Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях
Екатерина Баркарева
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях
На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей. Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.
Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.
Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл, ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.
Использование в логопедической работе малых фольклорных форм как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу. Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов. Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года».
Цели: 1. Расширить и закрепить знания и представления о зиме.
2. Активизировать словарь по теме «Зима».
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме.
4. Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в посло-
вицах и поговорках.
5. Обогатить лексику родственными словами (мороз).
6. Учить вести диалог по содержанию рассказа.
7. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: сюжетные картины «Зимой на катке», «Зима. Игры на
свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым», «Зима. На горке».
Ход занятия:
1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.
(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке».)
– Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.
(На картине изображена зима.)
– Где находятся дети (Дети находятся на катке.)
– Что они делают (Они катаются на коньках.)
– Послушайте стихотворение «На катке»:
Блестят коньки, блестит каток
Пушистый снег искрится.
Надень коньки свои, дружок
Пускай тебя, щипнёт мороз –
Смотри, не испугайся.
Пусть заморозит он до слёз –
Ему не поддавайся!
Не отпускай, скользи вперёд,
Лети быстрее птицы.
Мороз упрямый отстаёт
От тех, кто не боится!
– Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)
– От кого он отстаёт (От тех, кто не боится.)
– Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза (Они катаются,
двигаются, резвятся, играют в хоккей.)
(Словарная работа: резвятся)
2. Работа с пословицами и поговорками.
(На доске добавляются сюжетные картины: «Зима. Игры на свежемвоздухе»,«Зима. Помощь взрослым».)
– Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не за-
мёрзнуть? (Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков,
играют в снежки, разгребают снег.)
– Известна ли вам пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?
– Как вы понимаете её смысл (Ответы детей.)
– Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста
двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о
морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице
«Мороз не велик, да стоять не велит»:
Без мороза вода не замёрзнет.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Снег холодный, а от мороза укрывает.
Зима лодыря морозит.
(Дети выбирают подходящие пословицы.)
Художник-невидимка Маршируют по кругу друг за другом
По городу идёт. высоким подниманием колена.
Всем щёки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг,
Всех за нос ущипнёт. трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.
А ночью он, пока я спал, Идут на цыпочках друг за другом.
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал Останавливаются лицом в круг,
Сверкающие листья. «рисуют» листья воображаемой кистью.
4. Работа с текстом.
(Надоске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке».)
– Послушайте рассказ «Морозный день»:
Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погу-
лять.Мама их предупредила: «Сегодня на улице мороз!»
Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мо-
роза и надел: кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу,
рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль.
На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал
и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на
шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз.
Когда мальчики вернулись домой,Саша сказал маме: «Какой чудесный
морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.
– Кто испугался мороза?
– Как Коля спасался от мороза?
– Что делал на улице Саша?
– Кому из братьев было холодно на морозе и почему?
– Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да
стоять не велит»?
– Вспомните другие пословицы. (Мороз ленивого за нос хватает, а
перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)
– А как вы себя ведёте на улице в мороз?
Игра «Исправь ошибку»
(Педагог произносит пословицы с искажением, а дети исправляют ошибки.)
Мороз не велик, да стоять велит.
Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.
Зима лодыря согревает.
Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)
– Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)
– Как назовём очень сильный мороз? (морозище)
– Мороз что делает? (морозит)
– Если зимой на улице мороз, то день… (морозный).
– Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)
– Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)
– Где замораживают продукты? (в морозильнике)
– Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)
– Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод.
– Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица).
Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Детский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.
Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.
Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.
Использование коллажей и коллективных творческих работ на логопедических занятиях Коллаж (с франц. буквально – наклеивание) — прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов,.
Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Учитель-логопед МКДОУ №85 Петухова Светлана Владимировна Преодоление задержки.
Использование пальчиковых тантамаресок на логопедических занятиях Тантамареска — это стенд для фотографирования. Когда-то тантамарески украшали практически каждый фотоальбом после летнего отдыха на курорте.
Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку Основным положением современной методики является максимальная адекватность условий, способствующих образованию коммуникативных навыков.
Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок в учебно-воспитательной работе с дошкольниками» В зависимости от степени обобщенности выделяют ІІІ вида пословиц. I. Пословицы – максимы, фиксирующие конкретные моменты действительности.
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным.
Особенности использования дидактических игр на занятиях Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как.
Статья “”Использование пословиц и поговорок в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР””. Автор: Кашенцева Елена Николаевна.
Использование пословиц и поговорок
в коррекционно- логопедической работе
с дошкольниками с ОНР.
В психолого-педагогической литературе, посвященной обучени ю и воспитанию детей с общим недоразвитием речи, не сложилось целостной системы использования малых форм устного народного творчества (пословиц и поговорок) в логопедической работе.
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это неравномерный , за медле нный процесс овладения языковыми средствами родного языка.
Вк лючение малых жанров фольклора (пословиц, поговорок) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: развитие у детей фонематического слуха, так как в них используют особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как
можно чаще, во всех подходящих случаях.
Пословица – это краткое , ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение .
Поговорка – это меткое слово, образное выражение.
Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, однако между ними есть и различия.
Пословица – это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях.
Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.
Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: “Молодо-зелено, а погулять велено”; “Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться”; “Чем черт не шутит, когда Бог спит”. Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей .
В.И. Даль сказал: “Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка”.
Методы и приемы работы с пословицами и поговорками
В . И . Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник русский народных пословиц, который является богатейшей и полнейшей кладовой народной мудрости.
Все пословицы в них распределены по основным тематическим группам: “Родина”, “Хлеб”, “Добро-милость”, “Дружба”, “Природа” и т.д.
Такое распределение хорошо подходит и в работе с детьми в логопедической группе детского сада, так как весь лексический материал распределен по темам . В старшей группе, когда начинаем только работать с пословицами, подбираем пословицы, которые имеют только прямой смысл, а пословицы с двойным смыслом надо вводить постепенно в подготовительной группе.
К пословицам с прямым значением относятся: “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”; “На чужбине жить – слезы лить”; “Рыбам – море , птицам – воздух, а человеку – Родина”. Эти пословицы относятся к тем ам : “Родина”, “Город”. При беседе о Родине пословицы характеризуют значимость Родины для человека: “Всякому мила своя сторона”; “На чужбине и собака горюет”; “Родимая сторона – мать, чужая – мачеха”.
Цели и задачи данного направления работы:
1. Познакомить с жанром устного народного творчества – пословицы и поговорки.
2. Формировать представление о роли и значении пословиц и поговорок.
3. Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
4. Развивать наглядно-образное воображение, мышление, творческие способности, интонационную и мимическую выразительность речи.
5. Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей.
6. Воспитывать интерес к пословицам и поговоркам.
7. Формирование грамматического строя речи, связной речи, развитие речевой активности у детей с ОНР.
8. Формирование понимания многозначности слов, развитие красочности и связности высказывания.
– разбор пословицы или поговорки;
– четкое произнесение пословиц и поговорок в речи;
– формирование правильного понимания значения пословицы;
– подбор пословицы к содержанию, идее определенной сказки (когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок,
– иллюстрирование с детьми той или иной пословицы, поговорки (умение передать художественный образ в рисунке расширяет возможность его выражения в слове,
Формы и виды работы с детьми :
1. Совместное рассматривание с детьми собранных иллюстрированных пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни. Привитие навыка слушания и осмысленного восприятия пословиц и поговорок.
2. Разучивание и чтение пословиц и поговорок.
3. Формирование самоконтроля за звуконаполняемостью слов сложной звуко-слоговой структуры в процессе проговаривания пословиц и поговорок.
4. Чтение пословиц и поговорок с отстукиванием, отхлопыванием , отшагиванием ритма .
5 . Выполнение детьми в игровой форме сочетанных артикуляционных, пальчиковых, дыхательно-координационных и голосовых упражнений с использованием пословиц на занятиях и в повседневной жизни.
6 . Рисование, аппликация, лепка по мотивам сюжетов пословиц и поговорок.
7 . Звуко-слоговой анализ слов на материале пословиц и поговорок на логопедических занятиях и на занятиях по обучению грамоте.
8 . Чтение пословиц и поговорок с использованием схем мнемотехники.
9 . Составление рассказов, сочинение сказок по мотивам сюжетов пословиц и поговорок.
1 0 . Участие в играх–инсценировках, с использованием игрушек, пальчикового театра, театральных костюмов. Обыгрывание пословиц и поговорок в ролевых играх: «Семья», «Дружба», «Школа» и др.
1 1 . Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Какая пословица лишняя», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Продолжи пословицу», игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц?», «Кто знает, пусть продолжает» на знание и умение подбирать пословицы и поговорки и др.
1 2 . Продуктивные виды деятельности: «Была бы охота, наладится любая работа», «Терпение и труд все перетрут», «За всякое дело берись умело» (лепка, оригами, рисование).
1 3 . Решение ребусов и кроссвордов.
14 . Создание виртуальной картотеки пословиц и поговорок .
15 . Просмотр мультфильмов из анимационного альманаха «Пословицы и поговорки».
Некоторые примерные задания для детей
Обсуждение вопросов с детьми
• О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок »?;
• В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит »?;
• О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место »?;
• О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху »?;
• От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и наб е р ё шься», «Доверяй, но и проверяй»?
1. Предложить детям составить правила к поговорке «В правде – сила».
Например: дошкольники могут предложить:
– Говори всегда правду.
– Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.
– Не обращай свою вину на других.
– Помогай говорить правду своим близким.
2. «Подбери слово».
Не заживает рана от плохого…
Слово… каждому приятное.
Кто… тот людей смешит.
Без печи холодно, без хлеба…
Не будет хлеба, не будет и…
Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.
3. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»
— бабочка без цветов;
— одна звезда на небе;
1 . «Подбор пословиц к сказкам».
Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.
Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».
Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».
2 . «Умницы и умники». Взрослый предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает»: «Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня»». После прочитанного рассказа логопед спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.
Педагог предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: « Между тремя деревьями потерялся » . « Слышали звон, да не узнали, где он » . « Даёт, но с рук не выпускает » .
Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы
Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:
• Паша у видел в магазине конструктор LEGO . Он попросил папу его купить. Папа купил этот конструктор и принес домой. Па ша поиграл с ним, а убирать не захотел. Тогда папа сказал ему: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
• Мой папа работает врачом , когда вырасту, я тоже буду лечить людей , как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.
Использование пословиц и поговорок во время автоматизации звуков на уровне предложения:
Звуки «Д – Дь » – «Жизнь дана на добрые дела», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего».
Звуки «К – Г» – «Кончил дело – гуляй смело».
Звук «Ч» – «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Под лежачий камень вода не течет», «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Звук «Ш» – «Шила в мешке не утаишь», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Поспешишь, людей насмешишь» .
Звук «М» – «Москва – всем городам мать» .
Звуки «Л – Ль» – «Маленькое дело лучше большого безделья».
Звук «К» – «Красна птица пером, а человек умом».
Формы и виды работы с родителями
– Консультация для родителей «Роль пословиц и поговорок в развитии речи дошкольников».
– Творческая мастерская: «Мамины руки не знают скуки».
– Папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает». О традициях семейного воспитания.
Таким образом, использование пословиц и поговорок в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развёртывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет д ошкольниками приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективной коррекционно-логопедической работы.
Преимущества нашего сервиса
1. По ФГОС
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
2. Быстро
Результаты олимпиад доступны моментально . Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..
3. Честно
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..
Статья “Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР”
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека игр по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пословиц и поговорок в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР
Дети в настоящее время мало используют различные фольклорные формы в конкретных речевых ситуациях; путают между собой пословицы и поговорки; очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц; допускают ошибки в образовании разных грамматических форм.
Включение малых жанров фольклора (пословиц, поговорок) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: развитие у детей фонематического слуха, так как в них используют особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук.
– разбор пословицы или поговорки;
– четкое произнесение пословиц и поговорок в речи;
– формирование правильного понимания значения пословицы;
– подбор пословицы к содержанию, идее определенной сказки (когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок),
– иллюстрирование с детьми той или иной пословицы, поговорки (умение передать художественный образ в рисунке расширяет возможность его выражения в слове),
Формы и виды работы с детьми
1.Совместное рассматривание с детьми собранных иллюстрированных пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни. Привитие навыка слушания и осмысленного восприятия пословиц и поговорок.
2. Разучивание и чтение пословиц и поговорок.
3. Формирование самоконтроля за звуконаполняемостью слов сложной звуко-слоговой структуры в процессе проговаривания пословиц и поговорок.
4. Совместное изготовление с детьми схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники.
5. Чтение пословиц и поговорок с отстукиванием, отхлопыванием, отшагиванием ритма.
6. Пропевание пословиц и поговорок с отстукиванием ритма.
7. Выполнение детьми в игровой форме сочетанных артикуляционных, пальчиковых, дыхательно-координационных и голосовых упражнений с использованием пословиц на занятиях и в повседневной жизни.
8. Рисование, аппликация, лепка по мотивам сюжетов пословиц и поговорок. Создание коллажей, альбомов, книжек–самоделок, настольных игр.
9. Звуко-слоговой анализ слов на материале пословиц и поговорок на логопедических занятиях и на занятиях по обучению грамоте.
10. Чтение пословиц и поговорок с использованием схем мнемотехники.
11. Составление рассказов, сочинение сказок по мотивам сюжетов пословиц и поговорок.
12. Участие в играх–инсценировках, спектаклях по сочинённым сказкам с использованием игрушек, пальчикового театра, театральных костюмов. Обыгрывание пословиц и поговорок в ролевых играх: «Семья», «Дружба», «Школа» и др.
13. Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Какая пословица лишняя», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Продолжи пословицу», игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц?», «Кто знает, пусть продолжает» на знание и умение подбирать пословицы и поговорки и др.
14. Театрализованная деятельность «Делу – время, потехе – час».
15. Экологические акции: «Красна весна цветами, а осень плодами», «Каков уход – таков и плод».
17. Продуктивные виды деятельности: «Была бы охота, наладится любая работа», «Терпение и труд все перетрут», «За всякое дело берись умело» (лепка, оригами, рисование).
18. Выставка рисунков «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
19. Решение ребусов и кроссвордов: «Ко всякому делу разумный подход».
20. Конкурс-смотр: «Не говори, что делал, а покажи, что сделал».
21. Создание банка пословиц и поговорок.
22. Неделя с пословицей:
- Знакомство с пословицей, изучение её смыслов.
- Рисование по пословице.
- Разговор о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословицы.
- Знакомство с пословицами других народов, созвучными с этой пословицей (русскими, белорусскими и др.
Некоторые примерные задания для детей
Обсуждение вопросов с детьми
- О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;
- В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;
- О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;
- О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;
- От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и 4. «Какая пословица лучше»?
Взрослый читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун». Педагог предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.
2) «Спор друзей». Взрослый рассказывает детям, что друзья, когда шли на день рождения, начали спорить: «Какая пословица лучше?» – «Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей», «Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей», «Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей». Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).
Педагог предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.
Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы
Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:
• Мой папа работает полицейским. Когда я вырасту, я тоже буду работать в полиции, как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.
Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи»
Рекомендуется использовать фотографии родителей, семьи каждого дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот.
Использование пословиц и поговорок во время автоматизации звуков на уровне предложения:
Звук «Ш» – «Шила в мешке не утаишь», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Поспешишь, людей насмешишь», «В гостях хорошо, а дома лучше».
Звуки «Л – Ль» – «Маленькое дело лучше большого безделья».
При изучении лексических тем, особенно времен года , также хорошо знакомить детей с пословицами, они лучше запомнят сезонные признаки.
Картотека игр и упражнений с использованием пословиц и поговорок.
1. «Закончи пословицу»
Взрослый произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.
2. «Завиральные пословицы»
Взрослый проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.
Мороз не велик, да стоять велит.
3. «Кто знает, пусть продолжает»
Первый ребёнок произносит пословицу, следующий – проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.
Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Педагог читает одно из толкований, дети должны узнать пословицу: «Если с утра до вечера ничего не делать, бездельничать, то тебе будет скучно и покажется, что день длится бесконечно долго. Поэтому не ленись, потрудись, тогда время пролетит незаметно, интересно и с пользой для тебя и окружающих». Когда дети угадывают, педагог показывает картинку.
На магнитной доске педагог маркером рисует произвольную линию, ставит на нее большой магнит с надписью, например: «дружба». Дети вспоминают пословицу о дружбе, называют ее, ставя один маленький магнит – бусинку на линию. Чем больше «бусинок», тем лучше.
8. «Восстанови пословицу и объясни её»
Век живи тем больше дров.
Как аукнется твоя неделя.
Делу время людей насмешишь.
Мели, Емеля так и откликнется.
Чем дальше в лес век учись.
Поспешишь потехе час.
1 вариант. Ведущий бросает мяч и произносит начало пословицы, ребенку необходимо поймать мяч, закончить пословицу и бросить мяч ведущему.
– Слово- серебро……. (молчание – золото).
13. «Подбери пословицу»
Детям необходимо подобрать пословицу к сказочным героям. Например: «Заюшкина избушка». (Взрослые могли бы сказать: «Не делай добра – не получишь зла».)
– На чужой каравай рот не разевай.
14. «Прямой – переносный»
Перед детьми картинка с изображением прямого смысла пословицы, детям нужно выбрать из нескольких предложенных картинок – одну с переносным значением данной пословицы, объяснить ее.
– Двое пашут, семеро руками машут (4 картинки).
18. «Подбери пословицы к картинкам по смыслу» (о честности, храбрости, матери и т.д.)
19. Игра – соревнования «Кто больше скажет пословиц?»
20. «Пословица рассыпалась». Составьте пословицу.
- Труд, портит, кормит, лень, а. (Труд кормит, а лень портит.)
21. «Соедини начало и окончание»
22. «Какая пословица лишняя»
«Дело мастера боится»;
«Не бойся работы, пусть она тебя боится»;
«Не спеши языком – торопись делом»;
«Язык до Киева доведет».
23. Иллюстрирование пословиц, «Нарисуй пословицу»
24. Моделирование пословиц
С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.
25. Инсценирование пословиц
Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.
27. Настольно-печатная игра «Сложи пословицу»
28. Подбери слова-противники (антонимы) к пословицам
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Легко друга потерять, но трудно …..(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
29. Картинка + рассказ + пословица
Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.
30. Животные в пословицах. Какое животное нужно вставить?
- голоден, как . (волк)
- работать , как (лошадь)
- труслив, как . (заяц)
- упрям, как. (осел)
- грязный, как. (свинья)
31. «Пословицы шутят»
Послушайте пословицы (мудрые изречения) и найдите ошибки
в словах. Заменить нужно только одну букву.
- Нашла коза на камень. (Коса.)
- От бобра бобра не ищут. (Добра.)
- Купить кита в мешке. (Кота.)
32. Вставь частицу «не» в пословицу.
Нужно вставить частицу «не», чтобы предложения превратились в пословицу.
- Семеро одного ждут.
- На чужой каравай рот разевай.
- Хочешь есть калачи, лежи на печи.
33. Загадки по народным пословицам и поговоркам
1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) Коня; б) Сапожника; в) Бегуна; г) Волка.
8. Как заканчивается пословица: «И волки сыты. » а) И овцы целы;
б) И волчата довольны; в) И зайцы рады; г) И пастухи уволены.
10. Продолжите русскую пословицу: «У семи нянек . »: а)Четырнадцать глаз; б) Семь ремней; в) Дитя без глазу; г) Дитя без синяков.
Применение пословиц на занятиях по художественно-речевой деятельности.
Пословицы могут быть использованы как мораль литературного произведения, знакомство с которым произошло на занятии. Можно предложить детям один вариант пословицы, наиболее отвечающей идее и духу произведения. Можно усложнить развивающий компонент: предложить 2-3 пословицы, из которых лишь одна созвучна изученному произведению и попросить детей выбрать ту из них, которая подходит по смыслу к прочитанному.
Кто раз соврёт, тому в другой раз не поверят.
Раз солгал – а навек веры нет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Не делай того, о чём не хочешь, чтобы знали другие.
Вопросы и задания для детей
- Как ты думаешь, как появляются пословицы?
- Полезны ли они людям? Чем они полезны?
- Каким душевным качествам учит тебя эта пословица?
- Как ты понимаешь эту пословицу?
- В каких ситуациях можно её употреблять?
- Кому бы ты хотел посоветовать прислушаться к этой пословице?
- Сосчитать, сколько слов в пословице.
- Какое слово главное в этой пословице?
Использование пословиц и поговорок в логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР
Аграмматическая дисграфия, одна из распространенных видов нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), связана с недоразвитием грамматического строя речи и проявляется в аграмматизмах в процессе письма.
Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях обусловлено огромным воспитательным, эстетическим и развивающим их потенциалом.
Содержимое разработки
Васильева Ирина Георгиевна
учитель-логопед высшей категории
ГБОУ Уфимская коррекционная школа для обучающихся с задержкой
психического развития Республики Башкортостан
Использование пословиц и поговорок в логопедической работе
с младшими школьниками с ЗПР
Аграмматическая дисграфия, одна из распространенных видов нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), связана с недоразвитием грамматического строя речи и проявляется в аграмматизмах в процессе письма. Данная дисграфия носит стойкий характер, поэтому логопедическая работа часто носит длительный характер и проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи.
К сожалению, в современной логопедии отсутствует речевой материал для коррекционной работы с обучающимися 3 – го и 4 – го классов, имеющими задержку психического развития, поэтому логопеды-практики коррекционных школ подбирают его самостоятельно. В качестве речевого материала могут служить пословицы и поговорки.
Чем они отличаются? Поговорка не всегда является целой фразой, законченным предложением, – часто это только намек. Пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное. Именно пословицы могут служить в качестве речевого материала для логопедической работы по темам: «Антонимы», «Синонимы», «Многозначность слов», «Изменение имен существительных по падежам», «Предлоги» и т.д.
Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях обусловлено и огромным воспитательным, эстетическим и развивающим их потенциалом. Пословицы и поговорки передают из поколения в поколение познавательный опыт народа, его морально-этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные нормы. Они отражают представления людей о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе, общественном долге, верности Отечеству т.д.
В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и объяснять скрытый смысл народных изречений, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития обучающихся.
Смысл не всех пословиц доступен пониманию младших школьников с задержкой психического развития. Ученые выделяют ряд особенностей детей данной категории, которые приводят к затруднениям в понимании скрытого смысла пословиц и поговорок:
– своеобразие мыслительной деятельности в целом и несформированность предпосылок словесно-логического мышления (склонность к конкретизации, ригидность, поверхностность, трудности абстрагирования и т.д.);
– особенности речевого развития (бедность словаря, трудности понимания лексико-грамматических и логических речевых конструкций и т.д.);
– суженый диапазон эмоционального фона;
– пониженная общая способность к обучению.
Поэтому на логопедических занятиях целесообразно использовать те пословицы, смысл которых доступен пониманию младших школьников, связан с их жизненным опытом, и не требуется большого количества времени для уточнения их смысла. В данном случае пословицы выступают только как речевой материал для формирования лексико-грамматических средств языка. Целесообразно использовать пословицы о временах года, о труде и лени, о дружбе, о необходимости учиться и т.д. Низкий уровень развития словаря детей с ЗПР предполагает при использовании пословиц проведение обязательной словарной работы.
Речевой материал, который приводится ниже, можно использовать в качестве как устных, так и письменных заданий.
Тема: Антонимы.
1.Прочитать пословицы, найти в них антонимы.
Родимая сторона – мать, а чужая – чужбина. Маленькая дружба лучше большой ссоры. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни. Труд кормит, а лень портит. Хороша веревка длинная, а речь короткая.
2.Составить пословицы, найти в них антонимы.
Труд кормит, а говори меньше.
У короткого ума а враг поддакивает.
Ради нового дружка а говорить порознь.
Знай больше, а лень портит.
Петь хорошо вместе, старого не бросай.
Друг спорит, длинный язык.
3.Списать пословицы, подчеркнуть в них антонимы.
Маленькое дело лучше большого безделья. В умной беседе ума набраться, а в глупой свой растерять. Поменьше говори, побольше слушай. Старый друг лучше новых двух. Легче друга потерять, чем найти. Горьким лечат, а сладким калечат.
Тема: Синонимы
Списать пословицы и поговорки, найти в них синонимы.
Спеши не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга нет. Переливает из пустого в порожнее. Кто любит трудиться, тот без дела не сидится. Глядеть глядим, а видеть ничего не видим.
Тема: Многозначность слов
Прочитать пословицы, объяснить значение слова «золотой»
Воля птичке лучше золотой клетки. Золотые ручки не испортят мучки.
Не велик соловей, да голосок золотой.
Тема: Парные согласные в корне слова
Списать пословицы, вставляя буквы. Устно подобрать проверочное слово.
Кто лени(в-ф), тот и сонли(в-ф).
Был бы пиро(к-г), найдется и едо(к-г).
В зимний холо(т-д), всякий моло(т-д).
Береги но(с-з) в зимний моро(с-з).
Где сне(к-г), там и сле(т-д).
Мал золотни(к-г), да доро(к-г).
Холо(т-д) не терпит голо(т-д).
Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Дательный падеж имен существительных.
Вписать в пословицы окончания, объяснить их смысл.
Грамот… учиться всегда пригодится. Дел… время, а потех… час. Птиц… нужны крылья, а человек… разум. Брат сестр… не указ в стряпне. Не расти яблочк… на елочке.
Творительный падеж имен существительных единственного и множественного числа.
1.Списать пословицы, раскрывая скобки.
Крепкую дружбу и топор… не разрубишь. Мир освещается солнц…, а человек знании…. Февраль силен метель…, а март – капель… . Февраль богат снег…, апрель – вод…. Сентябрь пахнет яблок…, октябрь – капуст…. Молод тел…, да стар дел…. Не гладь лошадь рук…, гладь овс…. Кон… – овес, а земл… – навоз.
2.Вписать в пословицы окончания, объяснить их смысл.
Весна красна цвет… , а осень плод… .Птицы сильны крыль…, а человек дружб… . дерево держится корн…, а человек друзь… . Колчан хорош стрел…, а обед пирог…. Слов… хлеба не засеешь.
Тема: Предлоги
Списать пословицы и поговорки, вставляя подходящий по смыслу предлог.
Волков бояться – … лес не ходить. Тяжко тому жить, кто … работы бежит. … умного научишься, … глупого разучишься. Ссора … добра не доведет. Лучше хлеб … водой, чем пирог … бедой. Не расти яблочку … елочке.
Без труда не вытащишь и рыбку … пруда.
Используемая литература
1. Вильшанская А.Д. Специфика формирования приема понимания скрытого смысла пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 5 2014.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных класах6 Кн. для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1990.
3.Пословицы и поговорки. Из сборника В.Даля. – М.:»Искателькнига», 2017.
4.Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и «крылатые выражения». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016.
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях
По мере вхождения пословицы в быт дети начинают очень чутко чувствовать иронию, юмор в пословицах, сами начинают пользоваться ими в своём обиходе наряду с яркими, короткими рифмованными фразами из народного языка, как, например «бежать без оглядки», «ни слуху, ни духу», «дух захватывает» и т.д. Использование пословиц активизирует речь, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль». Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение. Через пословицы дети общаются с многочисленным автором – народом, воспринимают его мысли и чувства, усваивая пословицы, дети начинают понимать идеи и чувства народа, строй мысли, язык.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их друзья.
На своих логопедических занятиях я тоже стараюсь применять пословицы. Известно, что речь многих младших школьников имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, замена одних звуков другими и т.д. Исправление речи – процесс длительный, требующий систематической работы, как со стороны логопеда, так и родителей. Наряду с применением основных методов и приёмов, вспомогательную роль могут сыграть в этом деле народные пословицы.
Фонд русских пословиц очень богат, логопед может подобрать их на автоматизацию самых разнообразных звуков. Способов и методов применения и использования пословиц очень огромный. Я бы хотела остановиться на некоторых видах работ с пословицей.
- Предлагаются предложения, смысл которых необходимо заменить пословицами или поговорками.
2. Закончи пословицу.
Терпение и труд … всё перетрут.
Дело мастера … боится.
С волками жить… по волчьи выть.
Яблоко от яблони … недалеко падает.
Грамоте учиться … всегда пригодится.
Худой мир … лучше доброй ссоры.
На безрыбье … и рак рыба.
Один в поле … не воин.
Ученье свет … а неученье – тьма.
Что посеешь… то и пожнёшь.
Шила в мешке … не утаишь.
3.Составь пословицу правильно.
1 лист. 1. Едешь на день, а сам не плошай. 1.
2.Заставь дурака молиться, а всё молока от него не добиться. 2.
3. Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит. 3.
4. Как с быком не биться, он и лоб расшибёт 4.
5. На бога надейся, хлеба бери на неделю. 5.
6. Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу. 6.
2 лист. 1. Где любовь и совет, там и рвётся. 1.
2. Жена приласкает, свинья не съест. 2.
3. За двумя зайцами погонишься, бей молотом. 3.
4. Где тонко, там и горя нет. 4.
5. Господь не выдаст, а мать пожалеет. 5.
6. Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь. 6.
3 лист. 1. Гром не грянет, коли делать нечего. 1.
2. Взял лыко, один раз отрежь. 2.
3. Красна птица пером, да дураку досталась. 3.
4. Умная голова, а человек умом. 4.
5. Семь раз отмерь, отдай ремешок. 5.
6. Скучен день до вечера, мужик не перекрестится. 6.
4. Вспомнить пословицы или поговорки, в которых встречаются числа.
Один с сошкой – семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто рублей.
В одном пере и птица не родится.
Где два, там не один.
Два и на поле воюют, а один и на печи горюет.
Один, да дорог, не надобно и сорок.
Один и камень не сдвинешь, а артелью и гору поднимешь.
За семь вёрст киселя хлебать.
Седьмая вода на киселе.
Сто голов, сто умов.
Семеро по лавкам.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Один воин тысячи водит.
Один волк гоняет овец полк.
Весна да осень – на дню погод восемь.
5. Закончи пословицу или поговорку.
Терпение и труд … всё перетрут.
Дело мастера… боится.
С волками жить… по волчьи выть.
Яблоко от яблони… недалеко падает.
Грамоте учиться… всегда пригодится.
Худой мир… лучше доброй ссоры.
На безрыбье… и рак рыба.
Один в поле… не воин.
Ученье – свет… а неученье – тьма.
Что посеешь… то и пожнёшь.
Шила в мешке… не утаишь.
6. «Путаница». Буквы внутри каждого слова перепутаны, вернуть буквы на свои места и правильно прочитать пословицу или поговорку.
Яакадж укриац сойв сатесн хлатив. (Каждая курица свой насест хвалит.)
Молб тынес не шишеропьб. (Лбом стены не прошибёшь.)
Комсав ен сузар листасорь. (Москва не сразу строилась.)
Явось ашно не ятент. (Своя ноша не тянет.)
Сестольм огорад брере. (Смелость города берёт.)
У смие якенн ядит бзе зугал. (У семи нянек дитя без глазу.)
Чеут шокак, ёьч омся алъес. (Чует кошка чьё мясо съела.) и т.д.
7. «Ошибка наборщика». Вернуть поговоркам первоначальный вид, так как начало от одной пословицы, а конец от другой.
Баба с возу, а хомут найдётся.
Беды мучат, а руки делают.
Без труда не накинешь платок.
На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.
Глаза страшатся, да уму учат.
Была бы шея – кобыле легче.
8. Какой пословицей можно озаглавить ситуации.
Лентяй: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Нет, дружочек, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
(Кончил дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час.)
Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и, наконец, получила двойку.
- Это случайно, – оправдывалась она.
(Что посеешь, то и пожнёшь.)
Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали на помощь и Валерия, который больше всех качался на них.
- Вот ещё, – возмутился Валерий, – буду я возиться!
(Любишь кататься, люби и саночки возить.)
Ситуация №4.
Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить «тяп-ляп».
Весь шёлк искромсала – изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть волшебных слов.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
9. Из стихотворения выбрать пословицы и поговорки. Объяснить их значение.
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто мёдом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут. (10 пословиц)
10. Из слов составить пословицу. (Деформированное предложение).
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях
Дети в настоящее время мало используют различные фольклорные формы в конкретных речевых ситуациях; путают между собой пословицы и поговорки; очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц; допускают ошибки в образовании разных грамматических форм.
Включение малых жанров фольклора (пословиц, поговорок) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: развитие у детей фонематического слуха, так как в них используют особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук.
Цели и задачи данного направления работы:
1. Познакомить с жанром устного народного творчества – пословицы и поговорки.
2. Формировать представление о роли и значении пословиц и поговорок.
3. Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
4. Развивать наглядно-образное воображение, мышление, творческие способности, интонационную и мимическую выразительность речи.
5. Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей.
6. Воспитывать интерес к пословицам и поговоркам.
7. Формирование грамматического строя речи, связной речи, развитие речевой активности у детей с ОНР.
8. Формирование понимания многозначности слов, развитие красочности и связности высказывания.
– разбор пословицы или поговорки;
– четкое произнесение пословиц и поговорок в речи;
– формирование правильного понимания значения пословицы;
– подбор пословицы к содержанию, идее определенной сказки (когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок,
– иллюстрирование с детьми той или иной пословицы, поговорки (умение передать художественный образ в рисунке расширяет возможность его выражения в слове,
Формы и виды работы с детьми
1. Совместное рассматривание с детьми собранных иллюстрированных пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни. Привитие навыка слушания и осмысленного восприятия пословиц и поговорок.
2. Разучивание и чтение пословиц и поговорок.
3. Формирование самоконтроля за звуконаполняемостью слов сложной звуко-слоговой структуры в процессе проговаривания пословиц и поговорок.
4. Совместное изготовление с детьми схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники.
5. Чтение пословиц и поговорок с отстукиванием, отхлопыванием, отшагиванием ритма.
6. Пропевание пословиц и поговорок с отстукиванием ритма.
7. Выполнение детьми в игровой форме сочетанных артикуляционных, пальчиковых, дыхательно-координационных и голосовых упражнений с использованием пословиц на занятиях и в повседневной жизни.
8. Рисование, аппликация, лепка по мотивам сюжетов пословиц и поговорок. Создание коллажей, альбомов, книжек–самоделок, настольных игр.
9. Звуко-слоговой анализ слов на материале пословиц и поговорок на логопедических занятиях и на занятиях по обучению грамоте.
10. Чтение пословиц и поговорок с использованием схем мнемотехники.
11. Составление рассказов, сочинение сказок по мотивам сюжетов пословиц и поговорок.
12. Участие в играх–инсценировках, спектаклях по сочинённым сказкам с использованием игрушек, пальчикового театра, театральных костюмов. Обыгрывание пословиц и поговорок в ролевых играх: «Семья», «Дружба», «Школа» и др.
13. Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Какая пословица лишняя», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Продолжи пословицу», игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц?», «Кто знает, пусть продолжает» на знание и умение подбирать пословицы и поговорки и др.
14. Театрализованная деятельность «Делу – время, потехе – час».
15. Экологические акции: «Красна весна цветами, а осень плодами», «Каков уход – таков и плод».
17. Продуктивные виды деятельности: «Была бы охота, наладится любая работа», «Терпение и труд все перетрут», «За всякое дело берись умело» (лепка, оригами, рисование).
18. Выставка рисунков «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
19. Решение ребусов и кроссвордов: «Ко всякому делу разумный подход».
20. Конкурс-смотр: «Не говори, что делал, а покажи, что сделал».
21. Создание банка пословиц и поговорок.
22. Неделя с пословицей:
• Знакомство с пословицей, изучение её смыслов.
• Рисование по пословице.
• Разговор о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословицы.
• Знакомство с пословицами других народов, созвучными с этой пословицей (русскими, белорусскими и др.
Некоторые примерные задания для детей
Обсуждение вопросов с детьми
• О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;
• В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;
• О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;
• О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;
• От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?
1. Предложить детям составить правила к поговорке «В правде – сила».
Например: дошкольники могут предложить:
1. Говори всегда правду.
2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.
3. Не обращай свою вину на других.
4. Помогай говорить правду своим близким.
5. Учи говорить правду младших по возрасту.
2. «Подбери слово».
Не заживает рана от плохого…
Слово… каждому приятное.
Кто… тот людей смешит.
Без печи холодно, без хлеба…
Не будет хлеба, не будет и…
Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.
3. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»
— бабочка без цветов;
— одна звезда на небе;
— один цветок в поле.
4. «Какая пословица лучше»?
Взрослый читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун». Педагог предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.
1) «Подбор пословиц к сказкам».
Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.
Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».
Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».
У страха глаза большие – сказка «Пан Коцкий».
Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».
2) «Спор друзей». Взрослый рассказывает детям, что друзья, когда шли на день рождения, начали спорить: «Какая пословица лучше?» – «Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей», «Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей», «Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей». Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).
3) «Умницы и умники». Взрослый предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает»: «Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня»». После прочитанного рассказа логопед спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.
Педагог предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.
Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы
Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:
• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»
• Миша увидел в магазине конструктор лего. Он попросила папу его купить. Папа купил лего и принес домой. Миша поиграл с ним, а убирать не захотел. Тогда папа сказал ему: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
• Мой папа работает полицейским. Когда я вырасту, я тоже буду работать в полиции, как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.
Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи»
Рекомендуется использовать фотографии родителей, семьи каждого дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот.
Использование пословиц и поговорок во время автоматизации звуков на уровне предложения:
Звуки «Д – Дь» – «Жизнь дана на добрые дела», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего».
Звуки «К – Г» – «Кончил дело – гуляй смело».
Звук «Ч» – «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Под лежачий камень вода не течет», «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Звук «Ш» – «Шила в мешке не утаишь», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Поспешишь, людей насмешишь», «В гостях хорошо, а дома лучше».
Звук «М» – «Москва – всем городам мать».
Звуки «Л – Ль» – «Маленькое дело лучше большого безделья».
Звук «К» – «Красна птица пером, а человек умом».
При изучении лексических тем, особенно времен года, также хорошо знакомить детей с пословицами, они лучше запомнят сезонные признаки.
Формы и виды работы с родителями
– Творческая мастерская: «Мамины руки не знают скуки».
– Папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает». О традициях семейного воспитания.
– Акция: «Без дела жить – только небо коптить». Привлекать родителей к оказанию помощи в изготовлении дидактических игр и пособий по данной теме.
– Информационный стенд для родителей: «Какова яблонька, таковы и яблочки». Из жизни детей в детском саду.
– Семейный коллаж «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи» и др.
Пословицы и поговорки в развитии речи дошкольников
- Речевое развитие детей в домашних условиях (10)
- Особенности развития детей (6)
- Речевые нарушения (2)
- Организация занятий по развитию речи с детьми (1)
- ИКТ и речевое развитие (1)
- Готовимся к школе (3)
Пословицы и поговорки в развитии речи дошкольников
«Пословицы и поговорки в развитии речи дошкольника»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сензитивный период развития.
Важным средством формирования личности ребенка, развития его речи являются пословицы и поговорки.
Как писал К. Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями».
С произведениями фольклора дети встречаются, как известно, рано. К концу дошкольного возраста они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки и другие виды устного народного творчества.
Введение пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии. Пословицы легко соединяют и ярко, образно характеризуют разные области жизни: убеждения народа, жизненные трудности, труд, умение отдыхать и веселиться, дом, порядок, мир и лад в нем, просвещение, корыстолюбие, пороки, связь явлений, следствие и причины происходящего и многое другое.
Прогрессивные педагоги (Я.А. Каменский, Е.И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.
Общественная и педагогическая значимость фольклора, особенно малых его форм, обобщающий в художественной форме опыт народа, делает их важным средством ознакомления детей с окружающим миром, приобщения их к ценностным ориентирам, средством общего развития детей. Актуальность проблемы определяется тем, что до последнего времени оставалось недостаточно изучено активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка, возможностей фольклора в решении задач нравственного, этнокультурного воспитания детей и развития речи.
Вслушиваясь в образность народного языка, дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, даёт толчок фантазии и творчеству.
Хорошо подобранные пословицы и поговорки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему . Одни пословицы и поговорки побуждают к действию, другие – учат «уму-разуму».
Русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего поколения – мудрые пословицы и поговорки. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу – родной язык, остались бессмертными.
Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.
Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.
А у современных детей часто наблюдаются недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе; недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.
В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем?
В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».
Методы применения пословиц:
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ».
К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.
Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П. Усовой и других учёных. А.М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: « Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».
Необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)
Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
Например, для звука [ Ж ] :
«Дружба дружбой, а служба службой»;
«Небо даёт дождь, а земля рожь»;
«Однажды шёл дождик дважды»
Или для звука [ Ш ] :
«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;
«Тише едешь, дальше будешь» и др.
Использование в дошкольном возрасте пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль» (А.П. Усова)
Большинство детей старшего дошкольного возраста понимают пословицы в буквальном смысле и не всегда могут выразить обобщающий смысл, заложенный в пословице. Трудности у детей вызывает установление причинно-следственных связей, непонимание отдельных слов.
Дошкольники редко используют обобщенные слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей часто непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый, грамматически неоформленный характер.
Использование пословиц и поговорок в разучивании различных игр и упражнений:
* «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);
* «Назови пословицу к картинке»;
* «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;
* «Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека – …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь.–Хоть сгорю да …не отворю»);
* «Исправь ошибку»: («Что с возу упало, то…нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани…зимой (летом), а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и…безделье (уменье)» и т.д.).
1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4._М._1955.
2. Ушинский, К.Д. Собр. соч. – Т.6. – С.664.
3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина._М._2004.
4. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н. Зигуненко, – Изд-во «Астрель», 2014
5. Знакомим дошкольников с литературой О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М., ТЦ «Сфера», 1998
6. Старинные русские пословицы и поговорки М., Изд-во «Детская литература», 1983