, что видели, делятся планами, дают оценки другим. Таким образом возможно «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями. Усложнение игровой деятельности ставит перед необходимостью договариваться, планировать.

Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами. Мотив – дружба на основе складывающегося образа сверстника. Появляется умение видеть в партнере желания, настроения, предпочтения. Дети беседуют на познавательные и личностные темы.

Темы разговоров дошкольников:

– младший дошкольный возраст: о том, что они видят или что у них есть; стремятся привлечь внимание предметами, которыми обладают;

– средний дошкольный возраст: демонстрируют то, что умеют делать, как у них это получается; много говорят о себе, о то, что нравится или не нравится; делятся «планами на будущее»;

– старший дошкольный возраст: становится важнее играть вместе, чем самоутвердиться в глазах сверстника; по-прежнему ссорятся, дерутся.

Значение каждой формы общения со сверстниками для развития ребенка

При недостатке общения со взрослым общение со сверстниками выполняется компенсаторную функцию.

1) эмоционально-практическая форма побуждает детей проявлять инициативу, расширяет спектр эмоциональных переживаний.

2) ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности и творчества.

3) внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания; уточнить представления о себе.

ВОПРОС. Какие группы детей – одновозрастные или разновозрастные – предпочтительнее для развития ребенка как субъекта общения?

Общение мальчиков и девочек

Половые различия в поведении детей проявляются уже на первом году жизни. Уже в два года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

К трем годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола (половая идентификация) – «Я мальчик», «Я девочка». Осознание своего «Я» включается в осознание собственной половой принадлежности.

После трех лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя игровые роли. В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому и женскому поведению. Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину). В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности.

· Дети группируются по полу.

· Возникает общность интересов.

· Появляется специфическое чувство «МЫ» – «Мы мальчики», «Мы девочки».

· Возникает «солидарность» мальчиков или девочек.

· В однополых группах развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки – аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек. Стремление ребенка действовать в соответствии со своим полом определяет развитие самосознания.

| следующая лекция ==>
Характеристика ситуативно-личностной формы общения | Понятие самосознания

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника

Рубрика: Психология

Дата публикации: 19.09.2019 2019-09-19

Статья просмотрена: 3421 раз

Библиографическое описание:

Дьяченко, Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т. В. Дьяченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62477/ (дата обращения: 18.01.2022).

В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей дошкольного возраста.

Одним из важных условий развития ребенка является его умение общаться с окружающими людьми. Общение, умение устанавливать контакт не только с близкими, значимыми для ребенка людьми, но и гармоничное сотрудничество со сверстниками, позволяет ребенку познавать себя, стимулирует его психологическое развитие и способствует формированию личности. Начиная с раннего возраста, взрослые, посредством общения, передают модель окружающего мира. Через примитивную игру и рассказывание сказок сообщают о взаимоотношениях между людьми, помогают понять причинно-следственную связь. Постепенно ребенок переходит из зоны влияния значимых для него близких людей в зону контактов со сверстниками. Здесь как раз и проявляется характер ошибок взаимодействия «взрослый-ребенок». Именно слова, переданные вербальными формами отношений и невербальными — в виде поступков и действий взрослых, определяют дальнейшее психологическое развитие ребенка и его потребность в общении. Они также способствуют развитию коммуникативных отношений и влияют на эмоциональную окраску этих отношений.

Чем старше становится малыш, тем большую значимость для ребенка начинают приобретать контакты и конфликты со сверстниками. Межличностные взаимоотношения остро переживаются ребенком и окрашены самыми разнообразными эмоциями. Весь опыт первых межличностных отношений, в первую очередь, со сверстниками, закладывает фундамент построения личности ребенка. Пережитые эмоции определяют отношение к миру, к окружающим, к себе. Как правило, формирование и закрепление этого опыта происходит именно в дошкольные годы.

В последнее десятилетие проблемы общения у детей дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Гуманистическая направленность образования позволяет личности сохранять свои особенности, но в тоже время помогает адаптироваться в соответствии с окружающим пространством. Именно развитые коммуникативные навыки помогают в будущем жить человеку в гармонии с собой и обществом.

Как известно, для детей дошкольного возраста характерна игровая деятельность. Игра для них — это не развлечение, как обычно ее воспринимают взрослые и снисходительно относятся к ней. Для детей игра — достаточно трудоемкий процесс: ведь в игре необходимо не только знакомиться с правилами игры и соглашаться с ходом игры, но и заставлять себя подчиняться выбранным правилам. Результат игры — это успех или неуспех ребенка, полученное удовлетворение или горькие чувства. Умение справляться с эмоциями, проявлять волю, подчинять свое поведение общей цели, проявлять сосредоточенность в ходе игры — это опыт игровых и реальных взаимоотношений, основа навыков коммуникации. Навыки общения играют первостепенную значимость в развитии коммуникативных отношений. Именно общение помогает устанавливать контакты, применять на практике различные формы поведения, уметь приспосабливать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами взаимоотношений и ожиданиями окружающих.

По результатам множества исследований отечественных и зарубежных ученых можно сделать заключение о том, что, если потребность ребенка в общении со сверстниками не находит достаточного для него удовлетворения и не имеет возможности быть компенсированной в другой деятельности, то психоэмоциональное состояние ребенка способствует появлению негативных черт поведения. Ребенок становится неуверенным в себе, теряет доверие к сверстникам, проявляет агрессивность и грубость, становится обидчивым и капризным.

Недостаточное исследование причин нарушения общения у дошкольников не дает возможности скоординировать влияние и роль общения среди сверстников на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Исследования в области нарушений общения среди детей дошкольного возраста помогают ребенку в более старшем возрасте принимать на себя новые социальные роли, преодолевать проблемы адаптации, связанные с изменениями окружающего коллектива и вида деятельности, а также ряд других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой психологическая наука.

Таким образом, определение возникновения нарушений в общении у детей дошкольного возраста и диагностика их, играют немаловажную роль для своевременной коррекции и обучения способам гармоничного построения взаимоотношений со сверстниками. Использование психотерапевтических технологий дает психологам возможность помочь ребенку справиться с нарушениями общения среди сверстников и со взрослыми людьми, восстановить его эмоциональное равновесие и, при необходимости, устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Все эти навыки помогут детям дошкольного возраста преодолеть трудности во взаимоотношениях, поддержат стремление к контактам и поспособствуют успешному развитию взаимоотношений с окружающими людьми. Современный мир требует от специалистов разного уровня создания и использование новых методов и психокоррекционных программ, направленных на данную проблематику, что обусловлено развитием индивидуальности психических особенностей каждого ребенка.

Дошкольный период очень важен в воспитании ребенка, поскольку формирует все основные жизненные установки. Мы живем в социальном мире, мире постоянного взаимодействия и контактов. Умение устанавливать гармоничные отношения, умение общаться с соблюдением принятых норм и правил взаимоотношений — важнейший навык, приобретаемый ребенком с детства. В. А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце любого действия, но и начинаться с него. К любой деятельности ребенок приступит с легкостью и желанием, если его эмоциональное состояние будет окрашено положительными эмоциями, если общение ребенка со сверстниками и со взрослыми принесет удовлетворение его возрастным потребностям. Чем больше расширяется связь ребенка с окружающим миром, тем сложнее и глубже проявляется роль общения, обогащая душевную жизнь ребенка. Подводя итог, можно сказать, что общение является одним из важнейших моментов, определяющим развитие личности ребенка.

Взаимоотношения между дошкольниками

Взаимоотношения со сверстниками – важнейший аспект развития социальных навыков у дошкольников

В раннем детстве для детей крайне важно научиться взаимодействовать со сверстниками. Эти навыки имеют огромное значение для их социальной адаптации и дальнейшего развития в старшем возрасте. Родители должны поощрять общение ребенка со сверстниками и вмешиваться только тогда, когда ситуация выходит из-под контроля.

Образовательная программа для детских садов направлена на то, чтобы развить у детей ценные навыки, которые помогут им лучше общаться со сверстниками. Программа основана на игровой деятельности, в ходе которой дети, например, понимают, как хорошо играть со сверстниками и общаться с ними. Во время игр дети учатся контролировать чувство агрессии и решать проблемы, которые могут возникать в различных социальных ситуациях.

В частности, в детском саду ребенок:

  • учится социальным навыкам (с помощью историй, рисунков, разыгрывания различных ситуаций с использованием кукол и т. д.) и практиковать их (в ходе ролевых игр). Ребенок также учится, как вести себя в различных социальных ситуациях (например, делиться игрушками, извиняться и т. д.);
  • учится тому, как инициировать игру со сверстниками, задавать вопросы и поддерживать сверстников;
  • получает ценный опыт позитивного взаимодействия со сверстниками. Воспитатель обеспечивает такое взаимодействие и предоставляет возможности для игры.

Развитие таких навыков помогает детям заводить друзей и легко вливаться в компании сверстников. Это становится очень важным, когда ребенок идет в школу.

Насколько это важно?

Взаимоотношения со сверстниками в раннем детстве имеют большое значение для психосоциальной адаптации ребенка в детском саду и в будущем – во время учебы в школе. Опыт групповых игр и дружеских отношений помогают ему развивать новые социальные навыки, усваивать социальные нормы и правила, связанные с межличностными отношениями. Это очень важно, ведь чаще всего ребенок общается со сверстниками и вне детского сада или школы. Кроме того, у многих детей есть братья или сестры с небольшой разницей в возрасте. Так или иначе, практически каждый ребенок ежедневно общается со сверстниками.

К четырем годам у большинства детей появляется лучший друг или подруга, и они начинают понимать, кто из сверстников им нравится, а кто – нет. Однако от 5 до 10% испытывают трудности в отношениях со сверстниками, которые могут их не принимать или издеваться над ними. Проблемы со сверстниками в раннем возрасте могут негативно сказаться на социальном и эмоциональном развитии ребенка в будущем. Чем раньше родители или воспитатель предпримут какие-то шаги для решения этой проблемы, тем лучше.

Что уже известно ученым?

В первые два года жизни ребенок развивает ряд эмоциональных, когнитивных и поведенческих навыков, которые помогают ему развивать позитивные взаимоотношения со сверстниками. К ним относятся совместное внимание, эмоциональная регуляция, умение сдерживать эмоции, имитация действий другого человека, понимание причинно- следственных связей и языковые навыки. На взаимоотношения со сверстниками также могут влиять внешние (например, взаимоотношения ребенка с родителями, культурные или социально-экономические особенности его семьи) или внутренние факторы (например, нарушения физического, психического развития, расстройства поведения и т. д.).

Причины трудностей во взаимоотношениях со сверстниками

Дети, которые страдают от вышеперечисленных нарушений развития, как правило, менее успешны в общении, чем их сверстники. Например, дети со слаборазвитыми коммуникативными, социальными навыками или со слаборазвитой моторикой часто проявляют неадекватное (например, агрессивное) поведение и меньше взаимодействуют со сверстниками. Соответственно, и сверстники реже принимают их в свою компанию.

Даже у детей, не имеющих никаких нарушений, могут возникать трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Это связано, прежде всего, с их поведением. Агрессивные, гиперактивные или, наоборот, замкнутые дети часто сталкиваются с тем, что сверстники их не принимают.

Агрессивное поведение может влиять на взаимоотношения со сверстниками в большей или меньшей мере в зависимости от пола, возраста и особенностей группы сверстников.

Например, ребенка, проявляющего агрессию, сверстники чаще отвергают в дошкольном и младшем школьном возрасте, чем в более поздние периоды. Агрессивные дети могут быть популярны в группе сверстников, которые поддерживают агрессивное поведение или нейтральны к нему. Агрессивному ребенку обычно не составляет трудностей найти себе друзей среди таких же агрессивных детей.

Однако трудности во взаимоотношении со сверстниками вызывает не столько наличие или отсутствие агрессии у ребенка, сколько отсутствие социальных навыков. Застенчивые и замкнутые дети часто испытывают трудности в общении со сверстниками, хотя это чаще проявляется уже в школьном возрасте.

К чему приводят трудности в общении со сверстниками

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками часто приводят ребенка к низкой успеваемости и трудностям в учебе. Например, конфликт со сверстниками и неприятие с их стороны могут значительно снизить мотивацию ребенка к учебе. Дети, у которых в классе есть друзья, как правило, более мотивированы.

В долгосрочной перспективе такие проблемы приводят к плохой социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками могут приводить к исключению из школы, ранней преступности, эмоциональным проблемам, депрессии и тревожным расстройствам. Однако такая взаимосвязь относительна, поскольку на эмоциональные проблемы подростков могут влиять и другие факторы (например, особенности психики или окружение). Тем не менее, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками способны усугубить влияние других факторов. И наоборот, позитивные взаимоотношения со сверстниками снижают риск появления у ребенка различных эмоциональных проблем в будущем.

Особое место в отношениях ребенка со сверстниками занимают отношения с братьями или сестрами. Они более близкие и длительные, чем любые другие отношения в его жизни. Благодаря им ребенок учится понимать эмоции, мысли, ценности и убеждения другого человека. Частые конфликты с братьями и сестрами могут приводить в будущем к плохой социальной адаптации ребенка и даже формировать у него склонность к насильственному поведению.

Как с этим бороться

Программы, разработанные для развития социальных и эмоциональных навыков у детей дошкольного возраста, дают хорошие результаты на протяжении уже длительного времени. Сегодня в детских садах приняты универсальные программы, в которых воспитатель взаимодействует со всей группой одновременно, способствуя развитию у детей социальных навыков. Их дополняют коррекционные программы, направленные на устранение существующих проблем, которые могут привести к проблемам в общении со сверстниками.

Исследования показывают, что сочетание в процессе дошкольного образования универсальных и индивидуальных программ способствует оптимальному социальному развитию детей. Универсальные программы создают такую атмосферу в группе, в которой каждый ребенок восприимчив к окружающим. Это способствует развитию социальных навыков.

В детском саду дети должны развить ряд навыков, которые помогут им вливаться в компании сверстников. Это навыки совместной игры, языковые, коммуникативные навыки, понимание эмоций других людей, саморегуляция, контроль агрессии, навыки решения социальных проблем и т. д. Универсальные программы дошкольного образования направлены на развитие этих навыков, и их применение в детских садах демонстрирует хорошие результаты.

Ключевые компоненты таких программ – обучение детей младшего возраста навыкам совместной игры и общения, а также различные виды групповой работы. Это оказалось эффективным для детей с различными социальными и поведенческими проблемами.

Чтобы научить позитивно общаться со сверстниками детей из особых групп (например, детей с инвалидностью), необходимо внедрять в систему дошкольного образования специальные инклюзивные программы. Дети с инвалидностью требуют разработки индивидуальных и систематических стратегий обучения для того, чтобы развить социальные навыки. Главное в этом процессе – обеспечить ребенку взаимодействие со сверстниками, у которых социальные навыки развиты.

Также к группам риска относятся дети из семей с низким социально-экономическим статусом, представители этнических меньшинств и т. д. В дошкольном возрасте игровая деятельность является практически единственным способом развить социальные навыки детей. Когда воспитатели корректируют поведение детей в этом процессе, это помогает им улучшить взаимодействие со сверстниками. Совместные действия воспитателей и родителей помогают развивать социальные навыки у детей из разных культур и социальных групп.

Комплекс упражнений на улучшение артикуляции у взрослых и детей

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Мы продолжаем цикл статей про формирование красивой речи. В прошлый раз я рассказала, как улучшить дикцию. Сегодня же мы займемся развитием речевых органов. Я собрала для вас простые и эффективные упражнения на артикуляцию, которые рекомендуют логопеды. Они помогут поставить правильное звукопроизношение и укрепить участвующие в речи мышцы детям и взрослым.

Что такое артикуляция и для чего ее развивать

Артикуляция – это совокупность движений, которые совершают речевые органы в процессе говорения. От правильности, четкости и слаженности этих движений зависит красота нашей речи.

Формирование артикуляции происходит в детском возрасте. До 5 лет ребенок может шепелявить, гнусавить, не выговаривать отдельные звуки, путать их. Это нормально. Если такая ситуация сохраняется дольше, то это уже повод обратиться к специалисту. Важно вовремя скорректировать неправильные артикуляционные паттерны, иначе они могут закрепиться. Искоренить их во взрослом возрасте будет гораздо сложнее.

Как неправильная артикуляция сказывается на жизнедеятельности человека? В первую очередь, конечно, страдает сфера общения. Речь оказывает решающее влияние на формирование общего впечатления о человеке.

Представьте, что к вам подходит ослепительно красивая девушка и произносит: “Здластвуйте! Я бы хотела шплосить, где вы купили такие интелесные наусники? Мне позалез нузны такие зе!” Красота тут же отойдет на второй план, а шепелявость и картавость, наоборот, отчетливо отпечатаются в памяти и станут основой для формирования образа незнакомки.

К счастью, такие вопиющие проблемы с дикцией встречаются нечасто. Речь среднестатистического человека требует лишь небольшой коррекции, с которой артикуляционная зарядка справляется на ура. К самым распространенным проблемам относятся:

  • ускоренная неразборчивая речь;
  • вялая речь, когда амплитуда движения речевых органов слишком маленькая;
  • проглатывание отдельных слогов;
  • ленивое произнесение согласных звуков;
  • неправильная интонация;
  • быстрая утомляемость речи.

Над этими проблемами можно и нужно работать. Особенно тем, кто по роду деятельности часто выступает публично и кого буквально язык кормит.

Подготовка к упражнениям

У человека три основных органа, участвующих в артикуляции: язык, губы и нижняя челюсть. Мы планомерно будем заниматься с каждым из них. Также при произнесении некоторых звуков могут быть задействованы щеки, небо, мышцы шеи.

Прежде чем начать тренировки, вы должны усвоить несколько правил:

  1. Выполнять упражнения нужно ежедневно. Или в крайнем случае заниматься через день.
  2. Артикуляционную разминку для речевого аппарата лучше всего проводить перед зеркалом.
  3. Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз.
  4. Не стоит браться сразу за все. На начальном этапе, когда вы будете обучаться правильному выполнению гимнастики, составьте комплекс из 4-5 упражнений для каждого артикуляционного органа. Затем постепенно добавляйте новые.

Артикуляционная гимнастика для губ

Итак, начинаем. Давайте попробуем выполнить следующие несложные действия:

  1. Трубочка. Вытяните губы как можно сильнее вперед. Задержитесь на 7-8 сек., а затем возвращайтесь в исходное положение. Это упражнение полезно выполнять каждый раз перед долгой речью в качестве разминки.
  2. Улыбка. Улыбнитесь как можно шире, не обнажая зубной ряд. Задержитесь на 7-8 сек.
  3. Заборчик. А теперь улыбнитесь так, чтобы было видно ваши зубы. Задержитесь на 7-8 сек.
  4. Хомяк. Сомкните зубы и приподнимите верхнюю губу, обнажив верхние резцы. Удерживайте положение 7-8 сек.
  5. Старушка. Откройте рот и натяните зубы на губы. В таком положении открывайте и закрывайте рот, а затем постарайтесь улыбнуться.
  6. Улыбка – трубочка. Попеременно чередуйте эти два движения в среднем темпе.
  7. Щетка. Кусайте сначала верхнюю губу нижними зубами, затем нижнюю губу прикусите верхними зубами.
  8. Хлопок. Глубоко вдохните и втяните щеки внутрь рта. Затем резко откройте рот, чтобы получился характерный звук.
  9. Недовольная лошадь. Вдохните воздух через нос с сомкнутыми губами, а затем резко выдохните через рот. Губы должны завибрировать и издать фыркающий звук.

Артикуляционная гимнастика для языка

Переходим к тренировке языка:

  1. Лопата. Широко откройте рот и высуньте широкий язык наружу. Задержитесь в этом положении на 8 сек.
  2. Змейка. Исходное положение то же. Высуньте язык и постарайтесь максимально сузить его, чтобы он стал тонким, как змея. Если не получается, сложите пальцы колечком, поднесите ко рту и попытайтесь вложить в него язык. Задержитесь на 8 сек.
  3. Чашечка. Широко откройте рот, высуньте широкий язык и приподнимите его края, чтобы получилась форма чаши.
  4. Наказание. Приоткройте рот, высуньте расслабленный язык и положите его на нижнюю губу. Верхней губой слегка похлопайте по нему, произнося “пя-пя-пя”.
  5. Трубочка. Откройте рот, высуньте язык, сложив его трубочкой.
  6. Вращение. Вращайте языком в пространстве между зубами и губами. Сначала в одну сторону, потом в другую.
  7. Грибок. Рот закрыт, язык прилеплен к верхнему небу. Медленно открывайте рот, не отрывая языка от неба.
  8. Часики. Приоткройте рот, губы растяните в улыбку. Попеременно касайтесь правого и левого края кончиком языка.
  9. Уборка. Приоткройте рот и водите языком по верхнему небу вперед-назад, как будто хотите почистить его.
  10. Тянучка. Рот приоткрыт. Языком тянитесь сначала вперед, затем вправо, влево, вверх, вниз.
  11. Подлиза. Языком оближите сначала верхнюю губу и пространство над ней, затем нижнюю.
  12. Молоточек. Представьте, что ваш язык – это молоток. Напрягите его как можно сильнее и стучите по кончикам зубов, произнося звук “д”.
  13. Индюк. Слегка приоткройте рот и положите кончик языка на верхнюю губу. Затем двигайте языком вперед-назад. Сначала медленно и беззвучно, а затем динамично и с голосом.
  14. Лошадка. Приоткройте рот и поцокайте языком, имитируя звуки лошадиных копыт.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

С нижней челюстью нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить сустав. Никаких резких движений!

Медленно и плавно выполняйте следующие упражнения:

  1. Кривляка. Опустите нижнюю челюсть к груди, язык высуньте к подбородку.
  2. Препятствие. Давите кулаком на челюсть снизу, одновременно стараясь открыть ее, преодолевая сопротивление.
  3. Силач. Откройте рот и опустите нижнюю челюсть. Представьте, что к ней привязан груз и вам нужно поднять его. Напрягите мышцы и медленно закрывайте рот.
  4. Обед. Имитируйте жевательные движения с открытым и закрытым ртом.
  5. Акула. Двигайте челюстью поочередно в разные стороны: вниз, влево, вправо, вперед.
  6. Пение. Произносите гласные звуки “а”, “о”, “у”, “э”, “ы”, концентрируясь при этом на движениях челюсти.

Упражнения для щек, глотки и мягкого неба

Эти органы тоже требуют нашего внимания. Эффективны следующие упражнения:

  1. Хомяк. Надувайте щеки. Сначала обе сразу, потом каждую попеременно.
  2. Лопнувший мяч. Надуйте щеки, а затем ударьте по ним кулаками, чтобы воздух вышел со звуком.
  3. Кашель. Хорошенько откашляйтесь с открытым ртом.
  4. Полоскание. Изобразите полоскание горла с запрокинутой назад головой.
  5. Медленные согласные. Постарайтесь как можно медленнее произнести звуки “к”, “г”, “т”, “д”.
  6. Мелкие глотки. Наберите полстакана воды и выпейте ее очень маленькими глоточками.
  7. Воздушный шарик. Перегоняйте воздух из одной щеки в другую в течение 30 секунд.
  8. Рыбка. Втяните щеки. В таком положении несколько раз сомкните и разомкните губы.

Загляните также в нашу подборку упражнений для развития речевого дыхания. В комплексе они дадут еще более ощутимые результаты.

Заключение

Мы с вами рассмотрели комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата. Выполняя их каждый день, вы сможете сделать свою речь красивее и четче. В результате это положительным образом скажется на качестве общения и откроет вам новые возможности. Не пренебрегайте этими бонусами. Занятия не отнимут у вас много времени и сил.

Пробовали уже какие-то упражнения? Как впечатления? Делитесь в комментариях. Будем работать над качеством речи вместе.

Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений.
материал по логопедии на тему

Цель артикуляционной гимнастики- выработка, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых длЯ правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx 31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд .

Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы – «почистим зубы»;

б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».

После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое – «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3.Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

7.Чередование положений языка: широкий – узкий.

8.Подём языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх – вниз.

10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.

1.Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а), закрыть.

2. «Заборчик» – губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» – губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.

5. «Иголочка» – рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» – «Иголочка».

6. «Часики» – рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» – движение языка: нос – подбородок.

Упражнения для губ

«Улыбка» – удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик» – рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

«Трубочка» – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок» – вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик» – зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений губ: «Заборчик» – «Бублик», «Улыбка» – «Хоботок».

«Кролик» – зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

1.«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

Цель : Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

– Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

– Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель : Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание . Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

– Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

– Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

– Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

Цель : Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

– Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

– Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

– Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

– Боковые края языка должны касаться уголков рта.

– Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание . Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

– Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

– Нельзя надувать щёки.

– Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель : Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание . Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

– Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

– Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

– Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

1. «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

– Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

– Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

– Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Цель : Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

– Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

– Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 5.

– Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

Цель : Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

– Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

– Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

– Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Цель : Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание . Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

– Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

– Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

– При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

5. «Приклей конфетку»

Цель : Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

1. «Наказать непослушный язык»

Цель : Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание . Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

– Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

– Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

– Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).

– Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

– Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.

– Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

– Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Цель : Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

– Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

– Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

– Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

– Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

Цель : Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

– Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

– Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

– Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

– Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

– Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Цель : Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

– Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

– Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.

– Кончик языка не должен подворачиваться.

– Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

Цель : Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание : Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

– Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да – ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Цель : Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Читайте также:
Задания логопеда по теме Игрушки
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: