Значение биоэнергопластики при формировании звукопроизношения у детей с ОНР

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности внедрения биоэнергопластики в логопедический процесс дошкольной образовательной организации, проведение коррекции сложных нарушений звукопроизносительной стороны, профилактики вторичных нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
na_sayt.docx 19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Образовательная область “Речевое развитие” – одно из направлений обновленного содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2, с.7].

В настоящее время число речевых нарушений растет, а значит, все большему числу детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Отмечается зависимость движений руки, органов артикуляции и активизации интеллектуальной речевой деятельности детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

На взаимосвязь общей и речевой моторики указывали И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия. В.А. Сухомлинский отмечал: “Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка”[3, с. 13].

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, используется артикуляционная гимнастика, выполнение которой укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей, уменьшают результативность коррекционного процесса. Возникает необходимость поиска нетрадиционных методов коррекционного воздействия, способствующих повышению эффективности работы. Мы обратились к инновационной технике выполнения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластике. Автором данной методики является кандидат педагогических наук – Курис Ирина Викторовна.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику [1, с. 23–25].

По мнению И.В. Курис преимущества биоэнергопластики состоят в следующем:

– оптимизирует психологическую базу речи;

– улучшает моторные возможности ребёнка;

– способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

– синхронизирует работу над речевой и мелкой моторикой, сокращает время занятий, усиливает их результативность;

– позволяет быстро убрать зрительную опору и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Внедрение игр и упражнений с использованием метода биоэнергопластики на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста предусматривает несколько этапов:

Организации работы на диагностическом этапе включает в себя обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса артикуляционных упражнений.

На подготовительном этапе происходит ознакомление ребенка с артикуляционными упражнениями и сопровождение их движениями ведущей руки.

В процессе основной работы ребенок выполняет артикуляционные упражнения, сопровождая их движением кисти одной руки, подключая к показу вторую руку.

На заключительном этапе коррекционной работы ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

Гимнастику с использованием элементов биоэнергопластики, дошкольники выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяя счёт и стихотворное сопровождение. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, становится возможным убрать зрительную опору – зеркало.

Примерные тексты, движения рук и органов артикуляции на этапе постановки звука «Р» представлены в таблице и могут быть использованы на коррекционных занятиях.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Текст, произносит взрослый

Движения рук взрослого

Статическая поза губ и языка

Наступило утро, выглянуло солнышко.

Пальцы разжать и поднять вверх.

Улыбнуться, зубы видны.

Друзья пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме

Язык двигать вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.

Увидели большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.

Язык высунуть и напряженно потянуть к носу.

Пальцы чуть согнуть.

Язык в форме чашечки.

На дереве сидит птица: Тук-тук-тук

Постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Раздаётся чей-то стук.

Постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».

Идём по лесу дальше.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме.

Язык двигать вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.

На поляне растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх.

Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.

Дома сварим из них варенье – вот какое!

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения.

Улыбнуться и облизать верхнюю губу «вкусное варенье».

Соберём их в корзины.

Пальцы рук переплести «корзинкой».

Тяжело нести корзины. Увидели лошадку и поехали. Гоп-гоп! Гоп-гоп! Гоп

Прохлопать два коротких, один длинный хлопок

Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.

Соединить кончики пальцев («домиком»).

Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке: «Громко хлопаем в ладошки, головой слегка качаем, руки кверху поднимаем»

Соединить ладошки вместе. Хлопать в ладоши. Головой кивать вперёд. Руки поднять вверх.

Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Спасибо нашим пальчикам. Спасибо язычку. Красиво, чётко, правильно я говорить хочу.

Сжимать и разжимать пальцы в кулак.

Чередовать положение губ «улыбка» – «забор»

Благодаря использованию нетрадиционной техники биоэнергопластики в работе с детьми по коррекции дефектных звуков у детей – логопатов идет быстрее, эффективнее, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. Включение в гимнастику кинезиологических упражнений, синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов.

  1. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г Бушлякова.- М.: Издательство Детство-Пресс, 2011. – 240с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / 2013.- 19с.
  3. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский.- Питер: Родителям о детях, 2017.- 29с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.

«Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка .Но как оградить детей от скучных,порой мучительных заданий, которые так.

Использование дидактических игр при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов (сказкотерапия)

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка – психологическая защищенность, т.к.

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: – познакомить родител.

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи

Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Задачи логопеда:

  • развивать понимание речи;
  • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
  • учить двусоставным простым предложениям.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

Развитие понимания речи (пассивная речь)

Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

Обращайте особое внимание на умение различать:

  • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
  • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
  • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
  • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

Формирование самостоятельной речи

На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

Портал образования

Автор: Егорова Елена Александровна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Окуловка, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование звукопроизношения с использованием элементов биоэнергопластики
Раздел: дошкольное образование

Формирование звукопроизношения с использованием элементов

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является

увеличение количества детей с речевой патологией. В литературе последних лет описаны

приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С.,

Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией –

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и

моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с

движениями кисти руки. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела,

совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны,

раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение

биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на

активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по

стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука

ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение,

сопровождает показ движением кисти одной руки. На третьем-четвертом занятии и у

детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с

доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети –

левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет

артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук

имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая

гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением

упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом

двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта

методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики,

поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные

структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного

мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила,

равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более

высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей

кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать

контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость

обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах

постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Ко всем

классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных

звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как

работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое

артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он

это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности

выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.

Недопустима малейшая небрежность. Общие упражнения выносятся во фронтальные

формы работы. Проводить ежедневно не менее двух раз – после утренней гимнастики и

после дневного сна воспитателем. Длительность, последовательность и количество

упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в

речевой группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой

Я использовала элементы биоэнергопластики при формировании

звукопроизношения на фронтальных и индивидуальных занятиях. Мною были

предложены движения кисти, показывающие положение языка при произнесении того или

иного звука. При анализе артикуляционной позы рассматривается положение всех органов

артикуляции. Наибольшую трудность у детей вызывает положение языка и способность к

переключению с одной артикуляционной позы на другую. Сопутствующее движение

кистью помогают ребенку сориетироваться, закрепить, автоматизировать правильное

положение органов артикуляции, особенно, если у ребенка возникают трудности с

дифференциацией звука. При произнесении гласных язык спокойно лежит на дне ротовой

полости и его положение схематически можно обозначить горизонтально расположенной

ладонью. Звуки (С), (З) – язык упирается в нижние зубы. На схеме – изогнутая ладонь,

направленная вниз. Звуки (Ш), (Ж) – язык в форме «чашечки», поднят вверх к нёбу. На

схеме – кисть руки вогнутая, направленная вверх. Звук (р) – прямая ладонь направлена

вверх, звук (Л) – прямая ладонь отклонена на 45 градусов. (Схемы представлены).

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают

детям освоение нового упражнения. При этом они сами стараются придумать движения

для ладошек, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику язычка и

пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке…

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные

возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения,

фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой

вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их

результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к

выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни

дети не видят свою артикуляцию и позволяет сделать вывод о целесообразности

применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями

О.И, Крупенчук Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры

слова. С. –П., Литера, 2013

Н.В, Новотворцева Развитие речи детей. Ярославль, 1998.

А.Л.Сиротюк Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001

Л.С.Цветкова Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-

Индивидуальное логопедическое занятие.

«Формирование звукопроизношения с использованием элементов

биоэнергопластики. Дифференциация звуков С- Ш»

Провела: учитель – логопед

МАДОУ дс №8 г. Окуловка

Уточнить артикуляцию и изолированное произношение звуков (С), (Ш),

подкрепляя определенными движениями кисти.

Упражнять в правильном произнесении звуков (С) и (Ш) в слогах, словах и

чистоговорке, используя элементы биоэнергопластики.

Развивать фонематический слух.

Закреплять умение различать звуки (С) – (Ш) на слух и в произношении по

Закреплять умение преобразовывать слоги, заменяя один дифференцируемый звук

Формировать умение согласовывать существительные с дифференцируемыми

звуками с числительными.

Закреплять умение произносить правильно чистоговорки, содержащие данные

– Сегодня к нам на занятие пришла девочка Саша. Она была очень

расстроена и плакала, так как дети не могли правильно рассказать чистоговорку

про Сашу: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Я успокоила Сашу и сказала, что

наши дети умеют проговаривать такие чистоговорки. Мы покажем это в конце

занятия. А начнем с разминки. (Выполняется на ковре).

– И.П.: встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти

– Вдох, поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным,

слегка давящим движением при одновременном произнесении (С). Движение

слегка напряженное, длительное. (Повторяем несколько раз).

– И.П.: встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти

– Вдох, поднять руки вперед и вверх плавно, произнося (Ш). Движение

слегка напряженное, длительное. (Повторяем несколько раз). Переходим за столы.

– Разминка закончена. Давай посмотрим на доску и вспомним, как правильно

произносится звук (С) и звук (Ш). (На доске картинки: льется вода из шланга – (С), змея

шипит – (Ш), также артикуляционные профили и модели-символы движения кисти руки,

обозначающие положение языка при артикуляции). Перед детьми на столах стоят зеркала.

– Посмотрите на первый ряд, скажите с помощью картинок и схем какой звук мы

будем произносить? (Звук (С)). Давайте вспомним характеристику этого звука: согласный,

– Как мы его произносим? (Губы «улыбаются», язычок упирается «мостиком» в

нижние зубки). Дети произносят, следят за артикуляцией в зеркале.

– Давай покажем с помощью кисти руки и произнесем звук: СССССС

(сопровождается движением округлой изогнутой вниз кисти руки, показывающей нижнее

положение языка при артикуляции звука).

– А теперь посмотри на второй ряд. Какой звук будем произносить? (Такая же

работа проводится со звуком (Ш). Дается его характеристика. Артикуляция перед

зеркалом. Сопровождается движением вверх прогнутой кисти руки, символизирующей

верхнее положение языка при произнесении звука).

– Молодцы! Саша улыбается, она рада, что вы так хорошо выполнили это задание.

3. – А теперь будьте внимательны. Послушайте и повторите слоговые цепочки с

этими звуками. Когда встретится звук (С) – опускайте руку вниз, а когда услышите звук

(Ш) – поднимайте вверх:

Дети по очереди повторяют слоговые цепочки.

4. – Следующее упражнение мы немного усложним: я буду называть слог со звуком

(С) или (Ш), а вы должны заменить его. (Использую вспомогательное движение кистью)

Са – ша аш – ас шо – со ос – ош

Су – шу уш – ус ши – сы ыс – ыш

5. – Вы хорошо справились с этим упражнением. Давайте теперь поиграем. Саша

принесла нам картинки. Я буду показывать, а вы с помощью руки обозначать имеющийся

в названии звук и называть его: шуба, сумка, подушка, насос, кошка, стакан, шишка,

пылесос……(Дети выполняют задание, логопед по необходимости помогает им).

6. – Очень хорошо. Вспомним упражнение «1 -2 -5» со словами: шишка, сосна,

шашки, насос. (Выполнение подкрепляется соответствующими движениями кисти).

7. – Мы с вами потренировались, выполнили много упражнений и подошли к

чистоговорке. Сначала проговорим вместе: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

(обращается внимание на дифференцируемые звуки, используется рука). Затем следует

проговаривание детьми с опорой, возможно и без всякой помощи, если звуки

8. Подведение итогов занятия.

Вы – молодцы! Благодарю вас за работу. Подошло к концу наше занятие. Какие

звуки мы различали? (С-Ш). Научились вы проговаривать чистоговорку? Как вы думаете,

понравилось ли Саше? (дети высказывают свое впечатление от занятия).

ПРИМЕНЕНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ)

По данным мониторинга речевого развития детей дошкольного возраста на базах дошкольного образовательного учреждения наблюдается тенденция роста количества детей с нарушениями речи, в том числе со сложной дислалией, минимальными проявлениями дизартрии, общим недоразвитием речи.

Чтобы ребенок успешно обучался в школе необходимо сформированная четкая, чистая, связная устная речь. К хорошо сформированной устной речи к поступлению школы мы можем отнести: правильно произносимые звуки, сформированное фонематическое восприятие, умение читать, обогащенный словарный запас, связные, развернутые, грамматически правильно построенные фразы.

Все это поможет ребенку в дальнейшем без препятствий познавать окружающий мир, успевать по всем предметам, быть уверенным в своих силах, налаживать контакт со сверстниками и учителем.

Поэтому в настоящее время задача учителя-логопеда в рамках логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи заключается в повышении эффективности процесса коррекции артикуляционной моторики через использование инновационных, современных технологий, методов проведения артикуляционной гимнастики.

Многие логопеды по результатам формирования артикуляционной моторики выделяют, что ежедневно проводимая по стандартной форме артикуляционная гимнастика для губ, нижней челюсти, языка снижает интерес дошкольников к логопедическим занятиям.

При обследовании артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи выявляется нарушение кинестетических ощущений губ, языка, челюстей, направленного выдоха.

Для достижения лучших результатов в работе над формированием артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи многие логопеды в настоящее время рекомендуют использовать нетрадиционную форму проведения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластика.

Биоэнергопластика в литературе рассматривается как инновационная здоровьесберегающая технология, нетрадиционный метод, как интересное направление коррекционной работы в логопедии, нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.

Из рассмотренных определений понятия «биоэнергопластика» многих авторов можно сделать следующие выводы:

1) все авторы определяют сущность понятия «биоэнергопластика» как соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук;

2) есть два взгляда авторов на то, что термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов и из трех слов.

На основе выше изложенного мы определяем биоэнергопластику как комплексную, координированную, связанную работу кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук копируют, моделируют движения речевого аппарата.

В статьях логопедов представлено разное количество периодов введения биоэнергопластики в проведение артикуляционной гимнастики при коррекционной работе по развитию артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи, что является в свою очередь основой для постановки звука.

Петрухина А., Загорская Е. выделяют три периода: разучиваются упражнения комплекса артикуляционной гимнастики; разучиваются движения рук; артикуляционные движения с движением рук.

Занина Н.В. выделяет 4 периода: подготовительный: знакомство с органами артикуляции и артикуляционными упражнениями; проведение артикуляционных упражнений с опорой на зеркало; рука ребенка не подключается; артикуляционные упражнения сопровождаются ведущей рукой логопеда; эмоциональный: артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом; подключается ведущая рука ребенка в перчатке (игровой персонаж); основной: постепенное подключение второй руки; заключительный: синхронность выполнения движений органов артикуляции и обеих рук; заключительный: отрабатываются позы рук при обогащении словаря существительных при изучении любой лексической темы.

Бурухина В.И. выделяет 5 периодов: диагностический: обследуется звукопроизношение, подвижность органов артикуляции; подготовительный (пассивный): знакомство с органами артикуляции; выполнение артикуляционных упражнений без подключения рук ребенка; при выполнении артикуляционной гимнастики ребенком подключается ведущая рука логопеда; основной (развитие сопряженных кинестетических ощущений артикуляторов и ведущей руки ребенка); 4 – артикуляционные упражнения выполнятся с подключением неведущей руки ребенка; 5 – артикуляционные упражнения выполняются с подключением неведущей руки ребенка.

Емельянова Т.Г. выделяет 7 периодов: диагностический: обследуется строение и подвижность органов артикуляции; подбирается комплекс артикуляционной гимнастики для каждого ребенка в соответствии с нарушенными звуками; подготовительный: знакомство с органами артикуляции; выполнение артикуляционных упражнений без подключения рук ребенка; при выполнении артикуляционной гимнастики ребенком подключается ведущая рука логопеда; подготовительный: выполняется артикуляционная гимнастика без вовлечения ведущей руки ребенка; логопед знакомит детей с перчаточными персонажами; выполнение упражнений сопровождаются движением ведущей руки логопеда с перчаткой; основной: проведение гимнастики с подключением ведущей руки ребенка с перчаткой; основной: проведение гимнастики с подключением неведущей руки ребенка с перчаткой; основной: проведение гимнастики с подключением обеих рук ребенка в перчатках; заключительный: самостоятельное выполнение артикуляционной гимнастики сопряженно с движениями обеих рук без опоры на зеркало.

На основе рассмотренных подходов к периодам введения биоэнергопластики в выполнение артикуляционной гимнастики детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) мы можем выделить следующие этапы развития артикуляционной моторики с применением биоэнергопластики, которые отразили в таблице 1.

Этапы развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) с применением биоэнергопастики

Этапы и их цель

1. Диагностический этап.

Цель: выявить уровень развития артикуляционной моторики.

– обследование звукопроизношения у детей старшего

– обследование у детей старшего дошкольного возраста артикуляционной моторики: исследование подвижности губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба;

– составление комплекса артикуляционной гимнастики для каждого ребенка в зависимости от дефектного произношения звуков.

2. Подготовительный этап.

Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба) речевого аппарата с опорой на зеркало.

– знакомство с упражнениями артикуляционной гимнастики с

опорой на зеркало;

– развитие самоконтроля и зрительного восприятия;

– точность и плавность выполнения упражнений артикуляционной гимнастики;

– выполнение упражнений артикуляционной гимнастики без ошибок.

3. Основной этап.

Цель: формирование сопряженных осязательных ощущений артикуляторов речевого аппарата и обеих рук с опорой на зеркало.

Основной этап можно разбить на две ступени:

1 ступень основного этапа:

– можно начинать с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением ведущей руки логопеда;

– выполнение артикуляционных упражнений с подключением ведущей руки ребенка с опорой на зеркало;

– контролируется синхронность выполнения артикуляционных

упражнений и движений ведущей руки, доведения до совершенства.

2 ступень основного этапа:

– можно начинать с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением неведущей руки логопеда;

– выполнение артикуляционных упражнений с подключением неведущей руки ребенка с опорой на зеркало;

– контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений неведущей руки, доведения до совершенства.

4. Заключительный этап.

Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти) речевого аппарата и движений кистей обеих рук без опоры на зеркало.

– можно начинать с показа выполнения артикуляционного

упражнения с подключением обеих рук логопеда;

– выполнение артикуляционных упражнений с подключением обеих рук ребенка с опорой на зеркало;

– выполнение артикуляционных упражнений с подключением

обеих рук ребенка без опоры на зеркало;

– контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений обеих рук, доведения до совершенства.

При введении биоэнергопластики в проведение комплекса артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) с целью развития артикуляционной моторики необходимо соблюдать следующие условия:

1. Время подключения руки ребенка к проведению артикуляционного упражнения зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка;

2. Подключать руку ребенка необходимо при гибком, ритмичном, безошибочном выполнении каждого упражнения артикуляционной гимнастики;

3. При использовании биоэнергопластики следует следить, чтобы при выполнении артикуляционных упражнений кисти рук ребенка были плавными, раскрепощенными, расслабленными;

4. При выполнении артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики необходимо следить за синхронностью движений органов артикуляции и движений кистей рук.

Таким образом, применение биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики способствует:

1) формирует кинестетические ощущения положений артикуляторов: языка, губ, челюстей, мягкого неба;

2) развивает гибкость, плавность, синхронность движений органов артикуляции;

3) улучшает осязательные ощущения;

4) укрепляет мышцы органов артикуляции;

5) движения губ, языка становятся сильными, уверенными, ритмичными;

6) позволяет самостоятельно выполнять упражнения по кинестетическим ощущениям.

Все выше изложенное совершенствует артикуляционную моторику у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Список литературы

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: Детство-пресс, 2011

Биоэнергопластика как метод коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.

Биоэнергопластика как метод коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.

На современном этапе развития логопедии важнейшей проблемой дошкольного детства становится увеличение числа детей с речевой патологией.

С учётом статистических данных, которые получены отечественными и зарубежными исследователям, стоит отметить, что недостатки произношения наблюдаются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет). Что же следует взять за основу, при поиске наиболее эффективных путей решения поставленной коррекционной задачи?

Учёные пришли к выводу о том, что разнообразные движения руками способствуют снятию напряжения и с артикуляционного аппарата, а также влияют на снижение умственной усталости. Движения пальцами и кистями рук способствуют улучшению звукопроизношения, а также оказывают воздействие на развитие речи ребенка.

Современным и интересным результатом экспериментальной деятельности исследователей, представляется такое направление как биоэнергопластика. Биоэнергопластика, как термин, состоит из таких слов как биоэнергия и пластика. Под словом биоэнергия подразумевается такая энергия, которая пребывает внутри человека, термин пластика подразумевает под собой, мягкие пластичные движения тела человека, его рук. Современные исследователи, в своих работах, дают следующее определение: биоэнергопластика- это сопряжённые движения кистями и пальцами рук с движениями речевого аппарата.

Движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, развить речь ребенка. Исследователь детской речи М.М. Кольцова писала: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.»

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Основным методом формирования артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные нетрадиционные формы.

Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.

Первый этап диагностический. На этом этапе проводится исследование двигательного праксиса мелкой и крупной моторики, строение и подвижности органов артикуляции и подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков.

Второй этап подготовительный. На этом этапе устанавливаются доверительные отношений с ребенком, создаётся положительный эмоциональный настрой, вызывается интерес к коррекционной деятельности (индивидуальная работа у зеркала, разнообразная наглядность, игровые персонажи, музыкальные физминутки, логоритмические упражнения, посильные задания), берутся упражнения содержащие доступные, по произношению звуки. Ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционной методике, упражнения выполняются сидя перед зеркалом, педагог сопровождает гимнастику движениями ведущей руки, под счет. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Используются игровые упражнения, сочетающие и движение, и речь и взаимодействие –сначала со взрослым, потом со сверстниками., а также простой, доступный сюжет. Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной не ведущей руки. Движения кисти должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

Третий этап основной. На этом этапе осуществляется логопедическое воздействие на речевой дефект, коррекция и развитие познавательных процессов, эмоционально — волевой сферы, а также автоматизация полученных навыков. На этом этапе учитель – логопед рассказывает сказку, читает стихи, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может использоваться на всех занятиях.

Игры и игровые упражнения, построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Подбираются упражнения в соответствии с уровнем развития речи детей.

Применяя метод биоэнергопластики можно использовать следующие формы занятия:

1. Использование ручной модели языка. Ручная модель языка – это красная варежка без пальца. Педагог или ребенок, манипулируя таким «языком» – варежкой, демонстрирует артикуляционные движения в сочетании с работой руки.

2. Применение детских перчаток при выполнении артикуляторно-пальчиковой гимнастики.

3. Сопровождение стихотворными текстами артикуляционно-пальчиковых упражнений. Стихотворные тексты повышают заинтересованность детей, память и внимание.

4. Сказкотерапия. Сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики сказками. Обыгрывание артикуляционной гимнастики с помощью сказки — один из способов избежать монотонности и однообразия.

Ценность биоэнергопластики как технологии в следующем: доступность (финансовые затраты небольшие), простота использования (применение педагогами и родителями), вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)

Применение биоэнергопластики дает положительную динамику в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве, а так же значительно облегчает постановку и введения звуков в речь. Биоэнергопластика способствует успешности ребенка, так как кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма. Использование биоэнергопластики благотворно воздействует на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья; улучшает двигательные возможности ребенка., способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов, синхронизирует работу речевой моторики; сокращает время занятий, усиливая их результативность; позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Таким образом, применение биоэнергопластики позволяет сделать работу логопеда достаточно продуктивной, открывает новые творческие возможности в коррекционной работе для ребенка и педагога.

Коррекционная работа при устранении заикания у детей и взрослых

Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе.

Бесплатные занятия с логопедом

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.

У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.

Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.

Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

Логопедические упражнения

Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.

Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.

Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

Дыхательная гимнастика

У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.

Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

Мышечная гимнастика

В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.

Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

Голосовая гимнастика

Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.

Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

Ритмическая гимнастика

Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.

Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции

Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.

Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте. Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи. В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.). Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера.
  5. Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие. При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым. Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.

Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.

Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

  • контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
  • комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
  • заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
  • обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Читайте также:
Работа воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: