Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Понятие «коммуникативная компетенция» означает успешную коммуникативную деятельность, осуществляемую на основе усвоенных средств, стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями.

В коммуникативную компетенцию входят следующие элементы:

  • знание способов взаимодействия с окружающими;
  • умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения;
  • практическое овладение диалогической и монологической речью;
  • овладение культурой устной и письменной речи;
  • владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
  • владение навыками работы в группе;
  • способность к осуществлению учебного сотрудничества;
  • владение различными социальными ролями;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей и др.

В дошкольном возрасте происходит очень важное приобретение – расширение круга общения, а, значит, потребность в общении возрастает, поэтому формирование коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте, когда развитие коммуникативных умений находится в сензитивном периоде, играет важную роль, для того что ребенок мог социализироваться в «новом» обществе, чтобы ему было комфортно в нем.

Сформированность элементов коммуникативной компетенции позволит ребенку быстрее адаптироваться в новом круге общения. В старшем дошкольном возрасте ведущим средством общения является слово, поэтому научить «обращаться» с этим словом в различных ситуациях – одна из важнейших задач для развития коммуникативных навыков и развития ребенка в целом.

Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, наличием стойких нарушений коммуникативного акта, что затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Дети с общим недоразвитием речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, потому что нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникации, что, в свою очередь, ведет к недоразвитию коммуникативной компететенции в целом.

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР процесс коммуникации происходит с некоторыми затруднениями — это происходит из-за того, что бедность словаря затрудняет выбор нужных языковых средств для реализации высказывания; неумение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми приводит к конфликтам, которые дети не способны разрешить в силу незнания способов их разрешения; ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, неумение правильно оценивать свои возможности приводит к снижению их коммуникативной активности.

Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР необходимо и очень важно, так как ребенку с нарушениями речи нужно общение, нужен диалог, который может осуществляться только при наличии собеседника, необходимо развитие связной монологической речи, что является базой для общения, навыки взаимодействия с окружающими, которые помогут быстрее «войти» в общество.

Сформированность коммуникативной компетенции старшего дошкольника влияет на учебную успешность, на адаптацию ребенка к школе, на эмоциональное благополучие в коллективе, является условием благополучия ребенка, а также выступает как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Вопрос о значении формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является открытым и актуальным для педагогов.

Автор: Канюка М.И.,
студентка НИУ БелГУ,
г. Белгород
Научный руководитель:
Садовски М.В.,
к.ф.н., доцент НИУ БелГУ,
г.Белгород

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 29.06.2014

Статья просмотрена: 6489 раз

Библиографическое описание:

Красовская, Е. В. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. В. Красовская, А. Н. Данилова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5948/ (дата обращения: 18.01.2022).

Проблема компетентности и ее формирования стало актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентного подхода. Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи: Л. П. Алексеева, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.

Термин «компетентность» означает разный смысл и понятие «компетентность» этимологически связано с понятием «компетенция». Втолковом словаре под редакцией Д. И. Ушакова видны различия между понятиями компетентность и компетенция:

«компетентность» — осведомленность, авторитетность;

«компетенция» — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий [7].

В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности».

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) [2, с.5].

Читайте также:
Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР в средней группе на тему (Зима, Путешествие снежинок)

Коммуникативнаякомпетенция является сложным, многокомпонентным образованием, которая начинает свое развитие в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте приобретает большое значение развитие личности в системе образования, ее базисных черт: детской компетентности, креативности, инициативности, активности, самостоятельности, коммуникабельности.

Коммуникабельность — это [лат. communicatio — общаться] — готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими [7].

Термин «коммуникация» многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания [6]. И. А. Зимняя считает, что коммуникация — процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию [4].

По мнению М. И. Лисиной [5], развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап — эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни); второй — ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни); третий — внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.

Коммуникация может быть речевой и неречевой. Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной ситуации (Арушанова А. Г.). Коммуникативная ситуация — это ситуация речевого общения двух и более людей. Речевое общение происходит по законам того или иного языка, который представляет собой целостную систему фонетических (графических), лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения (правил речевой коммуникации). Именно формирование функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи — диалога и монолога [1].

Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты:

– коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

– способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);

– способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

– культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, техникой аргументации и введение спора, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств).

Особого внимания заслуживает особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети данной категории даже в большой степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, т. к. нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникаций, что в свою очередь ведет к недоразвитию коммуникативной компетентности в целом. Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Л. С. Волкова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина и др. [3].

Л. С. Волкова, Н. С. Жукова в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При общем недоразвитии речи наблюдается позднее проявление речи, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования.

Р. Е. Левина отмечает, что речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя языка) у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным интеллектом. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалии, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по указанным компонентам. Отметим, что недостатки речевого развития (фонематического и словарного) детей с ОНР поддаются коррекции и развитию, но это происходит более медленными темпами, чем развитие других коммуникативных навыков, таких как — контактность в общении, инициативность, доброжелательность, взаимодействие, использование невербальных средств общения.

К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР относятся:

– наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фразеологии;

– характерно меточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактно — обобщенным значением;

– словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;

– трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;

– недостаточная дифференциация звуков на слух;

– низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту.

– нарушение фонематического восприятия;

– снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи) незаинтересованность в контактах и т. д.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников является: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослым и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Свою работу мы строим в соответствии со следующими задачами:

– формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;

Читайте также:
Пример написания логопедической характеристики

– усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств её выражения;

– обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Система развития коммуникативной компетенции дошкольников с ОНР включает в себя: диагностический материал по развитию связной речи, формированию коммуникативных навыков, формированию языковой и речевой компетентности старших дошкольников; план логопеда и воспитателя по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР. В планах описывается включение дошкольников с ОНР в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками, повышение коммуникативной культуры. Одним из разделов плана является раздел, посвященный работе с родителями.

В процессе работы с детьми создается коммуникативно-игровая среда, воздействующая на личность ребенка. Коммуникативно-игровая среда представляет собой игровое пространство, смоделированное таким образом, что дети были вынуждены вступать в общение. Сначала педагоги учат ребенка использовать материалы коммуникативно-игровой среды, обучают их определенным совместным действиям, что способствует активизации общения.

Перечислим методы и формы работы с дошкольниками с ОНР, которые активно используются в работе: игры — соревнования, игры — драматизации, подвижные игры, творческие игры, игры — инсценировки, сюжетно — ролевые игры, беседы, инсценировки, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение стихов; импровизация; рассказы детей; мини-конкурсы, литературные викторины и др.

Дети имеют возможность заниматься какой-либо деятельностью в присутствии сверстника. Опыт такого свободного контактирования способствует взаимодействию в ситуации, когда несколько детей выполняют одну и ту же работу (рисуют, делают поделки, играют). Более тесный физический контакт побуждает к возникновению разговоров, а нередко к согласованию замыслов, действий.

Следует отметить, что наибольшую ценность представляет, прежде всего, игра- импровизация по мотивам сказки. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере. Детям нравится многократно возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюма, декорации, игрушки. Это способствует хорошему запоминанию диалога. Также используются задания по составлению рассказов. Педагоги побуждают детей к высказываниям из личного опыта. Это разнообразные вопросы: «У кого зайчик просил помощи?», «Кто повстречался с зайчиком?», «А если ты повстречаешься с зайчиком, что ты скажешь?» (инсценирование русской народной сказки «Лубяная избушка»).

Детям старшего дошкольного возраста очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними: «Как медвежонок искал друга», «Чья мама?» и др. Здесь возникают повторяющиеся диалоги персонажи, которые помогают детям импровизировать на заданную тему.

Таким образом, предпочитаемым видом коммуникативной деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи является ежедневное общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности. Коммуникативная активность дошкольников с ОНР представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.,2005.- 128 с.

2. Детский сад: теория и практика № 3/2013 (журнал). Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

3. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: «Просвещение», 1990. — 239 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с.

5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.- с.291–300.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн — СПб.: Питер Ком, 1999. — 418 с.

Развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

татьяна краснова
Развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

ФГОС определяет высокие требования к современному дошкольному образованию. Приоритетной задачей современной дошкольной образовательной организации является создание условий для успешной социализации, индивидуализации и творческой самореализации каждого ребенка дошкольного возраста. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Стандартом учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

В современной коррекционной педагогике вопрос социализации детей с общим недоразвитием речи среди нормально развивающихся сверстников активно обсуждается в научной среде. Хотя данный вопрос не считается достаточно изученным, большинство исследователей (Е. Е. Дмитриева, О. В. Дзюба и другие) сходятся во мнении, что успешная социализация невозможна без овладения ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР) достаточным уровнем коммуникативной компетентности.

Исследования Б. М. Гриншпуна, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других указывают на стойкие фонетико – фонематические, лексико – грамматические и семантические нарушения речи детей с ОНР. Вследствие этого спонтанное формирование речевых умений и навыков у таких дошкольников либо невозможно вовсе, либо осуществляется весьма дисгармонично. Это усугубляется дефицитом средств общения, несформированностью форм коммуникации (диалогической и монологической речи, отсутствием полноценных условий для накопления речевого опыта. Самостоятельная речь несовершенна по своей структурно – семантической организации, у большинства из них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли, С. Н. Шаховская считает, что бедность словаря не обеспечивает детям возможности полноценного общения, а Л. Г. Соловьева делает вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений.

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия с детьми раннего возраста на тему Времена года

Немногочисленные исследования (Т. Н. Волковской, О. В. Дзюбы, Л. С. Дмитриевских, Г. Х. Юсуповой и др.) по проблеме изучения коммуникативной компетентности у детей с ОНР свидетельствуют о том, что у них наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др. [4].

Анализ проблемы развития коммуникативной компетентности детей с ОНР, основанный на данных психолого – педагогических источников показал, что исследований развития коммуникативных умений, коммуникативных навыков детей проводится достаточно, но нет целостного подхода к изучению возможностей развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР в условиях социально – ограниченной педагогической среды, которую может создать взаимосвязанная работа специалистов – учителя – логопеда и педагога – психолога. «Профессиональное взаимодействие этих специалистов в ходе коррекционной работы определяет ее результативность как в достижении конкретных целей логопедической коррекции, так и в решении основной коррекционной задачи – социальной адаптации человека, имеющего речевое расстройство»[3].

Недостаточная разработанность сформулированной проблемы обусловили актуальность выбора темы исследования «Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи».

Была поставлена цель исследования – экспериментально изучить возможности развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях реализации логопсихологической коррекционно – развивающей программы.Выдвинута гипотеза: реализация логопсихологической коррекционно – развивающей программы оптимизирует развитие коммуникативной компетентности, её компонентов (познавательного, эмоционального, поведенческого, развитие речевых средств, используемых в общении со сверстниками, у старших дошкольников с ОНР.Поставлены задачи исследования:

1. Оценить состояние проблемы развития коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого – педагогической литературе.

2. Экспериментально изучить особенности развития коммуникативной компетентности, её компонентов (познавательного, эмоционального, поведенческого) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и апробировать логопсихологическую коррекционно – развивающую программу, направленную на развитие компонентов коммуникативной компетентности (познавательного, эмоционального, поведенческого, развитие речевых средств, используемых старшими дошкольниками с ОНР в общении со сверстниками.

4. Оценить эффективность предложенной логопсихологической коррекционно – развивающей программы по данным контрольного эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 95 «Алёнушка» г. Нижнего Новгорода.В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте 6-7 лет: 30 детей с ОНР (II и III уровня речевого развития) и 30 детей без нарушений речевого развития.

По результатам диагностической программы изучения компонентов коммуникативной компетентности детей с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, а также состояния речевого развития старших дошкольников выявлены качественные характеристики компонентов коммуникативной компетентности, речевых средств, используемых детьми в общении со сверстниками. Наблюдается системное нарушение всех компонентов коммуникативной компетентности и недоразвитие речевых средств, используемых детьми (отсутствие, бедность, несовершенство и т. д).

Опираясь на исследования Т. Н. Волковской о психологическом аспекте деятельности логопеда, а также на количественные и качественные данные констатирующего эксперимента, мы убедились в необходимости создания курса интегрированных занятий психолога и логопеда в вопросе развития коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В эксперименте приняли участие 15 детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад № 95 «Алёнушка» города Нижнего Новгорода. Коррекционно – развивающая работа проводилась в течение 7 месяцев один раз в неделю.

Совместные интегрированные занятия, проводимые логопедом и психологом,были направленны на решение задач:

– формирования коммуникативных умений и навыков, речевого и социального поведения;

развития речевых средств, используемых детьми в общении с партнером.

1 этап – развитие познавательного компонента коммуникативной компетентности, развитие речевых средств, используемых детьми в общении со сверстниками.

– расширение представлений детей о нормах и правилах общения (поведения) со взрослыми и сверстниками, развитие внимания к речевой деятельности сверстников, активизация навыков теоретического сотрудничества, воспитание потребности в общении.

– формирование лексики, отражающей оценочные суждения детей, развитие монологической речи, активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов, отражающих качества личности и межличностные отношения.

2 этап – развитие эмоционального компонента коммуникативной компетентности, развитие речевых средств, используемых детьми в общении со сверстниками.

развитие эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Читайте также:
Развитие связной речи у детей 5-7 лет с речевыми патологиями

– обогащение эмоционального словаря, развитие интонационной выразительности речи, невербальных средств общения, развитие связной речи.

3 этап – развитие поведенческого компонента коммуникативной компетентности, развитие речевых средств, используемых детьми в общении со сверстниками.

– формирование навыков регулирования процесса общения и взаимодействия с помощью правил и норм поведения, формирование у детей понятия о причинах возникновения конфликтов, поиск компромиссного решения, развитие произвольности и самоконтроля и т. д.

развитие диалогической речи, формирование грамматического строя и развитие связной речи.

Были использованы разные методы и приемы: сказкотерапия, игровая психокоррекция, арттерапия, психокоррекционные игры и упражнения, театрализованные и подвижные игры, игры на развитие общей и мелкой моторики, элементы кейс – технологии, а также упражнения по развитию словаря, диалогической и монологической речи, на формирование грамматического строя речи, развитию связной речи и т. д.

Для оценки эффективности проведенной коррекционно – развивающей работы был проведен контрольный этап практического исследования.

Диагностический инструментарий контрольного эксперимента был тот же,что и в основе констатирующего эксперимента:

– Методика «Неоконченные ситуации» А. М. Щетининой, Л. В. Кирс,

– Методика «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» В. М. Минаевой,

– Методика «Диагностика изучения навыков общения со сверстниками» И. А. Орловой и В. М. Холмогоровой,

– Система стандартизированного наблюдения (В. М. Холмогорова, Е. О. Смирнова).

Результаты контрольного эксперимента таковы: уровень развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР, участников логопсихологической программы, стал выше и качественно улучшился, чем у их сверстников, которые в программе не участвовали.

Наблюдение за выполнением заданий экспериментальных методик и стандартизированного наблюдения за общением в группе в течение времени формирующей программы показало: дети стали больше внимания обращать на качество организации речевой деятельности. Многие воспитанники с ОНР, стеснявшиеся своих речевых нарушений,стали смелее и внимательнее: с удовольствием вступают в диалог со сверстниками и взрослыми, при ошибках осуществляют речевую деятельность с самокоррекцией. К концу обучения дети значительно расширили словарь, быстрее автоматизировали звуки родного языка, улучшились концентрация и устойчивость внимания, повысилась длительность запоминаемого материала, повысилась мотивация к речевому общению. Многие дети, чувствуя улучшения в собственной речи, с удовольствием вступали в речевое общение не только с детьми, но и со взрослыми, стали внимательнее к речи сверстников, с удовольствием проявляли себя на занятиях. На контрольном этапе несколько улучшилось языковое оформление речевых высказываний дошкольников с ОНР: дети продолжают использовать простые предложения, но в их рассказах встречаются и предложения, состоящие из пяти и более слов, дети активно используют связующие звенья. Рассказы стали развернутыми, улучшилась их смысловая ценность. Дошкольники с ОНР стали больше внимания обращать на временные, причинно-следственные связи в событиях рассказа.

Несомненно,результаты воспитанников с ОНР все еще не достигают высоких результатов: в группе все еще имеются дошкольники, имеющие низкие коммуникативные навыки. Тем не менее, положительный результат отмечен, что подчеркивает необходимость проведения дальнейшей формирующей работы по представленным направлениям.

Выводы. Исследование показало,что предполагаемая гипотеза исследования подтвердилась: реализация логопсихологической коррекционно – развивающей программы оптимизирует развитие коммуникативной компетентности, её компонентов (познавательного, эмоционального, поведенческого, развитие речевых средств, используемых в общении со сверстниками, у старших дошкольников с ОНР.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода – научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2018

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Коммуникативная компетенция- основное развитие ребенка, важнейший фактор формирования личности. Развитие коммуникативной компетенции является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние на становление личности ребенка-дошкольника.

Читайте также:
Речевая карта для школьного логопункта

На своеобразие коммуникативной компетенции детей с нарушением речи указывают такие ученые, как Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Л.Г.Соловьева. В исследованиях этих ученых доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативной компетенции у детей с нарушениями речи. Но, несмотря на постоянный интерес ученых к проблеме коммуникативного формирования детей дошкольного возраста и оптимизации коррекционной работы, существуют определенные противоречия разработанности методики коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.

Коммуникативная компетенция- это целая система, методически и психологически организованная. В этой системе достигается единство средств и способов общения. Процесс коммуникативной компетенции индивидуален и динамичен. Он характеризует интеллектуальные способности личности. Эти способности проявляются в деятельности, где необходимым компонентом являются речевые акты.

У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня в силу дефекта речи снижена потребность в общении, отмечаются недостатки вербальных и невербальных средств коммуникации; нарушение формирования базовых коммуникативных функций; недостатки социо-эмоциональных навыков; нарушение диалоговых навыков.

В исследовании мы рассматриваем коммуникативную компетенцию как:

Совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

Умение организовать общение;

Умение слушать собеседника;

Умение эмоционально сопереживать;

Умение решать конфликт.

В процессе исследования мы выделили следующие особенности коммуникативной компетенции:

Умение вступать во взаимодействие и сотрудничество в процессе общения;

Организаторские умения детей в совместной деятельности;

Использование вербальных и невербальных средств общения.

Для обследования уровня сформированности коммуникативной компетенции в данном исследовании мы использовали следующие диагностические методики:

1)методика «Общение детей со сверстниками в процессе взаимодействия» («Рукавички») (Г.А. Цукерман);

2) методика «Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

3) методика изучения вербальных средств общения, умений вести диалог со сверстниками (И.А. Бизикова);

4) методика «Определение частотности использования детьми невербальных средств общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Проблемы в развитии коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня спонтанно не преодолевается. Для этого необходима специально организованная работа по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружение ребенка в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками.

Проанализировав результаты исследования сформированности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы составили логопедическую работу по формировании коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Логопедическая работа была рассчитана на детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Занятия по формированию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня проводились в первой половине дня 3 раза в неделю, продолжительностью по 20 мин, в течение двух месяцев. Всего было проведено 24 занятий.

Логопедическая работа по формированию коммуникативной компетенции у детей осуществлялась в тесной взаимосвязи логопеда с воспитателем, Занятия проводились как логопедом, так и воспитателем в группе. Каждому ребенку была представлена возможность проявить себя, быть открытым, не бояться.

Работа по формированию коммуникативной компетенции у детей с ОНР III уровня осуществлялась в игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста. В игре развивается речь ребенка, он учится планировать и регулировать свои действия партнеров по игре.

Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО.

Коррекционная работа по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в игровой деятельности проводилась в системе. Она включала в себя целенаправленную работу с педагогами и родителями.

РИС. Взаимодействие семьи и ДОУ

В начале работы нами были поставлены следующие задачи в соответствии с выявленными особенностями во второй главе.

Научить детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умению взаимодействовать и сотрудничать в процессе общения:

а) уметь договариваться, приходить к общему решению;

б) уметь осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности;

в) уметь устанавливать обратную взаимосвязь при взаимодействии с другими детьми;

г) уметь разрешать возникающие конфликты мирным путем.

2. Обучить детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня организаторским умениям в совместной деятельности:

а) уметь предложить цель деятельности и спланировать ее содержание;

б) уметь выбрать средства для осуществления деятельность;

в) уметь объективно оценить общий результат и вклад каждого;

г) уметь соотнести полученный результат с планируемым;

д) уметь учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям;

е) уметь распределять обязанности с учетом возможностей и интересов каждого ребенка;

ж) уметь решать спорный вопрос без вмешательства взрослого;

Читайте также:
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему: Что такое дружба

з) уметь объективно оценит отношение партнера к порученному делу;

и) уметь проявить самокритичность, вовремя заметить и исправить ошибки.

3. Научить детей использовать вербальные и невербальные средства общения:

а) уметь задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с темой и ситуацией общения;

в) уметь сообщать собеседникам свое мнение;

г) уметь выражать просьбы, советы, предложения;

д) уметь сообщать свои чувства, делиться новостями;

е) уметь вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.

Игры по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводились в системе и были поделены на четыре блока.

I блок. Игры на формирование умения слышать, понимать и подчиняться правилам. К этому блоку мы отнесли такие игры, как: «Право-лево», «Холодно-горячо», «Менялки», «Связующая нить».

Эти игры направлены на умение контролировать движения и работать по инструкции.

В этих играх у детей воспитывалось:

– доверие друг к другу;

– чувство ответственности за другого.

Во II блок вошли игры на умение активно слушать.

В этих играх формировалось умение:

– общаться на вербальном и невербальном уровнях;

– определять эмоциональное состояние других детей;

– выражать свои чувства;

– перефразировать сказанное (сохранив главный смысл);

– выделять основную идею высказывания, подводить итог;

– использование такого приема «агрессивный слушатель», как развитие собеседника.

К этому блоку мы отнесли такие игры, как «Телефон», «Скажи по – другому», «Мое начало – твой конец», «Цепочка слов», « О чем я сказала?».

III блок- игры на умение перерабатывать информацию. Например: « Я бросаю тебе мяч», « Хорошо – плохо», «Бывает – не бывает».

В этих играх формировалось умение:

– понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации;

-аргументировать свою точку зрения;

IV блок. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому). Это такие игры: «Знакомство», «Угадай, кто я», «Опиши друга».

В этих играх формировалось умение устанавливать «обратную связь при взаимодействии с другими детьми».

Нами было составлено календарно-тематическое планирование по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в игровой деятельности, которое представлено ниже (См. Таблица №1).

Календарно-тематическое планирование по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в игровой деятельности

Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дефект речи на сегодняшний день является одной из проблем дошкольного образования, что сказывается на последующем развитии ребенка.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками[1].

Проблема коммуникации у детей с общим недоразвитием речи и использование полученных ими речевых и языковых умений и навыков в повседневном общении не является новой в логопедической практике. Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У таких детей, по данным Р.Е. Левиной, Б.М. Гриншпуна, С.Н. Шаховской, Т.Б.Филичевой, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.

Вопросы изучения коммуникации и речи поднимались в исследованиях не только психологов и педагогов, но и социологов, лингвистов, биологов и представлены в работах как мировых, так и отечественных ученых: А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии и других. Несмотря на постоянный интерес исследователей, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей, возможностях их целенаправленного развития.

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

Одним из средств развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является коммуникация, формирование которой отражается на становлении личности, социальной адаптации в окружающем мире и идёт в непрерывном единстве с развитием у детей средств общения и речи.

Коммуникативные компетенции – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности. Развитие коммуникативных компетенций является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние на становление личности ребенка-дошкольника[4].

Коммуникативная компетенция речи обеспечивается уровнем общего интеллектуального и речевого развития, степенью и характером включенности ребенка в различные виды деятельности, а также качеством процесса его общения с взрослыми[2].

Читайте также:
Звук Р - конспект логопедического занятия

К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи относятся:

  • наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фразеологии;
  • словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;
  • трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
  • недостаточная дифференциация звуков на слух;
  • низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
  • нарушение фонематического восприятия;
  • снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи) незаинтересованность в контактах и т. д. [4].

У детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи[5].

Общение — это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека[9].

Общее недоразвитие речи у детей приводит к стойким нарушениям общения, плохо развитая речь препятствует установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения [10].

У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с общим недоразвитием речи с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

Таким образом, предпочитаемым видом коммуникативной деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи является ежедневное общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности и сосредоточенности на отношении к сверстнику с помощью нравственных норм поведения.

Литаратура

  1. Запорожец Л.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника /Л.В.Запарожец //Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. – 874 с.
  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2014. — 384 с.
  4. Игнатьева, С.А. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры личности // Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии.– М.: Дело, 2014. – 638 с.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб., 2009. – 896 с
  6. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. — 159 с.
  7. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. — 3-е изд. — М.: Смысл; СПб.: Лань, 2010. — 287 с
  8. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2013. — 268 с.
  9. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.
  10. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание с обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Издательство Гном и Д», 2010. – 128с.

Танкаева Аселя Отогоновна
Магистрант Курганского государственного университета (направления подготовки)
«Специальное (дефектологическое) образование»

г. Курган

Вестник Педагога

Автор: Мешкова Вера Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №367
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: “Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР через продуктивные виды деятельности”
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Формирование коммуникативной компетентности у старших

дошкольников с ОНР через продуктивные виды деятельности».

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки

для выработки новых целей в образовании, центром которых становится личность и её

внутренний мир. Но, к сожалению, у дошкольников отмечается низкий уровень

социально-личностного развития. Дети с речевой патологией испытывают огромные

коммуникативные трудности: способность налаживать речевое взаимодействие с

партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от

ситуации общения. Одной из основных задач коррекционной работы является

формирование и развитие у детей коммуникативных умений. Именно речевое общение –

одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его

личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку

самого себя через посредство других людей.

Важной составляющей социализации ребёнка является речевое развитие наряду с

социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно-творческим

развитием, поэтому целью и одновременно результатом логопедической работы является

формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия

естественного, безболезненного перехода детей на ступень начального общего

образования. Формирование речевой компетентности включает развитие

коммуникативных и языковых способностей детей. Психологи определяют

коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности

личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими

людьми. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей,

познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных

отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться

Читайте также:
Конспект НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте: Звуки (Х), (Х')

обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение

комфорта, помогает адаптации в социуме.

Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три

составляющих, на которых она основывается и без которых не может существовать:

– мотивационную («я хочу общаться»);

– когнитивную («я знаю, как общаться»);

– поведенческую («я умею общаться»).

Первая составляющая, «область желания

включает потребность включения в

ситуацию общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент

высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз

и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ситуации. Общение со сверстниками

побуждается особыми, специфическими коммуникативными потребностями.

Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений,

обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми: взрослыми и детьми.

Монологическая компетенция предусматривает сформированность комплекса речевых

умений: словарного богатства родного языка; элементарного филологического анализа

речи; грамматического строя речи.

У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:

– недостаточная инициативность в общении,

– предпочтение пассивных ролей,

– неумение улаживать конфликты,

– не владение адекватными (речевыми способами выражения своего внутреннего

При продуцировании вопросительных высказываний, выполняющих контактно

устанавливающую функцию в диалоге ребёнка со взрослым или сверстником, затруднения

у детей с ОНР возникают уже на этапе мотивации и создания смысловой программы. У

данных детей имеются трудности при определении темы вопроса, лексико-

грамматического развёртывания вопроса. Отсутствие отдаленных целей является одной из

причин снижения процента инициаций-вопросов в ходе общения детей с общим

недоразвитием речи. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-

грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают

возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих

процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-

семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при

программировании высказывания, синтезе отдельных элементов в структурное целое,

отборе языкового материала для той или иной цели. Недостаточность вербальных средств

общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в

формировании игрового процесса. Признано, что речевые нарушения сказываются на

характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формировании его самосознания

и самооценки. Создание условий для формирования активной позиции ребенка

предполагает стимулирование его познавательной, социальной активности и, что особенно

важно при нарушениях речи, речевой активности: формирование мотивов общения,

включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов

языковой системы, использование методов обучения, стимулирующих проявление речевой

инициативы в процессе обучения.

Работа по повышению коммуникативной компетентности воспитанников проводится в

три этапа. Экспериментальная работа осуществляется на специально организованных

(фронтальных, индивидуальных, а также по подгруппам) занятиях, в процессе совместной

деятельности, в различных играх и игровых упражнениях.

Первый этап. Развитие мотивационно – потребностной сферы.

На этом этапе решаются следующие задачи:

– формирование положительного настроя на занятия;

– привлечение внимания к сверстникам;

– обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;

– введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на

Основная цель первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную

потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению

Коммуникативное намерение чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с

конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта. Этот факт

сильно влияет на эффективность и продуктивность порождения высказывания и при

неблагоприятных обстоятельствах может чрезвычайно редуцировать высказывание или

блокировать речевую активность.

Для общения детей в группе надо создать необходимые благоприятные условия:

– использовать демократический стиль общения;

– чёткое соблюдать вводимые правила в учебный процесс. (Например: любое мнение

обсуждается, но не осуждается, не критикуется.) Воспитание осознанного отношения к

правилам должно включать три взаимных компонента: знание правил; понимание их

справедливости и значимости; соответствие поступков известным правилам поведения;

– дети должны быть активными участниками в организации деятельности на занятиях,

выборе вида занятий.

– обсуждение с детьми основных моментов занятия, выяснение их мнения.

Особенно сложно развивать понятие внутреннего мира у детей с общим недоразвитием

речи, так как у них слабо развита речь, поэтому необходимо направить усилия на

формирование у дошкольников умение представлять себя своим сверстникам.

Изобразительная деятельность понятна и близка детям, поэтому развивать социальные

качества у дошкольников проще через организацию различных видов продуктивной

деятельности: коллажи, аппликации, рисование, конструирование и др.

На этом этапе работы первостепенным является необходимость сплотить группу,

активизировать взаимодействие между её участниками, помочь детям обрести

уверенность и почувствовать себя частью коллектива, научить детей понимать чувства

других, оказывать им поддержку и сопереживать.

Особое место в работе на первом этапе занимают игры, помогающие научить детей

понимать по выражению лица эмоциональное состояние

человека, познакомить с

невербальными средствами общения: мимикой, жестами, позами и научить применять их

на практике: «Мои чувства», «Расскажи без слов», «Отгадай моё настроение» и др.

Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с ОНР

заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного

общения. Основные задачи этой работы:

Читайте также:
Как отличить дислалию от дизартрии

– дальнейшее развитие невербальных средств общения;

– обогащение способов эмоционального реагирования;

– формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать

и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

Цель: Сформировать у детей представления о правилах и способах эффективного

Правила эффективного общения включают теоретический аспект и практическую

подготовку. Первый предполагает сообщение необходимых и соответствующих

возрастным возможностям знаний. Практический раздел включает создание условий для

эффективного общения на занятиях и в свободное время.

При использовании ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования,

проигрывания, анализа ситуаций, словесного рисования надо обращать внимание детей на

последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, отношение педагогов к

ребёнку, поступающему в разрез с правилами, его переживаниям, собственное

На данном этапе при создании коммуникативных ситуаций можно использовать сюжетно-

ролевые игры, фотографии и детские рисунки, а также другие продукты детской

деятельности, показывать различные сценки и драматизации сказок и рассказов.

Третий этап посвящается автоматизации выработанных умений и навыков на занятиях и

в условиях свободной деятельности. Достижение данной цели возможно через постановку

ряда задач и разработку направлений коррекционного воздействия, формирующих навык

переноса моделей социального поведения и взаимодействия из учебной деятельности в

практику реального общения и социально приемлемые формы поведения.

Для решения поставленных задач необходимо сделать выработанные на предыдущих

этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого используется метод

создания проблемных ситуаций. Решая смысловые задачи, ребёнок не только

обнаруживает имеющийся у него эмоциональный опыт, но и развивает его,

перед необходимостью осознания его личностного смысла, собственных мотивов и

установок. Попадая в коммуникативные ситуации, ребёнку необходимо самостоятельно

организовывать своё поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние

сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия. Используются

-придумывание диалогов к картинке, фотографии.

– разыгрывание ситуации общения.

После проведения игр и игровых упражнений анализируются действия и поступки детей и

обсуждаются разнообразные варианты выхода из создавшейся ситуации.

На данном этапе работы дети овладевают следующими коммуникативными умениями:

– активно вступают в диалог;

– умеют задавать вопросы;

– слушают и понимают речь;

– строят общение с учётом ситуации;

– легко входят в контакт,

– ясно и последовательно выражают свои мысли;

– пользуются формами речевого этикета,

– регулируют своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

В результате ребёнок становится активным участником речевого общения

Педагогические технологии коррекционно-логопедической работы по формированию

коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи,

позволяют не только формировать речевые, вопросительные высказывания, но и развить

лексико-грамматическую сторону речи, связную речь, повышая результативность

коррекционно-педагогической работы в целом, способствуя повышению уровня

социальной адаптации детей с общим недоразвитием речи.

1.Дмитриевских Л.С. Формирование коммуникативной компетентности у старших

дошкольников с ОНР //Логопед.-2010.-№2.

2.Зимняя И.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач

3.Калинкина Е.Б. Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного

возраста средствами рассказов из личного опыта // Логопед.-2011.-№10.

4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.

5. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами

Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Немногочисленные исследования (Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Г.Х. Юсуповой и др.) по проблеме изучения коммуникативной компетентности у детей с ОНР свидетельствуют о том, что у них наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др. [2; 4].

Целью проведенного нами исследования было изучение специфики формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР. Исследование проводилось на базах МБДОУ № 10 и МДОУ № 143 г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей с ОНР и 20 детей с нормальным речевым развитием.

Определяя исходные позиции исследования, мы опирались на работы авторов, которые рассматривают коммуникативную компетентность как совокупность ряда практических коммуникативных умений (умение организовывать общение, умение поддерживать тему беседы, умение решать конфликтные ситуации, умение сотрудничать с партнером и др.) и определенных личностных качеств (общительность, желание вступать в контакт с окружающими, эмпатия) [2; 4].

Программа диагностического изучения включала изучение основных компонентов коммуникативной компетентности, таких как способность понимать эмоциональное состояние окружающих и умение рассказать о нем, готовность к сотрудничеству с партнером; умение получать необходимую информацию в общении, вести диалог; умение оказывать и принимать помощь; умение отстаивать свое мнение, а также умение спокойно реагировать при возникновении конфликта.

С целью выявления специфических особенностей сформированности компонентов коммуникативной компетентности мы использовали методики, уже адаптированные к интересующей нас категории детей (О.В. Дыбина «Диагностика социально-коммуникативной компетентности» (диагностические пробы «Отражение чувств», «Зеркало настроений», «Интервью», «Необитаемый остров», «Помощники»), Г.А. Урунтаева «Рукавички») и основные оценочные критерии их сформированности [7; 8]. По результатам исследования дети были отнесены к одному из трех уровней сформированности коммуникативной компетентности, каждому из которых соответствовала качественная характеристика, отражающая степень развития выделенных выше компонентов. Уровневая характеристика сформированности коммуникативной компетентности у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием представлена на рисунке 1.

Читайте также:
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях логопункта

Рис. 1. Сравнительная характеристика детей по уровням сформированности коммуникативной компетентности

Представленные данные показывают, что низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности наблюдается у 55% детей с ОНР и у 5% детей с нормальным речевым развитием. Эти дети затруднялись в определении эмоциональных состояний, не могли определить их причину и предположить дальнейшее развитие событий. Они обнаруживали нерешительность в контактах с партнером, не смогли получить от собеседника необходимую информацию, действовали индивидуально. В большинстве случаев эти дети не проявляли активности и пассивно следовали за более инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Они не считались с интересами сверстников, при этом умения отстаивать свою точку зрения не наблюдалось. Некоторые из них провоцировали конфликт вследствие неспособности высказать свою точку зрения. В общении с партнером данные дети не соблюдали нормы взаимодействия. Они проявляли равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную помощь, при этом отказывались от помощи взрослого и сверстников.

Средний уровень сформированности коммуникативной компетентности наблюдается у 40% детей с ОНР и у 65% детей с нормальным речевым развитием. Эти дети проявили умение определять эмоциональное состояние других только с помощью взрослого. Они легко контактировали со сверстниками, стремились к общению (как правило, с детьми своего пола). Межличностное общение характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Они проявили умение получать необходимую информацию, прибегая к помощи взрослого. Дети продемонстрировали недостаточную, но положительно направленную активность в общении (принимали предложение инициатора, могли возразить, учитывая свои интересы, выступали со встречным предложением, спокойно отстаивая свое мнение). В целом они проявили умение вести диалог с окружающими. Дети продемонстрировали знание норм организованного взаимодействия, но могли их нарушать, не всегда учитывая интересы собеседников. Они замечали затруднения сверстников, но не всегда оказывали необходимую им помощь. Помощь принимали, но самостоятельно за ней не обращались. По разрешению конфликтных ситуаций не проявляли инициативы: шли на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои интересы в большинстве случаев подчиняли интересам других детей.

Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности наблюдается у 30% детей с нормальным речевым развитием и всего лишь у 5% детей с ОНР. Эти дети самостоятельно и правильно определяли эмоциональное состояние сверстников и взрослого, могли рассказать о нем. Они легко принимали на себя функции организаторов взаимодействия, распределяли обязанности, роли; проявляли умение выслушать собеседника, согласовать с ним свои предложения, убедить, уступить. Дети довольно легко вступали в диалог со сверстником, проявляли отзывчивость, способность принять и оказать действенную помощь. Они активно взаимодействовали с членами группы, решающими общую задачу, спокойно отстаивали свою точку зрения, проявляя при этом уважительное отношение к партнеру. С легкостью получали необходимую информацию в процессе общения. При возникновении конфликтных ситуаций старались найти справедливое разрешение либо обращались к взрослому.

Таким образом, результаты сравнительного исследования свидетельствуют о неполноценном формировании коммуникативной компетентности, о ее системном нарушении у старших дошкольников с ОНР, что актуализирует проблему разработки программы по развитию и коррекции коммуникативной компетентности у этой категории детей.

Цель разработанной и апробированной нами коррекционно-развивающей программы – развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР и выведение их на уровень оптимальных возрастных возможностей в коммуникативном развитии.

Основные задачи, которые мы решали при реализации коррекционно-развивающей программы:

  • расширение речевого опыта детей;
  • развитие потребности в общении со сверстниками;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • формирование умения преодолевать безразличие, нерешительность в общении с окружающими.

Методы и приемы, которые мы использовали в работе с детьми по коммуникативному развитию:

  • моделирование различных форм общения со сверстниками;
  • создание проблемных ситуаций во взаимоотношениях со сверстником;
  • разыгрывание психогимнастических этюдов;
  • игры с правилами;
  • чтение, беседы и т.п.

Использование этих методов и приемов позволяло обогащать речевой опыт детей, активизировать инициативу в общении с партнером, упражнять детей в самостоятельной организации своего коммуникативного поведения.

Разработанная коррекционно-развивающая программа была реализована в старшей группе детей с ОНР МБДОУ № 10 (экспериментальная группа в количестве 10 человек). В состав контрольной группы вошли 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР МБДОУ № 143.

Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том (табл. 1), что дети экспериментальной группы значительно улучшили количественные и качественные показатели в области взаимодействия в системе «ребенок-ребенок» по сравнению со сверстниками из контрольной группы.

Таблица 1

Динамика развития коммуникативной компетентности у детей с ОНР

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: