Конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида. Тема: «Зимующие птицы»
Данный конспект будет интересен учителям-логопедам специальных коррекционных школ, работающих с детьми, имеющими ОНР.
Тема: «Зимующие птицы»
Тип урока : урок изучения нового материала.
Вид используемых на уроках средств ИКТ : универсальная презентация.
- картинки-изображения птиц (воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), индивидуальные картинки — пазлы птиц(воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), мяч, снежинка, презентация.
- уточнение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.
- Расширить объём знаний детей по теме «Зимующие птицы».
- Работать над слоговой структурой слов, обозначающих зимующих птиц.
- Уточнить имеющиеся знания по темам «Зима», «Зимующие птицы».
- Расширить активный словарь по теме «Зимующие птицы».
- Совершенствовать навык составления и употребления разных типов предложений в активной речи.
- Работать над грамматическим строем речи.
- Работать над интонацией, темпом и ритмом речи.
- Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Массировать пальцы рук для стимуляции центров речи головного мозга.
- Развивать тонкие согласованные движения пальцев рук с целью подготовки рук к овладению письмом.
- Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма.
- Учить доброму, заботливому отношению к зимующим птицам.
- Повышать уровень заинтересованности.
В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.
- внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
- формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценка.
Тип урока : урок открытия нового знания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок!
– Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца урока.
2. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, отвечайте поскорей,
Какое время года стоит у дверей? (зима)
– Кому из вас нравится зима? Чем?
– Назовите по очереди признаки зимы и передавая снежинку соседу.
– Отвечая на вопрос — 3има какая?
(Зима — холодная, суровая, снежная, морозная, ветреная, вьюжная, студеная, белоснежная)
– Ребята, посмотрите, перед вами зимний лес. А кто же, интересно, является его зимними гостями? Кто в зимнем лесу гостит? Мы сейчас узнаем!
(Конверт с птицами, собрать пазлы птички)
а) Вводная беседа «Птицы».
– Назовите, кто у вас изображен на картинке? (Учитель указывает на картинку с изображениями птиц).
– Как назвать их одним словом? (Птицы)
– Каких еще вы знаете птиц?
– Чем птицы отличаются от остальных животных? (Они умеют летать)
– А что для этого у них есть? (Крылья). Так о ком же мы будем сегодня говорить на уроке? (собрать конверты)
б) Сообщение темы урока.
– Птиц, которые улетают в теплые края, называют перелетными птицами. А есть птицы, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Как мы их назовем, кто догадался? Это – зимующие птицы.
– Сегодня на уроке мы поговорим о зимующих птицах.
3. Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя «Зимующие птицы».
– Зима. За окном метель, холод, мороз. Зимой птицам приходится очень трудно, так как нет еды. Многие улетают в теплые края. А вот некоторые птицы (воробей, ворона, синица, дятел, сова) остаются зимовать с нами. Их называют, как вы уже сказали, зимующими птицами. Эти птицы могут найти корм в природе. Они разыскивают в коре деревьев спрятавшихся насекомых. Сейчас мы узнаем, что это за птицы, отгадав загадки.
б) Отгадывание загадок.
1. Серый, маленький, смешной
Скачет рядышком со мной.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший (воробей).
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.(Синица)
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
4. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.(Сова)
5. Птица на суку сидит.
Птица дерево долбит. (Дятел)
6. По стволу вниз головой
Ищет корм свой под корой.(поползень)
7. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё!
Поёт со свистом.(клест)
8. Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый (голубь сизый)
– Молодцы! Отгадали все загадки! А сейчас мы с вами поиграем.
в) Игра «Один-много».
Вы мне возвращаете картинку и называете птичку, но только во множественном числе. Например, воробей — воробьи.
Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!
4. Закрепление изученного материала.
– Где мы можем встретить этих птиц! (На улице)
– Но некоторые птицы живут и в лесу. Какие? Назовите их. Сейчас мы с вами отправимся в лес и послушаем голоса разных птиц. Вам нужно попытаться по очереди изобразить голоса разных зимующих птиц.
б) Игра «Угадай, чей голосок?» ( выйти к доске и показать птичку)
– Кто так кричит? (Чик-чирик). Так кричит воробей.
– Кто так кричит? (Зинь-зинь-зинь). Так говорит синица.
– Кто так кричит? (У-у-у) сова? Так кричит сова.
– Кто так кричит? (- Клё! Клё! Клё!) Так кричит клест.
– Кто так воркует? (ур-ур). Так воркует голубь.
– Кто так кричит? («пупупупу» и «пуи»). Так кричит поползень.
– Кто так кричит? «фьюфью». Так кричит снегирь. в) Упражнение в подборе слов-действий к существительным — Воробей что делает? (Чирикает) — Синица что делает? («Звенит») — Сова что делает? (Ухает).
– Что делает клест ? (клёкает или свистит)
– Что делает голубь? (воркует) Голоса каких птиц вы услышали? (показать птиц у доски)
– Какая птичка не кричит, а стучит? (дятел)
Гимнастика для глаз.
в) Игра «Узнай по описанию и раскрась птицу».
- красная грудка, голубовато-серая спинка, черная голова и крылья (снегирь);
- грудка желтая, а головки и крылья черные (синица);
- маленький, серенький, шустрый, быстрый (воробей);
- эта птичка стучит по дереву, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков (дятел);
- птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом (клест);
- эта птица хороший охотник (сова);
- эта птичка лазает по стволу снизу вверх и сверху вниз, при лазанье на хвост не опирается (поползень);
- это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них (голубь).
– Молодцы! Назовите птичек, которые у нас остались зимовать. Как мы их называем? Птицы – наши друзья. Они украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями. Мы должны любить птиц, заботиться о них. Особенно зимой, когда им очень трудно.
– Подумайте, как мы можем помочь нашим птицам в зимнее время года?
– Сделать кормушку и положить в нее корм.
Чтение учителем стихотворения.
– Давайте птичек тоже покормим, посадим их на нашу кормушку.
5. Подведение итогов урока.
– О ком мы сегодня говорили на уроке? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой?
– Какие задания вам понравились больше всего?
6. Рефлексия деятельности.
– Ребята, если вам понравился сегодняшний урок и вы довольны как вы работали, у вас хорошее настроение прикрепите на доску снегиря.
– Если урок вам понравился, но вы не всё поняли, у вас остались вопросы, прикрепите синичку.
– Если вы не довольны собой, урок вам не понравился, прикрепите воробушка.
– Молодцы! Спасибо всем за урок. Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.
7. Домашнее задание.
Сделать с родителями кормушку, повесить её и накормить птиц.
Паутова Татьяна Вячеславовна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида,
Ярославская область, Ростовский район, р. п. Петровское
Конспект урока по развитию речи в 1 классе “Зимующие птицы”
план-конспект урока (1 класс) на тему
Конспект урока по развитию речи в 1 классе в школе для детей с ОВЗ “Зимующие птицы”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Развитие речи
Тема: «Зимующие птицы»
Тип урока : урок изучения нового материала.
Оборудование : картинки-изображения птиц (воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), индивидуальные картинки — пазлы птиц(воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), мяч, снежинка.
Цель : уточнение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.
Обучающие: Расширить объём знаний детей по теме «Зимующие птицы». Работать над слоговой структурой слов, обозначающих зимующих птиц.
Коррекционные: Уточнить имеющиеся знания по темам «Зима», «Зимующие птицы». Расширить активный словарь по теме «Зимующие птицы». Совершенствовать навык составления и употребления разных типов предложений в активной речи. Работать над грамматическим строем речи. Работать над интонацией, темпом и ритмом речи.
Развивающие: Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память; Развивать общую и мелкую моторику. Массировать пальцы рук для стимуляции центров речи головного мозга. Развивать тонкие согласованные движения пальцев рук с целью подготовки рук к овладению письмом.
Воспитывающие: Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма. Учить доброму, заботливому отношению к зимующим птицам. Повышать уровень заинтересованности.
В процессе обучения формировать следующие блоки УУД. Личностные УУД : внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД : формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка. Тип урока: урок открытия нового знания.
1. Организационный момент. Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём сейчас урок! – Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца урока.
2. Актуализация опорных знаний. – Ребята, отвечайте поскорей, Какое время года стоит у дверей? (зима) – Кому из вас нравится зима? Чем? – Назовите по очереди признаки зимы и передавая снежинку соседу. – Отвечая на вопрос — 3има какая? (Зима — холодная, суровая, снежная, морозная, ветреная, вьюжная, студеная, белоснежная) – Молодцы!
– Ребята, посмотрите, перед вами зимний лес. А кто же, интересно, является его зимними гостями? Кто в зимнем лесу гостит? Мы сейчас узнаем! (Конверт с птицами, собрать пазлы птички) а) Вводная беседа «Птицы». – Назовите, кто у вас изображен на картинке? (Учитель указывает на картинку с изображениями птиц). – Как назвать их одним словом? (Птицы)
– Каких еще вы знаете птиц?
– Чем птицы отличаются от остальных животных? (Они умеют летать)
– А что для этого у них есть? (Крылья). Так о ком же мы будем сегодня говорить на уроке? (собрать конверты)
б) Сообщение темы урока. – Птиц, которые улетают в теплые края, называют перелетными птицами. А есть птицы, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Как мы их назовем, кто догадался? Это – зимующие птицы. – Сегодня на уроке мы поговорим о зимующих птицах.
3. Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя «Зимующие птицы».
– Зима. За окном метель, холод, мороз. Зимой птицам приходится очень трудно, так как нет еды. Многие улетают в теплые края. А вот некоторые птицы (воробей, ворона, синица, дятел, сова) остаются зимовать с нами. Их называют, как вы уже сказали, зимующими птицами. Эти птицы могут найти корм в природе. Они разыскивают в коре деревьев спрятавшихся насекомых.
Сейчас мы узнаем, что это за птицы, отгадав загадки.
б) Отгадывание загадок.
1. Серый, маленький, смешной Скачет рядышком со мной. Ты чирикай веселей, Мой хороший (воробей).
2. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.(Синица)
3. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.)
4. Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло.(Сова)
5. Птица на суку сидит. Птица дерево долбит. (Дятел)
6. Подбирает он проворно Кинутые ему зерна И гнездится на карнизе Наш любимый (голубь сизый)
– Молодцы! Отгадали все загадки! А сейчас мы с вами поиграем.
в) Игра «Один-много». Вы мне возвращаете картинку и называете птичку, но только во множественном числе. Например, воробей — воробьи.
Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны Галки, макароны…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи,
Чибисы, чижи Аисты, кукушки,
Лебеди и утки И спасибо шутке!
4. Закрепление изученного материала.
– Где мы можем встретить этих птиц! (На улице)
– Но некоторые птицы живут и в лесу. Какие? Назовите их. Сейчас мы с вами отправимся в лес и послушаем голоса разных птиц. Вам нужно попытаться по очереди изобразить голоса разных зимующих птиц.
б) Игра «Угадай, чей голосок?» ( выйти к доске и показать птичку) – Кто так кричит? (Чик-чирик). Так кричит воробей.
– Кто так кричит? (Зинь-зинь-зинь). Так говорит синица.
– Кто так кричит? (У-у-у) сова? Так кричит сова. – Кто так кричит? (- Клё! Клё! Клё!) Так кричит клест. – Кто так воркует? (ур-ур). Так воркует голубь.
– Кто так кричит? («пупупупу» и «пуи»). Так кричит поползень.
– Кто так кричит? «фьюфью». Так кричит снегирь.
в) Упражнение в подборе слов-действий к существительным
— Воробей что делает? (Чирикает)
— Синица что делает? («Звенит»)
— Сова что делает? (Ухает).
– Что делает клест ? (клёкает или свистит)
– Что делает голубь? (воркует) Голоса каких птиц вы услышали? (показать птиц у доски)
– Какая птичка не кричит, а стучит? (дятел)
Гимнастика для глаз.
в) Игра «Узнай по описанию и раскрась птицу».
Красная грудка, голубовато-серая спинка, черная голова и крылья (снегирь); грудка желтая, а головки и крылья черные (синица); маленький, серенький, шустрый, быстрый (воробей); эта птичка стучит по дереву, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков (дятел); эта птица хороший охотник (сова); это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них (голубь).
– Молодцы! Назовите птичек, которые у нас остались зимовать. Как мы их называем?
Птицы – наши друзья. Они украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями. Мы должны любить птиц, заботиться о них. Особенно зимой, когда им очень трудно.
– Подумайте, как мы можем помочь нашим птицам в зимнее время года?
– Сделать кормушку и положить в нее корм.
5. Подведение итогов урока.
– О ком мы сегодня говорили на уроке? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой?
– Какие задания вам понравились больше всего?
6. Рефлексия деятельности.
– Ребята, если вам понравился сегодняшний урок и вы довольны как вы работали, у вас хорошее настроение прикрепите на доску снегиря. – Если урок вам понравился, но вы не всё поняли, у вас остались вопросы, прикрепите синичку. – Если вы не довольны собой, урок вам не понравился, прикрепите воробушка.
– Молодцы! Спасибо всем за урок. Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.
7. Домашнее задание.
Сделать с родителями кормушку, повесить её и накормить птиц.
Урок развития речи в коррекционной школе VIII-го вида. Тема: “Зимующие птицы”. 1-й класс
Класс: 1
– расширить представления учащихся о птицах – зимующих;
– совершенствовать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение);
– способствовать развитию наблюдательности, мышления, устной речи, памяти, мелкой моторики;
– воспитывать интерес к окружающему миру (птицам).
– предметные картинки: “Найди отличия”, предметные картинки птиц (воробей, сорока, синица, снегирь, дятел, клёст, ворона), баночки с крупой, картина-кормушка,
– разрезные картинки – силуэты птиц,
I. Организация начала урока.
Упражнение: “Найди отличия” – сядет тот, кто найдет и назовёт отличие на картинках. (Сюжетные картинки, тематика: “Снеговик”)
II. Введение в тему:
– Назовите время года? (Ответы детей).
– Назовите три месяца зимы? (Ответы детей).
– Какой сейчас месяц зимы? (Ответы детей).
– Назовите приметы зимы. (Ответы детей).
(Звучит запись стихотворения О. Высоцкой “Мастерица зима”)
– Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенёчки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берёз.
Они не улетели.
А выдержат мороз?
– О каком времени года, говорится в стихотворении?
– О каких птицах, говориться в стихотворении?
– Как называют птиц, оставшихся на зиму? (Ответы детей)
– Тема нашего урока: “Зимующие птицы”. (Открывается запись на доске или вывешивается)
– Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимних морозов, метелей да вьюг. Не боятся оставаться на зиму. Это зимующие птицы.
Как они выглядят, где селятся, чем питаются. Мы узнаем на уроке.
– Вот, например, кто это?
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По ночам кочует,
Коноплю ворует. (Воробей)
– Верно, а как он выглядит? (Выставляется иллюстрация). Воробей — маленькая, очень подвижная птица с округлой головой, короткой шеей. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. Воробьи селятся стайками. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись.
– Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.)
– Где они пищу находят? (Во дворах, в кормушках.)
Она маленькая птичка,
И зовут се. (Синичка)
(Выставляется иллюстрация).
– Как она выглядит? (На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса-галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.)
– Где синички устраивают гнезда? (В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов.)
Эта птица-непоседа
Одного с березой цвета. Кто это? (Сорока)
– Как она выглядит? (Выставляется иллюстрация.) Сорока — крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище сорока-белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая хвост, держит веером.
– Кто знает, почему ее называют сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.)
– Где она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь— кружат двадцать пар
И кричат: кар-кар-кар. (Ворона)
– Опишите ее. (Черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое.) Днем они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях.
Вот под ёлочкой зеленой Дети бегают, размахивают руками и кричат: “Кар – кар – кар”.
Скачут весело вороны:
Кар – кар – кар.
Целый день они кричали, Дети садятся на корточки, кладут руку под щёку – засыпают.
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой! Кто это? (Дятел)
(Показывается иллюстрация). Какой красивый! Кто хочет описать его? (Верх тела — головы, шеи, спины и крыльев — у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.)
– Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.)
– А где проводит большую часть времени? (На дереве.)
– Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки.). Дятла считают санитаром леса.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Кто это? (Снегирь)
– Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.)
– Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные.) Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, клюв короткий, толстый, черный.
– Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, расклевывать семена клена, липы.)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле — поет со свистом? (Клест)
(Показывается иллюстрация). Это необычная птица, опишите ее. (Окраска оперения у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая.)
– Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест — единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплое гнездо для птенцов на деревьях.
– Много интересного вы про птиц узнали.
– Все птицы разные. Снегирь малоподвижный, а синица. шустрая
– У синицы клюв тонкий, а у дятла. толстый
– Ворона большая, а воробей. маленький
– Синицы высиживают птенцов летом, а клест. зимой
– Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
– Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
– Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
– Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Дидактическая игра: “Кого не стало”.
Зимнее солнце Разводят руки в стороны и поднимают над головой в кольцо
Спит в облаках. Склоняют голову в правую, левую сторону ,руки лодочкой к щеке
Гроздья рябины Поочередно поднимают правую, левую руку в верх
Горят на ветвях. Делают “фонарики”
Зайцы грызут у осины кору, Подскоки
Стрекочут сороки Машут руками
В сосновом бору
Ёлочки белые шапки надели Приседают, кладут руки на голову треугольником
Снежные вальсы танцуют метели. Кружатся.
– Какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу.) Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)
– Чем можно покормить птиц зимой?
Упражнение: “Перебери крупу”: (детям раздается смесь круп: семечки, фасоль, горох). Надо перебрать по разным стаканчикам корм для птичек.
– Вот мы приготовили корм для птиц.
– Как называется место, где кормят птиц?
– Как называют предмет, на который насыпают корм для птиц?
– У нас тоже есть кормушка (вывешивается рисунок кормушки, без птиц) только птицы ещё не прилетели в столовую. Сейчас мы узнаем, какие птицы прилетят в нашу столовую:
Гимнастика для глаз.
Упражнение: “Собери птичку”. (Мозаика – разрезные картинки птиц, даётся дифференцированно: из 4-х, 6-и, 8-и частей). (После выполнения работы дети называют птиц, которые они составили)
(За правильный ответ даются жетоны – птицы).
– Дети, давайте разместим птиц на кормушке.
– Сейчас, вы возьмете птичек подойдете к столу, нанесете клей на силуэт птички и приклеите. (Дети поочерёдно подходят к столу, заранее приготовлен клей, наносят клей и наклеивают силуэт птички на кормушку).
– Посмотрите, как радуются птицы новой столовой.
– Давайте составим предложения по картине. (Дети составляют предложения, затем предлагается одному ребёнку (сильному) составить рассказ по картинке, повторяют ещё 2-3 ребёнка).
Запись стихотворения А. Яшина “Покормите птиц”.
Подкормите птиц зимой, Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Не богаты их корма — Горсть зерна нужна.
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
– О каких птицах говорилось на уроке?
– Назовите зимующих птиц.
– Как мы можем помочь птицам зимой?
– Чем мы можем их покормить?
– Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде.
Урок развития речи для учащихся коррекционной школы «Зимующие птицы. Синицы»
Елена Невидимова
Урок развития речи для учащихся коррекционной школы «Зимующие птицы. Синицы»
ТЕМА: «Зимующая птица: синица.»
расширить знания обучающихся, воспитанников о птицах, формировать умения составлять связное устное высказывание, отрабатывать навык группировки слов, учить образовывать сложные прилагательные, составлять и распространять предложения;
развивать зрительное восприятие на основе упражнений в различении;
воспитывать мотивацию к учению, экологическую культуру обучающихся, воспитанников.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Звучит запись голосов птиц. На экран проецируются слайды с изображением птиц.
Какие ассоциации возникают при произнесении слова “птицы”?
Что вы представляете? (Синева неба, красота полёта, свобода, радость, красивая песня. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц украшением природы.)
– Как вы считаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Попробуйте хоть на минутку представить себе нашу планету без птиц. Если исчезнут птицы, то человек и весь животной мир погибнет. И чтобы этого не случилось, чтобы не произошло экологической катастрофы на планете Земля, мы должны беречь и охранять наших пернатых друзей, помогать им в зимнее время. Чтобы не навредить им, необходимо знать повадки, образ жизни, в какой помощи нуждаются.
Цель у нас совсем простая–
Наши знанья показать.
А в итоге вы получше
Будете о птицах знать.
1. Прогнозирование по иллюстрациям. Упражнение на исключение. Слайд №1.
Кто изображён на экране? Подберите обобщающее слово. (Это птицы).
– Назовите их. (Дети называют всех птиц).
-Молодцы, вы правильно назвали всех.
– На какие две группы можно разделить этих птиц. (Зимующие, перелётные).
Следующий слайд пустой. Куда же исчезли все птицы? Они решили поиграть с нами в прятки. Найдите в ряду букв названия всех птиц, которые были на экране.
2. Упражнение «Прятки». (Дифференцированное по объёму задание на карточках).
Игра «Прятки». ПЛОПСИНИЦАОИЛИОВОРОБЕЙОИИИИЬИГАЛКАООЛОИ
3. Упражнение на исключение. (Работа в парах у доски)
– Проверьте: всех птиц вы нашли? Назовите их. (Дети называют птиц, а педагог вывешивает на доску карточки с названием этих птиц).
– Посмотрите внимательно, правильно ли я разделила птиц на группы.
– Как одним словом можно назвать птиц в 1-ой группе, 2-ой группе? (Зимующие, перелётные).
– Почему этих птиц называют зимующими? Перелётными? Докажите.
4. Кластер. Мини -вывод.
II. Введение в тему.
Посмотрите на экран. Прочитайте слова. Что их объединяет?
Хотите узнать? Тогда смотрите и слушайте. Это синицы.
Кто догадался и назовёт тему урока.
Эти мелкие лесные птицы имеют плотное сложение, короткий клюв и многие из них награждены контрастной окраской. Питаются они насекомыми и семенами растений.
Кроме всем известной желтогрудой синицы большой существуют и другие виды синиц: лазоревка, московка, гаичка, ополовник, хохлатая синица.
Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. Из наших синиц голубые пёрышки встречаются только у лазоревки, и то лишь на макушке. А имя своё синицы получили за звонкие песни,напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».
Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом. Птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит; это может даже убить птичку. Особенно опасен ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем в пшеничный.
Истребление вредных насекомых во все времена года — это и есть основная польза, которую приносят синицы человеку. Чтобы привлечь синиц, люди часто сооружают для них искусственные домики (синичники).
Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках насекомых синицам позволяют острые цепкие коготки,про которые даже сложена пословица: «Мала синичка, да коготок остёр».
В ноябре мы отмечаем «Синичкин» день. Многие дети и просто неравнодушные люди с наступлением холодов заботятся о птицах – устанавливают кормушки. Это очень важно, особенно зимой, когда на согрев маленького пернатого существа необходима энергия, которую птицы берут из пищи.
Помните, что начав подкормку, нельзя её на время прерывать. В мороз, снегопад огромное количество синиц умирает от голода.
Синицы хорошо помнят места, где их кормили, и в следующую зиму возвращаются не только сами, но и приводят с собой молодняк. Пережив зиму рядом с людьми, весной синицы улетают в родные леса.
Какое же меню предложить птицам? Вкусным лакомством послужат подсолнечные семечки, свиное сало, хлеб, отварной рис, гречка, перловка, картофель. Если вы будете регулярно организовывать птицам столовую, то они станут постоянными гостями вашего двора.
На основе наблюдений за синицами и изучения литературы были сделаны выводы о том, что синицы – полезные птицы. Они охраняют зеленые насаждения от вредных насекомых,поэтому люди должны:
соблюдать правила поведения в природе;
делать для птиц кормушки и подкармливать их зимой;
защищать и охранять птиц.
Если вы внимательно меня слушали. То следующее задание будет очень лёгким для вас.
Упражнение «Правда ли,что.»
У синицы острый клюв.
У большой синицы жёлтая грудка.
У синицы слабые лапки и коготки.
Синицы любят свиное несолёное сало, семечки подсолнуха, хлебные крошки.
Синица любит ржаной хлеб.
Уничтожают вредных насекомых.
Выкапывает себе нору.
Синица- это зимующая птица.
Ложится в спячку.
Правда ли, что синица кормит своих птенцов до 1000 раз?
Правда ли, что «синичкин» день отмечают в апреле?
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Упражнение “Скажи одним словом”
У синицы острый клюв, она … (остроклювая).
У синицы чёрный хвост, она … (чернохвостая).
У синицы чёрные крылья, она … (чернокрылая).
У синицы жёлтая грудка, она. (желтогрудая)
Упражнение “Продолжи предложение”
Зимующих птиц нужно подкармливать, потому что. (трудно найти корм, мало корма).
Большую синицу называют желтогрудой, потому что … (жёлтая грудка)
Составьте синквейн понятия “птицы”.
Правила составления синквейна.
В синквейне пять строк:
– понятие (слово);
– признаки предмета (два слова);
– действия предмета (три слова);
– предложение (из четырех слов);
– близкое по значению слово-вывод (одно слово).
Синицы.
Летают, бегают, поют.
Птицы украшение нашей природы.
Творческий рассказ обучающихся, воспитанников “Синичка” с опорой на синквейн.
Составление текста-повествования по плану
Особенности строения синицы
1) Оперение, крылья.
2) Лапки и хвост.
3) Особенности поведения.
4) Моё отношение к этой птице.
III. Беседа “Берегите птиц“
Птицы приносят природе и человеку огромную пользу, потому что они уничтожают вредных насекомых, помогают опылять культурные и дикорастущие растения, способствуют распространению плодов и семян. А сколько удовольствия получает человек от общения с птицами, наслаждается их мелодичными пением.
Птицы нуждаются в нашей помощи во все времена года. Нельзя беспокоить и тревожить птиц в гнездах: они могут их покинуть, и тогда птенцы погибнут. Птицы не только украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями, но и сохраняют зеленые насаждения от вредных насекомых и сберегают урожай.
IV. Заключительная часть.
Что вы узнали нового на уроке? С какими птицами познакомились? Для чего нам эти знания?
Оценка деятельности обучающихся, воспитанников.
Вы были активными, любознательными, очень старались, поэтому я с удовольствием ставлю вам пятёрки.
А теперь вы оцените урок. Перед вами лежат смайлики, выберите тот, который соответствует настроению.
Сценарий конкурса для учащихся коррекционной школы «Битва хоров» Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Ведущий 2: Добрый день! Мы приветствуем всех на нашем конкурсе «Битве хоров-2017» Ведущий 1: Друзья,.
Интегрированное внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса коррекционной школы по географии «Такой многоликий Китай» Интегрированное внеклассное мероприятие по географии 9 класс (коррекционная школа) Тема «Такой многоликий Китай». Учитель Дурченко Л. П.
Конспект итогового занятия для учащихся коррекционной школы в форме викторины «Кулинарный эрудит» МКОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ШАНС» г. Ивантеевка Итоговое занятие Звездный час.
Конспект НОД по аппликации «Зимующие птицы. Снегири и синицы» в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы». «Снегири и синицы» Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие,.
Конспект занятия для учащихся коррекционной школы «Мы принимаем гостей» МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной.
Урок для учащихся школы-интерната «Приготовление горячих бутербродов» Цели урока: • образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека; с технологией приготовления и оформления бутербродов.
Сценарий праздника для учащихся коррекционной школы «Праздник труда. Подведение итогов трудового обучения и воспитания» Праздник труда или “Мастер дел своих”. Ответственный : Горох С. А. Цель мероприятия: – Подведение итогов трудового обучения и воспитания.
Сценарий праздника для учащихся коррекционной школы «Праздник труда. Подведение итогов трудового обучения и воспитания» Сергей Ананьевич Горох Сценарий праздника для учащихся коррекционной школы «Праздник труда. Подведение итогов трудового обучения и воспитания».
Сценарий мероприятия для учащихся коррекционной школы в форме видеожурнала «Чтобы помнили» На экране заставка. фон-ма из к/ф «Список Шинлера» Голос за кулисами Память, память, за собою позови В те далёкие, промчавшиеся дни. Ты.
Сценарий конкурса на лучший спортивный танец для учащихся коррекционной школы «Танцевальный марафон» Сценарий конкурсной программы «Танцевальный марафон» (конкурс на лучший спортивный танец) (звучит музыка, появляется Танцулька и ведущая.
Конспект урока “Зимующие птицы”
Цель: обобщить и закрепить представления о зимующих птицах.
закрепить и уточнить названия зимующих птиц, их характерные внешние признаки, места обитания, питание; обогащать словарь по данной теме;
корригировать мышление, зрительное восприятие, внимание на основе выполнения заданий на закрепление;
воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: ноутбук, проектор, флешка с презентацией, раздаточный материал с заданиями, карточки с названиями птиц, кормушка, карточки с вороной и снегирями.
- Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.
Давайте улыбнёмся гостям и начнём урок. Садитесь!
- Слово дежурному.
- Определение темы урока.
(на доске рисунок)
– Ребята, посмотрите, что изображено на рисунке?
– Кого вы видите на картине? (птиц)
– По каким признакам вы это определили? (У птицы есть 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост, голова, туловище.)
– А среди них каких птиц вы уже знаете? (Снегирь, синица…, сорока, ворона, воробей…)
– Каким словом можно назвать этих птиц? (зимующие)
– Значит, о чём мы будем говорить на уроке?
(О зимующих птицах)
– Правильно. Прочитайте тему нашего урока.
IV. Актуализация знаний.
– Каких птиц мы называем зимующими?
(Зимующие птицы не улетают в тёплые страны – остаются зимовать)
– Что мы с вами знаем о синице?
(Синица – маленькая птица с жёлтой грудкой.)
– А что мы знаем о снегире?
( Снегирь получил название, потому что прилетает к нам с первым снегом. Питается семенами, ягодами. )
1. Игра «Собери птицу» (из разрезных частей составление птиц)- Мизенкова Юлия, Якшенбетова Азалия, Галимзянов Камиль
карточки с названиями птиц развешиваем на доске.
– Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать.
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-чирик!» (воробей)
– Эта птица всем знакома-
Важно ходит возле дома,
Кар-кар-кар вдруг закричит
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона
А зовут её (ворона).
– Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет всё до срока
-Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Пролетит любой маршрут. (голубь)
– Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (дятел)
– Всю ночь летает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (сова)
-Что это за птица, тонкоклюва, желтогруда? (синица)
Любит ягодки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Физминутка для глаз
(Ребята водят глазами за птицей.)
Работа с учебником, стр.60-61
Задание 1. Посмотрите на рисунок и скажите, какую из нарисованных птиц можно встретить сейчас. (устно)
Задание 2. Подумай и ответь на следующие вопросы полным ответом: (устно)
– Как называются птицы, оставшиеся на зиму в родных краях?
– Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?
– Что страшнее для птицы: голод или холод?
Раскрашивание рисунков (обведение по точкам снегиря)-
Мизенкова Юлия, Галимзянов Камиль, Якшенбетова Азалия,
Физминутка
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
(Плавные покачивания поднятыми руками.)
Локти согнули,
Кисти встряхнули.
(Встряхивание кистей рук перед собой)
в стороны руки,
Плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
(Движения руками.)
-Что за стол среди берёз,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом. (кормушка)
– Для чего нужны кормушки?
– Чем питаются птицы?
– Чем птицы хватают корм?
– Зачем ещё птице нужен клюв?
(Клювом птица хватает добычу, защищается от врагов, долбит кору, роет землю или прощупывает землю, чистит пёрышки, строит гнёзда. У птицы 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост. Птица высиживает яйца, из которых потом появляются птенцы.)
– Что можно положить в кормушку?
(зерно, хлебные крошки, сало, крупы)- показ на подносе
– Молодцы! Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они ищут себе корм. Прилетают к нашим жилищам. Мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Игра на внимание «Летает – не летает»
– Ребята, сейчас я вам буду называть слова, если называемый предмет обозначает «птицу», вы должны махать крыльями, если нет, то тихо сидим.
– Машина, воробей, дерево, дом, синица, ворона, голубь, кровать, муха, ручка, стрекоза, медведь, дятел.
– Правильно, ребята? Молодцы!
Задание «Подбери действие»: (в паре)-
Артём, Дина, Диана, Аркадий
(Подобрать слова- действия к слову птица)- работа с карточками )
Трещит, чирикает, читает, воркует, разговаривает, прыгает, рисует, летает.
Игра на внимание «Четвёртый лишний»-
закрыть птиц фишками- (работа в паре) – Юлия, Азалия
– Какая птица лишняя в каждом ряду?
Игра «Назови ласково» (если останется время)
– Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:
– Как называют птиц, которые не улетают на юг?
– Почему их так называют?
– Каких зимующих птиц вы запомнили?
– Какая птица вам очень понравилась? Почему?
– Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.
– Ребята, у вас на парте лежат карточки с изображением птиц. Если вам урок очень понравился и вы узнали много нового о зимующих птицах, то возьмите снегиря и поставьте на кормушку, если урок не понравился, то возьмите ворону и поставьте на кормушку.
- Итоги урока. Оценивание. Домашнее задание:
2б- раскрасить синицу; снегиря
3б- разгадать кроссворд
Зимующие птицы – конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида
Цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении
Бесплатные занятия с логопедом
Цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении.
Задачи:
Образовательные: Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных. Развивающие: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко-ординации речи с движением.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
1. Организационный момент
– Рассмотрите картинки и назовите.
– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?
2. Введение в тему
– Как называются птицы, которые остаются зимовать?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.
3. Беседа по теме.
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).
– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
– Какие это птицы?
– Почему их так называют?
4. Пальчиковое упражнение «Дятел»
– Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
5. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, ворона, голубь.
– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
6. Игра «Какой птички не стало?»
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:
– Какой птички не стало?
7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь, синица, голубь, воробей
8. Составление предложений по картине
– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
– Как называется домик с кормом для птиц?
– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
– Какие птицы прилетели к кормушке?
– Сколько птиц прилетело?
– Что едят синички?
– Какие птицы улетают?
– Почему нужно помогать птицам зимой?
9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»
Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.
– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.
Давайте про них скажем так:
На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.
На дереве много… снегирей.
10. Упражнение «Посчитай-ка»
– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
Урок окружающего мира, 1 класс. Где зимуют птицы? Школа России
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Где зимуют птицы?» УМК А. А. Плешаков
Цели: расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Планируемые результаты: учащиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.
Оборудование: таблица «Зимующие птицы», картинки с изображением зимующих птиц, школьный словарик «Птицы России»; у учащихся — разноцветные фишки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный опрос
— Какие районы есть на Земле? (Холодные и теплые.)
— О каких холодных районах Земли мы узнали? (О Северном Ледовитом океане и Антарктиде.)
— Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом.)
– В каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу.)
— Где живут белые медведи?
— Где живут слоны?
2. Игра «Найди ошибки»
— Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.
На севере
Один из холодных районов Земли — это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.
(Ошибки: в районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)
В жарких районах
На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства — саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.
(Ошибки: моржи, тюлени — животные Северного Ледовитого океана.)
(Можно использовать КИМы (тест 30, с. 49).)
III. Самоопределение к деятельности
— Не может наш Муравьишка без загадок. Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать. Кто сможет отгадать?
Я весь день ловлю жучков,
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый. (воробей).
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что — пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит. (сорока).
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
и ставит подпись. (Дятел.)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
(Учитель читает рассказ Ю. Дмитриева.)
Какие птицы бывают
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много — около 9 тыс. видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие — только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц — птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные.
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О птицах.)
– Прочитайте тему урока на с. 16 учебника. (Где зимуют птицы?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Что вам уже известно о птицах? (Птицы — это животные, тело которых покрыто перьями.)
(Дети также знакомы со строением птиц, знают зимующих птиц и могут вспомнить, как правильно их подкармливать.)
– Птиц, которые остаются в наших краях на зиму, так и называют — зимующие. Назовите этих птиц. (Воробей, ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, дрозд-рябинник, сорока, галки, голуби и др.)
(Если есть таблица «Зимующие птицы», то учитель вывешивает ее.)
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.
— Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)
— Но кроме зимующих птиц есть и другие, например ласточка, жаворонок, соловей. А где же они проводят зиму? (Улетают в теплые края.)
— Поэтому их называют перелетными. Отгадайте загадки про этих птиц.
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.)
Угадайте, что за птичка:
Беленькая с живота.
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели.
Кто же это? (Соловей.)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
И он летает и поет,
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения,
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)
В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ежится, зябнет на ветке росистой.
Но песни не бросит певец голосистый:
На яблоньке звонко поет, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик.)
«Фи-тиц!» — флейтой на рассвете
У речки слышен звук высокий.
И наклоняет иву ветер,
И прячется в густой осоке.
Чуть свет блеснет, она задорно
Уже поет на ветке тонкой.
Два цвета – золотой и черный —
Пестрят в наряде птицы звонкой.
Вспугни ее хотя б немножко —
«Фи-тиц» в «мау» обернется,
За что она «лесною кошкой»
Народом исстари зовется. (Иволга.)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли.)
— Рассмотрите рисунок на с. 16. Отметьте синими фишками зимующих птиц, а красными — перелетных.
(Самопроверка по учебнику (с. 84-85).)
V. Физкультминутка
Птички прыгают, летают.
(Прыжки на месте, взмахи руками.)
Птички крошки собирают.
(Показать, как клюют птички.)
(Погладить руки, носики.)
Птички летают, поют,
(Показать, как клюют птички.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так
(Работа в парах. Проверка. Учащиеся высказывают вслух свои предположения и доказывают их.)
— Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17.
(Учащиеся сначала объясняют своими словами, затем читают текст на с. 85.)
— Куда улетают ласточки? <В Африку.)
— А журавли? (В Индию.)
— Что вместо колец в последнее время используют ученые? (Радиопередатчик.)
— Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17. (Птицам не хватает корма.)
2. Игра «Узнай птицу»
(Учитель читает описание птицы. Задача детей — как можно быстрее узнать ее. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание птицы учитель дочитывает до конца.)
1. Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички — воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Считается, что эта крупная белая птица приносит счастье, поэтому люди всегда радуются, если она вьет гнездо на крыше дома.
Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа — днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты.)
2. Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не так, как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Эта птица — большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка.)
3. Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточки.)
4. Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивает она с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой эти птицы прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, спинка зеленая, на голове черная шапочка, а крылья серо-голубые. (Синицы.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 14).
– Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц.
— Остальных птиц узнайте с помощью атласа-определителя. №2 (с. 14—15).
– Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы.
— Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц? (Синим.)
— А весенних? (Красным.)
(Проверка. Можно организовать работу со школьным словариком «Птицы России».)
VII. Рефлексия
Игра «Третий лишний»
(Учитель говорит названия трех птиц, учащиеся должны назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.)
• Галка, грач, воробей.
• Ласточка, зяблик, дятел.
• Ворона, сорока, кукушка.
• Сова, голубь, соловей.
• Скворец, поползень, журавль.
• Стриж, воробей, галка.
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого? (Те, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими, а те, которые на зиму улетают в теплые края, — перелетными.)
Рекомендации для занятий дома
1. Узнать дополнительные сведения о жизни птиц. Можно воспользоваться школьным словариком «Птицы России» или другими источниками.
2. Познакомиться с информацией на страничках для любознательных в учебнике (с. 18-19).
Дополнительный материал
Дятел
С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий.
Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Сорвет дятел шишку и несет ее в свою кормушку — щель в дереве. Зажмет шишку и за пять минут выберет все семена. Целый день работает дятел, и под деревом скапливается гора пустых шишек.
В наших лесах живут несколько видов дятлов: черный, зеленый и пестрый. Каждый дятел выводит свои барабанные трели. Трели бывают длинные и короткие. Длина каждой барабанной дроби имеет свое значение: так, он может сердиться на соперника, который прилетел на его территорию, или звать подругу в гнездо.
Дятел — лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от вредителей. Понаблюдайте за этой красивой и неутомимой птицей.